Меню Рубрики

Загадка про цифру 7 для детей короткие. II

Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.

Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 1 класса
Пособие по Моро М.И. Пособие по Петерсон Л.Г,

Знакомимся с числом и цифрой 7

Слышите! Звенит звонок!
Это начинается урок.
Мы с вами в путь сегодня отправляемся
В страну, что "Математикой" называется.
Живут там числа и математические знаки.
Они нам многое смогут рассказать.
Главное, нужно внимательно слушать и запоминать.

Вместе с нами в страну Математики отправляются Умный Гном и Маленький Лисёнок.
"Я так хочу учиться, - сказал Маленький Лисёнок Умному Гному, - Вот только не знаю, смогу ли я".
Ребята, поможете Лисёнку? Итак, мы отправляемся. Все готовы в путь? Ручки, карандаши, тетрадки, учебники никто не забыл?

Потренируемся в счете до 7

Посмотрите на картинку и скажите, каким по счёту будет голубой квадрат, зелёный квадрат, красный квадрат, красный круг, жёлтый круг, красный круг?


Посмотри на картинку и посчитай, сколько всего квадратов, кругов, треугольников на ней изображено? Составьте и запишите неравенства.


Посмотрите на эту картинку и запишите цифрами количество котят, которое вы видите.


Вы не смогли записать количество котят на последней картинке? Не беда. Сегодня отправляемся в гости к цифре и числу

Давайте вспомним все числа, которые мы знаем.



Посмотрите на картинку и скажите, какие числа попали не в свой домик?



Вы заметили, что один домик пустой? А это потому, что её житель ждёт нас в гости и встречает нас у порога. Как его зовут?

Правильно, это цифра СЕМЬ.

Я семёрка удалая.
Среди чисел озорная.
Без меня никак нельзя.
Посмотрите-ка вокруг,
Вы увидите, что я права.

Посмотрите, где число 7 находится на числовой линейке?


Все числа, которые находятся слева от числа 7, меньше, а справа от числа 7 - больше.


Подумайте, где мы найдём семёрку?

Коса похожа на СЕМЕРКУ.
когда косарь идёт на луг,
Он берет ее с собой.

Посмотри на кочергу.
Ей бабушка в печи угли ворошит.
Если встанет вверх ногами,
То СЕМЕРКА будет с нами.

Братьев этих ровно СЕМЬ.
Годами равные, а именами разные.
Они известны всем.
Каждую неделю кругом
Братья ходят друг за другом.
Как только последний брат прощается,
То первый брат снова появляется.

Приказало солнце:
"Стой,
Семицветный мост - дугой!".
По тебе я погуляю
И до звёзд рукой достану.

Семь ребят на лесенке

Заиграли песенки.
Ведь без них никак нельзя:
Ни мелодию послушать,
Ни симфонию сыграть.

Подумала Семёрка и сказала:
Хочу, как птица в небо улететь.
Подумала и бумерангом стала.
Что можно ей ещё хотеть?

Ночью звёздной,
Ночью тёмной посмотри на небо.
Ты увидишь семь прекрасных ярких звёзд.
Называют их ковшом
или "Медведицей Большой".

Пословицы и поговорки про цифру семь:

  • Семь бед один ответ.
  • Семеро одного не ждут.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Один с сошкой, семеро с ложкой.
  • Семь пятниц на неделе.

Попробуем решить примеры, которые умный Гном задал Лисёнку.

Поставьте нужный знак.Какая запись здесь лишняя?

Приходящие в страну Математики обязательно решают задачи. А вы справитесь с решением? Помогите Лисёнку.

На лужайке во дворе
Шесть щенят играют в прятки.
Мама-лайка ищет их.
Ты попробуй сосчитай-ка:
Сколько во дворе собак?



Дружно муравьи живут.
И без дела не снуют.
Два - несут травинку.
Два - несут былинку.
Три - несут иголки.
Сколько их под елкой?

К Лисёнку на день рожденья
Пришел в гости весь лесной народ:
Ежик, Медвежонок, маленький Енот,
Заяц, Белка и Барсук.
И последний Тигр - друг.
Посчитай-ка поскорей:
Сколько было всех гостей?

Молодцы, я знала, что вы быстро справитесь с задачами. А теперь давайте вспомним, что мы сегодня узнали на уроке?
Мы познакомились с числом СЕМЬ.
Вспомнили неравенства, решили сложные задачи и примеры.


Вот и пролетел урок.
Слышите! на перемену звенит звонок.
Мы немного отдохнём
И снова в страну Знаний путь начнём.

Марина Сергеевна Гапоненко
Открытое занятие по ФЭМП на тему «Число 7. Цифра 7» для подготовительной к школе группы

Занятие по ФЭМП

в подготовительной к школе группе

на тему «Число 7 . Цифра 7

Цель : активизировать мыслительную деятельность, формировать интеллектуальные способности (память, логическое мышление,

Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7,

Знание состава числа 7 ,

Закрепить умения называть последующее и предыдущее число цифре 7 , обозначать его цифрой ,

Умение сравнивать цифры между собой ;

Формировать умение называть цифры не по порядку .

Воспитывать интерес к математическим занятиям , дружеские взаимоотношения между детьми.

Приоритетная образовательная область : «Познание»

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Здоровье» , «Труд» .

Виды деятельности : познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.

Задачи интегрируемых образовательных областей

Коммуникация

развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление

активизировать словарь детей.

Социализация

воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Физическая культура

продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе.

убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Методические приемы.

1. сюрпризный момент;

2. художественное слово;

3. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок, толкование пословиц;

4. самостоятельная работа на карточках;

5. индивидуальные и хоровые ответы;

6. счет вслух;

7. работа с пособиями,

8. поощрение и похвала детей

9. показ наглядных пособий в презентации.

Развивающая среда, материал :

Презентация к занятию , иллюстрации с изображением пословиц, чудес света, раздаточный материал (счетные наборы, цифры , карточки трехполосные, фасоль, горох, камешки, счетные палочки и др.

1. Воспитатель :

Сегодня к нам в гости пришла цифра . (слайды с различным изображением цифры 7 ) .

На крыше флаг. Смотрите все!

