Меню Рубрики

Последствия одной прививки: как Екатерина II пожертвовала собой ради России. «От оспы и любви остаются свободными лишь немногие»

2 выбрали

Всякая сказка рождается из были - так или иначе. Поэтому неудивительно, что иногда жизнь напоминает сюжет, взятый будто из детской книжки. Например: полюбил знатный принц прекрасную, но бедную девушку, и так сильна была эта любовь, что плюнул он на предрассудки и женился на ней.

Ну, пусть не принц, а граф. И жили они вместе недолго. Зато счастливо.

Принц

Столбовой дворянин, граф Николай Петрович Шереметьев, был по-царски богат, по-рыцарски благороден и романтически влюблен в искусство. В имении Кусково, доставшееся ему от отца, он построил театр, прогремевший на всю Россию. Актерствовали в нем крепостные, которых еще в детстве отобрали по всем Шереметьевским волостям за особые таланты для обучения в театральной школе музыке, пению, хореографии, иностранным языкам и, конечно, сценическому мастерству.

Николай Петрович лично подбирал репертуар и наблюдал за репетициями. Слава о его талантливых актерах будоражила весь высший свет. Император Павел, митрополит Платон, польский король Станислав II Понятовский, шведский король Густав III и прочая знать - все устремлялись в Кусково, чтобы насладиться великолепными спектаклями. И выразить восхищение главной приме шереметьевского театра - Прасковье Жемчуговой.

Золушка

Фамилию Жемчугова она получила по прихоти самого Николая Петровича. Отыскивая драгоценные таланты среди толп крепостной детворы, граф предпочитал именовать их соответствующе: Гранатова, Алмазов, Бирюзова.

На самом же деле Прасковья была дочкой горбатого кузнеца - "коваля", и в графский театр она попала семилетней Парашкой Ковалевой. Но уже в 13 лет разила как молния, исполняя на сцене глубоко трогательную партию Луизы из драмы Седена "Беглый солдат". В 16 лет Прасковья Жемчугова заслуженно считалась примой театра, гипнотизируя зрителей проникновенной драматической игрой, необыкновенной для столь юной девушки, и гибким лирико-драматическим сопрано.

Жемчугова с легкостью перевоплощалась из трагедийной героини в комедийную болтушку, или в юношу-пажа - стройная хрупкая фигурка ей это позволяла. И всегда срывала бурные овации. Но когда она появлялась на сцене в образе Элианы из оперы "Самнитские браки" Гретри - зал заходился в общем рыдании.

Превращение в принцессу

Она была под стать Шереметьеву. Да, прекрасное музыкальное образование, блестящее владение иностранными языками, внешнее изящество и светлая красота… Но разве дело в этом? Тождественность душ - вот первопричина глубокой страсти графа и горячей взаимности крепостной актрисы. Гармоничная, тонкая, щедрая - Жемчугова была слеплена из того же, графского, материала. И только по земным законам стояла ниже его.

Шереметьев дал обет - если уж он не может жениться на возлюбленной, он не женится ни на ком. После смерти отца Николай Петрович открыто перебрался в специально построенный для Прасковьи дом в Кусковском парке.

Все знали об их отношениях - никто не осуждал. В те времена влюбленности помещиков в молоденьких крепостных распространялись повсеместно. А заподозрить Прасковью Жемчугову в каком-либо корыстном интересе было бы почти кощунственно - настолько непорочным был весь ее образ.

Однако в 1797 году, после того, как графу было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора и ему пришлось переехать в Петербург, высшее общество разволновалось. Баснословно богатому Шереметьеву исполнилось 37 лет, он был холост, да к тому же сердечен и хорош собой. Завиднейшая партия! Только отчего-то светские увеселения ему неинтересны, а в петербургском доме он живет с крепостной актриской! Это в Кускове Прасковью возносили на Олимп - в расчетливом Петербурге, где бал правили связи и происхождение, свет отзывался о ней не иначе как о дворовой девке.

