Меню Рубрики

Звук ль бунеева для подготовительной группы. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы

Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»

Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Конспект занятия по обучению грамоте тема: Звук и буква «Л»

Педагог дополнительного образования

Ивлева З.В.

Конспект занятия по обучению грамоте

Звук и буква «Л»

Задачи:

· Познакомить детей с буквой «Л», учить читать слоги, находить букву «Л» в слове (в начале, в середине, в конце,)

· Повторить ранее изученные буквы

· Развивать внимание, память, логическое мышление

· Формировать умение слитного, осознанного чтения

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Психологический настрой - Ребята, давайте повторим правила нашего занятия: «Говорим мы все красиво, смело и неторопливо. Ясно, чётко говорим, никуда мы не спешим» (произносят хором)

2. Повторение пройденного материала: детям раздаются карточки с заданием: послушать слова и записать в кружочки только гласные из этих слов: лук, сок, сыр, мак.

- Какие это звуки? (гласные)

- Почему?

- Каким цветом они обозначаются? (красным)

Повторение пройденной на прошлом занятии буквы «Т». Дидактическая игра «Поймай звук в ладошки» - Т оля, кит , Т аня, бегемот , суп, бант, майка, самолёт , т анк, Коля, кухня.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3. Чтение сказки. У нас в гостях новая буква. Я прочитаю вам сказку, а вы догадайтесь, с какой буквой мы познакомимся сегодня (сказка про букву Л»» прилагается)

- С какой буквой мы познакомились?

- Посмотрите, как я её произношу (язык к верхним зубам прижимается) А теперь вы попробуйте произнести.

- Можем мы её пропеть? (Нет).

- Значит, какой это звук? (согласный)

- Каким цветом будем его изображать? (синим).

- На что похожа эта буква?

- Из чего она состоит?

- Пропишите букву «Л» в воздухе.

- Составьте букву «Л» из палочек.

4. Стихотворение про букву «Л»

Плавать любит по волнам эта буква тут и там.

И на лестницу похожа, и на крышу дома тоже.

В наконечниках у стрел тоже есть буква «Л».

5. Загадки (в ответах присутствует буква «Л»)

- Падают с ветки золотые монетки (листья)

-Я соткано из зноя, несу тепло с собою.

Я реки согреваю, «Купайтесь»-приглашаю.

И любите за это вы все меня. Я – (лето)

-Угадайте, что за птичка, тёмненькая невеличка.

Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста.

Всех быстрей она летает, мошек на ходу хватает.

Если к нам летит она – значит, началась весна (ласточка)

6. Чтение слогов. Игра «Порт»

Лодка по реке плыла, букву «Л» она везла.

Подплыла к причалу «А», прочитали дети – ЛАПодплыла к причалу «У», прочитали дружно – ЛУ Подплыла к причалу «Ы», прочитали тихо – ЛЫ Подплыла к причалу «Я», прочитали громко – ЛЯ

7. Физминутка Буква Л, расставив ноги, словно в пляске – руки в боки Наклонилась влево, вправо, получилось на славу.

1 – 2 – выше голова, 3 – 4 – ноги шире, 5 – 6 – тихо сесть.

8. Чистоговорки. Для того, чтобы чётко и ясно говорить, для этого надо подготовить дыхание и голос. ЛО – ЛО – ЛО – на улице тепло ЛУ - ЛУ – ЛУ - стул стоит в углу. УЛ – УЛ – УЛ – у нас сломался стул. ОЛЬ – ОЛЬ – ОЛЬ – мы купили соль.

9. Дидактическая игра «Определи место звука» В начале – лампа, лодка, лужа, лыжи, лиса, лук, лев В середине – молоток, белка, полка, павлин, апельсин, пальто, цыплята В конце – стол, стул, пол, пенал, дятел, самосвал

10. Упражнение в чтении слогов ЛА – АЛ, – ЛО – ОЛ, – ЛУ – УЛ, - ЛИ – ИЛ, - ЛЫ – ЫЛ

11. Письмо в прописях

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- С какой буквой познакомились на занятии?

- Какая это буква?

