Меню Рубрики

Снежная королева внеклассное чтение. Урок внеклассного чтения по сказкам Г.Х

Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме: «Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»

Цель: формирование представлений у учащихся о величии и силе человеческого сердца, о любви и настоящей дружбе.

Задачи урока:

Образовательные:

Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания.

Развивающие:

Развивать умение анализировать прочитанное, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, воображения, творческой фантазии, навыков самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.

Воспитательные:

Воспитывать уважение и верность к дружбе, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах и парах.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, кластеры.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые.

Формы обучения: коллективная, работа в парах и группах, индивидуальная.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

- осознание и освоение литературы как части общемирового культурного наследия;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- потребность в самовыражении через слово;

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Знание содержания прочитанного произведения;

Овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания).

Регулятивные:

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения

Познавательные:

Умение проводить исследование, анализировать, сравнивать, извлекать из личного опыта и предложенного текста, дифференцировать, делать выводы;

Умение структурировать полученную информацию, выбирать главное;

Умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности

Коммуникативные:

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника , признавать право на иное мнение);

Отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

Формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме;-распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1. Самоопределение к деятельности, мотивация

УЧИТЕЛЬ- Ребята, давайте наш урок начнем с того, что поиграем в игру “Доброе утро Игра эта будет заключаться в следующем: я скажу слова “Доброе утро” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.

Попробуем?

Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!
Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

Слайд 1

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И добрый утро длится до вечера.

УЧИТЕЛЬ Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока и всего дня.

Принимают участие в игре, здороваются, приветствуют друг друга

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Под звуки вальса «Фантазия» П.И. Чайковского погружаемся в удивительный мир героев сказки .

УЧИТЕЛЬ - По-разному приходит Андерсен к вам, ребята. То он тихонько прокрадывается в комнату и навевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукое, чудесные сны. То сказка приплывает вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. А сегодня к нам на урок сказка прилетит на санях Снежной королевы.

Для того чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам собрать две «осколочные картинки».

(Картинки «зеркало» и «роза». Учащиеся работают в группах).

Посмотрите на картинки, которые у вас получились. Слайд 2 Что олицетворяют эти два предмета в сказке? Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, что же станет предметом нашего разговора? Слайд 3

Андерсен научил меня светлой вере в победу

солнца над мраком и доброго человеческого сердца

над злым…

К. Паустовский

УЧИТЕЛЬ - Да, сегодня мы с вами будем говорить о борьбе добра и зла в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». Слайд 4

Что же мы должны выяснить в ходе данной темы? Какую проблему разрешить? Давайте поставим проблемный вопрос!

Почему маленькая, хрупкая Герда оказалась сильнее грозной Снежной королевы? Слайд 5

На этот вопрос нам и нужно будет найти ответ на сегодняшнем уроке.

УЧИТЕЛЬ А как мы будем на него отвечать? Что будем делать?

Дети -Мы будем выделять главное в произведении, анализировать прочитанное, делать выводы и обобщать .

Собирают картинки, формулируют тему и цель урока с помощью наводящих вопросов учителя, ставят проблемный вопрос к уроку

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в ходе выдвижения гипотез.

3.Актуализация знаний

УЧИТЕЛЬ Для начала давайте определимся, а что такое добро и что такое зло в вашем понимании?

Читаем в словаре С.И. Ожегова.

ДЕТИ Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

Зло – нечто дурное, вредное, приносящее беду. Слайд 6

- УЧИТЕЛЬ А кто в сказке является носителем зла?

(Тролль, который придумал зеркало, и Снежная королева)

- УЧИТЕЛЬ А кто противостоит этим злым силам?

(Герда и её помощники, встретившиеся в пути).

Работают со словарными статьями, анализируют прочитанное, сопоставляют полученные сведения с текстом

Личностные: осознание своих возможностей;
Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание;
Познавательные: умение осмысленно читать и объяснять прочитанное, находить и выделять главное в прочитанном.

4. Обобщение и систематизация знаний

Исследовательская работа

- Давайте сравним и Снежную королеву и Герду. Подумайте, есть ли между Гердой и Снежной королевой что-то общее? А различия?

1) Для этого проведём небольшую исследовательскую работу . Сядьте по группам.

Ваша задача: сравнить внешний облик Герды и Снежной королевы и сделать вывод. Каждая группа будет работать с отдельным образом. 1 – с образом Снежной королевы, 2 - с образом Герды. Во время обсуждения мы будем обращаться к картинам британского художника Кристиана Бирмингема Слайды 7- Слайды 8

УЧИТЕЛЬ -Если глаза- зеркало души, , то что можно сказать о Снежной королеве?

