Меню Рубрики

Звук и буква Й. Правила переноса слов с буквой Й

Тема урока: Чтение слов с буквой «й».

Цели урока: - работать над техникой речи учащихся, её выразительностью;

Продолжить знакомство со звуком [й];

Формировать навык чтения;

Развивать познавательные интересы детей;

Реализовывать задачи нравственного воспитания

Учить детей работать в группах

Оборудование: слоговые таблицы, схемы, рисунки предметов,

изображения героев передачи, карточки с вежливыми словами

и с пословицами, картинка с ребусом, карточки с заданиями,

Ход урока.

1. Оргмомент. Прозвенел звонок

На второй урок

Не будем лениться

А будем учиться (дети хором)

Сейчас, ребята, у нас урок чтения, на котором мы будем учиться чему?

Играть и обсуждать! (дети хором )

2. Разминка. 1) дыхательная

2) речевая ммм, ллл, ннн – плавно и протяжно;тихо-

3) - а – о – у – ы – и - на выдохе

Какие это буквы? Почему?

Какая буква лишняя? Почему?

Назовите звуки, обозначающие мягкость.

4) -з – п – к – т – ч -

Какие мы назвали звуки? Почему?

Какие могут быть согласные звуки?

Какая буква здесь лишняя? Почему?

5) - за – зо – зу – зы – зи – зе - зя

- заз – зоз – зуз – зыз – зиз – зез – зяз

Произносим плавно,

Произносим отрывисто

6) Чистоговорки:

за - за – за – на дворе гремит гроза!

зу – зу – зу - ты слышал ту грозу?

зы - зы - зы - не боимся мы грозы!

зи - зи - зи - нам пальцем не грози.

7) Работа над скороговоркой:

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Прочитайте по слогам: глазами, губами, шёпотом,

тихо, громко

Прочитайте целыми словами: шёпотом, тихо, громко

Кто скажет чётко, громко, быстро?

8) Работа над выразительностью речи:

(спокойно): К нам пришла Весна.

(спросим): Что, Весна, ты принесла?

(спокойно): И ответила Весна:

(воскликнем): Принесла я вам, ребятки,

Лейки, грабли и лопатки! (Рисунки предметов )

Найдите к данной схеме соответствующую картинку:

Какой звук слышим в середине слова? (й )

Какой буквой обозначается этот звук?

3. Работа по теме

Сегодня будем читать слова с этой буквой. Наша гостья на уроке - буква Й, эта буква есть в названии вашей любимой передачи, которую смотрите перед сном по телевизору. Как же называется эта передача? (показывается напечатанное название , дети читают )

Сегодня у нас в гостях будут герои этой передачи. Кто они? (изображения или куклы )

(Степашка, Филя, Хрюша, Каркуша)

Они хотят напомнить вам о чём-то очень важном. Давайте прочитаем:

(Степашка) Д О Б Р Ы Й Д Е Н Ь!

Произнося эти слова, мы желаем всем окружающим, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.

(Филя) З Д Р А В С Т В У Й Т Е!

Это слово очень старое. Оно связано со словом д е р е в о. Когда-то давно, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

(Хрюша) С П А С И Б О!

Доброе, волшебное слово благодарности. Народная мудрость гласит:

ДЕВОЧКА СПЕСИВА, НЕ СКАЖЕТ СПАСИБО.

Школьная мудрость говорит:

КИСЕЛЬ В СТОЛОВОЙ ЕШЬ, А СПАСИБО ГДЕ Ж?

(Каркуша) П О Ж А Л У Й С Т А!

Тоже волшебное доброе слово. Его мы произносим в ответ на спасибо, и тогда, когда просим о чём-нибудь. Вежливый человек произносит это слово много раз в день.

А какие ещё вежливые слова вы знаете?

Итак, проверим, как вы запомнили эти вежливые слова:

1.Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого …

«листочки» «цветочки» «ягодки»

Хором заканчивают - составляют из - печатают в тетра

фразу слогов эти слова дях эти слова

2.Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …

3. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …

4. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, …

5. Когда нас бранят за шалости,

Говорим …, … .

