Меню Рубрики

Сказки в которых есть этикет. Занятие по этикету «Вежливая сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Статья рассказывает о том, какие виды правил этикета существуют, а также о том, какие правила этикета следует знать детям с самого раннего возраста.

Этикетом принято называть нормы и правила поведения в определенном месте и в определенных ситуациях. Очень важно обучить ребенка этим правилам, тогда родителям не придется испытывать неловкость за своего ребенка, а наоборот и не один раз им придется услышать слова благодарности за хорошие манеры того человека, которого они воспитали.

Виды этикета детей

Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых, к ним относят:

  • Выходной (к данному виду этикета относятся правила поведения в общественных местах, таких как кино, театр, музей и т.д.)
  • Гостевой (нормы поведения в гостях)

ВАЖНО: Привить ребенку хорошие манеры, сделать из него воспитанного человека под силу только тем родителям, которые сами соблюдают правила этикета. Ведь абсолютно все дети учатся, в первую очередь, на личных примерах взрослых.

  • Пассажирский (правила поведения в общественном транспорте)
  • Речевой (правила вербального общения)
  • Семейный (правила общения в семье)

ВАЖНО: Помимо родителей примером для подражания для ребенка является и его окружение, поэтому стоит обращать внимание на то, с кем общается ваш ребенок.



  • Столовый (правила поведения за столом)
  • Телефонный (правила общения по телефону, в том числе через сообщения и электронные письма)
  • Учебный (правила поведения в учреждениях дошкольного образования, школах и т.д.)

К слову, для взрослых, помимо вышеназванных видов этикета, существуют еще и следующие:

  • Военный
  • Дипломатический
  • Корпоративный
  • Профессиональный
  • Религиозный
  • Свадебный
  • Спортивный
  • Траурный


С какого возраста следует начинать обучение этикету?

Многие родители могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения.

  • Еще совсем маленького кроху легко можно начать приучать к хорошим манерам взглядом, интонацией, определенными фразами. К примеру, следует желать крохе приятного аппетита, благодарить его, если он протянул вам погремушку и т.д.

ВАЖНО: Уже в самом раннем возрасте стоит ребенка хвалить за хорошие манеры, а также интонацией голоса показывать, когда он поступает не совсем правильно.

  • С двух до четырех лет родители должны начинать активное обучение ребенка правилам этикета. Следует рассказывать ему, как стоит поступать, а как нет, мотивировать ребенка и не забывать о личном примере

ВАЖНО: В этом возрасте стоит использовать игровые формы обучения ребенка этикету. Уже можно инсценировать ситуации, использовать сюжетные игры, не стоит забывать о забавных стихах и сказках на тему этикета.

  • С четырех до шести лет ребёнок должен осознать необходимость обучения хорошим манерам — это поможет ему в общении со сверстниками и со взрослыми. Важная роль в обучении отводится не только родителям, но и воспитателям детских дошкольных учреждений
  • Обучение этикету проводится также и в школах, однако к этому возрасту ребенок уже должен иметь определенные знания в этом деле


Этикет вежливости детей: уроки

Учить правилам этикета ребенка следует на постоянной основе, используя игровые формы, напоминания, примеры и т.д. — это должен быть беспрерывный процесс. Постоянное проговаривание, демонстрирование взрослыми хорошего поведения в обязательном порядке увенчаются успехом.

Что касается обучения детей вежливости в детских садах, школах, то для педагогов существуют специально разработанные программы и уроки. Необходимые материалы и видеоуроки не составит труда найти и на просторах интернета.



Этикет за столом для детей и школьников: правила

Учить ребенка тому, как следует вести себя за столом стоит начинать с самого раннего возраста. Будучи еще совсем крохой, ребенок должен понимать, что принимать пищу следует в строго отведенном месте — в столовой, на кухне.

К правилам этикета за столом, которым следует обучить еще совсем малышей, также можно отнести следующие:

  • Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой

В дальнейшем, по мере взросления, ребенок должен запомнить следующие правила этикета за столом:

  • Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • Кушать следует с закрытым ртом
  • За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
  • Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
  • Запрещается класть локти на стол
  • Если желаемое блюдо расположено поодаль от ребенка, то ему следует попросить, чтобы блюдо ему передали — запрещается тянуться через весь стол
  • В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»


Видео: Презентация Этикет и правила поведения за столом

Этикет для детей в гостях

Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях. Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:

  • Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите. Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты
  • Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз
  • Идя в гости обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо
  • В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать
  • Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.
  • Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.
  • В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно
  • Не стоит надолго задерживаться в гостях
  • Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение
  • К себе гостей стоит приглашать заранее
  • В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному
  • Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит


Этикет поведения детей в общественных местах

Для того, чтобы родителям не пришлось краснеть из-за хромающего поведения ребенка вне стен квартиры, еще дома следует рассказать ему о правилах поведения в общественных местах.

