Меню Рубрики

Сложноподчинённые предложения. Это просто! Сложноподчиненное предложение его типы

В данной главе:

§1. Сложноподчинённые предложения. Общая характеристика

Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: .

Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений - СПП.

Независимая часть СПП - главная. Она называется главным предложением.

Зависимая часть СПП - подчинённая. Она называется придаточным предложением.

В СПП может быть несколько придаточных предложений. Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов . Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части.
Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры:

Мы общались, как будто были знакомы сто лет.

(придаточное относится ко всему главному)

При встрече мы общались холоднее, чем можно было ожидать.

(придаточное относится к слову холоднее )

§2. Классификация СПП по значению

Классификация СПП отражает значение, выражаемое союзными средствами.

Основное деление - это деление на четыре типа:
1). СПП с придаточным изъяснительным (с союзами: что , как , чтобы , ли ):

Ольга сказала, что вернётся из Пскова в понедельник.

2). СПП с придаточными определительными (с союзными словами: какой , который , чей , что ; где , куда , откуда , как ):

Вот дом, в котором я хотела бы жить.

3). СПП с придаточными присоединительными : (с союзными словами что (в любом падеже), отчего , почему , зачем ):

По утрам он принимал душ, после чего жена кормила его завтраком.

4). СПП с придаточными обстоятельственными :

Мы взошли на холм, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.

Обстоятельственное значение может быть разным: обстоятельство образа действия, времени, места и проч. Поэтому обстоятельственные СПП делят на виды по значению.

Обстоятельственные СПП делятся на предложения с придаточными:

1) места (союзные слова: где , куда , откуда ):

Мы спустились к реке, где купались дети.

2) временными (союзы: когда , пока , лишь , только ):

Когда ты позвонил, я спала.

3) условными (союзы: если , коли (устар.):

Если он пригласит меня в кино, я пойду.

4) причинными (союзы: потому что , так как , ибо (устар.):

Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

5) целевыми (союзы: чтобы , дабы (устар.):

Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость.

6) следствия (союз так что ):

Помочь посидеть с детьми согласилась бабушка, так что они не остались одни.

7) уступительными (союз хотя ):

Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности.

8) сравнительными (союзы: как , будто , словно , чем ):

Встреча прошла очень натянуто и холодно, будто никто из нас не был знаком раньше.

9) меры и степени (союзы: что , чтобы и союзные слова: сколько , насколько ):

Всего за неделю она сделала так много, сколько другие не сделали бы и за месяц.

10) образа действия (союзы: что , чтобы , будто , как будто , точно , словно и союзное слово как ):

Учись так, чтобы тебя не ругали за отметки

§3. Средства синтаксической связи в СПП

Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному:

  • союзами
  • союзными словами

1. Как уже было сказано выше, типичным средством подчинительной синтаксической связи в СПП являются союзы.

Кроме указанных выше, в СПП широко представлены производные союзы, которые образованы по-разному:

а) из двух простых союзов: как будто , как только , лишь только и др. подобных.

б) из простых союзов и указательных слов с предлогами: после того как ; несмотря на то что ; благодаря тому что и др. подобных.

в) из простых союзов и слов время , причина , цель , условие и др. с указательными словами и предлогами (в то время как ; в то время пока ; с той целью чтобы ; в силу того что и др. подобных)

2. Союзные слова.
Какие слова могут служить средством главной и придаточной частей СПП?

Прежде всего, это относительные местоимения кто , что , какой , каков , который , чей , сколько , стоящие в разных формах, а также наречия где , куда , откуда , когда , зачем , как и др.

Как отличить союзы от союзных слов?

Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос.

Союзные слова, напротив, не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. Например:

Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.

(мелодию (какую?) которую - союзное слово)

В русском языке наблюдается омонимия союзов и союзных слов: что , как , когда .

Я думаю, что она приедет завтра.

(что - союз)

Я знаю, что она тебе ответила.

(что - союзное слово, выраженное относительным местоимением)

Кроме того, подчинительные союзы в отличие от союзных слов не выделяются логическим ударением.

Подчинительные союзы не могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова могут:

Я помню разговор, который ты завела со мной перед своим отъездом.