( ДЕТИ У нее нет души)

Посмотрите в листы исследования- в таблицу и обращаясь к тексту сравните Снежную королеву и Герду.

УЧИТЕЛЬ Что олицетворяет Снежная Королева?

Дети -холод…

УЧИТЕЛЬ Что олицетворяет Герда?

Дети- тепло…

(Глаза сияли, как звезды (холод) – личико милое, приветливое, словно роза (тепло).

- УЧИТЕЛЬ Какой прием использует автор? С какой целью?

(Прием противопоставления-Антитеза) Слайды 9

Вопросы о Снежной королеве: Слайды 10,11,12

Какой изобразил художник Снежную королеву ?

( Он увидел её глазами Кая ( « она была прелестна и нежна » ).

- А что несет ее красота ?

4. Каков мир Снежной королевы? Какие поступки она совершает? Любит ли она кого-нибудь? Применимо ли к ней слово «любовь»?

Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко освещенных чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда!.. Холодно, пустынно, мертво! )

С какой целью использует здесь автор прием повтора?

Что происходило в природе, когда Снежная королева проезжала на своих санях? Какие художественные приемы использует автор?

Буря выла и стонала , словно распевала старинные песни; они летели над лесами и озерами, над морями и твердой землей; под ними дули холодные ветры, выли волки , сверкал снег, летали с криком черные вороны , а над ними сиял большой ясный месяц!»

Лесные голуби рассказали Герде: «Они летели над лесом, когда мы, птенчики, еще лежали в гнезде; она дохнула на нас, и все умерли , кроме нас двоих»).

Какие ассоциации возникли у вас с миром Снежной королевы?

Запишите свои ассоциации. Прочитайте.

Слайды 14

Вывод: Мир Снежной королевы – зло, смерть, холод, снег, безжизненность, жестокость, ненависть, эгоизм.

А теперь продолжим знакомство с иллюстрациями Кристиана Бирмингема и посмотрим, какой же увидел художник Герду?

В каком мире живет она?

(Слайд – 15-19)

Вопросы о Герде:

    Чем отличается внешний облик Герды от внешнего облика Снежной королевы? Найдите описание Герды в тексте.

    Какую свою драгоценность хотела отдать Герда в обмен на Кая? Подкрепите свои слова текстом.

    Почему лапландка считает, что не нужно наделять Герду силой двенадцати богатырей? У нее уже есть сила, считает она, в чем? Прочтите этот эпизод.

    Что помогло Герде в трудные минуты, например, в борьбе против войска Снежной королевы? Найдите этот эпизод в тексте.

    Как Герда смогла вернуть Кая к жизни? Прочтите этот эпизод.

Какие ассоциации возникли у вас с миром Герды?

Вывод: Мир Герды – добро, тепло, любовь, дружба, радость, слезы, розы, верность, преданность, вера, бескорыстие, стойкость, самопожертвование.

Слайд 21(показать после того,как они скажут)

Если глаза –

Если глаза –

Вывод: А

2) А теперь опишите этих двух героинь только прилагательными, заполним кластер. Слайд 22

Герда

Снежная королева

Добрая

Злая

Смелая

Безжалостная

Любящая

Бессердечная

Отважная

Жестокая

Храбрая

Эгоистичная

Верная

Своенравная

Целеустремленная

Корыстная

Преданная

Бездушная


Работают в группе, отвечают на поставленные вопросы, подкрепляют ответы примерами из текста, заполняют кластер

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные:

умение структурировать знания.
Коммуникативные: умение организовывать учебное взаимодействие в группе, умение строить монологическое высказывание

Физминутка

Ребята, А теперь давайте немного отвлечемся и поиграем.

Под звуки вьюги

Шагая по царству,
Устали немножко.
Сейчас отдохнём
И снова в дорожку.
Из-за парты тихо встали
И по царству зашагали.
Мы шагаем, мы шагаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – присесть,
Четыре – встать,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

Выбирают предмет, определяют принадлежность, выполнят упражнения под музыку

Регулятивные: контроль и коррекция;

Познавательные: умение структурировать знания, устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

умение строить монологическое высказывание

4) Давайте определимся в отношении остальных героев, кто и что служит в сказке ДОБРУ и кто и что помогает ЗЛУ. На интерактивной доске надписи «ДОБРО» и «ЗЛО». Распределите слова по группам.

