Меню Рубрики

Занятие т д. Логопедическое занятие "дифференциация звуков т-д в слогах, словах, предложениях"

Тимонова Ирина
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Д] - [Т]»

Цель :

Профилактика дисграфии и дислексии; -уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т] ; - развитие фонематического восприятия; - развитие навыков звукового анализа и синтеза ; -обогащение словаря детей; -закрепление знаний языковых норм; -способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков) ; -способствовать формированию устанавливать причинно-следственные связи;

Оборудование :

буквы «д» и «т» на каждого ребенка;

колокольчики из самоклейки;

полоски для выкладывания букв;

полоски для выкладывания схемы предложения;

демонстрационный материал «СМАРТ»

Ход занятия:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Игра «Лопни шарик» .

Дети дотрагиваются до шарика, шарик лопается, называют появившуюся букву и садятся на место.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

На интерактивной доске появляются картинки (дом, Том)

Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (дом, Том) .

Назовите звуки по порядку .

Сколько звуков в этих словах ? (3 звука ) .

Это очень похожие слова «дом Том» .

А в чем их различие?

В слове «дом» первый звук - [д] .

В слове «Том» первый звук - [т] .

Посмотрите, поменяли один звук , а изменилось все слово.

Сегодня мы будем учиться различать звуки и буквы [д] и [т] для того, чтобы их не путать.

Давайте вспомним правило.

Правило : звуки слышим и произносим , а букву видим и пишем.

4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ

Давайте сравним и дадим характеристику нашим звукам .

Произнесите звуки [д] и [т] . Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков ? (Одинаково) .

Как мы произносим эти звуки ? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные .

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [д] ? (Дрожит) .

А теперь произнесите звук [т] и послушайте , дрожит ли горлышко при произношении этого звука ? (Не дрожит) . Значит, звук произносится без голоса.

Какой вывод мы можем сделать?

[д] - согласный, звонкий, в произношении участвует голос.

Перед вами лежат буквы и колокольчики, приклейте каждой букве нужный колокольчик.

(Дети под буквой из самоклейки приклеивают колокольчик)

ФИЗМИНУТКА

Руки кверху поднимаем

А потом их опускаем

А потом к себе прижмем

А потом их разведем

А потом быстрей быстрей

Хлопай топай веселей.

5. СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА И БУКВЫ

Вспомните, из каких элементов состоят буквы «т» и «д» .

На что похожа буква «т» , «д» (показ букв)

Выложите из синих полосок буквы Т, Д.

А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе , то что они образуют? (Слог) .

6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ

(на доске появляются слоги)

Давайте прочтем слоги.

АТ, ОТ, УТ, ИТ ТА, ТО, ТУ, ТИ

АД, ОД, УД, ИД ДА, ДО, ДУ, ДИ

А если мы добавим одну букву получится у нас слово?

(дети добавляют буквы и читают получившиеся слова)

А что образуется из слогов ? (Слова) .

7. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ

Игра «Разложи картинки» на доске находятся картинки в названиях которых есть звуки «т» , «д» . Дети поделившись на команды раскладывают по ящикам картинки с заданным звуком и определяют позицию звука в слове .

Молодцы справились с этим заданием хорошо.

Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения) .

8. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Игра «Собери предложение» . Дети переставляют слова и называют получившиеся предложение. На каждое предложение появляется картинка. Дети считают количество слов в предложении и выкладывают схему предложения.

У, дом, в деревне, дедушки.

Пруд, деревни, около.

Летом, Тёма, был, у, дедушки.

Подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ) .

Давайте попробуем поставить наши предложения так, чтобы получился рассказ.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки.

Как можно озаглавить наш текст?

9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Какие звуки мы научились различать? ([т], [д]) .

Дайте краткую характеристику этих звуков .

[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.

[д] - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

Для чего мы учились различать эти звуки ?

(Чтобы писать без ошибок) .

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]» Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь» (подготовительная к школе группа). Автор учитель-логопед Козырева А. В.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c](подготовительная группа) Цели: закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; формировать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ж], [З]» Ф. И. О. : Овчинникова Светлана Владимировна Должность: Учитель - логопед Образовательное учреждение:МДОУ Детский сад "Березка"п. Новая Игирма.

