Меню Рубрики

Мировые психологические теории. Общие вопросы теории специальной психологии

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой воли: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.

Понятие воли

Определение

Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.

Основные подходы к определению природы воли

Развитие представлений воли с древнейших времен показано на рисунке 1.

Рисунок 1. «Развитие представлений о воли»

  1. Идеализм. Воля – это свободная воля, признание свободы воли – это отрицание объективной детерминированности человеческого поведения.
  2. Материализм. Воля – иллюзия человека, который не осознает детерминированности своих же поступков.

Идеалистическая психология

Волевой акт оторван от деятельности. Приведем несколько точек зрения в рамках данного направления.

  1. Воля сводится к интеллекту.
  2. Воля сводится к эмоциям.
  3. Воля как специфическое переживание, которое нельзя относить ни к интеллекту, ни к эмоциям.

Поведенческая психология

В рамках данного направления поведение сводится к одним и тем же закономерностям исполнения, не беря во внимание сложность нервной системы того или иного организма. Схема такого поведения представлена ниже.

Рисунок 2. «Поведение в русле бихевиоризма»

Для рефлексолога и волевое действие сводится к простой сумме рефлексов, для представителя поведенческой психологии - к совокупности реакций: из волевого действия выпадает сознательный волевой процесс.

В отличие от господствующей в психологической литературе трактовки воли как явления, подлежащего объяснению либо в физиологическом, либо в субъективно-психологическом плане, Блондель выдвинул то положение, что воля - продукт социальности. Но его попытка дать психологию воли, учитывающую роль социальных отношений в её формировании, исходит из общих предпосылок социологической школы Дюркгейма и отражает в себе все её установки. Социальное в ней сводится к идеологическому, будто бы независимому от реальных, материальных общественных отношений; при этом социальное противопоставляется природному, общественное - личностному.

Теории воли в отечественной психологии

Регулятивный подход

  1. Теория воли Л. С. Выготского. В рамках данной теории воля относится к ВПФ (высшим психическим функциям). Их развитие обусловлено произвольностью поведения человека с помощью того или иного мотива. Особенностью произвольности, по мнению Л. С. Выготского, является свободный выбор действия.
  2. Теория воли В. И. Селиванова. Воля представляет собой осознанный уровень регуляции собственной деятельности, который проявляется в преодолении различных препятствий, вызванных как внутренними, так и внешними факторами, с целью выполнения поставленных задач. Кроме того, В. И. Селиванов считает, что воля обязательно должна отражаться в деятельности, в ее исполнении. В противном случае нельзя говорить о волевой регуляции в целом.
  3. Теория воли Е. П. Ильина. Воля, по мнению Е. П. Ильина, это разновидность особого произвольного управления, которое может реализовываться только посредством волевого действия, основным признаком которого является волевое усилие.

Общие выводы по регулятивному подходу к понимаю воли:

  1. воля тесно связана с деятельностью;
  2. опосредованность волевого поведения;
  3. воля проявляется в деятельности.

Мотивационный подход

Мотивационно-деятельностная теория В. А. Иванникова. По мнению В. А. Иванникова, волю можно рассматривать как "способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации ". Само же волевое поведение реализуется при недостатке общего побуждения к определенному действию.

Аспект выбора

  1. Концепция воли Л. С. Выготского. Ученый выделяет две части волевого действия:
  • замыкательная часть волевого процесса (принятие человеком определенного решения);
  • исполнительная часть (деятельность).
  • Теория регуляционно-волевых процессов Л. М. Веккера. Воля представляет собой высшее специфическое регулирование собственного поведения.
  • Одна из задач, которая встает при анализе конкретной психологической теории, заключается в выявлении того психологического принципа, который определяет содержание данной теории. Мы уже говорили о том, что любая психологическая модель подчиняется общеметодологическим принципам и специальным принципам, которые устанавливают своеобразие содержания теории. Психологические принципы в соответствии с общеметодологическими принципами характеризуют предмет, методы и границы конкретной теории. При этом каждый фрагмент содержания теории удерживает именно специальный психологический принцип. В частности, в качестве таких принципов выступают: принцип деятельности для теории деятельности, принцип структурности для гештальт-психологии, принцип реактивности для бихевиоризма, принцип бессознательного для психоанализа. Важно проследить, откуда берутся эти принципы.

    Источниками психологических принципов выступают соответствующие факты реальности. Однако не всякий факт может быть принципом. Для того чтобы факт стал принципом, ему должен быть придан статус принципа. Например, заслуга Л. С. Выготского заключается не в том, что он первым обнаружил факт использования специальных средств для управления психической деятельностью человека, а в том, что он придал этому факту статус принципа и сформулировал на основе принципа опосредованности культурно-историческую теорию развития высших психических функций.

    Специальные психологические принципы определяют соответствующую систему понятий, а значит, и систему содержания конкретной психологической теории. В дальнейшем принцип как фильтр начинает участвовать в отборе тех психологических фактов, которые теория рассматривает как свои или начинает их игнорировать.

    Существенным моментом специального психологического принципа является то, что он базируется на конкретном факте реальности и несет на себе все свойства и особенности этого факта. Так, если принцип опосредствованности имеет прямое отношение к появлению высших психических функций, т. е. характеризует такие качества психики, как осознанность и произвольность, то нужно понимать, что эти свойства вытекают именно из особенностей самого факта реальности, взятого за принцип.

    Так, использование средства в качестве орудия психической деятельности, безусловно, предполагает знание способа применения этого средства и понимание того, на каком этапе применения средства находится субъект, т. е. предполагает произвольность. Соответственно психологическая теория, которая основывается на данном принципе, оказывается чувствительной именно к тем проблемам или тем аспектам психической жизни человека, которые соотносятся с этим принципом.

    Подчеркнем, что в этом случае культурно-историческая теория сталкивается со сложностями в интерпретации бессознательных процессов, что и отразилось, на наш взгляд, в текстах Л. С. Выготского: он подчеркивал в качестве безусловного достижения психоанализа возможность дать положительную характеристику бессознательного, между тем в рамках культурно-исторической теории проблема бессознательного решена не была. Этот результат, на наш взгляд, является следствием того ограничения, которое накладывает принцип на содержание теории. Точно так же последователи теории Л.С.Выготского, например представители теории деятельности, не смогли решить проблему бессознательного, поскольку принцип деятельности предполагает единство сознания и деятельности, но не единство бессознательного и деятельности.

    Психологические принципы определяют границы психологи 1 ческой теории не только вширь, т.е. с точки зрения той проблематики, которая рассматривается данной теорией, но и вглубь, Т.е. с точки зрения предела объяснения.

    Так, например, для объяснения поведения человека в бихевиоризме универсальный принцип «стимул - реакция» предполагает, что поведение будет понято, если мы определим связь между стимулом, который действует на испытуемого (ситуация, в которой он оказался), и той реакцией, которая вызывает данный стимул. Здесь существенный момент состоит в том, что дальше этих категорий психологическое объяснение не движется. Поэтому считается, что поведение адекватно интерпретировано, если описаны сами ситуации и реакции на них.

    Если же обратиться к теории деятельности или к культурно-исторической теории, то предельным объяснением будет объяснение, которое опирается на систему операций и средств, с помощью которых эти операции выполняются. В частности, именно на этих принципах построена теория способностей Л.А.Венгера: понять психологическое строение способности - значит понять систему операций и средств, которыми пользуется человек для решения встающих перед ним задач. Именно этот подход лег в основу системы диагностики развития детей дошкольного возраста. В психоанализе объяснения заканчиваются, когда находится вытесненное в область бессознательного содержание сознания

    (в частности, образы пережитых ситуаций). Приведем следующий отрывок: «"Да, теперь я знаю. Это голова моего дяди... Лицо, которое я теперь вижу это его злое лицо". Эта информация напомнила мне, что ее первый истерический симптом, рвота, прошел. ...Соответственно мы имели дело с истерией, которая была в значительной степени отреагированной. И действительно, вскоре, после того как это произошло, Катарина рассказала о своем открытии своей тете.

    Ты рассказывала своей тете другие истории - о том, как он с тобой заигрывал?

    Да, не сразу, а позже, когда уже шел разговор о разводе. Моя тетя сказала: мы придержим это в запасе. Если он будет чинить неприятности в суде, мы расскажем и об этом тоже.

    Я могу прекрасно понять, что именно этот последний период - когда в доме происходило все больше волнующих сцен и когда состояние девушки перестало интересовать ее тетю, целиком занятую спором, - должно быть, как раз тот период накопления и сохранения информации оставил Катарине в наследство мнемический символ (или галлюцинацию) - лицо.