6. И во Франции, и в Дании

На прощание говорят … .

4. Физминутка. Игра «Пересадки»

Назовите слова с - й.

(кто называет слово, пересаживается на другое место; кто больше пересадок выполнил)

5. Самостоятельная работа.

(на карточках) - Составьте из данных - Составьте из

Найдите в тексте слогов слова, напеча - данных частей

слова с - Й-, тайте их в тетради пословицы и

подчеркните, зай-, - ка, по-, - пу-, поговорки:

прочитайте - гай, воро - , -бей, май-, 1.Холода не бойся,

Ка, соло-, - вей, чай-, по пояс мойся.

Ка, му-, - ра, - вей 2.Не имей сто рублей,

а имей сто друзей.

3.Новых друзей

а старых не теряй.

4. Сам смекай, где берег,

где край.

6. Проверка самостоятельной работы.

7. Физминутка Аист, аист, длинноногий

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

После правою ногой,

После левою ногой.

Вот тогда придёшь домой!

Назовите из текста физминутки слова с -й.

8. Закрепление изученного материала.

«листочки» «цветочки» «ягодки»

(чтение слов с Игра «Доскажи Ребус

по таблице с словечко» по картинке:

учителем) - напечатайте эти с Ч над морем я летаю,

слова в тетради. с Г в машине нахожусь,

1.Всех на свете он добрей с М тебя я одеваю,

Лечит он больных зверей, с Л собачкою зовусь,

И однажды бегемота с С можешь в булочной

Вытащил он из болота купить,

Он известен, знаменит с Ш в бане себя помыть.

Это доктор …

2.Я весь день ловлю жучков, - Напечатайте данные

Уплетаю червячков. слова в тетради.

В тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый …

3. Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся? …

4. Кто без нот и без свирели

Кто же это? …

9. Итог урока.

Чему учились на уроке?

Что понравилось?

(В ходе урока дети за работу получают «капельки»)

Кто на уроке получил больше всех капелек?

Прозвенел звонок

Закончен урок

Пойдём отдыхать

Сил набирать! (дети хором )

Урок разработан и проведён учителем начальных классов

Никитиной Софьей Михайловной

Урок обучения чтению в 1 классе.

Тема: чтение слов и предложений с буквой «й»

Цель: формировать навык чтения слов и предложений с буквой «й»

Задачи:

образовательные:

Повторить гласные и согласные звуки, закрепить парные согласные;

Закрепить умение выделять звук[i] на слух и при чтении;

коррекционно-развивающие:

Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас детей;

Развивать и корригировать речь путем полных ответов на вопросы учителя, построения грамматически правильно оформленных предложений;

Развивать мышление на основе работы с предложением и текстом;

Корригировать внимание, память на основе игровых упражнений со словами;

Совершенствовать точность зрительного и фонематического восприятия;

воспитательные:

- формировать коммуникативные умения (умение внимательно слушать учителя и друг друга) через организацию беседы и игровых ситуаций.

Оборудование: книга «Букварь» под ред. В.В.Воронковой компьютер, проектор, буквы с картинками.

Ход

I.Организационный момент. Психологический настрой:

Ребята сегодня у нас необычный урок, потому что на урок к нам пришли гости.

Как нужно встречать гостей? (с улыбкой, хорошим настроением)

Давайте сегодня на уроке покажем все,что умеем, чтобы оставить у наших гостей хорошее впечатление.

II. Повторение.

1)назвать буквы. (Ученики по очереди называют слова, один ученик у доски, показывает букву с которой начинается названное слово.)

2) Слайд 2

Ребята, к нам пришло письмо.Оно от королевы Грамоты. Она приглашает посетить Страну Грамоты.

Слайд 3 Посмотрите, ворота в Страну Грамоты на замке! Конечно попасть в эту страну может только тот, кто много знает. Ворота откроются, если правильно ответите на вопросы.

