Меню Рубрики

4 стадии развития человека. Четыре этапа развития человека

Каждый из нас развивается в своем ритме, осознанно или неосознанно – закон эволюции. Кто-то застревает на первом этапе, кто-то с самого детства уже переходит на второй или третий…

Этап №1 – потреблять, наслаждаться

В широком смысле – использовать мир для удовлетворения всех своих желаний. И делать это единственной целью существования.

Мечты:

  • купить новую дорогую машину,
  • отправиться в тур по системе «все включено» на тропический остров,
  • купить коттедж загородом и т.д.
  • ходить после работы по ресторанам, кинотеатрам и бутикам

Желания: быть круче других, модно одеваться, посещать дорогие рестораны, развлекаться, получать удовольствие.

Действия: работа и построение карьеры только ради денег или исполнение желаний за счет других.

Проблемы: скука, вплоть до депрессии, ощущение «бега по кругу», пустоты жизни и нереализованности, поиск все новых и новых удовольствий, более сильной «дозы» наслаждений.

Как пройти этап? Дозировать удовольствия. Осознать, что кроме потребления существуют другие, более благородные цели в жизни. Что именно они принесут настоящую радость, подарят ощущение наполненности и счастья.

Этап №2 – искать, думать

В какой-то момент человек понимает, что в погоне за своими потребительскими желаниями так и не нашел счастья. И начинает искать смысл в чем-то другом.

Мечты:

  • найти дело своей жизни,
  • самореализоваться,
  • понять, кто я и в чем смысл.

Желания: обрести понимание, зачем родился и какую пользу можешь принести миру, найти свою личную формулу счастья.

Действия: уехать в путешествие (но не за удовольствиями, как на прошлом этапе, а в поисках себя настоящего), изучать разные философии и религии, читать книги, медитировать, заниматься спортом, пробовать себя в новых делах.

Проблемы: фанатизм, чрезмерное восхищение какой-либо теорией, слепое следование по чужому пути, невозможность услышать свой собственный внутренний голос, хаотичное метание от одного «смысла» к другому.

Как пройти этап? Слушать свое сердце и интуицию. Изучать чужие теории, философии и открытия, но помнить, что у каждого – свой собственный путь. Важно найти его, а не скопировать чей-то чужой. Не бросаться от одного к другому. Последовательно изучать окружающий мир и прислушиваться к своим ощущениям.

Этап №3 – отдавать, делиться

Наконец человек находит: любимое дело, работу или хобби, способ быть счастливым, гармонию с миром и взаимопонимание с самим собой.

Мечты:

Желания: видеть людей вокруг себя тоже радостными и счастливыми, сделать мир прекраснее.

Проблемы: излишняя категоричность, попытка навязать свой образ жизни и мыслей другим, непонимание со стороны близких, непонимание, в каком направлении развиваться дальше.

Как пройти этап? Не загордиться собой, не думать, что уже достигли вершины развития, не указывать другим, как жить, а мягко и незаметно вдохновлять на движение вперед и новые свершения.

Этап №4 – создавать, творить

Осознание, что высшая радость жизни – в созидании. А созидание должно основываться на личном опыте и открытиях, которые мы получили на втором и третьем этапах.

Мечты:

  • написать книгу,
  • нарисовать картину,
  • построить дом,
  • записать музыкальный альбом,
  • создать бизнес, полезный для людей (развивающие/творческие курсы, спортивная секция, детский сад, медицинский центр и т.д.)

Желания: создать нечто, что поможет другим людям, что подарит им нечто хорошее: вдохновение, мотивацию, знания, красоту, здоровье, комфорт, радостное настроение и т.д.

Действия: выбор конкретной цели и работа над ней до создания желаемого результата.

Проблемы: неуверенность в себе, отговорки, компромиссы, затягивание, разочарование при первых трудностях, неумение довести начатое до конца, возвращение ко второму этапу и поиск новых целей.

