Меню Рубрики

Средневековье: временные рамки в России. Общая характеристика средневековой руси

Древняя и средневековая Русь (IX-XVII века)

.^древнерусское государство возникло в Восточной Европе в последней четверти IX века в результате объединения двух центров восточных славян - Новгорода Великого и Киева - под властью князей из династии Рюриковичей. Сближение Древнерусского государства с соседней Византией привело к тому, что в 988- 989 годах на Русь пришло христианство, принеся с собой грамотность и сыграв важную роль в формировании древнерусского языка.

В годы правления великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019-1054) Древнерусское государство достигло наибольшего могущества и признания во многих странах Европы. После его смерти началась междоусобная борьба князей Рюриковичей за города и земли. Сначала их смирял киевский великий князь Владимир Мономах (1113-1125), а затем его сын Мстислав (1125-1132). После смерти Мстислава начался длительный период феодальной раздробленности, прерванный монголо-татарским нашествием на Русь, когда в 1237-1240 годах орды хана Батыя прошли от Волги до Киева, разорив почти все русские города, кроме Пскова и Новгорода.

В 1240 году новгородский князь Александр Ярославич разгромил на Неве шведов, получив за это прозвище Невский, а в 1242 году на льду Чудского озера он победил немецких рыцарей. Монгольские ханы сделали Невского и его потомков главными сборщиками дани на Руси, что привело к росту их авторитета и силы.

В 1380 году русские полки под руководством великого московского князя Дмитрия Ивановича разбили ордынское войско в битве на Куликовом поле, хотя еще сто лет Русь платила дань. И лишь в 1480 году при Иване III иноземное иго пало.

С этих пор Москва стала светским и духовным центром Руси. Князья Рюриковичи (с 1547 года - цари московские) правили Русью до 1598 года, когда умер последний царь из этой династии - Федор Иванович.

С этого времени и до 1613 года длился кризис государственной власти, закончившийся восшествием на престол первого царя из новой династии Романовых - Михаила. Он и его сын, царь Алексей Михайлович, провели в течение

XVII века ряд серьезных реформ, подготовивших великие преобразования начала XVIII столетия, во главе которых почти три десятилетия стоял Петр I.

Система летосчисления на Руси. Русские календари

елесообразнее всего, пожа-

луй, начать с системы счисления времени - календаря. Сначала счет времени велся по суткам - смене дня и ночи, потом по пальцам - пять и десять суток, отсюда пошли и декады (от латинского «децем» - десять), сохранившиеся в нашем языке и сегодня.

В языческой, дохристианской Руси времясчисление велось по лунно-солнечному календарю. По этому календарю каждые 12 лет считали по 12 месяцев, а следующие 7 лет - по 13. Этот цикл в 19 лет в 433 году до н.э. предложил древнегреческий астроном Метон (родился около 460 года до н. э. - год смерти неизвестен). Этот «Метонов цикл» был известен и древним славянам. (Лунно-солнечный ка-

лендарь применяется в христианской церкви для вычисления дня Пасхи.)

Древнеславянский языческий календарь имел следующие месяцы: январь - просинец (появлялась просинь, становилось светлее), февраль - сеченъ (время рубки леса для освобождения земли под пашню), март - сухий, а иногда - просыхала, апрель - березень (начало цветения березы), май - травень, июнь - изок («изок» - по-древнерусски «кузнечик»), июль - червень, или серпенъ (начало жатвы серпами), август - зарев (от слова «зарево»), сентябрь - рюенъ (от слова «вырывать», хотя В. И. Даль связывает это название с ревом оленей), октябрь - листопад, ноябрь и декабрь - грудень (от «груда» - мерзлая колея на дороге), или студень.

*^2 принятием христианства на Руси вводится новый, так называемый юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, которые сохранились до наших дней, и семидневной неделей. Этот календарь был введен в 46 году до н. э. Юлием Цезарем (отсюда и название - юлианский). По этому календарю год начинается с марта, а месяцы имели разное количество дней - от 28 до 31 (семидневная неделя была установлена значительно позже). На Руси юлианский календарь «наложился» на летосчисление, принятое в Византии, откуда пришло на Русь христианство. В Византии счет годам шел не от Рождества Христова, как в Западной Европе, а от сотворения мира. А так как по Библии считалось, что Христос родился через 5508 лет после сотворения мира, то разница между византийской эрой и ныне принятой у нас христианской и будет равна 5508 годам.

Так, например, если Ледовое побоище произошло по летописи в 6750 году от сотворения мира, то наше летосчисление определяет это событие в 1242 году от Рождества Христова (6750 - 5508 = 1242).

Следует иметь в виду и то, что год на Руси до 1492 года мог начинаться и в марте, и в сентябре. С 1492 года новый год на Руси начинался только с 1 сентября. Так было до реформы календаря, предпринятой Петром I.

(QSCo реформе календаря, проведенной Петром 115 декабря 1699 года, начало следующего года устанавливалось с 1 января. Причем вслед за 31 декабря 7208 года от сотворения мира наступило 1 января 1700 года от Рождества Христова, как и в большинстве европейских стран, но с поправкой на 11 дней. В XIX веке поправка составляла 12 дней, а в XX веке - 13 в сторону отставания «старого» русского стиля от стиля, принятого в большинстве европейских стран.

Это счисление времени было изменено декретом от 26 января 1918 года, когда в нашей стране календарь стал таким же, как и в большинстве стран мира.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Древняя Русь (IX-XIII вв.)

