Социальная психология. Свенцицкий А.Л
Социальная психология: учеб. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 336 с.
ISBN 5-482-00060-5
Данный вариант учебника отличается тем, что отдельные главы, разбросанные по разным частям архива, наконец, сведены воедино в одном файле.
Глава
2. История развития социально-психологического знания
Поиск причин социального поведения: от античности до XX в
Оформление социальной психологии в самостоятельную науку
Основные теоретические подходы в западной социальной психологии
Развитие отечественной социальной психологии
Краткое содержание
Ключевые понятия
Глава
3. Методы социальной психологии
Этапы социально-психологического исследования
Корреляционное и экспериментальное исследования
Наблюдение
Методы опроса
Анализ документов
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения
Глава
4. Личность в социальном мире
Понятие о личности
Я-концепция и самооценка
Социальная идентичность как часть Я-концепции
Саморегуляция
Концепция социальной роли
Выполнение социальных ролей
Взаимовлияние личности и социальной роли
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения
Глава
5. Социализация
Природа социализации
Теории социализации
Агенты социализации
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения
Глава
6. Социальная установка и поведение
Понятие установки
Формирование и изменение установок
Концепция диспозиционной регуляции поведения личности
Есть ли связь между установками и поведением?
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения
Глава
7. Социальные группы: основные характеристики
Группа как объект социально-психологического анализа
Функции группы
Размер группы
Групповая структура.
Внутригрупповые коммуникации
Социометрия как метод изучения групповой структуры
Классификации групп
Организация как социальная группа
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения
Глава
8. Групповые влияния на индивидуальное поведение
Фазы группового членства
Влияние групповых норм на личность
Конформность: влияние большинства
Конформность: влияние меньшинства
Референтные группы и личность
Социальная фасилитация
Социальное расслабление
Социальная фасилитация и социальное расслабление
Деиндивидуализация
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения
Глава
9. Групповая динамика и групповая эффективность
Понятие о групповой динамике
Психологическая совместимость членов группы
Принятие решений в группах
Плюсы и минусы группового принятия решений
Лидерство и руководство в группах и организациях
Социально-психологический климат группы
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения
Глава
10. Общение и социальное познание
Понятие об общении
Основные аспекты коммуникативного процесса
Невербальная коммуникация
Формирование первого впечатления о человеке
Социальные категории и стереотипы
Каузальная атрибуция
Социальное взаимодействие и общение
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения
Глава
11. Межличностное влияние и социальная власть
Определение понятий
Зависимость, неопределенность и власть
Каким образом люди подвергаются влиянию?
Основы социальной власти (психологические
аспекты)
Авторитет власти легитимности
От послушания - к агрессивности
Проблемы и перспективы исследований влияния и власти
Краткое содержание
Ключевые понятия
Литература для дополнительного чтения
Литература
Свенцицкий Анатолий Леонидович, Санкт-Петербург
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы РФ. Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета.
Профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Член Санкт-Петербургского психологического общества и Общества психологических исследований социальных проблем (США).
В 1959 году окончил отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова. В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Интервью как метод социальной психологии». В 1980 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Социальная психология управления производственным коллективом».
По окончании университета в 1959 г. А.Л. Свенцицкий работал в качестве литературного сотрудника в ряде газет Ленинграда и области. В 1962 г. А.Л. Свенцицкий был принят лаборантом в первую в стране, лабораторию социальной психологии философского факультета ЛГУ. C 1962 по 1965 гг. - аспирант лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ. В 1965 г. стал работать сначала младшим, а вскоре старшим научным сотрудником лаборатории социальной психологии НИИКСИ ЛГУ. С 1967 г. ассистент, затем старший преподаватель, доцент, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Ленинградского государственного университета. С 1989 г. заведующий кафедрой.
Области научных интересов: личность в организации, психология управления организациями, социально-психологический климат трудового коллектива, методы социально-психологических исследований, преподавание социальной психологии в вузе, история зарубежной социальной психологии.
