Меню Рубрики

Детское творческое объединение как форма дополнительного образования. Организация учебных занятий в творческих объединениях удод методическая разработка на тему

Педагогический совет по теме:

«Роль педагога дополнительного образования как руководителя

детского творческого коллектива в воспитательной системе ЦВР»

Педагог дополнительного образования - руководитель детского творческого объединения занимает ключевое место среди субъектов воспитательного процесса в ЦВР. Он является формальным и фактическим лидером детского творческого коллектива, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником и другом своих воспитанников.

Цель работы руководителя творческого объединения: организация творческого взаимодействия детского коллектива.

Деятельность руководителя ТО – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Концепции воспитательной системы ЦВР, анализа предыдущей деятельности, личностно -ориентированного подхода к обучающимся, настоящей ситуации в творческом коллективе.

Задачи

    Формирование и развитие детского коллектива: развитие инициативы, самостоятельности, формирование доброжелательного, дружественного микроклимата в объединении;

    Создание благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального самовыражения, сохранения неповторимости и раскрытия возможностей личности каждого воспитанника;

    Формирование здорового образа жизни обучающихся;

    Развитие системы социальных и личностных отношений внутри детского коллектива через организацию разнообразных видов воспитывающей деятельности;

    Формирование у воспитанников нравственных качеств и духовных ориентиров;

    Организация социально значимой творческой деятельности, коммуникативных способностей воспитанников, развитие и поддержка детской одаренности.

Содержание деятельности руководителя творческого объединения обусловлено следующими факторами: условия работы образовательного учреждения, особенности воспитательной системы ЦВР, возрастные особенности детей, уровень их воспитанности, состояние здоровья, социальные условия их жизни, подготовленность педагогов к организации внеурочной воспитывающей деятельности.

Воспитательное пространство ЦВР представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства – детьми, педагогами, родителями.

Работа с педагогическим коллективом является неотъемлемой частью организации воспитательного процесса в учреждении. Главным подходом администрации в данном направлении является методическое сопровождение и поддержка творческих инициатив педагогов в области воспитательной работы. Основными формами методической поддержки руководителей ТО являются: внеурочные массовые мероприятия с последующим обсуждением, методические советы и семинары по вопросам воспитания, индивидуальное консультирование, тематические педагогические советы.

Многогранная деятельность в пространстве Центра способствует сотрудничеству и сотворчеству детей и взрослых: это и организация досуга, образовательная и творческая деятельность в студиях, кружках, объединениях, традиционные праздники, региональные конкурсы и фестивали. В условиях воспитательного пространства ЦВР каждому ребенку обеспечивается возможность для духовного, интеллектуального, творческого развития. Педагог дополнительного образования, как руководитель детского коллектива – способствует формированию нравственности воспитанников, организует творческую, личностно и общественно значимую деятельность, создает ситуацию успешности каждого ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания, становлению и проявлению неповторимой индивидуальности каждого ребенка и творческого коллектива в целом.

Функции руководителя творческого объединения:

    Аналитико – прогностическая;

    Организационно – координирующая;

    Коммуникативная;

    Контрольная.

Аналитико – прогностическая функция включает в себя:

    Направление самовоспитания и саморазвития личности обучающихся;

    Определение состояния и перспектив развития творческого коллектива;

    Изучение индивидуальных, возрастных особенностей воспитанников, отслеживание динамики их развития;

    Анализ уровня сформированности коллектива и воспитанности личности обучающихся.

Организационно – координирующая функция предполагает:

    Разработку плана воспитательной деятельности в ТО исходя из анализа состояния и перспектив развития детского коллектива;

    Проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

    Организация внеурочной деятельности детей – проведение массовых мероприятий;

    Воспитание позитивного отношения к физической культуре и занятиям спортом, формирование здорового образа жизни;

    Организация изучения с обучающимися правил по технике безопасности на занятиях, правил дорожного движения;

    Содействие профессиональному самоопределению воспитанников;

    Ведение документации: журнал, КТП, образовательная программа, разработка сценарного, методического материала;

    Соблюдение санитарного состояния закрепленного кабинета;

    Взаимодействие с каждым воспитанником и детским коллективом в целом.

Коммуникативная функция заключается:

    В оказании помощи воспитанникам в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в творческом объединении;

    В обучении умению проявления эмпатии, создания положительной эмоциональной атмосферы общения, проявления аналитических и рефлексивных умений во взаимодействии друг с другом;

    В создании благоприятного, дружественного микроклимата в детском коллективе;

    В проведении часов общения в ТО, оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Контрольная функция предполагает:

    Контроль за уровнем освоения образовательной программы, посещаемостью ТО каждого воспитанника;

    Контроль за выполнением правил поведения воспитанников;

    Оценку результативности собственной педагогической деятельности.

Документация педагога ДО по разделу воспитательной работы:

    Анализ воспитательной работы в ТО за предыдущий учебный год;

    План воспитательной работы с детским коллективом на учебный год;

    Учебно – воспитательная работа педагога на учебный год (по форме);

    Мониторинг воспитательного процесса (папка с диагностическим материалом);

    Сценарный материал (сценарии массовых мероприятий, часов общения);

    Работа с родителями (родительские собрания, консультации).

Практическая часть педагогического совета

Проектная мастерская « Дом, в котором мы живем»

Цель: Способствовать вовлечению родителей в жизнедеятельность детского творческого коллектива.

Подготовительная работа:

Воспитанникам предлагается совместно с родителями придумать девиз своей семьи и нарисовать герб семьи.

Руководителю подготовить: геометрические фигуры серого, синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного цвета; листы бумаги, клей.

Руководитель:

Дом, как известно всем давно, -

Это не стены, не окно, это не стулья со столом – это не дом.

Дом – это то, куда готов ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым.

Дом – это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом, – это твой дом.

Далее организовывается работа детей и родителей, которым нужно построить дом своей семьи. Каждая семья получает набор бумажных геометрических фигур восьми цветов и чистые листы бумаги. В течение 10 минут они отбирают фигуры, необходимые им по цвету и форме, и создают аппликацию «Дом, в котором мы живем». Педагог наблюдает за совместной работой детей и родителей.

После окончания работы руководитель рассказывает участникам мастерской, что означают выбранные ими геометрические фигуры и цвета:

Если в построении дома преобладают квадраты, то вашей семье присущи такие качества, как трудолюбие и усердие, позволяющие всегда добиваться завершения работы. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе сюрпризы и изменения привычного хода событий.

Прямоугольник обычно выбирают люди, которые в данный момент крайне недовольны собой и своей жизнью и желают изменить эту ситуацию к лучшему. Ведущие качества Прямоугольника – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Но из-за недовольства могут возникать конфликты.

Треугольник символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конфликтующей с другими.

Добрый и отзывчивый Круг может ощущать себя счастливым только в том случае, если все в порядке не только у него самого, но и у его родных и друзей. Круг предпочитает не конфликтовать с окружающими, а сглаживать недоразумения. Порой для него спокойствие дороже истины, в 99 % случаев он пойдет на уступки первым.

Метод цветового выбора применяется при изучении эмоционального состояния человека, его отношения к себе, особенностей взаимоотношений с другими людьми.

Синий цвет – потребность человека в гармонии, в ощущении доверия к окружающим, в спокойствии.

Зеленый цвет говорит о напряжении, гордости, суровости, стремлении управлять другими, высокой оценки своего «Я».

Красный цвет символизирует стремление человека получать высокие результаты, добиваться успеха. Отвержение красного – поиск защиты от всего, что может в дальнейшем возбудить или ослабить. При неприятии красного и предпочтении зеленого создается ситуация беспомощности. Красный цвет в сочетании с черным свидетельствует о склонности драматизировать события.

Желтый цвет – это движение вперед, к новому, современному, развивающемуся, но еще несформировавшемуся. Это сильное желание уйти от сложившихся трудностей, найти выход, приносящий освобождение, иногда склонность к переменам ради них самих, достижение желания быть значительным, заслужить уважение. Такой человек рискует попасть в зависимость от других.

Фиолетовый цвет связан с состоянием эмоциональной неустойчивости, когда трудно различить действительное от воображаемого. При этом возникает особое состояние, связанное с потребностью в тонком понимании со стороны близких. Это потребность в одобрении, желании нравиться окружающим своим обаянием, манерами.

