Меню Рубрики

«Проблематика поэмы Данте «Божественная комедия. Проблематика поэмы Данте «Божественная комедия Проблема жанра божественной комедии

Поэма "Божественная комедия" является вершиной творчества Данте. Поэма была задумана как "видение" - путешествие поэта загробным миром, и составляется с 3 частей: "Ада", "Чистилища", и "Рая".
Еще римские поэты изображали загробный мир. Жанр загробных путешествий стал популярным в средние века. Герой поэмы - сам Данте - воплощает в своем образе греховное человечество. Лишь бы выйти с залога греховности и политической анархии, оно через мир осуждения (Пекло), очищение (Чистилище) должно получить блаженство (Рай).
Под руководством Вергилия (символа земного ума) Данте оказывается в Аду - подземном миру, разделенному на 9 кол, потом поднимается на гору Чистилища, очищуеться от грехов и в сопровождении Беатриче (символ божественного ума) поднимается к Раю.
"Комедия" выходит за рамки жанра "видение": Данте рассматривает там вопрос богословия, морали, истории, науки, эстетичных понятий эпохи. Это поэтическая энциклопедия средних возрастов и раннего Возрождения. Богословские вопросы Данте чаще решает в духе Фомы Аквинского. Однако его религия носит частный характер, который обусловлено влиянием еретических и мистических учений XIII столетие
Центральное место в поэме занимают вопрос морали и политики, грехам Данте предоставляет политическую и социальную окраски. Политику обсуждают загробные жители всех трех миров. Данте - активный флорентийский гражданин - заботится не только о спасении души, но и о таком политическом устройстве, при котор не было бы распрей и люди жилы бы счастливо. Его волнует внутренняя флорентийская борьба за власть, судьба Италии, которая разрушалась войнами, падение авторитета церкви, столкновение папской и императорской власти, идеалмонархий.
Поражает в поэме негативное отношение автора к предателям, ко всем, кто желает нажить богатство нечестным путем (к таким людям принадлежат и служители церкви). Данте осуждает ростовщичество и продажа церковных должностей. Его идеал, выраженный в 17 песне "Рая" - патриархальная Флоренция прошлого
Личное отношение Данте к каждому из грешников - уважение к Латини, ненависть к Филиппо Ардженти - предоставляет особого колорита поэме. Данте выступает в ней одновременно и как личность, и как представитель человечества В целому
Согласно теме и жанру "Комедия" является аллегорией, которая была единственно оправданным видом искусства к тому времени. Произведение Данте тесно связанный с реальностью, отображает его время, создает лицо современников автора. Ярчайшими возникают в поэме обиды грешников "Ада", что не покаялись - трагические фигуры, которые не лишились своих страстей, - их характеры и судьбы раскрываются в исповеди и кратком описании жестов, позы, голоса. Упоминается и нежная Франческа, и Фарината, что пренебрегает Адом, смелый Улисс и злой Уголино, что видел гибель свойхдитей.
Менее выразительными есть образа грешников, которые покаялись в "Чистилище" - патриот Сорделло, ленивый Белаква, суровый Марк Ломбардський.
Особое место среди персонажей "Комедии" занимают Вергилий, Беатриче и сам поэт. Вергилий изображен как мудрый и снисходительный наставник, сумм делает его мягким и человечным. Беатриче автор изображает как символ божественной мудрости, а в отдельных эпизодах и просто как человека. Сам Данте возникает человеком гордой, страстной, нетерпимой и вместе с тем чуткой к человеческим страданиям. В поэме, где согласно ее средневеково-религиозному пафосу время осанок перед судом вечности, нет исторической перспективы. Персонажи всех времен и народов выступают рядом в каждой сцене
Проблематика "Божественной комедии" Данте имеет неоднозначный характер. Аллегоричность поэмы была подмечена еще во времена автора. Низменность образов на грешников, которые покаялись, и тех, что не смогли покаяться, тоже имеет аллегорическое значение. Политический подтекст предоставляет поэме особого звучания
Неравнодушие автора к политическим проблемам тогочасности выказывает в нем гражданина-патриота своей родины. Объединение философсько-религиозных, моральных и политических мотивов в поэме ставят ее в один ряд с наилучшими произведениями человечества всех времен и народов

Нередко из-за любви совершаются поступки, выходящие за рамки понимания. У поэтов же принято, испытав любовь, посвящать объекту чувств свои сочинения. Но если этот поэт — еще человек со сложной судьбой и при том не лишен гения, есть вероятность, что он способен написать одно из величайших произведений на свете. Таким был Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» - шедевр мировой литературы - продолжает быть интересной миру спустя 700 лет с момента ее создания.

«Божественная комедия» создавалась во второй период жизни великого поэта - период изгнания (1302 - 1321). К моменту начала работы над «Комедией» он уже искал пристанища для души и тела среди городов и государств Италии, а любовь всей его жизни Беатриче уже несколько лет как почила в покое (1290), став жертвой чумной эпидемии. Сочинительство было для Данте своего рода утешением в его непростой жизни. Вряд ли тогда он рассчитывал на всемирную славу или память в веках. Но гениальность автора и ценность его поэмы не позволили ему оказаться забытым.

Жанр и направление

«Комедия» - особое произведение в истории мировой литературы. Если смотреть в широком плане - это поэма. В более узком смысле определить ее принадлежность к одной из разновидностей этого жанра нельзя. Проблема здесь в том, что содержательно таких произведений больше нет. Ему и название придумать, которое бы отражало смысл текста, нельзя. «Комедией» сочинение Данте решил назвать Джованни Боккаччо, следуя логике аристотелевского учения о драме, где комедия была произведением, что начиналось плохо, а заканчивалось хорошо. Эпитет «божественная» придумали в XVI веке.

По направлению - это классическое сочинение итальянского Возрождения. Поэме Данте присуща особенная национальная изящность, богатейшая образность и точность. При всем этом поэт также не пренебрегает возвышенностью и свободой мысли. Все эти черты были свойственны именно возрожденческой поэзии Италии. Именно они образуют тот неповторимый стиль итальянской поэзии XIII - XVII веков.

