Меню Рубрики

Где жила жанна д арк. Жанна Д’Арк

Жанна дАрк - самая заметная фигура за всю историю Столетней войны (которая шла в 14-15 веках между Англией и Францией). Несмотря на большое количество публикаций об этой умной и смелой личности в её биографии очень много несоответствий. Но как бы там не было, именно под её командованием французы одержали несколько побед и, в конце концов, прогнали англичан со своей территории.

Детские годы

Жанна родилась в деревушке Домреми в семье зажиточных крестьян, кроме неё в семье ещё было четверо детей. Жаннета ничем не отличалась от своих ровесников, росла весёлой, доброй и отзывчивой девочкой, охотно помогала по дому, пасла скот, умела шить и прясть лён. Она не ходила в школу и не умела ни читать, ни писать. С детства была очень набожная, лишь только услышав колокольный звон, она вставала на колени и начинала молиться.

Надев мужское платье, 16 летняя девушка отправилась в дорогу. По прибытию на место король устроил Жанне проверку и после того как юная крестьянка выдержала её, ей был выделен военный отряд.

Жанна на войне

Жанна дАрк не была опытным военачальником, но природный ум и наблюдательность помогли ей разбить врага под Орлеаном. Сообщение о снятии осады с города вдохновило французов, и они одержали ещё несколько побед и освободили юго-запад страны от англичан.

Через год французы под командованием Жанны одержали победу при Пуатье. Это освободило дорогу, и дофин вместе с армией смогли вступить в Реймс. 17 июля 1429 года состоялась коронация Карла VII, Жанна всё это время находилась рядом с ним.

В сентябре 1429 года французы попытались освободить Париж, но потерпели неудачу. Во время сражения Жанну ранили, и король приказал своей армии отступить.

Жанна осталась с немногочисленным отрядом и всё-таки вошла в город.

Плен и казнь святой Жанны

Популярность Орлеанской Девы среди крестьян росла с каждым днём, что очень пугало Карла VII и его окружение.
23 мая 1430 года, преданная своими соотечественниками она попадает в плен к бургундцам. Два раза Жанна пыталась бежать, вторая попытка едва не стоила ей жизни: она выпрыгнула из окна. Позже на суде её обвинят в попытке самоубийства. Король ничего не сделал, чтобы освободить девушку, хотя по обычаям Средневековья он мог выкупить её.

Тогда бургундцы продали Жанну англичанам за 10 тыс. ливров, которые передали ее духовенству.

Судебный процесс под руководством Пьера Кошона начался 21 февраля 1431 года и продолжался более трёх месяцев. Жанну пытались обвинить в ереси и в связи с дьяволом. Доказав её вину англичане могли бы доказать, что Карл VII правит Францией незаконно. Но обвинить малограмотную простолюдинку оказалось нелегко. Суду так и не удалось получить от неё признания в ереси.

Пытаясь, сломить волю, пленницы её содержали в нечеловеческих условиях, запугивали пытками, но она не признавала своей вины. Тогда её обвинили в том, что не требовало доказательств - в ношение мужской одежды.

Кошон знал, что если он вынесет девушке смертный приговор без доказательства её вины, то создаст вокруг неё венец великомученицы. Поэтому он пошел на подлость: на площади соорудили костер и возле него епископ объявил: стоит Жанне подписать бумагу об отречение от ереси, её помилуют и поместят в церковную тюрьму, где условия содержания будут лучше.

Однако безграмотной крестьянке была подсунута другая бумага, в которой было написано, что она полностью отрекается от своих заблуждений.

Жанну обманули и опять вернули в тюрьму для военнопленных. Здесь у нее силой отняли женскую одежду, и девушке пришлось надеть мужское платье. Это означало, что Жанна совершила преступление повторно, и суд приговорил её к сожжению на костре.

30 мая 1431 года 19 летнюю французскую героиню казнили в Руане на площади Старого Рынка, а прах развеяли над Сеной.

По приказу Карла VII через четверть века после казни святой Жанны состоялся ещё один процесс. Было опрошено 115 свидетелей, которые знали Жанну дАрк при жизни. С её сняли все обвинения и признали её подвиг.

В 1920 году, спустя почти 5 веков, католическая церковь причислила Орлеанскую Деву к лику святых.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Жанна д" Арк. "Выбор мой – не моя вина!"


На рассвете 30 мая 1431 года 581 год тому назад назад в тюрьму города Руана вошли священники, чтобы исповедовать и причастить одну из заключенных. После этого девятнадцатилетнюю девицу по имени Жанна д"Арк сопроводили на площадь Старый Рынок в Руане, где на нее уже ожидал костер, осветивший ее путь в бессмертие.

Данте Габриэль Росетти.

Через двадцать пять лет после процесса Жанну реабилитировали и признали возлюбленнейшей дочерью Церкви и Франции. А в 1920 году, на четыреста девяностом году после сожжения на костре, Римская Церковь причислила её к лику святых и признала истинной ее миссию, исполняя которую, она спасла Францию.


Эжен Тирион. Явление архангела Михаила Жанне д’Арк. 1876г.

Жанна д’Арк родилась 6 января 1409/1408 г. (традиционная дата рождения Жанны- 1412 г.) в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии в семье обедневших дворян (по другой версии - зажиточных крестьян, хотя никогда крестьяне не имели в имени приставки "де") Жака д’Арк и Изабеллы де Вутон по прозвищу Роме (римлянка) из-за её паломничества в Рим. Жанна никогда не называла себя Жанной д’Арк, а лишь «Жанной Девственницей», уточняя, что в детстве её называли Жанеттой. В 13 лет Жанна впервые, по её уверениям, услышала голоса архангела Михаила, святой Екатерины Александрийской и Маргариты Антиохийской, которые иногда являлись ей и в видимом облике. Спустя некоторое время они открыли Жанне, что именно ей суждено снять осаду с Орлеана, возвести дофина на трон и изгнать захватчиков из королевства.


