Меню Рубрики

Е.а. климов введение в психологию труда рекомендовано министерством общего и профессионального образования российской федерации в качестве учебника для студентов высших учебных

Е.А. Климов, О.Г. Носкова

История психологии труда в России

Учебное пособие

Рецензенты:

В. А. Кольцова, кандидат психологических наук,

Е. М. Иванова, кандидат психологических наук.

Климов Е. А., Носкова О. Г.

К49 История психологии труда в России. Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 221 с.

ISBN 5-211-02151-7

В пособии рассматривается система психологических представлений о труде и трудящемся, реконструированная на основе памятников материальной и духовной культуры нашего народа в разные периоды его истории (Древняя Русь и средневековье, XVII, XVIII, XIXвв., начало XX в.).

Материал впервые освещается с историко-психологических позиций и существенно дополняет и отчасти меняет сложившиеся взгляды на возникновение и развитие отечественной и советской психологии труда и смежных отраслей психологии.

Предназначено для студентов психологических отделений и факультетов университетов, индустриально-педагогических факультетов вузов и для всех специалистов, интересующихся проблемами человеческих факторов труда и производства.

ВВЕДЕНИЕ

Противу мнения и чаяния многих толь довольно предки на­ши оставили на память, что, применяясь к летописателям дру­гих народов, на своих жаловаться не найдем причины. Немало свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели.

М. В. Ломоносов

Полагаем, что наука, как область истинного знания, не имеет национальной принадлежности, хотя и имеет соответ­ствующее происхождение. В конечном счете, истина не может быть русской, татарской и так далее, в этом же роде. Авторам хотелось бы в будущем видеть историю психологии труда, построенную на основе интеграции материалов, добытых в культурах самых разных народов. Но пока что соответствую­щие вопросы мало разработаны, и далее мы в порядке неиз­бежного ограничения чаще всего опираемся на материалы, имеющие славянское, русское происхождение.

Представим себе, что наши далекие потомки будут ана­лизировать вещественные памятники нашего времени и, в частности, заметят, что кабина большого трактора подрессо­рена, снабжена виброфильтрами, установкой искусственного климата. Вполне естественно, что на основании этих вещей они реконструируют психологические, эргономические идеи, которые были свойственны их создателям, включая заботу о комфортных условиях труда водителя, о средствах, снижаю­щих утомление, повышающих производительность труда. Но если мы в свою очередь анализируем вещественные памятни­ки труда наших предков, включая и далеких, то мы тоже не должны приписывать появление «умных» вещей случайным обстоятельствам, но видеть в них реализацию здравых душеведческих идей. Если далекие предки могли придумать и сде­лать колесо, то не откажем им в способности придумать адек­ватные и полезные психологические модели.

Здесь необходимо признать существование следующей за­висимости. Представим себе некоторую шкалу или параметр: «психологическая идея - внедрение (овеществление идеи), и чем в большей степени рассматриваемый исторический мате­риал характеризуется признаками правого полюса указанного параметра, тем в большей мере требуется именно рекон­струкция самой идеи. В самом деле человек дописьменной эпохи был, так сказать, «принципиальным внедренцем» - он не мог стремиться делать трактаты, но делал полезные вещественные или функциональные (например, социально-ор­ганизационные) продукты со следующими эффектами: ска­жем, удачно организованную охоту на опасного зверя, погоню за ним или соблюдал порядок хранения собранных плодов и пр. Иначе говоря, что касается дописьменной эпохи суще­ствования человека, то здесь мы можем располагать только именно памятниками, свидетельствами о внедрениях душеведческих идей. В эпоху письменности с ее речевыми сред­ствами фиксации идей создаются возможности сравнительно легко отслеживать собственно их «драму», но зато возникает риск двоякого рода: а) погружения в мир нежизнеспособных схоластических домыслов и б) ухода, отвлечения исследова­тельского внимания от массива овеществленных идей, от то­го, что К. Маркс называл «раскрытой книгой человеческих сущностных сил», «чувственно предлежащей перед нами че­ловеческой психологией» .

Психология труда дописьменного периода не была, разу­меется, «немой». Но речевой этап фиксации психологических идей этого периода - этап устной и, возможно, внутренней речи - канул в вечность, отразившись лишь в явлениях фольклора, мифах, речевых формулах по поводу типичных жизненных ситуаций, ритуалов, обычаев.

Итак, задачи истории психологии труда сводятся к ре­конструкции психологического знания о труде и трудящемся (включая и группу как «совокупный» субъект труда) на ос­новании всего доступного комплекса исторических свиде­тельств - как вербальных так и невербальных. Мы примем в качестве предмета истории психологии труда историю преж­де всего внедренных идей, связанных с овладением челове­ком (и человечеством) своей психикой в труде, ее фактами и закономерностями.

Следует признать, что историки, палеоантропологи, фило­логи, искусствоведы и другие специалисты, обращаясь к ана­лизу тех или иных процессов и результатов деятельности че­ловека в прошлом, фактически очень часто реконструируют явления сознания, психики человека. И специалисту-психоло­гу здесь нередко остается, реализуя свои задачи, сделать только еще один шаг - сличить реконструированные факты и зависимости с категориальным строем современной психо­логии, дать интерпретации им в рамках собственно психоло­гических понятийных схем, включить добытое другими в кон­цептуальный строй истории психологии труда. При этом воз­можна и реинтерпретация ранее известных фактов - новое слово по поводу старого материала. Так, мы полагаем, что многие исследователи сознания первобытного человека не­сколько акцентированно приписывают ему собственные моти­вы, намерения, в частности, намерение «объяснить» мир. По­лагаем, что первобытный человек мог быть не менее озабочен вопросами фиксации, сохранения частного успешного и по­лезного опыта, и многие магические действия, ритуалы несли не предрелигиозную функцию, а функцию фиксации дости­жений. В самом деле, зачем (и это при бедности позитивного знания) первобытному человеку культивировать мистические, далекие от истины объяснения реального мира? Человек пер­вобытной эпохи, как и современный человек, нуждается во внутренних средствах удержания в сознании важных, добы­тых опытом истин. Миф, например, это своеобразная общая технологическая карта; представления о добрых или злых духах - детальная разработка этой карты, указывающая на необходимость, в частности, состояния бдительности, на ос­торожность, на необходимые защитные действия или дей­ствия эмоционально окрашенные, чтобы дольше не забыть что-то или дольше сохранить нужное состояние души. Пред­ставления древних славян об упырях, берегинях, божествах - все это, за неимением лучшего, достаточно удобные модели в голове, обеспечивающие саморегуляцию, регуляцию поведения, взаимопонимания и согласованный совместный труд. Современные математики сколько угодно пользуются представлениями о памяти электронной вычислительной ма­шины как о некоем шкафе с ячейками, расположенными в определенном порядке. Все понимают, что никакого «шкафа» и «ячеек» нет, но это мифологическое по своей гносеологичес­кой сути представление позволяет правильно обращаться с памятью ЭВМ; оно полезно и поэтому живет в профессиональ­ной практике. И таких психотехнических средств можно встретить много в любой современной профессии. Будем ис­ходить из предпосылки, что «социум не терпит пустоты зна­ний»: если какие-то представления, мысленные модели жи­вут и передаются из поколения в поколение, значит, они по­лезны (а то, что эти модели, представления могут быть кем-то использованы злонамеренно, характеризует не их сами по себе, а уровень общественных отношений).