Композиция

Если смотреть в целом, то основой поэмы является путешествие героя. Произведение представляет собой три части, состоящие из ста песен. Первая часть - «Ад». Она содержит 34 песни, в то время как «Чистилище» и «Рай» по 33 песни каждая. Выбор автора не случаен. «Ад» выделился как место, в котором не может быть гармонии, ну, и обитателей там больше.

Описание ада

«Ад» представляет собой девять кругов. Грешники там располагаются по степени тяжести их падения. За основу этой системы Данте взял «Этику» Аристотеля. Так, со второго по пятый круги наказывают за результаты человеческой невоздержанности:

  • во втором кругу — за похоть;
  • в третьем — за чревоугодие;
  • в четвертом — за скупость с расточительством;
  • в пятом — за гнев;

В шестом и седьмом за последствия зверства:

  • в шестом за лжеучения
  • в седьмом за насилие, убийства и самоубийства
  • В восьмом и девятом за ложь и все ее производные. Худшая участь у Данте ждет предателей. По логике современного, да и тогдашнего человека, наиболее тяжелым грехом является убийство. Но Аристотель, вероятно, считал, что желание убить человек контролировать может не всегда из-за звериной натуры, в то время как ложь - дело исключительно сознательное. Данте, очевидно, придерживался той же концепции.

    В «Аду» все политические и личные враги Данте. Также там он разместил всех тех, кто был другой веры, казался поэту аморальным и попросту жил не по-христиански.

    Описание чистилища

    «Чистилище» содержит семь кругов, которые соответствуют семи грехам. Их Католическая Церковь позже назвала грехами смертными (теми, что можно «замолить»). У Данте они расположены от тяжелейшего к наиболее терпимому. Сделал он так, потому что его путь должен представлять собой путь восхождения к Раю.

    Описание рая

    «Рай» исполнен в девяти кругах, названных в честь основных планет солнечной системы. Здесь христианские мученики, святые и ученые, участники крестовых походов, монахи, отцы Церкви, и, конечно же, Беатриче, которая находится не где-нибудь, а в Эмпирее - девятом кругу, который представлен в виде светящейся розы, что может трактоваться как место, где находится Бог. При всей христианской правоверности поэмы, Данте дает кругам Рая названия планет, что по смыслу соответствуют именам богов римской мифологии. Например, третий круг (Венера) - обитель влюбленных, а шестой (Марс) - место для воителей за веру.

    О чем?

    Джованни Боккаччо, когда писал сонет от имени Данте, посвященный цели поэмы, сказал следующее: «Развлечь потомков и наставить в вере». Это и правда так: «Божественная комедия» может служить наставлением в вере, ведь она основана на христианском учении и наглядно показывает, что и кого ждет за непослушание. И развлечь, что называется, она может. Учитывая, например, то, что «Рай» - самая нечитаемая часть поэмы, так как вся зрелищность, что любит человек, описана в двух предыдущих главах, ну, или тот факт, что произведение посвящено любви Данте. Более того, та функция, что, как сказал Боккаччо, развлекает, может даже поспорить в своей значимости с функцией назидания. Ведь поэт, безусловно, был больше романтиком, нежели сатириком. Он писал о себе и для себя: все, кто ему мешал жить, - в аду, поэма - для его возлюбленной, а спутник и наставник Данте - Вергилий - любимый поэт великого флорентийца (известно, он знал его «Энеиду» наизусть).

    Образ Данте

    Данте является главным героем поэмы. Примечательно, что во всей книге его имя не указано нигде, кроме, разве что, обложки. Повествование идет от его лица, а все остальные персонажи называют его «ты». Рассказчик и автор имеют много общего. «Сумрачный лес», в котором оказался первый в самом начале, - это изгнание реального Данте из Флоренции, момент, когда он действительно был в смятении. А Вергилий из поэмы - это сочинения римского поэта, что существовали для изгнанника в действительности. Как его поэзия вела Данте сквозь трудности здесь, так и в загробном мире Вергилий является его «учителем и примером любимым». В системе персонажей древнеримский поэт также олицетворяет мудрость. Наиболее хорошо показывает себя герой в отношении к грешникам, которые обидели его при жизни лично. Некоторым из них он даже говорит в поэме, что они того заслужили.

    Темы

    • Главная тема поэмы - любовь. Земную женщину поэты эпохи Возрождения стали возвышать до небес, нередко называя Мадонной. Любовь, по Данте, — причина и начала всего. Она - стимул для написания поэмы, причина его путешествия уже в контексте произведения, а главное, причина начала и существования Вселенной, как и принято считать в христианской теологии.
    • Назидание - следующая тема «Комедии». Данте, как и все в те времена, чувствовал большую ответственность за земную жизнь перед миром небесным. Для читателя он может выступать как учитель, который каждому дает по заслугам. Понятно, что в контексте поэмы обитатели загробного мира расположились так, как их описывает автор, волей Всевышнего.
    • Политика. Сочинение Данте можно смело называть политическим. Поэт всегда верил в преимущества власти императора и хотел такой власти для своей страны. Всего его идеологические враги, а также враги империи, вроде убийц Цезаря, испытывают самые страшные страдания в аду.
    • Сила духа. Данте нередко впадает в смятение, оказавшись в загробном мире, но Вергилий велит ему этого не делать, не останавливаясь ни перед какой опасностью. Однако даже при необычных обстоятельствах герой показывает себя достойно. Не бояться вообще он не может, так как является человеком, но даже для человека его страх незначителен, что есть пример образцовой воли. Эта воля не сломалась ни перед трудностями в реальной жизни поэта, ни в его книжном приключении.
    • Проблематика

      • Борьба за идеал. Данте стремился к своим целям как в реальной жизни, так и в поэме. Будучи некогда политическим активистом, он продолжает отстаивать свои интересы, клеймя всех тех, кто с ним в оппозиции и поступает плохо. Автор, конечно, не может назвать себя святым, но тем не менее он берет на себя ответственность, распределяя грешников по их местам. Идеалом в этом вопросе для него является христианское учение и собственные взгляды.
      • Соотнесение мира земного и загробного. Многие из тех, кто жил, по мнению Данте, или по христианскому закону, неправедно, но, например, в свое удовольствие и с выгодой для себя, тот в аду оказывается в самых страшных местах. В тоже время в раю находятся мученики или те, кто при жизни прославился великими и полезными делами. Концепция наказания и награды, разработанная христианской теологией, существует в виде морального ориентира для большинства людей и сегодня.
      • Смерть. Когда скончалась его возлюбленная, поэт очень горевал. Его любви не суждено было сбыться и получить воплощение на земле. «Божественная комедия» — попытка хоть ненадолго воссоединиться с навсегда потерянной женщиной.

