Меню Рубрики

Дифференциация свистящих звуков речевой материал. Тексты для автоматизации и дифференциации шипящих и свистящих звуков картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

№ 3 Звуки С-Ш

  1. Слова: Саша, шесть, сушки, шоссе, солнышко, машинист, шестнадцать, штепсель, шестьдесят, шахматист, шестьсот, путешественник, пастушок, пастушка, шалость, стишок, стеклышко, пушистый, сынишка, усмешка, старушка, успешно, послушный, трусишка, бесшумный, смешинка, веснушки.
  2. Счет 1-10 – сынишка, шахматист, пастушок, старушка.
  3. Заучивание скороговорок:

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

4. Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, они) в наст. врем.:

Сшибать шишки с сосны.

Собирать сосновые шишки.

№ 4 Звуки С-Ш

  1. Словосочетания: Наташины веснушки, веселый пастушок, послушный малыш, пушистая кошка, смешные стишки, опасное путешествие, роскошная шкатулка, голосистый соловушка, ласковое солнышко, душистый ландыш, пушистая ушанка, сушеные груши, смешные потешки, скошенный луг, шумное шоссе, шелестят камыши, лесная опушка, спелая вишня.
  2. Родственные слова: Смешить – смех, смешок, смешинка, смешной, насмешка, усмешка, смешно. Спешить – спешка, поспешно, поспешный.
  3. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они): Спешить по шоссе и есть сушки. Шептать на ушко бабушке смешной стишок. Сушить пуховые подушки на солнышке.

№ 2 Звуки С-Ш

  1. Слоги: са-ша, со-шо, сы-ши, су-шу, ша-са, шо-со, ши-сы, шу-су, саш, сош, суш, сыш, шас, шос, шус, шис.
  2. Выделение звуков С, Ш в словах:

сатин, шагать, сыпать, шорох, сорить, шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый, вермишель, васильки, сметана, картошка, катушка, швабра, корешок, опушка, новоселы, листья.

  1. Добавь слог СИ или ШИ: гу(си), гру(ши), ло(си), малы(ши), выне(си), тря(си), воро(ши), кры(ши).
  2. Образовать новые слова с приставками С-, СО-: мешать – смешать, прошу – спрошу, шил – сшил, пляшет – спляшет, шью – сошью, рисуешь – срисуешь, несёшь – снесёшь, пишешь – спишешь, берешь – соберешь, трясешь - стрясешь.

№ 7 Звуки С-Ш

  1. Предложения: Машины несутся по шоссе. Листья шелестят в саду. Груши сушатся на крыше. Мыши шуршат в сарае. Кошка греется на солнышке. Высокие сосны шумят в лесу. Душистый ландыш распустился на лесной опушке. Голосистый соловушка поёт в саду. Кусты покрылись снегом. Тихо шумят осинки в осеннем лесу. Наташа нашла пестрый шарфик.
  2. Пословицы: Не спеши языком, спеши делом. Как постелешь, так и поспишь. В согласном стаде волк не страшен. В пасмурную погоду сено не высушишь. Нет на свете краше родной сторонушки. Хорош садовник, хороши и груши. Кошке – игрушки, мышке – слёзы. Поспешишь – людей насмешишь.

№ 3 Звуки С-Ш

  1. Слова: сухо, слышно, шустрый, соловушка, поспешно, шанс, шелест, шествие, шесток, посошок, нашествие, шерсть, шест, смешной, спешка, пеструшка, штепсель.
  2. Счет 1-10 – путешественник, штепсель.
  3. Заучивание чистоговорки:

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

4. Подбор признаков и действий на звуки С, Ш к предмету:

Кошка (какая?) большая, пушистая, смешная, ушастая, плюшевая. Что делает? Спешит, дышит, шалит, спит, ест.

5. «Отгадай слово» (пропущены С или Ш):

Апка, .нки, .уба, .ом, .мка, .лем, .ова, .айба, .оль, .умит, .ок, .уп, .ум, .пать, ду., ква., анана., камы., компа., мы..

№ 11 Звуки С-Ш

Русские народные скороговорки:

Веселей Савелий, сено пошевеливай.

Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.

Дуб дубовистый, широкозеленолистный.

Сшила Саша Сашке шапку. Сашка шапкой шишки сшиб.

Хоть щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте.

У Степана есть сметана, простокваша и творог.

На опушке в избушке живут старушки-болтушки.

У каждой старушке лукошко. В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

№ 5 Звуки С-Ш

  1. Словосочетания: шелестят в тишине, шуршат в сарае, слышны в саду, спешат в школу, сушить на вешалке, несутся по шоссе, сыплется пушистый снег, слышится сильный шум, висит Мишина шуба, слышна весёлая песня.
  2. Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ):

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, – большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.

  1. Выделение из рассказа слов: со звуками «С», «Ш» в одном слове; со звуком «С»; со звуком «Ш».

№ 6 Звуки С-Ш

  1. Счет 1-10 со словосочетаниями: пушистая сосна, сосновая шишка, пенистый шампунь, синяя шаль.
  2. Спряжение в настоящем времени: (Я, Ты, Он, Она, Они)

Спешить в лес за сосновыми шишками.

Спешить из леса домой с сосновыми шишками.

Шептать дедушке на ушко смешную сказку.

  1. Проговаривание предложений:

Саша спешит по шоссе и несёт сушки.

Машинист спешит по шоссе и несёт сушки.

Путешественник …. Пастушок …. Пастушка ….

  1. Подбор предметов к признакам:

Смешной (-ая, -ое). Душистый (-ая, -ое). Бесшумный (-ая, -ое).

№ 8 Звуки С-Ш

Скороговорки:

В шалаше шесть шалунов. Шапкой Саша шишки сшиб.

Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше,

а ваша серая кошка сидела выше.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

Две мыши поплоше несли по два гроша.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Слишком много ножек у сороконожек.

Парус наш на совесть сшит. Нас и шторм не устрашит.

Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.

Слышен шорох в камышах – от него шумит в ушах.

Сто бесстрашных лягушат цаплю шепотом страшат.

№ 9 Звуки С-Ш

Стихи:

– Разговаривайте тише! – просят маленькие мыши.

Не шумите утром рано. Кошка спит в углу дивана…

Ночью мы в сыром подвале с кошкой в салочки играли

Не будите нашу кошку – отдохнет пускай немножко.

Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали.

Пять веселых лягушат по делам своим спешат.

Пока мокро, пока лужно, до реки допрыгнуть нужно.

Если встретишь лягушат, не мешай, они спешат.

Я взяла под мышку плюшевого мишку.

В ванну посадила и пошла за мылом.

Оглянулась – ой, ой, ой! Расшалился мишка мой.

№ 10 Звуки С-Ш

Простокваши дали Клане – недовольна Клаша:

– Не хочу я простокваши, дайте просто каши.

Дали вместо простокваши нашей Клаше каши.

– Не хочу я просто каши так, без простокваши.

Дали вместе с простоквашей каши нашей Клаше.

Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей.

А поела – встала. «Спасибо,» – сказала.

Мышонку снится страшный сон, что не мышонок он, а слон.

Что в Африку приехал он, в слоновью лёг кровать.

Стал спать и там увидел сон, что он мышонок, а не слон,

И что не в Африке спит он, а дома он опять.

«Какой мне страшный снится сон!» – во сне проснувшись,

Думал он и спрашивал спросонок: «Я слон или мышонок?»


В качестве примера предлагается описание последователь­ности логопедической работы по дифференциации звуков с и ш.

Дифференциация изолированных звуков с и ш. С опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения дети уточняют, что при произношении звука с губы растянуты как бы в улыбке, а при произношении звука ш губы вытяну­ты вперед. Кончик языка при звуке с прижимается к альве­олам нижних резцов, а при звуке ш кончик языка поднима­ется к альвеолам верхних резцов (но не смыкается с ними). С помощью тактильных ощущений тыльной стороны ладони определяется, что воздушная струя при произношении зву­ка с узкая и холодная, а при произношении звука ш - ши­рокая и теплая. Оба звука произносятся без участия голоса (горлышко не дрожит). Речевые звуки сравниваются с нере­чевыми звучаниями. Для этого используются картинки, на которых изображены змея и вода, текущая из крана. Звук с соотносится с шумом воды, текущей из крана, звук ш - с шипением змеи.

