Меню Рубрики

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.
Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей - школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией.

Предисловие
Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в параллельном времени. Порой он оказывается вообще вне времени. При этом, в каком бы времени он ни находился, в каждый момент времени в нем присутствуют (он присутствует?) все три цвета времени. Настоящее без примеси прошлого и будущего вызывает страх, ужас. Строго говоря, каждый момент человеческой жизни представляет собой элементарную, разумеется, виртуальную единицу вечности. Если бы это было не так, у человека никогда бы не возникло представления о вечности. Значит, человек все претерпеваемые, освоенные и преодоленные им виды времени, как, впрочем, и освоенные им виды пространства носит с собой. Их виртуальность не должна смущать. Они воспринимаются реальнее, чем сама реальность. Правда, вечность люди все же догадались подарить богам. О. Мандельштам когда-то говорил о пространства внутреннем избытке. Равным образом, в человеке присутствует и внутренний избыток времени, даже, возможно, в большей степени, чем пространства. Когда человек не умеет его укрощать, избыток превращается в дефицит времени. Но этот же избыток времени собирается в «мгновении - длении», в «вечном мгновении»; благодаря ему возникают «состояния абсолютной временной интенсивности» (Г.Г. Шпет), возникает «настоящее будущее поле» (Л.С. Выготский), или «мир чудовищной актуальности» (М.К. Мамардашвили), когда «меньше года длится век» (Б.Л. Пастернак). М.М. Бахтин такие состояния называл «вневременным зиянием между двумя моментами времени». Время имеет не только астрономическое, но и энергийное измерение: силы притяжения прошлого и будущего не равны. Есть «цепь, связывающая с прошлым, и луч - с будущим» (В.В. Кандинский). Бл. Августин говорил о том, что только через напряжение действия будущее может стать настоящим. Без напряжения действия будущее навсегда останется там, где оно есть. Августин, конечно, имел в виду потребное будущее: непотребное приходит само, становясь таким же настоящим.
Все сказанное позволяет поверить в идею В. Хлебникова о существовании «Государства Времен». Если это кому-то покажется слишком торжественным или невероятным, пусть попробует возразить Л. Керролу по поводу того, что «время - действующее лицо». Ведь лицо выше государства! А раз лицо, то с ним, как минимум, следует быть вежливым, что и делают авторы настоящей книги, посвященной возрастной психологии, т.е. развитию человека во времени. Вне категории развития психология как наука едва ли возможна, поскольку человек никогда не равен самому себе. Он либо больше, либо меньше самого себя. Ему непрерывно приходится преодолевать не только пространственные, социальные, но и «хронологические надолбы и рвы» (Г. Адамович), выбираться из «хронологической провинции» (С.С. Аверинцев).
В свете сказанного вся психология должна была бы быть возрастной, точнее, психологией развития. Этому мешает то, что мы весьма смутно представляем себе, что такое возраст, что такое возрастная норма и есть ли она вообще. «Норма развития», действительно, звучит странновато, так как норма родственна границе, пределу, стандарту, наконец. Но ведь то, на что способно человеческое тело, никто еще не определил, и никто не опроверг это давнее утверждение Спинозы. Значительно продуктивнее говорить о развитии как норме.
Мы, конечно, знаем, что есть время астрономическое, есть время содержательное, мерой которого являются наши мысли и действия, есть время психологическое, в котором присутствует весь человек со всем своим прошлым, настоящим и будущим, есть время духовное, доминантой которого являются представления человека о вечности, о смысле, о ценностях. Психологическое и духовное время перпендикулярны непрерывному астрономическому и дискретному событийному времени. На этой перпендикулярной оси (осях) строится высокий ли, низкий ли внутренний человек. Высота зависит от того, окажется ли человек на пересечении множества времен или запутается в их сетях. В первом случае он сможет сам выбрать осмысленный вектор своего дальнейшего движения, роста, развития, деятельности; но втором - окажется заложником, пленником внешних обстоятельств. Конечно, в развитии человека немалую роль играет случай, судьба, но еще большую собственное усилие. Далеко не каждому выпадает оказаться в нужное время, в нужном месте. Мне уже приходилось извлекать полезные для психологии уроки из творчества О. Мандельштама. Приведу еще один из эссе поэта «Разговор о Данте»: «Дант никогда не вступает в единоборство с материей, не приготовив орган для ее уловления, не вооружившись измерителем для отсчета конкретного капающего или тающего времени. В поэзии, в которой все есть мера, и вращается вокруг нее и ради нее, измерители суть орудия особого свойства, несущие особую активную функцию. Здесь дрожащая компасная стрелка не только потакает магнитной буре, но и сама ее делает». Подобные орудия, функциональные органы, новообразования создает и человек. В этом, собственно, и состоит суть развития. О. Мандельштам, например, умел слышать время. Он описал его шум. Человек всегда находится в живом, жизненном времени, которое отличается от хронологического времени жизни. Жизненное время определяет и жизненное пространство, жизненный мир человека, которому в книге уделено большое внимание. Зависимость, разумеется, взаимная. Художник Р. Пуссет-Дарт назвал одну из своих композиций: «Время есть разум пространства. Пространство есть плоть времени». Вместе они составляют хронотоп (термин А.