Меню Рубрики

Антарктическая станция на южном полюсе "амундсен - скотт". Руаль Амундсен и Роберт Скотт Маршрут экспедиции скотта на карте

Открытие Южного полюса - многовековая мечта полярных исследователей - на своём заключительном этапе летом 1912 года приняла характер напряжённого состязания между экспедициями двух государств - Норвегии и Великобритании. Для первых оно завершилось триумфом, для других - трагедией. Но, несмотря на это, руководившие ими Руаль Амундсен и Роберт Скотт навеки вошли в историю освоения шестого континента.

Первые исследователи южных полярных широт

Покорение Южного полюса началось ещё в те годы, когда люди лишь смутно догадывались, что где-то на краю Южного полушария должна быть земля. Первым из мореплавателей, которому удалось приблизиться к ней, был совершавший плаванье в Южной Атлантике и в 1501 году достигший пятидесятой широты.

Это была эпоха, когда совершались Кратко описав своё пребывание в этих, прежде недоступных широтах (Веспуччи был не только мореплавателем, но и учёным), он продолжил свой путь к берегам нового, недавно открытого континента - Америки, - носящего сегодня его имя.

Планомерное исследование южных широт в надежде отыскать неведомую землю почти три века спустя предпринял знаменитый англичанин Джеймс Кук. Ему удалось приблизиться к ней ещё больше, достигнув при этом семьдесят второй параллели, но дальнейшему его продвижению на юг помешали антарктические айсберги и плавучие льды.

Открытие шестого континента

Антарктида, Южный полюс, а самое главное - право называться первооткрывателем и первопроходцем скованных льдом земель и связанная с этим обстоятельством слава не давали покоя многим. В течение всего XIX века шли непрестанные попытки покорения шестого континента. В них приняли участие наши мореплаватели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, которых направило Российское географическое общество, англичанин Кларк Росс, достигший семьдесят восьмой параллели, а также целый ряд немецких, французских и шведских исследователей. Увенчались сии предприятия успехом лишь на исходе столетия, когда австралийцу Иоганну Буллю выпала честь первому ступить на берег неведомой доселе Антарктиды.

С этого момента в антарктические воды устремились не только учёные, но и китобои, для которых холодные моря представляли широкий промысловый простор. Год за годом осваивалось побережье, появились первые исследовательские станции, но Южный полюс (его математическая точка) по-прежнему оставался недосягаем. В этом контексте с необычайной остротой встал вопрос: кому удастся опередить конкурентов и чей национальный флаг первым взовьётся на южной оконечности планеты?

Гонка к Южному полюсу

В начале XX века неоднократно предпринимались попытки покорить неприступный уголок Земли, и с каждым разом полярникам удавалось всё больше к нему приблизиться. Кульминация же наступила в октябре 1911 года, когда суда сразу двух экспедиций - британской, под руководством Роберта Фолкона Скотта, и норвежской, которую возглавлял Руаль Амундсен (Южный полюс для него был давней и заветной мечтой), почти одновременно взяли курс к берегам Антарктиды. Их разделяли лишь несколько сот миль.

Любопытно, что вначале норвежская экспедиция не собиралась штурмовать Южный полюс. Амундсен и члены его экипажа направлялись в Арктику. Именно северная оконечность Земли значилась в планах амбициозного мореплавателя. Однако в пути он получил сообщение, что уже покорился американцам - Куку и Пири. Не желая ронять свой престиж, Амундсен резко изменил курс и повернул на юг. Тем самым он бросил вызов британцам, и они не могли не постоять за честь своей нации.

Его соперник Роберт Скотт, прежде чем посвятить себя исследовательской деятельности, длительное время служил офицером военно-морского флота её величества и получил достаточный опыт командования линкорами и крейсерами. Выйдя в отставку, он провёл два года на побережье Антарктиды, принимая участие в работе научной станции. Им даже была предпринята попытка пробиться к полюсу, но продвинувшись за три месяца на весьма значительное расстояние, Скотт был вынужден повернуть обратно.

Накануне решающего штурма

Тактика достижения цели в своеобразной гонке «Амундсен - Скотт» у команд была различная. Основным транспортным средством англичан являлись маньчжурские лошадки. Низкорослые и выносливые, они как нельзя лучше подходили к условиям полярных широт. Но, кроме них, в распоряжении путешественников имелись и традиционные в таких случаях собачьи упряжки и даже совершенная новинка тех лет - моторные сани. Норвежцы же во всём положились на проверенных северных лаек, которые должны были на всём протяжении пути тянуть четверо нарт, тяжелогруженых снаряжением.

И тем и другим предстоял путь длиной восемьсот миль в один конец, и столько же обратно (если останутся живы, разумеется). Впереди их ждали ледники, изрезанные бездонными трещинами, страшные морозы, сопровождавшиеся метелями и пургой и полностью исключавшей видимость, а также неизбежные в таких случаях обморожения, травмы, голод и всевозможные лишения. Наградой же для одной из команд должна была стать слава первооткрывателей и право водрузить на полюсе флаг своей державы. Ни норвежцы, ни британцы не сомневались, что игра стоит свеч.

Если был более умелым и искушённым в мореплавании, то Амундсен явно превосходил его как опытный полярник. Решающим переходам к полюсу предшествовала зимовка на антарктическом континенте, и норвежец сумел выбрать для неё гораздо более подходящее место, чем его британский коллега. Во-первых, их лагерь располагался почти на сто миль ближе к конечной точке путешествия, чем у британцев, а во-вторых, маршрут от него к полюсу Амундсен проложил таким образом, что сумел миновать районы, где в это время года свирепствовали наиболее сильные морозы и непрекращающиеся бураны и метели.

Триумф и поражение

Отряд норвежцев сумел проделать весь намеченный путь и вернуться в базовый лагерь, уложившись в период короткого антарктического лета. Остаётся лишь восхищаться тем профессионализмом и блеском, с которым Амундсен провёл свою группу, выдержав с невероятной точностью им самим составленный график следования. Среди людей, доверившихся ему, не было не только погибших, но даже получивших сколько-нибудь серьёзные травмы.