      Смысл

      «Божественная комедия» выполняет все те функции, которые заложил автор в это произведение. Она является нравственным и гуманистическим идеалом для каждого. Чтение «Комедии» вызывает множество эмоций, через которые человек узнает, что есть хорошо, а что плохо, и испытывает очищение, так называемый «катарсис», как окрестил это состояние духа Аристотель. Через страдание, испытанное в процессе чтения бытоописания ада, человек постигает божественную мудрость. В результате он относится к своим поступкам и мыслям более ответственно, ведь справедливость, заложенная свыше, покарает его грехи. В яркой и талантливой манере художник слова, будто иконописец, изобразил сцены расправы с пороками, которые просвещают простонародье, популяризируя и разжевывая содержание Священного писания. Аудитория Данте, конечно, более взыскательна, ведь грамотна, обеспечена и прозорлива, но, тем не менее, не чужда греховности. Таким людям было свойственно не доверять прямому морализаторству проповедников и теологических трудов, и тут на помощь добродетели приходит изысканно написанная «Божественная комедия», которая несла тот же просветительский и нравственный заряд, однако делала это по-светски утонченно. В этом оздоровительном влиянии на тех, кто обременен власть ю и деньгами, и выражается главная идея произведения.

      Идеалы любви, справедливости и силы человеческого духа во все времена являются основой нашего бытия, и в сочинении Данте они воспеты и показаны во всей своей значимостью. «Божественная комедия» учит человека стремиться к высокому предназначению, которым его удостоил Бог.

      Особенности

      «Божественная комедия» имеет важнейшее эстетическое значение из-за затронутой в ней темы человеческой любви, превратившейся в трагедию, и богатейшего художественного мира поэмы. Все вышесказанное, в сумме с особым поэтическим складом и небывалой функциональной разноплановостью, делают это произведение одним из наиболее выдающихся в мировой литературе.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Называя свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией. Комедия – поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке; трагедия – всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным финалом.

«Божественная комедия» - плод всей второй половины жизни и творчества Данте. Данте как последний великий поэт Средневековья.

(По Данте) сюжет «Божественной Комедии» - сам человек, поскольку, поступая праведно или неправедно в силу своей свободной воли, он подлежит награждающему или карающему Правосудию; цель поэмы - «вывести людей из их бедственного состояния к состоянию блаженства».

«Божественная комедия» отличается четкой и продуманной композицией : она разделена на три части («кантики»), каждая из которых изображает одну из трех частей загробного мира, согласно католическому учению, - ад, чистилище или рай. Каждая часть состоит из 33 песен (что должно напоминать о годах жизни Иисуса Христа), и каждая из кантик кончается одним и тем же словом – звезды (stelle). К первой кантике добавлена еще одна песнь-пролог, так что всего получается 100 песен (100 здесь фигурирует как число совершенства). Вся поэма написана трехстрочными строфами – терцинами. Это господство в композиционной и смысловой структуре поэмы числа 3 восходит к христианской идее о троице и мистическом значении числа 3. На этом числе основана вся архитектоника загробного мира «Божественной комедии», продуманная поэтом до мелочей: три символических жены, три цвета, в которые облечена Беатриче, три символических зверя, три пасти Люцифера и столько же грешников, им пожираемых; тройственное распределение Ада с девятью кругами и девять небесных сфер.



При всей своей оригинальности поэма Данте имеет различные средневековые источники. Фабула поэмы воспроизводит схему популярного в средневековой литературе жанра «видений» или «хождений по мукам» - о тайнах загробного мира.

Тема загробных «видений» разрабатывалась в аналогичном направлении в средневековой литературе и за пределами Западной Европы (древнерусский апокриф «Хождение Богородицы по мукам» XII в., мусульманское предание о видении Магомета, созерцавшего в пророческом сне мучения грешников в аду и райское блаженство праведников.

Сюжет

Согласно католической традиции загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осужденные грешники, чистилища – местопребывания искупающих свои грехи грешников – и рая – обители блаженных. Данте детализирует это представление и описывает устройство загробного мира, с графической определенностью фиксируя все детали его архитектоники.

Во вводной песне Данте рассказывает, как он, достигши середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трех диких зверей (олицетворяющих пороки), загораживавшие ему путь к выходу (истине), сопроводил Данте по просьбе Беатриче в странствии по загробному миру. Вместе они проходят по Аду, а затем Данте отправляется в Чистилище и Рай. На своем пути Данте встречает своих родственников, знакомых и известных политических и культурных деятелей того времени.

Избрав отправной точкой отсчета 1300 год, он смотрит из своего 1306 года как провидец и «распределяет» рукой поэта кару и милость по заслугам героев, отводя им места в различных локациях загробного мира. Он также обобщает весь свой накопленный духовный и познавательный опыт, применяет свои знания на практике, что следует из многочисленных, разбросанных в тексте комедии отсылок к различным наукам: астрономия, астрология, история, политика и т.д.

Ад. Пройдя преддверие ада, населенное душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб, где пребывают души добродетельных язычников, не познавших истинного Бога, однако приблизившихся к этому познанию и за то избавленных от адских мук. Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры – Аристотеля, Эврипида и т.д.

Следующий круг заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти. Среди носимых диким вихрем Данте видит Франческу да Римини и ее возлюбленного Паоло, павших жертвой запретной любви друг к другу. По мере того как Данте, сопутствуемый Вергилием, спускается все ниже и ниже, он становится свидетелем мучений чревоугодников, принужденных страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте.

За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи (среди них император Фридрих II, папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращенные в деревья, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов, муки которых весьма разнообразны.

Наконец Данте проникает в последний, IX круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников. Здесь обитель предателей и изменников, из них величайшие: Иуда Искариот, Брут и Кассий. Их грызет своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обреченный на заключение в центре земли. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы.