А между тем, граф страшно тяготился осознанием вины перед своей любимой. Северные ветры Петербурга подорвали ее здоровье - Прасковья потеряла великолепный голос. К тому же, у нее обострился наследственный туберкулез. Давно получившая от графа вольную, Жемчугова оставалась простой содержанкой - и горечь этого положения убивала ее.

Воспользовавшись государевой благосклонностью (и присочинив легенду о Прасковье Ковалевской из рода польских шляхтичей!), Николай Петрович удостоился во всех смыслах царского подарка - Александр I подписал специальный эдикт, дававший право графу Шереметьеву жениться на Прасковье Жемчуговой.

Пробило полночь

Венчание, состоявшееся 6 ноября 1801 году, было тайным. Темная карета быстро подъехала к приходской церкви Симеона Столпника и торопливо увезла графа, новоиспеченную графиню Шереметьеву и скромных свидетелей их брака.

Николай Петрович никому не открывал, что женат. Несмотря на императорское одобрение, Прасковью Шереметьеву не приняли бы в высшем свете - звание актрисы было ничуть не лучше статуса бывшей крепостной, ведь в то время даже хоронили актеров за кладбищенской оградой.

Тайна вышла на свет через два года, когда скрывать ее уже было нельзя - в семействе Шереметьевых родился сын, граф Дмитрий. Естественно, такой непредвиденный поворот ошеломил всю алчную родню, радостно смирившуюся с тем, что Николай Петрович уже не оставит после себя прямого наследника. "Отменный штукарь наш старший родственник", - заметила в мемуарах Анна Семеновна Шереметьева. Николай Петрович окончательно закрепил за собой звание безумца, которого он удостаивался за глаза всю жизнь.

Впрочем, волновало ли его это, если на двадцатый день после рождения сына умерла его любимая Прасковья? Роды вместе с туберкулезом нанесли смертельный удар по этому, сильному духом, но очень хрупкому организму.

Шесть лет, на которые ему суждено было пережить жену, Николай Петрович строго следовал ее воле: растил сына, помогал нищим, положил капитал на выдачу приданого бедным невестам, построил Странноприимный дом (ныне - НИИ им. Склифосовского).

Похоронили графа рядом с женой, в Шереметьевской усыпальнице Александро-Невской лавры, в простом дощатом гробу - все деньги, положенные на богатые похороны высочайших особ, граф Шереметьев завещал раздать бедным.

Елена Горбунова


Графиня АННА ПЕТРОВНА ШЕРЕМЕТЕВА, 1744-1768, старшая дочь обер-камергера графа Петра Борисовича Шереметева (1713-1788) и княжны Варвары Алексеевны Черкасской, родилась 18 Де­кабря 1744 года. Росла и развивалась она очень благоприятно и была любимицей родителей. По рассказам современников, она была "очаровательная женщина; имела небольшие черные глаза, смуглое оживлен­ное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши". Пожалованная в 1760 г. во фрейлины Императрицей Елисаветой, она получила позволение жить дома, а не во дворце, что являлось редким исключением. Это не мешало ей бывать постоянно при Дворе и в обществе Великого Князя Павла Петровича, с коим воспитывался её брат, граф Николай Петрович. В доме отца её бывали домашние "благородные" спектакли, в которых участвовал и Цесаревич, и на одном из них, 21 Фев­раля 1766 г., была разыграна комедия в 1 действии "Зенеида", в которой действующими лицами явились: Великий Князь, графиня Анна Петровна, в роли волшебницы, и графини Д. П. и Н. П. Чернышевы, при чем на четырех лицах, в ней участвовавших, было надето бриллиантов на 2 миллиона рублей. На придвор­ной карусели, бывшей в Петербурге 11 Июля 1766 г., гр. Шереметева "славно отличилась в римской кадрили" и получила золотую медаль с её именем. Около того же времени в нее имел несчастие влю­биться воспитатель Великого Князя Павла Петровича, С. А. Порошин. По этому поводу между ними произошло какое-то столкновение, "ein donkischotischer Streich", по выражению академика Тауберта, послу­жившее если не причиною, то по крайней мере гласным поводом к отставке Порошина от великокняжеского двора. "М. Porochine est congedie de la Cour pour les impertinences qu"il a faites par rapport a Mlle Cheremeteff", писал Д. И. Фон-Визин в 1766 году.

