Меню Рубрики

Нравственный выбор по рассказу уроки французского. Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный урок - это размышление над нравственными проблемами рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского". Восприятие и осмысление материала во многом основано на субъективном опыте учащихся. На уроке прослеживается формирование УУД.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства В. Г. Распутин

Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Почему мальчик оказался в райцентре? «Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр»

Как он чувствует себя на новом месте? «Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни»

Почему он не убежал в деревню? «Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»

Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? «…ни с кем из ребят я тогда не сошелся.»

Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? «Получив его (рубль), …я покупал баночку молока»

Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность. Мальчик

Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм. Лидия Михайловна

Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм. Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность. Мальчик Лидия Михайловна

Какие уроки нравственности получил автобиографический герой В. Г. Распутина от всех событий и благодаря учительнице?

Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, заботится о матери. - Герой старается понять поведение Владика, Птахи, Тишкина.(« Никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперед » . « Не жди пощады, не ищи заступничества » . « Остолбенел от предательства »). - Он понял, что унижение оскорбляет человека. (« Горько, навзрыд заплакал » , « не было человека несчастнее меня » . « Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся »). - Он учится преодолевать свои слабости. (« Когда что – то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься »). - Можно сказать, что он приобрел опыт общения, « научился держать себя » , « справился с диковатостью » , начал задавать вопросы, вступать в спор. - Он приобрел духовный опыт выхода из драматических ситуаций при ощущении внутренней правоты. - Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой сохранил на всю жизнь. -Приобрел урок духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице.

1. Сочинение « Нравственный выбор моего ровесника в рассказе В.Г. Распутина « Уроки французского » . 2. Написать заметку в стенгазету « Советую прочитать « Уроки французского » В.Г. Распутина » . 3. Сочинение о понравившемся герое. (По рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»). Тему сочинения сформулируйте сами. Домашнее задание

Средняя оценка: 4.2

«Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром. В них заключены бесконечные возможности и резервы нравственного самоусовершенствования».
Ю. В. Лебедев

Что означает «нравственность»? Обратимся к толковому словарю Ожегова и определим лексическое значение этого слова. Нравственность - это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения. Что же такое «нравственный выбор»? Это поступки, совершаемые человеком в соответствии с теми правилами поведения, которые приняты в обществе.

В рассказах В. Г. Распутина «Уроки французского» и В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» мы встретили своих ровестников - двух мальчиков. Оба героя совершили плохие поступки: один смошенничал и обманул бабушку, а другой играл на деньги в «чику».

Герой В.П. Астафьева, чтобы доказать левонтьевским ребятам, что не боится бабушку, обманул ее. Но совесть замучила его: «Терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.» Видно, что герой раскаялся в своем поступке, мучился и плакал от совершенного им мошенничества. Бабушка все равно купила ему пряник, потому что любила его и простила. Она преподнесла мальчику настоящий урок доброты.

Герой рассказа В.Г. Распутина тоже встал перед нелегким нравственным выбором. Сначала он показал себя самостоятельным, дисциплинированным, остался один в чужом городе, чтобы учиться. Вторым испытанием для мальчика стал голод. Чтобы заработать денег на еду, он начал играть на деньги. Только учительница Лидия Михайловна старалась помочь ему. Гордый мальчик считал унизительным для себя получать помощь от учительницы в виде обеда или посылки, а игру на деньги считал честным заработком. Тогда учительница стала играть с ним, точно зная, что мальчик обыграет ее и сможет купить себе молоко. Лидия Михайловна открыла герою рассказа двери в новый мир, в котором люди могут доверять и помогать друг другу.

Герои обоих рассказов находят в себе смелость признать свои ошибки, получают уроки на всю жизнь. В.П. Астафьев и В.Г. Распутин вспомнили эти случаи из своего детства: «Мы написали эти рассказы в надежде, что преподанные нам в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

См. также: Экранизация рассказа В. Распутина «Уроки французского» (Мосфильм, 1978 г).

Вместе с сочинением «Нравственные проблемы рассказов В. Г. Распутина «Уроки французского» и В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»» часто ищут

Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой – обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.
Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость – набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.
Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.
И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.
Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник – коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.
Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, - все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна – ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.
Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше – на молоко.
Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки – слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.
Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал – и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему – она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок – ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.
В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.
Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор. И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости.