Семирадский Г. И. Жанна д" Арк.

Когда Жанне исполнилось 17 лет, она отправилась к капитану города Вокулёр Роберу де Бодрикуру и объявила о своей миссии. Будучи высмеянной, Жанна вынуждена была вернуться в деревню, однако через год повторила свою попытку. На этот раз, капитан, поражённый её настойчивостью, был более внимателен, а когда Жанна точно предсказала печальный для французов исход «Селёдочной битвы» под стенами Орлеана, согласился дать ей людей, чтобы она смогла направиться к королю, а также снабдил мужской одеждой - шапероном, хуком и шоссами, причем Жанна до конца предпочитала одеваться именно так, объясняя, что в мужской одежде ей легче будет воевать и при том не вызывать нездорового внимания к себе со стороны солдат.


Эрнст Штюкельберг.

В Шиноне Жанна изумила Карла VII и молодого герцога Алансонского своим мастерством в верховой езде, безупречным знанием игр, распространенных среди знати: кентен, игра в кольца, - требовавших совершенного владения оружием. В ходе оправдательного процесса Ален Шартье, секретарь королей Карла VI и Карла VII, заявил следующее: «Создавалось впечатление, что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками». После того, как не было найдено ничего, что могло бы бросить тень на репутацию девушки, Карл решился передать в её руки командование войсками и назначил её главнокомандующим.


Scheffer Нenry.

Важную роль в таком смелом решении сыграл тот факт, что Жанна именем Бога подтвердила Карлу его законнорождённость и права на престол, в которых сомневались многие, включая самого Карла. После назначения для Жанны изготавливают доспехи (она получила специальное разрешение комиссии богословов из Пуатье на ношение мужской одежды), знамя и хоругвь. Меч для неё был найден в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа согласно повелению самой Жанны. По легенде, этот меч принадлежал Карлу Великому.


Harold Piffard. Joan Of Arc.

29 апреля Жанна с небольшим отрядом проникает в Орлеан. 4 мая её армия одержала первую победу, взяв бастион Сен-Лу. Победы следовали одна за другой, и уже в ночь с 7 на 8 мая англичане были принуждены снять осаду с города. Таким образом, задачу, которую прочие французские военачальники почитали невыполнимой, Жанна д’Арк решила за четыре дня.


J.J. Scherrer. Jeanne d’Arc victorieuse entre dans Orleans. 1887г.

Колебания и нерешительность Карла были причиной того, что в свой следующий поход к занятым англичанами замкам Луары Жанна выступила лишь 9 июня. Однако и в этот раз армия, возглавляемая ей, действовала быстро, решительно и необычайно успешно. 11 июня армия подошла к центральному укреплённому пункту англичан на Луаре - Жаржо, на следующий день Жаржо был взят приступом, 15 июня Жанна выступает на Мён-сюр-Луар, 16 июня - на Божанси, а уже 18 июня состоялась решающая битва при Пате с английской армией, возглавляемой Тальботом и Фастолфом, которая закончилась полным разгромом англичан. Грозный Тальбот попал в плен, Фастолф бежал с поля боя. Луарская операция была завершена.


Ян Матейко. Жанна Д"Арк. (фрагмент) 1886г.

29 июня начался «бескровный поход» в сторону Реймса. Город за городом открывал ворота перед королевской армией, 17 июля король был торжественно миропомазан в Реймском соборе в присутствии Жанны д’Арк, что вызвало необычайный всплеск национального духа в стране. Бургундский герцог Филипп III Добрый не приехал на церемонию, и Жанна в тот же день написала ему письмо, призывая к примирению.


Питер Пауль Рубенс. Жанна д" Арк.

После коронации Жанна убеждала Карла начать наступление на Париж, пользуясь благоприятной ситуацией и смятением в стане англичан, однако тот снова начал колебаться. Атака на столицу была предпринята только в сентябре, однако наступление было быстро прекращено. Король отдал приказ отводить армию к Луаре, и 21 сентября армия была распущена.


Эжен Самюэль Грассе.

Весной 1430 года военные действия были возобновлены, но проходили вяло. Жанне постоянно ставились препоны королевскими придворными. В мае Жанна приходит на помощь Компьеню, осаждённому бургундцами. 23 мая в результате предательства (был поднят мост в город, что отрезало Жанне путь для отхода) Жанна д’Арк была взята в плен бургундцами. Король Карл, который стольким был ей обязан, не сделал ничего, чтобы спасти Жанну. Вскоре за 10 000 золотых ливров бургундцы продали её англичанам. В ноябре - декабре 1430 года Жанна была перевезена в Руан.


Дилленс А. А. Пленение Жанны д Арк.

Процесс начался 21 февраля 1431 года. Несмотря на то, что формально Жанну судила церковь по обвинению в ереси, она содержалась в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Возглавлял процесс епископ Пьер Кошон, ярый приверженец английских интересов во Франции. В ходе процесса выяснилось, что обвинить Жанну будет не так-то просто - девушка держалась на судилище с потрясающим мужеством и уверенно опровергала обвинения в ереси и сношениях с дьяволом, обходя многочисленные ловушки. В надежде сломить волю узницы её содержат в ужасных условиях, английские стражники оскорбляют её, трибунал угрожает ей пыткой, но всё напрасно - Жанна отказывается покориться и признать себя виновной.


