Меню Рубрики

1841 дуэль с мартыновым. Лермонтов и Мартынов — «противостояние гения и пошляка, храбреца и труса

15 июля 1841 года в начале седьмого вечера у подножия горы Машук близ Пятигорска прогремел выстрел. Пуля, выпущенная рукой Николая Мартынова, поразила Михаила Лермонтова. Выстрел оказался смертельным. Поэт был убит на дуэли, так же, как и тот, кого он боготворил – Александр Пушкин. Сразу после поединка небо затянули мрачные тучи и разразилась жуткая гроза. Несколько часов тело Лермонтова лежало под проливным дождем. Сама природа скорбела и оплакивала выдающегося человека, погибшего так нелепо.

Смерть Лермонтова, которого называли преемником и последователем Александра Сергеевича, ошеломила современников, как следствие, множились слухи и домыслы о происшедшем. И спустя полтора столетия не утихают споры о причинах того злосчастного поединка.

Причины конфликта Лермонтова и Мартынова

Михаил Лермонтов и Николай Мартынов были знакомы с юных лет. Имение дяди поэта, куда Михаил любил приезжать на отдых, находилось в нескольких километрах от усадьбы Мартынова. Визиты семей друг к другу были частыми. Друзьями молодые люди не были – приятельствовали, как и подобает представителям одного круга. Но жизнь не единожды сталкивала их, словно «репетировала» последнюю, закончившуюся трагедией, встречу.

Одна из встреч случилась в юнкерской школе, когда юноши, по моде того времени, уже пробовали себя в стихосложении. Но если уникальный дар Михаила был очевиден, то способности Николая ограничивались подражанием чужим успешным опусам. По свидетельствам современников, Мартынов не блистал выдающимся умом, но был крайне амбициозен. Возможно, именно тогда в силу черт характера и возникло у Мартынова стойкое неприятие более одаренного. И это была чистая ненависть к яркой, нестандартной личности и черная зависть к его уникальному таланту.

Накануне дуэли

В мае 1841 года, направляясь к месту службы в Тенгинском пехотном полку, Лермонтов делает остановку в Пятигорске – отдохнуть и поправить здоровье. А заодно навестить старого приятеля Мартынова. Время на курорте молодые люди проводят в нехитрых провинциальных развлечениях, посещая гостеприимный дом казацкого генерала Верзилина, где регулярно проходят светские рауты.

Вечером 13 июля молодежь, как обычно, развлекалась разговорами, музыкой и танцами. В несколько секунд тишины – неожиданно смолкла громкая музыка – явственно прозвучали слова Лермонтова, оскорбившие Мартынова. А речь всего-то шла о нелепом наряде русского кавалергарда – черкесском платье и большом кинжале на поясе. В конце вечеринки взбешенный Мартынов потребовал у поэта сатисфакции.

Странности

О дуэли было запрещено говорить и писать 30 лет. По истечении «карантина» Мартынов представил на суд обывателей свою «Исповедь», в которой попытался оправдать и обелить себя. В его подаче Лермонтов выглядел вздорным и ехидным, не упускающим случая, чтобы не высмеять окружающих. И у него буквально не было выбора, как только сразится со своевольным поэтом на дуэли. А в то же время, современники в один голос заявляли, что Михаил Юрьевич был добрым и светлым человеком, а вся его бравада – только защита от несправедливого и подчас очень жестокого мира.

В этой дуэли переплелось много странного и загадочного. Почему были выбраны беспощадные, практически смертельные условия, не оставляющие участникам шансов выжить – стреляться с десяти шагов, еще и в три попытки? И это из-за пустяшной словесной ссоры.

Зачем позже секунданты пошли на откровенную ложь, уверяя, что расстояние между дуэлянтами было не менее 15 шагов? И зачем скрыли тот факт, что перед поединком Лермонтов заявил об отказе стрелять в соперника. Что, собственно и сделал – первым выстрелил в воздух. С количеством секундантов также были разночтения – сразу после дуэли речь шла о двух, и лишь значительно позднее выяснилось, что их было четверо.

Почему, как утверждают очевидцы, Лермонтов перед дуэлью был совершенно спокоен и даже весел? Надеялся на благоразумие оппонента? Не верил, что произойдет непоправимое? И как получилось, что Мартынов нажал на курок после счета «три», когда, по дуэльным законам, поединок формально считается оконченным? Получить однозначные ответы на эти вопросы спустя века уже невозможно.

Но по сути, не столь существенно, каковы причины дуэли, и кто был кровно заинтересован именно в таком финале поединка. Гораздо важнее последствия, страшные, трагические – невосполнимая потеря для русской культуры гениального поэта, который мог создать еще не одно достойное произведение.