Томас МаннБудденброкиВ 1835 г. семейство Будденброков, весьма почитаемое в маленьком немецком торговом городе Мариенкирхе, перебирается в новый дом на Менгштрассе, недавно приобретенный главой фирмы «Иоганн Будденброк». Семейство состоит из старого Иоганна Будденброка, его жены, их сына Иоганна, невестки Элизабет и внуков: десятилетнего Томаса, восьмилетней Антонии - Тони - и семилетнего Христиана. С ними живут еще сверстница Тони Клотильда, отпрыск неимущей линии семейства, и гувернантка Ида Юнгман, прослужившая у них так долго, что считается почти членом семьи.Но о первенце Иоганна Будденбро

Тарас Скотинин один из главных героев в клмедии Д.И.Фонвизина "Недоросль".По происхождению он дворянин.Являлся братом госпожи Простаковой.Его фамилия соответствует образу героя в произведении.Главным и единственным интересом его жизни быри свиньи,разведением которых он занимался. Я представляю себе этого героя человеком средних лет,плотного телослоржения и глупым выражением лица. Этот персонаж был с подлым характером.Он хотел жениться на Софье из-за свиней,которых разводила Софья,племянница Стародума.Из-за женитьбы на Софье он соперничает с Митрофанушкой,своим племянником,конфликтует с

Федор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Юные годы провел в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел. в 1822 году уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русском посольстве в Мюнхене. Служил также в Турине (Сардиния). В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной, хотя посещал ее нечасто. В Мюнхене он приобщился к немецкой идеалистической философии, свел знакомств

МБОУ «Старо- Тахталинская СОШ»

Проект урока развития речи по русской литературе в 6 классе «Нравственный выбор моего ровесника (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)»

Проект выполнила:

Смирнова В.В.

2015 год

Цель: Сформировать у детей представление о нравственном выборе героя рассказа В. Распутина «Уроки французского», определить положительные и отрицательные черты подросткового периода.

Задачи:

  1. Образовательные

1.Углубить и систематизировать знания учащихся о характере литературного героя.

    Совершенствовать навык отбора и систематизации материала для характеристики героя.

    Расширять словарный запас школьников через работу над понятиями и языковыми средствами.

2. Развивающие

    Актуализировать знания учащихся о психологических особенностях подросткового возраста и нравственных выборах

    Развивать логическое мышление и речь учащихся через работу над постановкой целей, анализом высказываний.

    Совершенствовать речь учащихся через работу над монологическим ответом.

3.Воспитательные

    Воспитывать любовь к слову через работу над литературным произведением.

Планируемые результаты

Предметные: научиться анализировать произведение.

Метапредметные : познавательные – уметь извлекать необходимую информацию, анализировать объект с целью выделения существенных признаков; регулятивные – уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата; коммуникативные – уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Личностные: формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения.

Методы

1. Репродуктивный

2. Частично-поисковый.

Оформление

    Эпиграф к уроку

    Интеллект-карта

    Фрагмент из телевизионного фильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского».

Ход урока

Учитель : Отрочество… Именно тогда познаются первые уроки добра и зла, потому что каждый подросток делает свой выбор. Я думаю, что многие из вас слышали выражение «сделать свой выбор». Как вы понимаете это выражение?

Ученик : Это совершенный поступок, хороший или плохой.

Тема нашего урока «Нравственный выбор моего ровесника в произведении В. Распутина». Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».

Ученик: Нравственность, нрав.

Учитель: Давайте выполним работу по группам, связанную со словом «нравственность». 1-я группа находит значение слова по толковому словарю. 2-я группа подбирает синонимический ряд. 3-я группа – антонимы. 4-я группа подбирает слова, характеризующие качества человека, обладающего высокой нравственностью (1. Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения. 2. Высоконравственный, благонравный, добронравный, целомудренный, честный, моральный. 3. Безнравственность, порочность. 4. Доброта, любовь, милосердие, сострадание и т.д.

Учитель: Что же такое «нравственный выбор»?

Ученик: Это поступки, совершаемые человеком в соответствии с теми правилами поведения, которые приняты в обществе. (Запись темы в тетрадь).

Учитель: Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока.

Ученик: Мы определим, какой выбор в отношениях со сверстниками и взрослыми делает герой произведения и почему? Что положительного и отрицательного несут его поступки? (Запись ключевых вопросов в тетрадь).

Учитель: Исследователь русской литературы Ю.В.Лебедев утверждает: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром».

Насколько прав исследователь русской литературы в своем выводе? На этот вопрос мы ответим сегодня. Я же предлагаю вам вспомнить эпизоды из прочитанного произведения и проанализировать жизненный выбор главного героя.