Поль Деларош. Допрос Жанны кардиналом Винчестера. 1824 г.

24 мая Кошон прибегнул к откровенной подлости - предъявил узнице готовый костёр для её казни через сожжение и уже возле костра обещал перевести её из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход, если она подпишет бумагу об отречении от ересей и послушании Церкви. При этом бумага с текстом, зачитанным неграмотной девушке, была подменена другой, на которой был текст о полном отречении от всех своих «заблуждений», на которой Жанна поставила крест.

Через несколько дней под предлогом того, что Жанна снова надела мужскую одежду (женская была у неё отобрана силой) и, таким образом, «впала в прежние заблуждения» - трибунал приговорил её к смерти. 30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане. На голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» - с высоты костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. И когда огонь охватил её, она крикнула несколько раз: «Иисус!». Почти все плакали от жалости. Её пепел был рассеян над Сеной. В музее города Шинон хранятся останки, якобы принадлежащие Жанне д’Арк, хотя, по исследованиям учёных, эти мощи ей не принадлежат.


Сожжение Жанны д’Арк. Открытка XIX века.

"Я прошу, чтобы меня отправили к Богу, от Которого я пришла..."
Жанна д"Арк

Изображение Жанны д’Арк, нарисованное между 1450 и 1500 годами. О ней написано множество научных исследований, и несмотря на это - а может, именно благодаря этому, споры вокруг ее судьбы не только не утихают, но, напротив, разгораются со все большей силой.

Официальная история жизни Орлеанской Девственницы существует со времен Великой французской революции и подробно изложена в школьных учебниках. Жанна д’Арк родилась в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д’Арка (Jacques или Jacquot d’Arc, около 1375–1431) и его супруги Изабеллы (Isabelle d’Arc, урожденная Isabelle Romee de Vouthon, 1377–1458) около 1412 года.

Это было тяжелое для Франции время. Уже более семидесяти лет шла Столетняя война (1337–1453), и французы за это время успели потерять большую часть территории королевства. В 1413 году в Париже вспыхнуло восстание. В 1415 году англичане высадились в Нормандии с войском под командованием талантливого полководца - молодого короля Генриха V (Henry V, 1387–1422). Осенью 1415 состоялась знаменитая битва при Азенкуре, в результате которой весь цвет французской аристократии попал в плен. В стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками, а англичане тем временем захватывали одну территорию за другой. В 1420 даже был заключен мирный договор в Труа, согласно которому французский трон наследовал английский король Генрих V. Но в 1422 году он скоропостижно умер, и в Столетней войне начался новый виток.

В возрасте 13 лет у Жанны начинались «видения» - она слышала «голоса», разговаривала со святыми, которые призывали ее идти спасать Францию. Девушка всем сердцем уверовала в свое необычное предназначение. Святые, что ей являлись, намекали на известное пророчество, согласно которому одна женщина погубила Францию, и другая женщина, причем девственница, спасет страну.

Бедная дочь пахаря в 17 лет уходит из отчего дома, добирается до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII (Charles VII, 1403–1461), рассказывает ему о своем предназначении. Тот, поверив ей, дает ей в подчинение отряд рыцарей. Вот так начинается карьера Жанны. В ней будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем - плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году. Вроде бы все просто и ясно.

Однако на протяжении уже нескольких десятилетий официальную версию систематически оспаривают некоторые историки, преимущественно французские, указывая на определенные непонятные моменты в биографии Жанны. Почему хронисты колеблются в названии даты казни девы? Президент Эно, суперинтендант в штате королевы Марии Лещинской (1685–1770), имевший доступ к французским хроникам, называет датой казни 14 июня 1431 года. Английские летописцы Уильям Кэкстон (William Caxton, 1422–1491) и Полидор Вергилий (Polydore Vergil, 1470–1555) уверяют, что казнь состоялась в феврале 1432 года.

Сомневающиеся в правдивости официальной биографии Жанны д’Арк историки разделились на два направления: бастардизм и сюрвенизм.

Идеологом первого течения стал Роберт Амбелена — масон очень высокой степени посвящения. Он обратил внимание на то, что почести, оказанные Орлеанской деве при французском дворе, никак не соответствовали её официальному статусу, изложенному в традиционной биографии. Так, например, Жанне выделили целую свиту; ей разрешили собственное знамя; её одели в дорогие рыцарские доспехи с золотыми шпорами; размер выкупа за неё соответствовал выкупу за особу королевской крови. Мало того, на гербе Орлеанской девы те же цвета и символы, что и на гербе Карла VII. Не многовато ли для простой крестьянки? Уж не была ли Жанна действительно королевских кровей?

Догадка Амбелена подтвердилась в 1934 году, когда историк Э. Шнайдер обнаружил в архивах Ватикана протоколы допросов Орлеанской девы. Среди них есть и отчёт двух монахов-францисканцев, опросивших жителей деревни Домреми, где, якобы, родилась Жанна д’Арк. Все они в один голос утверждали, что героиня Франции вовсе не крестьянка, а не кто иная, как дочь Изабеллы Баварской и брата её мужа Людовика Орлеанского. В изданиях книги «Истории королевского дома» до середины XVIII века есть данные, что у Изабеллы и Людовика 10 ноября 1407 года действительно родилась девочка по имени Жанна. В более поздних изданиях внезапно у этого ребёнка изменилось не только имя, но и пол. Девочка Жанна почему-то стала мальчиком Филиппом. Очевидно, что «История королевского дома» была отредактирована Бурбонами так, чтобы не могло возникнуть сомнений в правдивости официальной биографии героини Франции.

