Меню Рубрики

Русские в монголии семеновцы. Русские в Монголии

РОССИЯ - МОНГОЛИЯ

Постоянно проживающие в Монголии российские граждане
внесли большой вклад в ее развитие

Усова Наталья Борисовна
Член руководящего совета Ассоциации российских
соотечественников, проживающих в Улан-Баторе,
Заслуженный работник образования Монголии
.

Об истории русской диаспоры в Монголии до революции 1921 года написано множество статей и книг, но о ее жизни после революции, особенно в «советский период», почти ничего неизвестно. Этот период в истории диаспоры мало изучен.

В истории русской колонии в Монголии можно наблюдать 3 волны эмиграции:
1. С 1880 до 1928 годы (до закрытия границы);
2. Советские переселенцы, бежавшие от голода из СССР;
3. Совместные браки, приезжие.

Учитывая, что русская колония до 1921 года была собранием разного рода люда, в основном состоящая из торговцев и коммерсантов, то можно предположить, что после победы Народной революции в Монголии большинство русских купцов и коммерсантов покинули страну. В истории колонии известен факт, когда Красная армия входила в Ургу, то в это время на восток, через город Уляастай в Китай, ушёл большой обоз с русским людом. А в 1928 году из Монголии уехал последний крупный русский коммерсант, директор «Монголбанка» Першин Д.П.

Русские, постоянно проживающие в Монголии, после революции были в основном выходцами из забайкальских крестьян. Они пахали землю, пасли скот в деревнях, расположенных вдоль приграничных рек Никой, Кудара, Селенга. Это были деревни Жаргалантуй, Карнаковка, Булуктай, Хон-дон, Ебицык и другие. В то время не была чётко проведена демаркационная линия границы, поэтому простые люди не понимали, где Россия, где Монголия, а также лояльное отношение к русским монгольских властей - всё это дало возможность косить сено и пасти скот на плодородной монгольской земле. Позже стали строить заимки, а со временем и добротные дома, что позволило переселяться в Монголию семьями. Многие семьи разделились. Кто-то остался жить в России, а кто-то в Монголии. Так на территории Монголии появились русские поселения и деревни.

До сегодняшних дней в этих местах сохранились заброшенные могилы и заросшие бурьяном места, где стояли дома русских поселенцев.

Всех переселенцев также можно разделить на 3 категории:
1. Столыпинские переселенцы. Они переселились из России в Сибирь на бесплатно раздаваемые земли по указу Столыпина. В основном эти переселенцы жили в деревне Карнаковка.
2. Семейские переселенцы. Староверы, жившие в деревне Хондон.
3. Переселенцы из забайкальского казачества, селившиеся по всей Монголии.

Переселившись на постоянное жительство в Монголию, крестьяне продолжали заниматься сельским хозяйством, но среди них также были кузнецы, плотники, печники и строители. Появились первые школы, магазины, пекарни. Учителей в эти деревни по Указу Сталина присылали из Советского Союза. В стране развивалось автотранспортное хозяйство и русские одними из первых осваивали рабочие специальности водителей, механиков, слесарей.

Второй волной русской эмиграции в Монголию в 30-ые годы были советские переселенцы, бежавшие от голода из СССР в поисках лучшей доли и благосостояния. Большой приток таких людей был на шахту Налайха и в город Улан-Батор. Из Советского Союза приезжали бригады для строительства мостов, для перевозки грузов, для промартелей, была большая группа перегонщиков скота в Союз. Многие, приехав в Монголию, оседали в этой стране.

Третьей волной эмиграции были и есть советские и российские граждане, состоящие в совместных браках, а также приезжие, получившие вид на жительство в Монголии.

Из первой и второй волн эмиграции в основном и сформирована современная диаспора в Монголии, взамен почти исчезнувшей старой общины выходцев из Российской империи.

До 40-х годов численность русскоязычного населения, в том числе и бурят, составляла несколько десятков тысяч, к сожалению, точных данных по этому показателю нет. Современная диаспора насчитывает немногим более 1000 человек.

С 1921 по 1990-ые годы Монголия была социалистическим государством. Большую роль в развитии государства и ее экономики вместе с монгольскими гражданами и специалистами из СССР играли и постоянно проживающие в Монголии советские граждане. Об этом малоизвестно, и современная молодёжь почти не знает истории своей диаспоры.

В 1921 году русское население пришло на помощь монгольской революции, многие участвовали в партизанском движении в отрядах Сухэ-Батора. Например, Иоким Смолин был командиром партизанского отряда. Вдовина Анастасия Ивановна часто ходила в разведку, партизанила в отрядах Горбушина, памятник которому стоит в посёлке Булуктай. Она награждена почётным знаком «Партизан».

Русские, постоянно проживающие в Монголии, участвовали почти во всех войнах, которые вела Россия в прошлом веке:

1. Поход Великих держав в Китай на подавление «боксёрского» восстания (1900 год);
2. Русско-японская война (1904-1905г.);
3. Первая мировая война (1914-1918г.);
4. Гражданская война (1918-1924г.);
5. Советско-финская война (1939-1940г.);
6. Война с Японией на Халхин-Голе (1939г.) (до 1939 года мужчины из Монголии призывались на действительную военную службу)
7. Великая Отечественная война (1941-1945 г.);
8. В афганской и чеченской войнах принимали участие потомки постоянно проживающих.

Русские воевали храбро и достойно. Наш соотечественник Мартын Лаврентьевич Чураков за сопровождение военных грузов на Халхин-Гол и на фронты Великой отечественной войны получил орден «Полярная звезда» и орден «Боевого Красного знамени».
В годы Великой Отечественной войны из Монголии на фронт ушло 5000 человек, а возвратилось лишь 2000 фронтовиков. Многие из них были награждены боевыми наградами. А те, кто остался в Монголии, в том числе, жёны, дети, матери, в течение всей войны собирали ценности, деньги, сдавали скот, вязали тёплые вещи для отправки на фронт. На средства и пожертвования, собранные русским народом, в Монголии был построен танк «Русский колхозник», который воевал в 1-ой гвардейской танковой армии М. Катукова. До 90-х годов фронтовиков из Монголии не признавали ветеранами ВОВ, не ценили их заслуги перед Россией. А ведь вся история и все события в Советском Союзе всегда непосредственно затрагивали и жизнь русской общины в Монголии. Не обошли её и репрессии 30-х годов. Людей забирали, как из Улан-Батора, так и с деревень, с шахт Налайха. Почти

никто из них не возвращался. Люди исчезали бесследно. В это же время русских начали выселять из Монголии.

