Меню Рубрики

Кто из известных авторов родился в тарханах. Краткая биография лермонтова самое главное

Лермонтов Михаил Юрьевич, биография которого до сих пор полностью неизвестна, ознаменовал своим творчеством совершенно новый этап развития русской литературы. В его произведениях гармонично сочетались личные, философские и гражданские мотивы, которые на тот момент как нельзя лучше отвечали духовным потребностям общества.

Творчество Лермонтова оказало огромное влияние на следующие поколения поэтов и прозаиков. Многие его произведения были экранизированы, сыграны в театре, отображены в живописи, а стихи стали романсами.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: детство

Родился будущий писатель в октябре 1814 года. Еще до нового года все семейство из Москвы вернулось в Тарханы - имение бабушки в Пензенской области. Миша остался без матери, когда ему не было и трех лет. Отец хотел забрать сына с собой, но бабушка составила завещание таким образом, что все останется внуку только в том случае, если он будет жить с ней до совершеннолетия.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: учеба

В 14 лет Михаил стал воспитанником Благородного пансиона, действующего при Московском университете. В это же время он увлекся поэзией и сам начал писать. Первым его учителем в этом деле был С. Е. Раич. Михаил проучился 2 года, и пансион закрыли. Осенью Лермонтов в этом же университете поступил на нравственно-политический факультет. Ни к какому кружку Михаил не примыкал и вообще держался в стороне от всех студентов.

Осенью следующего года, когда Лермонтов перешел на словесный факультет, умер его отец. Лекций на новом отделении Михаил почти не посещал и на испытания в конце года не явился.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: переезд в Петербург

В августе 1832 года Михаил стал учеником Школы гвардейских юнкеров, которая была учреждена для молодых дворян, поступающих в гвардию без какой-либо военной подготовки и образования. С этим событием и был связан его переезд в Петербург. Проучившись в Школе 2 года, он получил первичное офицерское звание. В этот период Михаил не прекращал заниматься литературой.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: арест и ссылка

В январе 1837 года страну потрясло известие о гибели Пушкина. На это событие Михаил Лермонтов ответил стихотворением «Смерть поэта». Так как стих имел политический характер, поэт был арестован и сослан на Кавказ. С этого дня он прожил всего 4 года. И за этот короткий срок Лермонтов создал те произведения, которые затем стали считать лучшим его поэтическим наследием.

Это «Мцыри», «Демон» и множество живописных, музыкальных, разнообразных по воплощению стихотворений, доказывающих безграничную мощь его таланта. В 1839 году Лермонтов закончил работу над романом "Герой нашего времени".

М. Лермонтов. Краткая биография: дуэль

Поэт мечтал в конце концов оставить военную службу и полностью предаться литературе, начать издавать собственный журнал. Но ему позволили лишь некоторое время побыть в Петербурге. И то это стало возможным благодаря прошению влиятельных лиц и Е. А. Арсеньевой, его бабушки. После побывки поэт отправился в последнюю свою поездку на Кавказ, а по существу - в ссылку. Он был полон мрачных предчувствий. Повод к ссоре, приведшей к роковой дуэли, был ничтожным. Сам поэт был почти уверен, что поединок не состоится. Однако Мартынов отказываться от него не собирался. Он нанес М. Ю. Лермонтову смертельную рану во время этой злополучной дуэли в Пятигорске. Произошло это летом 1841 года, а следующей весной прах поэта был отправлен в Тарханы, родовое имение.

Годы жизни: с 03.10.1814 по 15.07.1841

Поэт, художник, прозаик, драматург. Один из самых известных русских поэтов, произведения которого входят в классику русской литературы. Творчество М.Ю. Лермонтова относится к романтизму, особенно сильное влияние на поэта оказали Байрон и А.С. Пушкин .

Родился Михаил Юрьевич в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814. Его родители - Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, неродовитый дворянин, и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежавшая к богатому и знатному роду Столыпиных. Через два года после рождения Михаила его мать умерла от чахотки, и бабушка забрала внука, пригрозив в противном случае лишить его наследства. До смерти отца в 1831 году М.Ю. Лермонтов виделся с ним один единственный раз, когда уже учился в университете. Бабушка очень любила внука и детские годы М.Ю. Лермонтова, несмотря на отсутствие родителей, были счастливыми.

В 1828 Лермонтова зачислили в 4 класс Московского благородного пансиона. Именно в это время Лермонтов начинает сочинять стихи. Ранние стихотворные опыты Лермонтова являются в большей степени подражаниями романтикам, в них встречаются целые куски, заимствованные из сочинений других авторов. Особенно сильное влияние на Лермонтова оказало творчество Байрона. В 1828-1832 годах Лермонтов переживает ряд романтических увлечений, которые также отражаются в его творчестве. В сентябре 1830 года Лермонтов поступает на «нравственно-политическое отделение» Московского университета, затем переводится на словесное. К этому периоду творчества Лермонтова относятся уже вполне самостоятельные поэмы «Измаил-бей» (1832), «Литвинка» (1832), «Исповедь» (1831) - прообраз будущей поэмы «Мцыри». В 1832 году поэт подает прошение об уходе из университета. Согласно наиболее достоверной версии, причиной ухода стали неприязненные отношения с некоторыми профессорами. Лермонтов едет в Санкт-Петербург с намерением продолжить обучение, однако ему отказались засчитать два года обучения в Москве и предложили поступить на первый курс. Лермонтова это не устроило и он под влиянием родственников поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Два года, проведенные в этом заведении, Лермонтов потом назвал «злополучными». В стенах школы царствовала муштра, литературных книг воспитанника не позволяли читать вовсе. За пределами этих стен юнкера были известны своими похождениями, гулянками и дебошами, в которых принимал участие и Лермонтов. В этот период он начинает ряд серьезных работ (роман «Вадим», несколько поэм), однако ни одной не доводит до конца. В 1834 году Лермонтова закончил школу и, получив звание корнета, был направлен в лейб-гвардии Гусарский полк. Вообще в 1832-1836 лирическое творчество Лермонтова почти угасает, зато возрастает число произведений иных жанров: он отдает свои силы поэмам, драмам, прозе. Вершинным достижением Лермонтова в этот период его творчества можно признать драму «Маскарад». Однако ни одна его попытка напечатать драму не увенчалась успехом. Первая «серьезная» публикация Лермонтова относится к 1835 году, когда его товарищ без его ведома, забрал повесть «Хаджи-Абрек» (1834) и отдал ее в журнал «Библиотека для чтения». Публикация, хотя и была встречена положительно, не снискала Лермонтову особой славы и к 1837 году он оставался малоизвестен публике и литературным кругам.