Розы, тролль, родители, бабушка, животные, лапландка, финка, снежное войско, зеркало, ангелы, разбойники, принц, принцесса, ворон, ворона . Слайд 24

5) Найдите соответствия. К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты, соедините стрелками. Работа на интерактивной доске. . Слайд 25

Тролль

« … в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами»

Снежная королева

« необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!»

Кай

« Злой – презлой, сущий дьявол.»

Герда

« … держался он вообще непринужденно и мило.»

Старушка, которая умела колдовать

« Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!»

Принцесса

«Умница, каких свет не видывал!»

Принц

«Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой.»

Маленькая разбойница

«Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.»

6) Скажите, а все ли герои в сказке были либо добрыми, либо злыми?

Почему маленькая разбойница становится доброй?

Герда своим рассказом и слезами растопила ее сердце. Разбойница поняла, что, кроме зла, существуют еще любовь, верность, самопожертвование

Распределяют слова на группы, работая с интерактивной доской, работают с художественным текстом, выполняют творческую работу

Регулятивные: умение выполнять учебное действие, регулировать и контролировать свою деятельность;

Познавательные: умение соотносить, группировать, обобщать знания.

Коммуникативные: умение строить тексты различных жанров и стилей

5.Рефлексия деятельности

    Творческая работа. Сечас мы составим Синквейн в группах. СЛАЙД 26

Примерный вариант:

Герда

Любящая, стойкая

Любит, ищет, борется

Любовь может преодолеть все.

Добро

Снежная королева

Холодная, злая

Морозит, убивает

Зло всегда разрушает, убивает.

Зло

    УЧИТЕЛЬ предлагаю вам закончить предложения:
    СЛАЙД 27

Сегодняшний урок научил меня…

Сказка заставила задуматься…


Прочитанная сказка побуждает меня к…

Самым интересным заданием на сегодняшнем уроке было…

СЛАЙД 28

Д. з. На выбор:

Письмо Герде или Снежной королеве.

Слайд 29 . Чтобы от нашего урока осталась теплота, давайте скажем друг другу добрые слова.

Спасибо за работу.

Записывают выбранное домашнее задание, оценивают свою работу на уроке, говорят добрые слова

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

ПРЕДМЕТ – Литературное чтение

КЛАСС - 4

УЧИТЕЛЬ – Романова И.П.

ТЕМА УРОКА - В гостях у великого сказочника. Урок внеклассного чтения по сказке Х.К.Андерсена « Снежная королева».

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Обучающие цели :

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы;

Создать условия для применения изученного материала в ходе работы с текстом;

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

Создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

Создать условия для развития умения находить в произведении отличительные особенности авторского стиля, задумываться над их художественным значением.

Воспитательные цели:

Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.

Методы: репродуктивный, словесный, наглядный, практический.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Систематизация комплекса знаний

организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы.

принятие целей учебной деятельности

готовность к выполнению работы с текстом

Самостоятельное применение знаний в измененных условиях.

создать условия для применения изученного материала в ходе работы с текстом

закрепить речевые навыки, навыки работы с текстом

умение формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее

Оценка и коррекция знаний

организация контроля и коррекции знаний

организация самоконтроля

уровень усвоения темы

Рефлексия

организация самооценки

реальное осмысление своего личностно-образовательного роста

Ход урока.

1 этап.

Начало урока задает тон учебного занятия, настраивает на творческую деятельность, включает эмоциональную сферу личности.

Слово учителя : (постановка цели первого этапа)

Вы слышали, ребята? Сегодня у нас не просто урок – сегодня мы приглашены в гости к сказке. Сказка желает проверить нас, что мы о ней знаем, ведь у нас сегодня заключительный урок по сказкам . Но сказка не любит случайных посетителей. Чтобы попасть в неё, нужно всё о сказке рассказать. Ставни сказки закрыты на замок, и открыть их будет непросто. Итак, попробуем!

Повторение.

Что такое сказка ? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)

Что такое жанр ?

Что такое фольклор ?

Чем отличается сказка народная от литературной ?

Второй этап .

Это самый главный этап, в основе которого лежат диалоговые методы сотрудничества и сотворчества всех субъектов урока. На этом этапе закрепляются речевые навыки , навыки работы с текстом , развивается умение аргументировать свою точку зрения.