Особое внимание хочется уделить правилам этикета в общественном транспорте:

  • Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит
  • Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта
  • Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место
  • Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми
  • Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам
  • Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке
  • В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег
  • В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения
  • В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров
  • Животных следует перевозить в специальных сумках или клетках, а собак в намордниках
  • В транспорте заранее следует готовиться к выходу
  • На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди


Этикет поведения детей на улице

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

Ребенок должен четко усвоить, что:

  • Мусор должен находится в урне, а не на земле
  • Запрещается ходить по газонам
  • Запрещается шуметь, бегать, задевать окружающих
  • Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки
  • Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны
  • В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим
  • Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку
  • Стоит помнить о правилах дорожного движения
  • Нельзя покидать место, где родители попросили подождать
  • Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон
  • Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо


Этикет поведения детей в театре

Так хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно. Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д.

Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам. К примеру, в театре:

  • Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде
  • Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб
  • Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей
  • Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности
  • Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта
  • Во время спектакля запрещается есть и пить
  • Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим


Видео: Правила поведения в театре

Этикет общения детей с людьми

Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем.

Младшие школьники, как и дошкольники, должны изучать правила общения с людьми, для этого, в случае необходимости, следует напоминать им о правилах речевого этикета, изложенных в разделе выше, закреплять их.

Правила этикета для поведения детей в школе

Существуют и определенные правила поведения в школе. К ним можно отнести следующие:

  • Уважать учителя
  • В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий
  • В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму
  • Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы
  • Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя
  • Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине
  • Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона
  • В начале урока следует приветствовать учителя стоя
  • Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание
  • Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте
  • Во время урока запрещается есть
  • Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит
  • На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе

Большинство школ имеют и свои дополнительные правила, которые в обязательном порядке четко следует соблюдать. С такими правилами можно ознакомиться непосредственно в школе.



Этикет поведения детей в семье

Правила этикета следует соблюдать везде, и семья не исключение. Даже самый маленький кроха должен знать:

  • С родителями, бабушками, дедушками и т.д. следует общаться уважительно, вежливо
  • Нельзя пререкаться с родственниками, ругаться с ними
  • Заходя в комнату к родителям, следует стучаться
  • Запрещается ругаться, драться с братьями и сестрами, ябедничать на них
  • Следует придерживаться всех правил и традиций, установленных непосредственно в семье

ВАЖНО: Лучше всего обучить ребенка правилам поведения в семье личным примером.



Телефонный этикет для детей

Родителям стоит объяснить ребенку, что во время телефонного разговора следует пользоваться всеми правилами речевого этикета. Наравне с этими правилами к телефонному этикету можно отнести и следующие:

  • Следует без всякой надобности ограничить телефонные звонки с 21.00 вечера до 08.00 утра, а в выходные дни с 21.00 вечера до 10.00 утра
  • Телефонный разговор стоит начинать с приветствия, а по окончании разговора обязательно стоит попрощаться
  • В местах, где правила этикета не позволяют разговаривать по телефону, следует отключать его
  • Если вы сказали кому-либо, что перезвоните, то в обязательном порядке стоит это сделать
  • Правила этикета запрещают отвечать на звонки чужого телефона
  • При неправильно набранном номере следует извиниться
  • Правила этикета не позволяют громко разговаривать по телефону в общественных местах
  • Запрещается баловаться с помощью телефона
  • Все сообщения должны быть грамотно написан


Обучение этикету: беседа с детьми

Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.

Стоит помнить, что беседа должна быть:

  • Не утомительной для детей, а значит не продолжительной
  • Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны
  • Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе
  • Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы

ВАЖНО: Обучение правилам этикета в форме беседы лучше использовать в отношении детей старшего дошкольного возраста и школьников.



Игры по этикету для детей. Конкурсы, викторины для детей по этикету

Развернутые сценарии игр, конкурсов и викторин, как родители, так и педагоги могут с легкостью отыскать в книжных магазинах, библиотеках, интернете и т.д.



Книги по этикету для детей

Во всех книжных магазинах, а также на просторах интернета можно найти широкий выбор литературы по этикету для детей. Это могут быть как книги в качестве пособия для взрослых, так и книги для чтения непосредственно детьми старшего возраста.