- Каким цветом обозначается?

- Почему?

Перед вами лежат два солнышка с разным настроением (радостным и грустным). Если вам на занятии было всё понятно и интересно, то поднимите солнышко с улыбкой, а если не интересно – то грустное солнышко. Давайте посмотрим, какие солнышки вы подняли?

Сказка про букву «Л»

Буква Л

Не хочу спать, не буду ложиться , - капризничала девочка.

Мама грозно нахмурила брови, но буква Л тихонечко шепнула ей на ушко волшебное слово «Люблю ».

Я люблю тебя, моя малышка, - ласково сказала мама и обняла дочку. Мама поцеловала ее, и девочка спокойно заснула.

«Большим и маленьким людям больше всего на свете нужна любовь и ласка », - подумала буква Л.

Она летала повсюду и ласково шептала: «Люблю, люблю, люблю », - чтобы никто не забыл сказать это волшебное слово.

Скажи волшебное слово «люблю» всем, кого ты любишь.

Программные задачи:

1. Уточнить артикуляцию звуков

2. Учить детей находить слова по слоговой схеме.

3. Упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных; работать над лексическим значением слов.

4. Ознакомить с образом буквы «Л, л», закреплять образ буквы «Л, л»

Материал демонстрационный: конверт с картин4ами и слоговыми схемами, буквы Л, л, панно букв.

Материал раздаточный: индивидуальные зеркала, ножницы и вырезанные буквы по количеству детей, цветные карандаши, индивидуальные конверты с буквенным конструктором, рифмованный текст, зашумованные картинки с буквой «л».

Организационный момент

Дети стоят на ковре

В: Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Какие милые дети! Вы всех прекраснее на свете!

I. 1. В: А сейчас опустите руки и сядьте на ковре поудобнее. Вспомните дети, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? (звук [щ"])

Предлагаю вам поиграть в игру «Преврати слово» Я буду называть слова, а вы заменять первый звук в моем слове на звук[щ"]. У вас получится новое слово. (кепка-щепка, венок-щенок, тетка-щетка, мука-щука, тучка-щучка, река-щека, кит-щит, мель-щель) .

II. 1. В: А сейчас отгадайте загадки.

Угадайте, что за птичка темненькая невеличка?

Беленькая с живота. Хвост раздвинут в два хвоста.

Всех быстрей она летает, мошек на лету хватает.

Если к нам летит она, значит началась весна. (ласточка)

Хитрая плутовка, рыжая да ловкая

Пушистый хвост – краса, а кто это? (лиса)

В: Назовите первый звук в слове «ласточка», «лиса». Правильно! Вот сегодня со звуками [л-л"] мы с вами будем играть.

2. Артикуляция звуков

В: Послушайте внимательно, как я произнесу звуки [л-л"]. Возьмите свои зеркала и произнесите, глядя в зеркало эти звуки. Расскажите, как они произносятся. (Дети анализируют артикуляцию звуков: губы открыты, зубы сближены, кончик языка находится за верхними зубами, голосовые связки вибрируют). Какой можно сделать вывод об этих звуках? (бывают мягкие и твердые, всегда звонкие)

III. 1. Появляется ласточка с конвертом.

В: К нам в гости прилетела ласточка и принесла конверт. Что же в нем? Письмо.

«Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Дед-Буквоед. Я невидимка и поэтому когда я к вам прихожу на занятие, то вы меня не видите. Я убедился, что вы очень умные и трудолюбивые, поэтому приготовил подарки. А вот что это, вы узнаете, если выполните мои задания.

В: Дед – Буквоед прислал нам картинки и схемы слов. Он хочет, чтобы мы нашли по картинкам слова со звуками [л-л"]. Но при этом в словах должно быть столько слогов, сколько слоговых душек показано на схеме. Если я покажу схему с одной душкой, вы должны найти слова со звуками [л-л"], состоящие из одного слога. Если я покажу схему с двумя душками, вы должны найти слова со звуками [л-л"], состоящие из двух слогов. А если я покажу схему с тремя душками, какое слово вы должны найти?