Известность приходит к Лермонтову вместе со стихотворением «Смерть Поэта» (1837) - откликом на последнюю дуэль Пушкина. Смерть Пушкина произвела на Лермонтова огромное впечатление, и тон его стихотворения по тем временам был очень резок. Стихотворение вызвало возмущение Николая II и Лермонтов был арестован. Дело завершилось повелением императора: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова перевести с тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Фактически это была ссылка - поэта отправляли на Кавказ в действующую армию. В марте 1837 года Лермонтов выехал из Петербурга.

Бабушка поэта, пользуясь своими связями, хлопотала за внука и в том же году поэт был прощен и переведен в Гродненский гусарский полк, который находился в Новгородской губернии, а затем в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов возвращается в «большой свет», снова играет в нем заметную роль. В это же время Лермонтов устанавливает связи с пушкинским кругом, его произведения публикуются в «Современнике», «отечественных записках» и других изданиях. В печать выходят поэмы «Тамбовская казначейша», «Песня про царя Ивана Васильевича…», повесть «Бэла», вошедшая позднее в роман «Герой нашего времени». В 1839 Лермонтов закончил работу над одним из своих главных произведений - поэмой «Мцыри». По свидетельствам современников, Лермонтов обладал непростым характером и его отношения с окружающими (особенно приближенными ко двору) были очень натянутыми.

В феврале 1840 года на балу у графини Лаваль произошло столкновение поэта с сыном французского посла де Баранта. Последствием ссоры стала дуэль, а последствием дуэли – военный суд. Лермонтов был отправлен в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. С июня по ноябрь поэт принимал участие в боевых сражениях, проявил отвагу и был даже представлен к награде, однако император вычеркнул его имя из наградных списков. Лермонтов получил отпуск и на короткое время вернулся в Петербург. Это время было временем творческого подъема: завершена работа над поэмой «Демон», собран в отдельную книжку роман «Герой нашего времени», написано, как никогда, много стихов. В октябре 1840 вышел единственный прижизненный сборник поэта «Стихотворения М.Лермонтова». Сам Лермонтов хотел выйти в отставку и посвятить себя литературе, однако уступил настояниям бабушки, которая еще надеялась на то, что внук сделает военную карьеру.

В мае 1841 Лермонтов возвращается на Кавказ. В Пятигорске он задерживается для лечения на минеральных водах. Здесь происходит роковая ссора с бывшим сокурсником по юнкерской школе Н.С. Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 к последней дуэли у подножия Машука. Пуля Мартынова попала Лермонтову в грудь и поэт скончался на месте. Весною 1842 прах Лермонтова был перевезен в Тарханы.

Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Судя по воспоминаниям современников, характер у Лермонтова был тяжелый и зачинщиком роковой дуэли следует признать самого поэта.

По словам кн. Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: «туда ему и дорога»… В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I, отозвался об этом, сказав: «Собаке - собачья смерть».

Изображение Лермонтова, вынесенное в заголовок биографии, выполнено в июле 1840 с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П. Паленом, после валерикского боя. У поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это – очень ценный, единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений.

Библиография

Хронологический порядок появления в периодических изданиях важнейших произведений

Прижизненные издания
«Хаджи-Абрек» (1835);
« » (1837);
« » (1838);
«Дума» (1839);
«Бэла» (1839);
«Ветка Палестины» (1839);
«Три Пальмы» (1839);
«Фаталист» (1839);
«Дары Терека» (1839);
«Тамань» (1840);
«Воздушный корабль» (1840);
«Ангел» (1840);
«Последнее новоселье» (1841);
«Парус» (1841);
«Спор» (1841);
«Сказка для детей» (1842).

После смерти поэта появились:
«Измаил-Бей» (1843);
«Тамара» (1843);
«На смерть Пушкина» (1856)
и многое другое.

Отдельные издания:
« » (1840);
« » (1840);
« » (1857);
«Ангел смерти» (1857);
и многие другие.

Экранизации произведений, театральные постановки

1911 - «Демон» / Il demone, режиссёр Джованни Витротти (Италия)
1926 - «Княжна Мэри» / Tavadis asuli Meri, режиссёр Владимир Барский (СССР)
1927 - «Бэла», режиссёр Владимир Барский (СССР)
1927 - «Максим Максимыч», режиссёр Владимир Барский (СССР)
1941 - «Маскарад», режиссёр Сергей Герасимов (СССР)
1955 - «Княжна Мэри», режиссёр Исидор Анненский (СССР)
1965 - «Герой нашего времени», режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР)
1966 - «Бэла», режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР)
1966 - «Максим Максимыч», режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР)
1968 - «Маскарад», режиссёр Владимир Лаптев (СССР, ТВ)
1975 - Страницы журнала Печорина, режиссёр Анатолий Эфрос (СССР, ТВ, фильм-спектакль)
1981 - «Маскарад», режиссёр Владимир Самсонов (СССР, анимационный)
1985 - «Герой нашего времени», режиссёр Майкл Альмерейда (США)
1988 - «Ашик-Кериб», режиссёр Сергей Параджанов (СССР)
2006 - «Печорин», режиссёр Александр Котт (Россия)

Помимо этого по произведениям Лермонтова написан целый ряд опер, поставлены балеты.

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814 года. 11 (23) октября был крещен. Его бабушка, Елизавета Алексеевна, была его крестной мамой. По настоянию Елизаветы Алексеевны, бабушки, мальчика назвали Михаилом, в честь деда, Михаила Арсеньева. Бабушка Михаила Юрьевича, по преданию, основала село в честь внука- Михайловское.

Детство и семья Михаила Юрьевича Лермонтова

Родители Михаила Юрьевича умерли, когда он был совсем маленьким. Его семьей была его бабушка по линии матери, которая растила его. Она старалась отдать внуку все, на что мог претендовать продолжитель рода Лермонтовых. Михаил Юрьевич провел детство в поместье бабушки. Он рос в любви и заботе. Маленький Лермонтов часто болел. Больше всего Золотухой. Вследствие своих болезней, Лермонтов был лишен многих детских забав. Он искал эти забавы в самом себе. Он мечтал. Лермонтов влюбился, когда ему было 10 лет.

Воспитание и образование Лермонтова

В 1825 году Лермонтов начал учиться. Выбор учителей был неудачным. Поэтому, имея страсть к чтению, Лермонтов занялся самообразованием. Изучил несколько языков. В возрасте 15 лет он сожалел о том, что не слышал в детстве русских народных сказок. Ему нравились персонажи и герои. Своим воспитанием и образованием он обязан своей бабушке, Елизавете Алексеевне. В Москве она готовила его в Университетский благородный пансион. Притом, что сразу в четвертый класс! Там, будущий поэт, обучился математике и грамотности. В результате- изучил четыре языка и играл на четырех музыкальных имнструментах. Он умел рукодельничать и увлекался живописью. Михаил Лермонтов был в этом пансионе почти два года. Его образованием занимались Мерзляков и Зиновьев. Там развивался его интерес к литературе. Он любил читать. Но был настолько одинок, что «ушел из внешнего мира», и создал в своем разуме свой собственный мир.