Ведь он похож на цифру семь (А Тонких, Д Стогова)

Цифра семь ! Цифра семь !

Цифра легкая совсем !

Я косу принесу

И срисую ту косу.

Семь точно острая коса.

Коси коса пока остра. (Г. Виеру)

Так скажите, на что похожа цифра семь (Ответы детей) .

2. Воспитатель :

Хотите отправиться в путешествие? Путь предстоит нелегкий и на пути вас ждет много интересных заданий. Чтобы нам с вами сегодня отправится в путешествие для поиска Королевы Семерки, надо назвать литературные произведения, фильмы, мультфильмы, в названии которых есть цифра 7 . Побеждает та команда, которая назовет больше.

«Цветик-семицветик» ,

«Сказка о спящей царевне и семи богатырях» ,

«Белоснежка и семь гномов» ,

«Семь Симеонов» ,

«Семеро смелых» ,

«Седьмое путешествие Синдбада» ,

«Волк и семеро козлят» .

Сколько в радуге цветов,

Дней в неделе у китов.

Гномиков у Белоснежки,

Братьев-близнецов у пешки,

Нот, что знают даже дети,

И всего чудес на свете,

Разобраться с этим всем

Нам поможет цифра (семь)

3. Воспитатель :

Продолжаем наше путешествие! Давайте поиграем в игру, чтобы продолжить наш путь.

Игра «Неделька, стройся!» Дети получают таблички с цифрами от 1до7 .

По команде : «Неделька, стройся!» , дети встают в ряд в порядке дней недели. Проверка построения проверяется по стихотворению М. Погарского, которое рассказывает ребенок.

Вот неделя. В ней – семь дней,

Поскорей знакомься в ней.

Первый день по всем неделькам,

Назовется понедельник.

Вторник – это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка – среда –

Третьим днем была всегда.

А четверг – четвертый день–

Носит шапку набекрень.

Пятый – пятница – сестрица –

Очень модная девица.

А в субботу – день шестой –

Отдыхаем всей гурьбой.

А последний – воскресенье –

Назначаем днём веселья…

Вы отлично знаете дни недели, ребята!

4. Воспитатель :

Следующее задание на пути к Королеве Семерке. Нужно отгадать загадку.

Красивое коромысло над рекою повисло. (Слайд - Радуга)

Сколько цветов у радуги? (7) Назовите их. Давайте выложим кружочки в форме цветка.

Как можно назвать этот цветок? (Цветик – семицветик) .

5. Воспитатель :

Следующее задание такое у нас на пути : показать, как можно получить число 7 (к 6 прибавить 1 (один, от 8 отнять 1 (один) .

Назовите кто соседи цифры 7 (6 и 8) (работа с карточками и счетным материалом) .

Покажите цифру 7 . На столе разные цифры , постарайтесь найти цифру 7 из картинок на столе.

Что вы знаете о числе 7 ?

6. Слайды с изображением Чудес света.

Воспитатель : А теперь нас ждет отдых и интересный рассказ.

7 (семь) считалось магическим числом . Это связано и с тем, что человек воспринимает окружающий мир через 7 «отверстий» в голове.

Давайте посчитаем? (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и 1 рот) .

7 считали священным числом . И на нашей планете в свое время было 7 чудес света. К сожалению, по разным причинам они исчезли с лица земли. Нет прекрасных висячих садов царицы Семирамиды, сгорел Храм Артемиды в городе Эфесе, исчезли скульптура Зевса, гробница царя Мавсола, Колосс Радосский и маяк на острове Фарос.

До наших дней дошло только одно из чудес, над которым, говорят, не властно время. Это пирамиды, которые являются гробницами

египетских царей. (рассказ сопровождается показом фотографий на слайдах) .

7 считалось волшебным числом .

Оно использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например, семь чудес света, семь подвигов Геракла.

7. Физминутка. (воспитатель показывает карточки с нужным количеством предметов, дети выполняют движения, посчитав их вслух)

Сколько елочек у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько здесь цветных кругов,

Столько сделаем хлопков.

Если видим семь квадратов

Сделаем мы столько махов.

8. Воспитатель :

Мы часто встречаем число и цифру 7 и в поговорках и пословицах.

В них семь употребляется в значении «все» , то есть предельным числом .

Для того чтобы приблизиться к нашей цели выполняем следующее задание. Рассмотрите пословицы на картинках, объясните, как вы их понимаете? (работа в парах) .

1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2. Семь бед – один ответ.

3. За семью печатями.

4. Семеро одного не ждут.

5. Седьмая вода на киселе.

6. Семеро по лавкам.

9. Воспитатель :

А теперь у нас на пути разные ребусы. Давайте их разгадаем :

7я (семья, 7,Я (семя, в O 7 (восемь) . Мы еще ближе приближаемся к нашей цели.

9. Воспитатель :

Как цифру 7 можно записать по-разному?

А давайте сделаем подружек для Королевы Семерки?

Творческое задание : «Выложи цифру »

Из разного материала выкладывают цифру 7 на листе картона (фасоль, горох, камешки, счетные палочки и др.)

Воспитатель :

Вот мы и пришли к Семерке. Посмотрите, какая она красивая! Она очень рада, что у нее теперь так много друзей. Она благодарит вас за выполненные задания! Спасибо, что вы такие старательные, внимательные и трудолюбивые!

Ребята, давайте вспомним, что вы сегодня узнали и, что вам понравилось в нашем путешествии.

Конспект

занятия по математике по программе «Школа-2100»

по теме «Число7, цифра 7»

с детьми подготовительной к школе группы

«Спасение сказочных героев»

Подготовила: воспитатель Солдатова Е.А

Тема «Число7, цифра 7»

«Спасение сказочных героев»

Программное содержание.