автора Коллектив авторов

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ДРЕВНЯЯ РУСЬ Гнёздово. 125 лет исследования памятника / Отв. ред. В.В. Мурашева (Труды ГИМ, № 124). М., 2001.Горский А.А. Древнерусская дружина. М., 1989.Горский А.А. Русь. ОтславянскогоРасселения до Московского государства. М.,2004. Древнерусские княжества Х-ХШ вв. М., 1975.Зайцев А.К

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

Глава I. Насколько достоверна древняя и средневековая история Китая? Для того, чтобы мои дальнейшие выводы не были еще более неожиданны для читателя, чем «Татарское иго», я должен показать фантастичность средневековой истории Китая раньше, чем в дальнейшем обработаю

автора Ключевский Василий Осипович

Часть третья. Московская Русь XV–XVII века

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Часть вторая: Московская Русь (XIII–XVII века)

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

ДРЕВНЯЯ РУСЬ Недавно один из украинских историков заявил, что несколько тысяч лет назад на территории нынешней Украины проживали некие укры, от которых якобы и произошел украинский народ вместе с его названием. Это ж надо, до какого маразма можно дойти в

Из книги Вопросы и ответы. Часть II: История России. автора Лисицын Фёдор Викторович

Средневековая Русь ***> Мне интересно вот, что - , что в славянах такое, что их сперва в спешном порядке обратили в исходящую из Египта религию,Ой не в спешном порядке - это только у журналистов и в школьных учебниках пишут, что типа «Крещение Руси в Киеве», а так серьезные

Из книги История под знаком вопроса автора Габович Евгений Яковлевич

Традиционная древняя и средневековая история неверна Она не отражает действительного положения в относительно давнем прошлом, отстоящем от нас на 5–7 столетий, не говоря уже о еще более ранних временах. Неверна в первую очередь номенклатура исторических эпох, событий,

автора Сахаров Андрей Николаевич

РАЗДЕЛ I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ § 1. Восточно-славянские племена VIII–IX вв.Союзы племен. К тому времени, когда название «Русь» стало применяться к восточным славянам, т. е. к VIII в., их жизнь претерпела существенные изменения.В «Повести временных лет» отмечается, что накануне

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

33. В НАЧАЛЕ XX ВЕКА ЛЬВОВСКИЙ ПРОФЕССОР М. С. ГРУШЕВСКИЙ ИЗДАЛ МНОГОТОМНИК. ЕГО ИДЕЯ – ДРЕВНЯЯ УКРАИНСКАЯ НАЦИЯ СОЗДАЛА СОБСТВЕННОЕ ДРЕВНЕЕ УКРАИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО «УКРАИНА-РУСЬ». НЕУЖЕЛИ? Торжества по поводу 1025?летия крещения Руси прошли в Киеве в июле 2013 года. В них

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

Раздел I Древняя Русь

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

1 В начале XX века Львовский профессор М.С. Грушевский издал исторический многотомник. Его идея – древняя украинская нация создала собственное древнее украинское государство «Украина-Русь». Неужели? В июле 2013 года в Киеве прошли торжества по поводу 1025-летия крещения Руси.

Из книги Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде? автора Аверков Станислав Иванович

Глава VI В начале XX века львовский профессор М.С. Грушевский попытался в своем историческом многотомнике доказать, что киевский летописец Нестор – лжец и что древняя украинская нация создала собственное древнее украинское государство «Украина-Русь», а князь Владимир был

Средневековая: Русь – это довольно аморфное, недостаточно четкое, хронологически размытое понятие, которое открывается временем начала политической раздробленности Древней Руси, прекращения существования единого Древнерусского государства и одновременного утверждения ключевых социально-экономических, политических, культурных, религиозных, идеологических институтов и категорий феодального общества, базирующихся в первую очередь на феодальной иерархии, поземельной зависимости одних слоев населения от Других. Полностью эти особенности раскрываются, не имея практически каких-либо цивилизационных противовесов, в Русском централизованном государстве XV–XVI вв. Русское средневековье завершается, видимо, рубежом XVI–XVII вв., когда Россия вступила в "смутное время" и после него повернула навстречу новым цивилизационным вызовам, которые шли из передовых западных стран, стоявших накануне буржуазных революций и падения абсолютистских, типично средневековых политических режимов.

Вместе с тем, неясность и размытость этой периодизации объясняется тем, что и в XVII в., и в XVIII в. мощные признаки средневековья, особенно на необозримых российских пространствах, продолжали определять русскую жизнь. Поэтому при подходе к решению этого вопроса постоянно следует учитывать и место, и время, и темпы цивилизационных перемен.

В основе приведенной периодизации лежит комплекс критериев и в первую очередь социально-экономический и политический признаки, феодально-иерархическая система и качество государственной структуры.

Однако этот исторический абрис учитывает лишь основные цивилизационные ориентиры, применимые б той или иной степени как к странам Западной Европы, так и к наиболее развитым регионам России и сопредельным с ней государствам Западной Азии, т.е. ко всему евразийскому пространству. Но едва мы касаемся всей территории народов России, как эти критерии начинают колебаться. Не случайно российские ученые предлагают специально для России выделить понятие позднего средневековья и раннего Нового времени.