Беседа по вопросам (позволяет плавно перейти к теме урока)

Видите, ребята! Ставни не открываются. Видимо, что-то мы ещё не назвали. Как вы думаете, что нужно ещё знать, чтобы попасть в гости к сказке? (автора и название).

Родился в Дании , в Копенгагене. Сын прачки и сапожника. Учился на казённый счёт в гимназии, работал ткачом, служил в театре, стал знаменитостью, когда его хоронили, то за гробом шёл сам король и целая толпа блестящих принцесс и принцев. А теперь его называют великим сказочником. Кто это? (Ханс Кристиан Андерсен).

Но ставни наши ещё закрыты. Что ещё нужно знать? (название)

У меня на столе цветы. Это розы . Вы знаете многие сказки Андерсена. Для героев какой сказки эти цветы были любимыми? (Кай и Герда. «Снежная королева»).

Верно. Вот теперь ставни наши открылись, и мы отправляемся в гости к сказке. (Показывается отрывок из фильма «Тайна Снежной королевы», звучит песня про Снежную королеву)

Работа с текстом .

Сказку о Снежной королеве вы хорошо знаете с детства. А сейчас мы определим, кто лучше всех знаком с текстом. Перед вами названия глав сказки. Ваша задача расположить эти названия в той последовательности, в которой они расположены у автора. (Ребята выполняют задание. Оценивается работа того учащегося, кто закончил первым.)

Сегодня нет смысла заниматься пересказом сказки, потому что задача наша более сложная. Ведь мы должны узнать, за что же Х.К.Андерсен получил звание великого сказочника. Мы должны сначала доказать , что перед нами действительно сказка, а потом найти отличительные особенности авторского стиля . Перед вами тексты с отрывками из сказки «Снежная королева». Прочитайте внимательно эти отрывки и найдите в них признаки жанра . (Элементы волшебства , сказочные герои, короли, принцессы , волшебный дворец )

Итак, ребята, мы с вами доказали, что перед нами действительно сказка. А теперь мы должны определить особенности авторского стиля.

Посмотрите внимательно ещё раз на тексты. Как вы думаете, чем отличается сказка Андерсена от народных сказок? Что необычного вы можете найти в ней?

(Сюжеты его сказок и «историй» , как он их называл, почерпнуты из обычной жизни . И чудеса происходят не в тридевятом царстве, а в доме, на дворе. Конечно, в сказке Андерсена есть короли и принцессы, волшебные дворцы, но попадают в них обычные дети.)

А сейчас попробуйте определить еще один любопытный прием Андерсена. Подскажет нам его сама героиня …

(Звучит фрагмент из фильма «Тайны Снежной королевы» «Где же сказка? Где же чудо?...»)

Любопытен ещё один приём сказочника – снижение высокого плана до будничного. Обратимся к текстам и найдем подтверждение этому.

(В процессе работы с текстом ребята подчеркивают признаки жанра зеленым цветом, а особенности авторского стиля - красным. На полях в колонке « примечания» записываются пастой соответствующего цвета выделенные выше приемы)

Какова же цель создания такой необычной сказки, где простые дети совершают чудеса не с помощью волшебства, а благодаря силе воли, характера, благодаря чувству горячей любви и желанию помочь другу в беде? О чем хотел сказать автор именно нам, читателям, детям 21 века?

(Цель автора - выразить мысль о силе простого человека, которым движет чувство любви, сострадания. Самое удивительное то, что силу эту воплощает не мощная личность, а хрупкая девочка из простой семьи . Читая сказки Андерсена, мы понимаем, что и такие дети, как мы способны совершать чудеса , если в нашем сердце горит огонь любви и дружбы. Такой огонь способен растопить и ледяной дворец, и ледяную душу .

Вывод: сказки Андерсена не только делают нас добрее и великодушнее. Они учат видеть прекрасное во всём: в капле дождя, в пении птиц, в цветах. Они учат нас мечтать. Они адресованы людям разных возрастов и хранят в себе мудрость народа. Звучит финальная песня из сказки « Тайна Снежной королевы»

3 этап урока . Оценка и коррекция знаний

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по предложенным темам:

1. За что я люблю сказки Андерсена.

2. Роль сказки в моей жизни

3.. Нужны ли нам сказки?

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с. Терса»

Вольского района Саратовской области

Конспект урока по литературному чтению
в 4 классе

Сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

подготовила

учитель начальных классов

Антропова Людмила Александровна

с. Терса

2014г.