    Я надеюсь, эта девушка, чья сексуальная чувствительность пострадала в таком юном возрасте, извлекла некоторую пользу из нашего разговора. С тех пор я ее не видел» 1 .

    Из приведенного отрывка видно, что главную задачу З.Фрейд видел в том, чтобы выяснить исходное переживание, которое было вытеснено его пациенткой и впоследствии было обнаружено в результате кропотливой работы. При этом сам факт установления вытесненного переживания является финальным в методологии 3. Фрейда именно в силу понимания принципа бессознательного. При чтении этого отрывка складывается впечатление незавершенности действия: хотелось бы двигаться дальше, но принцип бессознательного не позволяет этого делать. З.Фрейд заключает, что он впоследствии этой пациентки не видел. Но, на наш взгляд, ему и не надо было видеть дальше, поскольку процесс оказался завершенным.

    Особенность специальных психологических принципов заключается и в том, что, хотя каждый из них является центральным для соответствующей ему психологической теории, принципы, образующие разные теории, оказываются связанными между собой. Так, принцип структурности в гештальт-психологии выступает в оппозиции к принципу дискретности в ассоциативной психологии; принцип бессознательного в психоанализе оппозиционен принципу сознательности в ассоциативной психологии; принцип реактивности оппозиционен принципу ненаблюдаемости психических

    1 Фрейджер Р., ФейдименД. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. - СПб., 2006. - С. 57.

    явлений в ассоциативной психологии; принцип операциональное теории Ж.Пиаже является опосредствованием принципа структурности и принципа реактивности в бихевиоризме. Подобные отношения между принципами показывают, что они не являются внутренне независимыми и существующими в рамках конкретной психологической теории, а располагаются в общем пространстве психологического знания. Тем самым принципы не только ограничивают соответствующую психологическую теорию, но и задают возможности ее развития путем формулирования других принципов.

    Говоря о роли принципа в структуре психологической теории, можно заметить, что конкретный психологический принцип выступает в роли ее центра в том смысле, что он в первую очередь стягивает к себе факты, характеризующие данную теорию, основные понятия и методы исследования. Вместе с тем сам принцип ограничивает содержание психологической теории, создает ту«броню», которая не позволяет фактам, не связанным с этим принципом, войти в тело теории. Как писал И.Лакатос, «у всех исследовательских программ есть "твердое ядро"... мы должны напрягать нашу изобретательность, чтобы прояснять, развивать уже имеющиеся или выдвигать новые "вспомогательные гипотезы", которые образуют защитный пояс вокруг этого ядра... защитный пояс должен выдержать главный удар со стороны проверок; защищая таким образом окостеневшее ядро...» 1 . Мы хотим подчеркнуть, что именно специальный психологический принцип создаетто самое ядро, вокруг которого выстраиваются многообразные Ясистемы защит.

    В отечественной психологии наиболее разработанной является теория деятельности. Она легла в основу многих исследований по общей и прикладной психологии. Принципы теории деятельности составляют специальную методологию отечественной детской психологии. Их непонимание ведет к непониманию всей отечественной детской психологии и господству натуралистического взгляда на психику ребенка. Поэтому остановимся на анализе этих принципов более подробно. Один из главных принципов теории деятельности - принцип предметности психического отражения. Принцип предметности является большим теоретическим достижением отечественных психологов, и в первую очередь заслуга в его разработке принадлежит А.Н.Леонтьеву. Он отмечает, что психическое развитие человека остается тайной, если не раскрыта человеческая деятельность и ее главная характеристика - ее «предметность»: «Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование

    1 Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских про­грамм. -М., 1995. - С. 162.

    деятельности необходимо требует открытия ее предмета. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может. Уже в самом зарождении деятельности и психического отражения обнаруживается их предметная природа» 1 .

    При этом А.Н.Леонтьев подчеркивает, что управляет процессами деятельности первично «сам предмет и лишь вторично - его образ как субъективный продукт деятельности, который фиксирует, стабилизирует и несет в себе ее предметное содержание. Иначе говоря, осуществляется двойной переход: переход предмет-процесс деятельности и переход деятель - субъективный продукт. Но переход процесса в форму продукта происходит не только на полюсе субъекта. Еще более явно он происходит на полюсе объекта, трансформируемого человеческой деятельностью; в этом случае регулируемая психическим образом деятельность субъекта переходит в "покоящееся свойство" ее объективного продукта» 2 . Другими словами, любая вещь, на которую направлена активность человека, обладает сначала только определенными пространственно-временными, физическими свойствами. Человек как бы сталкивается с этой вещью дважды: до начала деятельности и после окончания деятельности. Ни свойства вещи, определяемые физическими ее особенностями, ни первичный «образ» вещи не характеризуют принцип предметности. Предметность возникает только в результате разрешения противоречия между потребностями человека и свойствами объекта, удовлетворяющими эту потребность.

    Еще раз подчеркнем, что предметность - это не объект сам по себе и не потребность человека, это отношение между потребностью и предметом.

    Эта особенность принципа предметности нашла свое выражение в сформулированном В.Вундтом законе «гетерогонии цели». Суть этого закона сводится к различию конечного продукта деятельности и начального замысла. И это понятно. Конечный продукт как раз и представляет собой разрешенное противоречие между потребностью и объектом. Отличие конечного продукта от представления о нем до начала деятельности характеризуется тем, что в первоначальном представлении о конечном продукте более выражена субъективная сторона предметной деятельности, а в конечном - его объективная сторона. Важно понять, что речь идет

    1 Леонтьев А. И. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. - С. 84. 1 Там же. - С. 86.

    не об объективных свойствах вещи, а об объективных свойствах предметной деятельности.

    По А.Н.Леонтьеву, вторичный образ, т.е. образ вещи, полученной в результате деятельностного ее преобразования, и есть опредмеченная деятельность (или потребность). Сама же вещь, преобразованная в результате деятельности, приобрела не только физические свойства, но и предметные свойства, т.е. такие ее физические свойства, которые могут удовлетворять определенные потребности человека.

    Следовательно, в человеческом обществе используются объекты, обладающие двумя группами свойств: вещными и предметными. Специфика человеческой психики как раз и состоит в том, что объект отражается в ней со стороны своих предметных свойств. Сами же предметные свойства есть опредмеченная потребность. Большинство исследований отечественных психологов иллюстрируют действие этого принципа в психическом развитии ребенка. Возьмем в качестве примера эксперимент, проведенный Л.А.Венгером с детьми раннего возраста (1 - 3 года). Детям предлагалась специальная решетка, через которую можно было достать фигуры различной геометрической формы. Для каждой фигуры - призмы, шара и пирамиды - было создано свое отверстие, через которое ее можно было пронести. Что же оказалось? Первоначально дети пытались тащить фигуры через любые отверстия, конечно, при этом у них ничего не получалось. Данный факт свидетельствует, что: 1) дети видели геометрические фигуры; 2) они также видели и отверстия; 3) более того, они улавливали определенное соотношение между фигурой и отверстием. Однако следует ли из этого, что дети воспринимали форму отверстия и форму фигуры?

    Как ответили бы на этот вопрос представители натуралистических взглядов? Главная особенность их подхода заключается в а том, что они выделяют только стимулы (или вещные свойства объектов). Вот, например, описание одного из подобных экспериментов: «Когда мы решили исследовать зрительные способности еще совсем беспомощных младенцев, мы смогли найти лишь один подходящий показатель - движения глаз. Если ребенок всегда чаще направляет свой взор на одни формы, чем на другие, то он, очевидно, способен воспринимать форму. Исходя из этого, мы разработали тест на зрительный интерес, нашими первыми испытуемыми были детеныши шимпанзе, мы обнаружили явное предпочтение определенных предметов, что указывает на врожденную способность различать их.

    Перейдя от шимпанзе к человеку, мы не внесли существенных изменений в методику эксперимента. Интерес к предъявляемым объектам исчезает у детей быстрее, чем у детенышей шимпанзе, и они склонны засыпать во время опытов.

    Суммарное время рассматривания для разных пар было весьма различным: более сложные пары привлекали больше внимания. Было очевидно, что восприятие формы в какой-то мере является врожденным. Показав, что даже в очень раннем возрасте дети способны воспринимать форму, мы уже опровергли распространенное представление о том, что они по анатомическим причинам не могут видеть ничего, кроме неясных светлых и темных пятен» 1 .

