Меню Рубрики

Аналитический обзор труда Гофмана И. "Представление себя другим в повседневной жизни"

Данная книга представляет собой учебник, где разбирается один из подходов к изучению социальной жизни. В ней описано множество приемов, которые образуют методический каркас, который может применяться при изучении любого конкретного социального уклада.Драматургический подход фокусируется на представлении жизни в виде театральной сцены с 3 действующими лицами: человек, его роль в спектакле и зритель.Данная книга исследует способы, поведения индивида в самых обычных ситуациях, способы создания впечатления у зрителя о себе и правила поведения во время своего спектакля.

«Когда человек присутствует там, где присутствуют другие, эти другие стремятся раздобыть свежую информацию о нем или задействовать уже имеющуюся» . Делают они это для того, что определить, что ждет от них человек и чего им ждать от него.

В распоряжении присутствующих будут многие источники информации. Такими источниками могут являться: поведение и облик, собственный прошлый опыт общения в подобной обстановке, документальные свидетельства о данном человеке, либо его собственные слова.

Так как во время присутствия данного индивида в обществе других людей может произойти мало событий, которые помогут его понять, то индивиду необходимо самовыразиться, а другие должны получить впечатление о нем.

И. Гофман выделяет 2 вида знаковой активности:

· произвольное самовыражение (он дает информацию о себе)

· непроизвольное (которым он выдает себя).

Первый вид включает в себя вербальные символы, а второй - невербальные.

В процессе распознавания индивида произойдет коммуникация. Под коммуникацией И. Гофман понимает активность индивида, имеющая характер некого общения.

При этом важную роль играют предположения. Они позволяют целенаправленно облегчить или тормозить этот процесс. В своей книге из двух видов коммуникации И. Гофманв первую очередь более интересный и более театральный - второй вид. В данном виде наблюдается асимметрия коммуникации, то есть та ситуация, когда индивид пытается произвести одно впечатление, а другие видят совсем иное, исходя из ряда причин, предшествующих этому общению. Для того чтобы избежать асимметрии, необходимо индивиду поменять модель своего поведения, либо зрителю отказаться от предположений.

По словам И. Гофмана, общество организованно на принципе, что любой индивид, обладающий определенными социальными характеристиками, имеет право ожидать от других соответствующего обхождения и оценки. Когда индивид играет в разных обстоятельствах одну и ту же партию перед одной и той же аудиторией, тогда возникает «социальное отношение».

«Когда индивид исполняет какую-то житейскую роль во время взаимодействия с другими, он неявно просит наблюдателей всерьез воспринимать создаваемый перед ними образ».

На одном полюсе исполнитель может быть полностью захвачен собственной игрой, а на другом совсем не увлекаться собственной рутиной. Однако не исключены и переходные случаи, когда индивид желает собственную оценку зрителями, но в то же время не верит в ее объективность.

«Термин «исполнение» используется для обозначения всех проявлений активности индивида за время его присутствия перед каким-то конкретным множеством зрителей» . При этом передним планом уместно будет назвать ту часть исполнения, которая регулярно проявляется у исполнителя. Тогда как, личный передний план - это то, что наиболее тесно связано сисполнителем. К нему можно отнести: умение одеваться, пол, возраст рост и т.д.

Проблема театрализации включает в себя больше, чем просто представление невидимых издержек в наглядной форе. Эта работа, требующая немалых затрат энергии от исполнителя.

Когда индивид представляет себя перед другими, его исполнение будет реально проявлять тенденцию к воплощению и подтверждению собственным примером общепринятых ценностей данного общества в гораздо большей мере, чем это делает его поведение в целом.

Один из богатейших источников, данных о представлении перед другими идеализированных исполнений, предлагает литература по социальной мобильности.

Во время своего выступления индивид скрывает несколько вещей: тайные удовольствия, выгодные дела, ошибки свои и погрешности, представляет только конечный результат своей продукции.

Главное в таких случаях состоит в том, что мимолетное определение ситуации отличается от официального определения. По словам И. Гофмана, не следует анализировать людские исполнения по механическим критериям. Законы артистической образности будут точнее законов механики. Благодаря социальной дисциплине, маска может удерживаться на месте внутренними усилиями. Что помогает нам контролировать экспрессивную сторону выступления.

Определение социального обмана не последовательно. От истины ко лжи лежит очень тонкий переход. Глупую и наглую ложь легко определить, когда лгущий человек знает, что он врет и продолжает это делать. У аудитории тогда возникнет мнение, что такому человеку больше нельзя будет доверять. Однако есть « белая ложь», то, что говорят доктора, отказы гостей и т.д. эту ложь люди не воспринимают как нечто ужасное.