Могила без креста
«С свинцом в груди лежал недвижным я», «кровавая еще дымилась рана, по капле кровь точилася моя» — эти стихи Лермонтов написал приблизительно за месяц до роковой дуэли.
Про дуэль Лермонтова с Мартыновым на протяжении 30-ти лет писать запрещалось. Потом были написаны много томов исследований, но по сей день о ней по сути ничего в точно не известно! Неизвестно, например, точное место дуэли, хотя и установили условный памятный знак. Не ясно и место первого захоронения поэта в некрополе старого Пятигорского кладбища — при изъятии гроба для перевозки в Тарханы могилу вместе с надгробием засыпали, сохранился только ее рисунок, который был сделан приятелем поэта Арнольди. Сбылось еще одно пророчество Михаила Юрьевича Лермонтова — о его будущей «кровавой могиле, без молитвы, без креста»…
1841 год, 27 (15) июля — состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым, вблизи горы Машук на Кавказе, в седьмом часу вечера.
Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли (с 10-ти шагов, почти в упор, поэт умер мгновенно), произошедшей из-за пустякового по сегодняшним понятиям повода. Убил Лермонтова на дуэли его бывший товарищ по юнкерской школе Николай Мартынов. О ссоре поэта и Мартынова, закончившейся дуэлью, очевидцы говорили разное, однако все сходятся в том, что Мартынов был возмущен остротой поэта, пущенной в его адрес. Увы, но у понятия честь в XIX столетии были и свои негативные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни.
Как проходила дуэль, и смерть Лермонтова полней и точней всех описал секундант поэта князь Александр Васильчиков.
Рассказ очевидца
Причина дуэли
«Как-то на одном из вечеров у генеральши Верзилиной Лермонтов в присутствии дам отпустил какую-то новую шутку, более или менее острую, над Мартыновым. Что было сказано, мы не смогли расслышать; знаю лишь, что, выходя из дому на улицу, Мартынов подойдя к Лермонтову сказал ему очень тихим и ровным голосом по-французски; «Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах»,- на что Михаил таким же спокойным тоном ответил: «А если не любите, то потребуйте у меня удовлетворения».
Более ничего тем вечером и в последующие дни, до дуэли, между ними не было, в крайнем случае нам, Столыпину, Глебову (другим секундантам) и мне, неизвестно, и мы посчитали эту ссору столь ничтожной и мелочной, что до последнего были уверены, что она закончится примирением.

Попытки примирения
Тем не менее все мы, и особенно М.П. Глебов, который соединял с отважною храбростью самое любезное и сердечное добродушие и пользовался одинаковым уважением и дружбой обоих противников, все мы, говорю, истощили за три дня наши миролюбивые усилия без всякого успеха. И хоть формальный вызов на дуэль и последовал от Мартынова, но любой согласится, что вышеприведенные слова Михаила «потребуйте от меня удовлетворения» заключали в себе уже косвенное приглашение на вызов, и потом оставалось решить, кто из двух был зачинщиком и кому перед кем следовало сделать первый шаг к примирению.
На этом разрушились все наши усилия; трехдневная отсрочка не привела ни к чему, и 15 июля часов в 6-7 вечера мы поехали на роковую встречу; но и тут в последнюю минуту мы, и, я думаю, сам Лермонтов, были уверены, что дуэль закончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники пожмут руки и поедут… ужинать.
Когда мы выехали на гору Машук (близ Пятигорска) и выбрали место по тропинке, которая вела в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.
Дуэль. Как все происходило
Мы отмерили с Глебовым 30 шагов; последний барьер поставили на 10-ти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на 10 шагов по команде «марш». Зарядили пистолеты. Глебов дал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: «Сходись!»