Елизавета Алексеевна — бабушка М. Ю. Лермонтова

Первые юношеские увлечения Михаила Юрьевича Лермонтова

Шестнадцатилетний Лермонтов был не особо интересен для юных барышень, и на свои чувства он не получал того же в ответ. К его соседке, Вареньке Лопухиной, он питал глубокие чувства до конца жизни. Первые юношеские увлечения Михаила Юрьевича Лермонтова начались летом, 1830 года, когда он акцентировался на личности Байрона. Ему нравилась его поэзия. Он находил себя схожим с ним. Немного позже, поэт знакомится с Ивановой Натальей Федоровной. Для нее он посвящал стихи. От нее Лермонтов впервые почувствовал ответные чувства. Но, спустя немного времени, Иванова предпочла состоятельного соперника. Михаила Лермонтова терзали негативные чувства от измен и неверности. Он писал стихи о том, насколько мучительными для него были эти переживания.
У Лермонтова было много противоречий. Он не мог определиться между любовью и поэзией. Одно другому создавало препятствия.

Учеба Лермонтова в Московском университете

В 1830 году Михаил Юрьевич становится студентом Московского университета.
За его стенами развивалась умственная жизнь. Михаил Лермонтов проявлял больше интереса к светскому обществу, чем к беседам товарищей. Он наблюдает за жизнью, какой она является в действительности. У поэта прошли чувства доверия, дружбы и симпатии.
Лермонтов уважал университет больше, чем своих товарищей. Он учился среди восторженной молодежи. А его склад ума был иным. Время в университете дало Лермонтову большой толчок для его поэзии. Он становился более талантливым. Михаилу нравилось посещать балы и маскарады. Там он мог радоваться. В поэзии Лермонтова отражалась точность его настроений. Он словно «одевает маску» безразличия и презрения как самозащиту от душевных травм.

Учеба Лермонтова в Московском университете прошла всего год с лишним. Он был вынужден уйти из-за нехорошей истории с одним из профессоров. В университете у Лермонтова произошли некоторые разногласия: где-то он был сверхначитан, а где-то не знал лексиконного материала. И после пререканий с экзаменаторами ему поставили пометку: «Посоветовано уйти».

Гвардейское время

После школы Лермонтов также, как и прежде, жил увлечениями, но с упреками совести. Об этом он писал своей подруге и старался, чтобы никто не узнал. Знающие Лермонтова люди, всегда считали его добрым и любящим. Но для него самого это казалось унизительным. Он старался выглядеть беспощадным, словно женских сердец, тираном. Лермонтов мстил. Он помнил старые обиды. Спустя время, отомстил и Екатерине Сушковой. Да так, что даже расстроил ее брак с Лопухиным. Позже он показал удивление о произошедшем. А потом объяснился, что не любит. Михаил Лермонтов был равнодушен к службе.
Он был болен, когда узнал о смерти Пушкина. Каждый рассказывал ему свою версию произошедшего.

Но только врач Лермонтова правдиво рассказал ему о дуэли и смерти поэта Александра Пушкина. Лермонтов был очень огорчен этим событием. Он написал произведение «Смерть Поэта». Это стихотворение вызвало похвалу Дантесу. Один из родственников Лермонтова стал упрекать его в этом. Тогда поэт разгневался и выгнал гостя. Он написал последние 16 строк… Результатом было судебное разбирательство и арест. За Лермонтова вступились друзья Пушкина и бабушка, у которой были связи. Через время Лермонтов был переведен прапорщиком, как и прежде, на Кавказе. Поэт был в изгнании. Ему было много внимания, а также сочувствие и вражда.

Лермонтов. Ссылка на Кавказ

Первый раз Михаил Юрьевич был в ссылке на Кавказе всего несколько месяцев, благодаря его бабушке. Несмотря на то, что Лермонтов служил весьма недолго на Кавказе, он изменился нравственно. Основной темой его произведений был кавказский фольклор. И ему очень нравилась кавказская местность. Но здесь его почти не ценили и мало понимали. В нем были злость и горечь.

Возвращаясь в Петербургское общество, за Михаилом Лермонтовым начинают ухаживать любительницы знаменитостей. Поэт акцентирует образ, нравившийся ему еще в юности.
На Северном Кавказе Лермонтов писал о том, что ему присуще. То, что он переживал и чувствовал. Это все отражалось в его произведениях.

Первая и последняя дуэль Лермонтова

После первой ссылки у Лермонтова накопилось достаточно произведений.
Он стал популярным писателем России и начал общаться с друзьями Пушкина.
В 1840 году Михаил Лермонтов был приглашен на бал к одной графине. Там он вступил в спор с сыном французского посла, где тот вызвал Лермонтова на дуэль. 18 февраля (1 марта) они вдвоем бились на шпагах, но у Михаила Юрьевича Лермонтова переломился клинок. Пришлось перейти на пистолеты. Барант стрелял первым и промахнулся. А Лермонтов разрядил пистолет и выстрелил с сторону. Участники разъехались. За то, что не было сообщено о дуэли, Лермонтова арестовали. Соперник привлечен к суду не был.
По многим расследованиям, Лермонтов был переведен обратно на Кавказ.
Вторая ссылка значительно отличалась от первой, где он мог жить спокойно. Сейчас же ему полагалось участвовать в военных действиях.

Приехав в Пятигорск, Лермонтов поссорился с майором в отставке, Николаем Мартыновым.
Одна из причин дуэли Лермонтова- неуместные и обидные шутки в его сторону.
В «Записках декабриста» Н. И. Лорер писал, что Лермонтов неуместно и обидно шутил в присутствии дам и насмехался над Мартыновым. И тогда, вышедший из терпения, Мартынов, сказал, что знает, как заставить Лермонтова замолчать. Лермонтов же заявлял, что ничьих угроз не боится. Мартынов много прощал поэту обидные шутки, разговаривал с ним об этом, но Лермонтов все равно шутил. Своим поведением и своими словами он спровоцировал с ним дуэль.