3) Слайд 4

Что мы слышим звуки или буквы?(звуки) П о щелчку мыши появляется правильный ответ.

Слайд5

Назовите гласные в слове «утка» (у, а) После ответов детей

Слайд 6

Назовите лишнее слово «кошка», «зима», «собака», «корова» (зима)

Почему это слово лишнее? Посмотрите правильный ответ. По щелчку мыши появляется правильный ответ.

Слайд7

Назовите согласные звуки в слове «зима» (з,м) Верно. По щелчку мыши появляется правильный ответ.

Слайд8

Парные согласные потеряли свою пару, помогите им найти друг друга. Дети называют пары согласных, затем учитель показывают как буквы «нашли друг друга» По щелчку мыши появляется каждая пара.

Слайд 9

Слово рассыпалось, соберите его. (лайка) Если дети затрудняются сразу ответить, учитель нажимает мышь,появляется изображение собаки затем,по щелчку, одна из букв становится на место и т.д. Дети убеждаются в правильности ответа, прочитав получившееся слово.

Слайд10

Слово рассыпалось, соберите его. (зайка) Если дети затрудняются сразу ответить, учитель нажимает мышь,появляется изображение зайца,затем,по щелчку, одна из букв становится на место и т.д. Дети убеждаются в правильности ответа, прочитав получившееся слово.

III.Проверка домашнего задания.

Где вам встречались эти слова? (В тексте домашнего задания)

Слайд 12

- Как называется текст домашнего задания? Откройте изображенную страничку, прочитайте текст.

Двое учеников читают текст по очереди, остальные ученики читают хором слова прямой речи.

IV.Физминутка.

А сейчас я задам вам вопросы, ответы на них вы мне не скажите, а покажите.

Как живете?

Как идете?

Как бежите?

Как спите?

Как берете?

Как даёте?

Как молчите?

Как грозите?

Как сидите?

Слайд 13

Как отвечали? по щелчку появляется ответ «отлично»

V. Страна Грамоты слайд 14 Мы на все вопросы ответили, посмотрите перед нами открываются ворота в Страну Грамоты. П о щелчку открываются ворота,ещё по щелчку появляется слайд15

Посмотрите в стране грамоты тоже есть города. Это Город Звуков и букв, Город слов, Город предложений и Город текстов.

VI.Работа со звуками и буквами.

- Как вы думаете кто живет в Городе букв и звуков?(звуки и буквы)

- Давайте проверим Учитель щелкает мышью по изображению города, открывается слайд

Слайд16

Расставьте предметы на полочки, так чтобы они соответствовали букве, с которой начинаются. Учитель выслушивает ответы детей, затем по щелчку предметы встают на нужные полочки, начиная с буквы «а»Один щелчок -одна картинка.

-«А» арбуз, аквариум

«М»-микрофон, малина, мороженое

«С»-слон, самолет, сумка.

Учитель нажимает на зеленую стрелку, чтобы перейти к слайду 17

Слайд 17

На первую полку поставьте предметы, которые начинаются на «й», на вторую-«й» в середине слова, на третью «Й» в конце слова.

1-йод, йогурт

2-гайка, лейка

3-муравей, клей.

Учитель выслушивает ответы детей, затем по щелчку предметы встают на нужные полочки, начиная с нижней полки. Один щелчок -одна картинка.

VII.Работа со словами. « Город слов»

Ребята, как вы думаете, кто живет в этом городе? (слова)

Учитель щелкает мышью по изображению города, открывается слайд18

Слайд 18 чтение слов по схемам. П ереход к слайду19 - щелчок

Слайд19 чтение столбиков слов

зимой сарай

домой попугай

сухой давай

Хоровое чтение;

Чтение по порядку;

Чтение вразброс;

Выборочное чтение:

1.прочитайте слово, которое обозначает строение; (сарай)

2.прочитайте слово, обозначающее название птицы; (попугай)

3.слово противоположное слову «мокрый»(сухой)

Игра «день-ночь» (когда учитель говорит «ночь», дети закрывают глаза, одно слово исчезает, «день» - дети открывают глаза и говорят, что изменилось.) Слова появляются и исчезают по щелчку.