Тема урока: Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» Тип урока: Изучение новой темы.Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о сказках Г.Х. Андерсена; продолжить формирование умения связно излагать свои мысли, анализировать сказку; воспитывать интерес и любовь к чтению.Планируемые результаты: Предметные: научатся читать про себя в процессе изучающего чтения; находить и различать средства художественной выразительности в авторской сказке; получат возможность научиться ориентироваться в тексте; подтверждать свои выводы текстом.Метапредметные УУД: Познавательные: произвольно строят устные высказывания с учётом учебной задачи.Личностные: демонстрируют интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений. Ход урока. I .Организационный момент. Встреча с книгой, что с другом,Для всех словно праздник,А для детской души это нить Ариадны,Что ведёт их от сказок, былин и преданийВ мир жизни реальной, мир науки и знаний.II .Актуализация знаний. -Какие чувства, впечатления вызывает у вас имя Андерсена?На слайде дан текст, в котором пропущены слова.Слайд: Родился в ________________________ в городе Оденсе. Отец ________________, мать__________. В 15 лет с несколькими талерами отправился в ___________ искать счастья.Он хотел стать _____________. Слава пришла к Андерсену в ________________.(Ответы: 1805 году, сапожник, прачка, Копенгаген, актёром, 25 лет)III. Введение в тему.-Дело было зимой. У маленького Андерсена не было зимних башмаков, он сидел дома и сочинял истории о доблестных рыцарях. Иногда он нагревал медную монету на печке и прикладывал её к заледенелому стеклу. Лёд под монетой таял, и маленький Андерсен через прозрачный кружочек мог видеть, что происходит на улице. И вот однажды, наблюдая за происходящим на улице, он сказал своей маме: « Мама! Смотри, какие красивые узоры на окне. Видишь? Тут женщина в белом платье, у неё на голове корона, и она протягивает ко мне руки».Мать ответила на это: «Ледяная дева, которая в датском фольклоре олицетворяет силу, несущую смерть всему живому, разъезжает в своих хрустальных санях, заглядывая в окна! Увидишь, это не к добру». Налетела злая вьюга, Герда потеряла друга: В царство льда умчался Кай. Герда, Герда, выручай! Вьюга кружит вправо, влево В сказке……. (Снежная королева)IV . Объявление темы и постановка целей урока. -« Снежная королева» -первая большая по объёму сказка Андерсена-Как можно объяснить название сказки? Из скольких историй состоит сказка?- Чем похоже начало сказки на народные сказки, а чем отличается?V .Чтение учащимися по цепочке. (Стр67-70 хрестом.) VI . Освоение нового материала. Тест «Внимательный читатель» Выберите правильный ответ.

    Какое слово выкладывал Кай из льдинок во дворце у Снежной королевы?
а)Снежинка; б) вечность в) зима. 2.Кто охранял разбойничий замок? а)Богатыри; б)снеговики; в) бульдоги. 3.Что из вещей Герды оставила себе разбойница? а)Муфту; б) шапку; в) шубку. 4. Кто помогал Герде во дворце принца и принцессы? а)Кошка; б) собака; в) ворон. 5. Оружие маленькой разбойницы: а)Лук; б) меч; в) нож. 6. Какой волшебный предмет попал к Каю в глаз? а)Соринка; б) льдинка; в) песчинка. 7. Какой волшебный предмет смастерил злой тролль. а)Зеркало; б) ножницы; в) фонарик. 8.Куда обещал Кай посадить Снежную королеву? а)В огонь; б) на печь; в) на плиту. 9. То кого Герда узнала, Что Кай у Снежной королевы? а)От скворцов; б) лебедей; в) голубей.Ответы: 1-б; 2-в; 3-а; 4-в; 5-в; 6-б; 7-а; 8-б; 9-в.VII . Беседа. -Как вы понимаете концовку сказки?(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего – то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа,и люди, человек обязательно достигнет своей цели.)-Какое участие принимает природа в развитии сюжета? (Мир радостный и цветущий природы – вольные птицы, деревья, реки, прекрасные цветы и животные – символ жизни и цветения. Цветы, птицы и быстрый олень помогает Герде найти Кая. Это роднит сказку Андерсена с русскими народными сказками и сказками других народов)-Какие эпизоды сказки «Снежная королева вам понравились больше всего? (Зачитывают эпизоды).-Кто является настоящей героиней этой сказки? (Герда. У неё есть всё, чего лишена Снежная королева: доброе сердце и величайшая самоотверженность)Вывод: «Добро, Истина и Красота побеждают!» - как бы говорит своей сказкой Андерсен.VIII . Итог урока. -В чём необычная сила сказок Г. Х. Андерсена? Что главное в сказках Г. Х. Андерсена? Чему посвятил свою жизнь Г. Х. Андерсен? Почему его имя и его сказки живут до сих пор и волнуют сердца людей? IX . Домашнее задание: написать отзыв о прочитанной сказке.Памятка №1. 1.Какое произведение понравилось? 2.Кто его автор? Кто из героев понравился? Почему? 3.Назовите положительного героя? 4.Чем понравилось это произведение?Памятка №2 1.Какое произведение понравилось? 2.Кто его автор? Какие произведения этого же автора читал? 3.Назовите положительного героя? Какими поступками он запомнился?4. Что бы хотели взять положительного от этого героя?5.Чем понравилось это произведение?