Присутствовавший на дуэли секундант сказал, что для своих друзей и близких Михаил Юрьевич Лермонтов был простым и добродушным. Но для остальных- задирой.
Несмотря на хлопоты друзей, после смерти, Лермонтова не похоронили по церковным обрядам. Многие из высшего общества говорили, что туда ему и дорога.
Николай I сказал: «Собаке- собачья смерть». Также, как говорила когда-то бабушка Лермонтова о своем муже. Позже Николай I сообщил, что убит тот, кто мог бы заменить Пушкина. Многие пришли проводить поэта в последний путь. После гибели на дуэли его гроб несли те, у кого он служил.

15 октября 1814 года на свет появился великий русский поэт, чьи произведения пополнили копилку мировых шедевров, . Его жизнь оборвалась слишком рано, он умер в возрасте 27 лет. В день смерти Лермонтова Белинский написал: «Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу».


Анкетные данные


Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Брак родителей поэта - богатой наследницы М.М.Арсеньевой и армейского капитана Ю.П.Лермонтова - был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой - Е.А.Арсеньевой - тяжело сказались на формировании личности поэта.

Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии, где получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften («Люди и страсти», 1830 г.), «Странный человек» (1831 г.). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода - шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ в 1820-м и 1825 годах, куда бабушка отправляла его, чтобы править здоровье, - в детстве Михаил Юрьевич страдал золотухой.

С 1827 года Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828-го - март 1830-го), позднее в Московском университете (сентябрь 1830-го - июнь 1832-го) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.


Трудовая биография


Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж.Г.Байроном и А.С.Пушкиным для него важны Ф.Шиллер , В.Гюго , К.Н.Батюшков , философская лирика любомудров. В его стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов - от М.В.Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 годы увлечения Е.А.Сушковой, Н.Ф.Ивановой, В.А.Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт. Одновременно идет работа над романтическими поэмами - от откровенно подражательных «Черкесов» (1828 г.) до вполне профессиональных «Измаил-бея» и «Литвинки» (обе 1832 г.), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, «вершинность» композиции, «недосказанность» сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены «магистральные» герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности. Падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы «Демон», 1829 г.), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831 г., явившаяся прообразом поэмы «Мцыри»).

Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 году переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834 году. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство («Юнкерские поэмы»), место трагического избранника - циничный бретер, сниженный двойник «демона». В то же время идет работа над романом «Вадим», где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство «ангела» и «демона», «поэзия безобразности», языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). «Демоническая» линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836 г.) и драме «Маскарад». Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.

К началу 1837 г. у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами «Ангел», 1831 г.; «Парус», 1831 г.; «Русалка», 1832 г.; «Умирающий гладиатор», 1836 г.; поэма «Боярин Орша», 1835-36 гг.) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой. Опубликованная без ведома автора поэма «Хаджи Абрек» (1834 г.) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет.

Слава к Лермонтову приходит в одночасье - со стихотворением «Смерть поэта» (1937 г.), заключительные строки которого заканчивались резкими выпадами против высшей аристократии. Для поэта слава аукнулась арестом и переводом в чине прапорщика в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

Ссылка продлилась до октября 1837 г.: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А.И.Одоевским, а также с В.Г.Белинским). Там он изучал восточный фольклор (запись сказки «Ашик-Кериб»). Публикация в 1837 г. стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта.

С апреля 1838-го по апрель 1840 года Лермонтов служит в Лейб-гвардии в гусарском полку, уверенно завоевывая «большой свет» и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом - семейством Карамзиных, П.А.Вяземским, В.А.Жуковским (благодаря посредничеству последнего в «Современнике» в 1838 г. печатается поэма «Тамбовская казначейша») и А.А.Краевским (публикация «Песни про царя Ивана Васильевича...» в редактируемых Краевским «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду»).

В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества - безвольного, рефлексирующего, неспособного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения («Дума», 1838 г.), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас («Поэт», 1838 г.; «Не верь себе», 1839 г.; «Журналист, читатель и писатель», 1840). Поэт скептически оценивая жизнь как таковую («И скучно, и грустно...», 1840 г.), ищет гармонию в эпическом прошлом («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича...»), в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838 г.), в чувствах ребенка («Как часто пестрою толпою окружен...», 1840 г.) или человека, сохранившего детское мировосприятие («Памяти А.И.Одоевского»).

Богоборчество («Благодарность», 1840 г.), мотивы невозможности любви и губительной красоты («Три пальмы», 1839 г.; «Утес», «Тамара», «Листок», «Морская царевна» - все 1841 г.) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией («Родина», «Спор» - оба 1841 г.), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности («Выхожу один я на дорогу...», 1841 г.). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова - последней редакции «Демона» и «Мцыри» (обе 1839 г.).

В 1838-40 гг. написан роман «Герой нашего времени»: первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в «Отечественных записках» и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека. Тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840 г.) и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М.Лермонтова» (октябрь 1840 г.; включены «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича...», 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.


Сведения о родственниках


Отец - Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831 гг.)

Окончил Первый кадетский корпус в Петербурге, в 1804 г. в чине прапорщика выпущен в Кексгольмский пехотный полк, служил в том же корпусе воспитателем; в 1811 г. по болезни вышел в отставку в чине капитана; в 1812 г. вступил в тульское дворянское ополчение; в 1813 г. находился на излечении в Витебске. Бывая в с. Васильевском, родовом имении Арсеньевых, познакомился с М.М.Арсеньевой и женился на ней. После свадьбы жил в Тарханах. Семейная жизнь родителей поэта не была счастливой. После смерти юной жены в 1817 г. отношения Юрия Петровича с тещей обострились. Он уехал в свое имение Кропотово (Тульской губ.), а сына оставил на воспитание бабушке - согласно условию, поставленному ею в завещании.

Мать - Мария Михайловна Лермонтова (1795-1817 гг.)

Единственная дочь Михаила Васильевича и Елизаветы Алексеевны Арсеньевых. Получила домашнее образование и воспитание. Мария Михайловна родилась «ребенком слабым и болезненным, и взрослою все еще выглядела хрупким, нервным созданием... Была одарена душою музыкальною». Познакомившись Юрием Петровичем Лермонтовым, Мария Михайловна горячо полюбила его и вышла замуж, несмотря на неодобрение матери.

Современники рассказывали о доброте Марии Михайловны, лечившей крестьян, вспоминали, что нередко она играла на фортепьяно и пела, взяв на колени сына. «Когда я был трех лет, - вспоминал Лермонтов, - то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать». Нежность к матери и тоска по ней нашли отражение во многих произведениях поэта. Мария Михайловна умерла от чахотки в феврале 1817 г.

Бабушка - Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773-1845 гг.)

