Меню Рубрики

Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология

Обухова Л.Ф. Курс лекций ««Психология развития и возрастная психология»

Мы систематизировали в интернете имеющийся видеокурс лекций проф. Обуховой Л.Ф. Настоятельно рекомендуем использовать в своей профессиональной подготовке данный видеокурс лекций Обуховой Л.Ф. (МГППУ)

2 открытые лекции

1. «Психология развития и возрастная психология» л.№1

Первая лекция курса «Психология развития и возрастная психология».

2. «Психология развития и возрастная психология» л.№2

Вторая лекция курса «Психология развития и возрастная психология».
Читает доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ Обухова Людмила Филипповна

Обухова Л.Ф. Видеокурс лекций ««Психология развития и возрастная психология»

1. Л.Ф. Обухова. Психология развития. Лекция 1

Тема 1. Место психологии развития и возрастной психологии среди других отраслей психологии.

2. Л.Ф. Обухова. Психология развития. Лекция 2

Тема 2. Определение понятия «Развитие».

Тема 3. Специфика психического развития ребенка.

Тема 4. Возникновение науки «Детская психология».

3. Л.Ф. Обухова. Психология развития. Лекция 3

5.1. Стадии психосексуального развития.

4. Л.Ф. Обухова. Психология развития. Лекция 4

Тема 5. Психоаналитические теории развития личности.

5.1. Стадии психосексуального развития (продолжение).

5.2. Защитные механизмы личности.

5. Л.Ф. Обухова. Психология развития. Лекция 5

Тема 5. Психоаналитические теории развития личности.

5.3. Психоанализ детства в исследованиях А. Фрейд.

5.4. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона.

5.5. Стадии психосоциального развития.

6. Л.Ф. Обухова. Психология развития. Лекция 6

Тема 5. Психоаналитические теории развития личности.

5.6. Закон биполярности в развитии личности.

5.7. Синдром социальной патологии идентичности.

7. Л.Ф. Обухова. Психология развития. Лекция 7

Тема 5. Психоаналитические теории развития личности.

5.6. Закон биполярности в развитии личности (продолжение).

5.8. Ритуализированные формы взаимодействия и их значение для развития личности.

8. Л.Ф. Обухова. Психология развития. Лекция 8

6.1. Ж.Пиаже – человек и ученый.

6.2. Генетическая эпистемология.

6.3. Открытие эгоцентризма детского мышления.

9. Л.Ф. Обухова. Психология развития. Лекция 9

Тема 6. Развитие интеллекта как стержневая линия формирования психики ребенка.

6.4. Стадии интеллектуального развития ребенка.

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке RoyalLib.ru

Эта же книга в других форматах

Приятного чтения!

Л ф Обухова

Обухова л ф

Детская (возрастная) психология

Л.Ф.Обухова

Детская (возрастная) психология

ОБУХОВА Л. Ф., доктор психологических наук.

Детская (возрастная) психология.

Данное издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии. Содержание и структура учебника включают существующие зарубежные и отечественные теории, многообразный фактический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области возрастной психологии.

Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов, педагогических вузов и колледжей, а также всех тех, кто интересуется вопросами психического развития детей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава I. Детство как предмет психологического исследования.

1. Исторический анализ понятия "детство"

2. Детство как предмет науки

3. Специфика психического развития ребенка.

4. Стратегии исследования психического развития ребенка

Глава II. ПРЕОДОЛЕНИЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХИКИ РЕБЕНКА

1. Биогенетический принцип в психологии

2. Нормативный подход к исследованию детского развития.

3. Отождествление научения и развития

4. Теория трех ступеней детского развития..

5. Концепции конвергенции двух факторов детского развития.

6. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка.

Глава III. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ.

1. Теория Зигмунда Фрейда.

2. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд.

3. Эпигенетическая теория развития личности. Эрика Эриксона.

Глава IV. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

1. Отход от классического бихевиоризма...

2. Воспитание и развитие.

3. Критические периоды социализации.

4. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения.

5. Роль подражания в формировании нового поведения.

6. Ребенок и взрослый.

7. Семья как фактор развития поведения ребенка

Глава V. УЧЕНИЕ ЖАНА ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

1. Этапы научной биографии.

2. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже.

3. Открытие эгоцентризма детского мышления

4. Открытие стадий интеллектуального развития ребенка.

Глава VI. Л. С. ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА

1. Смена научного мировоззрения.

2. Дальнейшие шаги по пути, открытому Л. С. Выготским.