Приходится учитывать и то, что в Западной Европе цивилизационные процессы протекали значительно быстрее, чем в России. Основные признаки средневековья подвергались там коррозии уже в XIV–XV вв. по мере могучей поступи Возрождения, наступления Реформации и прогресса на этой основе человеческой личности. Огромное значение для отхода от средневековья имели пошлине фантастические географические открытия XV–XVI вв., раздвинувшие мировые горизонты европейских стран. К тому же начала складываться мануфактурная система – предтеча свободного предпринимательства, изживания крепостнических отношений и упорной борьбы городов за свободы от феодального и королевского диктата, борьбы за самоуправление. Абсолютистская власть, феодальная иерархия, сословная система в результате остались на всё более ненадежном экономическом, культурном, психологическом фундаменте, встречали сопротивление всё больше цивилизационных противовесов, разрыхляющих феодальную почву и готовящих ее для свершений Нового времени.

XVII в. по существу открывает в Западной Европе период Нового времени – переходный к смене основных цивилизационных парадигм и постепенного утверждения: принципов такой организации общества, которые не исчерпаны и поныне. При этом основные признаки средневековья в западноевропейских странах (в зависимости от регионов) долго еще – и в XVII в., и в XVIIl в. – продолжали существовать, медленно уступая место новой европейской цивилизации, основанной на буржуазных отношениях в экономике и демократических принципах в политике. Этот процесс шел неравномерно в разных странах: быстрее в Нидерландах, Англии, итальянских городах-государствах, медленнее во Франции, Испании, германских землях.

Средневековье порой еще достаточно цепко держалось в европейском регионе. Еще грозно висела над Испанией тень инквизиции, горели на кострах подвижники-ученые в Италии и Польше, факелы Варфоломеевской ночи во Франции зловеще освещали торжество католической реакции. Кровавый режим Генриха VIII, а затем феодальная диктатура Елизаветы в Англии ставили под сомнение нарождающиеся личностные и свободолюбивые приоритеты.

В России в силу общего замедленного развития региона основные признаки средневековья появились значительно позже, чем в странах Западной Европы. Лишь на исходе существования Древней Руси они раскрываются достаточно полно, в то время как в Западной Европе они уже начали испытывать известный кризис. Более того, эти черты средневековья в России утверждаются в значительно более законченном, доведенном до логического завершения виде. Таким стало крепостное право, самодержавное феодальное государство и его крайняя форма – феодальная диктатура Ивана IV Грозного, складывание абсолютизма первых Романовых и свертывание сословного представительства.

Передовые страны Западной Европы в это время уже расставались с крепостным правом, а абсолютистские монархии оказались в глубоком цивилизационном кризисе. Русское средневековье поэтому не закончилось рубежом XVI–XVII вв., а в своих основных чертях продолжалось и далее.

Именно в этот период времени, по-видимому, складывается в своих основных чертах евразийская сущность Российского государства. Присоединение к России Поволжья и Приуралья, включение в состав России мусульманских народов Казанского и Астраханского ханств, продвижение в Сибирь постепенно превращали Россию в страну, которая и в территориальном, и в политическом, этническом, религиозном, ментальном отношениях испытывала всё большее влияние Азии. Одновременно продолжалась блокада российских границ на Западе и неудачная попытка в период Ливонской войны разорвать кольцо этой блокады. Запад воздвиг железный занавес против России, посодействовав стагнации средневековых порядков в стране и повороту ее государственного лика на Восток

Этому во многом способствовали и неудачная попытка Великого княжества Литовского (Литовско-Русского государства) стать инициатором объединения всех восточнославянских земель, и прочная опора складывающегося единого Русского государства с центром: в Москве на Золотую Орду, а затем сокрушение Московским государством самой Орды и овладение (в какой-то мере) ее политическими традициями.

Победа великого литовского князя Ольгерда при Синих Водах над золотоордынским войском (1363 г.), разгром Дмитрием Донским Мамая на Куликовом поле (1380 г.), знаменитое стояние на Угре (1480 г.) и триумф Ивана III в борьбе с Золотой Ордой означали окончательное поражение Востока в его противостоянии с Западом.

Но уже нарастало новое противостояние Востока и Запада – надвигалась турецкая угроза после сокрушения Византийской империи турками-османами. На этот раз Россия осталась на периферии грозных событий, однако языки всепожирающего мусульманского пламени достигали и российских пределов, постоянно подогревая воинственную ненависть Крымского ханства к Руси, воодушевляя надежды поверженных мусульманских ханств на Волге.

Всё это не способствовало повороту российской цивилизации в западном направлении, консервировало евразийские черты российской политики и российской жизни, хотя общие цивилизационные параметры общественного развития, заданные передовыми странами Запада, властно диктовали России необходимость приобщения страны к этим складывающимся общечеловеческим ценностям. Однако попытки в этом направлении были робкими, единичными и несистемными, они были задавлены средневековыми представлениями и общественной практикой.

Ведущими процессами на Руси стали дальнейшее укрепление помещичьего сословия как социальной и военной опоры Русского централизованного государства, продолжение закрепощения российского, и в первую очередь русского крестьянства, усиление самодержавных феодальных черт в политической системе страны.