    Как сопоставить результаты двух экспериментов? Мы бы сказали, что в этих опытах восприятие отсутствовало в силу того, что противоречие между потребностью ребенка (например, получить эту фигурку) и вещными свойствами предмета еще не разрешено, форма еще не выступила предметом особой деятельности - восприятия, далее эта деятельность еще не опредметилась в образе предмета, отражающего его форму. Возникает вопрос: что же тогда наблюдалось? Вероятнее всего, наблюдались психофизиологические особенности функционирования зрительной сенсорной системы на ранних этапах онтогенеза. Ясно, что существует соответствующий орган, который реагирует на различия в стимуляции, но эти различия носят физиологический характер, они еще не получили предметного, психического значения. Эти реакции А. В. Запорожец вслед за И. П. Павловым называл ориентировочным различением: «Ориентировочное различение создает лишь предпосылки для восприятия, но еще не обеспечивает само по себе возникновения адекватного перцептивного образа» 2 .

    Подтверждение правильности предметности восприятия было показано А. В. Запорожцем на примере восприятия глубины. Американские психологи Р.Уок и Э. Гибсон полагали, что восприятие глубины врожденное, по крайней мере, частично. Для доказательства этого предположения был проделан следующий опыт. Стол накрывали стеклом. На поверхность стола, накрытую стеклом, помещали ребенка. Стекло далеко выступало за край стола, так что ребенок мог видеть пол. У края стекла стояла мать ребенка. Ребенок начинал ползти к матери, но как только он доползал до края стола, останавливался. На основании результатов этого эксперимента делался вывод, что ребенок воспринимает глубину. А. В. Запорожец предложил изменить условия эксперимента: закрасить половину стола другим цветом. В этом случае ребенок доползал до границы цветов и останавливался, хотя объективно различий в глубине расположения поверхностей, раскрашенных в разные цвета, нет. Что же есть? Есть различия в стимуляции, но восприятия глубины нет.

    ¹ Восприятие: механизмы и модели / под ред. А. В. Запорожца - М 1974 - С. 340-344.

    2 Восприятие и действие / под ред. А. В. Запорожца. - М., 1967. - С. 177-181.

    Показательна интерпретация результатов этих исследований, сделанная в книге Т. Бауэра: «Исследователи обнаружили, что младенцы, которые уже могут ползать, ни при каких обстоятельствах не переползают на глубокую сторону обрыва, что, по-видимому, является убедительным доказательством наличия восприятия удаленности. К сожалению, младенцы, возраст которых достаточно велик, чтобы они могли ползать, имеют продолжительную историю развития восприятия и моторики. Поэтому описанный эксперимент мало что может нам сказать об истоках восприятия пространства» 1 . Как видим, Т.Бауэр не сомневается в достоверности результатов, полученных Э. Гибсоном и Р.Уоком. Подобная уверенность есть следствие игнорирования принципа предметности в рамках натуралистического подхода.

    Если продолжать подобные логические рассуждения, можно регистрировать реакцию ребенка на два различных слова. Вероятно, на различные слова, скажем короткое и длинное, реакция будет различной. Будет ли означать это различие, что ребенок их понимает? Конечно, нет. Но если следовать логике подобных экспериментов, нужно говорить о различии в понимании.

    Таким образом, непонимание принципа предметности ведет к искажению при построении психологической интерпретации наблюдаемых психических явлений. Психика человека построена по принципу предметного отражения действительности. Это значит, что содержание психического отражения составляют не вещи, а предметы человеческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека.

    Важный вывод, следующий из принципа предметности, состоит в том, что ребенок сам не может выработать в себе человеческую психику именно в силу того, что объекты выступают для Него со стороны своих вещных свойств. Необходима организованная взрослым система присвоения предметных свойств вещей и 4 явлений, т.е. необходима система обучения и воспитания. Фактически признание принципа предметности ведет к признанию прижизненного формирования психики человека. Еще одним важным принципом, выделяемым в теории деятельности, стал принцип активности. Сущность этого принципа связана с интерпретацией человека либо как существа пассивного,только реагирующего на внешние воздействия, либо как активного.

    Наиболее яркими представителями принципа пассивности являются бихевиористы. Они рассматривают поведение человека как систему реакций на внешние воздействия.

    В отечественной же психологии разрабатывается принцип активности психики человека. Он имеет несколько сторон. Наиболее

    1 Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., 1979. - С. 102.

    традиционное понимание активности заключается в анализе психических процессов как зависимых от целей, установок, эмоций, опыта субъекта, что проявляется в избирательности и направленности деятельности субъекта.

    А. Н.Леонтьев отмечал: «Психология издавна описывала и изучала зависимость восприятия, представления и мышления от того, "что человеку нужно", - от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. Очень важно при этом подчеркнуть, что такая пристрастность сама объективно детерминирована и выражается не в неадекватности образа (хотя и может в ней выражаться), а в том, что она позволяет активно проникать в реальность» 1 .

    Подобное понимание активности психики человека сходно с позициями многих ученых. Например, С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что внешние причины действуют через внутренние условия. Иными словами, получается, что человек избирателен к внешним воздействиям. Ж.Пиаже также разделял эту позицию, если под внутренними условиями рассматривать характер операциональных структур, которые складываются у ребенка в процессе его адаптации к действительности. Этот подход можно рассматривать в качестве дополнения к принципу реактивности.

    Однако в отечественной психологии существует другое понимание активности психического отражения. Этот подход выражается во взгляде на познавательные и вообще психические процессы как на творческие, продуктивные, как на процессы порождения психического образа. Представитель этого направления П.Я.Гальперин показывает, что в той среде, в которой поведение возможно как реактивное приспособление к миру, в возникновении психического отражения нет никакой необходимости. Все поведение субъекта в этом случае может быть объяснено на физиологическом уровне, на врожденных и приобретенных физиологических реакциях.

    Разработка принципа опосредствования в психологии была начата Л.С.Выготским. Он говорил, что психическая деятельность человека в отличие от психики животных, носит опосредованный характер: человек использует различные орудия (средства), благодаря которым овладевает своей психикой. Он писал: «В поведении человека встречается целый ряд искусственных приспособлений, направленных на овладение собственными психическими процессами» 2 . При этом он указывал на различия между психическими средствами и орудиями практической деятельности человека: «...орудие, будучи тоже выдвинуто как средний член между деятельностью человека и внешним объектом, направлено на

    1 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - С. 56.

    2 Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии / под ред. А.Р.Лурия, М.Г.Ярошевского. - М., 1982. - С. 103, 106.

    то, чтобы вызвать те или иные изменения в самом объекте, психологическое орудие ничего не меняет в объекте, оно есть средство воздействия на самого себя (или другого) - на психику, на поведение, а не средство воздействия на объект» 1 .

    Сам Л. С. Выготский исследовал прежде всего знак (слово) как средство психической деятельности человека. Однако он подчер­кивал, что употреблением знаков не исчерпывается опосредствование психики человека. В дальнейших исследованиях учеников Л. С. Выготского были выделены различные виды средств психической деятельности.

    А. В. Запорожец выделил сенсорные эталоны как средства восприятия. Он писал: «В результате многовекового опыта производственной, научной и художественной деятельности человечество выделяет из всего многообразия воспринимаемой действительности некоторые качества, имеющие наиболее важное значение для достижения практических и познавательных целей, определенным образом их квантует, систематизирует и словесно обозначает. Отдельный индивид на протяжении детства усваивает такого рода конденсированный общественный сенсорный опыт и научается им пользоваться как системой чувственных мерок, или эталонов, для анализа окружающего и упорядочивания своего опыта» 2 , Сотрудниками А. В. Запорожца были установлены образные средства умственной деятельности дошкольников. Так, Н. Н. Поддьяков показал роль «операторных эталонов» в мышлении ребенка, относящихся к большой группе «преобразующе-воспроизводящих» средств, группу предпонятийных средств, а также модели исхемы. Л. А. Венгер исследует специфику модельных представлений детей, рассматривая их как особую форму опосредствования. Она характеризуется использованием образов, «передающих отношения между предметами, явлениями и их элементам в более или менее условной и схематической наглядной пространственной форме» 3 . Принцип опосредствования позволяет определить стратегию Исследований в детской психологии. Управление психическим развитием ребенка в этом случае сводится к анализу и формированию соответствующих психических средств и способов их применения. При этом овладение средствами осуществляется детьми в процессе соответствующей деятельности, организуемой взрослым. Принцип интериоризации зародился в бихевиоризме. В отечественной психологии его разработку начал Л. С. Выготский. Он писал:

    1 Выготский Л, С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории Психологии / под ред. А.Р.Лурия, М.Г.Ярошевского. - М., 1982. - С. 106.

    2 Запорожец А. В. Избранные психологические труды. - М., 1986. - Т. 1. - С. 109.

    3 Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. - М, 1986. - С. 6.