Таким образом, скорее всего Жанна д’Арк действительно была особой королевской крови, а не безродной крестьянкой, и приходилась сестрой Карлу VII и английской королеве Екатерине. Генрих VI Ланкастер, соответственно, её племянник.

В такой ситуации встаёт вопрос: могли ли столь близкие родственники упорно настаивать в ходе суда над Орлеанской девой на её сожжении, как это следует из официальной биографии Жанны’

Вот тут-то эстафету у бастардистов принимают сюрвенисты, которые открыто говорят: героиня Франции не была сожжена. При этом они указывают на явные нестыковки в официальной версии.

Во-первых, Жанну казнили без приговора светского суда, что было совершенно недопустимо в то время.

Во-вторых, нет прямых свидетельств, что на костёр возвели именно Орлеанскую деву: лицо казнимой было закрыто колпаком. Экзекуция проходила «при закрытых дверях» — на ней присутствовали только английские солдаты.

Мало того, официальная дата казни Жанны, оказывается, более чем условна. В разных документах указываются четыре разные даты: 30 мая, 14 июня, 6 июля 1431 года, а также февраль 1432-го.

Много сомнений вызывает и сама странная и головокружительная карьера Жанны. Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores - тех, кто молится; Bellatores - тех, кто воюет, или Aratores - тех, кто пашет. Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились, как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»?

Жанну же в Шиноне принимали теща короля Иоланда Анжуйская (Yolande d’Aragon, duchess d’Anjou, 1379–1442), супруга Карла VII Мария Анжуйская (Marie d’Anjou, 1404–1463) и сам король. Ко двору ее доставили за счет казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы, королевский гонец. Многим дворянам приходилось не по одному дню ждать аудиенции у короля, а «крестьянку» пустили к нему практически сразу.

«Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории» сообщает, что «в январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьем в присутствии знати и народа Лотарингии». Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянства, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нем крестьянки не укладывается ни в какие рамки того общества. К тому же длина копья достигала нескольких метров, и владеть им могли только специально обученные этому дворяне. На том же турнире она поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати - кентен, игра в кольцо. Поразила настолько, что герцог Лотарингский подарил ей великолепного скакуна.

«Жанна д’Арк на коронации Карла VII» 1854
Художник Жан Огюст Доминик Энгр

Во время коронации Карла в Реймсе только штандарт Жанны (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развернут на хорах собора. У Жанны был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей, и конюшня из двенадцати лошадей.

Рассказы о почестях, оказываемых ей при разных оказиях, кажутся противоречащими предположению о ее плебейском происхождении. Наверное, Робер Амбелен (Robert Ambelain, 1907–1997) - известный французский писатель, прославившийся своими связями с современными тайными обществами масонского и мартинистического толка, - был первым, кто решил связать ее прозвище «Орлеанская», под которым она фигурирует, например, в поэме Вольтера «Орлеанская девственница» (La Pucelle d’Orleans), с еще одним известным «Орлеанцем» - Орлеанским Бастардом (Le Batard d’Orleans, 1403–1468).

Орлеанский Бастард, или Жан Дюнуа, был незаконнорожденным сыном герцога Луи Орлеанского (Louis de France, Duc d’Orleans, 1372–1407) и Мариэтты Ангенской (Mariette d’Enghien). В своей книге «Драмы и секреты истории» («Drames et secrets de l’histoire, 1306–1643»), изданной в Париже в 1980 году и переведенной на русский в 1993 году, Амбелен доказывает, что именно на принадлежность к Орлеанской династии указывает прозвище воительницы.

Тогда объяснима та легкость, с которой Жанна была принята при дворе, и те почести, что ей оказывались, и то, что она принимала участие в рыцарских турнирах и командовала рыцарями.

Итак, отцом Жанны был герцог Луи Орлеанский, о чем знали и представители династии (сторонники этой версии утверждают, что в таком случае Жанна д’Арк родилась в 1407 году). Богатый гардероб Жанны был оплачен герцогом Карлом Орлеанским (Charles d’Orleans, 1394–1465), а Орлеанский Бастард, обращаясь к ней, называл ее «Благородная Дама». Но кто в таком случае мать Жанны? Вслед за Амбеленом, Этьен Вейль-Рейналь (Etienne Weil-Reynal) и Жерар Пем (Gerard Pesme) считают, что, скорее всего, это Изабелла Баварская (Isabeau de Baviere, 1371–1435), жена Карла VI, мать Карла VII. Она долгие годы была любовницей Луи Орлеанского.

Карл VI по прозвищу Безумный (Charles VI le Fou, 1368–1422) не выносил и вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи был частым гостем. Его называли отцом, по крайней мере, двоих детей Изабеллы - Жана (род. в 1398) и Карла (род. в 1402). Рождение Жанны произошло в этом самом дворце, и сразу ее отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему пришлось спрятать ребенка. Необходимо было защитить девочку, поскольку ее отец, Луи Орлеанский, был убит наемными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанны.

Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Дочь мужчины по имени Жак д’Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой - приставка «де» в фамилии выдает дворянское происхождение. Представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. Именно поэтому эта семья была выбрана для воспитания Жанны.