Как пройти этап? Не останавливаться, не сомневаться в выбранном пути, не ждать вдохновения и удобного случая, идти до конца, верить в себя и мечту, действовать, действовать, действовать.

Можно условно поделить на социальные (первые три этапа), и следующие за ними – духовные этапы развития. У этого рубежа между социальным и духовным есть одна характерная черта. Большинство людей страдают, когда им приходится делать что-либо для других, и получают удовольствие, когда другие стараются ради них – это типичный бытовой эгоизм. На социальных этапах развития происходит кристаллизация и развитие эго, поэтому основной потребностью личности здесь является самоутверждение. Человек живет для себя, постоянно напрягается, принижает других, раздражается, беспокоится, жадничает – живет так, словно ему постоянно чего-то не хватает. За этой чертой происходит настоящий переворот мировоззрения, ломка эго и последующее облегчение. Человек, как говорил Дон Хуан, идет по жизни, «слегка ко всему прикасаясь». В этой части статьи описаны последующие три этапа развития: блаженный, мудрец и просветленный.

Четвертый этап развития личности

Это – этап блаженного. Человек на этом этапе отпускает хватку за эго и . Я бы назвал этот этап истинным взрослением, потому что теперь человек способен по-настоящему заботиться о других, словно он сам, наконец, перестал быть ребенком, вечно нуждающимся в покровителях. Человек с первых трех этапов в этом не заинтересован. Даже чтение этих строк у него может вызвать уныние. И, напротив, заинтересованность в этой теме, говорит о том, что человек как бы готов, он уже – у моста от социального к духовному. Сам переход может быть длительным, и если не предпринимать сознательных шагов, проявляя , путь до четвертого этапа занимает десятилетия, и может так и не произойти.

В чем смысл и радость того, чтобы жить ради других? Что подразумевается под развитием на этом уровне в сравнении с третьим этапом? Чтобы это понять, можно задать себе иной вопрос. В чем смысл и радость того, чтобы жить для себя? Бывают ли по-настоящему счастливы люди на первых этапах развития? Если немного утрировать, то человек, живущий для себя, желает подчинить мир своей личности. Будет ли он счастлив, если его желания исполнятся? Он будет бесконечно одинок. Чтобы общаться по душам с близкими людьми, необходимо уметь раскрываться. Когда душу обжигает огонь жадности, быть собой – болезненно и страшно. Прежде чем вылиться из сосуда души, лава властолюбия обжигает тело своим холодным огнем.

На четвертом этапе развития восприятие обретает новую глубину, и человек становится еще более чутким и внимательным к происходящему. Он видит, что мудрость не знает эгоизма, и постоянного стягивания одеяла на свою сторону. В своей дальновидности он знает, что ненависть, ложь, жадность и корысть не приводят к счастью. Если речь идет об исполнении желаний, это дает лишь краткий миг удовлетворенности, затем бесконечная гонка за иллюзорным будущим продолжается.

На четвертом этапе развития человек чувствует страхи и ложные стимулы других людей (с первого по третий этап), но возвеличенного осуждения в нем это не вызывает. Скорей наоборот, он сострадает тем, кто пребывает в невежестве. Если проанализировать, большинство людей на первых этапах развития тратят большую часть времени и денег впустую, или даже во вред себе. Хорошо отработанный третий этап развития дает человеку силу социального уровня. На четвертом этапе человек обретает определенного рода мудрость в том, как этой силой распоряжаться.

Достаточно подробно об этом этапе развития я говорил в статье « ». Приведу несколько цитат оттуда: «Святой счастлив, потому что он не зациклен на беспокойствах о себе. Он любит жизнь, не тратит времени на бесконечные обдумывания и рефлексию, которая затрачивает 90% энергии обывателя. Можно сказать, что смысл его жизни – в созидании, в действии, которое оборачивается благом для тех, кто рядом. Невозможно избежать страданий и пустоты, когда эго отстаивает свои позиции, и не происходит никакой самоотдачи».