    «Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной» 1 . Для Л.С.Выготского понятие интериоризации означало переход от внешнего (интерпсихического) к внутреннему (интрапсихическому).

    Принцип интериоризации многопланов. Во-первых, он раскрывает переход от коллективного к индивидуальному. Л.С.Выготский сформулировал этот переход как основной закон культурного развития: от, социальной коллективной деятельности, в которую включен ребенок, к индивидуальной психической деятельности. Суть этого превращения была показана в его книге «Мышление и речь» на примере анализа эгоцентрической речи. Во-вторых, принцип интериоризации раскрывает особенности формирования собственно внутреннего, психического плана, что связано с существенной перестройкой внешней формы деятельности. Принцип интериоризации позволяет решить вопрос о целенаправленном формировании психики ребенка путем организации внешней деятельности.

    Принципы психологии постоянно развиваются. Смещается значение одних, выдвигаются на передний план другие, появляются новые. В последнее время принципы деятельностного анализа психики используются реже, появляются альтернативы других подходов. Однако необходимо отметить безусловную продуктивность специальных принципов предметности, опосредованное, а также интериоризации. Отказ от них будет способствовать усилению господства натуралистических тенденций, что приведет лишь к констатации беспомощности психолога перед «природной» психикой.

    Как мы уже отмечали, принцип - это правило, которому следует автор теории. Он позволяет отличить одну теорию от другой. В этом случае все содержание теории обусловлено этим правилом, и каждый фрагмент теории содержит в себе это правило. Поэтому если мы постараемся сделать наиболее общий срез содержания, то за всеми конкретными высказываниями мы можем увидеть действие исходного принципа. Поскольку принцип определяет предметную область теории, то он же определяет и методы исследования и анализа. Мы могли бы сказать, что связь между принципом и методом оказывается неразрывной, так как метод исследования тоже представляет собой правило, которое должен постоянно удерживать исследователь.

    Существенный вопрос заключается в том, в каком отношении находятся принципы и методы. Ответ состоит в том, что принципы и методы по-разному выстраивают содержание теории. Строго

    1 Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии / под ред. В.В.Давыдова. - М., 1982. - С. 103, 106.

    говоря, принцип отвечает на вопрос: как должна быть выстроена теория? А метод позволяет понять, что может быть получено в результате построения данной теории.

    Эти «что» и «как» - ортогональны друг другу, и все содержание теории пронизано ответами на эти вопросы. Поэтому если мы возьмем содержание психологической теории (например, ассоциативной теории), то принципом этой теории является принцип сознательности, т. е. тождественности психики и сознания человека, а методом - метод самонаблюдения.

    Если мы утверждаем, что психика есть сознание и сознание есть внутреннее достояние каждого конкретного человека, то отсюдаследует, что никто, кроме самого человека, не может охарактеризовать собственное сознание. Этот вывод прямо говорит о том, что сознание можно изучать только с помощью метода самонаблюдения.

    Существует большой объем литературы, описывающей метод самонаблюдения, но главное в этом методе - это отождествление содержания сознания и способа, посредством которого это содержание изучается. Причем содержание и способ мы можем рассматривать как вещи противоположные друг другу, но если мыпосмотрим, что можно увидеть в содержании сознания, отвлекаясь от содержательной стороны, то мы увидим только способ получения этого содержания с помощью самонаблюдения. И наоборот, если мы будем рассматривать метод самонаблюдения, то что мы сможем увидеть в этом методе, отвлекаясь от само-К» метода? Только содержание сознания. То есть любое содержание сознания может быть получено только методом самонаблюдения, Яэтот метод всегда стоит как бы за содержанием сознания.


    Похожая информация.


    1 Современные психологические теории личности 3

    2 Психологическая структура личности6

    3 Взаимодействие биологических и социальных факторов в

    психологическом развитии личности 10

    Список литературы

    1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.

    Внастоящее время существует много раз­нообразных теорий личности, но некоторые из них привлекают к себе наибольшее внимание и являются наиболее раз­работанными. Это - теория черт личности, психоанали­тическая теория личности, теория социальных ролей и гу­манистическая теория личности.

    Почти все современные теории личности в своей основе были разработаны в первой половине XX в., и к его середи­не уже насчитывалось около 20 различных частных психо­логических теорий личности, В связи с тем, что в этих тео­риях нашли отражение всевозможные взгляды на психоло­гию личности, представляющие все 4 указанных выше на­правления изучения личности, примерно с этого времени по­пытки создания новых психологических теорий фактически прекратились. Вместо этого ученые приступили к углублен­ному изучению отдельных особенностей личности человека, их возникновения, законов формирования и изменения.

    Оказалось, что в разных теориях личности, в частности тех, которые названы выше в качестве наиболее разработан­ных, ее структура представляется и описывается по-разно­му. Познакомимся с тем, как это делается в рамках указан­ных теорий личности.

    Создание теории черт лично­сти связывают с именами американского психолога Г. Олл-портаи английского психолога Р. Кеттела.

    В теории черт личности основным понятием, с помощью которого описывается личность, является понятие черты личности. Под чертой личности понимается устойчивое свойство, которое приобретается человеком в процессе жиз­ни на основе его опыта, наследственности и физиологиче­ских особенностей его организма. К чертам личности отно­сятся, например, черты характера человека.

    Предполагается, что черты личности начинают складывать­ся у человека довольно рано, еще в раннем детстве, и к 6 -7 годам основные черты личности человека (черты его характе­ра) уже оказываются сформировавшимися. Далее система черт личности человека может развиваться, изменяться, и этот про­цесс обычно продолжается в течение всей жизни человека. Од­нако главные черты личности, сформированные в детстве, ос­таются в основном неизменными в течение жизни человека.

    Теория черт личности оказала заметное влияние на совре­менные исследования личности и на методы изучения лич­ности. Большинство психологических тестов, с помощью ко­торых в настоящее время изучается и оценивается человек как личность, выявляют именно черты личности.

    Психоаналитическая теория личности была создана 3. Фрейдом, получила дальнейшее развитие в тру­дах его многочисленных учеников и последователей, наи­более известными из которых являются А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан.

    Основные идеи этой теории сводятся к следующему. Лич­ность является внутренним, психологическим образованием человека, состоящим из трех частей. Главную, основную часть личности представляет бессознательное (в психоанали­тической теории его называют термином Ид). Сюда входят биологические инстинкты и органические потребности чело­века, общие у него с животными и бессознательно побужда­ющие его действовать определенным образом.

    Влияние этих инстинктов и потребностей на свое поведе­ние человек контролировать не может. Напротив, они поми­мо сознания и воли человека управляют его поведением, за­частую заставляя действовать вопреки воле и сознанию.

    Между З.Фрейдом и его учениками имелись определен­ные расхождения в понимании сущности бессознательного. Создавая основы своей теории в то время, когда сильное вли­яние на все науки оказывала теория эволюции Дарвина, Фрейд заложил в основу бессознательного в психологии лич­ности человека только два унаследованных человеком от животных биологических инстинкта: сексуальную потреб­ность и агрессивность.

    Указанные выше последователи Фрейда (их стали назы­вать неофрейдистами) пытались оспорить такое слишком уз­кое и почти исключительно биологическое понимание бессо­знательного в личности, дополнив его некоторыми социаль­ными потребностями. А.Адлер, например, одной из важней­ших бессознательных потребностей человека считал стрем­ление к власти, К.Хорни включала в структуру бессозна­тельного разнообразные комплексы, Э.Фромм полагал, что к бессознательному также относится стремление человека к свободе или, напротив, к ее ограничению., Вторую часть структуры личности составляет так называ­емое Эго. К нему относится все, что человек знает о себе как о личности, то есть его личностное самосознание. Эта часть личности осознается человеком, хотя и не всегда правильно. К Эго могут относиться как положительные, так и отрица­тельные качества, признаваемые человеком реально сущест­вующими у него.

    Третью часть личности в психоаналитической теории представляет так называемое Суперэго. В него входят ценно­сти человека, его жизненные цели, идеалы - словом, то, чем человек хотел бы стать, какой личностью он хотел бы видеть себя.

    Все три составляющие личности: Ид, Эго и Суперэго, обычно не находятся в состоянии гармонии, не соответству­ют друг другу полностью. Между ними нередко возникают неизбежные трудно разрешимые конфликты, которые чело­век стремится разрешить в процессе своего личностного ро­ста и развития. В какой-то степени это ему удается сделать за счет выработки и использования так называемых защит­ных механизмов, но далеко не всегда и далеко не полностью. Трудно разрешимые конфликты между этими частями лич­ности нередко порождают неврозы, отклонения в психике и поведении человека.

