Меню Рубрики

Ей посвящают души прекрасные порывы. Сочинение «Мой друг, отчизне посвятим, Души прекрасные порывы

═════════ஜ۩۞۩ஜ═════════

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина


Стихотворение «К Чаадаеву» имело огромное значение в судьбах самого Пушкина и многих его близких друзей. Возможно, оно повлияло и на все декабристское движение. Произведение было написано поэтом в очень раннем возрасте. В 1818 г. он обратился к своему давнему и очень хорошему другу с посланием. Пушкин не собирался публиковать это стихотворение, так как прекрасно понимал опасность всех возможных последствий. Помимо его воли произведение стало быстро распространяться. Острая направленность делало его чрезвычайно популярным в антиправительственных кругах. Власти довольно-таки быстро установили автора «непозволительных» стихов. Пушкин был отправлен в ссылку. На всю жизнь он становится объектом для подозрения с официальной стороны. В демократическом и революционном лагере прославляют появление нового борца за свободу и справедливость.

Не секрет, что задолго до восстания декабристов среди образованных молодых людей ходили разговоры о необходимости коренных перемен. Сам Александр I, вступив на престол, невольно поддержал крамольные замыслы, заявив о своем стремлении к кардинальным реформам. Молодые Пушкин и Чаадаев проводили много времени в политических разговорах, рисуя картину справедливого государственного устройства. После разгрома Наполеона постепенно приходит отрезвление. Император показывает, что не намерен ослаблять могущество своей самодержавной власти.

Пушкин смело высказывает в стихотворении свои взгляды. Прошлые мечты он называет «юными забавами», которые постепенно исчезли. Но «под гнетом власти роковой» сохранилась надежда. Пушкин и будущие декабристы искренно верили в необходимость противостояния тирании. Они действовали не в личных целях и интересах, а ради благополучия своей отчизны.

Свержение самодержавия Пушкин сравнивает с восхождением «звезды пленительного счастья». Это будет означать пробуждение России к новой жизни. Увековечивание своей памяти потомками («напишут наши имена») Пушкин считает главной наградой за свою самоотверженную борьбу со злом и несправедливостью.

Произведение стало настоящим гимном декабристов. После указа о ссылке Пушкин невольно становится первой жертвой будущего восстания. Вполне вероятно, что многие декабристы изменили свои взгляды на более радикальные под воздействием стихотворения и последовавшей за ним реакции. Великий поэт тесно общался со всеми будущими мятежниками и вполне мог разделить их участь. Известно, что декабристы специально не посвящали его в свои планы, так как понимали значимость поэта для России.

ПУШКИНСКИЙ ДОМ ПОРОЧИТ ПУШКИНА

О том, кто и когда переделал пушкинскую «зарю» в советскую «звезду»

«Мы ленивы и нелюбопытны», - писал в свое время А .С. Пушкин. И он прав. Его слова справедливы уже на протяжении почти двух столетий. В том числе и в отноше нии меня (в порядке самокритики). Более тридцати лет в Моей домашней библиотеке лежал мертвым грузом боль шой том А.С. Пушкина за 1907 год «Полное собрание сочи нений в одном томе» под редакцией А. Скабичевского. Но я за это время даже ни разу не удосужился посмотреть, насколько дореволюционный текст соответствует совет скому (остальные издания у меня советского периода 40-х - 60-х гг.). И только в этом году обнаружил, что многие тексты не соответствуют и иногда очень значительно.

Когда же было написано стихотворение «К ЧЕДАЕВУ» и его точное название. Такое политически зрелое стихотворение написано совсем юным Пушкиным 6 января 1818 года.

Побывав в Пушкинском доме, узнал, что в начале 20-х годов XX века шли споры, кому принадлежит стихотворе ние. Пушкиновед Гофман выдвинул версию, что стихотво рение написал К. Рылеев. Эту точку зрения разделял и В. Брюсов, стоявший тогда во главе издательства «Художе ственная литература». Поэтому до 1925 года стихотворение «К Чаадаеву» не включалось в пушкинские издания. Имен но тогда Л. Гроссман доказал, что стихотворение написано А. Пушкиным, и его опять стали включать в собрание со чинений поэта.

Я решил проверить, соответствует ли советский текст дореволюционному и каково первоначальное название.

