Меню Рубрики

Жертва – Преследователь – Спасатель. Как выбраться из бермудского треугольника Карпмана? Как выйти из треугольника карпмана Треугольник жертвы

Треугольник Карпмана можно назвать некой игрой, которая является отражением реальности. Это своеобразная модель взаимоотношений между личностями людей трех совершенно разных типов. Автор интересной теории Стивен Карпман.

Характеристика модели треугольника Карпмана

Жертва, Преследователь и Спасатель - главные роли в модели треугольника Карпмана, между которыми возникают особые отношения. Жертва и Преследователь часто конфликтуют между собой, а Спасатель самоотверженно приходит на помощь пострадавшему. Подобная фрустрирующая ситуация может длиться достаточно долго, и измеряться не месяцами, а годами. Парадокс данного обстоятельства заключается в том, что всех участников модели устраивают их выбранные роли. Преследователь может сполна продемонстрировать силу своей личности, у Жертвы появляется шанс переложить ответственность за свои неудачи на окружающих, а Спасатель получает истинное удовлетворение от возможности помочь и выручить из трудных обстоятельств.

Постоянство избранных ролей в треугольнике Карпмана на самом деле всего лишь иллюзия. Очень часто, по ситуации, Жертва превращается в Преследователя, Спасатель придерживается роли Жертвы и т. д. Подобные превращения не отличаются постоянством, и возникают редко.

Созависимые отношения

Треугольник Карпмана – достаточно распространенное явление, которое можно наблюдать в отношениях между многими людьми. На самом деле, несмотря на всю конфликтность ситуации, враждующие стороны зависят друг от друга, и не представляют другой жизни. Это психологическое явление можно назвать созависимыми отношениями, в которых личности разных типов самоутверждаются за счет друг друга. Жертву устраивает доминирование Преследователя, а Спасатель может проявить свою подавленную агрессию ко второму в виде помощи первому. Таким образом отношения приобретают форму замкнутого треугольника, и не один из участников конфликта не желает из него вырваться.

Роль Жертвы

В треугольнике Карпмана личности в роли Жертвы:

  1. Стараются завоевать всеобщее внимание и сочуствие;
  2. Хотят снять с себя ответственность за все происходящее;
  3. Являются отличными манипуляторами;
  4. Способны на провокацию агрессоров.
Роль Жертвы в треугольнике Карпмана считается главной, поскольку этот персонаж достаточно быстро способен переключится и оказаться в роли Спасателя или Преследователя, по-прежнему не меняя своих принципов и желания переложить ответственность. Карпман считал, что бывают ситуации, когда треугольник состоит только из персонажей этого типа личности. Для того, чтобы выйти из роли Жертвы, необходимо наладить эмоциональный настрой и осознать, что невозможно изменить жизнь без принятия ответственности.

Роль Преследователя

Для персонажа в роли Преследователя характерно:

  1. Стремление к главенствованию и лидерству;
  2. Манипуляции Жертвой, за счет чего получает моральное удовлетворение и самоутверждение;
  3. Угнетение окружающих и при этом полное оправдывание своих действий.
Особенностью поведения Преследователя является то, что если он столкнется со стороны Жертвы с сопротивлением, он расценит это как дополнительное одобрение для сохранения своей выбранной стратегии поведения.

Роль Спасателя

Предназначение Спасателя – защищать Жертву. Личность в роли Спасателя отличается высоким стремлением к проявлению агрессии, которое изо всех сил старается подавить. Парадоксальна конечная цель Спасателя: он совершенно не собирается «выручать» Жертву. На самом деле она ему нужна для того, чтобы под предлогом опеки появилась возможность наконец-то проявить скрытую агрессию по отношению к Преследователю. Для реализации своих настоящих мотивов ему совершенно не интересно, чтобы Жертва оставила треугольник.

Как выйти из треугольника Карпмана

Люди достаточно часто бессознательно оказываются в треугольнике Карпмана под воздействием различных жизненных обстоятельств и ситуаций. Если вы часто испытываете психологический дискомфорт, то, наверняка оказались участником в описанном треугольнике. Для того, чтобы выйти из «игры», необходимо своевременно определить свою роль. Для этого постарайтесь объективно оценить свое поведение.

  1. Старайтесь избавиться от привычки оправдываться;
  2. Набирайтесь смелости для совершения самостоятельных действий;
  3. Осознайте то, что только вы несете ответственность за свои проблемы;
  4. За оказанную услугу нужно заплатить;
  5. Не стоит сталкивать лбами Преследователя и Спасателя, а постарайтесь максимально извлечь для себя пользу от общения с ними.
Рекомендации для Преследователя
  1. Люди также могут иметь свою точку зрения, не стоит им навязывать свои взгляды;
  2. В ваших неудачах никто кроме вас не виноват;
  3. Старайтесь найти другие способы самореализации, доминирование над окружающими – не лучший вариант;
  4. Прежде чем проявлять агрессию, задумайтесь над тем, на сколько ситуация нуждается в проявлении подобного поведения.
  5. Своей цели можно добиться путем мотивирования людей, а не бесконечным давлением на них.
Рекомендации для Спасателя
  1. Старайтесь самореализовываться не за счет проблем других;
  2. Хотите помочь - делайте это безвозмездно;
  3. Не стесняйтесь говорить о том, что оказывая помощь, преследуете свою выгоду;
  4. Придерживайтесь главного принципа: не вмешивайтесь, если вас не просят.
Жизненные примеры треугольника Карпмана

Знакомая большинству иллюстрация подобного взаимодействия отношений мужа, жены и свекрови. В данном примере жене достается роль Жертвы, мужу – Спасателя, а свекрови – Преследователя. Жену постоянно гнобит свекровь, а муж старается наладить отношения между участниками конфликта. Роли между членами семьи могут меняться в зависимость от обстоятельств. Отношение к ребенку в семье также может послужить наглядным примером. Оба родителя ведут себя по-разному: один – придерживается строгости, другой – балует свое чадо. Ребенок в этом случае, выполняя роль Жертвы между Спасателем и Преследователем, добивается развития "накала страстей" между родителями, чтобы уклониться от возможного наказания.

Выводы

Нет ничего страшного в том, если вы поняли что находитесь в треугольнике Карпмана. Однозначно подобные отношения настигают многих. Главное, своевременно осознать свою роль и гармонично выйти из этой модели. Принять свои ошибки и провести самоанализ могут не все. Поэтому, если вам трудно объективно оценить ситуацию, старайтесь придерживаться рекомендаций: Жертва смиряется с реальными обстоятельствами и принимает их, Преследователь находит неагрессивные источники самовыражения, Спасатель понимает, что не следует торопиться с оказанием помощи.

Треугольник Карпмана это широко распространенная, но нездоровая модель взаимоотношений. Она была описана Стивеном Карпманом, одним из классиков . Участвовать в треугольнике могут и двое, и трое, и пятеро, но вот ролей ровно три. Безжалостный Преследователь терроризирует несчастную Жертву, а Спасатель ее же спасает. Длится эта драма годами и даже десятилетиями, а все потому, что текущая ситуация в каком-то смысле устраивает всех участников. Преследователь с удовольствием срывает злость на других людях, Спасатель наслаждается своей ролью Бэтмена и Супермена в одном флаконе, а Жертва получает возможность перекладывать ответственность за свою жизнь на чужие плечи и пользоваться жалостью и сочувствием окружающих.

