Меню Рубрики

План описания фгп. Африка: физико-географическое положение и исследование материка

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РАЗДЕЛ II . Материки, океаны и страны мира ЕВРАЗИЯ Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРАЗИИ. Практическая работа № 4 «Определение физико-географического положения материка по физической карте. Оформление Ф.Г.П. на к/ к.» учитель географии ГОУ СОШ №406 Тырнова Т.В.

Общая характеристика Евразии. S = 55 млн.км

S = 55 млн.км А З И Я Европа

Самая высокая точка материка г.Джомолунгма (Эверест 8848м.) Самое глубокое озеро Байкал

7 495 м. 8848м. 5642м. Пик Коммунизма Эльбрус Джомолунгма

На формирование природы материка огромное влияние оказывает его географическое положение. Географическое положение – это положение относительно экватора. начального меридиана, тропиков, и полярных кругов. Протяженности по широте и долготе. Положение относительно океанов и других материков.

Последовательность изложения физико-географического положения (Ф.Г.П) материка, по плану. (используйте приложение на стр.334 учебника) - Кроме практической работы на к/ к, учащийся должен сдать зачет ФГП материка устно, демонстрируя рассказ по карте!!!

ЗАПИШИТЕ в тетрадь!!! Относительно экватора, материк Евразия находиться полностью в Северном полушарии. Относительно «О» меридиана большая часть лежит в Восточном полушарии…… Материк на юге пересекается северным тропиком (тропик Рака). На севере материк пересекает Северный Полярный круг. I этап Практической работы по к/карте. Расположение материка относительно важнейших линий градусной сети: экватора, «0» меридиана (до 180 д.), тропиков, полярных кругов.

экватор «о» меридиан Тропик Рака Северный полярный круг Найди в атласе…….обозначь на к/ к.

II этап Практической работа по к/карте. Определение крайних точек материка. Последовательность действий: - Найдите самые крайние точки материка на физической карте,а затем и на к/ к. - Крайнюю точку обозначьте - подписав ручкой. - В условных обозначениях укажи координаты найденной вами точки.

Мыс Челюскин Мыс Пиай Крайние точки: Северная–м.Челюскин(?) Южная – м. Пиай (?) Восточная –м. Рока (?) Западная – м.Дежнева (?)

Определение протяженности материка: в градусах и километрах……… Последовательность действий: а) Протяженность с З В, по 40 с.ш. = ______________ - вычислить величину отрезка в градусах =_________ - перевести градусы в километры =_________ ВСПОМНИ, что величина дуги 1 градуса по Экватору = 111км. , а по 40 параллели = ___________.

Последовательность действий: б) Протяженность с Ю С, по 100 в. д.= ____________ - вычислить величину отрезка в градусах =_________ - перевести градусы в километры =________ ВСПОМНИ, что величина дуги 1 градуса по «о» меридиану = 111км. , а по 100 меридиану =_______.

Мыс Челюскин Мыс Пиай Крайние точки: Северная–м.Челюскин(?) Южная – м. Пиай (?) Восточная –м. Рока (?) Западная – м.Дежнева (?) Подпиши расстояния……..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока...

Географическое положение и история исследования материка «Евразия».

Учитель: Дёмин Алексей СергеевичУМК: География материков и океанов. В двух частях. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М: «Русское слово» 2010.Класс: 7Тема урока: Географическое положение и история...

Модуль для изучения географического положения материка Евразия

Материал может быть использован для организации самостоятельной работы учащихся при изучении темы "Евразия. Географическое положение"...

Дата: 30.11.2019

Общие сведения

Африка - второй по величине материк после Евразии. Площадь суши - 29,2 млн км 2 , с островами - 30,3 млн км 2 (около 1/5 суши земного шара).

Самая высокая точка над уровнем моря - г. Килиманджаро (5895 м), самая низкая - впадине Ассаль (155 м).

Экватор Африку пересекает почти посередине, ее окраины заходят в субтропические широты.

Африка расположена в четырех полушариях одновременно - Северном и Южном, Западном и Восточном.

