Меню Рубрики

Речевая карта логопеда для младшего школьника. Речевые карты

I. 1. Фамилия, имя ребенка Катя Петрова

2. Возраст 5 лет 7 месяцев

3. Домашний адрес у. Восход, д. 83, к. 2, кв. 54

4. Анамнез: Ребенок от третьей беременности (роды - вторые). Мать стоит на учете у уролога. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - коревая краснуха (в 3 месяца), отит (в 10 мес), ОРЗ (в 1г 7м), ОРВИ (в 10 мес).

Ходить начала с 1 года 1 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнесла в 10 месяцев, фразы в 1 год 7 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

6. Слух - без патологии.

7. Зрение - без патологии.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.

Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 4.

Слуховая - из 6 слов запоминает 4.

Ассоциативная - из 6 картинок - 5.

Словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.

Мышление:

Конструктивная деятельность - + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

Прямой и обратный счет - + (в пределах10)

Счетные операции и простейшие задачи - + (в пределах10)

Классификация, обобщение - + (иногда с объяснениями)

Причинно-следственные связи - + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).

Строение - нормальное (незначительная прогнатия).

Артикуляционная моторика - движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок».

Воспроизводит:

13. Звуковой анализ:

у тка, о вощ, а ист)-+

п , кот , ток )-+

д ом, р от, п от)-+

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено незначительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

Клубника -+ коман дировка - «комадировка»

Сковорода -+ стихот ворение - «стиховорение»

Лекарство -+ вело си педист - «велесепедист»

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков». Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением - рука (ручка).

17. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

II. 1. Фамилия, имя ребенка Дмитрий Шелохов

2. Возраст 5 лет 9 месяцев

3. Домашний адрес у. Пирогова, д. 19, кв. 70_

4. Анамнез: Ребенок от первой беременности. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - ОРВИ (в 9 мес.).

Ходить начал с 1 года 3 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнес в 11 месяцев, фразы в 3 год 1 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Координация удовлетворительна, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в обведении мелких предметов, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

6. Слух - без патологии.

7. Зрение - без патологии.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности не достаточен.

Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 3

Слуховая - из 6 слов запоминает 4

Ассоциативная - из 6 картинок -4

Словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает неуверенно, путая события и последовательность.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания не сформирована, объем недостаточен (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив, быстро устает.

Мышление:

Конструктивная деятельность + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

Прямой и обратный счет - (в пределах10)

Счетные операции и простейшие задачи - (в пределах10)

Классификация, обобщение +

Причинно-следственные связи - (серию сюжетных картинок раскладывает не в логической последовательности).

10. Состояние артикуляционного аппарата.

Строение - нормальное.

Артикуляционная моторика - движения губ нормальные, отсутствует «грибок», «ложечка».

11. Особенности звукопроизношения.

Свистящие С, С", З", Ц - межзубные

Шипящие Ш Ж, Ч, Щ - межзубные.

12. Фонематический слух - в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п - т - к - х)

Слогового ряда (па - та - ка - ха)

Ряда слов (порт- торт - корт - хор)

Различает на слух сходные звуки в:

Парах звуков (п - б), (с - з), (ш - ж)

Парах слогов (па - ба), (са - за), (ша - жа)

Парах слов (почка - точка), (сок - цок), (шар - жар).

Воспроизводит:

Звуковой ряд (б - п - б); слоговой ряд (ба - ба - па)

Ряда слов (почка - точка - бочка), (сом - ком - дом).

13. Звуковой анализ:

Выделение первого ударного гласного (у тка, о вощ, а ист)-

Выделение последнего глухого согласного (суп , кот , ток )+

Выделение первого согласного (д ом, р от, п от)-

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено значительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

Клубника -+ команд ировка - «комарировка»

Сковорода -+ стихот ворение - «стиховорение»

Лекарство -+ вело си пе дист - «велесоподист»

15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка - кружка, ключ - замок, шапка - шляпа, кофта - свитер;

Многозначительностью слов, абстрактными понятиями - не владеет.

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, меньше называет профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет слабо.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков». Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением образовать не может - рука (ручка).