Роковой выстрел
Лермонтов остался стоять неподвижно и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В ту минуту, и в последний раз, я посмотрел на него и никогда не забуду то спокойное, почти веселое выражение, игравшее на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрым шагом подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, словно его скосило на месте, не делая движений ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обычно делают люди раненые или ушибленные.
Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом — сочилась кровь, пулей были пробиты сердце и легкие.
Хоть признаки жизни уже видимо исчезли, но мы решили позвать доктора. По предварительному нашему приглашению поприсутствовать на дуэли, доктора к которым мы обратились, все наотрез отказались. Я поскакал верхом в Пятигорск, заезжал к двум докторам, но подучил такой же ответ, что на место поединка по случаю дурной погоды (лил проливной дождь) они ехать не могут, а приедут на квартиру, когда туда будет привезен раненый.
Смерть Лермонтова
Когда я вернулся, Лермонтов уже мертвый лежал на том же месте, где упал; около него Столыпин, Глебов и Трубецкой. Мартынов отправился прямо к коменданту объявить о дуэли. Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась жуткой грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу.
Столыпин и Глебов отправились в Пятигорск, чтобы распорядиться перевозкой тела, а меня с Трубецким оставили с убитым. Как сейчас, помню странный эпизод этого рокового вечера; наше сиденье в доле при трупе Михаила продолжалось очень долго, потому что извозчики, следуя примеру храбрости докторов, также отказались один за другим ехать для перевозки тела убитого. Наступила ночь, ливень не прекращался…
Вдруг мы услыхали дальний топот лошадей по той же тропинке, где лежал убитый, и, чтобы оттащить его в сторону, хотели его приподнять, как обычно случается, спертый воздух выступил из груди, но с таким звуком, что нам показалось, что это живой и болезный вздох, и мы несколько минут были уверены, что Лермонтов еще живой».
Кто убил Лермонтова на дуэли?
Вопросы остаются
Давая показания секунданты преднамеренно увеличили между стрелявшими расстояние до 15-ти шагов. Кроме этого, от следствия ими был скрыт тот факт, что еще до начала дуэли намерение Михаила Юрьевича не стрелять в противника было очевидным. Он сам сказал об этом.
И, как и говорил, выстрелил в воздух первым. Он так и стоял с поднятой вверх рукой, когда был сражен пулей. И самым главным является то, что они не сказали, что Мартынов выстрелил после счета три. Что говорило о завершении дуэли. Ими были скрыты и особые условия дуэли, которые для ничтожной ссоры были очень жестоки. Стреляться из трех попыток, а в случае промахов возможность вызвать к барьеру заново. Обо всем этом станет известно гораздо позднее. Как и то, что секундантов было не 2, а 4.
Ревность императора?
При дворе своенравного поэта терпели с трудом. В особенности после стиха «На смерть Пушкина». Он, конечно, не печатался, но зато ходил в списках и был известен во всем высшем обществе. А у императора Николая 1 был еще и личный повод к неприязни. Это было связано с ревностью к своей жене, которая была влюблена в Лермонтова. И было за что. Легкий слог его стихов и грустный взгляд попросту завораживали. Однако могла ли ревность государя стать причиной смерти вольнолюбивого поэта? Почему бы и нет? В таком случае Николай Мартынов, мог выполнять заказ на политическое убийство. В таком случае легко можно объяснить, почему все участники дуэли получили довольно символическое наказание.

Правительственный заговор?
Вообще Мартынов был плохой стрелок, и сам неоднократно говорил об этом. Однако первым же выстрелом он смог смертельно ранить противника. А возможно, стрелял все-же не он, а кто-то третий из тайного укрытия? Появилась теория о том, что поэт стал жертвой правительственного заговора, спланированного и замаскированного под дуэль убийства. Стрелял в поэта из ружья притаившийся наемный убийца-казак. Почему из ружья? Потому что ранение было очень страшным. Рана была не похожа на те, которые как правило получали во время поединков.
Судьба Мартынова
Убийца поэта порывался написать воспоминания о Лермонтове (как-никак он знал его на протяжении многих лет) и, вероятно, хотел в какой-то степени оправдать себя перед современниками и потомками. Он два раза начинал свои записи и оба раза бросал, написав по несколько страниц; далее воспоминаний об учебе в юнкерской школе он не пошел.
Мартынов дожил до 60-ти лет и скончался через 34 года после дуэли. Он хотел, быть похороненным в селе, которое принадлежало его отцу под Москвой, в отдаленно стоящей могиле, без каких либо надписей, чтобы никто не мог понять что это могила убийцы Лермонтова, и память о нем исчезла бы навсегда. Однако этого не сделали. Семейный склеп, его последним пристанищем был до тех пор, пока ребятня из детской колонии не прознала, кто там похоронен. Склеп был разломан и, по различным данным, останки Мартынова то ли были раскиданы по усадьбе, то ли сброшены в пруд.

«Надеялись вернуться на Родину»

Кирилл Гиацинтов - потомок Николая Мартынова по материнской линии, в нем течет кровь двух старинных дворянских родов - Мартыновых и Гиацинтовых. Кириллу Эрастовичу 86 лет, он эмигрант во втором поколении - родился во Франции и уже много лет живет в США, является американским гражданином и бизнесменом. В Петербург приехал на несколько дней - по делам своей фирмы, продающей медицинское оборудование в том числе и в России. По-русски Кирилл Гиацинтов говорит очень чисто, не всегда правильно подбирая слова, но почти без акцента, потому что и отец, и мать общались только на родном языке.