«Между информационными и ритуальными моментами существует некоторая связь. Неспособность регулировать информацию, потребляемую аудиторией, влечет возможный распад проецируемого определения ситуации; неспособность регулировать контакты означает возможное разложение ритуальной дисциплины исполнителя».

Понятие команды помогает нам размышлять о любых исполнениях, которые даются одним или более исполнителем, а также охватывает еще один особый случай. Исполнение часто служит выражению характеристик исполняемой задачи, а не характеристик исполнителя.

Зона - любое место, в котором восприятие исполнения, так или иначе, ограничено. Зоны разнятся по силе степени имеющихся ограничений и по средствам коммуникации, в отношении которых существуют эти ограничения. Исполнение в определенной зоне регулируется нормами. Эти нормы делятся на 2 группы: Первая касается форм вербального общения, вторая - невербального. Существуют также нормы приличия, которые тоже делятся на 2 группы: требования моральные и требования инструментальные.

Любая команда, по мнению И. Гофмана имеет одну общую цель - поддерживать ситуации, порождаемую ее исполнением. Существуют различные виды секретов: темные (факты о команде, которые она знает и скрывает), стратегические (намерения команды, которые команда скрывает от своей аудитории), внутренние (которыми обладает только команда, ее отличительный знак)

Виды противоречивых ролей: роль информатора, тот кто тайно собирает закулисную информацию, роль подсадного, тот кто действует как обычный зритель, но при этом находится в сговоре с командой, недостающего лица, статиста также противоречива.

Когда две команды представляются друг другу, члены каждой команды склонны продолжать линию поведения, советующую их первоначальной заявке, то есть они выдерживают характер. Однако, выходиз этого характера возможен членами, по мнению И. Гофмана, в кризисных ситуациях. К таким ситуациям относят: Обсуждение отсутствующих, сценические разговоры.

И. Гофман выделяет некоторые главные типы срывов исполнения, так в этом состоит функция владения техникой управления впечатлениями. Непроизвольные срывы (нечаянные акты, мешающие восприятию исполнения), невыверенные вторжения (злой умысел какого-либо лица),

Чтобы избежать срывов, необходимо следующее: защитные меры и практики, покровительственные действия, тактичность.

«Всякое социальное образование представляет собой какое-нибудь пространство, окруженное более или менее закреплёнными барьерами, препятствующими чужому восприятию».

Любое социальное образование можно рассматривать: технически, политически, структурно, в культурном контексте. По мнению И. Гофмана драматургический подход,рассмотренный в данной книге может стать пятой перспективой, вдобавок к вышеизложенным. В этой книге экспрессивный компонент общественной жизни трактовался как некий источник впечатлений, подаваемых или воспринимаемых другими. При развитии системы понятий,в данной работе был использован язык театральной сцены. И наконец, изречение « весь мир - театр» не следует воспринимать серьезно.

Для социологии эта книга представляет собой учебное пособие, в котором подробно разбирается определенный социальный подход к изучению социальной жизни. Драматургический подход фокусируется на принципах театрального представления, т.е. на том, какими именно способами индивид представляет себя и свою деятельность другим, контролирует у этих людей формирование определенного впечатления о себе и что может делать, а что нет во время этого представления. Данная книга исследует именно это театральное представление индивидом себя другим.

Гофман выделяет две формы выражения:
- произвольную (способ выражения, при котором индивид дает окружающим некоторую информацию о себе)
- непроизвольную (способ выражения, при котором индивид выдает себя)
Т.е. если мы говорим о первом способе, то индивид передает какую-либо информацию посредством вербальных символов (разговора, общения), а второй способ заключается в том, что индивид может дать о себе какую-либо информацию непроизвольно с помощью определенной манеры общения, с помощью своих отличительных качеств, различных действий и т.д. Коммуникация у Гофмана - это процесс передачи информации, которая включает в себя различные обобщенные символы и симптоматику отдельных индивидов.

Предположения позволяют человеку начать взаимодействие с другим, сконструировать начальный ход своих действий, строить первоначальные выводы о нем. Посредством последующей коммуникации с другим, некоторые выводы будут опровергаться, некоторые наоборот укрепляться, возможно, будет реконструироваться ход действия по отношению к другому.