Коричневый цвет сигнализирует о повышенной потребности в ощущении физической легкости и чувственного довольства, в избавлении от ситуации, вызывающей чувства дискомфорта.

Черный цвет означает отказ, полное отречение или неприятие. Тот, кто выбирает этот цвет, склонен действовать опрометчиво, безрассудно.

Руководитель:

В каждой семье складывается определенная, не всегда осознаваемая ее членами, система воспитания. По характеру общения в процессе выполнения совместной деятельности можно судить о принятом стиле воспитания детей. Выделяется несколько стилей, я расскажу о них, а вы определите – какой стиль характерен для вашей семьи.

При демократическом стиле воспитания родители общаются с детьми на равных, каждый из членов семьи может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь. Демократический стиль предполагает наличие в семье общих целей и задач, совместной деятельности, нравственных ценностей.

В основе попустительского стиля воспитания лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями.

Признаки авторитарного стиля – игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся. Все это гарантия серьезных неудач в развитии личности ребенка.

Руководитель:

От каждого члена семьи зависит, каким будет ваш общий дом завтра. Попробуем создать проект идеального семейного дома и отразить его замысел в синквейне.

Синквейн – это стихотворение, которое составляется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого характеризуется тема в целом. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к ней.

После выполнения задания каждая семья выступает с самопрезентацией, которая включает чтение девиза и синквейна, знакомство с семейным гербом, рассказ о семейных традициях. Руководитель благодарит участников мероприятия и выражает уверенность, что для каждого из них, как и для него самого, родной дом всегда будет самым лучшим местом на Земле:

Как хорошо, легко бывает дома, где все уютно, близко и знакомо.

Там от проблем укрыться можно мне всегда, и не пугают неудачи и беда.

Я в трудный час домой спешу скорее – родные стены сердце мне согреют.

Родимый дом – надежный мой причал, он для меня – начало всех начал.

Мой дом, конечно, не дворец роскошный, но в нашей жизни сложной, суматошной,

Нет места в мире для меня милей, теплей, уютней, ближе и светлей!

Подготовила: методист ЦВР Рудь Т.Ф. 2014 г.

Не углубляясь в многогранность понятия «форма», отметим только то, что имеет принципиальное значение для понимания формы как объединения людей.
Форма - установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо.
В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам - клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Каждая из них имеет свои специфические, отличительные признаки, но полное описание их практически неосуществимо, так как реальная жизнь постоянно вносит свои коррективы в содержание образовательного процесса.
Но для повышения эффективности управления функционированием и развитием учреждения важно ответить на вопросы: какие формы объединений сложились и действительно ли они соответствуют своему названию (идеальному образцу)? Существует ли между ними преемственность в структурной организации образовательной среды учреждения? Соответствуют ли они содержанию и результатам педагогического процесса?
Ответы на эти вопросы можно получить в процессе: определения обязательных признаков объединений, по которым они отличаются один от другого; выделения сущностных признаков форм дополнительного образования детей как образовательных объединений, что будет способствовать упорядочению процессов формотворчества в системном самоопределении учреждения.
Группа. Понятие « группа» - универсально для общей характеристики социальных отношений. Оно универсально и по отношению к учреждению дополнительного образования детей как социальному институту, в структуру которого входят самые разнообразные большие и малые группы детей, педагогов, смешанного состава.
С одной стороны, группа - это формальное объединение. Подобно тому, как в школе объектами управления являются классы, так и в учреждении дополнительного образования объектами управления являются - группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.
Инициатива в создании таких групп (предмету их деятельности, количеству участников) принадлежит самому учрежде-
нию. Дети, приходя первый раз в учреждение дополнительного образования, не выбирают группу и не предлагают создать совсем новую, а ориентируются в имеющихся предложениях, соотносят их со своим интересом, записываются туда, где их привлекает вид занятий, профиль деятельности, изучаемый предмет или иной показатель. Часто таким ведущим показателем является мнение друга, родителей, а иногда - имя педагога, о котором известно много хорошего.
Для групп характерно наличие сходных интересов и потребностей в общении и совместной деятельности. Главный фактор, объединяющий группу, - совместная деятельность, а одним из основных признаков группы является способность участников осознанно и непосредственно включаться в согласованное действие (прямой обмен деятельностью и способностями, творческое сотрудничество), благодаря которому могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Кроме этого главного признака, традиционно выделяют и другие групповые показатели: установление определенных отношений между членами группы; внутренняя организация, включающая в.себя распределение обязанностей, иерархию статусов; наличие так называемого группового давления (мнения, оценки) и воздействие его на изменение взглядов, поведения отдельных участников группы. Регуляция отношений и разделение ролей в группе осуществляется в процессе саморегуляции, корректируемой руководителем (педагогом) или другим лидером группы. Основным средством, инструментом объединения малой группы можно назвать межличностное взаимодействие, которое имеет преимущественно эмоциональный характер и подчиняется закономерностям психологической совместимости и конфликтности (симпатии и эмпатии).
Содержание совместной деятельности членов группы оказывает влияние на все процессы внутригрупповой динамики (восприятие друг друга, формирование норм, ценностей, взаимной ответственности), а отношения внутри группы между ее членами влияют на эффективность деятельности, на возможность или невозможность реализации цели.
Процесс образования и развития группы имеет сложный, внутренне противоречивый характер, в котором сталкиваются тенденции к объединению и дифференциации. Первая направлена на сохранность, обособленность группы, на ее стабилизацию в окружающих обстоятельствах, а вторая - на специализацию ролей участников группы, на их индивидуальное признание и самоопределение. Поэтому развитие группы может проходить своеобразные этапы внутреннего и, одновременно, внешнего утверждения - от спонтанного объединения к подлинному сообществу равноправных, взаимозначи- мых партнеров (но и обратно!).
Следовательно, с другой стороны, группа - это неформальное сообщество детей и педагога, особое добровольное самодеятельное объединение. Группа из объекта управления переходит в статус субъекта управления образовательным процессом учреждения. В рамках государственных образовательных учреждений отношения неформальных детских объединений (с участием или под руководством взрослых) с администрацией учреждения складываются трудно, порой конфликтно. Учреждения дополнительного образования детей более способны к построению и поддержке диалога с такими объединениями.
Естественно, что процесс появления таких самоуправляемых, самодеятельных объединений не может быть жестко регламентирован и стандартизирован, формализован, что и гарантируется приоритетными идеями системы дополнительного образования детей. При этом особое значение придается педагогу, его педагогическому стилю, реализуемому в содержании авторской программы, в инновационном проектировании свой педагогической деятельности.
В рамках такого сообщества создается реальная возможность дать каждому ребенку опыт свободного демократического освоения культуры в системе диалогических отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми, детьми разного возраста как носителями иных смыслов, ценностей, норм. Диалогическое общение - это всегда совместное обсуждение одной, интересной для всех проблемы или совместное действие по ее разрешению. В диалоге важен предмет общения и деятельности, на который направлена вся активность единого сообщества. Но не менее значимо и то, что каждый участник диалога имеет свое собственное мнение, свое вйдение, умеет выразить свою позицию и защитить ее. На пересечении этого разнообразия смыслов и открывается для каждого участника диалога многогранность, объемность, глубина действительности, значимость и ценность другого человека, способность к сопереживанию и сочувствию. Другими словами, включение и развитие диалогических отношений в образовательный процесс способствуют наиболее эффективному удовлетворению потребности каждого человека в выражении своего «Я» и в то же время опосредует индивидуальную способность к персонализации.
Результатом такого взаимообмена и взаимовлияния является не совокупность (сумма) предметно-ограниченных знаний, умений, навыков или способностей, а сложившийся индивидуальный механизм восприятия, понимания, репродуцирования и коммуникации культуры. Основным механизмом организации партнерских отношений (взаимодействия) сообщества, как мы уже отмечали, является договор - форма проявления свободы и добровольности субъектов, что подразумевает принятие ими обязательств, нравственной ответственности перед другими членами сообщества.
Итак, группа - понятие, объединяющее множество разных форм учреждения дополнительного образования детей на основании их сущностной принадлежности (тождественности) к данному типу образования.
Главными принципами организации деятельности детских объединений называются те, которые определяют и гарантируют каждому ребенку право свободного выбора: Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или по комплексным, интегрированным программам. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм. В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители без включения в основной состав, при наличии условий и согласия руководителя.
Однако практика богата самыми разными примерами инноваций в области формообразования детских объединений. Имеющаяся пестрота и разнообразие названий, действующих в структуре учреждений дополнительного образования детских объединений, отражает все то же стремление педагогов и детей
к своему индивидуальному самоопределению, которое часто проходит только на поверхностном уровне внешней формулировки. При этом нередко возникает прямое несоответствие между организацией деятельности, содержанием и технологиями, результатами образования с формой объединения. Подобная ситуация не только дезориентирует деятельность детей и педагога, но и дискредитирует саму практику дополнительного образования детей в данном учреждении.
Проектирование системы работы с детским объединением не может не опираться на осознанный выбор адекватной формы образовательного объединения. Точное определение этой формы значительно облегчает весь последующий процесс педагогического проектирования.
Существуют различные подходы к определению отличительных черт той или иной формы объединения. Однако все подходы опираются на общие основания дифференциации: уровень и приоритет задач; количество предметов, профилей; степень их интегратив- ности; приоритет направлений деятельности; особенности организации образовательного процесса: принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение года), наличие ступеней обучения, структура объединения, наличие органа самоуправления; система учета и контроля знаний, умений, навыков; уровень образовательных результатов; обеспечение образовательного процесса: нормативное, программное, кадровое, методическое и т. д.
Кружок. Наиболее распространенная, традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного образования. Исторически кружок возник как самодеятельное объединение людей, а затем - как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.
В организационной структуре учреждения дополнительного образования детей кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его

желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.
Кружок - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).
Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степени - от личных качеств и профессиональной квалификации пе- дагога-руководителя. Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия в кружках осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятия-диалога равных партнеров. Последнее более всего приемлемо для старшего школьного возраста, в котором доминирует стремление к самообразованию и социальному утверждению себя в успехе собственной деятельности.
Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.
Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующего начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.
Клуб - объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха.
Главные принципы клуба - добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой). Клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется
Л

клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Но в то же время состав клуба не отличается обязательным постоянством. Скорее обратное - клуб является временным, неустойчивым объединением для большинства и только для единиц-энтузиастов (они выполняют роль лидеров) - постоянным местом самоутверждения, развития.
Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие, досуговые и др.); по степени организованности (официальные и неформальные); по возрастному признаку членов клуба (одновозрастные или разновозрастные); по временному фактору (постоянные, временные).
В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т. д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность личной свободы, ценность мышления и т. д.
Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба - быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.
Студия - творческий коллектив в определенном виде деятельности, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений.
Для понимания студии как формы детского образовательного объединения полезно вспомнить перевод этого термина. С латинского «студия» - «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского - «изучение, комната для занятий». Отталкиваясь от итальянского перевода, студия - место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких-либо действий, знаний, умений. Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая и т. д. Такие студии часто становятся самостоя-

тельным структурным подразделением учреждения, имеющим свою организацию учебного процесса (ступени, уровни обучения), орган по оценке качества творческих достижений (художественный совет). Часто в такие студии осуществляется конкурсный отбор с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к определенному профилю творчества (танцевального, литературного, изобразительного и пр.); основной целью деятельности таких студий является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка ее и развитие.
Первый же смысл слова «студия» таков: в нем доминирует процесс самостоятельной, усердной, старательной деятельности, учения, самодеятельности и др. Это означает, что объединение детей, называемое студией, организует свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.
С понятием студия находятся в тесном соотношении понятия театр и ансамбль.
Ансамбль (от французского слова «вместе») - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.
Театр - творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр - объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.
Школа представляет собой такую форму образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.
I у-3084

Для школ характерны следующие отличительные признаки: наличие концепции, представленной в Уставе, Положении и образовательной программе; школы, как правило, решают комплексные и разноуровневые педагогические цели и задачи; при многообразии направлений деятельности приоритет отдается системно организованному обучению (ступени обучения, преемственная связь между стадиями, уровнями, результатами обучения);
наличие системы педагогического анализа, контроля, оценки образовательных результатов; четко обозначенные условия набора и обучения; есть сертификат или итоговый документ об окончании (удостоверение, диплом, свидетельство, права и пр.); образовательный процесс организуется и осуществляется педагогическим коллективом; наличие прошедших экспертизу и лицензирование образовательной программы и учебного плана; устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги.
В практике дополнительного образования детей сложилось достаточно широкое разнообразие школ как образовательных объединений. Для их классификации используются разные основания, среди которых можно назвать: приоритет педагогических задач (профессиональной или допрофессиональной подготовки, довузовской подготовки, социальной адаптации и реабилитации, творческой ориентации и др.); степень выраженности профиля деятельности (профильные, многопрофильные по типу школ раннего развития, не имеющие четко выраженного профиля); ориентация на особенности развития детей (одаренные дети, дети-инвалиды).
Мастерская. Чаще всего это слово употребляют при описании помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой-либо продукции или выполнением услуг.
Когда речь заходит о мастерской в образовании, то выделяется имя мастера (творца, автора), создавшего свою, не имеющую аналогов, «школу-производство» учеников, последователей.
В учреждениях дополнительного образования детей этот смысл сохраняется. Вместе с тем отличительными признаками мастерской как формы детского образовательного объединения предлагается считать:
принадлежность содержания деятельности к определен ному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач, ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий, демонстрационно-исполнительское выражение практиче ских результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).
В образовательной программе учреждения мастерская может стать обозначением групп, а точнее - договорного сообщества или профессионального сообщества детей и педагога (нескольких педагогов), «выросших» до результатов профессионального мастерства и заключающих проектируемую последовательность образовательных ступеней.

Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по которым систематизируются виды детских коллективов в учреждении дополнительного образования детей, следующие:


  • уровень и приоритет задач;

  • количество предметов, профилей, степень их интегративности;

  • приоритет направлений деятельности;

  • особенности организации образовательного процесса (принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента, наличие ступеней обучения, структура объединения, наличие органа самоуправления);

  • система учета и контроля знаний, умений и навыков;

  • уровень образовательных результатов;

  • обеспечение образовательного процесса (нормативное, программное, кадровое, методическое).
Можно выделить следующие принципы организации деятельности детских объединений в учреждении дополнительного образования детей:

1) Право ребенка заниматься в нескольких объединениях одновременно и менять их по своему усмотрению.

2) Право педагога работать по образовательным программам одной направленности или по комплексным и интегрированным программам.

3) Зависимость численного состава объединения и продолжительности занятий от устава учреждения.

4) Право педагога на выбор формы занятия – коллективной или индивидуальной.

5) Право детей и родителей на создание благоприятного режима труда и отдыха детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

6) Право родителей на участие в работе детских объединений.

Выделяются следующие виды детских объединений детей: кружок (группа), клуб, студия, школа, ансамбль, театр, лаборатория, секция НОУ, совет.

Кружок – одно из первых объединений детей по интересам. Здесь происходит приобщение ребенка к углубленному изучению какого-либо предмета, к разным видам деятельности. Это, как правило, первая ступень закрепления интереса и потребности ребенка в конкретном виде деятельности. В кружке соединяется изучение предмета с возможностью общения по интересам, что делает необходимым для педагога разработку не только обучающей, но и воспитательной части программы.

Студия – творческий коллектив детей и педагогов, объединенный общей целью, задачами, ценностями совместной творческой деятельности. Это форма объединения чаще всего в художественном направлении деятельности (театральная, бального танца, изостудия, лепки и керамики и т.п.). Здесь обычно изучаются интегрированные учебные курсы, разные стороны того или иного вида искусства. Например, театральная студия предполагает изучение актерского мастерства, сценической пластики, основ мировой театральной культуры, культуры речи и т.п. В студии работает коллектив педагогов. Специфика этого детского объединения состоит в систематических творческих выступлениях, выставках, концертах, фестивалях, где не только демонстрируются достижения коллектива, но и происходит своеобразное творческое общение с подобными коллективами, являющееся стимулом дальнейшего развития.

Как отдельный вид детского объединения выделяется детский театр , который по специфике своей деятельности очень близок к студии. Он может быть организован не только в театральном виде искусства, но и в иных областях деятельности. Так, достаточно широко распространены театры моды, фольклорные театры, где работа по созданию моделей тесно переплетается с театрализованным показом костюмов.

