Меню Рубрики

Художественные образы деревьев в лирике русских поэтов. Место в структуре прижизненных сборников

Образ дерева в поэзии А.С. Тарханова


Территория нашего многонационального Ханты - Мансийского автономного округа является исторической родиной для народов ханты и манси. В настоящее время литература как пласт национальной культуры представлена творчеством таких известных авторов как Юван Шесталов, Еремей Айпин, Мария Вагатова, Андрей Тарханов.

А.С.Тарханов - известный поэт нашего округа, чьи детство и юность прошли в деревне Аманья Кондинского района, с 2004 года он является Почётным жителем города Ханты-Мансийска. Награжден орденом Дружбы народов, и является лауреатом премии Губернатора автономного округа в области литературы за книгу стихов «Снежная симфония». Его стихи переведены на болгарский, венгерский, киргизский, чешский, и финский языки. А.С.Тарханов - явление не только мансийской культуры, но и общенациональной. В творчестве А.С.Тарханова широко представлена тема человека и природы.

Как отмечает Константин Яковлев: «Поэтический мир Тарханова - это мир человека, который не отделил себя от природы и не чувствует себя чем-то отличным от неё. Гармония настолько полна, что Тарханову мало любить природу самому. Он живет в родном краю, «и лесом, и небом любим». Это взаимная любовь».

Когда читаешь стихи А.Тарханова, представляешь: царственно гордые, величавые, священные кедры, голубые озера и синие реки, склон усыпанный брусникой, шишки голубые, на ветвях качаются, дождь необычайный. Поэт в своих произведениях отобразил красоту родного края. На основе его произведений мы можем изучать быт и культуру народов манси.

А вот что думает сам поэт о природе своего творчества. Начало всему было положено ещё в раннем детстве. Дело в том, что манси с особым трепетом относятся к природе, особое значение придают деревьям. А лиственницу манси считают священным деревом. Было такое дерево и в жизни маленького Андрея. Из поколения в поколение передавалось трепетное отношение к лиственнице: нельзя было подходить близко, многие проходили мимо, потупив взор, а уж о том, чтобы по дереву ударить, причинить ему боль, не могло быть и речи. Знал об этом и будущий поэт, но побороть в себе желание прикоснуться к священному дереву он не смог, и однажды это случилось: подошёл к лиственнице, погладил по стволу, ощутил тепло и тут, же в испуге отдёрнул руку, стал ждать кары. Но ничего не происходило. Тогда Андрей посмотрел вверх, увидел величие и красоту дерева и захотелось ему узнать, что оно говорит, попытаться услышать его голос: «И тогда, - уверен Андрей Семёнович, - я почувствовал, что во мне проснулся поэт».

Внимательный и заинтересованный читатель найдёт в литературном произведении ответ на многие вопросы, проследит, как менялось мировоззрение поэта, его восприятие окружающей действительности, его отношение к тем или иным событиям.

Образы деревьев в поэзии А.Тарханова, непосредственно связаны с образом природы, которая для поэта свой, горячо любимый мир.

В стихотворениях Тарханова образ дерева играет разную роль и имеет разное значение. Например, в стихотворении «Березонька», перед нами предстает девушка в белом полушалке, он жалеет её - белую красавицу, потому что ей зябко и утешает её, что скоро придет весна:


Кружат вьюги синие

Над моей березонькой.

Полушалок тоненький.

В нем тебе не зябко ли,

Белая красавица?

Просят солнца зяблики,

Для тебя стараются.


Так же есть стихотворения, где встречается образ священного дерева. Мы встречаем образ священной березы, сосны:

В стихотворении «священная березка» после совершения обряда «она словно в танце кружится в нарядном хантыйском платке».

В стихотворении «Священная сосна» мы видим образ старых друзей, которые встретились после долгой разлуки, поэта захлестывают воспоминания: природа дерево тарханов образ


Помнишь, вечер?

Голубой туман

Обнимал таежную дорогу.


Но поэт уехал, и молния сожгла вершину, и поутру сосна становится священной:


Ты священной стала поутру.

Земляки тебя боготворили,

Стала ты как память на миру,

Вместе нас сородичи любили.


Восприятие природы у Тарханова нетрадиционно и непривычно. Для поэта лес это второй мир его жизни, он живет в гармонии с природой, он для него и врачеватель, и надежный друг- хранитель.


Здравствуй, лес -

мой врачеватель,

Мой надежный друг - хранитель,

И души моей ваятель,

А потом её спаситель.


В стихотворении Тарханова «Мои деревья » лирический герой показывает свое отношение к каждому дереву. При виде кедра он замедляет свой шаг, кедр для него добрейшая душа, он для него всегда священный:


У кедра замедляю шаг -

Он для меня всегда священный,

Его добрейшая душа

Имеет импульс озаренья.


Берёза трепетна, нежна.

Порою - мать, порой - гулёна.

Но сколько помню, то она

Глядела на меня влюбленно.

Сосна - любимица небес,

Парит над золотым откосом.


А ель является для него укрытием, так как прячет его от дождя, спасает от пурги.

Осина - это символ скорби, оно вызывает у героя чувство грусти и тоски.


И, прислонясь к её коре,

Я провожаю птичьи стаи.


У священного кедра всегда - чудеса, чудеса.

Желтый бубен - луна над вершиною кедра висит.

И призывно, ритмично в него кто-то тихо стучит,

Юча - фея тайги в белой парке неслышно идет

И взмахнула руками - у кедра уже хоровод.


Когда читаешь такие строки, невольно печаль щемит сердце, что где-то есть не увиденное тобой чудо, мимо которого, может, ты и пробегал, да не заметил. Заметил его Андрей Тарханов и рассказал нам. После таких строк хочется постоять под елями, помолчать…

Если мы обратимся к стихотворению «Березовские лиственницы» то мы видим как Андрей Тарханов сравнивает лиственницы с воинами, наверно он имеет ввиду воинов которые оберегают свой народ, называет их вековыми подругами, так же он подчеркивает что в этих деревьях заложена стойкость таёжных людей, эти деревья дают нам силы, очищают от грехов, говорит о том что Меньшиков гладил рукою, Ваули взглядом ласкал. Эти священные деревья притягивают и самого автора.

Читая стихотворение «Спасительные кедры» Андрей Тарханов уже кедры называет воинами - плечистыми и стройными, так же в этом стихотворении автор раскрывает красоту дерева:


И в июне дерева зеленые

Зацветают и алеют кронами.

Пацаны - друзья мои шумливые -

Шишками любуются красивыми.

Голубые, на ветвях качаются

И целебным соком наливаются.

Все живое по округе радуют.

Радуются люди, белки рыжие,

Ронжи, соболи, медведи дюжие.