В большей степени Гофмана интересует второй тип самовыражения - непроизвольный (который он называет еще театральным, невербальным и непреднамеренным).
Элементами выражаемого поведения являются: определение ситуации индивидом, выдвижение различных предположений, конструирование действия индивидом, само действие, появление различных выводов об индивиде и возможное изменение этих выводов в последующем.
Асимметрия коммуникации заключается в следующем: индивид осознает только произвольную часть самовыражения (та часть самовыражения, которая состоит из вербальных утверждений индивида). Наблюдатели же принимают во внимание и произвольную и непроизвольную часть самовыражения индивида (непроизвольная часть - та часть, которая состоит из проявлений непроизвольного самовыражения индивида, которой он почти не владеет которую почти не контролирует). Симметрия коммуникации может быть восстановлена посредством контроля индивида за непроизвольной частью самовыражения, планирования им определенной ситуации.
Гофман выделяет два режима исполнения роли (два полюса):
1) Вера в собственную роль - режим, при котором индивид полностью увлечен собственным действием
2) Отсутствие веры в собственную роль - режим, при котором индивид цинично относится к собственному действию
Эти режимы могут меняться. Если изначально у человека не было веры в собственную роль, то в скором времени человек может «вжиться» в роль которую он играет и приобрести веру в эту роль. Если изначально вера в роль существовала, то постепенно человек ограждаться от своей роли, чтобы защитить свое внутреннее Я от слишком тесного соприкосновения с аудиторией. Также Гофман пишет, что существуют колебания веры: ситуация, когда индивид колеблется между верой и цинизмом и, в конце концов, останавливается на чем-то одном.
Передний план - «стандартный набор выразительных приемов и инструментов, …выработанных индивидом в ходе исполнения », которые сопровождают его лишь в исключительных случаях. Личный передний план - набор выразительных приемов и инструментов, которые тесно связаны с самим исполнителем и сопровождают его повсюду. Элементами переднего плана являются различные элементы обстановки: мебель, декорации, физическое расположение участников и т.д. Элементами личного переднего плана являются элементы внешнего вида человека и его манер: отличительные звания официального положения или ранга, умение одеваться, пол, возраст, расовые характеристики, габариты, внешность, осанку, характерные речевые обороты, выражения лица, жесты и пр. Данные элементы представляют собой некоторый реквизит для протекания человеческого действия. Этот факт делает их крайне важными для постановки данного действия. Информация, сообщаемая передним планом всегда абстрактна и обобщенна. Это происходит вследствие того, что она содержит нормы, которые могут быть использованы различными рутинными представлениями.
Идеализация - процесс воплощения индивидом общепринятых ценностей определенного общества в большей степени, чем в повседневной жизни (в совершенной степени). Идеализация проявляется в том, что индивид принимает определенную роль (идеальный образец поведения), не свойственную ему в повседневной жизни и следует ей определенный промежуток времени. Посредством идеализации индивид может внушить аудитории определенное впечатление, которое зачастую может помочь ему в осуществлении своих корыстных целей.
Зона исполнения - любое место, в котором восприятие исполнения так или иначе ограничено. Зоны исполнения заостряют внимание индивидов на определенных аспектах исполнения и ограничивают в других.
Зона переднего плана - место проведения представления, в котором какое-либо исполнение является точкой отсчета (другими словами: место, в котором выразительно подчеркиваются некоторые элементы определенного представления). Поведение в этой зоне направлено на создание определенного впечатления об индивиде, впечатления, что деятельность индивида в этой зоне направлена на поддержание и воплощение определенных социальных норм и стандартов.
Исполнитель придерживается определенных правил вежливости (нормы вербального обращения исполнителя к аудитории) в беседе и определенных приличий поведения (соблюдение исполнителем определенных ограничений в поведении когда он находится в зоне видимости или слышимости аудитории, но не обязательно говорит с ней), которые можно разбить на моральные требования и инструментальные.
Зона заднего плана - место, в котором «осо-знанные противоречия с насаждаемым впечатлением при-нимаются как должное» (другими словами: место, в котором появляются и признаются скрываемые от публики факты). Зоны заднего плана играют роль так называемых закулис, т.к. в них репетируются и подготавливаются различные представления, а также в них нет возможности попасть членам аудиторий (в них могут попасть только исполнители).
  • Просмотров: 233
  • Скачиваний: 329
  • Размер файла: 234146 kb
  • 2000 г.
    Твердый переплет, 304 стр.
    ISBN 5-93354-006-4
    Тираж: 3000 экз.
    Формат: 84x108/32