17. Связная речь. Непоследовательна, не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

18. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.

Фамилия, имя:

Класс:

Дата рождения, возраст:

Домашний адрес, телефон:

Дата зачисления на занятия:

Дата рождения:

    Жалобы учителей и родителей: не выговаривает звук [р], нечеткая речь, не хочет учиться читать, плохо учит стихи.

    Обращались ли ранее к логопеду, эффективность заня­ тий: посещал логопедические занятия в поликлинике (по­ ставлены звуки [с], [з], [ц], в логопедическую группу не попал, болел).

    Реальная успеваемость по русскому языку (к моменту обследования): неудовлетворительно (2-й класс).

    Анамнез: ребенок от 2-й беременности, в срок (40 нед.), токсикоз I пол., мать была на сохранении, кесарево сечение, асфиксия, закричал через 2 мин, Апгар 8-9 бал., гр. здор.

Школьный лесопункт: организация и содержание работы

5. Данные о ходе развития речи: задержка речевого разви­тия:

лепет - в 6 месяцев; первые слова - к 2 годам; фразовая речь - после 3 лет; речевая среда - удовлетво­рительная.

    Состояние слуха: в норме.

    Состояние зрения: в норме.

    Заключение психиатра: задержанное речевое развитие.

    Состояние общей моторики: двигательная неловкость, медлительность, нарушение координации движения, чувства ритма.

Состояние мелкой моторики: движения рук неточные, про­бы Хеда почти не выполняет, тонус рук снижен, на рисун­ках линии неровные, прерывистые.

    Ведущая рука: правая.

    Состояние артикуляционного аппарата (строение и под­ вижность):

губы - большой величины, движения губами выполняет не в полном объеме;

зубы - крупные, неровные, сменные, верхние резцы боль­шого размера, перекрывают нижние;

прикус - прогнатия;

язык - массивный, движения нечеткие, объем движений неполный (ограничен подъем вверх), нарушена переключае-мость движений. В статическом положении отмечается лег­кий тремор кончика языка, отклонение языка влево, гипер­саливация;

подъязычная связка - укорочена;

твердое нёбо - высокое, готической формы;

мягкое нёбо - подвижное.

12. Характеристика речи.

    Понимание речи: обращенную речь понимает, выпол­ няет задания по словесной инструкции.

    Общая характеристика речи (запись беседы): называ­ ет имена матери, отца, не знает своего отчества и отче­ ства родителей. Домашний адрес: «102 - 7» (не знает назва­ ния улицы, города). Затрудняется рассказать о доме и о сво­ их домашних занятиях. С интересом рассказывает о видах транспорта, марках машин. Ответы односложные, тему са­ мостоятельно не развивает. К беседе интереса не проявляет.

    Словарный запас (количественная и качественная ха­ рактеристика): объем словарного запаса не соответствует

Библиотека журнала «Логопед»

возрастному уровню (снижен). Называет простые обобщаю­щие понятия, не знает понятий «дикие и домашние живот­ные, птицы, инструменты, насекомые, обувь, головные убо­ры, мебель, профессии». Времена года и дни недели перечис­ляет механически. На вопросы о календарной структуре года не отвечает. Недостаточно употребляет в речи прилага­тельные, глаголы, наречия, неадекватно употребляет мес­тоимения. Рассказ по сюжетной картинке не составляет, серию сюжетных картинок разложил верно, рассказ состав­ляет только с помощью логопеда.

    Грамматический строй речи: недостаточно сформи­ рован.

    Тип употребляемых предложений: простые, нерас­ пространенные.

    Количество слов в предложении: 2-3.

    Наличие аграмматизмов: ошибки в употреблении имен существительных во множественном числе («окны» - окна, «сома» -- сомы, «ухи», «ухов» - уши, ушей, «ремнев, реме- ней» - ремней и т.д.). Нарушение согласования числитель­ ных с существительными; ошибки в падежных окончаниях существительных и прилагательных единственного и мно­ жественного числа, в употреблении предлогов.

