Меню Рубрики

Основные закономерности эволюции органического мира. Основные закономерности биологической эволюции Что такое эволюция и каковы ее закономерности

ВКО. г Семей. КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.Г. Чернышевского»

Коновалова С.Н. – учитель биологии высшей категории.

Тема: Общие закономерности биологической эволюции (9 класс)

Цель: Создать краткую характеристику эволюции и выявить общие закономерности биологической эволюции

Задачи (ожидаемые результаты):

    На основе знаний об эволюционной зависимости макроэволюции (ароморфозов и идиоадаптаций) учащиеся углубят представление о результатах эволюции;

    Учащиеся проанализируют явления дивергенции и конвергенции на макроэволюционном уровне;

    Учащиеся сформулируют закономерности эволюционного процесса.

Фактические знания учащихся:

    Биологическая эволюция;

    Макроэволюция;

    Микроэволюция.

Ход урока:

    Побуждение – Мозговой штурм. 5 мин.

Давайте подумаем, какой смысл вы вкладываете и как понимаете такие термины, и к чему приводят процессы о которых пойдет речь, как: Эволюция, Прогресс, Регресс, Закономерность.

После обсуждения даем пояснение терминам:

1. Эволюция – (от лат. Evolution – развертывание)

2. Прогресс – (от лат. progressus – движение вперед)

3. Регресс – (от лат. Regressus – возвращение, движение назад)

4. Закономерность – правило

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Как мы можем связать знания, полученные раннее, с новыми предложенными терминами?

Рассуждения учеников. Формулировка ими темы урока

Итак, тема нашего урока:

П. Актуализация. 3 мин.

Мы с вами выяснили, что биологический прогресс приводит и представляет собой результат успеха в борьбе за существование . Отсутствие какого-либо необходимого уровня приспособленности приводит к биологическому регрессу (упрощению).

-А давайте попробуем провести мини–исследование и выяснить:

Существуют ли какие-либо закономерности эволюционного процесса?

На ваш взгляд, какова же цель нашего урока и ожидаемые результаты:

Рассуждения учеников. Формулировка ими ожидаемых результатов и цели урока

Выявить общие закономерности биологической эволюции

Ш. Реализация. 10мин. (Работа в малых группах)

    Для этого мы с вами в течение последних уроков составляли опорную схему биологической эволюции , с которой работали. Давайте, сравним их и по необходимости дополним и заполним полностью. Для этого, пользуясь учебником и дополнительной литературой, работая в малых группах, заполним сначала таблицу, а потом и пустые ячейки в схеме и обсудим все вместе.

Закономерность

Их характеристика

Примеры

1.Дивергенция – расхождение признаков в связи с приспособлениями к разным условиям.

При дивергенции одни и те же органы родственных организмов изменяются по-разному, но их происхождение остается общим. Такие органы называют гомологичными.

Внешнее строение конечностей тигра, суслика, крота, кита, лошади, летучей мыши, обезьяны значительно отличается, но внутреннее строение остается общим в связи с единым происхождением.

2. Конвергенция – независимоеразвитие сходных признакову разных организмов при их переходе к одинаковым условиям среды обитания.

Результатом конвергенции может являться сходство, как в строении целого тела, так и отдельных органов. Такие органы называют аналогичными.

Аналогичные органы: крылья бабочек и летучих мышей, роющие конечности крота и медведки (насекомое), плавники и обтекаемая форма тела у рыб и водных млекопитающих-китов, дельфинов.

    Рефлексия 1 этапа работы – заполнение таблицы и проверка усвоения знаний. 10 мин.

– Давайте проверим правильность заполнения таблицы на доске. Вставим в предложенное определение ключевое, определяющее слово. Если правильно - затем разберем характеристику данного определения и посмотрим иллюстрации.

(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)

    Рефлексия 2 этапа работы – заполнение опорной схемы и проверка усвоения знаний. 3-5 мин.