§ 1. Знания по истории психологии труда в профессиональной культуре специалиста-человековеда

Работа в области науки, понимаемая как производство достоверной информации определенного рода, обязательно предполагает акты оценки этой информации по признаку но­визны. Вопрос о степени новизны приходится ставить себе всякий раз, прежде чем окончательно будут сформулированы цели, определены планы, средства и условия научной работы. А что касается конечных ее результатов, то соответствующий вопрос задают научному работнику ответственные представи­тели общества - рецензенты, оппоненты, члены аттестацион­ных, квалификационных комиссий, редакционных советов, заказчики научных работ и т. д. Решение вопроса о новизне научного продукта предполагает сличение сделанного и де­лаемого с фактически имеющимся запасом знаний о фактах и зависимостях в области психической регуляции труда, раз­вития человека как субъекта труда. Дело осложняется тем, что сами психические регуляторы труда имеют признаки со­циально-исторической типичности и претерпевают с ходом времени изменения. Это тем более требует изощренной ориен­тировки в рассматриваемом предмете.

Разумеется, исчерпывающая информация о накопленных в прошлом достоверных знаниях о труде и трудящемся долж­на содержаться прежде всего в хранилищах внешней памя­ти - в монографиях, справочниках, картотеках, информаци­онных системах на базе ЭВМ и т. д. Но для того, чтобы пра­вильно пользоваться средствами внешней памяти, и даже для того, чтобы у специалиста в нужный момент возникла мысль об использовании таких средств, ему совершенно необходима базовая, «контурная» ориентировка в истории психологичес­ких знаний о труде и трудящемся. Ситуация «выпадения» про­фессионально-исторической памяти приводит к целому ряду нежелательных следствий: а) засорению научных текстов но­выми словесными обозначениями давно известных вещей (фактов, зависимостей), т. е. к появлению своего рода неже­лательных «двойников» в науке (синонимии терминов), а также к безоговорочному использованию уже фактически «занятых» слов-терминов, связанных с определенным истори­чески конкретным этапом развития психологии труда; б) за­трате сил и средств на фактически не нужные исследования там, где можно было бы делать уже разработки для практи­ческого внедрения; в) замедлению темпов производства науч­ной (достоверной) информации; г) снижению логической строгости психологии труда как науки.


Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Москва


"Культура и спорт"

Издательское объединение "ЮНИТИ"

ББК 88.4я73 К49
Рецензенты:

академик РАО, профессор А.А. Бодалев и профессор И.И. Ильясов

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Климов Е.А.

К49 Введение в психологию труда: Учебник для вузов. - М.:

Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с. ISBN 5-85178-060-6.

В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как создание не только материальных, но и духовных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.

Особое внимание обращается на своеобразие психологического содержания труда в разнотипных профессиях. Обсуждаются вопросы установления оптимального соответствия требований профессии и личных качеств человека.

Для студентов и преподавателей вузов, психологов, руководителей и служб управления персоналом предприятий, а также для широкого круга читателей, интересующихся психологией.

ISBN 5-85178-060-6

ББК 88.4я73,

Е.А. Климов, 1998 ЮНИТИ, 1998

Г лава 1Психическая реальность, труд и науки о труде 9

1.1. Психологическое знание о труде 9

1.2. Некоторые предрассудки о труде и психике 15

1.3. Обзор психических регуляторов труда 24

1.4. Понятие эргатической функции 37

1.5. Перечень основных эргатических функций 44

1.6. Трудовой пост и его структура 49

1.7. Средства и условия деятельности как компоненты трудового поста 57

1.8. О внутренних условиях труда как. характеристиках, субъекта деятельности 67

1.9. «Золотое правило» психологии труда 71

Глава 2. Психологическое знание о труде и трудящемся 80

2.1. Психологические признаки труда 80

2.2. Психология труда как неспециальная область знания 91

2.3. О психологии труда как, отрасли науки 101

2.4. Психология труда как профессия и как учебная дисциплина 113

2.5. Человек, как субъект труда 123

2.6. О развитии субъекта труда 128

2.8. О некоторых, несвязностях в развитии и функционировании профессионала 135

2.9. Некоторые вопросы психологии профессий 141

2.10. Профессиональный менталитет и одна психоэкологическая гипотеза 150

Часть2. О методах психологии труда 160

Введение 160

Глава 3. Методы построения теории 164

3.1. О простых теоретических объектах. Методы наименования, логического генерирования, вербального комбинирования 164

3.2. Методы интерпретации, номологизации. определения. О взаимосвязи методов построения простых, теоретических, объектов 172

3.3. О сложных, теоретических, объектах. Методы. индуктивного предсказания, дедуктивного предсказания, синтаксического комбинирования 178

3.4. Методы верификации, доказательства, объяснения. О взаимосвязи методов построения сложных теоретических объектов 185

Глава 4. Эмпирико-познавательные и конструктивные методы 194

4.1. Наблюдение как базовый, метод. Методы беседы, анамнеза 194

4.2. Некоторые ограничения опросных методов. Метод экспертных оценок . Метод анализа продуктов деятельности 205

4.3. Некоторые методики наблюдения 217

4.4. О преобразующих методах психологии труда 227

О профессиональной культуре психолога и психологической грамотности социальной среды (вместо заключения) 237

Ответы к упражнениям, и консультации 242

Литература 249



Часть 1. О предметной области и задачах психологии труда

... нахожусь в том противном состоянии, которое принято называть отдыхом от усиленных занятий и посвящать разным накопившимся отложенным мелочам... Итак, я отдыхаю, а вернее - скучаю и потому о времени труда говорю, как о милом прошлом.

М.А. Врубель (письмо к А. А. Врубель от апреля 1863 г.)

Введение


Естественные и технические науки, оснащенные специально разработанными для них математическими средствами, давно используются людьми и для создания материальных условий существования, искусственной среды обитания и даже для широкомасштабного уничтожения людьми друг друга. вполне понятно, что у человека, живущего в современной культуре, эти науки уже в порядке не обязательно сознаваемой "презумпции" вызывают заслуженное почтение, уважение с разными их оттенками (от восхищения до страха) и отношение как к образцам, проявлений разума. Исходя из такой позиции , казалось бы, надо строить научную психологию труда по образу и подобию указанных наук, а историю психологии понимать как приближение к их историческому пути или как его запаздывающее повторение. И, кстати, есть примеры соответствующих подходов к рассматриваемому делу, с чем мы отчасти столкнемся несколько ниже. Но все же идея построения психологических наук и, в частности , психологии труда по названным уважаемым и достойным в своем роде (в рамках их корректного приложения) образцам ведет в пределе к абсурду. Почему?

Дело в том, что, во-первых, и категориальный строй (множество понятий), и системы методов указанных наук нечувствительны как раз к той реальности, которая существенна для психологии. Более того. по-житейски различимые и свойственные человеку как субъекту особенности, качества понимаются в естественных и технических науках скорее как помехи или источники затруднений, от которых важно избавляться (повышать, скажем, надежность производственных систем за счет вытеснения из них человека, который ошибается, утомляется, отвлекается; совершенствовать методы познания, очищая их от субъективности, т. е. опять-таки от чего-то присущего человеку, и т.п.). Вo-вторых, явления природы и техники относительно стабильны, если иметь в виду масштабы времени человеческой жизни (серная кислота и в прошлом веке, и в будущем будет взаимодействовать со щелочью по давно известной формуле, и это будет происходить и в пробирке, и в заводском резервуаре); человек же со всей системой его психической регуляции и ее динамикой изменчив, индивидуально неповторим, располагает многими степенями свободы выбора. И его активность, в частности, существенно обусловлена относительно быстро сменяющими друг друга средовыми процессами, протекающими в обществе, в культуре (понимаемой в широком смысле как область накопленных достижений в материальном и духовном производстве, общественном устройстве).

Культивирование так называемого гуманистического подхода в психологии (подхода, связанного с уважением к человеку как субъекту, с учетом его уникальности, свободы, права на "самостроительство", жизнь по своему замыслу и разумению) тоже можно довести до абсурда и. продолжая полагать себя в области науки, оказаться фактически в области мистики, непроверяемых мифологических моделей и "сверхученых" слов.