Учитель нажимает на зеленую стрелку, чтобы вернуться к слайду 15

VIII Физминутка.

В стране Грамоты не только учатся, но и умеют отдыхать и веселиться. Давайте тоже отдохнем и выполним физминутку. У читель щелкает по танцующим детям на слайде. Открывается слайд 2 0

Учитель показывает движения, а дети повторяют за ним под песню «Учат в школе»

Учитель нажимает на зеленую стрелку, чтобы вернуться к слайду 15

IX Работа с предложениями.

- А теперь посмотрим кто жители города предложений?

«Город предложений» Учитель щелкает мышью по изображению города, открывается слайд21

Слайд 21-22 составить предложения из слов.

Маша пошла домой.

Саша поймал Мишу. Учитель выслушивает ответы детей, затем по щелчку слова встают в нужном порядке. Один щелчок –одно слово,одна картинка.

Учитель нажимает на зеленую стрелку, чтобы вернуться к слайду 15

X.Работа с текстом.

- Остался последний город. Это город текстов . Давайте узнаем, какие тексты в нем живут. Учитель щелкает мышью по изображению города, открывается слайд23

слайд 23

Чтение текста Тай.:

1)Работа с иллюстрацией.

Как вы думаете, кто такой Тай?

2)чтение по цепочке;

3)вопросы по содержанию:

Как зовут хозяина Тая?

Кого хотел поймать Тай?

Кого поймал?

Почему так получилось?

4)чтение по эстафете.

5)-Как относится хозяин к своей собачке?

Почему?

XI Гимнастика для глаз.

Очень долго мы читали

Глазки у ребят устали

Посмотрите все в окно

Ах как солнце высоко

Мы глаза сейчас закроем,

В небе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

жмурься сильно, но держись.

XII Самостоятельное чтение текста. Переход по зеленой стрелке.

Слайд 24

1) подготовка к чтению:

Ребята, вы знаете, что домашние любимцы бывают не только собаки, такие как Тай, но и птицы. Какую птицу люди чаще всего держат в квартире? Э та птица даже может научиться говорить.(попугай)

Попугаи- одни из самых красивых птиц на планете. Оперение у них очень красочное. Попугаи подражают речи человека и голосам других птиц. Эти птицы водятся в жарких странах. Многих из них люди приручили, и теперь они - любимые домашние питомцы городских жителей, особенно волнистые попугайчики.

2)самостоятельное чтение.

Прочитайте рассказ «Хороший попугай» и узнайте как звали попугая и что он умел делать.

3) повторное чтение по цепочке.

Учитель нажимает на зеленую стрелку, чтобы вернуться к слайду 15

XIII Итог урока.

1)Что мы сегодня на уроке делали? В какой стране побывали? Какие города посетили?

2) Переход по зеленой стрелке. Слайд 25

Посмотрите нам пришло еще одно письмо!

Оценивание учащихся.

3) Переход по щелчку. Слайд 24 Найдите эту страницу в учебнике.

Домашнее задание.

4) Слайд25 Спасибо за внимание.


Звук и буква «й» в середине слова

(интегрированный урок чтения и развития

сенсорных и психомоторных процессов

учитель высшей квалификационной категории

педагог-психолог высшей квалификационной категории

Пояснение к уроку.

Интегрированная система коррекционно-развивающих занятий в нашем образовательном учреждении построена на технологии комплексного подхода в обучении детей с выраженными комплексными нарушениями, которая направлена на глубокую дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса, что способствует решению комплекса педагогических, психологических, дидактических, логопедических , воспитательных задач. Речевое развитие детей рассматривается здесь как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций, навыков общения детей. Преемственность в коррекции нарушений у детей предполагает поэтапное усложнение поставленных задач в соответствии с развитием их практического опыта, обязательного личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей, что позволяет добиваться позитивных изменений в развитии и формировании учебных навыков. Данный урок взят из системы уроков по формированию навыков чтения и развитию сенсомоторных навыков у детей с выраженными комплексными нарушениями в развитии.