Вот перечень только некоторых из них:

  • Правила поведения для воспитанных детей. Галина Шалаева
  • Азбука вежливости. Людмила Васильева-Гангнус
  • Вежливые слова. Ольга Корнеева
  • Приятного аппетита! Уроки вежливости. Для детей от 1-го года. Сергей Савушкин
  • Этикет для детей различных лет. Андрей Усачев
  • Расту культурным. Для детей 4-5 лет. Светлана Пятак, Наталья Царикова
  • Уроки Вежливости и Доброты. Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Елена Баринова
  • Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона. Наталья Иванова
  • Этикет для будущей леди. Антонина Елисеева
  • Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. Татьяна Шорыгина
  • 1000 уроков этикета для самых умных малышей. Валентина Дмитриева
  • Советы феи вежливости. Виктор Кудлачев, Ирина Фоменкова
  • Учимся быть примерными. Владимир Степанов
  • Азбука вежливости. Наталия Чуб


Сказки об этикете для детей

Все в тех же книжных магазинах также можно найти и сказки, которые призваны обучить детей хорошим манерам.

Стихи о правилах этикета детей

Я другу говорю: «Привет!»,
А он в ответ: «Здорово!».
Тут ничего плохого нет,
Подходят оба слова.

Старшему, если встречаемся с ним,
Первыми «Здравствуйте!» мы говорим.

Одежда в порядке — все чисто, опрятно —
С таким человеком общаться приятно.
А грязный, лохматый, оборванный вид —
Держаться подальше знакомым велит.

«Здравствуйте!» — при встрече говорим
Всем друзьям, знакомым и родным.
А когда уходим: «До свиданья!» —
Пусть коротким будет расставание.

Грубо разговаривать,
Насмешливо дразниться —
Это плохо, некрасиво!
Нужно извиниться.

У мамы много дел по дому,
В заботах папа день за днем.
И мы помочь родным готовы
Отложим игры на потом.

Если бабушка устанет —
Отдыхает пусть она.
Ну, а внук шуметь не станет,
Будет в доме тишина.

За помощь и поддержку
Всегда благодарим.
И, получив подарок,
«Спасибо!» говорим.

Взрослые беседуют.
Важный разговор.
Им мешать не следует —
Такой есть уговор.

Во дворе у нас беда —
Появилась ябеда.
Мы ее не обижаем,
Просто с нею не играем.

Есть такие малыши —
Себя хвалят от души.
Говорят таким обычно:
«Хвастуном быть неприлично!
Будь хорош не на словах,
А в поступках и делах».

Над знакомыми смеяться,
За глаза их обсуждать
Могут только злые бяки.
Людей не надо обижать!

В автобусе старушке
Место уступи.
Чуткость и внимание
К старшим прояви.

Тихо в транспорт мы заходим,
здесь не бегаем, не сорим.
Не кричим и не поем —
Хорошо себя ведем!

Пусть чья-то вещь тебе понравилась —
Сдержать свои желания сумей.
Забудь, иль обратись к хозяину,
Но брать тайком чужое ты не смей!

В транспорте общественном
Будь спокоен, тих.
Вежливо веди себя —
Уважай других.

Не стоит врать и клеветать,
Когда ты сам в ответе.
Свою вину решись признать —
Честны должны быть дети!



Уроки вежливости и этикета: мультфильм для детей

Существует огромный выбор мультфильмов, как советских, так и современных, которые способны обучить ребенка вежливости, которые наглядно демонстрируют правила этикета. Отдельные серии о вежливости и о правилах этикета можно найти среди таких современных мультфильмов, как:

  • Малышарики
  • Смешарики
  • Лунтик
  • Уроки тетушки Совы


Уделяйте внимание своему ребенку, учите его правилам этикета, и тогда у вас получится воспитать хорошего человека.

Видео: Первые УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЕТЯМ

Цели:

  • Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивные мотивации поведения;
  • Формирование устойчивой положительной самооценки у младших школьников через внешнюю положительную оценку со стороны старших;
  • Воспитание посредством правил речевого этикета уважительного отношения к себе и к другим

Оборудование:

  • Доска;
  • Проектор;
  • Экран;
  • Сигнальные карточки;
  • Альбомные листы, карандаши.

Ход урока-игры

1. Сообщение темы урока, выяснение содержания термина “тема”, сообщение в доступной форме целей урока.

ТЕМА – это предмет, основное содержание повествования, изображения, разговора, беседы, то есть это то, о чём или о ком говорится.

Урок наш будет происходить в форме соревнования разновозрастных команд, в каждой из которых поровну первоклассников и пятиклассников. Представляем участникам капитанов (5 класс) и юнг (1 класс).

2. Знакомство с правилами речевого этикета.

ЭТИКЕТ - установленный порядок поведения в какой-либо среде, в определённых условиях.