Во всех этих процессах развития страны в рамках средневековья важное место занимала Русская православная Церковь, все более встраивавшаяся в политическое состояние общества и во многом определявшая его социально-экономические, колонизационные, культурные процессы. Влияние Церкви порой было всеобъемлющим и противоречивым. С одной стороны, она цементировала общество на путях политической консолидации страны, се борьбы за независимость и суверенитет; способствовала развитию русской культуры, укреплению нравственности народа, укоренению в нем гуманистических тенденции, преодолению отсталых языческих черт, в том числе путем приобщения к христианству народов Поволжья и Приуралья; активно участвовала в экономическом прогрессе страны благодаря усилиям в области организации крупного вотчинного хозяйства и поддержки внутренней колонизации страны. С другой стороны, Церковь поддерживала основные средневековые политические институты и традиции; претендовала на ведущую роль в системе новой российской государственности; вставала стеной на пути новых цивилизационных веяний с Запада; способствовала изоляции России от остального не православного мира и ее всё более агрессивному противостоянию этому миру. Это противостояние особенно обострилось из-за выдвижения Церковью идеи "Москва – Рим", которая стала государственной средневековой пропагандистской панацеей, прикрывавшей и оправдывавшей цивилизационное отставание страны.

Именно средоточие всех этих противоречивых черт российской жизни иа фоне развития евразийского пространства привело к тяжелейшему социально-экономическому и политическому кризису, закончившемуся "смутным временем".

В конце первого тысячелетия нашей эры на севере европейской части современной российской территории жили индоевропейцы славяне. Это были свободные люди, которые занимались земледелием и содержали скот.

Об их военной истории известно мало, так как письменность отсутствовала, а устные предания не донесли до нас соответствующие сказания. Возможно, это были в целом мирные общины-племена, члены которых иногда участвовали в крупных военных кампаниях под руководством представителей других народов.

В соответствии с хрониками Восточной римской империи (Византии), славяне вместе с аварами осаждали Солунь в начале VII века нашей эры. В этом же веке славяне упоминаются при осаде Константинополя вместе с булгарами и германцами.

Очевидно они и сами подвергались враждебным атакам, так как существуют упоминания о том, что в те далёкие времена рабами-славянами торговали в Европе.

Средневековая Русь

Позднейшие летописи нам сообщают о том, что славяне (словене) пригласили варягов с Балтийского моря в качестве правителей, чтобы обеспечить внутренний порядок в обществе. Варягами были германцы-скандинавы, которые, возможно, были связаны со словенами не только индоевропейским генетическим родством, но и более близкими родственными семейными связями. Так как южное побережье Балтийского моря в те времена было заселено славянскими племенами, которые близко взаимодействовали с германцами западнее и севернее.

Первый известный нам приглашенный князь словен Рюрик стал основателем династии русский правителей Рюриковичей. Под их руководством Русь уничтожила Хазарский каганат, приняла от Восточной Римской империи (Византии) христианство, успешно отбила попытки западных завоевателей (немецких крестоносцев) завладеть русскими территориями и сумела сохранить государственность под игом Монгольской империи.

Оправившись от долгого периода подчинения монгольским правителям, власть Рюриковичей была сконцентрирована в Москве, которая стала центром «собирания» земель.

Погибшая под натиском мусульман Восточная Римская империя передала Москве эстафету православного христианства, сделав Москву Третьим Римом, а московского правителя впоследствии царём.

Гениальная политика Ивана III позволила возвеличить и укрепить Русь так, что она стала привлекательной для православной литовской знати с запада. Так начался период попыток европейской модернизации русского государства.

Внук Ивана III Иван IV Грозный предпринял попытку наладить дипломатический и торговый контакт с европейскими правителями. Ответом стало резкое неприятие Московского государства. Запад недвусмысленно давал понять, что терпеть Московию в Европе на равных он не будет. Иван Грозный попытался заставить Запад считаться с интересами стремительно усиливавшейся Москвы, которая уже к тому времени покорила Казанское и Астраханское ханства на востоке. Итогом противостояния Москвы и объединенного Запада стала тяжелая Ливонская война. Запад потерял Ливонский орден (полностью уничтоженный русскими воинами) и часть своих территорий, а Московское государство было истощено затяжной войной настолько, что было вынуждено вводить ограничения свобод крестьян в качестве чрезвычайных (временных) экономических мер.

После долгого плодотворного правления Ивана Грозного некоторое время правил его сын, после которого род Рюриковичей пресекся, что породило Смутное время и попытки Запада уничтожить русскую государственность. Москва смогла оправиться от этого удара и выбрала нового светского правителя, который стал родоначальником династии Романовых.

Начало Нового времени на Руси

Временные чрезвычайные экономические меры, ограничивающие свободы крестьян, не были не только отменены, но и были углублены и расширены Романовыми. Пётр I Романов окончательно закрепостил русских людей, разрешив торговать ими как скотом. Он отдал управление русским государством в руки пришлых иностранцев, который назвали Русь на свой манер Россией. При европофиле Петре I Русь перестала существовать.

Термин «средние века» вошел в научный оборот в эпоху Возрождения, тем самым философы-гуманисты подчеркивали связь своего времени с античностью: от «золотого века» человечества их отделял некий средний, промежуточный период, «темные века», как назвал их Петрарка. Позднее термин, естественно, утратил свою смысловую нагрузку, однако в историографии как общепринятое понятие сохранилось название «средневековье», временные рамки которого охватывают период с 5-го века и до начала 16-го века. Эти рубежи носят относительный характер и разнятся в истории различных государств.