Для закрепления предлагаются следующие упражнения:

    Определить звуки по беззвучной артикуляции.

    Определить артикуляцию произнесенного логопедом звука, при этом с целью исключения опоры на зрительное восприятие нижняя часть лица закрывается.

Дифференциация звуков с и ш в слогах также проводится на основе слухового и произносительного сопоставления.

Упражнения для произносительной дифференциации: 1. Повторение слогов со звуками с и ш, сначала с оди­наковой гласной, затем с разными гласными:

шу-су ши- сы

со-ша су-ша шо- са шу- са

суш- шус шис- сош

сы-ша ши-са

ша- са шо- со

са-шо са-шу са-ши ша- со ша- су ша- сы

саш - шас сош - шос

саш- шус шос- суш

2. Чтение слов, запись слов под диктовку.

    Поднять соответствующую букву после произнесения слогов со звуками с и ш: са, ша, со, шу, ши, сы, ши, ше.

    Придумать слоги со звуками с и ш.

    Преобразовать слоги, заменяя звук с звуком ш и наоборот.

    Диктанты слогов со звуками с к ш.

Дифференциация звуков с и ш в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания по формированию фоне­матического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, оп­ределение последовательности, количества и места звука в слове.

1. Определить, какой звук (с или ш) в словах. Логопед называет слова, в которых звуки с и ш находятся в начале, а затем в середине и в конце слова.

Слон, сумка, шуба, скатерть; мышка, крыса, колбаса, лошадь; насос, пылесос, карандаш, малыш.

    Определить место звуков с и ш в словах (начало, сере­ дина, конец). Вначале уточняется, какой звук в слове (с или ш), затем определяется его место в слове. Примерные слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, лапша, сан­ ки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, косынка, кры­ ша.

    Подобрать слова со звуком с или ш в начале слова.

    Подобрать слова со звуком с или ш в конце слова.

    Подобрать слова со звуком с или ш в конце слова.

    Разложить картинки со звуками с или ш под соответ­ ствующими буквами.

    Записать слова в два столбика: в первый - слова со звуком с, во второй - со звуком ш.

    Определить значение слов крыса, крыша. Сравнить зву­ чание этих слов и найти, в чем их различие.

И. Игра в лото 1 . Предлагаются карточки с картинками на слова со звуками сии/. Игра может проводиться в двух вариантах:

а) Детям раздаются карточки и буквы сию. Логопед назьюает слово. Ученик должен найти соответствующую кар­ тинку на своей карточке, определить, какой звук слышится в этом слове, и закрыть картинку соответствующей буквой.

б) Детям раздаются карточки лото и полоски, разделен­ ные на три части. На двух полосках буквы сию написаны в начале полоски, на двух других- в середине, на осталь­ ных- в конце.

Логопед называет слово. Ученики определяют, какой звук в слове или ш), его место (начало, середина, конец), и закрывают картинку соответствующей полоской.

    Диктанты слов со звуками сию.

    Составление слов со звуками с и ш из букв разрезной азбуки.

    Отгадать загадки. Определить в отгадках место звука с или ю.


АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ
ЗВУКОВ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С

1. Спой «песенку насоса». Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с...

2. Повтори прямые слоги со звуком С: са-со-су-сы.

3. Повтори обратные слоги со звуком С: ас-ос-ус-ыс-ис-ес-ёс-юс-яс.

4. Повтори слоги, где звук С находится между гласными.

аса-асо-асу-асы оса-осо-осу-осы

уса-усо-усу-усы ыса-ысо-ысу-ысы

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

ста-сто-сту-сты ска-ско-ску-скы

спа-спо-спу-спы сна-сно-сну-сны

сма-смо-ему-смы сва-сво-сву-свы

6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

аст-ост-уст-ыст-ист-ест-ёст-юст-яст

аск-оск-уск-ыск-иск-еск-ёск-юск-яск

асп-осп-усп-ысп-исп-есп-ёсп-юсп-ясп

асм-осм-усм-ысм-исм-есм-ёсм-юсм-ясм

асв-осв-усв-ысв-исв-есв-ёсв-юсв-ясв

7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова.

Са: сад, сани, сатин, самокат, сайка, сам, Саня, сапоги, сауна, сабо, садок, Савва; событие, совёнок, совок, со­вет, сова, софа.

Со: сок, сон, сом, соя, сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка, соты, сонный.

Су: суп, сумка, суббота, судно, сукно, сундук, сухо, суета, сутки, сухой, суматоха, субботник.

Сы: сын, сыт, сынок, сыпать.

Стечение согласных: сваи, свобода, свой, свод, скамейка, ска­кать, скат, скоба, скобка, скука, смотать, снова, сноп, сны,




кот, - «Да отнесу своим котятам. Пусть она им песни поёт, а то никак не хотят спать без песен».

А птица Цап-цапу: «Нет, не буду я одним твоим котятам петь песни. Я пою на свободе всем».

Как гусеница овцу хотела обмануть

Несёт овца зайцу гостинец - капусту. «Какой вкусный у овцы гостинец, вот бы и мне такой, - думает гусеница.

Овца, овца! Отдай мне капусту. Такую капусту заяц не ест. Он ест цветную капусту.

Заяц ест всякую капусту. А тебе, гусеница, стыдно меня обманывать.

18. Повтори скороговорки*.

У сосны птица пьёт водицу.

Весной посадим цветы и акации кусты.

Купец Сысой идёт с косой.

Птицам и птенцам на акации не спится.

Под навес овёс отец Сани унёс.

Цветут весной Акация с сосной.
На суку сухом Птица с птенцом. Весна в цветах, Птица в кустах.

Под акацией водица, Пьёт водицу там синица.

Пусть метёт метелица. По лесу снегом стелится.

Цветут цветы, цветут цветы В цветах сады,

в садах цветы.


дит синица. Овца ест цветы в цветнике. Заяц сидит под

кустом акации. Наступит весна - будут цвести цветы.

Сегодня целый день светит солнце.

Шесть слов. Собака сидит на цепи у будки. На Сониной

косынке цветы и птицы. Весь день в небе сияет солнце.

Синица склевала гусеницу на сосновом суку.

Семь слов. Высоко на ветке сосны спит птенец совы. Саня

видит стаю птиц высоко в небе. Саня и Соня на сцене

поют песни.

Повтори пословицы и поговорки.

И месяц светит, когда солнца нет.

Не цвести цветам на снегу.

Весной цветы, а осенью снопы.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Повтори и отгадай загадки.

Нос как спица, а не птица. (Комар)

На всех садится, никого не боится. (Снег)

Сидит девица в темнице, На цветке - цветок,

А коса на улице. Пьёт вкусный сок.

(Морковь) (Бабочка)

Повтори стихи и чистоговорки.

Ец-ец-ец, ец-ец-ец, По ночам сове не спится.

Видит гусениц птенец. Ведь сова -

Ец-ец-ец, ец-ец-ец, Ночная птица.

Поёт песенки птенец. В. Шулъжик

Ца-ца-ца, ца-ца-ца,

У воды стоит овца.

А. Хмелёва

17. Послушай сказки*. Назови слова со звуками С - Ц. Перескажи сказки.

Кот и птица

Сидит на акации птица и поёт: «цив, цив, цив». А кот Цап-цап тут как тут. «Дай-ка поймаю эту птицу, - думает

спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступенька, ступа, студить, студент, стынуть.

8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.

Са: оса, коса, писать, кусать, посадка, гусак, Анфиса.

Ас: паста, пастух, настанет, каскад, каска, маска, опасно.

Со: песок, кусок, осока, носок, босой, высокий, поясок.

Ос: пост, воск, мост, киоск, хвост.

Су: несу, пасу, посуда.

Ус: куст, пусто, капуста, август, фокусник.

Ис: писк, миска, диск, аист, аистёнок, пианист, танкист.