(который =разговор)

Союзы иногда можно опустить, а союзные слова нет:

Я знала, что мы расстались навсегда.

(синонимично: Я знала: мы расстались навсегда )

Я знаю, что говорю.

(опустить союзное слово что невозможно)

§4. Место придаточного предложения относительно главного

Придаточная часть может занимать различное положение по отношению к главной части:

1) она может предшествовать главной части:

Когда мать пришла, сын уже был дома.

2) она может следовать за главной частью:

Сын уже был дома, когда мать пришла.

3) она может располагаться внутри главной части:

Сын, когда мать пришла, уже был дома.

Схемы СПП:

[ … ] 1 , (чтобы…) 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Я всё сделаю 1 ,/чтобы она была счастлива 2 .

(чтобы…) 1 , […] 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Чтобы она была счастлива 1 ,/ Митя сделает всё 2 .

[… , (чтобы…) 2 …] 1 - сложноподчинённое предложение, например:

Митя 1 ,/ чтобы она была счастлива 2 ,/ сделает всё 1 .

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, то СПП - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой?

  2. Верно ли, что подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: подчинительными союзами и союзными словами?

  3. Верно ли, что главной частью СПП является зависимая часть, которая называется придаточным предложением?

  4. Верно ли, что подчинённой частью СПП является независимая часть, которая называется главным предложением?

  5. К какому типу относится СПП: Я думаю, что мы обязательно встретимся.?

  6. К какому типу относится СПП: Это книга, которую мне рекомендовала Татьяна Николаевна.?

    • СПП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным определительным
  7. К какому типу относится СПП: Мы поговорили, после чего Ванька раскаялся в своём поступке.?

    • СПП с придаточным присоединительным
    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным
  8. К какому типу относится СПП: Я спал, когда он пришёл .?

    • ССП с придаточным определительным
    • ССП с придаточным изъяснительным
  9. Верно ли, что союзы являются членами предложения, а союзные слова нет?

  10. Что может быть заменено словом из главной части СПП: союз или союзное слово?

    • союзное слово

Правильные ответы:

  1. СПП с придаточным изъяснительным
  2. СПП с придаточным определительным
  3. СПП с придаточным присоединительным
  4. СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
  5. союзное слово
  • Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

Вконтакте

Виды придаточных в русском языке выделяются в зависимости от смысловых связей между частями Но для начала следует разобраться в том, что же представляет собой само (или СПП), и чем оно отличается от сложносочиненного (ССП) своего собрата.

Главное их отличие заключается в определяющей отношения между частями данных Если в ССП мы имеем дело с сочинительной связью (как нетрудно догадаться, исходя из одного названия), то в СПП - с подчинительной.

Предполагает изначальное «равенство» между частями, т.е. каждая отдельная предикативная единица в составе сложного) может функционировать отдельно без потери смысла: Ласковое майское солнце светило приветливо и ясно, и каждая веточка тянулась к нему своими еще молодыми листьями.

Легко догадаться, что части предложения в СПП находятся в иного вида отношениях. Главное предложение в нем «управляет» придаточным. В зависимости от того, каким образом происходит это самое управление, существуют следующие виды придаточных:

Виды придаточных

Значения

Вопросы

Союзы, союзные слова

Образец предложения

определительные

Определяют существительное в главном предложении

Кто, что, где, куда, откуда, который, какой

Я случайно наткнулась на письмо (какое?), которое было написано задолго до моего рождения.

Изъяснительные

Относятся к глаголам

Падежные вопросы

Что, чтобы, как, как будто и пр.

Я до сих пор не понимаю (что именно?), как это могло случиться.

обстоятельственные

Указывают на место действия

Где? Откуда? Куда?

Где, откуда, куда

Он поехал туда (куда?), где цветы цветут круглый год.

Указывают на время действия

Когда? Как долго? С каких пор? До какого времени?

Когда, как только, с тех пор и пр.

Я понял это тогда (когда?), когда было уже поздно.

При каком условии?

Если, если…то

Я помогу тебе решить задачу (при каком условии?), если успею.

Уточняют причину совершения действия

По какой причине? Почему?