Как еще можно обосновать утверждение о ее дворянском происхождении? Герб, которым наделил ее Карл VII. В королевской грамоте говорится: «Во второй день июня 1429 года … господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил … гербом названную Жанну …». По описанию Жана Жакоби (Jean Jacoby) в книге «Знатность и герб Жанны д’Арк» («La noblesse et les armes de Jeanne d’Arc». Paris, 1937), герб представлял собой «щит с лазурным полем, в котором две золотые лилии и серебряный меч с золотым эфесом острием вверх, увенчанный золотой короной». Золотые лилии считались цветком Франции, иначе говоря, символом «принцев и принцесс крови», что также подтверждает открытая золотая корона на гербе Жанны. Король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания, значит, оно у нее уже есть. Своим гербом он ясно дает понять, что считает Жанну принцессой королевских кровей.

Если считать все сказанное верным, то Жанну придется признать сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии - Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа (Catherine de Valois, 1401–1437), сестры Карла VII, теткой короля Англии Генриха VI (Henry VI, 1421–1471). В этих обстоятельствах кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году.

Нельзя было сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен, и является темой отдельной статьи.

Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после… ее официальной казни. Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: «На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться…наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…». По сведениям историографов, рост Жанны составлял около 160 см. Учитывая двойное кольцо солдат вокруг нее, колпак на лице, сказать с уверенностью, что это была за женщина, не представляется возможным.

Жанна д’Арк при осаде Орлеана. 1429г.

Сомнения в том, что д’Арк была сожжена, становятся практически доказанными, если учесть: она не упоминается в учётных книгах казнённых инквизицией. Иными словами, получается: светские власти к сожжению Жанны не имеют отношения, поскольку не выносили ей приговора, а инквизиция тоже ни при чём, поскольку, согласно документам, она её не казнила. Таким образом сожжения Орлеанской девы попросту не было!

Стремясь подтвердить свои догадки, историки-ревизионисты сумели найти документы, из которых явствует: через пять лет после мнимой казни в Лотарингии появилась женщина, опознанная многими, как Жанна д’Арк. Среди таковых были полководцы-соратники и сам король Карл. 7 ноября 1436 года эта особа вышла замуж за графа де Армуаза. Мало того, в 1438-39 годах она участвовала в боевых действиях в Аквитании. Годом позже ездила в Орлеан, где встречалась в Карлом VII. Окончательно Жанна д’Арк, в замужестве де Армуаз, ушла от ратных и политических дел в 1440 году. Героиня уехала в замок Жольни, где жила до самой своей смерти в 1449 году. Умерла она при загадочных обстоятельствах, немного не дожив до 42 лет.
Реальная история Жанны д’Арк вызывает немало вопросов, и главный из них: зачем ближайшие родственники отдали её под суд, добились казни, а затем, по-видимому, спасли, инсценировав казнь?

Оказывается, ответ на этот вопрос нужно искать в событиях, произошедших задолго до появления на свет самой Орлеанской девы.

Как известно, первыми властителями Франции были Меровинги. С ними в родстве находилась династия Аймерингов Септиманских, ведущих своё начало от неких иудейских князей. Из рода Аймерингов были братья Готфрид Бульонский и Болдуин Фландрский. Именно они стали организаторами крестовых походов. В 1099 году братья создали рыцарский орден «Приорат святого Сиона» с целью восстановления династии Меровингов в Западной Европе и, особенно, во Франции. Как дочерняя структура сионского ордена в 1118 году учреждается орден тамплиеров. Но вскоре между орденами начинаются трения, и они становятся независимыми, поддерживая, тем не менее, прочные связи друг с другом.

После падения государства крестоносцев в Палестине оба ордена перебрались в Европу. В Орлеане осели сионцы, а в Париже — тамплиеры, оказавшиеся настолько оборотистыми дельцами, что опутали финансовой паутиной всю Европу. Здесь практически невозможно было найти монарха, не задолжавшего тамплиерам значительной суммы денег. Излишне говорить, что в подобной ситуации они определяли политику в Европе. Это не могло нравиться сионцам, желавшим заправлять всем самим. В 1307 году они окончательно порвали отношения с тамплиерами и стали оказывать им усиленное противодействие. Именно члены «Приората святого Сиона» подвигли французского короля Филиппа IV Красивого к разгрому ордена тамплиеров. В 1314 году были казнены гроссмейстер Жак де Моле, приор Нормандии Жофруа де Шарне и другие крупные функционеры ордена. Однако тамплиеры не были уничтожены полностью, они ушли в подполье и сумели спасти свою несметную казну, переправив её на 18 галерах в Англию. Мало того, они не простили ни Франции, ни сионцам разгрома своей организации и начали мстить.

Спустя несколько месяцев после казни де Моле при загадочных обстоятельствах умерли обидчики тамплиеров Филипп Красивый и папа Климент V. Потом отправились на тот свет все потомки Филиппа мужского пола. В итоге во Франции началась борьба за власть между династией Валуа и английскими королями, желавшими прибрать к рукам и французский трон. В конце концов, верх одержали Валуа. Но науськиваемый тамплиерами английский король Эдуард III, давший было согласие на восшествие на престол династии Валуа, отказался от своих слов. Это и стало поводом к Столетней войне. По сути дела, её развязали ушедшие в подполье тамплиеры. Они же, горя местью к Франции, финансировали из вывезенной ими орденской казны английскую армию.

Очевидно, что сионцы прекрасно знали подоплёку Столетней войны и пытались противодействовать тамплиерскому подполью.

Боевые действия шли с переменным успехом, но Франция целое столетие подвергалась разорению со стороны англичан и примкнувших к ним бургундцев, чьи герцоги были в родстве с последним магистром ордена тамплиеров.