Условности хронологии

Хронология и периодизация - относительные критерии, искусственно привнесенные исследователями, используемые для удобства обозначения того или иного времени, сопоставления событий в разных странах и т. п. Это в полной мере относится и к периоду под названием «средневековье», пространственные, временные рамки которого по-разному обосновывают отечественные и зарубежные историки. Как верно отмечал А. Я. Гуревич, люди средневековья, как и античности или не давали наименования своей эпохе, не осознавали, что живут в период средних веков. При разделении на хронологические отрезки ученые руководствуются некими оригинальными признаками, качественными характеристиками, присущими конкретной эпохе.

Периодизация

Как историографическая традиция обозначает западноевропейское средневековье? Временные рамки (века) - с V в. до начала XVI в. Внутри этого почти тысячелетнего промежутка времени обычно выделяют следующие этапы:

  • V-XI вв. называют Ранним средневековьем (или «темными веками», так как этот период в истории человеческой цивилизации остается наименее изученным в силу крайне скудного отражения в источниках). Начался после упадка Римской империи. Одни из самых ярких явлений - великое переселение народов, завоевание христианами Пиренейского полуострова (так называемая Реконкиста), расцвет Византии, Франкского государства.
  • XI-XIV вв. - это классическое (или Высокое) средневековье. Основные события - быстрый рост населения Западной Европы, практически повсеместное распространение христианства, развитие городов и урбанизация, возникновение и развитие феодальных отношений.
  • XIV-XVI вв. относят к Позднему средневековью (некоторые исследователи этот период причисляют уже к раннему Новому времени). Это период бедствий, голода, чумы, Столетней войны и монголо-татарских нашествий, которые серьезно опустошили Западную Европу. Вместе с тем это время церковной реформации, великих географических открытий, развития науки, изобретений, достижений в традиционной медицине.

временные рамки для России

На территории, занятой славянскими племенами, становление феодального государства шло медленнее, чем на Западе, потому многие историки относят начало средневековой эпохи к IX в. А Новое время начинается в конце XVII в. с правлением Петра I. Внутри эпохи выделяются обособленные периоды:

  • IX-XII вв. - существование централизованного Киевского государства.
  • XII-XIII вв. - начало феодальной раздробленности и попадание части земель под власть монголо-татарского ига.
  • XIV-XVII вв. - становление и развитие русского государства с центром в Москве.

Характеристика эпохи

Так хронологически выглядит средневековье, временные рамки связаны с событиями, повлекшими за собой необратимые изменения. В конце V в. варварские орды ворвались в Рим - главный оплот античной цивилизации на то время, а в начале VI в. прекратила существование последняя античная школа философии.

Ключевая характеристика Раннего средневековья - это разложение родоплеменных отношений у варварских племен Европы и образование феодальных, что к концу периода приводит к формированию и правящих династий. Коренным образом меняется суть экономических отношений в средние века. Пространственные, временные рамки эпохи прочно связаны с распространением христианской религии, которая стала в духовном плане отражением феодализма, как язычество было в свое время характерно для общинно-родового строя.

Относительно славянских племен все вышеперечисленные черты просматриваются в их истории отчетливо только с IX в., когда происходит установление государства с центром в Киеве. Приблизительно в то же время на русские земли проникает из Византии христианство восточного (православного) обряда, и к рубежу тысячелетия приобретает статус официальной религии.

Классическое средневековье

Высокое средневековье (временные рамки XI-XIV вв.) начинается в Западной Европе со становления государства Карла Великого и характеризуется укреплением позиций католической церкви, ее доминантной ролью на всех уровнях человеческой деятельности - от политики до повседневного быта. В системе образования господствует схоластическое учение, мировоззрение и материальная культура глубоко религиозны.

Христианство определяет и русское средневековье, временные рамки которого, как и событийное содержание периодов, очень отличаются от западноевропейских. К XII в. православие стало не только официальной государственной религией: последние язычники, верующие в древних славянских богов, оставались разве что в глухих лесных районах и не представляли угрозы существованию централизованного государства. Но феодальные междоусобицы, сотрясавшие больше или меньше любое государство в средние века (временные рамки на Руси - XII-XIII вв.), ослабили Киевское государство и сделали его легкой добычей для пришедших с востока орд кочевников монголо-татар. Таким образом, укреплению авторитета церкви способствовала и внешняя угроза в лице чуждых в этническом и религиозном смысле захватчиков.

Отличительные черты европейского и русского периодов

Принципиальное отличие в этот период истории Руси от Западной Европы очевидно: для империи Карла Великого это время максимального расцвета культуры, создание канонического образа средних веков, в Восточной Европе во всех сферах жизни наблюдается упадок, связанный с тяжким бременем противостояния могучему азиатскому противнику.

После свержения монголо-татарского ига былую целостность Киевской Руси восстановить уже не удалось: западные земли объединились в Галицко-Волынское княжество, а на востоке все большее влияние получали московские князья.

Заключительные десятилетия эпохи Высокого средневековья

Конец на Западе связывают с голодом, поразившим многие земли в начале XIV в., эпидемией чумы, крестьянскими бунтами и Все эти трагические события влекли за собой буквально вымирание половины населения, следовательно, упадок во всех сферах жизни.

В то же время для России средние века, временные рамки XIV-XVII вв., стали эпохой становления и укрепления государства вокруг Москвы. Русь достаточно окрепла в это время, чтобы сбросить бремя золотоордынского ига. Более того, многие отечественные исследователи склонны видеть в новом Русском государстве, основанном на владимиро-суздальских историко-культурных традициях, характерные черты Возрождения. Это и расцвет культуры, архитектуры, живописи, и появление литературных произведений, в центре внимания которых человек и его чувства, а не религиозные вопросы.