И самое главное, что он упоминает о кедрах:

Кедры для людей тайги - священные,

К ним несут сомненья сокровенные.


Рассмотрев несколько стихотворений, где встречаются деревья, мы можем сделать вывод о том, что деревья для А. Тарханова священны, у него особое, трепетное отношение к ним. В стихах Андрея Тарханова постоянно встречаются образы кедра, лиственницы, сосны, берёзы. Все его творчество проникнуто ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Он живет в гармонии с природой, лес для него врачеватель и друг-хранитель.


Список литературы


Литература Югры. 1930 - 2000. ПОЭЗИЯ. Антология. Часть 1. Редактор составитель Н.И.Коняев. ИФ. «Унисерв», 2001. 256 с.

Тарханов А.С. Исповедь язычника: стихи и поэма / Предисл. К. Яковлева. Екатеренбург: - Сред.-Урал. кн. Изд-во, 2001. - 400с.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Образ дерева в поэзии С.А. Есенина

План

    Вступление. С.А Есенин – поэт-лирик.

    Образ дерева в стихотворениях.

    1. Образ клёна.

      Образ тополя.

      Образ ивы.

      Образ черёмухи.

      Образ берёзы.

      Образ хвойных деревьев.

    Заключение. В поэзии С.Есенина дерево – яркий художественный образ.

Тема моей исследовательской работы «Образ дерева в поэзии С.Есенина». Для написания этой работы я прочитала литературу о биографии и творчестве поэта, стихотворения С.Есенина, воспоминания сестры, матери, друзей, поэтов и писателей.

Данная тема заинтересовала меня тем, что я люблю творчество и поэзию С.Есенина, люблю читать наизусть его стихи. Мы изучаем произведения С.Есенина в каждом классе и узнаем о нём всё больше и больше.

В школе каждый год проводятся есенинские чтения, литературно-музыкальные вечера, посвящённые ко дню рождения С.А. Есенина.

Учительница русского языка проводит открытые уроки по темам «Мой край, задумчивый и нежный», «Стихи Есенина на уроке русского языка», «В первый раз я запел про любовь» (Тема любви в лирике С.Есенина), «Сергей Есенин – то не просто имя, России стихотворная душа», «Тема Родины в лирике С.Есенина». И мне захотелось узнать побольше о любимом поэте. Прочитав стихотворения С.Есенина, я для себя открыла, что во многих стихотворениях С.Есенина тема природы и образ дерева занимает значительное место. Поэтому я решила провести исследовательскую работу, о каких деревьях говорит поэт в своих стихотворениях.

Я поставила перед собой такие цели и задачи:

Цели:

    Проследить, какие образы деревьев встречаются в поэзии С.Есенина.

    Определить, что они олицетворяют.

Задачи:

    Познакомиться с биографией и с этапами творчества С.Есенина.

    Проанализировать стихи, где встречаются образы деревьев.

    Выявить, какие эмоциональные чувства они выражают.

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай.

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

С.А.Есенин (1895 - 1925)

1. Вступление. С.А.Есенин – поэт- лирик.

Село Константиново – Родина С.Есенина. Луга, поля, реки, рощи, стога сена – все это способствовало проявлению его поэтического таланта.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

(«Край любимый!...»)

Его поэтическое наследие огромно и многогранно. Русский поэт-лирик, «певец страны березового ситца», «певец любви и грусти, скорби», и, конечно, поэт-философ. М.Горький отмечал: «С.Есенин не столько человек, сколько орган, созданный исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей». « У каждого поэта есть свой общий тон красок, свой ларец слов и образов», - говорил С.Есенин.

    Образ дерева в стихотворениях С.Есенина

В своем творчестве С.Есенин постоянно обращается к природе, когда высказывает свои сокровенные мысли о себе, о своём прошлом, настоящем и будущем. Это обусловило появлению в его поэзии целой группы поэтических символов. Самым распространенным становится образ дерева.

Я хотел стоять как дерево

При дороге на одной ноге.

Я хотел бы под конские храпы

Обниматься с соседним кустом.

(«Ветры, ветры,…»)

Стремление к гармонии человека и мира выражается через уподобление себя дереву. У каждого образа дерева свой признак, с помощью которых поэт выражает свою мысль. «Все мы яблони и вишни»,- говорил С.Есенин.

2.1.Образ клёна

В поэзии Есенина значительное место занимает образ клёна, где он выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Клён – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у нег круглая крона, похожая на копну волос или шапку, поэтому поэт уподобляет себя клёну.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть в пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

(«Я покинул родной дом…»)

Клён или явор в этимологических преданиях славян – дерево, в которое превращён человек. В стихотворениях Есенина он предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями и периодами жизни. В стихотворении «Клён ты мой опавший» лирический герой подобен клену своей разудалостью. Он проводит параллель между собой и клёном.

И как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я что-то нынче стал не стойкий

Не дойду до дома с дружеской попойки.

(«Клён ты мой опавший»)

Даже не понятно, о ком идет речь – о человеке или дереве.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а во всю зелёным.

    1. Образ тополя.

Если клён « беззаботно кудрявой головой», то тополь аристократически «строен и прям». Эта стройность, устремлённость ввысь является отличительной чертой тополя.

Тополя растут вдоль дорог, поэтому они сравниваются с босоногими странниками. Эта тема отражается и в стихах Есенина.

Без шапки, с лыковой котомкой,

Стирая пот свой, как елей,

Бреду дубравою сторонкой

Под тихий шелест тополей.

(«Без шапки, с лыковой котомкой…»)

В произведениях Есенина тополя тоже знак Родины, как и березы.

Прощаясь с домом, уезжая в чужие края, герой грустит о том, что

Уже не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя.

(«Да! Теперь решено…»)

2.3. Образ ивы

Иву называют «плакучей». В русской народной поэзии ива – символ не только любовной, но и всякой разлуки. Горе матерей, расстающихся со своими сыновьями. В поэзии Есенина образ ивы ассоциируется с грустью, одиночеством, с разлукой. Эта грусть по прошедшей юности, по утере любимого человека, о расставании с Родиной.

Здесь всё так же, как было тогда,

Те же реки и те же стада.

Только ивы над красным бугром

Обветшалым трясут подолом.

(«Ночь и поле, и крик петухов…»)

В других стихотворениях ива, как береза, является героиней, девушкой. Лирический герой, грустя о юности, также обращается к образу ивы.

И мне в окошко постучал

Сентябрь багряной веткой ивы,

Что б я готов был и встречал

Его приход неприхотливый.

(«Пускай ты выпита другим…»)

2.4. Образ черёмухи.