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]» Цель: учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль]. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]» Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах. Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный.

Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии

для учащихся 2-3 классов.

Дифференциация звуков [т] – [д] , букв Т – Д


Цели:

    Закрепить чёткую дифференциацию фонем [т] – [д] по глухости – звонкости в слогах, словах и предложениях;

    Устранить на письме специфические ошибки, связанные со смешением букв «т» и «д»;

    Развивать зрительное восприятие, внимание, оптико-пространственное ориентирование;

    Совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;

    Расширить и уточнить словарь по теме «Профессии».

Оборудование:

Слоговая таблица для составления слов, предметные картинки, пословицы, звуковые линейки.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Назовите, какой сегодня день недели, завтрашний, вчерашний, те, в которых есть звуки [т], [д]. Запишем число в тетради.

    Сообщение темы.

Чтобы вспомнить, какие звуки дежурят на нашем занятии, вам необходимо исправить ошибку в стихотворных строчках (найти «убежавший» звук), которые вы видите на экране.

Увидел я на той неделе,

Как в небе уточки летели!

Мы сегодня будем продолжать работу по различению звуков [т] – [д].

    Дифференциация изолированных звуков [т] и [д].

О каком звуке [т] или [д] сказано:

Языком, передним краем, В дёсна верхние ударим. Звук короткий, звук взрывной, Звук без голоса, глухой.

(Дети произносят звук [т], дают ему характеристику, доказывают глухость звука различными приёмами контроля)

Послушайте другие строчки:

Языком в десну ударим,

(Аналогичная работа со звуком [д].)

Так чем же похожи и чем отличаются звуки [т] и [д]?

    Дифференциация звуков [т] – [д] в слогах.

Игра «Муха». На экране таблица со слогами.

ТИ

Сейчас мы будем составлять слова из тех слогов таблицы, на которые будет садиться «муха». Сначала будете следить указкой, затем только глазами.

    «Муха» села на слог в левый нижний угол. Прочтём этот слог. Затем перелетела на 1-ую строчку во втором столбике. Прочтём этот слог. Какое слово получилось? (Дело)

    «Муха» села на последний слог предыдущего слова, перелетела на 3 клетки вниз и на 1 вправо, затем – на 2 вверх. (Лопата)

    «Муха» села в правом нижнем углу, перелетела на 2 клетки влево и 3 вверх, затем- на 2 вправо.

Составьте свои слова, покажите их на таблице.

    Давайте узнаем, где живут наши дежурные звуки. Для этого нужно из слогов на экране составить слова. Читаем. (Город мастеров)

Кто такой мастер? (Мастером можно назвать человека любой профессии, который хорошо знает своё дело. Это профессионал своего дела.) Людей каких профессий вы знаете? Кем работают ваши родители?

Давайте угадаем, люди каких профессий живут в нашем городе с помощью вывесок. Вывески зашифрованы: зачеркните лишний слог в представленных словах, если всё сделаете правильно, вывески появятся на доске. (Работают в тетрадях со словами: газедата, автодобус, метмедла, гратусдусник, картидина, лопадата. На каждое правильно названное слово на доске появляется изображение данного предмета.)

Теперь по вывескам вы можете назвать, какие мастера здесь живут и что они делают. Составим по два предложения. Например. Здесь живет дворник. Он убирает мусор, подметает улицы. Затем помещаем картинку с изображением мастера, в зависимости от того, какой в слове звук: звонкий или глухой согласный, на Жёлтую или Коричневую улицу. А в зависимости от места дежурных звуков в слове, укажите номер дома на звуковой линейке.

    Дифференциация звуков в предложении.

Как вы думаете, что необходимо, чтобы стать мастером? (Знания, способности,желание, а самое главное труд.)

Давайте назовём слова, близкие по значению слову ТРУД (работа, дело), противоположные (лень, отдых, безделье).

Вспомним народную мудрость о труде. (Работа с деформированными предложениями: на доске – начало пословиц, у детей – окончание.) Составим пословицы и запомним их. Запишите две на выбор в свою тетрадь. Обведите букву «д» в кружочек, а букву «т» - подчеркните одной чёрточкой.