Неожиданно для меня оказалось, что и название, и текст довольно значительно отличаются. Я стал внимательно сравнивать каждую строчку и сделал вывод, что дореволюционное издание во всех отношениях лучше. Судите сами

1-я строфа - советское изменение :

Любви, надежды, ТИХОЙ славы

Недолго НЕЖИЛ нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как СОН, как утренний туман;

печать 1907 года:

Любви, надежды, ГОРДОЙ славы

Недолго ТЕШИЛ нас обман:

Исчезли юные забавы,

Как ДЫМ, как утренний туман!

Выделенные слова не соответствуют. В одной строфе целых три слова.

Сразу видно, что эпитет «гордой » гораздо больше под ходит, чем «тихой ». Пушкин мечтал, конечно, о гордой сла ве, а не о тихой. Глагол «тешил » также более уместен, чем «нежил ». Ну, и сравнение «исчезли, как дым » ярче, нагляднее, чем «как сон ». К тому же восклицательный знак в кон це больше соответствует тональности стихотворения, чем точка с запятой.

2-я строфа (советское изменение):

Но в нас ГОРИТ еще ЖЕЛАНЬЕ,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем ПРИЗЫВАНЬЕ.

печать 1907 года:

Но в нас КИПЯТ еще ЖЕЛАНЬЯ,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем ПРИЗЫВАНЬЯ.

Опять слова «кипят желанья » больше соответствуют с мыслу стихотворения, чем «горит желанье ». Много же ланий кипит, а не одно горит. К тому же слово «гореть » по вторяется в 4-й строфе: «Пока свободою горим...»

3-я строфа (советское изменение ):

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты ВЕРНОГО свиданья.

печать 1907 года:

Мы ждем, с томленьем упованья,

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты СЛАДКОГО свиданья.

И здесь слово «сладкого» уместнее, чем «верного». Обычно ждут «сладкого» свиданья, а верного и ждать нечего.

4-я строфа «Пока свободою горим...» полностью соответствует печатной 1907 года.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

5-я строфа (советское изменение ):

Товарищ, верь: взойдет она,

ЗВЕЗДА пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

НАПИШУТ наши имена.

печать 1907 года:

Товарищ, верь: взойдет она,

ЗАРЯ пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

НАПИШЕТ наши имена.

Здесь удивляет совершенно некстати появившееся в советском изменении слово «звезда» вместо «заря». У Пушкина и в других стихах «заря». Например, в стихотворении «Деревня»:

...И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Заря всходит (занимается), окрашивая значительную часть неба, а звезда ничего не окрашивает . Поэтому и здесь «звезда» ухудшает качество. К тому же более уместно, что «Россия вспрянет ото сна и напишет наши имена» , чем (в советском изменении ) кто-то «напишет» .

И название стихотворения издания 1907 года «Петру Яковлевичу Чаадаеву» звучит более уважительно, чем просто «К Чаадаеву».

Итак, стихотворение явно искажено и испорчено .

Проблема в том, что при Пушкине стихотворение не печаталось, а распространялось в списках. Оригинал, по-видимому, не сохранился.

В Пушкинском доме удалось выяснить, что последнюю версию (со звездой) впервые опубликовал в 30-е гг. М. Цяв ловский, известный пушкиновед и редактор академического издания 1937 года и 2-го тома (где помещено стихотворение «К Чаадаеву»). Он где-то нашел список со словом «звез да». Причем пушкиноеды, почему-то считают, что это изменение было самым достоверным. Даже если это так (в чем я очень сомневаюсь), то все равно школьники должны учить луч ший в художественном отношении подлинник, а не самый «до стоверный». Достоверный далеко не всегда лучший.

Вот подлинное послание:

Любви, надежды, гордой славы

Недолго тешил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как дым , как утренний туман !

Но в нас кипят еще желань я ,

Под гнётом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призывань я.

Мы ждём с томленьем упованья

Минутывольности святой,

Как ждёт любовник молодой

Минуты сладкого свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдёт она,

Заря пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напиш е т наши имена!

М.Н. Мухаревский. Рязань.