    2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

    Существует несколько разновидностей личностных психо­логических теорий ролей. Один из наиболее известных вари­антов такой теории был предложен американским психоло­гом З.Берном. Согласно его концепции человек чаще других берет на себя и играет следующие социальные роли: роль ре­бенка, роль родителя и роль взрослого человека.

    Роль ребенка продляется в том, что взрослый человек продолжает ощущать себя ребенком и на самом деле ведет себя как ребенок там, где он должен поступать как взрос­лый. Это, в частности, проявляется в том, что он, например, ведет себя безответственно, капризничает, предъявляет ок­ружающим людям повышенные требования, касающиеся за­боты о нем, и т.д. При этом он сам не заботится об окружа­ющих людях и считает это вполне нормальным. Словом, та­кой человек ведет себя по отношению к другим взрослым людям, как ребенок, а им отводит роль своих «родителей».

    Если человек ведет себя так, как будто те, кто его окру­жает, его дети, безответственные, беспомощные, не самосто­ятельные, не вполне разумные и за ними нужен постоянный уход - он чувствует себя в роли родителя. Роль родителя психологически проявляется в том, что человек сам, не счи­таясь с мнениями других людей, берет на себя ответствен­ность за них, навязывает свою заботу, предъявляет им тре­бования как к детям, обращается с ними как с детьми, на­пример, наказывает, поучает и т.п.

    Роль взрослого человека состоит в том, что человек дей­ствительно ведет себя так, как обычно ведут и должны вес­ти себя взрослые люди в отношении друг друга. В этом слу­чае люди уважают личную свободу и независимость каждо­го, признают друг за другом право вести себя так, как сами считают нужным, уважают друг друга, доверяют друг другу, не считают себя вправе требовать, настаивать, наказывать друг друга, как обычно поступают родители по отношению к своим детям.

    Все три роли, по мнению Берна, сочетаются в поведении каждого человека, и их индивидуальное сочетание предста­вляет индивидуальную структуру личности соответствующе­го человека.

    Что включается в состав личности в гуманистической теории. Наибольшую известность среди гуманистических теорий личности получила теория, разработанная американ­ским психологом А. Маслоу.

    Основным понятием, с помощью которого личность ха­рактеризуется в этой теории, является понятие «потреб­ность». Структура личности, по Маслоу, представляет со­бой упорядоченную систему, или иерархию, потребностей (см. рис. 1), в которой верхнюю ступень занимает главная, наиболее важная для человека на данном этапе его жизни потребность.

    Пирамида (иерархия) человеческихпотребностейпоА. Маслоу

    / Пот - \

    / реб - \

    / ность в \

    / самоактуа -\

    / лизации . \

    / Эстетические \ потребности . \

    / Познавательные \
    /
    потребности. \

    / Потребности уважения \
    / (
    почитания ). \

    / Потребности в принадлежности \
    / любви. \

    / Потребности в безопасности \

    / физиологические ( органические ) потребности.

    Если человек представляет собой высокоразвитую лич­ность, то главной для него становится потребность в само­актуализации. Под ней понимается стремление человека к наиболее полному развитию всех своих способностей, особен­но тех из них, реализация которых может принести макси­мальную пользу людям.

    Человек, для которого эта потребность стала наиболее важной в жизни, называется самоактуализирующейся личностью. Такая личность, по Маслоу, обладает следующими основными чертами:

    Самостоятельность и независимость в поведении и в мышлении;

    Наличие высокой морали;

    Повышенные нравственные требования, которые чело­век предъявляет себе;

    Реалистический взгляд на мир;

    Адекватная самооценка и нормальный уровень притя­заний;

    Доброжелательное, уважительное отношение к людям, принятие их такими, какие они есть;

    Относительная независимость от мнений людей. Ориен­тация на собственную систему ценностей;

    Стремление к духовному росту и нравственному само­совершенствованию.

    Существуют законы, определяющие иерархию потребно­стей человека и изменение места, которое та или иная по­требность начинает занимать в структуре личности. Эти за­коны следующие.

    Потребности более высокого уровня возникают, становят­ся актуальными, значимыми для человека только тогда, ко­гда хотя бы в минимальной степени удовлетворяются его по­требности более низкого уровня. Если, к примеру, человек постоянно голоден или не чувствует себя в безопасности, то вряд ли общение или потребность творчества станут для не­го актуальными.

    В том случае, если у человека возникает и становится ак­туальной для него новая потребность, перестраивается и вся иерархия его потребностей. Вновь возникшая и ставшая ак­туальной потребность теперь занимает верхнюю ступень в иерархии, определяет личность человека и его поведение. Остальные потребности в результате этого как бы отходят на второй план, и их удовлетворение начинает подчиняться удовлетворению новой, ставшей наиболее важной для данно­го человека, потребности. Например, если человек стал твор­ческой личностью и потребность творчества вышла для него на первый план, то ради творчества он оказывается готовым в какой-то степени пожертвовать удовлетворением всех ос­тальных своих потребностей - тех, которые занимают в ие­рархии более низкое место.

    3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.

    Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними, почти все психологи­ческие теории личности едины в одном: личностью, утвер­ждается в них, человек не рождается, а становится в процес­се своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретают­ся не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

    Формирование личности - это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека, в частно­сти - появления у него тех основных свойств, о которых говорилось выше при обсуждении различных теорий лич­ности. Это могут быть черты личности, способы разреше­ния конфликтов между Эго и Суперэго, социальные роли или человеческие потребности.

    Замечено, что первые личностные свойства человека на­чинают формироваться довольно рано, в первой половине до­школьного возраста, то есть до 3 лет. Этот возраст в детской психологии включает в себя младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от года до 3 лет).

    Младенчество и ранний возраст - наиболее важный пе­риод формирования личности. Личностные качества челове­ка, которые возникают в это время, оказываются наиболее устойчивыми и мало меняются в течение жизни человека. Соответствующие качества личности обычно называют пер­вичными или базисными личностными свойствами. Те каче­ства, которые возникают позднее, являются менее устойчи­выми, и их, соответственно, называют вторичными или про­изводными.

    Основное влияние на формирование личности в началь­ный период ее становления оказывают люди, которые ок­ружают ребенка с детства. Это - члены его родительской семьи и прежде всего мать и отец ребенка, то есть люди, ко­торые чаще всего и больше всего общаются с ребенком в пер­вые месяцы и годы его жизни. Когда ребенок идет в детский сад и особенно когда он начинает учиться в школе, значи­тельное влияние на формирование его как личности оказы­вают люди, с которыми он непосредственно и много общает­ся вне дома, в первую очередь сверстники и учителя.

    Считается, что формирование человека как личности в ос­новном завершается к концу подросткового возраста, то есть к 14-15 годам. Это означает, что к данному возрасту у че­ловека уже появляются почти все основные свойства челове­ка, которые называют личностными. Это также означает, что к этому возрасту человек становится более или менее ус­тойчивой личностью и те изменения в нем, которые проис­ходят в дальнейшем, мало затрагивают основу личности, сформировавшуюся в детские годы.

    Те­перь о развитии личности, то есть о процессе, ко­торый начинается уже после того, как основы личности че­ловека заложены. Развитие личности обычно касается того, что происходит с личностью человека после окончания дет­ства, после 15-16 лет, в течение последующей жизни.

    Изменения, которые могут происходить в личности челове­ка по окончании школы, связаны с особенностями его инди­видуального опыта и образа жизни. Вполне можно предста­вить себе ситуацию, когда по окончании школы в жизни че­ловека ничего существенно не меняется, то есть, например, он продолжает образование в другом учебном заведении, среднем специальном или высшем. Тогда вряд ли можно будет рассчи­тывать, что он, как личность, быстро и существенно изменит­ся. Однако часто бывает по-другому. В жизни человека могут происходить такие события, которые существенно изменяют его образ жизни и сильно воздействуют на него как на лич­ность. Чаще всего серьезные изменения личности человека могут происходить в следующих жизненных ситуациях:

    Изменение круга общения, в результате которого чело­век выходит за пределы привычного круга, надолго оказывается среди людей, культура которых значи­тельно отличается от культуры тех людей, с которыми ему раньше приходилось общаться.

    Изменение социального статуса человека, например женитьба или выход замуж.

    Занятие нового, более высокого или, напротив, более низкого, положения в обществе, например назначение на руководящую должность или выход на пенсию.

    Серьезная психологическая травма, связанная, напри­мер, с безвременной утратой очень близких для данно­го человека людей.

    Тяжелое хроническое заболевание, повлекшее за собой значительное изменение образа жизни человека.

    Переход из одного возраста в другой, более старший, сопровождающийся глубоким возрастным психологи­ческим кризисом.