На последнем этапе Столетней войны Франция, как никогда, нуждалась в национальном герое. За подготовку такового, похоже, и взялся гроссмейстер «Приората святого Сиона» с 1418 по 1480 годы Рене Анжуйский. По-видимому, будучи незаконнорождённой дочерью особ королевской крови, Жанна д’Арк воспитывалась в деревне Домреми, которая, входя в состав орденских земель сионцев в Лотарингии, находилась под их чутким присмотром. Идея сделать из неё героя-освободителя появилась у гроссмейстера в конце двадцатых годов XV века. Точно установлено, что первая встреча Жанны и Рене Анжуйского состоялась зимой 1429 года, а буквально через несколько месяцев по стране поползли слухи о лотарингской крестьянке, которой явился сам Спаситель и предсказывал освобождение Франции от захватчиков. Пропагандистская машина сионцев и Карла VII быстро сделали из неё национальную героиню, орудие справедливой освободительной войны в руках Господа. Если же разобраться, то легко заметить, что ведомые Орлеанской девой войска сражались ничем не лучше, чем французские рати, возглавляемые другими военачальниками. Это лишний раз подтверждается её пленением в битве при Компьене.

Когда Жанна оказалась в руках бургундцев, перед её ближайшими родственниками по обе стороны фронта стал вопрос: как спасти женщину, ведь едва ли её брат, Карл VII, и сестра, английская королева Екатерина, желали её смерти. На казни героини настаивали только ушедшие в подполье тамплиеры. Французы не смогли выкупить её у бургундского герцога, который, будучи потомком Жака де Моле, просто не пошёл с ними на сделку. Поэтому спасением Жанны занялась её сестра, английская королева Екатерина. Она с лёгкостью выкупила родственницу у бургундцев, но отпустить просто так не могла. Сделай она это — и тамплиеры-подпольщики в лучшем случае лишили бы финансирования английскую армию, а в худшем — легко отправили бы британскую королеву на тот свет, как сделали это с Филиппом Красивым.

Чтобы обойти все эти препоны, Екатерины затеяла бутафорский судебный процесс и бутафорскую же казнь Жанны д’Арк. На самом деле Орлеанская дева была отпущена на свободу. Афера английской королевы раскрылась только через несколько лет, и тамплиеры в 1449 году добрались до Жанны; об этом во всяком случае говорят загадочные обстоятельства её кончины. На открытый конфликт с Екатериной тамплиеры тогда не пошли, так как Англия ещё четыре года продолжала на их деньги исправно терзать ненавистную им Францию. Рассчитаться с закулисными кукловодами пришлось сыну Екатерины, Генриху VI. Не исключено, что именно с подачи тамплиеров в Британском королевстве разразилась война Белой и Алой роз, в ходе которой сын Екатерины в 1461 году был низложен, а через полгода после кратковременной реставрации, в апреле 1471, вновь лишился власти, был заключён под стражу и умерщвлён при загадочных обстоятельствах в лондонском Тауэре.

Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хроникеров и известных лиц, как современников Жанны, так и живших позже. В одной из хроник, хранящихся в Британском музее, сказано буквально следующее: «В конце концов, велели сжечь ее при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее». А настоятель Собора св. Тибо в Меце пишет спустя пять лет после казни: «В городе Руане … она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное».

Еще больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах допросов девы отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора.

Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова ее дальнейшая судьба?

В 1436 году, через пять лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: «Благородный Робер дез Армуаз (Robert des Armoises) сочетался браком с Жанной дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года». Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны.

А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобожденный ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа - дез Армуаз. Ее встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших ее ранее. В счетной книге города появилась еще одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег - 210 ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады». Героиню признали те, кто хорошо знал ее четыре года назад - ее сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ (Gilles de Rais, 1404–1440), Жан Дюнуа и многие другие.

Умерла Жанна в конце лета - начале осени 1449 года - именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о ее смерти. Только после этого ее «братьев» (имеются в виду сыновья Жака д’Арка) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть «братьями покойной Жанны Девственницы» и «Изабеллой, матерью покойной Девственницы».

Вот так выглядит одна из самых распространенных на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.

Другая версия гласит, что Жанна д’Арк - это Маргарита де Шандивер, внебрачная дочь короля Карла VI и его последней любовницы Одетты де Шандивер (Odette (Odinette) de Champdivers, 1385/89–1424/25). Король воспитал свою дочь как воина для самозащиты, так как два его сына в борьбе за трон были уничтожены сторонниками герцога Луи Орлеанского. А поскольку Карл VII был незаконным сыном и не мог претендовать на престол, понадобился спектакль о «вмешательстве Божьих сил».

Так рождается миф о непорочной деве, которая спасет страну. Эту роль сыграла Маргарита де Шандивер. Позже образ Жанны д’Арк и Маргарите, и Карлу VII начал мешать - постоянное верховенство женщины над войском было ненужным. Поэтому был разработан план исчезновения Жанны. Вместо Маргариты де Шандивер была сожжена на костре совсем другая женщина. А Маргарита - Жанна прожила долгую жизнь и была похоронена в базилике храма Нотр-Дам-де-Клери вблизи Орлеана.

Но обе упомянутые нами версии схожи в одном: жизнь Жанны гораздо сложнее и интереснее, чем нам пытаются внушить со школьной скамьи.

Официальная наука не признает доводов сторонников альтернативных версий. Но так или иначе, вопрос о происхождении Жанны д’Арк остается открытым: от фактов, говорящих о ее благородном происхождении, отмахнуться совсем непросто.