КНИГА ИРВИНГА ГОФМАНА "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ ДРУГИМ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ" И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 5
ПРЕДИСЛОВИЕ 29
ВВЕДЕНИЕ 32
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИСПОЛНЕНИЯ 45
Вера в исполняемую партию 45
Передний план исполнения 54
Театральное воплощение 63
Идеализация 67
Поддержание зкспрессивного контроля 84
Ложные представления 91
Мистификации 101
Действительность и уловки 105
ГЛАВА ВТОРАЯ. КОМАНДЫ 112
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЗОНЫ И ЗОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 142
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ РОЛИ 179
ГЛАВА ПЯТАЯ. КОММУНИКАЦИЯ С ВЫХОДОМ ИЗ
ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ХАРАКТЕРА 208
Обсуждение отсутствующих 211
Сценические разговоры 217
Командный сговор 218
Перестроения в ходе исполнения 231
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ 251
Защитные меры и практики 256
Покровительственные действия 274
Тактичность относительно другой тактичности 279
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РАМКИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМО
ДЕЙСТВИЯ 283
Аналитический контекст 284
Личность-Взаимодействие-Общество 28 7
Сравнения и исследовательские возможности 289
Роль выразительности в передаче впечатлений о себе 295
Инсценирование и социальное Я человека 299

Загрузить Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни


Эта книга представляется мне чем-то вроде учебника, где подробно разбирается один из возможных социологических подходов к изучению социальной жизни, особенно той ее разновидности, которая организована в ясных материальных границах какого-либо здания или заведения. В ней описано множество приемов, в совокупности образующих методический каркас, который можно применять при изучении любого конкретного социального уклада, будь то семейного, промышленного или торгового.
Подход, развиваемый в данной работе, - это подход театрального представления, а следующие из него принципы суть принципы драматургические. В ней рассматриваются способы, какими индивид в самых обычных рабочих ситуациях представляет себя и свою деятельность другим людям, способы, какими он направляет и контролирует формирование у них впечатлений о себе, а также образцы того, что ему можно и что нельзя делать во время представления себя перед ними.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ ДРУГИМ

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

“Маски суть застывшие выражения и превосходные эхо сигналы чувств, одновременно правдивые, сдержанные и пре­увеличенные. Живые организмы, соприкасаясь с внешней средой, вынуждены обзаводиться какой-то защитной обо­лочкой, и никто не протестует против таких оболочек на том основании, что они, мол, не главные их части. Однако некоторые философы, по-видимому, досадуют на то, что обра­зы не вещи, а слова не чувства. Слова и образы подобны ра­ковинам, таким же неотъемлемым частям природы, как и субстанции, которые они покрывают, но больше говорящим глазу и больше открытым для наблюдения. Этим я не хо­чу сказать, будто субстанция существует ради видимости, лица ради масок, страсти ради поэзии и проявлений добро­детели. Ничто не возникает в природе ради чего-то друго­го: все такие фазы и произведения равно включены в круг бытия...”

Дж . Сантаяна Santayana G. Soliloquies in England and

later soliloquies. L.: Constable, 1922.

Предисловие

Эта книга представляется мне чем-то вроде учебника, где подробно разбирается один из возможных социологи­ческих подходов к изучению социальной жизни, особен­но той ее разновидности, которая организована в ясных материальных границах какого-либо здания или заве­дения. В ней описано множество приемов, в совокупно­сти образующих методический каркас, который можно применять при изучении любого конкретного социаль­ного уклада, будь то семейного, промышленного или тор­гового.

Подход, развиваемый в данной работе, - это подход театрального представления, а следующие из него прин­ципы суть принципы драматургические. В ней рассмат­риваются способы, какими индивид в самых обычных ра­бочих ситуациях представляет себя и свою деятельность [стр.29] другим людям, способы, какими он направляет и контро­лирует формирование у них впечатлений о себе, а также образцы того, что ему можно и что нельзя делать во вре­мя представления себя перед ними. Применяя эту мо­дель, я буду стараться не пренебрегать ее очевидной недо­статочностью. Сцена представляет зрителю события прав­доподобно выдуманные; жизнь, предположительно, пре­подносит нам события реальные и обычно неотрепетиро­ванные. Еще важнее, вероятно, то, что на сцене актер иг­рает в маске некоего персонажа, сообразуясь с масками, изображаемыми другими актерами. Существует и третий участник представления - публика (или аудитория), уча­стник очень важный и тем не менее такой, которого не было бы там, если бы сценическое представление вдруг стало реальностью. В действительной жизни эти три уча­стника сжаты в два: роль, которую играет один, приспо­сабливается к ролям, исполняемым другими присутству­ющими и эти другие составляют также и публику. Про­чие несоответствия театрального подхода реальным об­стоятельствам будут рассмотрены позже.