В построение картины Ада Данте исходил из христианской модели мира. По Данте Ад представляет воронкообразную пропасть, которая, сужаясь, достигает центра земли. Ее склоны опоясаны концентрическими уступами, «кругами» Ада. Реки преисподней (Ахерон, Стикс, Флегетон) – Лета, река омовения и забвения, стоит особняком, хотя воды ее так же стекают к центру земли – это, в сущности, один поток, образуемый слезами Критского Старца и проникающий в недра земли: сначала он появляется как Ахерон (по-гречески, «река скорби») и опоясывает первый круг Ада, затем, стекая вниз, образует болото Стикса (по-гречески, «ненавистный»), которое омывает стены города Дита, окаймляющие пропасть нижнего Ада; еще ниже он становится Флегетоном (по-гречески, «жчучий»), кольцеобразной рекой кипящей крови, потом, в виде кровавого ручья пересекает лес самоубийц и пустыню, откуда шумным водопадом низвергается вглубь, чтобы в центре земли превратиться в ледяное озеро Коцит. Люцифера (он же Вельзевул, дьявол) Данте называет Дит (Dis), это латинское имя царя Аида, или Плутона, сына Кроноса и Реи, брата Зевса и Посейдона.

Происхождение Ада по Данте таково: Восставший против бога ангел (Люцифер, Сатана) вместе со своими сторонниками (демонами) был низвергнут с девятого неба на Землю и, вонзившись в нее, пробил впадину до самого центра Земли, Вселенной и всемирного тяготения: дальше падать уже некуда – и застрял там в вечных льдах. Образовавшаяся воронка – подземное царство – это и есть Ад, ждущий грешников, которые по ту пору еще и не родились, поскольку Земля была безжизненной. Зияющая рана Земли тут же затянулась. Сдвинутая в результате столкновения, вызванного падением Люцифера, земная кора закрыла основание конусообразной воронки, вспучившись в середине этого основания горой Голгофой, а с противоположной стороны воронки – горой Чистилища. Вход в подземелье Ада остался сбоку, близ края углубления, на территории будущей Италии. Многие образы (реки преисподней, вход в нее, топология) были взяты Данте из античных источников (Гомер, Вергилий).

Часто Данте иллюстрирует описываемые мучения грешников картинами природы, чуждой средневековым описаниям, а саму мертвую стихию ада – явлениями живого мира. Например, предатели, погруженные в ледяное озеро, сравниваются с лягушками, которые «выставить ловчатся, чтобы поквакать, рыльца из пруда», а наказание лукавых советников, заключенных в огненные языки, напоминает поэту долину, наполненную светляками, в тихий вечер в Италии. Адский вихрь в V песне сравнивается с полетом скворцов: «И как скворцов, уносят их крыла,/В дни холода, густым и длинным строем,/

Там эта буря кружит духов зла,/Туда, сюда, вниз, вверх, огромным роем».

Чистилище. Миновав узкий коридор, соединяющий центр земли со вторым полушарием, Данте и Вергилий выходят на поверхность земли. Там, на середине окружённого океаном острова, высится в виде усеченного конуса гора – чистилище, подобно аду состоящее из ряда кругов, которые сужаются по мере приближения к вершине горы. Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь P («peccatum» – грех), то есть символ семи смертных грехов. По мере того как Данте поднимается все выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, начертанных стражем чистилища. Круги последнего населены душами грешников, искупающих свои прегрешения. Здесь очищаются гордецы, принужденные сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники, гневливые, нерадивые, алчные и т.д. Вергилий доводит Данте до врат рая, куда ему, как не знавшему крещения, нет доступа.

Рай. В земном раю Вергилия сменяет Беатриче, восседающая на колеснице (аллегория торжествующей церкви). Она побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его, просветленного, на небо. Заключительная часть поэмы посвящена странствованиям Данте по небесному раю. Последний состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам (согласно распространенной тогда Птолемеевой системе): сферы Луны, Меркурия, Венеры и т. д., за ними следуют сферы неподвижных звезд и хрустальная, - за хрустальной сферой расположен Эмпирей, - бесконечная область, населенная блаженными, созерцающими бога, - последняя сфера, дающая жизнь всему сущему. Пролетая по сферам, Данте видит императора Юстиниана, знакомящего его с историей Римской империи, учителей веры, мучеников за веру, чьи сияющие души образуют сверкающий крест; возносясь все выше и выше, Данте видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» - местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Создателем.

Каждой из трех кантик поэмы присущ свой основной красочный фон : «Аду» - мрачный колорит, густые зловещие краски с преобладанием красной и черной: «А над пустыней медленно спадал/ Дождь пламени, широкими платками/ Как снег в безветрии нагорных скал...» «Так опускалась вьюга огневая/ И прах пылал, как под огнивом трут...», «У всех огонь змеился над ступнями...» ; «Чистилищу» - мягкие, бледные и туманные цвета, свойственные живой природе, появляющейся там (море, скалы, зеленеющие луга, деревья): «Дорога здесь резьбою не одета; / стена откоса и уступ под ней - / Сплошного серокаменного цвета»; «Раю» - ослепительный блеск и прозрачность, лучезарные краски чистейшего света.

Аналогично каждой из частей свойственно и свое музыкальное офомление : в аду - это рычание, грохот, стоны, в раю звучит музыка сфер.

5. Трагический злодей: сравнительный анализ пьес У. Шекспира: "Ричард III" и "Мак­бет"

В произведениях непосредственно после короля «Лира» - в «Макбете» и «Кориолане» - носитель зла становится главным героем пьесы. Именно такое построение трагедии позволило Шекспиру наиболее полно сконцентрировать внимание зрителей на внутренних закономерностях, которые присущи характерам подобного рода, определяют эволюцию этих персонажей и в конечном итоге - их судьбу, как и участь других действующих лиц.

К способу построения пьесы, избранному для «Макбета», Шекспир прибегнул не впервые. Среди ранних произведений Шекспира имеется хроника, композиционные особенности которой в значительной степени предвосхищают композицию «Макбета», - это «РичардIII», пьеса в центре которой стоит образ кровавого преступника, проложившего себе путь к трону.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

данте божественный комедия ад

Основное произведение Данте, принесшее поэту мировую славу, - «Божественная комедия». Поэма не только является итогом развития идейно-политической и художественной мысли Данте, но и дает грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, перекидывая от нее мост к культуре Возрождения. Именно как автор «Божественной комедии» Данте является в одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени. Все противоречия идеологии Данте, отраженные в других его произведениях, все многообразные аспекты его творчества как поэта, философа, ученого, политика, публициста слиты здесь в величавое, гармоничное художественное целое.