Давайте вернемся к опорной схеме и заполним пустые ячейки в ней. Но для этого мы должны выяснить с вами, насколько правильно мы уяснили новые понятия. Для этого выполним тест:

(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)

Это будут: Дивергенция → гомологичные органы

Разобрать примеры

Конвергенция → аналогичные органы.

(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)

Итак,мы завершаем заполнение своей опорной схемы.

(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)

    Тесты.

Для лучшего усвоения и проверки того, насколько мы усвоили новый материал, проведем небольшое тестирование (Приложение 1).

(Сначала самостоятельное решение, затем обсуждение в парах, малых группах и обсуждение с классом)

Заполняют лист само и взаимооценивания. 1 балл – 1 правильный ответ (Приложение 2).

вопроса

Самостоятельно

ИТОГО:

Дифференцированный подход:

(При наличии времени, можно обменяться вариантами. Для более сильных учеников, возможно решение двух вариантов)

Вариант 1.

а) корень и корневище;

б) лист и чашелистики;

в) корень и стебель;

    Конвергенцией называется:

а) аналогией;

б) гомологией;

в) регрессом;

Общие закономерности биологической эволюции.

Вариант 2.

    Гомологичными органами являются:

а) глаз человека и глаз паука;

б) крыло бабочки и крыло летучей мыши;

в) чешуя рептилии и перья птиц;

    Разнообразие приспособлений объясняется:

а) только влиянием условий среды на организм;

б) взаимодействием генотипа и условий среды;

только особенностями генотипа;

    Конвергенцией называется:

а) расхождение признаков в процессе эволюции;

б) схождение признаков в процессе эволюции;

в) образование изолированной группы внутри популяции;

    Аналогичными органами у растений являются:

а) корень и корневище;

б) лист и чашелистики;

в) корень и стебель;

    Сходство признаков, возникающих в результате конвергенции, называется:

а) аналогией;

б) гомологией;

в) регрессом;

IV . Рефлексия 10-15 мин.

А теперь, давайте, все-таки вернемся к моему вопросу:

- Существуют ли какие – либо закономерности (правила) биологической эволюции?

Для этого необходимо ответить на вопросы:

(Параллельно по стратегии Fichbone («Скелет рыбы») из технологии Критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). На верхней «косточке» записывается формулировка проблемы, а на нижней – факты). Голова - записывается проблема, т.е. цель урока – закономерности биологической эволюции, хвост – решение проблемы-выводы. Желательно все делать на цветной бумаге.

    Может ли вид, или другая любая систематическая группа вернуться к прежнему состоянию? ( Необратимость эволюции)

Например, пресмыкающиеся, возникшие от примитивных земноводных, как бы ни шла их эволюция, не могут дать начало земноводным.

(Рассуждения учеников)

    Может ли группа, каких-либо организмов, вставшая на путь приспособления к каким-либо условиям существования начать развиваться по другому пути? (Прогрессирующая специализация )

Например, если какая-то группа животных приобрела приспособления к полету, то на последующих этапах ее развития эти приспособления будут усиливаться. Например, крылья у бабочек и летучих мышей.

(Рассуждения учеников)

    Что, и как происходит при повышении организации (ароморфоз), и в связи с этим, появление различных приспособлений (идиоадаптаций)?

(Чередование главных направлений эволюции).

Например, ароморфозы, позволившие позвоночным выйти из воды на сушу, открыли возможности для освоения наземно-воздушной среды обитания, развития различных частных приспособлений – идиоадаптаций. Последующие ароморфозы привели к появлению пресмыкающихся и развитию у них различных приспособлений к новым местообитаниям.

(Рассуждения учеников)

Итак, давайте запишем в тетрадях –

Общие закономерности биологической эволюции:

1. Необратимость эволюции.

2. Прогрессирующая специализация.

3. Чередование главных направлений эволюции.

В глобальных катаклизмах прошлого погибло огромное количество видов, родов, семейств организмов. Но тогда климат был не стабилен, протекали активнее и спонтаннее геологические процессы.