В начале XVII в. на московский престол восходит династия Романовых, представители которой правили страной до свержения монархии в 1917 г.

Позднее средневековье и переход в Новое время

Такое зыбкое понятие, как Позднее средневековье, временные рамки и страны охватывает по-разному: где-то более отчетливо проступают черты Нового времени, а кое-где сохраняется традиционный феодальный уклад. В государствах Западной Европы появляется движение за реформацию церкви, происходят промышленные революции, меняется философия и взгляды на мир. А в Московском царстве еще почти два столетия все оставалось без существенных изменений: потому средневековье в России (временные рамки IX-XVII вв.) заканчивается намного позже.

Западноевропейское средневековье временные рамки, завершающие этот почти тысячелетний период, относит к концу XV - началу XVI вв. За точку отсчета чаще всего принимают открытие Колумбом Америки в 1492 г.

В России завершить период средневековья удалось только Петру I через ряд прогрессивных и часто непопулярных реформ в конце XVII в.

Выводы: средневековье западноевропейское и русское

Таким образом, временные рамки средневековья в России и Западной Европе сильно разнятся, хотя сущность периода остается в большинстве вопросов сходной. Это и господство церкви и религии во всех сферах жизни, и упрочение феодальных отношений, и последующее становление монархии, которая сохранится в Новое время.

В конце средневековья начался явный технический прогресс - изобретены доменные печи, огнестрельное оружие, Появилось понятие учебных заведений. Прогресс постепенно проявляется во всех сферах жизни. В последние десятилетия Позднего средневековья начался бурный расцвет искусства.

Клочья тьмы на игле времени.
Е. Парнов.

Начнем с термина…

Средневековье… Средние века… Между чем и чем они средние? В эпоху Возрождения, века с XIV, стали считать: была раньше высокая древняя культура… Древняя – это на латыни будет «античная». Культура Древней Греции и Древнего Рима. Потом варвары завоевали Западную Римскую империю, начались Темные, Средние века. Длились они до тех пор, пока не началось Возрождение древней, античной культуры.

Так в самом слове лежит представление о том, что раньше было хорошо, потом сделалось очень плохо, а в конце опять становится лучше и лучше.

Такое мнение имеет под собой основания. После падения Западной Римской империи с VI по XII–XIII века шла беспощадная война всех против всех. Запустела земля, урожайность упала с 10–15 центнеров с гектара до 3–5 центнеров, леса даже в Италии наступали на поля и сады. Население Италии сократилось в 4–5 раз, Южной Франции – в 3–4 раза, Северной Франции – раза в 2.

Хозяйство опять стало натуральным. А в Италии стали выращивать хлеб, где он растет хуже, чем на севере. Привезти товар стало невозможным, приходилось все выращивать на месте.

Вечная война требовала воинов, а не ученых. Упал уровень общей культуры, грамотности, образованности.

После этих страшных времен даже феодальная иерархия и жестокая власть феодалов казалась спасением от анархии и общего безумия. К XI–XII векам Европа начала превращаться в тот конгломерат народов и стран, который мы видим и сегодня.

Но сразу отмечу, на Руси не было ничего подобного!

История Руси протекала не на старых землях бывшей Римской империи. На Руси были разные группы зависимых людей, и ученые всё спорят, какие именно повинности несли, в каких отношениях к хозяину находились закупы, смерды, рядовичи, холопы, рабичичи, обельные холопы. Но в любом случае, даже «обельные холопы», то есть полные холопы, не были рабами.

Мало того что мы не знали рабства и его последствий для экономики, общественных отношений и психологии. Не было и страшного периода падения культуры, войны всех против всех, развала и упадка. Периода, в самом названии которого – оправдание крови и жестокости.

Термин как оправдание

Средневековье… столь страшное определение относится ко всей европейской эпохе, тем самым обезличивая и снимая ответственность за жестокость и кровавость с конкретных европейских правителей того времени.

Иоанн (Джон) Безземельный

Действительно, чего вы хотите от безвременья, эпохи упадка и распада? Виновен не Карл Великий, приказавший зарезать в Венсеннском лесу 4,5 тысяч пленных саксов? Или Джон Безземельный, пытавший банкиров, вымогая у них денег? Или французские феодалы виновны ли в том, что замордовали собственных крестьян до потери инстинкта самосохранения и вынудили подняться на страшную Жакерию XII–XIV веков? И не крестьяне виновны ли в том, что разрывали они на части детей и сжигали живьем всякого рыцаря и всякого горожанина, попавшегося на их пути? Тут личная ответственность как бы стирается, потому что «эпоха была такая». Это не мы! Это Средневековье!

Сначала в понятие Средние, или Темные века входило время с VI по XI века. Потом верхняя планка плавно двинулась вверх… Средневековьем стали официально считать сначала время до XIII века… до XIV… до XV… А в сознании обывателей, далеких от исторической науки, даже XVI век, Реформация, как бы относятся к Средневековью.

И тогда все события этого времени тоже обезличиваются, стираются. Вроде никто уже не виноват в конкретных и ярких событиях! Ведь государственный деятель и военачальник выступают не сами по себе, а как «жители Средневековья». Время было такое! Они ни при чем!

