Меню Рубрики

Формирование ууд на логопедических занятиях. Универсальные учебные действия - формирование и развитие на логопедических занятиях

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 6"

Формирование УУД на логопедических занятиях в ОУ в условиях введения в ФГОС

учитель-логопед

Романова Марина Леонидовна

Лесосибирск 2012 год

Цель: показать взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствующих успешному усвоению программного материала через формирование УУД.

В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования - предметным, метапредметным и личностным.

Логопеды школьных логопунктов также ориентируются на показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:

· придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

· более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;

· существенное повышение мотивации и интереса к учению;

· обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий

Результаты деятельности школьного логопеда по коррекции устной и письменной речи напрямую влияют на качество обучения детей-логопатов по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, и является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний.

Решение этих задач может быть успешным при организованном логопедическом сопровождении. Логопедическое сопровождение является помощью для учителя и включает в свою работу, в том числе и формирование метапредметных УУД на всех этапах коррекционной работы и по всем направлениям.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

· профилактика речевых нарушений;

· логопедическая диагностика;

· коррекция речевых дефектов;

· формирование всех сторон (компонентов) речи;

· развитие невербальных психических функций;

· развитие эмоционально - волевой сферы;

· формирование нравственных установок ребёнка.

Формирование УУД проходит на этапе диагностики и коррекционно-развивающем этапе.

Диагностический этап предполагает обследование речи учащихся начальных классов с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной и консультативной работы.

В первых классах логопедом проводится двухэтапная логопедическая диагностика. На первом этапе осуществляется экспресс-диагностика, охватывающая всех обучающихся и позволяющая судить об уровне речевого развития первоклассников, о сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка (преимущественно коммуникативных и регулятивных). Второй этап диагностики представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Важным моментом этого этапа является установление контакта с ребенком. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение уровня сформированности языковых средств. Диагностический этап дает материал для дальнейшей коррекционной работы, поэтому необходимо выяснить уровни речевой деятельности ребенка. Какие ребенок имеет навыки сотрудничества, как он умеет воспринимать информацию и передавать ее, насколько точно он выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение им монологической и диалогической речью, как управляет своей деятельностью, насколько дает самостоятельные ответы.

универсальное учебное действие логопедический

Коррекционно-развивающий этап является основным и продолжается весь учебный год. В этот период на индивидуальных и групповых занятиях по коррекции устной и письменной речи учитель-логопед наряду со специфическими логопедическими задачами решает задачи по формированию метапредметных УУД. Для этого на логопедических занятиях подобрана система заданий и упражнений, способствующих формированию УУД.

Одно из направлений коррекционно-развивающего этапа - индивидуальная работа по постановке звуков предполагает формирование регулятивных действий (контроль и коррекцию собственной речи), коммуникативных, предполагающую активную речевую деятельность на всех этапах: на этапе постановки, автоматизации, дифференциации и введение звука в активную речь с построением свободного высказывания, как итог работы над звуком. Формирование познавательных действий, которые заключаются в умении формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи при выполнении логических операций.

На этапе формирования фонематических процессов и слухового восприятия ведется работа со звуком, слогом и словом. Детям предлагаются задания связанные с выделением, сравнением, дифференциацией, восстановлением фонем. Таким образом развитие фонематических процессов и слухового восприятия направлено на развитие аналитико - синтетических операций на речевом материале. Следовательно, мы можем вести речь о формировании познавательных действий (выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации объектов) и регулятивных учебных действиях (коррекция, целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действия и его результатов, управление своей деятельностью).

Следующее направление логопедической работы формирование лексико-грамматического строя речи. Это очень сложный и ответственный этап в становлении речи ребенка. Большое количество детей из-за ряда объективных причин имеют ограниченный словарный запас. И не владеют элементарными формами словообразования и словоизменения. Логопед ставит перед собой задачи расширять и обогащать словарный запас параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, сформировать представления о словообразовании и устранить речевые аграмматизмы, научить правильно, устанавливать грамматические связи слов в предложении, закреплять учебную терминологию, отрабатывать морфемный анализ. На этом этапе формируются все метапредметные действия на основе предметных.