А. Ухтомского), являющийся результатом и условием развития сознательной и бессознательной жизни. Хронотоп, как и все живое, упорно сопротивляется концептуализации. Его образ дал С. Дали в своих растекшихся часах на картине «Упорство памяти». Он же его и прокомментировал: «...это не только фантастический образ мира; в этих текучих сырах заключена высшая формула пространства - времени. Этот образ родился вдруг, и, полагаю, именно тогда я вырвал у Иррационального одну из его главных тайн, один из его архетипов, ибо мои мягкие часы точнее всякого уравнения определяют жизнь: пространство-время сгущается, чтобы, застывая, растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов - искорки, запускающие мотор мироздания».
Приведенные образы времени, пространства, хронотопа не так-то просто имплантировать в тело психологии, в том числе и в тело психологии развития. Развитие человека нелинейно, не поступательно. О. Мандельштам писал, что «Прообразом исторического события - в природе служит гроза. Прообразом же отсутствия событий можно считать движение часовой стрелки по циферблату». Это полностью относится и к развитию культуры, в которой, согласно Ю.М. Лотману, сочетаются постепенные и взрывные процессы. Это же относится и к развитию отдельного человека. Оно, если происходит, событийно, в нем имеются незапланированные грозовые события, взрывы, взлеты, падения, новые рождения, описанные авторами кризисы. Сказанное столь же несомненно, сколь и трудно поддается изучению, поскольку траектория развития каждого человека уникальна, неповторима, непредсказуема. В этом сложность и прелесть науки о развитии человека; она вопреки всему все же возможна, что хорошо демонстрирует книга, которую предстоит прочесть читателю. Наука о психическом развитии человека представлена в ней как итог (разумеется, не последний) усилий многих поколений ученых, которые понимали драматичность и трагичность человеческого развития, вынося это понимание за скобки изложения своих результатов. Авторы настоящей книги последовали их примеру. Трагедия и драма - это все же прерогатива искусства. Впрочем, читатель с ним встретится в книге. Но многое ему придется самому вчитывать в эпическое изложение хода развития, представленное в ней.
Это можно делать так, как это сделал я, в настоящих заметках. Можно (и нужно) делать это по-своему. Полезно попробовать в описаниях авторов узнать самого себя. Со своей стороны скажу, что такое узнавание в психологии развития достигается легче, чем в академической общей психологии.
В книге представлены не только детство и юность. В ней представлена и зрелость, что в нашей литературе встречается не часто. При ее чтении следует помнить, что достижения каждого возраста обладают непреходящей ценностью. Мой учитель - выдающийся детский психолог А. В. Запорожец заботился об амплификации детского развития и не советовал проявлять неразумную торопливость, ускорять переход ребенка с одной стадии развития на другую. Нужно помнить и завет П.А. Флоренского о том, что гений - это сохранение детства на всю жизнь, а талант - это сохранение юности на всю жизнь.
Доктор психологических наук,
профессор, академик РАО
В.П. Зинченко
РАЗДЕЛ I. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Глава 1. Жизнь и деятельность
Достоянием отечественной психологии стал деятельностный подход, согласно которому психика развивается в результате деятельности (жизнедеятельности). Под деятельностью понимается активнее взаимодействие индивида со средой, направленное на удовлетворение его потребностей. Этот подход подразумевает, таким образом, неразрывную связь индивида со средой и его активное взаимодействие с ней как необходимое условие развития психики.
Деятельностный подход в психологии разрабатывался Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, А.Р. Лурией и другими исследователями. Представления многих известных зарубежных психологов (К. Левина, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, А. Маслоу и др.) основываются также на неразрывной связи индивида и среды и подразумевают его активное взаимодействие с ней.
Деятельностный подход оказался весьма плодотворным в возрастной психологии, исследующей сложные процессы развития психики в онтогенезе*. Наибольший вклад в его становление внесен исследованиями, посвященными именно возрастному развитию. Не менее продуктивным он стал в филогенетических** исследованиях и зоопсихологии (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри). Отметим, что исторический подход к развитию психического, изучение закономерностей филогенетических преобразований позволяет лучше понять и онтогенез психики, особенности ее развития на различных возрастных этапах.
* Онтогенез - процесс индивидуального развития.
** Филогенез - процесс исторического развития вида.