Сам Данте назвал поэму просто «Комедия», употребив это слово в чисто средневековом смысле: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с благополучным началом и печальным концом, а комедией - всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом. Таким образом, в понятие «комедия» во времена Данте не входили ни драматургическая специфика этого жанра, ни установка обязательно вызвать смех. Что касается эпитета «божественная» в заглавии поэмы, то он не принадлежит Данте и утвердился в XVI в., притом отнюдь не с целью обозначения религиозного содержания поэмы, а исключительно как выражение ее поэтического совершенства.

Данте показывает в поэме целую галерею живых людей, наделенных различными страстями. Он едва ли не первый в западноевропейской литературе делает предметом поэзии изображение человеческих страстей, причем для нахождения полнокровных человеческих образов спускается в загробный мир. В отличие от средневековых «видений», дававших самое общее, схематическое изображение грешников, Данте конкретизирует и индивидуализирует их образы. Все персонажи «Божественной комедии», в особенности ее первой кантики, наиболее сильной в художественном отношении, глубоко отличны друг от друга, хотя и обрисованы лишь двумя-тремя штрихами. Умение нарисовать образ на самом узком пространстве - одна из основных черт изумительного поэтического мастерства Данте, не имеющего в этом отношении равных себе во всей мировой поэзии. Это мастерство носит у него чисто реалистический характер.

Объект исследования - «Божественная комедия» Данте, предмет исследования - одна из проблем, затронутая Данте в своей поэме.

Цель работы - рассмотреть проблему очищения и искупления человечества. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть композицию «Божественной комедии»;

Выяснить, как Данте решает проблему очищения и искупления человечества.

1. Композиция «Божественной комедии»

Как и другие произведения Данте, «Божественная комедия» отличается необыкновенно четкой, продуманной композицией. Поэма делится на три большие части («кантики»), посвященные изображению трех частей загробного мира, согласно учению католической церкви, - ада, чистилища и рая. Каждая из трех кантик состоит из 33 песен, причем к первой кантике добавляется еще одна песнь (первая), носящая характер пролога ко всей поэме. Так получается общее число 100 песен при одновременно проводимом через всю поэму троичном членении, находящем выражение даже в стихотворном размере поэмы (она написана трехстрочными строфами - терцинами).

Господство в композиционной структуре поэмы числа 3 и производного от него 9 объясняется его мистическим значением (символизация христианской идеи о троице). Уже в «новой жизни» число 9 таинственным образом сопутствовало всем значительным событиям в личной жизни поэта. В «Божественной комедии» на числах 3 и 9 основана вся архитектоника загробного мира. Она продумана Данте до малейших подробностей, вплоть до точного обозначения всех пространственных и временных моментов. Сюда можно добавить, что каждая кантика кончается одним и тем же словом «звезды», что имя Христа рифмуется только с самим собой и в аду вовсе не упоминается, как и имя Девы Марии, и т.д.

2. Проблема очищения и искупления человечества в «Божественной комедии» Данте

Девять кругов ада

Герой поэмы проходит через Ад и Чистилище и попадает в Рай, что символизирует очищение главного героя и искупление всего человечества.

Поэт О.Э. Мандельштам советовал для повторного чтения «Божественной комедии» запастись «парой неизносимых швейцарских башмаков с гвоздями» Мандельштам О. С. Разговор о Данте. - М.: Художественная литература, 1987. - С. 17. . Так он образно охарактеризовал душевный труд, необходимый, чтобы пройти вместе с Данте весь его путь и постичь смысл поэмы.

Вот, ведомый Вергилием, Данте проходит врата Ада и приближается к берегам Ахерона - одной из трех рек подземного царства, - на которых мечутся сонмы грешных душ. Многим из них суждено навечно остаться «у входа» в мучительном ожидании решения своей участи.

То горестный удел

Тех жалких душ, что прожили, не зная

Ни славы, ни позора смертных дел Данте А. Божественная комедия. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 15.

Поясняет Вергилий. Это, быть может, более всего ненавистная Данте порода людей - «вовек не живший», «жалкий люд», те, кто предпочитает уклониться от схватки. Слепни и осы тучами вьются над их нагими душами. Здесь читатель сталкивается с одним из многих парадоксов поэмы: души, т.е. бестелесные сущности, в Аду испытывают вполне плотские мучения. Даже перестав быть людьми и превратившись в нечто иное, например, в кусты и деревья (как самоубийцы из седьмого круга Ада), они страдают от физической боли. Когда Данте отломил сучок растущего на его пути терновника, «ствол воскликнул: «Не ломай, мне больно». В надломе кровью потемнел росток…»Данте А. Указ. соч. С. 55. . Эта двойственность проявляется и в «Чистилище»: страдальцы наказуемы телесно (так, у завистливых глаза зашиты железной нитью), но, пытаясь обнять одну из встреченных «милых» теней, поэт наталкивается на пустоту.

В оценке грехов Данте следует за греческим философом Аристотелем.

В верхнем Аду (первом - пятом его кругах) он помещает души грешников, наказуемых за невоздержанность - сладострастие, чревоугодие, скупость, расточительность, гневливость, т.е. за пороки не столь тяжкие; а в нижнем - души тех, кто караем за зло, совершённое сознательно и преднамеренно: насилие, обман и предательство. Самого Аристотеля вместе с другими жившими до пришествия Христа мудрецами и поэтами древности, а также средневековыми философами-мусульманами Аверроэсом (Ибн Рушдом) и Авиценной (Ибн Синой) Данте помещает в первом круге Ада - Лимбе. Души Гомера, Горация, Овидия, Платона, Демокрита, Сенеки не претерпевают в Лимбе никаких мучений, прогуливаясь по зелёному лугу внутри стен высокого замка. Они лишь печальны оттого, что пребывают в вечной полутьме, лишённые света истинной веры.

Нижний Ад ограждают железные стены дьявольского города Дита. Внутри, в шестом круге, караются еретики, лежащие в огненных гробах. Среди них - один из самых известных политических деятелей Флоренции XIII в. Фарината дельи Уберти: он восстаёт навстречу Данте по всём своём несломленном величии.