Пятый этап развития

Это – этап мудреца. Переход с третьего этапа на четвертый – один из самых сложных, как в плане переживаний, так, зачастую и в плане событий. Поэтому в наше время встречаются люди с хорошими наработками последних этапов, при этом раздувающие чувство собственной важности до предела. В идеале этапы развития прорабатываются один за другим.

Если на третьем этапе человек учился управлять событиями на социальном уровне, то на пятом, он обучается управлять собственным сознанием, что приводит к определенного рода контролю событий на уровне метафизическом.

Если человек хорошо проработал четвертый этап, на пятом его мудрость обретает еще большую глубину. Почему возникают войны? Почему существуют болезни? Почему люди страдают? Именно на пятом этапе развития мудрость достигает границы, когда вмещает в себя глубинное понимание этих вещей. Сущность происходящей жизни не ограничивается рамками типичного взгляда на то, что является справедливым, а что нет. Мудрец осознает причину и следствие. Каждое явление происходит не случайно, а является драгоценным уроком, который вносит в пазл жизни новый элемент, дополняющий восприятие целостной картины мира.

Видение скрытых процессов на пятом уровне развития личности происходит с глубинных ракурсов. Все механизмы жизни начинают вскрываться на этом уровне. Если переход с третьего этапа развития на четвертый характеризовался преодолением чувства собственной важности, прохождением через стыд, вину и перелом в чувствах, на пятом уровне человек проходит через разочарование в мирских идеалах.

Если четвертый уровень не был отработан, и человек не научился любить, происходящее на пятом этапе развития вызывает ощущение обреченности. Однако сейчас сила различения, чуткость и дальновидность находятся на чрезвычайно высоком уровне. Поэтому за разоблачением мирских иллюзий, следует разоблачение иллюзий духовных. Разочарование, обреченность, бессмысленность – такие же иллюзии, как и все остальное.

На этом этапе человек ясно осознает мудрость эволюционных уроков, через которые ему суждено проходить. Похоть, раздражение, жадность, зависть, чувство вины, обреченность и др. переживания даются, чтобы стать сильней. Они стимулируют сознание, заставляют его расширяться, чтобы человек не растворялся в грубых иллюзиях. Тяжелые переживания побуждают на подсознательном уровне развивать силу восприятия и различения, чтобы благодаря этим сильным качествам зрелого сознания обрести способность переваривать, и растворять негативные переживания. Если же предыдущие этапы развития были хорошо проработаны, на пятом этапе развития человек способен обретать тончайший баланс во всех явлениях, в каждый момент жизни. На этом уровне человек реагирует на жизнь сообразно ситуации. Он уравновешивает то, что происходит здесь и сейчас на очень тонком уровне.

Шестой этап развития

Это – просветленный человек. При переходе на этот этап переживается познавательный шок. Сказать, что при этом человек удивлен, или даже изумлен – ничего не сказать. – это разоблачение неведения и приход к истине. На уровне событий человек может жить совершенно обычной жизнью, не выделяясь в толпе, или в разговоре, но в душе у него все – совершенно иначе. Если переход с третьего этапа развития на четвертый был революцией в чувствах, переход на шестой этап характеризуется революцией сознания.

На этом этапе восприятие достигает пика, и человек видит все как есть. Он видит, что жизнь существует прямо сейчас. Он осознает прошлое и будущее как иллюзии в уме. Он видит, что все так называемые события – это просто мысли, в которых обыватель спит. На этом этапе личность переживает тотальный катарсис, восприятие замыкается на себе и происходит глубинное самоосознание. Личность начинает восприниматься как объект чем-то еще более глубинным, воспринимающим личность со стороны, стоящим поверх человеческой жизни. Личность ощущается в истинном свете – пучки преходящей ментальной энергии, которая центрировалась, сплеталась в области головы, горла и области сердца. На этом этапе развития все, что человек знал о жизни воспринимается, как иллюзия. Мир человека – это мысль о мысли.