А.Л. Свенцицкий создал научную школу социальной психологии управления организациями в Ленинградском - Санкт-Петербургском университете. Является одним из инициаторов развития в отечественной психологии направления индустриальной социальной психологии. В 1970-е годы им обосновано выделение нового научного направления - социальной психологии управления, сформирован ряд положений социально-психологической теории управления производственными организациями, выявлены некоторые закономерности при осуществлении управленческих воздействий на трех уровнях: личность, первичная рабочая группа, организация в целом. Выделена система факторов макро- и микросреды, влияющих на социально-психологический климат первичной рабочей группы, определена специфика социальной регуляции деятельности личности как субъекта и объекта управления.
А.Л. Свенцицкий первым в отечественной социальной психологии стал заниматься научной разработкой метода интервью, предложив способы повышения его эффективности.
Читает учебные курсы и спецкурсы: «Социальная психология», «Методы социальной психологии», «Актуальные проблемы социальной психологии», «Социальная психология управления», «Военная психология», «Основы социологии». А.Л. Свенцицкий преподавал и участвовал в совместных научно-педагогических программах в Германии (1997–2001) и Италии (2001–2007).
Автор 160 научных работ (включая 18 работ, опубликованных за рубежом). Из них 6 монографий и один учебник «Социальная психология», рекомендованный УМО в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология». Две монографии опубликованы в Японии (1977) и Чехословакии (1985). Основные публикации:
- Социально-психологические проблемы управления. Л., 1975 (опубликована в Японии, 1977).
- Промышленная социальная психология. Л., 1982 (опубликована в Чехословакии, 1985) (соавтор и отв. ред.).
- Руководитель: слово и дело. Социально-психологические аспекты. М., 1983.
- Социальная психология управления. Л., 1986.
- Психология управления организациями: Учеб. пособие. СПб., 1999.
- Социальная психология: Учебник. М., 2003.
- Краткий психологический словарь. М., 2008.
Награды:
В 1990 г. удостоен премии Ленинградского университета за лекторское мастерство. Трижды получал Государственную научную стипендию (1994–2003). Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007).
В учебнике содержится систематическое изложение основ социальной психологии. Освещаются такие фундаментальные проблемы, как социальная психология личности, взаимовлияние личности и группы, общение и социальное познание, межличностное влияние. Обстоятельно рассмотрена также история развития социально-психологического знания, дан обзор основных методов социальной психологии. Содержание данного учебника соответствует программе курса и основано на материалах отечественных и зарубежных социально-психологических исследований, включая самые современные работы. Для студентов высших учебных заведений, преподавателей, всех интересующихся проблемами социальной психологии.
Предисловие Глав а 1 . Социальная психологи я ка к наука § 1. Что такое социальный контекст? § 2. Предмет социальной психологии § 3 . Специфик а социально-психологического подхода § 4. Две социальные психологии Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 2. История развития социально-психологического знания § 1. Поиск причин социального поведения: от античности до XX в § 2. Оформление социальной психологии в самостоятельную науку § 3. Основные теоретические подходы в западной социальной психологии § 4. Развитие отечественной социальной психологии Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 3. Методы социальной психологии § 1. Этапы социально-психологического исследования § 2. Корреляционное и экспериментальное исследования § 3. Наблюдение § 4. Методы опроса § 5. Анализ документов Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 4. Личность в социальном мире § 1. Понятие о личности § 2. Я-концепция и самооценка § 3. Социальная идентичность как часть Я-концепции § 4. Саморегуляция § 5. Концепция социальной роли § 6. Выполнение социальных ролей § 7. Взаимовлияние личности и социальной роли Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 5. Социализация § 1. Природа социализации § 2. Теории социализации § 3. Агенты социализации Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 6. Социальная установка и поведение § 1. Понятие установки § 2. Формирование и изменение установок § 3. Концепция диспозиционной регуляции поведения личности § 4. Есть ли связь между установками и поведением? Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 7. Социальные группы: основные характеристики § 1. Группа как объект социально-психологического анализа § 2. Функции группы § 3. Размер группы §4. Групповая структура § 5. Внутригрупповые коммуникации § 6. Социометрия как метод изучения групповой структуры § 7. Классификации групп § 8. Организация как социальная группа Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 8. Групповые влияния на индивидуальное поведение § 1. Фазы группового членства § 2. Влияние групповых норм на личность § 3. Конформность: влияние большинства §4. Конформность: влияние меньшинства § 5. Референтные группы и личность § 6. Социальная фасилитация § 7. Социальное расслабление § 8. Социальная фасилитация и социальное расслабление § 9. Деиндивидуализация Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 9. Групповая динамика и групповая эффективность § 1. Понятие о групповой динамике § 2. Психологическая совместимость членов группы § 3. Принятие решений в группах § 4. Плюсы и минусы группового принятия решений § 5. Лидерство и руководство в группах и организациях § 6. Социально-психологический климат группы Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 10. Общение и социальное познание § 1. Понятие об общении § 2. Основные аспекты коммуникативного процесса § 3. Невербальная коммуникация § 4. Формирование первого впечатления о человеке § 5. Социальные категории и стереотипы § 6. Каузальная атрибуция § 7. Социальное взаимодействие и общение Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Глава 11.Межличностное влияние и социальная власть § 1. Определение понятий § 2. Зависимость, неопределенность и власть § 3. Каким образом люди подвергаются влиянию? § 4. Основы социальной власти (психологические аспекты) § 5. Авторитет власти легитимности § б. От послушания - к агрессивности § 7. Проблемы и перспективы исследований влияния и власти Краткое содержание Ключевые понятия Литература для дополнительного чтения Литература
Свенцицкий А. Л.Социальная психология: учеб. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 336 с.
ISBN 5-482-00060-5
В учебнике содержится систематическое изложение основ социальной психологии. Освещаются такие фундаментальные проблемы, как социальная психология личности, взаимовлияние личности и группы, общение и социальное познание, межличностное влияние. Обстоятельно рассмотрена также история развития социально-психологического знания, дан обзор основных методов социальной психологии. Содержание данного учебника соответствует программе курса и основано на материалах отечественных и зарубежных социально-психологических исследований, включая самые современные работы.
Для студентов высших учебных заведений, преподавателей, всех интересующихся проблемами социальной психологии.
Внукам моим -
Марте, Леонтию, Ерофею, Арсению
ПРЕДИСЛОВИЕ
Отечественная социальная психология в процессе своего становления и развития прошла непростой путь. Теоретическая мысль российских социологов, философов и психологов конца XIX - начала XX в., затрагивавших социально-психологические проблемы, не привела к выделению социальной психологии в качестве самостоятельной науки. Попытки формирования "марксистской социальной психологии" в 1920-е гг. не увенчались успехом по целому ряду объективных и субъективных причин (подробнее см. в гл. 2 данной работы). Длительный перерыв в развитии отечественной социальной психологии с конца 1920-х до конца 1950-х гг. привел к нашему отставанию (будем называть вещи своими именами) от мировой науки.
Современному российскому студенту, осваивающему азы психологической науки, наверное, будет удивительно узнать, что в течение продолжительного периода социальную психологию у нас нигде не преподавали. Автор этих строк окончил отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета в 1959 г., твердо усвоив (так учили!), что социальная психология - наука буржуазная и ей нет места в системе марксистской психологии. Однако времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. И что бы ни утверждали пессимисты, остановить научный прогресс никто не в силах. На волне общественно-политических перемен второй половины 1950-х начала 1960-х гг. в СССР становится возможным возрождение отечественной социально-психологической науки (в то время, разумеется, на марксистской основе). С 1966 г. начинается преподавание курса социальной психологии на факультете психологии, только что открывшемся в Ленинградском государственном университете.
Автор этих строк, в то время младший научный сотрудник лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета, хорошо помнит свои преподавательские трудности того периода, когда ему пришлось впервые взяться за чтение курса социальной психологии для студентов. Разумеется, не было никаких отечественных учебников по социальной психологии, не было ни у кого и опыта преподавания этой науки. Однако, как говорится теперь в народе, "процесс пошел". В Ленинграде (где была открыта первая лаборатория социальной психологии при университете в 1962 г.) и других городах начали проводиться исследования, на научных конференциях появляются доклады по социально-психологической проблематике, растет сообщество исследователей -
В ту пору социальная психология привлекала не только психологов, но также энтузиастов из других научных областей, выходят первые монографии по социальной психологии Б.Д. Парыгина, Е.С. Кузьмина, А.Г. Ковалева, А.А. Бодалева, Б.Ф. Поршнева. Эти труды не один год служили учебными пособиями по социальной психологии.