    Характеристика звукопроизношения: нарушение зву- копроизношения полиморфного характера - ротацизм (ве­ лярное [р], [р"], шипящий сигматизм [ш], [ж] при нижнем положении языка), нечеткое произношение аффрикат ([ч], [щ]), смешение [с] -- [ш], [з] -- [ж].

12.9. Фонематический слух: недостаточно сформирован. Смешение свистящих - шипящих, твердых - мягких звуков. Ошибки в повторении серии слогов: са-са-за - «са-са-са», са- са-ша - «сша-ша-ша», па-ба-па - «па-па-па», да-да-та-та - «та-та-да» и т.д. Ошибки в употреблении с лов-паронимов.

    Уровень сформированности навыков звукобуквенно- го анализа и синтеза: низкий. Выделяет только первый глас­ ный звук в словах, первый согласный - называет весь пер­ вый слог; не анализирует звукобуквенный состав простых слов типа СГС, СГ-СГ.

    Воспроизведение слов сложного звукослогового со­ става: с ошибками. При повторении слов, сложных по структу­ ре, сокращает количество звуков, слогов, переставляет слоги; отмечается уподобление: «аквурум», «сковода», «попеел» - аквариум, сковорода, пропеллер.

Школьный лесопункт: организация и содержание работы

    Темп речи: замедленный.

    Внятность речи: неразборчивая, звуки произносит нечетко.

    Характеристика дыхания: дыхание грудного типа, поверхностное. При увеличении темпа речи отмечается дискоординация речи и дыхания.

    Проявление заикания: не заикается. Иногда повто­ ряет первый слог в словах, сложных по структуре или се­ мантике.

    Письмо (наличие и характер специфических оши­ бок) - 2 класс: пропуск, перестановка и уподобление букв и слогов: т(р)ава, д(е)вочка, из кор(о)бки, м(а)шина, погас(- ла), слитное написание двух слов надно, на краюлеса, сме­ шение лабиализованных гласных: воздо(у)х, Ле(ю)ся, на пу- (о)лу, вешню(е)вый, смешение звонких-глухих согласных: усад(т)ый, бут(д)ет, т(д)октор, в газед(т)е, на шкав(ф), скав(ф)андр, смешение звуков (букв) по артикуляторно-аку- стическому сходству: «пчицы» - - птицы, «звет» - - цвет, оптически и кинетически сходных букв: д(б)олыиой, грит(п), ежу(и)к, стом(л), купо(а)ться. Грамматические ошибки: на дачи(е), на фабрики(е), у рябинке(и) и т.д.

    Чтение (уровень сформированности навыка чтения): 1 класс - не читает; 2 класс - способ чтения побуквенно- слоговой, ударение - с ошибками.

    Темп чтения - низкий; понимание прочитанного - неполное.

    Наличие специфических ошибок: чтение механи­ ческое. Не отвечает на вопросы по тексту, не может най­ ти в тексте нужное слово. При чтении отмечаются пропус­ ки букв, слогов, усечение слова, угадывание окончания, сме­ шение оптически сходных букв, аграмматизмы.

13. Краткая психолого-педагогическая характеристика уча­ щегося: контакту доступен.

Эмоции адекватны ситуации, критичен; зрительное вос­приятие не нарушено; слуховое восприятие не в полном объ­еме; внимание неустойчивое; объем слуховой памяти снижен. Уровень развития мыслительных операций средний; запас све­ дений об окружающей действительности ниже возрастного уровня; работоспособность низкая.

14. Заключение логопеда.

Библиотека журнала «Логопед»

    класс: дизартрия (минимальные проявления), общее не­ доразвитие речи (III ур.).

    класс: нарушение чтения и письма, обусловленное об­ щим недоразвитием речи (III ур.) у ребенка с дизартрией (минимальные проявления).

Дата обследования Подпись

Приложение 4

Наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

Группы обучающихся

Предельная наполняемость (чел.)