Необходимо сказать, что на всех этапах коррекционной работы формируются личностные УУД.

Таким образом, можно сделать вывод, о формировании УУД на логопедических занятиях. Так:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

У детей-логопатов речевые нарушения являются серьезным препятствием в общении, в регуляции своей деятельностью, в овладении общеучебными навыками, поэтому логопеду на своих занятиях необходимо работать над формирование всех вышеперечисленных УУД

Таким образом, коррекционная работа учителя - логопеда гармонично сочетается с деятельностью учителя - предметника в достижении образовательного результата, планируемого в образовательной программе.

Литература

1. Азова Т.В. Направления и методы логопедической работы по устранению дизорфографии // "Школьный логопед". - 2010. - №1. - С.39-57.

2. Банкрашкова И.В. Современное речевое развитие по преодолению лексико-грамматического недоразвития в контексте формирования универсальных учебных действий // Специальное (коррекционное) образование в контексте современной образовательной политики: Методические рекомендации к 2010-2011учебному году / Авт. - сост. И.В. Банкрашкова, И.Н. Рязанова. - Хабаровск: ХК ИРО, 2010. - 27 с.

3. Бессонова Т.П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения: Методические рекомендации. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 126 с.

4. Грибова О.Е. Основные направления работы на логопедических занятиях // Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: АПК и ПРО, 2008. - 56 с.

5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред.А.М. Кондакова, А.А. Козлова. - М.: Просвещение, 2008. - 35с.

6. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.Б. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: В. Секачёв, 2008. - 128 с.

7. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: АРКТИ, 2000. - 56 с.

8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред.В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Выявление уровня сформированности коллективных универсальных учебных действий.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Особенности развития универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста. Реализация успешного систематического обучения, формирование универсальных учебных действий. Анализ исследований на примере коммуникативных универсальных учебных действий.

    курсовая работа , добавлен 30.06.2012

    Понятие проекта и его значимость в педагогической деятельности. Структура и критерии сформированности регулятивных универсальных учебных действий для начальной школы. Влияние метода проектов на формирование регулятивных универсальных учебных действий.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2015

    Сущность и формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Возможности уроков технологии для формирования универсальных учебных действий, а также опыт работы учителей начальных классов по их формированию. Алгоритм оценивания задания.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

    Изучение опыта работы учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках математики. Разработка основных направлений деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий, создание рекомендаций и памяток для педагогов.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2015

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Связь коммуникативных универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета "Физическая культура". Разработка тематического урока.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Пути формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка. Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов. Виды упражнений, направленных на формирование универсальных действий на начальной ступени обучения.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2015

    Понятие универсальных учебных действий, их виды. Формирование универсальных учебных действий как предпосылка дальнейшего успешного систематического обучения детей старшего дошкольного возраста. Использование различных методов для успешного обучения.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2014

    Понятие системы универсальных учебных действий учащихся младших классов. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Применение информационных технологий в процессе воспитания младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2014

    Характеристика универсальных учебных действий, их виды и функции. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Рассмотрение внеурочную деятельность младших школьников по русскому языку как средства формирования универсальных учебных действий.

. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки. Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд. Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.) Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний. Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки). Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка. Проверка предложений (III этап самопроверки). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка. В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок). Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку. Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

Романюк Татьяна
Формирование коммуникативных УУД на логопедических занятиях средствами информационно-коммуникационных технологий

Сегодня процесс обучения (на занятии и в совместной деятельности) – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей . Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие : оно осуществляется между участниками.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные УУД формируются , когда ребёнок учится отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, пересказывать сюжет; когда детей учат слушать.

Цель дошкольной логопедической работы – преодоление речевых нарушений и качественная подготовка детей к школьному обучению Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом . Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе ДОУ. Это позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для логопедической работы .

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.