Рассказывали, что Екатерина II предназначала графиню Шереметеву, одну из богатейших невест в России, для одного из братьев Григория Орлова, но что, когда за нее посватался граф Никита Иванович Панин, Императрица сама продиктовала старшему из Орловых отказ за брата от её руки. Помолвка графини Анны Петровны с графом Н. И. Паниным, обер-гофмейстером Великого Князя Павла Петровича, другом и ровесником её отца (родился в 1718 г.), состоялась в начале 1768 г., а 17 Мая того же года, за несколько дней до свадьбы, графиня А. П. Шереметева скончалась от оспы. Говорили, что она заразилась от оспенной материи, пущенной из мести неизвестной сопер­ницей в табакерку с табаком, подаренную ей женихом. "Жалость тебе напишу: Анна Петровна Шереметева умерла от воспы, так сильная воспа была", сообщала графиня Е. М. Румянцева мужу 30 Мая 1768 года, "отец и жених в неутешной горести. Микита Иваныч был во всю болезнь невестину в Петербурге, жил у брата и через третьи руки имел известия, что происходило с невестою". Болезнь невесты обер-гофмейстера Цесаревича поставила в "превеликий амбара" саму Императрицу, опасавшуюся передачи её Великому Князю через графа Н. И. Панина, "хотя он и выехал из дома Шереметева кой час пятна показались".

Графиня Шереметева погребена на Лазаревом кладбище Александро-Невской лавры. Интересно, что граф Н. П. Шереметев завещал себя "погребсти в тот же монастырь, подле гроба покойной сестры моей, графини Mapии Петровны Шереметевой, которая в жизни её называлась графинею же Анною Петровною Шереметевою". — На могиле её надпись: "На месте сем погребена Графиня Анна Петровна Шереметева, дщерь Графа Петра Борисовича, невеста Графа Никиты Ивановича Панина, фрейлина премудрыя Монархини, представившаяся на 24-м году, 1768 г., Мая 17 дня, и вместо брачного чертога, тело её предано недрам земли, а непорочная её душа возвратилась к непорочному своему источнику в живот вечный, к вечному и живому Богу.

А Ты, о Боже! глас родителя внемли, Да будет дочь его, отъятая Судьбою, Толико в небеси прехвальна пред Тобою, Колико пребыла прехвальна на земли".

(С портрета, принадлежащего графине А. А. Комаровской, в С.-Петербурге.)

Информация от партнеров сайта: Часто во время командировки или проездом есть теоретическая возможность посетить интересный концерт, но нет реальных шансов купить билет в кассе. Если известны точные даты поездки, то можно воспользоваться сервисом http://www.bilettorg.ru/performers/p2/ по этой ссылке можно найти список исполнителей, даты выступлений и конечно же заранее купить нужные билеты на выбранный концерт. Классика Большого театра, цирк на цветном, концерты модных звезд становятся более доступными …

) - фрейлина, дочь П. Б. Шереметева ; невеста наставника великого князя графа Н. И. Панина .

В доме её отца на набережной реки Фонтанки, д. 34 разыгрывались домашние «благородные» спектакли, в которых принимал участие и Павел Петрович , например 4 марта 1766 года состоялось представление комедии в одном действии «Зенеида», в котором принимали участие великий князь, графиня Анна Петровна в роли волшебницы, и графини Дарья Петровна и Наталья Петровна Чернышевы , причём по воспоминаниям, на четырёх участвовавших в спектакле лицах было надето бриллиантов на сумму в 2 миллиона рублей. 22 июля 1766 года на придворной карусели Анна Петровна «славно отличилась в римской кадрили», и получила золотую медаль с её именем.