На доске:

Без труда не вытащишь и

Какие труды –

Дело мастера

Терпение и труд

На карточках:

Рыбку из пруда.

Такие и плоды.

Боится.

Всё перетрут.

    Подведение итогов занятия.

Хорошо ли мы потрудились?

Вспомним задания. Какое задание было самым трудным? Какие пословицы о труде вы запомнили?

В названии людей каких профессий есть звук Т? Д?

Кем бы вы хотели стать?

Список использованной литературы

    Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи: Сборник упражнений. – М.: Книголюб, 2005. – 128 с.

    Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 368 с.

    Синицина И.Ю. Буква-озорница. Веселые загадки для детей, которые уже умеют читать. Вып. 1. – М.: Баласс, 2004. – 32 с.

Ирина Вилкина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [д], [т]»

Тема : Звуки [д] , [т]

Цель : Формирование умения дифференцировать звуки [д] , [т];

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Уточнить знания обучающихся о согласных звуках Т и Д

Учить различать звуки Т и Д с опорой на разные анализаторы

Совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза

Коррекционно- развивающие :

Совершенствовать фонематический слух, восприятие и представления.

Развивать объём и концентрацию внимания

Совершенствовать мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение. умозаключение и пр) .

Учить запоминать информацию и правильно её воспроизводить.

Научить образованию сравнительной степени прилагательных;

Развивать сенсомоторные навыки

Воспитательные :

Воспитывать самоконтроль и мотивацию к занятиям .

Учить детей взаимовыручке и взаимоподдержке.

Этапы занятия

1. Организационный этап

Дидактическая задача : обеспечение рабочей обстановки и психологической подготовки учащихся к занятию .

Приветствие.

Организация внимания.

2. Актуализация знаний, умении, навыков

Дидактическая задача : активизация познавательной деятельности учащихся. выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков Т и Д .

Игра с мячом «Назови последний звук »

(телефо-н, са-моле-т, лимо-н,.) .

Артикуляционная гимнастика

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Трубочка.

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

5. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

6. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

7. Лошадка.

8. Непослушный язычок.

Дыхательные упражнения.

Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. «Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки)

А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок).

3. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению.

Введение в тему.

Дидактическая задача : организация сознательной деятельности учащихся и подготовка их к сознательному усвоению нового материала.

Дифференциация звуков

Логопед дает сравнительную характеристику : звук [д] (так стучит дятел) -

согласный, звонкий; звук [т] (так стучит молоток) - согласный, глухой.

«Колокольчик- барабан» .

Дети показывают колокольчик, если услышат звук [д] и барабан , если

услышат [т]: д-т-т-д-т. ; да-ту-итдо-ты-та. Дети повторяют слогоряд : ти-та-ду; ди-да-то; ту-ту-да.

«Звук убежал » .

Дети должны добавить к слову звук [т] или звук [д] и назвать , что

получилось :. уча,. ача,. ыква,. опор,. ым.

4. Этап усвоения нового материала и новых способов действий

Дидактическая задача : обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

Акустико-артикуляционные характеристика звуков Т и Д

Посмотрите в зеркала, произнесите звук Т . а потом Д. Обратить внимание на положение губ, языка и на голосовые связки. Положение одинаковое или разное? Участвует ли голос при произнесении этих звуков ?

«Разложи картинки» .

На доске картинки с изображением звуков Т и Д . Дети раскладывают

картинки со звуками [д] , [т]:

помидор, ведро, одуванчик, дуб, домик («дятел» )

тыква, тарелка, астра, тополь, матрешка («молоток» )

Дидактическая игра «Составь предложение» .

Логопед предлагает детям составить

предложение по картинкам :

На огороде растут помидоры и тыква.

Физкультминутка

«Дружба» (пальчиковая гимнастика)

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять-

Раз, два, три, четыре, пять-

5. Закрепление в памяти учащихся знаний, умений, необходимых для самостоятельной работы

Дидактическая задача : Обеспечение усвоения знаний и способов действий.

«Мебель»

Дети рассматривают иллюстрации с изображением мебели, называют

предметы, говорят об их назначении (стол- за ним едят, стул- на нем сидят, кровать- на ней спят и т. д.) .