Александр Сергеевич Пушкин - величайший поэт русской литературы. Его лирика связана со свободой. Он был одним из декабристов. Многие декабристы были его лицейскими друзьями.
Александра Сергеевича Пушкина волновала тема свободы, его отчизны, судьба России, ее история. Это он подчеркивает в своих воспоминаниях о Царском Селе. О судьбе России Пушкин писал в оде “Вольность”:
Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Это стихотворение было написано в 1817 году. К его написанию, возможно, Пушкина подтолкнуло произведение Карамзина “История государства Российского”. В данных произведениях перекликаются темы оды “Вольность”. За такие стихи в 1820 году А.С. Пушкин был сослан в ссылку. Он не поддерживал крепостное право и боролся против самодержавия.
Восстание 1825 года изменило жизнь Александра Сергеевича. Он переживал за своих друзей. Но в то же время был огорчен тем, что не мог принимать участия в восстании. Пушкин пишет стихотворение “К Чаадаеву”. Точная дата его написания остается под вопросом, но относят его к 1818 году. Можно сказать, что это стихотворение переполнено чувствами автора, его переживаниями. Общаясь с такими людьми, как Чаадаев, Пушкин рос настоящим патриотом своей страны:
...Товарищ, верь: взойдет она,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут каши имена!
У Пушкина появлялось все больше вольнодумства, свободомыслия.
По причине ссылки Пушкин не мог связаться с друзьями. Он не видел их и не переписывался. Но как-то он пишет письмо И.И. Пущину. В этом послании Александр Сергеевич пытается всячески поддержать Пущина, напоминает о лицейских годах:
...Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
К декабристам Пушкин обращает и свое послание в лицейскую годовщину “19 октября 1827 года”:
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачной пропасти земли!
Не забывает о них Пушкин и в своем известном произведении “Евгений Онегин”.
В повести “Пиковая дама” Александр Пушкин описывает жизнь Петербурга того времени, его общества.
Лирика Пушкина вобрала в себя, пожалуй, самые напряженные моменты его жизни. Но также отражались в ней и сладостные минуты. Можно утверждать, что значительную часть своих стихов он посвящает отчизне. Пушкин представлял ее свободной страной.
Лирика Пушкина будет актуальна всегда. В годы его жизни она имела большой успех, так и сегодня мы с восхищением читаем его стихи. Пушкин создал бессмертную литературу. С ней вместе будут жить еще много поколений...