Мой отец Эраст Гиацинтов родился в Царском Селе, - рассказал Кирилл Эрастович. - Я знаю место, где стоял наш особняк - в трех кварталах от царского дворца (к сожалению, сейчас этот дом уже не существует - его разбомбили во время войны). Позже предки моего отца перебрались в Петербург, он сам учился в Артиллерийском училище. После революции папа не признал власть большевиков, воевал в Добровольческой армии, а потом эмигрировал - сначала в Чехию, потом во Францию, где родился я. Отец всегда повторял, что наша Родина - это Россия, и считал, что присяга, которую он давал императору, действительна до конца его жизни. Поэтому у меня, хоть я и родился во Франции, не было французского гражданства: родители надеялись, что наше изгнание временное и мы сможем вернуться домой.

Надежда Гиацинтовых-старших не оправдалась - они так никогда и не вернулись в Петербург. Переехали в Германию, затем, когда там к власти пришел Гитлер, - в Америку.

Я впервые попал в СССР ровно полвека назад - в 1966 году, - вспоминает Кирилл Гиацинтов. - Приехал в качестве менеджера медицинской компании, мы хотели обсудить возможность приобретения каких-то российских технологий. Хотя я был сыном «врага народа», отношение к нашей делегации было очень хорошим. Мне даже удалось встретиться с кузиной отца - она была еще жива и передала ему через меня несколько хранившихся у нее семейных реликвий,- например, пулю, которая ранила отца в Гражданскую войну. Вообще-то отец был тогда на волосок от смерти - пуля должна была попасть ему прямо в сердце, но срикошетила от записной книжки в металлической обложке, которую отец всегда носил в нагрудном кармане. В эту книжечку он заносил свои впечатления и потом написал автобиографию «Записки белого офицера».

«У нас Путина постоянно шпыняют»

Кирилл Гиацинтов приезжал в Россию, по собственным подсчетам, около 150 раз - но всегда ненадолго, как турист. Сам он называет себя «русским американцем», гордится тем, что его дети и уже взрослые внуки тоже умеют говорить на языке предков.

Дочка вышла замуж за американца, но специально нашла няню из России, чтобы у детей была возможность учить язык, - говорит Кирилл Эрастович. - Мы их возили в Москву и Петербург, им интересны их корни.

В США Кирилл Гиацинтов возглавляет Русское дворянское собрание, где потомки эмигрантов общаются между собой. Как таковых, «чистокровных» дворян почти не осталось.

Я один из немногих, у кого и отец, и мать были дворянами, - говорит Кирилл Гиацинтов. - Хотя изначально эмигранты первого поколения мечтали, чтобы их дети породнились между собой, сохранив дворянство, даже устраивались специальные вечеринки, на которых знакомились уцелевшие княжны и графы. Но таких пар получилось совсем немного, и сейчас услышать русскую речь от членов нашего собрания - редкость. Кто-то просто не умеет говорить по-русски, кто-то стесняется. Но остаются традиции, дворянские принципы - быть честным, порядочным, хранить веру, защищать родных - это осталось, не пропало.

Сейчас, с учетом обострения российско-американских отношений, некоторым «русским американцам», возможно, и не хочется афишировать свои русские корни. Сам Кирилл Гиацинтов служил в армии и воевал во Вьетнаме, а потом работал в американском правительстве, но не может простить властям США нападки на свою историческую родину.

У нас по любому поводу во всем пытаются спустить на Путина всех собак! - возмущается он. - В прессе постоянно его шпыняют, вот, мол, закручивает гайки, ведет страну обратно к коммунизму. Вводят антироссийские санкции, которые сильно портят жизнь мне и моему бизнесу. Но я президента России поддерживаю. Разговоры про демократию - это одно, а вести за собой огромную страну - это другое, тут не до разглагольствований.

Мартынов вступился за честь сестры

Если у себя дома в США Гиацинтов не стесняется признаться, что он русский, то в России не скрывает, что является потомком того самого отставного офицера Николая Мартынова, который в 1841 году застрелил Лермонтова на дуэли.

Я даже ездил в имение Лермонтова Тарханы, где возлагал венок на его могилу, - рассказывает Кирилл Гиацинтов. - В нашем роду никогда не замалчивался поступок Николая Соломоновича Мартынова. В России принята версия о том, что Лермонтов и Мартынов поссорились из-за пустяка, и мой предок не смог простить Михаилу Юрьевичу насмешек над ним в присутствии особ женского пола. Но мы знаем правду - на самом деле конфликт между Лермонтовым и Мартыновым возник давно.