Так как, оттого что, ибо

Петя не смог ответить на вопрос (по какой причине?), так как не был к нему готов.

Указывают на то, с какой целью совершается действие

Для чего? Зачем? С какой целью?

Чтобы лично убедиться в этом, он лично пришел к директору (зачем?).

следствия

Показывают нам результат того или иного действия

В следствии чего?

Она выглядела так шикарно, так что глаз было не оторвать.

образа действия

Каким образом? Как?

Как, словно, точно, будто, как будто

Мальчишки неслись так (как?), словно за ними гналась свора голодных собак.

меры и степени

В какой степени? В какой мере? До какой степени?

Насколько, сколько, что, как

Все случилось так быстро (в какой степени?), что никто и опомниться не успел.

сравнения

Как кто? Как что? Чем кто? Чем что?

Как, словно, будто, чем

Этот парень оказался намного умнее (чем кто?), чем его сверстники.

Несмотря на что?

Хоть, несмотря на, даром что, сколько…ни, пусть

Пусть это кажется неправдой, но я верю в это (несмотря на что?).

Чтобы точнее определять виды придаточных, достаточно лишь правильно задать вопрос от главного предложения (или слова в нем) к зависимому (придаточному).

Если составление схем для сложноподчиненных предложений все еще представляет для вас сложность, прочитайте внимательно эту статью. В ей собраны примеры сложноподчиненных предложений со схемами всех возможных видов. Вдумчиво ознакомьтесь с ними – и задача составить схему для сложного предложения больше не покажется вам трудной.

Что такое сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненным называют предложение, предикативные части которого находятся в неравных отношениях по отношению друг к другу. Одна из частей является главной, другая (другие) – придаточной, т.е. зависимой от главной. Подчинение придаточного предложения выражается с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

Кроме того, придаточное предложение может относится ко всему главному предложению в целом (то есть распространять его) либо к какому-то слову в его составе.

Типы сложноподчиненных предложений по значению

В зависимости от того, какими союзами и союзными словами придаточное предложение присоединяется к главному и какие смысловые отношения складываются между частями СПП, последние разделяются на несколько типов. Чтобы было короче, будем называть типы сложноподчиненных предложений по видам придаточных:

    Придаточная изъяснительная . Связь с главным предложением осуществляется за счет союзов что, как, чтобы, ли .

    Отец сказал, что мама вернется с работы поздно.

    [ … ], (что …).

    Придаточная определительная . Связь с главным предложением осуществляется с помощью союзных слов какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как .

    Никто так и не смог вспомнить, чей желтый зонт весь вечер простоял в углу.

    [ ... ], (чей …).

    Придаточная присоединительная . Связь с главным предложением осуществляется при помощи союзных слов отчего, почему, зачем , всех падежных форм слова что .

    Объясни мне толком, зачем Настя все это делает.

    [ … ], (зачем …).

    Придаточная обстоятельственная . Это значение выражает большое количество союзов и союзных слов. Поэтому этот тип СПП разбивается еще на несколько подпунктов – в зависимости от того, какие обстоятельственные значения выражают средства связи (союзы и союзные слова).

    Дети с нетерпением ждали, когда, наконец, наступит праздник, а в дом принесут елку.

    [ ... ], (когда …), а (…).

Обстоятельственные значения:

      места (средства связи придаточной и главной частей – союзные слова где, куда, откуда );

      Долго брели, спотыкаясь, и вышли к вечеру на опушку, откуда видна была дорога к городу.

      [ ... ], (откуда …).

      времени когда, пока, лишь, только );

      И она все звала и плакала, плакала и звала, пока окно, наконец, не открылось.

      [ … ], (пока …).

      условия (средства связи придаточной и главной частей – союз если и т.п.);

      Если сейчас пойти прямо, на углу повернуть направо, то сможете выйти прямо к библиотеке.

      (если …), [то … ].

      причины (средства связи придаточной и главной частей – союзы потому что, так как );

      Дети часто поступают против воли родителей, потому что молодежи хочется быстрее попробовать собственные силы.

      [ … ], (потому что…).

      цели чтобы );

      Чтобы добиться осуществления мечты, ты должен будешь хорошо постараться.