Цель занятия: знакомство с образованием натурального числа 7.
Задачи:
Образовательные:

Учить обозначать количество, число предметов цифрой 7;
- употреблять цифру в соответствии с числом предметов;
- закреплять знания чисел натурального ряда, навыки счёта в пределах 6;
- упражнять детей в количественном и порядковом счете, различать вопросы "сколько?", "который?", "какой?", и правильно отвечать на них;

Закрепить знание детей о геометрических фигурах;

Расширять пространственное представление детей;

Закрепить название и последовательность дней недели;

Развивать интерес к играм математического содержания.
Коррекционно-развивающие:
-
развивать устойчивое внимание, мышление, творческое воображение;
- развивать зрительную и слуховую память.
Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе;
- привитие навыков наблюдательности, самостоятельной работы;
- привитие интереса к занятиям по математике.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Труд»

Методические приемы. Успокаивающие упражнения перед НОД, игровые приёмы (использование сюрпризного момента),наглядные приёмы(использование иллюстраций),словесные приёмы (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей),решение проблемно – поисковых методов;-анализ НОД.

Предварительная работа: Обучение счета до 6и обратно, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.

Материал к НОД : магнитная доска, карточки с цифрами «6», «7»; числовой ряд с цифрами от 1 до 7; картинки (зайцы,синицы,галки,утята,книги,орехи, собаки,сурок), картинки с изображением цифры 7 ,домик «Состав числа 7», карточки к с квадратами для домика, квадраты красного цвета 10 х10 см в количестве 7 штук, квадраты синего цвета 1 шт., простые карандаши по количеству детей, листы бумаги с цифрой 7 (по точкам) для самостоятельной работы детей, магниты для закрепления пособий.

Организационный момент.

Воспитатель: - Здравствуйте дети! Я вижу, что настроение у вас прекрасное. Все вместе поприветствуйте друг друга- повернитесь лицом друг к другу, прикоснитесь ладошками друг к другу, улыбнитесь прекрасному дню и друг другу. Сегодня к нам с вами пришли гости, давайте поздороваемся.

(Стук в дверь. Входит грустная Белоснежка)

Воспитатель: - Ребята, а у нас ещё одна гостья. Кто она догадайтесь сами, отгадав загадку:

Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома.

Дети : Белоснежка.

Воспитатель: - Белоснежка, что привело тебя к нам, почему такая грустная.

Белоснежка: - Я пошла в сказочный лес собрать ягод для моих друзей гномов, а когда вернулась, то вместо них нашла вот это письмо.

Белоснежка читает письмо: «Я,злая колдунья, заколдовала твоих друзей- семь гномов. Найди себе помощников умных и сообразительных. Вы сможете их спасти, если выполните все мои задания. Только с помощью детей снимется заклинание. Передаю волшебный цветок, цветик-семицветик. На каждом листочке у него задание. Если вы их выполните, то я расколдую гномов »

Воспитатель:- Ребята, нужно помочь сказочным героям. Вы можете их спасти, если выполните задания. Вот цветок с заданиями (на каждом лепестке написаны цифры от 1 до 7).

Повторение пройденного материала.

Воспитатель :- Ребята, давайте сосчитаем от 1 до 6.

1 лепесток - «Найди 6 отличий».

(Дети на 2 картинках находят 6 отличий)

Воспитатель:- Молодцы!

Изучение нового материала

2 лепесток- «Сосчитай квадраты»

Воспитатель : -Какое интересное задание приготовили для нас.

Воспитатель - Что вы видите на доске? Ребята, перед вами на доске красные и синие квадраты. Сколько всего квадратов? (6)

Воспитатель . -Сколько красных квадратов? (5) сколько синих? (1)

Как мы получили число 6? к 5 +1=6

А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»

Воспитатель : -Внимательно посмотрите на квадраты и запомните.

Дети закрывают глаза, наступила ночь.

Воспитатель меняет синий квадрат на красный.

Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»

Дети- Синий поменяли на красный. Сколько стало красных квадратов? (6)

Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет один синий квадрат.

Воспитатель - Число семь обозначается вот такой цифрой.

(Выставляется на доске цифра 7)

Физминутка.

Раз - согнуться, разогнуться.

Два - нагнуться, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять, шесть, - тихо сесть.

3 лепесток- «Ответьте на вопросы»

Какое время года? (весна)

Назовите весенние месяцы (март,апрель,май)

Какой месяц сейчас идёт? (март)

Отгадайте загадку

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний

Появляется передний. (Дни недели)

Назовите их.

Сколько дней в неделе? (семь)

4лепесток «Состав числа 7»

«Домик» на доске с кружками.

Воспитатель : - Какой номер у этого дома? (7) Ребята, нам нужно заполнить все этажи в домике, возможными вариантами состава числа. Разделим число 7 на 2 меньших числа.

Я нашел в дупле у белки
6 лесных орешков мелких.
Да ещё 1 лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!

Воспитатель : Сколько орешков у белки?

Дети: всего 7 (6 и еще 1, дети заполняют домик).

Воспитатель :

Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?

Дети: всего 7 (5 синиц и 2 галки, дети заполняют домик)

Воспитатель :

Группа малышей- утят

Плавать и нырять хотят

Четверо уплыли далеко,

Три нырнули глубоко.

Сколько же утят в пруду?

Дети : всего 7 (4 уплыли и 3 нырнули, дети заполняют домик)

Воспитатель :

Три книжки у Павлушки,
Четыре – у Андрюшки.
Сколько книжек у детей?
Ну-ка, сосчитай скорей.

Дети: всего 7 (3 у Павлушки и 4 у Андрюшки, дети заполняют домик)

Воспитатель :

Два щенка-баловника

Бегают, резвятся.

К шалунишкам пять друзей

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько же всего друзей?

Дети : всего 7 (2 и еще 5, дети заполняют домик)

Воспитатель :

В лесную школу на урок

Бежит, торопится сурок.

А в классе том уже сидят

6 пушистеньких зайчат.

Я прошу вас отвечать,

Сколько зверей учиться хотят?

Дети : всего 7 (1 сурок и 6 зайчат, дети заполняют домик).

Воспитатель : Молодцы, весь домик заселили! Давайте повторим состав числа 7.

7 – это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3; 3 и 4; 2 и 5; 1 и 6.

Воспитатель :- Молодцы! Хорошо справились.

Физминутка.

Воспитатель : - Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

До носочков дотянулись,

Вправо, влево повернулись

Тихо все на место сели.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 7 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Закрепление нового материала.

5 лепесток «Реши задачку»

Воспитатель:- Ребята, сколько всего зайцев?