По окончании ВОВ, оставшиеся в живых фронтовики вернулись в Монголию, некоторые остались служить в Советской армии. Жизнь постепенно входила в обычное русло. Из деревень детей отправляли учиться в 7-летние школы городов Алтан-Булак и Сухэ-Батор. Молодежь для продолжения учёбы в средних школах, в техникумах, в училищах переезжала в столицу. Многие поступали в МонГУ и в Монгольский педагогический институт. Заметно повысился образовательный уровень наших соотечественников. В 70-80 годы прошлого века советских граждан, постоянно проживающих в Монголии и имеющих среднетехническое и высшее образование, было больше 60%.

Получив хорошее образование, русские люди работали во многих отраслях народного хозяйства Монголии, в школах и вузах, в больницах, на предприятиях и электростанциях. Появились зоотехники, ветврачи, экономисты, геологи, строители и т.д. На различных автобазах работало много водителей из числа русской молодёжи.

Особое внимание хочется уделить Улан-Баторской железной дороге. До смерти Сталина строительство и обслуживание железной дороги осуществлялось за счёт рабочих 505-ого строительного отряда. После 1953 года Монгольская железная дорога осталась без обслуживающего персонала. Монгольских рабочих и их знаний не хватало для поддержания дороги в рабочем состоянии. В эти годы администрация железной дороги заключала договоры о найме на работу с русскоязычным населением, проживающим в русских деревнях Селенгинского аймака. Она оказывала помощь в бесплатной перевозке их домов и хозяйства до железнодорожных станций Сухэ-Батор, Дархан, Дзун-хара, Мандал. Наибольшее количество людей переселилось на станцию Дзун-Хара. Даже улицы неофициально назывались по названиям деревень - Хондонская, Бельчирская.

В Улан-Баторе открылся Железнодорожный техникум, где работали преподаватели из Советского Союза. Получив специальность, русские работали составителями поездов, дежурными по станциям, вагонными мастерами, машинистами, слесарями, экономистами. Советские граждане, постоянно проживающие в Монголии, внесли большой вклад в развитие УБЖД.
Люди все свои силы и знания отдавали работе. Работали и работают в различных отраслях экономики, образования, медицины, строительства и др. Монгольский народ и монгольское правительство уважали и уважают советских и российских граждан за их честность, трудолюбие, добросовестность. Среднее и старшее поколения получали бесплатное высшее образование, бесплатно получали жилплощадь, многие российские граждане награждены за достойный труд правительственными наградами Монголии.

Здесь хотелось бы назвать фамилии людей, которые удостоены монгольскими правительственными орденами. Их 12 человек.

  1. Кожин Михаил Иванович за работу комбайнером в госхозе «Жаргалант» награждён в 1956 г. орденом «Полярная звезда», в 1960 году орденом «Трудового Красного Знамени». В 1961 году он стал кавалером ордена Сухэ-Батора.
  2. Попов Георгий Сергеевич работал в строительном управлении инженером-экономистом, затем в Центральном управлении строительства, в Госплане МНР и в Комитете народного контроля при Совмине. За свою трудовую деятельность награждён в 1956 году первым орденом «Полярная Звезда, в 1979 году вторым орденом «Полярная звезда». Также награждён различными медалями.
  3. Усов Виктор Прокопьевич работал инженером по снабжению в Министерстве внешней торговли. В 1974 году награждён орденом «Полярной звезды», также имеет различные медали.
  4. Усова Любовь Даниловна 37 лет проработала бухгалтером по иностранным расчётам в Министерстве внешней торговли. В 1974 году получила орден «Полярная звезда», имеет различные медали и награды.
  5. Брилёв Николай Александрович в 1948 году работал водителем в составе второй монгольской палеонтологической экспедиции под руководством известного писателя Ивана Ефремова. С 1950 года по 1991 годы работал водителем грузового транспорта на автобазе УБЖД. Непрерывный стаж на железной дороге - 41 год. В 1985 году получил орден «Полярная звезда».
  6. Маслов Валерий Иванович работает в республиканской клинической больнице заведующим эндоскопического отделения, магистр медицины, профессор, стаж работы - 30 лет. Имеет различные награды и медали, награждён орденом «Полярная звезда».
  7. Былиновский Леонид Александрович работал водителем, трактористом, комбайнером. В 1975 награждён первым орденом «Полярная звезда», в 1986 году вторым орденом «Полярная звезда», также имеет другие награды и медали.
  8. Былиновский Юрий Александрович работал водителем, трактористом, комбайнером. В 1960 году награждён орденом Трудового Красного знамени.
  9. Дунаев Владимир Александрович работал в МонГУ инженером. Дважды кавалер ордена «Полярная звезда».
  10. Рудов Алексей Александрович . Работал водителем. Кавалер орденов «Полярная звезда», Трудового Красного знамени.
  11. Лощенков Анатолий Васильевич работал в МонГУ преподавателем, доцент математических наук. В 2001 году награждён орденом «Полярная звезда».
  12. Сайж-Чойдон Сэсэгма Чагдуровна - передовой работник культуры, награждена орденом «Полярная звезда» в 2007 году.

В 1990 году в Монголии началась новая демократическая эпоха. Временное охлаждение российско-монгольских отношений в начале 90-х годов оказало негативное влияние на российскую диаспору в Монголии. Закрывались и реорганизовывались совместные и российские организации, многие россияне, постоянно живущие в Монголии, остались без работы. Кто-то уехал из страны, кто-то остался.

В начале XXI века положение российской диаспоры нельзя назвать «идеальным». Проблемы с трудоустройством, жилищные проблемы - всё это накладывает свой отпечаток на жизнь россиян в Монголии. С началом демократических перемен и русский язык, к сожалению, ощутимо сдал свои позиции. И всё-таки, несмотря на все трудности современной жизни, россияне, постоянно проживающие в Монголии, продолжают честно трудиться и вносить свой вклад в процветание Монголии.

ЛИТЕРАТУРА
  • Опубликовано в книге "Русские в Монголии". Монголия. Улан-Батор. 2009 год. 208 стр. с иллюстрациями. Тираж 1000 экз. Сканирование и правка Е.Кулаков.