(Воспитатель выставляет картинки. Количество картинок больше количества детей. Карточки со схемами меняются после каждого ответа) .

2. Образование существительных в родительном падеже множественного числа.

В: Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.

Ведь у ласточек есть перья, а у людей нет …. (перьев)

У ласточек есть крылья, а у людей нет …. (крыльев)

(птенцов, клювов, хвостов, гнезд, лап)

У людей есть волосы, а у ласточек нет …. (волос, рук. ног, лиц)

3. Физ. минутка

На горе стоит лесок (круговые движения руками)

Он ни низок, не высок. (сесть, встать, руки вверх)

По тропинке два туриста шли домой из далека- (ходьба на месте)

Говорят, такого свиста мы не слышали пока. (плечи поднять)

IV. 1. Знакомство с буквой «Л, л»

В: Слово «ласточка» начинается со звука [л], а слово «лиса» - со звука [л"]. Звукам [л-л"] соответствует буква «Л» (показ буквы)

«Л» - шалаш, что скроен ладно,

Летом там в жару прохладно.

А в шалаш, как раз для нас

Есть на «Л» похожий лаз.

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

В: Возьмите букву «Л» и посмотрите, как вы думаете, сколько в ней элементов? (3) Какие это элементы? (палочки). Все ли палочки одинаковые? (нет, одна палочка длинная, одна короткая и одна палочка с крючком) .

В: Чтобы убедиться в правильности ответов, разрежьте буквы. Выложите в ряд полученные элементы. Скажите, какие элементы и сколько нужно для получения буквы «Л»? а сейчас предлагаю вам из полученных элементов снова сложить букву. (Дети выкладывают). Молодцы дети. Сложите конструктор в свои конверты.

3. Закрепление образов букв.

В: Возьмите карточки с текстом и внимательно послушайте?

«Пробился лучик из-за туч. Я в кулачок его зажал,

Но выскользнул из пальца луч и снова в тучку убежал».

Найдите в рифмованном тексте все буквы «Л» и обведите их в квадрат. Какого цвета вы возьмете карандаш? (синего) Приступайте к выполнению второго задания, которое прислал нам Дед – Буквоед. (дети работают за столами) Сколько букв вы отыскали? (9) Молодцы!

В: Возьмите другую карточку, здесь тоже спряталась буква «Л» найдите ее и обведите в квадрат.

В: С какими звуками мы сегодня играли? Какое задание вам понравилось больше всего? Что вызвало трудности? Наше занятие подошло к концу, пора и подарки получать. За вашу старательность и терпение Дед – Буквоед дарит вам закладки. Они пригодятся вам в школе.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки [р], [р’] - [л], [л’]. Буквы Рр, Лл

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9».
Описание работы: Конспект занятия по обучению грамоте разработан для подготовительной к школе логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.

Цель: закрепление навыка различения звуков [р], [р"]- [л], [л"] в слогах, словах, фразах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Закрепить представления и расширять словарь по теме: "Водный, воздушный транспорт". Закрепить навыки различения звуков [р], [р"]- [л], [л"] в слогах, словах и фразах. Совершенствовать навыки звукового анализа слов, составления и чтения слов, предложений, определения количества слов в предложении.
Коррекционно-развивающие. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные. Формировать навык сотрудничества в коллективном выполнении задания.
Оборудование: иллюстрация с изображением моря, острова и скал, плоскостное изображение парусной лодки, предметные картинки со звуками [р], [р’], [л], [л’], карточки с напечатанными названиями водного и воздушного транспорта, в названии которых есть звуки [р], [р’], [л], [л’], карточки на определение места звука в слове, конверты со слогами, буквами, звуковые схемы.

Ход занятия

I. Организационный момент.
Логопед приветствует детей на ковре и раздает карточки с напечатанными названиями водного и воздушного транспорта.
Логопед. Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие по морю. Но прежде прочитайте названия водного и воздушного транспорта на своих карточках.
Дети читают слова: лодка, катер, баржа, самолет, вертолет, плот, ракета, ледокол, пароход, теплоход, планер, шлюпка, фрегат.
Логопед. В названиях транспорта были звуки [р], [р’], [л], [л’]. Они будут нашими талисманами в путешествии на парусной лодке.

2. Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Логопед. К путешествию нам надо подготовиться и выполнить упражнения.
«Лодка» и «Удочка» (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед).
«Лодочка» и «Гребем веслом» (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик) от приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта).
«Теплоход» и «Пароход гудит» (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).
«Лодка с парусом» (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Кончик языка поднять за верхние зубы).

3. Дыхательная гимнастика
Логопед. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…».
Дети выполняют упражнение 6-8 раз в каждую сторону.

4. Артикуляция звуков по схеме.
Дети проходят на свои места за столом. На подставке расположено изображение моря. Плоскостное изображение парусной лодки прикрепляется к картине двумя магнитами с лицевой и обратной стороны картины.


Логопед. Наша парусная лодка отплывает от причала. Расскажите, чем похожи звуки [р], и [л]?
Дети. Звуки [р], и [л] согласные, твердые, звонкие, кончик языка находится вверху за зубами.

5. Пролив «Мелодия звуков»


Логопед. Мы подплыли к проливу «Мелодия звуков». Чтобы плыть дальше, нам надо правильно проговорить чистоговорки.
Ри-ре –ри – в море корабли.
Ло-ла –ло – у лодки есть весло.
Ла- ло- ла - вот высокая скала.
Ло-ла-ло - на улице тепло.
Ре-ри-ре - стоит домик на горе.
Ры-ру-ры - нас кусают комары.
Оль-уль-оль - мы купили соль.
Арь-ирь-арь - на стене висит фонарь.
Ра-ру-ра - тебе спать пора.

6. Скалы «Перемен».
Логопед передвигает изображение лодки.


Логопед. Наша парусная лодка подплыла к скалам «Перемен». На скале звук [л] заменяется на звук [р] и слова звучат иначе.


Логопед произносит слово со звуком [л], а дети заменяют его на звук [р] и произносят слово.
дал - дар
бал - бар
жил - жир
стал - стар
пил - пир
булки - бурки
жалко - жарко
Логопед. На другой скале звук [р] заменяется на звук [л].


Логопед произносит слово со звуком [р], а дети заменяют его на звук [л] и произносят слово.
рак – лак
ров – лов
рот – лот
рама – лама
рожь – ложь
город – голод

7. Море «Потерянных звуков»
Логопед передвигает изображение лодки.У каждого ребенка на столе по три картинки и карточка с обозначением места звука в слове.


Логопед. Наша парусная лодка находится в море «Потерянных звуков». Нам надо найти место звуков [р], [р’], [л], [л’] в слове.

8. Течение «Звуков»


Логопед. Мы плывем по течению «Звуков». Подберите к каждой картинке звуковую схему.


9. Упражнение «В море»
Дети становятся в круг на ковре и выполняют упражнение.
Над волнами чайки кружат,
(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками).
Полетим за ними дружно.
(Пальцы соединить в замок).
Брызги пены, шум прибоя

А над морем - мы с тобою!
(Помахать руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.
(Волнообразные движения руками)
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Плавательные движения руками).

10. Остров «Брошенных слов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки.


Логопед. Наша лодка подплыла к острову «Брошенных слов». Составьте предложения из слов, которые я произнесу.
Логопед называет слова, дети составляют правильно предложения.
Логопед. Летать, море, над, чайки.
Дети. Чайки летают над морем.
Логопед. Море, плавать, рыба, в, огромная.
Дети. Огромная рыба плавает в море.
Логопед. Трап, матросы, на корабль, подниматься, по.
Дети. Матросы поднимаются на корабль по трапу.

11. Водопад «Заколдованных слов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У детей карточки с зашифрованными словами.
Логопед. Разгадайте слова на карточках и составьте предложения с этим словом.


Дети составляют предложения с разгаданными словами, называют количество слов в предложении.

12. Залив «Перепутанных слогов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У каждого ребенка в конверте карточки со слогами.
Логопед. На озере «Перепутанных слогов» составьте слова.
Дети составляют слова из слогов.