Начнем с определения этого биологического понятия. Спорофит — это бесполое поколение растений. Оно не просто размножается без участия гамет. В этом процессе участвуют специализированные клетки спорофита — споры.

Жизненный цикл

Для высших споровых растений характерен сложный жизненный цикл с чередованием поколений. Рассмотрим его на примере мха кукушкиного льна. В виде зеленого ковра он растет на влажном субстрате: лесной подстилке, крышах, подвалах и даже асфальте. Эта структура имеет листостебельное строение. Функцию корней у мха выполняют ризоиды, которые не имеют настоящих тканей. Они закрепляют растение в субстрате, обеспечивая дополнительное питание.

Зеленое листостебельное растение мха — это его половое поколение. Оно называется гаметофит. На нем формируются органы полового размножения, в которых содержатся половые клетки — гаметы. Их слияние происходит только при помощи воды, поэтому моховидные всегда растут только во влажных местах.

В результате оплодотворения на гаметофите развивается бесполое поколение растения. Оно представляет собой коробочку на сухой ножке. В ней развиваются споры. Попадая в почву, они прорастают и образуют зеленый листостебельный ковер. Такое чередование поколений и называют жизненным циклом: спорофит сменяется половым поколением и наоборот.


«>

Спора и семя: черты отличия

Среди высших растений различают еще одну систематическую группу — семенных растений. В процессе эволюции они произошли от споровых и значительно превзошли их в видовом разнообразии. Благодаря чему это произошло. Дело в том, что семена имеют запас питательных веществ, которые позволяют зародышу развиваться независимо от условий окружающей среды. А у группы цветковых они формируются внутри плодов, что создает дополнительную защиту.

Спорофит развивается иначе. Клетки бесполого размножения лишены запаса питательных веществ и зародыша, а внутреннее содержимое защищено лишь оболочкой. А прорастают споры только при наличии влаги.

Споровые растения

Какие организмы в природе размножаются при помощи спор? Прежде всего, это мхи, плауны, хвощи и папоротники. Их объединяют в группу высших споровых растений. У мхов в жизненном цикле преобладает гаметофит. А у остальных представителей — бесполое поколение. Их спорофит состоит из корней и побегов. А вот в строении этих вегетативных органов существуют значительные отличия.


Папоротники имеют подземное видоизменение побега — корневище. На поверхности видны только пышные и раскидистые листья растения. На их нижней стороне невооруженным глазом можно рассмотреть небольшие бугорки. Это группы спорангиев, в которых созревают клетки бесполого размножения.

Что такое спорофит у плаунов? Это многолетнее травянистое растение с ползучими стеблями, на которых спирально расположены мелкие листья. Под землю от него отрастают придаточные корни. Некоторые листья, находящиеся на верхушке побегов, видоизменяются в чешуйки. На их верхней стороне формируются спорангии.