Казаки, или те, кто себя к ним причисляет, становятся ощутимой политической силой и охранителями консервативных ценностей. Сегодня они выступают на этнографических фестивалях, патрулируют улицы, громят выставки современного искусства, охаживают нагайками политических панков. Отношение к казачеству в российском обществе весьма противоречиво и скептично. Их называют ряженными, отказывая в аутентичности. «Истинное» казачество в стиле «Тихого Дона», по мнению многих, осталось где-то в далеком прошлом. Но что мы знаем о казаках и их политических взглядах? Как и многие исторические персонажи, казаки мифологизированы. Одним из самых ярких казачьих образов связан с личностью Григория Семенова. В современной прессе он предстает настоящим носителем казачьей идеи, бесстрашным борцом за Российскую империю, жертвой большевистского режима. Для российских азиатов атаман Семенов – почти бурят-монгол, «с внешностью типичного забайкальского гурана», друг «живого Будды монголов» Богдо-гэгэна Джебзун-хутухты, борец за создание единого монгольского государства, так сказать, «атаман панмонголистов». Так кем же был на самом деле Семёнов – панмонголистом или русским монархистом-белогвардейцем?

Казак по рождению

Глава «государственной власти Российской Восточной окраины», включавшей территорию от Байкала до Тихого океана, генерал-лейтенант, атаман Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск Григорий Михайлович Семенов родился 13 (25) сентября 1890 г. в разъезде Куранжа Дурулгиевской станицы (ныне Ононский район) Забайкальской области в семье небогатого потомственного казака Михаила Петровича (умер в 1911 г.) и Евдокии Марковны из старообрядцев. Его бабушка по матери (по другим данным, по отцу) была буряткой. Так или иначе, «гуранское происхождение» будущего атамана не подвергается сомнению историками. Этот фактор, а также соседство с бурятами и монголами обусловили прекрасное владение Семёновым бурятским и монгольским языками, которые, как он сам писал, «знал с детства». Русскую письменную грамоту, то есть начальное образование по меркам того времени, он получил, окончив двухклассное училище в соседнем селе Могойтуй (ныне это райцентр в Агинском Бурятском округе).

Военный по призванию

В 1908 г. молодой Семенов поступил в Оренбургское казачье юнкерское училище, которое окончил в 1911 г. По одним сведениям, это училище он закончил с отличием, по другим – очень плохо. Так, в своей характеристике Семёнова барон Врангель, командир его полка, писал, что он «кончил училище с трудом», что ему всегда не хватало образования, отмечал его узкий кругозор, склонность к интригам, неразборчивость в средствах достижения цели. Тем не менее, можно предположить, что Семёнов, выросший в казачьей семье, в казачьей станице, был военным по призванию. Тот же Врангель, аристократ, человек «белой кости», продолжал с неудовольствием, что Семёнов при этом отличный строевик, бойкий, храбрый, особенно на глазах начальства, умеет быть весьма популярным среди казаков и офицеров, умеет организовать… Последнее качество для офицера в то сложное время было, наверное, более важным, что Семёнов и продемонстрировал своей весьма успешной военной карьерой. Так, на фронтах Первой мировой Семёнов действительно показал себя инициативным и смелым офицером, за что был награжден Орденом святого Георгия за то, что отбил у немцев знамя своего полка под Варшавой, а также Георгиевским оружием за прорыв первым в занятый немцами город Млаву. Правда, военные историки неоднократно отмечали, что некоторые успехи собственно семеновских формирований в Забайкалье были лишь до той поры, пока красным противостояли японские регулярные соединения, а с их уходом, по соглашению сторон, семеновцы продержались лишь два месяца и были затем отброшены за кордон.

Владивосток. Атаман Семёнов (крайний слева в кресле). Американские солдаты с русскими офицерами - командирами войск Российской Восточной Окраины. Рядом с Семёновым генерал-майор Уильям Сидни Грейвс, командующий 8-й пехотной дивизией, которая была основой американских Экспедиционных сил в Сибири.

Монархист по убеждению

Весной 1917 г. командир полка Семёнов, видя падение дисциплины, разложение русской армии, обращается в военному министру Временного правительства Керенскому с предложением организовать призыв в армию «туземцев Восточной Сибири», сформировать полк из бурят и монголов, рекомендуя себя знатоком этих народов и их воинских качеств. Необходимость азиатских частей он обосновывал и тем, что только так можно «пробудить совесть русского солдата, у которого живым укором были бы эти инородцы, сражающиеся за русское дело». Будучи в столице, он предлагает своему командиру организовать арест Ленина и большевиков, которых необходимо затем незамедлительно расстрелять. Он видел в большевиках главное зло, которое разлагало и армию и страну. Эта ненависть к большевикам и будет в дальнейшем его внутренним двигателем, диктовавшим все его военные и политические акции, вплоть до самой смерти-казни в 1946 г. Он не был монархистом, точнее, он отказался от монархических идей уже в период 1918-1919 гг., когда воочию убедился в полном провале и забвении их у всех российских новоявленных «правителей». Идея царизма в условиях борьбы большевиков с сонмом белых, анархистов, кадетов и прочих внутренних оппозиций и иностранных интервентов с каждым днём сходила на нет. Само время выветрило монархические идеи из голов даже самых ярых противников большевизма.

Атаман панмонголистов

Именно потому, что Семёнов так и не поверил ни одному лидеру Белого движения, он, забайкалец-гуран, обратил свои взоры к бурятам и монголам, к их вековой мечте – к панмонголизму, воссозданию единой Монголии. Это была не игра в этнодемократию, не тайный замысел использования инородцев в своих «белогвардейских» целях борьбы с большевиками. Интересно, что Семёнов, как и барон Унгерн, одновременно с ним, но вполне самостоятельно, пришел к идее создания кавалерийских частей из монголов и бурят, воинские качества которых они оба хорошо знали и весьма высоко ценили. Идея создания монголо-бурятских полков и дивизий – их общее детище – была вполне осмысленным и первым шагом этих харизматичных офицеров на пути к образованию единого панмонгольского государства – Великой Монголии. Ни один из вождей Белого движения даже близко не подходил к идее панмонголизма, которая однозначно ассоциировалась у них лишь с «дикостью», «азиатчиной», «игом» и т.д. Но Унгерн и Семёнов так не считали. Они не были узколобыми русскими националистами, как все белогвардейские лидеры и вообще белые; наоборот, они восхищались империей Чингисхана, её чётким институциональным устройством, твёрдым порядком и законностью, её веротерпимостью и культурным разнообразием. Вместе с лидерами национальных движений бурят, монголов, баргутов они на деле пытались осуществить общемонгольскую мечту о воссоединении в едином государстве. Искажением истории являются попытки современных казаков и прочих имперцев изобразить атамана и барона русскими националистами. Формально они были, скорее, сепаратистами, увлекшимися идеей панмонголизма, который, по мнению крупнейшего монголоведа мира из США проф. Роберта Рупена, был самой мощной и влиятельной идеей ХХ века в Центральной Азии.