Примерно в это же время в Анну Шереметеву влюбился воспитатель великого князя Павла Петровича С. А. Порошин . Как поговаривали, он даже посватался к ней, дело кончилось скандалом и удалением Порошина от двора. Говорили, что императрица Екатерина II планировала, что одна из богатейших невест России Анна Шереметева станет женой одного из братьев её фаворита Григория Орлова , однако к графине посватался граф Никита Иванович Панин .

Помолвка графини Анны Павловны и графа Никиты Панина, обер-гофмейстера великого князя Павла Петровича, старого друга и ровесника её отца, состоялась в начале 1768 года в Петербурге. А 23 мая 1768 года, за несколько дней до свадьбы Анна Шереметева скончалась от чёрной оспы . Поговаривали, что неизвестная соперница подложила в табакерку, которую Шереметевой подарил жених, кусочек материи, имевшей контакт с оспенным больным .

На месте сем погребена Графиня Анна Петровна Шереметева, дщерь Графа Петра Борисовича, невеста Графа Никиты Ивановича Панина, Фрейлина премудрыя Монархини, преставившаяся на 24-м году, 1768 г., Мая 17 дня, и вместо брачного чертога, тело её предано недрам земли, а непорочная её душа возвратилась к непорочному своему источнику в живот вечный, к вечному и живому Богу.

А Ты, о Боже! глас родителя внемли,
Да будет дочь его, отъятая Судьбою,
Толико в небеси прехвальна пред Тобою,
Колико пребыла прехвально на земли"

Интересно, что граф Николай Шереметев завещал себя «погребсти в тот же монастырь, подле гроба покойной сестры моей, графини Марии Петровны Шереметевой, которая в жизни её называлась графинею же Анной Петровной Шереметевой.»

12 октября (25 октября по старому стилю) 1768 года, то есть 243 года назад, доктор Димсдейл сделал Екатерине II прививку против оспы. Небезопасная была проведена после смерти от оспы 15-летнего императора Петра II. Прививка была сделана от семилетнего отрока Александра Маркова. В память о событии ребенку пожалуют дворянство и новую фамилию — Оспенин.

Следы оспы на лицах известных особ

Оспа — страшная болезнь, которая не щадила ни принцев, ни нищих, ни философов, ни простолюдинов. В свое время оспой переболели английская королева Мария II, император Священной Римской империи Иосиф I, испанский король Луис I, юный российский император Пётр II, французский король Людовик XV. Безобразные рубцы были на лицах Мирабо, Николая Гнедича, Вольфганга Моцарта.

Отличительная черта всех портретов 18 века — это обилие пудры на сиятельных лицах. Это была не просто дань моде, но и жизненная необходимость. Следы оспы проглядывали на лицах многих известных особ. О простолюдинах и говорить не приходилось — люди умирали тысячами.

С таким положением вещей не могла смириться русская императрица Екатерина Вторая. Видя, как лица западной аристократии обезображивает оспа, она не хотела подобной участи ни для себя, ни для сына. С юных лет в ней жил страх перед оспой: "С детства меня приучили к ужасу перед оспой, в возрасте более зрелом мне стоило больших усилий уменьшить этот ужас, в каждом ничтожном болезненном припадке я уже видела оспу" — писала Екатерина прусскому королю Фридриху Второму.

Королевский эксперимент

В 18 веке Турция обратилась к древнекитайскому способу профилактики натуральной оспы — вариоляции. А после того как в 1717 году оспы в Стамбуле была погашена вариоляцией, ее стали применять в Англии. Успеху вариоляции способствовал и удачный результат так называемого "королевского" эксперимента. Сначала прививка от оспы была сделана преступникам, приговоренным к смертной казни, а потом — детям сиротского приюта. В 1721-1722 годах прививку от оспы сделали детям короля и другим членам королевской семьи. Тогда еще великая княгиня Екатерина Алексеевна прекрасно об этом знала.

В начале своего царствования, в 1763 году, Екатерина учредила медицинскую коллегию, во главе которой был барон Черкасов. Именно он поднял вопрос о необходимости прививки оспы для защиты населения империи. Ведь, несмотря на строгие меры предосторожности, применяемые для защиты императорской семьи (больных оспой не допускали ко двору, за заражение оспой могли отнять имения), оспа все равно проникала во дворцы.