В наш словарный запас входит новое слово из темы урока, постарайтесь запомнить, как оно пишется и что обозначает. Повторим вслух по слогам. Итак, самая главная задача нашего необычного праздничного урока – научиться по-доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова:

  • Команда первоклассников:

Если кто-то загрустит,
Ты его не оставляй,
Добрым словом, добрым делом
Утешай и помогай!

  • Команда пятиклассников:

Среди невезенья иного,
Среди невесёлого дня
Скажите мне доброе слово,
И слово утешит меня.

Прослушивание песни Булата Окуджавы “Давайте восклицать…”

Соревнование команд.

1 конкурс “Давайте говорить друг другу комплименты…”

(выясняется значения слова “комплимент”.

Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать.

Представьте, что мы сейчас в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных героев (представляем членов жюри в масках Кащея, Бабы Яги, Золушки) Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача – выбрать из предлагаемых комплиментов для каждого из них, чтобы сказать ему (ей) приятные, но в то же время правдивые слова. Отвечать будете все вместе при помощи карточек с цифрами: 1 –для Кащея, 2 – для Бабы Яги, 3 – для Золушки. Карточку со знаком “-” используйте, если комплимент не подходит никому.

Вопросы:

1. Ты очень ловкая, быстрая, всегда и всюду успеваешь; (2)

2. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая; (3)

3. Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться; (-)

4. Ты так долго живёшь на свете и ты, наверняка, много видел; (1)

Надеемся, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные, и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно чаще.

2 конкурс “Вежливая критика”

Наверняка, вам не раз приходилось высказывать своё мнение о человеке, его поступках, и это мнение не всегда было положительно. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно.

Представьте себе, что героев сказки “Лиса и Журавль” пригласил к себе в гости Ёжик. Во время обеда они высказывают своё мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому принадлежит первое высказывание, а кому – второе.

Юнги каждой команды дадут ответ карточками с изображением героев сказки.

Высказывания:

Всё хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только, попробовать не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде. (Журавль);

Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни капельки нельзя было достать из этой посуды. Больше уж не просите, не приду. (Лиса);

Как вы думаете, что мог сказать на это Ёжик? Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики. Обоснуйте свой ответ.

Вежливые реплики:

Журавль был добрее и вежливее. Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.

Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила журавля к себе в гости.

Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду.

Надеемся, что вы поняли, что критика тоже может и должна быть доброжелательной. Кстати, давайте вспомним, народная или литературная сказка “Лиса и Журавль”, к какому типу народных сказок она относится?

Ну вот, мы коснулись фольклора,и наш следующий конкурс будет связан с ним. Что такое фольклор? Какие жанры фольклора вы знаете?

3 конкурс “Утешители”

Представляете, от деда с бабой убежал Колобок, а они на него так надеялись! А ему дела ни до кого нет. Катится себе по лесу, поёт свою хвастливую песенку (ученик поёт песенку Колобка и танцует). Дед с бабкой очень огорчились. Вам надо утешить их. Для этого выберите подходящую пословицу и покажите её номер.

Пословицы:

  • Горе не беда – с кем не была.
  • Нет худа без добра.
  • Наши лепёшки тоже поели кошки.

Вы, наверное, знаете, что добрые слова помогают успокоить, утешить человека. Помогают это сделать и народные пословицы – это маленькие роднички народной мудрости, если их знать, помнить и применять в жизни.

4 конкурс “Юнги, вперёд!”

Дорогие юнги, к вам попала записка для ослика ИА, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда – записка порвалась, вам нужно собрать её. Для этого напишите на доске (а все первоклассники у себя на листочках – ответ пригодится, если юнга вашей команды ошибается) через запятую номера предложений утешительной записки.

Утешительная записка:

  1. Не огорчайся, дорогой ослик ИА!
  2. Полно печалиться, дело поправится.
  3. Стоит ли переживать из-за таких пустяков!
  4. Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья помогут тебе. Мы найдём твою потерю.
  5. Нечего искать иголку в стоге сена.

Правильный ответ – 1, 2, 4. мы уверенны, что ослик успокоится после таких слов, а ты, конечно, выполнишь обещание помочь ему. Ответами 3 и 5 ты не только не утешишь ИА, но и обидишь его. Спасибо, дорогие юнги, за участие в конкурсе, за вашу отвагу и решительность, за то, что не побоялись один на один решить трудную задачу и красиво написать цифры. Желаем вам скорее дорасти до капитанов. Ребята, а из какой сказки ослик ИА? Кто её автор?

5 конкурс “Капитанский”

Ваши помощники сейчас продемонстрировали умение утешать кого-либо в беде. У вас же, как у более опытных, задание будет потруднее. Вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить.

Представьте, что вы вместо Садко попали в подводное царство, и царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и пением. Но вы не хотите остаться. Какой из вариантов отказа вы выберете? Запишите номер на доске, объясните, почему вы предпочли такой отказ.