Бабушка Лермонтова по матери. Урожденная Столыпина. Обладала способностями и природным умом, развитию которых благоприятствовали культурные интересы семьи. Пользовалась уважением многочисленных родственников и знакомых. В 1794 г. вышла замуж за Михаила Васильевича Арсеньева. Получила домашнее образование. От брака с М.В.Арсеньевым имела единственную дочь, которая умерла в 1817 г. С этого времени всю свою любовь Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: «...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем». Любовь к внуку была одновременно самоотверженной и властной. Ради Лермонтова бабушка готова была на любые жертвы - но с тем, чтобы распоряжаться судьбой внука безраздельно.

Арсеньева не жалела средств для воспитания и образования Лермонтова, постоянно заботилась о его здоровье: несколько раз возила его на Кавказ. В конце лета 1827 г. Арсеньева переехала с внуком в Москву для подготовки его к поступлению в Пансион и до 1832 г. жила с ним в Москве.

В июле - начале августа 1832 г. Арсеньева с внуком переехала в Петербург, где Лермонтов поступил в Школу юнкеров. После ареста Лермонтова за стихотворение «Смерть поэта» и за дуэль с Э.Де Барантом хлопотала перед царскими особами о прощении его.

Известие о смерти внука застало Арсеньеву в Петербурге, и в конце августа 1841 г. она вернулась в Тарханы. О ее состоянии в это время писала М.А.Лопухина: «Говорят, у нее отнялись ноги, и она не может двигаться. Никогда не произносит она имени Мишеля, и никто не решается произнести в ее присутствии имя какого бы то ни было поэта».


Личная жизнь


У всех поэтов есть стихи о любви и женщинах. И М.Ю.Лермонтов - не исключение. В его жизни было много женщин, и он воспевал их в своих стихах. В своей жизни М.Ю.Лермонтов испытывал сильные чувства к нескольким женщинам. Кто же они - вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Лопухина В.А., Сушкова Е.А., Щербатова М.А. и Быховец Е.Г.

Будучи студентом, Лермонтов был влюблен в Вареньку Лопухину. Чувство Лермонтова было к ней безотчетно, но истинно и сильно, он сохранил его до самой смерти. Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он ее. Лопухина пережила поэта, но его смерть была для нее сильным потрясением, от которого она не смогла оправиться.

Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года в Симбирске. Е.А.Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как с мальчиком, но отдавала должное его уму. Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха ее не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие. А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Стихотворение «Нищий» было написано Лермонтовым после того, как он увидел слепого нищего, над которым подшучивала молодежь, кладя вместо денег камушки. В этом стихотворении юный поэт сравнивает себя с нищим, а Сушкову с молодежью, которая обманывает бедного нищего.

Еще одной возлюбленной Лермонтова была Щербатова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах. Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован этой молодой вдовой. Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил бы ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться».

Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Е.Г.Быховец. Бронзовый цвет лица и черные очи... Она имела много поклонников из окружения Лермонтова. Они встретились после разлуки прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Быховец говорила, что Лермонтов не любил танцевать, но был очень весел. Веселился он со всеми, но с ней всегда был грустен, только с ней Лермонтов был настоящим. Быховец была с ним в день его смерти, прожила с ним последний день в его жизни.

Всю свою жизнь Лермонтов искал истинную любовь, женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть. К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами. Любовь приносила ему горечь, разочарование и страдания.


Увлечения


Великий русский поэт увлекался живописью. Лермонтов, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Тем не менее, одаренность писателя сказалась и здесь.

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие «испанский цикл». В 1830 году были созданы акварели и рисунки «Испанец с кинжалом» «Испанец», «Испанец с фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном воротнике». Самое значительное в этом цикле - «Портрет герцога Лермы». Условно-романтическое видение природы, истории и людей преобладает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели «Белая береза», «Парус» (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или «Древняя рать». На Кавказе наиболее полнораскрылся творческий потенциал Лермонтова - и поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, - «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей», «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач».

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина.


Враги


Изначально у поэта не сложились отношения с императором Николаем I. Началось все со стихотворения «Смерть поэта», которое было откликом на последнюю дуэль Пушкина. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Там он принял участие в боевых действиях, особенно отличился в сражение на речке Валерик, за что был представлен к наградам, однако его вычеркнул из списков сам император. Николаем I был очень невысокого мнения о поэте.


Соратники


1838-1841-й это годы литературной славы Лермонтова. В этот период он попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетневым, В.А.Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал «Тучи».

В 1838-1840-х поэт входит в «Кружок шестнадцати» - аристократическое общество молодежи - частью из военной среды, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников.


Слабости


У Лермонтова был непростой характер, далеко не каждый мог найти с ним общий язык. Зачастую он был заносчив, язвителен и дерзок в общении с людьми, беспощаден к слабостям других и высокомерен. Вот только некоторые характеристики, данные ему современниками: «неприятный до последней степени», «его ум ни на что не годен, кроме дерзости и грубости», «отталкивающая личность, высокомерно презирающая остальной люд», «существо желчное, угловатое, испорченное и предающееся самым неизвинительным капризам», «дурной человек: никогда ни про кого не отзовется хорошо». Только близкие и родные по духу ему люди видели любящее сердце, отзывчивую душу, и идеальную глубину мысли. Только Лермонтов очень немногих считал достойными этих своих сокровищ...


Сильные стороны


В воспоминаниях современников не существует единого образа Лермонтова. Не только внешность, но и характер современники изображают так несхоже, что временами кажется, что речь идет о двух Лермонтовых! Если остановиться на положительных характеристиках, то можно отметить следующее. Ростопчина упоминала в письме к Дюма, что двух дней было довольно, чтобы связать их дружбой. А.В.Васильев и А.А.Столыпин в один голос утверждали, что поэт никогда не лгал, ложь была чужда ему, говорили о его настойчивости и доброжелательности. Вяземский заявлял, что нужно было лишь пробить ледяную оболочку, только раз проникнуть под личину суровости и зла, чтобы разгадать сокровища любви и добра, таившиеся в этой богатой натуре. С ним соглашался и его двоюродный брат М.А.Пожогин-Отрашкевич. Он говорил, что Лермонтов был добрый, чувствительный, услужливый и настойчивый.


Заслуги и провалы


Слава к Лермонтову пришла в одночасье - со стихотворением «Смерть поэта», написанным в 1937 году. Это стихотворение было откликом на дуэль Пушкина с Дантесом. Текст широко распространился в списках, получил высокую оценку - как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение.

Наследие Лермонтова включает себя около 400 стихотворений, порядка 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.