Сы: косынка, посыпать, весы, бусы, гусыня.

Ыс: выступ, выставка.

Ее: место, тесто, тесно, теснота, весна.

Яс: ясный.

9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова.

Ас: квас, бас, нас, погас, ананас.

Ос: нос, покос, поднос, кокос.

Ус: вкус, кактус, укус, фокус, автобус, фикус, минус.

Ыс: мыс, кумыс.

Ис: Денис.

Ёс: пёс, овёс, утёс, унёс.

Ее: навес.

10. Повтори слова с двумя звуками С.

Стае, соска, сосна, уксус, насос, соус, Сусанна, Самсон, космос, саксофон, сосуд, стамеска.

11. Повтори словосочетания.

вкусный суп усатый сом высокая сосна

навесной мост сосновый сук сухая косынка

мамины бусы мягкий воск высокий утёс

сонная киска медовые соты ясный день

искусный фокусник опасный выступ сдобное тесто

сафьяновые сапоги пустая миска густой сок

тенистый сад ананасовый сок сатиновый пояс

пустой автобус сытный студень мясной соус

автобусная остановка тонкое сукно пустая комната

Повтори предложения.

Три слова: В саду осы. У сома усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьёт кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду.

Четыре слова: В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт вкусный сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест ку­сок мяса. Савва готовит суп киске. У сада высокий мост. Скамейка стоит в саду. Дениска сам надевает сапоги.

Пять слов: В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони коса до пояса. Соня ставит сум­ку на скамейку. У Сани санки едут сами. На сосновом суку два совёнка. Стае и Соня идут в сад. У высокой со­сны навесной мост. По мосту едет пустой автобус. Ан­фиса сама готовит вкусный обед.

цветная капуста вкусный цукат куцый хвост высокая оценка детский костюм песцовая шапка

Шесть слоя: В субботу Стае идёт в сад. Мама готовит вкус­ный суп с капустой.

Семь слов: У Сани в сумке ананас и капуста. У Саввы фи­кус, а у Сони кактус. Соня и Саня идут на выставку со­бак. Денис ставит свой самокат у скамейки.

Семь слов: У Сани в банке сом с усами.

Восемь слов: У нас в саду кусты и высокие сосны.

ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ Ш - Ж И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ Ш - С - Ж - 3

Жихарева-Норкина Ю.Б.

Жук

Однажды Женя поймал жука. Жук был большой и зелёный. Женя положил жука в кармашек, но жук вылетел.

Жук стал кружиться и жужжать: жу-жу-жу! Женя испугался и убежал.

ВОПРОСЫ:

1) Кого поймал Женя?

2) Какой был жук?

3) Куда Женя положил жука?

4) Что сделал жук?

5) Почему убежал Женя?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Кто ещё может жужжать?

2) Каких жуков ты знаешь?

Кошка Машка

У Наташи жила кошка Машка. У кошки родилось шесть котят.

Однажды в окошко влетел петушок. Кошка Машка зашипела и бросилась на петушка. Она решила, что петушок может навредить котятам.

Наташа услышала шипение и петушиный крик, прибежала и выгнала петушка из дома. Потом подошла, погладила и успокоила кошку Машку и котят.

ВОПРОСЫ:

1) У кого жила кошка Машка?

2) Сколько котят родилось у кошки?

3) Кто однажды влетел в окошко?

4) Почему кошка Машка зашипела и бросилась на петушка?

5) Что услышала Наташа?

6) Что она сделала?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Чем кошка кормит маленьких котят?

2) К каким животным относится кошка?

3) Какую пользу человеку приносит кошка?

В саду

Жанна гуляла в саду. В саду было много ос.

Вот летит и жужжит одна оса. Она покружилась над ромашкой и села на неё. Жанна подошла поближе и стала разглядывать осу. На полосатом брюшке осы она увидела жало.

Жанна не удержалась и протянула палец к осе. Оса неожиданно взлетела и ужалила Жанну. Жанне было больно, но она постаралась не плакать и побежала домой к маме, чтобы прижечь зелёнкой место укуса.

ВОПРОСЫ:

1) Где гуляла Жанна?

2) Кто летал и жужжал в саду?

3) Куда села оса?

4) Что увидела Жанна на полосатом брюшке осы?

5) Что сделала, не удержавшись, Жанна?

6) Что неожиданно сделала оса?

7) Зачем Жанна побежала домой к маме?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Почему может ужалить оса?

2) Кто ещё может ужалить?

Миша - медвежонок

Наступила зима, выпал белый снежок.

Радуется зиме Миша. Весело зимой: снежки и снежные бабы, санки и коньки.

Папа купил Мише лыжи. Мама сшила Мише тёплую шубку. Бабушка связала цветные шапку, шарф и варежки.

Надел всё это Миша и стал похож на смешного медвежонка.

ВОПРОСЫ:

1) Когда выпал снежок?

2) Почему Миша радуется зиме?

3) Что папа купил Мише?

4) Что мама сшила Мише?

5) Что связала бабушка?

6) На кого похож Миша в одежде?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Какой большой праздник есть зимой?

2) В чём ты ходишь зимой?

3) Назови зимние месяцы.

Рыжуха

В деревне есть конюшня. Там живёт много лошадей. У лошади Рыжухи родился рыжий жеребёнок. Его назвали Рыжиком.

Рыжуха ухаживает за своим жеребёнком, кормит молоком, лижет его. Ножки у Рыжика слабые, он даже стоит еле-еле.

Постепенно Рыжик окреп, стал большим жеребёнком. Теперь он везде бегает за Рыжухой и не отстаёт от мамы.

ВОПРОСЫ:

1) Кто живёт в конюшне? 2) Какой жеребёнок родился у лошади Рыжухи?

3) Как его назвали?

4) Как ухаживала Рыжуха за жеребёнком?

5) Почему Рыжик стоял еле-еле?

6) Что потом было с Рыжиком?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) К каким животным относится лошадь?

2) Какую пользу человеку она приносит?

Алёша и жук

Алёша гулял в саду. Налетел большой жук на Алёшу. Алёша с испуга сел на землю, а жук у него в волосах жужжит и жужжит.

Алёша заплакал. А жук не может улететь, он запутался в Алёшиных волосах. И такой шум Алёша и жук вдвоём подняли!

Услышала шум бабушка, подошла к Алёше. Она жука выпутала из волос, жук и улетел. «Стыдно тебе, Алёша, плакать. Эх ты, жука испугался!» - сказала бабушка.

ВОПРОСЫ:

1) Где гулял Алёша?

2) Кто налетел на Алёшу?

3) Что с испуга сделал Алёша?

4) Почему жук жужжал в Алёшиных волосах и не улетал?

5) Кто подошёл к Алёше?

6) Что сделала бабушка?

7) Что сказала потом бабушка?

Ёжик в школе

Саша принёс в школу ежа. Он положил ежа на пол. Ёжик лежал неподвижно. Когда школьники отошли от него на несколько шагов, ёжик побежал в угол и спрятался под шкаф.

Прошло шесть дней. Ёжик уже никого не боялся и бегал по классу. Ежа дети хорошо кормили.

Так жил ёжик в школе шесть недель. Потом ежа выпустили на волю.

ВОПРОСЫ:

1) Кто принёс в школу ежа?

2) Куда Саша положил ежа?

3) Как лежал ёжик?

4) Что сделал ёж, когда школьники отошли от него?

5) За сколько дней ёжик привык к детям?

6) Сколько недель ёж жил в школе?

Сторож

Пошли детишки к дедушке на пасеку за мёдом без разрешенья. Крышку улья подняли, а сами и говорят: «Смешной дедушка, не ставит сторожей мёд сторожить». А пчела тут как тут:

Жу-жу-жу - кругом гляжу,

Жу-жу-жу - деду скажу,

Жу-жу-жу - в нос угожу.

Аза ней летит другая, третья. Испугались детишки и убежали. Гриша и говорит: «Мёд хороший, да только сторожей много! Летают и жужжат: скажу, скажу, скажу».