[ или вот интересные Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

ЖАННА Д"АРК (Jeanne d"Arc) (ок. 1412–1431), святая, национальная героиня Франции, прозванная Орлеанской девой, родилась, возможно, 6 января 1412 в деревне Домреми на реке Мёзе, в северо-восточной Франции. Жанна была дочерью зажиточного крестьянина Жака д"Арк и его жены Изабеллы. Она была наделена острым умом и способностью убеждения, она обладала здравым смыслом, но книжного образования не получила. Жанна гордилась теми домашними навыками, которые получила от своей матери, выучившей ее прясть, шить и молиться. С самого детства она привыкла к схваткам и боям, поскольку действовавшие заодно английские и бургундские войска то и дело разоряли местность вокруг Домреми, оставшуюся верной королевскому дому Валуа. Бургундцы ответили на предательское убийство 10 сентября 1419 арманьяками их предводителя, герцога Бургундского Иоанна Бесстрашного (в причастности к этому преступлению подозревали дофина Карла), устройством в 1420 мирного договора в Труа, который был заключен между душевнобольным французским королем Карлом VI и королем Англии Генрихом V. Два года спустя оба короля умерли, и, в соответствии с договором, младенец Генрих VI, сын Генриха V, стал королем обеих государств. Умелый воин и политик герцог Бедфорд, дядя короля и регент, руководил продвижением английских и бургундских войск на Луару. В 1428 они дошли до Орлеана и начали его осаду. Дофина Карла, находившегося под влиянием арманьяков, признали в качестве короля на юге и юго-западе страны, однако он ничего не делал ни для утверждения своих королевских полномочий, ни для поддержки зарождавшегося национального движения против англичан.

Деревня Домреми и весь этот район Шампани оставались верны Карлу благодаря тому, что поблизости в Вокулёре размещался отряд королевских войск. С 13 лет Жанна слышала «голоса» и имела видения, в которых ей являлись ее любимые святые и множество ангелов, побуждавшие ее спасать Францию. Она говорила, что с началом осады Орлеана голоса сделались громче и повелели ей отправиться к Орлеану и снять осаду, а затем отвести дофина в Реймс, чтобы короноваться там в соответствии с традицией французских королей. В феврале 1429 Жанна явилась к Роберу де Бодрикуру, капитану королевского отряда в Вокулёре. Поверив наконец в священную миссию Жанны (то было уже третье ее посещение, первые два были в мае 1428 и в январе 1429), Бодрикур дал ей несколько людей в сопровождающие, и Жанна в мужской одежде, заимствованной у одного из них, Жана Нуйонпона (Жана из Меца), направилась в ставку Карла, в замок Шинон, находящийся примерно в 150 км к юго-западу от Орлеана. 6 марта состоялась первая встреча Жанны с королем, которого она узнала несмотря на то, что он намеренно замешался в большой толпе придворных. Сначала к ней отнеслись с подозрением, но затем Карл и многие из близких ему людей поверили, что она послана ему на помощь Богом. Вначале в Шиноне, а затем в Пуатье Жанне были устроены испытания и допросы. После этого она почти весь апрель прождала в Туре, пока наконец не были собраны достаточные по численности войска. Во главе этого отряда Жанна, облаченная теперь в белые доспехи, изготовленные специально для нее, отправилась к Орлеану. Она ничего не знала о стратегии и тактике, но обнаружила здравый смысл, атаковав осаждавших с севера, где они не имели укреплений. Французы яростно сражались, и англичане уступили, сочтя, что Жанна находится в сговоре с дьяволом. Осада с Орлеана была снята 8 мая 1429, после чего французы одержали еще ряд побед, а в конце июня, встречая слабое сопротивление, двинулись на север. В сопровождении Жанны и войска Карл вступил в Реймс 16 июля 1429. На следующий день Жанна стояла близ Карла VII во время его помазания на королевство.

После этого Карл приложил мало усилий для того, чтобы помочь Деве в деле изгнания врагов из северной Франции. 8 сентября 1429, возглавляя неудачную атаку на Париж, Жанна была ранена, и тогда король повел свою армию обратно на Луару. Престиж Жанны начал падать, но ее желание продолжать сражаться за Францию не ослабевало. После того как основные силы французов отказались от попытки прийти на помощь Компьеню, Жанна с небольшим верным ей отрядом вошла в город. 23 мая 1430 бургундцы взяли ее в плен во время смелой вылазки за пределы городских стен. Карл VII не предложил выкупа, и бургундцы продали Жанну англичанам за 10 тыс. ливров. Переговоры об этом вел епископ Бове Пьер Кошон, изгнанный из своей епархии войсками Карла. Именно он встал весной 1431 во главе специального суда французского духовенства в Руане, который судил Жанну как ведьму и еретичку. Результат разбирательства был предрешен, мужественная и умелая защита Жанны ей не помогла. В мае, главным образом по причине отказа Жанны покориться церкви, поскольку она заявляла, что ответственна только перед Богом, она была признана виновной в ереси и отлучена. Подписав под давлением признание своей вины, Жанна возвратилась в церковь, но была осуждена на пожизненное заключение. В дальнейшем Жанна отказалась от своего признания, снова надела мужское платье и настаивала на том, что направляющие ее голоса исходят от Бога. Тогда церковный суд осудил ее как вторично впавшую в ересь и передал светским властям для совершения казни. 30 мая 1431 Жанна д"Арк была заживо сожжена на костре на площади Старого рынка в Руане.

Карлу VII удалось уговорить бургундцев пойти на заключение с ним сепаратного мира в Аррасе в 1435, а смерть герцога Бедфорда в следующем году лишила Англию мудрого правителя. Карл заключил с англичанами ряд перемирий, провел реорганизацию армии и государственных финансов, после чего возобновил войну. С падением Бордо в 1453 англичане лишились всех своих владений во Франции, за исключением Кале. Теперь Карл попытался очистить свою запятнанную репутацию, реабилитировав Жанну. Дело было вновь рассмотрено в церковном суде, состоявшемся в Руане в 1455, и приговор отменили. В 1909 Дева была признана блаженной, а 16 мая 1920 состоялась ее канонизация папой Бенедиктом XV.