Спорофит хвоща также представляет травянистый побег, состоящий из корневища и листьев. Он бывает двух видов: весенний и летний. Первый является спороносным. Он лишен хлорофилла и имеет бледно-розовый цвет. Летний побег зеленого цвета с клиновидными листьями. Функцию фотосинтеза у него выполняет стебель.

Гаметофиты плаунов, хвощей и папоротников развиваются отдельно от растений бесполого поколения. Они имеют вид плоских зеленых пластинок. В этом заключается их основное отличие от мхов, спорофит которых анатомически связан с особями полового поколения.

Какие организмы размножаются спорами

У грибов клетки бесполого размножения со временем формируются на плодовых телах в спорангиях. В их жизненном цикле также наблюдается чередование способов размножения. При этом спорообразование чаще всего происходит при наступлении неблагоприятных условий. Дело в том, что эти клетки продолжительное время могут сохранять жизнеспособность, несмотря на низкие и высокие показатели температуры, давления, солености и т. п.

То же самое можно сказать и о спорах бактерий. У некоторых видов они развиваются даже после длительного кипячения или обезвоживания. Когда условия становятся благоприятными, споры выходят из плотных оболочек, начинают питаться и размножаться.

Для водорослей бесполый способ размножения является основным. Одноклеточная хламидомонада при этом теряет жгутики, после чего делится на 4, а иногда и 8 спор. Каждая из них выходит из оболочки в воду и быстро растет. Уже через сутки молодые хламидомонады способны к спорообразованию. Такая особенность обеспечивает стабильность данного вида.

Итак, из нашей статьи вы узнали, что такое спорофит. Это бесполое поколение растений, которое размножается при помощи специализированных клеток.

В жизнен цикле кажд раст-я, имеющего половое размнож-е, существ смена ядерных фаз гаплоидной и диплоидной. Переход от гаплоидн сост-я к диплоидн происход в рез-те полов пр-са при образ-и зиготы; от диплоидн к гаплоидн - в рез-те мейоза обычно при спорообраз-и. Оплодотворение и мейоз взаимосвязаны, это две стороны жизнен пр-са, поддерживающие постоянство числа хромосом.


Соотнош гаплоидн и диплоидн фаз варьирует у разных групп. У всех грибов и ряда водорослей зигота - единствен диплоидная к-ка; она сразу же делится мейотически, восстанавливая гаплоидн сост-е организма.

У высш раст-й и ряда водорослей происх чередован поколений - бесполого (спорофита) и полового (геметофита). На диплоидн спорофите за счет мейотич деления образ гаплоидн споры. Из споры развив гаплоидн гаметофит, производящий гаметы. При их слиянии в зиготе восстанавливается диплоидн набор хромосом. Из зиготы развив диплоидн спорофит.

Если спорофит и гаметофит морфологически одинаковы, то происх изоморфное чередование поколений, если различны - гетероморфное. У водорослей существ обе формы, у высш раст-й - только гетероморфное.

Гаметофит - гаплоидн многоклеточн фаза в жизнен цикле раст-й и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые к-ки, или гаметы.

Развив из гаплоидн спор. На гаметофите в спец-х органах гаметангиях развив половые к-ки, или гаметы. Гаметангии, производящие мужск гаметы, наз антеридии, а гаметангии, производящие женск гаметы - архегонии. Оплодотворение женск гамет (яйцеклеток)у наземн раст-й, как правило, происходит в архегонии, после чего из оплодотворен яйцеклетки, или зиготы, развив диплоидн спорофит, котор первое время завис от гаметофита. В разных группах раст-й и водорослей гаметофит развит в различн степени.


Спорофит - диплоидн многоклеточн фаза в жизнен цикле раст-й и водорослей, развивающаяся из оплодотворен яйцеклетки, или зиготы и производящая споры.

В отличие от мхов, практически все тело цветкового растения, за исключением пыльцы и семяпочки, явл спорофитом.

Развив из оплодотворен яйцеклетки, или зиготы. На спорофите в спец-х органах – спорангиях — в рез-те мейоза развив гаплоидн споры. У многих раст-й (разноспоровые плауны и разноспоровые папоротники, а также голосеменные и цветковые) спорангии делятся на два типа: макро- и микроспорангии. Макроспорангии производят макроспоры, а микроспорангии - микроспоры. Из макроспор развив женск гаметофиты, а из микроспор - мужские.