Логопед объясняет, как образуется сравнительная степень

прилагательных.

Дети должны изменить слова по образцу (стул мягкий, а кресло еще. мягче.

Диван широкий, а кровать еще. шире. Тумбочка высокая, а шкаф еще. выше).

6. Обобщение полученных знаний. Рефлексия.

Дидактическая задача : выявить уровень усвоения учебного материала.

Какие звуки были главными на занятии ? Это гласные или согласные звуки ? В чём их сходство? В чём различие?

Назовите слово со звуком Т . Назовите слово со звуком Д .

Дидактическая задача : дать анализ и оценку успешности обучения и достижений учащихся и наметить перспективу последующей работы.

Вы сегодня работали хорошо с заданием справились.

На следующем уроке мы будем изучать другие звуки , и наши знания нам помогут двигаться дальше.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] - [Х]» (подготовительная группа). Цель: занятия: дифференциация согласных звуков К - Г. Задачи. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки.

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению «Дифференциация звуков [Л] и [Л’]» КОНСПЕКТ подгруппового занятия по звукопроизношению Дифференциация звуков Л, ЛЬ Составила и провела Учитель – логопед ГБОУ.

Логопедическое занятие

Тема: Дифференциация звуков и букв Д - Т.

Цель и задачи: Закрепление знаний о согласных звуках;

Сравнение звуков по артикуляции ; соотнесение звуков с буквами Д-Т;

Выделение согласных Т - Д из слогов, слов, словосочетаний и предложений;

Развитие навыков звуко-слогового и языкового анализа и синтеза;

Работа со словами-паронимами;

Обогащение словаря;

Развитие памяти, внимания и мышления.

Оборудование: буквы Д - Т, стилизованные буквы Д - Т; картинки с изображением героев сказки «Дюймовочка»; квадраты 3x3 (на каждого ребенка); деревянные палочки или спички для конструирования, медиапроектор.

Ход занятия

I. Оргмомент

(Задачи и место мультимедиа: Привлечение внимания детей, развитие концентрации внимания, наглядно-образного мышления, зрительно-пространственных представлений, расширение поле зрения. Создание благоприятного климата на занятии. Игровая форма заданий.)

1. Развитие зрительного восприятия

Логопед: Рассмотрите тени и подумайте, на что они похожи? (Автомобиль, костёр, самолёт, дельфин, карандаш.) Запишите слова - названия предметов. Выделите в них буквы Д - Т.

2. Знакомство с темой занятия

Логопед: Рассмотрите картинку. Назовите птиц, которые на ней изображены.

Какие это птицы?

Какая буква чаще всего повторяется в словах - названиях домашних птиц?

С какой буквы начинается обобщающее понятие «домашние птицы»?

II . Основная часть

1. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.


Знакомство с символами и артикуляционной моделью. Характеристика. Сравнение букв Д - Т по начертанию. Назовите парные согласные звуки по мягкости для звуков Д, Т. Соотнесение звуков Д, Д*-Т, Т* с символами для их обозначения. Рассматривание схемы смягчения.

Логопед: Рассмотрите картинки и найдите предметы похожие на буквы Д – Т (Развитие зрительного восприятия, зрительно пространственных оптических представлений.)

Этот домик - буква Д.

В домике - окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке - кошка.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д - труба печная.

Дайте чемоданчик, детки!

Где же он?

На табуретке!

2. Развитие зрительно-пространственных, оптических представлений.

У каждого ученика набор деревянных палочек. Детям предлагается собрать буквы Д-Т.

3. Знакомство с героиней занятия через прослушивание сказки «Дюймовочка».

Логопед: Послушайте отрывок из сказки и назовите имя героини, автора сказки и ее название. (Логопед читает отрывок из сказки.)

«...Жила-была бедная женщина. Детей у нее никогда не было, а она очень хотела иметь дочку. Пошла женщина к старой колдунье, та дала ей семечко, которое велела посадить в цветочный горшок. Женщина так и поступила.