Одно из самых распространенных образов, которое проходит через все творчество поэта – это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, «черемуховую вьюгу», «сыплет черемуха снегом». Метель и цветы черемухи вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.

Черёмуха душистая

С весною расцвела.

И ветви золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре.

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

(«Черёмуха»)

2.5. Образ берёзы.

Огромную роль в поэзии Есенина приобретает образ берёзы. По словам М. Энштейна «берёза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России». В древних языческих обрядах берёза часто служила «майским деревом». Символом весны.

Троицыно утро, утренний канон

В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

(«Троицыно утро»)

Во многих стихотворениях чистота березы, свежесть, красота соединились с образом невесты, девушки, женщины.

Но чаще всего с образом березы тесно переплетается тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

(«Мелколесье. Степь и дали…»)

2.6. Образы хвойных деревьев.

Если лиственные деревья несут радость, грусть, различные эмоциональные прорывы, то хвойные деревья несут иной смысл: таинственное молчание, оцепенение, погруженное в себя.

Сосны и ели представляют собой угрюмый, суровый пейзаж, вокруг низ царит глушь, сумрак, тишина, они ассоциируются с вечным покоем, глубоким сном.

Ели и сосны олицетворяют зло, нечистую силу, живущую в этой глуши. Пейзаж написан темными красками.

Тёмная ночь пугается.

Шалями тучек луна закрывается

Ветер-певун с завыванием кликуш…

3.Заключение.

Исследуя поэзию С.Есенина, я пришла к выводу, что больше всего стихотворений посвящено берёзе.

Среди царства природы есть то, что милее всего сердцу поэта – степная ширь и… берёзы.

В русской поэзии не было и нет поэта, который с такой нежностью, любовью и силой воспел бы красоту этого дерева.

Молдавский поэт Г. Виеру пишет, что при виде берёзки он сразу вспоминает С.Есенина и его стихи, посвящённые этому удивительному дереву.

Для С.Есенина берёза – символ России, скромной красоты её природы. Поэтому она мила и в весеннем цветении, и в зимнем сверкающем наряде. Она видится ему то юной девушкой, тонкой, стройной, с блестящими лунным гребешком в ветвях – косах, то накрывшейся пушистым снежным платком.

С.Есенин, как и Пушкин, Тютчев, - вдохновенный певец русской природы. В его стихах представлен яркий, красочный мир, окружающий человека. Поэт влюблен во все, что рядом с ним: в синее небо над головой и шелковатые травы, в черемуху, «сыплющую снегом», и клён кудрявый, в девичий смех и в задорную песню – во всё то, что называется заветным словом Россия, Родина.

В поэзии С.Есенина дерево – яркий художественный образ.

Таким образом, в поэтическом наследии С.Есенина дерево становится ярким художественным образом. Подобно шишкинскому лесу и левитановской осени, нам бесконечно дороги и «зеленокосая берёза», и его клён «на одной ноге», и душистая белая черёмуха.

И плачущиеся ивы, и пригорюнившиеся девушки-ели, и костёр рябины красной, и аристократически стройный тополь. Стихи С.Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств.

Клён

    «Я покинул родной дом…»

    «Не жалею, не зову, не плачу…»

    Я усталым таким еще не был№

    «Русь советская»

    «метель»

    «Весна»

    «Слышишь – мчатся сани…»

    «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…»

Тополь

    «Гой ты, Русь, моя родная…»

    «Я – пастух, мои палаты…»

    «Пантократор»

    «Русь советская»

    «Неуютная жидкая лунность…»

    «Спит ковыль. Равнина дорогая»

    «Над окошком месяц. Под окошком ветер»

Ива

    «Вот уж вечер. Роса»

    «Край любимый! Сердцу снятся…»

    «Синее небо, цветная дуга…»

    «Я по первому снегу бреду…»

    «Песни, песни о чем вы кричите?»

    «Закружилась листва золотая…»

    «Пускай ты выпита другим…»

Черёмуха

    «Сыплет черёмуха снегом…»

    «Край ты мой заброшенный…»

    «За тёмною прядью перелистиц…»

    «Хорошо под осеннюю свежесть…»

    «Хулиган»

    «Ответ»

    «Песня»

    «Ну, целуй меня, целуй…»

    «Письмо к сестре»

    «Синий мой. Заревая теплынь…»

    «Жизнь – обман с чарующей тоской…»

    «Черёмуха»

Берёза

    «Берёза»

    «С добрым утром!»

    «Я по первому снегу бреду…»

    «Зелёная прическа…»

    «Вот оно, глупое счастье…»

    «Я покинул родной дом…»

    « Закружилась листва золоиая…»

    «Я последний поэт деревни…»

    «Хулиган»

    «Мне грустно на тебя смотреть…»

    «Мы теперь уходим понемногу…»

    « Возвращение на Родину…»

    «Мой путь…»

    «К сестре»

    «Неуютная жидкая лунность…»

    «Вижу сон. Дорога черная…»

    «Гори, звезда моя, не падай…»

    «Снежная равнина, белая луна…»

    «Мелколесье. Степь и дали…»

Сосна

    «Еду. Тихо. Слышны звоны…»

    «Я – пастух, мои палаты…»

    «За рекой горят огни…»

    «Поёт зима – аукает…»

Ель

1. «Топи да болота…»

Липа

    «Эта улица мне знакома…»

    «Дорогая, сядем рядом…»

    «Этой грустью теперь не рассыпать…»

    «Над окошком месяц. Под окошком ветер…»

    «Снежная замять дробится и колется…»

    «Какая ночь! Я не могу…»

Рябина

    «Тихо в чаще можжевеля по обрыву…»

    «О красном вечере задумалась дорога…»

    «Отговорила роща золотая…»

    «Цветы»

    «Я красных таких не видел…»

    «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

Осина

    «По-осеннему кыче сова…»

    «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело…»

    «Мелколесье. Степь да дали…»

    «Пантократор»

Ольха

    « Не каждый умеет петь…»

Дуб

    «Я- пастух, мои палаты…»

    «Потонула деревня в ухабинах…»

Яблоня

    «Хорошо по осеннюю свежесть…»

    «Заря окликает другую…»

    «Неуютная жидкая лунность…»

Верба

    «Устал я жить в родном краю…»

    «Неуютная жидкая лунность…»

    «спит ковыль. Равнина дорогая…»

Ракиты

    «Небо ли такое белое…»

    «Низкий дом с голубыми ставнями…»

    «Топи да болота…»

Сирень. Вишня

    «Письмо к сестре»

Калина

    « Вот оно – глупое счастье…»

    «Снова выплыли годы из мрака…»

    «Песня»

Литература:

    Л.Л.Бельская. Песенное слово. Поэтическое мастерство С.Есенина.-М.; Просвещение, 1990.