Если все довольны, то спрашивается, зачем вообще выходить из треугольника Карпмана? Во-первых, затем, что диалог в таком треугольнике невозможен, и объективные проблемы просто не решаются. Во-вторых, эта игра удовлетворяет только сиюминутные потребности участников, в конечном же счете все остаются в проигрыше. Рассмотрим это на примере:

Свекровь изводит невестку мелкими придирками, на что последняя жалуется мужу. Муж принимается выяснять отношения с матерью, и вот уже она сама рыдает на кухне. Жена неожиданно встает на сторону свекрови и обвиняет мужа в неблагодарности и неуважительном отношении к матери. Уязвленный в лучших чувствах муж оскорбляется и переходит в контратаку. Страсти накаляются, жизнь бьет ключом, и потушить лавину взаимных оскорблений уже оказывается невозможно. ..

У каждого участника есть своя любимая роль, в которой он находится большую часть времени. Но позиции в треугольнике Карпмана динамичны. Никак иначе и быть не может, ведь роль Жертвы сама по себе довольно невыгодна. Одна из причин, по которой Жертва соглашается быть Жертвой – это возможность время от времени становится Преследователем. А значит другие «актеры» тоже проходят все три фазы цикла.

Как с этим бороться

Все мы иногда оказываемся вовлечены в чужие треугольники. Это неприятно, но не опасно. Человек, не склонный играть назначенную ему роль, не застрянет в ней надолго. Но некоторые семьи или рабочие коллективы вообще никогда не выходит за рамки треугольника. Участники прочно увязают во взаимных манипуляциях, не замечая, как разрушают собственную жизнь. И это по-настоящему трагично.

Для того чтобы выйти из треугольника Карпмана, надо прежде всего осознать факт его существования и свою роль в нем. Это не просто. Преследователь часто даже не знает, что он Преследователь (иначе не был бы им). Другие участники способны понять свою роль, но свято уверены в том, что это не они водят треугольник, их просто втянули в свою игру другие люди. Но так или иначе, если вы долгое время находитесь в треугольнике судьбы, значит заинтересованы в нем, и вы время от времени исполняете все три роли, а потому, может быть, перечисленные ниже рекомендации окажутся вам полезны.

Преследователь

1) Прежде чем предъявлять претензии, что-то требовать, критиковать, винить и стыдить других людей, хорошо подумайте, действительно ли вам нужен результат, или вы просто хотите сорвать злость.

2) Примите идею того, что вы несовершенны и можете ошибаться.

3) Прекратите обвинять в своих проблемах других людей.

5) Найдите альтернативные способы самоутверждения.

6) Если хотите чего-то добиться от другого человека, попытайтесь подтолкнуть его в нужном направлении без физического и эмоционального насилия.

Спасатель

1) Не навязывайте услуги и не давайте советы, о которых вас не просят.

3) Не обещайте то, чего не можете выполнить.

4) Не рассчитывайте на благодарность – все, что вы делаете, вы делаете, потому что сами этого хотите.

5) Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривайте свои условия заранее.

6) Найдите альтернативные способы самоутверждения.

7) Если испытываете острое желание кого-то спасать, делайте это, но будьте честны перед собой – действительно ли ваша помощь необходима и эффективна?

Жертва

1) Вместо того, чтобы жаловаться на людей, испортивших вам жизнь, попытайтесь найти способ свою жизнь улучшить.

3) Не перекладывайте на других ответственность за свои действия. Всё, что вы делаете, это ваш собственный выбор, если, конечно, на вас не направлено дуло пистолета.

4) Не рассчитывайте на безвозмездные услуги. Если вам предлагают помощь, заранее выясните, чего от вас ожидают взамен.

5) Не оправдывайтесь, просто делайте так, как считаете нужным.

6) Если вам сочувствуют, соглашаются помогать и обсуждать с вами ваши проблемы, постарайтесь извлечь из этого что-то действительно полезное для себя, вместо того чтобы просто натравливать вашего Спасателя на Преследователя.

Выход из треугольника судьбы сложен и долог. На пути того, кто идет по пути развития, и собственные привычки, и устоявшиеся модели поведения окружающих, которые стремятся сохранить статус-кво. Иногда даже бывает проще совсем разорвать деструктивные отношения – если это возможно. Главное, не повторить прежний сценарий на новом месте и с новыми участниками.

Оказывается, взрослые люди тоже не прочь поиграть в игры, только игры у них тоже взрослые. К сожалению, огромное количество семей распадается во всем мире. Часто браки, не закончившиеся разводом, не приносят никакого удовольствия членам семьи и существуют по привычке. Треугольник Карпмана отлично описывает принцип построения нездоровых отношений - игр, которые, в конце концов, могут привести к катастрофе.

Что такое Треугольник Карпмана

Изначально психотерапевт Эрик Берн опубликовал классификацию, согласно которой существует ряд стандартных моделей человеческого поведения. Его последователем стал Стефан Карпман, создавший в 1968 году знаменитую модель по принципу треугольника, в итоге получившую название Треугольник Карпмана.

Важно!!!

Его идея заключалась в том, что каждая вершина треугольника олицетворяет собой определенную роль, которую играет человек, всего таких ролей автор выделил три: Жертва, Преследователь, Избавитель.

Кроме того, все участники время от времени обмениваются ролями, чтобы не было скучно. Таким образом такая «игра» может затягиваться на долгие годы, приносить с одной стороны участникам скрытое эмоциональное удовольствие, а с другой стороны – не давать им идти по пути к своему счастью. В конце концов рано или поздно все приходит к тому, что только один «игрок» треугольника будет оказывать влияние на других «игроков», а те в свою очередь, будут находиться в постоянном ожидании перемены ролей, чтобы вдоволь «наиграться», а значит, получить удовольствие.

Важно!!!

К сожалению, огромное количество людей замыкают свои жизни на треугольнике Карпмана. И рады бы были выйти, да не знали как. А другие так и могли прожить жизнь, не осознавая, что они «игроки».


ТВ-"Наука о душе". Выпуск 21. Треугольник Карпмана

Почему люди играют в игры

  • Все перекладывают ответственность за свои промахи и ошибки друг на друга.
  • Люди объединяются, то есть, таким образом они пытаются спрятаться от одиночества.
  • Получаемые эмоции очень яркие, а участникам так не хватает ярких жизненных переживаний.
  • Каждый так удовлетворяет чувства нужности и значимости.

Например, Жертве нужен Спасатель, так как только он в состоянии оценить ее чувствительную и обделенную натуру. В Преследователе она нуждается, потому что он делает ее жизнь динамичной и интересной, тот самый, из-за которого Жертва вынуждена терпеть столько лишений.

Спасатель – должен же он кого-то спасать, чтобы быть оцененным и почувствовать, что есть те, кто в нем нуждается (для этого ему нужна Жертва). А Жертву нужно спасать от какого-то злого персонажа (Преследователя).

Преследователь ищет для себя Жертву, чтобы сравнить себя с менее сильным человеком и доказать себе свою состоятельность. В Спасателе он нуждается по причине необходимости переложить на него ответственность за свои неудачи, исполнению его целей помешал не кто иной, как Спасатель.

Принцип «работы» треугольника Карпмана: распределение «ролей». Жертва

Важно!!!

Роль Жертвы заключается в том, что она ощущает себя слабой и немощной, не в состоянии оказывать влияние на окружающую действительность.

Следовательно, Жертва постоянно ищет того, кто мог бы взять на себя ответственность за ее жизнь и действия. Так участник этой роли перекладывает ответственность на других людей. Жертва постоянно находится в состоянии беспомощности, жалуется, что ее никто не понимает, не любит, считает себя обреченной на страдания и переживания. Часто говорит, что никто ей не может помочь, а она сама готова ради других на самопожертвование. Жертва не в состоянии ни защититься, ни позаботиться о себе. Она только лишь провоцирует своего Преследователя, который легко идет на ее провокации. Но сколько бы он не делал, Жертва снова и снова вынуждена страдать. И так этот замкнутый круг может продолжаться очень долго.