Совершенно иная судьба ожидала экспедицию Скотта. Перед самым тяжёлым участком пути, когда до цели оставалось сто пятьдесят миль, повернули назад последние члены вспомогательной группы, и пятеро исследователей-англичан сами впряглись в тяжёлые нарты. К этому времени пали все лошади, вышли из строя моторные сани, а собаки были попросту съедены самими полярниками - приходилось идти на крайние меры, чтобы выжить.

Наконец, 17 января 1912 года в результате неимоверных усилий они достигли математической точки Южного полюса, но там их ждало страшное разочарование. Всё вокруг носило следы побывавших здесь перед ними соперников. На снегу виднелись отпечатки полозьев нарт и собачьих лап, но убедительнее всего свидетельствовала об их поражении оставленная между льдов палатка, над которой развевался норвежский флаг. Увы, открытие Южного полюса ими было упущено.

О том потрясении, которое пережили члены его группы, Скотт оставил записи в дневнике. Ужасное разочарование повергло британцев в настоящий шок. Последующую ночь все они провели без сна. Их тяготили мысли о том, как они посмотрят в глаза тем людям, которые на протяжении сотен миль пути по ледяному континенту, замерзая и проваливаясь в трещины, помогали им достигнуть последнего участка пути и предпринять решительный, но не увенчавшийся успехом штурм.

Катастрофа

Однако, несмотря ни на что, следовало собраться с силами и возвращаться. Между жизнью и смертью пролегли восемьсот миль обратного пути. Двигаясь от одного промежуточного лагеря с топливом и продуктами к другому, полярники катастрофически теряли силы. Их положение с каждым днём становилось всё безнадёжнее. Через несколько дней пути лагерь впервые посетила смерть - умер самый молодой из них и казавшийся физически сильным Эдгар Эванс. Его тело зарыли в снег и завалили тяжёлыми льдинами.

Следующей жертвой стал Лоуренс Отс - драгунский капитан, отправившийся на полюс, гонимый жаждой приключений. Обстоятельства его гибели весьма примечательны - отморозив руки и ноги и сознавая, что становится обузой своим товарищам, он ночью втайне ото всех покинул место ночлега и ушёл в непроглядную тьму, добровольно обрекая себя на смерть. Его тело так никогда и не было найдено.

До ближайшего промежуточного лагеря оставалось лишь одиннадцать миль, когда неожиданно поднялась пурга, полностью исключавшая возможность дальнейшего продвижения. Трое англичан оказались в ледяном плену, отрезанные от всего мира, лишённые пищи и какой-либо возможности обогреться.

Разбитая ими палатка, разумеется, не могла служить хоть сколько-нибудь надёжным укрытием. Температура воздуха снаружи опустилась до отметки -40 о С, соответственно, внутри, при отсутствии обогревателя, она была ненамного выше. Эта коварная мартовская пурга так никогда и не выпустила их из своих объятий…

Посмертные строки

Спустя полгода, когда трагический исход экспедиции стал очевиден, на поиски полярников была послана спасательная группа. Среди непроходимых льдов ей удалось обнаружить занесённую снегом палатку с телами трёх британских исследователей - Генри Бауэрса, Эдварда Уилсона и их командира Роберта Скотта.

Среди вещей погибших были найдены дневники Скотта, и, что поразило спасателей, мешки с геологическими образцами, собранными на склонах выступающих из ледника скал. Невероятно, но трое англичан упорно продолжали тащить эти камни даже тогда, когда практически не было надежды на спасение.

В своих записях Роберт Скотт, подробно изложив и проанализировав причины, приведшие к трагической развязке, дал высокую оценку нравственным и волевым качествам сопровождавших его товарищей. В заключение, обращаясь к тем, в чьи руки попадёт дневник, он просил сделать всё, чтобы не остались брошенными на произвол судьбы его родные. Посвятив несколько прощальных строк своей жене, Скотт завещал ей позаботиться о том, чтобы их сын получил соответствующее образование и сумел продолжить его исследовательскую деятельность.

К слову сказать, в будущем его сын Питер Скотт стал знаменитым экологом, посвятившим свою жизнь охране природных ресурсов планеты. Появившись на свет незадолго до того дня, когда его отец отправился в последнюю в своей жизни экспедицию, он дожил до преклонных лет и умер в 1989 году.

вызванный трагедией

Продолжая рассказ, следует заметить, что состязание двух экспедиций, результатом которого для одной стало открытие Южного полюса, а для другой - смерть, имело весьма неожиданные последствия. Когда завершились торжества по случаю этого, безусловно, важного географического открытия, смолкли поздравительные речи и отзвучали овации, встал вопрос о моральной стороне произошедшего. Не оставалось сомнения, что косвенным образом причина гибели британцев заключалась в глубокой депрессии, вызванной победой Амундсена.

Не только в британской, но и в норвежской прессе появились прямые обвинения в адрес ещё недавно чествуемого победителя. Поднимался вполне резонный вопрос: имел ли моральное право опытный и весьма искушённый в исследовании крайних широт Руаль Амундсен втягивать в состязательный процесс амбициозного, но лишённого необходимых навыков Скотта и его товарищей? Не было ли правильнее предложить ему объединиться и общими усилиями осуществить задуманное?

Загадка Амундсена

Как отнёсся к этому Амундсен и обвинял ли он себя в том, что невольно стал причиной гибели своего британского коллеги - вопрос, навсегда оставшийся без ответа. Правда, многие из тех, кто близко знал норвежского исследователя, утверждали, что видели явные признаки его душевного смятения. В частности, доказательством того могли послужить его попытки публичных оправданий, совершенно не свойственные его гордой и отчасти высокомерной натуре.

Некоторые биографы склонны видеть свидетельство непрощённой самому себе вины в обстоятельствах гибели самого Амундсена. Известно, что летом 1928 года он отправился в арктический полёт, суливший ему верную смерть. Подозрение в том, что он заранее предвидел собственную гибель, вызывает предпринятая им подготовка. Мало того, что Амундсен привёл в порядок все дела и расплатился с кредиторами, он ещё и распродал всё своё имущество, как будто не собирался возвращаться назад.