В трех поясах седьмого круга, который отделяется от шестого глубоким обрывом, Данте помещает богохульников и насильников над ближними и собой (самоубийц). Тираны-убийцы варятся в алом кипятке под надзором кентавров; ветви деревьев, в которые превратились самоубийцы, клюют птицы-гарпии; богохульников сжигает пламя огненного дождя.

Еще ужаснее мучения обитателей восьмого круга, состоящего из десяти Злых Щелей. Он находится в пропасти, куда низвергается адская река Флегетон. Данте и Вергилий спускаются сюда на спине планирующего вниз Гериона - диковинного пёстро раскрашенного дракона с человеческим лицом, воплощающего обман и коварство. В восьмом круге наказуются разного рода обманщики: сводники, обольстители, лживые прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, фальшивомонетчики, льстецы и клеветники. Среди них Данте поместил основателя ислама Магомета и множество римских паи и монахов, исторических деятелей и даже литературных персонажей.

Преодолев Злые Щели, путники приближаются к девятому кругу - самой бездне Ада, на дне которого застыло озеро-болото Коцит: на его поверхность Данте и Вергилия переносит в своей ладони гигант Антей. В лёд Коцита вморожены те, кто изменил родным, отечеству, единомышленникам, гостям и благодетелям. В центре Ада Данте видит вмёрзшего в лед Люцифера: у него три пасти, и из каждой торчат терзаемые тела величайших в истории предателей: Иуды Искариота, Брута и Кассия. Ученик Иисуса Христа, выдавший его властям, и убийцы римского правителя Юлия Цезаря почти уравнены в их злодеяниях, так как Данте видел в Священной Римской империи (формально она продолжала существовать и после крушения Рима) ту единственную силу, которая могла бы положить конец постоянным распрям и раздорам внутри его родной Италии Данте А. Указ. соч. С.147 - 148. .

Путь к спасению

В момент лицезрения величайшего Зла Данте оказывается на границе жизни и смерти: «Я не был мёртв, и жив я не был тоже…». Ритуал инициации - получения высшего знания - предполагает прохождение испытуемого через такую временную смерть. Вергилий приводит подопечного в чувство и приказывает ему обнять себя, а сам, улучив момент, вцепляется в шерсть на груди Люцифера и начинает спуск-подъём по телу исполина.

Достигнув середины туловища «червя», пронзившего собой Землю, в средоточии земного тяготения Данте и Вергилий переворачиваются головами вниз и вновь оказываются в нормальном положения. Под их ногами зияет бездна преисподней, а над головами простирается небо Южного полушария. Они выходят из подземелья как раз у подножия Чистилища.

В семи кругах Чистилища переживают искупительные страдания души тех, для кого дорога в Рай не закрыта, кто не утратил веры в грядущее блаженство. Грехи могут быть отпущены после того, как согрешивший познает высшую целесообразность бытия. Некоторые из пороков те же, за которые караются грешники в верхнем Аду: скупость и расточительство, чревоугодие и сладострастие. Но порождены они не склонностью к злу, а любовью к «пустому благу». Ждут избавления и гордецы (Данте высказывает опасение, что его после смерти ожидает именно эта участь), завистники, гневливые, склонные к унынию. Среди тех, кого путники встречают в Чистилище, - композитор и певец Казелла; флорентийский мастер по лютням Белаква; латинский поэт Стаций; трубадур Арнаут Даниэль, которого Данте в трактате «0 народном красноречии» ставил выше всех поэтов Прованса; создатель «нового сладостного стиля» Гвидо Гвиницелли и друг Данте поэт-сатирик Форезе Донати. Все эти творцы небезгрешны, но автор поэмы не может обречь их на вечные муки Данте А. Указ. соч. С. 261. .

Пройдя Чистилище, создатель «Божественной комедии» оказывается избавленным от грехов и может вступать в Земной Рай. В очередном сне-видении он созерцает пышную процессию. Описанию этого «видения в видении», «сна во сне» посвящены последние шесть песен «Чистилища». Перед Данте предстают старцы, танцующие нимфы и влекущий колесницу Грифон - зверь с туловищем льва, орлиными крыльями и орлиной головой, символизирующий Христа. Колесница переливается золотом, манит белизной лилий и пурпуром роз. По одну сторону от неё кружатся в танце три женщины - алая, изумрудная и белая, символизирующие веру, надежду и любовь, по другую - четыре нимфы в одеяниях пурпурного цвета, аллегории добродетелей. Когда шествие останавливается, перед глазами Данте предстает женщина на колеснице «в пенке олив, под белым покрывалом… облачена в зелёный плащ и в платье огнеалом».

Охваченный волнением, Данте по привычке ищет поддержки у Вергилия, но его пожатый исчезает так же внезапно, как и появился. А с колесницы звучат вещие слова: «Взгляни смелей! Да, да, я - Беатриче» Данте А. Указ. соч. С. 281. . Возлюбленная поэта оставила своё место в высшем сонме блаженных, чтобы стать проводницей Данте на последнем этапе его пути.

Рай - самая отвлечённая и вместе с тем наиболее лирическая часть «Комедии». При этом в ней немало эпизодов, прямо связанных с политической злободневностью, таких, как встреча Данте с его предком Каччагвидой. Герой Крестовых походов не только рассказывает об истории родного юрода и всех флорентийских родов, о тех временах, когда «Флоренция, меж древних стен, бессменно жила спокойно, строго и смиренно». Он же предсказывает Данте его изгнание. Натуралистическая пластичная живописность «Ада» и одухотворённая игра красок «Чистилища» сменяются в «Рай» описаниями различных световых эффектов. С их помощью Данте стремится изобразить неизобразимое ликование душ праведников и собственное состояние, когда любовь возносит его за пределы сотворённого Богом мироздания;

…Я понял, что прилив каких-то сил

Меня возносит, надо мной подъемля,

Он новым зреньем взор мой озарил,

Таким, что выдержать могло бы око,

Какой бы яркий пламенъ ни светил.

И свет предстал мне и образе потока… Данте А. Указ. соч. С. 431.

В ослепительно - огненном Эмпирее Данте созерцает Райскую розу, в лепестках которой сияют души праведников, престол Девы Марии и, наконец, предстаёт пред лицом Бога.