ВОПРОСЫ:

1) Куда пошли без разрешенья детишки?

2) Что говорили они, когда подняли крышку улья?

3) Чего испугались детишки?

4) Что сказал Гриша о мёде?

Ужи

У Андрюши бабушка и дедушка живут в деревне. Летом Анд-рюша жил у них. Андрюша написал домой письмо:

«Папа и мама! Здесь идёт сенокос. Я каждый день хожу на сенокос. Однажды мы пошли с дедушкой на дальние луга. Я лежал на сене. В кустах стоял наш кувшин с молоком. Лежу я и вижу: ползут ко мне две большие змеи. Мне стало жутко, я лежу тихо, не шевелюсь. Змеи всё ближе и ближе к кувшину. Одна из них уже опустила голову в кувшин. Тут подошёл дедушка. Он сказал: «Что же ты, Андрюша, лежишь и не видишь, как ужи молоко пьют? Эх ты, ужей испугался! Ужи не страшны, у них нет яда».

ВОПРОСЫ:

1) Где живут Андрюшины бабушка и дедушка?

2) Когда Андрюша жил у них?

3) Куда написал письмо Андрюша?

4) Куда каждый день ходит Андрюша?

5) Где лежал Андрюша?

6) Что стояло в кустах?

7) Кто приближался к кувшину?

8) Что сказал дедушка Андрюше?

После школы

Пришла Маша из школы. Дома были бабушка и младший братишка.

Бабушка накормила Машу обедом. После этого Маша нашла книжку со сказками и почитала её бабушке и братишке.

Сказку бабушка и братишка слушали внимательно. Хорошая была сказка! Да и читала Маша хорошо: быстро и без ошибок.

ВОПРОСЫ:

1) Откуда пришла Маша?

2) Кто был дома?

3) Что сделала бабушка?

4) Кому Маша читала книжку со сказками?

5) Как слушали Машу бабушка и братишка?

6) Как читала Маша?

Запасливый ёжик

Серёжин дедушка работал сторожем. Он сторожил фруктовый сад.

Однажды дедушка положил на подстилку несколько хороших груш и яблок. В это время Серёжа позвал дедушку ужинать. Пришёл дедушка опять в сад и видит: груш и яблок стало меньше.

Дедушка решил проследить, кто же таскает груши и яблоки.

Неожиданно дедушка увидел на дорожке ёжика. Ёжик подошёл к подстилке и лёг спиной прямо на груши и яблоки. Одна груша и одно яблоко накололись ёжику на иголки.

Ёжик пошёл назад по дорожке, а дедушка - тихонько за ним. Ёжик пришёл к своему гнёздышку и сложил туда грушу и яблоко. Дедушка увидел там много груш и яблок.

ВОПРОСЫ:

1) Что сторожил Серёжин дедушка?

2) Что положил однажды дедушка на подстилку?

3) Куда Серёжа позвал дедушку?

4) Что увидел дедушка, когда вернулся?

5) Что решил сделать дедушка?

6) Как ёжик таскал фрукты?

7) Куда складывал ёжик яблоки и груши?

Шарик

У Серёжи живёт пёс Шарик. Они живут дружно.

Идёт Серёжа в школу, а Шарик за ним бежит. Серёжа занимается в школе, а Шарик во дворе лежит, ждёт Серёжу.

Идут школьники из школы, и Шарик бежит с ними, весело лает.

Шарик не отстаёт от Серёжи: даже в футбол с ребятами играет. Хорошо и весело всем: и Шарику, и Серёже, и ребятам.

ВОПРОСЫ:

1) Кто живёт у Серёжи?

2) Как живут Серёжа и Шарик?

3) Что делает Шарик, когда Серёжа в школе?

4) Во что играет Шарик с Серёжей и ребятами?

5) Кому хорошо и весело?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Какое время года на картинке?

2) Как ты догадался?

3) Назови осенние месяцы.

Вот так покатался!

Пришли дети из школы. Они взяли лыжи и санки и пошли гулять.

Гоша позвал собаку Дружка, взял вожжи и запряг Дружка в санки. Гоша сел в санки и стал погонять Дружка. Дружок катал Гошу по всему двору.

Вдруг по дорожке пробежала кошка. Дружок увидел её, рванулся и побежал за ней. Вожжи оборвались, санки опрокинулись, и Гоша упал в снежный сугроб.

Шапка у Гоши свалилась, а в шубу и варежки набилось много снега.

Ребятишки смеялись: «Вот так покатался!»

ВОПРОСЫ:

1) Откуда пришли дети?

2) С чем они пошли гулять?

3) Кого запряг Гоша в санки?

4) Где катал Гошу Дружок?

5) За кем побежал Дружок?

6) Что было с Гошей, с его шапкой, шубой и варежками?

Кошка и жаворонок

На крыше сарая, свернувшись клубком и поджав лапки, спала кошка. Возле кошки на крышу сел жаворонок и стал разглаживать перышки.

Кошка проснулась, но не стала сразу же открывать глаза. Сперва она послушала, где сидит жаворонок и что он делает. Потом немножко приоткрыла глаза и приготовилась к прыжку.

Кошка бросилась на жаворонка, но он успел взлететь.

Нельзя птицам сидеть рядом с кошкой, даже если она спит. Кошки - хитрые животные.

ВОПРОСЫ:

1) Как кошка спала на крыше сарая?

2) Что делал жаворонок на крыше?

3) Что послушала кошка с закрытыми глазами?

4) Зачем кошка приоткрыла глаза?

5) Почему кошка не поймала жаворонка?

6) Почему птицам нельзя сидеть рядом с кошкой?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Назови ещё домашних животных, кроме кошки.

2) К каким птицам относится жаворонок?

3) Каких перелётных птиц ты знаешь?

Санки

Зимой во дворе много снега. Дети сделали снежную горку. Все катаются, кроме Жени. У Жени нет снегоката.

Дедушка, купи мне снегокат, пожалуйста. Мы построили снежную горку, а снегоката у меня нет!

Ну хорошо, - говорит дедушка.

Назавтра дедушка и Женя пошли в спортивный магазин и выбрали снегокат: жёлтый, с жёстким широким сиденьем.

Женя тут же побежал с ним во двор и катался с горки целый день.

ВОПРОСЫ:

1) Что сделали дети во дворе зимой?

2) Почему Женя не катался с горки?

3) Что попросил Женя у дедушки?

4) Куда дедушка и Женя пошли покупать снегокат?

5) Какой снегокат купили Жене?

6) Что делал Женя целый день?

На лыжах

Жорику было шесть лет. Папа купил ему лыжи.

Жорик надел лыжи и пошёл на горку. Но лыжи никак не шли у Жорика вверх. Тогда Жорик снял лыжи, взял их в руки и пошёл на горку пешком.

С горки на лыжах катались друзья Жорика. Они помогли Жорику надеть лыжи и показали, как надо съезжать вниз.

Жорик поехал и сразу упал. Второй раз он тоже упал, но не сразу. Потом Жорик съехал с горки хорошо.

Домой Жорик пришёл довольный: он уже умел кататься с горки на лыжах.

ВОПРОСЫ:

1) Сколько было Жорику лет, когда папа купил ему лыжи?

2) Куда Жорик пошёл на лыжах?

3) Как Жорик поднялся на горку?

4) Кто катался с горки?

5) Как друзья помогли Жорику?

6) Как Жорик учился съезжать с горки?

7) Почему Жорик пришёл домой довольный?

Дедушка Саша

Дедушка Саша жил в лесу. Он сторожил лес: смотрел, чтобы люди не портили растения, не обижали животных.

Изба у дедушки Саши была хорошая, большая. Там же летом жила внучка Наташа.

Наташа готовила деду обеды и ужины, ухаживала за огородом, помогала дедушке Саше в лесу.

ВОПРОСЫ:

1) Где жил дедушка Саша?

2) Что он делал в лесу?

3) Какая изба была у дедушки Саши?

4) Кто жил летом у дедушки Саши?

5) Что делала Наташа?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Кем работал дедушка Саша в лесу?

2) Какие животные живут в наших лесах?