По «семейной» версии, они изначально дружили - вместе учились в школе гвардейских подпрапорщиков, оба писали стихи, Лермонтов часто бывал в гостях у родителей Николая Мартынова.

Вот какую историю мне рассказала моя тетя, которая родилась в самом конце XIX века и дожила до 102 лет, - говорит Кирилл Гиацинтов. - Когда Николай Соломонович Мартынов воевал на Кавказе, Лермонтов по пути туда же заехал в гости к его родителям в семейное поместье под Пензой. Вел он себя не очень достойно - волочился за сестрами, так что мать Николая Мартынова такого гостя не очень-то жаловала. Но тем не менее попросила передать сыну письмо и вложенные в него 300 рублей. Сестра Мартынова тоже передала через Лермонтова письмо своему возлюбленному, который служил там же, на Кавказе. Лермонтов взял оба письма, но во время одной из стоянок, находясь в обществе других офицеров и выпивая с ними, достал письма и прочитал их, довольно цинично отзываясь о чувствах молодой девушки. Спустя какое-то время об этом стало известно Мартынову. Именно честь сестры стала главной причиной дуэли, а шутки Лермонтова над Мартыновым были лишь поводом. Об этом уже более полутора веков знают в нашем роду, а когда я озвучил это директору Музея-заповедника «Тарханы», она, отведя меня в сторону, тихо сказала, что эту версию в России не очень-то жалуют, хотя она похожа на правду.

МК-версии

Кто убил Михаила Лермонтова?

Есть несколько версий о том, при каких обстоятельствах на самом деле погиб великий русский поэт.

Жертва насмешек

Скучающий в Пятигорске Лермонтов без конца осыпал насмешками Мартынова, издеваясь над его нарядом - офицер любил ходить в горской папахе с кинжалом. Во время одного из вечеров терпение Мартынова кончилось, и он потребовал от насмешника сатисфакции. Во время дуэли на горе Машук Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов попал прямо в сердце поэту.

Поэта «заказал» Николай I

В советские времена активно доказывалось, что дуэль не была случайной - император Николай I и его приближенные хотели избавиться от опального поэта и с помощью Мартынова подстроили дуэль. Тот якобы убил Лермонтова не в пылу обиды, а по приказу царя. В пользу этого факта свидетельствует очень мягкое для тех лет наказание за дуэль - на Мартынова наложили десятилетнюю епитимью в храме города Киева, которую уже через несколько лет отменили.

Убийца - наемник-казак

Медики засвидетельствовали, что пуля вошла в тело поэта снизу вверх под углом 35 градусов, что не могло произойти, раз дуэлянты стояли лицом к лицу. Поэтому существует версия, что дуэль - лишь инсценировка, а на самом деле Лермонтова застрелил из ружья неизвестный наемник-казак, который потом скрылся.

Дуэли вообще не было

Впрочем, есть и другое объяснение такой траектории пули. Якобы Мартынов вызвал Лермонтова вовсе не на дуэль, а на разговор с глазу на глаз. И во время встречи в уединенном месте просто застрелил (при этом поэт был на коне, а Мартынов - спешившись). И только потом, задним числом, была инсценирована дуэль.

На первый взгляд, складывалась блестяще. С Кавказа, куда он был отправлен за стихотворение «На смерть поэта», он вернулся победителем — за бой на Валерике, «речке смерти», для него испрашивался орден святого Владимира 4 степени с бантом.

В Петербурге уже вышел отдельной книгой сборник его стихотворений, а «Героя нашего времени», последний рассказ для которого писатель выслал незадолго до своего возвращения в Петербург, раскупили нарасхват после хвалебной рецензии в «Северной пчеле».

Тем не менее, награждению помешали злопыхатели, роман вызвал неудовольствие I, а вольности опального офицера в столице вывели из себя великого князя Михаила Павловича. Как вспоминал позднее граф Соллогуб, на балу графини Воронцовой-Дашковой, куда Лермонтов явился в армейском мундире с короткими фалдами, младший брат императора не сводил глаз с отбывающего наказание поэта, который посмел явиться вместе с членами монаршего семейства.

«Великий князь, очевидно, несколько раз пытался подойти к Лермонтову, но тот несся с кем-либо из дам по зале, словно избегая грозного объяснения. Наконец графине указали на недовольный вид высокого гостя, и она увела Лермонтова во внутренние покои, а оттуда задним ходом его препроводила из дому. В этот вечер поэт не подвергся замечанию», — рассказывал он.

Военное начальство не оставило без внимания подобный проступок и выпустило распоряжение о скорейшем возвращении Лермонтова на Кавказ. Стараниями близких ему удалось было получить отсрочку. Однако его могущественный враг генерал Бенкендорф приложил все усилия, чтобы не дать молодому писателю выхлопотать себе столь желанный продленный отпуск, который в будущем мог обернуться и полным увольнением от службы.