Что же мы наблюдаем на современном этапе в процессе эволюции?

    Как вы думаете, какое влияние своей деятельностью оказывает человек на процесс эволюции и протекание закономерностей биологической эволюции?

(Рассуждения учеников)

Люди не осознают до конца, что они разоряют мир, в котором они обитают. Мы превращаем мир в бесплодную пустыню с помощью пил, ядов, сложной техники и огнестрельного оружия.

Моя планета – человечий дом.

И как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: «Больше не могу…»

Целые массивы в Европе и Северной Америке уничтожены кислотными дождями. Это результат промышленного загрязнения. В жарких странах исчезают замечательные леса – джунгли. Эти леса – одно из чудес природы. Здесь обитают 2/3 всех видов растений, животных, грибов, которые есть на Земле.

Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов.

За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предшествующее существование.

Исчезли с лица Земли такие животные, как зебра – квана, в Африке.

Бизоны в Америке, странствующий голубь, примерно 250 лет назад была обнаружена

морская корова, а через 27 лет она исчезла с лица Земли.

Каждому 5 виду зверей, каждому 4 виду рептилий и амфибий, каждому 5 виду птиц сегодня угрожает опасность. 25 000 видов высших растений планеты на грани полного исчезновения. За последние 50-60 лет исчезло на планете 77 видов зверей и несколько сот видов растений, 26 видов птиц.

-Ежегодно с лица Земли исчезает 1 животное, а еженедельно – одно растение.

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

    Д/З - № 31, 32. повторить – № 24-30. Подготовка к К\Р

Написать эссе: «Мир без эволюции»

    Итоги урока

Приложение 1

Общие закономерности биологической эволюции.

Вариант 1.

    Аналогичными органами у растений являются:

а) корень и корневище;

б) лист и чашелистики;

в) корень и стебель;

    Конвергенцией называется:

а) расхождение признаков в процессе эволюции;

б) схождение признаков в процессе эволюции;

в) образование изолированной группы внутри популяции;

    Сходство признаков, возникающих в результате конвергенции, называется:

а) аналогией;

б) гомологией;

в) регрессом;

    Гомологичными органами являются:

а) глаз человека и глаз паука;

б) крыло бабочки и крыло летучей мыши;

в) чешуя рептилии и перья птиц;

    Разнообразие приспособлений объясняется:

а) только влиянием условий среды на организм;

б) взаимодействием генотипа и условий среды;

только особенностями генотипа;

Общие закономерности биологической эволюции.

Вариант 2.

    Гомологичными органами являются:

а) глаз человека и глаз паука;

б) крыло бабочки и крыло летучей мыши;

в) чешуя рептилии и перья птиц;

    Разнообразие приспособлений объясняется:

а) только влиянием условий среды на организм;

б) взаимодействием генотипа и условий среды;

только особенностями генотипа;

    Конвергенцией называется:

а) расхождение признаков в процессе эволюции;

б) схождение признаков в процессе эволюции;

в) образование изолированной группы внутри популяции;

    Аналогичными органами у растений являются:

а) корень и корневище;

б) лист и чашелистики;

в) корень и стебель;

    Сходство признаков, возникающих в результате конвергенции, называется:

а) аналогией;

б) гомологией;

в) регрессом;

(Приложение 2).

Лист само и взаимооценивания. 1 балл – 1 правильный ответ

вопроса

Самостоятельно

Из этого урока вы узнаете, чем макроэволюция отличается от микроэволюции, познакомитесь с явлением параллелизма, выясните, что такое дивергенция и конвергенция, какие органы называют аналогичными, а какие гомологичными. Что общего у руки чловека, крыла летучей мыши, ласты моржа и копыта лошади? Чем отличаются глаза моллюсков и насекомых от наших с вами глаз? Что такое филогенез и как он связан с нашим индивидуальным развитием - отногенезом? Обратима ли эволюция? Почему так похожа форма тела у акулы, тунцы, ихтиозавра, дельфина и плывущего пингвина?