    С.А.Есенин. закружилась листва золотая. Стихи. Поэмы. – Й – Ола. Марийское книжное изд., 1988.

    С.А.Есенин. Стихотворения и поэмы. М.: «Детская литература», 1978.

    И.П.карпов, Н.В,Шенцева. Новое о русской литературе. Материалы и размышления. (И.Бунин, С.Есенин, В.Маяковский, М.Булгаков). – Й-Ола, 1994.

    В.П.Медведев. Изучение лирики в школе. – М.: Просвещение,1985.

    И.соколов-Микитов. Русский лес. – Изд.: «Детская литература», М.: 1984.

    И.С.Эвентов. Сергей Есенин. (Биография писателя). – М.: Просвещение, 1987.

«Образ дерева в произведениях русской литературы»

  • Исследовательскую работу выполнил: С. Баенков, ученик 7 класса.
  • Руководитель: Н. Н. Кокова, учитель русского и литературы,
  • МАОУ СОШ №12 г. Шарыпово.
Актуальность
  • Наш город Шарыпово – молодой и красивый, в нём много зелени: цветов, кустарников, деревьев. Но ранней весной я наблюдаю, как деревья начинают обрезать, оставляя только ствол с несколькими ветками. Иногда деревья и вовсе вырубают под корень. Многих жителей это возмущает. Люди не понимают, зачем деревья, которые посадили они сами в молодости или их родители, сегодня губят.
  • Проблема взаимоотношений человека и природы сегодня стала одной из острейших проблем современности. Её обсуждают в средствах массовой информации, исследуют специалисты. Эта проблема волнует и меня.
Исследования:
  • Существуют целые исследования об образе леса – в немецкой литературе, ручья – во французской литературе. Русская литература в этом отношении изучена недостаточно.
  • Я обратился к труду М.Н.Эпштейна «Природа. Мир. Тайник Вселенной» . Эта работа помогла мне расширить знания о мире деревьев, узнать, какие деревья считаются наиболее поэтическими в России. На первом месте, безусловно, берёза, далее, дуб, рябина, клён. Но автор в работе представил образы деревьев в количественной последовательности (от самых частых к более редким).
  • Я обратился к произведениям художественной литературы, чтобы увидеть, как относятся художники слова к образу дерева.
Анкетирование учащихся (школа №12)
  • Анкетирование 20 учащихся 2 класса.
  • 10% - низкий: ребята не знают названия
  • деревьев, не все дети умеют ухаживать за деревьями; несколько ребят не знают, что деревья очищают воздух.
  • Проведённый эксперимент показал, что половина взрослых любуется красотой деревьев. Другая половина осознаёт, что за обыденной суетой не успевает замечать окружающую нас действительность. Все участники опроса испытывают чувство жалости к раненому дереву. Первые листочки вызывают у всех восторг и радость. Все взрослые сажали деревья около дома и на даче
  • Дерево является:
  • - символом счастья в семье;
  • -символом детства и
  • воспоминания;
  • -символом плодородия и
  • жизненной энергии;
  • -символом России и вечной
  • красоты нашей природы;
  • - символом времени года.
  • Гипотезы:
  • Задачи:
  • 1.Внимательно прочитать художественные произведении
  • 2. Проанализировать Библию, загадки, стихотворения, художественные произведения и исследовать главную проблему.
  • 3. Составить анкету для учащихся.
  • 4. Обработать и систематизировать результаты опроса.
  • 5. Сделать выводы.
  • Цель:
  • Показать взаимоотношение человека и природы через художественные образы деревьев.
Новизна работы заключается в выявлении образа дерева в произведениях разных жанров. Практическая значимость работы состоит в том, что материалы могут быть использованы на уроках литературы, на факультативных занятиях, классных часах.
  • Методы, используемые при написании работы:
  • - наблюдение;
  • - метод анализа;
  • - анкетный опрос;
  • - рефлексия.
  • Материалы исследования:
  • - Библия;
  • - загадки;
  • стихотворения С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого, О. Шестинского;
  • - произведения Л.Толстого, М.М.Пришвина, Е.Шварца.
Исследования начал с Библейского Писания.
  • «произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла».
  • Важную роль в истории человечества сыграли упомянутые в Библии древо жизни и древо познания добра и зла. Первое символизирует веру в её дары, второе – выбор между добром и злом.
Загадки о деревьях открыли мне прекрасный мир природы.
  • Никто не пугает,
  • а вся дрожит»
  • «На поляне девчонки в белых
  • рубашонках, в зелёных полушалках»
  • « Под ярусом, ярусом висят
  • кисти с красным гарусом».
в лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно становится чутким собеседником, другом.
  • В народном календаре есть день, Петр – Павел Рябинник, который приходится на конец сентября – время созревания рябиновых ягод. Кроме того, дерево это – символ счастья и мира в семье, по тому его всегда старались посадить возле дома. Даже посидеть в тени рябины считалось полезным.
  • Итак, исследуя разные жанры устного народного творчества, я убедился, что народ относился к деревьям как к одушевлённым существам, наделял их чертами живых людей.
  • «Ой, рябина, рябинушка».
  • Им не страшны крутые вьюги,
  • Их не состарили века,
  • И словно древняя кольчуга,
  • Кора шершавая крепка…
  • Откуда только мощь такая
  • Берется в жизни у дубов!
  • Видать, сполна земля родная
  • Им платит силой за любовь
  • Таким образом, дуб в русской поэзии, как и в фольклоре символизирует жизненную мощь и плодородие.
  • Дубовая ветвь означала могущество.
  • А.Суворов «Дубы»
  • В стихотворении «Одинокий дуб» Н. Заболоцкий подчёркивает мужественность, воинственность дуба.
  • Басня И.Крылова «Свинья под дубом»: « были б жёлуди, ведь я от них жирнею»
В пьесе - сказке Е. Шварца «Два клена»
  • Баба Яга превращает в клены сыновей Василисы, ушедших из дому без материнского благословенья…
  • « Прощайте, прощайте, братцы клены! Не обижайте нас! Не забывайте, что мы живые. Не разучитесь говорить по-нашему, когда домой вернетесь» , - говорили им деревья
  • В стихах Сергея Есенина поэта клён появляется постоянно. Клён выражает его настроения, состояния, клён – это и есть сам поэт. В стихотворении «Я усталым таким ещё не был» единственное светлое пятно – далёкие воспоминания о родном доме, который олицетворяет клён.
  • …Отношусь я с поклоном…
  • В те края, где я рос под клёном…
Исследуя произведения разных авторов, не сомневаюсь, что береза - символ России и вечной красоты нашей природы
  • Березы – символ детства и юности Н.Рубцова. Они
  • пробуждают радостные и грустные воспоминания у автора.
  • …С первых лет я с ними жил и рос,
  • Потому и набегают слёзы
  • На глаза, отвыкшие от слёз…
  • О. Шестинский «Без березы не мыслю России» говорит о
  • березе и России, как о едином целом.
  • Вся жизнь россиян, события тесно связаны с этим удивительным деревом:
  • Под березами пели, женили,
  • Выбирали коней на торгах;
  • Дорогих матерей хоронили,…
  • Так, чтоб были березы в ногах.
В «Лесной капели» М.М. Пришвин
  • « Вчера зацвела черемуха, и весь город тащил себе
  • из лесу ветки с белыми цветами».
  • В своих произведениях Пришвин учит любить и
  • понимать природу, нести ответственность перед ней.
  • «Черёмуха эта росла не кустом, а деревом …,
  • вся развилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким,
  • белым, душистым цветом. Издалека
  • слышен был её запах».
  • Когда один из работников стал рубить черёмуху,
  • «дерево задрожало листьями,… закапало с него
  • росой и посыпались белые, душистые
  • лепестки цветов». Оно « …будто заплакало».
Анализ прочитанного
  • помог мне увидеть, что авторы произведений рисуют образы деревьев в разные времена года. И каждое дерево по-своему прекрасно, связано с определенным символом, необходимым человеку в жизни.
  • Судьба дерева, считают писатели и поэты, может быть связана с жизнью и судьбой Родины. Все произведения подчеркивают единение человека и природы, состояние природы отражается на душевном состоянии человека.
  • В ходе анализа литературных произведений разных жанров я увидел, что авторы доносят до нас, читателей, мысль, что мы тоже часть природы, учат нас правильно относиться к ней. И тогда природа предстанет перед нами щедрой, будет дарить людям свои богатства и радость общения.
  • Быть может, грядущая экологическая цивилизация выработает свою систему нравственных заповедей, среди которых будет и запрет на убийство дерева.
Основные выводы:
  • 1. Убедился, что народная мудрость, писатели и поэты во все времена обращались к образу дерева.
  • 2. Выяснил взаимоотношения человека и природы через художественные образы деревьев.
  • 3. На примере рассмотренных эпизодов выявил, как образ того или иного дерева влияет на душевный мир.
  • 4 . Доказал гипотезы, что могут символизировать для автора изображаемые им образы деревьев.
  • 5. Провел исследование и выявил уровень экологической культуры учащихся.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В ведение