Глава VII. КОНЦЕПЦИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА.

1. Кризис новорожденности

2. Стадия младенчества.

3. Ранний возраст.

4. Кризис трех лет

Глава VIII. КОНЦЕПЦИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД ДЕТСТВА.

1. Дошкольный возраст.

2. Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению.

3. Младший школьный возраст.

Глава IX. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ..

1. Влияние исторического времени.

2. Классические исследования кризиса подросткового возраста.

3. Новые тенденции в изучении отрочества (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович)

Глава X. НЕОКОНЧЕННЫЕ СПОРЫ.

1. П. Я. Гальперин и Ж. Пиаже.

2. О закономерностях функционального и возрастного развития психики ребенка.

3. Формы и функции подражания в детстве.

4. Проблема общих и специфических закономерностей психического развития слепоглухонемого ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложение 1. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Вечная признательность Учителям

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время в мире существует множество учебников по детской психологии. Практически каждый крупный западный университет имеет свой оригинальный вариант. Как правило, это объемные, хорошо иллюстрированные пособия, обобщающие огромное количество научных исследований. Некоторые из них переведены на русский язык. Однако ни в одной из этих понастоящему интересных книг мы не встречаем анализа целостной концепции детского развития, разработанной Л. С. Выготским и его последователями, которая является истинной гордостью и подлинным достижением отечественной психологии.

Отсутствие знаний о столь существенной концепции заставляет нас считать, что любой зарубежный учебник не отражает современный уровень психологических знаний о развитии ребенка в полной мере.

Отечественные учебники по детской психологии невелики по объему и бедны иллюстративным материалом. К тому же им тоже присущ содержательный недостаток: обобщая опыт, накопленный в" нашей науке, они дают весьма слабое представление о достижениях современной зарубежной психологии. Предлагаемая вниманию читателя книга и создавалась в основном для того, чтобы восполнить эти пробелы и представить в уравновешенном и полном виде многообразные подходы к пониманию психического развития ребенка, которые были разработаны в XX веке, то есть за весь период существования детской психологии как отдельной научной дисциплины. Изложение материала опирается на несколько основных принципов.

Это, прежде всего, принцип историзма, который позволяет как бы нанизать на один стержень все важнейшие проблемы детского развития, возникавшие в разные периоды времени. В книге анализируется историческое происхождение понятия "детство", прослеживается связь истории детства с историей общества, показываются исторические предпосылки возникновения детской психологии как науки.

Второй принцип, положенный в основу выбора анализируемык концепций детского развития, связан с разработкой и введением в науку новых методов исследования психического развития. Изменения в представлениях о психическом развитии всегда связаны с появлением новых методов исследования. "Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка,-- писал Л. С. Выготский. -- Опереться понастоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение -- значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем детской психологии аспекте культурного развития". Именно этот принцип, эта установка Л. С. Выготского позволила проанализировать исторический путь детской психологии от первых наивных представлений о природе детства до современного углубленного системного изучения этого феномена. Биогенетический принцип в психологии, нормативный подход в исследовании детского развития, отождествление развития и научения в бихевиоризме, объяснение развития влиянием факторов среды и наследственности в теории конвергенции, психоаналитическое изучение ребенка, сравнительные исследования нормы и патологии, ортогенетические концепции развития -- все эти и многие другие подходы в отдельности и все вместе отражают сущность и иллюстрируют связь концепций психического развития и методов его исследования.

Третий принцип касается анализа развития основных аспектов человеческой жизни -- эмоционально-волевой сферы, поведения и интеллекта. Теория классического психоанализа 3. Фрейда развивается в работах М. Клейн и А. Фрейд, а затем переходит в концепцию психосоциального развития жизненного пути личности Э. Эриксона.

Проблема развития в классическом бихевиоризме переосмысливается в теории социального научения -- самом мощном направлении современной американской психологии развития. Исследования познавательного развития также претерпевают изменения -- наблюдается переход от изучения эпистемического субъекта к изучению конкретного ребенка в реальных условиях его жизни.

На фоне всех этих выдающихся достижений западной психологии все же подлинный революционный переворот в детской психологии совершил Л. С. Выготский. Он предложил новое понимание хода, условий, источника, формы, специфики, движущих сил психического развития ребенка; он описал стадии детского развития и переходы между ними, выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка.

Л. С. Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания. Он назвал ее "вершинной психологией" и противопоставил ее трем другим -- глубинной, поверхностной и объяснительной. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития. Учение о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и средового редукционизма при объяснении детского развития.