Приобщившись к Божественной любви, поэт оказывается символически спасенным. Странствие Данте - это иносказательное изображение пути к спасению всего человечества, которое, невзирая на грехопадение, на всё зло и все мерзости, которые творились и творятся на земле, также спасено - силой Божественной любви.

Заключение

Поэма Данте, принятая народом, для которого она была написана, стала своеобразным барометром итальянского народного самосознания: интерес к Данте то возрастал, то падал соответственно колебаниям этого самосознания. Особенным успехом «Божественная комедия» пользовалась в XIX веке, в годы национально-освободительного движения, когда Данте начали превозносить как поэта-изгнанника, мужественного борца за дело объединения Италии, видевшего в искусстве могучее орудие борьбы за будущее человечества.

Духовная мощь творения Данте привлекала к нему взоры читателей на протяжении столетий. В их числе, естественно, выделяются читатели-творцы.

Пушкин первый из русских поэтов начал писать стихи дантовскими терцинами (трёхстишиями).

Гоголь выстраивал план «Мертвых душ» с оглядкой на композицию «Божественной комедии». Поэту-символисту Вячеславу Иванову принадлежит лучший перевод «Рая» на русский язык.

Александр Блок говорил о себе образами Данте: «…я стою среди пожарищ, обожжённый языками преисподнего огня».

В поэзии Осипа Мандельштама немало образов-отголосков из произведений Данте, ему принадлежит блистательное эссе «Разговор о Данте».

Список использованной литературы

1. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. - М.: Художественная литература, 1989.

2. Величайшие творения человечества. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

3. Данте А. Божественная комедия. - М.: Художественная литература, 1986.

4. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 2000.

5. Мандельштам О.С. Разговор о Данте. - М.: Художественная литература, 1987

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности социально-политического развития Италии в ХIII–ХIV вв. Жизнь и деятельность Данте. Жанр и сюжет "Божественной комедии", особенности композиции. История названия поэмы. Основные образы комедии, их значение. Народность великой поэмы Данте.

    реферат , добавлен 20.03.2009

    История жизни и творчества Данте Алигьери, неотделимая от событий политической жизни Италии XIII в. Исследование содержания и мотивов написания «Божественной комедии», нравственно-религиозного предназначения и общественно-политического звучания поэмы.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2010

    Способ мышления человека в эпоху Возрождения, ее стилевой облик. Величавая поэма Данте "Божественная комедия", возникшая на рубеже двух эпох и запечатлевшая образы культуры западного Средневековья. Предпосылки создания произведения великим флорентийцем.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2011

    "Божественная комедия" Данте-как предвестник новой европейской литературы. Жизнь и творчество Данте А. – его шествие "по кругам ада". Эпическая поэма Данте-поэтическая энциклопедия средних веков. Художественное своеобразие "божественной комедии" Данте.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2008

    Любовь к Биче Портинаре, политическая жизнь Данте, обвинение во взяточничестве и приговор к изгнанию на два года. Написание "Божественной комедии", история и время создания. Художественные особенности и поэтика "Божественной комедии", мастерство Данте.

    реферат , добавлен 10.10.2009

    Жизнь Данте Алигьери - итальянского поэта, богослова, политического деятеля. Биография: образование, первые поэтические шаги. Влияние общественной и политической жизни Италии на творчество. "Божественная комедия" - синтез позднесредневековой культуры.

    презентация , добавлен 18.04.2015

    "Божественная комедия" Данте Алигьери - величайший памятник итальянской литературы, средневековая энциклопедия философских, моральных, богословских знаний; аллегорическое описание человеческой души с ее пороками, страстями, радостями и добродетелями.

    презентация , добавлен 24.01.2012

    Проблема изучения ренессанских представлений о человеке. Историческая достоверность автобиографии, ее элементы в произведениях Д. Алигьери, "Божественная комедия" как вершина творчества автора. Анализ автобиографии в творчестве Данте в поэзии акмеизма.

    дипломная работа , добавлен 22.04.2013

    Важнейшие культурные особенности итальянского средневековья. Влияние Флоренции на становление проторенессанса. Жизнь и творчество Данте Алигьери. Любовь как определяющий фактор становления личности поэта. Анализ произведения "Божественная комедия".

    курсовая работа , добавлен 10.06.2013

    "Исповедь" Аврелия Августина как один из культовых примеров христианской литературы. Пример "богопользования" в произведении Петра Абеляра "История моих бедствий". "Божественная комедия" Данте как образец любви к Богу в литературе эпохи Возрождения.

Сам Данте называет свое произведение просто «Комедия». Значение средневековое – тогда так называлось то, что начиналось плохо, а заканчивалось хорошо. Трагедия – наоборот. От ада до рая.

«Божественная» добавилась только в 16 веке, потому что стиль признан образцовым. Третья задача Данте – в изгнании отчетливо проявилось стремление Данте помочь людям стать совершеннее, обрести гармонию. Необыкновенное самомнение.

1301 – изгнание, считает, что заблудился на жизненном пути, переносит это состояние на все человечество. Эгоцентризм – абсолютизирует свои чувства и мнения. Человечество надо привести к Богу, сам Данте приходит к нему через любовь к Беатриче.

Сюжетом комедии Данте избирает состояние души после смерти, он хотел аллегорически показать, что человек в силу свободы воли подчинен правосудию, награждающему или карающему.

Поэма на итальянском, много критики со стороны сторонников Данте. Но Данте говорил, что хочет быть понятным тысячам, а не десяткам. Уже первые песни принесли ему популярность и среди знати, и среди простых людей. Литературное произведение воспринималось буквально. Человек Средневековья верил в магию слова – все политические противники в 6-м круге.

Жанр произведения – видение, очень популярный. Большое отличие: герой средневековых видений всегда существо пассивное, только воспринимает то, что ему показывают. Герой Данте отличается активностью, это роднит его с Эпохой Возрождения. Активность проявляется в том, что он всегда сам высказывает оценку деятельности грешников.

Личное отношение. Нет выдуманных персонажей – литературные герои, исторические деятели и современники Данте. Взаимоотношения в реальной жизни играли большую роль. «Божественная комедия» написана очень сложно. Ее следует понимать в 4 смыслах: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический (влекущий ввысь). Буквальный: изображение судеб людей после смерти. Аллегорический: вскрыть идею возмездия и удержать человека от зла – цель Данте. Моральный: стремление человека к единству и гармония с богом. Анагогический – стремление поэта воспеть благодатную силу любви к Беатриче, прояснившую сознание поэта, и показать, как через любовь к Беатриче он пришел к богу.