Иллюстративные материалы, использованные в этом исследовании, смешанной природы: какие-то взяты из вполне почтенных работ, где сделаны компетентные об­общения о надежно установленных закономерностях; ка­кие-то позаимствованы из неофициальных мемуаров, пи­санных разными колоритными личностями; многие же принадлежат некой промежуточной области. Кроме того довольно часто привлекались материалы моего собствен­ного исследования местного фермерского сообщества, веду­щего натуральное хозяйство на одном из Шетландских островов*. Оправдание такого подхода (и, как мне кажет­ся, родственного подходу Г. Зиммеля) в том, что эти иллю­страции, взятые вместе, встраиваются в достаточно связ­ную систему понятий, которая объединяет обрывки опы­та, уже имеющегося у читателя, и снабжает учащегося неким путеводителем, достойным проверки в моноиссле­дованиях институциональных основ социальной жизни.[стр.30]

Эта система понятий развертывается логически. Вве­дение по необходимости абстрактно и его можно опус­тить.

Представляемая читателю книга является результа­том научного исследования человеческого взаимодействия, предпринятого по заданию Факультета социальной ант­ропологии и Исследовательского комитета по социальным наукам в Эдинбургском университете, и исследования социальной стратификации, выполненного при поддерж­ке фонда Форда, руководимого профессором Чикагского университета Э. А. Шилзом. Я очень признателен этим организациям за инициативу и поддержку, Кроме того я хотел бы также выразить благодарность моим учителям: Ч. У. М. Харту, У. Л. Уорнеру и Э. Ч. Хьюгу. Я поблаго­дарен также Элизабет Бот, Дж. Литлджону и Э.Банфил-ду, которые помогали мне в начале исследования, и кол­легам из Чикагского университета, которые помогали мне позже. Без сотрудничества и помощи моей жены, Ангелики Гофман, эта работа никогда не была бы написана.

Эрвин Гоффман (1959) отводит важную роль такому виду управления впечатлениями в социальном взаимодействии. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эта концепция названа драматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя /142/ "декорации" и "окружающую обстановку" для создания определенных впечатлений.

Вот беременная женщина, одетая в блузку, на которой написано слово "бэби" и изображена стрела, направленная к животу. Вероятно, она стремится создать впечатление, что не считает беременность чем-то таким, что надо скрывать. А может быть эта особа хочет, мягко говоря, шокировать окружающих. Гоффман уделяет основное внимание анализу ситуаций межличностного общения, связанных с непрерывным взаимодействием впечатлений. "Человек может желать, чтобы другие хорошо относились к нему или чувствовали, что он высокого мнения о них, или чтобы они не имели об этом ясного представления. Он может стремиться обеспечить достаточное согласие, чтобы можно было продолжать взаимодействие. Или же - обмануть, оттолкнуть, привести в замешательство, ввести в заблуждение, оскорбить других людей или бороться с ними. Несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется главным образом путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам (1959. С. 4). Гоффман также обсуждает способы, с помощью которых люди "сохраняют свое лицо", если по каким-либо причинам произвели невыгодное впечатление. Во время званого обеда у гостя после главного блюда вырвалась отрыжка; он пытается спасти положение рассказом об обычае, существующем на Ближнем Востоке: там отрыжка означает, что гость доволен трапезой, если же отрыжка отсутствует - это оскорбление для хозяев. /143/

Вообще говоря, Гоффман (1956-1957) считает, что смущение является своего рода признанием ошибки. Оно как бы выражает просьбу еще раз дать возможность произвести "хорошее" впечатление.

Некоторым людям трудно произвести выгодное впечатление на других. На них словно лежит стигма, позорное клеймо (см. главу 7). Цвет кожи, склонность к гомосексуализму, уродство могут считаться позорными. Такой человек обречен на одиночество среди "нормальных" людей, его не только считают непохожим на других, с ним не желают общаться. Гоффман (1963) пишет: "Мы не считаем за людей тех, кто отмечен каким-нибудь клеймом" (с. 5).



Такие индивидуумы могут выбирать различные стратегии поведения. Порой им удается "проскочить" (т.е. скрыть позорное клеймо). Иногда так поступают евреи, живущие в чужой им культуре. "Заклейменные" склонны делить весь мир на две части: большой мир, которому они не доверяют, и небольшая группа друзей, заслуживающих доверия. Так ведут себя люди, побывавшие в психиатрических больницах, стремясь защититься от враждебности и предрассудков окружающих. Некоторые действуют в одиночку - например, незамужняя девушка уезжает в другой город, чтобы родить ребенка.