Ансамбль – детское объединение, представляющее собой единый творческий коллектив, состоящий из групп исполнителей по отдельным видам искусства. Например, ансамбль песни и танца состоит из танцевальной группы, хора, оркестра. Ансамбль по характеру деятельности близок к студии. Их объединяет художественная направленность, творческий характер деятельности, участие в концертных, фестивальных программах, работа нескольких педагогов. Ансамбль – это часто разновозрастной коллектив, что накладывает отпечаток на воспитательную работу, характер общения педагогов с детьми и детей между собой. Спецификой работы ансамбля является большая репетиционная деятельность – залог высокого профессионального и исполнительского мастерства.

Клуб – объединение детей и педагогов в целях общения по интересам, связанным с культурой, искусством, политикой, техникой, спортом, досугом. Например, клуб юных парламентариев, лидеров, диско-клуб и т.п. В основе деятельности клуба лежат определенные принципы: добровольность членства, единство цели, самоуправление, совместная деятельность. В деятельности клуба активное участие принимают органы самоуправления. Клуб имеет свои правила, устав, программу деятельности, внешние атрибуты (эмблема, девиз, форма). Во главе стоит избираемый членами совет. Состав клуба не является постоянным. Для деятельности клуба характерно сочетание заседаний (занятий) и организация массовых акций, мероприятий по профилю деятельности.

Школа в структуре учреждения дополнительного образования предполагает изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение какой-либо научной дисциплины. Например, школа раннего развития для дошкольников, коммерческая школа и т.п. Школа может иметь разные ступени обучения: начальное, основное, профессиональное. Школа в системе дополнительного образования детей – это система взаимообусловленных, преемственных программ одного направления, позволяющих детям заниматься на доступных уровнях. Перед школой стоят комплексные задачи допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки детей, поэтому спецификой школы в дополнительном образовании является наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, умения, навыки; обязательная промежуточная и итоговая аттестация; выдача итогового документа, подтверждающего уровень образования. Школа предполагает работу нескольких педагогов.

Секция научного общества учащихся (НОУ) – добровольное объединение старшеклассников, создающееся с целью изучения той или иной отрасли науки, исследования определенных научных проблем. Подразумевает научно-исследовательскую деятельность детей под руководством ученых, специалистов-практиков, педагогов дополнительного образования. В секции НОУ сочетаются коллективные и индивидуальные формы работы. Итогом работы старшеклассника является научное исследование, которое представляется на международных, российских, региональных олимпиадах, конференциях. Научное общество учащихся возглавляется советом – органом самоуправления, избранным из членов секций и филиалов НОУ. Совет позволяет старшеклассникам активно включаться в общественную работу и может рассматриваться как серьезный социализирующий фактор деятельности НОУ.

Лаборатория – коллектив старшеклассников или старших подростков, занимающихся прикладной областью научного знания или междисциплинарными исследованиями. По характеру деятельности близок к секции НОУ. Для реализации программы деятельности необходима лабораторная база, специальное оборудование.

Представленные детские объединения не исчерпывают всего многообразия деятельности учреждения дополнительного образования, но наиболее распространены в практике современной системы дополнительного образования детей.


Классификация программ дополнительного образования
Существует несколько классификаций программ дополнительного образования детей в зависимости от их основы. По авторской принадлежности программы делятся следующим образом:

  • типовая (примерная) , утвержденная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и рекомендованная в качестве примерной по той или иной области научного знания или направлению деятельности;

  • модифицированная или адаптированная , измененная с учетом особенностей организации, формирования групп детей, режима, возраста, временных параметров деятельности, жизненного, практического опыта педагога. Такая программа не затрагивает основ традиционной структуры занятий, концептуальных основ образовательного процесса;

  • экспериментальная, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Такая программа может стать авторской;

  • авторская, разработанная педагогом или коллективом педагогов и содержащая более половины нового материала (либо по содержанию предмета, либо по методам, приемам, формам реализации). Программа должна быть апробирована, а ее новизна и эффективность подтверждены заключениями двух независимых экспертов.
По уровню освоения программы делятся на:

  • общекультурные, предполагающие освоение конкретной программы, удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в какой-либо образовательной области, овладение новыми видами деятельности;

  • углубленные, предполагающие достаточно высокий уровень компетенции в отдельной области, сформированность навыков на уровне практического применения;

  • профессионально ориентированные, научно-исследовательские , предусматривающие достижение высоких показателей образованности в какой-либо научной или практической сфере, характеризующиеся умением видеть проблемы, формировать задачи, искать средства их решения (уровень методологической грамотности).
По целевой установке может быть предложена такая классификация:

  • познавательные;

  • профессионально-прикладные;

  • научно-исследовательской ориентации;

  • социальной адаптации;

  • спортивно-оздоровительные;

  • художественно-эстетические;

  • технической направленности;

  • военно-патриотические;

  • туристско-краеведческие;

  • досуговой культуры.
Существует классификация программ по форме организации содержания:

  • комплексная программа представляет собой соединение отдельных областей, видов деятельности в единое целое. Основанием для такого соединения выступает цель программы. К таким программам относятся программы школ с многоступенчатым обучением, набором разных предметов, форм организации деятельности, видов педагогической технологии; студии с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности или профессии. Это может быть отдельная образовательная программа с масштабной общепедагогической целевой установкой;

  • интегрированная программа объединяет определенную область знания и смежные ей направления (например, личность человека в единстве познавательных, деятельностных, поведенческих, коммукативных элементов);

  • модульная программа состоит из отдельных блоков, модулей образовательного процесса (базово-инвариативный, вариативный, коррекционный, организационно-управленческий, методический).

Программа дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей является составной частью образовательной программы учреждения, обеспечивает развитие личности ребенка через индивидуальный «образовательный маршрут» и рассматривается как технологическое средство достижения заявленных в ней результатов. По программам дополнительного образования детей государ-ственные образовательные стандарты не устанавливаются. Руководствуясь общими требованиями к образовательным программам и спецификой дополнительного образования, предлагаем следующую структуру образовательной программы для педагога дополнительного образования: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, приложения.
Пояснительная записка


  1. Актуальность и востребованность программы, уровень новизны по сравнению с аналогичными.

  2. Ведущие научные, общепедагогические, социальные идеи, которых придерживается автор программы.

  3. Цели и задачи программы на все годы обучения.

  4. Характеристика группы детей, в которой предполагается реализация программы: психолого-физиологические особенности возраста, стартовый объем знаний.

  5. Прогнозируемые результаты и критерии их оценки.

  6. Формы контроля и оценивания знаний детей.

  7. Краткое описание разнообразных форм работы с детьми: теоретические, практические, лабораторные занятия, экскурсии, походы, конкурсы, соревнования, выставки, концертная деятельность и т.п.

  8. Средства, необходимые для реализации программы (научно-методическое, материально-техническое обеспечение и др.)
Учебно-тематический план

Содержание программы

Каждая тема программы, обозначенная в учебно-тематическом плане, раскрывается отдельно по схеме: цели и задачи, знания, умения и навыки, формируемые темой, теоретические вопросы, основные законы, закономерности, термины, понятия, содержание практической работы, основные практические задания, библиографический список для педагога и детей, дидактический материал, используемый на теоретических и практических занятиях.

Приложения

Библиографический список.

План воспитательной работы, реализуемой программой.

Учебно-методическое обеспечение занятий.

Диагностические методики.

Результативность программы (достижения детского коллектива в конкурсах, соревнованиях разного уровня, результаты диагностики, контрольных срезов и т.п.).

Экспертный лист оценивания образовательной программы дополнительного образования
1. Информационная карта программы

Характеристика программы:

– по характеру образовательной деятельности (обучающая, развивающая, коррекционная, воспитательная) _______________________________________

– по уровню освоения (общекультурный, углубленный, профессионально ориентированный)________________________________________________

– тип программы (типовая, модифицированная или адаптированная, экспериментальная, авторская)______________________________________

– образовательная область________________________________________

– продолжительность освоения ______________________________________

2. Оценка программы

Наличие титульного листа_____________________________________________

Структура программы:

– пояснительная записка__________________________________________

– учебно-тематический план______________________________________

– учебно-дидактическое обеспечение________________________________

– приложения___________________________________________________

Пояснительная записка :

– обоснование актуальности, новизны и основных отличий программы от других аналогичных или смежных профилю деятельности;

– преемственность и согласованность программы с образовательными программами общеобразовательной школы;

– взаимосвязь целей и задач (насколько цель содержит указание на предполагаемый результат); реализация в них идеи гармонического развития личности ребенка, его творческих сил и способностей; воспитание потребности в самообразовании;

– цели, определяемые для каждого года процесса деятельности (если программа долгосрочная);

– ведущие теоретические, педагогические идеи, подходы, концепции; степень научности и практической деятельности;

– общепедагогические принципы и специфические закономерности предмета изучения: научность, системность, доступность, динамичность и стабильность, связь теории с практикой;

– краткое описание основных методов, обеспечивающих, с точки зрения автора, усвоение детьми материала, воспитывающие и развивающие навыки их творческой деятельности;

– умение фиксировать и обобщать материалы наблюдений, исследований;

краткое описание разнообразных форм работы с детьми: экскурсии, походы, практические и лабораторные занятия, массовые мероприятия и т.п.;

– прогнозируемые результаты и критерии их оценки (что будут знать и уметь обучающиеся, где смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты в результате занятий и каким образом это определяется);

– средства, необходимые для реализации программы (научно-методическое, материально-техническое обеспечение и др.).

