Меню Рубрики

Основные недостатки произношения и приемы постановки гласных звуков. Коррекционные приёмы постановки гласных звуков

1) Артикуляционная гимнастика

Длительно тяните звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «А» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Повторяйте звукоподражания

Аф – аф (собака). Ква – ква (лягушка).

4) Ладушки

Играем в «Ладушки», произнося громко и отчетливо звук «А»:

Логопедическое упражнение произнесения звука «У»

1) Артикуляционная гимнастика

Упражнение Трубочка. Тянем длительно звук «У», вытянув при этом губы трубочкой.

2) Звукоподражания

Му - му (корова),
ду – ду (дудочка),
уа – уа (малыш плачет),
ку – ка – ре – ку (петушок поет).

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Игра «поезд»

Едет, едет паровоз – ТУ – ТУ – У – У!
Он вагончики повез – ТУ – ТУ – У – У!

5)Игра «Эхо»

Игра заключается в следующем. Произносите с ребенком сначала громко «АУ», затем повторяйте тихо «АУ».

Логопедическое упражнение произнесения звука «И»

1) Артикуляционная гимнастика

Тянем длительно звук «И» (при этом губы в улыбке).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «И» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Звукоподражания

и – и – и – го - го (лошадка), пи – пи (мышка).

4) Поиграйте с ребенком в следующую игру. Дайте ребенку руль для этого и разучите с ним такую потешку:

Игра «Шофер»

Логопедическое упражнение произнесения звука «О»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить рот и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «О».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру: «У куклы Оли заболели зубы».

В этой игре нужно ладони приложить к щекам, покачивать головой и напевать: «О – О – О!» Старайтесь чтобы ребенок повторял за вами все задания.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «О» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Звукоподражания

ко – ко (курочка), но – но (поскакали на лошадке).

5) Кошкин дом

Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:

Логопедическое упражнение произнесения звука «Э»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить губы овалом и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «Э».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру. Вместе с ним нужно изобразить сначала больших медведей. Для этого длительно протяните низким голосом звук «Э – Э – Э!». Затем повторите тоже высоким голосом «э – э – э!», изображая маленьких медведей.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Э» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Вот моя семья

Игра с пальчиками. Загибайте пальчики на ладошке ребенка, повторяя при этом забавную потешку:

Логопедическое упражнение произнесения звука «Ы»

1) Артикуляционная гимнастика

Волк рычит. Изображайте злого волка вместе с ребенком. Сжимайте кулаки и хмурьте брови. Попросите ребенка также сомкнуть зубы в оскале. Тянем длительно звук «Ы».

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Ы» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Моем руки

Поиграйте с ребенком в эту несложную игру. Для этого нужно всего лишь помыть руки, повторяя при этом забавную потешку:

4) Игра

Задача следующей игры состоит в том, чтобы научить ребенка отличать глухой звук «Ы» от звонкого «И». Положите перед ребенком две картинки: с мишкой и мышкой. Ребенок должен показать вам где мышка, а где мишка.

В логопедии звуки разделены по времени своего появления на звуки раннего и позднего онтогенеза. В норме гласные относятся к первой группе, и их нарушения наблюдаются довольно редко. Однако встречаются такие состояния, при которых артикуляция гласных фонем становится затруднительной.