3) Что можно вырастить на огороде?

Зимой

За школой есть гора. Зимой она вся заснежена.

Весь день на горе много детишек: и постарше, и помладше.

Вот Антоша и его собака Пушок сели на санки и покатились вниз. Санки едут быстро с горы. Пушку немножко страшно, а Антоше весело.

ВОПРОСЫ:

1) Что есть за школой?

2) Какая гора зимой?

3) Кого много на горе зимой целый день?

4) На что садится Антоша с собакой Пушком?

5) Почему Пушку немножко страшно, а Антоше весело?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Как можно догадаться, что на картинке зима?

2) Что можно делать на улице зимой?

Журка

Однажды осенью Паша нашёл за садом журавлика. У журавлика было сломано крылышко. Он не мог летать, только неуклюже ходил.

Паша взял журавлика к себе домой и стал за ним ухаживать.

Паша назвал журавлика Журкой.

Журка постепенно поправился. Он привык к Паше и смешно везде ходил за ним.

Весной подросший и выздоровевший Журка улетел от Паши к своей семье.

ВОПРОСЫ:

1) Кого Паша нашёл осенью за садом?

2) Что было сломано у журавлика?

3) Что мог делать журавлик?

4) Что сделал Паша?

5) Как Паша назвал журавлика?

6) Что смешно делал Журка?

7) Что произошло весной?

Ёлка

Скоро в школе будет Новый год. Школьники спешат сделать игрушки на ёлку и украшения для зала.

Вот лежат уже готовые игрушки: мышка, медвежонок и ёжик. Их слепил из глины и покрасил Саша Бушуев. Саша любит лепить. Он может слепить даже жирафа, кошку и мартышку.

Саша и остальные школьники повесят свои игрушки на ёлку, украсят зал дождиком и шарами. Будет школа - красивая, а Новый год - весёлым!

ВОПРОСЫ:

1) Что скоро будет в школе?

2) Что спешат сделать школьники?

3) Кого слепил Саша Бушуев из глины?

4) Кого Саша может слепить?

5) Как школьники украсят ёлку и зал?

6) Зачем нужны игрушки, дождик и шары?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Когда наступает Новый год?

2) Что такое Рождество?

3) Что нужно для встречи Нового года?


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [C] – .

Наш насос, наш насос

Надувает колесо:

С - С - С, С - С - С!

Как надует - так поедем

С другом на велосипеде.

(Выкладывается картинка большого насоса)

Это папа - насос. Давай вместе споем песенку большого насоса. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубки. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по - середине языка. Звук [С] - твердый, глухой. Давай вместе споем песенку большого насоса.

(Выкладываются картинки с изображением маленьких насосиков)

А для маленьких колесиков

Звал сыночков он - насосиков.

Губы улыбаются. Кончик языка внизу, упирается в передние зубки. Средняя часть язычка поднимается вперед вверх. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по - середине языка. Звук [СЬ] - мягкий, глухой. Повтори звук [СЬ].

1. Дифференциация изолированных звуков [С] - [СЬ].

Подними большой насос, если услышишь звук [С], маленький насосик, если звук [СЬ].

С, С, СЬ, С, СЬ, СЬ, С, СЬ.

2. Дифференциация звуков [С] - [СЬ] в слогах.

(Перед ребенком выкладывается лист бумаги с контурными изображениями больших и маленьких насосов, расположенных в два ряда).

Насосики очень любят рисовать.

Слушай внимательно слоги, повторяй и раскрашивай большой насос синим цветом, если услышишь звук [С], маленький насосик - зеленым, если услышишь звук [СЬ].

СА – СО – СУ – СЫ – СИ – СЕ – СЯ – СЮ

(Произносятся слоги с гласными А,О,У,Ы,И,У,Е,Я,Ю).

Повторяй за мной:

СА-СЯ-СА-СЯ АС-АСЬ-АС-АСЬ АСА-АСЯ-АСА-АСЯ

СО-СЁ-СО-СЁ ОС-ОСЬ-ОС-ОСЬ ОСО-ОСЁ-ОСО-ОСЁ

СУ-СЮ-СУ-СЮ УС-УСЬ-УС-УСЬ УСУ-УСЮ-УСУ-УСЮ

СЫ-СИ-СЫ-СИ ЫС-ЫСЬ-ЫС-ЫСЬ ЫСЫ-ЫСИ-ЫСЫ-ЫСИ

3. Дифференциация звуков [С] - [СЬ] в словах.

Маленькие насосики предлагают тебе поиграть с ними в игру

Подвижная игра "Прыгай, приседай". Услышишь в слове [С] - повтори, присядь и встань, а звук [СЬ] - повтори, а потом прыгай на месте.

СЫТЫЙ, СИНИЙ, ДОСКА, КИСЕЛЬ, ГУСЯТА, ПОЛОСА, БРОСЬ, ТРОС, ЛОСЬ, ЛИС.

4. Определение места звука в слове.

Хозяин насосов – дедушка, любит рассматривать картинки и играть в игры с картинками.

Послушай слова и определи, на каком месте находится звук [С] или [СЬ]: в начале, середине или конце слова, и положи кружок нужного цвета в соответствующую клетку. Песенку папы - насоса будем обозначать кружочком синего цвета. А песенку насосиков кружками зеленого цвета.

(Перед ребенком таблица из трех окошек, поочередно выкладываются картинки).

СОМ, СИТО, ПЕС, ХВОСТ, ОСИНА, НОС.

(Ребенок определяет какой в слове звук, выбирает нужный кружок, кладет в клетку).

5. Дифференциация звуков [С] - [СЬ] в словосочетаниях.

Осенний листопад Солёная селёдка

Сильный снегопад Сладкий сироп

Осиновый лист Весенний рассвет

Высокая осина Седой старик

Сухое сено Красивый аист

Вкусный кисель Стройная серна

Синяя слива Строгая система

Семя подсолнуха Весёлая история

6. Звуки [С] и [СЬ] в предложениях.

Девочка Васса, а мальчик - Вася

У колёс оси, над осями осы

Плывут суда туда-сюда

Поют соло, в сельской местности - сёла

Высокая осина под снегом покосилась

Подосиновик не под сосной, а под осиной

Весенний рассвет принёс свой привет

Наступила осень, но не для стройных сосен

Посыльный принёс груз посильный

Под ветра осеннего свист слетает осиновый лист

Седой старик к седине привык

7. Дифференциация звуков [С] - [СЬ] в чистоговорках и скороговорках.

Повтори чистоговорки, четко проговаривая звуки [с] и [с"].

Са-са-са - бегает лиса. Се-се-се - ленточки в косе.

Со-со-со - мне дали колесо. Си-си-си - подъехало такси.

Су-су-су - ягоды в лесу. Ась-ась-ась - плавает карась.

Сы-сы-сы - тикают часы. Ось-ось-ось - на поляне лось.

Ас-ас-ас - свет в окне погас. Иска-иска - на столе миска.

Ос-ос-ос - на палубе матрос. Си-си-си - сена накоси.

Ус-ус-ус - на ёлке много бус. Усь-усь-усь - подходит гусь.

Ыс-ыс-ыс - такса ловит крыс. Ысь-ысь-ысь - в капкане рысь.

Повтори скороговорки, четко проговаривая звуки [С] и [С"].

Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне...

Если б он не свалился во сне -

До сих пор бы сидел на сосне.

У Саньки новенькие санки.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

Сидела сорока на старой сосне,

Смеялась сорока прекрасной весне,

Всем весело стало в просторном лесу,

А солнце сияло, сияло вовсю.

Коси, коса, пока роса,

Роса долой - и мы домой.

В поле - все, все, все:

В поле - сев, сев, сев.

Холода не бойся,

Сам по пояс мойся.

Купила Мару се бусы бабуся,

На рынке споткнулась о гуся бабуся,

Не будет подарка у юной Маруси -

Все бусы склевали по бусинке гуси.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Коси, коса, пока роса.

У маленькой Сани сани едут сами.

Носит Сеня сено в сени.

Спать на сене будет Сеня.

Сидел воробей на сосне.