Учебно-тематический план:

– обозначение основных тем учебного курса и их продолжительность по годам обучения;

– оформление;

– пояснение расчета годовых часов.

– наличие форм самостоятельной работы для детей, занимающихся не первый год (доклады, проекты, исследовательская работа, рефераты и др.);

– соответствие содержания и форм возрастным и индивидуальным особенностям.

Учебно-методическое обеспечение:

– дидактическое (карточки, наглядность задания);

– материально-техническое;

– библиографический список по направлению деятельности для детей и для педагогов;

– наличие инструментария педагогической диагностики;

– результаты педагогической и психологической диагностики

Технологичность программы (доступность для применения в педагогической практике).

«Портфолио» в дополнительном образовании


«Портфолио» – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника, педагога в определенный период его обучения, профессиональной деятельности.

Цель «портфолио» состоит в том, чтобы ребенку и педагогу наглядно увидеть результаты собственной деятельности, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в образовательном процессе, представить отчет по процессу образования. Решается эта цель через следующие задачи:


  1. поддержание высокой учебной мотивации;

  2. поощрение активности и самостоятельности ребенка

  3. развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;

  4. формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  5. содействие индивидуализации (персонализации) образования ребенка;

  6. создание условий для успешной социальной адаптации и социализации;

  7. поддержка процессов самоопределения и самореализации.
Существует несколько видов «портфолио»: «портфолио» документов, «портфолио» работ, «портфолио» отзывов. «Портфолио» документов представляет собой сертифицированные (документированные) достижения, такие как дипломы, грамоты, сертификаты и т.п. «Портфолио» работ – собрание различных творческих, проектных, исследовательских, иных работ ребенка или педагога. «Портфолио» отзывов – характеристики, отзывы, оценивающие деятельность ребенка или педагога. Отзывы могут быть даны учеными, специалистами, вышестоящими учреждениями, общественными организациями, родителями и т.п. Каждый из этих видов «портфолио» имеет свои достоинства и недостатки (табл. 1)

Таблица 1.

Сравнительная характеристика видов «портфолио»




Вид

Содержание «портфолио»

Преимущества

Ограничения

1

«Портфолио» документов

Документированные индивидуальные образовательные и творческие достижения

Механизм определения рейтинга достижений

Не дает предс-тавления о про-цессе работы

2

«Портфолио»

Собрание проектных, исследовательских, творческих работ

Дает представле-ние о качестве работы, динамике, исследовательской активности

Не может быть использовано для определе-ния рейтинга работы

3

«Портфолио» отзывов

Внешние характеристики

качества исследовательской работы, самоанализ по результатам работы



Включает механизмы самооценки

Сложность формализации и учета собран-ной информации

Учитывая достоинства и недостатки каждого вида «портфолио», оптимально использование комплексных видов «портфолио» (например, документов и работ).

Примерная структура «портфолио». «Портфолио» документов представлено в табл. 2.

Таблица 2.

«Портфолио» работ может включать:


  • проектные, исследовательские, творческие работы с указанием темы работы, ее аннотации (краткого описания), приложений (фотоматериалы, электронный вариант работы и т.д.). Работы, связанные с техническим творчеством могут содержать фотографии макетов, моделей, приборов видеоматериалы, демонстрирующие действие технических моделей и приборов. Работы художественного профиля содержат фото и видеоматериалы картин, демонстрации художественных коллекций, выступлений творческих коллективов, график выступлений, концертов и т.п.;

  • работы, связанные со спортом фиксируются через спортивные дневники (с указанием времени тренировок, выполняемых упражнениях, нагрузках и т.п.), записи участия в соревнованиях, получения спортивных разрядов, видеоматериалы тренировок и т.п.;

  • участие в работе обучающих семинаров, курсов, конференций, различных лагерей, предъявляется через программы этих мероприятий, форму участия в них (организация мероприятия, выступление с докладом, участие в качестве слушателя, ведущего и т.п.). Практики (языковые, трудовые, педагогические, социальные), стажировка фиксируются с помощью программы и дневника.
«Портфолио» отзывов состоит из:

  • заключений, отзывов о качестве выполненной работы;

  • рецензий на исследовательскую работу (для ребенка), образовательных программ (для педагога), статей, иных видов работ;

  • резюме с оценкой собственной работы;

  • рекомендательных писем для участия в практике, конференции и т.п.;

  • иных форм отзывов.
Наиболее часто используются комплексные «портфолио», которые включают различные формы вышеперечисленных материалов. Комплексные «портфолио» позволяют всесторонне отразить индивидуальные достижения педагога и воспитанника.

Для составления банка данных на воспитанников, педагогов методической службой образовательного учреждения делается карта достижений.

Карта индивидуальных достижений воспитанника

Ф.И.О. воспитанника (педагога)__________________________________

Год занятий ___________________________________________________


№ п/п

Позиции

Компоненты

Результаты

1

Олимпиады

Городские

Региональные

Российские

Международные



1, 2,3 место

2



Названия и уровень конференций (городские, региональные, федеральные)

Диплом 1, 2, 3 степени

3

работы (тема)





Диплом 1, 2, 3 степени

4

Участие в работе обучающих семинаров, курсов, конференций, различных лагерей



дневники практик,

форма участия


5

Заключение, отзывы, рецензии о исследова-тельской, творческой работе





6

Рекомендательные письма



Кому адресованы

7

Заключения о иных видах работ

Ф.И.О., должность автора документа

Оценка (положительная, отрицательная)

8

Иные сертификаты



Дипломы, сертификаты

Карта индивидуальных достижений педагога

Ф.И.О. педагога________________________________________________

Отдел_________________________________________________________

Направление деятельности_______________________________________

Год работы____________________________________________________



№ п/п

Позиции

Компоненты

Результаты

1

Конкурсы профессионального мастерства

Городские

Региональные

Российские

Международные



1,2,3 место, наминации

2

Научно-практические конференции

Названия и уровень конференций (город-ские, региональные, федеральные)

Степень участия (организация, выступление, иное)

3

Исследовательские, творческие, проектные

работы (тема)



Уровень представления (городской, региональ-ный,федеральный)

Диплом 1, 2, 3 степени

4

Участие в работе обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, конфе-ренций, лагерей

Уровень семинаров, курсов, лагерей (городской, региональ-ный,федеральный)

Программы курсов, лагерей, семинаров,

дневники практик,

форма участия


5

Заключение, отзывы, рецензии на образова-тельные программы

Ф.И.О., должность автора документа

Оценка (положительная, отрицательная)

6

Заключение, отзывы, рецензии методические материалы, опыт работы

Ф.И.О., должность автора документа

Оценка (положительная, отрицательная)

7

Рецензии на статьи, иные изданные материалы

Ф.И.О., должность автора документа

Оценка (положительная, отрицательная)

8

Рекомендательные письма

Кем выданы (лицо, учреждение)

Кому адресованы

9

Иные сертификаты

Мероприятия, конкурсы, курсы, обучающие семинары и т.п.

Дипломы, сертификаты

1

В статье рассматривается сущность, функции и особенности организации детских творческих объединений в нашей стране. Авторами определяются эффективные формы, средства и методы духовно-нравственного воспитания подростков в детском творческом объединении; анализируются исторические аспекты развития внешкольной деятельности детей и подростков; выявляются внутренние и внешние условия духовно-нравственного воспитания школьников средствами музыкально-театрализованной деятельности в сфере дополнительного образования и внеурочной деятельности образовательного учреждения. Вовлечение подростков в различные формы социально-культурной деятельности: благотворительные концертные программы, творческие фестивали, клубы по интересам и культурно-просветительные акции, воздействие художественно-творческой среды и средств музыкально-театральной деятельности способствуют формированию духовно-нравственных ценностей у участников детских творческих объединений в образовательном учреждении.