Нормальная артикуляция гласных звуков

Для нормальной артикуляции гласных присущи общие признаки: мягкое нёбо находится наверху и прижато к задней стенке глотки. Как результат – проход в носовую полость оказывается закрытым, и воздушная струя направляется через рот. При этом голосовые складки находятся в напряженном состоянии, они сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
  1. Губы вытягиваются вперед трубочкой.
  2. Зубы верхнего и нижнего рядов не соприкасаются, они полностью закрыты губами.
  3. Корень язык отведен назад, вглубь ротовой полости. Спинка органа поднята высоко к нёбу.
  1. Губы чуть-чуть вытянуты вперед и принимают округлую форму, но меньше, чем в случае с фонемой У.
  2. Зубы прикрыты губами.
  3. Язык отведен назад: задняя часть его спинки поднимается комком к мягкому небу.
  1. Нижняя челюсть опущена, между резцами верхней и нижней челюсти сохраняется расстояние примерно в 2 пальца (1-1,5 см).
  2. Передние зубы немного видны.
  3. Язык широкий, плоский, находится у нижних зубов, кончик его касается нижних зубов, боковые края опущены к нижним жевательным зубам.
  1. Рот растянут так, что напоминает улыбку.
  2. Зубы слегка обнажены.
  3. Язык смещается вперед и вверх.
  1. Рот растянут в улыбке, но раскрытие шире, чем при проговаривании фонемы И.
  2. Зубы обнажены.
  3. До нижних резцов дотрагивается кончик языка, верхних коренных зубов касаются его боковые стороны, спинка приподнята, приближена к твердому нёбу.
  1. Губы свободно раскрыты.
  2. Есть зазор между резцами, который сколько шире, чем при проговаривании фонемы И.
  3. Кончик языка сильно отведен назад, а задняя часть органа поднята к нёбу, но не касается его.

Недостатки произношения гласных звуков

Среди недостатков произношения гласных звуков есть такие, которые характерны для всего гласного ряда или для нескольких звуков из него.

  • Назализация, когда носовой резонатор неправильно участвует в артикуляции: вход в носовую полость остается открытым. Считается грубым дефектом.
  • Расширенная артикуляция. Рот раскрывается более широко, чем требуется для правильного произношения. Из-за этого округление губ при выговаривании лабиализованных звуков становится меньше. Подъем языка при таком широком растворе снижается.
  • Суженная артикуляция. Механизм действия противоположен описанному выше. Считается грубым дефектом.
  • Передняя артикуляция. Характерна для О, У. Происходит из-за того, что язык мало отведен назад вглубь рта. При этом кончик его находится близко от нижних резцов, спинка стоит комком.
  • Повышение голоса. Грубый дефект произношения У, И.
  • Ы-образное произношение, когда гласный звучит близко к Ы. Характерно для А, О, Э, И.

Существуют ошибки в произношении, характерные для конкретных звуков.

  • И звучит похожим на ЛЬ. В речи это будет выглядеть так: вместо писать – пльсать, вместо кидает – кльдает.
  • При выговаривании фонемы Э язык выглядывает изо рта и ложится на нижнюю губу.

Чаще всего это происходит, когда ребенку слишком старательно показывают образец артикуляции.

  • Ы. Более сильное выдвижение нижней челюсти, чем это необходимо. Как следствие, положение челюстей становится похожим на прогенический прикус.

Как правило, появляется, когда преподаватель неверно показывает отличия Ы и И.

Методика постановки гласных звуков

Среди наиболее распространенных методик постановки гласных звуков выделяют методику Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной и методику К.А. Волковой.

Первая из них предусматривает:

  1. Длительно произносить гласный в составе слогов и изолированно.
  2. Отрабатывать гласный в слогах и изолированно отрывисто, кратко.
  3. Изменять громкость звука при его выговаривании.
  4. Проговаривать гласную фонему, делая на нее ударение, а также безударно в слогах и словах.
  5. Различение гласных в слогах.

К.А. Волкова предлагает выполнять следующие виды упражнений:

  1. Проговаривать звук изолированно.
  2. Произносить гласный при напряжении артикуляционных органов: позиции под ударением; и в начале слова; в начале слога.
  3. Отрабатывать под ударением и в безударной позиции.
  4. Проговаривать в начале слова, слога, в конце, между согласными, т.е. изменять позицию звука.
  5. Различать гласные в слогах и словах.

Артикуляционная гимнастика

Залог правильной артикуляции звуков, в том числе и гласных, состоит в достаточно развитой подвижности и переключаемости органов речевого аппарата, а также в развитом речевом дыхании. Работу органов речи можно улучшить благодаря артикуляционной гимнастике. Существуют различные упражнения для для губ, щек, нижней челюсти и языка. Задания хорошо давать в игровой форме, чтобы они вызывали у малыша интерес и желание их повторять.