Важной вехой развития отечественной социальной психологии и показателем ее зрелости был выход в свет первого учебника Г.М. Андреевой "Социальная психология" (М.: Изд-во МГУ, 1980), выдержавшего несколько переизданий и успешно выполняющего свои функции по сей день.
Кардинальные изменения, произошедшие в нашем обществе за минувшее десятилетие, не могли не коснуться и социальной психологии. Освобожденные от идеологического диктата одной господствующей партии, отечественные социальные психологи в своих работах стараются следовать в русле мировой науки. Это проявляется и в их теоретических изысканиях, и в эмпирических исследованиях. Совершенствуется и подготовка дипломированных социальных психологов, которые, как показывает практика, ни в чем не уступают выпускникам зарубежных университетов.
В настоящее время нельзя пожаловаться на недостаток социально-психологической литературы. На полках книжных магазинов можно увидеть монографии отечественных и зарубежных психологов, сборники их статей, учебные пособия. Однако все это не исключает выхода в свет новых и новых учебников. Ни один автор учебника по социальной психологии не может претендовать на то, что его учебник исключительный и не имеет ничего общего с другими учебниками. Один учебник всегда в чем-то дополняет другой. Даже в средней школе считается полезным иметь не один нормативный учебник, а несколько, каждый из которых может быть хорош по-своему, а окончательный выбор имеет право делать учитель. Тем более это касается высшей школы.
Настоящий учебник отражает основное содержание курса, читаемого автором в Санкт-Петербургском государственном университете и Балтийском институте экологии, политики и права. В основе излагаемого материала - данные отечественных и зарубежных (главным образом, американских) социальных психологов. Каждая глава заканчивается кратким изложением ее содержания, здесь же выделены ключевые понятия, на усвоение которых следует обратить внимание, и дан краткий список литературы для дополнительного чтения. В конце учебника приведен полный перечень использованной литературы, что позволит и студенту, и специалисту обратиться к первоисточнику для углубления своих знаний.
Автор отдает себе отчет в том, что содержание данного учебника страдает определенной неполнотой. Однако вопрос о том, какие разделы должен включать в себя учебник по социальной психологии, является открытым. Даже если обратиться к современным американским учебникам по социальной психологии (а здесь накоплен большой опыт), то можно убедиться, насколько они непохожи по содержанию друг на друга. И в шутку, и всерьез автор всегда говорит своим студентам о том, что сколько есть в мире социальных психологов, столько есть и взглядов на содержание социальной психологии как науки. Однако основная стержневая проблематика, конечно, должна присутствовать во всех учебниках. Это вопросы социализации (становления индивида как личности), взаимовлияния людей друг на друга (как на индивидуальном, так и на групповом уровне), социального познания и общения. В настоящем учебнике с различной степенью обстоятельности рассматриваются все эти вопросы. Полнее, чем в других отечественных учебниках, представлены работы Санкт-Петербургской (Ленинградской) социально-психологической школы, основоположником которой был Е.С. Кузьмин. Заметное внимание мы уделяем методам социальной психологии. Это объясняется тем, что за последнюю четверть века не вышло в свет ни одной работы, где излагались бы достаточно подробно методы сбора и анализа первичной информации в эмпирическом социально-психологическом исследовании. Таким образом, знакомство читателей с тем, как именно добывается материал, который затем приводит к построению теорий или разработке практических рекомендаций, необходим для получения целостной картины социально-психологической науки.
Автор считает своим приятным долгом поблагодарить тех студентов, внимание и заинтересованность которых на лекциях, вопросы и дискуссии на семинарах стимулировали работу над этой книгой. Глубоко признателен автор своим коллегам по кафедре социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, "эмоциональный климат" которой как нельзя лучше способствует творчеству. Пользуясь возможностью, искренне благодарю профессора А.А. Крылова, декана факультета психологии с 1976 по 2002 г., за внимание к научным начинаниям автора и их поддержку.
Особая признательность - жене и верному другу Г.Т. Це-цульниковой, принимавшей участие в подготовке рукописи к печати, ее первому читателю и критику.