Треугольник Карпмана и зависимость

Спаситель: супергерой спешит на помощь

Треугольник Карпмана является обобщенным принципом взаимодействия людей, неким схематическим принципом. Итак, участниками игры являются следующие «персонажи»: Жертва, Преследователь, Избавитель (Спасатель).

Спаситель, или Избавитель – человек, который берет на себя роль супергероя. Кстати, его очень просто вовлечь в «пирамиду», так как он якобы делает благородное дело, а быть героем – всегда престижно. Цель Спасителя – борьба со злом и несправедливостью. Он готов принимать ответственность на себя за судьбы оскорбленных и униженных.


Почему нельзя давать советы!

В чем выгода Спасителя от участия в «играх»?

Дело в том, что когда он принимает активное участие в спасательных операциях, выступая главным лицом, он ощущает свою значимость и полезность, что он делает что-то нужное.

Это стремление к власти, выраженное в этом шаге, дает ему право влияния и управления судьбами других. Плюс к этому, так выражается попытка убежать от одиночества. Кроме того, помогая, Спаситель надеется, что придет время, и он получит благодарность за свои деяния. Однако, не получая ничего взамен, герой расстраивается, разочаровывается, ощущает чувство несправедливости и обиды. Так постепенно он перевоплощается в актера других ролей – Преследователя или Жертвы.

Преследователь: полный контроль

Важно!!!

Преследователь занимает позицию «самый умный», постоянно стремится всех и все контролировать, из-за чего не представляет, что такое жить без чувства страха, безвластия и напряжения.

Постоянно ему кажется, что весь мир ополчился против, и все хотят на него напасть и причинить боль. По убеждению Преследователя, ему не остается ничего другого, как нападать первым. Именно таким образом представитель этой роли уживается с ощущением разочарования, боли, бессилия и чувства вины. Таким образом, принцип поведения преследователя в том, чтобы обвинять в своих неудачах других и перекладывать на них ответственность за свои ошибки. Получает от нападений неосознаваемое удовольствие, так как в этом проявляется его жажда власти и желание проявить себя, продемонстрировать свою смелость и находчивость. Бывает, что дело доходит даже до агрессии.

Взрослые «игры»: обмен ролями

Нелогичность игры проявляется в том, что после того, как Спаситель начинает принимать конкретные шаги по спасению Жертвы, она вдруг меняет свои взгляды и начинает отстаивать позицию Преследователя. Таким образом, роли меняются: Спасатель становится Преследователем, Преследователь превращается в Жертву (так как теперь он становится обиженным), а Жертва – Спаситель.

Почему люди хотят играть роль Спасателя?

Дело в том, что она является престижной. Стремятся занять ее те люди, которым тяжело реализовать свой потенциал за пределами треугольника. Принятие на себя роли Спасителя – самый простой способ состояться за чужой счет: принизить другого человека.

Как начинается игра

Все начинается с того, что появляется организатор всего мероприятия. Эрик Берн назвал его Водящим, часто им является один человек. Как правило, он делает попытку стать Спасателем по отношению к другому человеку, но получает резкий отпор. Испытав боль, он превращается в Жертву, находит третье лицо, которому «сливает» свои проблемы, жалуется, просит вмешаться, чтобы тот образумил так сильно обидевшего несчастного. А третье лицо становится Спасителем, в то время как тот, от кого Жертва получила отпор – принимает на себя роль Преследователя. После того, как Спаситель вмешивается в дела Жертвы, она вдруг начинает набираться сил и перевоплощаться в Спасителя.


О Треугольнике Карпмана

Как не стать Спасателем

Механизм создания треугольника Карпмана можно проследить очень легко: например, к человеку обращаются за помощью. Одно дело, когда просят помощи или совета без прямого вмешательства в личную жизнь – это еще не страшно. Но вот когда обращаются за помощью по принципу: «помоги мне, но при этом накажу другого» - вот это уже говорит о том, что поступило приглашение, между строк звучащее следующим образом: «помоги мне, спаси меня, накажи Преследователя, а потом сам станешь Преследователем». Поэтому очень важно уметь не влезать в отношения двух сторон и не давать советы, если их не просят. К сожалению, треугольник Карпмана создается в абсолютно разных социальных группах: в семье (например, родитель – сын или дочь – его супруг или супруга), на работе (например, начальник – подчиненный – другой подчиненный), иногда он может реализоваться и в любовных треугольниках.

Треугольник Карпмана в созависимостях

Важно!!!

Конечно структура треугольника Карпмана не была бы столь устойчивой, если бы не приносила выгоды каждому из его участников. Более того, каждый из них находится во взаимной зависимости друг от друга, хоть и не признает этого.

Например, Жертва зависит, так как она нуждается в других «игроках», чтобы получать от одного боль, а другому рассказывать о своих проблемах, получая чувство жалости. Преследователь и Спаситель зависят друг от друга, играют в «кошки-мышки», постепенно меняясь ролями – для обоих игра – это способ выплеснуть накопившуюся энергию, злость, агрессию, возможность разрядиться, поэтому они могут выполнять функцию провокаторов. Спаситель зависим от других участников игры, так как именно они создают ему почву для самореализации таким путем.

Одна из основных эмоций треугольника Карпмана – наличие чувства вины. Например, если Жертва захочет перестать быть Жертвой и выйти за рамки треугольника, то в игру с максимальной силой включится Спаситель с фразой «Как ты можешь так поступать, ведь я столько много для тебя сделал». Если Жертва начинает делать что-то в ответ, то есть откупаться, Спаситель включается с новой силой и делает для Жертвы все больше и больше, вгоняя в такие обстоятельства, играя на чувстве долга и вины, манипулируя, чтобы Жертва не могла высвободиться от его цепких рук.


Типичное поведение созависимых. Треугольник Карпмана

Есть ли польза от игры в треугольнике Карпмана

Некоторые считают, что в треугольнике Карпмана нет ничего плохого, так как каждый участник чувствует свою значимость. Более того, если потребности игроков удовлетворяются, то именно это и можно считать правильной любовью. Психологи утверждают, что такие отношения в перспективе никакой пользы не приносят ни одному их участнику. Например, женщина, принимающая на себя одну из трех ролей уж точно в будущем не получит от такого взаимодействия никакой пользы. Ее время и силы будут уходить не на самореализацию, от которой она, по сути, отказывается, а на пустую нервотрепку.

Примеры отношений по принципу треугольника Карпмана

Чтобы ситуация была более понятно, можно рассмотреть несколько примеров. Например, муж пришел с работы и видит, что жена с дочерью спорят. Сначала мужчина становится на защиту жены, начиная поучать дочь. Но вскоре жена переходит на сторону дочери, высказывая претензии супругу за неправильный разговор с ребенком. Дочь, почувствовав неладное, тоже может ввязаться в «игру» и начать защищать маму. Вариаций дальнейшего развития событий может быть множество. Каждый участник может успеть побывать в нескольких ролях за один разговор.

Еще один пример: мать с дочерью живут в одной квартире. С малого возраста дочь ощущала себя сильней, чем мать и принимала на себя ответственность за ее жизнь. Так ребенок стал Спасителем по отношению к своей матери, принявшей роль Жертвы. У дочери сформировалось убеждение, что ее потребности не достойны внимания, а смысл жизни в постоянной заботе за матерью. Мать играла роль беспомощной личности, которая не в состоянии жить полноценной жизнью и нуждается в защите. Постепенно такое распределение ролей привело к тому, что дочь стала испытывать гнев по отношению к слабовольной маме и произошло перемещение на роль Преследователя.