духовно-нравственное воспитание

детское творческое объединение

средства музыкально-театрализованной деятельности

формы социально-культурной деятельности

досуговая сфера

художественно-творческая среда

1. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978. – Т.24. – 608 с.

3. Вишнякова И.Н. Формирование гуманных отношений младших школьников средствами фольклора в детских творческих объединениях: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / Вишнякова Ирина Николаевна. – Челябинск, 2014. – 168 с.

4. Грибкова Г.И. Проектная деятельность как элемент профессиональной компетентности бакалавров социально-культурной сферы / Г.И Грибкова // Вестник экономической интеграции. – 2013. – № 4 (61). – С. 147-151.

5. Грибкова Г.И. Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств подростков в процессе музыкально-театральной деятельности / Г.И. Грибкова, Л.С. Рогачева // Среднее профессиональное образование. – 2016. – № 3. – С. 65-70.

6. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т.: Т. 2: / Т. Ф. Ефремова. – М.: Астрель: Изд-во АСТ, 2006. – 1160 с.

7. Иванова И.В. Детские объединения и движения как пространство социализации и творческого саморазвития подрастающего поколения / И.В. Иванова, В.А. Макарова // Вестник ТГПУ. – 2016. – 1 (166). – 155 с.

8. Мурзинова Т.Н. Детские общественные объединения – пространство для самореализации и социализации ребенка / Т.Н. Мурзинова // Учитель – ученик – родители. – М.: Центр «Школьная книга», 2003. – 232 с.

9. Нестеренко А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05/ Нестеренко Алла Васильевна. – Москва, 2001. – 186 c.

10. Неценко О.В. Понятие «Художественно-творческая среда»: необходимость введения в педагогику / О.В. Неценко // Известия ВГПУ, 2015. – № 1 (266). – С. 79-82.

11. Опарина, О.В. Феноменология креативности и факторы формирования креативной личности /О.В. Опарина // Вестник КазГУКИ. – Казань, 2009. – № 4. – 148 с.

12. Стрельцов Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. – М.: МГУКИ, 2008. – 272 с.

13. Тарасова Е.Н. Нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Тарасова, Екатерина Николаевна. – М., 2001. – 17 с.

14. Умеркаева С.Ш. Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема / С.Ш. Умеркаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6. – С. 101-105.

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Изд-во «Омега-Л», 2016. – 142 с.

Модернизация в системе образования, следование новым образовательным стандартам, новая редакция Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» настойчиво требуют пристального внимания педагогических работников к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в учреждениях общего и дополнительного образования. Особое значение в духовно-нравственном воспитании подростков приобретает деятельность детских творческих объединений, создающих условия для формирования социального опыта в процессе творческой деятельности и межличностного общения, для реализации культурно-досуговых потребностей, интересов и возможностей ребенка, для развития навыков нравственного поведения.

Цель данной работы - выявление специфики организации детских творческих объединений по духовно-нравственному воспитанию подростков в социально-культурных условиях образовательных организаций. В исследовании представлен анализ философских, психологических, педагогических, методических трудов отечественных авторов по исследуемой проблеме, педагогический анализ опыта работы в системе дополнительного образования и внеучебной деятельности образовательных организаций.

В трудах отечественных ученых рассматриваются различные аспекты организации детских творческих объединений в образовательных организациях и их значение в духовно-нравственном воспитании подростков. О.В. Опарина в своих исследованиях отмечает, что «детское творческое объединение это одна из многочисленных форм детских общественных объединений. Детское творческое объединение - это самодеятельное объединение, организуемое на добровольной основе с целью реализации творческих способностей личности в процессе какой-либо художественно-творческой деятельности. Особенность детского творческого объединения - открытость, добровольность, разнообразие организационных форм, эмоциональная привлекательность» . И.В. Иванова утверждает, что детские объединения «играют важную роль в саморазвитии обучающихся, они формируют опыт свободного самоопределения, воспитывают оптимистическое мироощущение, психологически и нравственно закаляют личность» .

Детские объединения как часть внеучебной, т.е. досуговой деятельности, берут свои истоки во внешкольном образовании. Российское внешкольное образование, зародившееся в XIX веке, в XX веке трансформировалось в культурно-просветительную деятельность, органично сочетая задачи просвещения и воспитания народа, в систему дополнительного образования детей и взрослых.

Исторические аспекты развития детских объединений в нашей стране раскрывает Т.Н. Мурзинова, утверждая, что «на базе детских самодеятельных объединений, на основе их первого опыта были созданы первые государственные внешкольные учреждения. В свою очередь, внешкольные учреждения с 1920-х годов становятся центром детского движения (дворцы, дома пионеров и школьников), его научно-методической базой. Эти системы государственного и общественного воспитания объединяет досуговое пространство детей, педагогически разумно заполненное в интересах их личностного развития» .

Детские объединения отличаются по своим целям, задачам, направлениям деятельности, по составу и количеству своих членов, характеру устанавливаемых связей, взаимоотношений, уровню развития и воздействия на детей и подростков.

Субъектами детского движения могут быть: международные, межреспубликанские, всероссийские, республиканские, районные, городские детские объединения и организации.

Основными направлениями деятельности детских объединений являются: естественнонаучное, художественно-творческое, физкультурно-спортивное, спортивно-техническое, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, научно-техническое, военно-патриотическое, эколого-биологическое, технико-творческое, социально-экономическое.

Классификация детских объединений

Досуговая деятельность как сфера свободного времени предполагает создание и организацию детских объединений. Подобные типы объединений работают на базе образовательных учреждений, центров творчества детей и юношества, домов культуры, библиотек, парков, музеев, зоопарков и т.д.

Объединения предполагают совместную досуговую деятельность детско-юношеского коллектива и «разнонаправленность взаимодействия личности в художественно-творческой деятельности», способствующей выработке определенных личностных качеств, выстраивания взаимоотношений. И.Н. Вишнякова рассматривает детские творческие объединения как среду «взаимодействия сверстников, играющей, в силу своей совместности, роль в формировании коллективизма, гуманных отношений» .

Детским творческим объединениям присущи следующие функции:

Аксиологическая (ориентация в системе духовно-нравственных ценностей);

Социализирующая (формирование социального опыта через творческую деятельность и общение, освоение новых социальных ролей и моделей поведения, межличностных отношений, обеспечение условий для самовыражения и самоопределения);

Культуротворческая (активное включение в творческую деятельность, связанную с созданием художественных (сценических) образов);

Рекреационно-психологическая (восстановление творческой активности и психофизических сил, реализация культурно-досуговых потребностей);

Профориентационная (создание условий для формирования интереса и выявления способностей к конкретным видам профессиональной деятельности).

Деятельность детских творческих объединений реализуется в таких формах, как клуб, группа, ансамбль, кружок, секция, театр, студия, творческая мастерская и др.

Организация детских творческих объединений в досуговой сфере имеет свою специфику. Особенности организации детских творческих объединений зависят от возможностей учреждений, в которых они функционируют. Представленные выше формы детских объединений осуществляют свою деятельность в различных социально-культурных и образовательных учреждениях, центрах детского и юношеского творчества, домах культуры, библиотеках, музеях, парках и др.

Центры детского и юношеского творчества (бывшие дома и дворцы пионеров и школьников), школьные кружки, секции и внеурочная деятельность в образовательных учреждениях относятся в настоящее время к системе дополнительного образования. Л.Н. Буйлова в своих исследованиях рассматривает дополнительное образование как досуговую сферу, где «дети получают широкие возможности позитивного проведения досуга, занятиями искусством, культурой, спортом, предпринимательством, волонтерством, для самопознания, самореализации, самоопределения в разных видах коллективной творческой деятельности» .

В образовательных учреждениях детские объединения представляют собой организационные структуры двух типов: детские объединения по внеурочной деятельности и детские объединения дополнительного образования. Работа детских объединений осуществляется на основании образовательных программ. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные программы подразделяют на «дополнительные общеразвивающие и дополнительные профессиональные» . Образовательная программа должна ориентироваться на конкретный вид деятельности: познавательную, проектную, культурно-досуговую, творческую, игровую и др.