Шестой континент сегодня

Так или иначе, а открытие Южного полюса совершено им, и эту честь уже никто у него не отнимет. В наши дни на южной оконечности Земли ведутся широкомасштабные научные исследования. На том самом месте, где когда-то норвежцев ожидал триумф, а британцев - величайшее разочарование, сегодня находится международная полярная станция «Амундсен - Скотт». В её названии незримо объединились эти два неустрашимых покорителя крайних широт. Благодаря им Южный полюс на глобусе воспринимается в наши дни как нечто привычное и вполне досягаемое.

В декабре 1959 года был заключён международный договор по Антарктиде, первоначально подписанный двенадцатью государствами. Согласно этому документу, любая страна имеет право производить научные исследования на всей территории континента южнее шестидесятой широты.

Благодаря этому сегодня многочисленные исследовательские станции в Антарктиде ведут разработку самых передовых научных программ. В наши дни их насчитывается более пятидесяти. В распоряжении учёных не только наземные средства контроля над окружающей средой, но и авиация и даже спутники. Имеет своих представителей на шестом континенте и Российское географическое общество. Среди действующих станций есть ветераны, такие как «Беллинсгаузен» и «Дружная 4», а также сравнительно новые - «Русская» и «Прогресс». Всё говорит о том, что и в наши дни не прекращаются великие географические открытия.

Кратко изложенная история того, как отважные норвежские и британские путешественники, презрев опасности, стремились к заветной цели, лишь в общих чертах может передать всю напряжённость и драматизм тех событий. Неверно рассматривать их поединок лишь как борьбу личных амбиций. Несомненно, первостепенную роль в нём сыграла жажда открытия и построенное на истинном патриотизме желание утвердить престиж своей страны.

14 декабря 1911 года: 100 лет назад была покорена самая южная точка планеты. Первой это сделала экспедиция норвежца Амундсена, опередив отряд британца Скотта на 34 дня

4 января 1911 года. Роберт Скотт и его товарищи высаживаются в Антарктиде на острове Скотта, основав базовый лагерь в 1381 км по прямой от цели. Для похода они выбрали маршрут, разведанный до 88°23′ южной широты.

14 января 1911 года. На льды континента ступил Руаль Амундсен. Вместе с другими полярниками он поселился на берегу Китовой бухты в 1285 км от полюса. Но им предстояло идти по нехоженой до этого тропе.

10 февраля 1911 года. Амундсен предпринял первую попытку покорения южной точки. Но через месяц из-за плохой погоды отряд был вынужден повернуть назад. В лагерь «Франхейм» несколько человек вернулись с обмороженными ногами. Правда, плюсом данного предприятия стало то, что до 82° полярники оставили склады с продуктами и снаряжением.

19 октября 1911 года. Норвежская экспедиция на собачьих упряжках отправилась в путь. При этом животных в зависимости от обстоятельств разделяли на три категории. Одних оставляли на обратный путь во временных лагерях. Вторых, в число которых попадали выбившиеся из сил, убивали и отдавали на корм третьим, и дальше выполняющим «транспортную» роль. Питались собачатиной и люди.

1 ноября 1911 года. Старт взял отряд Роберта Скотта, который сделал главную ставку на пони как на тягловую силу. В этом, как потом скажут эксперты, заключалась одна из главных его ошибок.

7 декабря 1911 года. Амундсен достиг так называемой высоты Шеклтона - 88°23′, самой южной точки, до которой прежде доходил человек. «Я не могу передать чувств, охвативших меня, когда я стоял, разбираясь в происшедшем», - написал норвежец в книге «Южный полюс».

14 декабря 1911 года. До желаемой цели оставалось совсем немного, поэтому участники внимательно следили за приборами, измерявшими координаты. В три часа дня все одновременно закричали: «Стоп!» Южный полюс был покорен. В честь знаменательного события водрузили флаг Норвегии и назвали местность Равниной короля Гокона VII.

17 января 1912 года. Полюса достигла экспедиция Скотта. Когда британцы обнаружили стоянку Амундсена, их разочарованию не было предела.

25 января 1912 года. Утром норвежцы остановились у порога деревянного дома лагеря «Франхейм».

29 марта 1912 года. Роберт Скотт сделал последнюю запись в дневнике, а вскоре умер, как и другие участники возглавляемой им экспедиции.

«Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы Роберт Скотт вернулся к жизни», - сказал Амундсен о своем сопернике. Тела погибших из отряда Скотта, а также дневник экспедиции нашли 12 ноября 1912 года. Над могилой возвели пирамиду из снега, увенчав ее крестом из лыж. Амундсен же погиб во льдах Северного полюса в июне 1928-го, когда отправился спасать пропавший дирижабль «Италия».

К концу XVIII века эпоха Великих географических открытий была уже в прошлом. Неизвестные земли оказались под властью европейских монархий, а их жители попали под гнет колониальной администрации и предприимчивых купцов из метрополии. Именно тогда искатели приключений стали все чаще обращать свои взоры на юг, туда, где должна находиться неизвестная доселе Антарктика. Наиболее яркой страницей в летописи этой эпохи стала борьба норвежца Руаля Амундсена и англичанина Роберта Скотта за право называться первым человеком, побывавшим на Южном полюсе. Тем более что проигравшим в ней пришлось поплатиться своими жизнями.

Не так давно стало известно, что норвежские режиссеры Йоахим Рённинг и Эспен Сандберг, авторы фильма «Кон-Тики» о другом легендарном путешественнике, Туре Хейердале, планируют посвятить свой новый фильм своему соотечественнику Руалю Амундсену и истории той самой полярной гонки. FURFUR решил освежить в памяти события одной из самых известных экспедиций XX века.

Неизвестная земля

Еще ученые Древней Греции считали, что на Крайнем Юге должна быть земля, на картах времен Средневековья и эпохи Возрождения всегда изображался континент, лежащий на полюсе. Большинство ученых и мореплавателей придерживалось мысли о том, что Южный континент существует, некоторые строили предположения о численности его населения и богатстве природы, но все сходились в утверждении о трудности его достижения.

В 1772 году Английское адмиралтейство, обеспокоенное экспансией Франции в южные широты, приняло решение о направлении экспедиции, среди прочих задач имеющей целью обнаружить Южный континент. Командование экспедицией было поручено прославленному капитану Джеймсу Куку.