Варианты отказов:

  1. Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!
  2. О, подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоём царстве.
  3. Благодарю тебя, о великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их, так как ждут меня на земле родные и друзья.

6 конкурс “Поздравления”

Папа Карло решил написать поздравительные письма к Женскому празднику героиням сказки “Золотой ключик”. Но по рассеянности забыл написать имена адресатов. Помогите разобраться. Сигнализируем карточками: 1 – Мальвина, 2 – Лиса Алиса, 3 – Тортила.

Поздравления:

  1. Изобретательная … ! Поздравляю вас с праздником! Желаю Вам быть по –прежнему доброй, мудрой и щедрой. Как и триста лет назад, вы по-прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло.
  2. Изобретательная … ! Поздравляю Вас с Женским днём! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезёт с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать миллион! Поклонник Ваших талантов Карло.
  3. Милая … ! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино. А ещё – сохранить дружбу со старыми друзьями – Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло.

(После ответов обращается внимание на то, что в поздравительных письмах и открытках местоимение Вы пишется с большой буквы в знак уважения к адресату, обращения выделяются восклицательными знаками.)

Внеконкурсное задание

А теперь последнее, внеконкурсное задание. Оно будет творческого характера. Представьте, что каждый из вас – не ученик, а Красная Шапочка. Вы приготовили бабушке подарок ко дню рождения и идёте к ней в гости, напевая весёлую песенку. Представили? Так вот, по дороге вы обдумываете, как будете поздравлять свою любимую бабушку.

(пятиклассники составляют поздравления, а первоклассники в это время рисуют поздравительные открытки, так чтобы они понравились Красной Шапочке)

4. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги. Зачитывается несколько лучших поздравлений, и рассматриваются открытки малышей.

Итак, сегодня на уроке мы поиграли, вспомнили любимых сказочных героев, учились вежливо общаться друг с другом, узнали значение и правописание слов. А ещё нарисовали прекрасные открытки для бабушки, убедились в том, что можем думать, фантазировать, помогать друг другу в общем деле, а всё это просто необходимо, чтобы стать вежливым человеком, настоящим другом.

Звучит песня “Друг в беде не бросит …”


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Сказка об Этикете. Правила поведения Сказка начинается. Жил на свете молодой человек по имени Этикет. Очень уж хотелось ему прославиться, чем-то отличиться от других. Никак не хотелось быть похожим на всех. Добро или зло? Думал он думал, как это сделать, но придумать не мог, и тогда пошел он к доброму волшебнику: «Помоги мне придумать что-то такое, что сделало бы меня заметным среди людей.».-Хорошо, - сказал волшебник. Тебя запомнят. - Тогда тебе надо отправиться в такую страну, где еще никто не слышал твоего имени. И с первых шагов в этой стране ты должен проявлять себя так, чтобы все тебя замечали и спрашивали: «Кто это?» Если ты сумеешь так проявить себя, то люди будут спрашивать: «Кто это?» «Кто так красиво умеет все сделать?» Услышав в ответ – «Это Этикет», - запомнят твое имя и тебя. Я не умею. Но как я узнаю, как надо себя проявлять в том или ином случае? Я ведь не умею.-А ты всегда успей подумать о том, что приятно и привлекательно для других, а потом уже делай.-Не могу себе представить.-Давай попробуем Нельзя мешать соседям! Волшебник взмахнул волшебной палочкой, и на поляне появился стол, покрытый красной скатертью, стул с резной спинкой и выгнутыми ножками.-Садись, - пригласил волшебник.И вдруг откуда-то сверху раздался требовательный голос: «Можно положить руки на край стола, но локти надо прижать к себе, чтобы не мешать соседям». Учимся сидеть за столом. И юноша послушно сел, как того требовал голос. Голос сразу смягчился и сказал:-Молодец. Ты способный юноша. В аристократических семьях разных государств, чтобы научить сидеть юношей за столом, вкладывали между туловищами и локтями книгу и велели ее удерживать, пока сидишь за столом. Напутствие. -Понравилось? – спросил волшебник.Да, очень.-А как ты думаешь, почему такая поза за столом выглядит приятно?Такая поза подчеркивает красоту и скромность поведения, потому что в ней проявляется уважение к окружающим и умение думать о других.


Приложенные файлы

Евгения Косогорова
Комплекс сказок для освоения норм и правил столового этикета

1. Сказка «Вот так сон»

Цель : Познакомить с нормой употребления пищи , напомнить ранее изученный материал. Развивать память, умение размышлять, устанавливать взаимосвязи, речевую активность. Воспитывать уважение, заботу, интерес к волшебству, желание помогать и заботится о младших, оптимизм.