Наиболее крупные закономерности, которые наблюдаются в рамках макроэволюции, были исследованы и описаны в XIX и XX веке.

Элементы макроэволюции:

  1. Конвергенция признаков
  2. Дивергенция признаков
  3. Параллелизм

Дивергенция - это накопление различий в структуре и функциях какого-то органа в процессе эволюции. В результате дивергенции из одного органа образуется несколько различных органов, связанных общностью происхождения.

Например, верхний пояс конечностей позвоночных превратился в лапы и крылья рептилий, крылья летучих мышей и птиц, плавники дельфинов, ноги копытных и руки приматов.

Все эти органы выполняют разные функции, но имеют одинаковое происхождение.

Рис. 1. Гомологические органы позвоночных

Органы, которые образовались в результате дивергенции, называются гомологичными (рис. 1). Они образуются из сходных эмбриональных зачатков.

Дивергенция обеспечивает морфологическое разнообразие живых существ.

Конвергенция - процесс, обратный дивергенции. Это образование органов, близких по функциям и строению, но отличающихся по происхождению.

Рис. 2. Аналогичные органы: крылья птицы и бабочки

Но, на самом деле они развивались совершенно независимо из различных предковых форм. Требование среды и влияние естественного отбора обусловили их внешнее сходство.

Органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное происхождение, называются аналогичными (рис. 3).

Типичный пример аналогичных органов - это глаза головоногих моллюсков и позвоночных. Эти органы формировались независимо в течение сотен миллионов лет, и в итоге получились практически одинаковыми, отличающимися только в деталях.

Рис. 3. Аналогичные органы: глаза моллюска (осьминога или кальмара) и человека

Третий элемент в процессе преобразования - это нечто среднее между дивергенцией и конвергенцией, параллелизм - такой процесс, когда орган в результате дивергенции превращается во множество гомологичных органов. Но затем, в ходе эволюции, эти гомологичные органы вновь начинают выполнять общую функцию.

Например, корпус и плечевые пояса у позвоночных дали множество гомологичных вариантов. Из одинаковых элементов скелета сформировались копытные, птицы, рыбы, рептилии, но затем, в процессе эволюции, часть из них вторично приобрела одинаковые признаки (рис. 4).

Рис. 4. Пример параллелизма в эволюции формы тела у хрящевых рыб (акула), рептилий (ихтиозавр) и млекопитающий (дельфин)

Например, корпуса ихтиозавра, акулы и дельфина (и даже пингвина, плывущего в воде) очень похожи и образовались из одинаковых элементов скелета, но совершенно разными эволюционными путями.

Предки ихтиозавров были ящерами, предками дельфинов были растительноядные сухопутные млекопитающие, пингвины - птицы, а предками акул были древние хрящевые рыбы.

Эволюция идет тремя главными путями: путем дивергенции, путем конвергенции и путем параллелизма.

Процесс исторического развития вида называется филогенезом.

Важным этапом в понимании эволюции стало формулирование «основного филогенетического закона » Эрнестом Геккелем.

«Онтогенез - это ускоренное повторение филогенеза» Э.Г. Геккель.

Геккель наглядно продемонстрировал, что организмы в процессе эмбрионального развития повторяют все те этапы, которые вид прошёл в процессе эволюционного развития (см. видео). Важно понять, что мы говорим о повторении зародышевых стадий предковых форм.

У зародыша человека на разных этапах развития онтогенеза можно увидеть жабры, сердечную трубку и прочие признаки эмбрионов наших далеких предков.

Другой важный закон филогенеза - «закон необратимости эволюции». Несмотря на наличие конвергенции, сходство разных видов никогда не бывают полным.

Эволюционный процесс, в силу чрезвычайной сложности живых организмов, не может создать точную копию ни существующего вида, ни вымершего. Каждый вид живых организмов уникален.