13. Озеро «Рассыпанных букв»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У каждого ребенка конверт с буквами.
Логопед. В озере «Рассыпанных слов» из букв составьте слово.
Дети составляют слова из букв:
к, р, а; у, р, к, а; т, а, р, а, п; а, м, р, а; я, б, р, у; р, е, о, м; о, р, з, а; ы, р, у, к; а, п, р, е; р, м, е, к; к, е, а, р; б, а, ы, к, р.

Цель: познакомить детей со звуком Л (Л’). Учить определять на слух место звука Л (Л) в трех позициях, закреплять умение в определении слогов в словах, тренироваться в чтении слогов по слоговой таблице, с последующим составлением слов из слогов

Оборудование: Иллюстрации в названиях, которых встречается звук Л (лампа, молоток, стол)

Касса букв, слоговая таблица

Непосредственно – организованная деятельность:

Чтение слогов по слоговой таблице

Д.у. «Найди слово и проверь себя»

Д.У. «Раскрась картинку и найди все слова со звуком Л»

Д.У. «Изобрази букву»

Составление слогов по разрезной азбуке большого формата

Ход занятия:

I. Знакомство со звуком Л (Л’)

1. Артикуляционная гимнастика

Скороговорка

Пошел Игнат

Лопаты покупать.

Купил Игнат

Пяток лопат.

Какой звук слышится чаще всего? (Л)

Давайте произнесем этот звук и посмотрим в зеркало, с помощью чего мы его произносим. (дети берут зеркала и определяют как произносится это звук)

При произношении звука Л язык упирается в верхние зубы или десны. Язык нам помогает произнести этот звук. Раз язык помогает нам произносить этот, к какой группе мы отнесем его? (Это согласный звук)

Вывешивается буква Л л и картинка на звук, обозначающий букву Л

2. Определение место звука в словах

Сейчас давайте вспомним и назовем слова, где встречается этот звук, в начале, середине, конце слова. (дети приводят свои примеры, где есть звук Л (Л’)) – (раздаточный материал «Слова на звук Л»)

Начало: Лампа, лодка, луна, лыжи, лиса, лук, лев, лопата и т.д.

Середина: молоток, белка, полка, павлин, апельсин, молния, пальто, цыпленок и т.д.

Конец: стол, стул, пол, пенал, дятел, бинокль, самосвал и т.д.

3. Знакомство с буквой Л.

Мы назвали много в которых встречается звук Л, а сейчас, давайте посмотрим на саму букву, из чего она состоит?

На что похожа?

Пропишем букву в воздухе, кто попробует изобразить эту букву?

4. Схема слова.

В каких именах встречается этот звук? (Луша, Лена, Люба, Лёня)

Есть имя девочки Луша. Давайте определим сколько слогов в этом имени? (два, как определить сколько слогов)

Зарисуем схему слова, один на доске, остальные в рабочих тетрадях.

5. Составление предложения с данным словом (Луша)

Сейчас придумаем предложение со словом Луша

(Дети высказывают свои предложения)

II. Чтение слогов

1. Работа с кассой букв

Открываем кассы букв, поселим в кассу еще одну букву Лл. теперь попробуем составить слоги. Какие бывают слоги? (прямые и обратные, первый ряд детей составляет прямые слоги, второй ряд - обратные).

Прямые слоги: ЛА; ЛО; ЛУ

Обратные слоги: АЛ; ОЛ; УЛ

2. Чтение слоговой таблицы

Чтение слоговой таблицы(сначала читаем слоги, составляем из слогов слово, зарисовываем схему полученного слова)
МА УШ
ЛУ ША
ШУ ЛА

Читаем слоги, затем из слогов составляем слова, с одним из слов составляем предложение.

3. Схема предложения

Маша ушла.

Мы с вами составили предложение. МАША УШЛА. (На заранее приготовленном листе написано, возможно написать на доске)

Сколько слов в предложении получилось? (Два) Какое первое? Второе?

Что должно стоит в конце предложения? (точка)

В предложении два слова в конце предложения стоит точка. Сейчас мы с вами зарисуем схему этого предложения.