Основные характерные черты этого этапа развития – прекращение страданий, облегчение и отсутствие каких-либо личностных желаний. Другая характерная черта – осознание жизни как совершенно спонтанного явления. Просветленный человек осознает самого себя, как ощущение бытия, присутствия, единственным качеством которого является созерцание, восприятие. Зритель не вмешивается в процесс. Жизнь происходит спонтанно, сама собою в силу своей внутренней энергии. .

Просветление – это осознание того, что есть здесь и сейчас. В этом осознании сам человек воспринимается, как одно из многих явлений, спонтанно возникающих в присутствии бытия. Понять, что это такое человеку с более ранних этапов развития невозможно. При ознакомлении с этим как с теорией, могут возникнуть оценки. Однако, все это – не более чем мысли, которые одно и то же явление в разное время оценивают по-разному.

Если человек с другого этапа развития переживет свободу спонтанного бытия свойственную просветленному, он поймет, ради чего живет.

В разное время мы иногда перескакиваем на продвинутые уровни и все понимаем, затем спускаемся и это понимание теряем. Так происходит в силу неотработанных программ с предыдущих этапов развития. Сам процесс развития является центральным, самым важным аспектом человеческой жизни. Поэтому переход с одного этапа на другой – «событие» величайшей важности, событие, с которым не сравнятся никакие материальные блага.

Все стадии развития личности и сознания, как мы уже говорили, делятся на и находящиеся над ними духовные этапы. Граница между социальным и духовным отличается интересной особенностью. Если нам приходится чем-то жертвовать ради других, для нас это некомфортно и неприятно, а вот кто-то делает что-то значительное ради нас, это приносит нам удовлетворение и счастье. Это обычный человеческий эгоизм. Социальные этапы развития характеризуются тем, что наше эго приобретает четко выраженные черты, кристаллизуется и постепенно развивается. Для людей, находящихся на них, потребность утверждаться за счет других является доминирующей. Человек живет только ради себя, любимого, часто проявляет агрессию, жадность, раздражителен, часто обижается, волнуется, порой унижает окружающих. Со стороны кажется, что ему чего-то очень не хватает, но он даже не может сознательно дать себе отчет, чего именно. Как только черта между социальными и духовными уровнями перейдена, наступает неминуемое облегчение, связанное с перестройкой эго и кардинальным изменением мировоззрения. По словам известного Дона Хуана, человек уже шествует по жизни, лишь слегка интересуясь окружающими его проявлениями внешнего мира. Как это бывает, описано ниже. Рассмотрим три последующие этапа развития личности: блаженный, мудрец и просветленный.

Четвертая стадия развития личности

Люди, достигшие этого этапа, - блаженные . Они перестают лелеять собственное эго и практически полностью избавляются от чувства собственной важности . Часто эту ступень связывают с истинным духовным взрослением, когда человек выходит из детского состояния души и способен по-настоящему заботиться об окружающих. Ему не нужны никакие покровители, в то время как члены социума с трех предыдущих этапов развития не заинтересованы в том, чтобы прожить свою жизнь полностью самостоятельно и так, как стремятся они. Даже рассказ или чтение об этом способны повергнуть такую личность в тоску. Однако, с другой стороны, интерес к этой теме говорит о том, что человек уже готов переступить рубеж между социальным и духовным. Однако переход может растянуться по времени на года и даже десятилетия или совсем не произойти, если вы не будете практиковать осознанную мудрость.