Заснул и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

до сих пор бы сидел на сосне.

8. Дифференциация звуков [С], [С"] и буквы С.

Оборудование: кассы букв, карточки с буквой С, кружочки синего, зелёного и красного цветов.

– Что слышат ушки? (звуки)

– Что такое звуки? (звуки – это то, что мы слышим и произносим)

– Что должны видеть глазки? (буквы)

– Что такое буквы? (это то, что мы видим, пишем, читаем)

– Какие есть буквы и звуки? (гласные и согласные)

– Чем отличаются гласные от согласных? (гласные тянутся, поются, а согласные пропеть не можем, они всегда встречают преграду)

– Какие бывают согласные звуки? (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

Откройте кассу букв:

А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е

– Какие буквы вы видите? (гласные) – Для чего нужны гласные? (чтобы образовывать слоги) – У вас есть карточка с буквой С, образуем слоги с гласными первого и второго рядов: СА СО СУ СЫ СЭ СЯ СЁ СЮ СИ СЕ – Что мы делали? (составляли слоги) – Назовите слоги с твёрдым согласным звуком (СА СО СУ СЫ СЭ) – Назовите слоги с мягким согласным звуком (СЯ СЁ СЮ СИ СЕ) – Какие гласные показывают нам, что согласный С твёрдый? (А О У Ы Э) – Какие гласные показывают, что согласный СЬ мягкий? (Я Ё Ю И Е).

Запись слогов на доске (обозначаем гласные и согласные цветными кружочками).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [C] – [З], – [З"].

Занятие № 1 Игра с мячом «Замени звук»

Отработав по отдельности звуки [С], [С"], [З], [З"], займёмся их различением (дифференциацией). Возьмите парные по глухости - звонкости и твёрдости – мягкости: [С] – [З], [С"] – [З"].

Игра с мячом «Замени звук» научит ребёнка не только заменять в слоге или слове звук [С] на [З], но и закрепит навыки правильного произношения этих звуков. Итак, взрослый произносит слог и бросает мяч, ребёнок его ловит и обдумывает, какой слог получится, если заменить звук [С] на [З]:


СВА – ЗВА

СВУ – ЗВУ

СВО – ЗВО

СВЫ – ЗВЫ

СНА – ЗНА

СВУ – ЗВУ

СВО – ЗВО

СВЫ – ЗВЫ

СВЭ – ЗВЭ


Проделываем то же самое с мягкими фонемами [С"] - [З"]:



В русском языке немало слов, которые различаются на слух всего одним звуком (фонемой): КОСА - КОЗА, СОВ – ЗОВ, РОСЫ - РОЗЫ и т.д. Надо объяснить ребёнку, что слова эти звучат очень похоже, а смысл имеют разный. Если этого не знать и допустить замену, можно попасть в нелепую ситуацию. Например, употребив вместо слова «ЛИСА» слово «ЛИЗА», окажется, что «У Лизы длинный, пушистый хвост». Правда, смешно?

Поиграть с ребёнком в игру «Замени звук» уже на материале слов, используя следующие пары:


сайка – зайка

сахар – Захар

сев – зев

слить – злить

слово – злого

собор – забор

совет – завет

совещание – завещание

совсем - за всем

сойка – Зойка

солить – залить

соло - зола

соя – Зоя

суп – зуб

супец – зубец

супок – зубок

сыпь – зыбь

бусина - бузина

коса – коза

лиса – Лиза

лисы – Лизы

роса - роза

росы – розы


Занятие № 2 Забавные стихи на различение звуков [С] – [З]

Различать слова ребёнку легче всего в контексте. Прочтите ему забавные стишки, из которых малыш легко поймет смысл каждой пары слов:


Вкусный суп

Ела Зоя вкусный суп,

Выпал вдруг молочный зуб.

Надкусила его Зоя:

Думала, что это соя.

Опрокинула супок,

Потеряла свой зубок.

На окно уселась сойка:

«Ты не плачь, девчонка Зойка!»

(Е.Г. Карельская)

Куда ходила пить коза?

У Зои – русая коса.

У Лизы – рыжая коза.

У речки тоже есть коса.

Туда ходила пить коза.

Коза спугнула стаю сов.

Они издали странный зов.

Ох, страшно Лизе и козе.

Впредь не пойдут гулять к косе!

(Е.Г. Карельская)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [C] – [Ц].

Оборудование: наборное полотно; предметные картинки: соловей, синица, цапля, сорока, сова, снегирь, курица, аист, ласточка; карточки с предложениями; пластмассовые буквы ц и с, ручки, тетради, зеркала.

1. Организационный момент.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Игра “Наоборот” с мячом.

Маленький –

Высокий –

Широкий –

Тяжелый –

Мокрый –

2. Сообщение темы урока.

Мы начинаем наше занятие. С закрытыми глазами вы на ощупь определите, какие буквы лежат перед вами. Скажите, о каких звуках мы будем говорить сегодня. Верно. Тема нашего занятия – различение звуков “с” и “ц” в словах и предложениях.

3. Уточнение артикуляции “с” и “ц”. Характеристика звука.

Ребята, давайте вспомним, звук “ц” какой? А звук “с”? Какими буквами мы обозначаем звуки “с” и “ц”? Правильно, буквами с и ц.

4. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

Развитие ориентировки в пространстве.

Игра “ Волшебный квадрат”

Вывешивается на доску плакат “Волшебный квадрат”

Отгадай загадку и поставь картинку в “ Волшебный квадрат”.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока).

– Найди на столе картинку с изображением сороки и поставь ее в правый верхний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица).

– Найди на столе картинку с изображением синицы и поставь ее в левый нижний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова? А звук (ц) есть в этом слове? На каком месте стоит этот звук?

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь).

– Найди на столе картинку с изображением снегиря и поставь ее в средний правый квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля).

– Найди на столе картинку с изображением цапли и поставь ее в нижний средний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

Этот старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист).

– Найди на столе картинку с изображением аиста и поставь ее в в средний левый квадрат. Какой звук ты слышишь? На каком месте стоит звук?

Прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка).

– Найди на столе картинку с изображением ласточки и поставь ее в верхний средний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

Кто без нот и без свирели

Кто же это… (Соловей).

– Найди на столе картинку с изображением соловья и поставь ее в левый верхний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу. (Курица).

– Найди на столе картинку с изображением курицы и поставь ее в правый нижний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (Сова).

В слове сова на каком месте стоит звук? В какой квадрат мы поставим? В центральный правильно. Молодцы!

Итак, какие слова у нас здесь? С какими звуками?

5. Ребята, как одним словом назвать то, что вы поставили в “волшебный” квадрат ? А в слове птицы есть звук, о котором мы с вами говорим. Назовите его. На каком месте стоит “Ц” в слове птицы? (в середине слова).

6. Разбор слова птицы – звуко-буквенный анализ.

Физ.минутка.

Птички в гнездышке сидят (дети садятся на корточки)

И по сторонам глядят. (повороты головы в стороны)

Погулять они хотят

И тихонько все летят. (дети “разлетаются”, машут руками)

Налетались, утомились

И обратно возвратились. (усаживаются на корточки)

7. Развитие фонематического слуха.

Дети Воробей принес нам два конверта. Какой конверт мы откроем сначала? (Первый). Разрешите мне, прочитать? Что-то все не понятно, давайте исправим и скажем правильно. Дети повторяют правильно.

Цоловей звонко поет пецню. У сесарки сыплята. У сапли длинные ноги. Аицт ходит по болоту. Цкворес цобирает червячков для птенсов. На берегу лацточка цвила себе гнездо. Цнегирь прилетает к нам зимой.

Физ. минутка. Развитие мелкой моторики.

– “ Колечки”.

Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали,

Улетев в какие дали,

Холода переживали.

– Что, пернатые, клевали?

Гнезда где свои свивали?

Где вы яйца отложили?

Сколько вы в конце концов

В гнездах вывели птенцов?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [C] – [Ш].

Оборудование:

игрушка «Снеговик»;

пиктограммы;

пособие к игре «Вазы»;

картинки - снежинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш];

пособие для дыхательной гимнастики «Буря».