Из столицы поэт уехал сначала в Москву, откуда уже вместе со своим родственником Алексеем Столыпиным отправился в Ставрополь, где они встретили ремонтера Борисоглебского уланского полка Петра Магденко, который позднее так описал приезд Лермонтова в город, где ему суждено было найти свою смерть:

«Промокшие до костей, приехали мы в Пятигорск и вместе остановились на бульваре в гостинице, которую содержал армянин Найтаки. Минут через 20 в мой номер явились Столыпин и Лермонтов, уже переодетыми, в белом, как снег, белье и халатах. Лермонтов был в шелковом темно-зеленом с узорами халате, опоясанный толстым поясом с золотыми желудями на концах. Потирая руки от удовольствия, Лермонтов сказал Столыпину: «Ведь и Мартышка, Мартышка здесь! Я сказал Найтаки, чтобы послали за ним». Именем этим Лермонтов приятельски называл старинного своего хорошего знакомого Николая Соломоновича Мартынова».

К моменту встречи с Лермонтовым Мартынов, мечтавший когда-то о чинах и наградах, был в отставке в звании майора, не имел серьезных наград и «сделался каким-то дикарем: отрастил огромные бакенбарды, в простом черкесском костюме, с огромным кинжалом, в нахлобученной белой папахе, мрачный и молчаливый».

Его суровый вид и напускной «байронизм» стали поводом для постоянных насмешек со стороны Лермонтова, неоднократно изображавшего «Мартышку» в карикатурных набросках, которые пользовались большой популярностью в узком кругу друзей. Главной темой для его шуток был как раз кинжал, с которым Мартынов не расставался и который считал атрибутом настоящего мужчины, а потому не переносил издевок на эту тему.

«Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он делал как будто не замечает, как я принимаю его шутки. Недели три тому назад, во время его болезни, я говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и, хотя он не обещал мне ничего, отшучиваясь и предлагая мне, в свою очередь, смеяться над ним, но действительно перестал на несколько дней. Потом, взялся опять за прежнее», — говорится в показаниях, которые дал Мартынов через два дня после дуэли.

Объяснение произошло на танцах в доме генерала Верзилина. Поводом стал разговор падчерицы хозяина дома с поэтом — Лермонтов вновь упомянул злосчастный кинжал, который оставался на его сопернике даже во время танцев, в ответ на что девушка обратила его внимание на недовольство Мартынова.

«Под шумные звуки фортепьяно говорили не совсем тихо, а скорее сдержанным только голосом. На замечание Эмилии Александровны Лермонтов что-то отвечал улыбаясь, но в это время, как нарочно, Трубецкой, взяв сильный аккорд, оборвал свою игру. Слово poignard (кинжал) отчетливо раздалось в устах Лермонтова», — описал эту ситуацию биограф писателя Павел Висковатов.

Мартынов потребовал «оставить эти шутки, особенно в присутствии дам», и вечер продолжился. Мало кто из присутствовавших придал значение произошедшему, однако в конце вечера отставной майор снова подошел к Лермонтову, чтобы поставить точку в их конфликте. Между ними произошел следующий разговор:

»— Вы знаете, Лермонтов, что я очень долго выносил ваши шутки, продолжающиеся, несмотря на неоднократное мое требование, чтобы вы их прекратили.
— Что же, ты обиделся?
— Да, конечно, обиделся.
— Не хочешь ли требовать удовлетворения?
— Почему ж нет?!
— Меня изумляют и твоя выходка, и твой тон... Впрочем, ты знаешь, вызовом меня испугать нельзя... хочешь драться — будем драться».

Дуэль между ними состоялась 27 июля 1841 года. Противники могли стрелять стоя на месте, подойдя к барьеру или на ходу, но обязательно — между счетом «два» и «три». Лермонтов стоял на возвышении, что, по словам секундантов, лишало его преимущества.

После команды «Сходись» Мартынов пошел по направлению к барьеру быстрыми шагами, тщательно наводя пистолет, Лермонтов вытянул руку с пистолетом вверх, не сдвигаясь с места.

«Выстрел раздался, и Лермонтов упал, как подкошенный, не успев даже схватиться за больное место, как это обыкновенно делают ушибленные или раненые. Мы подбежали... В правом боку дымилась рана, в левом сочилась кровь... Неразряженный пистолет оставался в руке...», — вспоминал после дуэли князь Васильчиков.

Смерть поэта мгновенно отрезвила его убийцу, у которого вырвался крик: «Миша, прости мне!» Сразу после случившегося Мартынов поехал к коменданту, чтобы отдать себя в руки закона.