Не всем понятно, почему следует жить ради других и что меняется на этом этапе в сознании и душе по сравнению с предыдущими этапами. Чтобы получить ответы на эти вопросы, стоит спросить у себя: а в чем смысл жизни, направленной на удовлетворение лишь своих эгоистических потребностей иможет ли она сделать вас по-настоящему счастливым ? Человек, который думает лишь о себе, подсознательно хочет, чтобы весь мир вращался вокруг его личности. Однако даже если бы такое желание осуществилось, он бы познал бесконечное одиночество, а не счастье. Чтобы найти родственные души, необходимо уметь раскрываться для полного и гармоничного общения. Если вашу душу сжигает огонь алчности, жестокости и властолюбия, быть самим собой опасно, дискомфортно и страшно. Перед тем как выплеснуться из чаши вашего внутреннего Я, ледяное пламя самолюбия и стремления к власти обожжет и вас своим ледяным потоком.

На данном этапе развития восприятие приобретает большую чувствительность , и человек начинает еще более внимательно и чутко относиться к происходящему. Он осознает, что мудрость не терпит эгоизма и желания получить выгоду только для себя, становится более дальновидным и понимает, что лень, ложь, грубость, корысть, жадность лишь отдаляют от истинного счастья. Даже если наши желания постоянно выполняются, это дарит нам лишь иллюзию удовлетворенности, после чего бешеная гонка за призрачным будущим начинается вновь.

На этой стадии человек сознает страхи и ложные цели, которые ставят перед собой окружающие, находящиеся на первых трех уровнях развития, но не осуждает их за это, возвеличивая свою персону. Наоборот, он исполнен сочувствия к тем, кто еще пребывает в невежестве и зачаточном состоянии сознания. Если тщательно проанализировать, большинство людей, остающихся на социальных стадиях развития, тратят свое время и материальные блага напрасно, а иногда и наносят себе непоправимый вред. Хорошо проработанная третья стадия развития дарит человеку максимальную силу, сосредоточенную на социальном уровне, но лишь на четвертой стадии он учится ею правильно распоряжаться.

Блаженный, пребывающий на четвертом уровне, истинно счастлив , потому что меньше всего беспокоится о собственном я. Он обожает жизнь и не растрачивает свою энергию и время на рефлексии и бесплодные размышления, как 90% жителей нашего мира. Смысл его бытия - творческое созидание, позитивное действие, которое несет благо всем, кто находится рядом с ним. Если же заботы о собственном эго начинают превалировать, самоотдача становится невозможной, и страдания и душевная пустота получают над вами полную власть.

Пятая стадия развития личности

Это этап, на котором человек уже может носить гордое звание мудреца . Как правило, переход с третьей ступени развития на четвертую является самым сложным как в плане чувств, так и по накалу происходящих в жизни событий. Поэтому нередко встречаются люди, неплохо проработавшие последние стадии, но при этом лелеющие чувство собственной важности. На самом деле этапы развития в идеале должны быть пройдены в строгой последовательности.

Если на третьем уровне мы учимся управлять ситуациями и событиями на уровне социума, то на пятом уровне нам предоставляется возможность контролировать собственное сознание, а значит, и корректировать на метафизическом уровне происходящее в нашей жизни.

Когда человек с полной отдачей проработал четвертый уровень, на пятом его мудрость становится по-настоящему глубокой. Именно сейчас мудрость достигает рубежа, после которого приходит интуитивное понимание того, почему в мире возникают войны, болеют и страдают люди. Смысл жизни постигается намного глубже, чем стандартный взгляд на то, что есть справедливым, а что - нет. Мудрец легко различает причину и следствие. Все, что происходит вокруг, неслучайно, каждый жизненный урок - это драгоценный камень , являющийся неотъемлемым элементом мира вокруг нас. Именно на этой стадии возможно целостное восприятие реальности.

Все скрытые процессы на пятой стадии развития становятся очевидными, а их глубинные предпосылки - понятными. Если при перемещении с третьего уровня на четвертый исчезает чувство собственной важности, а преодоление вины, стыда и страха приводит к полному перелому в мышлении и чувствах, то на пятой стадии мирские идеалы превращаются для истинного мудреца в ничто.