Идея: все в этом мире взаимосвязано. Воздаяние зависит от человеческого поведения. Реальной жизни хотел противопоставить идеальный мир вечности, который имеет единое начало. Идея вселенской гармонии отражается в гармони произведения. Ад – авторские нюансы. Появился, когда Люцифер свергнут, земля отшатывается от него, летящего на землю, он вмерзает. Из вод южного полюса поднимается в противовес чистилище в виде усеченного конуса, на вершине которого – рай. 9 кругов ада. У чистилища семь уступов, а еще предчистилище и земной Рай. Небесных сфер девять, 10 – эмпирей, где обитает господь.

Идея троицы: три части поэмы (кантики), каждая из 33 песен, в целом 100 песен. Пролог ко всему. Героев тоже три: Беатриче, Данте и Вергилий. Беатриче появляется только в третьей части, Вергилий - в первых двух. Нет вымышленных персонажей. Одно толкование главных лиц: Данте – человек, Вергилий – разум, Беатриче – душа. Другое, более сложное: Данте – душа человека, Вергилий – та степень разумности и мудрости, которую может постичь человек на земле, Беатриче – божественное откровение. В жизни ее постичь нельзя.

Особая рифма – терцина. Она уходит в бесконечность. В главах Ада и чистилища не встречается имя Христа и девы Марии, всегда завуалировано, в третьей части они рифмуются только с самим собой.

В прологе: начало с одной стороны простое, с другой – очень сложное. Данте находится на середине жизненного пути. В средневековье это было 35 лет. Так что это примерно 1300 год. Он заблудился, и считает, что все человечество тоже заблудилось. Время года – весна, потому что в момент его нисхождения в ад он говорит, что попал под те же звезды, что и когда встретил Беатриче, а встретил он ее весной. Божий мир был создан весной. Весна – начало.

Церковь тяготела к унификации, а здесь мы видим авторское эго. Эго Данте необычно. На его пути ему мешают три символических зверя – три самых страшных греха по мнению Данте. Это пантера (рысь), лев и волчица. Рысь – сладострастие, пантера – олицетворение олигархической власти во Флоренции. Рысь он обходит. Лев – это гордость, а также политическая тирания монарха и государства, он был на гербе Флоренции. Обходит и его. Самое страшное – алчность, волчица. В широком смысле. Вергилий, его послала Беатриче. Данте не хочет спускаться в ад, его пугает надпись над вратами ада. Вергилий уговаривает именем Беатриче, она не просто женщина.

Данте обращается к страстям первым в мировой литературе, делает их предметом изображения. Человеческий образ. Пословица: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями». Грешники в высших кругах ада чаще всего попадают туда за благие намерения. Низшие круги - закоренелые преступники, но есть и исключения. В высших кругах есть надежда на прощение.

Перед вратами ада Данте встречают сонные толпы грешников. Вергилий говорит, что это жалкие души, что они не стоят слов. Эти люди не делали ни добра, ни зла. Эпитеты: ничтожные и жалкие, больше нигде в комедии таких эпитетов нет.

Комические моменты, несмотря на общий пафос произведения. Появление Харона. Здесь он демон. Первый круг – Лимб (кайма). По традиционной версии там мучались язычники, родившиеся до появления Христа. Данте пересмотрел эту версию, не хочет мучить некрещеных младенцев и праведников. Здесь никто не мучается.

Он собирает отдельно лучших поэтов – 6 имен: Гомер, Гораций, Овидий, Вергилий (которому единственному дарована привилегия перемещаться по всем кругам ада), Лукан и сам Данте. Здесь же и библейские старцы, многих Христос потом забирает в рай.

Перед вторым кругом ада стоит Минос – полудракон. Судит грешников, оборачивает хвост вокруг себя, сколько оборотов – такой круг ада Данте пытается соотнести грех и наказание.

2 круг – сладострастники, наказание за вихрь страстей – черный вихрь, в котором мучается душа. Фигуры трагического ада – Франческа Дaримини и Паоло. Их история была у всех на слуху, поэтому в книге не объясняется, кто это. Это единственные души, которые Данте не разделяет. Их история по-человечески тронула Данте, хотя он их и осуждает. Личностное отношение. Две флорентийские семьи враждовали столь долго, что забыли, из-за чего началась распря и решили помириться. Примирение обычно скреплялось браком. Это должны были быть Франческа и Джанчотто, старший в семье сын. Джанчотто был очень уродлив. Франческу решили обмануть. Тогда из-за дальних расстояний можно было жениться по расписке. У алтаря стоял доверенный Джанчотто его младший брат Паоло, Франческа думала, что это и есть ее муж. Они влюбились друг в друга, когда приехал Джанчотто, он застал их вместе в спальне. Он бросился со шпагой на Паоло, но перед ним встала Франческа, и он пронзил обоих одной шпагой. Их история вдохновила многих.

Много афоризмов, например «Любовь, любить велящая любимым». Франческа влюбляется в Паоло, когда они читают роман-галиот, так назывались рыцарские романы про оруженосца Ланселота, который носил Женевре любовные записки.

3 круг – чревоугодники, Цербер. Вергилий залепляет ему пасть комком грязи. Фигуры комического ада – например, недавно умерший обжора Чакко. Флорентиец. Он бросается к Данте с объятьями, хотя они не знакомы. Физические страдания грешников не так страшны, как духовные. Умершие не знают, чем заканчиваются земные дела. Идея: человеческая душа жива, пока человека помнят. Поэтому Чакко просит Данте напомнить людям о его существовании.

4 круг – скупцы и расточители. Большой кошелек.

5 круг – болото Стикс. Грешники сравниваются с лягушками, которые высовывают рыльце. Гневные. Здесь, через Дит начинается спуск в нижний ад. Дит – город дяволов.

6 круг – еретики и все свои политические противники, даже живые. Они горят заживо в огненных гробницах. Исключение: не в гробнице один из вождей партии гибеллинов Фаринато Делио Уберти, но он падает туда после разговора с Данте.