При этом компьютер должен только дополнять учителя - логопеда , а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Использование компьютерной техники в образовательном процессе позволяет педагогу творчески переосмысливать, художественно и эстетично «оформлять » свои методические идеи :

Делать то, что без компьютера делать сложно;

Делать то, чего не делали раньше (виртуальные экскурсии в лес, парк, музей)

По – новому и более качественно делать то, что делали раньше.

Компьютерные технологии представляют для нас, учителей - логопедов большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребёнка.

Контингент воспитанников старшего дошкольного возраста в детском саду составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация образовательной деятельности этих детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников во время проведения мероприятия. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда , ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов , слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

Преимущества ИКТ на логопедических занятиях :

Активизация познавательной деятельности детей;

Индивидуальный подход к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания;

Повышение интереса к обучению (мотивация) ;

Осуществление дифференцированного подхода;

Развитие творческих способностей;

Формирование привычки учебной деятельности;

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе образный тип информации , понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

Формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом ;

Моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

О целесообразности использования ИКТ в обучении школьников, имеющих ОНР, говорят такие их особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки.

Логопедические занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

В процессе работы мною создан банк мультимедийных презентаций по следующим направлениям работы : формирование произношения ; развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты; развития и обогащения словаря, формирование лексико-грамматических средств языка ; развитие связной речи; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; здоровьесберегающих технологий .

Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) мои воспитанники получают на первых занятиях . Я стараюсь поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т. к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Работу начала с развития фонематического слуха и восприятия неречевых звуков, для этого подобрала презентации : «Звуки дома» , «Инструменты» и др. Они не только демонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, например такие кА «вода капает» , «дверь скрипит» , «молоток стучит»

Для развития и обогащения словаря, формирования лексико-грамматических средств языка , формирования навыков словообразования подготовила презентации по лексическим темам : «Професии» , «Времена года» , «Детская одежда» , «Головные уборы» , «Посуда» , которые знакомят детей с предметами и их назначением, с временными представлениями. Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране, дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Если ребенок находит правильный ответ, то данная картинка или вращается или раздается звук аплодисментов, который можно наложить на презентацию. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.

Для формирования звукопроизношения , развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания, ознакомления детей с готовыми художественными образцами родного языка я использовала разучивания скороговорок в игровой форме .

Мной были разработаны мультемидийные презентации «Скороговорки от Егорки» . Материал предлагается детям в доступной (игровой) форме , хорошо усваивается. Яркие, объемные картинки, привлекают внимание детей младшего возраста и помогают легко и быстро запомнить содержание скороговорки. Старшие дошкольники сами подбирают нужные картинки и слова, соединяют части скороговорок (поговорок, пословиц) стрелками, что стимулирует развитие их речи, активизирует внимание, память, познавательную деятельность. Проделанная работа позволила плавно перейти к следующему шагу по формированию навыков творческого рассказывания – умению соотносить образные обороты речи с предметом.

Для этого мы с детьми отгадывали и сочиняли загадки с использованием картинок.

Мной были разработаны мультимедийные дидактические игры «Овощи» , «Фрукты» . Игровая форма деятельности пробуждает у детей интерес к заданию, способствует ориентировке в окружающем, использованию слов, относящихся к разным частям речи. Воспитанники стали активно употреблять антонимы, узнали и запомнили много загадок, научились понимать и соотносить изображаемое на картинках с содержанием текста. Были сделаны первые шаги по сочинению собственных загадок.

Мультимидийный образ оказался очень эффективным, привлек внимание детей, способствовал созданию позитивной атмосферы, проявлению инициативности во время игры. Дети приобрели опыт правильного построения вопросов, совершенствования точности и выразительности речи, активизации и обогащения словаря в процессе отгадывания загадок. В своей работе по развитию связной речи, совершенствованию структуры предложения, формированию умения точно излагать свои мысли, высказываться и рассуждать в форме небольшого текста-описания или повествования я использую красочные мультимедийные задания по рассказам Сутеева, мнемосхемы. Красочные картинки на юмористические темы на экране активизировали стремление детей к импровизации, в результате чего дети начали с помощью воспитателя составлять короткие сюжетные рассказы, опираясь на наглядно представленную ситуацию. Стали использовать в речи предложения разной структуры.