Жанна Д’Арк (1412 - 1431) - национальная героиня Франции, успешно командовавшая французскими войсками в Столетней войне. Была сожжена на костре англичанами, как еретичка. Впоследствии церковь причислила ее к лику святых, предварительно реабилитировав. В этой статье Вы познакомитесь с её биографией, и узнаете об интересных фактах из ее жизни

Датой рождения Жанны считается 1412 год, однако в декрете папы Пия X о причислении Девы к лику святых названа дата 6 января 1409 года, что скорее всего более правдоподобно. Жанна д’Арк родилась в деревне Домреми в семье зажиточных крестьян Жака д’Арк и Изабеллы Роме. Она никогда неименовала себя Жанной д’Арк, а только «Жанной Девственницей». В детстве все называли ее Жанеттой

Дом Жанны д’Арк в Домреми. Ныне здесь находится одноименный музей

Картина "Видение Жанны д’Арк" (художник Жюль Бастьен-Лепаж, 1879 год)

Когда героине стукнуло 17 лет, она отправилась к капитану города Вокулёр Бодрикуру и рассказала о своей великой миссии. Естественно, он её высмеял и Жанне пришлось вернуться в деревню, но спустя год повторила свою попытку. Во второй раз капитана поразила настойчивость юной девушки. Жанна предсказала поражение французов под Орлеаном и он согласился выделить ей воинов, а также военное мужское снаряжение. В последствии, Д"арк всегда одевалась именно так, мотивируя это тем, что в мужской одежде гораздо легче воевать. Такая одежда ко всему прочему не вызывает нездорового внимания у солдат.Вместе с Жанной отправились воевать два ее верных спутника - рыцари Жан де Мец и Бертран де Пуланжи

В марте 1429 года Жанна прибыла к Дофину, объявив что послана высшими силами для того, чтоб освободить страну и попросила воиска для того, чтоб снять осаду Орлеана. Она удивила всех своим знанием военного дела и верховой езды. Секретарь королей Карла VI и Карла VII говорил о ней: «Создавалось впечатление, что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками»

Карл все же колебался, но после всех проверок (матроны проверяли ее на девственность, гонцы узнавали о ней в ее краях, богословы проводили допросы) все же доверил ей войско и операцию по освобождению Орлеана. К тому же Жанна именем Бога подтвердила Карлу его законнорожденность и права на престол, в чем многие сомневались

Для Жанны Д"Арк изготавливают специальные доспехи (так как она получила разрешение богословов на ношение мужской одежды), знамя и хоругвь. Ей предоставили меч самого Карла Великого, хранящийся в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа

Карл Великий

Следующим ее пунктов назначения был Блуа, где уже ожидала армия, во главе которой Жанна начала наступление на Орлеан. Новость о том, что армию возглавила посланница божья, воодушевила воинов и сподвигла их на подвиги. В итоге, за 4 дня Д"Арк полностью освобождает Орлеан, так как англичане были вынуждены снять осаду. Многие военачальники считали эту задачу полностью невыполнимой…

Военные действия возобновились весной 1430 года, но шли довольно медленно. Королевские придворные постоянно пытались строить всяческие козни, в результате подстроив предательство, из-за которого Жанна Д"Арк попала в плен к бургундцам. Король Карл решил не предпринимать никаких действий для освобождения Жанны, и бургундцы продали ее англичанам, и перевезли в Руан

На фото башня в Руане, в которой была заточена Жанна

Судебный процесс начался в конце февраля 1431 года. Формально Жанну судила церковь, выдвинув обвинение в ереси, но в тюрьме её держали под охраной англичан, как военнопленную.К тому же, возглавлял процесс епископ Кошон, сторонник интересов Англии, да и само правительство этой страны не скрывало своих интересов в этом деле. Англичане даже оплатили все судебные издержки и расходы, связанные с делом, довольно таки не малые.

Допрос Жанны Д"Арк

Пытаясь сломить волю заключенной, ее содержали в страшных условиях, постоянно оскорбляя и угрожая пытками — но все это без толку, Жанна не признала себя виновной. Смертная казнь без признания вины создала бы вокруг Д"Арк еще больший ореол мучиницы, потому судьи прибегли к обману, подсунув бумагу об отречении от ересей, которую неграмотной девушке пришлось подписать, якобы в обмен на помилование. На самом же деле, из-за неграмотности она поставила подпись под полным отречением от всех своих заблуждений

"Жанна д’Арк". Триптих

Через несколько дней ее обвинили в том, что она снова одела мужскую одежду, когда на самом деле женскую у нее отобрали. В результате у трибунала не оставалось выхода кроме как приговорить девушку к смертной казни.30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане с «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница». «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» - воскликнула Жанна и попросила дать ей крест и когда огонь охватил её, она крикнула: «Иисус!».Пепел был развеян над Сеной, а в музее Шинона якобы хранятся ее останки. Но согласно иследования, эти мощи не принадлежат Жанне Д"Арк

После окончания войны в Нормандии в 1452 Карлом VII был инициирован процесс, с целью оправдать Жанну. Были изучены все документы, опрошены все свидетели, в результате чего все пришли к выводу, что казнь была незаконной. В июле 1456 судьи зачитали вердикт, который полностью оправдывал казненную девушку, восстановив ее доброе имя