Пример мышления Преследователя: однажды у одного из врачей был выходной день, который он решил провести, играя в гольф. Прямо на игровом поле к врачу обратился напарник по игре с просьбой осмотреть его коленную чашечку, изнывающую от боли. Врач, вместо того, чтобы не усложнять ситуацию и отказать, согласился на осмотр в своем медицинском кабинете. Но мыслил он не с позиции помощи человеку, а с позиции научить, преподать урок, ведь именно Преследователь знает ответы на все вопросы и как правильно. А после осмотра он будет рассказывать своим друзьям, что он так сильно ударил молоточком по ноге бедного больного специально, чтобы не повадно было в следующий раз нагружать врача работай в его выходной, да еще и на игровом поле.

Спасители спешат на помощь!

Часто в роли Спасителей выступают мамы. Вместо адекватной поддержки в меру они неосознанно создают нездоровые отношения, окружая своего часто уже взрослого ребенка сверхзаботой. На самом-то деле, это не столько проявление материнской любви, сколько желание манипулировать и контролировать жизнь своего чада. Часто Спасители формируются в тех семьях, где их еще в детском возрасте они не получали в нужном объеме любовь и заботу. Потребности их были никому не интересны, поэтому во взрослом возрасте сохраняется такая же нездоровая модель поведения: «моих потребностей не существует, я создан, чтобы работать на благо других людей, забыв о своих собственных интересах». Так как Спасителю не дано работать во благо себе, он вынужден работать на других людей. Естественно, делая что-то для другого, Спаситель ждет отдачи взамен. Когда он ее не получает (ибо Жертва априори не создана для того, чтобы делать что-то для кого-то), Спаситель сам превращается в несправедливо обделенную вниманием и заботой Жертву.

Почему Спаситель спешит на помощь?

Потому что он на бессознательном уровне понимает, что втягивает других людей в зависимость от себя и своей помощь. Спаситель верит, что если он сделал что-то для другого человека, то тот не оставит его в одиночестве.

Развитие событий следующее: чем больше Спаситель делает «хорошего» для Жертвы, тем более беззащитной становится Жертва, так как она снимает с себя ответственности все больше и больше, что зачастую приводит к катастрофе. Показателен пример матери, которая постоянно принимала решения за двух своих сыновей, а они все больше скидывали на нее ответственность за свою жизнь. В итоге все привело к тому, что дети стали винить во всех своих невзгодах маму. С каждым разом такая мать все больше убеждалась, что ее дети не в состоянии самостоятельно принимать ответственные решения. Она чувствовала обязанность в контроле каждого их шага. Но чем старше становились дети, тем меньше они слушались мать. У нее было два варианта ответного поведения: либо стать Жертвой, то есть беспомощной в вопросе дальнейшего влиянии, либо скандалить за их непослушание. В обоих случаях, обе стороны вынуждены испытывать чувство вины и ни о каком счастье не может быть и речи.

Как формируется Преследователь

Важно!!!

Как и многие сценарии поведения, роль Преследователя формируется в детстве у тех, кто испытал на себе физическое или психологическое насилие

Главными эмоциями всей их жизни являются гнев и стыд. Они прекрасно запомнили, что те, кто причинял им боль, всегда были сильнее, а значит, имели власть. Желание властвовать имеется у каждого человека, но будущий Преследователь ориентируется на картинку из детства: он помнит, что насилие равно власть и начинает копировать поведение насильника. Единственным доступным способом самоутверждения является причинение боли и нападение на других, кто слабее Преследователя. Он угрожает, обвиняет, читает нотации, постоянно умничает и нуждается в том человеке, который поддастся влиянию. Самый большой страх Преследователя – быть уязвимым и беспомощным. Кроме того, они не хотят осознавать, что таким поведением причиняют боль другим людям. Сценарий примерно таков: «я хотел помочь, (Спаситель), они на меня накинулись (Жертва), я был вынужден защищать себя (Преследователь)».

Как формируется Жертва

Важно!!!

Проявляется оно в тех случаях, когда человек не уверен в себе, ему постоянно кажется, что ничего не получится. Следовательно, Жертва нуждается, чтобы рядом с ней всегда был тот, кто сильнее и сможет о ней позаботиться и принять ответственность, сами не веря в свои способности и потенциал. И находят – на их пути попадается способный на это - Спаситель. Реакция Жертвы – не ощущение благодарности, а обида. В конце концов, они хотят быть выше своего Спасителя и превращаются по отношению к нему в Преследователя. Вот как это выглядит: Жертва заявляет о своей проблеме Спасителя, тот предлагает решение. Жертва начинает его критиковать по принципу «да, но…», «Да, это хорошая идея, но она не сработает, потому что…». Спаситель делает несколько попыток, все они заканчиваются провалом. И теперь уже он чувствует себя беспомощным.

Зачем выходить из треугольника Карпмана?

Если все довольный, каждый получает выгоды от нахождения в своей роли, то зачем вообще прерывать такое движение?

  • Счастливая жизнь при таком взаимодействии невозможна, так как участники не в состоянии решать свои проблемы.
  • «Игра» может принести только сиюминутную выгоду. В перспективе все проигрывают от таких нездоровых отношений.

Время от времени каждый человек, анализируя свою жизнь, побывал в той или иной роли. Если роль не соотносится с потребностями личности, то она не «застрянет» в ней надолго и благополучно сама выйдет. Но бывает так, что жизнь некоторых людей целиком состоит из игры по треугольнику: всех засасывает в манипулятивные игры, а жизнь постепенно разрушается.


Как выйти из треугольника судьбы

Как прервать движение в треугольнике Карпмана. Преследователь

Что делать, чтобы прервать движение в треугольнике?

В первую очередь, нужно понять свое нахождение в нем. И следовать ряду простых правил. Для Преследователя важно:

  • Перед тем, как переходить к своей привычной реакции, а именно ругать, критиковать, винить кого-то, следует задуматься, а нет ли желания сорваться.
  • Согласиться с тем, что есть люди умнее и сильнее, то есть суметь признать свое несовершенство.
  • Перестать винить других людей в своих ошибках и неудачах.
  • Отказаться от мыслей, что весь мир должен жить, согласно вашим представлениям.
  • Найти дело для самореализации.
  • Не осуществлять насилие над другим человеком, а искать способы договориться.

Как прервать движение в треугольнике Карпмана. Спасатель

Как прервать движение в треугольнике Карпмана. Жертва

  • Прекратить жаловаться и перекладывать ответственность.
  • Избавиться от представлений, что кто-то что-то должен сделать ради решения ваших проблем.
  • Понять, что все шаги, которые делаются – результат собственного выбора.
  • Если предлагают помощь, то стоит оговорить заранее, что вы будете должны сделать взамен.
  • Делайте то, что считаете правильным без оглядки на чужое мнение.
  • Если есть люди, которые готовы оказать помощь, то не стоит стравливать Спасителя с Преследователем. Нужно понять, какую именно конструктивную помощь могут предложить.

Вывод:

Треугольник Карпмана отлично показывает схему построения нездоровых взаимоотношений. Конечно, не всегда просто принять, что сценарий построения отношений был не верен и найти в себе силы исправлять. Но чем раньше это произойдет, тем лучше. Эффективнее, когда в работу включается опытный психотерапевт, который помогает расставить все по местам и построить счастливую гармоничную семью.