Компромат Неразделенная любовь к Екатерине Сушковой породила в сердце Лермонтова жажду мести. Спустя годы после их первой встречи Лермонтову-гусару и уже известному поэту ничего не стоило заполонить сердце когда-то насмешливой красавицы, расстроить ее брак с Лопухиным. Лермонтов принял такую форму обращения к Сушковой, что она немедленно была скомпрометирована в глазах «света», попав в положение смешной героини неудавшегося романа. Лермонтову оставалось окончательно порвать с Сушковой - и он написал на ее имя анонимное письмо с предупреждением против себя самого, направил письмо в руки родственников несчастной девицы и, по его словам, произвел «гром и молнию». Потом, при встрече с жертвой, он разыграл роль изумленного, огорченного рыцаря, а в последнем объяснении прямо заявил, что он ее не любит и, кажется, никогда не любил. Все это, кроме сцены разлуки, рассказано самим Лермонтовым в письме к Верещагиной, причем он видит лишь «веселую сторону истории». Только печальным наследством юнкерского воспитания и стремлением создать себе «пьедестал» в «свете» можно объяснить эту единственную темную страницу в биографии Лермонтова.


KM.ru 16 октября 2008
Досье подготовлено по материалам СМИ

Лермонтов, Михаил Юрьевич – гениальный русский поэт. Родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. Русская ветвь рода Лермонтова ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой. В 1613 г. он уже числился на «Государевой службе», владел поместьями в Галичском уезде (потом – Костромская губерния). В конце XVII в. внуки его подали в Разрядный Приказ «Поколенную роспись», называя в ней своим предком того шотландского вельможу Лермонта, который, принадлежа к «породным людям Английские земли», принимал деятельное участие в борьбе Малькольма, сына короля Дункана, с Макбетом . Фамилию Lermont носит также легендарный шотландский поэт-пророк XIII в.; ему посвящена баллада Вальтера Скотта : «Thomas the Rymer», как Лермонт был похищен в царство фей и там получил свой вещий дар. Юная фантазия Лермонтова колеблется между этим чарующим преданием о родоначальнике-шотландце и другой пленительной мечтой – о родстве с испанским герцогом Лерма. Он называет Шотландию «своей», считает себя «последним потомком отважных бойцов», но в то же время охотно подписывается в письмах М. Lerma, увлекается сюжетами из испанской жизни и истории (первые очерки «Демона», драма «Испанцы») – и даже рисует портрет своего воображаемого испанского предка.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Художник П. Заболотский, 1837

Родители поэта

В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтова считался уже захудалым; отец его, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его – Кропотовка, Ефремовского уезда, Тульской губернии, – находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной (родственнице великого русского реформатора). Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протесты своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого «армейского офицера». Семейное их счастье продолжалось, по-видимому, очень недолго. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817 г., оставив в воспоминаниях сына много смутных, но дорогих образов. «В слезах угасла моя мать», – говорил Лермонтов и помнил, как она певала над ним колыбельные песни. Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери и страстно к нему привязалась, но тем хуже стала относиться к зятю; распри между ними приняли такой обостренный характер, что уже на 9-й день после смерти жены Юрий Петрович был вынужден покинуть сына и уехать в свое поместье. Он лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой, каждый раз пугая ее намерением забрать сына к себе. До самой его смерти длилась эта взаимная вражда, ребенку она причинила очень много страданий. Лермонтов сознавал неестественность своего положения и все время мучился в колебаниях между отцом и бабушкой. В драме «Menschen und Leidenschaften» отразилось болезненное переживание им этого раздора между близкими ему людьми.

Детство Лермонтова

Арсеньева переехала вместе с внуком в имение «Тарханы», Пензенской губернии, где и прошло все детство поэта. Окруженный любовью и заботами, он уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты и грусти. Здесь сказывалось, быть может, и влияние перенесенной им тяжелой болезни, которая надолго приковала его к постели и приучила к одиночеству; сам Лермонтов сильно подчеркивает её значение в юношеской неоконченной «Повести», где рисует свое детство в лице Саши Арбенина: «Он выучился думать... Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой... В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страдания тела, увлекаясь грезами души.. Вероятно, это раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению». Уже тогда намечается в Лермонтове распад между миром затаенных грез и миром повседневной жизни. Он чувствует себя чужаком среди людей и в то же время жаждет «родной души», такой же одинокой. Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь и неразрывно слившееся с первыми впечатлениями Кавказа, который он считал своей поэтической родиной («Горы Кавказа для меня священны; вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас, да о небе»).

Первыми учителями Лермонтова были какой-то беглый грек, больше занимавшийся скорняжным промыслом, чем уроками, домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер наполеоновской гвардии, француз Капэ. Из них наиболее заметное влияние оказал на него последний, сумевший внушить ему глубокий интерес и уважение к «герою дивному» и «мужу рока». По смерти Капэ был взят в дом французский эмигрант Шандро, выведенный потом Лермонтовым в «Сашке» под именем маркиза de Tess, «педанта полузабавного», «покорного раба губернских дам и муз», «парижского Адониса». Шандро скоро сменил англичанин Виндсон, ознакомивший Лермонтова с английской литературой, в частности с Байроном , который сыграл в его творчестве такую большую роль.

В московском Благородном пансионе

В 1828 г. Лермонтов поступил в московский университетский Благородный пансион и пробыл в нем около двух лет. Здесь процветал вкус к литературе; как и раньше, учениками составлялись рукописные журналы; в одном из них – «Утренней Заре» – Лермонтов был главным сотрудником и поместил свою первую поэму – «Индианка». Из русских писателей на него влияет сильнее всего Пушкин , пред которым он преклонялся всю свою жизнь, а из иностранных – Шиллер , особенно своими первыми трагедиями. У них обоих поэт находит образы, нужные ему для выражения своего собственного, по-прежнему, тяжелого состояния. Его гнетет печальное одиночество; он готов окончательно порвать с внешней жизнью, создать «в уме своем мир иной, и образов иных существование». Грезы его «удручены ношею обманов»; он живет, «не веря ничему и ничего не признавая». В этих излияниях, конечно, немало преувеличений, но в их основе несомненно лежит духовный разлад с окружающей жизнью. К 1829 г. относятся первый очерк «Демона» и стихотворение «Монолог»; в обоих вылилось очень ярко это тяжелое настроение. В первом поэт отказывается от «нежных и веселых песней», сравнивает свою жизнь со «скучным осенним днем», рисует измученную душу демона, живущего без веры, без упований, ко всему на свете относящегося с равнодушием и презрением. В «Монологе» мрачными красками изображаются захудалые «дети севера», их душевная тоска, пасмурная жизнь без любви и дружбы сладкой.