1.На какие две группы можно разбить зайчиков? (большие и маленькие) Сколько больших, маленьких? (4 больших и 3 маленьких) Значит 7 это 4 и ещё 3.

2.Всего 7 зайчиков, 1 убежал, сколько зайчиков осталось? (6) Значит от 7 отнять 1 сколько будет? (6)

3.Было 5 зайчиков, прибежало ещё 2. Сколько стало зайчиков всего? (7) Значит к 5+2 сколько будет? (7)

6 лепесток- “Найди место в ряду”.

Воспитатель: - Цифры перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.

(Дети выстраивают лепестки с цифрами в цифровой ряд. Затем детям предлагается посчитать до 7прямым и обратным счетом.)

Когда выстраивается числовой ряд:

Назови соседей числа 3 (2, 4)

Назови соседей числа 5 (6, 4)

Назови соседей числа 6 (5, 7)

Назовите соседа числа 7 ? (6)

7 лепесток – «Г рафический диктант»

Воспитатель:- Поставьте карандаш на точку и рисуйте: семь клеток направо,три клетки вниз, семь клеток налево, три клетки вверх.

Воспитатель: Ребята, какие рисунки у вас получились? (ответы детей).

Посмотрите и сравните получившийся у вас рисунок с образцом

(образец прямоугольника выставляется на доске ).

Белоснежка :- Спасибо вам ребята, все задания выполнили. Молодцы. Побегу быстрее. Злая колдунья теперь обязательно их расколдует.(Белоснежка уходит)

Итог занятия.

Воспитатель:- Сегодня мы с вами помогли сказочным героям. Задобрили злую колдунью, выполнив все её задания. Как вы думаете, мы со всеми заданиями справились? Какие задания с вами выполняли? (ответы детей)

С какой цифрой и числом познакомились?

Вы хорошо поработали! Молодцы!

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение ……………………………………………………………….

Из истории числа 7 ……………………………………………………

Тайны числа 7 …………………………………………………………

Число 7 в сказках, пословицах и поговорках……………………….

Число 7 в стихах, загадках, задачах …………………………………

Глава 5.

Головоломка «Танграм» ……………………………………………...

Магия числа 7 …………………………………………………………

Признак делимости на 7 ………………………………………………

Заключение ……………………………………………………………

Литература …………………………………………………………….

Приложения …………………………………………………………...

Введение

Тема моей работы «Удивительное число 7».

Я выбрала эту тему, потому что меня заинтересовали древние по происхождению натуральные числа, и я решила найти больше информации о числах. Читая книги по занимательной математике, сказки, пословицы, обратила внимание на то, что мне часто встречается число 7. Каждый день на уроках математики мы узнаём о свойствах чисел, решаем с их помощью задачи и уравнения. Большим помощником является учебник, о многом можно узнать из него. Но про то, кем и когда были придуманы числа, для чего они понадобились человеку, какими удивительными свойствами обладают некоторые числа, какие труды по математике дошли до нас, как математику применяют в различных играх и многое другое, можно узнать, если прочитать дополнительную литературу по математике.

Цель моей работы - проанализировать число 7 с математической, философской, магической точек зрения.

Я посетила библиотеки, прочла, как можно больше книг и для достижения цели были поставлены следующиезадачи:

1. Найти интересные факты, задачи, связанные с числом 7.

2. Понять смысл пословиц, поговорок связанных с этим числом.

3. Выявить магическое, философское значение числа 7.

Объектом исследования стало число 7.

Предмет исследования: частота появления числа 7 в математических задачах, головоломках, в различных литературных жанрах.

Гипотеза: ряд интересных фактов даёт возможность предположить, что число 7 является одним из значимых чисел в нашей жизни.

Глава 1. Из истории числа 7

Ряд чисел 1,2,3,4,5,6,7,8,9… называется натуральным. А сами эти числа натуральными. Возник этот ряд в глубокой древности, когда у людей возникла потребность в счете предметов. С появлением натурального ряда был сделан первый шаг к созданию математики. Сейчас все понимают, что натуральный ряд чисел бесконечен. В древности люди этого не знали. Натуральный ряд был очень коротким. Считается, что термин «натуральное число» впервые применил римский государственный деятель, философ, автор трудов по математике и теории музыки Боэций (480 - 524 гг.). Первоначальные представления о числе появились очень давно, в эпоху каменного века, когда люди не только собирали себе пищу, но и стали её активно производить, примерно 100 веков до н. э. Числовые термины тяжело зарождались и медленно входили в употребление.

Росло производство пищи, добавлялись объекты, которые требовалось учитывать в повседневной жизни, в связи, с чем придумывались новые числа: «три», «четыре»… Долгое время пределом познания человека было число «семь». Поговорим о нём. «Что такого интересного в числе семь?» - скажете вы. Число, как число. Однако рассмотрим наиболее интересные факты, связанные с ним. О непонятном говорили, что эта книжка «за семью печатями», знахарки в сказках давали больному «семь узелков с лекарственными травами, которые надо было настоять на семи водах в течение семи дней и принимать каждодневно по семь ложек».

О числах первым начал рассуждать грек Пифагор, который родился на острове Самосе в VI веке до н. э. Сначала он занялся музыкой. Ему удалось установить связь между длиной струны музыкального инструмента и издаваемым им звуком. И тогда Пифагор решил, что не только законы музыки, но и вообще всё на свете можно выразить с помощью чисел. «Числа правят миром!» - провозгласил он.

Пифагорейцы рассматривали число семь как образ и модель божественного устройства и гармонии в природе. Это было число, содержавшее в себе две священные тройки, или «триады», к которым прибавлялась «единица» - божественная монада: 3+1+3.

В египетской и вавилонской философии и астрономии оно рассматривалось как сумма двух «жизненных» чисел: три и четыре. Три человека - отец, мать, ребёнок составляют основу жизни; а четыре - это число сторон света и направлений ветра, откуда приходит дождь, живительная влага которого делает землю плодоносящей. По утверждению Пифагора, сумма чисел 3 и 4 (символизирующих собой треугольник и квадрат) считалось проявлением законченности и совершенства. Поэтому-то число 7, сумма тройки и четвёрки, воспринималось как священное.