Для эффективного запоминания текстов, сохранения и воспроизведения информации , развития речи и создания монологов я познакомила детей с мнемосхемами. Схемы служат своеобразным зрительным планом и помогают выстраивать :

Строение рассказа,

Его последовательность,

Лексику – грамматическую наполняемость.

Осознавая, как важно учить детей не только видеть то, что изображено на картинке, но и вообразить предыдущие и последующие события, я использую сочинение небольших сказок по открыткам с различными сюжетами.

Развитие связной речи очень эффективно осуществляется через такую форму работы как составление рассказов из личного опыта. «Путешествие» - представить, что оказались на месте развёртывания событий отражённых в произведении и рассказать, что услышали, почувствовали, находясь «рядом» с каким-либо объектом, героем.

Описать одно и то же событие с разных точек зрения : от лица Хвастуна, Ворчуна, Весёлого или грустного человека

«Сказка в заданном ключе» - введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

«Изменение сказочной развязки» - придумать другое окончание сказки, рассказа.

Воспитанники с удовольствием составляют короткие рассказы по сюжетам семейных фотографий. Такие задания я предлагаю родителям вместе с детьми выполнить дома.

Поскольку видно, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуальное восприятие над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, помогает сделать взаимодействие между педагогам и ребенком более интересным и динамичным.. Позволяет «погрузить» дошкольника в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с объектом. Эффективность использования информационно- коммуникационных технологий в развитии речи старших дошкольников доказывают полученные результаты.

Диагностические исследования, проведенные в подготовительной группе, показали, что у 80% детей улучшилась связная речь, дети стали самостоятельно пересказывать небольшие по объему сказки, составлять рассказы из собственного опыта, у 90% расширился словарный запас, у 86% улучшилось звукопроизношение.

Наблюдая за своими воспитанниками, я с уверенностью могу сказать, что знания, полученные в детском саду, помогут им быть успешными в школе, а чистая и правильная речь придаст им уверенности.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учётом опыта работы школы по данной проблематике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Пояснительная записка.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учётом опыта работы школы по данной проблематике.

Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как развития у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.

Цель программы:

освоение учащимися коммуникативной функции языка

На основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями Стандарта, развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов, создание условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы путём развития правильной, чёткой, выразительной устной и грамотной письменной речи.

Основными задачами работы по развитию речи детей являются;

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения ученика в указанных направлениях на речевом материале осуществляется:

  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к лексическому значению слов;
  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование и развитие навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического
    восприятия.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и на логопедических занятиях.

Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы.

Программа коррекционной работы вносит вклад в формирование универсальных учебных умений:

  • Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
  • Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
  • Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
  1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную и коррекционно-воспитательную деятельность.
  2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации коррекционного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
  3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
  4. Коррекционно-педагогическое сопровождение осуществляется с помощью речевых карт, которые являются процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
  5. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого учащегося и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Рабочая программа коррекции речи включает разделы:

  1. Особенности планирования коррекционной работы.
  2. Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
  3. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
  4. Развитие связной речи. Формирование полноценной самостоятельной устной и письменной речи.
  5. Информационно-коммуникационные технологии - инструментарий коррекционно-развивающих действий.

Рабочая программа коррекции речи у обучающихся является основой разработки тематических планов по коррекции нарушений в устной и письменной речи.

Описание основных разделов коррекционно-воспитательной работы.

1. Особенности планирования коррекционной работы.

Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи.

Несформированность компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорреггированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Кроме того, у ребенка, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения речевых нарушений (как первичного дефекта).

Рабочая программа состоит из четырёх этапов коррекционно-развивающей работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрированно, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи 1, 2 этапов - упорядочения фонетико-фонематической стороны речи - начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И, наоборот, во время прохождения программного материала 3 и 4 этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука). Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Сроки реализации программного материала. Программа по коррекции речевых нарушений рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами и группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность.