Если четвертая стадия не была достаточно проработана, переход неподготовленной души на пятый этап вызывает чувство отчаяния. Однако познание, дальновидность и чуткость восприятия здесь находятся на достаточно высокой ступени развития, поэтому духовные иллюзии постепенно разоблачаются так же, как и мирские. Обреченность, бессмысленность, неверие в свои силы - это точно такие же иллюзии, как и все, происходящее на социальном уровне.

На этой стадии человек понимает всю значимость уроков высших сил, которые ему предоставляются для дальнейшей духовной эволюции. Чувство вины, зависть, алчность, эгоизм, тоска, злость, жажда животных наслаждений даются ему для обретения внутренней силы и самопознания. Они способствуют расширению и стимуляции сознания и, следовательно, приводят к полному прощанию с грубыми иллюзиями чувственного мира. Тяжелые переживания - это некий кнут, с помощью которого мы волей-неволей начинаем развивать и увеличивать силу различения и восприятия. Зрелое сознание, наделенное этими замечательными качествами, может без проблем удалять и растворять негативные эмоции. Если предыдущие стадии развития были полноценно проработаны, на пятой ступени человек учится балансировать в любой ситуации, в любой миг жизни, причем его реакция будет наиболее адекватна и благоразумна. Человек при этом способен уравновесить события, происходящие в данный момент на весьма тонком духовном уровне.

Шестая стадия развития личности

На этом этапе на человека нисходит, а в разуме происходит как будто познавательный «взрыв». Состояние в этом случае нельзя описать как простое удивление или даже большое изумление. Просветленный человек - это человек, который навсегда оставил неведение и пришел к истине. В обычном мире при стандартном ходе событий мы можем участвовать в беседах с людьми, заниматься совместной деятельностью, но ваша душа уже изменилась навсегда. Отличительной чертой перехода с третьей стадии на четвертую является эмоциональный переворот, при достижении шестой ступени его сменяет полный переворот сознания.

Этот этап означает, что человек достигает вершины восприятия, возможного в этом мире, и видит все вещи такими, какими они являются. Он знает, что жизнь происходит только в этом месте и в этот момент, прошлое и будущее - всего лишь иллюзии , владеющие большинством обитателей планеты. Все события кажутся просветленными лишь сном разума, так сладко убаюкивающим обычных обывателей. На данной стадии личность проживает полный катарсис, восприятие по кругу замыкается в самом себе, следствием чего становится глубинное самоосознание. Сама личность превращается в объект изучения чем-то сокровенным, глубинным, что находится выше человеческой жизни и оценивает ее со стороны. Человеческая душа и сознание видятся в истинном свете, ведь они представляют собой ничто иное, как сплетения вечно меняющейся ментальной энергии, сосредоточенной в районе головы, сердца и горла. Все, что человек знал о жизни раньше, оказывается самообманом. Миром его становится мысль о самой мысли.

На этой стадии избавление от сильных страданий, легкость существования и полное отсутствие «земных» желаний - это реальность. Бытие осознается как абсолютно спонтанное явление. Просветленная личность воспринимает саму себя как реальное ощущение существования в этом мире, сопричастности ко всему, что в нем происходит, поэтому посвящает себя полностью развитию способности воспринимать и созерцать. Роль зрителя означает невмешательство в процесс, а жизнь течет сама собой, по законам своей внутренней энергии.

Просветление - это осознание того, что присутствует здесь и в данный момент. При этом сам человек воспринимается всего лишь как одно из большого количества явлений, самопроизвольно продуцирующихся бытием. Такое понимание недоступно человеку, остающемуся на первых трех этапах развития. При изучении этой теории иногда появляются оценки, но это не более чем мысли, которые могут оценивать одно и то же явление в разных точках временного континуума по-разному.

Если человек с другой стадии развития в какой-то момент приобщится к свободе спонтанного бытия , характерной для просветления, его жизнь обретет смысл.