1. Организационный момент.

Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

Дети делают вдох и выдох три раза.

А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети: снеговик.

2. Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].

Логопед: - Правильно. Он пришёл к нам с Далёкого Севера и принёс радиограмму. Он не знает какая погода их ожидает в ближайшее время, а вы поможете ему её расшифровать. (На предыдущих занятиях слово «радиограмма» детям объяснялось.) Логопед раздаёт детям карточки (рисунок 1):

Рисунок 1.

Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)

Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].

Логопед: - Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму: «Дальний Север ожидают метели и ветер».

3. Упражнение на развитие мимики.

Ребята, а у снеговика есть друзья, хотите узнать какие? (рисунок 2)

Рисунок 2.

Вот такие друзья у нашего снеговика!

4. Дифференциация звуков [с]и [ш] в слогах, словах.

Логопед: - А теперь снеговик хочет с вами поиграть (д/и « Повтори за мной»). Давайте покажем ему, какие мы внимательные:

5. Игра «Вазы». Согласование числительного со словосочетанием.

Рисунок 3.

Логопед: - Ребята, а наш снеговик вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил.

Помогите ему их собрать. (рисунок 3)

Дети подбирают недостающие части.

А теперь давайте посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т.д.

Дети считают, правильно проговаривая звуки [с], [ш].

6. Логоритмическое упражнение.

Логопед: - Молодцы, ребята! А давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним, а то он очень расстроился из – за разбитых кувшинов:

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,

Са – са – са – голубые небеса,

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

Су – су – су – и водички принесу,

Ши – ши – ши – наши детки хороши,

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,

Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

Выполнение движений в соответствии с текстом.

7. Упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане».

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с крошками пенопласта. В крышке стакана делается отверстие, в которое фиксируется соломинка для коктейля. Ребёнок дует через соломинку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.

Логопед: - Вот мы и согрелись, а наш снеговик начал таять. Что же делать?

Дети подсказывают: «Бурю».

8. Игра на развитие фонематического слуха.

Логопед: - Ох, ребята, сколько же вы снежинок надули. А снежинки волшебные, с картинками. Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани. На снежинках картинки:

лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и т.д.

9. Дидактическая игра «Правильно ли это?»

Логопед: - А снеговик придумал вам игру за то, что вы не дали ему растаять. Называется она «Правильно ли это?». Снеговик будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.

Девочка ест кашей. Мальчик читает книгой. Мужчина пьёт чая. Женщина идёт в магазином. Кошка сидит на стулом. Мышка залезла в шкафом. Мама шьёт дочери нарядное платьем. Отец читает книгу дети.

10. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед: - А ещё, наш снеговик большой шутник. Послушайте, что он придумал:


Как – то вечером старушки

Пили чай и грызли …сушки.

Кошка на подушке

Лапкой моет...ушки.

Ложится спать, кряхтя, старушка,

Кладёт под голову … подушку.

Испекла старушка пышки

И сложила пышки в … миску.


Логопед: - Ребята, а теперь давайте, и мы снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх: ша- ша- ша,

Каша, пирожки, лапша.

Язык вниз: са – са - са,

Сахар, масло, колбаса.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] – [Ч].

ЧА-СА ЧА-СЯ СА-ЧА СЯ-ЧА АЧ-АС АЧ-АСЬ;

ЧУ-СУ ЧУ-СЮ СУ-ЧУ СЮ-ЧУ УЧ-УС УЧ-УСЬ;

ЧО-СО ЧО-СЁ СО-ЧО СЁ-ЧО ОЧ-ОС ОЧ-ОСЬ;

ЧЕ-СЭ ЧЕ-СЕ СЭ-ЧЕ СЕ-ЧЕ ЕЧ-ЕСЬ ЕСЬ-ЕЧ;

ЧИ-СЫ ЧИ-СИ СЫ-ЧИ СИ-ЧИ ИЧ-ИСЬ ИСЬ-ИЧ.


чайка-сайка

чашка-Сашка

овчарня-псарня

бачок-басок

пучок-кусок

качал-писал

причал-присядь

стучал-кусал

кричал-плясал

курчонок-гусёнок

чёрный-сорный

печёнка-сосёнка

копчёный-поросёнок

вылечу-вынесу

хочу-несу

точу-косу

чудак-судак

лачуга-посуда

перчик-персик

личинка-осинка

волчица-лисица

точил-косил

очень-осень

плач-квас

качка-каска

чей-посей

качели-сели

кочерга-серьга

собачка-колбаска

ночка-Моська

кочки-доски

ночка-носки

колюч-колюсь

горяч-борясь

печка-леска

линюч-ленюсь

косички-сосиски

речник-лесник


учусь, верчусь, мучаюсь, качусь, лечусь, сычи, час, часто, часть, сачок, свеча, сучок, смельчак, причёска, скачки, вскачь, собачка, кусачки, сочный, сорочка, кусочки, спячка, спрячь, спичка, косичка, лисичка, свечка, словечко, саночки, сумочка, семечки, Сонечка, сибирячка, скамеечка.

Ручка в сумочке. У девочки часики. У Сонечки косички. У мальчика сорочка и носочки. Это не бечёвка, а тесёмка. Соня очень любит осень. Пойдём на качели-карусели. Началась качка, закачалась мачта. Есть у Алёнки две косички - торчат, как ушки у лисички. Вот какие чудеса! Вася хнычет два часа. Волк ночью, думая попасть в овчарню, попал на псарню. Ходит мальчик невеселый, - искусали злые пчёлы. Напал на нас мороз трескучий, кусачий-прекусачий, колючий-преколю-чий. Зайчишка-трусишка спрятался у пенёчка. Кукушка в новом чине уселась важно на осине.


В чисто убранной светличке

Дремлют сёстры-невелички.

Эти сестры весь денёк

Добывают огонёк.

(Коробок спичек)

Кто там бродит у реки?

Это наши кулички.

А чего они хотят?

Накормить своих ребят.

Где ребята?

На песочке.

Сколько их?

Сынок и дочка.

У сынка на горлышке

Все промокли перышки,

Оттого что, не спросясь,

Сунул клювик прямо в грязь.

Ну, а дочка?

Ну, а дочка

Ходит только по песочку.

Дочка длинноносенькая,

Дочка длиннохвостенькая.

Ходит дочка не спеша.

Очень дочка хороша.

(Н. Дилакторская)


Часы спешат.

Разбудила мама Соню.

Вставай, доченька, собирайся в школу.

Пока Соня собиралась, мама вскипятила чайник. Поставила на стол чашки, вазочку с печеньем, нарезала калач. Налила в чашки горячий чай.

Садись, дочка, пей чай.

Соня пьёт чай. Мама тоже пьёт. Мама смотрит на часы и говорит:

Соня, кончай пить чай. Пора идти.

Мама, часы спешат.

Нет, часы не спешат. Это ты пьёшь чай медленно.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ – [Щ].

1. Произносить слоги:

ЩА - СЯ, ЩУ – СЮ, ЩЁ – СЁ, ЩИ – СИ,

АЩ – АСЬ, ОЩ – ОСЬ, ЯЩ – ЯСЬ, ЮЩ – ЮСЬ, ИЩ – ИСЬ, ЕЩ – ЕСЬ, в разных вариациях (т.е. переставляя местами слоги).

2. Произносить слова.

С прямыми слогами.

Щёки, щётка, мощёный, щука, угощу, щи, щит, щель, щепка, ищейка, щавель, трещина, щипать, щегол, щенок, щетина, посёлок, гусёнок, сито, кисель, сети, семья, сила, Сеня, сено, семена, осень, сеять, Сима, косилка, носилки, лисята, поросята.

С обратными слогами.

Лещ, вещь, овощ, плащ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, авось, навесь, злюсь, карась, брысь, брось, колосья.

Слова со звуками Щ и С.

Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать, сгущённыё, щурился, блестящий, настоящий, светящийся, освещение, восхищение.

3. Произносить предложения.