    Обсудим кратко, каким образом эти события могут сказы­ваться на личности человека.

    Если человек оказывается среди новых для него людей, культура которых существенно отличается от культуры тех людей, с которыми ему раньше приходилось общаться, то он вынужден приспосабливаться к новой для себя культуре по­ведения и общения. Это означает, что старые, привычные для него формы поведения могут оказаться неадекватными, и со временем вместо них должны сформироваться новые привыч­ки. Это и будет означать, что человек изменился как лич­ность. Следует, правда, признать, что полностью как лич­ность человек в этом случае измениться уже не сможет. Ста­рые привычки у него все равно останутся, а формирование но­вых будет зависеть от прочности старых, привычных форм поведения. В конечном счете, такой человек превратится в личность, в которой старое и новое будет сочетаться. Лич­ность, в психологии и поведении которой противоречивым об­разом сочетается несколько разных, трудно совместимых пси­хологических особенностей, форм социального поведения и культур, называют маргинальной личностью. Большинство людей, волей судьбы переместившихся, например, из одной культуры в другую после 15 - 16-летнего возраста, в конеч­ном счете становятся маргинальными личностями.

    Выясним, каким образом на развитие человека как лич­ности может повлиять изменение его социального статуса. С каждым положением, занимаемым человеком в обществе, связаны определенные требования, предъявляемые к нему. Под влиянием этих требований человек вынужден менять­ся как личность, иначе он не сможет полностью соответст­вовать своему новому статусу или новому положению в об­ществе. Одно дело, когда человек, например, свободен от се­мьи, и совершенно другое дело, когда у него есть семья и определенные обязательства перед ней. Одно дело, когда в каком-либо трудовом коллективе человек занимает рядовое положение, и совсем другое дело, когда он становится руко­водителем этого коллектива.

    Привыкая к новому социальному статусу, человек почти всегда вынужден в какой-то степени отказываться от ста­рых привычек и приобретать новые, социально», полезные привычки, так как в противном случае ему не удастся справляться со своими новыми обязанностями. Это, естест­венно, ведет к изменению человека как личности, к отказу от старых форм поведения и, соответственно, к появлению у него новых личностных свойств. Чем значительнее новое положение человека в обществе отличается от его прежне­го социального статуса, тем больших изменений личности следует ожидать в результате изменения его социального положения.

    Утрата близкого человека также может существенно по­влиять на личность человека, однако механизм изменения личности в данном случае будет несколько иным, чем в пре­дыдущем случае. Человек, потеряв навсегда кого-то близко­го, может лишиться многого положительного, что раньше было в его жизни. Вследствие этого его жизнь может стать менее радостной, чем была раньше. Близкие люди всегда в чем-то поддерживают друг друга, и их утрата грозит лише­нием человека такой поддержки. Тому, кто навсегда потерял близкого для себя человека, приходится приспосабливаться к новым, как правило, не очень благоприятным условиям жизни. Сделать это можно лишь в случае, если в личности человека произойдут изменения, которые позволят ему бо­лее или менее нормально приспособиться к новым для него условиям жизни.

    Тяжелое хроническое заболевание также сказывается на психологии человека как личности. Больной человек обыч­но чувствует себя неполноценным, вынужден отказываться от того, что доступно здоровым людям и необходимо ему са­мому. В итоге у человека могут появиться разного рода ком­плексы, и он как личность постепенно изменится.

    Кроме того, больной человек физически чувствует себя не вполне благополучно, и от этого его настроение становит­ся хронически негативным. Вольно или невольно это на­строение начинает сказываться на взаимоотношениях с ок­ружающими людьми, отношения с ними портятся, и это, в свою очередь, начинает оказывать неблагоприятное воздей­ствие на характер человека. Замечено, что при многих хро­нических нервных и органических заболеваниях со временем изменяется, причем не в лучшую сторону, характер че­ловека.

    На личность человека оказывают воздействие также кри­зисы возрастного развития. Переходя из одного возраста в другой, более старший, человек оказывается психологически не вполне подготовленным к вынужденному изменению по­требностей, ценностей, образа жизни. Многие люди, став старше, болезненно расстаются со старыми привычками и с трудом отказываются от возможностей, которые они имели, будучи молодыми. Они не в состоянии быстро психологически приспособиться к новому для себя положению и образу жиз­ни. Человек, становясь пожилым, как правило, теряет внеш­нюю привлекательность, друзей молодости. Он уже не в состо­янии выдерживать длительные и значительные физические и психологические нагрузки, которые раньше были ему вполне посильны. Все это начинает оказывать влияние на характер человека, и он как личность постепенно изменяется.

    Процесс появления у ребенка личностных психо­логических свойств можно представить следующим образом. Ребенок, участвуя вместе с взрослым в какой-либо деятель­ности, наблюдая за ним и подражая ему, повторяет действия взрослого человека. Это происходит благодаря тому, что в природе человека генетически заложена способность к под­ражанию, которая начинает проявляться в раннем возрасте уже в течение первого года жизни.

    Вначале ребенок через подражание осваивает те или иные действия взрослого человека, то есть внешние формы его по­ведения. Взрослый человек, имея какие-либо ценные лично­стные психологические свойства, со своей стороны стремит­ся передать их ребенку. Для этого он внимательно наблюда­ет за действиями ребенка и старается поощрять именно те из них, которые связаны с соответствующими положительны­ми личностными качествами. Иными словами, некоторые действия, совершаемые ребенком, специально выделяются и активно поощряются взрослыми, значимыми для ребенка, людьми.

    Поощрение рассчитано на то, чтобы вызвать у ребенка по­ложительные эмоциональные переживания. Эти пережива­ния доставляют удовольствие ребенку, и он стремится к то­му, чтобы повторить или продлить их. Для этого ребенок должен сам повторять те действия, за которые он получает поощрение со стороны взрослого. Таким образом, действия ребенка при их частом повторении превращаются в привыч­ку, а она представляет собой типичную форму реагирования человека на ту или иную жизненную ситуацию. Привычка сама по себе уже является свойством личности, и за ней обычно лежит какая-либо соответствующая ей личностная черта. Это и есть общий механизм формирования новых личностных свойств человека.

    Развиваясь как личность, че­ловек может приобретать как положительные, так и отрица­тельные личностные качества, а также утрачивать некото­рые из психологических качеств. В связи с этим можно по­ставить следующий вопрос: какое направление развития личности является нормальным, и какое аномальным?

    Нормальнымсчитается такое развитие личности, при ко­тором человек сохраняет и приобретает новые, положитель­ные личностные свойства. Аномальным, соответственно, яв­ляется такое направление развития человека как личности, в ходе которого он или утрачивает прежние, положительные личностные свойства, или приобретает новые, отрицатель­ные личностные качества.

    Характерные изменения в личности человека, которые происходят в детстве, в основном являются положительны­ми, если детство человека протекает вполне благополучно. Изменения в личности человека, возникающие под влияни­ем его жизни в условиях новой, более высокой культуры, также чаще всего выступают как положительные. Личност­ные изменения, которые обнаруживаются у человека после детского возраста, не всегда являются положительными или нормальными. Отрицательными, или аномальными, обычно становятся перемены в личности, которые наступают при за­болеваниях или под влиянием неблагоприятных условий жизни. Аномальными могут оказаться, например, измене­ния личности человека, которые происходят в период воз­растных кризисов.

    В общем случае нормальным считается такое развитие че­ловека как личности, в ходе которого он приобретает поло­жительные личностные свойства, позволяющие ему наилуч­шим образом решать свои жизненные проблемы. Аномаль­ное - это такое изменение в личности человека, которое правильно называть не развитием, а застоем или деградаци­ей. При этом человек или перестает развиваться как лич­ность и не приобретает нужных, характерных для его воз­раста, положительных психологических свойств, или приоб­ретает отрицательные личностные качества, препятствую­щие его нормальной адаптации к условиям жизни.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

    2. Бодалев А.А. Психология о личности. - МГУ, 1988.

    3. Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984.

    4. Психология личности. Тексты. - МГУ, 1982.

    5. Психология личности и образ жизни. - М., 1987. Разд. I.

    6. Психология формирования и развития личности. - М., 1981.

    7. Рейнвальд Н.М. Психология личности. - М., 1987.