В отличие от внеурочной деятельности, дополнительное образование не имеет федеральных государственных образовательных стандартов, не является уровнем образования, поэтому в работе педагогов используется типовая программа данного образовательного учреждения или авторская программа педагога дополнительного образования.

Таким образом, в образовательном учреждении существует достаточно разветвленная структура организованного досуга детей и подростков, способствующая развитию и активизации детского творчества, вовлечению детей и подростков в социально-культурную деятельность, являющаяся фактором воспитания и развития личности. Ю.А. Стрельцов отмечает, что «при правильной организации деятельности осуществляется обогащение личности в аксиологическом отношении. Трудно представить себе индивидуальное или групповое занятие, которое не дает возможности повлиять на ценностные ориентации и общую направленность человека. Уже само по себе усвоение определенных ценностей, без чего не обходится, по существу, ни одно из занятий, предполагает соотнесение этих ценностей с личностными потребностями и способствует формированию ценностного сознания» . Давая определение понятию «детское творческое объединение», необходимо уточнить, что творчество и творческий процесс соединяет в себе многие виды деятельности, это и познавательная, и преобразующая, и художественная.

Одним из наиболее распространённых видов детских творческих объединений являются коллективы любительского творчества, имеющие различную направленность и охватывающие все виды искусства. Различные аспекты объединений любительского (самодеятельного) творчества изучались в работах отечественных исследователей Т.И. Баклановой, И.Н. Вишняковой, Е.И. Григорьевой, А.В. Нестеренко, Г.Н. Новиковой, О.В. Опариной, Е.Н. Тарасовой и др.

Детские творческие объединения, «будучи одновременно нерегламентированной средой и областью активной творческой самореализации и самоактуализации личности, являются сферой для интенсивного формирования креативной личности, где в достаточной мере развиваются личностные качества, осуществляется совместная творческая деятельность с эмоциональной вовлечённостью и общим позитивным настроем» .

Социокультурная сфера является тем педагогическим полем, где творческие способности личности раскрываются в процессе продуктивного творческого общения . Для наиболее эффективного воспитательного воздействия на личность подростков в процессе музыкально-театрализованной деятельности в детском творческом объединении с целью формирования их нравственных качеств необходимо соблюдение ряда социально-культурных условий. Социально-культурные условия в детском творческом объединении представляют собой специально созданные обстоятельства, требования, правила. В рамках нашего исследования были определены внутренние и внешние социально-культурные условия духовно-нравственного воспитания подростков.

Внутренними условиями, способствующими эффективному духовно-нравственному воспитанию подростков, являются: художественно-творческая среда, «в которой аккумулируются достижения мировой культуры, народные традиции, национальный менталитет, художественное творчество профессиональных и самодеятельных коллективов в области культуры и искусств» , возможность для самореализации личности подростков, накопление эмоционально-чувственных впечатлений, интериоризация нравственного поведения подростков благодаря их активный творческой деятельности, занятия в творческих коллективах по интересам позволяют ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно пережить ситуацию успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов и родителей.

Е.Н. Тарасова утверждает, что «взаимодействие искусства и морали в нравственном воспитании личности подростка построено на включении учащихся в разнообразную художественно-творческую деятельность, основанную на идее передачи средствами высокохудожественных образцов культуры и искусства опыта эмоционально-ценностного отношения к миру» . Как отмечает С.Ш. Умеркаева, «художественно-творческая деятельность обладает огромным социальным, педагогическим, воспитательным, культурным потенциалом в формировании духовно-нравственных ценностей детей и подростков» .

Целью деятельности детского творческого объединения «Городок» (руководитель Рогачева Л.С.), организованного в 2012 году в гимназии № 1636 «НИКА», является духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности, развитие творческого потенциала личности. В процессе организации работы этого творческого коллектива ставятся следующие педагогические задачи: воспитание устойчивых ценностных ориентиров участников, формирование внутренней культуры и развитие творческих способностей подростков в процессе музыкально-театрализованной деятельности. Духовно-нравственное воспитание в театральном коллективе - это долгий процесс воздействия на внутренний мир подростков средствами различных видов искусств, в котором большое значение имеют социально-педагогические условия . Включение участников творческого объединения «Городок» в различные виды творческой деятельности, составляющие основное содержание проекта «Волшебный мир театра и музыки», способствует формированию их нравственных личностных качеств. В проекте представлены такие блоки, как:

  1. Организация ежегодного фестиваля «Театральный калейдоскоп» с целью формирования интереса к истории и традициям русского и зарубежного театра, развития творческого потенциала и творческой активности детей и подростков; повышение уровня сценической культуры и этики поведения;
  2. Ежемесячное проведение музыкально-театрализованного лектория «Дороже всех сокровищ» призвано приобщить подростков к традициям и лучшим образцам мировой художественной культуры, повысить уровень общей культуры личности;
  3. Организация цикла благотворительных театрализованных концертов «От сердца к сердцу» для ветеранов войны и труда, для воспитанников детских домов и школ-интернатов с целью формирования у участников детского творческого объединения понятия о милосердии, доброте, искренности, человеколюбии; закрепление и развитие положительных тенденций в поведении; создание благоприятных условий для формирования духовно-нравственных качеств личности;
  4. Организация клуба сторителлинга для подростков «Жили-были», целью которого является формирование духовно-нравственных ценностей и жизненных установок подростков через коллективное обсуждение проблем (социальных, этических, и др.) в представленных сторителлерами историях.
  5. Реализация общеразвивающей программы «Музыкально-театральное путешествие», которая направлена на воспитание нравственных качеств и формирование духовных потребностей подростков средствами музыкально-театрализованной деятельности.

Внешними социально-культурными условиями, способствующими духовно-нравственному воспитанию подростков в детском творческом музыкально-театральном объединении «Городок», является взаимодействие с общественными и социально-защитными организациями г. Москвы. Совет ветеранов войны и труда района Орехово-Борисово Южное (ОБЮ); Центр детского творчества (ЦДТ) «Юный техник», Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДиЮ) «Родник» и «Радужный», детский дом № 71, Центр культуры и искусств «Авангард», Центральная детская библиотека № 101 - эти организации являются многолетними партнерами образовательных учреждений в реализации задач по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Таким образом, детское творческое объединение в рамках нашего исследования - это объединение подростков на добровольной основе, реализующее свою деятельность во внеучебное время для удовлетворения досуговых потребностей и реализации творческого потенциала личности в процессе совместной музыкально-театральной деятельности.

Досуговая деятельность в условиях детского творческого объединения играет значительную роль в жизни каждого ребенка, расширяя круг его социальных контактов, способствуя накоплению духовного опыта, выработке нравственных устоев и ориентиров, развитию творческого потенциала. Процесс формирования личности, ее духовно-нравственное становление происходит в период детства и подросткового возраста, поэтому организация досуговой деятельности подростков в детском творческом объединении образовательного учреждения является сегодня эффективным средством воспитания и социализации школьников.

Библиографическая ссылка

Грибкова Г.И., Рогачева Л.С. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26221 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Что представляет собой творческий коллектив? К данному термину можно отнести группу Творческий коллектив вполне можно назвать организованным вариантом художественной, технологической, педагогической, исполнительной деятельности. Созданная группа реализует сумму ценностей и норм в соответствии с позициями и функциями совместной деятельности участников и руководителя.

Принципы организации

Творческий коллектив должен справляться с задачами, поставленными перед ним. В педагогическую деятельность входит обучение, воспитание, образование всех его участников. Обучение направлено на овладение участниками теоретических знаний и практических умений работы с разнообразными художественными произведениями, их исполнением.

Творческий коллектив систематически расширяет свой кругозор в области искусства и культуры, является активным участником общественной жизни.

Воспитание предполагает формирование в его участниках эстетических, нравственных, физических, художественных качеств.

Художественные технологии

Создание творческого коллектива предполагает серьезную работу не только руководителя, но и всех его членов. Во время их совместной деятельности осуществляется преобразование различного исходного материала в сценическое произведение, которое представляется на "суд зрителей". Исполнительная деятельность предполагает разные варианты: концерты, спектакли, праздники. Например, детский творческий коллектив принимает активное участие в разнообразных тематических вечерах, музыкальных гостиных, праздничных концертах.

Для создания самостоятельных творческих групп не нужны специальные административные приказы.