Крайние точки материка:

  • северная - мыс Рас-Энгела (37° с.ш., 10° в.д.),
  • южная - мыс Агульяс (Игольный) (35° ю.ш., 20° в.д.),
  • западная - мыс Альмади (14° с. ш., 18° з. д.),
  • восточная - мыс Рас-Хафун (11° с. ш., 52° в. д.).

Протяженность с севера на юг - почти 8000 км, ширина на севере - 7500 км (мыс Альмади - мыс Рас-Хафун).

Африка омывается Средиземным и Красным морями, Индийским и Атлантическим океанами. Материк соединяется с Азией узким (120 км) Суецким перешейком. От Европы Африка отделена Гибралтарским проливом (наименьшая ширина 13 км).

Береговая линия Африки порезана незначительно, берега часто гористые. Длина береговой линии - 30500 км, более 1/5 отдаленно от океанов и морей на 1000-1500 км.

Крупные заливы - Гвинейский и Сидра. Удобных бухт мало, крупнейший полуостров Сомали.


В Африку относят острова: на востоке Мадагаскар, Поморские, Маскаренские, Амирантские, Сейшельские, Пемба, Мафия, Занзибар, Сокотра; на западе - Мадейра, Канарсьйи, Зеленого Мыса, Аннобон, Сан-Томе, Принеипи, По и отдаленные острова: Вознесения, Святой Елены, Тристан-да-Кунья.

История исследования и освоения

Европейцы начинают детальное изучение Африки с XV в.

В XVI в . португальцы во время поиска персидского пути в Индию исследовали очертание побережья Африки.

Бартоломеу Диаш - португальский мореплаватель - в 1487 впервые совершил плавание вдоль западного побережья Африки, достиг мыса Доброй Надежды (1487-1488 гг.). Экспедиция Диаша доказала, что Индийский океан соединяется с Атлантическим и в Индию можно попасть морским путем.

Экспедиция под руководством Васко да Гама открыла для европейцев морской путь в Индию (1499 ). Длительная, сложная путешествие имело значительные последствия - с момента открытия морского пути и к построению в 1869 Суэцкого канала главная торговля Южной и Восточной Азии.

В XVII в. во внутренних районах Африки к югу от экватора пертугальськие исследователи открыли озера Тана (1613 ), Ньяса (1616 ), исследовали истоки Голубого Нила и низовья реки Конго, на западе материка французская экспедиция А. Брю исследовала реку Сенегал.

В XVIII в. вследствие стремительного развития промышленной мировой торговли, растет интерес к материку, его ресурсам.

В 1788 в Лондоне была организована «Ассоциация для содействия открытию внутренних частей Африки», которая в 1830 объединилась а королевским географическим обществом. Экспедиции, организованные Ассоциацией: М. Парк в 1796-1797 гг. (Исследование Нила и Нигера), Орден, Денгем, Клаппертон в 1822-1824 гг. (Впервые пересекли Сахару до озера Чад, через р. Сокото дошли до Нигера).

В исследовании бассейна Нила большая роль принадлежит французам (времена похода Наполеона в Египет).

В 1835 Э. Смит исследовал реку Лимпопо.

В 1847 - 1848 гг. экспедиция Е. П. Ковалевского начала географическое и геологическое изучение бассейна Голубого Нила.

В 1848 -1849 гг. немецкие миссионеры И. Крапф и И. Ребман открыли самую высокую точку материка - вулкан Килиманджаро.

В 1856 - 1869 экспедиция Дж. Опека и Р. Бертона открыла озеро Танганьика. Установила, что Нил берет начало из озера Виктория.

Дэвид Ливингстон открыл озеро Нгами, водопад Виктория (1855 ), пересек Африку с запада на восток, исследовал бассейн реки Замбези, в 1867-1871 гг. изучал южные и западные берега озера Танганьика, открыл озеро Бангвеулу. В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей, и на ее поиски был направлен журналист Г. Стэнли, который в 1871 встретился с Ливингстоном на озере Танганьика. Вместе они продолжили изучение северной части озера и выяснили, что озеро не связано с Нилом.