      (чтобы …), [ … ].

      следствия (средство связи придаточной и главной частей – союз так что );

      Актер много готовился к прослушиванию, так что он смог получить роль.

      [ ... ], (так что…).

      уступки (средство связи придаточной и главной частей – союз хотя );

Хотя я никогда прежде не поднимался в воздух на воздушном шаре, управлять горелкой и держать корзину на нужной высоте оказалось не так уж сложно.

(хотя …), [ … ].

    сравнения (средства связи придаточной и главной частей – союзы как, будто, словно, чем );

    Все кружилось и плыло перед глазами, будто дурацкая цветная карусель завертела меня по кругу.

    [ … ], (будто …).

    меры и степени (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы и союзные слова сколько, насколько );

    Не могу выразить словами, насколько все эти люди благодарны вам за своевременную помощь!

    [ … ], (насколько …).

    образа действия (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы, будто, как, точно, как будто, словно и союзное слово как ).

    Соберись с духом и танцуй так, будто во всем большом зале нет ни одного человека.

    [ … ], (будто …).

Положение придаточного предложения в СПП

Как вы могли обратить внимание, глядя на сложноподчиненные предложения со схемами, положения главного и придаточного предложений не закреплены жестко, можно придумать несколько разнообразных комбинаций.

    Придаточное предложение может располагаться перед главным:

    Какие бы сложности не поджидали на пути, ты должен упорно идти к своей заветной цели!

    (какие …), [ … ].

    Придаточное предложение может располагаться после главного:

    Сходи к маме, попроси, чтобы она нам помогла.

    [ … ], (чтобы …).

    Придаточное предложение может быть включено внутрь главного:

    Всюду, куда бы мы ни пошли, нас провожали удивленными взглядами.

    [ …, (куда …), … ].

Очевидно, что придаточная в СПП не обязательно должна быть одна. Их может быть и несколько. Тогда стоит рассмотреть все варианты того, какие отношения складываются между придаточными предложениями и главным.

Стоит еще уточнить, схема сложноподчиненного предложения может быть не только линейной (горизонтальной ), как в примерах выше. Для того чтобы наглядно продемонстрировать зависимые отношения между главным предложением и несколькими придаточными, лучше подходят блок-схемы (вертикальные ).

Итак, для нескольких придаточных возможны такие случаи:

Схема разбора сложноподчиненного предложения

Может возникнуть резонный вопрос, зачем же нужны все эти схемы СПП. У них есть как минимум одно прикладное назначение – обязательной частью синтаксического разбора сложноподчиненного предложения является составление его схемы.

Кроме того, как раз схема сложноподчиненного предложения поможет правильно проанализировать его для разбора.

Схема разбора СПП включает следующие пункты-задачи:

  1. Определить, каким предложение является по цели высказывания: повествовательным, вопросительным или побудительным.
  2. Каким – по эмоциональной окраске: восклицательным или невосклицательным.
  3. Чтобы доказать, что предложение именно сложное, нужно определить и обозначить грамматические основы.
  4. Обозначить, какой вид связи частей сложного предложения присутствует: союзная связь, интонация.
  5. Указать тип сложного предложения: сложноподчиненное предложение.
  6. Указать, сколько простых предложений входит в состав сложного, какими средствами присоединены придаточные предложения к главному.
  7. Обозначить главную и придаточную части. В случае сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными следует обозначить их цифрами (степени подчинения).
  8. Указать, с каким словом в главном предложении (или со всем предложением) связано придаточное предложение.
  9. Отметить способ связи предикативных частей сложного предложения: союз либо союзное слово.
  10. Если они имеются, обозначить в главной части указательные слова.
  11. Указать тип придаточного: изъяснительная, определительная, присоединительная, обстоятельственная.
  12. И, наконец, составить схему сложноподчиненного предложения.

Чтобы было понятнее, образец разбора сложноподчиненного предложения:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Это сложноподчиненное предложение, в состав которого входит четыре простых предложения. Средства связи: интонация, союзное слово когда , подчинительный союз что .