Весною 1830 г. Благородный пансион преобразовывается в гимназию, и Лермонтов оставляет его. Лето он проводит в Середникове, подмосковном имении брата бабушки, Столыпина. Недалеко от Середникова жили его московские знакомые барышни, А. Верещагина и её подруга Е. Сушкова, «черноокая» красавица, в которую Лермонтов возмечтал себя серьезно влюбленным. В записках Сушковой Лермонтов рисуется невзрачным, неуклюжим, косолапым мальчиком, с красными, но умными выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой. Кокетничая с Лермонтовым, Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась. В ответ на его чувства ему предлагали «волан или веревочку, угощали булочками с начинкой из опилок». Когда они встретились вновь при совершенно иной обстановке, Лермонтов отомстил Сушковой очень жестоко.

В это же лето возникает серьезный интерес Лермонтова к личности и поэзии «огромного» Байрона, которого поэт всю жизнь свою «достигнуть бы хотел». Ему отрадно думать, что у них «одна душа, одни и те же муки»; ему страстно хочется, чтобы и «одинаков был удел». С самого начала здесь скорее ощущение родственности двух мятежных душ, чем то, что разумеют обыкновенно под влиянием. Об этом говорят те многочисленные параллели и аналогии, общие мотивы, образы и драматические положения, которые можно найти у Лермонтова и в самый зрелый период, когда о подражании не может быть и речи.

Лермонтов в Московском университете

Осенью 1830 г. Лермонтов поступает в московский университет на «нравственно-политическое отделение». Университетское преподавание того времени мало способствовало умственному развитию молодежи. «Ученость, деятельность и ум, – по выражению Пушкина, – чужды были тогда московскому университету». Профессора читали лекции по чужим руководствам, находя, что «умнее не сделаешься, хотя и напишешь свое собственное». Начиналась серьезная умственная жизнь, в студенческих кружках, но Лермонтов со студентами не сходится; он больше тяготеет к светскому обществу. Впрочем, кое-что из надежд и идеалов тогдашней лучшей молодежи находит отражение и у него в драме «Странный человек» (1831), главный герой которой, Владимир, – воплощение самого поэта. Он тоже переживает семейную драму, тоже раздираем внутренними противоречиями; он знает эгоизм и ничтожество людей и все-таки стремится к ним; когда «он один, то ему кажется, что никто его не любит, никто не заботится о нем – и это так тяжело!» Это – душевное состояние самого Лермонтова. И тем ценнее та сцена, когда мужик рассказывает Владимиру о жестокостях помещицы и о других крестьянских печалях, и он приходит в ярость, и у него вырывается крик: «О, мое отечество! мое отечество!» Все же это только случайный мотив, стороной задевающий душу поэта; главными, основными остаются по-прежнему разлад между мечтой и действительностью, трагическое столкновение противоположных начал, чистого и порочного, глубокая ненависть к людям, к тому самому «свету», в котором он так охотно бывал.

В московском университете Лермонтов пробыл менее двух лет. Профессора, помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Он не захотел остаться второй год на том же курсе и переехал в Петербург, вместе с бабушкой. Незадолго до этого умер его отец; впоследствии, в часы горестных воспоминаний, поэт оплакал его в стихотворении: «Ужасная судьба отца и сына».

Военная служба в Петербурге

В петербургский университет Лермонтов не попал: ему не зачли двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен на первый курс. По совету своего друга, Столыпина, он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда и был зачислен приказом от 10 ноября 1832 г., «сначала унтер-офицером, потом юнкером». Почти в одно время с ним поступил в школу и его будущий убийца, Н. С. Мартынов, в биографических записках которого поэт-юнкер рисуется как юноша, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно. Он поступил в школу, по словам Мартынова, уже человеком, много читал, много передумал; другие еще вглядывались в жизнь, он уже изучил ее со всех сторон. Годами он был не старше других, но опытом и воззрением на людей далеко оставлял их за собою».

Лермонтов пробыл в школе «два страшных года», как он сам выражается. Земная стихия его натуры одержала на время полную победу над другой, лучшей частью его души, и он с головой окунулся в царивший в школе «разгул». Об этом времени его родственник Шан-Гирей пишет следующее: «Способности свои к рисованию и поэтический талант Лермонтов обратил на карикатуры, эпиграммы и разные неудобные в печати произведения, в роде "Уланши", "Петергофского праздника", помещавшиеся в издаваемом в школе рукописном иллюстрированном журнале, а некоторые из них ходили по рукам и отдельными выпусками». Ему грозила полная нравственная гибель, но он сумел и здесь сберечь свои творческие силы. В часы раздумья, скрывая свои серьезные литературные замыслы даже от друзей, поэт «уходил в отдаленные классные комнаты, по вечерам пустые, и там один просиживал долго и писал до поздней ночи». В письмах к своему другу, М. Лопухиной, он изредка открывает эту лучшую часть своей души, и тогда слышится горькое чувство сожаления о былых оскверненных мечтаниях.

По выходе из школы (22 ноября 1834 г.) корнетом лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов поселяется со своим другом А. А. Столыпиным в Царском Селе, продолжая вести прежний образ жизни. Он делается «душою общества молодых людей высшего круга, запевалой в беседах, в кутежах, бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин, расстраивает партии», для чего «разыгрывает из себя влюбленного в продолжение нескольких дней». К этому-то времени и относится развязка давнишнего романа Лермонтова с Е. Сушковой. Он прикинулся вновь влюбленным, на этот раз добившись её взаимности; обращался с нею публично, «как если бы она была ему близка», и когда заметил, «что дальнейший шаг его погубит, быстро начал отступление».

Как ни сильны, однако, увлечения Лермонтова «светом» и его желание создать себе в нем «пьедестал» – это лишь одна сторона его жизни: сказывается все та же двойственность его натуры, его искусство скрывать под маской веселости свои интимные чувства и настроения. Прежние мрачные мотивы осложняются теперь чувством глубокого раскаяния и усталости. Оно звучит в его автобиографической повести «Сашка», в драме «Два брата», в его лирике; оно отражается также в его письмах к М. Лопухиной и Верещагиной. В конце 1835 г. до него дошли слухи, что Варвара Лопухина, которую он издавна любил и не переставал любить до конца жизни, выходит замуж за Н. И. Бахметьева. Шан-Гирей рассказывает, как Лермонтова поразило известие о её замужестве.