Глава 2. Тайны числа 7

Все мы не задумывались о том, что цифра семь встречается почти на всем пути развития человечества. История числа 7 берет свое начало еще со времен древнего Египта. Именно египтяне выбрали для поклонения 7 богов, основываясь на том, что видели на небе семь планет. И связали всю свою историю и религию с этим загадочным числом, веря в то, что это принесет им вечную и счастливую жизнь. На ночном небе невооруженным глазом видно лишь семь «блуждающих светил» : Солнце, Луна, Марс, Венера, Меркурий, Юпитер, Сатурн. Все непонятные явления природы приписывали богам, и постепенно представление о богах соединилось и с семью «блуждающими светилами» . Венера считалась у римлян богиней красоты, Меркурий - богом торговли, Марс - богом войны, Юпитер - богом громовержцем, а Сатурн был богом посева, плюс Солнце и Луна. По ним стали считать и время. Так родилась семидневная неделя .

В Ветхом Завете написано, что Господь за шесть дней создал землю, море, небо и все, что в них. А на седьмой день отдыхал. И вот с тех пор для всех христиан семь — священное число. А воскресенье — седьмой день недели — выходной, в который, по христианским обычаям, нельзя ничего делать.

Всемирный потоп длился 7 дней .

Великий пост у христиан длится 7недель .

На семи холмах стоит множество городов: Рим, Москва, Стамбул, Ханты-Мансийск, Прага, Киев и Барселона. И это только самые известные и крупные города. А в реальности их гораздо больше. Вообще любой населенный пункт пытаются подвести под эту цифру - 7 холмов. 7 холмов ,на которых построен Рим - это Палатин, Капитолий, Авентин, Квиринал, Виминал, Эсквилин и Целий. В период расцвета Древнего Рима холмы застраивались веками.

7 холмов, на которых построена Москва : Боровицкий (Кремлёвский), Сретенский, Тверской, Трехгорный, Швивая горка, Лефортовский и Воробьевский. Про Москву писали: «Ты стоишь, Москва святая, на семи твоих холмах». В реальности холмов гораздо больше, но для красного слова выделяют семь холмов: у разных исследователей они разные. Но о московских холмах начали упоминать лишь с конца XV века, когда о Москве заговорили как о Третьем Риме.

Семь нот на нотном стане (до, ре, ми, фа, соль, ля, си);

Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и может с легкостью назвать семь цветов радуги по порядку. Запоминать цвета радуги по порядку нас учили еще в детстве. Есть знаменитая фраза: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан? А ведь это не что иное, как самая популярная мнемоническая фраза для того, чтобы запомнить цвета радуги по порядку. Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета. Поэтому, цвета радуги по порядку звучат так: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Семь наиболее выдающихся произведений архитектуры и искусства были названы "семьчудес света ": Египетские пирамиды в Гизе; висячие сады Семирамиды в Вавилоне 7 в. до н. э.; храм Артемиды в Эфесе около 550 лет до н. э.; гигантская статуя Зевса в Олимпии около 430 лет до н. э.; Галикарнасский Мавзолей в Малой Азии, середина 4 в. до н. э.; Колосс Родосский (статуя Гелиоса в Родосе), около 292 - 280 до н. э.; Фаросский маяк в Александрийском порту, 143 м, около 280 лет до н. э.

В Христианстве существуют семь смертных грехов — невоздержание, гордыня, зависть, скупость, обжорство, лень, уныние.

7 добродетелей - умеренность, храбрость, мудрость, справедливость, вера, надежда и любовь.

Семь таинств — таинство крещения, причащение, покаяние, миропомазание, соборование, брак, священство. И число 777 — это число Христианского Триединства.

7 древних наук - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

7 основных порогов на Днепре : "Не спи", "Остров", "Шум порога", "Ненасытец", "Заводь". "Кипящий". "Малый порог".

Древнекитайская мудрость гласит "Для жизни необходимо семь предметов : дрова, масло, соль, соя, уксус, чай и рис".

7 частей тела (голова, шея, туловище, по две ноги и руки).

7 основных жизненных проявлений у клетки (размножение, дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, движение).

7 структурных уровней (атомный, молекулярный, клеточный, тканевый, отдельные органы, системы органов, целостный организм).

Семь типов людей выделяют психологи: доминирующий, аналитический, эстетический, независимый, инертный, стабильный, спутниковый.

По отношению к нововведениям в жизни, людей разделяют на 7 следующих типов: новаторы, энтузиасты, рационалисты, нейтралы, скептики, консерваторы, ретрограды.

В таблице Менделеева семь периодов .

У индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников .

7 пар ребер человека достигают его грудины, остальные блуждающие.

7 звезд в созвездии Большой Медведицы - символ Севера.

В Древней Греции почитались 7 мудрецов , живших в VII-VI вв. до нашей эры, которые оставили после себя изречения, основанные на опыте и наблюдениях. Это - Салон, Фалес, Периандер, Клеобулл, Хилон, Биан и Питтак.

Было установлено: период вынашивания потомства у человека длится 280 дней (7х40), у мышей - 21 день (7х3), у зайцев и крыс - 28 дней (7х4), у кошки -56 дней (7х8), у собаки - 63 дня (7х9), у львицы - 98 дней (7х14), у овцы - 147 дней (7х21).

В Исламе число 7 символизирует совершенство . Полагают, что Вселенная состоит из 7 небес, 7 морей, 7 земель, 7 ступеней ведет в ад, а 7 дверей в рай.

Во время ежегодного Хаджа в Мекку паломник должен 7 раз обойти вокруг священного камня Каабы.

Человек воспринимает все окружающие явления - свет, звук, запах, вкус - через семь отверстий в голове: через два глаза, два уха, две ноздри и рот. Более того: людям свойственно усваивать поступающую информацию, если она не превышает 7 категорий. Если число знаков, например, точек на бумаге, меньше семи, то человек, не считая, сразу интуитивно называет число. Если же количество таких точек больше семи, то разум начинает считать.