В январе 1773 года корабли экспедиции смогли пересечь Южный полярный круг, чего до них не делал никто, но сложная ледовая обстановка и постоянные штормы заставили Кука повернуть на север и заявить, что никакого материка нет и не может быть за этими непроходимыми льдами. Авторитет утверждений Джеймса Кука на 45 лет прекратил какие-либо серьезные попытки поисков Антарктиды.

Лишь в 1820 году кораблям русского флота «Восток» и «Мирный» удалось достичь побережья ледового континента, а затем и совершить плавание вокруг Антарктиды. Руководитель экспедиции Беллинсгаузен сделал однозначный вывод о том, что морякам встретилась твердая земля, а не скопление айсбергов, однако о том, чтобы ступить на нее, по-прежнему не шло и речи, поскольку никакой возможности пробраться сквозь льды и высадить на берег партию не имелось.

Доподлинно известно, что первым человеком, ступившим на землю Антарктиды, стал норвежец Карстен Борхгревинк. Этим событием было ознаменовано начало Героического века антарктических исследований.

Доподлинно известно, что первым человеком, ступившим на землю Антарктиды, стал норвежец Карстен Борхгревинк. Этим событием, произошедшим 25 января 1895 года, было ознаменовано начало Героического века антарктических исследований, как его принято назвать в англоязычный литературе. В последующие 20 лет развернулась невиданная доселе гонка, в которой приняли участие крупнейшие европейские державы, поставившие своей целью водрузить флаг в любом возможном месте которое бы не посещалось соперниками до того момента. Но главное соревнование шло между первопроходцами, их собственными и амбициями и тщеславием, ради которых они были готовы рисковать жизнью, как своей собственной, так и своих спутников.

Руаль Амундсен

Руаль Амундсен был потомком норвежских мореходов и купцов. На момент его рождения Амундсены в 1872 году владели несколькими судами, кроме того, у них была собственная верфь. Плохой ученик в школе, он демонстрировал выдающиеся спортивные достижения и мечтал о путешествиях. Начав изучать медицину по настоянию матери, Амундсен оставил университет сразу после ее смерти, поступив на зверобойное судно. Сдав экзамены на звание штурмана, в 1895 году он продолжил плавания на промысловых судах.

Знаменательным событием в жизни Амундсена стало путешествие в Антарктику в 1897–1899 годах в составе бельгийской научной экспедиции на судне «Бельжика». Экспедиция не достигла Южного магнитного полюса, который и был целью всего предприятия, поскольку судно оказалось зажато во льдах моря Беллинсгаузена и осталось там, на вынужденной зимовке. Однако для Руаля это событие стало настоящим подарком судьбы. Вместе с доктором Куком, ставшим одним из тех немногих, кого можно было бы назвать его другом, они совершали лыжные переходы, вели научные наблюдения, охотились на тюленей, снабжая всю команду свежим мясом, и развивали собственные навыки выживания в условиях высоких широт.

Будучи опытным лыжником, Руаль в совершенстве освоил и собачью упряжку, совершая на ней 50–60-километровые переходы.

В начале 1901 года Амундсен купил старую яхту «Йоа», которую он переоборудовал и подготовил для плаваний в полярных широтах. После нескольких экспедиций в северные моря экипаж в составе семи человек был готов к выполнению сложной и амбициозной задачи: пройти из Атлантического в Тихий океан через Северо-Западный проход, попутно посетив Северный магнитный полюс. Путешествие продлилось три года, окончившись прибытием в порт Сан-Франциско, состоявшимся 19 октября 1906 года. За это время «Йоа», потеряв умершим от болезни одного из членов команды, прошла через острова, лежащие к северу от Американского континента, а также совершила на своем пути три зимовки.

Ценность экспедиции для Амундсена состояла не только в личной славе и общенаучном значении его исследований, но и в том, что он в совершенстве овладел навыками, используемыми местными жителями в их повседневной жизни, проходящей в экстремальных условиях Крайнего Севера. Будучи опытным лыжником, Руаль в совершенстве освоил и собачью упряжку, совершая на ней 50–60-километровые переходы. Еще более ценными приобретением были люди, прошедшие через испытание Севером, чтобы в будущем вместе с Амундсеном бросить вызов Южному полюсу.

Роберт Скотт

Роберт Скотт родился в 1868 году и принадлежал к фамилии потомственных военных, посвятивших жизнь службе британской короне. Уже в 13 лет он поступил кадетом на учебное судно, через два года, в 1883-м, в звании мичмана начал службу в британском флоте. На первый взгляд казалось, что молодой человек ничем особенным не выделялся на фоне множества своих сослуживцев-одногодок и был ровно тем, кем и должен быть юноша его возраста и положения. Однако совсем другого мнения о Скотте придерживался Клемент Маркэм - секретарь Королевского географического общества, с которым они повстречались на Антильских островах. Во время учений, проходивших в Карибском море, молодой мичман выиграл шлюпочные гонки, а потому был удостоен приглашения на обед со старшими офицерами, гостем на котором был и сэр Маркэм. Секретарь географического общества, сам в прошлом офицер военно-морского флота, был приятно удивлен сообразительностью и обаянием мичмана Скотта.

Продвижение молодого офицера по карьерной лестнице из-за отсутствия влиятельных покровителей шло самым обычным образом, а потому не было быстрым. В 1894 году, когда Скотт служил офицером на минном транспорте «Вулкан», его семью постигло разорение, а через три года умер его отец. Ему как воздух необходимо было повышение по службе, поскольку иных возможностей обеспечить осиротевшую семью у Скотта не имелось. И вскоре такая возможность ему представилась: случайно встретив на улице Маркэма, ставшего к тому времени президентом Королевского географического общества, Роберт выяснил, что тот озабочен поиском человека, способного возглавить экспедицию в Антарктиду.

Первые месяцы пребывания в Антарктике были испытанием для всей команды. Один за матросов сорвался с утеса и разбился насмерть, а походы в окрестностях зимовки требовали полного напряжения сил от участников.