Общеобразо­вательное учреждение, расположен­ное в городе

Общеобразова­тельное учрежде­ние, расположен­ное в сельской местности

С общим недоразвитием речи (ОНР)

С нерезко выраженным общим недо­развитием речи (НВОНР)

С фонетико-фонематическим (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН)

С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразви­тием речи

С недостатками чтения и письма, обусловленными не резко выражен­ным общим недоразвитием речи

С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонема­тическим (фонематическим) недораз­витием речи

Заикающиеся

С недостатками произношения от­дельных звуков

Примечание: минимальная наполняемость группы - 3 обу­чающихся.

Приложение 5

Примерное тематическое планирование логопедических занятий

Продолжение табл.

Продолжение табл.

Продолжение табл.

Окончание табл.

Приложение 6

Консультации и методическая работа

лена бердюгина
Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования : оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения .

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем , что исследуются все стороны речи и все её компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого , с учётом данных его развития – как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста .

Логопедическое обследование включает следующие пункты :

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителей.

3. Данные раннего развития : а) общего (кратко) ; б) речевого (подробно, по периодам) .

4. Краткая характеристика ребёнка в настоящее время.

6. Зрение.

7. Реакция ребёнка на свои речевые затруднения .

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь : а) импрессивная; б) экспрессивная – с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли развёрнутой речью; в) письменная речь – чтение и письмо.

11. Заключение.

Каждый логопед начинает свою работу с диагностики. Она раскрывает речевые проблемы у данного ребёнка. Логопед может , опираясь на диагностические данные составить заключение и сформировать индивидуальный маршрут на данного ребёнка.

Авторских диагностик большое количество. Возьмём диагностику Н. В. Нищевой. Она идёт с подробным описанием всех приёмов и методов, с указанием симптоматики речевых нарушений . Есть замечательное пособие по диагностики под редакцией профессора Г. В. Чиркиной. В нём диагностика показана с раннего возраста и по каждому речевому нарушению в отдельности. Можно рассмотреть ещё одну работу Г. В. Чиркиной Методы обследования речи детей », но она более подходит к детям с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Но, как с ходу определить речевое нарушение ? Для этого необходима усреднённого типа диагностика. У каждого логопеда своя диагностическая карта , которой он пользуется в практической работе, которую разрабатывает сам.

Речевая карта

1. Ф. И. ребёнка___ 2. Дата рождения___ + 3. Домашний адрес ___ 4. Дата обследования___

Заключение специалистов

Отоларинголог___ Окулист___ невропатолог___

Первичный речевой анамнез

Решение медико-педагогической комиссии

Логопедическое обследование

Анотомическое строение артикуляционного аппарата : 1. Язык___2. Губы___3. Зубы___ 4. Челюсти___ 5. Мягкое нёбо___ 6. Мимическая мускулатура___ 7. Динамическая организация движений арт. аппарата___ 8. Общая моторика___ 9. Мелкая моторика___ 10. Общее звучание речи___

Фонетический слух

Крыса-крыша уточка-удочка мышка-миска трава-дрова майка-зайка тачка-дачка рак-лак лук-люк

Фонематическое восприятие

1 .Та-да та-да-та па-ба па-ба-па

2. Различение гласного среди других гласных «У» А-ы-у-о-ы-а-о-у…

3. Различение согласного среди других согласных : «Подними руку, когда услышишь звук «Т» . 4. Выделение и различение звука среди слогов___ _ 5 . Выделение и различение звука среди слогов___

6. Выделить первый ударный гласный звук : Алик, Юра, Оля, Яша, Обруч, Осы, Алла… 7. Выделить последний согласный звук : Мак, пар, ком, кот, ус, жук, сыр. Нос…

Структура слова и предложения

Лекарство телевизор сковорода электричество Дети слепили снеговика. Птичка свила гнёздышко в кустах.

Брови переносица локоть ноздри веки лейка корзина паук

Обобщение

Лук, репка, морковь___ Шкаф, стул. Стол, диван___ Посуда___ Одежда___ Транспорт___

Узнай по описанию

Железная, с двумя ручками и крышкой___ Рыжая, хитрая, в лесу живёт, кур крадёт___

Понимание глаголов (м. и ж. рода)

Женя упала Женя упал Валя заплакала Валя заплакал

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Миша делает тачку. Миша сделал тачку. Катя рисует бабочку. Катя нарисовала бабочку.