Кровавый тиран

Уже в первой половине декабря 1917 г. Семёнов со своим Бурято-Монгольским казачьим отрядом, получая жалованье от большевиков, расправляется с их лидерами в Забайкалье. Показателен метод Семёнова: расстреляв большевика Аркуса, Семенов приказал вспороть ему живот, облить бензином и сжечь. Атаман везде «лютовал», создавая самые изощренные застенки и изобретая страшные пытки. В Троицкосавске в городской тюрьме было зарублено около 1600 «неблагонадежных». Шашками были в куски изрублены находившиеся в тюремном лазарете больные и раненные красноармейцы и сочувствующие.

На станции Андрияновка были расстреляны 3000 пленных красноармейцев, казаков, отказавшихся вступить в семёновские отряды. Особо отличались семёновцы отрядов генералов Тирбаха и Унгерна, а также карательные отряды Чистохина и Филыпина. Семёнов об этом писал: «В условиях гражданской войны всякая мягкотелость и гуманность должны быть отброшены». Эта бесчеловечная жестокость вызвала всеобщий протест в крае, рост партизанского движения и закономерное изгнание бандитов Семёнова.

Закономерный финал

Осенью 1920 г., потерпев жестокое поражение от красных из армии ДВР, Семенов, бросив остатки своей армии, бежал из Читы на аэроплане. Из Маньчжурии он неоднократно пытался затем собрать какие-то силы, но казаки ему уже не верили как беглецу. В Японии он пытался вытребовать золото Колчака, а в 1932 году даже предпринимал попытки вернуться в политику. В августе 1945 г., потеряв всякую надежду на «возвращение в строй, сдался советским войскам и через год был казнён через повешение.

Сбылись пророчества его друга Богдо-гэгэна, якобы сказанные тогда ещё хорунжему в 1913 г.: «Ты, Гриша, не умрёшь обычной смертью. Тебя минует пуля, не коснется сабля, стрела и копье пролетят мимо. Ты сам позовёшь себе смерть». Так и получилось: он не имел ни одного ранения за всю боевую жизнь, но он сам вышел навстречу убийцам. В своих мемуарах, написанных в 1936 г., он гордится лишь одним моментом своей жизни: тем, что «20 лет от роду мне пришлось встать на путь политической деятельности, вмешавшись в создание истории страны великого Чингисхана…». Как и барон Унгерн, атаман Семёнов всю жизнь искал себя, пожелав устроить порядок силой оружия, убийствами и страхом.

Монголия раскинулась на огромных просторах Азии, её площадь составляет 1,5 миллиона квадратных километров. Страна не имеет выхода к морю и расположена почти в центре континента. На севере она граничит с Россией, на юге - с Китаем. Соседство с этими двумя странами во многом определяет судьбу и динамику развития. Многие, не углубляясь в изучение сегодняшней Монголии, почему-то считают её отсталой и дикой страной. И часто ошибаются. Жизнь в столице сейчас вполне соответствует стандартам двадцать первого века.

Как живут обычные люди в Монголии

На развитие монгольского народа оказала сильное влияние близость двух соседей. История Монголии неразрывно связана с Россией и Китаем. К примеру, сегодня каждый четвёртый дипломированный специалист в этой стране учился в Российской Федерации или ещё в Советском Союзе. Монгольская Народная Республика хронологически стала вторым в мире социалистическим государством, на её территории в своё время располагались значительные силы Советской Армии. В то же время страна имеет тесную связь с Китаем, их объединяют общая история, культура и религия.

Уровень жизни

Уровень жизни в Монголии нельзя назвать высоким, государство расположилось на 92 строчке мирового рейтинга стран по уровню жизни по итогам 2018 года . Для сравнения: Россия заняла 49-е место, Украина оказалась на 88-м месте.

Экономика страны развивается стабильно, она показывает ежегодные темпы роста в 4–6% уже несколько лет подряд. ВВП на душу населения составляет около 11 700 долларов. Сильное влияние на экономику в последнее десятилетие оказывает соседний Китай.

Средняя зарплата в стране не приближается к средней по России. Сегодня в Улан-Баторе доход в 500 долларов стал уже привычным. Наиболее востребованными специалистами в Монголии сегодня продолжают оставаться врачи и инженеры.

Пенсия в стране не очень большая и составляет в среднем около ста тысяч тугриков (1 доллар равен 2,490 тугриков). Мужчины выходят на пенсию в Монголии в 60 лет, женщины - на пять лет раньше. Но пенсионное обеспечение в стране получают далеко не все. Значительная часть населения ведёт кочевой образ жизни, и поэтому, как правило, не имеет официального места работы и трудового стажа, а подчас даже паспортов.

Особенности менталитета и уклад жизни

Монголы улыбчивы и дружелюбны, ритм их жизни размерен и спокоен. В степной Монголии уклад сохраняется почти без изменений в течение многих столетий. В Улан-Баторе опытные туристы советуют быть очень внимательным на улицах, поскольку в городе много карманных воров. В столице нет проблем ни с интернетом, ни с общественным транспортом, ни со связью. Крупные монгольские города также не остались вдали от цивилизации.

Основной религией монголов много столетий назад стал буддизм, который и сегодня определяет черты монгольского характера: терпимость, дружелюбие, отсутствие внутренней агрессии. Сегодняшние монголы уже не похожи на воинственных ордынцев Чингизхана.

Монголы привыкли вести кочевую жизнь, юрта по-прежнему служит некоторым из них жилищем. Тысячи лет монгольские кочевники переносили с места на место свои дома, остатки которых можно сегодня раскопать на территории европейской России и современной Украины. Золотая Орда была величайшей империей мира по площади. В Монголии до сих пор развит культ Чингизхана, великого завоевателя и основателя этой империи. А его дальние потомки, которые сегодня живут в Монголии, стали привилегированной кастой в обществе страны.

Образование в Монголии до сих пор оставляет желать лучшего. Кроме системы среднего образования, которое здесь бесплатно, при буддистских монастырях действуют религиозные школы. Обучение в них приравнивается к среднему. В Улан-Баторе работает университет и ещё несколько высших учебных заведений, которые готовят профильных специалистов в различных областях экономики страны. Сразу хочется отметить, что дипломы монгольских вузов не будут так котироваться во многих странах мира, как европейские.

Уважение среди монгольского народа к власти огромно. Здесь исторически развито чинопочитание. Для простых людей представитель власти - безусловный авторитет. Немаловажным фактором служит политическая стабильность страны, преемственность её руководства и прогнозируемые действия правительства.