В разные периоды нашей жизни мы на какое-то время оказываемся на более высоких уровнях развития, затем происходит регрессия и это понимание уходит. Причина этого - пропущенные уроки на предыдущих этапах развития. Именно процесс развития, совершенствования человеческой личности является краеугольным камнем нашего существования, с которым не сравнятся никакие богатства мира.

О первых стадиях развития личности на сайте можно читать

Вопрос: Как охарактеризовать неживой, растительный и животный уровни развития человека?

Ответ: Неживой уровень – это период, когда человек обладает очень маленьким , который еще никак не побуждает его к связи с другими. Он пассивно существует в , не меняя практически ничего вокруг себя, а только немного обрабатывая землю своими руками или примитивными орудиями труда (практически еще нет даже и этого) и добывая себе пищу.

Это неживой уровень развития, т.е. не совершенствующийся, находящийся все время на одном уровне, еще не растущий, как следующий уровень.

Растительный уровень характеризуется тем, что человек уже "растет", но, как мы говорим: "Еще растение". То есть у него еще не хватает движения – он не способен на большие завоевания, на всевозможные преобразования. Он преобразует вокруг себя пространство, но как растение, которое пускает корни и понемногу берет от всего: завоевывает что-то, но в очень ограниченном виде, поскольку его эгоизм, его возможности не позволяют ему "проглотить", то, что завоевал. Поэтому нет смысла рисковать, вкладывать силы, страдания.

Животный этап – это, в первую очередь, развитие технологий: того, что находится вне человека. Мы начинаем развивать инструменты, с помощью которых можем завоевывать мир вплоть до космоса. Этот этап начался в средние века с изобретения печатных станков и других новшеств.

На самом деле, средневековье – непростой уровень развития, довольно бурный период, который зарождался в неком внутреннем виде. Но сегодня, исследуя процесс эволюции, мы понимаем, что в то время происходили очень интересные, мощные, хотя и скрытие процессы зарождения следующего этапа.

Следует подчеркнуть, что на предыдущих этапах этого не наблюдалось, потому что между землей и растением очень маленькая разница и слишком большая связь, – они содержат друг друга, превращаются друг в друга и т.д.

А между растительным и животным состоянием – огромная разница: в , в передвижении, в собственном пространстве, в завоевании пространства и т.д.

В соответствии с этим происходило внутреннее развитие человека – люди буквально ринулись завоевывать природу, пространство, открывать новые земли. Изменилась вспашка земли, сельское хозяйство, ремесла, города, разделение людей на группы, на кланы – в общем, все. Затем началось движение за парламент, за свободу и т.д.

Человечество стало более активным на всех уровнях по сравнению с прошлым состоянием, причем эта активность росла и росла.

В прошлом XX веке она достигла объединения: мы пришли к , к эгоистическому взаимодействию. Это стало предпосылкой к зарождению нового уровня, который начал проявляться с середины XX века. "Римский клуб", академик Вернадский в России, различные международные организации начали замечать, что проявляется холистический уровень природы, который соответственно оказывает воздействие на общество. Если мы не будем ему следовать, то будем страдать от неравновесия с природой.

Многие тогда уже начали писать и говорить об этом – каждый на своем уровне: на уровне биологии, социологии, политологии, минералогии, общественного развития или даже экономического и финансового (экономика и финансы – это две разные функции человека).

Все это постепенно накапливалось и вело к возникновению предпосылок для перехода на следующий уровень. Но проявление этих предпосылок, как любое движение в развитии, начинается с малых возмущений, которые все возрастают, пока не достигают состояний, когда уже невозможно остановиться, пребывать в прошлом состоянии, и тогда рывком происходит рождение на новом уровне.

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Отношения подобно живому организму, имеют свои стадии развития и «развертывания». И незнание этих этапов часто может приводить к тому, что закономерные изменения в отношениях воспринимаются партнерами как признаки их ухудшения или предвестники грядущего разрыва. Эти этапы характерны почти для всех отношений: дружеских, детско-родительских, партнерских и даже деловых. Рассмотрим их подробнее на примере детско-родительских отношений.