А.Л. Свенцицкий Санкт-Петербург, август 2002 г.
Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
§ 1. Что такое социальный контекст?
Представьте себе такую картину. Земельное угодье, поле. На нем крестьянин, усердно обрабатывающий этот участок, как говорится, в поте лица своего. Но вот рядом появляется мальчишка, достает из кармана своих штанов помидор и... запускает им прямо в голову крестьянина. Прямое попадание. А теперь вопрос к вам, уважаемый читатель: "Что будет испытывать крестьянин? Как он себя поведет? Какие действия предпримет?"
"Смотря какой крестьянин", -- скажут, возможно, многие. "Это зависит от его темперамента", - добавит человек, знакомый с азами общей психологии. Если крестьянин - холерик, то он, видимо, бросится за мальчишкой, чтобы надрать ему уши. Если крестьянин - флегматик, то лишь постоит в задумчивости, оторванный от дела. Специалист по психофизиологии хорошо объяснит, почему у крестьянина посыпались искры из глаз. Однако ни первый, ни второй не возьмутся предсказать точнее возможное поведение крестьянина в данном примере.
Тогда-то и настанет черед социального психолога. "Начнем сначала, - прежде всего скажет он. - Нет крестьянина вообще, нет мальчишки вообще. Еще Вольтер говорил о том, что каждый из нас является созданием того времени, в котором он живет. Поэтому каждого человека следует рассматривать в определенном социальном контексте, т.е. в тесной связи со всем его социальным окружением. Допустим, данный пример относится к периоду феодализма. Крестьянин трудится на участке земли, арендованном у феодала, а проказливый мальчишка - сын этого феодала. Каким бы темпераментом ни обладал крестьянин, вряд ли ему непременно захочется как-то проучить озорника. Возьмем иную эпоху. Крестьянин - это фермер, возделывающий собственный участок земли, а мальчишка - сын другого фермера, давно задолжавшего первому крупную сумму денег. Очевидно, в этом случае у нас больше оснований ожидать агрессивных реакций в адрес мальчишки со стороны крестьянина.
Данный пример (из работы В.Б. Ольшанского) убедительно свидетельствует о необходимости обязательно учитывать определенный социальный контекст, в рамках которого осуществляется рассматриваемая нами ситуация взаимодействия тех или иных людей.
Даже если какой-либо человек в данный момент находится в одиночестве, он, тем не менее, пребывает или стремится пребывать в пределах определенного социального контекста, будучи
Общественным животным (как называл человека Аристотель еще в IV веке до нашей эры). Вспомните знакомый с детства роман о Робинзоне Крузо. Вскоре после того как мореплаватель попал на необитаемый остров, он решил завести календарь - неотъемлемую принадлежность того общества, к которому сам принадлежал. Робинзон каждый день делал ножом черту на столбе. При этом длинная черта означала воскресенье, а еще длиннее - первое число каждого месяца. А теперь ответьте, пожалуйста, для чего Робинзон все годы пребывания на необитаемом острове исправно вел календарь? Зачем выделял воскресные дни? Смысл здесь был, и смысл этот - в социальной природе человека. Напомню, к слову, что преданный друг героя романа Пятница не имел вообще никакого понятия о календаре и нисколько этим не тяготился. Каждый из нас имеет свой социальный мир, влиянию которого мы все подвержены. С другой стороны, наш социальный мир испытывает определенные воздействия с нашей стороны. Это взаимовлияние и находится в центре исследовательского интереса социального психолога, а социальный контекст является основой для понимания социального поведения человека.
§ 2. Предмет социальной психологии
Каждый из нас живет в мире, населенном множеством других людей. Среди них есть родные и близкие, друзья и приятели. Немало и просто знакомых. С кем-то мы постоянно общаемся, вместе работаем, учимся или проводим свободное время, с другими видимся изредка. Кто-то попадается нам навстречу лишь один раз в жизни, особенно если мы живем в большом городе, а с сотнями миллионов других людей, населяющих нашу планету, мы не встретимся никогда. Однако и те, и другие, и третьи так или иначе влияют на нас, вызывая определенные изменения в нашем сознании и поведении.