Список использованной литературы

Н.А Чуракова Литературное чтение 4 класс: Учебник Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник. 2014г.

Н.А Чуракова Литературное чтение 4 класс: методическое пособие для учителя. – Издательство «Учитель» 2013г.

Вера Коровашкина
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»

Государственное казённое учреждение детский дом – интернат для умственного отсталых детей «Южное Бутово» департамента социальной защиты населения города Москва.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

«ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНО СКАЗКИ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА » .

Воспитатель ГКУДДИ

«Южное Бутово»

Коровашкина Вера Ионасовна

Москва 2013

Конспект с анализом сказки

для коррекционной школы.

Тема : Сказка Г . -Х. Андерсена

«Снежная королева »

Коррекционно- образовательные цели :

Формировать умение слушать рассказ взрослого , не перебивая, дослушивать его до конца;

Обогащать словарный запас детей родственными словами;

Работать над интонационной выразительностью речи у детей;

Учить правильно строить ответ на поставленный вопрос, отвечать полным ответом.

Коррекционно- развивающие цели :

Развивать познавательную активность ;

Развивать слуховое внимание;

Развивать зрительное восприятие;

Развивать логическое мышление;

Развивать внимание;

Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные цели :

Воспитывать умение слушать;

Не перебивая и справедливо оценивать других детей;

Работать и играть в коллективе;

Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки.

Оборудование :

Портрет Г. Х. Андерсена , иллюстрации к сказке «Снежная королева »

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята отгадайте, о какой сказке мы сегодня будем говорить на занятии :

В стране озер, протяжных вьюг

И редких певчих стай

У Герды есть любимый друг-

Хороший мальчик Кай.

За Королевой Снежной вслед ,

Мальчишка, не спеши!

В ее глазах- холодный свет,

В ней вовсе нет души….

(«Снежная Королева » )

Что такое сказка ? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)

Что такое жанр? (Тип художественного произведения )

2. Пальчиковая гимнастика

«Посмотрите, мы олени»

Посмотрите, мы олени (Скрещенные напряженные руки над головой)

Рвется ветер нам на встречу (Махи кистями рук к лицу)

Ветер стих расправим плечи (Плавно опускать руки)

Руки снова на колени (опустить руки на колени)

Кто написал сказку «Снежная королева » ?

Из биографии Г. Х. Андерсена .

Датский писатель Ганс

Христиан Андерсен (1805-1875) родился в городе Оденсе на острове Фюн, в семье сапожника и прачки. Семья была бедной и ютилась в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак. Первые сказки Андерсен услышал от отца , читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи» . А еще отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ганс Христиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочник у приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал , что его «сделали писателем песни отца и речи безумных» .

Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоят из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол – марионеток, которым Ганс Христиан сам шил костюмы. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам.

В 12 лет Андерсена отдали в подмастерье на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Однажды в Оденс из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист, и Ганс Христиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик стал мечтать о театре.

Заработав немного денег и купив первые сапоги, четырнадцатилетний подросток отправился в Копенгаген. Но актера из Андерсена не получилось .

Но для него открылась возможность учиться.

В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании.

Всю жизнь Ганс Христиан Андерсен был очень одинок , прожил холостяком, так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.

Датчане свято берегут память о славном сказочнике . В столице государства, городе Копенгагене, есть памятник Г. Х. Андерсену . А на камне возле берега реки примостилась бронзовая Русалочка, героиня одной из сказок писателя .