На новом месте ему пришлось начинать с нуля: весь его опыт службы в военно-морском флоте не имел особой ценности, когда речь заходила о подготовке к зимовке в полярных широтах. Поэтому вместе с Маркэмом они обратились за помощью к Фритьофу Нансену, обладавшему непререкаемым авторитетом самого опытного полярника своего времени. Нансен щедро делился своими знаниями относительно необходимых припасов, технических средств, конструкции судов, приспособленных для плаваний во льдах, и проведении зимовок. Другое дело, что большая часть его советов была проигнорирована, как, например, те, что касались преимуществ передвижения на лыжах и собачьих упряжках.

6 августа 1901 года исследовательское судно «Дискавери», названное в честь корабля Джеймса Кука, покинуло Британские острова с тем, чтобы вернуться к ним через три года. Среди официальных целей экспедиции не числилось покорения Южного полюса, а лишь присутствовала расплывчатая формулировка «продвинуться сколь будет возможно на юг». Первые месяцы пребывания в Антарктике были испытанием для всей команды. Один за матросов сорвался с утеса и разбился насмерть, а походы в окрестностях зимовки требовали полного напряжения сил от участников.


Несмотря на трудности первого года, в ноябре 1902 Скотт в сопровождении офицера экспедиции Эрнеста Шеклтона и врача Эдварда Уилсона вышел в направлении Южного полюса. Назвать их поход удачным не имелось никакой возможности: собаки, и так не подчинявшиеся малоопытным погонщикам, передохли к концу пути, Уилсон страдал от острой формы снежной слепоты, а Шеклтон заболел цингой. Приблизившись к полюсу на расстояние 850 километров, путешественники были вынуждены повернуть обратно, преодолев за три месяца путь в 1500 километров. Эти события окончательно укрепили Скотта в сомнительном выводе, теперь основанном на собственном отрицательном опыте, о том, что наилучшем средством перемещения грузов в условиях Антарктиды является мускульная сила человека.

Полярная гонка

К 1910 году планы экспедиции в Антарктиду строили исследователи из множества стран. До этого ближе всех к заветному Южному полюсу в 1909 году сумел приблизиться капитан Шеклтон, организовавший собственную экспедицию. Однако стихия и недостаток припасов заставили повернуть его группу обратно, всего в 180 километрах от цели. С огромным трудом они проделали обратный путь, едва преодолевая расстояние между промежуточными складами с провизией. Все его спутники единогласно одобряли решение начальника, так как понимали, что достигни они полюса, сил на обратный путь у них бы уже не было. Сам Шеклтон как-то сказал своей жене: «Живой осел лучше мертвого льва».

На этот раз экспедиция Скотта на судне «Терра Нова», начавшаяся в ноябре 1910 года, имела вполне определенное задание: достижение Южного полюса, а иные цели, имеющие научное значение, были подчинены этому политическому жесту. До 1909 года Амундсен занимался подготовкой к путешествию в Арктику, причем делал это самым основательным образом, вплоть до того, что добился согласия Нансена предоставить в свое распоряжение легендарный «Фрам», планируя дрейфовать на нем к Северному полюсу. Но окружающая истерия, связанная с Антарктикой, захватывает и его, поэтому он решается отправиться к противоположной стороне земного шара и стать тем самым человеком, кто победит в гонке и первым ступит на Южный полюс. Для очистки совести Амундсен направляет Скотту телеграмму, извещающую того о появлении еще одного конкурента, намеревающегося покорить полюс.


Оба путешественника решили отправиться вглубь континента от берегов моря Росса, причем Скотт разбил базовый лагерь на старом месте, том же, где зимовала экспедиция «Дискавери» девять лет назад. Дорога к полюсу на этом направлении была, за исключением последних 180 километров, пройдена Шеклтоном. Амундсен выбрал для базового лагеря Китовую бухту, расположенную почти на один градус южнее, что давало ему выигрыш в 96 километров. Другое дело, что территории, расположенные на этом маршруте, были настоящим белым пятном и, как оказалось впоследствии, маршрут норвежцев, отличавшийся сложным рельефом, был много сложнее пути англичан.

Скотт решил использовать, помимо собак, такие экзотические средства передвижения, как мотосани и маньчжурских лошадей. Из двух саней, имевшихся в наличии, одни были потеряны при разгрузке, а вторые вскоре вышли из строя. Лошади, привычные к условиям Забайкалья и Монголии, оказались неспособны противостоять местным холодам и пали одна за другой; как уже было известно, никакого желания использовать собак у Скотта не имелось, а потому его группе приходилось рассчитывать на свои силы в буквальном смысле слова.

Амундсен же, закупив сотню гренландских ездовых собак, был готов платить собачьими жизнями чуть ли не за каждые десять миль пройденного пути: выйдя к полюсу с 52 собаками, экспедиция обратно вернулась лишь с 11. Любая собака, начинавшая терять силы, тут же отправлялась на корм своим сородичам. Их мясом не гнушались и люди.

14 декабря 1911 года группа Руаля Амундсена в составе пяти человек достигла Южного полюса и водрузила на нем флаг Норвегии.

Пережидая самые холодные месяцы антарктической зимы, приходящейся на календарное лето, обе экспедиции готовились к финальному броску к полюсу. 20 октября 1911 года к полюсу вышла группа Амундсена, 11 днями позже, 1 ноября, в путь отправился и Скотт со своими спутниками. Расставшись через некоторое время с группами сопровождения, закинувшими запасы на промежуточные склады, по пять человек с каждой стороны устремились к цели.

Норвежцев, перемещавшихся на собаках, задерживали условия местности - ледник Росса в том районе изобилует неровностями и разломами, на преодоление которых уходило много времени. Англичан, вышедших к полюсу пешком, задерживала необходимость транспортировать весь груз на себе.

В итоге, 14 декабря 1911 года группа Руаля Амундсена в составе пяти человек достигла Южного полюса и водрузила на нем флаг Норвегии. Проделав все необходимые навигационные измерения, подтверждавшие факт их пребывания в точке полюса, норвежцы двинулись в обратный путь, чуть ли не пролетев его.

16 января следующего 1912 года Скотт наткнулся на следы норвежцев, прошедших там месяцем ранее. Нет смысла описывать состояние людей, изможденных долгой дорогой через ледяную пустыню, которые вдруг узнали, что они будут лишь вторыми. На следующий день, 17 числа, англичане достигли Южного полюса и остатков лагеря Амундсена, который не преминул оставить им послание с «великодушным» разрешением использовать любое из брошенного норвежцами имущества.