В разн группах раст-й и водорослей развит в различн степени. У цветков раст-й, голосеменных и сосудистых споровых (плауны, хвощи и папоротники) спорофит значит-но крупнее гаметофита. Собственно, все, что мы обычно называем раст-ем, и есть его спорофит. Гаметофиты семенных раст-й большую часть жизни проводят в оболочке споры (микроспоры - это пыльца, а макроспоры нах в семязачатках), а у сосудистых споровых гаметофит - маленькое, но самостоят-е многоклеточн раст-е. У мхов, напротив, в жизненном цикле доминирует гаметофит. Спорофит быстро усыхает и состоит только из ножки и колпачка-спорангия со спорами.

Цикл развития представлен в таблице. Начало своего половозрелого развития черви начинают в моллюсках,

преимущественно в улитках и ракушках. Таблица указывает на два вида ленточных червя: печёночный сосальщик и бычий цепень.

В процессе приспособления ленточные черви научились выживать в стадии церкарии довольно длительное время, плавая в водоёмах или ожидая носителя на листьях растений. Строение церкарии включает в себя хвост, с помощью которого способны преодолевать значительные расстояния, и присоски. Последние помогают личинкам инцистироваться на траве, образуя инвазионные состояния - цисты. Домашний скот поедает эту траву вдоль водоёмов, озёр, прудов и заражается ленточными червями. Заражение происходит, в стадии развития называемой адолескария. Попадая в организм носителя, проникает в кровяные сосуды и по протокам блуждает по всему телу. Задерживается в печени и там закрепляется на стенках при помощи присоски. Начинается созревание до взрослой особи.

По своему строению ленточный червь является гермафродитом. Взрослая особь начинает метать до миллиона яиц, которые выводятся с фекалиями хозяина. Они попадают в воду и раскрываются, выходят наружу личинки, называемые мирацидий. В этой стадии личинка блуждает по водным просторам в поисках моллюска, проникая в его тело. Внутри моллюска мирацидий созревает до стадии церкария и проходит несколько состояний: спороцисты - редии - церкарии. Частым носителем червей является малый прудовик.

Строение печёночного сосальщика

На передней стороне в строении имеются шипики. На брюшной полости расположена присоска. Передняя часть также содержит ротовую присоску. Червь имеет кишечник с двумя ответвлениями, каждый из которых имеет множество отростков.

Боковые части содержат желтопчики, а мочевая система состоят из множества ветвей. В средней части расположены семенники и одни яичник.

Тело червя вытянутое и имеет продолговатую форму. Заканчивается оно выделительным отверстием.

Можно выделить основные пути заражения:

  • поедание заражённых растений;
  • водопой в озёрах и прудах с церкариями.

Пути заражения человеком

плодиться. Негативное действие от его жизнедеятельности человек ощущает сразу.

Возможные причины заражения:

Симптомы печёночного сосальщика

Симптомы описторхоза:

  • Периодическое повышение температуры.
  • Наблюдается ломка в теле.
  • Человеку становится тяжело дышать.
  • Различные расстройства в пищеварительном тракте от запоров до диареи.
  • Проявления аллергических реакций.
  • Наблюдается увеличение печени.
  • Боли в правом подреберьи.

работе, нарастает психологическая неустойчивость, проявляется ежедневная головная боль.

Проявления фасциоллёза:

иммунологические способы и серологическое тестирование. Применяется метод реакции иммунофлюоресценции и реакцию связывания комплемента. Используют метод реакции энзим-меченых антител.

Для профилактики и лечения применяют противогельминтозные препараты такие как: пракзиквантел и хлоксил. Лекарства, повышающие ток желчи: аллохол и холензим. А также ферменты, способствующие пищеварению: фестал и панкреатит.