3. Чтение сказки Г . Х. Андерсена «Снежная Королева » (Пересказ И . Красниковой)

В большом городе в соседних домах жили мальчик и девочка. Звали их Кай и Герда. Летом они любовались чудесными розами под окном, а зимой дышали на замёрзшие стёкла и смотрели, как за окном завывает метель. «Это сердится Снежная Королева » , - объяснила им бабушка. «А она не ворвётся сюда?» - спросила Герда. «Пусть только попробует! - пригрозил Кай. - Я посажу её на печку, и она растает!»

Вечером Кай выглянул в окно и вдруг увидел женщину ослепительной красоты. Она была вся изо льда. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было тепла. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Кай очень испугался и спрыгнул со стула.

На следующий день было морозно и солнечно. Дети на площади играли в снежки и веселились . Вдруг появились большие белые сани, и Кай живо привязал к ним свои санки. Большие сани понеслись по площади. Кай никак не мог отцепиться, закричал во весь голос, но его никто не услышал.

Вдруг сани остановились. Из них вышла высокая белая женщина - Снежная Королева . Она наклонилась к Каю и поцеловала его. Поцелуй её был холоднее льда. И Кай позабыл и Герду, и бабушку, и розы, и всё на свете.

А что же стало с маленькой Гердой после того, как исчез Кай? Никто не видел, куда он девался. Гер да горько плакала и тосковала по Каю, Но девочка решила, во что бы то ни стало разыскать его.

Наступила весна. Однажды утром Гер да поцеловала спящую бабушку и побежала прямо к реке. Она села в лодку, и волны тихо понесли её всё дальше и дальше. Сначала девочка очень испугалась, но потом подумала, что река несёт её к Каю, и повеселела. Но вот лодка приплыла к домику с цветными стёклами в окошках. Из домика вышла старушка.

Герда спросила её про Кая, но старушка ничего о нём не знала. Очень уж ей захотелось оставить девочку у себя. Старушка расчесала ей волосы волшебным золотым гребнем и заколдовала розы в саду, чтобы Герда всё забыла. Но вот однажды она увидела на шляпе старушки розу и побежала в сад. Она горько заплакала, и на том месте, куда попали слезинки, вырос розовый куст. И Герда вспомнила Кая.

Герда убежала от старушки. Ах, как болели её бедные усталые ножки! Как холодно и сыро было в воздухе!

Герда присела отдохнуть. Вдруг она увидела большого ворона. Он спросил, куда это она бредёт одна-одинёшенька. Девочка всё ему рассказала . Ворон сказал , что его невеста живёт во дворце у принца и принцессы. И юный принц очень похож на её Кая!

Вороны помогли Герде пробраться во дворец. Как билось сердечко Герды от страха и радостного нетерпения! Да, да, он, верно, здесь! Она так живо представляла себе его умные глаза, длинные волосы, улыбку. Увы! Когда она увидела принца, то поняла, что это не Кай! Но принц и принцесса были так добры к девочке! Они выслушали её грустный рассказ и воскликнули :

«Ах ты, бедняжка!» . На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат, дали и башмаки, муфту, и красивое платье, а когда она простилась со всеми, к воротам подъехала золотая карета. Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути.

Герда въехала в тёмный лес. Карета блестела, как солнце, и сразу бросилась в глаза разбойникам. Они ограбили Герду, но маленькой дочке старухи-разбойницы понравилась отважная девочка, и она отпустила её и даже подарила своего северного оленя. Олень пустился бежать во всю прыть по кочкам и болотам. Вдруг на небе засияло голубое пламя. «Вон моё родное северное сияние! - сказал олень . - Это Снежная Королева зажигает голубые бенгальские огни». При его свете олень с Гердой добежал до дома знакомой финки и рассказал ей историю Герды . «Отнеси девочку в сад Снежной Королевы и оставь у куста с красными ягодами», - сказала финка , а потом посадила Герду на спину оленя. Олень помчался дальше. Он добежал до куста с красными ягодами, опустил девочку на снег, поцеловал её и стрелой понёсся назад. Бедная девочка осталась одна на трескучем морозе. Она побежала изо всех сил и вдруг очутилась перед ледяным дворцом. Как холодно и пустынно было в этих сверкающих стенах! Посреди ледяного зала на троне сидела Снежная Королева , а у её ног съёжился посиневший от холода мальчик, пытаясь выложить из острых льдинок слово «вечность» . «А сейчас я полечу по делам» , - сказала Снежная Королева , - а ты получишь новые коньки, если сможешь положить льдинки, как я велела!» И она исчезла. Кай остался один - бледный, неподвижный, точно неживой.