Итак, мы узнали, что в результате эволюции путем дивергенции могут образовываться гомологичные органы, а путем конвергенции - аналогичные органы. Выяснили, что онтогенез повторяет этапы филогенеза и что каждый вид живых организмов уникален.

Список литературы

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: ( )
  2. Д.К. Беляев. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е издание, стереотипное. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с. ()
  3. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. - 5-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2010. - 388 с. ()
  4. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 6-е издание, дополненное. - М.: Дрофа, 2010. - 384 с. ()

Домашнее задание

  1. Что такое эволюция? Чем отличается макроэволюция от микроэволюции?
  2. Какие следствия макроэволюции вам известны?
  3. Какие органы называют гомологичными? Приведите примеры.
  4. Какие органы называют аналогичными? Приведите примеры.
  5. Что такое параллелизм?
  6. На примере тела человека обсудите с друзьями и родственниками явления гомологии, аналогии и параллелизма.
  1. Биологический словарь ().
  2. Вся биология ().
  3. Интернет-портал Bio.fizteh.ru ().
  4. Биология ().
  5. Интернет-портал Sochineniya-referati.ru ().

1. Назовите основные закономерности эволюции.

Эволюция имеет необратимый характер. Организмы, возникшие в ходе эволюции, не могут вернуться к прежнему состоянию их предков.

В процессе эволюции происходит прогрессивное усложнение форм жизни.

Эволюция - процесс непрограммированного развития живой природы. В процессе эволюции отсутствует целенаправленность. Движение ее полностью зависит от естественного отбора.

В эволюции проявляется относительность приспособленности видов к среде обитания.

2. В чем сходство микроэволюции и макроэволюции?

Сходство заключается в отсутствии различий в протекании данных процессов, что позволяет рассматривать их как две составляющие единого развития органического мира. Отличи: микроэволюция протекает на уровне популяций и ведет к образованию новых видов, а макроэволюция ведет к образованию более крупных систематических единиц (выше вида).

3. Почему популяцию называют формой существования вида?

Потому что образование нового вида происходит на уровне популяций.

4. Какую роль в эволюционном процессе играет борьба за существование?

Борьба за существование ведется как между особями разных видов (межвидовая борьба за существование), так и между особями одного и того же вида (внутривидовая борьба за существование). Еще одним проявлением борьбы за существование выступает борьба с неживой природой.В итоге борьбы за существование некоторые вариации признаков у одной особи дают ей преимущество выживания по сравнению с другими особями этого же вида, обладающими иными вариациями наследуемых признаков. Часть особей с неблагоприятными вариациями погибает. Наследуемые признаки, повышающие вероятность выживания и размножения данного организма, передаваясь от родителей к потомкам, будут встречаться в последующих поколениях все чаще и чаще. В результате в течение некоторого периода времени таких особей с новыми признаками становится много и они оказываются настолько непохожими на организмы первоначального вида, что уже представляют собой особей нового вида.

5. Охарактеризуйте основные направления эволюции.

Основные направления в эволюции это биологический прогресс и биологический регресс. Прогресс – это возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, сопровождающееся увеличением численности и более широким распространением вида. Снижение приспособленности организмов к условиям среды, сопровождающееся уменьшением численности и сужением области распространения, называется биологическим регрессом. Биологический регресс переживают группы, не сумевшие приспособиться к изменениям условий среды и не выдержавшие конкуренции с другими группами.

6. Раскройте значение видообразования в жизни природы.

В результате видообразования в природе появляются новые организмы, которые приспосабливаются к новым условиям среды и могут заселять новые, ранее необитаемые места обитания.

7. В каждой строчке три термина взаимосвязаны определенным образом. Назовите их. Отметьте четвертый термин, не имеющий к ним отношения:

Эволюция, адаптация, популяция, видообразование; (лишний термин «адаптация», остальные термины в строке взаимосвязаны: популяция - основная единица эволюции, которая ведет в образованию новых видов (видообразование).