Упражнение “Гаражик”. Представляем, что ротик – это гараж, в который въезжают машинки. Раз – раскрыть ротик широко и держать его в этом положении до 5 секунд, пока все машинки не заедут. Два – закрыть гараж. Язык спокойно лежит на дне рта. Повторить не менее 3 раз.

“Хомячок”. Логопед демонстрирует картинку хомячка, обращая внимание на то, как у него надуты щечки. Затем предлагает ребенку тоже надуть щечки. При выполнении задания рот должен быть закрыт. Через 5 секунд нужно выпустить воздух через губы.

Если у ребенка это упражнение не получается, то можно предложить ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами, в результате чего воздух изнутри надует щеки. Повторить 3 раза.

“Щенок”. Логопед показывает картинку собачки (она скалит зубы) и мальчика (он улыбается). Педагог обращает внимание ребенка на то, как показывают зубки щенок и мальчик и предлагает так же показать свои зубки. Упражнение выполняется перед зеркалом 2-3 раза. Можно при этом читать несложные веселые стихи по теме картинки.

Несколько упражнений артикуляционной гимнастики можно объединять общим сюжетом. Например, предложить ребенку посадить в веселый поезд животных из разны упражнений. В первый вагончик посадим хомячка (дети надувают щечки), в следующий щенка (улыбаются) и т.д.

Также к эффективным упражнениям относятся «Иголочка», «Качели», «Заборчик», «Лошадка».

Индивидуальные занятия в трудных случаях

Логичнее отдавать предпочтение индивидуальным занятиям в трудных случаях, когда нарушено произношение гласных звуков (например, у слабослышащих и глухих детей или при ринолалии, дизартрии). Для этого в арсенале педагога имеются различные способы .

Например, для устранения Ы-образной артикуляции, кроме подражательных упражнений, хороший эффект дает механический способ, когда логопед нажимает шпателем на спинку языка. Этот же способ подходит и при сужении артикуляции гласных О, У.

Если у ребенка наблюдается переднее артикулирование звуков, механически это можно устранить следующим образом: шпателем прижать переднюю часть языка и отодвинуть назад.

Чтобы закрыть проход в носовую полость и устранить назальный оттенок, шпателем нужно слегка нажать на корень языка.

Звук А обычно ставится по подражанию, в игре. Например, ребенку дают куклу и предлагают показать, как ее укачивать: а-а-а.

Звук О хорошо ставится механически, отталкиваясь от А. Логопед просит ребенка произнести звук А, а сам тем временем сближает губы ребенка, придавая им округлую форму. Также можно использовать различные колечки или баранки.

Похожие действия совершает логопед при постановке У. Только теперь здесь нужно отталкиваться от поставленного О и еще сильнее сближать губы ребенка.

Звук Э. Ставится по подражанию, отталкиваясь от гласного А в сравнении.

При постановке Ы можно отталкиваться от артикулирования И. Используется шпатель, т.к. ротовая щель при произнесении фонемы И узкая. Логопед должен немного надавить шпателем на переднюю долю языка и чуть-чуть отодвинуть его вглубь рта. Нужно предложить ребенку сопоставить звучание звуков И-Ы в слогах. Например, Пи – Пы. Также необходимо контролировать положение нижней челюсти – она не должна выдвигаться вперед.

Заключение

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Однако занятий только с логопедом для выработки прочных навыков звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал в детском саду и дома.