По словам флигель-адъютанта полковника Лужина, император встретил новость о произошедшем словами «собаке — собачья смерть» и только после укоров со стороны великой княгини Марии Павловны объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Лермонтов был похоронен на пятигорском кладбище через два дня после дуэли, его гроб несли на плечах представители всех полков, где он служил. Через 250 дней после похорон император дал разрешение его родственникам на перевозку тела в семейный склеп, расположенный в селе Тарханы, где 5 мая прошло погребение поэта рядом с могилами матери и деда.

«С свинцом в груди лежал недвижным я», «кровавая еще дымилась рана, по капле кровь точилася моя» – эти стихи Лермонтов написал приблизительно за месяц до роковой дуэли.

Про дуэль Лермонтова с Мартыновым на протяжении 30-ти лет писать запрещалось. Потом были написаны много томов исследований, но по сей день о ней по сути ничего в точно не известно! Неизвестно, например, точное место дуэли, хотя и установили условный памятный знак. Не ясно и место первого захоронения поэта в некрополе старого Пятигорского кладбища – при изъятии гроба для перевозки в Тарханы могилу вместе с надгробием засыпали, сохранился только ее рисунок, который был сделан приятелем поэта Арнольди. Сбылось еще одно пророчество Михаила Юрьевича Лермонтова – о его будущей «кровавой могиле, без молитвы, без креста»…


1841 год, 27 (15) июля – состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым, вблизи горы Машук на Кавказе, в седьмом часу вечера.

Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли (с 10-ти шагов, почти в упор, поэт умер мгновенно), произошедшей из-за пустякового по сегодняшним понятиям повода. Убил Лермонтова на дуэли его бывший товарищ по юнкерской школе Николай Мартынов. О ссоре поэта и Мартынова, закончившейся дуэлью, очевидцы говорили разное, однако все сходятся в том, что Мартынов был возмущен остротой поэта, пущенной в его адрес. Увы, но у понятия честь в XIX столетии были и свои негативные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни.

Как проходила дуэль, и смерть Лермонтова полней и точней всех описал секундант поэта князь Александр Васильчиков.

Рассказ очевидца

Причина дуэли

“Как-то на одном из вечеров у генеральши Верзилиной Лермонтов в присутствии дам отпустил какую-то новую шутку, более или менее острую, над Мартыновым. Что было сказано, мы не смогли расслышать; знаю лишь, что, выходя из дому на улицу, Мартынов подойдя к Лермонтову сказал ему очень тихим и ровным голосом по-французски; “Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах”,- на что Михаил таким же спокойным тоном ответил: “А если не любите, то потребуйте у меня удовлетворения”.

Более ничего тем вечером и в последующие дни, до дуэли, между ними не было, в крайнем случае нам, Столыпину, Глебову (другим секундантам) и мне, неизвестно, и мы посчитали эту ссору столь ничтожной и мелочной, что до последнего были уверены, что она закончится примирением.

Попытки примирения

Тем не менее все мы, и особенно М.П. Глебов, который соединял с отважною храбростью самое любезное и сердечное добродушие и пользовался одинаковым уважением и дружбой обоих противников, все мы, говорю, истощили за три дня наши миролюбивые усилия без всякого успеха. И хоть формальный вызов на дуэль и последовал от Мартынова, но любой согласится, что вышеприведенные слова Михаила “потребуйте от меня удовлетворения” заключали в себе уже косвенное приглашение на вызов, и потом оставалось решить, кто из двух был зачинщиком и кому перед кем следовало сделать первый шаг к примирению.

На этом разрушились все наши усилия; трехдневная отсрочка не привела ни к чему, и 15 июля часов в 6-7 вечера мы поехали на роковую встречу; но и тут в последнюю минуту мы, и, я думаю, сам Лермонтов, были уверены, что дуэль закончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники пожмут руки и поедут… ужинать.

Когда мы выехали на гору Машук (близ Пятигорска) и выбрали место по тропинке, которая вела в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.

Дуэль. Как все происходило

Мы отмерили с Глебовым 30 шагов; последний барьер поставили на 10-ти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на 10 шагов по команде “марш”. Зарядили пистолеты. Глебов дал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: “Сходись!”

Роковой выстрел

Лермонтов остался стоять неподвижно и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В ту минуту, и в последний раз, я посмотрел на него и никогда не забуду то спокойное, почти веселое выражение, игравшее на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрым шагом подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, словно его скосило на месте, не делая движений ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обычно делают люди раненые или ушибленные.

Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом – сочилась кровь, пулей были пробиты сердце и легкие.