Примером страшной неуловимости оспы стало заражение и смерть императора Петра Второго. А в 1768 году при дворе Екатерины произошел ужасный случай. Оспа, несмотря на все запреты, смогла опять проникнуть ко двору — заболела и вскоре умерла графиня А.П. Шереметьева, невеста Н.И. Панина, который был наставником великого князя. Жизнь цесаревича Павла Петровича оказалась в опасности.

Екатерине пришлось рискнуть

Екатерина Вторая, видя, что положение становится опасным, вынуждена была рискнуть. Разработав грандиозный план, целый ритуал привития оспы, она сначала решила привить оспу себе, потом передать "оспенную материю" для прививки сыну-наследнику, а от него и всем приближенным. Использовав старинное поверье о том, что, отдавая свою "оспенную материю" другим, человек подвергался при этом смертельной опасности, императрица представила себя в образе заботливой матери, жертвующей своей жизнью ради здоровья сына и всех подданных. Символика эта была понятна и принята окружающими.

12 октября 1768 года вечером английский врач Димсдейл с больным оспой ребенком и сыном-ассистентом были тайно проведены в покои императрицы. Там ей была сделана прививка от оспы. На следующий день, переехав в царскосельский дворец вместе со свитой, Екатерина предалась обычным своим занятиям. Легко себе представить ужас дам, фрейлин и кавалеров, сопровождающих ее на прогулках: они вынуждены были вести непринужденную беседу за обеденным столом, а вечерами играть в карты с зараженной оспой императрицей. Так прошло 6 дней. Наконец, у Екатерины появились признаки оспы, и она уединилась в свои покои до полного выздоровления.

От имени Святейшего Синода

По досадной случайности цесаревич Павел заболел ветрянкой как раз в то время, когда ему хотели привить оспу от императрицы, но это не нарушило ее замысла по привитию оспы всему двору. Недостатка в желающих сделать себе прививку уже не было — приближенные Екатерины почли за великую милость получить "оспенную материю". И её щедро раздавали приближенным, как раздавались титулы, звания, награды, имения и деревни. Только в Петербурге от оспы привились около 140 аристократов. А 10 ноября прививку сделали и цесаревичу Павлу Петровичу.

От имени Святейшего Синода с успешным привитием оспы императрицу и ее сына поздравил архиепископ Гавриил, а от имени Сената — граф К. Г. Разумовский. Екатерина Вторая ответила так: "Мой предмет был своим примером спасти от многочисленных моих верноподданных, кои не знав пользы сего способа, оного страшась, оставались в опасности. Я сим исполнила часть долга звания моего; ибо, по слову евангельскому, добрый пастырь полагает душу свою за овцы".

21 ноября было объявлено праздничным днем и ежегодно отмечалось в Российской империи, как день победы над страхом перед оспой.

В Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени открылась великолепная выставка «Царица меж цветов…» , посвященная изображению розы в разных видах искусства.
Посетители выставки могут ознакомиться с художественными произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметами одежды, фотографиями, книгами, посвященными розе. Словно волшебная шкатулка, наполненная прекрасными сокровищами, музей распахивает свои двери, приглашая вас увидеть поближе прекрасные шедевры, воспевающие красоту, любовь, женственность и нежность. Мы ходили по залам затаив дыхание, надолго замирая у каждого экспоната. И везде нас окружали розы - большие и маленькие, нарисованные, вышитые, выгравированные или живые, являющиеся центром композиции или же лишь небольшим, но от того не менее важным её элементом.

Неизвестный русский художник. Портрет неизвестной с девочкой.
1845. Холст, масло.

Обратите внимание, роза тут не только в центре очаровательной композиции. Похоже, что розы вышиты и на шали женщины и на нежном прозрачном воротничке. Эти прекрасные мелкие детали очень интересно рассматривать и они есть в каждом экспонате, представленном на выставке, будь то портрет или шитая бисером сумочка.