Вводится понятие схема предложения. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, каждое слово обозначается горизонтальной чертой, в конце предложения ставится точка. Она обозначает, что мысль закончена.

III. Итог ННОД

Как называется звук, с которым мы познакомились? Какой он? Приведите примеры слов с этим звуком?

- (обратить внимание детей на схему слова) Что обозначает схема? Придумайте мне слова, которые состоят из двух слов (согласно схеме).

- (обратить внимание на схему предложения) Что обозначается такой схемой? (предложение). Приведите примеры предложений по схеме.

IV . Работа с родителями.

Докрасить картинку с предметами на звук Л.

Составление схемы предложение.


(подчеркните все буквы Л, составьте схему предложения)

Анна Кравченко
Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) «Знакомство с буквой «Л» и звуком [Л]»

Тема : Знакомство с буквой и звуком «Л» .

Цели :

Познакомить детей со звуком «л» , «ль» , буквой «л» , научить характеризовать звук «Л»

Закреплять умение вслушиваться в звучание слова.

Закреплять умение интонационно выделять первый звук в слове .

Закреплять умение делить слова на слоги, используя модель слова.

Формировать грамматический строй речи .

Развивать общую и мелкую моторику.

Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Интеграция образовательных областей :

«Социально – коммуникативное развитие » , «Речевое развитие » ,

«Познавательное развитие » , «Художественно – эстетическое развитие » , «Физическое развитие » .

Материалы и оборудование :

Лента букв , буква Л , фишки синего, зеленого и красного цветов, пластилин.

Ход деятельности:

Воспитатель читает стихотворение :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : “Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро доверчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Воспитатель (к детям) : Улыбнитесь друг другу, и подарите всем свою улыбку.

Сегодня нам пришло приглашение из города Звукограда , нас приглашают на день рождения. Чтобы попасть на день рождения, нужно выполнить задания.

Первое задание будет таким : Свое имя нужно разделить на слоги. Воспитатель говорит детям : «Теперь вы уже много знаете о звуках . Какие бывают звуки ? Правильно, гласные, твердые согласные и мягкие согласные».

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Как меня зовут?» . Берет три фишки - красную, синюю, зеленую. Затем у детей, испытывающих в процессе обучения значительные трудности, спрашивает, какие звуки обозначаются этими фишками. Ставит одну фишку, например, на подоконник, другую - на доску, третью прикрепляет к дверям. Предлагает детям тихонько произнести свое имя, послушать, какой в нем первый звук - гласный или согласный, а если согласный, то твердый он или мягкий. По сигналу воспитателя все дети должны быстро занять место рядом с той фишкой, которая обозначает первые звуки в их именах . Педагог объясняет это на примере своего имени : произносит его, называет первый звук , определяет его качество и останавливается там, где размещена фишка соответствующего цвета.

Правильность выполнения этого упражнения с помощью воспитателя проверяют сами дети в каждой подгруппе (на подгруппы воспитанники делятся в процессе выполнения задания педагога).

Предлагаю второе задание :

Дидактическая игра “Назови слова, выделив первый звук “л” .

(На столе лежат картинки, на которых изображены слон, лось, ложка, лошадь, лыжи, лужа, лук, лопата, луна, лупа, лампа, лейка, листок, пила, лев). Дети должны выбрать картинки, где в словах первый звук “л” , и определить какой он : твердый или мягкий.

Воспитатель : Вот мы и попали в Звукоград , в этом городе есть улицы, вот улица “Певцов” (к детям) : “Какие звуки здесь живут ?”

Дети отвечают : Здесь живут гласные звуки (а, о, у, э, и, я, е) .

Воспитатель : Вот улица “Громкая” (к детям) : “Какие звуки здесь живут ?”

Дети : Здесь живут твердые согласные (б, в, д, г, ж, т) .

Воспитатель : Вот улица “Тихая” (к детям) : “Какие звуки здесь живут ?”

Дети : Здесь живут мягкие согласные (б", в", д", г", ж", т") .