Микроэволюция, популяция, приспособленность, макроэволюция; (лишний термин «популяция», так как микро- и макроэволюция – это процессы повышения приспособленности организмов в условиям среды, ведущие либо к образованию нового вида либо структуры выше вида).

Идиоадаптация, ароморфоз, дегенерация, биологический прогресс; (лишний термин «дегенерация» так как это проявление биологического регресса. Все остальные термины относятся в биологическому прогрессу).

Естественный отбор, искусственный отбор, приспособленность, дивергенция. (лишний термин «искусственный отбор», так как это процесс целенаправленного выбора человеком организмов с необходимыми ему качествами организмов и их последующего размножения).

1. В чем сходство и различия ароморфоза и дегенерации? 2. * Какую эволюционную роль выполняют ароморфозы и идиоадаптации? 3. Замените выделенные слова в утверждениях термином. Адаптации широкого значения, полезные организмам в самых разнообразных условиях среды, повышают общую жизнестойкость организмов.


Частные приспособления организмов к определенному образу жизни в конкретных условиях внешней среды обусловливают появление в процессе эволюции разнообразия форм организмов. Упрощение строения организмов путем утраты отдельных органов обеспечивает виду возможность вхождения в новую среду.


Биологическая эволюция (лат. evolutio – "развертывание") – это процесс постоянного и направленного естественным отбором изменения форм организмов на Земле, обеспечивающий их приспособленность к условиям окружающей среды. Достигается такая приспособленность путем отбора из множества случайных изменений таких, которые облегчают выживание организмов в конкретных условиях среды.


Эволюция – это исторический процесс развития живой природы, который зависит от взаимодействия многих внешних и внутренних факторов при ведущей роли отбора. Эволюционный процесс на Земле создает огромное разнообразие видов и надвидовых групп. Все они в этом процессе приобретают специальные приспособления к условиям существования.


Изменения условий окружающей среды наряду с естественным отбором приводят к появлению у видов все новых и новых приспособлений, обеспечивающих организмам более выгодное существование, лучшую выживаемость, возрастание возможности размножения и более широкое распространение.






Необратимый характер эволюции. Организмы, возникшие в ходе эволюции, не могут вернуться к прежнему состоянию их предков. И это понятно, так как каждое эволюционное изменение представляет собой комбинацию многих независимо возникающих и подхваченных отбором перестроек в генотипе. Потому возвращение к первоначальному исходному типу невозможно.


Надо также учесть, что эволюционируют не особи, а популяции, отбираются не отдельные признаки, а комплексы признаков, и контролируются отбором целые генные комплексы. Поэтому трудно ожидать, чтобы еще раз мог повториться такой же состав генетических свойств, который был в исходном состоянии группы.


Эволюция – это необратимый процесс исторического развития органического мира. Необратимость эволюции отражает неповторимость исторического процесса развития жизни, характерной чертой которого является не возврат к старому, а образование новых качеств живого.


Прогрессивное усложнение форм жизни. В прогрессивном усложнении органического мира проявляется общая направленность (тенденция) эволюционного процесса. Она определялась не внутренней потенцией природы, а многократной дивергенцией (расхождением) и вымиранием многих ветвей потомков при сохранении какой-то единственной ветви, давшей начало новому семейству, его родам и видам, приспособившимся к жизни в пределах их среды обитания (рис. 55).





Приспособленность видов к среде обитания. Адаптация, или приспособленность, – это совокупность морфологических, физиологических, поведенческих и других особенностей вида, обеспечивающих его жизнедеятельность в определенных условиях внешней среды.Адаптация, или приспособленность


Различают приспособления к жизни в обширной зоне среды (общие адаптации), например наличие конечностей у наземных позвоночных, и приспособления к определенному образу жизни (частные адаптации), например роющие конечности крота, конечности копытных, ловчие листья у росянки круглолистной и непентеса и т. п. (рис. 56).