    Теории личности – это различные предположения, комплекс гипотез, совокупность концепций и подходов, объясняющих происхождение личности, детерминированность ее развития. Теория развития личности стремится не только истолковать ее суть, но и предвосхитить человеческое поведение. Она предоставляет исследователям и теоретикам возможность разобраться в природе человеческого субъекта, помогает отыскать ответы на вопросы риторического характера, которыми они постоянно задаются. Теории личности в психологии кратко можно представить семью основными концепциями, каждая из которых характеризуется собственными представлениями о личностной структуре и свойствах, имеет специфические методы их измерения. Отсюда можно вывести, что личность являет собой многомерную структуру и многоплановую систему психологических характеристик, обеспечивающих индивидуальность, временную и ситуативную константность человеческого поведения. Всего насчитывается около сорока подходов и концепций, направленных на изучение личности человеческого субъекта.

    Теории личности в психологии

    Считается, что человеческий индивид изначально появляется на свет человеком. Данное утверждение на первый взгляд является истинным. Однако оно основывается исключительно на генетической обусловленности возникновения врожденных предпосылок для формирования человеческих качеств и признаков. Так, например, новорожденного крохи форма тела предполагает способность прямохождения, строение мозга обеспечивает возможность интеллектуального развития, конфигурация рук – перспективу применения орудий труда. Этим всем перечисленным новорожденный малыш разнится с детенышем животного. Таким образом, младенец изначально относится к человеческому роду и именуется индивидом, тогда как детеныш животного будет называться на протяжении всего существования исключительно особью.

    Понятие «индивид» содержит родовую принадлежность человека. Младенца и взрослого человека, мудреца и олигофрена, аборигена, живущего в племени далеком от цивилизации, и высокообразованного жителя развитой страны можно считать индивидом. Другими словами, охарактеризовав человека индивидом – означает ничего конкретного о нем не сказать. Появляясь в этом мире в качестве индивида, человек приобретает специфическое социальное качество и становится личностью.

    Индивид еще в детстве включается в сложившуюся исторически систему общественных взаимоотношений. Дальнейшее развитие субъекта в социуме образует такое переплетение взаимоотношений, которое создает его как личность – системное социальное свойство, приобретаемое человеческим субъектом в процессе коммуникативного взаимодействия и предметной деятельности, характеризующее степень и качество представленности социальных взаимодействий в индивиде.

    Поскольку психология предложить единого определения личности не может, активно развиваются теории личности в зарубежной психологии и в отечественной науке, но наиболее значимыми из зарубежных концепций считаются:

    — психодинамическая теория личности (основополагающий фактор развития личности – врожденные инстинкты);

    — диспозициональная теория личности или теория черт, поскольку ее приверженцы были убеждены, что человеческие субъекты обладают некими диспозициями (предрасположенностями, чертами) к определенному поведенческому реагированию на различные «раздражители», проще говоря, последователи этого направления предполагали, что индивиды устойчивы в собственных мыслях, постоянны в действиях и чувствах не зависимо от событий, обстоятельств, жизненного опыта;

    — феноменологическая (заключается в убеждении, что индивид стремиться к и характеризуется позитивной природой);

    когнитивная теория личности (на человеческое поведение огромное влияние оказывают познавательные функции и интеллектуальные процессы);

    — теория научения или поведенческая теория личности, основной тезис заключается в убеждении, что личность – это приобретенный индивидом опыт в процессе жизнедеятельности.

    Все приведенные выше теории личности в зарубежной психологии пытаются ответить на самый важный вопрос современной психологической науки: что собой являет человек, какова его суть, что движет его развитием.

    Каждый из перечисленных подходов представляет специфическое видение, отдельный фрагмент целой картины такого сложного и вместе с тем целостного механизма под названием личность.

    Поведенческая теория личности основывается на убеждении, что среда является источником развития личности, что сама личность не содержит в себе ничего от психологического либо генетического наследования. Она является исключительно продуктом научения, а личностные свойства представляют собой обобщенные социальные навыки и поведенческие рефлексы.

    Аналитическая теория личности, в свой черед, сформулированная Юнгом, базируется на убеждении, что врожденные психологические факторы обуславливают развитие личности. Индивид в наследство от родителей получает готовые первичные идеи, которые Юнг называл «архетипами».

    В рамках отечественных изысканий в области психологической науки главенствующая роль в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу, базисом которого является разработанный К. Марксом подтип предметной деятельности. Как принцип, объясняющий психические процессы, категория деятельности применяется при исследовании разнообразных областей психической действительности. Поскольку собственно в конкретной деятельности индивида и ее порождении объективное выражение находят не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.

    Теории личности в отечественной психологии можно объединить общей главной задачей, которая заключалась в исследовании зависимости составных элементов сознания от характеристик раздражителей, вызывающих их. Позднее эта двухсоставная схема нашла свое отображение в формуле «стимул равняется реакции» (S-R), которую нельзя считать целиком верной, поскольку она исключает содержательный процесс, осуществляющий реальные связи индивида с предметной средой. Концепции научения не принимают во внимание ничего, что попадает под определение сознание, чувствование, воображение и воля. Процессы, реализовывающие жизнь субъектов в окружающей действительности, его социальное существование во всем разнообразии форм, являются деятельностью.

    Наиболее известные теории личности в отечественной психологии связаны с научными изысканиями сторонников ученья Л.Выготского, в частности, Л. Божович и А. Леонтьев.

    Концепция, предложенная отечественным психологом Л. Божович, охватывает период личностного формирования с раннего детства до юношеского этапа. Для описания личности Божович использует понятия, которые характеризуют внутренние черты и особенности индивидов. Она считала, что личностью становится человек, который достиг определенного уровня развития психических процессов, который обладает способностью воспринимать и переживать собственную «персону» как неделимое целое, отличное от окружающих людей и проявляющееся в понятии «Я». Другими словами, на таком уровне сформированности психических процессов человек способен воздействовать осознанно на окружающую реальность, модифицировать ее и изменять самого себя.

    Божович, основываясь на дефиниции «социальная ситуация формирования» и принципе «ведущей деятельности», ранее введенных Л. Выготским, показала, каким образом в непростой динамике взаимодействия и деятельности ребенка на разных этапах его жизни вырабатывается определенный взгляд на окружающую действительность, который именуется внутренней позицией. Такая позиция считалась сторонниками этого подхода одной из самых значимых характеристик личности, предпосылкой ее развития.

    Деятельностная теория личности, разработанная А. Леонтьевым, который продолжил развивать теории Л. Выготского и С. Рубинштейна, под личностью рассматривала продукт общественного развития, а базисом ее полагала совокупность социальных взаимоотношений индивида, осуществляемых его деятельностью. Именно посредством деятельности человек может воздействовать на вещи, природу или окружающих людей. По отношению к социуму он выступает в качестве личности, а к вещам – в качестве субъекта.

    Таким образом, в соответствии с деятельностным аспектом описываемой концепции, в качестве составляющих личности, выступают отдельные характеристики или свойства личности. Сторонники данной концепции считали, личностные свойства образуются вследствие деятельности, осуществляемой всегда в определенном социально-историческом контексте. Личностные черты, в этой связи, рассматриваются в качестве социально (нормативно) детерминированных элементов. Так, к примеру, настойчивость вырабатывается в таких разновидностях деятельности, где индивид проявляет независимость.

    — мотивы характеризуются иерархической структурой;

    — мотивы характеризуются зависимостью от уровня, чем выше их уровень, тем менее значимыми и жизненно важными являются соответствующие потребности, следовательно, тем дольше можно их не реализовывать;

    — пока потребности на нижних ступенях остаются неудовлетворенными, высшие остаются неинтересными;

    — как только низшие потребности удовлетворены, они утрачивают свою мотивирующую силу.

    Кроме того, Маслоу отмечает, что недостаток благ, преграда на пути удовлетворения физиологических потребностей, таких как еда, отдых, безопасность, ведет к трансформации этих потребностей в ведущие мотивы. И, наоборот, при удовлетворении базовых потребностей, индивид начинает стремиться реализовать высшие потребности. Другими словами, трудно стремиться к саморазвитию, когда желудок пуст.

    К достоинствам рассматриваемого подхода к развитию личности можно отнести ориентированность на индивида как на деятельного строителя собственной жизни, имеющего неограниченные способности и потенциал. Недостатком можно считать индетерминизм, пренебрежение естественной предопределенностью человеческого бытия.

    З.Фрейд предложил собственную интерпретацию личности, которая оказала огромное влияние на психотерапевтическую практику и теорию, психологическую науку, а также на культуру в целом.

    Согласно воззрениям Фрейда активность индивида характеризуется зависимостью от инстинктивных (подсознательных побуждений), к которым относится, в первый черед, инстинкт самосохранения и половой инстинкт. При этом в социуме инстинкты обнаружить себя также свободно, как в мире животных, не могут, поскольку общество накладывает на индивида массу ограничений, подвергает его влечения жесткой «цензуре», что принуждает личность подавлять или тормозить их.