С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики - поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях - хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и т.д.
Почему различные люди по-разному воспринимают и оценивают одни и те же явления? Как формируются убеждения человека и можно ли их изменить? Какие силы и каким образом влияют на поступки людей? На какой основе мы можем доверять тому или иному человеку?
Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? А почему бывает наоборот, и один человек переубеждает всех остальных? Каким образом можно согласовать действия несколь-
Ких человек и даже больших масс людей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам даже близкие люди порой ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и любви? Возможно ли обучение успешному общению? Как особенности взаимоотношений людей сказываются на их здоровье?
На все подобные вопросы, вытекающие из многообразных форм контактов между людьми, пытается сегодня ответить такая отрасль научного знания, как социальная психология. Это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний. Итак, в центре исследовательского внимания социального психолога находятся последствия различного рода контактов между людьми, проявляемые в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов. Эти контакты могут быть непосредственными, как говорится, лицом к лицу. Они бывают и опосредствованными, например, путем использования средств массовых коммуникаций - прессы, радио, телевидения, кино, Интернета и др. Именно таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп и общества в целом.
Контакты между людьми могут быть случайными и сравнительно непродолжительными, например, разговор двух попутчиков в одном купе железнодорожного вагона. И наоборот, межличностные контакты могут приобретать систематический и продолжительный характер. Например, в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом исследовательского интереса социального психолога могут выступать не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые включают в себя значительное количество распределенных на большой территории людей. Например, нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий, фирм и т.п. Эти общности могут характеризоваться различной степенью организованности. Сравните, например, огромную толпу на площади, собравшуюся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение. Самые разнообразные большие группы также выступают в качестве объектов социальной психологии.
Необходимо отметить, что те или иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отношения могут носить различный характер - от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации. Повсеместно наблюдаемые явления глобализации, характерные для начала нашего века, делают исключительно актуальными проблемы межкультурной коммуникации. Сегодня все большее количество представителей различных этносов и культур непосредственно
Сталкиваются друг с другом в процессе осуществления различных совместных акций. Научить этих людей успешно взаимодействовать для достижения общих целей - тоже социально-психологическая проблема.
Итак, рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:
Социальная психология личности;
Социальная психология общения и межличностного взаимодействия;
Социальная психология групп.
Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом. Это, например, вопросы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения личности, влияния социальных норм на это поведение.
Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей - от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга.
Социальная психология групп охватывает разнообразные групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.
§ 3. Специфика социально-психологического подхода
Как видим, сфера явлений социальной психологии очень широка. Однако в конечном счете эта наука пытается выявить, как люди влияют друг на друга и как они себя ведут в различных ситуациях, т.е. различные особенности социального поведения. Известно, что ряд других областей научного знания также занят исследованием определенных сторон социального поведения людей. В чем же состоит специфика именно социально-психологического анализа? Можно рассмотреть его отличие от других подходов на примере такого явления, как преступность в больших городах (Taylor, Peplau and Sears, 1994).
Социологи, экономисты, политологи и представители других общественных наук используют социальный уровень анализа (т.е. такой, который относится к характеристикам общества как целого). При этом исследователи пытаются понять общие типы социального поведения. Например, уровень убийств, поведение избирателей или потребительские расходы. В соответствии
С данным подходом социальное поведение объясняется такими факторами, как экономический спад, классовые конфликты, столкновения между конкурирующими этническими группами, неурожай в отдельных регионах, политика правительства или технологические изменения. Цель социетального анализа состоит в том, чтобы выявить связи между широкими социальными влияниями и общими типами социального поведения. Изучая насилие в городах, социологи занимаются поиском взаимосвязей между уровнем жестоких преступлений и такими факторами, как бедность, иммиграция или индустриализация общества.
Индивидуальный уровень анализа обычно используется в психологии личности и клинической психологии. Здесь поведение людей объясняется исходя из уникальной истории жизни данного человека и его психологических характеристик. В соответствии с этим подходом личностные черты и мотивы могут объяснить, почему тот или иной индивид ведет себя определенным образом и почему два человека могут реагировать совершенно по-разному в одной и той же ситуации. При индивидуальном уровне анализа проявляется тенденция объяснять жестокие преступления исходя из уникальной истории жизни преступника и его личностных черт.