Первый этап – этап созависимости.

Это этап максимального сближения. Он длится с момента зачатия до первых шести месяцев. В этот период дети особенно сильно нуждаются в родительской ласке, любви, опеке. Им нужно, чтобы их брали на руки, нежно к ним прикасались, пели песни, говорили с ними и смотрели им в глаза. Таким образом у ребенка формируется доверие к миру, к людям. Это тот запал любви, который родители вкладывают в него на примере собственного отношения.

Ту же картину можно наблюдать и в супружеских отношениях. Первый этап – это этап знакомства, больших иллюзий, максимальной симпатии и привязанности друг к другу. Многие считают, что именно этот этап и есть любовь. Но все немного сложнее…

Второй этап – этап контрзависимости.

У детей этот этап длится с 6-7 месяцев до достижения трехлетнего возраста. Это период, когда ребенок стремится выйти из-под опеки родителей и побольше узнать об окружающем мире. Когда родители жалуются на непослушание и упрямство своих детей, обычно их дети находятся в этом периоде. Ребенок стремится отделить себя от родителей и демонстрирует это окружающим – например, стремиться одеться самостоятельно, играть отдельно, не подпускает к своим игрушкам, говорит «нет» даже на самые мелкие просьбы, хотя внутренне он и согласен.

В этот период ребенку нужно дать достаточно свободы и пространства, чтобы он реализовал свои цели – отделение своего «я» от мира, от родителей. Иначе застой на этом этапе побудит его самоутверждаться и отделяться от других всю жизнь. Ну или пока этот этап внутренне не завершится.

В партнерских отношениях этот этап выглядит примерно так же – партнер может «пропадать», как бы показывая свою независимость, придерживаться прямо противоположной точки зрения, принимать решения не советуясь и т.д. Общая цель, связывающая подобные действия – это отделение своего «я» от «я» другого. Если человек получил в свое время достаточную поддержку от родителей на этапе контрзависимости, то и во взрослых отношениях этот период не нанесет большого ущерба отношениям и другому партнеру.

Третий этап – этап независимости.

Этот этап длится от трех до пяти лет. Это период, когда дети и родители снова сближаются. Ребенок приобретает к этому времени (если родители были понимающими и принимающими на предыдущем этапе) уверенность в своих силах и готов использовать внутреннюю энергию для решения задач. Он учится играть и взаимодействовать с другими детьми.

В партнерских отношениях этот этап выглядит повторным сближением. Но теперь это сближение происходит на почве более глубокого доверия друг к другу. Каждый доказал, что может обойтись без другого и теперь им нет нужды мериться своими «я». В отношения снова возвращается спокойствие и взаимодействие друг с другом. Партнеры, подобно детям, померившись игрушками, снова начинают делить их в общих играх.

Четвертый этап - этап взаимозависимости.

Этот этап длится от шести до двенадцати лет. И по другой версии – до достижения возраст двадцати девяти лет. Это самый сложный этап, до которого доходят не все и не «к сроку», так как многие «застревают» на предыдущих. Чем он отличается от предыдущих трех? Этап взаимозависимости – это этап развития сострадания, сочувствия и умения взаимодействовать с другими. На этом этапе человек может лавировать между предыдущими тремя – иногда быть созависимым, иногда – контрзависимым, иногда – независимым.

Но в каждом случае он осознает свои потребности и умеет договориться с другими о взаимодействии и взаимном удовлетворении. Во время этого этапа приобретаются навыки для успешной жизни, так как человек приобретает понимание себя и других и о методах взаимодействия с другими.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблемы и конфликты, возникающие в отношениях, это не признак несовместимости, а «эхо» незавершенных детских этапов. И надежность и верность партнеров друг другу – это один из эффективных способов его «заглушить».

Ася Гагиева

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!