Экран каминный. 1845. Западная Европа
Красное дерево, резьба, полировка, вышивка шерстью и шёлком.

Когда смотришь на подобные вещи, сердце замирает. Странно и прекрасно думать, что когда-то они были предметами интерьера, просто украшали дом, создавая уют и тепло. Что кто-то своими руками создавал эту красоту, стежок за стежком, ниточка за ниточкой, с любовью и нежностью. Как прекрасно должно быть сидеть возле камина с таким экраном и любоваться восхитительными цветами, рассматривая их в деталях.

Аргунов Иван Петрович (1729-1802)
Фрагмент. Портрет графини Анны Петровны Шереметьевой
До 1768. Холст, масло.


Шедевры тут на каждом шагу, куда ни взгляни. Есть картины работы известных мастеров или же безымянные, утратившие имя автора за давностью времени, но хороша каждая. В каждую вложена душа художника и его талант. Удивляешься, сколько сокровищ ещё хранит музей, регулярно представляя нам возможность любоваться то на одни, то на дургие из них. Есть здесь вещи с историей. И если о бытовании предмета узнать получается не всегда, то можно поискать информацию о людях, .изображённых на портретах. Так, на этом вы можете видеть Анну Петровну Шереметьеву (1744-1768), старшую дочь П.Б. и В.А. Шереметьевых. Она была актрисой-любительницей, художницей. В доме её отца на набережной реки Фонтанки, разыгрывались домашние «благородные» спектакли, в которых принимал участие и великий князь Павел Петрович. Например 4 марта 1766 года состоялось представление комедии в одном действии «Зенеида», в котором принимали участие великий князь, графиня Анна Петровна в роли волшебницы, и графини Дарья Петровна и Наталья Петровна Чернышевы, причём по воспоминаниям, на четырёх участвовавших в спектакле лицах было надето бриллиантов на сумму в 2 миллиона рублей. В 1760 году императрицей Елизаветой Петровной Анна была пожалована во фрейлины с редким дозволением жить дома, а не во дворце. Анна Петровна была помолвлена с наставником великого князя Павла Петровича графом Н. И. Паниным. Но за несколько дней до свадьбы Анна Шереметева скончалась от чёрной оспы. Вот такая яркая, но короткая жизнь. Но это история. Узнать её, заинтересоваться ею, можно придя в музей и увидев тот или иной портрет или другой экспонат.
Впрочем, даже если вы не сможете узнать больше об истории экспоната или человека, то можно и просто любоваться, как например, на это колокольчик в виде розы.

Колокольчик в виде розы для вызова слуг.
Первая половина XIX века. Россия. Бронза, чеканка, золочение.

Совсем крошечный, но невероятно прекрасный. Когда-то чья-то холёная рука приподнимала его, и легко встряхивала, заставляя издавать мелодичный звон. Несколько раньше чья-то, куда менее холёная, но умелая рука создала этот миниатюрный цветок. Его так и хочется взять в руки. Впрочем, у меня это часто бывает с экспонатами, ко многим из них так и хочется прикоснуться.

Неизвестный художник XVIII века. Предположительно К.Г.Преннер (1720-1766)
Портрет великого князя Павла Петровича в младенческом возрасте.
Холст, масло.

Этот портрет приписывается кисти художника Георга Каспара Иосифа фон Преннера. Он п риехал в Россию, ко двору Елизаветы Петровны, в 1750 году по приглашению графа Михаила Илларионовича Воронцова, вице-канцлера Российской империи, интересовавшегося литературой и науками, известного друга и покровителя Ломоносова. Контракт был заключён на 5 лет. Заказов у модного, "заморского" художника было много. Однако, к огда контракт закончился, граф Воронцов не захотел его возобновлять. Говорят, что он считал художника слишком вспыльчивым и плохо ладящим с людьми.
Но мы с вами не обсуждем его характер, а любуемся его творчеством. И можем чуть ближе рассмотреть прекрасные розы украшающие портрет.