Описание и жизненный цикл сосальщика печеночного

  • Описание
  • Жизненный цикл

Описание

Сам сосальщик печеночный имеет листовидное тело слегка уплощенное, а его задний конец заострен. На переднем же конце тела у гельминта имеется узкий выступ с ротовой присоской. Достигая половозрелого развития, сосальщик имеет хорошо функционирующую присоску, пищеварительную и половую системы. Взрослые особи гельминта откладывают свои яйца в протоки печени, вместе с током желчи они попадают в кишечник, откуда выходят во внешнюю среду с экскрементами.

Жизненный цикл

Жизненный цикл развития печеночного сосальщика начинается в том случае, если яйца гельминта попадают в простойную воду: лужу, ручей или пруд. В таких условиях недели через две – три из яиц выходит мирацидий. Мирацидий является личинкой сосальщика. Размеры мирацидий довольно маленькие и составляют приблизительно 0,02-0,3 миллиметра. Когда она обитает в воде, то ведет свободноживущий образ жизни. Мирацидий имеет тело, покрытое ресничками, при помощи которых мирацидий и способен двигаться. В секунду личинка может проходить расстояние, равное двум миллиметрам.

Когда сосальщик находится на этой стадии, он не питается. Его образ жизни зависит от питательных веществ, накопленных в яйце. Ведя такой образ жизни, личинка преследует одну единственную цель – поиск организма, который станет хозяином для ее дальнейшего развития.

Промежуточным хозяином сосальщика должен стать моллюск. Промежуточный хозяин часто является пресноводным прудовиком или малым прудовиком. Промежуточный хозяин «принимая» в свой организм личинку, позволяет ей продолжить цикл своего развития.

Когда промежуточный хозяин найден, мирацидий (а) внедряется в его организм. Прикрепляясь к телу моллюска, она начинает выделять секрет железы, при помощи которого ткани существа расщепляются, а личинка попадает внутрь. В это же время личинка превращается в спороцисту (б) и продолжает жизненный цикл уже в таком виде.

Спороциста заполнена зародышевыми клетками, когда их число значительно увеличивается, из тела спороцисты выходят редии (в). Они мигрируют в печень моллюска. Размножение редий проходит без оплодотворения. Также зародышевые клетки образуют личинки взрослых особей гельминта – церкариям (г).

Образ жизни церкариев отличается от того, какой образ ведут редии. Церкарии практически не отличаются от полностью развитых особей. У них уже есть присоски, глаза, а органы чувств воспринимают раздражения механического и химического типа. Церкарий свободно плавает, живет за счет запасов питательных веществ. Через некоторое время он выбирается на траву и почву около водоема, отбрасывает задний хвост, после чего покрывается толстой оболочкой. Данная стадия имеет название адолескарии.

Чтобы из этой стадии вышел взрослый сосальщик, адолескария должна выбрать новый организм (окончательный хозяин), тогда она продолжит цикл своего развития. Окончательный хозяин заглатывает личинку вместе с прибрежной травой. Следует отметить, что окончательный хозяин может быть крупным и рогатым скотом. В кишечнике у животных оболочка растворяется, а молодой сосальщик попадает в желчные проходы печени, где продолжает цикл своего развития и достигает половозрелого состояния. Здесь же происходит его размножение, и он откладывает яйца. Далее цикл начинается заново, вплоть до того момента, как произойдет следующее размножение.

Также окончательный хозяин может быть человеком. Человек может заразиться гельминтом, если выпил сырую воду из пруда или помыл ей фрукты и овощи.

Дорогие друзья, снова зовем вас на встречи с чудесной Ольгой Захаровой. На этот раз вас ждет встреча, на которой вся ваша жизнь будет для вас, как на ладони *3 октября, в среду - Жизненный цикл семьи*

Каждая история встречи влюбленных и создания семьи уникальна. Об этом остается теплая память и фотографии. При этом каждая семья проходит совершенно одинаковые стадии развития. У каждой из этих стадий есть свои признаки, задачи и риски. Если задачи стадии не решены, то кризис на следующем этапе жестче и последствия для отношений все серьезнее. По статистике, например, первый пик разводов появляется после первого года жизни в браке или рождения ребенка (15%); второй - после 5-9 лет совместной жизни (28%). Зная об особенностях каждого этапа, мы можем своевременно понять, какие задачи были в семье вовремя не решены и предотвратить разрыв отношений. Этот семинар - хорошая возможность провести пересмотр своей семейной истории. Вы узнаете, какие стадии вам предстоит пройти вместе. Вы поймете, какие задачи стоят перед вашей семьей, по каким признакам можно увидеть наступающий кризис и как его пройти плавно.