Слова-антонимы

Широкий- Высокий- Белый- Старый- Весёлый- Горячий- Тонкий-

Слова-синонимы

Весёлый- Большой- Красивый-

Грамматический строй

Кого ловит кошка?___

Чем рубят дрова?___

Названия действий людей и животных

Художник___ Почтальон___ Скрипач___ Строитель___ Собака___ Кошка___

Преобразование единственное во множественное число

Замок книга кот жук письмо муха вагон коса кепка ремень

Образование сущ. род. пад. ед. и мн. числа

Н-Р : у меня есть карандаш, а у тебя? (линейка, ручка,книга, скрипка, конфеты.) Р-к : А у меня?___ Образование сложных слов

Листьяпадают___Самкатит___Снегпадает___Самварит___Самходит___Самлетает___

Пересказ

Употребление предлогов

Образование уменьшительно-ласкательных форм

Кукла заяц мяч дом окно кольцо

Согласование существительных с числительными

Образование прилагательных от существительных

Стол из дерева шуба из меха стакан из стекла баба из снега

Составление простого предложения по картинке

Составление рассказа по серии картинок

Особенности мышления

1. Составить целое изчастей___

2. Исключение___

3. Пространственно-временные понятия :

Верх-низ далеко-близко высоко-низко середина часть суток дни недели времена года

4. Цвет :

5. Форма :

6. Счётные операции : Сколько глаз у собаки? Сколько колёс у машины?

Уточнение речевого диагноза

В течение учебного года

Учитель-логопед ___

(для детей с ОНР занимающихся в условиях логопункта на два года обучения,
выделенный шрифт - второй год обучения)


1. Фамилия, имя. Возраст

2. Домашний адрес.

_________________________________________________________________________________

3. Дата зачисления.

4. Ф.И.О. родителей, место работы, должность.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


5. Анамнез. Речевое развитие ребенка (особенности речевого развития).

Гуление _________________________________________________________________________

Лепет __________________________________________________________________________

Первые слова ____________________________________________________________________

Фразовая речь ___________________________________________________________________

6. Слух.

8. Интеллект.

9. Общее звучание речи.

10. Обследование артикуляционного аппарата.

Прикус (норм.,откр.передний, откр. боковой, прогения, прогнатия).

Строение неба (норм., высокое, низкое, ___________________________________________)

Состояние подъязычной уздечки (норм., короткая, длинная,

приращен.,_____________________________________________________________________)

Губы(норм., толстые, узкие, малоподвижные, _______________________________________)

Подвижность языка (подвиж., малоподвиж., ________________________________________)

11. Состояние общей моторики.

Координированность движений - ___________________________________________________

Мелкая моторика - ______________________________________________________________

Предпочитает работать правой / левой рукой.

12. Звукопроизношение.

С____________Сь____________З____________Зь__________Ц__________

Ш____________Ж____________Щ____________Ч___________

Л_____________Ль____________Р____________Рь___________

К_____________Г_____________Х____________Йот____________

Т_____________Д_____________Н____________ ______________

______________ ______________ _____________ ______________

13. Фонематический слух.

14. Произношение слов сложного слогового состава

Повторить: Аптекарь приготовил лекарство.

Экскурсовод проводит экскурсию.

15. Анализ звукового состава слова.

а) выделение первого звука в слове.

б) выделение последнего звука в слове.

в) определение последовательности звуков в слове.



б) уровень обобщений:
свитер, платье, шорты, юбка, колготки
блюдце, сковорода, ложка, тарелка
помидор, репа, морковь, капуста
яблоко, персик, груша, лимон
корова, собака, волк, еж

воробей, утка, голубь, индюк
автобус, электричка, троллейбус, самолет
деревья, кустарники, цветы, трава
хлеб, колбаса, сыр, печенье
пчела, муха, муравей, жук

Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:
лиса (какая?)-
платье (какое?)-

б) подбор антонимов:

Глагольный словарь:
а) что делают?