Важно, чтобы взаимоотношения в семье были здоровыми

Доктор медицины Стивен Б. Карпман, ученик Эрика Берна, является крупнейшим теоретиком и практиком Транзактного анализа. Описанный им в 1968 году "Драматический треугольник" (Треугольник Карпмана или Треугольник Судьбы) в статье «Анализ ролей и положений в сказках и жизненных сценариях« с ролями Преследователя, Спасителя и Жертвы широко известен во всем мире и используется специалистами в различных областях уже в течение многих лет. За эту работу он удостоился в 1972 году Памятной научной награды Эрика Берна - Eric Berne Memorial Scientific Award. Вторую награду он получил в 1979 году за концепцию "Опции". К сожалению, на русский язык переведена только одна книга Стивена Б. Карпмана "Жизнь, свободная от игр".

Данная статья - это интерпретация Треугольника Карпмана с расширением и углублением представлений о ролях Треугольника через работы практикующих психологов.

Вход в треугольник

Каждый начинает свой круг по Треугольнику по-своему. Эти сценарии состоят из определенного набора убеждений, через которые мы и видим мир. Этот Треугольник ещё называют магическим, так как стоит в него попасть, так его роли начинают диктовать участникам выборы, реакции, чувства, восприятие, последовательность ходов и так далее.

В Треугольнике три роли: Преследователь (иногда его называют Агрессором) , Спаситель (или Спасатель) и Жертва. Карпман описал их как три аспекта или три лица Жертвы. Неважно, какую роль мы играем в Треугольнике в данный момент, в конце концов мы всегда превращаемся в Жертву. Если мы в треугольнике, мы живем как Жертвы.

У каждого человека есть основная или наиболее знакомая для него роль в Треугольнике. Это то место, в котором мы обычно входим в Треугольник, «подсаживаемся» на него. Мы перенимаем эту роль в нашей родительской семье. Хотя мы начинаем с какой-то одной роли, но попав в Треугольник, мы всегда проходим через все три роли, иногда в считанные минуты или даже секунды, много раз каждый день.

Спасители видят себя в качестве “помощников” и “воспитателей”. Им нужно кого-то спасать для того, чтобы чувствовать себя важными и нужными. Им трудно быть Жертвой, так как они привыкли быть теми, у кого есть ответ на любой вопрос.

Преследователи часто считают себя Жертвами Ситуации. Они отказываются признавать, что их тактика - обвинение. Когда им на это указывают, они утверждают, что нападение является оправданным и необходимым для самозащиты.

Роли Спасителя и Преследователя - две противоположные роли Жертвы (Спаситель - Жертва Обстоятельств, Преследователь - Жертва Ситуации), но независимо от того, где мы начинаем действовать в Треугольнике, мы обязательно попадаем в роль Жертвы. Это неизбежно: Преследователь и Спаситель считают, что они лучше, сильнее, умнее, чем Жертва. Жертва всегда чувствует себя униженной и рано или поздно начинает мстить, превращаясь в Преследователя, а Преследователь или Спаситель в этот момент перемещается в Жертву.

Каждая роль имеет свой собственный язык, убеждения и поведение - полезно их знать. Это поможет определить, когда мы подсаживаемся на Треугольник. Изучение роли способствует более быстрому пониманию, когда мы увлекаемся приманкой, брошенной нам, чтобы мы начали играть. Поэтому давайте рассмотрим каждую роль более тщательно.

История Жертвы

Знаем мы это или нет, но почти все мы ведем себя, как Жертвы. Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль Жертвы. Это рождает в нас страх, вину, гнев или неполноценность, мы чувствуем, что нас предали, или что нами воспользовались.

Роль Жертвы - это раненный аспект нашего внутреннего Ребенка; та часть нас, которая невинна, уязвима и нуждается. Но мы превращаемся в Жертву только тогда, когда полагаем, что не можем позаботиться о себе. Самый большой страх Жертвы, что у нее ничего не получится. Это беспокойство заставляет ее быть всегда в поиске кого-то более сильного и более способного к заботе.

На формирование устойчивой роли Жертвы, как правило, влияют установки детства, когда родители (или родитель) не побуждали своих детей к тому, чтобы они приняли на себя соответствующую их возрасту ответственность, поэтому, став взрослыми, они чувствуют свою беспомощность и обиду, когда не получают помощи.

Жертвы отрицают, что у них есть все возможности для решения проблем, вместо этого они, как правило, считают себя неумелыми в разрешении жизненных ситуаций. Это не мешает им чувствовать обиду по отношению к тем, от кого они зависят, они настаивают на том, что о них нужно заботиться, но не любят, когда им указывают на их не умения. Жертвы полагают, что беспомощны от рождения, поэтому они всегда ищут для себя Спасителя, однако при этом, они злы на своих Спасителей, потому что им приходится смотреть на них снизу вверх.

В конце концов Жертвам надоедает быть ниже Спасителя, и они начинают искать способы чувствовать себя равными - чаще всего это выглядит, как превращение в Преследователя для Спасителя, путем игнорирования усилий по их спасению, обычно через пассивно-агрессивное поведение.

Убежденная в своей внутренней неполноценности, Жертва часто злоупотребляет наркотиками, алкоголем, едой, азартными играми и прочими зависимостями, и это только часть саморазрушительного поведения, практикуемого Жертвой. Чувство вины и собственной беспомощности часто используется Жертвой в попытке манипулировать своим Спасителем:

“Если вы не сделаете этого, то кто же?”

Чувства Жертвы

Чувство беспомощности, беспросветности,принуждения, безвыходности, бессилия, никчёмности,
Никому не нужности, собственной неправильности, запутанности,неясности,растерянности;
Частой неправоты, собственной слабости и немощности в ситуации;
Обиды, страха, жалость к себе

История Спасителя

Спаситель может быть описан как аспект роли Матери. Вместо обычного выражения поддержки и воспитания, Спаситель, как правило, пытается «задушить» в другом инициативу, чтобы управлять и манипулировать им, конечно, «для его же собственного блага» . Его проблема в ошибочном понимании того, что именно нужно для поощрения, поддержки и защиты.

Спаситель, как правило, ищет зависимых людей, проявляет себя с ними, как благожелательный, заботливый человек, т.е. тот, кто может «исправить» (спасти) зависимого. Спасение - это та же зависимость, потому что Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Нет лучшего способа почувствовать себя важным, чем роль Спасителя.

Спасители, как правило, вырастают в семьях, где их потребности не признаются. Это психологический факт, что мы относимся к самим себе так, как к нам относились в детстве. Начинающий Спаситель растет в среде, где его потребности сведены на нет, и поэтому, как правило, относится к себе с той же степенью небрежности, что он испытал, когда когда был ребенком. Ему было не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому Спасители начинают заботятся о других.

Спасители испытывают большое удовлетворение, они, как правило, гордятся собой и получают социальное признание, даже вознаграждение, поскольку их поступки можно рассматривать, как бескорыстные. Они верят в свою доброту и видят себя в качестве Героев.

За всем этим стоит убеждение: “Если я буду заботиться о них достаточно долго, то, рано или поздно, они будут заботиться обо мне тоже” , но такое случается редко. Когда мы спасаем нуждающихся, мы не можем ожидать ничего обратно - они не могут заботиться о себе, еще меньше они могут позаботиться о нас. И тогда Спаситель превращается в Жертву, точнее, в Мученика, так как ему очень сложно признать себя Жертвой.

Чувства предательства, использованности и отчаяния являются торговой маркой позиции Жертвы- Спасителя. Обычные фразы для замученного Спасителя:

“После всего, что я для тебя сделал/сделала, вот твоя благодарность?”