Именно Пушкин показал, что поэзия заключается не только в рифме. Поэзия рождается из наблюдений и переживаний поэта. В его творчестве находят свое отражение все явления окружающей жизни. Источником его вдохновения стала сама жизнь во всей ее повседневности. Тема свободы и вольности является одной из главных тем в лирике А.С. Пушкина. Для него смысл, вкладываемый в понятие свободы, становится своеобразной точкой отсчета. Начиная с “Лициния”, поэт посвящает свои лучшие произведения свободе.
В разные периоды своего творчества поэт по-разному объясняет понятие свободы, понимает значение ее в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают понять и раскрыть следующие стихотворения: “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Узник”, “Во глубине сибирских руд...”, “Деревня”.
После окончания лицея Пушкин пишет оду “Вольность”. Вольнолюбивая атмосфера лицея оказала на него огромное влияние. Стихотворение было написано в 1817 году. Еще в самом начале Пушкин заявляет, в честь кого написана эта ода:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок...
Главная мысль этого стихотворения заключается в том, что закон должен быть превыше всего, а власть должна подчиняться ему. Пушкин понимает, что не только цари не должны властвовать над законом, но и народ не должен преступать его. В этот период Пушкину были близки по взглядам и убеждениям будущие декабристы, и в стихотворении “Вольность” он открыто призывает угнетенных людей бороться за свободу. В нем Пушкин не только упрекает и осуждает властителей, но и касается самого Александра I. В стихотворении присутствует много противоречий, но оно является одним из главных произведений, которое раскрывает тему свободы. Оно призывает и к борьбе, и призыв этот обращен к угнетенным:
...Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Стихотворение “Узник” было написано в 1822 году. Это одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Пушкин рассказывает о себе как об узнике, томящемся в темнице. Поэт в ссылке, он оторван от друзей, близких, за ним постоянно следят, даже на воле он чувствует себя узником в темнице:
Сижу за решеткой в темнице сырой...
Пушкин называет орла “мой грустный товарищ”, ведь оба они в неволе, оба стремятся к свободе. Стихотворение отражает настроения передовых людей эпохи, их протест против самодержавия. Эти мысли близки и народу, боровшемуся за свое освобождение.
Следующее не менее яркое произведение - послание “К Чаадаеву”. Он дружил с Чаадаевым - совершенно удивительным человеком, выдающимся философом. “Ты был целителем моих душевных сил”, - сказал о нем поэт. Пушкин и Чаадаев мечтали об освобождении России от гнета самодержавия. Но Чаадаев не был уверен в скором осуществлении их надежд. В этом стихотворении продолжается тема свободы и вольности:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Декабристы широко использовали послание в революционных листах. В конце этого стихотворения Пушкин высказывает свои лучшие надежды на светлое будущее:
...взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна...
Любовь к Родине у Пушкина неразрывно связана с борьбой за ее свободу. Чувства, высказанные в стихотворении, находят точное и яркое отражение в словесных образах. По-новому звучит тема свободы в лирике Пушкина после событий 14 декабря 1825 года. Многие из друзей поэта были на Сенатской площади в день восстания, посвятили себя служению Родине. В своем стихотворении “Во глубине сибирских руд...” он обращается именно к этим чудесным и смелым людям.
Тесная дружба связала его с декабристами Пущиным и Рылеевым. Он пытается поддержать своих друзей, он верит в их освобождение. Пушкин тяжело переживал разлуку с товарищами. Друзьям были посвящены стихи “К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд...” и многие другие.
Поэт не менял свои взгляды, желаемой свободы не чувствовал, сильно тосковал по друзьям-декабристам. Пушкин сочувственно относился к ссыльным декабристам, участвовал в проводах их жен в Сибирь и передал с ними свои стихи, среди них было послание Пущину и послание в Сибирь, “Дум высокое стремленье” - думы о свободе, о счастье народа. Пушкин верит: “не пропадет ваш скорбный труд”, за который эти мужественные люди отдали свои жизни. Найдутся люди, которые будут продолжать их борьбу за свободу. Поэт завершает стихотворение уверенностью в победе:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
От имени декабристов Пушкину ответил Одоевский:
_ Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя.
Стихотворение “Деревня” было написано в 1819 году. Оно состоит из двух частей. В первой сельская местность описывается как райский уголок, где можно найти покой и вдохновение. Но вторая часть совершенно иного характера. Она полностью противоречит первой. В этой части Пушкин разоблачает жестокое крепостничество.
Пушкин предугадал проблемы следующих веков. Это был настоящий поэт, пробуждающий добрые чувства в душах людей. Пушкин победил время и пространство. Он был непризнанным гением. Его эпоха все дальше от нас, а его произведения по-прежнему актуальны. И, по-моему, сегодня особенно необходимо всем читать книги этого бессмертного творца, чтобы воспитать в себе настоящего человека.