Анализ концепции Л. С. Выготского составляет смысловое ядро данной работы. Однако было бы ошибкой считать, что идеи Выготского застыли, превратились в догму, не получили закономерного развития и логического продолжения. Отметим, что не только достоинства, но даже и некоторая ограниченность идей Л. С. Выготского стимулировали развитие отечественной детской психологии. Теоретический анализ идей Л. С. Выготского и его последователей показывает, что существует совсем иная детская психология, до сих пор мало известная большинству психологов.

Большой раздел учебника посвящен характеристике стабильных и критических периодов психического развития ребенка. Здесь анализ фактов детского развития осуществляется на основе учения Л. С. Выготского о структуре и динамике возраста. Структура возраста включает в себя характеристику социальной ситуации развития ребенка, ведущего типа деятельности и основных психологических новообразований возраста. В каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие (генетическую задачу), которое должно быть решено в особом, специфическом для данного возраста, ведущем типе деятельности.

Разрешение противоречия проявляется в возникновении психологических новообразований возраста. Эти новообразования не соответствуют старой социальной ситуации развития, выходят за ее рамки. Возникает новое противоречие, новая генетическая задача, которая может быть решена благодаря построению новой системы отношений, новой социальной ситуации развития, свидетельствующей о переходе ребенка в новый психологический возраст. В этом самодвижении проявляется динамика детского развития. Такова схема рассмотрения всех возрастных периодов детской жизни от рождения до подросткового возраста, такова логика их развития.

В заключительном разделе книги рассматриваются некоторые дискуссионные проблемы детской психологии -- о причинах многоликости подражания в детстве, о закономерностях функционального и возрастного развития психики ребенка, об общем и специфическом в развитии нормального и аномального ребенка.

На наш взгляд, такое построение учебника будет способствовать не только усвоению теории, фактов, проблем и методов их изучения, но и развитию научного мышления в области детской психологии.

Данное издание приближено к форме учебника для студентов, изучающих психологию и педагогику. Для каждого раздела указаны возможные темы семинарских занятий, которые преподаватель может более подробно разработать. Темы для самостоятельной работы направлены на расширение общего кругозора учащихся. Рекомендованная литература включает в себя наиболее значимые работы в области детской психологии. Их чтение позволит углубить и расширить знания, представленные в учебнике.

Пользуясь случаем, выражаю глубокую признательность за разного рода помощь студентам и аспирантам, с которыми мне выпало удовольствие работать.

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Полное имя:

Ученая степень: доктор психологических наук

E-mail: [email protected]

Отправить на e-mail

Доктор психологических наук, профессор МГУ , действительный член РАЕН, лауреат премии Президента РФ, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета « Психология образования» МГППУ.

Образование и профессиональная деятельность.

Окончила психологическое отделение философского факультета МГУ (1960). Кандидат психологических наук (1972), доктор психологических наук (1996). Доцент (1977). Профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии (1997). Лауреат премии Президента РФ за вклад в разработку деятельностного подхода к развитию психики (1997). Действительный член РАЕН (1996). Член редколлегии журнала « Вестник» Московского университета, серия « Психология» . Член редколлегии журнала « Психологическая наука и образование» .

Принимала участие в исследованиях, посвященных изучению умственного развития детей; участвовала в многолетней работе со слепоглухими студентами факультета психологии МГУ. Тема ее кандидатской диссертации: « Формирование элементов научного мышления у ребенка» . Применение метода планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина к анализу характерных особенностей детского мышления (феноменов Ж.Пиаже) показало новые возможности в освещении проблемы « Обучение и развитие» в детском возрасте. Докторская диссертация выполнена на тему: « Пути научного изучения психики ребенка в ХХ веке» . Л.Ф. Обухова очерчивает контур детской психологии, как системы возможных интерпретаций психических явлений на основе генетико-моделирующего их осмысления, включения этих явлений в контекст развивающегося бытия и психики ребенка. Установлены два магистральных пути развития детской психологии, каждый из которых реализует одну из существующих парадигм исследования. В работе концептуально обобщены сущностные характеристики теорий психического развития ребенка в рамках культурно-исторической и естественно-научной парадигмы. Сравнительный анализ теорий детского развития позволил вскрыть их преемственность и установить логику процесса формирования научного знания о движущих причинах детского развития. Работы имеют значение для организации научно-исследовательской деятельности в системе дошкольного образования, для решения практических задач по развитию детского мышления, для диагностики уровней развития познавательной деятельности детей.