Миграция

Внутри страны скотоводческие племена ведут традиционный кочевой образ жизни. Государству сложно поставить таких людей на учёт и даже контролировать передвижение. Зато этот образ жизни стал предметом исследование этнографов.

На 2018 год около 130 тысяч граждан Монголии работает и учится за границей. Преимущественно они едут в азиатские государства и США. Эмиграция из страны больше, чем количество приезжающих сюда жить.

Монгольский климат

Климат страны резко континентальный, с очень холодной зимой и жарким летом. Значительную часть территории занимает пустыня Гоби.

Видео: Монголия глазами россиян

Статистические данные

Численность населения

Численность населения Монголии - немногим более 2,9 млн человек, 94% из которых являются коренными монголами (согласно переписи 2012 года). Столица страны - город Улан-Батор. Он представляет собой вполне современный город-миллионник, а его население, по состоянию на 2018 год, составляет 1 318 100 жителей. В городах проживает 57%.

Около 95% населения - этнические монголы. Но здесь живут и представители других национальностей: казахи, калмыки, буряты, китайцы, русские.

Средняя продолжительность жизни

По средней продолжительности жизни страна занимает 125-е место в мире (мужчины - 65 лет, женщины - 73 года), а по плотности населения - последнее, 193-е. В стране проживает только два человека на один квадратный километр (для сравнения - на Украине этот показатель составил 76 человек).

Как уехать жить в Монголию из России и других стран СНГ

Для естественной натурализации в Монголии необходимо прожить на территории страны не менее пяти лет. Россиянам можно въехать без визы и находиться в Монголии не более месяца. Гражданам других стран СНГ придётся оформлять монгольскую визу. Они бывают нескольких категорий, в зависимости от цели визита.

Как получить вид на жительство

Если иностранный гражданин отвечает нормам монгольского иммиграционного законодательства, то он имеет право на получение разрешения на проживание в течение длительного срока - ВНЖ. Вид на жительство даёт возможность иностранному гражданину легально находиться в стране на протяжении периода действия разрешения и не заниматься дополнительным оформлением виз. Кроме того, он обладает всеми правами жителя Монголии, за исключением избирательного.

Основанием для получения ВНЖ могут стать:

  • трудоустройство на территории страны;
  • приглашение близких родственников;
  • обучение;
  • программа защиты беженцев;
  • участие в международных гуманитарных миссиях в качестве волонтёра;
  • покупка недвижимости на территории страны.

Для каждой из этих причин потребуется предоставить подтверждающие документы, переведённые на английский или монгольский и нотариально заверенные.

Для официального трудоустройства потребуется приглашение от работодателя, заверенное в государственной Службе труда, в котором чётко оговорены все условия работы: длительность действия договора, должность и обязанности иностранного сотрудника, его график работы и оклад. При иммиграции по программе воссоединения семьи потребуется соответствующее приглашение от родственников в Монголии, которые являются её гражданами или постоянно легально проживают на монгольской территории. Также необходимо документальное подтверждение родственных связей.

ВНЖ выдаётся сроком на год, его стоимость составляет около ста двадцати долларов. Обращаться за получением вида на жительство следует в миграционное управление страны, главный офис которого находится в столице, а несколько представительств работает в больших городах. Продление возможно через год. Оно обойдётся вдвое дешевле.

Иммиграция на ПМЖ

Через три года нахождения в статусе ВНЖ подаётся прошение на ПМЖ. Для его получения необходимо показать знание монгольского языка на разговорном уровне, основ законодательства и традиций этой страны. Важным фактором для принятия положительного решения станет отсутствие проблем с законом Монголии. Также потребуется предоставить документальное подтверждение права собственности на монгольскую недвижимость или договор долгосрочной аренды жилья. Монгольские власти также попросят предоставить данные об источнике дохода и его размерах, которые должны быть в десять раз выше минимальной заработной платы в стране.

Получение гражданства

После пяти лет проживания в статусах ВНЖ и ПМЖ можно приступать к процессу оформления монгольского гражданства. Монголия не допускает наличия двойного гражданства, поэтому со старым паспортом придётся распрощаться.

Инвесторы имеют преимущество. Сегодня иностранец, который вложил не менее двух миллионов долларов в экономику страны, автоматически получает право на гражданство. К тому же монгольские власти не особо интересуются источником происхождения капиталов, поэтому подобная процедура становится привлекательной для определённых бизнес-кругов постсоветских государств. Инвесторы из экономически развитых стран рассматривают Монголию в качестве чистого листа бумаги, где можно будет написать историю успешного бизнеса.

Как живут русские в Монголии

В сегодняшней Монголии проживает около четырёх тысяч граждан России. Ещё в 1990 году на территории страны их было около 110 тысяч (по данным РЦНК). После отказа Монголии от коммунистического пути развития произошла массовая репатриация русского населения.

Никто точно не может подсчитать, сколько этнических русских в этой стране. Многие приняли монгольское гражданство, много детей от совместных браков. За сотни лет соседства Монголия пережила несколько периодов активной иммиграции из России, в частности после Гражданской войны.

Русские, которые длительное время проживают в Монголии, положительно отзываются об этой азиатской стране. На её земле существует русская диаспора, небольшая по количеству, но крепкая духом. Связавшись с соотечественниками, можно получить от них необходимую поддержку и консультации. Некоторые этнические русские занимают высокие государственные посты. Также в Монголии много выходцев из Казахстана и небольшое количество этнических украинцев, приехавших в эту страну ещё в советское время.

«Прощайте, дети... Я лишил вас Родины, а теперь вот возвращаю. Наверное, ценой своей жизни. Я был всегда противником большевизма, но всегда оставался русским. Я любил Россию и русским умру. А был я прав или не прав - покажет время. Живите честно. Если не сможете, не будете в силах делать добро людям, то хоть не творите зла. Живите по-христиански. Ну, прощайте...»

Потом он отвернулся, быстро сел в машину. Майор посмотрел на нас, кивнул нам, прощаясь, сел за руль - и они тронулись в путь.

Больше мы отца не видели никогда. О его трагической кончине мы узнали только из газет».

По одним данным, атамана Семенова казнили в Москве, на Лубянке, во внутренней тюрьме, по другим данным - в Хабаровске.

Что же касается ближайшего сподвижника атамана барона Унгерна, то судьба его также оказалась трагичной.