Писать о Пушкине - значит писать о целой русской литературе.
В.Г. Белинский
Пушкин - один из первых русских поэтов, который стал задумываться о необходимости не только формального освобождения народа, но и его духовного раскрепощения. Нам дорог Пушкин, драматург и прозаик, поэт и просто “русский мещанин”. Его стихи и поэмы, письма и драмы - большой и нужный учебник. Но предмета, которому он посвящен, нет в аттестате зрелости как такового: слишком сложно для школьной программы. Сложно потому, что учит Поэт быть Человеком, а этот курс рассчитан на всю жизнь.
Судьбы людей всегда волновали Пушкина. В центре творчества поэта - жизнь его современников, страдания, выпавшие на долю тех, кто беззаветно боролся за свободу. Он умел в самый нужный момент помочь людям обрести веру в будущее. Для Пушкина идея свободы неразделима с Отечеством, с идеей патриотизма. Он считает, что именно в этом и состоит его дар как поэта и гражданина перед Родиной. Об этом он пишет в стихотворении “К Чаадаеву” (1818 год), которое превращается из дружеского послания в политическое:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Поэт делится с другом и единомышленником, соратником по борьбе своими мыслями. Он говорит о разочаровании в “тихих, мирных” идеях романтизма и обретении нового идеала “вольности святой”, которая обязательно наступит. Пушкин говорит о том, что юношеские мечты, надежды не сбылись, “исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман”. Но стремление к новой жизни не умерло в душе поэта. Он зовет за собой Чаадаева не падать духом, посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
В стихотворении “К Чаадаеву” сочетаются революционный дух и пламенный патриотизм. В нем выражается оптимистическое настроение. Пушкин хочет, чтобы его жизнь, его стихи приносили пользу родине. Он готов направить все свои силы на обновление России. Поэт против царизма, называя его “самовластьем”. Он абсолютно уверен, что самодержавие падет, что справедливость восторжествует.
Помимо общих вольнолюбивых идей, ода “Вольность” содержала также прямые политические намеки на события недавнего прошлого. В стихотворении автор выразил недовольство российским монархом того времени - Александром I. Пушкин не был противником монархии. Он хотел, чтобы на троне восседал справедливый, гуманный, мудрый правитель. Поэта возмущает несоблюдение монархом закона, он пишет: “Владыки! вам венец и трон дает Закон - а не природа...”. Монархия - власть законная, но монарх не должен ставить себя выше закона, он должен строго соблюдать закон: “Стоите выше вы народа, но вечный выше вас Закон”. Пушкин считает неприемлемым то, что страной правит человек, не подчиняющийся закону. Юный поэт обличает “тиранов мира”, которые лишают народ его права на свободу. Он уверен, что те, кто нарушает закон, рано или поздно будут наказаны. Слова:
Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу -
не без основания относились к Павлу I и его ближайшим потомкам, о гибели которых говорит поэт. Ода “Вольность” представляет собой образец гражданской лирики. Поэт использует здесь традиции классицизма, но развивает их в революционно-декабристском направлении.
В пушкинские времена в деревне господствовало крепостничество. О нем Пушкин часто писал в своих стихах. В 1819 году он гостил в имении родителей - Михайловском. Там поэт прожил некоторое время, познакомился с деревенским бытом, столкнулся с проявлениями крепостнических отношений. Под впечатлением поездки поэт написал стихотворение “Деревня”. Пушкин выступает здесь непримиримым противником крепостного права, “другом свободы”. Стихотворение начинается с картины деревенской природы. Поэт любит природу больше, чем “пиры” и “забавы”, ему дороже “мирный шум дубрав” и “тишина полей”. Но на фоне природы поэт видит социальное неравенство, разделение людей на “бар” и “рабов”. Пушкин видит, что закон попирается не только в Петербурге и Москве, а во всей России: “Здесь барство дикое, без чувства, без закона”. Но, развернув описание красот сельской природы и удовольствий уединения на ее лоне, поэт резко и неожиданно отказывается от этих удовольствий:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Пушкин возмущен порядками, установившимися в деревне. Ценящий больше всего свободу, поэт не может смириться с попирающим права народа на свободу крепостным правом. Но в последних строках Пушкин выражает надежду, что царь все-таки внемлет призывам поэта и вернет “земледельцам” свободу.
Читая Пушкина, размышляя над его творением, мы становимся мудрее, чище, светлее, добрее, а душа наша очищается от рабских оков повседневности иобретает крылья. Пушкин первым в русской литературе возвел свободу в ранг единственной человеческой потребности, едва ли не единственным осмелился отдать ей свою жизнь, не получая практически ничего взамен...