Метод круга применяется на каждом уроке и является продуктивной формой обучения детей с ОВЗ, который направлен на стимуляцию сенсорного восприятия, тактильного взаимодействия; активизацию зрительного и слухового внимания; развитие эмоционально-волевой деятельности и подражания. Основная цель круга – формирование произвольной регуляции деятельности и развития речи, навыков общения. Для расторможенных детей – это опора для организации своего поведения; с низкой активностью - стимулирование к участию в общем действии; с нарушением общения – осознание себя как школьника.

Цели урока:

Формирование навыка чтения буквы й в середине слова.

Задачи:

Образовательные

- закрепить произношение звука й

Формировать умение определять место звука в слове

Отработка чтения слов с Й в середине, предложений с этими словами

Коррекционно - развивающие

Развивать зрительно-пространственную ориентацию

ИКТ – средства: иллюстративный материал.

Технологии:

Личностно-диференцированная

Здоровьесберегающая

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Педагог - психолог. Психологическая готовность к уроку (проводится в круге)

Создание положительного эмоционального настроя

Развитие умения согласовывать свои движения

Умение слушать инструкцию

Развитие произвольности

Развитие тактильных ощущений

1 . Упражнение – приветствие «Здравствуй!» (Дети закрывают глаза руками и далее действия выполняются соответственно тексту.)

Здравствуй, Катя… (психолог приветствует каждого ребёнка с помощью прикосновения ладошкой к ладошке). Все здесь!

2. Упражнение на мышечное расслабление.

1,2,3,4,5 начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте,

и за мною повторяйте.

Плечи вверх мы поднимаем,

а затем их опускаем.

А теперь посмотрим вниз,

мышцы шеи напряглись.

А я вам сейчас скажу

и при этом, покажу:

Руки вперёд, в кулачок,

разожмём и на бочок.

Возвращаемся обратно – расслабление приятно.

Ну, ребята, не зевайте,

живую пирамиду

из ладошек составляйте

(упражнение «Живая пирамида»).

3 . Гимнастика для пальчиков «Дом на лужайке».

Стимулирование речевых областей

Стабилизация внимания

Развитие мелкой моторики

Координации мелких движений.

На лужайке дом стоит

На замочек дом закрыт.

Мы замочек отопрём

Дружно в домик тот войдём.

– все у домика опять.

(Дети подходят к доске, где расположен наглядный дидактический материал «Домик гласных».)

4. Дыхательная гимнастика .

Задание: поднести цветок к носу и вдохнуть аромат цветка, а на выдохе произнести гласные звуки с опорой на «Домик гласных». (Выполняется стоя у доски с индивидуальным макетом «цветок - одуванчик» в руках.)

Формирование концентрации внимания

Предупреждение утомления

Способствование улучшению самочувствия ребёнка.

III. Опрос – повторение.

Учитель :

1. - Какие пели звуки?

Какой звук последний? (И)

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

1 . Упражнение на внимание и восприятие.

Послушайте двустишие и подумайте, как И превратилась в букву Й:

Чтобы Й не спутать с И,

Сверху галочку пиши.

(всем раздаётся галочка – элемент буквы из магнитной азбуки).

Послушайте, как произносится Й. Какой это звук? В каком домике живёт, в красном или синем? (Внимание на дидактический материал.)

2. Словарная работа по материалу прошлого урока.

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Зайка под кустом сидит

И ушами шевелит.

Зайке скучно стоять

Надо зайке поскакать.

Зайке скучно сидеть

Надо лапки согреть.

Кто – то зайку напугал,

Зайка, прыг и убежал.

2. Дидактическая игра «У куста»(с персонажами рассказа «Зайка и лайка»).