Через некоторое время из земли показался маленький росток. Он быстро рос, и вскоре на его верхушке распустился прекрасный цветок. На нежном лепестке сидела маленькая девочка ростом не больше дюйма...» (Дюймовочка.)

Логопед : Какой первый звук в имени героини этой сказки?

4. Развитие звукобуквенного анализа.

Логопед: Постройте домик для Дюймовочки. Я буду называть слова, а вы заполните клетки квадрата крестиками и ноликами: если услышите звуки Д, Д" - 0, если звуки Т, Т" - X.

Логопед называет слова, а дети заполняют клетки квадрата.

Слова: стэплер, медаль, телефон, радуга, светофор, торт, подарок, автобус, деньги.

Запись у детей:

5. Развитие слогового анализа и синтеза

Логопед: Однажды, когда Дюймовочка спала в своем домике, противные мокрые жабы подкрались к ней и похитили ее. Дюймовочке помогли убежать от них рыбки и рак, «перекусивший» стебель кувшинки, на листе которой плакала бедная Дюймовочка. Но лист плывет по реке слишком медленно, и жабы начинают догонять Дюймовочку. Отвлеките жаб и помогите Дюймовочке - вставьте в слова слоги с буквами Д - Т.

Запишите слова и укажите место букв Д - Т. Какие слова можно объединить в одну группу? Подчеркните слова одной группы линиями одного цвета.

МОЛО... ЧЕК

6. Развитие логического мышления.

Логопед: С вашей помощью Дюймовочка убежала от противных жаб. Ее увидел майский жук. Дюймовочка очень понравилась майскому жуку, и он решил познакомить ее с другими насекомыми. Но Дюймовочка пришлась им не по нраву - ведь у нее не было ни усиков, ни крыльев - и майский жук оставил девочку одну на дереве, с которого она не могла спуститься.


Помогите Дюймовочке спуститься с дерева. Отгадайте загадки и запишите отгадки. Укажите в словах наличие и место букв Д - Т.

Я соткано из зноя. Всегда шагаем мы вдвоем.

Несу тепло с собою. Похожие, как братья,

Я реки согреваю. Мы за обедом за столом,

Купаться приглашаю. (Лето) А ночью под кроватью. (Ботинки)

Скручена, связана, В нашей кухне круглый год

на кол посажена, Дед Мороз в шкафу живет.

По двору пляшет, (Холодильник)

хвостом машет. (Метла)

7. Развитие звукового анализа на уровне словосочетания

Логопед : Все лето Дюймовочка прожила в лесу. Наступила дождливая и холодная осень. Холодно стало Дюймовочке. Побрела она искать какое-нибудь убежище потеплее. Набрела на домик полевой мыши и попросилась к ней жить. Но полевая мышь пустит Дюймовочку только тогда, когда девочка выполнит ее задание.

Помогите Дюймовочке. Прочитайте слова. Составьте словосочетания, выбрав необходимые для этого слова-признаки.

Портфель

веселый - грустный

легкий - тяжелый

Петрушка

быстрый - медленный

добрый - злой

Автомобиль

горячая - холодная

8. Физминутка

(Проводится под мелодию «Пение дельфинов» с целью релаксации. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.)

Кинезиологическая программа:

«Кулак – ребро - ладонь» - поочередно меняем положение руки. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Колечко» - поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Ухо-нос» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

9. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

Логопед: О прекрасной Дюймовочке узнал старый богатый крот. Он хочет жениться на Дюймовочке. Но прежде чем забрать ее с собой в царство вечной тьмы, крот обещает выполнить одно желание девочки. Дюймовочка пожелала попрощаться с солнышком, которое так любила. Пока Дюймовочка прощалась с солнышком, крот занимался своим любимым делом: разбирал предложения на отдельные слова.

Прочитайте слова, которые получились у крота. Соберите из них предложения. Запишите предложения, выделите в словах буквы Д - Т.

Тёма, дрова, новым, рубит, топором.

карандашами, Даша, цветными, рисует.

Тёма, в, приехал, деревню, дедушке, к.

в, с, театр, дети, учителем, поехали.