В 1865-1867 гг. экспедиция немецких исследователей Г. Рольфс и Г. Нахтигаля первой из европейцев пересекла Сахару от берегов Средиземного моря (город Триполи) до Гвинейского залива (город Лагос), достигли массив Вадаи.

Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-1878 гг. провел географические и этнографические исследования Центральной Африки, детализировал гидрографию истока Белого Целую, исследовал водораздел рек Нил и Конго.

Итак, к концу XIX в. были исследованы четыре большие африканские реки - Нил, Конго, Нигер и Замбези, в начале XX в. разведанны большие запасы природных ресурсов.

Вперёд

Рельеф, геологическое строение и природные ресурсы

См. также

А фрика. Рельеф и геологическое строение, природные ресурсы

  1. Внутренние воды.

  2. Государства и столицы

План характеристики материка.

    Физико-географическое положение материка.

    Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  1. Внутренние воды.

  2. Природные зоны. Растительный и животный мир.

    Население. Хозяйственная деятельность.

    Государства и столицы

План характеристики физико-географического положения материка.

    Положение материка по отношению к экватору.

    Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

    Положение материка по отношению к тропикам

    Крайние точки, их координаты.

    Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

    Определить в каких климатических поясах расположен материк

    Положение материка по отношению к морям и океанам.

    Положение материка по отношению к другим материкам.

    Особенности физико-географического положения материка.

Урок–практикум по географии в 7-м классе на основе интеграции алгоритмической и проблемно поисковой технологий.

Тема урока: "Физико-географическое положение материка Африка"

Цель урока : Выявить особенности географического положения материка Африка.

Задачи урока

    Образовательные: Продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, пользоваться типовыми планами-алгоритмами, использовать вычислительные навыки, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, группировать материал по указанным признакам.

    Воспитательные: Продолжить воспитание личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему.

    Развивающие: Развивать мышление школьников, для чего предусмотреть создание на уроке проблемной ситуации и обучение учащихся её решению: организовывать свою учебную деятельность и работать в заданном темпе; использовать, ранее приобретённые ЗУН для получения знаний и использования их в новой ситуации; свертывать полученную информацию и записывать её в тетрадь; формировать элементы творчества на основе решения проблемных задач.

Оборудование: Физическая карта мира, атласы, учебники, типовые планы, контурные карты, фонограмма «Звуки Африки»

Тип урока : Изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и проблемно-поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: Эврестическая беседа. Организация работы учащихся по типовым планам, картам атласа, тексту учебника, контурным картам.

Деятельность учащихся : Выполнение практической работы с использованием карт атласа и типовых планов-алгоритмов. Решение проблемы урока. Ведение записи в рабочей тетради. Работа на контурной карте.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: градусная сетка, определение географических координат (география); вычислительные навыки (математика).

Планируемые результаты: Приобретение знаний об особенностях географического положения материка Африка. Закрепление умений работать с картами атласа, типовым планом-алгоритмом, контурной картой.

Ход урока

Организационный момент.

Подготовка к изучению нового материала: актуализация знаний учащихся .

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…

Для этого мне понадобиться ваша помощь.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинаем наш урок.

Будем мыслить, изучать

И открытья совершать.

Ребята, вы готовы к этому? Итак, вперёд!

У Вас на столе листочки с улыбками или без улыбки. Выберите ту, которая бы отразила ваше настроение.

(рефлексия с начала урока и в конце урока - итог)

На уроках географии в 7 классе мы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты. На прошлом уроке мы перешли к изучению материков.

Я предлагаю провести арт обстрел и проверить ваши знания. За 3 правильных ответа и работу на уроке как всегда будет результат.

Вспомните, пожалуйста, что называется материком?

Ответ: Материки - значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

Какие вы знаете материки? Покажите их по карте.

Ответ: Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия.
В предыдущей теме мы рассмотрели общие закономерности природы южных материков, которые подчинены закономерностям развития географической оболочки.

Какие материки относятся к южным материкам?

Ответ: К южным материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду.
Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?
Ответ: Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка лежат и в южном и в северном полушария.

Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий - они были частью единого материка Гондваны.

На прошлом уроке мы познакомились с планом (алгоритмом), по которому будем изучать каждый материк.

План характеристики материка.

    Физико-географическое положение материка.

    Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  1. Внутренние воды.

  2. Природные зоны. Растительный и животный мир.

    Население. Хозяйственная деятельность.

    Государства и столицы

Посмотрите что стоит первым вопросом и почему?.

Ответ: Первый вопрос плана: физико-географическое положение.

Частная задача к первому действию алгоритма.

Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?

Ответ: Географическое положение - это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.

Физико-географическое положение материка – это положение материка относительно поверхности Земли, других географических объектов, оказывающих влияние на его природу.

Коль к планете нашей приглядишься

Из ракетной различишь дали

Материк имеет форму сердца

Ярко- красный цвет его земли

О каком материке идет речь?

Ответ: Африка

Тема нашего урока: Физико-географическое положение материка Африка. И сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на земном шаре.

Для работы на уроке вы можете использовать учебники, карты атласа, Фронтальное обсуждение. Мы будем сегодня выполнять практическую работу.

В тетрадях для практических работ записываем тему.(НА ДОСКЕ)

ФГП МАТЕРИКА АФРИКА

Оборудование: карты атласа, учебник, план-алгоритм .

Прежде чем продолжить работу запишем Д\З §24, к.к

Какое бы место на нашей планете мы с вами не изучали бы,о нем обязательно можно будет сказать, что оно самое, самое…

Каждый материк имеет определение со словом самый.

Евразия – самый?...(большой).

Антарктида – самый?...(холодный).

Африка – самый?...(жаркий).

Чтобы вы назвали еще в Африке самое….

    Африка – самый жаркий материк

    Самая великая пустыня – Сахара (7,82 млн. км²)

    Самая длинная река мира – Нил с Кагерой (6671 км)

    Самое обширное песчаное пространство – пустыня Калахари

    Самая высокая температура на Земле – Эль-Азизия (Ливия) +58°С

    Африка – самый жаркий материк

    Самый древний (Да! Ученые все больше склоняются к мысле о том, что именно Африка представляет собой прародину человечества. Каждый землянин может сказать «Я родом из Африки»)

    Самый большой по площади после Евразии (СЛАЙД)

Площадь (СЛАЙД) S Африки – 29,2 млн. км² (1\5 часть суши) –ЭТО БЕЗ ОСТРОВОВ

А с островами часть света Африка – 30,3 млн. км 2

(СЛАЙД) Название АФРИКА

    (от лат. Afrikus – безморозный, не знающий мороза).

    Слово “Африка”, как полагают ученые, происходит от названия берберского племени “Афригии”, которое жило на севере материка. В последствии это название распространилось на весь материк.

3.В XVI в. ученый Мухаммед аль-Вазан писал что названия «Африка» (по-арабски «Ифрика») происходит от слова «фарака» которое означает «разделить». Возможно, что в названии материка заложено именно это содержание, так как Красное море отделяет Африку от Азии.

Основная проблема урока.

Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка? ”

Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны познакомьтесь с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка.

Такой план есть у каждого из вас, есть он и в учебнике на стр.311(УЧЕБНИК)

План характеристики физико-географического положения материка.

    Положение материка по отношению к экватору.

    Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

    Положение материка по отношению к тропикам

    Крайние точки, их координаты.

    Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

    Определить в каких климатических поясах расположен материк

    Положение материка по отношению к морям и океанам.

    Положение материка по отношению к другим материкам.

    Особенности физико-географического положения материка.

Работы много, поэтому будем работать по группам.

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Средний ряд – 2 группа – РИ

Ряд у стены – 3 группа - КА

А общими стараниями мы соберем название материка АФ - РИ- КА

Решение проблемы:

(СЛАЙД) Работаем следующим образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Затем обсуждаем, и представитель группы даёт ответ. Если вы согласны, то делаете запись в тетрадь. На подготовку 2-3 мин. (по песочным часам)

Ряд у окна – 1 группа – АФ

1. Положение материка по отношению к экватору.