Существуют огромные по значимости события, даже целые периоды истории, о которых все знают, но практически не задумываются о том, что же за ними реально стояло. Скажем, война гвельфов и гибеллинов в Италии – война сторонников светской власти Папы и сторонников Германского императора.

Папы объявляли себя наследниками апостола Петра, имеющими право на светскую власть в Италии. Германские императоры «Священной Римской империи германской нации» называли себя наследниками римских императоров.

Гвельфы и гибеллины резали друг друга три столетия. О чудовищной жестокости этой войны почти не помнят. Какие эльфы? Какие феи? Какие гоблины? – спросит любой студент. А если что-то и было неприглядное, то что тут можно поделать?

Средневековье!
Инквизиция?
Жгут «ведьм»?
Бароны грабят на больших дорогах?
Любой вооруженный режет кого попало?
Крестовые походы?
Так ведь Средние века… Средневековье…

В сознании просвещенного человека возникают характеристики многих негативных явлений, но не имена личностей, персонально ответственных за злодеяния, например, инквизиции или междоусобной войны.

Идеология самооправдания

В Средневековье политическая идеология существовала в религиозно-этической форме и развивалась усилиями богословов. Христианская мораль влияла на общественные отношения, она же и оправдала кровавые события того времени.

Фома Аквинский – философ XIII века

Фома Аквинский – философ XIII века, один из основных фигур всей средневековой философии и науки. Его книга «Сумма теологии» почитается до сих пор в католических странах. Фома обосновывает и оправдывает европейскую жестокость. Он полагает, что во избежание смуты надо подчиняться предписаниям, поскольку сохранение общежития основано на господстве и подчинении. Не исключено также, что произвольные действия правителя – зло, ниспосланное подданным за грехи, в любом случае сопротивление – грех.
Именно у Фомы Аквинского спорные и жестокие события обретают форму «здравого» смысла: «Если так происходит, то, значит, так надо!»

Ничего подобного нет на Руси. У нас те же века – с VII по XIII – это не «средние века» упадка и катастрофы. Это не «час быка», а утро. Россия в период европейского «темного средневековья» в целом переживает культурный рост и обретение прочной государственности. Моральной основой Российского государства становятся христианские ценности. Россия, конечно, как любое государство, переживала свои периоды смут и бунтов. Но эти события практически всегда имеют ярлык персонификации.

Мироощущение россиян окрашено в гораздо более радужные тона. И напрочь отсутствует мотив самооправдания, списывания грубости и жестокости на эпоху.
Современный европеец легко повторяет за Фомой Аквинским: «А иначе было бы еще хуже!» И всё в порядке. Ни малейшего чувства неловкости за жестокость и грубость предков.

Но тот же самый современный европеец убежден: русское Средневековье и вообще вся русская история как раз на редкость кровавые и злые! Как иллюстрация, например, – книга Джеймса Хэйли Биллингтона с чудесным названием: «Икона и топор». Это исследование написано одним из ведущих мировых специалистов по русской культуре, выпускником Принстонского университета, доктором в Принстоне и Оксфорде. Биллингтон хорошо знает русский язык, прошел стажировку в МГУ, читал лекции в Ленинградском университете.

Он уже был широко известен и уважаем в академических кругах к 1966 году, когда книга «The Icon and the Axe. An Interpretive History of Russian Culture» сделала его знаменитым. Книга сделала его непререкаемым авторитетом, экспертом буквально по всем сторонам русской общественной мысли, культуры и истории.
С 1987 года Биллингтон стал директором Библиотеки Конгресса США. По значимости это пост в Америке такой же почетный, как должность сенатора. Но сенаторов все время избирают и переизбирают, а Биллингтон остается на посту.

Несомненно, эта книга написана не врагом нашей страны. В ней чувствуется искренняя любовь и уважение к русскому народу и его истории. Тем удивительнее: автор всерьез считает, что в истории Руси естественным образом соединяются периоды поклонения и свержения авторитетов. Потому она такая и кровавая, страшная и жестокая, русская история: поставим мы на пьедестал кого-то, а потом свергаем и истребляем вчерашнего кумира со всеми чадами и домочадцами. А Европа?! Ну, в Европе, конечно же, ничего подобного не было!..
На примере книги Биллингтона хорошо видно, как уже современный Запад, как правило, оправдывая свою кровавость и жестокость, с удивительным упорством поддерживает миф о кровавости и жестокости русского народа.

Стереотип «русской кровавости»

О, эта страшная и кровавая история огромной, загадочной и мрачной страны… Мы и сами почти поверили страшным сказкам о Руси IX–XV веков.Спросите у любого мало-мальски сведущего европейца, да и россиянина, какие ассоциации вызывают у него слова «Русское Средневековье», – и получите в ответ полный джентльменский набор: плаха, залитая кровью, дыба в пыточном застенке, вороны над Лобным местом, опричники, похожие на персонажей современных «ужастиков» и тому подобные прелести. Было все это в нашей истории? Разумеется, было, чего уж тут отрицать…

Допрос.Дыба в немецком застенке

Вопрос – в каких количествах…

Нас так затюкали рассказами о нашей жестокости, что даже экскурсоводы на Красной площади рассказывают: мол, Лобное место служило для пыток и казней. А выражение «орать во всю Ивановскую» восходит к крику публично пытаемых и запарываемых кнутом.А это неправда.