Просто "строить баррикады" против научной традиции, традиционной научной рациональности и размахивать флагом гуманистического подхода было бы нелепо. Нельзя не считаться с теми обретениями научной рациональности, которые накопило человечество (включая не только достижения философии, гуманитарных наук, но и наук естественных, и технических). Нужны новые качественные синтезы научного знания. И их построение - особая задача на далекую перспективу.

Нам же здесь в связи со сказанным важно для начала хотя бы стараться осознавать те ходы, стереотипы мысли, которые воспитаны у нас, возможно, еще в школе на материале учебных предметов естественнонаучного цикла, не считать их единственно возможными образцами, проявлении, разума и научности, помнить, что любая истина, имеет ограниченные пределы корректного приложения, которые надо конкретно выяснять.

Обратимся к рассмотрению общепонятных явлений труда человека на штатном рабочем месте. Пусть это будет работа водителя грузового автомобиля, а мы, располагая средствами науки, хотим быть полезными: намереваемся внести вклад в повышение производительности труда, его безопасности, создать условия для максимальной сохранности данного работника как члена просрессиональной общности водителей, для разностороннего развития его личности, удовлетворенности трудом.

Нетрудно заметить, что при попытке нашего обращения к конкретному явлению, "частному случаю" возникают полезные, с точки зрения и движения к истине, и оказания практического содействия человеку, несообразности, несвязности:


  • штатное "рабочее место" водителя как раз меньше всего именно "место", поскольку здесь человек при работе как раз перемещается, и предметная ситуация труда все время "плывет" не только во времени, но и в обычном пространстве, Точно так же большим упрощением было бы говорить о рабочем "месте" многих других работников, которые, казалось бы, "ходят на работу" или "пребывают на работе". Учитель, например, должен побыть и в библиотеке, и. возможно, посетить семью ученика, и провести с детьми экскурсию, а также и у себя дома он фактически "на работе": ему надо посидеть над тетрадями учеников, а отнюдь не только быть в классе, у доски. Если ретивый блюститель трудовой дисциплины и законов о труде захотел бы учесть пребывание учителя или агронома, руководителя, не говоря уже о водителе автомобиля, "на работе". то он либо пришел бы в смятение, либо "наломал бы дров", упрекнув работников, что они не находятся там. где они должны, казалось бы, быть. Таким образом, придется сразу же теоретически признать представление не столько о "рабочем месте", сколько о "рабочей зоне" человека, занятого трудом, которая при этом может быть причудливым образом распределена не только в геометрическом, но и в социальном, информационном пространствах. И для некоторых случаев это вопрос не праздный: если, предположим, руководитель, менеджер (как иногда модно выражаться) не учитывает рассматриваемого обстоятельства, неизбежны конфликты. Не важно, скажем, где "сидит" работник науки, важно, чем и как. занята его голова, и именно это последнее обстоятельство определяет , находится или не наводится он "на работе";

  • как мы заметили, столкновение с конкретными явлениями предполагает не только движение от науки к практике, не только "внедрение" идеи науки или "приложение", "применение" их, но также и коррекцию, уточнение, а то и коренную ломку и перестройку этих. идей, т. е. речь идет и о продуктивном движении от практики ("конкретики") к науке. Едва прикоснувшись к реальности, мы должны были, например, подправить наши "презумпции" относительно "рабочего места";

  • при конкретном подходе к делу сразу становится очевидным, что те полезные практические, гуманистические вклады, которые мы вознамерились сделать применительно к некоторому частному случаю, не могут быть сделаны за счет какой-то одной отрасли научного знания. Показатели деятельности и развития личности работника зависят и от организации труда на предприятии, в учреждении (режим., сменность), от системы вознаграждения за работу, мероприятий по охране здоровья, профилактике заболеваний, от отношений. складывающихся у работника с непосредственным руководителем. Далее, если мы имеем в виду все же именно водителя грузового автомобиля, то показатели деятельности его зависят от конструкции кабины автомобиля (возможность регулировок сиденья, рычагов управления сообразно размерам тела водителя). от того. насколько удобно расположены и оформлены шкалы приборов (указатели скорости, пробега. давления масла, температуры охлаждающей жидкости двигателя и др.), зеркала заднего вида; насколько обеспечен обзор, не проникают ли в кабину химические примеси к воздуху (гарь, пары бензина и др.). Сюда же входят вопросы о стратегии наблюдения за дорожными условиями, состоянием. машины и груза, о средствах саморегуляции и преодоления работником, своих неблагоприятных функциональных (возникающих во время работы, функционирования) состояний, например, таких, как утомление, сонливость, раздраженность; важны и уровень знаний, навыков работника, его отношение к участникам дорожного движения, к своей профессии, к своему предприятию.
В отличие от технического автомата, например, аппарата по продаже газированной воды, человек не просто реагирует на внешнее воздействие. "слушается" и т.п., но управляется сложной многоуровневой системой внутренних, в частности психических, регуляторов. Например, чтобы быть устойчиво работоспособным в дальнем рейсе , человеку важно не только иметь физическое здоровье, но и сознание значимости, смысла работы, и специальное профессиональное самосознание, включающее чувство гордости ("мы - транспортники - кровеносная система общества" или что-нибудь в этом роде) и многое другое, совершенно недоступное внешнему наблюдению или, по крайней мере, неявное на первый взгляд;

  • поскольку существенная особенность явлений, процессов психики состоит в их многофакторной обусловленности и мораль требует уважительного отношения к индивидуальному своеобразию человека, каждый конкретный ""частный случай" в предметной области психологии труда - это и случай во многих отношениях уникальный. Иначе говоря, то, что в науках о природе и технике считается ценностью и нормой ("очищение" факта от "посторонних примесей". установление точных параметров, закономерных и однозначных общих зависимостей и стандартов, достижение повторяемости событий при повторении вызывающих их условий и т.п.), в психологии принципиально недостижимо или даже вредно, поскольку ведет к обезличивающему подходу к человеку. О человеке неуместно мыслить в "идеологии стандартов", которая вполне уместна и желательна, если речь идет о технике или неживой природе.
В связи со сказанные важно напомнить об одном очевидном, обстоятельстве: если имеет место труд, значит есть и взаимодействие человека с некоторой внешней реальностью. Иначе говоря, здесь возникает система "субъект - объект", или, выражаясь более детально и пространно, система "субъект труда - люди (трудовой коллектив) - предмет труда - средство труда - производственная среда", или "человек - машина", или "человек - техника - среда" и пр. такого рода систему называют для краткости эргатической (от древнегреческого корня "эрг" - дело, работа). Не следует только примешивать сюда представление о физической единице измерения работы, определенной силы на некотором пути. В нашем случае система производит, строго говоря, не саму по себе работу в физическом смысле, а "потребительную стоимость" (К. Маркс) - то, в чем нуждаются и что способны , потребить люди, общество, а это могут быть, как отчасти отмечалось, и вещественный предмет, и полезная инфрормация - научная, художественная, и лучший ход социальных процессов, и любой функциональный "эффект полезности", например, защищенность границ страны и т.п.

Слово "эргатическая" применительно к обсуждаемой системе не является лишним, засоряющим язык. Ее нельзя, назвать трудовой, поскольку некоторые существенные процессы, ведущие к достижению цели, возложены здесь на технические средства труда. А о средстве можно лишь в фигуральном, поэтическом смысле сказать, что оно трудится. В противном случае у нас возникнут немалые сложности и противоречия в понимании многих положений, начиная с таких, как "труд создал человека", "труд ваяет человека" и кончая пунктами кодекса законов о труде.

Комплекс областей знания и практики, ориентированных на изучение и оптимизацию труда человека, обозначают иногда термином эргономика (древнегреческий корень "ном" - закон, правило). Иногда эргономикой называют ту часть знания и практики, ориентированных на труд, которая учитывает "организменную" (анатомо-физиологическую) и ту психологическую составляющую человека, которую можно, упрощая и типизируя предмет рассмотрения, выразить числом, графической схемой (иногда это приводит к кажущейся точности, но без языка чисел и форм проектировщики техники затрудняются учитывать психическую реальность).