Ответ: Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу. Времена года в северной и южной части противоположны: когда в северном полушарии лето, в южном – зима Близость экватора влияет на количество получаемого тепла и осадков, их распределение по временам года

Средний ряд – 2 группа – РИ

2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая - к западу.

Ряд у стены – 3 группа - КА

3.Положение материка по отношению к тропикам.

Африка лежит между тропиками,между 35 параллелями, в экваториальных и тропических широтах; в жарком тепловом поясе.

(СЛАЙД) 4. Крайние точки, их координаты.

Крайние точки материка это мысы, т.е. те участки суши, которые дальше всего вдаются в море.

Все вместе

Северная - м. Рас-Энгела – (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.).

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Южная - м. Игольный – (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.).

Средний ряд – 2 группа – РИ

Западная - м. Альмади – (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.).

Ряд у стены – 3 группа - КА

Восточная - м. Рас-Хафун – (10 гр. с. ш, 52 гр. в. д.).

(СЛАЙД) 5. Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Протяженность Африки север - юг:

Чтобы определить расстояние по меридиану в градусах нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора) градусов37 гр. + 35 гр. = 72 гр. ; затем, зная,что длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит: 111 км.* 72 = 7992 км.

Средний ряд – 2 группа – РИ

Протяженность материка запад – восток: Запад-восток по 10 0 с.ш.

14º+52º=66º 66º*109,6 км = 7233,6 км

Ряд у стены – 3 группа - КА

(СЛАЙД) ВЫВОД. От протяженности материка зависит влияние океанов, континентальность климата, разнообразие природных условий. .

(СЛАЙД) 6. Определить в каких климатических поясах расположен материк

Экваториальный

Субэкваториальный

Тропический

Субтропический

Высокие температуры весь год.

Предполагаемые ответы учащихся: Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе. Африка расположена ближе к экватору, чем к полюсам.

(СЛАЙД) 7. Положение материка по отношению к морям и океанам, элементы береговой линии

На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.

проливы: Гибралтарский – разделяет части света – Европу и Африку, соединяет – Атлантический океан и Средиземное море. Суэцкий канал – отделяет Африку от Азии и соединяет Средиземное море с Красным.Баб- эль-Мандебский пролив

Аденский – соединяет воды Красного моря и Индийского океан

Элементы береговой линии есть на ваших карточках- алгоритмах, они помогут вам правильно оформить к\к

      Гибралтарский пролив

      Средиземное море

      Суэцкий канал

      Красное море

      Баб- эль-Мандебский пролив

      Аденский залив

      Сомали (полуостров)

      Индийский океан

      Мозамбикский пролив

      о. Мадагаскар

      Атлантический океан

      Гвинейский залив

      Канарские острова

Материк имеет простые очертания Островов и полуостровов мало.

(СЛАЙД) 9.Положение материка по отношению к другим материка

Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.

на значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал.

Ты, на дереве древней Евразии

Исполинской висящая груши

Близость к Евразии – континентальность климата Северной Африки

Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.

Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?”

(СЛАЙД)ТЕСТ

    Крайней западной точкой материка является:

    Экватор пересекает Африку:

    Материк омывается на востоке водами океана:

    Какую часть от площади суши составляет площадь Африки?

Имеет выгодное физико-географическое положение.

Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке.

Я знала, всё у нас получится,

Африку мы с вами будем знать.

Всем путешественникам

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга»

Рефлексия (выберите картинку, лежащую у вас) – итог рефлексии

Звучит музыка

Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосный бой тамтамов, увидишь в отблески ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.

Организация домашнего задания.

Текст параграфа 18. Самостоятельно проработать материал об открытии и изучении материка. Выбрать маршрут путешествия одного из исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и составить рассказ об этом путешествии и путешественнике (можно с использованием дополнительного материала).


Похожие документы:-географического положения Африки. Научиться определять физико -географическое положение материка по ... тропикам): По отношению к экватору - пересекается материк линией экватора или...

Методическая разработка урока: Физико- географическое положение Африки.