Недоразвитие речи, затрагивающее только звукопроизносительную сторону, обозначают как ФД (фонетический дефект). Коррекция ФД охватывает I этап работы. Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.

Недоразвитие речи, затрагивающее только фонематические процессы, обозначают как ФНР (фонематическое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма) обусловленное несформированностью фонематических процессов, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФНР. Коррекция ФНР и дислексии и/или дисграфии на фоне ФНР охватывает I этап работы. Сроки коррекции: 0,5 - 1 учебный год.

Недоразвитие речи, охватывающее звукопроизносительную сторону и фонематические процессы, обозначают как ФФНР (фонетико-фонематичсекое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма) обусловленное несфомированностью звукопроизносительной стороны речи и фонематических процессов, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФФНР. Коррекция ФФНР, дислексии и/или дисграфии на фоне ФФНР охватывает весь I этап работы. Сроки коррекции: 1-1,5 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией сроки продлеваются до 2 лет. Нарушение письменной речи (чтения и письма) обусловленное несфомированностью фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФФН и ЛГН. Коррекция дислексии и/или дисграфии на фоне ФФН и ЛГН охватывает 4 этапы работы. Сроки коррекции: 1-2 года.Спецификой коррекционной работы при дислексии и дисграфии, обусловленными несформированностью какой-либо стороны речи (ФНР, ФФНР, ЛГНР) или их совокупностью, является отработка устно пройденного учебного материала в письменной речи.

Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми, имеющими ФФН с дизартрическим компонентом.

У детей с дизартрией дефекты звуковой стороны речи обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата. Их устранение осуществляется в условиях длительной коррекции.

На индивидуальных занятиях уделяется внимание развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению движений, устранению сопутствующих движений (синкинезий) при произношении звуков, нормализации просодической стороны речи. Специальное внимание уделяется формированию кинестетических ощущений. В связи с этим проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции. Последовательность и длительность упражнений определяется формой дизартрии и степенью ее выраженности.

У детей с тяжелой степенью дизартрии целесообразно в первую очередь формировать приближенное произношение трудных по артикуляции звуков, с тем чтобы на его основе развивать фонематическое восприятие и обеспечить усвоение программы. В течение года необходимо осуществить коррекционно-развивающую работу по уточнению произношения этих звуков и овладению в конечном итоге правильной артикуляцией. Необходимо также обращать особое внимание на овладение полноценной интонацией, выразительностью речи.

2.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи

Формирование фонематических процессов. Развитие и совершенствование фонематических представлений (формирование общих представлений). Речь. Предложение. Словосочетание. Слово. Слог. Ударение. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звука буквой.

Анализ и синтез звуко-слогового состава слова . Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.

Звуко-буквенные связи. Дифференциация звуков (букв) . Дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико-артикуляционного сходства (в тяжелых случаях смешения). Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство (тема не относится к коррекции фонематических процессов, но при необходимости дается в этом разделе).

Устранение дефектов звукопроизношения (не имеет расчасовки; планируется параллельно с формированием фонематических процессов, с учетом динамики коррекции конкретного обучающегося).

Введение. Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Создание артикуляционной базы для постановки звуков . Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков. Выработка направленного речевого выдоха.

Постановка дефектно произносимых звуков . Свистящие звуки (с, с, з, з, ц). Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ). Сонорные звуки (л, л, р, р). Другие звуки.

Автоматизация поставленных звуков . В изолированном виде. В слогах. В словах. В стихотворных текстах. В речевом потоке.

3.
Развитие лексико-грамматической стороны речи

Формирование грамматического строя речи.

Состав слова. Словообразование . Части слова. Однокоренные слова. Приставочное словообразование. Суффиксальное словообразование. Окончание.

Части речи. Согласование и управление . Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Имя числительное. Наречие. Местоимение. Согласование имен существительных с именами прилагательными по родам, числам, падежам. Согласование имен существительных с глаголами по числам, временам.