Ребятки, вы еще не спите? – заглянула мама в детскую комнату. – Пора спать.

Хорошо, сейчас только уберем игрушки и почистим зубы, - отозвались Джим и Элла.

Конечно, им очень хотелось спать, они давно зевали,но играть с Эльфом в шашки было так интересно : они играли и в уголки, и в поддавашки, и в перестрелку.

Но вот уже вечер, глаза сами закрываются, говоря, мы устали и хотим отдохнуть.

Когда мама в следующий раз зашла в комнату, дети уже лежали в кровати, мама их поцеловала и пожелала спокойной ночи и приятных сновидений. Папа рассказывал детям , что во сне можно побывать где угодно, встретить самых необычных людей.

Как только Элла закрыла глаза, она понеслась по туннелю со скоростью света и очутилась на поляне.Вокруг было так красиво : все зелено, яркие цветы, щебечут птицы. Элла гуляла, наслаждалась окружающей природой, познакомилась с белкой и бельчатами, которые засушивали грибы и ягоды,девочка спела им свою песенку :

«Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда будет папа,

Пусть всегда буду я!»

Элла долго гуляла, поэтому она устала и проголодалась. Она шла по тропинке, которая привела ее к небольшому домику. Она решила зайти в гости, постучала и спросила разрешения войти, получив утвердительный ответ, она отворила дверь.И вот что она увидела : за столом сидели дети – мальчик выплевывал косточки из-под компота на пол , на стол , т. е. туда, куда попадет. Девочка так громко стучала ложкой, набирая в нее суп и ела его так громко, другой ребенок чуть ли не уткнулся носом в тарелку, оглядевшись, Элла увидела на полу не только косточки из-под компота , но и корки от арбуза, лапшу, вся скатерть была в пятнах. О, ужас! Куда она попала? В это время из кухни вышла старушка, такая чистенькая, опрятненькая, она несла на подносе пирожное. Элла с удивлением посмотрела на нее и узнала,что попала она в королевство кривых зеркал : в нем происходит все наоборот, т. к. заколдовала его злая волшебница, ей не нравилось, что все в этом королевстве были опрятными, вежливыми. Элла попыталась успокоить старушку, такая была она милая, что, конечно же, ей было очень жаль ее, ведь это были ее внуки, пообещала, что сделает все возможное и невозможное, чтобы расколдовать их царство.

Элла стала действовать без промедления. Вечером, когда внуки легли спать, Элла выстирала скатерть, салфетки. Когда она постелила ее на стол , от нее веяло свежестью и чистотой. Небольшая вазочка с живыми цветами и салфетками необыкновенно дополнили красоту и в то же время простоту стола , покрытого белоснежной скатертью. На утро, увидев изменения в столовой , внуки очень удивились.

Доброе утро! С сегодняшнего дня вы будете садиться за стол только тогда , когда вымоете руки! – заявила твердо Элла.

Детям ничего не оставалось делать, как подчиниться настойчивой Элле.

Посмотрите, как стало красиво! Неужели вам не нравится сидеть за красиво оформленным столом ? – поинтересовалась Элла.

Нам нравится! – заявили дети. Но куда девать косточки из-под компота ? Есть горячий суп, не запачкав скатерть? Есть, чтобы не было на ней хлебных крошек, крошек от печенья?

Все очень просто : попробуйте сесть прямо, слегка наклонив голову, ноги – на полу, а на столе не локти лежали , а только кисти рук. Попробуйте так сесть. Вы спрашивали, как есть горячий суп? Нужно подождать, пока он остынет, а если вы будете дуть, то непременно обрызгаете скатерть или рядом сидящих, а если наберете в рот ложку горячего супа, то обожжете язык.

На столе специально для хлеба, печенья ставится пирожковая тарелка слева от основной. На нее-то и положите хлеб, взяв его руками из хлебницы, а затем по небольшим кусочкам отламывайте и отправляйте в рот , то же самое и с печеньем.

Ух ты! А я люблю вытирать тарелку хлебом, какой хлеб становится вкусным, - отозвался мальчик.

А как ты думаешь, твоим соседям по столу приятно смотреть на тебя, - поинтересовалась Элла.

Нет, нет, - закричали дети.

Поэтому, лучше оставить жидочку из-под салата, например в тарелке. А если у вас остался суп в тарелке, можно ее наклонять в какую-либо сторону? – вопросительно посмотрела на детей Элла.

Зачем же наклонять? Нужно взять тарелку и допить суп, - сообщила девочка. Увидев суровый взгляд Эллы, поняла, что не этого ответа она ждала от нее.

Ты можешь замараться, поэтому следует наклонить в этом случае тарелку от себя, чтобы в случае оплошности не замарать одежду.