Совокупность адаптаций придает строению и жизнедеятельности организмов черты целесообразности. Однако, как доказали Ч.Дарвин и многие другие ученые– эволюционисты нашего времени, все адаптации возникают в процессе эволюции в результате естественного отбора (рис. 57). Достигнутые конкретные адаптации обычно бывают относительными, так как всегда к данной среде возможны и другие, более совершенные адаптации. Ч.Дарвин естественного отбора






Процесс эволюции любого масштаба всегда осуществляется с помощью микроэволюции и направляется естественным отбором, создающим приспособления к определенной конкретной среде, а не на все "случаи жизни", поскольку приспособленность всегда относительна.



1. Назовите основные закономерности эволюции.

Эволюция имеет необратимый характер. Организмы, возникшие в ходе эволюции, не могут вернуться к прежнему состоянию их предков.

В процессе эволюции происходит прогрессивное усложнение форм жизни.

Эволюция - процесс непрограммированного развития живой природы. В процессе эволюции отсутствует целенаправленность. Движение ее полностью зависит от естественного отбора.

В эволюции проявляется относительность приспособленности видов к среде обитания.

2. В чем сходство микроэволюции и макроэволюции?

Сходство заключается в отсутствии различий в протекании данных процессов, что позволяет рассматривать их как две составляющие единого развития органического мира. Отличи: микроэволюция протекает на уровне популяций и ведет к образованию новых видов, а макроэволюция ведет к образованию более крупных систематических единиц (выше вида).

3. Почему популяцию называют формой существования вида?

Потому что образование нового вида происходит на уровне популяций.

4. Какую роль в эволюционном процессе играет борьба за существование?

Борьба за существование ведется как между особями разных видов (межвидовая борьба за существование), так и между особями одного и того же вида (внутривидовая борьба за существование). Еще одним проявлением борьбы за существование выступает борьба с неживой природой.В итоге борьбы за существование некоторые вариации признаков у одной особи дают ей преимущество выживания по сравнению с другими особями этого же вида, обладающими иными вариациями наследуемых признаков. Часть особей с неблагоприятными вариациями погибает. Наследуемые признаки, повышающие вероятность выживания и размножения данного организма, передаваясь от родителей к потомкам, будут встречаться в последующих поколениях все чаще и чаще. В результате в течение некоторого периода времени таких особей с новыми признаками становится много и они оказываются настолько непохожими на организмы первоначального вида, что уже представляют собой особей нового вида.

5. Охарактеризуйте основные направления эволюции.

Основные направления в эволюции это биологический прогресс и биологический регресс. Прогресс – это возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, сопровождающееся увеличением численности и более широким распространением вида. Снижение приспособленности организмов к условиям среды, сопровождающееся уменьшением численности и сужением области распространения, называется биологическим регрессом. Биологический регресс переживают группы, не сумевшие приспособиться к изменениям условий среды и не выдержавшие конкуренции с другими группами.

6. Раскройте значение видообразования в жизни природы.

В результате видообразования в природе появляются новые организмы, которые приспосабливаются к новым условиям среды и могут заселять новые, ранее необитаемые места обитания.

7. В каждой строчке три термина взаимосвязаны определенным образом. Назовите их. Отметьте четвертый термин, не имеющий к ним отношения:

Эволюция, адаптация, популяция, видообразование; (лишний термин «адаптация», остальные термины в строке взаимосвязаны: популяция - основная единица эволюции, которая ведет в образованию новых видов (видообразование).

Микроэволюция, популяция, приспособленность, макроэволюция; (лишний термин «популяция», так как микро- и макроэволюция – это процессы повышения приспособленности организмов в условиям среды, ведущие либо к образованию нового вида либо структуры выше вида).

Идиоадаптация, ароморфоз, дегенерация, биологический прогресс; (лишний термин «дегенерация» так как это проявление биологического регресса. Все остальные термины относятся в биологическому прогрессу).

Естественный отбор, искусственный отбор, приспособленность, дивергенция. (лишний термин «искусственный отбор», так как это процесс целенаправленного выбора человеком организмов с необходимыми ему качествами организмов и их последующего размножения).