Класс: 7

Цель: знакомство с географическим положением Африки.

Задачи:

    Образовательные познакомить с физико-географическим положением Африки; научить давать характеристику ФГП материка; показать особенности береговой линии материка; познакомить с новым способом обработки информации – картосхемами.

    Развивающие – развивать умение комплексного использования физической и контурной карт; использовать ранее приобретенные ЗУН для получения знаний и использования их в новой ситуации;

    Воспитательные – продолжить воспитание личностных качеств, привитие аккуратности, наблюдательности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: эвристическая беседа с постановкой проблемного вопроса, сообщения учащихся, дифференцированно-групповая, самостоятельная работа.

Оборудование: физическая карта мира, учебник В. А. Коринской, И.В. Душиной, В.А.Щенева «География материков и океанов», атласы, рабочие тетради учащихся, раздаточный материал, мультимедийное оборудование (презентация используется по ходу всего урока

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Здравствуйте, ребята! На наших уроках мы не раз совершали путешествия. Вспомните, где мы с вами уже побывали, что исследовали? (Океаны)

Но на этом наши путешествия не закончились. Впереди нас ждет много нового и интересного, т. к. мы отправляемся в путешествие по материкам! Назовите существующие материки

Учащиеся называют и показывают океаны на настенной карте

Показывают материки

Новый материал

А) введение в тему

Наше путешествие начнется со знакомства с одним из интереснейших материков Земли, а каким, определите сами!

На экране демонстрируются слайды с видами Африки, и идет сопроводительный текст:

« Этот материк считают наиболее вероятной прародиной человека. Это родина многих народов, больших и малых. Они любят свою землю и гордятся ею, считая её необыкновенной. Здесь есть все. И прекрасные пальмовые рощи, и дикие непроходимые джунгли, искрящиеся водопады, раскаленные солнцем пустыни и бескрайние саванны. Этот материк славится своими пирамидами и пигмеями, баобабами и жирафами».

За морем-океаном в тени Килиманджаро
Купается огромный и добрый бегемот,
Там зебры и жирафы,там небо дышит жаром,
Кокосовые пальмы, бананы круглый год.
В саванне бродят львы и прячутся гориллы,
Шипят в пустыне змеи, качая головой.
И щелкают зубами большие крокодилы,
Когда проходят мимо них слоны на водопой.

На каком материке мы можем встретить таких животных и растения?

О каком материке идет речь? Как определили?

Много интересного и загадочного можно встретить на этом материке. Даже происхождение названия материка «Африка» до сих пор вызывает споры.

Проблемная задача. Представьте теперь, что вы путешественники. Экспедиция отправляется на один из южных материков и по возвращении из экспедиции вы должны рассказать об особенностях природы материка.
Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомится, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка. Обсудите ответы

Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам необходимо познакомиться при изучении материка.

Таким образом, на прошлом уроке мы с вами знакомились с планом (алгоритм), по которому будем изучать материк. Давайте решим, в каком порядке и почему будем отвечать на вопросы, чтобы составить характеристику материка?

Еще раз вспомним план характеристику материка (форзац учебника)

План характеристики материка.

    Физико-географическое положение материка.

    Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

    Климат.

    Внутренние воды.

    Почвы.

    Природные зоны. Растительный и животный мир.

    Население. Хозяйственная деятельность.

    Государства и столицы.

Посмотри те еще раз и какой вопрос у нас самый первый?

Итак, тема сегодняшнего урока: Физико - географическое положение Африки.

Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?

Константин Георгиевич Паустовский сказал «Познания и странствия неотделимы друг от друга» (высказывание на доске) .

Ну что ж, мои друзья, в путь!

Для работы на уроке вы можете использовать учебники, карты атласа,

Основная проблема урока.

Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока : Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?

    Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы более точно определить местонахождение материка на земном шаре?

    Какие карты мы будем использовать для описания материка?

Называют материк

Артур

Обсуждение в парах.

Предполагаемые ответы учащихся. Необходимо познакомиться с растительным и животным миром материка; узнать о климате, рельефе и полезных ископаемых материка; познакомиться с народами, населяющими материк и странами; определить, где находится материк .