У многих народов седьмой сын в семье считался будущим чудотворцем. Ему приписывались способности исцелять от ряда болезней одним прикосновением руки. У славян распространялось предание о 7 племенах и 7 родоначальниках (5 братьях и 2 сестрах).

Древние охотники и земледельцы наблюдали за небом. Их внимание привлекло изменение лунного диска. Они заметили, что через 7 дней после новолуния на небе видна половинка этого диска. А ещё через 7 дней вся луна сияет на небе. Проходит ещё 7 дней и опять остаётся половинка диска, а ещё через 7 на ночном небе сияют только звёзды, а Луны совсем не видно. Так пришли они к понятию о лунном месяце, состоящем из четырёх семёрок дней. 7 суток длится одна фаза Луны .

Особенно чтили число семь на Древнем Востоке. Несколько тысячелетий назад между реками Тигром и Евфратом жил народ шумеры. Они обозначали число семь тем же знаком, что и всю вселенную. Некоторые ученые думают, что они выражали этим числом шесть главных направлений (вверх, вниз, вперед, назад, влево, и вправо) да еще то место, от которого идет этот отсчет. Так же их внимание на небе привлекали звёзды, в частности созвездие Большая Медведица.

Интересную характеристику числу 7 даёт Х.Э. Керлот: «Семь символизирует совершенный порядок, полный период или цикл. Заключает в себе союз троичности и четверичности и поэтому наделено исключительной ценностью. Оно соответствует семи направлениям пространства (т. е. шести существующим измерениям: север, запад, юг, восток, верх, низ плюс центр); семиконечной звезде; примирению квадрата с треугольником, посредством наложения последнего на предыдущий (как небо на землю) или путем вписывания одного в другой.

А еще говорят, что у каждого человека есть жизненный цикл, который составляет именно 7 лет. В период своей «семилетки» у каждого человека происходит обновление и преображение его внутреннего мира.

«Семеричность» мира проявлялась, как думали, в семи возрастах человеческой жизни: младенчество - до 7х1 = 7 лет; отрочество - до 7х2 = 14 лет; юношество - 7х3 = 21 год; молодой человек - до 7х4 = 28 лет; мужчина - до 7х7= 49 лет; пожилой мужчина - до 7х8 = 56 лет.

Глава 3. Число 7 в сказках, пословицах и стихах

Математики давно обратили внимание на то, что 7 - это самое большое простое число в первом десятке. Это математическое объяснение проливает свет на древнее обожествление числа семь - самого большого из простых однозначных. Именно с величиной, размером связаны по смыслу многие старинные русские пословицы и поговорки, в которые входит число семь.

В сказке «Семь подземных королей» герои вместе с девочкой Элли помогают жителям волшебной страны избавиться от семи королей, перевоспитав их.

В сказке «Дочь семилетка» девочка семи лет оказалась умнее самого царя и этим смогла помочь своему бедному отцу.

В сказке «Мудрая девица и семь разбойников» молодая девушка спасла от гибели всю свою семью, обманув злых и коварных разбойников.

В сказке «Белоснежка и семь гномов» Белоснежка жила у 7 гномов за 7 горами.

В сказке «Семь Симеонов» семь братьев близнецов владели чудесным ремеслом, путешествовали за дальние моря для того, чтобы привезти невесту для царя.

Это волшебное число широко использовалось в сказках «Волк и семеро козлят», «О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, «Семеро храбрецов» братьев Гримм, «Цветик - семицветик» В. Катаева, «Семь братьев» в обработке М. Афанасьева, «Семь подземных королей» А. Волкова, «Семилетний стрелок из лука» саамская сказка, «Путешествие за семь морей».

Я думаю в русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в роли слова «много»: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Чеснок семь недугов изводит», «После хлеба-соли - семь часов отдыхать», «Семеро с ложкой - один с сошкой», «Семеро одного не ждут», «У семи нянек дитя без присмотру», «Семь рек осушила, холста не смочила», «Лиса семерых волков проведёт», «Лук семь недугов лечит», «Семь футов под килем» и т.д.

Поучителен смысл крылатых выражений: «Быть на седьмом небе», обозначающее высшую степень блаженства; «За семью морями» - значит далеко; «Семи пядей во лбу» - очень умный, мудрый выдающийся, талантливый человек; «Седьмая вода на киселе» или «Седьмой квас на гуще», - очень далёкий родственник; «Без году неделя» - недавно; «Семь вёрст до небес» - очень много наобещать, наговорить; «За семь вёрст киселя хлебать» - далеко и попусту идти, ехать, тащиться; «До седьмого колена» - до самых отдалённых поколений; «Семь пятниц на неделе» - образное обозначение человеческого непостоянства; «Семимильными шагами» - очень быстро; «До седьмого пота» - работать, трудиться, до крайнего утомления, полного изнеможения; «За семью печатями» - секретно; «Семь смертных грехов» - плохие, непростительные поступки.

Встречаем число 7 и в стихотворениях:

Цифра семь известна всем.

Что сказать о цифре семь?

Семь исполнилось Сереже.

Стал умнее он и строже.

Пролетит за годом год,

В класс седьмой он перейдет!

Г. Кайтуков

В тесном небе звездной ночью

Я нашел семь ярких точек.

Семь горящих глаз нашел

Называются ковшом

И Медведицей зовут…

Не пойму в чем дело тут?

И ответил мне отец:

Ты сыночек, молодец!

Незаметно год промчится,

И исполнится семь лет -

Будешь в школе ты учиться

И на все найдешь ответ.

Г. Кайтуков

К числу 7 обращаются в своих стихотворениях Мария Конопницкая

Urbs Avinionensis

«Семь - число из самых лучших

Для всего, что сердцу мило.

Авиньон в семерке черпал

Веру, истину и силу.

Семь ворот в стенах имел он,

Семь созвучий в перезвоне.

Семь грехов свершалось за день

В добронравном Авиньоне…»

и Расул Рза

Семь чинар

…Целый край, поля и реки

Осенят в полдневный жар

Семь чинар, семь чинар.

Кто растил деревья эти?

День за днем летят столетья…

И стоит всегда в рассвете

Древо жизни. Жизни дар -

Семь чинар, семь чинар…

Что ты, ветер, так неистов?