Например, В.Л. Васильев подчеркивает необходимость исследования так называемых маргинальных личностей, основной характеристикой которых является внутренняя социальная нестабильность. "Маргиналы" отличаются неспособностью достаточно полно освоить культурные традиции и выработать соответствующие социальные навыки поведения в той среде, в которой они оказались. Так, это житель сельской "глубинки", вынужденный жить и работать в большом городе, взрослый человек, переселившийся в регион, где говорят на незнакомом ему языке, и не знающий местных обычаев и традиций. Испытывая высокий уровень эмоционального стресса, "маргинальная" личность легко вступает в конфликт с окружающей социальной средой (Васильев, 2000).
Социальные психологи обращаются к иному уровню анализа - интерперсоналъному (межличностному). Их внимание фокусируется на текущей социальной ситуации, в которой оказалась личность. Социальная ситуация включает в себя других людей в данной среде, их установки и поведение, а также их отношение к данной личности. Для понимания причин жестоких преступлений социальные психологи могут ставить вопрос так: какие виды интерперсональных ситуаций формируют агрессивные реакции, которые могут привести к возрастанию жестокого поведения? Одно из важных социально-психологических объяснений заключается в том, что состояния фрустрации вызывают у людей злобу и таким образом способствуют тенденции
Действовать агрессивно. Это называется гипотезой фрустрации - агрессии. В соответствии с ней предполагается, что человек, встретив препятствие на пути достижения желаемой цели, испытывает фрустрацию и гнев и в итоге скорее всего выйдет из себя. Такой эффект фрустрации является одним из объяснений жестоких преступлений на интерперсональном уровне.
С помощью гипотезы фрустрации - агрессии, как полагают американские психологи, можно также объяснить, как крупномасштабные экономические и социетальные факторы создают ситуации, приводящие к насилию и преступлениям. Например, неимущие люди, населяющие переполненные районы городских трущоб, несомненно, фрустрированы; они не могут получить хорошую работу, позволить себе приличное жилище, обеспечить безопасное окружение для своих детей и т.д. Фрустрация по всем этим поводам может вызывать гнев, который порой является прямой причиной жестокого преступления. Гипотеза фрустрации - агрессии сосредоточена на непосредственной социальной ситуации, чувствах и-мыслях, которые данная ситуация вызывает у людей с различными социальными характеристиками, и влиянии этих субъективных реакций на поведение.
Конечно, каждый из указанных трех подходов (социетальный, индивидуальный, интерперсональный) обладает своей ценностью и является существенным, если мы хотим понять как можно более полно сложное социальное поведение. Поэтому имеется значительное совпадение в характере проводимых исследований среди указанных научных дисциплин. Данная книга вводит читателя в мир человеческого поведения, исходя из социально-психологической перспективы. Однако при этом мы должны отметить, что невозможно провести четкие демаркационные линии, отграничивающие социальную психологию от других наук. Известный французский социальный психолог С. Московичи характеризовал социальную психологию как "мост" между другими отраслями знания (Moscovici, 1989). Он имел в виду, что социальная психология обращается к открытиям социологии, антропологии, политической науки, экономики и биологии, чтобы лучше понять, как индивид включается в большую социальную систему.
§ 4. Две социальные психологии
Возможно, название этого параграфа покажется иному читателю довольно странным, но тем не менее, как говорится, факт остается фактом. Уже с начала прошлого века стали оформляться, прежде всего в США, две основные ветви социальной психологии - психологическая и социологическая. Различия между проблематикой этих двух направлений и их теоретическими основами порой выглядят весьма существенно. Свидетельство такого
Положения дел приводит американский социолог А.С. Томарс. В одном из известных ему колледжей социальная психология преподавалась в курсе психологии. На протяжении ряда лет она читалась оба семестра, но двумя различными преподавателями. Один из них тяготел к социологии, другой - к индивидуальной психологии. Курсы этих преподавателей не имели между собой почти ничего общего, и в итоге студенты выносили "совершенно различные представления о прочитанном им предмете в зависимости от того, слушали ли они его в осенний или в весенний семестр" (Томарс, 1961).