Хоть признаки жизни уже видимо исчезли, но мы решили позвать доктора. По предварительному нашему приглашению поприсутствовать на дуэли, доктора к которым мы обратились, все наотрез отказались. Я поскакал верхом в Пятигорск, заезжал к двум докторам, но подучил такой же ответ, что на место поединка по случаю дурной погоды (лил проливной дождь) они ехать не могут, а приедут на квартиру, когда туда будет привезен раненый.

Смерть Лермонтова

Смерть Пушкина описали многие из его современников, но подробней всех его друг, писатель Владимир Даль.

Когда я вернулся, Лермонтов уже мертвый лежал на том же месте, где упал; около него Столыпин, Глебов и Трубецкой. Мартынов отправился прямо к коменданту объявить о дуэли. Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась жуткой грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу.

Столыпин и Глебов отправились в Пятигорск, чтобы распорядиться перевозкой тела, а меня с Трубецким оставили с убитым. Как сейчас, помню странный эпизод этого рокового вечера; наше сиденье в доле при трупе Михаила продолжалось очень долго, потому что извозчики, следуя примеру храбрости докторов, также отказались один за другим ехать для перевозки тела убитого. Наступила ночь, ливень не прекращался…

Вдруг мы услыхали дальний топот лошадей по той же тропинке, где лежал убитый, и, чтобы оттащить его в сторону, хотели его приподнять, как обычно случается, спертый воздух выступил из груди, но с таким звуком, что нам показалось, что это живой и болезный вздох, и мы несколько минут были уверены, что Лермонтов еще живой”.

Кто убил Лермонтова на дуэли?

Вопросы остаются

Давая показания секунданты преднамеренно увеличили между стрелявшими расстояние до 15-ти шагов. Кроме этого, от следствия ими был скрыт тот факт, что еще до начала дуэли намерение Михаила Юрьевича не стрелять в противника было очевидным. Он сам сказал об этом.

И, как и говорил, выстрелил в воздух первым. Он так и стоял с поднятой вверх рукой, когда был сражен пулей. И самым главным является то, что они не сказали, что Мартынов выстрелил после счета три. Что говорило о завершении дуэли. Ими были скрыты и особые условия дуэли, которые для ничтожной ссоры были очень жестоки. Стреляться из трех попыток, а в случае промахов возможность вызвать к барьеру заново. Обо всем этом станет известно гораздо позднее. Как и то, что секундантов было не 2, а 4.

Ревность императора?

При дворе своенравного поэта терпели с трудом. В особенности после стиха “На смерть Пушкина”. Он, конечно, не печатался, но зато ходил в списках и был известен во всем высшем обществе. А у был еще и личный повод к неприязни. Это было связано с ревностью к своей жене, которая была влюблена в Лермонтова. И было за что. Легкий слог его стихов и грустный взгляд попросту завораживали. Однако могла ли ревность государя стать причиной смерти вольнолюбивого поэта? Почему бы и нет? В таком случае Николай Мартынов, мог выполнять заказ на политическое убийство. В таком случае легко можно объяснить, почему все участники дуэли получили довольно символическое наказание.

Правительственный заговор?

Вообще Мартынов был плохой стрелок, и сам неоднократно говорил об этом. Однако первым же выстрелом он смог смертельно ранить противника. А возможно, стрелял все-же не он, а кто-то третий из тайного укрытия? Появилась теория о том, что поэт стал жертвой правительственного заговора, спланированного и замаскированного под дуэль убийства. Стрелял в поэта из ружья притаившийся наемный убийца-казак. Почему из ружья? Потому что ранение было очень страшным. Рана была не похожа на те, которые как правило получали во время поединков.

Судьба Мартынова

Убийца поэта порывался написать воспоминания о Лермонтове (как-никак он знал его на протяжении многих лет) и, вероятно, хотел в какой-то степени оправдать себя перед современниками и потомками. Он два раза начинал свои записи и оба раза бросал, написав по несколько страниц; далее воспоминаний об учебе в юнкерской школе он не пошел.

Мартынов дожил до 60-ти лет и скончался через 34 года после дуэли. Он хотел, быть похороненным в селе, которое принадлежало его отцу под Москвой, в отдаленно стоящей могиле, без каких либо надписей, чтобы никто не мог понять что это могила убийцы Лермонтова, и память о нем исчезла бы навсегда. Однако этого не сделали. Семейный склеп, его последним пристанищем был до тех пор, пока ребятня из детской колонии не прознала, кто там похоронен. Склеп был разломан и, по различным данным, останки Мартынова то ли были раскиданы по усадьбе, то ли сброшены в пруд.