Неволя была, кажется, музою-вдохновительницею нашего времени.
А Вяземский
Свобода - ключевое понятие творчества Пушкина. Для Александра Сергеевича свободная и честная Россия всегда была предметом его мечтаний. Поэтому эта общественная тема, тема народа и его судьбы, звучит во многих стихотворениях и произведениях Пушкина. Тема свободы занимала одно из главных мест в его творчестве.
В юношеские годы Пушкин пишет стихотворение “К Чаадаеву” (1818 год) и посвящает его своему другу, который оказал на него огромное влияние. Беседы с Чаадаевым возвышали Пушкина, возбуждали в нем патриотические чувства. В своем горячем юношеском послании поэт, говоря о страстном желании увидеть
родину свободной, сравнивает эту мечту с чувством страстного любовника:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья...
Поэта соединяло с Чаадаевым чувство дружбы и единомыслия еще со времен учебы Пушкина в Царскосельском лицее. В эти же годы у них начинает формироваться чувство настоящей любви к своему отечеству. Подтверждение этому - строки из стихотворения:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Заключительные строки данного лирического произведения звучат так, словно призывают к подвигу, который каждый понимал как революцию, как действие. Этими строками Пушкин еще раз напоминает о том, что лучшее время жизни, самую сильную и самоотверженную пору надо посвятить отчизне. Таким образом, стихотворение А.С. Пушкина “К Чаадаеву” стало своеобразным посланием для последующих поколений.
Такое же настроение носят и другие лирические произведения Пушкина. Например, “Лицинию” (1815 год), (“Вольность” (1817 год). В них лирический герой так страстно провозглашал идеи свободы и справедливости, освобождения от самовластия, призывал посвятить себя отчизне. Как мы видим, лирический герой преддекабристской лирики гневно обличал самодержавие, крепостное право. В то же время он еще был полон веры самого поэта в возможность истинного счастья, обусловленного свободой русского народа.
Декабристское восстание и его печальный исход не убили в лирическом герое той страсти к свободе, какая была в нем до этих дней. По-прежнему, какой бы стороны жизни ни касались стихотворения поэта, они так или иначе связаны с идеей свободы. Но теперь лирический герой - это человек, переживающий и сочувствующий своим друзьям, которые за участие в восстании были сосланы в Сибирь. Несмотря на это, герой лирических произведений Пушкина остается верным декабристским идеалам и призывает своих современников хранить верность идеям декабристов. Особенно ярко выражены эти мысли в послании в Сибирь (1827 год), где лирический герой страстно сочувствует декабристам и желает отдать им все свои душевные силы, часть своего сердца, чтобы только облегчить их страдания. Эти чувства мы слышим в строках данного стихотворения:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Также мы видим, что оптимистическое настроение поэта не пропало, а стало еще большим. Вселяя надежду о светлом будущем России в сердца своих друзей-декабристов, он пишет о том, что справедливость все-таки восторжествует и наступит долгожданная свобода:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Знаменитый критик В.Г. Белинский так писал о поэзии Пушкина: “Поэзия его чужда всего фантастичного, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью... Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Я полностью согласна с этим мнением и считаю, что именно поэтому творчество А.С. Пушкина актуально и по сегодняшний день.
И еще я думаю, что весь мир читает произведения Пушкина потому, что именно у этого писателя действительно можно научиться искренности чувств и воспитать в себе настоящего человека.

По лирике А. С. Пушкина

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных.

М. Ю. Лермонтов

Первая треть XIX века... Прошло время надежд на либеральные преобразования, о которых в начале своего царствования разглагольствовал Александр I. Начались

Гонения на свободомыслящих людей. И не все выдерживали. Некоторые гнули спины под все ожесточающимся напором реакции, другие, замаливая “грехи молодости”, переходили в лагерь царизма. Лишь неколебимо высилась фигура гиганта - фигура Пушкина. Он был

Одним из немногих, кто продолжал петь песнь Свободе, Равенству и Братству.

Грянул 1837 год. Часы пробили полночь в русской литературе: рука убийцы остановила “сердце поэта”. “Погиб поэт, невольник чести”, - скажет молодой М. Ю. Лермонтов в

Стихотворении “Смерть Поэта” и добавит:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Но до этих горьких слов была жизнь Поэта, жизнь, пусть короткая, но яркая, которая оставила нам творения ума и сердца, по силе чувств не знающие равных себе...

Молодой А. С. Пушкин, только что окончивший Царскосельский лицей, оказался перед

Прозой жизни, столкнулся с несправедливостью крепостнического строя. Россия после славных побед над Наполеоном начинала поддаваться губительному гниению изнутри; не выдерживая испытания временем, рушились вековые устои самодержавия; захватническая внешняя политика царя хоть в какой-то мере должна была затушевать классовые противоречия, отвести взгляд здравомыслящего человека от проблем внутренних, разжечь в каждом чувство национализма... Россия превращалась в “жандарма Европы”, сама задыхаясь под властью тирана.

Увы! Куда ни брошу взор -

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы, -

Писал поэт в своей оде “Вольность”. Но не только пессимизмом веет от этого произведения поэта. Оно призывает и к борьбе, и призыв этот обращен к угнетенным: “Восстаньте, падшие рабы!” Страшной "ненавистью дышат пушкинские строки:

Самовластительный Злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Стихотворение “К Чаадаеву” - философские раздумья молодого человека, который должен сделать выбор в жизни, выбор, который приходилось делать каждому, избирая дорогу “народного заступника” или дорогу “страстей раба”. Рылеев, Пестель, Кюхельбекер, Чаадаев, Пушкин выбрали первый путь.