Географическое положение - это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.

Предполагаемые ответы учащихся: Определить площадь материка. Какие океаны его омывают? Какие материки близко расположены, а какие удалены?

Физическая карта Африки, физическую карту полушарий.

Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны ответить на эти вопросы, используя сказанные вами карты. А теперь мы будем работать с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка.

План характеристики физико-географического положения материка.

    Положение материка по отношению к экватору.

    Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

    Крайние точки, их координаты.

    Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

    Площадь материка.

    Положение материка по отношению к морям и океанам.

    Положение материка по отношению к другим материкам.

    Особенности физико-географического положения материка.

Решение проблемы:

Работаем следующим образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Если вы согласны, то делаете запись в бортовом журнале

    Положение материка по отношению к экватору

На что влияет положения материка вблизи экватора?

2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану .

3. Крайние точки, их координаты.

4 . Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах

5. Площадь материка

6 . Положение материка по отношению к морям и океанам

Изрезанность берегов

7. Положение материка по отношению к другим материкам

Знакомство с планом хар-ки ФГП

Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу

количество получаемого солнечного тепла и осадков, их распределение по временам года .Времена года в северной и южной части противоположны: когда в северном полушарии лето, в южном – зима

Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая - к западу.

Самостоятельное исследование в парах. Работа с картами атласа. Определение географических координат по карте атласа. Нанесение их на контурную карту.

Северная - м. Рас-Энгела – (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.).

Южная - м. Игольный – (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.).

Западная - м. Альмади – (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.).

Восточная - м. Рас-Хафун – (10 гр. с. ш, 52 гр. в. д.)

. Протяженность Африки север - юг: 37 гр. + 35 гр. = 72 гр. Так как длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 к м., то протяженность материка составит: 111 км. 72 = 7992 км.

Протяженность материка запад – восток: 52 гр. + 18 гр. = 70 гр. Так как по экватору длина дуги в 1 градус равна 110 км ., то длина материка будет равна: 110 км. 70 = 7700

Пользуясь справочным материалом атласа назовите площадь материка.

Площадь материка - 30.3 млн. кв. км. – это второй по величине материк.

Найдите на карте на карте, затем нанести на контурную карту цифры

На контурной карте подписать объекты береговой линии: Атлантический океан, Индийский океан, Средиземное и Красное моря, Гвинейский и Аденский заливы, Гибралтарский, Мозамбикский и Баб-эл-Мандебский проливы, острова: Мадагаскар, Канарские и т.д.

Изрезанность берегов слабая, ровные

Африка удалена от Ю. Америки,Австралии, Антарктиды и С. Америки на значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал. Суэцкий канал -судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Зона канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией и имеет Огромное значение для мирового судоходства

Стат. Справка:

Строился канал 10 лет

Длина 161 км

Ширина от120км до 318 км

Глубина более 16 м.

физкультминутка

Музыкальная физкультминутка

Первичное закрепление

Какое важное событие ожидает нас в 2014 году в феврале месяце?

А что является логотипом этого мероприятия?

Правильно, Логотип олимпийских игр выглядит как пять объединенных между собой колец разных цветов. Этот логотип так же нанесен и на олимпийский флаг, который имеет белый фон означающий мир во всем мире. В 1913 году Пьер де Куберт придумал такой логотип, он считал, что национальные цвета всех стран включены в эти пять колец, а не привязаны к какому-либо из континентов как принято думать сейчас. Если вы посмотрите на флаг абсолютно любой страны, вы увидите, что на нем есть хотя бы один цвет из пяти цветов колец. На сегодняшний день полагают что каждый цвет это какой-либо континент. А как вы думаете, какой цвет вы предложите Африку? А почему?

Давайте подведём итог всему сказанному. Ответьте на вопрос – выгодное ли у Африки физико-географическое положение?

Тест – Выберите верные утверждения.

    Африка посередине пересекается экватором

    Начальный меридиан не пересекает Африку.