В Монголии Унгерн под своими знаменами собрал несколько крупных отрядов. Потому, почувствовав силу, барон двинулся на территорию России. Под Кяхтой был разбит, попробовал откатиться на юг, отдышаться, перегруппироваться, но на него навалились красные партизаны под командованием знаменитого Щетинкина и регулярные части - 35-я стрелковая дивизия, кавалерский полк и 12-я Читинская дивизия - всего семь с половиной тысяч штыков, две с половиной тысячи сабель, кроме того, у красных на вооружении находились двадцать орудий, два броневика, четыре самолета и четыре парохода, оборудованных для ведения боевых действий на реках.

Когда дело окончательно провалилось и запахло жареным, Унгерна предал его ближайший союзник, князь Суйдун-Гун: чтобы сохранить себе жизнь, он втихую, вероломно навалился на Унгерна, скрутил его и отвез к Щетинкину.

Унгерн был казнен. Были расстреляны также все его сподвижники - белые генералы. Последний из них - Бакич, прорвавший окружение и ушедший в Туву, тоже не избежал чекистской пули.

Что же касается С.А. Таскина, то он некоторое время учительствовал в Монголии, был директором одной из школ, а потом след его потерялся.

Двадцать пятого октября 1922 года японские корабли забрали на борт последнего своего солдата и покинули русские берега. Вместе с японцами покинула Россию и русская флотилия под командованием адмирала Старка. К слову сказать, в составе флотилии находился бывший крейсер береговой охраны «Лейтенант Дыдымов». На кораблях флотилии уплывали не только моряки, но и казаки - в том числе и часть семеновцев, - плыли в неведомое. С семьями, со скарбом, с детьми.

Число покидавших Родину превышало десять тысяч человек.

Люди в основном ютились на палубах, кое-как прикрывались от дождей брезентом, старыми шинелями, кусками фанеры, листами ржавой жести, подобранными на берегу во время заходов в китайские порты, откуда их через пару-тройку дней выгоняли взашей. Люди мерзли и болели. Тех, кто умирал, хоронили по-морскому - в воду. Потому что никто не знал, когда им в следующий раз дадут возможность пристать к берегу, а если чалка корабля все-таки ляжет на береговой кнехт , врытый в прочный грунт, то дадут ли местные власти положить умерших в землю...

И тем не менее часть казаков сумела сойти на берег и закрепиться в Посьете, еще часть - в Гейзане. Сделали попытку высадиться также на острове Фузан, около которого в мае 1921 года столько неприятных дней провел на «Киодо-Мару» атаман Семенов, но власти Фузана, контролируемые японцами, потребовали, чтобы адмирал Старк немедленно покинул остров.

Измотанная флотилия вместе с пассажирами вновь вышла в море. На календаре стоял уже декабрь 1922 года. Адмирал решил идти в Шанхай.

По пути флотилия угодила в свирепый тайфун - типичное явление для Желтого моря этой поры. Корабли разметало и поодиночке начало сносить на юг, к островам Рюкю.

Возле Тайваня погиб «Лейтенант Дыдымов», столь памятный и Семенову, и фон Ваху. Самого фон Ваха, кстати, с лета 1921 года никто не видел. Вместе с «Дыдымовым» на дно моря ушли и люди - и экипаж, и пассажиры, мир их праху.

Буквально через несколько дней там же, у Тайваня, судьбу «Лейтенанта Дыдымова» разделил еще один русский корабль - крейсер «Аякс».

А флотилия достигла Филиппин, попала там в объятия американских властей и осталась в жарком краю, среди бананов, фиников и манго, навсегда. Семеновские казаки, прибывшие на Филиппины с кораблями Старка, интересовались у смуглокожих красавиц островитянок, можно ли коней кормить бананами или нет? «Говорят, от бананов у коней бывают трескучие запоры», - озадаченно чесали они затылки.

Основная же часть семеновцев все-таки смогла осесть в Китае и в Монголии.

Что касается Монголии, то потомки забайкальских казаков живут там и поныне, образовав целые поселения, строго придерживаясь русских устоев и не растворившись в местной среде. В Китае ситуация сложилась иначе: во время «культурной революции» китайские власти окончательно вытеснили их из своей страны. Особенно пострадала просвещенная часть эмиграции, жившая в Харбине.

Потомков семеновских казаков, да и самих семеновцев, уже седых, сгорбленных, облезших, я встречал даже в Аргентине, в городе Мардель-Плата, в Штатах, в теплом Сан-Франциско.

Один из моих товарищей, офицер-афганец Сергей Князев, рассказывал, как он, будучи лейтенантом, со своим взводом нес караульную службу в Монголии километрах в ста двадцати от Улан-Батора.

Жили наши ребята в палатках прямо посреди пустыни, ловили черепах и змей, иногда пускали их в суп, случалось - жарили змеиные шашлыки. Вкусно было.

Но всякая экзотическая еда обычно очень быстро надоедает, и Князев, сев в «уазик», покатил в ближайшее селение, километров за сорок, за мясом. Оказалось, что это русское селение.

Староста - довольно шустрый дедок лет восьмидесяти - принял лейтенанта радушно. Произнес с улыбкой:

Отчего же не дать мясца землякам из-за границы! Обязательно дадим! - И скомандовал молодому молчаливому мужику: - Сходи-ка, Семен, с господином красным офицером в загон, посмотрите там в четыре глаза, что имеется... Может, чего и глянется.

Семен привел Князева к длинному просторному свинарнику, впустив внутрь, произнес бесцветным голосом:

Выбирай!

Князев прошел несколько метров и неожиданно услышал позади себя знакомое металлическое клацанье, которое хорошо известно всякому военному человеку.

Стремительно обернулся: Семен, в руках которого еще несколько секунд назад ничего не было, теперь держал здоровенный, с толстой тарелкой, пришлепнутой к стволу, пулемет, похоже, это был старый английский «льюис». Князев ощутил, как по хребту у него поползла холодная струйка пота.

Я кому сказал - выбирай!

Князев поспешно ткнул пальцем в ближайшего подсвинка.

Семей направил на подсвинка пулемет. Раздалась короткая, в три патрона, очередь.

Подсвинок лег на бок и задергал ногами.

Поскольку с дедом-старостой была договоренность о нескольких свиньях, то Князев незамедлительно показал на следующего поросенка.

Через три минуты все было кончено. Князев зашарил в карманах, доставая деньги, чтобы расплатиться, но Семен резко, по-казачьи рубанул рукою воздух - как делал когда-то атаман - будто врага развалил на две части, и, глядя в сторону, проговорил громко и мрачно:

Забирай свиней и - вон отсюда! Чтобы духу твоего здесь не было! Ясно?