Вероятно, нельзя быть эргономистом-всезнайкой. Каждый участник эргономической работы, хорошо разбираясь в своей области приложения сил (например, в физиологии и гигиене труда, в психологии восприятия, памяти, в техническом конструировании, художественном конструировании, в экономике и организации труда и т.д.), должен ориентироваться и в смежных областях, чтобы разумно координировать свои усилия и приходить к согласованным решениям без конфликтов и без утраты своей профессиональной позиции.

Специалисты полагают, что комплексная проектная проработка, например, будущего технического изделия (скажем., транспортного средства. станка, пульта автоматизированной системы управления каким-либо объектом.) в отношении соответствия этого изделия особенностям человека, в частности его удобства, безопасности, должна проводиться уже на самых ранних, этапах проектирования. Заметить недостатки готового изделия проще, чем предвидеть их. на стадии, например, эскизного проекта. Нo исправить - труднее и дороже. Например, изготовили серию мощных тракторов для работы, в карьерах. Но, увы, расчетная производительность труда не достигается, а трактористы-машинисты то и дело отказываются работать на этой новой машине. В чем дело? Место водителя расположено так, что из-за больших, боковых габаритов ходовой части он плохо видит "опасный край" грунта, Водителю то и дело приходится останавливать машину, вставать и заглядывать за гусеницы. Итак, машина новая, но спроектирована без учета некоторых, требований "человеческого фактора". И при этом речь идет не о длине или силе рук-ног, не о "досягаемости" рычагов управления, а о познавательной функции работника, которая проектировщику могла казаться чем-то невещественным и не заслуживающим внимания -"дыркой от бублика". В результате не только нет ожидаемой производительности труда, но даже возникло уже экономическое явление повышенной "текучести" кадров.

В учебнике раскрываются проблемы психологии труда: психология трудовой мотивации, развития человека как субъекта труда, психология профессионализма, прогнозирования успешности организационного поведения, а также индивидуального стиля деятельности, психологических условий оптимизации групповых форм труда. Большое внимание уделено вопросам психологического исследования, оценки и оптимизации функциональных состояний работников; психологии карьерного консультирования молодежи, безработных, инвалидов и др., психологии трудотерапии, эргодизайна предметной среды для инвалидов. Издание содержит выводы по главам, вопросы и задания, а также списки рекомендуемой литературы. Дополнительный материал, расположенный в электронной библиотечной системе Издательства "Юрайт" (сайт), поможет студентам лучше усвоить изучаемую дисциплину.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. В статье представлен обзор творческого наследия Е.А. Климова (1930-2014) в связи с его 85-летием. Описаны тематика исследований ученого, понимание сути науки с позиции современного наукознания; роль системной методологии в психологии; проблемы преподавания психологии в университетском образовании, особые свойства мышления практиков по сравнению с теоретическим мышлением; психологические качества психолога как профессионала. Представлены взгляды ученого на историю психологической науки, соотношение научного и житейского знания о психике, ответственность психологической науки перед обществом и практикой.

    11 июня 2015 г.исполнилось 85лет со дня рождения Евгения Александровича Климова (1930-2014) - академика РАО, ведущего специалиста в области психологии труда, дифференциальной психологии и выдающегося организатора психологической науки.

    Последние 30 лет своей жизни Е.А. Климов отдал Московскому государственному университету имени М. В. Ломоносова, успешно справляясь с достаточно сложными обязанностями не только ученого, профессора, но и руководителя. Он был деканом факультета психологии МГУ (1986-2000), заведовал кафедрой психологии труда и инженерной психологии (1983-2003), лабораторией психологии профессий и конфликта (1992-2014), много лет выполнял функции председателя диссертационного совета Д 501.001.11. Кроме того, Е.А. Климов был президентом Российского психологического общества (1994-2002), работал в Экспертном совете по психологии и педагогике ВАК РФ, в том числе в роли его председателя (1999-2001), руководил Экспертным советом по комплексному изучению человека, педагогике и психологии РГНФ (до 2011 г.) и Советом по психологии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию в РФ, участвовал в деятельности редакционных коллегий многих научных психологических журналов. При этом более 20 лет читал курс «Психология труда» на факультете психологии МГУ, опубликовал свыше 330 научных работ, в том числе 28 учебников и учебных пособий.

    Е.А. Климов внес существенный вклад в постановку и разработку основных проблем психологии труда и смежных психологических дисциплин. В круг его научных интересов входили психологическое профессиоведение (психологическое изучение широкого круга видов труда, психологическая классификация профессий в интересах профориентации); изучение и направленное формирование эффективного индивидуального стиля в трудовой, учебной, спортивной деятельности; психологические проблемы в профориентации и консультировании по вопросам профессионального самоопределения; психологические проблемы профессионализма; разработка психологической типологии отказов человека в эргатических системах; проблемы психологии становления профессионального сознания и самосознания; психология профессиональных конфликтов; история отечественной психологии труда; теория и методология психологической науки; реализация системного и субъектно-деятельностного подхода в психологии; проблемы общей психологии, педагогической психологии и профессиональной педагогики.

    В данной публикации нам хотелось бы в первую очередь отобразить представления Е.А. Климова о психологии как о сфере профессиональной деятельности специалистов, его мысли об организации обучения и труда психологов.

    Психология в контексте современного науковедения

    Климов не раз писал о том, что в последние десятилетия университетские ученые и преподаватели хронически пребывают в ситуации организационных нововведений. Однако эти нововведения в большей степени затрагивают способы регуляции и контроля научно-преподавательской деятельности со стороны государственных органов, ведающих наукой и образованием, в то время как суть профессии научных работников, сам процесс производства нового знания и использования его продуктов для практики или для самой науки трансформируются в меньшей степени.

    Представители психологической науки, несмотря на ее содержательную специфику, опираются в своей работе на базовые общенаучные принципы и используют общенаучные методы построения теоретического знания, вобравшие достижения современного науковедения. В учебнике «Введение в психологию труда», выдержавшем три издания (Климов, 1988, 1998, 2004), описание этих общенаучных методов дополнено описанием специальных методов исследования и практической работы в области психологии труда (метод наблюдения и такая его форма, как дневник; метод экспертных оценок; методы профессиографирования; анализ ошибок и рекордов и пр.). Используя современные представления о полноценном научном знании, которое должно иметь как теоретическое, так и эмпирическое обоснование, Климов считал, что научно-психологические тексты, содержащие только одно из этих двух обоснований, должны оцениваться как «полуфабрикаты».

    Проблемы преподавания психологии в университетах

    Е.А. Климов считал необходимым сделать все возможное для привлечения студенческой молодежи к занятиям научно-психологической теорией, снять с этой сферы деятельности ореол доступности только для избранных, дать студентам представление об общенаучных ключевых методических приемах, которыми пользуются теоретики. При этом не менее важной и сложной задачей ему представлялось пробуждение у студентов-психологов интереса к овладению методами сбора эмпирических данных. Он пытался преодолеть стремление некоторых молодых психологов к овладению исключительно умением выстраивать «кружево словесных конструкций», ошибочно принимаемым ими за идеал научного теоретизирования.

    Особую трудность вхождения первокурсников в мир научной психологии Климов видел в том, что на первых же лекциях по общей психологии они погружаются в мир научных концепций, понятий и терминов, которые не могут соотнести с реальностью, поскольку не обладают еще упорядоченной совокупностью впечатлений, необходимой ориентацией в мире психических явлений. Климов часто говорил, что в освоении научной психологии необходимы практикумы, опыты с демонстрацией как всем знакомых, так и редких, небанальных психических феноменов. Однако Евгению Александровичу так и не удалось во всей полноте реализовать замысел по перестройке преподавания курса «Общей психологии» и общепсихологического практикума в указанном направлении. Будем надеяться, что это - дело будущего.