Оставив на Южном полюсе флаг Великобритании, Скотт и его спутники двинулись в обратный путь, на который у них уже не оставалось сил. В одно утро не проснулся моряк Эдвард Эванс, служивший с Робертом Скотом на «Маджестике». 16 марта вышел босиком из палатки со словами «Я выйду на воздух и вернусь не сразу» кавалерийский офицер, ветеран англо-бурской войны Лоуренс Оутс. Страдая от сильнейших обморожений, Оутс не мог выдерживать общий темп, что тормозило группу на пути к складу с топливом и продовольствием. Товарищи не посмели остановить его и, несмотря на предпринятые поиски, так и не смогли найти тело Лоуренса Оутса.

Антарктида не хотела отпускать их живыми. Силы путешественников таяли, каждая следующая миля пути давалась им труднее предыдущей. Очень часто емкости с топливом на складах оказывались пусты: мороз разрушал пайку, и керосин вытекал сквозь трещины, поэтому они не могли отогреться даже на привале.

19 марта Скотт, его преданный друг доктор Эдвард Уилсон и Генри Бауэрс остановились в 19 милях от лагеря Одной тонны, где их ожидали запасы продовольствия и горючего. Но никакой возможности продолжить путь сквозь снежную бурю у ослабших людей не было. Они не стали принимать смертельной дозы опиума, как предлагал вначале сделать Скотт. Голод и мороз сделали свое дело и смертельно уставшие люди угасли в своей палатке. Последним в живых оставался Скотт, он, вероятнее всего, умер 29 марта. Когда спасательная партия наткнулась на их палатку, они обнаружили Роберта лежащим в расстегнутом спальном мешке, положив руку на тело Уилсона. Скотт оставался в ясном уме до последнего момента и вел дневник их путешествия, а также оставил письма родственникам погибших товарищей. Письмо собственной жене он начал обращением «моей вдове».

Бороться и искать

Над палаткой, в которой решили оставить тела погибших, была возведена пирамида из глыб снега и льда, увенчанная крестом. В настоящее время тела Скотта и его спутников, погребенные под многометровым слоем снега, вместе с ледником Росса движутся в сторону моря, где они окажутся через несколько сотен лет.

Материалы экспедиции, дневниковые записи коммандера и фотографии поведали миру о героическом путешествии и смерти его участников. Посмертная слава Скотта и его товарищей затмила достижение Амундсена, которому незаслуженно приписывали подлое и вероломное поведение по отношению к погибшим героям. До самой своей гибели в 1928 году, во время поисков потерпевшей крушение в арктических льдах команды дирижабля «Италия» во главе с Умберто Нобиле, Амундсен был под гнетом приписываемой ему вины в смерти английских исследователей. К слову сказать, Руаль Амундсен вместе с Нобиле и командой дирижабля «Норвегия» были первыми людьми достоверно достигшими Северного полюса, что произошло 12 мая 1926 года.

Когда «Терра Нова» покидала берега моря Росса, то на холме около лагеря командой был поставлен крест в память о погибших первопроходцах. На нем были начертаны строки из поэмы «Улисс», принадлежащей перу Альфреда Теннисона, любимого поэта королевы Виктории:

«Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Лучшим решением в спорах о приоритете в исследованиях Антарктики и личных качествах самих исследователей стало имя, полученное полярной станцией США, основанной в 1956 году на Южном полюсе. В честь двух выдающихся путешественников своего времени, погибших при спасении товарищей, станция получила название «Амундсен - Скотт».

«…Черный флаг, привязанный к полозу от саней, поблизости - остатки лагеря, следы саней и лыж, идущие в обоих направлениях, четкие отпечатки собачьих лап… Тут мы поняли все. Норвежцы опередили нас и первыми достигли полюса. Это страшное разочарование, и мне очень жаль моих верных товарищей. Мы многое передумали, немало поспорили между собой. Завтра мы должны идти дальше - к полюсу, а затем спешить домой с максимальной скоростью, на какую способны. Конец всем нашим мечтам; возвращение будет печальным» (запись из дневника Р. Ф. Скотта от 18 января 1912 г.).

Две попытки англичан покорить Южный полюс - в 1902 и 1909 гг. - оказались безуспешными. Роберту Скотту удалось продвинуться до широты 82° 17’, Эрнесту Шеклтону - до 88° 23’. К слову, известие о том, что Шеклтон, бывший участник похода Скотта 1902 г., собирается в самостоятельную экспедицию, стало для последнего неприятным сюрпризом. Он написал Шеклтону несколько писем, в которых требовал не использовать для устройства базы берег пролива Мак-Мёрдо, поскольку считал это своим исключительным правом. После того как Шеклтон был вынужден высадиться именно там, так и не найдя вокруг ничего мало-мальски подходящего, Скотт начал считать его своим личным врагом. Интересно, что бы предпринял капитан военно-морского флота Скотт в том случае, если бы Шеклтон достиг цели? Напомним, что как раз в 1909 г. начался скандал из-за другого полюса, Северного: Роберт Пири, узнав, что проиграл соревнование Фредерику Куку, использовал все свои связи и немалые деньги, чтобы смешать более удачливого конкурента с грязью.

Но Шеклтон «сошел с дистанции» за 180 км до финиша, и в 1910 г. британское правительство и Королевское географическое общество снарядили очередную экспедицию в Антарктиду, а Роберт Фалькон Скотт, возглавив ее, получил второй шанс. В конце июня экспедиционное судно «Терра Нова» вышло в плавание. На его борту находилось 65 человек. Скотт взял с собой 33 ездовые собаки и 15 низкорослых китайских (а может быть, монгольских или бурятских) лошадей, а также двое моторных саней. На борту было много научного оборудования, достаточные запасы топлива, продуктов и теплой одежды.