Вот так приняли офицера Советской армии в семеновском селении в Монголии. Хорошо, что хоть уехал Князев оттуда живой, а ведь мог отправиться на чужом грузовике с пулей в затылке.

Все хорошо, говорят, что хорошо кончается.

Исторические романы невозможно писать, не домысливая чего-то, не привнося в них что-то свое, иначе одни сюжетные концы не свести с другими - ведь от большинства событий, имевших когда-то место, уже ничего не осталось. Ничего, кроме молвы - ни документов, ни свидетельств очевидцев, ни хроник, ни журналистских описаний, ни бесстрастных судебных протоколов.

Которое он дал накануне юбилейного заседания Генассамблеи ООН, сказал, что после распада Советского Союза (он это называет "самой большой трагедией XX века") за пределами России оказалось 25 миллионов русских. По мнению российского президента, сейчас русские - самая большая по численности разделенная нация в мире.

Нас все время подозревают в каких-то амбициях и все время стараются либо чего-то исказить, либо чего-то недоговорить. Я действительно сказал, что считаю распад Советского Союза огромной трагедией XX века. Знаете почему? Прежде всего, потому, что в одночасье за границами Российской Федерации оказались 25 миллионов русских людей. Они жили в единой стране, вдруг оказались за границей. Представляете, сколько проблем возникло? Бытовые вопросы, разъединение семей, экономические проблемы, социальные проблемы. Просто не перечислить все. А вы считаете это нормально, что 25 миллионов русских людей оказались вдруг за границей? Русские оказались самой большой разделенной нацией в мире сегодня. Это не проблема? Для вас нет. А для меня проблема, - заявил Путин.

“Не птица” или “азиатский дракон”?

Есть ли такая проблема в Монголии, про которую в Советском Союзе говорили: "курица - не птица, Монголия - не заграница"?

Напомним, что в 1990 году русская община Монголии (110 тыс. человек без учета советского воинского контингента в МНР) составляла более 5 % населения Монголии (2,04 млн. человек), что нашло свое отражение даже в молодежном сленге 70-80 годов. В лексиконе молодых жителей Улан-Батора, детей советских специалистов, существовали особые жаргонизмы, отражающие разделение внутри русской общины.

на фото: советские кварталы в Улан-Баторе

Так, враждующие молодежные группировки, делившие между собой территорию города вокруг советских школ Улан-Батора, носили следующие названия: "спецы" - дети советских военных и технических специалистов, "кампаны" - монголы, "местные" или "семеновцы" - дети местных русских.

Большинство "местных русских" были потомками беженцев, переселившихся из России в Монголию в годы Гражданской войны в России 1918 - 1920 годов и в годы репрессий 30-х годов прошлого века в СССР. Кроме того, среди них есть и потомки тех казаков, купцов и служащих русского дипломатического представительства, которые оказались в Урге (ныне Улан-Батор) после провозглашения независимости Внешней Монголии в 1912 году.

Сегодня, когда у "курицы" вдруг выросли крылья и она захотела превратиться в высоко летающего в мире экономике нового "азиатского дракона", численность русских в Монголии резко сократилась. В 90-е годы прошлого века Монголию покинули бывшие советские военные и технические специалисты со своими семьями, а также значительная часть так называемых "местных русских", или "местны орос", как их называют монголы. Выехавшие из Монголии специалисты переезжали в разные регионы России от Сибири до Калининграда, а "местные русские" обосновались большей частью в приграничных с Монголией регионах, - в Бурятии, Иркутской области, Забайкальском крае.

Потомки от смешанных браков монголов и русских, которые носят русские имена и фамилии, в основном получили монгольское гражданство. Большинство из них свободно говорят по-монгольски.

Кроме того, существует небольшая община из российских граждан в Монголии (получение двойного гражданства правительством Монголии запрещено) численностью примерно в 1,5 тысячи человек. В жизни общины участвуют постоянно проживающие в этой стране русские из России (специалисты, учителя, предприниматели) и часть "местных русских", принявших российское гражданство, но оставшихся в Монголии. В основном это пожилые люди, которые отправили своих детей и внуков на свою "историческую родину" в Россию, а сами остались на своей родине, там где они родились.

“Местны орос” подались на историческую родину

Так описывает историю русской общины в Монголии русскоязычный сайт “Голос Монголии” .

"Среди жителей Монголии обликом, нравами, повадками выделяются “местные русские”. Они одинаково хорошо владеют монгольским и русским. Живут по российскому укладу, но соблюдают монгольские обычаи тоже. Приезжающие из России принимают их за монголов, монголы за русских. Истоки их появления теряются дебрях первой половины 17-го столетия.

С подписанием российско-китайского договора в 1860 году в Урге, столице Монголии открыли русское консульство и официально разрешили русским купцам торговлю в монгольских поселениях. К середине 60-х годов 19-го века в Монголии побывало около четырёх тысяч русских купцов, казаков, мещан, мастеровых людей. Они положили начало русской колонии в Монголии. Новые земли влекли также крестьян, работавших на строительстве Великой Сибирской магистрали. Вопросы подданства их мало интересовали, они предпочитали гражданство тайги, степи, облаков. Некоторые нанимались к русским купцам и конозаводчикам, имевшим дела с Монголией.

на фото: Русские военные специалисты тренируют монгольских цириков

После русско-японской войны 1905 года, освободившись из плена или окрепнув после ранения, русские матросы пробирались на родину через Китай и Монголию. Те, кому понравилась кочевая страна, надолго бросали здесь якорь. До последнего времени в степях Монголии можно было слышать про матроса Федорова. Он шорничал в русских деревнях до середины 1950-х годов. А потом, говорят, доживал свои годы на окраине Улан-Батора. У кого не лежала душа к крестьянской работе, нанимались в скотогоны, в рабочие шерстомоек, в ямщики. Шли в работники к преуспевшим землякам - русским владельцам фирм, факторий, предприятий. Число предпринимателей-россиян постоянно росло. Они ввозили в Монголию керосин, изделия из железа и чугуна, квас, сахар, мыло и вывозили за монгольские пределы овечью и верблюжью шерсть, войлок, россыпное золото и шкуры.

Новый наплыв русских людей в Монголию наблюдался во время революции в России, а затем во время и после народной революции 1921 года в Монголии. Пастбищ, пахотной земли, лесов, рек и озер здесь хватало на всех. Многие предпочитали заниматься извозом. На лошадях везли грузы из Кяхты в Улан-Батор. В некоторых районах осевших русских насчитывали до пяти тысяч человек. В Урге тогда открыли православную церковь. Бывали случаи, когда монголы, жившие в приграничной полосе, из дружбы с русскими и не без влияния сибирских миссионеров принимали православие и несли в юрты иконы.