    Таким образом, инстинктивные влечения оказываются вытесненными из осознанной жизни индивида, поскольку считаются недопустимыми, позорными, компрометирующими. Вследствие такого вытеснения они переходят в область бессознательного, другими словами, как бы «уходят в подполье». При этом они не исчезают, а сберегают свою активность, что позволяет им исподволь, из области бессознательного, управлять поведением субъекта, сублимируясь (трансформируясь) в различные вариации культуры человечества и продукты деятельности людей.

    В области бессознательного подсознательные влечения соединяются в различные комплексы в зависимости от собственной природы. Эти комплексы согласно утверждению Фрейда, являются настоящей причиной личностной активности. Поэтому важной задачей психологической науки считается обнаружение бессознательных комплексов и содействие их раскрытию, осознанию, что приводит к преодолению внутриличностных противостояний (метод психоанализа). Ярким примером таких причин может служить Эдипов комплекс.

    Достоинства рассматриваемой теории личности заключаются в изучении области бессознательного, использовании клинических методов, исследовании реальных проблем клиента. Недостатком можно считать метафоричность, субъективизм, ориентированность на прошлое.

    Топологическая психология основана на принятом в математической науке термине «поле». Она объясняет личностное поведение тем, что разнообразные точки и зоны жизненного пространства, то есть поля, в которых пребывает, существует субъект, становятся мотивами его поведенческого реагирования вследствие того, что он ощущает потребность в них. При исчезновении потребности в них значение объекта утрачивается. Сторонником данной концепции был К.Левин. Он не видел в потребности предопределенности биологического характера, в отличие от приверженцев психоанализа. Мотивация обусловлена не врожденными свойствами индивида, а его взаимосогласованными действиями с полем, которое характеризуется наличием нескольких объектов по-разному притягательных.

    Основные современные теории личности представлены двумя наиболее известными концепциями, помимо теории научения. Эти концепции связаны с именами Э. Берна и К. Платонова.

    Суть концепции Платонова заключается в рассматривании личности как структуры, состоящей из отдельных компонентов, таких как: направленность, опыт, особенности психических функций, биопсихические свойства. Эти перечисленные составные части в процессе взаимодействия обуславливают человеческое поведение. Э. Берн же убежден, что человек одновременно объединяет в себе несколько типов поведенческого реагирования, каждый из которых включается вследствие воздействия определенных условий.

    — психодинамическая теория личности, разработанная Фрейдом;

    — индивидуальная теория личности, созданная на базисе психоаналитического ученья Адлером;

    — аналитическая теория личности, сформированная Юнгом;

    — эго-теория Эриксона, Фромма и Хорни;

    — диспозициональный подход в исследовании личности, который включает структурную концепцию черт личности Кеттела, концепцию личностных типов Айзенка и исследования Олпорта под названием диспозициональная теория личности;

    — научающе-бихевиоральный подход, введенный Скиннером;

    — социально-когнитивная теория личности Роттера и Бандуры;

    — феноменологическая теория формирования личности Роджерса и др.

    Д. Зиглер и Л. Хьелл решили охватить в своей книге концепции формирования личности, которые внесли наиболее значимый вклад в современную психологию.

    Они убеждены, что ученья о личности должны отражать основные тезисы теоретика о происхождении человека. Именно этим принципом авторы руководствовались при написании книги.

    Также в труде описываются основные стратегии, применяемые учеными для изучения феноменов личности. Авторы изложили в книге практические способы применения корреляционного анализа, метода анамнеза, а также формальные эксперименты с целью возможности оценивания валидности теоретических предположений. Кроме того, они описали различные способы оценки (например, метод интервьюирования, проективные тесты), при помощи которых обычно собирают данные об индивиде. Знание этих способов позволит читателям постигнуть значение оценки в измерении различий субъектов.

    Главным достоинством данного труда можно считать то, что при изложении каждого подхода авторами приводятся доводы «за» и аргументы «против».

    В XX в. оформилось несколько психологических теорий, концепций, которые с разных сторон анализировали сущность человеческой психики и закономерности ее развития и функционирования: психоанализ или фрейдизм, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология, трансперсональная психология и др.

    Бихевиоризм : Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определенное поведение, которое следует объективно фиксировать. «Психология - это наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием следует изгнать из научной психологии. «Выражение «Ребенок боится со баки» в научном плане не означает ничего, необходимы объективные описания: «слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака». Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (обусловливание) (Уотсон).

    «Любое поведение определяется своими последствиями».
    Скиннер

    Человеческие действия формируются под влиянием социальной среды, человек полностью от нее зависим. Человек склонен также подражать поведению других людей, с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого.
    Бандура

    Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение объективных методов регистрации я анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

    Основной недостаток бихевиоризма в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности. Бихевиоризм (или поведенческая психология) рассматривает человека как своеобразного биоробота, поведением которого можно и нужно управлять с помощью психологических законов.

    Фрейдизм рассматривает человека как противоречивое биосоциальное сексуальное существо, внутри которого идет постоянная борьба между бессознательными сексуальными желаниями человека, его сознанием и его совестью, в результате чего человек зачастую сам не знает, как он поступит в следующий момент и почему он так поступит. Поведение, психические состояния, здоровье человека значительно зависят от бессознательных процессов психики, в частности от бессознательных сексуальных устремлений и бессознательных комплексов. 3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательна* мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.

    Психоаналитическое направление обратило усиленное внимание на изучение неосознаваемых психических процессов. Неосознаваемые процессы можно разбить на 2 больших класса:

    1. неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматические действия и автоматизированные навыки, явления неосознаваемой установки);
    2. неосознаваемые побудители сознательных действий (именно это интенсивно исследовал Фрейд - импульсы бессознательной области психики (влечения, вытесненные желания, переживания) оказывают сильное влияние на действия и состояния человека, хотя человек не подозревает этого и часто сам не знает, почему он делает то или иное действие.

    Бессознательные представления с трудом переходят в сознание, практически оставаясь неосознанными вследствие работы двух механизмов - механизмов вытеснения и сопротивления. Сознание оказывает: им сопротивление, т. е. человек не пропускает в сознание всю правду о себе. Поэтому бессознательные представления, имея" большой энергетический заряд, прорываются в сознательную] жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (три формы проявления бессознательного - сновидения, ошибочные действия - оговорки, описки, забывание вещей, невротические симптомы).

    Когнитивная психология рассматривает человека прежде всего как разумное познающее существо, способное самостоятельно познавать окружающий мир и себя, способное найти решение любых сложных проблем, обнаружить свои ошибки и исправить их, способное к самообучению и самоуправлению.. Представители когнитивной психологии У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят е поведении субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito - знание). Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов процессах запоминания и мышления.

    Гуманистическая (экзистенциальная) психология рассматривает человека как изначально хорошее существо, которому потенциально присущи высшие человеческие качества и высшие человеческие потребности (потребности в само развитии и самосовершенствовании, потребности е понимании смысла жизни и актуализации своего назначения в мире, потребности в красоте, познании, справедливости и т. п.), и лишь неблагоприятные условия жизни могут временно блокировать проявление высших человеческих качеств в реальном поведении человека. Виднейшие представители гуманистической психологии Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.

    Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл - именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи.

    Трансперсональная психология рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, космосом, человечеством, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю, в результате чего человек может получить информацию о любом событии, которое было, есть и будет во вселенной. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом». На бессознательном уровне идет постоянное информационно-энергетическое взаимодействие человека со Вселенной, с общемировым информационным полем, с «коллективным бессознательным человечества», но человек чаще всего об этом ничего сознательно не знает. На сознательном Уровне информационное взаимодействие человека с мировым информационным полем становится возможным либо спонтанно либо на основе специальных психологических методов: медитация, ребёфинг и пр.

    Психика и личность человека настолько многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла окончательно полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих психологических теорий и концепций раскрывает лишь какую то одну из граней психики человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности психики человека. Поэтому абсолютизировать какую-либо одну психологическую теорию и отвергать все другие психологические концепции недопустимо. Чтобы познать психику человека максимально полно и всесторонне, комплексно, необходимо знать и учитывать все существующие психологические теории и подходы, необходимо рассматривать психику человека с разных сторон, выявляя и изучая ее различные грани (вполне возможно, что далеко не все грани психики человека современной науке известны). Большинство современных психологов согласны, что при анализе психики и структуры личности человека необходимо учитывать биологическую природу (тело, врожденные инстинкты) и социальную природу человека (социальные отношения, интерноризованные социальные нормы), сознательную и бессознательную сферы психики, единство познавательно-интеллектуальной, эмоцнонально-мотивационной, поведенческо-волевой сферы, сущность личности, ее центр, «самость».