Отмечая наличие теоретических и практических проблем, вызванных своеобразной двойственностью социальной психологии, Г.М. Андреева полагает, что такое положение дел допустимо лишь на каком-то этапе развития науки, а "польза от дискуссий о ее предмете должна заключаться, между прочим, и в том, чтобы способствовать однозначному решению вопроса" (Андреева, 1996. С. 22). Однако пока на страницах современных американских и европейских учебников констатируется существование двух социальных психологии как дань давно сложившейся традиции (Franzoi, 1996; Хьюстон и др., 2001).
Прежде всего отмечается, что, хотя оба направления социально-психологического знания рассматривают социальное поведение, они делают это с различных теоретических позиций. В центре внимания психологической социальной психологии находится индивид. При этом исследователи пытаются понять и предсказать социальное поведение, обращаясь к анализу непосредственных стимулов, психологических состояний и черт личности. Предполагается, что вариации в поведении обусловлены тем, как люди интерпретируют социальные стимулы, или их личностными различиями. Даже при изучении групповой динамики проявляется тенденция объяснять данные процессы на индивидуальном уровне. Основным исследовательским методом здесь является эксперимент. Сторонники социологической социальной психологии, наоборот, преуменьшают роль индивидуальных различий и влияний непосредственных социальных стимулов на поведение. В центре внимания этого направления находится группа или общество. При этом исследователи, для того чтобы понять социальное поведение, обращаются к анализу социетальных переменных, таких как социоэкономический статус, социальные роли и культурные нормы. Преобладающее внимание здесь уделяется характеристикам больших по размеру социальных групп, чем в психологической социальной психологии. Поэтому социальные психологи социологического направления преимущественно занимаются объяснением таких социетальных проблем, как бедность, преступность, отклоняющееся поведение.
Основными исследовательскими методами здесь являются опросы и включенное наблюдение.
Общепризнано, что оба направления современной социальной психологии влияют друг на друга, взаимно обогащаясь. Однако сегодня, несмотря на это взаимовлияние, психологическая социальная психология и социологическая социальная психология развиваются параллельно. Рассматривая проблематику социальной психологии в настоящей книге, мы будем исходить из психологического направления этой науки. Понимание социальной психологии как науки психологической характерно для социально-психологической школы Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета, где такое понимание является традиционным.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Научный подход к пониманию поведения того или иного чело
века предполагает учет определенного социального контекста,
т.е. тесной связи человека со всем его социальным окружением.
Социальная психология - это наука, которая изучает законо
мерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений
и взаимовлияний. В центре внимания социального психолога
находятся последствия различного рода контактов между
людьми, проявляемые в виде мыслей, чувств и действий от
дельных индивидов. Эти контакты могут быть как непосред
ственными (лицом к лицу), так и опосредствованными (путем
использования средств массовых коммуникаций).
Структура социальной психологии как науки включает в себя
следующие разделы: социальная психология личности, соци
альная психология общения и межличностного взаимодейст
вия, социальная психология групп.
Специфика социальной психологии как науки в отличие от со
циологии и психологии личности состоит в использовании ин
терперсонального уровня анализа. Внимание социальных
психологов фокусируется на текущей социальной ситуации,
в которой оказалась какая-либо личность. Социальная ситуа
ция включает в себя других людей в данной среде, их уста
новки и поведение, а также отношение к данной личности.
С начала прошлого века стали оформляться две ветви соци
альной психологии - психологическая и социологическая. Оба
направления рассматривают социальное поведение, но с раз
личных теоретических позиций. В центре внимания психоло
гической социальной психологии находится индивид. В центре
внимания социологической социальной психологии - группа
или общество в целом. Оба направления современной социаль
ной психологии влияют друг на друга, взаимно обогащаясь.
/ Социальный контекст V Социальная психология V Социальная психология личности
S Социальная психология общения и межличностного взаимодействия
V Социальная психология групп S Интерперсональный анализ S Психологическая социальная психология V Социологическая социальная психология
Литература для дополнительного чтения
Андреева Г.М. Социальная психология. М Аспект-Пресс 1996.
Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: ИГУП, 1999.
Социальная психология / Отв. ред. АЛ. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002.
Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1999.