Тут вдруг девочка засмеялась, рот ее брата был похож на большой арбуз, в нем было столько пищи , что он не мог даже пошевелить челюстями.

Пищу едят небольшими порциями, тщательно ее пережевывая. Давай же попробуй, а то подавишься еще. В больницу придется везти.

А я люблю пить компот из сухофруктов ? – начал шалун-мальчуган.

Помню, помню. В таком случае, когда подают компот , в котором ягоды, да еще с косточками, при сервировке стола кладут десертную ложку и тарелку - начала Элла.

Нужно плевать на тарелку? А она не разобьется? – не унимался он.

Конечно же, нет. Косточку выплевывают на ложку, а уж с ложки кладут ее на тарелку. Помните, что вежливо и аккуратно ведя себя за столом , вы дарите удовольствие от общения с вами окружающим, и вам будет радостно от этого, - гордо заключила «профессор» Элла.

Все : милая бабушка, ее внуки и Элла сели обедать. Внуки бабушки намотали на ус все советы Эллы. А бабушка смотрела на них и не могла нарадоваться. Она поблагодарила Эллу, ведь она расколдовала их королевство, подарила ей медальон.

Элла, просыпайся, пора в детский сад! – Услышала нежный голос мамы Элла. Неужели все это ей приснилось? Когда она разжала кулачок, увидела медальон старушки…

2. Сказка «Как Эльф помог гномику»

Цель : Продолжать знакомить с нормой употребления пищи . Развивать внимание,расширять словарный запас : розетка. Воспитывать сочувствие, чувство товарищества, культуру поведения за столом .

Был солнечный день. Эльф, Джим, Элла и Кузя гуляли в саду. Наступил вечер, пора, когда Эльф рассказывал разные истории . В этот раз он рассказал им случай с гномиком Есейкой.

Однажды Есейку пригласили в гости на день рождения, он нарвал необыкновенно красивый букет цветов, взял конфеты и отправился в гости . Все было замечательно, все веселились, играли, ели сладости. Вот только Есейка ничего не ел. Увидев его я подумал, может быть ему плохо. Я испугался, но зря, все было намного проще.Увидев много сладостей : варенье, мороженное, конфеты, торт, пирог, он растерялся, - начал Эльф.

И ты ему помог? – спросили дети.

Эльф утвердительно кивнул.

Мы съели по конфете «Косолапый Мишка» , на столе стояла специальная вазочка для фантиков, туда их мы и положили. Когда мы сели пить чай, то на столе оказался вкуснейший торт с пятью свечами. Задув их, именинница разрезала торт на кусочки и специальной лопаточкой каждому положила кусочек торта на десертную тарелку, а уж мы орудовали десертными ложками, отламывая от торта по небольшому кусочку.

Конечно, просто – на просто им понадобились нож и вилка, - пояснил Эльф.

А мороженное и ягоды, посыпанные сахаром,вы наверняка ели из креманки десертными ложечками и говорили : Как вкусно!» Верно Эльф? – спросил Джим.

Ты угадал. Варенье мы тоже ели десертными ложечками, положив его в маленькую вазочку – розетку, -объяснил чудной человек.

А гном прибодрился? – спросила Элла.

Да. Он понял, что волноваться нечего, и мы все вместе сели играть в лото. Вот так.

После рассказа Эльф , дети и Кузя стали рассказывать истории о том , кому им пришлось помочь, протянуть руку помощи. А Эльф радовался, ведь здорово, когда все помогают друг другу, не остаются равнодушными к беде другого.

3. Сказка «Как Кузя поехал в Африку»

Цель : Продолжать знакомить с нормой употребления пищи (фруктов, ягод) . Развивать умение активно воспринимать материал, устанавливать связи, обобщать, активность речи. Воспитывать чувство товарищества, умение сопереживать и помогать другим людям.

Любимой передачей детей и их друзей была – «В мире животных» , вот настало 16 часов, время, когда все сидели перед телевизором, ждали начала передачи. Сегодня будут рассказывать об обезьянах , чем они питаются, где живут, как растят детенышей. Кузя смотрел передачу с таким удовольствием, что решил съездить в гости к бабуле Клавдии в Африку, ведь он ее давно не видел, и может быть, ему удастся увидеть обезьян. Ребята были удивлены, они не знали, что его бабушка жила в Африке.

А что вы удивляетесь, разве домовых нет в Африке? Кто же тогда будет следить за порядком в доме?

Было решено, Кузя едет в Африку, привезет оттуда много-много фотографий.

Нужно собрать гостинцев! – напомнила мама, - ведь с пустыми руками в гости не ездят!