Одним из самых популярных способов для объяснения системы взглядов на окружающую действительность всегда было образное сопоставление. Поэзия особо ярко демонстрирует справедливость данного тезиса. Гипотезой, положенной в основу работы стала мысль, что можно определить систему взглядов человека, изучив образы, созданные в процессе творчества. Данная тема частично была рассмотрена в работах М.Н.Эпштейна, других литературоведов и культурологов . Но рассмотренные исследования в основном сводились к характеристике образов в творчестве отдельных поэтов, их сравнению и систематизации.

По дороге в школу и обратно мы проходим мимо берёзы, посаженной в начале восьмидесятых годов прошлого столетия. За время обучения в школе это почти четыре тысячи раз! Дерево-гигант, по северным меркам, стало свидетелем учёбы моего отца, старшего брата, а теперь «следит» за мной. Внушительные биометрические данные роднят немого свидетеля с пушкинским дубом у лукоморья и лермонтовской сосной на вершине скалы.

Целью данной работы является необходимость исследовать влияние мировоззрения на образы, возникающие при восприятии отдельных предметов. В качестве объекта выбран образ одиноко стоящего дерева в отечественной поэзии последних двух столетий. Основными задачами, стоящими перед автором исследования, являются: изучение эволюции образа одинокого дерева в отечественной поэзии с начала XIX века по наше время; определение значения обособленных объектов при формировании мировосприятия сверстников.

Актуальность исследованиясостоит в выявлении общих черт в образном мышлении отечественной поэтической мысли и мировоззренческих образах современных школьников.

В работе применялись герменевтический метод исследования, комплексный анализ стихотворных произведенийи анкетирование учащихся.

В результате исследования,при рассмотрении более трёхсот произведений, были установлены связи одного особенного дерева в творчестве большинства поэтов последних двух столетий с их мировоззрением. Определены характерные изменения образов, связанных с историческими и социальными процессами. В результате обработки анкет старшеклассников выявлены наличия подобных образов, связанных с конкретным деревом, у двух третей опрошенных респондентов.

Следствием проделанной работы стала потребность создания проекта творческого конкурса художественных (словесных, изобразительных, музыкальных) произведений, посвящённых знаковому дереву в жизни человека на институциональном, а затем и на муниципальном уровне.

Основная часть

1. Тенденции эволюции образа одинокого дерева в отечественнойпоэзии.

В рассмотренных примерах отечественной поэзии отмечены две основные тенденции: количество упоминаний деревьев в творчестве зависит от степени урбанизации автора и наличие у каждой эпохи «своих» приоритетных деревьев. Отсюда, больше внимания обращалось на творчество традиционно «деревенских» поэтов (А.А. Фета, С.А. Есенина), частота упоминания той или иной породы рассматривалась как смысловое обобщение .

Если в первой половине позапрошлого века отмечается культ дуба и сосны, то уже с творчества А.А. Фета «лидерство захватывает» берёза, и уже в поэзии С.А. Есенина, И.А. Бунина, а затем и у Н.А. Заболоцкого это характерно русское дерево занимает центральное место. В начале и в конце прошлого века, во время поэтических всплесков модернистов и шестидесятников, в поэзию врывались экзотические образы (пальма, кипарис, осина, тополь), но им не суждено было утвердиться надолго.

Для сравнения в рассмотренных работах берёза упоминается столько же раз, сколько дуб и сосна вместе взятые, в три раза чаще тополя и клёна, в десять раз чаще кипариса и пальмы.

Особое место занимают в поэзии плодовые деревья, но в рамках этой работы они не будут рассматриваться, так как, по мнению большинства литературоведов, выделяются в другой семантический ряд.

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

(«Брожу ли я вдоль улиц шумных...»)

В творчестве А.С. Пушкина дуб символизирует силу жизни. Характерными эпитетами становятся могучий, одинокий, великий. Дерево наблюдает за скоротечностью жизни («стоит дуб над гробами, колеблясь и шумя»), объединяет в себе весь жизненный круговорот. У М.Ю. Лермонтова дерево приобретает новый смысл: победы над смертью .

Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

(«Выхожу один я на дорогу..»)