Лобное место нужно было для возглашения указов Государей. До перестройки Красной площади в XVI веке указы Великого князя возглашались на Ивановской площади в Кремле. Выходил дьяк в малиновом кафтане, синих штанах, светло-коричневых сапогах, оранжевой шапке, с чернильницей и тубусом с гусиными перьями на боку, в окладистой бороде… и кричал, «орал во всю Ивановскую» указ Государя и Великого князя…

А вы так привыкли считать предков садистами, что поверили?! Ведь верят же, что стекала алая кровь Пугачева со товарищи, четвертованного прямо на белоснежном пьедестале Лобного места на Красной площади. Да и Красной она называется, потому что заливали ее веками кровью невинно убиенных… Такие вот сказочки.

Лобное место и виселица

А как обстояло дело с кровушкой и пыточной аппаратурой в просвещенных Европах? Неужели как-то иначе? Действительно, иначе, но не так, как думается среднему европейцу и отечественному интеллигенту, а пострашнее, чем у нас.
На площадях ВСЕХ европейских городов непременно красовалась виселица. И не всегда пустовала.

Пытки были совершенно обычным, нормальным способом вести следствие не только в мрачном Средневековье, но и в Ренессансных XV–XVI веках. Пыточные инструменты заказывали самым обычным ремесленникам, и они выполняли свою полезную работу, продавая членам муниципалитета готовые изделия.

Бытовые нравы… По законам практически всех стран Европы жена и дети рассматривались как СОБСТВЕННОСТЬ главы семьи. Не случайно же в английском языке само слово womаn (женщина) есть прямое производное от mаn (мужчина). А слово mаn означает одновременно и «мужчина», и «человек». А обращение к замужней женщине на английском и сейчас означает некую принадлежность мужу. Вовсе не «миссис такая-то», как переводим мы, согласно нормам русского языка. А «миссис такого-то».

Избиения жен и детей были совершенно обычным делом. В XVI–XVII веках священники стали подымать свой голос против бытовой жестокости, но их мало слушали.

Казнь Пугачёва. «Прости, народ православный»

Драки, поножовщина были такими обыденными явлениями, что это отразилось в обычаях. Взять хотя бы описанную Марк Твеном «чашу любви». Пили из нее по очереди двое. Оба держали чашу за рукояти, один из них снимал салфетку, а другой – крышку. Зачем такие сложности? А затем, что «в старые времена, когда нравы были суровы и грубы, мудрая предосторожность требовала, чтобы у обоих участников пира, пьющих из чаши любви, были заняты обе руки. Иначе могло случиться, что в то время, пока он изъясняется другому в чувствах любви и преданности, тот пырнет его ножом».


Казнь Пугачева. Гравюра. Фрагмент. XVII в.

Народ безмолвствовал

У феодального сословия нравы пытались ввести в какие-то рамки… Но и эти рамки таковы, что отдают какой-то прямо космической жутью. Многие ли поклонники сказок про короля Артура и благородного Ланселота знают, что во время рыцарского турнира победитель имел право убить (!) побежденного? Даже того, кто признал свое поражение и сдался? Даже истекающего кровью, лежащего без сознания раненого?

Акт убийства так и назывался – «удар милосердия». Было даже оружие, специально предназначенное для того, чтобы добить беспомощного человека. Оно называется стилет. Стилет – это длинный трехгранный или многогранный стержень на рукояти. У него нет лезвия, он не годится как замена кинжала, даже как ножа. Стилетом можно только заколоть.

В Европе считалось «правильным» и «благородным» вогнать раненому стилет или между пластинами панциря на груди, в сердце, или в глазницу, чтобы пробив глаз, стилет проходил бы прямо в мозг.

На фоне этого бытового, повседневного зверства уже не удивляют ни Крестовые походы, ни инквизиция, ни обыденная жестокость войн.

И костры с еретиками, и методы обращения язычников в христианство – все считалось целесообразным и правильным. Кстати, насчет язычников и еретиков – в России обращение с теми и другими было не в пример мягче, чем в Европе, по крайней мере, народу сожгли гораздо меньше (хотя, в отличие от Европы, дров было поболее – энергетическая сверхдержава как-никак).

Россия, в отличие от Европы, практически не знала религиозных войн. По сравнению с тем, что творилось в Германии, Нидерландах, Франции в XVI–XVII столетиях, все раздоры между никонианцами и староверами, а также гонения на стригольников, нестяжателей и прочих сектантов представляются просто какими-то «разборками» малышей в песочнице.

В 1618–1648 годах католики и протестанты резали друг друга совершенно в чудовищных количествах даже по меркам 1-й и 2-й мировых масштабных войн. В Германии за время Тридцатилетней войны было уничтожено около сорока (!) процентов населения, дело доходило до того, что в Ганновере власти официально разрешили торговлю мясом людей, умерших от голода, а в некоторых областях (христианской!) Германии было разрешено многоженство для восполнения людских потерь.

В России не было ничего подобного, и слава Богу!

И специального оружия, чтобы добивать поверженного противника, тоже не было.
И виселица не была непременным «украшением» средневекового русского города.
Но вот что интересно! Ни один русский ученый не написал пока книги «Мадонна и виселица», за что бы его сделали директором Российской государственной библиотеки и членом Академии наук.

А Биллингтон подобную книгу написал и главой Библиотеки Конгресса США стал.

В. Р. Мединский

No related links found