б) образование уменьшительно - ласкательной формы:

в) согласование прилагательных с существительными:

г) образование прилагательных от существительных:

д) образование притяжательных прилагательных:

е) согласование существительных с числительными:
(один стол, два стола, пять столов)

ж) употребление предлогов:

В НА ПОД НАД С
ИЗ ЧЕРЕЗ ИЗ-ПОД ИЗ-ЗА

18. Связная речь. Пересказ. «Купание медвежат»
Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск веток. Он испугался и влез на дерево. Из леса вышли на берег большая медведица и два веселых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Вода хорошо их освежила. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и морковка».

19. Чтение:
Буквы - знает, не знает.
Читает - по буквам, по слогам, словами.

_________________________________________________________________________________

20. Логопедическое заключение:

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Уважаемые логопеды, Вы можете скопировать страницу в Microsoft Office Word и поправить поля страницы!

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА №______

ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.

Фамилия, имя ребенка_______


Сведения о родителях:

Общий анамнез:

Характер беременности:

_^ Как протекали роды

^

Стоит ___________

Первые зубы________________

^ Речевой анамнез:

^ Обследование логопеда

(контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания , неустойчивость, отвлекаемость)

2.Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек__________________________________

3.Зрительное внимание ребёнка, наблюдательность:

а) подбор парных картинок или предметов_______________________________

б) подбор предметов к изображению____________________________________

в) подбор парных кружков или картинок, одинаковых по цвету_______________________________________________________________

г) узнавание цвета по названию_________________________________________

4.Состояние интеллекта и уровень представления об окружающем:

а) счёт и счётные операции в пределах 5-10______________________________

б) дифференциация предметов по форме:

«почтовый ящик»____________________________________________________

геометрическое лото__________________________________________________

в) дифференциация предметов по величине (умение собрать пирамидку, матрешек)___________________________________________________________

г) ориентировка во времени:

серия сюжетных картинок (2-4) для установления причинно-следственных связей______________________________________________________________

узнавание и называние времен года_____________________________________

д) ориентировка в пространстве:

умение составить фигурки из палочек по подражанию_____________________

умение составить из 3-4 частей целую картинку___________________________

знание предлогов: в, на, под, над (около, с, из, со, от..)_____________________

е) умение обобщать:

подобрать картинки соответственно обобщающему понятию: грибы, ягоды, цветы, игрушки, посуда, мебель.________________________________________

« лишний» (умение выделить картинку, не соответствующую данному обобщающему понятию)_______________________________________

6.Состояние речевой моторики

7.Состояние общей моторики ________________________________________

8.Понимание речи:

А) выполнение простых поручений______________________________________

Б) понимание распространенных предложений____________________________

В) понимание соотношений между членами предложения_____________

Г) понимание короткого рассказа__________________________________

9. Самостоятельная речь:

А) звукопроизношение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) воспроизведение слоговой структуры слов

____________________________________________________________________

В) повторение предложений, включающих многосложные слова со сложной слоговой структурой__________________________________________________

г) составление предложений по простым и сложным сюжетным картинкам_________________________________________________________

10.Состояние грамматического строя

Словоизменение (род, число, падеж):____________________________________

Словообразование:___________________________________________________

11.Состояние словаря ________________________________________________

____________________________________________________________________12.Фонематическое восприятие и различение звуков, состояние фонематического слуха:

а) дифференциация смешиваемых в произношении звуков______________________________________________________________

б) определение наличия звука в слове___________________________________

13.Состояние общих речевых навыков __________________________________

____________________________________________________________________14.Заключение врачей:

15.Логопедическое заключение ________________________________________

Ф.И.ребенка______________________________________________________

Возраст__________________________________________________________

Кол-во занятий в неделю___________________________________________

Продолжительность занятия________________________________________



Направления работы

Содержание занятий


Направления работы

Содержание занятий

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА №______
^ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАИКАНИИ.

Дата рождения_______________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________
Жалобы родителей___________________________________________________

____________________________________________________________________

^ Сведения о родителях:

Мать____________________________________________________________

Отец____________________________________________________________

Общий анамнез:

Ребенок от _____беременности.