Нормальная артикуляция гласных звуков
Губы свободно раздвинуты. Расстояние между верхними и нижними резцами - приблизительно с большой палец ребенка, поставленный ребром. Широкий язык плашмя лежит на дне рта, кончиком почти касаясь нижних зубов.
Артикуляция звука о . Зубы слегка округло выдвинуты вперед. Расстояние между резцами меньше, чем при а (ширина указательного пальца ребенка). Язык широкий, несколько оттянут назад, задняя часть его немного приподнята.
Артикуляция звука у . Губы значительно выдвинуты вперед, образуют небольшое овальное отверстие. Расстояние между зубами небольшое. Язык еще более, чем при о , оттянут назад, кончик его далеко отодвинут от нижних резцов, а задняя часть языка значительно поднята.
Артикуляция звука э . Губы слегка раскрыты и растянуты в стороны. Вертикальное расстояние между зубами несколько меньше, чем при а . Язык широкий, кончик языка касается нижних зубов, а средняя часть заметно выгнута вверх.
Артикуляция звука и . Губы раскрыты в форме легкой улыбки и прижаты к зубам. Расстояние между резцами маленькое. Широкий язык круто выгорблен к середине нёба, образуя с ним щель; кончик языка упирается в нижние резцы.
Артикуляция звука ы . Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами почти такое же, как при и . Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Мягкое нёбо при произношении всех гласных поднято.

Недостатки произношения гласных звуков.Гласные звуки, как более простые по артикуляции, усваиваются детьми сравнительно рано и легко. Недостатки произношения их редки. Звук и иногда произносится почти как э или е (эгла - игла, пела - пила); звук ы уподобляется звуку и . Дети на слух различают гласные и и э (е) на таком примерно речевом материале: петь - пить, бел - бил, пил - пел, села - сила, дитя - дети, тени - тина.
Для слуховой дифференцировки ы - и : был - бил, пил - пыль, Дима - дым, выл - вил, лыжи - лижи, мыло - мила, мышка - миска, пила - пыль.
Встречается неточное произношение губного гласного о . При правильной артикуляции звука о губы принимают овальную форму. При неточном произношении о губы несколько растянуты и форма рта близка к форме, характерной для артикуляции а .Для исправления указанного недостатка в произношении гласного о , произнесите вслух несколько раз звукосочетание ао и внимательно следите (с помощью зеркала) за артикуляцией губ. Некоторым будет полезно «протянуть» звук о: ооо , удерживая рот в овальном положении, чтобы зафиксировать правильную артикуляцию губ.

Коррекция гласных звуков.При постановке гласных звуков начинать работу нужно со звука –А–. Затем переходим к звукам –Э–О–У–И. Они легко произносятся по подражанию. Основная задача при их постановке – устранение назального оттенка, продвижение языка к нижним зубам. Вначале все звуки отрабатываются в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, например.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Принята

на Педагогическом совете

1 от 26.08.2017г

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ №32 «Лесная сказка»_А. В. Коденко

Приказ от 26.08.2017г №

Перспективный план индивидуальных занятий по постановке и автоматизации, дифференциации звуков /Ш/,/Ж/.

Учитель-логопед: Полянина Е.И.

Ф.И.ребёнка ___________________________________________________________________________________________

ЗАНЯТИЕ №1.

Цель:

    Упражнение на дыхание «Погрей ладошки» (выработка теплой воздушной струи)

    Артикуляционная гимнастика:

Улыбка- трубочка

Удивление

Язычок ищет щелочку в заборе

Лопаточка

Качели

    Развитие фонематического восприятия «Подними флажок, если услышишь звук «Ш»»

    Игра на развитие памяти, внимания

    Зеркала.

Зонд № .

ЗАНЯТИЕ №2. Подготовительный этап постановки звука «Ш».

Цель:

Развивать пространственное восприятие. Развивать моторику пальцев рук. Развивать правильное диафрагмальное дыхание, ротовой выдох. Подготовить артикуляционные органы к постановке звука.

    Упражнения на дыхание «Погаси свечу», «Футбол» (с ваткой)

    Артикуляционная гимнастика:

Трубочка широкая

Вкусное варенье

Язычок идет в гости к носику

Прятки язычка

3. Развитие фонематического восприятия «Поймай звук «Ш» в словах»

    Зеркала.

    Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.

    Предметные картинки со звуком [ш].

Зонд №

ЗАНЯТИЕ № 3. Подготовительный этап постановки звука «Ш».

Цель:

Развивать пространственное восприятие. Развивать моторику пальцев рук. Развивать правильное диафрагмальное дыхание, ротовой выдох. Подготовить артикуляционные органы к постановке звука.