Служебные части речи. Значение предлогов. Виды предлогов. Дифференциация предлогов и приставок разных и одинаковых по написанию.

Предложение . Состав предложения. Анализ и синтез предложения. Главные члены предложения. Виды предложений по интонации. Распространенные и нераспространенные предложения. Составление предложений. Схема предложения.

Расширение и уточнение лексического запаса.

(планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи).

Тематическая активизация и обогащение словаря . Классификация предметов, обобщающие слова (овощи, фрукты, ягоды, деревья, грибы, цветы, посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, электроприборы, продукты питания, рыбы, насекомые, птицы, животные). Предмет и его части. Детеныши птиц и животных. Жилища птиц и животных. Профессии. Времена года, явления природы. Временные понятия. Форма. Цвета и оттенки. Праздники. Мой город. Другие темы.

Семантика слов . Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова.

Развитие связной речи
Формирование полноценной самостоятельной речи

Уточнение представлений о тексте . Признаки связного высказывания. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его деформированных вариантов.

Анализ текста . Последовательность и связность предложений в тексте. Смысловая зависимость между предложениями. Определение темы текста. Составление плана текста.

Построение самостоятельного связного высказывания . Составление текста по плану. Составление текста по данному его началу или окончанию. Составление к тексту вступления и заключения. Пересказ текста. Составление текста на определенную тему.

Планируемые результаты коррекционно-воспитывающего воздействия.

К концу второго года коррекционных занятий обучающиеся узнают:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
  • о значении правильного дыхания;
  • основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Научатся:

  • четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
  • называть отличия гласных и согласных звуков;
  • правильно обозначать звуки буквами;
  • производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
  • дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
  • определять место ударения в слове;
  • правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство.

К концу четвёртого года коррекционных занятий обучающиеся познакомятся с:

  • значениями многих лексических единиц;
  • правилами связи слов в предложении;
  • основными грамматическими терминами: корень слова, суффикс, приставка, окончание; имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение; союзы, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст.

Обучающиеся смогут научиться:

  • быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
  • пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
  • осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
  • анализировать речь (на уровне текста, предложения);
  • пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
  • грамматически правильно связывать слова в предложении;
  • составлять текст на определенную тему;
  • использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;
  • интонационно оформлять высказывание.

Информационно – коммуникативные технологии – инструментарий коррекционного воздействия.

  1. Альбомы: «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». \Н.Э. Теремкова.- М.: «Гном и Д», 2009.
  2. «Альбом для логопеда»: Иншакова О.Б, М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
  3. Комплект альбомов упражнений по коррекции оптической дисграфии, аграмматической дисграфии, акустической дисграфии, оптической дисграфии «Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом». Мазанова Е.В..- М.: «Гном», 2008.
  4. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»: М, Просвещение. 1984.
  5. Логопедические лото «Говори правильно».
  6. «Логопедическая энциклопедия»: Ткаченко Т.А. – М., ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.- 248 с.
  7. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»:М. Просвещение. 2008.
  8. Мультимедийные образовательные ресурсы.

Формирование

универсальных учебных действий

на логопедических занятиях

в условиях введения ФГОС

Докладчик: учитель-логопед

Высшей -квалификационной категории

Кошкина С.С.

С 1 сентября 2011 года учащиеся 1-х классов начали обучение по новому образовательному стандарту начального общего образования. Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьёзных требований не только

    к предметным результатам обучающихся,

    но и к личностным ,

    и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Личностные и метапредметные результаты составляют (далее УУД).

Стихийность развития УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения:

    в несформированности учебно-познавательных мотивов,

    трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий и т.п. Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признаёт целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

В широком значении термин «универсальные учебные действия » означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

1) личностный ;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции );

3) познавательный ;

4) коммуникативный .

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях).

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД. И коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегрированными характеристиками образовательного процесса.

Обучающиеся с речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР) которые начинают заниматься на логопункте общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД.

СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.

2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы

4. Недостаточное развитие связной речи.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

СЛЕДСТВИЯ:

1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе.