Внешняя мощь дерева, воспетая в фольклоре, привлекала великих русских поэтов, символизируя крепость ценностных ориентиров, непоколебимость веры в торжество жизни. И для нас сегодня поэзия первой половиныXIX века ассоциируется с силой и основательностью этого царя деревьев.

Совсем другая роль в поэзии у сосны. Принадлежа к миру хвойных, вечнозелёных пород, сосна сохранила символизм бессмертия. При этом в отличие от более жизнерадостного дуба приобрела черты таинственности, погружённости в себя. Упоминания этого дерева у Пушкина практически всегда угрюмо и загадочно. «Не слышно было ни души, И сосны лишь…», «В тени густой угрюмых сосен…», «Одна в глуши лесов сосновых…», «…недвижны сосны В своей нахмуренной красе…» - вот далеко не полный перечень «соснового» изобилия в творчестве поэта. Сразу бросается в глаза мрачность образа, связанного с моментами сильного внутреннего переживания автора. Жизнерадостного Ленского Пушкин «хоронит» «в тени двух сосен устарелых».

Лермонтовская любовь к этому величественному дереву всем известна. Одиночество поэта привело сосну на скалистую вершину, где в борьбе со стихиями дерево не просто устояло, но и стало символом несломленности, независимости.

Но особого расцвета хвойная красавица достигла в поэзии середины века.

Стоит под сосной, чуть живая,
Без думы, без стона, без слез.

(«Мороз, Красный Нос»)

К старой сосенке прижалась,
На рученки прилегла,

(«Дурочка»)
Думу думает тяжелую сосна.
Грустно, тяжко ей, раскидистой расти:

(«Сосна»)

Н.А. Некрасов, А.Н. Майков, Л.А. Мей обратили внимание на ещё одну особенность сосны. Она не «радуется» весне цветением, как другие деревья, она холодна к радостям жизни. Может, поэтому в середине века так часто именно под этим деревом страдают герои. И если Лермонтова с сосной роднит холодность и одиночество, то уже поэтов, принимавших активное участие в общественной жизни страны, сосна не привлекает, а ассоциируется с пассивностью, апатичностью, безразличием к человеческим страданиям .

И стоило только обществу отвергнуть каких-то поэтов, и тут же образ сосны становился милым сердцу и характеризующим внутренний мир.Ярким примером этой мысли является пастернаковское:

И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены
И от болезней, эпидемий
И смерти освобождены.

(«Сосны»)

Перед тем как перейти к образу берёзы, который стал центральным в русской поэзии, мы остановимся на деревьях, занявших важное место в творчестве С.А. Есенина. Это клён и рябина.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

(«Клён ты мой опавший»)

Одними из последних строк А.А. Фета были слова, обращённые к красоте кленового осеннего листа:

И в ночь краснеет лист кленовый,
Что, жизнь любя, не в силах жить.

(«Опять осенний блеск денницы...»)

Вторит ему и А.А. Ахматова:

А в Библии красный кленовый лист
Заложен на Песни Песней.

(«Под крышей промерзшей пустого жилья...»)

Цвет и форма листа отождествляют его с человеческим сердцем и проявлением любви. Видимо, поэтому клён часто встречается в любовной лирике. А уже у Есенина, из-за внешней схожести кудрявого клёна с кудрявым поэтом, это дерево приобретает те неповторимые очертания, которые знакомы каждому жителю нашей страны.

«Сам себе казался я таким же клёном…», «Стережёт голубую Русь Старый клён на одной ноге…», «…старый клён Головой на меня похож» - знакомые многим с детства строки. Разухабитость поэта как нельзя лучше выразилась в образе резного красавца. Первый парень на деревне, красавец и гуляка - таким запомнился Есенин многим своим современникам. Но большинство исследователей полагают, что этот образ был поверхностным и не передавал истинную, сокровенную, сущность поэта .

Ещё одним деревом, передающим внешнюю весёлость и радость, стала в отечественной поэзии рябина. Сложно себе представить более яркое, красочное дерево. В поэзии, благодаря многообразию красок, рябина захватила огромный спектр образов: от удалого веселья до жертвенности и уныния.

Ещё у П.А. Вяземского рябина перекликается с фольклорными мотивами, говоря о своей народности:

Убери себя алой бусою,
Ярких ягодок загорись красой;
Заплету я их с темно-русою,
С темно-русою заплету косой.

(«Рябина»)

А уже у М.А. Цветаевой рябина становится личным, интимным, понятным только очень близким людям. Но невозможно оторвать эти образы от сопоставления с кровью, страданием .

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

(«Стихи о Москве»)

У М.А. Цветаевой упоминание о рябине встречается чаще, чем у других поэтов. И нельзя не обратить внимание на то, что образ этот тесно связан с тоской по Родине.

Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина -
Судьбина
Горькая.
Рябина -
Седыми
Спусками...
Рябина!
Судьбина
Русская.

(«Тоска по родине!Давно...»)

И, наверно, самые известные стихи о рябине это:

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.(«Отговорила роща золотая...»)

У Есенина рябина в отличие от клёна уже не была символом удальства. Она приобрела черты жертвы, которую постоянно приходилось приносить поэту, оторванному от дома, так и не нашедшего места себе в новом мире.

Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.

(«Сорокоуст»)

2. Образ берёзы - психологический портрет С.А. Есенина.

Пришло время обратиться к центральному персонажу исследования - образу берёзы. Если в начале XIX века она редкий гость в русской поэзии, то уже к концу века становится неким символом России.Основным качеством, характеризующим берёзу, становится её плакучесть. Но в отличие от ивы белокурая красавица становится олицетворением весны, возрождения, надежды. Образ становится настолько российским, что даже урбанизированный Маяковский, не упоминающий в поэзии деревья, пишет:

Конешно, -
березки,
снегами припарадясь,
в снежном
лоске
большущая радость.

(«Они и мы»)

XX век, век массовой эмиграции, ностальгических мотивов в поэзии, подымает берёзу на пьедестал. А воспевание с натуры Есениным плакучей красавицы даёт нам возможность проследить за изменениями в мировосприятии поэта.

В процессе исследования было рассмотрено более пятидесяти произведений гения имажизма, в которых встречается упоминание о берёзе. И если ранний Есенин, до Первой мировой войны, в дереве видит часть своей родной деревенской природы, то, уже пройдя через взросление, формирует новые черты .

И березы стоят,

Как большие свечки.

(«Вот уж вечер», 1910)

На бугре береза-свечка

В лунных перьях серебра.

