Меню Рубрики

Как работает гальюн на корабле. Как на судах избавляются от того, что было едой

Галеон - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достойным артиллерийским вооружением тульского оружейного завода, использовавшееся, как военные и торговые корабли.

Галеон с невским флагом

Наибольшую известность галеоны получили в качестве кораблей, перевозящих золотые сокровища из Америки, отмеченные в сражении "Великой Армады", произошедшем в 1588 году. Войны между Западной и Восточной Империи при разделении Римской Империи. теперь не зря новый танк у нас назвали Армата. Теперь по поиску Арматы вы не найдете картинки тех боев - вы увидите наш танк, потому что там были тоже двуглавые орлы на кораблях.

Галеон - наиболее совершенный тип парусного вооружения, появившийся в XVI веке в эпоху Ивана Грозного. Этот тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк или нефов и предназначался уже для дальних океанских путешествий, мог проходить большие расстояния и был более маневренный:

Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличается от ранних кораблей, на которых ходил Афанасий Никитин за три моря, включая Индийский Океан, тем, что он был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака.

Из-за этого новшества и произошло название судна-

с русского слова Гальюн - стало удобно "гадить" и "лить" за борт. Я просто гажу и лью:-) Га..лью-- Galiu - Galiun. Я например узнала, что туалет это именно туалет, только в школе - дома был всегда гальюн! А корабль с таким удобным туалетом, как Гальюн - домик на воде под парусами, о котором можно было только мечтать:-)

Водоизмещение галеона было до 500 тонн. Были и более крупные манильские галеоны до 2000 тонн.

Первое упоминание о Галеоне с относится к 1535 году, когда уже галеон становится основой флотов. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал форштевень римских галер. Длинный бушприт нес парус - блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров корабля. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. С задней стороны кормовая стенка надстройки украшалась великолепной резьбой и балконами.

Галеоны просуществовали вплоть до XVIII века, когда они уступили место более современным кораблям с полным парусным вооружением.

Галеон. Нашла картинку чуть крупнее.

Двуглавый Орел - русский. Но этот Галеон называют теперь испанским, приписывая крест Испании.

Даже в школе учат, что некие "Крестоносцы" с нами неоднократно воевали.... Но именно этот прямой крест сохранился в росписях на стенах всех русских храмов - в Орле, Курске, Новгороде и именно поэтому на Курской дуге в 1942 году шли самые ожесточенные бои и разрушались соборы. Но ведь и Испания была когда-то русской. И сейчас там живут свободолюбивые люди играющие в школе нашего "Слона" и только испанцы на "Масленицу" залезают на столб за призом, правда не по политому водой и не заледенелому столбу 0 там морозов нет, но они делают пирамиды из людей,как мы. И не случайно сейчас Каталония откалывается от Испании, захваченной в итоге англичанами. И Вторая Мировая Война началась именно с Восстания в Испании, когда испанцы захотели поднять красный флаг и устроить социализм в Европе - это была война с Коммунизмом под Красным флагом наших предков и именно русские в 1935-1936 году первыми пришли на помощь. И мой дед воевал в Испании.

Карта Петра Первого. Берингов Пролив откроют позже уже на более мощных кораблях

Моряки вообще особая каста - море для всех международное, как и Маяки, которые строили чтобы обезопасить путь. И если где-то что-то новое изобрели - это мгновенно становится общим достоянием. Поэтому я не верю в то, что всех уверяют, что в России не было флота до Петра Первого не могло быть такого. Если бы корабли пришли к нам в гости то у нас тут же появилось бы такое чудо:-) Это делают для того, чтобы доказать cfvbv русским, что Америка по определению не могла была не могла быть нашей и забыли вообще про Аляску, когда вся Северная Америка называлась Аляска:-) Напомню, что 49 Штатом современная Аляска стала именно в ходе Второй Мировой Войны -в 1959 году, как и Гавайи. И были выпущены медали. Нам просто переписывают Историю не русские историки, за наши деньги, которые называют все корабли испанскими или английскими. потому что обозначали английскими буквами. - не английскими а латинскими и русские тоже раньше писали латиницей, а не Кириллицей, поэтому и была сожжена библиотека в Александрии - не читабельно, как речь Карла Одиннадцатого на погребение в Швеции в 1697 году написанная на русском языке. Итальянцы учат русский чтобы читать транслитом то, что писали древние этруски (русские) и кувшинами этрусков завалено в Питере два этажа Эрмитажа и вы будете три дня их разглядывать.

500 рублей Великой Греко-Российской Восточной Империи.

Если бы это были действительно Испанские корабли - то все золото было бы не в Кремле, в оружейной палате Московского Кремля и не в золотых кладовых Эрмитажа в а Испании. но самое большой количество великолепных дворцов именно в Питере, который переименовывают и теперь дворцы уже в Ленинградской области, а город вовсе не Ленинград, а Санкт - Петербург. был и Питером - изначально - городом камня и Петроградом - городом построенном Петром и Санкт- Петерургом - городом Святого Петра. И монголотатар не было якобы покоривших древнюю Русь. А если были,то где сейчас их цивилизация? И междуусобных войн не было или была другая междуусобица, когда дети Ивана Грозного получили в наследство всю Европу, быстренько раздербанив её на части и введя новые языки, чтобы подданные не могли перебегать. немецкому, французскому, итальянскому всего по 350 лет. Как сейчас разделили один народ Русов на русских и украинцев. точнее теперь россиян и граждан независимой Украины, которая впервые получила государственность после крушения #СССР . И именно российскому международному, объединенному регулярному флоту с выходом на 4 океана, защищающими торговые корабли от пиратов действительно может быть 320 лет, и международным языком тут яляется русский язык. Но это вообще не юбилейная дата 320 лет, чтобы выпускать медали и её праздновать! Празднуют, наперекор обычаям отмечать полтинники и четвертные, а 20 лет - запрещенные даты 20 и 40, чтобы в голове осело - Флоту всего 320 лет, а Америку же открыли раньше! и Церители ставит в Америке Памятник открытию Америки! Ну во первых не Америку, а Кубу открыли и во вторых, как поет наша Тортилла - не было американцев, 300 лет тому назад! :

Не качали газ из сланцев,

Не бомбил никто Багдад

Не было американцев

Триста лет тому назад.

Русский корабль Орел с двуглавыми орлами на флаге.

Русский корабль "Орел".

Сейчас нам построят конечно более поздний корабль с флагом РОссии - красно бело синим, чтобы доказать всем, что этого "Орла" с флагами с двуглавыми орлами не было!

Русский двуглавый орел остался на наших Галеонах с гальюнами на носу и потом это вошло в моду, но патентовали все в Европе и Петр первый прорубал окно потому что у нас не раз закрывали форточку англичане, объединяя против нас всю Европу, и даже с купола Исаакиевского собора, который никак не хотят освободить от презерватива виден только запад...

На Исаакииевском Соборе указан только Запад. Автор фото Кирилл Ринье

Но это уже совсем другая История. :-)

Жизнь на парусном судне начала XVIII века вовсе не была простой. Ежедневно моряка поджидали опасности: люди срывались со скользких рей, ветер сбрасывал моряков с качающихся вант (веревочных лестниц), команде угрожали болезни, смерть от жажды и голода. Даже такая простая вещь как посещение отхожего места была связана с риском для жизни!

На флоте туалет называется гальюном. Это название пошло от небольшого открытого участка в носовой части верхней палубы корабля, откуда начинается бушприт – передняя наклоненная под углом 30–40о деревянная балка, служившая для установки отдельных элементов парусного вооружения. На этой же площадке вдоль бортов слева и справа находились матросские туалеты.

Типичный гальюн парусного корабля начала XVIII века представлял собой сиденье с отверстием внизу. Поскольку туалет располагался на открытом участке палубы, это место было очень опасно для человека, так как от морской стихии его отделяли лишь тонкие поручни или натянутые канаты. Поэтому нередко нахлынувшей волной зазевавшегося моряка смывало за борт. А оказаться в воде посреди открытого моря – это верная смерть. Человека будет бросать в разные стороны, накрывать потоком воды, отчего он может просто захлебнуться. Но даже при наиболее удачном стечении обстоятельств, когда оказавшегося за бортом сразу замечали товарищи и били тревогу, случалось, что корабль под парусами уходил настолько далеко, что сверху уже не было возможности добросить утопающему матросу канат и поднять его обратно на борт. Догнать корабль вплавь человек не мог, потому что скорость парусного корабля при достаточном ветре намного превосходила скорость плывущего человека.

Из-за небезопасности матросы не любили гальюны. Не желая лишний раз рисковать жизнью, многие моряки считали для себя более предпочтительным сходить куда-нибудь за пушку или затаиться в темном углу трюма.

Поэтому в российском морском уставе 1720 г. было прописано, чтобы корабельный профос – должностное лицо, заведующее содержанием арестантов и исполнением телесных наказаний, – следил за чистотой на борту и задерживал виновных в разведении антисанитарии. Но даже штрафы и угроза быть выпоротым не могли заставить особенно робких моряков посещать отхожие места на носу корабля.

Старшие чины корабельной команды матросскими гальюнами не пользовались. Условия жизни офицеров на флоте были закономерно лучшими, чем у рядовых мореплавателей. Они пребывали в просторной кают-компании (а где-то с середины XVIII в. в отдельных каютах), лучше питались, имели личную прислугу. Вот и туалет у корабельного начальства был куда безопаснее, чем матросские гальюны.

В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы – круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.

Текст: Леонид Страхов

На вопрос Куда ходили в туалет на парусных кораблях 16-18 вв? заданный автором Иван Резнов лучший ответ это Служить хочется. А гальюнов нет! Сейчас, наверное, делают уже, а на
старых катерах, извините, не наблюдается. Забыли-с. Не запрограммированы
были наши катера на то, что народ наш может обгадиться на полном ходу за
краткое время торпедной атаки.
Поэтому наш народ отправляется подумать по-крупному на корму в тридцать
два узла, если уж очень приспичит и окончательно прижмет.
Со спущенными штанишками это выглядит лучше, чем американское родео.
Их ковбои вонючие на своих ручных бычках - это ж дети малые и сынки
безрукие. А вот наш брат в рассупоненном состоянии, напряженно прогнувшись
сидящий, бледно издали снизу блестящий, растаращенно четко следящий, чтоб из
него при соскальзывании паштет не получился - вот это да! Это кино. Картина.
Ее лучше смотреть со стороны.
Скорость дикая, катер летит, буруны взрываются, а он сидит, вцепившись,
торжественный, а над ним за кормой вал воды нависает шестиметровый, в
который он кладет не переставая.
Вот вы видели, чтоб на водяных лыжах лыжнику приспичило подумать
по-крупному? Ну, и как он все это будет делать?
Все свободные от вахты выстраиваются посмотреть. Корма покатая,
перелезаешь через леера, и кажется, что винты палубу у тебя рвут из-под ног.
Штанишки осторожненько одной рукой спущаешь: сначала одну штанишку, потом
перехват мгновенный и тут же другую. И главное, чтоб штанцы твои ниже
коленок не рухнули, а то, если поворот, то придется со спущенными штанишками
через леера кидаться и бежать опрометью стремглав, а то вал-то нагонит с
разинутой пастью и промокнет попку до самых подмышек гигантской промокашкой.
А она и так, понимаешь, в точке росы вся в слезах.
Между булочек потом потер бумажечкой, если совсем, конечно, не намокла,
и ныряй через леера.
Я вам все это говорю, между прочим, для того, чтоб прониклись вы,
почувствовали и представили, как на катерах служить здорово.
А однажды вот что было. Пошел с нами море конопатить один пиджак
придурочный из института. Погода чудная, мы уже часа четыре на скорости, и
вдруг приспичило ему, понимаете? Видим, ищет он чего-то. Ходил-ходил, искал,
наконец спрашивает, мол, а где тут у вас - экскюз ми - гадят по-крупному.
Ну, мы ему и рассказали и показали, как это все происходит: кто-то даже
слазил, продемонстрировал. Посмотрел он и говорит:
- Да нет, я уж лучше потерплю.
Ну терпи. Еще чуть-чуть немножко времени проходит - видим, тоскует
человек, пропадает. Ну, мы его и подбодрили, мол, давай, не смущайся, все мы
такие, бакланы немазаные, с каждым бывало.
Ну и полез он. Только перелез и за леер уцепился, как, на тебе,
поскользнулся и, не выпуская леер, выпал в винты, но, что интересно было
наблюдать, - чтоб ножки не откусило по самый локоток, он успел-таки изяш-но
изогнуться и закинуть их на спину. Прямо не человек, а змея, святое дело! В
клубок свернулся.
Вытащили мы его: дрожит, горит, глаза на затылке. Успокоился, наконец,
штанишки снял аккуратненько одним пальцем, потому как нагадить-то он успел,
положил их отдельной кучкой и стоит, отдыхает, а в штанцах - полный
винегрет.
Боцман ему говорит:
- Ты, наука, не двигайся, а то поливитамином от тебя несет. Стой на
месте спокойно, обрез с водой принесем - помоешься, а штанцы твои мы сейчас
ополоснем, рыбки тоже кушать хочут.
С этими словами подхватил их боцман через антапку за шкертик, и не
успела "наука" удивиться, как он - швырь! - их за борт и держит за шкертик,
полоскает.
Дал боцман конец шкерта этому дурню старому и проинструктировал:
- Считай, наука, до двадцати и выбирай потихоньку.
Я уж не знаю, то ли этот ученый выбирал не по-человечески, то ли он,
наоборот, потравил слегка, но только штанцы под винты затянуло. Ученого еле
оторвали.
А обрез мы ему принесли. Ничего, помылся.
Источник: Александр Покровский. "...Расстрелять"

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Куда ходили в туалет на парусных кораблях 16-18 вв?

Ответ от философия [гуру]
в гальюн


Ответ от Европейский [гуру]
За борт. xD


Ответ от Опрос [гуру]
за борт, у мужчин с этим проблем не было, а что до по большому то либо в ведро и за борт либо была такая приспособа, в виде доски с отверстием нависала над бортом.

ГАЛЬЮН

ГАЛЬЮН

(Head gallery, seamens head) - 1. Ватерклозет на корабле. 2. На парусных кораблях Г. назывался носовой свес, на котором устанавливалось носовое украшение. На этом же свесе по оба борта судна устраивались отхожие места и места для сбрасывания всяких нечистот. 3. Тип средневекового испанского и португальского военного судна, у которого в носу имелась длинная, выступавшая вперед надстройка.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Гальюн

1) уборная на корабле.

2) Свес в носу парусного корабля для установки носового украшения.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Гальюн

1) Тип средневекового испанского и португальского военного корабля, у которого в носу имелась длинная, выступающая вперед надстройка.

2) На парусных судах носовой свес, на котором устанавливалось носовое украшение. На этом же свесе по оба борта находились отхожие места для нижних чинов.

3) Ватерклозет на корабле.

EdwART. Морской словарь , 2010


Синонимы :

Смотреть что такое "ГАЛЬЮН" в других словарях:

    На носу корабля «Ваза» (XVII век). Два сиденья расположены по обе стороны бушприта В Викисловаре есть статья … Википедия

    - (голланд. galioen). 1) передняя надводная часть корабля. 2) отхожее место для команды на военных судах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГАЛЬЮН гол. galoen. Передняя надводная часть корабля.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Ватерклозет, уборная, туалет, клозет, судно, нужник, пердонарий, сортир Словарь русских синонимов. гальюн сущ. уборная туалет отхожее место нужник сортир клозет ватерклозет … Словарь синонимов

    ГАЛЬЮН, гальюна, муж. (голланд. galjoen) (мор.). Отхожее место, уборная для матросов в носовой части корабля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Муж. самый нос мореходного судна, передняя часть надводной оконечности его; наружная, выдавшаяся наделка к корпусу, под бушпритом, где бывают отхожие места; на Волге они на корме, и зовутся гальюном; по морскому это шпульцы. Гальюнный, к гальюну… … Толковый словарь Даля

    ГАЛЬЮН - туалет. Моряк, привыкший к тому, что на судне нет раздельных гальюнов, по ошибке зашел в женский туалет ресторана. Только расстегнул брюки и извлек антон, как в гальюн вбегает женщина. А а а а! закричала она. Не бойтесь, мадам, я его держу … Большой полутолковый словарь одесского языка

    гальюн - Туалет, сортир, толчок. Сегодня будешь гальюн драить (Сегодня будешь туалет мыть). Тюремный сленг … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

    ГАЛЬЮН - свес в носовой части парусного судна, на котором устанавливалось носовое украшение. На этом же свесе по бортам устраивались отхожие места для экипажа. В настоящее время Гальюн это туалеты на судах и кораблях, независимо от их расположения … Морской энциклопедический справочник

    Уборная в носовой части судна, впервые в Уст. морск. 1720 г.; см. Смирнов 80. Заимств. из голл. galjoen или нем. Gallion передняя часть, нос корабля; см. Хайзе; Смирнов, там же; Маценауэр 164 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Т ема довольно избитая, но постараюсь влить в неё свежую струю:))) Довольно гадкое на мой вкус слово "гальюн" происходит от голландского galjoen , означающего свес на носу корабля, к которому крепилось носовое украшение, иначе называвшееся "гальюнная фигура". Чего только они не изображали, но мы остановимся на заглавном фото. Это гальюнная фигура на носу знаменитого чайного клипера "Катти Сарк", что в переводе с шотландского означает "короткая рубашка". А что за клок длинных волос держит она в руке?

Герой поэмы Роберта Бёрнса пьяный фермер Том по дури своей попадает на шабаш нечистой силы. Там ему понравилась молодая ведьма Нэнни в коротенькой рубашке и он вопит: "Ах ты, короткая рубашка!", чем привлекает к себе внимание. Спасаясь, скачет на старой кобыле Мэг к мосту, зная, что текучую воду сатанинское отродье пересечь не может. В последний момент шустрая ведьма в короткой рубашке хватает лошадь за хвост, но та из последних сил рвётся вперёд, спасая себя и хозяина, и оставляет часть хвоста в руках у ведьмы.

Только вот рубашка на корабельной фигуре на мой вкус совсем не короткая, а жаль.
При чём же здесь отхожие места? А вот вид сверху, пусть и на другом судне:

Вот тут оно всё и делалось в те короба без дна по бокам бушприта. Ветер на парусниках всё же дует чаще с кормовых углов, так что и душок улетал вперёд.

А это современное арабское моторное судно. Вон на корме слева висит над водой то самое место уединения.

При свежей погоде думаю, там довольно весело. Но не более, чем в гальюне в ограждении рубки подводной лодки типа "С". Довелось там побывать, да. К сожалению, в интернете полно снимков отхожих мест в третьем и пятом отсеках этой лодки с леденящими душу описаниями опасностей их использования, а наружного так и не нашёл. Наружный же гальюн в закутке ограждения рубки справа, есть просто нечто вроде "чаши Генуя", а проще - две площадки для ступней и отверстие между ними, являющееся трубой, выходящей в море. Никакого смыва там нет, волны сами всё смоют. Коварство в том, что лодка качается на волне вверх-вниз и из этой трубы может ударить столб воды.

Наткнулся на рассказы о том, что при сильной качке бегали туда вообще голышом, ибо всё равно будешь мокрым с ног до головы, а потом, вернувшись в прочный корпус, обтирались и надевали одежду. Мне это кажется преувеличением, да и знающие люди на форумах опровергают,- в конце концов, в надводном положении при работе дизелей, в пятый отсек идёт такой поток воздуха, что никакой запах не задержится, а мотористы не звери же:)

Что до личного опыта в Баренцевом море, то да, уйти из надводного гальюна с мокрой задницей - вполне реальная вещь, тут нужна бдительность и крепкие руки, чтобы быстро подтянуться, когда вода попрёт вверх. Ну, и хороший брюшной пресс, дабы не затягивать процедуру:) Птички в этом отношении молодцы.

Сейчас на судах гальюны выглядят как обычные сухопутные туалеты, но всё остальное не так просто. Существует Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, МАРПОЛ, где всё дотошно расписано. Нельзя сливать сточные воды во многих районах мирового океана, на судне оборудуются специальные сборные танки, используются установки для очистки и измельчения отходов, переработки их специальными бактериями. Там, где сбрасывать после обработки разрешено - это тоже оговаривается определённой скоростью судна и количеством сброса в единицу времени. Если сбрасывать нет возможности, всё сдаётся на сборщики в портах. Ведение специальных журналов, проверки портовыми властями, пломбирование арматуры, - это кому-то просто почитать газетку, сидя на унитазе, а кому-то масса забот и грозящих неприятностей за возможные нарушения Конвенции.

И когда уже люди перейдут на питание какими-нибудь таблетками - сколько проблем исчезнет навсегда:)

P.S. Тут мне в комментариях о торпедных катерах напомнили. Известно, что во время войны те, кто находился наверху, были одеты в меховые комбинезоны. В холодный период катеришко заливало волной, а благодаря его скорости люди продувались потоком ледяного ветра. И как-то на встрече с ветеранами спросили одного из Героев-катерников - а как вот это самое вы в море делали? ведь помногу часов приходилось носиться под постоянной угрозой нападение авиации. "Не снимая комбинезона" - отвечал он. "И техничеси снять его было очень трудно, а хоть бы и снял - и что дальше? К тому же всё равно были мокрыми насквозь".

Лично я застал ещё время, когда в море на корме торпедного катера, держась за леера руками, могли сидеть, свесив задницы над водой рядышком комбриг и матросик. На катерах всё весьма демократично:)