СПП состоит из одного главного и трех придаточных предложений: первое (2) и второе (3) придаточные предложения являются определительными, оба распространяют слово день в главном предложений и отвечают на вопрос какой? Между собой связаны сочинительным союзом и. Третье придаточное предложение (4) обстоятельственное (меры и степени), распространяет сказуемое второго придаточного предложения (3) и отвечает на вопросы насколько? в какой мере?

Таким образом, это сложноподчиненное предложение с подчинением придаточных следующих видов: однородным и последовательным.

Резюме

Мы подробно рассмотрели разные схемы сложноподчиненных предложений с примерами. Если вы вдумчиво прочитали статью, никакое задание, связанное с СПП, больше не покажется вам сложным.

Мы также остановились на разновидностях схем СПП (горизонтальные и вертикальные). И, главное, на том, как эти схемы помогут вам правильно сделать синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Сложные предложения, это общеизвестно, представляют собой структуры, в которые входит более одного простого предложения. разделяются на три вида:

  • сложные бессоюзные (СБП),
  • сложносочиненные (ССП),
  • сложноподчиненные предложения (СПП).

Каждый вид имеет собственные особенности, но в речи их роль похожа: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, так же как бессоюзные, делают речь максимально информативной, позволяют передать разные семантические отношения, выразить стилистические особенности речи. ССП, СБП, СПП чаще всего употребляются в книжной речи. Для они часто оказываются громоздкими.

Сложноподчиненные предложения - один из самых сложных и разнообразных видов синтаксических конструкций.

Называют ССП такую синтаксическую конструкцию, в которой части связаны или союзными словами. Из этого вытекает, что в СПП части не равноценны. Зависимая часть называется придаточным предложением. Та часть, которой она подчиняется - главной. Союз или союзное слово входят в придаточное. (Когда ему стало жарко , Максим вышел на балкон. Она не пришла на праздник, потому что настроение было испорчено .)

Части СПП связаны структурно и по смыслу. Часто случается так, что главная часть просто непонятна, а потому не может существовать без придаточной. (Она чувствовала, что ее глупая выходка еще будет иметь последствия . Я тот, кто прекратит, наконец, это безобразие ).

В зависимости от союзов и значения придаточной части, сложноподчиненные предложения делятся на виды. Некоторые филологические школы делят придаточные предложения на две группы: определительные и дополнительные. Однако большинство ученых придерживаются другого мнения, подразделяя сложноподчиненные предложения на 10 видов по значению придаточных. Именно эта классификация изучается в школе.

Отвечают на вопрос (Какой?). В них придаточные присоединяются союзами (куда, откуда, который, чей и пр.) либо союзными словами (чтобы, словно, точно, будто).

*Примечание. Союзные слова являются членами предложения, союзы - не являются.

Примеры. Из квартиры напротив доносились крики (какие?), которые не давали уснуть. В окно виднелась равнина (какая?), откуда изредка доносилось непонятное громыхание. Я видел ее такой (какой?), будто она только сошла с фотографии.

Сложноподчиненные предложения с для связи частей используют союзы (как, что, чтобы, будто), союзные слова (кто, откуда, как). Придаточные в них отвечают на это главная примета придаточных изъяснительных. (Она еще раз уверилась в том (в чем?), что делегация задерживается. Она вернула поцелуй тому (кому?), кто так долго этого ждал. ).

Сложноподчиненные с придаточными образа действия (Как? В какой степени? Насколько?) используют союзы (как, словно, точно и пр.), союзные слова (насколько). (Он подготовился настолько (насколько?), насколько позволяло время и его скудный ум. )

Придаточные места (Где? Откуда?) используют союзные слова (где, там, куда и им подобные) (Я буду жить там (Где?), где солнце каждый день ныряет в море .)

Придаточные времени (Во сколько? Насколько?) присоединяются при помощи относительных слов (до тех пор пока, когда, прежде и т.п.) (Я буду повторять до тех пор (До каких пор? Сколько?), пока ты не запомнишь. )

Существуют другие виды сложноподчиненных предложений - это подчиненные с придаточными

Условия (Я прощу тебя (при каком условии?), если ты исправишь свою ошибку.)

Причины (Я очень удивилась, по той причине, что не была готова к его выходке.)