Разобьет один удар

Изумруды нежных листьев,

Но не сломит семь чинар…

Глава 4. Число 7 в задачах

Всё сказанное, конечно, интересно для общего развития, но самым главным я считаю не это. Древние римляне говорили: «Слова улетают, написанное остаётся». А уж «что написано пером, того не вырубишь топором». До нашего времени дошли многие рукописи специально посвящённые математике. В папирусе писца Ахмеса, который хранится в Лондоне, даются решения 84 задач на различные вычисления, которые могут понадобиться на практике. Большая часть задач относится к арифметике. Среди них есть задача, связанная с числом 7: «В доме 7 кошек, каждая кошка съедает 7 мышей, каждая мышь съедает 7 колосьев, каждый колос даёт 7 растений, на каждом растении вырастает 7 мер зерна. Сколько всех вместе?». По этой задаче видно, что автора не интересует, о каких предметах идёт речь, однородны они или нет - ему важно только общее количество.

Прошло несколько тысячелетий со времён Ахмеса и в XIII веке итальянский математик Леонардо Пизанский, по прозвищу Фибоначчи, привёл в своей книге похожую задачу: «Семь старух отправились в Рим. У каждой старухи по семи ослов, каждый осёл несёт по семи мешков, в каждом мешке по семи хлебов, в каждом хлебе по семи ножей, каждый нож в семи ножнах. Сколько всего предметов?».

И на Руси решались похожие задачи. В XIX веке в деревнях загадывали: «Шли семь старцев. У каждого старца по семи костылей. На каждом костыле по семи сучков. На каждом сучке по семи кошелей. В каждом кошеле по семи пирогов. В каждом пироге по семи воробьёв. Сколько всего?». А ведь это та же задача Ахмеса, которая прожила тысячелетия и дошла до нас.

Меня заинтересовали задачи, в условиях которых используется число 7. В книгах по занимательной математике их много.

Я нашла ещё много задач, задач в стихах, поговорках, загадки.

Нашла семь интересных вопросов, связанных с числом 7:

    Единица измерения времени, равная семи дням? (неделя)

    Как называется мера длины, равная 7 футам? (сажень)

    Ансамбль из семи инструментов? (септет)

    Как называется упряжка из семи лошадей? (семерик)

    В средневековой школе было семь предметов. Их звали «Семь свободных искусств»: грамматика, диалектика, музыка, геометрия, риторика, астрономия, арифметика.

Глава 5. Головоломка «Танграм»

В детстве я увлекалась игрой в пазлы, а сейчас познакомилась с игрой более интересной.

Древние греки занимались геометрией, не только измеряя земельные участки и расстояния до кораблей в море. Они любили геометрические игры. Одна из них называлась «Стомахион». В этой игре надо было из 14 частей квадрата складывать различные фигуры. Этой игрой увлекались настолько, что сам великий ученый Архимед написал о ней сочинение. Похожей игрой развлекались и древние китайцы. Только они делили квадрат не на 14, а на 7 частей и называли свою игру «Чи-чао-тю». Сейчас эту игру называют «Танграм». Первой известной древней книгой по танграму является «Собрание фигур из семи частей» (Китай 1803 г.). Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры танграм. Наиболее распространенной и известной является та, что игра танграм насчитывает около 4000 лет. Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки

Все собираемые фигуры имеют равную площадь, т.к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует что: в каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов; при составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т.е. располагаться только в одной плоскости; элементы фигур должны примыкать один к другому.

Базовым элементом танграма является тан. Таны возможно получить при разрезании квадрата первоначально на два больших равных треугольника, далее согласно рисунка. Встречаются различные задачи, связанные с танграмом.

По мнению М. Гарднера: «Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью». Игра «Танграм» развивает логику, мышление, эрудицию. Минимальное количество базовых фигур равное семи приводит к гениальной простоте комбинаций, считал Пифагор. До нас дошла «Пифагорова головоломка», с помощью которой собираются геометрические фигуры из 7 частей.

Глава 6. Магия числа

«Мир построен на силе чисел…»

Числа - это ключ к пониманию человеческого поведения, один из простых методов для изучения и тренировки интуитивных дарований человека и для постижения глубин человеческой личности.

Древние считали, что числа имеют таинственный, магический смысл и влияют на человека и на все, что он делает. У каждого человека есть свои «главные числа». Семерка - символ загадочности и тайны. У людей этого числа повышенная духовность. Им снятся фантастические сны, чудятся неведомые запахи, и все это они толкуют по-своему. Их интересует история, искусство, загадки человеческой души и не волнует заработок. В деле, которым занимаются «семерки», они, как правило, много добиваются. Считается, что число 7 является знаком, родившихся 7-го, 16-го или 25-го числа любого месяца. Семь - это число везения, олицетворения мудрости.

Свойства личности - старательность и поэтическая душа, склонность к аналитическому мышлению и сильная интуиция. Богатая фантазия, живое и яркое воображение. С этим числом рождаются композиторы и музыканты, литераторы и поэты, философы и затворники, мыслители и отшельники. Обладатели 7 талантливы, эмоциональны и любознательны, имеют хорошее чувство юмора и склонность к изобретательству.

Считается, что под знаком числа 7 родились: Чарльз Диккенс, Оскар Уальд, Бред Гарт, Ньютон, Пикассо, Чайковский П.И., Носов Н.Н., Лобачевский Н.И., Вавилов Н.И., Айвазовский И. К., Плющенко Е.И., Никулин Ю.В., Миронов А.А.

Глава 7. Признак делимости на 7

Число делится на 7 тогда и только тогда, когда результат вычитания удвоенной последней цифры из этого числа без последней цифры делится на 7.

Например: 364 делится на 7, так как 36 - (2 × 4) = 28 делится на 7.

Для того, чтобы натуральное число делилось на 7 необходимо и достаточно, чтобы алгебраическая сумма чисел, образующих нечётные группы по три цифры (начиная с единиц) взятых со знаком «+» и чётных со знаком «-» делилась на 7.

Например: число 689255. Первая группа со знаком «+» (689), вторая со знаком «-» (255). Отсюда 689—255 = 434. В свою очередь 434: 7 = 62.