III . Итог занятия

Логопед: А Дюймовочка тем временем со слезами на глазах прощалась с солнышком, синим небом, зеленой травой... Девочку увидела ласточка, летевшая в теплые края. Когда она узнала, о чем так горько плачет Дюймовочка, то пожалела ее и взяла с собой в теплые страны. Там она встретила прекрасного принца с маленькими прозрачными крылышками и стала, наконец, счастлива. Во дворце Дюймовочка рассказала историю своей жизни. Придворный писатель был так растроган, что решил записать ее, но все перепутал. Помогите ему разобраться, перескажите сказку. Найдите и назовите слова с буквами Д-Т.

Список литературы

1. . Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.

2. . Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М: ВЛАДОС, 1997.

3. . Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М: Издательство «Гном и Д», 2007.

Конспект логопедического занятия

Тема: Дифференциация [т]-[д].

Цель:

Сравнение звуков [т]-[д], их дифференциация.

Задачи:

Закрепить умение выделять и различать на слух звуки [т], [д];

Развивать фонематическое восприятие и аналитико-синтетическую деятельность;

Уточнять и обогащать словарь детей;

Работать над развитием психических функций детей: памяти, внимания, слуховой памяти, мышления.

Оборудование: компьютер, «су-джок» шары, мяч, звуковые линейки, цветные фломастеры, карточки.

СЛАЙД 1

Ход занятия.

I . Организационный момент.

СЛАЙД 2

Наши ушки на макушке.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем –
Ни минуты не теряем.

II. Основная часть .

(Щелчок мышкой)

Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову.

1.Выполним массаж Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком (су-джок) в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Упражнение: массаж кольцом су-джок пальцев рук с перечислением дней недели: поочередное перекатывание кольца по пальцам рук. Потереть ладошки и вспомнить выходные дни недели. Сколько дней в неделе?

Назовите, какой сегодня день недели, завтрашний, вчерашний?

Какое сегодня число?

(СЛАЙД 2 – ЩЕЛЧОК МЫШИ)

Сообщение темы.

Сегодня на занятие к нам пришли гости из мультфильма. А вот кто это, вам нужно будет отгадать.

СЛАЙД 3- ЩЕЛЧОК-музыка

(СЛАЙД 3-щелчёк- появляется Том и Джерри)

Мультфильм «Том и Джерри» знают все любители этих героев. Что только с ним не происходило, в какие приключения они не попадали. На нашем занятие мы узнаем новую историю с их участием. Эти герои попали в школьный класс, где пришлось выполнять задания. Посмотрите, как они написали диктант. СЛАЙД 4

Что в этом диктанте не так?

Какие буквы перепутали наши герои?

Что же нужно сделать, чтобы они не путали буквы? (Нужно сравнить звуки.)

Какие звуки будем сегодня сравнивать? [д]-[т]

Нужно помочь Тому и Джерри научиться различать звуки [д]-[т].

Тема занятия: Звуки [д]-[т] и их буквы. СЛАЙД 5

2. Характеристика звуков.

Какой первый звук в именах героев занятия?

Том - звук [т], Джерри – звук [д].

Расскажите про звуки нашего занятия.

СЛАЙД 6

[д] – согласный, твёрдый, звонкий .

[т] – согласный, твёрдый, глухой .

Чем похожи?

Чем отличаются?

3. Развитие фонематического слуха.

Нам необходимо помочь мышонку и коту научиться различать на слух звуки.

а) Игра «ЭХО» СЛАЙД 7

Повторите слоги (с синим мячом)

Та-да-та

То-до-то

Ду-ту-ду дэ-тэ-дэ

Ата-ада-ата

Ода-ота-ота

Идо-ида-ита ату-аду-ату

б) Добавим слог -та или -да в конец слова: (с мячом)

Бе-, коф-, во- , мо-, горо-, воро-, гуся-, утя-, приро-, свобо-, добро-, полно-;

- Покажите движением руки «колокольчик», если в слоге или в слове звук [д]. -Почему?

Покажите движением руки «наушники», если в слоге или в слове звук [т]. –Почему?