Подготовка к восприятию рассказа

Формирование пространственных представлений с помощью предлогов в, на, под, у, около;.

Отработка навыков по употреблению и дифференциации предлогов на практическом материале по инструкциям:

Встаньте вместе за кустом;

Посмотрите на куст;

Кто спрятался в кусту?

Встаньте у куста;

Скажите по-другому: мы стоим у куста (около, рядом);

Посадите зайца у куста, собаку – за кустом и т. д.

VII. Работа по букварю..

1. Чтение у чителем рассказа «Зайка и лайка»

У кус-та зай -ка. За кус-том со-ба-ка лай -ка

- Зай -ка, у-хо-ди, а то лай -ка у-ви-дит!

Зай -ка в кус-ты. А лай -ка на кус-ты: гав! гав!

- Про кого рассказ?

2. Речевая разминка (чтение с доски)

и - й ку – кус то – том ди – дит

3. Хоровое чтение рассказа по абзацам с комментариями.

Что делает зайка? Лайка?

4. Отработка чтения по цепочке. (Читающим детям выдаются пронумерованные, напечатанные предложения из рассказа с учетом их индивидуального темпа чтения. Нечитающие дети выполняют индивидуальные задания: печатание й в тетрадке, обводка буквы й в тексте. Отметить хорошее чтение рассказа детьми)

5. Беседа по содержанию текста с опорой на детские игрушки, находящиеся у куста.

Про кого предложение? Где зайка?

Про кого предложение? Где лайка?

Куда прыгнул зайка?

На что лаяла лайка?

Как вы думаете: зайка был у куста, а оказался в кустах, почему? (Спрятался от лайки).

6. Закрепление. Упражнение на внимание «Буква заболела».

Прочитайте слова: ЗАИКА ЛАИКА МАИКА.

Что изменилось? Какая буква «заболела»?

Попросим Айболита или сами вылечим букву? Давайте вместе с Айболитом вылечим букву! (Дети должны подставить птичку над буквой И.)

Дети, в имени Айболит есть звук й? Вот ещё одно слово со звуком й в середине слова. Запомните его: Айболит! Молодцы!

VIII. Итог урока(в круге, около куста).

Айболит хвалит Вову, Катю….

За что он хвалит Вову, Катю..?

Что делали Вова, Катя … на уроке?

За хорошую работу он прописал вам витамины. Где они? (Дети ищут витамины под кустом.)

Спасибо детям за работу, спасибо доктору Айболиту за вкусные витамины!

Урок русского языка в начальной школе (2 класс, I четверть) по теме: «Перенос слов с буквой й в середине слова»

Составитель: Мещерякова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 108 Советского района городского округа город Уфа РБ

Методические рекомендации:
Разработка данного урока по русскому языку для 2 класса, ориентирована на работу по учебнику автора А.В. Поляковой «Русский язык 2 класс»
При разработке урока поставлены задачи:
- образовательная: формировать умения переносить слова с буквой й в середине слова.
- развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук; фонематический слуха, внимание.
- воспитательная: повышать мотивацию учебной деятельности, воспитывать самостоятельность при выполнении упражнений для закрепления.
Первый этап урока - мотивационная беседа, минутка чистописания и словарно – орфографическая работа.
Второй этап урока подготовительный - этот этап включает задания по актуализации опорных знаний.
Третий этап урока – изучение нового материала и первичное закрепление умений и навыков.
Четвертый этап – подведение итогов урока. Рефлексия. Подготовка к выполнению домашнего задания
Домашнее задание дается в конце урока по аналогично выполненным заданиям во время урока.

Аннотация к уроку:
Данный урок рассчитан на учащихся вторых классов составлен в соответствии с учебником при использовании ИКТ (презентация), что способствует развитию интереса у детей к предмету русского языка, т.к. известно что информация воспринимается лучше если она услышана и увидена. Урок направлен на решение образовательных задач, формирование устойчивой мотивации и познавательных интересов учащихся.