“Не важно, как много я делаю, этого никогда не бывает достаточно”

“Если бы ты меня любила/любил, ты бы не относилась/ся ко мне так!”

Самый большой страх Спасителя, что они в конечном итоге останутся в одиночестве, они считают, что их ценность возрастает от того, как много они делают для других. Спасители бессознательно поощряют зависимость, потому что они верят: «Если я вам нужен, вы не оставите меня». Они пытаются стать незаменимыми для того, чтобы избежать одиночества.

Спасители не берут на себя ответственность за собственные потребности, вместо этого, они делают это для других в попытке получить подтверждение или почувствовать себя нужным , поэтому роль Жертвы для них неминуема.

Чем больше они спасают, тем меньше ответственности берет на себя тот, о ком они заботятся. Чем меньше ответственности берут на себя их подопечные, тем больше они их спасают, и это нисходящая спираль, которая не редко заканчивается катастрофой.

Иметь рядом Жертву необходимо для того, чтобы Спаситель мог поддерживать свою иллюзию о том, что он нужен. Это означает, что в жизни каждого Спасителя всегда будет существовать по крайней мере один человек, кто будет больным, слабым, глупым и, следовательно, зависимым от него. Если Жертва начнет брать ответственность на себя, Спасителю придется либо найти новую Жертву, либо попытаться вернуть прежнюю к привычной роли.

Чувства Спасителя

Чувство жалости, желания помочь,собственного превосходства над жертвой (над тем, кому хочет помочь);
Большую компетентность, большую силу, ум, больший доступ к ресурсам, "он больше знает про то, как нужно действовать";
Снисхождения к тому, кому хочет помочь, чувство приятного всесилия и всемогущества по отношению к конкретной ситуации, уверенность, что может помочь;
Убеждённость, что он знает (или как минимум, может узнать), как именно это можно сделать;
Невозможность отказать (неудобно отказать в помощи, или бросить человека без помощи), сострадание, острое щемящее чувство сопереживания (это очень важный пункт: Спаситель ассоциируется с Жертвой! А значит, никак и никогда не сможет ей истинно помочь! )
Ответственность ЗА другого

История Преследователя

Преследователи считают, что мир опасен, поэтому используют страх и запугивание как инструменты давления на других. Их история говорит о том, что они не винные Жертвы Ситуации в опасном мире, где другие всегда будут делать им больно. А раз выживают наиболее приспособленные, то их единственный шанс - ударить первым, что держит их в состоянии постоянной обороны.

Роль Преследователя характерна для тех, кто подвергался открытому психическому и/или физическому насилию в детстве. Внутренне они часто кипят от стыда и гнева, и эти два чувства управляют их жизнью. Они могут подражать своему обидчику, предпочитая быть похожими на тех, у кого сила и власть. Преследователь как будто говорит: «Мир жесток, и только бессердечные могут выжить. И я буду одним из них». Таким образом, если Спасатель это тень Матери, то Преследователь это тень Отца.

Преследователь преодолевает чувство беспомощности и стыда, нападая на других . Доминирование становится самым частым стилем взаимодействия - это означает, что Преследователь всегда должен быть прав. Его методы: запугивание, проповеди, угрозы, обвинения, чтение лекций, проведение допросов и прямые атаки. Если Спасителю нужен кто-то, за кого он может принять решение, то Преследователю нужен кто-то, кто был бы виноват. Они отрицают свою уязвимость, в то же время как Спасители отрицают свои потребности. Больше всего они боятся беспомощности.

Преследователи, как правило, пытаются компенсировать внутреннее чувство никчемности грандиозными замашками, это - компенсация и прикрытие чувства собственной неполноценности.

Самое трудное для Преследователя - взять на себя ответственность за то, что они делают больно другим. По их мнению, другие заслуживают то, что получают.

Преследователи не осознают себя Преследователями - они воспринимают себя Жертвами Ситуации - цикл выглядит примерно так:

«Я просто пытался помочь (Спаситель), а они на меня напали (Жертва), так что мне пришлось защищаться (Преследователь).»

Чувства Преследователя

Чувство собственной правоты, благородного возмущения и праведного гнева;
Желание наказать нарушителя, желание восстановить справедливость;
Оскорблённое самолюбие, убеждённость, что только он знает, как правильно;
Раздражение на Жертву и тем более на Спасателей, которых воспринимает, как мешающий фактор (Спасатели ошибаются, ведь только он знает, как нужно прямо сейчас поступить!);
Азарт охоты, азарт погони;

Итак, знакомьтесь: Треугольник Карпмана
В главных ролях:

Жертва - страдает
Спаситель - спасает и приходит на помощь и выручку
Преследователь - преследует и атакует.

Акт 1: Жертва ищет Спасителя, на которого пытается скинуть ответственность за решение своих проблем. Если Жертве это удается, то ловушка захлопнулась – Треугольник образовался.

Акт 2: Жертва, проблемы которой не решаются, превращается в Преследователя, и начинает искать виновных в том, что жизнь не удалась. Виновным, конечно же, оказывается бывший Спаситель, на которого и обрушивается гнев и нападки бывшей Жертвы.

Акт 3: Бывший Спаситель, ставший Жертвой, недоумевает, как же так он оказался козлом отпущения в этой ситуации.

Мораль:Если вам предлагают стать Спасителем, то, скорее всего для того, чтобы было кого потом обвинить в случае неудачи. Поэтому трижды подумайте, прежде чем брать на себя ответственность за чужие проблемы.

Непослушный ребенок

В семье Петровых беда. Ребенок перестал слушаться родителей. «Совсем от рук отбился. Может, вы подскажете, как его приструнить? », - с надеждой обращается семья Петровых к семье Сидоровых. Две роли уже определились: ребенок – Преследователь, родители – Жертва.

«Да пороть его нужно, как сидорову козу, - восклицает семья Сидоровых, беря на себя роль Спасителя, - давно уже пора было. И нечего с ним цацкаться, мы вам гарантируем, пару раз отлупите, и будет как шелковый!»

После порки Петров-младший убегает из дому. Петровы ищут, кого бы обвинить в происшедшем. Само собой, виновными в их глазах оказываются Сидоровы. В праведном гневе они начинают ходить по всем знакомым и жаловаться: «А представляете, что нам Сидоровы посоветовали?»

Разбитая любовь

«Я видела, как он ее целовал… а после кафе, они сели в такси и куда-то поехали…», - рыдает у вас на плече подруга, рассказывая, какой мерзавец ее бой-френд. Сквозь слезы начинает проступать ее требовательное: «Скажи, что мне теперь делать?»

В порыве праведного гнева вы уговариваете ее послать парня ко всем чертям. Парень само собой уходит, правда не к чертям, а к той самой девице, из-за которой и разгорелся весь сыр-бор.

Через несколько дней вы с удивлением обнаруживаете, что именно вы виноваты в том, что ваша подруга осталась одна. По крайней мере, в этом убеждена она и большинство ваших общих знакомых, которым она уже успела выплакать свою версию происшедшего.

Это примеры "простейших" Треугольников с малым количеством кругов-треугольников, как правило в жизни, человек, попавший в ловушку Треугольника, не заметно для себя начинает накладывать Треугольники один на один, меняя роли как перчатки.

Например, есть Некто , страдающий от чего-то или кого-то - эти "что-то" или "кто-то" являются Преследователем, а наш страдалец/страдалица - это Жертва.

Наша Жертва быстро находит себе Спасителя (или Спасителей ), который (по разным причинам ) старается (вернее, пытается) помочь Жертве.