(«Тёмна ноченька»,1911)

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

(«Мариенгофу», 1920)

Рассматривая берёзы в раннем творчестве у поэта, можно с лёгкостью сделать вывод о неиспорченности и открытости Сергея Александровича. «Белый перезвон берёз», «берёз кудрявые бусы» - образы чистые, возвышенные, нетронутые ещё прозой жизни. После революции дерево приобретает какие-то мистические черты, постепенно переходя в образы разрушения. «На берёзке пообъедена кора», «вберёз изглоданные кости» говорят о сложном периоде в жизни Есенина, время метаний, принятия и отторжения новой власти, непостоянства в отношениях с женщинами.

Интересна метафоричность характеристик дерева. Рассматривая своеобразие чёрных вкраплений на белом стволе, в отличие от «протяжности клавиш» Вознесенского, Сергей Есенин создаёт особый мир «берёзового ситца». В нём как на полотне читается жизнь и чаяния поэта, и каждый период его короткой, но насыщенной биографии.

Встретив тонкую талию у дерева, мы легко угадываем, что это раннее стихотворение, поэт ещё верит, что живёт в лучшем из миров, и время разочарований ещё не наступило. А «берёза русская, Путь-дорога узкая» явно уже образ последних лет, говорящий о состоянии, предшествующем депрессии. Казалось бы, в обоих случаях тонкое деревцо, но какое различие в эмоциональном наполнении. За десять лет перевернулся мир, изменилась страна, поэт не успел за изменениями.

Характерно одно из последних стихотворений поэта, написанное им за месяц до трагедии в «Англетере». «Клён ты мой, опавший». Стихотворение, в котором упоминается четыре разных дерева, каждое из которых символично для Есенина, заканчивается строкой «как жену чужую обнимал берёзку». Жена как выбор, показалась поэту чужой. Разочарование, отчаяние и возвращение к истоку, к дереву, сопровождавшему на протяжении всей жизни. И как хорошо, что сегодня мы можем не согласиться с поэтом, подводящим итог: «Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком». Златоглавый певец России не отговорил, а продолжает берёзовым языком касаться струн наших душ .

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

3. Результаты исследования сформированности образов у старшеклассников под влиянием мировоззрения.

В результате проведённого опроса старшеклассников была выявлена прочная связь у большинства из них с каким-то конкретным деревом. Кто-то отмечал дерево, посаженное с родителями, кто-то «свидетеля» каких-либо событий, но независимо от истории сверстники положительно оценили идею проведения конкурса творческих работ, посвящённых знаковому дереву в жизни.

Опрошено было 60 учащихся 7-9-х классов. Анкета была персонифицированной с обязательным указанием возраста. На предложение выделить какое-то одно значимое дерево в их жизни откликнулось более 80 процентов опрошенных. Большинство деревьев связаны с летним, отпускным периодом. Часть деревьев - экзотические, что характеризует анкетируемых как людей неординарных, желающих выделиться из общей массы сверстников. Как следствие присутствует желание учащихся принять участие в конкурсе творческих работ, посвящённых одиноко стоящему дереву. Четверть учащихся отметили плодовые деревья, в основном в садах родственников, проживающих на юге. Данные деревья в основном связаны с какими-то яркими событиями, с периодом взросления и с тоской по близким родственникам.

Третья часть опрошенных отождествила себя с деревьями, находящимися в постоянном поле зрения: во дворе, возле школы. Данных учащихся выделяет особо обострённое желание справедливости и патриотичность. Именно эта категория признала, что после анкетирования по-особому проанализировала влияние окружающих объектов на их мировоззрение. Ребята выразили желание следить за данными деревьями, защищать их от вандализма и делом и художественным словом. Эти учащиеся могут составить инициативную группу по подготовке планируемого конкурса.

В свете данной работы следует отметить, что берёза заняла второе место по количеству упоминаний в анкетах, уступив рябине, семь и восемь упоминаний соответственно. Яркость красок последней, привлекательность для птиц и детей из-за ягод стали основной причиной, несмотря на то, что берёзы в нашей местности встречаются чаще.

Заключение

Данная работа демонстрирует возможность определения системы взглядов человека, изучив образы, созданные в процессе творчества. Каждая эпоха и каждый возраст привязываются к своим породам деревьев.

Исследовано влияние мировоззрения на образы, возникающие при восприятии одиноко стоящего дерева в отечественной поэзии последних двух столетий. Особо рассмотрена эволюция взглядов Сергея Есенина на примере изменений отношения к берёзе.

Выявленаобщность образного мышления русских поэтов и мировоззренческих образов современных школьников.

В результате полученных результатовяснее стала потребность создания проекта творческого конкурса художественных (словесных, изобразительных, музыкальных) произведений, посвящённых знаковому дереву в жизни человека на институциональном, а затем и на муниципальном уровне.

C писок используемой литературы:

Автамонов Я.А.Символика растений в великорусских песнях//Журнал Министерства народного просвещения. 1992, №11, 12.

Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избр. статьи. М., 1983.

Белый А.Из книги «Поэзия слова»: Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы // Семиотика. М., 1983.

Галанов Б.Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М., 1974.

Григорьев Г.В.Поэтика слова. М., 1979.

Саводник В.Ф.Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. М., 1974.

Скатов Н.Н.Русские поэты природы. Л., 1980.

Трефилова Г.Время выбора: Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в советской литературе//Вопр. литературы. 1981, №12.

Эвентов И.С.Человек и природа в лирике С.Есенина//Вопр. литературы. 1979,№11,с. 84-116.

Эпштейн М.Н.Природа, мир, тайник вселенной… Система пейзажных образов в русской поэзии.//Высшая школа, М., 1990, 304с.

Юкина Е., Эпштейн М.Поэтика зимы//Вопр. литературы. 1979,№9,с. 171-204.

Образ дерева в поэзии А.С. Тарханова

Территория нашего многонационального Ханты - Мансийского автономного округа является исторической родиной для народов ханты и манси. В настоящее время литература как пласт национальной культуры представлена творчеством таких известных авторов как Юван Шесталов, Еремей Айпин, Мария Вагатова, Андрей Тарханов.

А.С.Тарханов - известный поэт нашего округа, чьи детство и юность прошли в деревне Аманья Кондинского района, с 2004 года он является Почётным жителем города Ханты-Мансийска. Награжден орденом Дружбы народов, и является лауреатом премии Губернатора автономного округа в области литературы за книгу стихов «Снежная симфония». Его стихи переведены на болгарский, венгерский, киргизский, чешский, и финский языки. А.С.Тарханов - явление не только мансийской культуры, но и общенациональной. В творчестве А.С.Тарханова широко представлена тема человека и природы.

Как отмечает Константин Яковлев: «Поэтический мир Тарханова - это мир человека, который не отделил себя от природы и не чувствует себя чем-то отличным от неё. Гармония настолько полна, что Тарханову мало любить природу самому. Он живет в родном краю, «и лесом, и небом любим». Это взаимная любовь».