Цели (Я вернусь, чтобы мы могли сделать мир прекраснее. )

Сравнительными (Мы так обрадовались, как будто Вера была нам родней. )

Уступительными (У него все валилось из рук, как бы Сенька не старался. Вопреки шепоту, сопровождавшему ее повсюду, Нелли ходила с гордо поднятой головой.)

Следствия (Он раскричался, так что дело принимало плохой оборот. )

Присоединительные (Он был неправ, в чем и поспешил добровольно признаться.)

Виды придаточных предложений:

Определительные

относятся к существительному, всегда находятся после главного или внутри главного предложения

Союзные слова: что, кто, который, где, куда, откуда…

Егорушка в надежде, что туча уходит мимо, выглянул из рогожи.

Изъяснительные

относятся в главном предложении к словам со значение речи (говорит, просить, отвечать), мысли (думать, размышлять), чувства (радоваться, жаль, ради др)

Вопросы косвенных падежей

Союзы и союзные слова: что, как будто, чтобы, ли

Мы знали, что Петька принес всего двух карасей, но молчали

Обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств.

Где? Куда? Откуда?

Союзные слова: где, куда, откуда

Деревья кругом, куда ни взглянешь, были золотые.

2. Времени

Когда? С какого времени? До какого времени?

Когда, с тех пор, едва, как только

Только иногда, когда речь заходила о фронтах, незнакомец умолкал.

3.Условия

При каком условии?

Если, если…то

Если начнутся дожди, палатки придется переносить выше.

4. Причины

Почему? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо

Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью.

С какой целью? Для чего?

Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.

6. Следствия

Вследствие чего что

произошло?

Снег становился белее, так что

ломило глаза.

7. Образа действия

Как? Каким образом?

как, будто, точно, словно

Старик говорил так, как будто было очень холодно.

8. Меры и степени

В какой мере? В какой степени? До какой степени?

что, как, сколько

Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.

9. Сравнения

Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?

как, чем, словно, будто…

Мы втроем начали беседу, как будто век были знакомы.

10. Уступки

Несмотря на

хотя, несмотря

на, пусть, пускай, даром что

Этот дом назывался

постоялым двором, хотя возле него никакого двора не было.

Особенности лексики начного стиля речи

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии. Однако это не означает его стилистической нейтральности. Термину, также как и многим другим лексическим единицам, присуща стилистическая окрашенность (научного стиля), которая отмечается в виде стилистических помет в соответствующих словарях. Приведем примеры терминов: «атрофия», «численные методы алгебры», «диапазон», «зенит», «лазер», «призма», «радиолокация», «симптом», «сфера», «фаза», «низкие температуры», «керметы». Значительная часть терминов является интернациональными словами.


В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.); в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики научного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами:

« К тому времени физики уже знали, что эманация - это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть - инертный газ; порядковый номер его - 86, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа - 222. »

Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: «солнечное сплетение», «прямой угол», «наклонная плоскость», «глухие согласные», «деепричастный оборот», «сложносочиненное предложение», а также различного рода клише: «заключается в …», «представляет собой …», «состоит из …», «применяется для …» и пр.

103 .Основные разделы русского языка

1. Фонетика и орфоэпия. Фонетика - раздел науки, изучающий звуковой строй языка. Основные единицы фонетики - звук, слог. Практическое применение фонетика находит в орфоэпии - науке о правильном произношении.

2. Грамматика изучает строй языка.

3. Семантика. Лексикология. Значения слов и словосочетаний изучает семантика (семасиология) .

Лексикология изучает взаимоотношения различных слов внутри языка.

4. Стилистика - учение о стилях речи и средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи.

5. Сравнительно-историческое языкознание. Семьи языков, сравнительно-исторический метод.

6. Историческая лингвистика. История языка, диалектология.

7. Графика. Тесно связанный с фонетикой раздел графика изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, и соотношение между буквами и звуками.

8. Культура речи. Культура речи - раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.

9. Орфография - раздел науки, изучающий правила правописания.

10. Фразеология изучает устойчивые выражения типа "бить баклуши", используемые в данном языке.

11. Этимология. Происхождение различных слов и выражений.