Прошла пора юношества:

Любви, Надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

И А. С. Пушкин утверждает и проповедует не уход от борьбы, не пассивную романтику со

Стонами, вздохами, а битву за светлое будущее Отчизны:

Нов нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

“Минута вольности святой” - разве ради этого не стоит жить?! Верой в грядущее счастье

Народов России пронизаны последние строки этого послания:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья.

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Но гимн свободе, прозвучавший здесь, утверждает еще и необходимость посвятить

Всего себя борьбе, ибо только тогда, когда все люди осознают эту необходимость, сумеют

Они искоренить “барство дикое”, которое “без чувства, без закона присвоило себе

Насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Безрадостная русская действительность обрела достойного противника в лице Пушкина: в

Стихотворении “Деревня” поэт использует антитезу, с помощью которой он противопоставляет красоту русской природы суровой правде жизни. Этим он добивается

Такого реального изображения “невежества”, что становится страшно и горько видеть язвы на теле Родины.

Всего две строчки:

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея,

Говорят нам о поруганной чести народа страны, страны, которую царь называл “самой

Цивилизованной страной в Европе”.

Злые языки обвиняли поэта в отсутствии патриотизма. Да, действительно, патриотизм

Поэта - это не восхваление самодержавия и царской семьи, не восхваление внешнеполитической деятельности царизма, не преклонение перед “либерализмом”

Бюрократического аппарата государства. Он бичует и обличает все это (ода “Вольность”,

“Деревня”, “На Аракчеева”). Это патриотизм, который разовьет М. Ю. Лермонтов

В своих произведениях: “Прощай, немытая Россия!”, “Родина” и других.

А. С. Пушкин никогда не боялся высказывать такие мысли, от которых у царя и его

Сановников “ползали мурашки по телу”:

Мы добрых граждан позабавим

И у позорного столпа

Кишкой последнего попа

Последнего царя удавим.

Находился в Петербурге, Пушкин ответил: “С друзьями”, то есть с декабристами, на

Сенатской площади.

Служение Отчизне - этот факел пронес поэт через всю жизнь, эпоху махровой реакции,

Последовавшей за разгромом восстания 1825 года. Он находит в себе силы, чтобы заявить:

“Я гимны прежние пою...” В послании “В Сибирь” поэт пишет о благородном поприще

Своих товарищей:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Поэт верит, что одиночество его не вечно, справедливость восторжествует, и он снова

Увидит своих друзей на свободе:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

В 1837 году снежный ком, который образовался из заговоров и сплетен светского общества, наконец сорвался с места... И поэт не выдержал, как не выдерживает могучий дуб, корни которого исподтишка подтачивали “крысы”. Поэт погиб, но не смогли забыть его песнь, ибо люди уже “видели его крылья”, ибо исчезают поэты, но остается написанное.

Эта песнь звучала потом все громче и громче, вбирая в себя, как в единую симфонию, музыку М. Ю. Лермонтова и Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова и Н. Г. Чернышевского, в симфонию свободы всей русской литературы.

Эту песнь слышим сейчас мы, потомки борцов за народное благо, мы, воспитанные поэзией Пушкина, который несет в себе безграничную любовь к Родине, несет в себе силу, делающую нас чище, прекраснее, делающую нас духовно богаче.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794 - 1856)

«К Чаадаеву» — одно из самых ярких политических стихотворений Пушкина. Точная дата написания его неизвестна. Эксперты относят его появление к 1818 году. Именно этот год явился периодом политического подъема в России, активизации общественной мысли.

Полный текст «К Чаадаеву» Пушкин А.С. смотрите в конце статьи

Возмутителем спокойствия выступил сам Александр I. В диалоге с генералом Мезоном, он сказал о том, что «…Наконец, все народы должны освободиться от самовластия …». Это открытое высказывание императора взбудоражило русское сообщество.

Господствующими стали настроения скорого крушения самодержавия. Непонятно, каким образом это должно было произойти — мирным путем или с помощью насильственных действий? Однозначно было одно: в обществе неспокойно, и все ожидали перемен. Разговоры об уничтожении самодержавия после высказывания императора Александра I стали практически легальными.