Все бы ничего, но Треугольник-то драматический, и Жертве совершенно не нужно избавление от Преследователя, а Спасителю - не нужно, чтобы Жертва прекратила быть Жертвой - какой же Спаситель без Жертвы? А если Жертва излечится или избавится, кого же спасать-то?

Получается, что и Спаситель, и Жертва заинтересованы (неосознанно, конечно ) в том, чтобы фактически все оставалось по прежнему: Жертва должна страдать, а Спаситель - спасать и все довольны:

Жертва получает свою долю внимания и заботы, а Спаситель - горд тем, какую роль он играет в жизни Жертвы.

Жертва платит Спасителю признанием его заслуг и роли, а Спаситель платит за это Жертве вниманием, временем, энергией, чувствами и т.д.

Как бы, всем хорошо, НО на этом Треугольник не замыкается. Жертве становится мало того, что она получает. Она начинает все больше и больше требовать и оттягивать внимания и энергии Спасителя. Спаситель старается (на сознательном уровне ), но у него ничего не получается - конечно, он же не заинтересован (на бессознательном уровне) помочь ОКОНЧАТЕЛЬНО, он не хочет, лишиться своей благородной роли! У него не получается и его состояние и самооценка (самоуважение) снижаются, ему становится плохо, а Жертва продолжает ждать и требовать внимания и помощи.

Постепенно и незаметно Спаситель становится Жертвой, а бывшая Жертва становится Преследователем для своего бывшего Спасителя. И чем больше Спаситель вкладывал в того, кого он спасал, тем, по большому счету, он становится больше ей должен. Ожидания растут, и он ОБЯЗАН их реализовывать.

Бывшая Жертва все больше недовольна "не оправдавшим ее ожиданий" Спасителем. Она все больше и больше путает, кто же на самом деле является Преследователем - для нее уже бывший Спаситель виноват в ее бедах (не решает же окончательно ее проблемы) . И незаметно происходит переход - Жертва уже осознанно недовольна своим бывшим благодетелем, и уже Спасителя обвиняет чуть ли не больше, чем того (то), кого раньше считала своим Преследователем. Бывший Спаситель становится для бывшей Жертвы обманщиком и новым Преследователем (тем самым неожиданно для себя превращается в Жертву ), а сама бывшая Жертва устраивает настоящую охоту за бывшим Спасителем (становясь его Преследователем ).

Но это ещё не всё!

Бывший Спаситель повержен и ниспровергнут. Жертва ищет новых Спасителей, ведь у нее количество Преследователей возросло - бывший Спаситель не оправдал ожиданий, по большому счету, обманул ее, поэтому должен быть наказан.

Бывший же Спаситель, уже являясь Жертвой своей бывшей Жертвы, измотанный в попытках (нет, не помочь, его сейчас волнует лишь одно - суметь спастись от своей Жертвы) - начинает (уже как истинная Жертва) искать других Спасителей. Круги-треугольники накладываются, поэтому этот Треугольник еще называют магическим:

Каждый участник бывает во всех его углах (играет все положенные в треугольнике роли );
- Треугольник устроен так, что вовлекает все новых и новых членов "оргии".

Бывший Спаситель (использованный) вычеркивается - он истощен и уже не может быть полезен Жертве, и Жертва пускается в поиски и в погоню за новыми Спасителями (ее будущими Жертвами).

В позиции Преследователя то же есть некоторые интересные моменты: Преследователь, как правило, не знает о том, что Жертва на самом деле не Жертва, что она на самом деле НЕ беззащитна , просто ей нужна данная роль. Жертва же очень быстро находит Спасителей, которые "внезапно" появляются на пути Преследователя, и тот очень быстро становится уже их Жертвой, а Спасители превращаются в Преследователей бывшего Преследователя.

Действующие лица: Алкоголик, Алкоголь, Жена, Врач и прочие, присоединенные по пути.

Алкоголик - Преследователь Жены, Жена - Жертва Алкоголика

Но для Алкоголика Жена - Преследователь, а его Спасителем от жены является Алкоголь.

Алкоголик - Жертва (Алкоголя), его жена - Спаситель - она ищет нарколога или психотерапевта, что бы спасти Алкоголика и себя

Жена - Жертва Алкоголика, врач - Спаситель

Врач быстро из Спасителя превращается в Жертву (обещал спасти, но не спас) и жена алкоголика становится его Преследователем.Так накладывается еще один Треугольник, где Жена - Преследователь,а врач - Жертва

Но наш врач обманул и обидел Жену, поэтому он становится для нее Преследователем, а она его Жертвой.

Наша Жена начинает искать нового Спасителя - подружки, с которыми можно перемыть косточки врачу: "Ох, уж эти врачи!" или нового врача, который вместе с женой осудит "некомпетентность" предыдущего - Жена возвращается на позицию Жертвы и круговорот Треугольников начинает новый заход.

Действующие лица: Свекровь, Жена, Муж

Свекровь изводит невестку мелкими придирками (Преследователь) , на что последняя (Жертва) жалуется мужу (Спасителю). Муж (Преследователь) принимается выяснять отношения с матерью, и вот уже она сама рыдает на кухне (стала Жертвой). Жена неожиданно встает на сторону свекрови (занимает позицию Преследователя) и обвиняет мужа в неблагодарности и неуважительном отношении к матери (муж превращается в Жертву). Уязвленный в лучших чувствах муж оскорбляется и переходит в контратаку (возврат к Преследователю). Страсти накаляются, жизнь бьет ключом, и потушить лавину взаимных оскорблений уже оказывается невозможно. ..

События в Треугольнике могут происходить сколь угодно долго - вне зависимости от сознательных желаний их участников - все определяется результатом. Пока хоть кто-нибудь не выскочит из этого Треугольника, игра может быть бесконечной.

Как выскочить из Треугольника

Жертвы должны научиться нести ответственность за себя и заботиться о себе, а не искать для себя Спасителя. Они должны бросить вызов укоренившимся убеждениям, что они не могут позаботиться о себе, если они хотят избежать Треугольника. Вместо того, чтобы чувствовать себя бессильными, они должны признать свою способность решать проблемы. Быть Жертвой - это бесконечный цикл чувства поражения и бесполезности. Нет никакого спасения, кроме того, чтобы взять на себя полную ответственность за собственные чувства, мысли и реакции.

Если Вы не хотите быть Жертвой:

Попытайтесь найти способ свою жизнь улучшить, а не жалуйтесь на людей, испортивших вам жизнь,

Не перекладывайте на других ответственность за свои действия. Всё, что вы делаете, это ваш собственный выбор, если, конечно, на вас не направлено дуло пистолета.

Не рассчитывайте на безвозмездные услуги. Если вам предлагают помощь, заранее выясните, чего от вас ожидают взамен.

Не оправдывайтесь, просто делайте так, как считаете нужным.

Если вам сочувствуют, соглашаются помогать и обсуждать с вами ваши проблемы, постарайтесь извлечь из этого что-то действительно полезное для себя, вместо того чтобы натравливать вашего Спасителя на Преследователя.

Если вы привыкли играть роль Спасителя , это не означает, что вы не можете быть любящим, великодушным и добрым. Существует четкое различие между тем, чтобы быть по-настоящему полезным, и Спасательством. Подлинный Помощник действует без надежды на взаимность - он делает все, чтобы побудить противоположную сторону взять на себя ответственность, а не поощряет иждивенчество. Помощник считает, что каждый человек имеет право на ошибки и учится через иногда жесткие последствия - он верит, что у другого есть силы на то, чтобы увидеть себя впоследствии без них, Спасителей.