    Упражнение на дыхание «Фокус»

«Самолет гудит У-У-У» (со сменой высоты и силы голоса)

    Артикуляционная гимнастика:

Улыбка- трубочка

Качели

Лопаточка

Приклей конфетку

3. Анализ и синтез. «Определи место звука «Ш» в словах

ШАРИК, МИШКА, МАЛЫШ

    Игра «Угадай, чего не стало?»

    Д/И «Что перепутал художник?»

    Зеркала.

    Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.

    Предметные картинки со звуком [ш].

Зонд №

ЗАНЯТИЕ №4 Подготовительный этап постановки звука «Ш».

Цель:

Развивать пространственное восприятие. Развивать моторику пальцев рук. Развивать правильное диафрагмальное дыхание, ротовой выдох. Подготовить артикуляционные органы к постановке звука.

    Упражнения на дыхание «Фокус», «Погреем ручки»

    Артикуляционная гимнастика:

Широкая трубочка

Качели

Чашечка

Горячий чай

3. Д/И « Расставь картинки по позиции звука «Ш» в словах

ШАПКА, ШАРФ, РУБАШКА, ШТАНЫ, ДУШ

    Игра

    Зеркала.

    Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.

    Предметные картинки со звуком [ш].

Зонд №

ЗАНЯТИЕ №5 Постановка звука «Ш».

Цель:

Закреплять четкое произношение звука «Ш». Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

    Упражнение на дыхание «Сильный ветер гонит листочки»

    Артикуляционная гимнастика:

Улыбка- трубочка

Качели

Лошадка

Чашечка

Горячий чай

3. Постановка звука «Ш»

4. Анализ и синтез «Определи место звука «Ш» в слове»

ШУРА, МАША, КРЕПЫШ, ГЛУПЫШ

    Игра

    Зеркала.

    Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.

    Предметные картинки со звуком [ш].

Зонд №

ЗАНЯТИЕ №6. Автоматизация звука «Ш» в открытых слогах.

Цель:

Развивать умение правильно произносить звук «Ш» в открытых слогах, интервокальной позиции, слогах со стечением согласных.

    Артикуляционная гимнастика:

Широкая трубочка

Лопаточка

Чашечка

Горячий чай

2. Упражнение «Пальчики шагают по столу»

Ша- ша- ша….. ши- ши- ши…… шу- шу- шу……

    Упражнение «Разговор мыши и мышонка» (с разной интонацией)

Шо-шо-шо? Ша-ша-ша.

Ши-ши-ши? Ше-ше-ше.

Шу-шу-шу! Ши-ши-ши (ругая)

Ша-ша-ша (утверждая)

    Игра «Придумай имена куклам» Ма- ша, Да- ша и т.д.

    Анализ и синтез «В гости к «Ш» пришел звук «У»» что получилось? Какой звук первый?

Коноваленко В.В.

Занятие № 1

Комарова Л.А

    Зеркала;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №7. Автоматизация звука «Ш» в обратных слогах.

Цель:

Развивать умение правильно произносить звук «Ш» в обратных слога.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. Упражнять в умении делить слова на слоги.

1. Артикуляционная гимнастика:

Широкая трубочка

Качели

Чашечка

Горячий чай

2. Упражнение «Маша и медведь» (интонация)

Иш, аш, ош, уш. И т.д.

    Д/И «4 лишний»

Аш, ош, уш, ши

    Анализ и синтез «Назови 1-й и последний звук в слоге»

    Игра.

Коноваленко В.В.

Занятие № 2

Комарова Л.А

«Автоматизация Ш в игровых упражнениях»

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №8. Автоматизация «Ш» в слогах со стечением согласных.

Цель:

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. Упражнять в умении делить слова на слоги.

    Упражнение «Мышата шушукаются» (интонация)

Уша-уша, оши-оши

Аши-аши ашу-ашу

    Упражнений «Повтори за мной»

ШТА, ШТО, ШТУ, ШТЫ

ШМА, ШМО, ШМУ, ШМЫ

Шина, мышка, ковш

    Развитие фонематического восприятия «Найди картинки, в названии которых есть звук «Ш»»

Коноваленко В.В.