Задачи и принципы

Деятельность творческого коллектива направлена на развитие индивидуального потенциала его участников. Его организаторы должны ответственно подходить к формированию и развитию созданных объединений, развивать их с учетом субъективных и объективных факторов.

Основным пунктом формирования новой группы является учет потребностей общества. Организация творческого коллектива предполагает тщательное предварительное изучение его создателем всех реальных запросов людей различных возрастов и социальных категорий. Необходимо учесть и материальные возможности для появления новой группы. Сложно будет создать полноценный художественно-творческий коллектив без материальной базы и профессионального руководителя.

Важные факты

Условием жизнеспособности самодеятельной группы является наличие четкой, обоснованной цели. Необходимо увязать с ней интересы, желания каждого участника. Только при решении этой сложной задачи можно рассчитывать на отсутствие конфликтов внутри создаваемого коллектива.

Руководитель должен найти способ активизации творческого потенциала всех участников, направления его в нужное русло. Методика работы зависит от индивидуальных способностей, свойств участников. Для того чтобы справиться с этой сложной задачей, руководитель должен знать физические, психологические, творческие, художественные свойства каждого члена группы.

Развитие творческого коллектива позволяет обеспечивать возможности для раскрытия творческого потенциала каждого ученика.

Для сознательного и планомерного направления его деятельности важно владеть информацией о качественных особенностях его членов, этапах развития. Основным качеством такой организации являются внутригрупповые высокоразвитые отношения с обществом.

Как функционируют крупные творческие коллективы? Москва - город больших возможностей, поэтому создаваемые творческие объединения тесно сотрудничают с разнообразными социальными группами, демонстрируя им продукты совместного труда.

Специфика образования

Можно ли создать из любительских групп полноценные профессиональные творческие коллективы? Москва - столица России, поэтому именно здесь формируется максимальное количество разнообразных объединений художественной направленности. Для того чтобы группа стала полноценным "организмом", необходимо соблюдать определенные условия.

В первую очередь отметим наличие общей цели у всех ее членов. На стадии образования особое внимание необходимо уделять сотрудничеству между представителями кружка, умению их согласовывать совместную деятельность.

В качестве благоприятных мотивов, влияющих на участие в новом коллективе, отметим осознанную мотивацию, стремление к общению между кружковцами, желание улучшать репутацию коллектива, рекламировать любимое занятие.

Совместное действие выстраивается на взаимном уважении, постановке в качестве основной цели развития создаваемого коллектива.

Методы работы

Для того чтобы понять, какие творческие коллективы будут успешными, необходимо остановиться на методах работы с ними. Нельзя упускать из виду тот факт, что основным предметом деятельности любого такого объединения является искусство, а основной целью считается удовлетворение духовных и эстетических потребностей всех участников. Педагогическая деятельность осуществляется путем вовлечения в социально-культурную и художественно-творческую деятельность исполнителей. Она реализуется в процессе репетиций, занятий, концертных выступлений.

Характеристика творческого коллектива неразрывно связана со спецификой его деятельности. Недостаточно просто научиться играть на каком-то музыкальном инструменте, петь, овладеть актерским искусством, важно получить навыки коллективной деятельности, умения выстраивать взаимоотношения с остальными представителями творческого объединения. Самодеятельность не предполагает «ученических» занятий, сразу осуществляется подготовка к выходу на настоящую сцену.

Алгоритм действий

Перед руководителем стоит задача - развить у членов его объединения специальные исполнительские навыки, умения. Сначала осуществляется знакомство с основами искусства, прививаются эстетические знания, затем наблюдается плавный переход к исполнительской практике.

Классификация занятий

В зависимости от специфики творческого коллектива, допускается проведение теоретических и практических видов занятий. Нет какой-то единой теоретической методики, по которой могут проводиться теоретические занятия для творческих объединений.

В одних случаях на них предполагается отведение специальных часов, в других ситуациях их просто включают в практические занятия. Например, при отработке танцевальных движений, разучивании музыкальных партий участники сначала изучают теорию и только после этого переходят к отработке полученной информации.

Это особенно актуально для:

  • хоровых, оркестровых объединений, в которых осуществляется изучение музыкальной литературы, сольфеджио, нотной грамоты, исполнительского искусства;
  • театральных студий, где предполагается изучение культуры речи, истории театрального искусства, музыкальной литературы;
  • хореографических, в которых происходит знакомство с анатомией и физиологией человека, хореографическим искусством, историей и особенностями народного костюма.

Методы теоретической работы

Теоретическая деятельность предполагает применение определенных методов работы. Остановимся подробнее на некоторых из них. Например, информационный рассказ, описание, беседа, объяснение (словесные виды) помогают руководителю творческого объединения знакомить коллектив с теми нюансами, без которых невозможно будет выстроить выступление.

Наглядные виды работы: демонстрация явлений, процессов, дидактического материала, изображений, карт - способствуют визуальному восприятию рассматриваемого материала.

Практическая деятельность

Самым эффективным является показ реальных процессов, отдельных движений, конкретных предметов. Также работа творческих объединений выстраивается на усовершенствовании, приобретении навыков. Разновидностью практических занятий являются этюды. Это упражнения, которые способствуют развитию и совершенствованию технического мастерства, актерской техники.

В этюд включаются несколько действий, которые разработаны преподавателем.

Для создания собственного репертуара пользуются проектной методикой, собирая материал, подбирая костюмы для концертных выступлений.

Описание и объяснение подходят для тех случаев, когда участник коллектива не «схватывает» сути движения, особенностей музыкальной партии.

Овладение техникой пения, приемами игры на музыкальных инструментах осуществляется посредством их первоначальной демонстрации преподавателем (руководителем коллектива).

Уровень умений и навыков каждого представителя творческой группы является показателем исполнительского мастерства коллектива. От этого зависит выбираемый репертуар, популярность.

Руководитель объединения в своей работе часто использует обучающие игры, тренинги, осуществляет периодический контроль и коррекцию навыков и умений, приобретаемых подопечными.

Под репертуаром подразумевается совокупность всех произведений, которые будут исполняться творческим коллективом. Его по праву можно назвать "лицом" любого музыкального или художественного объединения.

Именно по нему зрители создают свое первое впечатление о художественной и общественной значимости творческого объединения.

При подборе концертного репертуара руководитель коллектива опирается на социальный запрос, пожелания артистов, их возможности.

Репертуар имеет важную воспитательную функцию, причем не только для зрителей, но и для самих исполнителей.

Классификация коллективов

Существует условное подразделение их на типы по разным признакам:

  • возрастные особенности предполагают создание юношеских, детских, взрослых объединений;
  • организационные признаки позволяют образовывать ансамбли, студии, кружки;
  • с учетом тематики и репертуарных признаков возможно создание классических, современных, народных коллективов.

Также при организации нового творческого коллектива перед руководителем стоит ответственная задача - объединение индивидуальных особенностей каждого члена коллектива, их навыков, умений, способностей. Например, в репертуаре могут быть использованы как сольные, так и коллективные выступления. Допускается объединение нескольких тематических номеров, например при подготовке к определенному празднику.

Заключение

В настоящее время вопросы, связанные с созданием творческих коллективов, являются актуальными, заслуживающими особого внимания. Практически в каждой образовательной организации есть свое творческое объединение, имеющее определенное направление деятельности. К примеру, все чаще в средних школах появляются вокальные группы среди не только школьников, но и их педагогов. В медицинских организациях врачи объединяются в коллективы художественной самодеятельности, клубы веселых и находчивых.

Безусловно, первичные клубы, объединения носят любительский характер, они не являются профессиональными творческими коллективами. Но можно привести массу примеров, когда из небольшой группы образовывались творческие ансамбли, обладающие высоким профессиональным уровнем. Среди детских коллективов, известных не только в Москве, но и далеко за ее пределами, можно отметить вокальный ансамбль «Непоседы».

Данное творческое объединение стало настоящей "кузницей кадров" для профессиональной сцены. Безусловно, заслуга того сценического профессионализма, который приобретают в студии юные вокалисты, принадлежит ее руководителю. В работе детского коллектива активно применяются разнообразные виды деятельности, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, подбираются специальные методики для личностного роста.

Несмотря на компьютеризацию, которая присуща двадцать первому веку, люди не перестали посещать разнообразные концерты, с удовольствием смотрят выступления самодеятельных и профессиональных творческих коллективов, создаваемых в нашей стране и за ее пределами.