У Сени ящик. У Васи клещи. У Сони щётка. Сима варит щи. На стене синий плащ. В сенях пищит щенок. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают осенью.

4. Произносить стих.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал.

Ещё бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пёс -

Настоящий!(А. Барто)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [З] – [Ж].

1. Дифференциация звуков [з - ж] в изолированном звучании

«Комар – жук». Произносить звуки: З З З – Ж Ж Ж

2. Дифференциация звуков [з - ж] в прямых слогах

ЗА – ЖА ЖА – ЗА

ЗУ – ЖУ ЖУ – ЗУ

ЗЫ – ЖИ ЖИ – ЗЫ

ЗО – ЖО ЖО – ЗО

3. Дифференциация звуков [з - ж] в интервокальных слогах

АЗА – АЖА ОЗА – ОЖА УЗА – УЖА ЫЗА – ЫЖА

АЗО – АЖО ОЗО – ОЖО УЗО – УЖО ЫЗО – ЫЖО

АЗУ – АЖУ ОЗУ – ОЖУ УЗУ – УЖУ ЫЗУ – ЫЖУ

АЗЫ – АЖИ ОЗЫ – ОЖИ УЗЫ – УЖИ ЫЗЫ – ЫЖИ

4. Дифференциация звуков [з - ж] в слогах со стечением согласных

ЗНА – ЖНА ЗМА – ЖМА ЗВА – ЖВА ЗДА – ЖДА

ЗНО – ЖНО ЗМО – ЖМО ЗВО – ЖВО ЗДО – ЖДО

ЗНУ – ЖНУ ЗМУ – ЖМУ ЗВУ – ЖВУ ЗДУ – ЖДУ

ЗНЫ – ЖНЫ ЗМИ – ЖМИ ЗВИ – ЖВИ ЗДИ – ЖДИ

5. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки в начале слова

Зыбкий – жидкий заря – жаря

Залей – жалей зал – жал

Зовёт – живёт

6. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки в середине слова

Узы – ужи вязать – бежать

Везу – вяжу лизать – лежать

Козы – кожи базар – пожар

Розы – рожи мазут – мажут

Грозу – грожу дерзать – держать

Лоза – ложа разок – рожок

Лиза – лыжа возы – вожжи

7. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки З – Ж в одном слове

Жизнь, зажигать, зажим, зажать, зажёг, возможно, изнежённый, зажужжать, железо, зажигалка, залежи, забежал, задержал, заслужил, закружить, зажарить, возложу, желтизна, зажарит, заряжать, зажелтеть, зажарил.

8. Дифференциация звуков [з - ж] в словосочетаниях

Забавный ёжик, кожаная узда, званый ужин, бумажная коза, жидкий мазут, забытый жакет, тяжёлый воз.

Важный музыкант, измятая кожа, книжный магазин, Женин знакомый, нежные незабудки, нежные мимозы, железный замок.

Вязаный жакет, важное задание, вязаные манжеты, изогнутая жесть, южный закат, затяжной дождь, знакомый художник.

9. Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях.

Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже. Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени - забавный зайчонок. В вазе - бумажные мимозы.

Дети идут в книжный магазин. На пижаме у Жени – медузы. Звонок звенит, а жук жужжит. У магазина - Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным змеем. Этой осенью идут затяжные дожди. Нежные незабудки цветут у дома. У избы стоит стожок сена.

У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый день поит козу водой. У Жени - заводной зайка, у Жанны - заводной жук.

10. Дифференциация звуков [з - ж] в стихах


Звенит звонок, жужжит жучок.

Жужжат – звенят, звенят – жужжат.

Уж ужа позвал на ужин,

Уж совсем не ожидал,

Но ужу не нужен ужин –

Уж уже поужинал.

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

Зайка забавный

У Жени живёт,

Женя не знает

С зайкой забот

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.


11. Дифференциация звуков [з - ж] в текстах

ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ

Животные пустыни знают, что та­кое зной и жажда. Всю жизнь живут они в песках. Эти животные иногда даже забывают, что такое дождик. Тяжко им там жить.

КТО ХОЗЯИН?

У Жоры и Захара жила собака. Звали её Жук.

Жора и Захар подобрали Жука со сломанной лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел.

Жора и Захар каждый день спорили: кто хозяин Жука?

Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал, он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц] – [Ч].

Оборудование:

· рабочие тетради;

  • зеркала;
  • картинки с изображением птиц;
  • демонстрационные карточки с изображением букв Чч, Цц;
  • таблица с буквами.

1. Организационный момент.

(Ученики стоят возле своих парт.)

Логопед: Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».

(Ученики выполняют задание.)

Логопед: Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?

Ученики: Звуки [ч] и [ц].

Логопед (вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв): О каких буквах мы будем говорить на занятии?

Ученики: О буквах Ч и Ц.

2. Работа с зеркалами.

Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т"] + [ш"].

Логопед: Ребята, давайте посмотрим в зеркала и найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].

(Ученики выполняют задания.)

3. Соотношение звуков с буквами.

Логопед: Ребята, послушайте стихотворения:

Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?

Ученики: На звено цепи и на ногу цапли.

Логопед: А верхний элемент у буквы Ч?

Ученики: На крыло чайки и на носик чайника.

4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], то поднимите руку вверх, если [ц] – опустите вниз.

Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

(Ученики выполняют задания.)

5. Дидактическая игра «Курица».

Игра направлена на развитие зрительного восприятия.

Логопед: Отгадайте загадку: «Квохчет, кудахчет,детей созывает, всех под крылья свои собирает».

Ученики: Это курица.

Логопед: Верно. Курица – домашняя птица. Она живет в курятнике, спит на насесте. Она ходит по двору и собирает зернышки. Но наша курица необычная, вместо зернышек будет собирать буквы. Если курица соберет их правильно, у нее получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые курица будет собирать, - и в конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово.

Б В Г Д Е Ж
З И Ь К Л Е
М Н Ё Ы Ц Ъ
К О Л У Ф Я
Е Ч П Ш Ю Щ

Первая буква, которую собрала курица – Ц. Дальше она пошла влево и остановилась – Ы. Вниз, вниз, влево – П. Вверх – Л. Вверх – Ё. Влево – Н. Вниз – О. Вниз – Ч. Влево – Е. Вверх – К.

Какое слово у вас получилось?

Ученики: Цыпленочек.

Логопед: Какая буква в этом слове первая и какая восьмая?

Ученики: Первая буква Ц, а восьмая - Ч.

Логопед: Давайте пропишем сочетание ЦЧ, цч до конца строчки, проговаривая его вслух.

(Ученики выполняют задание.)

6. Физкультурная минутка.

Логопед: Молодцы. Сейчас мы немножко отдохнем.

Девочки и мальчики
Прыгают как мячики. (Прыжки на двух ногах.)
Ножками топочут, (Топают ногами.)
Весело хохочут. (Произносят: ха-ха-ха.

Логопед: Ребята, а каких вы еще знаете птиц, в названии которых есть звуки [Ц] и [Ч]?

Ученики: Скворец, синица, чиж, цапля, чайка, грач.

(Логопед вывешивает на доску картинки с изображением птиц.)

7. Шифровка слов.

Логопед: Молодцы! Сейчас вы будите записывать эти слова в тетрадь, рисуя вместо буквы Ц треугольник, вместо Ч – квадратик.

В конце проходит проверка: ученики вместе читают слова.

8. Игра «Большой-маленький».

Логопед: Сейчас поиграем в игру «Большой-маленький». Разговаривали большая синица и маленькая синичка (слова написаны на доске).

Ученики: Крылечко, курочка, яичко, птенчик.

Логопед: Какой звук Ц или Ч звучал в больших предметах? А в маленьких?

Ученики: Звук Ц звучал в больших предметах, а звук Ч – в маленьких.

Логопед: А теперь запишите эти слова к себе в тетрадь в два столбика.

9. Повтори за мной.

  • Ца-ца-ца – курица.
  • Чи-чи-чи – грачи.
  • Ча-ча-ча – чайка.
  • Цы-цы-цы – цыпленок.
  • Чи-чи-чи – чижи.