Занятие № 3

Комарова Л.А

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №9. Автоматизация «Ш» в слогах и словах со стечением согласных.

Цель:

Развивать умение правильно произносить звук «Ш» в слогах со стечением согласных.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. Упражнять в умении делить слова на слоги.

ШМА – ШМО ШНА- ШНО И Т.Д.

«Обезьянки чистят бананы» (С движением рук)

ШВА- ШВО- ШВУ

    Упражнение «Повтори за мной»

Швея, школа, штука, штаны, шмыг и т.д.

    Анализ и синтез «Определи место звука в слове»

    Игра

Коноваленко В.В.

Занятие № 4

Комарова Л.А

«Автоматизация Ш в игровых упражнениях».

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №10. Автоматизация «Ш» в словах и словосочетаниях. Постановка «Ж».

Цель:

Учить правильно произносить звук «Ж» в словах и словосочетаниях.

Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

упражнять в умении делить слова на слоги.

    Д/И «Подбери нужное слово»

Иголкой- шьют задачки- решают

Носом-….. музыку-……..

    Упражнение «Повтори правильно» (по картинкам)

    Чистоговорки и стихи со звуком «Ш»

    Постановка звука «Ж»

    Д/И «Подбери пару»

Шерстяной…., пушистый…, большой…, душистый…., широкий…, хороший…. .

Коноваленко В.В.

Занятие № 5

1.Зеркала;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №19. Автоматизация «Ш» в предложениях и связной речи.

Цель:

Закреплять чёткое произношение звука « Ш» в предложениях и связной речи.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

    Д/И «Кто что делает?» (по картинкам)

Шьет, вышивает, пришивает, кашляет, крошит, шагает, и т.д.

    Упражнение «Дополни предложение»

У зайчика длинные ….

Лягушка чешет ….

У Миши синие ….

Малыш везет ….

    Постановка звука «Ж»

    Упражнение «Повтори за мной правильно»

Коноваленко В.В.

Занятие № 6,№7.

1.Зеркала;

2.Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №20. Автоматизация звука «Ж» в прямых и обратных слогах.

Цель:

Закреплять чёткое произношение звуков «Ж» в в прямых и обратных слогах.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

Упражнять в умении делить слова на слоги

    Развитие фонематического восприятия «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «Ж»»

    Упражнение «Повтори правильно» (по разрезной азбуке)

ЖА, ЖО, ЖУ, АЖ, ОЖ, УЖ

    Д/И «Закончи слово»

ЖИ: эта…, гара…, мор…

    Игра

Коноваленко В.В.

Занятие № 8

Комарова Л.А

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №21. Автоматизация «Ж» в словах и словосочетаниях.

Цель:

Закреплять чёткое произношение звука «Ж» в словах и словосочетаниях.

Учить образованию притяжательных прилагательных.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

Упражнять в умении делить слова на слоги

    Д/И «Большой – маленький»

Флаг- флажок, друг -…, пирог-…., берег-…., рог-…., круг-…

    Отгадай загадки и определи 1-й звук в слове, найди самое длинное слово.

(загадки по жука и желуди)

    Д/И «Замени 1-й звук в слове на звук «Ж»»

Лук- жук, баба-….., мир-…, мало-…., билет-…., пучок-…., Веня-

    Чистоговорки со звуком «Ж»

Коноваленко В.В.

Занятие № 9

Комарова Л.А

«Автоматизация Ж в игровых упражнениях».

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №22.

Цель:

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. Упражнять в умении делить слова на слоги.

Женя жует. Женя жует жвачку. Девочка женя жует жвачку.

    Постановка «Ч»

    Упражнение «Составь из двух слов предложение»

Желтый жилет, жук жужжит, и т.д.

    Чтение короткого рассказа.

Коноваленко В.В.

Занятие № 10

Комарова Л.А

«Автоматизация Ж в игровых упражнениях».

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №23 Автоматизация «Ж» в предложениях и связной речи.

Цель: Закреплять чёткое произношение звука «Ж» в речи.