Что бы не стать Спасителем:

Не навязывайте услуги и не давайте советы, о которых вас не просят.

Не обещайте то, чего не можете выполнить - научитесь говорить "нет".

Не рассчитывайте на благодарность – все, что вы делаете, вы делаете, потому что сами этого хотите.

Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривайте свои условия заранее.

Если испытываете острое желание кого-то спасать, делайте это, но будьте честны перед собой – действительно ли ваша помощь необходима и эффективна?

Если Преследователь будет честен с самим собой, он поймет, что опасен для других и почувствует вину. Чтобы не допустить этого, Преследователю всегда нужен кто-то, чтобы винить его во всем. Гнев придает им энергию, чтобы жить. Как и для других ролей, чтобы выйти из роли Преследователя нужно принять на себя ответственность за свои действия. Как ни странно, но из Треугольника проще всего выйти Преследователям.

Что бы не стать Преследователем:

Прежде чем предъявлять претензии, что-то требовать, критиковать, винить и стыдить других людей, хорошо подумайте, действительно ли вам нужен результат, или вы просто хотите сорвать злость.

Примите идею того, что вы несовершенны и можете ошибаться.

Прекратите винить в своих проблемах других людей.

Найдите альтернативные способы самоутверждения.

Если хотите чего-то добиться от другого человека, попытайтесь подтолкнуть его в нужном направлении без физического и эмоционального насилия.

Итак, самое главное это понять в какой роли Вы вошли в Треугольник - какой из углов Треугольника был для Вас входом в него.

Точки входа

У каждого из нас есть привычные, или излюбленные роли-входы в подобные магические Треугольники. И часто в разных контекстах у каждого входы свои. У человека на работе может быть привычным входом в Треугольник - роль Преследователя (ну, любит человек восстанавливать справедливость или наказывать дураков!) , а дома, например, типичный вход - это роль Спасителя.

Манки или заманухи в Треугольник

Каждому из нас стоит знать "точки слабости" своей Личности, которые заставляют нас входить в эти излюбленные роли. Необходимо изучать внешние манки , которые заманивают нас туда.

У одних это чья-то беда или "беспомощность", или запрос о помощи, или восхищённый взгляд/голос:

"Только ты можешь мне помочь!"
"Я без тебя пропаду!"

Конечно, это Спаситель на коне и в белых одеждах.

У других это чья-то ошибка, глупость, несправедливость, некорректность или нечестность. И они отважно бросаются восстанавлявать справедливость и гармонию, попадая в Треугольник в роли Преследователя.

У третьих это может быть сигнал от окружающей реальности, что ты ей не нужен, или она опасна, или она агрессивна, или она бессердечна (равнодушна к тебе, твоим желаниям или бедам) , или она бедна ресурсами именно для тебя, именно в данный момент. Это любители побыть Жертвами.

У каждого из нас есть свой манок, заманивание которого нам очень трудно выдержать.

Начало перехода из роли Спасителя в роль Жертвы - чувство вины, чувство беспомощности, ощущение вынужденности и обязательности помогать и невозможности собственного отказа.

"Я обязан помочь!", "Я не имею права не оказать помощь!", "Что обо мне подумают, как я буду выглядеть, если откажусь помочь?"

Начало перехода из роли Спасителя в роль Преследователя - желание наказать "плохого", желание восстановить справедливость, направленную не на тебя, чувство абсолютной собственной правоты и благородного праведного возмущения.

Начало перехода из роли Жертвы в роль Преследователя - чувство обиды и несправедливости, творимой по отношению к тебе лично.

Начало перехода из роли Жертвы в роль Спасителя - желание помочь, жалость к бывшему Преследователю или Спасителю.

Начало перехода из роли Преследователя в роль Жертвы - внезапное (либо растущее ) чувство беспомощности и растерянность.

Начало перехода из роли Преследователя в роль Спасителя - чувство вины, чувство ответственности ЗА другого человека.

На самом деле:

Спасителю ОЧЕНЬ приятно помогать и спасать, приятно выделяться "в белых одеждах" среди других людей, особенно перед Жертвой. Нарциссизм, самолюбование.

Жертве очень приятно страдать ("как в кино") и быть спасаемой (принимать помощь) , испытывать жалость к себе, зарабатывая страданиями будущее неконкретное "счастье". Мазохизм.

Преследователю - очень приятно быть воителем, наказывать и восстанавливать справедливость, быть носителем стандартов и правил, которые он вменяет другим, очень приятно пребывать в сверкающих доспехах с огненным мечом, приятно чувствовать свою силу, непобедимость и правоту. По большому счёту, чужая ошибка и неправота для него - это легитимный (законный и "безопасный") повод (разрешение, право) совершать насилие и безнаказанно причинить другому боль. Садизм.

Спаситель знает, как можно...

Преследователь знает, что так нельзя...

Жертва хочет, но не может, но чаще уже ничего и не хочет, потому что всё достало...

Диагностика по чувствам наблюдателей/слушателей

Чувства наблюдателей могут подсказать, какую роль играет человек, рассказывающий Вам или делящийся с Вами проблемой.

Когда читаешь (слушаешь) Спасителя (или наблюдаешь за ним) - сердце наполняется гордостью за него. Или - смехом, до чего ж дурак себя довёл своим желанием другим помогать.

Когда читаешь (или слушаешь) тексты, написанные Преследователем - благородное возмущение охватывает - либо к тем, о ком Преследователь пишет/рассказывает, либо - к самому Преследователю.

А когда читаешь(или слушаешь) тексты написанные Жертвой - охватывает острая душевная боль ЗА ЖЕРТВУ, острая жалость, желание помочь, мощнейшее сострадание.

Иногда психологи дают совет: инверсировать (т.е. заменить ) роли на другие:

Преследователь может стать для вас Учителем: "Наши враги, и те, кто нам "мешают", являются нашими лучшими тренерами и учителями."

Спаситель - Помощником или максимум - Проводником (можно тренером, как в фитнесс-клубе: Вы делаете, а тренер тренирует)

А Жертва - Учеником.

Если Вы поймали себя на роли Жертвы - начните учиться.

Если Вы поймали себя на роли Спасителя - бросьте глупые мысли о том, что тот, "кто нуждается в помощи" немощен и слаб. Принимая его такие мысли, Вы делаете ему медвежью услугу. Вы делаете что-то ЗА него . Вы мешаете ему научиться самостоятельно чему-то важному для него. Ваше желание помочь - искус, Жертва является Вашим искусителем, а Вы, фактически, являетесь искусителем и провокатором для того, кому стремитесь помочь.

Нельзя делать ничего за другого человека. Пусть он ошибается, но это будут ЕГО ошибки. И он не сможет Вас обвинить в этом, когда попытается перебраться в роль Вашего Преследователя.

Человек должен пройти свой путь сам.

Не стоит забывать, что нет ни Спасителей, ни Жертв, ни Преследователей - есть живые люди, которые могут играть различные роли. Каждый человек попадает в ловушку этих ролей, и бывает во всех вершинах этого Треугольника, каждый человек имеет некоторые склонности к той или иной вершине, склонности задерживаться на той или иной вершине.

Важно помнить, что точка входа в Треугольник (то есть, то, что вовлекло человека в патологические отношения) - чаще всего бывает и точкой, на которой человек задерживается, и ради которой он входил в этот треугольник, хотя это не всегда так.

Кроме того стоит помнить, что не всегда человек занимает именно ту "вершину", на которую жалуется:

Жертва может быть Преследователем.
- Спаситель может на самом деле играть (трагически и насмерть) роль Жертвы или Преследователя.