    На своих лекциях по психологии труда Е.А. Климов реально демонстрировал студентам возможности и ограничения психологической интерпретации профессионального поведения на основе только фактов наблюдения. В частности, показывал снятый им самим учебный фильм, в котором работник с помощью разных орудий изготавливал и затачивал «чертилку» - слесарный инструмент для нанесения линий разметки на металл. На материале этого фильма студенты осваивали метод хронометрирования трудовых движений и производили анализ их состава по методике «терблигов» Франка Гилбрета. Для того чтобы студенты убедились в принципиальной ограниченности метода наблюдения и необходимости дополнения его данных данными беседы, Климов приносил на лекции портативный сварочный аппарат (чем повергал в шок многих академических психологов), сам выполнял сварочные операции и предлагал студентам понаблюдать за его действиями. Оказывалось, что большинство студентов не могли вычленить особый - петлеобразный - характер профессиональных движений рук сварщика при выполнении сварочного шва, а воспринимали его действия как простые линейные перемещения рук, удерживающих пламя горелки и расплавляемый металлический стержень. Тем самым лектор наглядно показывал студентам ограниченность наблюдения за поведением профессионала, сложность выявления секретов мастерства.

    Особое внимание Е.А. Климов уделял преодолению распространенного в психологии предрассудка, состоящего в культе теоретического мышления и пренебрежительном отношении к мышлению практическому. В своих работах он поддерживал идеи Б.М. Теплова, Ю.К. Корнилова, Д.Н. Завалишиной и других психологов, которые подчеркивали особые свойства практического мышления как способа производства достоверного знания. К таким особым свойствам практического мышления Климов относил направленность ума на возможность реализации решения, а не только получение какого-либо варианта решения; пригодность научного знания к его практическому использованию; направленность на действия с познаваемой системой, т.е. не только на преобразование объекта труда, но и на сохранение системы, ее стабильности; направленность на распознавание признаков податливости системы к воздействиям, а не просто познание множества любых свойств системы; направленность на производство конкретного полезного знания, а не знания вообще (Климов, 2001, с. 3).

    Системный и субъектно-деятельностный подходы в психологии

    Е.А. Климов, высоко ценивший возможности системной методологии, рассматривал объекты психической реальности, требовавшие изучения, как системные образования, выделяя объемлющие системы, их связи с исследуемым объектом, функции изучаемого объекта и его структуру, генез объекта изучения, тенденции и факторы, влияющие на его развитие. Последовательное использование системной методологии позволяло приходить к нетривиальным выводам, например к тому, что понятие «акме» не может быть исследовано исключительно в масштабе дифференциальной психологии или психологии личности. Оно отображает системную реальность, ибо это вершина достижений человека как субъекта конкретной деятельности со всеми ее обстоятельствами, средствами, условиями и пр. Климов не ограничивался общими с другими науками (естественными, техническими) традициями системного изучения явлений действительности, а показывал своеобразие, сложности изучения психической реальности, ее форм. При этом подчеркивал процессуальную (а не жестко фиксированную, стабильную) природу психических явлений. Ученый отмечал необходимость субъектно-деятельностного подхода в психологических исследованиях, согласно которому обследуемый не может рассматриваться как пассивное существо, на органы чувств которого действуют внешние предметы; напротив, внешние предметы (если это не люди) не действуют , ибо лишены субъектности. Изучаемый человек воспринимает окружающую действительность не столько по законам физики, химии или биологии, сколько по законам психологии - в соответствии со своими актуальными потребностями, мотивами, смыслами, профессиональным и жизненным опытом. Так, согласно логике Е.А. Климова, невозможно абстрактно изучать профессиональные интересы молодежи, ибо интерес - это характеристика отношения к действительности конкретного человека, нет «интересных и неинтересных книг» самих по себе и пр.

    Е.А. Климов указывал и на то, что уникальность личности обследуемых людей требует от психолога-исследователя применения особых методов познания, диагностики, которые должны не просто дополнять данные выборочного исследования и результаты статистики, но в ряде ситуаций (особенно в контексте психологической воздейственной практики) - лидировать. Он предлагал психологам развивать методологию идиографического подхода, «заточенного» на изучение и описание отдельных явлений во всей их уникальной неповторимости, наряду с подходом номотетическим , ориентированным на исследование общих законов.

    Формы психологического знания и эффективность их использования в практике

    Общая характеристика места психологических знаний в общественном сознании, в культуре, соотношение их разных форм (научного знания и обыденного) представлены в статье ученого «Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия» (Климов, 1983). Намеченные в этой работе идеи развернуто освещаются в книге «История психологии труда в России» (Климов, Носкова, 1992), во втором издании учебника «Введение в психологию труда» и в статье «Точность, истинность знания и “технологический вымысел” в психологии» (Климов, 1990).

    Для Евгения Александровича было важно положение о том, что в общественном сознании задолго до появления научно-психологического знания уже использовались и хранились до- и вненаучные знания о психике. Подобные свидетельства были основанием выделения латентной стадии истории психологической науки, ее донаучной формы; такие примеры подтверждали положение о важной роли знаний о психике человека в жизни общества на разных этапах его истории.

    Е.А. Климов находил и в наше время многочисленные подтверждения сосуществования научных и вненаучных (но при этом вполне достоверных и успешно используемых в практике) психологических знаний. Примерами последних для него служили «доморощенные» типологии личности молодых рабочих, выработанные пожилым рабочим-наставником; понимание профессионалом-парикмахером причин капризного поведения клиентов и выработка способов его преодоления; внимание мастера к признакам эмоциональных переживаний работниц, занимающихся ручной расфасовкой взрывчатых порошкообразных материалов, и пр. Сопоставление «житейских» и научных психологических знаний о работающих людях, процессе и результатах их труда приводило Климова к мысли, что в ряде случаев народная мудрость, рецепты специалистов-практиков могут быть не менее эффективными, чем научно-психологические разработки. Отсюда следовали выводы о необходимости тщательного изучения профессиональными психологами опыта практиков (врачей, педагогов, организаторов разного уровня, политиков, режиссеров, актеров, архитекторов и конструкторов, писателей, служителей церкви, адвокатов и следователей и пр.).

    Е.А. Климова волновала проблема эффективности научно-психологических концепций, их преимущества (и возможные недостатки) по сравнению с формами обыденной психологии. Он полагал, что научная психология может быть более эффективной основой для развития психологической практики в стране, если она будет опираться на более точное, достоверное знание природы психической реальности, более адекватное понимание поведения человека, психических явлений в норме и патологии. Но эффективное воздействие на сознание и поведение человека может осуществляться и на основе мифологических, далеких от реальности знаний.

    В настоящее время (как и во все времена) на отдельную личность и на группы людей пытаются воздействовать не только исследователи, альтруисты и подвижники, но и всякого рода мошенники, которые нередко облекают свои «технологии» в наукообразную форму. Так, например, сегодня массовыми тиражами издаются и переиздаются книги по «коррекционной хиромантии», предлагаются прогнозы профессиональной успешности в любых сферах труда на основе биометрических данных (по отпечаткам пальцев) и пр. Климов считал, что научно-психологическое сообщество обязано отслеживать сомнительные варианты практики наших конкурентов, давать ей оценку, обозначать собственную позицию.