Тема: «Перенос слов с буквой й в середине слова»

Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: развитие умения делить слова на слоги; обобщение правил переноса слов с буквой й; формирование умения переносить слова.
Оборудование: мультимедийная доска, персональный компьютер; доска, мел, учебник, текст теста.
ИКТ на уроке: презентация
Этапы урока:
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания
3. Словарно-орфографическая работа
4. Актуализация опорных знаний
5. Изучение нового материала
6. Физкультминутка
7. Первичное закрепление
8. Закрепление пройденного материала
9. Подведение итогов
10. Постановка домашнего задания

Ход урока:

1. Организационный момент
Здравствуйте, сегодня мы с вами отправимся в царство знаний Русского языка.

2. Минутка чистописания
Буквы можем мы читать
И в тетрадку записать.
В алфавите, посмотри,
Их всего лишь 33.

(в алфавите зеленым цветом выделены буквы А, З, И, Й, К, Ч).
Задание: Из выделенных букв составьте и назовите слово (Зайчик)
Звуков целых 42!
Ах, кружиться голова.
Какие они разные:
Гласные, согласные!

Задание: назовите согласные из слова, которые всегда мягкие. ([й], [ч])


Минутка чистописания:
Вариант 1. Прописывает строчную букву й.
Вариант 2. Прописывает заглавную букву Ч.

3. Словарно-орфографическая работа
От какого слова произошло уменьшительно-ласкательное слово зайчик? (Заяц)


Написание какой буквы в этом слове нужно запомнить? Почему? (Буква Я. Потому что мы слышим [й][э], а пишем Я.)
Запишите слово в тетради.
Подчеркните букву Я. Поставьте ударение.

4. Актуализация опорных знаний
Какими качествами наделен заяц в русских народных сказках? (Трусливый, косой, серый)


Подберите к данным словам антонимы
Запишите их, разделяя на слоги.
Посмотрите на экран, проверьте себя (Храбрый, прямой, белый)


Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Сколько слогов в слове ЗАЯЦ? (Два.)
Запишите это слово, разделяя знаком переноса (За-яц)
(Один ученик к доске)

5. Изучение нового материала
А как мы перенесем слово ЗАЙЧИК?
Посмотрите на экран и выберите вариант правильного ответа


Откройте учебник на странице 34 и прочтите правило. (Букву й нельзя отделять от стоящей впереди буквы)
Какой вариант переноса слова ЗАЙЧИК верный? Почему? (ЗАЙ-ЧИК, потому что й нельзя отделять от слога)
Запишите в тетрадь.


Сверьте запись в тетраде и на доске.
Прочитаем еще раз правило


Назовите тему нашего урока. (Перенос слов с й)

6. Физкультминутка
Я буду называть слова, если слово можно перенести – вы приседайте, а если нельзя – делайте наклон вперед:
аист, медведь, лиса, кот, цапля, мышь, волк, жук, коза, петух, лошадь.

7. Первичное закрепление


На какие 2 группы разделены слова? (Двусложные и многосложные.)
Выберите слова, которые подходят к нашей теме и запишите в тетради их со знаком переноса.
Работаем по цепочке.

8. Закрепление пройденного материала
Работа по учебнику. Упражнение 68 страница 34. Взаимопроверка.

9. Подведение итогов

Чему вы научились сегодня на уроке?
Что нужно помнить, чтобы правильно переносить слова с буквой й?

Перед вами лежит тест. В каждом вопросе выберите только один верный ответ, букву верного ответа записывайте в тетрадь в строчку.
Тест
1. При переносе буква й….
М) остается со слогом на строке;
Н) переносится на другую строку.

2. Выберите верный вариант переноса слова шейка:
А) ше-йка;
О) шей-ка.

3. В какой из строчек верно дана фонетическая характеристика звука [й]:
Л)согласный, мягкий, звонкий;
М)согласный, мягкий, глухой.

4. Выберите синоним к словосочетанию «родимый край»:
О)Отчизна;
У)чужбина.