Воспитатель предлагает упражнение для язычка “Пароход”

Дети должны растянуть губы в улыбке, открыть рот, затем поставить язычок “чашечкой” на верхние зубы, и гудеть : “л-л-л”.

Дети произносят звуки [Л , Ль], проводят подробный акустико-артикуляционный анализ : звук [Л] - согласный (кончик языка соприкасается с нёбом и создает преграду для воздушной струи, бывает твердый и мягкий, звонкий (ушки гудят, обозначаем его фишкой синего или зеленого цвета. Повторение характеристики звука несколькими детьми .

Воспитатель : Ребята! Звук [Л] живет в домике под названием «Буква Л » . (Демонстрация буквы Л .) Рассмотрите букву и напишите ее пальчиком : сначала на столе, а затем в воздухе.

Затем воспитатель читает сказку “Лисенок и лягушонок”, и предлагает запомнить слова со звуком [л , л"].

В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке.

Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли) приходил, все ломал, да еще и дразнился :

Зеленее всех зеленок – лупоглазый ля-гу-шо-нок!

И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.

Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал :

Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…

Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

Воспитатель предлагает провести физкультминутку :

Буквой “л” расставим ноги ,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Влево - вправо, влево - вправо.

Воспитатель предлагает игру “Летает – не летает”:

Воспитатель называет слова и предлагает детям “махать крыльями” в том случае, если называемый им предмет обозначает летающее насекомое или птицу (стрекоза, парта, вертолет, самолет, белка, ласточки, лебеди) .

Воспитатель предлагает сделать звуковой анализ слова “луна” . Один ребенок выполняет у доски, остальные на месте.

Л [л] – твердый согласный (синяя фишка)

У [у] – гласный звук (красная фишка)

Н [н] – твердый согласный (синяя фишка)

А [а] – гласный звук (красная фишка)

Воспитатель предлагает игру “Доскажите словечко”

1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

2. На скамейке у ворот

Лена слезы горько… (льет)

Пушистый хвост – краса.

Кто же это… (лиса)

3. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки)

4. Лейся, дождь, веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по… (лужам)

Воспитатель предлагает проговорить чистоговорку :

Ло-ло-ло – на улице тепло

Лу-лу-лу – стол стоит в углу

Ул-ул-ул – у нас сломался стул

Оль-оль-оль – мы купили соль.

Воспитатель предлагает выложить из пластилина букву “Л” . Воспитатель и дети поздравляют звук “Л” с Днем Рождения , и возвращаются домой.

Итог занятия .

С каким звуком познакомились ? Какой это звук ? Почему он согласный?

Публикации по теме:

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [у] и буквой У» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У» Программное содержание: 1. Вырабатывать навык четкого произношения.

Конспект ООД по обучению грамоте «Знакомство со звуком [Л’]» ООД по программе "Детский сад 2100". Используется пособие Т. Р. Кисловой, Р. Н. Бунеева "По дороге к Азбуке" 4 часть. Тема: Знакомство со.

Конспект открытого занятия «Знакомство со звуком и буквой Р» Цель. Знакомство детей со звуком и буквой Р. Задачи. Коррекционно-образовательные: Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения.

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой К, к» (подготовительная группа) Технологическая карта Образовательная область: Коммуникация. Разделы: Обучение грамоте (подг. гр.) Тема:Буква «К к»,звуки «к к;» Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Знакомство со звуком [Ч]» Цель: Обучение правильному произношению звука Ч детей среднего дошкольного возраста. Задачи: - Познакомить со звуком Ч; - Уточнить произношение.

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство со звуком и буквой Ц» Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ц]» Ход занятия -Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло сегодня.

НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Знакомство со звуком и буквой Б» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. Программные задачи: - учить выделять звук.

Знакомство детей с буквой и звуком У Цель: познакомить детей с буквой и звуком У, объяснить различие понятий «звук» и «буква» Задачи: Образовательные: Научить ребенка выделять.

Знакомство со звуком и буквой У. Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы Программное содержание: 1. Продолжать учить детей давать характеристику звука. 2. Учить выделять звук в словах. 3. Развивать слуховое внимание.

Библиотека изображений: