Меню Рубрики

Духовная культура как комплексное образование мировоззренческих характеристик личности. Приблизительный поиск слова

ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ,

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА (КОММУНИКА-

ТИВНАЯ, ИНТЕРАКТИВНАЯ, ПЕРЦЕП-

ТИВНАЯ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ)

1. Введение.Из истории вопроса..................................................

2. Коммуникативная сторона общения.......................................

3. Перцептивная сторона общения..............................................

4. Интерактивная сторона общения............................................

5. Заключение...............................................................................

6. Библиография............................................................................

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология.2-е изд.М., 1988

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание селовека человеком.М., 1982

3. Бодалев А.А. Личность и общение.Избр. труды.М., 1983

4. Брудный А.А. Понимание и общение. М.1989

5. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.1978

6. Богомолова Н.Н. , Петровская Л.А. О методах активной социально-

психологической подготовки. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14 Психология,

7. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М. 1990

8. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1979

9. Каган М.С. Мир общения.М. 1988

10. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987

11. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения.

12. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском кол-

лективе: (очерк социальной психологии школьного класса). М., 1969

13. Ковалев Г.А. Активное социальное обучение как метод коррекции пси-

хологических характеристик субъекта общения. М. 1980

14. Лабунская В.А. Невербальные средства общения. Ростов-на-Дону,1979

15. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М. 1979

16. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974

17. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии//Проблема общения в пси

психологии. М., 1981

философии, 1979, № 8

19. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида.//

Психологические проблемы регуляции поведения. М., 1976

20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психологии. М., 1972

21. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М., 1984

22. Николаева Г.Н. Коммуникативная компетентность личности: Учебное

пособие.Орел, 1997

23. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А. Зязюна.М., 1989

24. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально- психологический тренинг. М., 1989

25. Пиз А. Язык телодвижений. М.,1992

26. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические

разработки занятий. М., 1993

27. Станиславский К.С. Собрание сочинений. Т2.М., 1954

28. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.,1988

29. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991

Общение является важнейшей составной частью человеческого бытия, присутствует во всех видах человеческой деятельности. Это главное условие и способ существования и развития людей.

Общение при кажущейся простоте некоторых своих проявлений довольно сложный вид человеческих отношений. Оно включает в себя как стихийно, так и сознательно складывающиеся взаимоотношения. Как любая деятельность всегда осуществляется в определенном порядке, точно также и сопутствующее ей общение должно иметь свой порядок, быть последовательным.

В нем так же как и в деятельности, должны использоваться определенные средства и способы, выбор которых не может быть лишь случайным и произвольным. Именно поэтому современная наука все в большей мере склоняется к мысли, что общение как существенный вид жизнедеятельности каждого человека выступает своего рода искусством, где есть свои правила, свои секреты, особенности, знать которые необходимо каждому человеку для оптимизации своей деятельности, достижения целей, в ней поставленных.

Проблема общения имеет давнюю историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных задач говорящего: “что сказать, где сказать и как сказать”/ , /.

Речевое общение широко исследуется во всем мире. В И.А.Зимняя/ / приводит следующие цифры, что только в США более 30 тысяч научных работников занимаются этой проблемой. Созданы специальные центры изучения общения(например, Центр Карнеги).

В нашей стране проблемой общения занимались Г.М. Андреева, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский,Н.И. Жинкин,А.Б. Добрович, Я.Л.Коломинский, А.А.Леонтьев, А.А.Брудный, М.С.Каган.

Вопросы педагогического общения рассматривались в работах Л.Д.Ершова, В.А.Кан-Калика, В.С.Грехнева, Мудрик.

В последние десятилетия появилось достаточно много пособий, позволяющих человеку овладеть искусством общения: вопросы социально-психологического обучения общению рассматривались в работах Н.Н.Богомоловой, Ю.Н.Емельяновой, Л.А.Петровской; опыт воспитания навыков педагогического общения изучали Б.А.Кан-Калик, Г.А.Ковалев, П.Н.Филатов; формирование коммуникативных навыков в театральной педагогике обобщили П.М.Ершов, Л.Н.Новицкая; теоретические основы коммуникативной методики обучения общения разрабатывались И.А.Зимней, Е.И.Пассовым.

Ученые до сих пор не пришли к единому толкованию понятия “общения”, его форм, механизмов.

Автор статьи в “Философской энциклопедии”считает, что “общение - процесс взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией,опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Общение является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности”/ , 433/.

Общение - многогранный процесс, изучаемый философией, социологией, общей и социальной психологией, лингвистикой, педагогикой, социологией, социолингвистикой, психолингвистикой, педагогической психологией, “каждая из которых рассматривает ту или иную грань, хотя в целом это комплексная проблема”/ /.

Исследователи с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, предлагают разные подходы к его изучению: коммуникативные, интерактивные, деятельностные и другие.

В философской литературе большое место занимает разработка проблем: соотношения общественных отношений, деятельности и общения, роли и значения общения в формировании и жизнедеятельности личности/Л.П.Буева, М.С.Каган/.

М.С.Каган рассматривает общение как один из видов человеческой деятельности, которому присущи соответствующая структура и атрибуты.

Иной подход к общению и соотношению его с деятельностью развивает Л.П.Буева. Она считает, что “деятельность и общение - две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого /индивидуального и общественного/ процесса жизни”/ ,113/.

Точка зрения А.Н.Леонтьева состоит в том, что общение следует рассматривать как определенную сторону деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве её элемента. Саму же деятельность можно рассматривать как необходимое условие общения / /.

Ряд исследователей понимают общение как особый вид деятельности, как коммуникативную деятельность или деятельность общения, - который играет самостоятельную роль в жизни человека / /.

Б.Ф.Ломов рассматривает деятельность и общение как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. Суть этого подхода состоит в том, что общение рассматривается как специфическая система межличностного взаимодействия, структура и динамика которого не могут быть сводимы к последовательно сменяющим друг друга воздействиям, что характерно для деятельностного подхода.

Этот ученый считает, что общение - это важнейшая самостоятельная категория психологии и дает его системный анализ.

Б.Ф.Ломов / / анализирует содержание процесса общения через три основные его функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффектино-коммуникативная.

А.А Бодалев и его ученики в своих работах изучали гностические, аффективные и практические характеристики общения и их взаимосвязи.

Г.М.Андреева / / предлагает характеризовать общение через выделение в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Коммуникативная сторона общения, по мнению Г.М.Андреевой, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона характеризует особенности взаимодействия людей и непосредственную организацию их совместной деятельности.

Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Близким, к только что описанному, является и подход Б.Ф.Ломова.

Остановимся подробнее на характеристике трех сторон общения, предложенной Г.М.Андреевой.

Коммуникативная сторона общения

Г.М.Андреева определяет коммуникативную сторону общения как процесс обмена информацией между партнерами.

Схематически процесс общения в педагогической литературе можно представить следующим образом:

Общение - контакт

Восприятие Обмен Взаимопо- Взаиморегуляция

друг друга нимание

Информацией Переживаниями

По мнению Г.Н.Николаевой / /, следует отметить несколько наиболее существенных моментов подобного обмена. ”Во-первых, общение, осуществляемое в его субъект-субъектной форме, предлагает не просто передачу и принятие информации, но и её интерпретацию, т.е. осмысление. А это возможно в том случае, если партнеры понимают язык друг друга, говорят на одном языке.

Термин “язык” в этом случае необходимо рассматривать довольно широко и включать в него не только вербальные и невербальные средства общения, но и весь спектр наших индивидуальных особенностей.

Язык - это средство общения. Он обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию(коммуникатор), кодируя её в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает информацию(реципиент).

Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя её в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя её, т. е расшифровывая эти значения и изменения на основе этой информации свое поведение.

Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто её принимает (реципиент) должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений.

Речь - это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средство вербальной коммуникации - слова с закрепленными за ними значениями.

В лингвистике выделяют следующие виды речи - письменная и устная. В свою очередь устная речь подразделяют на диалог и монолог.

И, наконец, Г.Н.Николаева отмечает, что в процессе обмена информацией партнеры, как правило, оказывают какое-либо психологическое воздействие друг на друга. Это как раз то, что Б.М.Теплов / / обозначал как регулятивно-коммуникативную функцию общения.

Речь - основное, но далеко не единственное средство общения. Как утверждал К.С.Станиславский, “люди общаются с помощью органов своих пяти чувств, с помощью видимых и невидимых путей общения: глазами, мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие” / ,282-283/.

Во взаимодействии субъектов в общении важную роль играет невербальное (неречевое) общение.

На практике установлено, что умелое использование средств невербального общения, их варьирование дает возможность добиться необходимого воздействия.

Необходимо говорить о взаимодействии речи и невербальных движений, которые, по верному замечанию А.А.Леонтьева, являются частью ориентированной основы общения. Эти движения по-разному соотносятся в функциональном отношении с речью.

Исследователи установили следующие соотношения:” 1) невербальные движения выражают то же самое значение, что и речь; 2) невербальные движения предвосхищают значения переданные речью; 3) невербальные движения выражают значения, противоречащие содержанию речи; 4) невербальные движения могут заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерения говорящего продолжить свою реплику, на поиски подходящего слова; 5) невербальные движения могут регулировать поток речи, акцентировать ту или иную часть вербального общения”/ ,6-7/.

Следует учесть, что жесты, как и движения корпуса, чаще всего опережают ход высказывания, а не следует за ней.

Жесты можно подразделить на описательные (ход мыслей) и психологические(выражают чувства).

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Буева, Людмила Пантелеевна

(р. 13.11.1926) - спец. по филос. проблемам человека и формирования личности; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Щучье Воронежской обл. Окончила филос. ф-т МГУ (1950), асп. (1955). Работала асс. кафедры филос. пед. ин-та в Сталинграде, затем - преп., доц., проф. кафедры филос. гу-манит. ф-тов МГУ (1955-1975), в ИФ АН СССР (ныне РАН): зав. сектором филос. проблем личности, зам. директора ин-та, зав. отделом филос. проблем обществ. сознания; зав. лабораторией филос. проблем человека. Канд. дисс. посвящена филос. проблемам образования (1955). Докт. дисс. - "Социальная среда и личность" (1968). Проф. с 1970. Акад. Академии пед. наук СССР (ныне Академия образования России) с 1989, акад.-секретарь отделения "Образование и культура" (1990-1991). В трудах Б. иссл. содержание и структура соц. среды развития личности, соотношение и взаимодействие макро- и микроуровня среды в становлении личности, роль деятельности и общения в стимуляции и реализации дух. способностей личности, соотношение индивидуального и обществ. сознания, а также рациональных и иррациональных мотиваций поведения человека. Исследуется роль традиций и повседневного бытия в определении судьбы, жизненного пути, жизненного опыта личности, соотношение "типизации" и индивидуализации в процессе становления личности, а также определения критериев соц., нравств. зрелости личности. Исследуются соц.-психол. механизм, дух. содержание и культурные формы общения личности, на этой основе - ряд методол. проблем социол. и соц. психол. личности. Особое внимание в иссл. соц. бытия личности уделяется проблемам ее субъективного мира, активности, творч. природе и самостоятельности процессов становления, выбора, поисков и нахождения собственного места в мире, роли внутр. детерминации развития. В наст. вр. Б. занимается также иссл. проблем филос. и культурной антропологии.

Соч.: Социальная среда и сознание личности. М. , 1968 ; Общение и общественные отношения как факторы нравств. формирования личности // Проблемы нравственного воспитания. М. , 1977 ; Человек : деятельность и общение. М. , 1978 ; Общение как фактор развития личности : (Социально-нравственный аспект ). [В соавт. ] // Социологические исследования. М. , 1982 ; Общественный прогресс и гуманизм. М. , 1985 ; Общественный прогресс и развитие человека // Материалистическая диалектика как общая теория развития. М. , 1987 ; Диалектика развития личности // Там же ; Человек и общественный прогресс // ВФ. 1988. № 3 ; Человеческий фактор : новое мышление и новое действие. 1988 ; Гуманизация социализма : проблемы и перспективы // Социализм : теория , практика , уроки. М. , 1990 ; Диалектика социального и индивидуального в развитии личности // Философия и социология науки и техники. М. , 1990 ; Философия как отношение человека к миру // Философское сознание : драматизм обновления. М. , 1991 ; Человек как высшая ценность и главное богатство общества. М. , 1991 ; Деструкция природной и социокультурной среды и феномен дезорганизованной личности // Биополитика. T.IV. Афины , 1992 (на англ. яз. ); Человек , культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. М. , 1996 ; О методологической и мировоззренческой роли философии в познании человека // Совещание по философским проблемам медицины. М. , 1996 ; Культура и образование : проблемы взаимодействия // ВФ. 1997. № 2 ; Диониссийство как культурно-антропологическая проблема (вариации на темы Вяч.Иванова ) // Вяч. Иванов. Архивные материалы исследования. М. , 1998.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Буева, Людмила Пантелеевна" в других словарях:

    Людмила Пантелеевна Буева (родилась 13 ноября 1926) доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, академик РАО. Содержание 1 Биография 2 Публикации 3 Ссы … Википедия

    Буева, Людмила Пантелеевна - (р. 1926) д р философских наук (1968), профессор (1971), действительный член РАО (1989; Отделение образования и культуры), гл. научный сотрудник Института философии РАН. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С.… … Педагогический терминологический словарь

    БУЕВА Людмила Пантелеевна - (р 13 11 1926, с Щучье Воронежской обл), философ, педагог, акад. РАО (1993, акад. АПН СССР с 1989), д р филос. наук (1968), проф. (1971) Окончила филос. ф т МГУ (1950) Преподавала в нем (1953 74 и с 1990) и в Моcк. ин те культуры (1987 90)… …

    БУЕВА - Людмила Пантелеевна (р 13 11 1926, с Щучье Воронежской обл), философ, педагог, акад РАО (1993, акад АПН СССР с 1989), д р филос наук (1968), проф (1971) Окончила филос ф т МГУ (1950) Преподавала в нем (1953 74 и с 1990) и в Моек ин те культуры… … Российская педагогическая энциклопедия

    Действительные члены Российской академии образования: Список членов РАО Абульханова, Ксения Александровна Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (1929 2008) Амонашвили, Шалва Александрович Андреев, Валентин Иванович Андреева, Галина Михайловна… … Википедия

1. Абдуллаев Ю.Н. Социально-педагогические особенности высшей школы за рубежом. Автореферат докт. дисс. Ташкент, 2000

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980

3. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978

4. Буева Л.П. Человек и общественный прогресс. - "Вопросы философии", 1982, №2, с. 20-36

5. Вебер М. Основные социологические понятия. - "Избранные произведения", М., 1990

6. Герчикова В.В. Современное высшее образование. Функции, реализация, перспективы. Томск, 1988

7. Грамматика современного русского языка. М., "Наука", 1970.: 768 с.

8. Гредескул Н.А. Россия прежде и теперь. М. - Л., 1926

9. Грищенко А.М. Философия культуры. Марбургской школы. Минск, 1984

10. Гурова Р. Социологические проблемы воспитания. М. 1481

11. Далин П., Руст В. Могут ли школы учиться. В 2-х томах. т.2. М. 1994

12. Девятов С.В., Купцов В.И. Образование в XX столетии // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2001

13. Джусенбаев Ш.Д. Мировые тенденции развития высшего образования во второй половине XX в. Ташкент, 1999. Автореферат докт. дисс.

14. Зверев А.Л. Этническая идентичность в условиях политической трансформации и постсоветского периода: политико-психологический анализ. - Вестн. Москв. Ун. - та, сер.12, Полит. науки, 2006, №1

15. Иванова Н.Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях. - "Вопросы психологии", 2004, №4, с. 65-75

16. История народов Восточной и Центральной Азии. М. Наука, 1986

17. История философии и культуры. Киев, 1991

18. Капитонов Э.Н. Социология XX века. Ростов-на-Дону, 1996

19. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция.).М., "Приор", 1999, 272 с.

20. Комплексное исследование труда учителя. Новосибирск, 1983

21. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе - "Социологические исследования", 1978, №.3

22. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. М., 1979

23. Культура. Человек. Философия: Проблема интеграции и развития. - "Вопросы философии", 1982, №2, с. 54-66

24. Кухтевич Т.Н. Социология воспитания. МГУ, 1989 Кравчук П.Ф. Формирование развитой творческой личности студента (философско-социологический и методологический анализ), Киев, 1984

25. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие возрастные особенности). Минск, 1976

26. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. ЛГУ, 1974

27. Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М.

29. Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М., "Наука", 1987

31. Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987

32. Надуткина И.Э. Диагностика оптимизации воспитательного процесса в высшей школе. Белгород, 1997. Автореферат канд. дис.

33. Начало пути. Поколение со средним образованием. М, 1989

34. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992

35. Обозов Н. Н Межличностные отношения // В книге: Социальная психология. Изд. МГУ, 1979

36. Петров Ю.П. Социально-нравственный потенциал образования. Свердловск, 1973

37. Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социологов. Ростов-на-Дону, 1968

38. Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. М., 1973

39. Социально-философские проблемы современного образования. Сборник трудов. М., 1986

40. Социальные проблемы образа жизни студенческой молодежи. Алма-Ата. 1988

41. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Изд. Моск. Ун. - та, 1984.: 256 с.

42. Современная философская и социологическая мысль стран Востока. М., 1965

43. Сумерки богов.М., Политиздат, 1990.: 398 с.

44. Съедина Л.М. Социально-технологический подход к формированию личностных качеств специалистов. Белгород, 1997. Автореферат канд. дисс.

45. Фаустова Э.Н. Культура студенческой молодежи. Социально - философский аспект. Изд. МГУ, 1991

46. Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980

47. Философия в современной культуре - "Вопросы философии", 2004, №7, с. 4-36

48. Язык и идеология. Реферативный сборник. М., 1987.: 243 с.

В целом этот феномен принято называть социально-психологическим климатом коллектива. При его изучении внимание ученых концентрируется на трех основных вопросах: 1. Какова сущность социально-психологического климата? 2. Какие факторы оказывают влияние на его формирование? 3. По каким показателям можно оценить состояние климата?

§ 1. Сущность социально-психологического климата

В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.

Представителями первого пОдхода (Л. П. Буева, Е. С. КузьмИн. Н. Н. Обозов, К. К. Платонов, А. К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом, считает Е. С. Кузьмин, необходимо понимать такое социально-психологическое состояние малой группы, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации.

Сторонники второго подхода (А. А. Русалинова, А. Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.

Авторы третьего подхода (В. М. Шепель, В. А. Покровский, Б. Д. Парыгин) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.

Создатели четвертого подхода (В. В. Косолапов, А. Н. Щербань, Л. Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

В американской социальной психологии говорят об «организационной культуре» в организациях, об отношениях рабочих и менеджеров. Теория «человеческих отношений» Э. Мейо опирается в первую очередь на формирование психологического климата отношений между работниками.