    Будущее психологической науки во многом определяется, по мысли Е.А. Климова, уровнем психологической культуры общества, которая не совершенствуется сама по себе. Забота о ее повышении должна быть постоянной задачей профессионального психологического сообщества. И дело здесь не только в том, что, занимаясь психологическим просвещением, психологи формируют потребителей психологических услуг, рынок психологической продукции. Подлинная защита общества от ошибок профессионалов, порожденных их психологическим невежеством, профилактика несчастий, постигающих человека, подвергшегося агрессии со стороны любителей манипулирования сознанием, представителей деструктивных культов и пр., - решение этих многообразных проблем не может быть заботой только общественных и государственных институтов. От этого должна защищать себя каждая зрелая, автономная личность. И подготовка молодежи к самостоятельной жизни в обществе, к труду, творчеству, выполнению родительских функций, к выработке гражданской позиции во многом является продуктом не только социальных воздействий, но и самодеятельности личности, ее самовоспитания. Научная психология, по мысли Е.А. Климова должна содействовать этим процессам. Как? Климов считал, что психология должна осваиваться каждым человеком в рамках самостоятельной учебной дисциплины в общеобразовательной школе, ибо иначе дело воспитания и самовоспитания автономности, творческости, высоких гражданских и духовных качеств в молодом поколении останется зависимым от таланта и мудрости, здравого смысла отдельных учителей, выстраивающих индивидуально неповторимые собственные модели психики, личности, сознания, способностей и пр.

    Наука мыслится Е.А. Климовым как одна из форм общественного сознания, лежащая в основе картины мира. Научная психология должна по праву участвовать в процессе становления мировоззрения личности, не выходя при этом за разумные рамки, не впадая в крайности «очумело-научного подхода», образцы которого представлены в романе-утопии Евг. Замятина «Мы» (Климов, 2005)

    Успешное развитие психологической науки, по мысли ученого, зависит также от явлений, обозначаемых традиционно с помощью категорий профессиональной этики и морали, профессиональной идеологии. Уважение и доверие, которое заслужил Евгений Александрович Климов в широких кругах отечественных психологов, становится понятным именно с этой точки зрения.

    О психологии как профессии и профессионально-важных качествах психолога

    В монографии «Образ мира в разнотипных профессиях» (1995) Е.А. Климов представляет читателям обобщенные характеристики профессионально специфичных особенностей выделенных им пяти типов профессий: социономического («человек-человек»), технономического («человек-техника»), биономического («человек-природа»), сигнономического («человек-знак»), артономического («человек-художественный образ»). Труд психологов - исследователей и практиков - относится к социономическому типу. В книге даются типичные характеристики сознания и самосознания, субъектных профессионально важных качеств представителей профессий социономического типа - социономов. В частности, указывается предметное содержание профессионального опыта («особенности умонастроения, поведения людей, образ их жизни и формы активности»), соответствующее предметной области их трудовой деятельности; отображение характеристик не только других людей (объектов воздействия, изучения), но и себя - «свое поведение, поступки, действия, своя речь, свое настроение, духовный мир, внимание, совесть, владение собой, умение управлять своим настроением, состоянием души» (Климов, 1995, с. 177). Отмечается, что в целом для социономов характерна более подробная картина себя, чем для представителей других профессиональных типов. Для них важно конкретное разнообразие ролевых функций (своих и других работников организации), нормы и правила, которым подчиняется жизнь организации и ее групп, каждого работника; важны также формы кооперации и разделения труда, особенности исполнительных действий, устная речь. Евгений Александрович подчеркивает, что социономам «нужно научиться говорить без скороговорок, проглатывания слов, соблюдая адекватную значению слов интонацию. Четкость, раздельность, удобный темп для слушателя, связность речи, ясность, понятность содержания речи, высказываний, реплик (для этого профессионалу нужно сначалапредвидеть, как его могут понять, какие могут возникнуть вопросы). Необходимо развивать умение слушать, не перебивая, и слышать, понимать другого человека, его внутренний мир, не мерить других людей только своим аршином» (там же, с. 179). В целом социономам (и психологам в их числе) полезно развитие душеведческой направленности ума , наблюдательности к проявлению чувств, особенностей характера человека, его поведения, широкая осведомленность в области гуманитарного знания; жизненный опыт, умение соотносить с базовыми знаниями знания оперативные.

    Климов особо отмечает важность развития у профессионала-соционома эмпатии как способности сопереживать другому человеку. Выделяет умение искренне переживать события и передавать слушателям свое отношение к ним. Данное умение составляет базу эффективного воздействия, реализуемого любым практиком-социономом (включая и психологов). Видимо, Е.А. Климов придерживался позиции К.С. Станиславского, который рекомендовал актерам вживаться в образ, добиваясь тем самым искренности, подлинности заданных ролью эмоциональных переживаний.

    Климов пишет, что для социономов желателен не «сортировочный », а «оптимистический проектировочный подход к человеку , уверенность в том, что человек всегда может стать все лучше и лучше»; « Прогресс держится на чудаках - это надо твердо помнить » . « Главным залогом профессиональной успешности является готовность служения народу в целом (а не его слоям и группировкам) - вот что характеризует тех, кого помнит история». «Если у работника данного типа не сложились гражданские качества, а вместо них ориентация на себя и близких и только, - это признак непригодности к профессии данного типа» (там же, с. 180). Указанные черты в первую очередь важны для тех профессиональных психологов, которые занимаются психологической практикой.

    Специфичными особенностями творческости социономов, по Климову, являются способности предвидения, моделирования исходов конфликтов и последствий поведения людей, ибо таковы профессиональные ситуации неопределенности, с которыми имеет дело работник. Эти умения Евгений Александрович соотносит с особым типом воображения, которое он назвал «тропономическим » (тропос - греч. поворот, направление). Творческое отношение социономов (особенно практиков) к делу проявляется в том, что задачи нередко «создает себе сам профессионал»; ему требуется постоянное совершенствование, выдержка, способность держать себя в руках в конфликтных ситуациях, «соотносить свое поведение с моральными нормами. Необходимо сочетание доброты с принципиальной требовательностью к себе и другим» (там же, с. 181). В качестве противопоказаний к выбору социономической профессии Климов выделяет «дефекты речи, невыразительность речи, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, как это ни печально, нерасторопность, излишнюю медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку - интереса “просто так”» (там же).

    Уважительное отношение к людям, особенно труженикам, самоуважение и достоинство личности, отношение к науке как к делу, которому отдана жизнь и которое должно непременно быть полезным народу, обществу, государству, - вот идеалы научной и научно-административной деятельности, выношенные и реализованные Евгением Александровичем Климовым и являющие собой высокие образцы профессиональной и общечеловеческой этики.

    В этой связи мы предлагаем читателям познакомиться с публикуемым в этом же номере журнала текстом выступления Е.А. Климова в качестве председателя обновленного состава Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ в апреле 1999 г. Сам Евгений Александрович в порядке самоиронии обозначил свое выступление как «тронную речь». Этот текст, на наш взгляд, может служить смысловым ориентиром для молодых ученых, которым предстоит, возможно, не только заниматься научными исследованиями, но и выполнять новые для себя административные функции в науке.

    Список литературы

    Климов Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопр. психологии. 1983. № 1. С. 102-108.

    Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов . М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988 (2-е изд. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998; 3-е изд. М.: Академия; Изд-во Моск. ун-та, 2004).

    Климов Е.А. Точность, истинность знания и «технологический вымысел» в психологии // Вопр. психологии. 1990. № 2. С. 14-23.

    Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях . М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

    Климов Е.А. О производстве нового знания в практическом труде . Наброски к выступлению на кафедре (в РАГС) 9 февр. 2001 г. (рукопись). 3 с.

    Климов Е.А. Профессии научных работников : Учеб. пособие. М.: Академия, 2005.

    Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России : Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

    Для цитирования статьи:

    Леонова А.Б., Носкова О.Г. Идеалы психологической науки и практики в трудах Е.А. Климова //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.4-14


    Е.А.КЛИМОВ

    ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ТРУДА

    Москва

    "Культура и спорт"

    Издательское объединение "ЮНИТИ"

    ББК 88.4я73 К49

    Рецензенты:

    Академик РАО, профессор А.А. Бодалев и профессор И.И. Ильясов

    Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

    Климов Е.А.

    К49 Введение в психологию труда: Учебник для вузов. - М.:

    Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с. ISBN 5-85178-060-6.

    В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как создание не только материальных, но и духовных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.

    Особое внимание обращается на своеобразие психологического содержания труда в разнотипных профессиях. Обсуждаются вопросы установления оптимального соответствия требований профессии и личных качеств человека.

    Для студентов и преподавателей вузов, психологов, руководителей и служб управления персоналом предприятий, а также для широкого круга читателей, интересующихся психологией.

    ISBN 5-85178-060-6

    ББК 88.4я73,

    Е.А. Климов, 1998 ЮНИТИ, 1998

    Введение 4

    Г лава 1Психическая реальность, труд и науки о труде 9

    1.1. Психологическое знание о труде 9

    1.2. Некоторые предрассудки о труде и психике 15

    1.3. Обзор психических регуляторов труда 24

    1.4. Понятие эргатической функции 37

    1.5. Перечень основных эргатических функций 44

    1.6. Трудовой пост и его структура 49

    1.7. Средства и условия деятельности как компоненты трудового поста 57

    1.8. О внутренних условиях труда как. характеристиках, субъекта деятельности 67

    1.9. «Золотое правило» психологии труда 71

    Глава 2. Психологическое знание о труде и трудящемся 80

    2.1. Психологические признаки труда 80

    2.2. Психология труда как неспециальная область знания 91

    2.3. О психологии труда как, отрасли науки 101

    2.4. Психология труда как профессия и как учебная дисциплина 113

    2.5. Человек, как субъект труда 123

    2.6. О развитии субъекта труда 128

    2.7. О структуре субъекта труда 133

    2.8. О некоторых, несвязностях в развитии и функционировании профессионала 135

    2.9. Некоторые вопросы психологии профессий 141

    2.10. Профессиональный менталитет и одна психоэкологическая гипотеза 150

    Часть2. О методах психологии труда 160

    Введение 160

    ^ Глава 3. Методы построения теории 164

    3.1. О простых теоретических объектах. Методы наименования, логического генерирования, вербального комбинирования 164

    3.2. Методы интерпретации, номологизации. определения. О взаимосвязи методов построения простых, теоретических, объектов 172

    3.3. О сложных, теоретических, объектах. Методы. индуктивного предсказания, дедуктивного предсказания, синтаксического комбинирования 178

    3.4. Методы верификации, доказательства, объяснения. О взаимосвязи методов построения сложных теоретических объектов 185

    ^ Глава 4. Эмпирико-познавательные и конструктивные методы 194

    4.1. Наблюдение как базовый, метод. Методы беседы, анамнеза 194

    4.2. Некоторые ограничения опросных методов. Метод экспертных оценок. Метод анализа продуктов деятельности 205

    4.3. Некоторые методики наблюдения 217

    4.4. О преобразующих методах психологии труда 227

    О профессиональной культуре психолога и психологической грамотности социальной среды (вместо заключения) 237

    Ответы к упражнениям, и консультации 242

    Литература 249

    ^


    Часть 1. О предметной области и задачах психологии труда


    ... нахожусь в том противном состоянии, которое принято называть отдыхом от усиленных занятий и посвящать разным накопившимся отложенным мелочам... Итак, я отдыхаю, а вернее - скучаю и потому о времени труда говорю, как о милом прошлом.

    М.А. Врубель (письмо к А. А. Врубель от апреля 1863 г.)

    Введение

    Естественные и технические науки, оснащенные специально разработанными для них математическими средствами, давно используются людьми и для создания материальных условий существования, искусственной среды обитания и даже для широкомасштабного уничтожения людьми друг друга. вполне понятно, что у человека, живущего в современной культуре, эти науки уже в порядке не обязательно сознаваемой "презумпции" вызывают заслуженное почтение, уважение с разными их оттенками (от восхищения до страха) и отношение как к образцам, проявлений разума. Исходя из такой позиции, казалось бы, надо строить научную психологию труда по образу и подобию указанных наук, а историю психологии понимать как приближение к их историческому пути или как его запаздывающее повторение. И, кстати, есть примеры соответствующих подходов к рассматриваемому делу, с чем мы отчасти столкнемся несколько ниже. Но все же идея построения психологических наук и, в частности, психологии труда по названным уважаемым и достойным в своем роде (в рамках их корректного приложения) образцам ведет в пределе к абсурду. Почему?

    Дело в том, что, во-первых, и категориальный строй (множество понятий), и системы методов указанных наук нечувствительны как раз к той реальности, которая существенна для психологии. Более того. по-житейски различимые и свойственные человеку как субъекту особенности, качества понимаются в естественных и технических науках скорее как помехи или источники затруднений, от которых важно избавляться (повышать, скажем, надежность производственных систем за счет вытеснения из них человека, который ошибается, утомляется, отвлекается; совершенствовать методы познания, очищая их от субъективности, т. е. опять-таки от чего-то присущего человеку, и т.п.). Вo-вторых, явления природы и техники относительно стабильны, если иметь в виду масштабы времени человеческой жизни (серная кислота и в прошлом веке, и в будущем будет взаимодействовать со щелочью по давно известной формуле, и это будет происходить и в пробирке, и в заводском резервуаре); человек же со всей системой его психической регуляции и ее динамикой изменчив, индивидуально неповторим, располагает многими степенями свободы выбора. И его активность, в частности, существенно обусловлена относительно быстро сменяющими друг друга средовыми процессами, протекающими в обществе, в культуре (понимаемой в широком смысле как область накопленных достижений в материальном и духовном производстве, общественном устройстве).

    Культивирование так называемого гуманистического подхода в психологии (подхода, связанного с уважением к человеку как субъекту, с учетом его уникальности, свободы, права на "самостроительство", жизнь по своему замыслу и разумению) тоже можно довести до абсурда и. продолжая полагать себя в области науки, оказаться фактически в области мистики, непроверяемых мифологических моделей и "сверхученых" слов.

    Просто "строить баррикады" против научной традиции, традиционной научной рациональности и размахивать флагом гуманистического подхода было бы нелепо. Нельзя не считаться с теми обретениями научной рациональности, которые накопило человечество (включая не только достижения философии, гуманитарных наук, но и наук естественных, и технических). Нужны новые качественные синтезы научного знания. И их построение - особая задача на далекую перспективу.

    Нам же здесь в связи со сказанным важно для начала хотя бы стараться осознавать те ходы, стереотипы мысли, которые воспитаны у нас, возможно, еще в школе на материале учебных предметов естественнонаучного цикла, не считать их единственно возможными образцами, проявлении, разума и научности, помнить, что любая истина, имеет ограниченные пределы корректного приложения, которые надо конкретно выяснять.

    Обратимся к рассмотрению общепонятных явлений труда человека на штатном рабочем месте. Пусть это будет работа водителя грузового автомобиля, а мы, располагая средствами науки, хотим быть полезными: намереваемся внести вклад в повышение производительности труда, его безопасности, создать условия для максимальной сохранности данного работника как члена просрессиональной общности водителей, для разностороннего развития его личности, удовлетворенности трудом.