А в сентябре того же года к берегам Антарктиды отправился знаменитый «Фрам» во главе с Руалем Амундсеном. Это была настоящая сенсация. Амундсен мечтал покорить Северный полюс и специально для этого много раз обращался к Фритьофу Нансену с просьбой предоставить ему это испытанное судно, к тому же приносящее удачу. Однако Нансен и сам был не прочь повторить попытку достичь полюса и потому медлил, но наконец все же согласился передать «Фрам» Амундсену. Тот подготовился к плаванию - через Атлантику, вокруг мыса Горн, далее по Тихому океану до Берингова пролива, а затем дрейфом, подобно Нансену, - вместе со льдами через центральную часть Арктики.

И вдруг 9 сентября, во время захода на Мадейру, Амундсен объявил экипажу об изменении своих планов. Позже он утверждал, что принял решение идти к самой южной точке планеты спонтанно, внезапно узнав о том, что Северный полюс уже покорился кому-то из американцев. На самом деле со времени отправки победных телеграмм Кука и Пири прошел целый год - ни о какой внезапности не могло быть и речи. Скорее всего, какое-то время он действительно готовился к дрейфу в Северном Ледовитом океане, но все-таки решение о плавании в Антарктиду принял задолго до сентября 1910 г. Скрывая свои истинные планы, он выиграл время, а объявив о них, вселил нервозность в англичан. Сообщение о планах Амундсена Скотт получил в октябре, когда англичане находились в Австралии.

Экспедиция Скотта прибыла в Антарктиду, на берег облюбованного им пролива Мак-Мёрдо, в январе 1911 г. Примерно в это же время, но восточнее, в Китовой бухте, врезанной в шельфовый ледник Росса, появился «Фрам». Почти все считали крайне опасным высаживаться на поверхности ледника, тем более совсем рядом с его краем, который постоянно обламывается. Риск? Безусловно. Но Амундсен все рассчитал. Он знал, что в районе Китовой бухты край ледника стабилен уже несколько десятилетий, точнее - с 1841 г., когда ее открыл Джеймс Кларк Росс. При этом база норвежцев оказалась почти на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта.

«Фрам» быстро разгрузили. Вместо того чтобы отдыхать, Амундсен с несколькими спутниками немедленно отправился в поход к 80° ю. ш. Там он устроил склад с продовольствием. По пути следования через равные интервалы устанавливались маяки - шесты с флагами, а также делались запасы корма для собак. В конце февраля Амундсен повел еще один отряд. На этот раз склады были устроены на 81° и 82° ю. ш. Всего до наступления антарктической зимы на склады доставили 3 т продовольствия для людей и корма для собак. За время зимовки было изготовлено несколько крепких и легких нарт, предельно облегчен вес ящиков: доски обстругали до минимальной толщины. Палатки покрасили в черный цвет - мрачновато, зато очень заметно. Амундсен старался учесть каждую мелочь. По мнению великого норвежца, победу приносит не так называемая удача, а тщательный учет всех возможных трудностей и опасностей и, разумеется, подготовленность к ним.

Нельзя сказать, что Скотт готовился плохо: как и норвежцы, англичане не теряли время зря и совершили несколько рекогносцировочно-подготовительных походов по будущему маршруту. Антарктической весной оба отряда отправились к полюсу. Вот только англичане вышли 1 ноября, а Амундсен 20 октября, и лагерь последнего располагался существенно ближе к полюсу. Амундсен взял в путь несколько десятков ездовых собак, англичане снова рассчитывали на лошадиные силы. Их-то как раз и не хватило. К передвижению по льду несчастные непарнокопытные были совсем не приспособлены; уже к концу первой половины дистанции все они полегли. Кстати, моторные сани оказались на Ледяном континенте еще более ненадежным средством передвижения. В общем, вскоре людям пришлось самим тащить сани в гору. В начале января 1912 г., когда до цели оставалось около 240 км, Скотт отправил обратно последний вспомогательный отряд, а сам с четверкой спутников пошел на штурм. Англичане достигли Южного полюса 17 января, но там уже стояла палатка с норвежским флагом и запиской от Амундсена. Норвежцы пришли на полюс 14 декабря, обогнав конкурентов на месяц с лишним, а теперь заканчивали обратный путь. Для англичан это стало страшным ударом, а для безмерно честолюбивого Скотта - настоящим потрясением.

Но надо было возвращаться. Сначала все складывалось удачно: пятерка продвигалась от склада к складу, и температура не опускалась ниже –30 °С. Однако с каждым днем встречный ветер

становился все сильнее. А потом сплошной чередой пошли несчастья. Младший офицер Эдгар Эванс, здоровяк и балагур, взятый Скоттом в штурмовую группу несмотря на серьезные нарушения дисциплины, еще у полюса сильно порезал руку, и это катастрофическим образом сказалось на состоянии его духа. Вскоре он упал в трещину и получил жестокие ушибы, а также сильное сотрясение мозга. Эванс стремительно терял силы и 17 февраля умер. Идти становилось все труднее, погода портилась - начиналась зима. Мороз за сорок, и страшный ветер, сбивавший с ног. Начались обморожения; особенно сильно пострадал Лоуренс Оутс, который уже не мог ходить. Однажды в одном из промежуточных лагерей Оутс уполз в метель и не вернулся. Никто его не остановил. Это случилось 17 марта.

До береговой базы оставалось немного, но сил еще меньше, а еда и топливо подходили к концу. В довершение всех бед - чудовищная метель, не позволявшая и шагу ступить. Дневник Скотта - свидетельство постепенного угасания надежды на спасение. Последняя запись в нем датирована 29 марта: «С 21-го числа свирепствовал непрерывный шторм… Каждый день мы были готовы идти - до склада всего 11 миль - но нет возможности выйти из палатки, так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли еще на что-либо надеяться… Жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии писать. Р. Скотт».

Только следующим летом, через восемь месяцев, участники английской экспедиции отыскали палатку Скотта, устоявшую перед всеми ветрами. Тела Роберта Скотта, Эдварда Уилсона и Генри Боуэрса лежали в спальных мешках. Скотт умер последним: только его мешок не был закрыт. Рядом с ним нашли записные книжки, фотоаппарат, кассеты с пленками. Среди вещей были и геологические образцы.