    Северная точка материка – м. Игольный

    Южная точка- м. Игольный

    Восточная крайняя точка- м. Рас - Хафун

    Западная крайняя точка -м. Альмади

    Африку омывают океаны: Атлантический и Индийский.

    Самое соленое море, омывающее берега Африки – Средиземное.

    С севера берега омывает Средиземное море.

    Гвинейский залив расположен с севера

    Самый большой остров вблизи берегов материка – Мадагаскар .

Олимпиада в Сочи

логотип 5 колец

Черный цвет

Ответ: ФГП Африки выгодное; материк лежит во всех 4-х полушариях земного шара. Африка представляет собой сплошной массив суши со слабо изрезанной береговой линией.

Ответы: 1,4, 5,6, 7, 9, 11

Ватман,

Игра «Что такое?» называется географический объект, надо уточнить что это? (мыс, остров, полуостров и т д) и показать по карте

    (мыс) Игольный,

    (мыс) Альмади,

    (мыс) Рас – Хафун,

    Атлантический (океан),

    Индийский (океан),

    Средиземное (море),

    Гвинейский (залив),

    (полуостров) Сомали,

    (остров) Мадагаскар,

    Гибралтарский (пролив),

    Суэцкий (канал, перешеек )

Рефлексия

Итак мы сегодня:

1) Самостоятельно узнали ответы на все проблемные вопросы;
2) Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение;
3) Овладели обобщенным способом описания физико–географического положения материка;
5) Закрепили навыки работы с картой, глобусом, учебником, алгоритмом;
6) Очень хорошо поработали самостоятельно и в коллективе и думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы

Домашнее задание

Текст параграфа. Самостоятельно проработать материал об открытии и изучении материка. Выбрать маршрут путешествия одного из исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и составить рассказ об этом путешествии и путешественнике (можно с использованием дополнительного материала).

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!

Н. Гумилев

Спасибо за урок!

  • Физико-географическое положение материка.

  • Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  • Климат.

  • Внутренние воды.

  • Почвы.

  • Природные зоны. Растительный и животный мир.

  • Население. Хозяйственная деятельность.

  • Государства и столицы.

«Географическое положение Африки. История исследования».

  • Тема урока


Задача урока:

  • Познакомить с планом характеристики материка

  • Ввести понятие географическое положение материка

  • Раскрыть приемы определения географического положения материка

  • Изучить особенности географического положения Африки и их влияние на природу материка.















Особенности материка

  • По размерам Африка уступает лишь Евразии её площадь составляет 29,2 млн.км2

  • Около ½ её территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн.

  • В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария Конго и самая длинная река мира Нил.

  • Африка самый жаркий материк Земли.


План описания ФГП материка


Географическое положение материка Африка


Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.


Определить географические координаты крайних точек Африки.

  • 1 вариант.

  • Северная точка- мыс Бен-Секка

  • Южная точка- мыс Игольный

  • 2 вариант

  • Западная точка- мыс Альмади

  • Восточная точка – мыс Рас-Хавун


План описания ФГП материка

  • Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.

  • Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяженность материка в километрах с севера на юг и с востока на запад.

  • В каких климатических поясах расположен материк?

  • Определите, какие моря и океаны омывают материк?

  • Как расположен материк относительно других материков?


Физическая карта Африки


История исследования материка


Открытие и исследование материка



Давид Ливингстон

  • Английский путешественник по Африке. Ливингстон прожил в Африке двадцать восемь лет как миссионер и исследователь.

  • Открыл области Замбези и многих частей Южной и Центральной Африки

  • Составил современную карту «Черного материка»

  • Открыл водопад Виктория

  • Изучил верховья реки Конго, озеро Ньяса



Город Куруман, в котором Д.Ливингстон прожил восемь лет


Пароход, на котором Д.Ливингстон плавал по Замбези


Д.Ливингстон и Г.Стенли на озере Танганьика


Туземцы несут изнуренного лихорадкой Д.Ливингстона.


Василий Васильевич Юнкер

  • Русский исследователь Африки.

  • Изучал Центральную и Восточную Африку

  • Проводил топографические работы, метеорологические и гидрологические наблюдения