Учить образованию форм мн.числа родительного падежа имен существительных, форм прошедшего времени глаголов

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой

    Упражнение «Повтори правильно; В каком слове нет звука «Ж»?»

    Упражнение «Сосчитай», « Один –много».

    Чтение короткого рассказа.

Коноваленко В.В.

Занятие № 11

Комарова Л.А

«Автоматизация Ж в игровых упражнениях».

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №23,№ 24

Цель:

Развивать чувство языка.

    Развитие фонематического восприятия «На звук «С» - хлопни, а на «Ш» - присядь».

    Анализ и синтез «Выдели 1-й и последний звук в слове», «Придумай слова со звуками «С» и «Ш»».

ШУБА, ШАПКА, ШТАНЫ, НОС, ЛЕС, ПОЯС.

    Д/И «Повтори, не ошибись»

Шило- сила, сапер- шофер, миска- мишка, каска- кашка.

    Д/И «Исправь ошибку»

Мама положила манную кассу. Купили новое вешло. И т.п.

    Д/И « Кто это?»

Играет в шахматы- шахматист

Ведет поезд- ……., поднимает штангу-……

Коноваленко В.В.

Занятие № 12,13

.

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №25,№ 26 Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Цель:

Учить различать звуки [ш] и [с] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

Азова Е.А., Чернова О.О., Учим звуки С-Ш, З-Ж. Домашняя логопедическая тетрадь для 5-7 лет .

Картотека (С-Ш)

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №27,№ 28 Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Цель:

Учить различать звуки [ш] и [с] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

Азова Е.А., Чернова О.О., Учим звуки С-Ш, З-Ж. Домашняя логопедическая тетрадь для 5-7 лет .

Картотека (С-Ш)

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №29,№ 30

Цель:

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

    Д/И «4-й лишний»

ЖАРА, ЗАБОР, ЖЕЛУДЬ, ЖЕЛЕЗО

    Упражнение «Скажи наоборот»

ЗА- ЖА ЗИ- …… ЖА-…ЗУ-….

ЗО-…… ЖУ- …….

    Д/И «Закончи слово нужным слогом»

Неве…, бере…., мимо…., лы…., кра…..

    Д/И «Разложи картинки по домикам «Ж» и «З»».

    Скороговорки

У Зины много забот, заболел у зайки живот.

У маленькой Зины медвежонок в корзине.

Заржавел железный замок.

Коноваленко В.В.

Занятие № 14,15,16

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №31,№ 32 Дифференциация звуков «З» - «Ж».

Цель:

Учить различать звуки [з] и [ж] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

Азова Е.А., Чернова О.О., Учим звуки С-Ш, З-Ж. Домашняя логопедическая тетрадь для 5-7 лет .

Картотека (З-Ж)

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №33

Цель:

Пересказ рассказов:

«Бабушкины пышки»

«Подарки для Алёши»

« Пушок шалун»

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ №34 Автоматизация «Ш» «Ж» в речи.

Цель:

Закреплять четкое произношение звука «Л» в предложениях, рассказах.

Развивать внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи.

Пересказ рассказов:

« Пушок шалун»

« Обручальное кольцо»

« Жук и сороконожка»

Ткаченко Т.А. «Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ №35 Автоматизация «Ш» «Ж» в речи.

Цель:

Закреплять четкое произношение звука «Л» в предложениях, рассказах.

Развивать внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи.

Пересказ рассказов:

«Журавли»

« На рыбалке»

« Уж и ужиха»

Ткаченко Т.А. «Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ №36 Автоматизация «Ш» «Ж» в речи.

Цель:

Закреплять четкое произношение звука «Л» в предложениях, рассказах.

Развивать внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи.

Пересказ рассказов:

«Злая шутка»

« Ёжик»

« Пожар»

Ткаченко Т.А. «Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ №37 Автоматизация «Ш» «Ж» в речи.

Цель:

Закреплять четкое произношение звука «Л» в предложениях, рассказах.

Развивать внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи.

Пересказ рассказов:

« Живая шляпа»

«Антошкина мечта»

« Попугай Петрушка»

Ткаченко Т.А. «Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;