СЛАЙД 8

в) Да, та, ту, ды, нда, пто, мдо, фто

(глаза закрыты, язычок прикусили)

г) птицы: аис т , ман д аринка, у т ка, яс т реб, боро д ач, крече т , т урач, д рофа, с т репе т , сул т анка, пас т ушак, т упик, ипа т ка, ав д о т ка, галс т учник, хо д улочник, д упель, т равник, с т риж, у д о д ы, ке д ровка, д убровник, пес т рогру д очка (сибирская), д роз д ы, с т раус.

д) Зв. анализ (зв. линейка) СЛАЙД 9

- Определить место звука [т] (глухой).

Слова: труба (1), стоп(2) (щелчёк) , крот(4), портфель(4),утро (2), плакат(6), самокат(7)

- [д] (звонкий).

Слова: радуга(3), следы(4), друг(1), команда(6),медаль(3), ягода(4), помидор(5)

4. Связь звука с буквой. СЛАЙД 10

Скажите, чем звуки отличаются от букв?

- Звуки слышим, произносим. Буквы видим и пишем.

Какой буквой на письме обозначается звук [д]?

Сколько элементов в заглавной букве “дэ”?

Какой буквой на письме обозначается звук [т]?

Сколько элементов в заглавной букве “тэ”?

Сколько элементов в строчной букве?

Ребята, найдите на листочках буквы «те» и «де», обведите их. (Карточка)

Сколько букв нашли?

5. Физминутка СЛАЙД 11 + гимнастика для глаз (влево-вправо, вниз-вверх, вращение головой, пишем в воздухе буквы Д и Т)

6. Дифференциация в словах

Игра «пятый лишний».

Том и Джерри всё перепутали. Поможем им. Вам необходимо внимательно прочитать слова. Затем, хорошо обдумав, нужно вставить пропущенные буквы. Поэтому вам нужно быть предельно внимательным, терпеливым, сосредоточенным.

СЛАЙД 12

а) - Вставить пропущенные буквы т или д и подчеркнуть «лишнее слово»

упло, ….оговор, пла...ок, …ружба, …жерри;
...ом, …опор, …омовой
, …рубач, …ряпка;
…роз…ы
, …абуре…,…рак…ор, …ор…, …омск.

СЛАЙД 13 ПРОВЕРИМ

В первой строчке лишнее слово платок.

Во второй строке лишнее слово домовой, так как все слова начинаются с буквы т.

В третьей строке лишнее слово дрозды, так как в этом слове две буквы д.

СЛАЙД 14 б) -Том и Джерри очень часто ссорятся. Либо соревнуются. Но каждое их приключение заканчивается чьей-нибудь неудачей. Я предлагаю более безобидное соревнование для них, а вы им поможете.

Записать слова в три столбика 3-мя цветами (к доске выходят ученики) :

Парта 1, погода 2, трудно 3, трактор 4, подруга 5, стыдно 6 , туча 7, борода 8, простуда 9.

СЛА ЙД 15 Проверка (щелкать мышкой):

«Т» «Т - Д» «Д»

парта трудно погода

трактор стыдно подруга

туча простуда борода

7. Дифференциация в предложении.

Два самых веселых героя виртуального мира просто обожают друг друга, хоть часто и воюют между собой. Том гоняется за Джерри, а тот шкодит время от времени. Но сегодня на них обоих возложена серьезная миссия

СЛАЙД 16 . Закончить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных в скобках.

1.Ветер ____________ шляпу с головы Джерри.

Том запрыгнул на _______________.

(стул, сдул)

2. Джерри любит отдыхать на ___________.

Том в ____________ увёз мусор.

(дачка, тачка)

3. У Тома в лапах ___________.

У Джерри на сердце __________.

(тоска, доска)

4.В озере плавает друг Джерри ______________ Даг.

Была в лапах у Тома на рыбалке.

(удочка, уточка)

Проверка: щелчок мыши.

Запишите любое одно предложение тремя цветами.

8. Итог занятия. СЛАЙД 17

Ну, а нам пора расстаться

И с героями Томом и Джерри прощаться.

Ребята, наше путешествие заканчивается.

Какие звуки и буквы сравнивали на занятии?

В чем сходство?

В чем различие?

Молодцы! Вы заслужили памятные сувениры. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, чтобы у вас всегда было веселое радостное настроение! До свидания! До новых встреч! (Щелчок мыши).