Варвара Лопухина-Бахметьева. Акварель М. Ю. Лермонтова, 1835

Первое появление в печати и первая ссылка на Кавказ

К 1835 г. относится и первое появление Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов был известен, как поэт, лишь в офицерских и светских кругах. Один из его товарищей, без его ведома, забрал у него повесть «Хаджи-Абрек» и отдал ее в «Библиотеку для Чтения». Лермонтов остался этим очень недоволен. Повесть имела успех, но Лермонтов долго еще не хотел печатать своих стихов. Смерть Пушкина показала Лермонтова русскому обществу во всей мощи его гениального таланта. Лермонтов был болен, когда разнеслась по городу весть об этом страшном событии. До него доходили различные толки; некоторые, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», находя, что «Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою». Негодование охватило поэта, и он излил его на бумагу. Стихотворение «Смерть поэта » сначала оканчивалось словами: «И на устах его печать». В таком виде оно быстро распространилось в списках, вызвало бурю восторгов, а в высшем обществе возбудило негодование. Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, доказывая, что Дантес иначе поступить и не мог, Лермонтов моментально прервал разговор и в порыве гнева написал страстный вызов «надменным потомкам» (последние 16 стихов). Стихотворение было понято как «воззвание к революции»; началось дело, и уже через несколько дней (25 февраля 1837), по Высочайшему повелению, Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе.

Лермонтов отправлялся в изгнание, сопровождаемый общими сочувствиями; на него смотрели как на невинную жертву. Кавказ возродил Лермонтова, дал ему успокоиться, на время прийти в довольно устойчивое равновесие. Начинают яснее намечаться проблески какой-то новой тенденции в его творчестве, которая проявилась с такой красотой и силой в его «Песне про царя Ивана Васильевича Грозного и купца Калашникова », законченной на Кавказе, и в таких стихотворениях, как «Я, матерь Божия... » и «Когда волнуется желтеющая нива ».

Возвращение с Кавказа

Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 г. последовал приказ о переводе Лермонтова в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, стоявший тогда в Новгороде. Неохотно расставался Лермонтов с Кавказом и подумывал даже об отставке. Он медлил отъездом и конец года провел в Ставрополе, где перезнакомился с бывшими там декабристами , в том числе с кн. Ал. Ив. Одоевским, с которым близко сошелся. В начале января 1838 г. поэт приехал в Петербург и пробыл здесь до середины февраля. После этого он поехал в полк, но там прослужил меньше двух месяцев: 9 апреля он был переведен в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов возвращается в «большой свет», снова играет в нем роль «льва»; за ним ухаживают все салонные дамы, «любительницы знаменитостей и героев». Но он уже не прежний и очень скоро начинает тяготиться этой жизнью; его не удовлетворяют ни военная служба, ни светские и литературные кружки, и он то просится в отпуск, то мечтает о возвращении на Кавказ. «Какой он взбалмошный, вспыльчивый человек, – пишет о нем А. Ф. Смирнова, – наверно кончит катастрофой... Он отличается невозможной дерзостью. Он погибает от скуки, возмущается собственным легкомыслием, но в то же время не обладает достаточно характером, чтобы вырваться из этой среды. Это – странная натура».

Под Новый год 1840 г. Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном собрании. Присутствовавший там Тургенев наблюдал, как поэту «не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, – говорит Тургенев, – что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества». Как известно, этим маскарадом и навеяно его полное горечи и тоски стихотворение «Первое января». На балу у графини Лаваль (16 февраля) произошло у него столкновение с сыном французского посланника, Барантом. Результатом стала дуэль, на сей раз, окончившаяся благополучно, но повлекшая для Лермонтова арест на гауптвахте, а затем перевод (приказом 9 апреля) в Тенгинский пехотный полк, на Кавказ.

Вторая ссылка на Кавказ

Во время ареста Лермонтова посетил Белинский . Они познакомились еще летом 1837 г. в Пятигорске, в доме товарища Лермонтова по университетскому пансиону, Н. Сатина, но тогда у Белинского осталось о Лермонтове самое неблагоприятное впечатление как о человеке крайне пустом и пошлом. На этот раз Белинский пришел в восторг «и от личности и от художественных воззрений поэта». Лермонтов снял свою маску, показался самим собою, и в словах его почувствовалось «столько истины, глубины и простоты». В этот период своей петербургской жизни Лермонтов написал последний, пятый, очерк «Демона » (первые четыре – 1829, 1830, 1831 и 1833 гг.), «Мцыри », «Сказку для детей», «Герой нашего времени »; стихотворения «Дума», «В минуту жизни трудную», «Три пальмы», «Дары Терека» и др. В день отъезда из Спб. Лермонтов был у Карамзиных; стоя у окна и любуясь тучами, плывшими над Летним садом и Невою, он набросал свое знаменитое стихотворение «Тучки небесные, вечные странники». Когда он кончил читать его, передает очевидец, «глаза его были влажны от слез».

По дороге на Кавказ Лермонтов остановился в Москве и прожил там около месяца. 9 мая 1840 он вместе с Тургеневым, Вяземским, Загоскиным и др. присутствовал на именинном обеде у Гоголя в доме Погодина и там читал своего «Мцыри». 10 июня Лермонтов уже был в Ставрополе, где находилась тогда главная квартира командующего войсками Кавказской линии. В двух походах – в Малую и Большую Чечни – Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда «расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством» и был представлен к награде золотою саблею с надписью: «за храбрость».

В середине января 1841 г. Лермонтов получил отпуск и уехал в Санкт-Петербург. На другой же день по приезде он отправился на бал к графине Воронцовой-Дашковой. «Появление опального офицера на балу, где были Высочайшие Особы», сочли «неприличным и дерзким»; его враги использовали этот случай как доказательство его неисправимости. По окончании отпуска друзья Лермонтова начали хлопотать об отсрочке, и ему разрешено было остаться в столице еще на некоторое время. Надеясь получить полную отставку, поэт пропустил и этот срок и уехал лишь после энергичного приказания дежурного генерала Клейнмихеля оставить столицу в 48 часов. Говорили, что этого требовал Бенкендорф , которого тяготило присутствие в Петербурге такого беспокойного человека, как Лермонтов. На этот раз Лермонтов уехал из Петербурга с очень тяжелыми предчувствиями, оставив родине на прощание стихи: «Прощай немытая Россия» (некоторые, впрочем, отвергают слух о том, что Михаил Юрьевич был их автором).

Дуэль с Мартыновым и гибель Лермонтова

В Пятигорске, куда он приехал, жила большая компания веселой молодежи – все давнишние знакомые Лермонтова. «Публика – вспоминает кн. А. И. Васильчиков – жила дружно, весело и несколько разгульно... Время проходило в шумных пикниках, кавалькадах, вечеринках с музыкой и танцами. Особенным успехом среди молодежи пользовалась Эмилия Александровна Верзилина, прозванная «розой Кавказа». В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать, порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за напускной байронизм», за «страшные» позы. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся «вечно печальной» дуэлью. Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда заносчиво и задорно. Недалекий Мартынов принадлежал к последним и не понял «в сей миг кровавый, на что он руку поднимал». Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение об его смерти гласило: «15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов». По словам кн. Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: «туда ему и дорога».

Весною 1842 г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы. В 1889 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.