*Ведущая: Ольга Захарова (психолог, доула, инструктор по родам, сертифицированный консультант ВОЗ)*

Запись по телефону: Алия +7 929 727-50-40, +7 962-559-87-00

Предварительная запись на семинар обязательна!

Время: с 9.00 до 12.00

Стоимость: 1200 в день семинара, заранее (не позднее, чем за сутки) - 1000 р.

Свободноживущие представители типа плоских червей живут по всему миру в водах морей, пресноводных водоёмах, влажных почвенных слоях, мхах. В основном это ресничные черви. Чаще всего хищники. Пищей им служат простейшие микроорганизмы, насекомые. К этому классу относятся планарии.

Заражению подвергаются позвоночные и беспозвоночные животные. В основном инвазии подвергаются млекопитающие (в том числе человек) и рыбы, являющиеся основными или промежуточными хозяевами для гельминтов.

Значение в эволюции

Значение плоских червей в развитии жизни на планете очень существенно. В процессе эволюции они были первыми во многих отношениях:

  • Симметрия тела. Из многоклеточных животных, они были первыми, у кого тело было симметрично относительно одной плоскости. Такую симметрию называют двусторонней.
  • Трёхслойность. Означает, что тело состоит из трёх типов тканей. Они развиваются из 3 лепестков зародыша, а не двух, как у живых организмов до этого.
  • Настоящие органы. Каждый из трёх видов тканей образует органы, выполняющие разные функции.

Какие из признаков отличают представителей этого типа живых существ? Отличительные признаки, показанные на схеме:

  • уплощённое тело, что и дало всему типу такое название;
  • голова и хвост чётко выражены;
  • тело симметричное. Правая и левая стороны подобны;
  • полости внутри тела нет, органы находятся в слое рыхлой мезодермы (паренхиме);
  • тело заключено в кожно-мускульный мешок.

Туловище покрыто оболочкой из слоя покровных клеток, под которым находятся три слоя мышечной ткани: кольцевой, продольной и диагональной. Эти слои называют кожно-мускульным мешком.

Центральная нервная система представляет собой пару узлов (ганглий) в головной части и парные стволы, проходящие через тело и соединяющиеся между собой множественными перемычками. Многочисленные окончания периферической нервной системы расходятся от стволов и ганглий. Они связывают ЦНС со всеми органами гельминта.

Для выведения продуктов жизнедеятельности из организма служат особые органы ‒ протонефридии. Вещества выводятся в межклеточное пространство - паренхимы, откуда выталкиваются через особые клетки при помощи движений ресничек. Такие клетки образуют один или два канала. Они выводят продукты распада с жидкостью через выделительную пору, находящуюся на поверхности тела.

У некоторых видов, ядовитые вещества накапливаются в специальных клетках ‒ атроцитах, являющихся своеобразными накопительными почками.

В основной массе, плоские черви ‒ гермафродиты. Оплодотворение происходит внутри тела одного гельминта. Лишь некоторые из сосальщиков имеют разделение на мужские и женские особи. Строение и расположение репродуктивных органов разнообразно и является одним из факторов классификации. Общим в строении репродуктивной системы у всех плоских червей, является наличие семенников, яичников, а также сложной системы канальцев, обслуживающих процессы оплодотворения и формирования яиц.

Жизненный цикл

Половозрелые плоские черви из класса сосальщиков обитают в организмах позвоночных, а выделяющимся с экскрементами яйцам, чтобы развиваться дальше, требуется водная среда. Когда выйдет готовая личинка, то она самостоятельно ищет промежуточного хозяина (определённый вид моллюска). Проникнув в его тело, переходит в стадию материнской спорацисты, которая сама способна к размножению. В результате появляется множество личинок другого уровня, способных найти следующего промежуточного ‒ травоядных, рыбу, улиток ‒ или окончательного хозяина ‒ человека.