Кузе наложили целую сумку сладостей : яблок, апельсинов, персиков, арбуз, дыню и посадили на поезд, наказали передать горячее приветствие бабушке Клавдии и обязательно сфотографироваться с ней.

Кузя благополучно доехал до Африки, на вокзале его встретила бабушка с обезьянами.Сколько радости было у всех : Кузя с бабушкой обнялись и поцеловались.

Обезьянки, увидев много вкусностей у Кузи, попросили яблочко.

А что это такое? – спросила самая маленькая обезьянка Чита.

Ха-ха-ха. Ты что, это же яблоко – фрукт, очень вкусный и полезный, богатый витаминами, - объяснил Кузя.

В это время мартышка попыталась положить в рот яблоко, но оно было таким большим, что ничего не вышло. Кузя опять рассмеялся. Бабушка, заметив, что Чита обиделась,отчитала внука :

Кузя, как тебе не стыдно, ведь то, что ты привез, они никогда не видели и не знают, как это есть. Нужно помочь, а не смеяться.

Кузя усмерел, поняв,что поступил не красиво :

Ничего! Дело поправимое .

Домовой достал все, что было у него в сумке, положил ее содержимое на стол перед обезьянками .

Это яблоко. Чтобы его съесть, вам понадобится нож и тарелка. Яблоко разрезают на 4 части на тарелке, а потом, вырезав серединку, т. к. она не съедобна, едят. А это персик, очень вкусная и сочная ягода, чтобы его съесть, также понадобится нож и тарелка, на которую кладут косточку. Персик ножом надрезают по кругу, затем разламывают, при помощи ножа убирают косточку.Вот апельсин : ножом до мякоти надрезают кожицу на 6-8 долек, затем их отделяют так, чтобы получилась звезда, как цветок на листке. А потом ножом разрезают его на дольки. А вот эту ягоду самую большую – арбуз, разрезают ломтиками, а уж потом подают на стол . Вот так. Ломтик кладут на тарелку и едят при помощи ножа и вилки. Точно также едят и дыню.

Чита и другие обезьянки были рады угощению, а бабушка Кузи смотрела на них и радовалась, такие они были способные.Обезьянки не остались перед Кузей в долгу : они принесли целую охапку бананов.

Молодец, Чита, - похвалила бабушка. – А сейчас идите погуляйте.

Кузя рассказал новым своим знакомым о своих друзьях и о том, что он пообещал привести фотографии с обезьянками. Обезьянки показали Кузе свои владения, как они лазают по пальмам, Чите так понравилось позировать, что до самого заката солнца, Кузя снимал и снимал ее. То возле пальмы, то на поляне, то с ее братьями и сестрами. Все были счастливы, довольны.

    Учителя нельзя было назвать ярым поборником этикета и хороших манер, но в отношениях с людьми он всегда проявлял природную вежливость и учтивость. Однажды вечером молодой ученик отвозил учителя домой и нагрубил в пути полицейскому. Оправдываясь, он...

    Перед купанием Карна (герой Махабхараты, брат Пандавов) умастил себе волосы маслом из драгоценной чаши. Когда правой рукой он стал втирать масло в волосы, перед ним неожиданно появился Кришна. Карна встал и выразил ему почтение. Кришна сказал, что пришёл...

    Однажды к Насреддину пришли несколько будущих учеников и попросили его почитать им лекцию. - Хорошо, - сказал он, - следуйте за мной в лекционный зал. Повинуясь приказу, все выстроились в цепочку и пошли за Насреддином, сидевшим задом наперёд на своём...

    Мудрую Свинью спросили: - Почему во время еды ты становишься в пищу ногами? - Я люблю ощущать еду не только ртом, но и телом, - отвечала мудрая Свинья. - Когда я, насыщаясь, ощущаю прикосновение пищи к ногам, то получаю от этого двойное удовольствие. - А...

    Один любознательный человек спросил саййида Кхидра Руми: - Есть ли что-нибудь, что можно назвать лучшим и одновременно худшим из человеческих установлений? Тот ответил: - Да, конечно. Такая вещь существует, и её название - «этикет». Польза правил этикета...

    Рассказывают, что один человек пришёл к Гилани и сказал: - О, великий шейх! Почему бы вам не навестить такого-то человека? Он прочёл всё написанное вами, обсудил ваши высказывания с вашими сподвижниками и теперь больше всего на свете хочет задать вам ряд...

    После победы над Люй Бу в союзе с Лю Бэем войска Цао Цао возвратились в новую столицу Сюйчан (находилась юго-западней нынешнего одноимённого города, провинция Хэ-нань). Лю Бэя поместили на отдых в доме, расположенном рядом с дворцом Цао Цао. На другой...