на фото: дворец Богдо- Гэгэна, правителя Монголии в 1912-1924 годах XX века

В середине 1920-х годов граница между Россией и Монголией снова стала охранятся. Свободно передвигаться в обе стороны теперь было непросто. Русским приходилось смириться с мыслью остаться в Монголии надолго. Самые большие их поселения оказались в бассейне реки Селенги и ее притоков. Многие двинулись в Улан-Батор и другие города. Там они становились рабочими кожевенного и спиртзавода, скотобаз, а также шофёрами, слесарями, кузнецами, плотниками. Русских мужчин было не так много. А их дочери нередко выходили замуж за китайцев, имевших советское или китайское гражданство. Были и браки русских с монголами. Дети от смешанных браков обычно принимали советское гражданство. У русских монголы учились сеять хлеб, косить сено, зимой носить валенки.

В годы Великой Отечественной войны 4 тысячи “местных русских” ушли на фронт. Около 3 тысяч из них погибли. И когда в конце 1950-х годов этим людям разрешили переезжать на постоянное место жительства в Советский Союз, многие отправились на землю предков.

К концу 20 века в Монголии оставалась небольшая часть этнических русских. Они создали общество советских граждан. Собираясь по клубам Улан-Батора, Дархана, и других городов, пели сохраненные в памяти старинные русские песни, плясали барыню. Часть их оставалась советскими гаржданами, другие со временем приняли монгольское подданство. Через общество они старались поддерживать своих стариков, помогали малоимущим, выступали в защиту тех, кого ущемляли в правах. В то время большинство детей “местных русских” учились с детьми специалистов в советских школах в Улан-Баторе. Прививки и разная другая медицинская помощь оказывалась советской стороной только “своим” детям. Временами сегрегация приводила к невероятным случаям. В советских школах детей из “местных русских” не принимали в комсомол. Их называли потомкаим “белогвардейцев”, “семёновцев”. Родителям этих детей, советским гражданам, не разрешалось учавствовать в выборах высших органов власти СССР, хотя такое право было у работавших в Монголии специалистов.

В первые годы 21-го века часть “местных русских” волнами откатывалась в Россию, другие приняли монгольское гражданство и оставались, наконец-то уравнённые с монголами в правах. Теперь их в Монголии не больше полутора тысяч. В Улан-Баторе для православных открыли Свято-Троицкую церковь. Стали приводить в порядок русское кладбище, где под крестами покоятся предки тех, кто остался, и тех, кто уехал".

на фото: Троицкая православная церковь в Улан-Баторе - центр жизни русской общины Монголии

“Родиной считаю Монголию”!

А вот взгляд на современную жизнь русского сообщества в Монголии, который представлен на одном из евразийских российских сайтов .

"Когда в 1990 году Монголия отказалась от коммунистического пути, в стране проживало, по данным финансируемого Кремлем Российского центра науки и культуры (РЦНК) в Улан-Баторе, около 110 тысяч русских. В следующее десятилетие произошел массовый отток русских из страны. Сегодня - когда многие дети от смешанных монголо-российских браков приняли монгольское гражданство, а некоторые из них занимают видные позиции в бизнесе и правительстве - по оценкам РЦНК, постоянно в Монголии проживает лишь около 1 600 граждан России. Большинство из них говорят по-монгольски.

По словам директора РЦНК в Улан-Баторе Евгения Михайлова, русский язык утратил свой привилегированный статус в сфере образования. В социалистические времена русский был обязательным предметом во всех школах, а сегодня обучение на русском языке ведется лишь в горстке учебных заведений.

Конечно, раньше для Монголии СССР был главным каналом связи с внешним миром. Теперь же Монголия выбирает для общения с миром английский язык, - говорит он.

Евгений Михайлов уверен, что Россия и Монголия сохранят добрые отношения, и что интерес к русской культуре и искусству, особенно балету, не угаснет. После резкого падения спроса в 1994-2005 годах начал возрождаться интерес к курсам обучения русскому языку. Частично благодаря финансовой поддержке, оказываемой Москвой жителям Монголии, желающим получить образование в российских вузах, русскоязычные школы по-прежнему остаются одними из самых уважаемых учебных заведений в Улан-Баторе.

Троицкая церковь в Улан-Баторе была и остается местом сбора представителей небольшого русского землячества. Основанная в 1873 году, церковь была закрыта в 1921 году во время проводимой коммунистами антирелигиозной кампании. В 1996 году в храм вернулись священнослужители. Верующие встречались в переделанном здании, пока панораму Улан-Батора не украсил золотой купол новой церкви, освященной в 2009 году.

Настоятелем прихода Троицкой церкви вот уже восьмой год является Алексей Трубач. По его словам, отношение к русским в стране меняется. Он наблюдает усиление враждебности по отношению ко всем иностранцам из-за бума в горнодобывающей отрасли Монголии.

В обыденной жизни представители старшего поколения по-прежнему воспринимают русских как друзей по причине общей истории, - говорит он. - Но в последние несколько лет я наблюдаю возрастание агрессии со стороны молодого поколения. Я не виню их; они начинают видеть во всех иностранцах захватчиков.

Сегодня церковь насчитывает около 60 постоянных прихожан: в основном это местные русские, но среди них есть и 15 монголов, а также несколько представителей других национальностей, включая немцев и американцев. Службы проводятся на церковнославянском и русском языках, но отец Алексей надеется ввести службы на монгольском и даже английском языках, чтобы охватить более широкую аудиторию.

Во время трапезы после богослужения 45-летняя Марина Фомина - «местнорусская» учительница, чьи родители в 1930-ых годах перебрались в Монголию из Иркутска, на прекрасном монгольском рассказывает о значении этой церкви для каждого человека.

После целой недели работы мы приходим сюда, чтобы отдохнуть и пообщаться друг с другом, - говорит она. - Это очень важное для нас место. Это, без сомнения, одно из главных мест встреч для русских.

Будущее общины зависит от таких людей, как Марина Фомина. В последнее десятилетие все ее родственники перебрались обратно в Россию. И хотя женщина считает Монголию своим домом, она надеется, что ее 14-летняя дочь продолжит обучение в одном из российских вузов и осядет там.

Я могу в любой момент поехать в Россию с визитом или остаться нам на время, но своей родиной я считаю Монголию, - говорит она".