«К Чаадаеву» Пушкин писал, находясь под влиянием всеобщих настроений. В поэтическом произведении четко прослеживается ненависть к самодержавным устоям. Она была тем стержнем, который объединял всех прогрессивно настроенных людей того времени.

Петр Яковлевич Чаадаев, к которому обращено стихотворение, был другом Александра Сергеевича. Они сблизились еще в Царском селе. Позже, когда Петр Яковлевич переехал в Петербург и стал адъютантом командира гвардейского корпуса Васильчикова, их товарищеские отношения продолжились. Для молодого поэта Чаадаев являлся примером верности прогрессивным освободительным идеям. Друзья находились во власти настроений о необходимости перемен, освобождения России от пут самодержавия и крушения крепостного права.

В стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин в присущей ему поэтической форме стремился убедить своего товарища, что их надежды сбудутся, и они оба примут участие в свержении самодержавия.

Но сподвижник Пушкина с осторожностью относился к скорым революционным событиям, не верил в быстрое осуществление их чаяний.

Послание «К Чаадаеву» — одно из лучших стихотворений, относящихся к свободолюбивой лирике Пушкина.

К Чаадаеву. Дата написания.

Дата написания стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина А.С. доподлинно неизвестна. По традиции, начиная со времен первых публикаций этой работы, стих датируется 1818 годом.

Это творение политической направленности литературные эксперты относят к периоду 1817-1820 гг.

Историк, филолог Владимир Владимирович Пугачёв представил на суд читателей другую дату написания этого стихотворения. Он считал, что дата написания его предположительно 1820 год. Именно в этот период между Пушкиным и Чаадаевым происходили оживленные споры о революции и ликвидации царизма.

Согласно мнению исследователя, в первых строчках стиха «Любви, надежды, тихой славы» Пушкин отказывается от безмятежной, спокойной славы в пользу активной революционной деятельности. В стихотворении поэт призывает Чаадаева, человека, который отрицательно и скептически относится к насильственной революции, встать в ряды дворянских революционеров.

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Чтобы лучше понять смысл, перед тем, как читать стих «К Чаадаеву» Пушкина, стоит ознакомиться с историей его создания. Произведение было написано в 1818, всего через год после окончания поэтом лицея. Оно не предназначалось для печати и широкого круга читателей. Пушкин посвятил его лучшему другу, наставнику, единомышленнику, с которым давно был знаком и доверял даже сокровенные мысли. Стихотворение создано в виде свободного послания и было адресовано Петру Чаадаеву как личное письмо. Но, после прочтения для самых близких знакомых, неправильный вариант текста получил огласку, и в 1829 году без согласия автора был опубликован.

Некоторые восприняли стихотворение как прямое обращение и стимул к действию. Считается, что именно оно вдохновило декабристов на открытое проявление недовольства властью. Хотя до этого Пушкин осторожничал и не выносил свои политические взгляды на суд общественности. Скорее всего, «К Чаадаеву» тоже не было явным призывом. Поэт лишь поделился с человеком, к мнению которого прислушивался, возникшими мыслями, выразив недоверие к правящей верхушке. В стихотворении звучит мотив некоего переосмысления основных идеалов и стремлений. Поэт принимает своё взросление, оставляя позади юношеские взгляды. Он понимает, что некоторые желания были ошибочными и слишком утопическими, поэтому недолговечными. Пушкин начинает задумываться о чём-то большем и значимом, чем просто литературная слава. Поэт не отрекается от своего творческого призвания, но хочет применять его для высших патриотических целей, по средствам слова посвящая себя служению Родине. Автор выражает надежду на то, что политическая обстановка в стране ещё может измениться, если власти выполнят свои обещания. В противном случае, Пушкин не собирается ограничиваться лишь одними ожиданиями. Он считает, что нужно верить в силу своего духа, правильность идеалов и стараться воплотить мечты в реальность. Полагаясь на собственную честь, стремление к истинной свободе, желание освободиться от давящего гнёта, можно добиться обретения разочаровавшимся в царе российским народом новой надежды. По мнению поэта только совместные действия способны привести к свержению деспотической власти.

Чтобы выучить полный текст стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» для урока литературы (9 класс), можно перечитывать его онлайн или скачать с нашего сайта.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!