Этот мальчишка общается с разными людьми: со сверстниками, родителями (или другими родственниками), и учителями. Герой рассказа - ваш ровесник. Чье мнение для него и для вас более важное, а чье - менее значительно?

Ученик: Более важно мнение сверстников, менее важно - других людей.

Учитель: Давайте посмотрим, как складываются его отношения со сверстниками.

Обратимся к эпизоду из рассказа «Игра подростков в «чику». Прослушайте этот эпизод и подумайте над вопросом «Принимает ли главный герой правила игры, навязанные сверстниками? С чем он не может смириться?»

Чтение по ролям эпизода из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику».

Ученик: Этот мальчик не принимает те условия, которые ему навязывают Вадик и ребята, поэтому оказывается избитым.

Учитель: Запишем вывод в тетрадь: Не терпит обмана в игре с Вадиком и другими мальчишками, отстаивает свою точку зрения .

Учитель: Как ведет себя герой в отношениях со сверстниками?

Ученик: Герой рассказа Распутина более независимый в своих решениях: терпит побои, защищая правоту своих взглядов.

Учитель: Как правило, каждый поступок имеет свои последствия. Это находит отражение в отношениях со взрослыми как в школе, так и дома.

Учитель: Герой рассказа Распутина старается быть честным, но обманывает учительницу Лидию Михайловну. Как он это делает и почему?

Ученик: Она была человеком из другого мира. Чтение эпизода со слов «Она сидела передо мной…» (стр.127). Мальчик боялся правды, ему было стыдно: его могли выгнать из школы! Стыдно ему было и из-за того, что он был бедным, и голод заставлял его идти на это «преступление».

Учитель: Запишем вывод в тетрадь: Стыдится того, что обманывает Лидию Михайловну, так как восхищается этим человеком и уважает учительницу.

Учитель: Ребята, нужно ли обманывать взрослых? А почему это делают дети?

Ученик: Нет, но дети заблуждаются, ошибаются, поэтому и обманывают взрослых.

Учитель: А как вы думаете, взрослым обманывать можно? Почему Лидия Михайловна пошла на обман? Имела ли она право это делать?

Ученик: Она не нашла другого способа, чтобы помочь этому мальчику. И этот ее обман можно оправдать.

Учитель: Почему этого не понял директор? (Просмотр эпизода из фильма или обращение к эпизоду из текста).

Ученик: Ему должность не позволяла – он действовал как руководитель школы. И за «преступление» учителя наказал.

Учитель: Как вы думаете, возможны ли дружеские отношения между учителем и учеником? А как сам автор отвечает на этот вопрос?

Ученик: Да, если учитель помогает ученику.

Учитель: Я бы ответила на этот вопрос словами русского писателя Л. Н. Толстого «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».

Обратимся к вопросам, поставленным в начале урока.

Какие выборы в отношениях со взрослыми и сверстниками делает герой произведения и почему? Что положительного и отрицательного несут его поступки?

Ученик: Делает обобщение по записям, сделанным на уроке.

Герой рассказа общается с ребятами как в школе, так и во дворе. Он не терпит обмана в игре с Вадиком и другими мальчишками, отстаивает свою точку зрения. Он сильный и независимый.

Но он обманывает учительницу. И стыдится того, что обманывает Лидию Михайловну, так как восхищается этим человеком и уважает учительницу.

Но герой «находит в себе смелость» признать свои ошибки, получает уроки на всю жизнь.

Учитель: Произведение, которое мы с вами прочитали, является автобиографическим, то есть написанным на основе событий из собственной жизни авторов. Как вы думаете, зачем о своих не очень-то хороших поступках автор нам рассказал?

Ученик: Мы должны учиться на чужих ошибках и не совершать собственных.

Мы вновь обращаемся к словам Ю. В. Лебедева: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром». «В них заключены бесконечные возможности и резервы нравственного самоусовершенствования»,- пишет он.

Но герой этого произведения – человек другой эпохи. Близок ли вам этот герой? (Голосование с обоснованием).

Прежде чем мы с вами обозначим домашнее задание, которое у вас будет творческим, вспомним основные пункты написания сочинений по заданной теме:

1. Введение

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к проблеме

5. Ваша позиция

6. Литературный аргумент

7. Любой другой аргумент

8. Заключение

Домашнее задание Сочинение на одну из тем: «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Астафьева и В. Распутина», «Герой произведения, который по характеру мне близок и интересен».