А что же победители? На весь маршрут - до полюса и обратно, всего около 3 тыс. км - у Амундсена с товарищами ушло 99 дней. На обратном пути норвежцы были окрылены победой, а англичане, наоборот, придавлены чудовищным грузом поражения. Англичане шли пешком, а норвежцев везли оставшиеся собаки. Амундсен с товарищами успел пройти весь маршрут до ухудшения погоды, Скотта со спутниками зима застигла на полпути к берегу. И наконец, та самая исходная фора - 100 км преимущества и более ранний выход в путь. Вот, пожалуй, и все причины победы одних и поражения других - вспомните высказывание Амундсена об удаче.

Впоследствии многие обвиняли Амундсена в жестоком обращении с собаками. Дело в том, что склады с продовольствием невозможно было установить на всем протяжении маршрута. Амундсен решил использовать своих собак не только в качестве тягловой силы, но и как источник продовольствия (эскимосская собака дает около 25 кг мяса), которое к тому же не надо везти. Он рассчитал, когда следует застрелить каждую собаку, чтобы превратить ее из средства передвижения в продовольствие. Жестоко? Конечно - по отношению к собакам, верой и правдой служившим людям. А по отношению к людям? Наверное, стоит признать правоту Амундсена, выбравшего оптимальный вариант - с точки зрения выживания людей. Сам норвежец полагал, что именно это обстоятельство стало главным фактором достижения Южного полюса и благополучного возвращения к береговой базе.

Англичане еще очень долго считали настоящим покорителем полюса Роберта Скотта.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главные герои

Руаль Амундсен, норвежский полярный исследователь; Роберт Скотт, английский офицер, полярник

Другие действующие лица

Англичане Э. Эванс, Л. Оутс, Э. Уилсон, Г. Боуэрс; норвежцы О. Вистинг, Х. Хансен и др.

Время действия

А чем же занимается все эти годы Роберт Скотт? Подобно многим морским офицерам ее величества, он делает обычную флотскую карьеру.

В 1889 году Скотт произведен в лейтенанты; через два года поступает в минно-торпедное училище. Закончив его в 1893 году, некоторое время служит на Средиземном море, а затем по семейным обстоятельствам возвращается к родным берегам.

К тому времени Скотт знает не только навигацию, лоцманское и минное дело. Он также освоил геодезические инструменты, научился съемке местности, хорошо разбирается в основах электричества и магнетизма. В 1896 году его назначают офицером на эскадру, располагающуюся в Ла-Манше.

Именно в это время и происходит вторая встреча Скотта с К. Маркхэмом, который, став уже президентом Королевского Географического общества, упорно побуждал правительство направить экспедицию в Антарктиду. Во время бесед с Маркхэмом офицер постепенно увлекается этой идеей... чтобы не расстаться с ней уже никогда.

Впрочем, прошло еще около трех лет, прежде чем Скотт принял судьбоносное для себя решение. При поддержке Маркхэма он подает рапорт о своем желании возглавить экспедицию на крайний юг Земли. После многомесячного преодоления разного рода препятствий, в июне 1900 года, капитан второго ранга Роберт Скотт наконец-то получает командование Национальной антарктической экспедицией.

Итак, по удивительному стечению обстоятельств, на рубеже ХІХ и ХХ веков два главных участника будущего грандиозного состязания практически одновременно были готовы к своим первым самостоятельным полярным экспедициям.

Но если Амундсен собирался отправиться на Север, то Скотт намеревался покорить крайний Юг. И в то время, как Амундсен в 1901 году предпринимает пробное плавание на своем судне в северной Атлантике, Скотт уже направляется к Антарктиде.

Экспедиция Скотта на судне «Дискавери» прибыла к берегам ледяного континента в начале 1902 года. На зимовку корабль был поставлен в море Росса (южная часть Тихого океана).

Она прошла благополучно, и антарктической весной, в ноябре 1902 года, Скот впервые отправляется в поход на юг с двумя спутниками - военным моряком Эрнстом Шеклтоном и ученым-натуралистом Эдуардом Уилсоном, втайне надеясь дойти до Южного полюса.

Правда, несколько странным выглядит то, что, собираясь сделать это с помощью собак, они не сочли нужным заранее приобрести необходимый опыт обращения с собачьими упряжками. Причиной тому были представления англичан (оказавшиеся впоследствии роковыми) о собаках, как не слишком важном транспортном средстве в условиях Антарктиды.

Об этом свидетельствует, в частности, такой факт. Впереди основной группы Скотта некоторое время шла вспомогательная партия с дополнительным запасом продовольствия, собственноручно таща несколько саней с грузом, и с флагом, на котором была гордая надпись: «В услугах собак не нуждаемся». Между тем, когда 2 ноября 1902 года Скотт со своими товарищами выступили в поход, они были удивлены быстротой, с которой собаки потащили их груженые сани.

Впрочем, довольно скоро животные утратили первоначальную резвость. И дело было не только в необычайно трудной дороге, многочисленных неровностях, покрытых глубоким рыхлым снегом. Главной причиной быстрого упадка сил у собак стал некачественный корм.

При неполноценной помощи собак экспедиция продвигалась медленно. К тому же, нередко свирепствовали метели, вынуждая путешественников останавливаться и пережидать непогоду в палатке. В ясную же погоду белоснежная поверхность, легко отражавшая солнечные лучи, вызывала у людей снежную слепоту.

Но, несмотря на все это, группа Скотта смогла дойти до 82 градуса 17" южной широты, туда, где никогда еще не ступала нога человека. Здесь, взвесив все «за» и «против», первопроходцы приняли решение повернуть назад. Это оказалось своевременным, поскольку вскоре собаки одна за другой стали дохнуть от истощения.

Наиболее ослабевших животных убивали и скармливали остальным. Кончилось тем, что люди, опять-таки, сами впряглись в сани. Огромные физические нагрузки в чрезвычайно неблагоприятных природных условиях быстро истощали силы.

У Шеклтона все отчетливее стали проявляться симптомы цинги. Он кашлял и харкал кровью. В меньшей степени кровоточивость проявлялась у Скотта и Уилсона, которые и стали тащить сани вдвоем. Шеклтон, ослабленный своей болезнью, кое-как плелся за ними. В конце концов, спустя три месяца, в начале февраля 1903 года все трое вернулись на «Дискавери».