5. Сколько звуков в русском языке?
Г) 33;
Д)42.

6. Выберите строку, в которой перечислены трехсложные слова:
А) поляна, дерево, цветок;
Е) дерево, облако, небосвод.

7. Тема нашего урока:
Х) перенос слов;
Ц) перенос слов с й.

Ребята выполняют тест, записывая в тетради только букву правильного варианта. Получают слово МОЛОДЕЦ!

10. Постановка домашнего задания
Домашнее задание

И снова для вас рубрика учим буквы . Как вы правильно догадались сегодня у нас согласная буква «Й» . Почему согласная? А произнесите звук. Ну как легко проходит звук? Конечно же, преграды встречает, мешает язычок и зубы.

В начале слова этот звук встретишь ты не так часто, зато в середине и в конце слова сколько угодно. Вот и начните с того, придумайте слова со звуком «Й». Выложите или вылепите букву.

Я лишь предлагаю вам в помощь практический материал : художественное слово , игры , скороговорки, загадки .

Буква «Й»


Веселые стихи

Йод хороший, йод не злой.

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» –

Чуть завидев с йодом склянку.

Йод порой, конечно, жжет,

Но быстрее заживет

Йодом смазанная ранка.

В. Лунин

Летает над калиткой птица,

Но на калитку не садится.

Е. Тарлапан

У меня игла и нить,

Я учусь у мамы шить.

Если пальчик уколю,

Йодом ранку я залью.

Ой-ой и Ай-ай

– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –

Я, мой друг, совсем большой!

– Ты пойди-ка, погуляй,

Все пройдет! – сказал Ай-ай.

Г. Виеру

Потому что запятая

На ее плечах сидит.

В. Кожевников

Йог Ивану бы помог,

Да живет за морем йог.

Скороговорка

Огорченная сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Пословицы и поговорки

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2. Новых друзей наживай, а старых не теряй.

3. Холода не бойся. По пояс мойся.

Игры

Игра «Кто больше».

Придумайте слова со звуком [й] в начале (йод, йог, йота), в середине (майка, лейка, змейка), в конце слова (май, чай, край).

Игра «Превращение слов».

Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждение к действию: стоит (стой ), моет (мой ), строит (строй ), поёт
(пой ), решает (решай ), играет (играй ), повторяет (повторяй ), плавает (плавай ), думает (думай ).

Игра «Где звук».

Учитель предлагает детям определить позицию буквы «й» в словах: сильный, жокей, шайба, йод, линейка.

Игра «Узнайте звук».

Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [й] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.

Игра «Доскажи словечко» .

Игра «Любопытный».

– Как тебя зовут? (Андрей.)

– Что ты любишь на завтрак? (Яйцо.)

– Какой вид транспорта предпочитаешь? (Трамвай, троллейбус.)

– Куда любишь ходить в выходной? (В музей.)

– Во что ты набираешь воду, чтобы полить цветы? (В лейку.)

– Какой фрукт ты любишь? (Айву.)

– Какой напиток ты любишь? (Чай.)

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы в слова:

ша – ба, геро –, трамва –, изуча – те.

Игра «Превращение слов».

1. Вставьте пропущенные буквы в слова:

О т в е т: майка, гайка, зайка, лайка, шайка;

лейка, рейка.

2. Измените каждое слово так, чтобы в нем была буква «й».

Строитель (стройка ), лить (лейка ), заяц (зайка ), читатель (читайте ), зима (зимой ).

Игра «Занимательные модели».

Составьте слова по следующим моделям.

1. – – й (Май, лай, чай, вой, бой.)

– – й – – (Майка, майка, чайка, сойка, гайка.)

2. – – ай (Край.)

– – – ай (Сарай, лишай.)

– – – – ай (Обычай, случай.)

– – – ей (Музей, лицей, жокей, пырей.)

Загадки

Ну вот мои дорогие, ваши практические советы пополнились еще одной буквой, это буква «Й» .