Характер беременности:

____________________________________________________________________^ Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение)

Вес и рост ребёнка при рождении________________

Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал)______________________________________________________________

^ Раннее психомоторное развитие:

Держит голову с _____________ сидит __________

Стоит ___________

Первые зубы________________

Перенесенные заболевания до года и после года ____________________________________________________________________

^ Речевой анамнез:

Гуление_______ лепет__________

Первые слова_______________ первая фраза_______________

Как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________

Прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________

С какого возраста нарушения речи________________

Речевая среда_______________________________________________________

Занимался ли с логопедом____________________________________________

^ Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Особенности личности ребёнка: спокоен, уравновешен, возбудим, обидчив, плаксив, драчлив, доброжелателен, труслив или смел, дружен ли с детьми в коллективе, добрый или жадный, стремление к лидерству. __________________________________________________________

___________________________________________________________________

2.Устойчивость внимания, сосредоточенность, память._________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Речевая активность (молчалив, болтлив, говорит охотно)____________________________________________________________

4.Строение органов речевого аппарата:

Язык_______________________________________________________________

Губы_______________________________________________________________

Зубы_______________________________________________________________

Прикус (нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой)____________________________________________________________
5.Состояние речевой моторики _______________________________________

______________
6.Состояние общей моторики ________________________________________

___________________________________________________________________
7.Темп речи (медленный, быстрый)___________________________ _______

___________________________________________________________
8.В каких видах речи выражено заикание:

Шепотная речь:

А) сопряженная_____________________________________________________

Б) отраженная______________________________________________________

В) ответы на вопросы________________________________________________

Г) чтение___________________________________________________________

д) пересказ__________________________________________________________

Е) стихотворная речь__________________________________________________

ж) спонтанная речь___________________________________________________

9.Дыхание вне фонации и речи; при фонации и речи_____________________

___________________________________________________________________
10. Локализация и тип судорог (клонический, тонический, смешанные)

а) судороги дыхательного аппарата_____________________________________

в) артикуляционные судороги языка, губ_________________________________

11.Трудные звуки, слоги___ ____________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
12.Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища)_______________

___________________________________________________________________

_________________________________________________ __________________
13.Наличие эмболофразий______________________________ ______________
14. Состояние голоса (глухой,крикливый, тихий, затухающий, прерывающийся, нормальный)________________________________________

___________________________________________________________________
15.Заключение врачей: _______________________________________________

___________________________________________________________________
16.Логопедическое заключение ________________________________________

___________________________________________________________________
17.Рекомендации ____________________________________________________

___________________________________________________________________
Учитель-логопед
РЕЧЕВАЯ КАРТА №______

^ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения_______________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________
Жалобы родителей___________________________________________________

____________________________________________________________________

^ Сведения о родителях:

Мать____________________________________________________________

Отец____________________________________________________________

Общий анамнез:

Ребенок от _____беременности.

Характер беременности:

____________________________________________________________________^ Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение)

Вес и рост ребёнка при рождении________________

Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал)______________________________________________________________

^ Раннее психомоторное развитие:

Держит голову с _____________ сидит __________

Стоит ___________

Первые зубы________________

Перенесенные заболевания до года и после года ____________________________________________________________________

^ Речевой анамнез:

Гуление_______ лепет__________

Первые слова_______________ первая фраза_______________

Как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________

Прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________

С какого возраста нарушения речи________________

Речевая среда_______________________________________________________

Занимался ли с логопедом____________________________________________
^ Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Наблюдение за поведением и игрой (контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания, неустойчивость, отвлекаемость)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Исследование слухового восприятия:

Узнавание и различение контрастного звучания 2-х игрушек____________
3.Исследование зрительного восприятия:

А) узнавание и различие большого-маленького____________________________

Б) восприятие и различение основных цветов_____________________________

В) восприятие и различение геометрических фигур________________________
4.Исследование восприятия пространственных представлений:

А) складывание предметных картинок из 2-х частей________________________

Б) выкладывание из 3-х счетных палочек по образцу_______________________

В) постройки из трёх кубиков___________________________________________

Г) ориентировка в пространстве (верх-низ)_______________________________
5.Строение органов речевого аппарата:

Губы тонкие, толстые, частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы_________________________________

Зубы редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов___________________________________________________

Прикус нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный_____________________________________________

Твердое небо высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная, неполная, субмукозная_______________________________________________________

Мягкое нёбо отсутствие, укороченное, отсутствие маленького язычка______

Наличие послеоперационных щелей, носовые полипы, аденоиды, искривление носовой перегородки_______________________________________________
Язык массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка____________________________________________

Подъязычная связка короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области_______________________________________________
6.Состояние общей моторики:

А) пройти, пробежать между линиями___________________________________

Б) переложит мягкую игрушку из одной руки в другую____________________

В) похлопать в ладоши и потопать одновременно_________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп нормальный/быстрый/медленный, активность нормальная/заторможенность/ расторможенность, проявление моторной неловкости_____________________
7.Состояние ручной моторики:

А) сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой________________________________________________

Б) по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой_____________________________________________________________

В) умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии. кружки)__________________________________________________________

Г) складывание игрушек в ведерко и поочередное их вынимание____________

Д) умение лепить шарики, лепешки, палочки___________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп выполнения нормальный/медленный/быстрый, способность к переключению__________
8.Состояние мимической мускулатуры:

А) надуть щеки «толстячок»____________________________________________

Б) показать, как ешь лимон «кисло»_____________________________________

В) показать, как ешь мороженое «сладко»________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/неточно, мышечный тонус нормальный/повышенный/ пониженный, сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.

9. Состояние артикуляционной моторики:

А) «Улыбка»________________________________________________________

Б) «Хоботок»________________________________________________________

В) «Лопата»_________________________________________________________

Г) «Жало»___________________________________________________________

Д) «Качели»_________________________________________________________

Е) «Маятник»________________________________________________________

Ж) «Лошадка»_______________________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/ неточно, мышечный тонус нормальный/ повышенный/пониженный, темп выполнения нормальный/быстрый/замедленный, наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.

10.Исследование импрессивной речи:

А) понимание существительных_________________________________________

Б) понимание обобщающих слов________________________________________

В) понимание действий________________________________________________

Г) пассивный словарь (выполнение поручений по словесной инструкции)

________________________________________________________

Д) понимание грамматических форм словоизменения______________________

Е) понимание текста знакомой сказки___________________________________
11.Исследование экспрессивной речи:

Характер речи однословная, фразовая, связная.

Состояние лексики__________________________________________________

__________________________________________________________________
Грамматический строй экспрессивной речи:

А) употребление сущ. в именительном падеже ед. и мн. числа_______________

Б) употребление сущ. в винительном падеже ед. числа без предлога_________

В) согласование прилагательных с сущ. ед. числа муж. и .рода_____________

Г) употребление предложно-падежных конструкций_______________________

Д) употребление сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами_________

Е) употребление глаголов в форме ед. и мн. числа в изъявительном наклонении

____________________________________________________________________

Ж) употребление возвратных и невозвратных глаголов при составлении предложений по картинкам.
12.Исследование фонетической стороны речи:

Состояние имитационных способностей_________________________________

Звукослоговая структура слов__________________________________________

Звукопроизношение_____________________________________________________________________________________________________________________
Тип физиологического дыхания верхнеключичное/ диафрагмальное/ смешенное, объем дыхания достаточный/недостаточный; продолжительность речевого выдоха_____________________________________________________
Сила голоса нормальный/чрезмерно громкий/ чрезмерно тихий/ глухой голос
Модуляция голоса____________________________________________________
Темп речи нормальный/ ускоренный/ замедленный;
Ритм речи нормальный/дисритмия; паузация____________________________

Способность к употреблению основных видов интонации повествовательной/ вопросительной/восклицательной.

13.Исследование фонематических функций

Дифференциация звуков на слух________________________________________

Фонематический анализ_______________________________________________
14.Заключение врачей: _______________________________________________

___________________________________________________________________
15.Логопедическое заключение ________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________
16.Рекомендации ____________________________________________________

____________________________________________________________________
Учитель-логопед