Когда читаешь стихи А.Тарханова, представляешь: царственно гордые, величавые, священные кедры, голубые озера и синие реки, склон усыпанный брусникой, шишки голубые, на ветвях качаются, дождь необычайный. Поэт в своих произведениях отобразил красоту родного края. На основе его произведений мы можем изучать быт и культуру народов манси.

А вот что думает сам поэт о природе своего творчества. Начало всему было положено ещё в раннем детстве. Дело в том, что манси с особым трепетом относятся к природе, особое значение придают деревьям. А лиственницу манси считают священным деревом. Было такое дерево и в жизни маленького Андрея. Из поколения в поколение передавалось трепетное отношение к лиственнице: нельзя было подходить близко, многие проходили мимо, потупив взор, а уж о том, чтобы по дереву ударить, причинить ему боль, не могло быть и речи. Знал об этом и будущий поэт, но побороть в себе желание прикоснуться к священному дереву он не смог, и однажды это случилось: подошёл к лиственнице, погладил по стволу, ощутил тепло и тут, же в испуге отдёрнул руку, стал ждать кары. Но ничего не происходило. Тогда Андрей посмотрел вверх, увидел величие и красоту дерева и захотелось ему узнать, что оно говорит, попытаться услышать его голос: «И тогда, - уверен Андрей Семёнович, - я почувствовал, что во мне проснулся поэт».

Внимательный и заинтересованный читатель найдёт в литературном произведении ответ на многие вопросы, проследит, как менялось мировоззрение поэта, его восприятие окружающей действительности, его отношение к тем или иным событиям.

Образы деревьев в поэзии А.Тарханова, непосредственно связаны с образом природы, которая для поэта свой, горячо любимый мир.

В стихотворениях Тарханова образ дерева играет разную роль и имеет разное значение. Например, в стихотворении «Березонька», перед нами предстает девушка в белом полушалке, он жалеет её - белую красавицу, потому что ей зябко и утешает её, что скоро придет весна:

Кружат вьюги синие

Над моей березонькой.

Полушалок тоненький.

В нем тебе не зябко ли,

Белая красавица?

Просят солнца зяблики,

Для тебя стараются.

Так же есть стихотворения, где встречается образ священного дерева. Мы встречаем образ священной березы, сосны:

В стихотворении «священная березка» после совершения обряда «она словно в танце кружится в нарядном хантыйском платке».

В стихотворении «Священная сосна» мы видим образ старых друзей, которые встретились после долгой разлуки, поэта захлестывают воспоминания: природа дерево тарханов образ

Помнишь, вечер?

Голубой туман

Обнимал таежную дорогу.

Но поэт уехал, и молния сожгла вершину, и поутру сосна становится священной:

Ты священной стала поутру.

Земляки тебя боготворили,

Стала ты как память на миру,

Вместе нас сородичи любили.

Восприятие природы у Тарханова нетрадиционно и непривычно. Для поэта лес это второй мир его жизни, он живет в гармонии с природой, он для него и врачеватель, и надежный друг- хранитель.

Здравствуй, лес -

мой врачеватель,

Мой надежный друг - хранитель,

И души моей ваятель,

А потом её спаситель.

В стихотворении Тарханова «Мои деревья » лирический герой показывает свое отношение к каждому дереву. При виде кедра он замедляет свой шаг, кедр для него добрейшая душа, он для него всегда священный:

У кедра замедляю шаг -

Он для меня всегда священный,

Его добрейшая душа

Имеет импульс озаренья.

Берёза трепетна, нежна.

Порою - мать, порой - гулёна.

Но сколько помню, то она

Глядела на меня влюбленно.

Сосна - любимица небес,

Парит над золотым откосом.

А ель является для него укрытием, так как прячет его от дождя, спасает от пурги.

Осина - это символ скорби, оно вызывает у героя чувство грусти и тоски.

И, прислонясь к её коре,

Я провожаю птичьи стаи.

У священного кедра всегда - чудеса, чудеса.

Желтый бубен - луна над вершиною кедра висит.

И призывно, ритмично в него кто-то тихо стучит,

Юча - фея тайги в белой парке неслышно идет

И взмахнула руками - у кедра уже хоровод.

Когда читаешь такие строки, невольно печаль щемит сердце, что где-то есть не увиденное тобой чудо, мимо которого, может, ты и пробегал, да не заметил. Заметил его Андрей Тарханов и рассказал нам. После таких строк хочется постоять под елями, помолчать…

Если мы обратимся к стихотворению «Березовские лиственницы» то мы видим как Андрей Тарханов сравнивает лиственницы с воинами, наверно он имеет ввиду воинов которые оберегают свой народ, называет их вековыми подругами, так же он подчеркивает что в этих деревьях заложена стойкость таёжных людей, эти деревья дают нам силы, очищают от грехов, говорит о том что Меньшиков гладил рукою, Ваули взглядом ласкал. Эти священные деревья притягивают и самого автора.

Читая стихотворение «Спасительные кедры» Андрей Тарханов уже кедры называет воинами - плечистыми и стройными, так же в этом стихотворении автор раскрывает красоту дерева:

И в июне дерева зеленые

Зацветают и алеют кронами.

Пацаны - друзья мои шумливые -

Шишками любуются красивыми.

Голубые, на ветвях качаются

И целебным соком наливаются.

Все живое по округе радуют.

Радуются люди, белки рыжие,

Ронжи, соболи, медведи дюжие.

И самое главное, что он упоминает о кедрах:

Кедры для людей тайги - священные,

К ним несут сомненья сокровенные.

Рассмотрев несколько стихотворений, где встречаются деревья, мы можем сделать вывод о том, что деревья для А. Тарханова священны, у него особое, трепетное отношение к ним. В стихах Андрея Тарханова постоянно встречаются образы кедра, лиственницы, сосны, берёзы. Все его творчество проникнуто ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Он живет в гармонии с природой, лес для него врачеватель и друг-хранитель.

Список литературы

1. Литература Югры. 1930 - 2000. ПОЭЗИЯ. Антология. Часть 1. Редактор составитель Н.И.Коняев. ИФ. «Унисерв», 2001. 256 с.

2. Тарханов А.С. Исповедь язычника: стихи и поэма / Предисл. К. Яковлева. Екатеренбург: - Сред.-Урал. кн. Изд-во, 2001. - 400с.

3. Тарханов А.С. «Снежная симфония». Ханты - Мансийск. 2000 год

4. Яковлев К. «Поющая тропа язычника» // Тарханов А.С. Исповедь язычника. Избранные стихотворения 1972-2001. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 2001. С. 8.