В это время в огромные ворота вошла Герда. Она сейчас же узнала Кая, бросилась к нему, крепко обняла и воскликнула : «Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя!» Но он сидел всё такой же неподвижный и холодный. Герда заплакала : горячие слезы упали ему на грудь, проникли в сердце и растопили лед. Тогда он узнал Герду и очень обрадовался : «Герда! Где же ты была так долго?» Взявшись за руки, они вышли из ледяных стен и побежали прочь, к цветущим лугам, к солнышку, туда, где зеленела трава и расцветали розы.

Зарядка для глаз.

Дети остаются сидеть за партами.

«Глазкам нужно отдохнуть» .

Ребята закрывают глаза.

«Нужно глубоко вздохнуть» .

Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты.

«Глаза по кругу побегут» .

Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

«Много-много раз моргнуть»

Частое моргание глазами.

«Глазкам стало хорошо» .

Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.

«Увидят мои глазки все!»

Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.

Физминутка

«Солнышко»

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз» ,

А над ними весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два» .

Помогать придется нам - выше голова!

Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два» .

Наблюдай за птичками, головой верти.

Вот зарядка кончилась.

Сядь и отдохни.

4. Игра «Один – много»

Город – города. Дворец – дворцы.

Роза – розы. Башмак – башмаки.

Стекло – стекла. Карета – кареты.

Метель – метели. Олень – олени.

Лед – льды. Сердце – сердца.

5. Анализ сказки «Снежная королева »

Дата написания 1844 год.

Какими были дети?

Почему розы были их любимыми цветами?

(Розы в сказке - символ любви . Герды и Каю, символ возрождения. Розы – своеобразные помощники – хранители героини.)

Как вы охарактеризуете главную героиню – Герду?

Какой вы увидели Герду? (доброй.)

Кто по вашему мнению, является главными героями сказки ?

(Снежная королева , Кай, Герда)

Описание Снежной королевы ?

На что в первую очередь мы обращаем внимание? (ледяная, глаза) .

Зачитайте фрагмент, в котором дано описание Снежной королевы .

(«Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было тепла» )

С чем ассоциируется у вас Снежная королева ? (холод, темнота, лед, пустота, неприступность) .

Зачитайте фрагмент.

(«Холодно и пустынно было в этих сверкающих стенах!» ).

Речь с движениями «Зима»

Наконец пришла зима, (Руки в стороны.)

Стали белыми дома, (Руки в виде крыши над головой.)

Снег на улице идет, (Движения руками сверху вниз.)

Дворник улицу метет, (Изобразить.)

Мы катаемся на санках, (Присесть, руки вперед.)

Пишем на катке круги, (Руки за спину, повороты кругом.)

Ловко бегаем на лыжах (Изобразить.)

И играем все в снежки . (Изобразить.)

Что случилось с Каем?

Что движет Гердой, когда она решает отправиться на поиски Кая? (Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид зла, которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.)

Старушка. Это препятствие или помощь? Герда рассказывает ей свою историю .

Кого напоминает милая старушка?

Что она заколдовала?

Как могла Герда вырваться из плена старушка? (сердце не давало ей покоя) .

Какие птицы помогли Герде? (Вороны. Они заронили надежду. Кай у принцессы. Но это и испытание. Узнав, что Кай женился на принцессе, Герда могла повернуть домой.)

Что выдала Герде принцесса?

Зачитайте фрагмент.

Почему изменилась разбойница (Герда своим рассказом и слезами растопила ее сердце. Ее поразил рассказ Герды о том , сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека.)

Кто доставит Герду в царство Снежной королевы ?

Найдите по тексту слова финки.

Что пришлось преодолеть девочке? (одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц, навстречу ей целый полк снежных хлопьев ).

Каким Герда нашла Кая?

Каким был Кай во дворце у Снежной королевы ? Работа с текстом.

Как смогла возродить его к жизни?

Как Герда растопила лед в сердце Кая? Зачитайте фрагмент.

(Цель автора – выразить мысль о силе простого человека, которым движет чувство любви, сострадания. Мы поняли, что люди способны совершать чудеса, если в сердце горит огонь любви и дружбы. Такой огонь способен растопить и ледяной дворец, и ледяную душу.)

6. Знакомство детей с пословицами

Смелому всегда удача.

Смелым счастье помогает.

Счастье всегда на стороне отважных.

7. Итог занятия .

Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку ? (Счастье всегда на стороне отважных.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. А. Гуськова, Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Занятия на основе сказок . Волгоград. Изд. «Учитель» , 2002