Работы Л.Ф.Обуховой имеют значение для организации научно-исследовательской деятельности в системе дошкольного образования, для решения практических задач по развитию детского мышления, для диагностики уровней развития познавательной деятельности детей.

Подготовила 25 кандидатов наук.

Научные интересы:

  • детская (возрастная) психология;
  • сравнительный анализ нормы и патологии детского развития;
  • сравнительный анализ возрастного и функционального развития психики ребенка.

Учебные курсы.

Общий курс лекций «Возрастная психология», спецкурсы «Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов», «Теория Ж. Пиаже », «Актуальные проблемы современной психологии развития», « Основы общей (генетической) психологии.Теория П.Я.Гальперина » .

Материалы публичных лекций Обуховой Л.Ф. в рамках Научного лектория МГППУ по проблемам современной психологии:

  • "Психология развития" / 4 мая 2011 г., Россия, Москва

Публикации

  • Детская психология: теории, факты, проблемы М.: Тривола 3-е изд., стер. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.: ил.
  • Возрастная психология. Учебник для СПО М.: Юрайт 2016
  • Возрастная психология. Учебное пособие М.: Педагогическое общество России. - 1999 - 442 с
  • Возрастная психология: Учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. - 460 с. - (Основы наук).
  • Детская (возрастная) психология М.: Российское педагогическое агенство, 1996, - 374 с.
  • Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии М.: Гардарики 2001 г,624 стр., с ил. Твердый переплет.

Название: Детская - возрастная психология.

Данное издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии. Содержание и структура учебника включают существующие зарубежные и отечественные теории, многообразный фактический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области возрастной психологии.
Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов, педагогических ВУЗов и колледжей, а также всех тех, кто интересуется вопросами психического развития детей.

В настоящее время в мире существует множество учебников по детской психологии. Практически каждый крупный западный университет имеет свой оригинальный вариант. Как правило, это объемные, хорошо иллюстрированные пособия, обобщающие огромное количество научных исследований. Некоторые из них переведены на русский язык. Однако ни в одной из этих понастоящему интересных книг мы не встречаем анализа целостной концепции детского развития, разработанной Л. С. Выготским и его последователями, которая является истинной гордостью и подлинным достижением отечественной
психологии.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава I. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Исторический анализ понятия "детство"
2. Детство как предмет науки
3. Специфика психического развития ребенка
4. Стратегии исследования психического развития ребенка
Глава II. ПРЕОДОЛЕНИЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХИКИ РЕБЕНКА
1. Биогенетический принцип в психологии
2. Нормативный подход к исследованию детского развития
3. Отождествление научения и развития
4. Теория трех ступеней детского развития
5. Концепции конвергенции двух факторов детского развития
6. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка
Глава III. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Теория Зигмунда Фрейда
2. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд
3. Эпигенетическая теория развития личности. Эрика Эриксона
Глава IV. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ
1. Отход от классического бихевиоризма
2. Воспитание и развитие
3. Критические периоды социализации
4. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения
5. Роль подражания в формировании нового поведения
6. Ребенок и взрослый
7. Семья как фактор развития поведения ребенка
Глава V. УЧЕНИЕ ЖАНА ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
1. Этапы научной биографии
2. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже
3. Открытие эгоцентризма детского мышления
4. Открытие стадий интеллектуального развития ребенка
Глава VI. Л. С. ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА
1. Смена научного мировоззрения
2. Дальнейшие шаги по пути, открытому Л. С. Выготским
Глава VII. КОНЦЕПЦИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА
1. Кризис новорожденности
2. Стадия младенчества
3. Ранний возраст
4. Кризис трех лет
Глава VIII. КОНЦЕПЦИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД ДЕТСТВА
1. Дошкольный возраст
2. Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению
3. Младший школьный возраст
Глава IX. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ
1. Влияние исторического времени
2. Классические исследования кризиса подросткового возраста
3. Новые тенденции в изучении отрочества (Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л. И. Божович)
Глава X. НЕОКОНЧЕННЫЕ СПОРЫ
1. П. Я. Гальперин и Ж. Пиаже
2. О закономерностях функционального и возрастного развития психики ребенка
3. Формы и функции подражания в детстве.
4. Проблема общих и специфических закономерностей психического развития слепоглухонемого ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложение 1. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Приложение 2. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (1959)


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Детская - возрастная психология - Обухова Л.Ф. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать txt
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.