Фрагмент. Портрет великого князя Павла Петровича в младенческом возрасте.
Холст, масло.

Нежно розовые, с почти прозрачными крайними лепестками они царят среди других цветов, затмевая их своей красотой. Однако век их недолог, вот уже опадают некоторые летестки, опускаясь к ногам младенца. Недолгим будет и правление Павла I. Впрочем, художник знать об этом не мог.

Шамшин Пётр Михайлович (1811-1895)
Портрет Николая Павловича Кривцова в детстве. Фрагмент.
1842. Холст, масло.


А вот удивительной красоты детский портрет. Малыш кажется живым, вот сейчас засмеётся и протянет к вам свои пухлые ручки. Про П.М. Шамшина пишут, что он был в основном церковным живописцем. Его образа и стенные картины находятся во многих петербургских церквах, в московском Храме Христа Спасителя, в гатчинском городском соборе, в Сионском соборе в Тифлисе, в церкви Ивангородской в Нарве, некоторых др. Но вот, взглядните, невероятно живой детский портрет, вызывающий невольную улыбку.
А где же розы? - спросите вы. А розы приходите искать в музей.



На этой вазе хочется уделить внимание не только королеве цветов, хотя она бесспорно великолепна, но и некоторым другим деталям вазы. Например её ножкам. Посмотрете, это ведь головы слонов!

Ваза-кашпо. 1830-1840-е. Россия. Императорский фарфоровый завод.
Фарфор, лепка, роспись полихромная над- и подглазурная, золочение, бронза, литьё, чеканка, полировка.


Помните, мы рассказывали вам о выставке Императорского фарфорового завода в Царицыно? Выставка прошла, но фотографии остались. Так что можете заглянуть к нам на и сравнить работы мастеров завода в разное время.
А сейчас посмотрим на ещё один портрет с выставки в музее Тропинина.

Неизвестный художник первой четверти XIX века.
Портрет дамы в уборе с розами и зелёной шалью.
1825. Холст, масло.


Да, ни о даме, ни о художнике мы ничего не знаем. Но это не помешает нам рассмотерть детали. Прекрасный кружевной чепец, украшенный розами и кокетливые кудряшки, из под него выглядывающие, тонкую полосу на шали, расшитую, похоже, тоже розами. Верхний рукав платья, тонкий и прозрачный, скорее всего, защищающий более нежную бледно розовую ткань нижнего рукава. Дама смотрит на нас чуть вопросительно, словно спрашивая - зачем вы меня отрываете от книги?
И совсем легко представить в доме этой дамы вот такую чернильницу в форме дыни.

Чернильница в форме дыни. 1830-е. Франция. Фабрика Жака Пти.

Фрагмент. Чернильница в форме дыни. 1830-е. Франция. Фабрика Жака Пти.
Фарфор, лепка, рельеф, роспись надглазурная, золочение.


Конечно же, это далеко не все экспонаты, которые можно увидеть на выставке. Есть ещё несколько прелестных платьев и шляпок, которые отказались фотографироваться из-за стека, отчаянно бликовавшего. Есть много прелестных мелочей, веера, сумочки, оплетёные бисером трости, шкатулки. Конечно же прекрасные портреты. А рядом в вазах стояти благоухают живые розы.

Розы живые.


Вот такие красавицы, например, выросли на даче у одной из сотрудниц музея. Невероятно крупные, красивые, ароматные. Прекрасное дополнени к экспозиции.
Приходите на выставку. Не пропустите встречу с прекрасной розой!

В рамках выставки пройдут:
* мастер-классы по декупажу и фотографии;
* лекции о сортах роз с рекомендациями по их выращиванию и размножению и многое другое.
Подробности можно найти .

Для юных художников в рамках выставки состоится художественный конкурс. Желающие принять в нем участие до 10 октября могут направить в Музей В.А. Тропинина рисунки с изображением розы, выполненные в любой технике (карандаш, тушь, гуашь, акварель, акрил, пастель, темпера и т. д.). Положение о конкурсе размещено