Исходя из данных особенностей детей с речевыми нарушениями, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встаёт задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой.

В рамках данного подхода, коррекционно – воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи обучающихся.

коррекционно-воспитательной работы

(ПО А.В. ЯСТРЕБОВОЙ)

I .1 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

1) устойчивости внимания;

2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

3) способности к запоминанию;

4) способности к переключению;

5) навыков и приёмов самоконтроля;

6) познавательной активности;

7) произвольности общения и поведения;

II .1 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

1) умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);

2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда

I .2 Формирование полноценных учебных умений:

1) планирование предстоящей деятельности:

а) принятие учебной задачи;

б) активное осмысление материала;

в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;

2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

3) работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)

II .2 Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

3) ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания)

4) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

5) обращение к учителю - логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

6) пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

7) подведение итогов занятия;

8) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

9) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).

Если мы проанализируем данную таблицу, то увидим, что содержание 1-го направления предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД , содержание 2-го – коммуникативных учебных действий. При развитии речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, мы можем говорить о формировании познавательных учебных действий.

В логопедической практике достаточно чётко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. Однако, при введении ФГОС, в большей мере необходимо обратить внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе и т.д.

Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД.

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию.

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребёнка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приёмов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, чётко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.

1. «Объясните домовёнку Кузе» Логопед даёт ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи.

2. «Письмо с пропусками» Логопед даёт задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом, дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звёздочку. Приём способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учётом меняющейся инструкции.

3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить её «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и чётко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:

1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.

2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчёркиваются все Ц.

Чёрная цапля циркулем чертила.
Внимание!
Цапля старательно циркулем водила.
Получился очень чистенький чертёж.

Упражнения, развивающие умение планировать действия

по выполнению учебной инструкции и действовать по плану.

Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.

Управление учением должно быть гибким. Жёсткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

1. «Расскажи о звуке по плану-схеме».

Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

2. «Определи порядок действий» . Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

Например:

На уроках математики встречаются сложные примеры, в которых действия нужно совершать по порядку. Задание к упражнению по русскому языку тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом.

3. «Составьте алгоритм». Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи.

Например:

– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.

Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и чёткий алгоритм, нужно ли его дополнить.

Пример алгоритма, составленного учениками :

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль.

Обучающиеся с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка даёт возможность получить за письменную работу более высокую отметку.

Для указанной группы обучающихся целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них внимание ребёнка сосредоточенно на поиске специфических ошибок и недочётов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

Этапы самопроверки:

I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм;

II этап – поиск орфографических ошибок в слове;

III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребёнку выделить слово из текста и сосредоточить на нём своё внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова.

1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы её найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялочкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускатьчтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.

Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялочки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к чёткому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.

Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.)

Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка.

Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при её отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки).

Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

Проверка предложений (III этап самопроверки).

Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка

В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребёнком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).

Если и в этом случае ребёнок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена.

И только если ошибка так и остаётся необнаруженной, логопед вместе с ребёнком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.

Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать

результаты своей деятельности.

Важными секретами успешной учёбы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребёнка желания учиться можно использовать разнообразные приёмы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.

Для самооценивания и фиксации результатов возможно использование линейки достижений и лестницы успеха.

Линейки достижений помогают ребёнку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского языка чаще приходится отмечать свои неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который даёт учёба . Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.

Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.

1. «Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребёнку даётся карточка, например, такого содержания:

Ученик ставит отметку-чёрточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.

2. Карта самонаблюдений. Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведётся самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учёбе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.

Образец карты самонаблюдения

Дата

Я на занятии

Старался писать без ошибок.

Проверял свою работу.

Следил за осанкой и правильной посадкой.

Работал внимательно.

Писал аккуратно, разборчиво.

Соблюдал чистоту и порядок в тетради.

Соблюдал дисциплину.

Работал активно, поднимал руку.

3. «Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдаёт логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке.

Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают своё письмо.

Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с речевыми нарушениями (в частности с ОНР), направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем придти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи, должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.