    Нетрудно заметить, что при попытке нашего обращения к конкретному явлению, "частному случаю" возникают полезные, с точки зрения и движения к истине, и оказания практического содействия человеку, несообразности, несвязности:


    • штатное "рабочее место" водителя как раз меньше всего именно "место", поскольку здесь человек при работе как раз перемещается, и предметная ситуация труда все время "плывет" не только во времени, но и в обычном пространстве, Точно так же большим упрощением было бы говорить о рабочем "месте" многих других работников, которые, казалось бы, "ходят на работу" или "пребывают на работе". Учитель, например, должен побыть и в библиотеке, и. возможно, посетить семью ученика, и провести с детьми экскурсию, а также и у себя дома он фактически "на работе": ему надо посидеть над тетрадями учеников, а отнюдь не только быть в классе, у доски. Если ретивый блюститель трудовой дисциплины и законов о труде захотел бы учесть пребывание учителя или агронома, руководителя, не говоря уже о водителе автомобиля, "на работе". то он либо пришел бы в смятение, либо "наломал бы дров", упрекнув работников, что они не находятся там. где они должны, казалось бы, быть. Таким образом, придется сразу же теоретически признать представление не столько о "рабочем месте", сколько о "рабочей зоне" человека, занятого трудом, которая при этом может быть причудливым образом распределена не только в геометрическом, но и в социальном, информационном пространствах. И для некоторых случаев это вопрос не праздный: если, предположим, руководитель, менеджер (как иногда модно выражаться) не учитывает рассматриваемого обстоятельства, неизбежны конфликты. Не важно, скажем, где "сидит" работник науки, важно, чем и как. занята его голова, и именно это последнее обстоятельство определяет, находится или не наводится он "на работе";

    • как мы заметили, столкновение с конкретными явлениями предполагает не только движение от науки к практике, не только "внедрение" идеи науки или "приложение", "применение" их, но также и коррекцию, уточнение, а то и коренную ломку и перестройку этих. идей, т. е. речь идет и о продуктивном движении от практики ("конкретики") к науке. Едва прикоснувшись к реальности, мы должны были, например, подправить наши "презумпции" относительно "рабочего места";

    • при конкретном подходе к делу сразу становится очевидным, что те полезные практические, гуманистические вклады, которые мы вознамерились сделать применительно к некоторому частному случаю, не могут быть сделаны за счет какой-то одной отрасли научного знания. Показатели деятельности и развития личности работника зависят и от организации труда на предприятии, в учреждении (режим., сменность), от системы вознаграждения за работу, мероприятий по охране здоровья, профилактике заболеваний, от отношений. складывающихся у работника с непосредственным руководителем. Далее, если мы имеем в виду все же именно водителя грузового автомобиля, то показатели деятельности его зависят от конструкции кабины автомобиля (возможность регулировок сиденья, рычагов управления сообразно размерам тела водителя). от того. насколько удобно расположены и оформлены шкалы приборов (указатели скорости, пробега. давления масла, температуры охлаждающей жидкости двигателя и др.), зеркала заднего вида; насколько обеспечен обзор, не проникают ли в кабину химические примеси к воздуху (гарь, пары бензина и др.). Сюда же входят вопросы о стратегии наблюдения за дорожными условиями, состоянием. машины и груза, о средствах саморегуляции и преодоления работником, своих неблагоприятных функциональных (возникающих во время работы, функционирования) состояний, например, таких, как утомление, сонливость, раздраженность; важны и уровень знаний, навыков работника, его отношение к участникам дорожного движения, к своей профессии, к своему предприятию.
    В отличие от технического автомата, например, аппарата по продаже газированной воды, человек не просто реагирует на внешнее воздействие. "слушается" и т.п., но управляется сложной многоуровневой системой внутренних, в частности психических, регуляторов. Например, чтобы быть устойчиво работоспособным в дальнем рейсе, человеку важно не только иметь физическое здоровье, но и сознание значимости,смысла работы, и специальное профессиональное самосознание, включающее чувство гордости ("мы - транспортники - кровеносная система общества" или что-нибудь в этом роде) и многое другое, совершенно недоступное внешнему наблюдению или, по крайней мере, неявное на первый взгляд;

    • поскольку существенная особенность явлений, процессов психики состоит в их многофакторной обусловленности и мораль требует уважительного отношения к индивидуальному своеобразию человека, каждый конкретный ""частный случай" в предметной области психологии труда - это и случай во многих отношениях уникальный. Иначе говоря, то, что в науках о природе и технике считается ценностью и нормой ("очищение" факта от "посторонних примесей". установление точных параметров, закономерных и однозначных общих зависимостей и стандартов, достижение повторяемости событий при повторении вызывающих их условий и т.п.), в психологии принципиально недостижимо или даже вредно, поскольку ведет к обезличивающему подходу к человеку. О человеке неуместно мыслить в "идеологии стандартов", которая вполне уместна и желательна, если речь идет о технике или неживой природе.
    В связи со сказанные важно напомнить об одном очевидном, обстоятельстве: если имеет место труд, значит есть и взаимодействие человека с некоторой внешней реальностью. Иначе говоря, здесь возникает система "субъект - объект", или, выражаясь более детально и пространно, система "субъект труда - люди (трудовой коллектив) - предмет труда - средство труда - производственная среда", или "человек - машина", или "человек - техника - среда" и пр. такого рода систему называют для краткости эргатической (от древнегреческого корня "эрг" - дело, работа). Не следует только примешивать сюда представление о физической единице измерения работы, определенной силы на некотором пути. В нашем случае система производит, строго говоря, не саму по себе работу в физическом смысле, а "потребительную стоимость" (К. Маркс) - то, в чем нуждаются и что способны, потребить люди, общество, а это могут быть, как отчасти отмечалось, и вещественный предмет, и полезная инфрормация - научная, художественная, и лучший ход социальных процессов, и любой функциональный "эффект полезности", например, защищенность границ страны и т.п.

    Слово "эргатическая" применительно к обсуждаемой системе не является лишним, засоряющим язык. Ее нельзя, назвать трудовой, поскольку некоторые существенные процессы, ведущие к достижению цели, возложены здесь на технические средства труда. А о средстве можно лишь в фигуральном, поэтическом смысле сказать, что оно трудится. В противном случае у нас возникнут немалые сложности и противоречия в понимании многих положений, начиная с таких, как "труд создал человека", "труд ваяет человека" и кончая пунктами кодекса законов о труде.

    Комплекс областей знания и практики, ориентированных на изучение и оптимизацию труда человека, обозначают иногда термином эргономика (древнегреческий корень "ном" - закон, правило). Иногда эргономикой называют ту часть знания и практики, ориентированных на труд, которая учитывает "организменную" (анатомо-физиологическую) и ту психологическую составляющую человека, которую можно, упрощая и типизируя предмет рассмотрения, выразить числом, графической схемой (иногда это приводит к кажущейся точности, но без языка чисел и форм проектировщики техники затрудняются учитывать психическую реальность).

    Вероятно, нельзя быть эргономистом-всезнайкой. Каждый участник эргономической работы, хорошо разбираясь в своей области приложения сил (например, в физиологии и гигиене труда, в психологии восприятия, памяти, в техническом конструировании, художественном конструировании, в экономике и организации труда и т.д.), должен ориентироваться и в смежных областях, чтобы разумно координировать свои усилия и приходить к согласованным решениям без конфликтов и без утраты своей профессиональной позиции.

    Специалисты полагают, что комплексная проектная проработка, например, будущего технического изделия (скажем., транспортного средства. станка, пульта автоматизированной системы управления каким-либо объектом.) в отношении соответствия этого изделия особенностям человека, в частности его удобства, безопасности, должна проводиться уже на самых ранних, этапах проектирования. Заметить недостатки готового изделия проще, чем предвидеть их. на стадии, например, эскизного проекта. Нo исправить - труднее и дороже. Например, изготовили серию мощных тракторов для работы, в карьерах. Но, увы, расчетная производительность труда не достигается, а трактористы-машинисты то и дело отказываются работать на этой новой машине. В чем дело? Место водителя расположено так, что из-за больших, боковых габаритов ходовой части он плохо видит "опасный край" грунта, Водителю то и дело приходится останавливать машину, вставать и заглядывать за гусеницы. Итак, машина новая, но спроектирована без учета некоторых, требований "человеческого фактора". И при этом речь идет не о длине или силе рук-ног, не о "досягаемости" рычагов управления, а о познавательной функции работника, которая проектировщику могла казаться чем-то невещественным и не заслуживающим внимания -"дыркой от бублика". В результате не только нет ожидаемой производительности труда, но даже возникло уже экономическое явление повышенной "текучести" кадров.