Ещё один признак — берём первую цифру, умножаем на 3, прибавляем следующую (здесь можно взять остаток от деления на 7 от получившегося числа). И далее — сначала: умножаем на 3, прибавляем следующую и т.д. Для 364: 3 * 3 + 6 = 15. Остаток — 1. Далее 1 * 3 + 4 = 7.

Заключение

Итак, получается, число семь преследует нас практически везде. За многие века, у людей выработалась постоянная величина, объем памяти, которые были сконцентрированы именно на семи. Человек мог думать одновременно только о семи вещах и не более. Но это, конечно, только философия. Семерку рассматривали во многих науках, и пришли к более менее приближенному к правде варианту — все связано с фундаментальной математикой с микромиром. На числе семь сфокусировано все внимание и весь смысл. В каждой науке, в каждой области, в каждой сфере деятельности и человеческой жизни есть место семерке — она есть полнота и целостность.

Выполнение этой работы помогло мне сформировать навык творческого подхода к заданиям по математике, разобраться в некоторых методах и способах решения задач, научиться самостоятельно отбирать нужную информацию, делать выводы. Поняла, что математика - это интересная наука о числах и их применении, и согласна с тем, что Пифагор считал - всё на свете можно выразить с помощью чисел.

Объектом исследования было число 7. Я нашла интересные задачи, связанные с ним. Лучше поняла смысл пословиц. Увидела его применение в головоломках и сделала вывод, что для игры Танграм основным требованием к человеку является логическое мышление, а для игры пазл - всего лишь усидчивость и терпение. Теперь мне легче будет учиться дальше и работать с другими числами.

Информация, которая содержится в этой работе, заинтересовала так же моих одноклассников, помогла им открыть для себя новые факты, задачи. Исходя из этой информации, можно сделать вывод: мир чисел настолько загадочен и увлекателен, что, если бы каждый из учеников уделил ему больше внимания, то нашел бы для себя много полезного и интересного.

В результате исследования подтвердилось магическое и философское значение числа 7.

Все эти факты доказывают значимость числа 7 в подтверждение выдвинутой мной гипотезы. А мне, как ученице, позволяют быть успешной при решении нестандартных задач на уроках математики.

Удивительное число семь! Каким его только не считают: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым. Почитали его много столетий до нашей эры, в средние века, почитают и сегодня.

Литература

    Возникновение и развитие математической науки: кн. для учителя. М: «Просвещение», 1987.

    Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М: «Просвещение», 1989.

    Кордемский Б.А. Удивительный мир чисел. / Книга для учащихся, М: «Просвещение», 1995.

    Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики. М. «Просвещение», 1967.

    Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. М: «Просвещение», 1988.

    Нейхардт А. А. Семь чудес Древнего мира. - М., 1966.

    Савин А.П., Станцо В.В., Котова А.Ю. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Авторы-составители М.: АСТ, 1998

    Якушева Г.М. и др. Большая математическая энциклопедия. М: «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

Информационные ресурсы:

    http://kod-imeni.ru/

    Сергей Фурс. О геометрических конструкторах. http://www.pxpict.com/

    «Интерактивная математика 5 - 9 класс». Дрофа - ДОС Мультимедиа.

    1С: Образовательная коллекция «Планиметрия 7 - 9».

Приложение 1

Пословицы и поговорки

А ты, седьмой, у ворот постой.

Видно, велик городок, что в нем семь воевод.

Для бешеной собаки семь верст не круг.

Для любимого дружка семь верст не околица.

Дожидай год и семь суббот.

За семь верст киселя хлебать.

За семью печатями.

Лук - от семи недуг.

Макару поклон, а Макар на семь сторон.

Марток одевай семеро парток.

Не велик городок, да семь воевод.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Седьмая вода на киселе.

Семеро ворот и все в огород.

Семеро одного не ждут.

Семеро по зайцам, а шкурки нет.

Семеро по лавкам.

Семи смертям - не бывать, а одной не миновать.

Семь бед - один ответ.

Семь верст до небес и все лесом.

Семь лет - беда, девять лет - несчастье.

Семь мудрецов дешевле одного опытного человека.

Семь потов сошло.

Семь пядей во лбу.

Семь пятниц на неделе.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Семь раз поели, а за столом не сидели.

Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников.

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

Семь футов под килем.

Семь, восемь - лень отбросим.

Тайна за семью печатями.

Три бабы - базар, а семь - ярмарка.

У кобылы хоть семь жеребенков, а ей свой хомут.

У одной овечки семь пастухов.

Всемером пойдём - далеко уйдём.

В гору семеро едва тянут, а под гору и один столкнёт.

Для бешеной собаки и семь вёрст не круг.

Для любимого дружка семь вёрст не околица.

За семь вёрст комара искали, а комар на носу.

Лук - от семи недуг.

Приложение 2

Считалки

Раз пошли ребята к речке,

Два весла несли в руках.

Им навстречу три овечки

И четыре индюка.

Испугались, разбежались.

Весла бросили в кусты,

А найти их должен ты.

Раз, два - шли утята,

Три, четыре - шли домой.

Вслед за ними плелся пятый,

Впереди бежал шестой,

А седьмой от всех отстал,

Испугался, запищал:

Где вы? Где вы?

Мы тут рядом… поищи.

Скороговорки

    Сидели, свистели семь свиристелей.

    В семеро саней

По семеро в сани

Уселись сами.

    У Степана есть сметана.

Простокваша да творог,

Семь копеек туесок.

Загадки

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом.

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний -

Появляется передний.

(Дни недели)

Нас отара, семь баранов,

Защищает от буранов.

Приказало солнце: «Стой»,

Семицветный мост крутой.

7 Я. (Семья)

Приложение 3

Задачи в стихах

В небе радуга - дуга

Замыкает берега

Расцветая всё ясней

Чудо - краски светят

Пусть ответит

Сколько красок

В ней играет,

Озаряя моря гладь?

Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней

Поймал трех окуней,

Рыбак Евсей -

Четырёх карасей.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки?

У Сашки в кармашке

Конфеты в бумажке.

Он дал по конфете

Свете и Пете,

Ирине и Галине,

Марине и Нине,

И сам съел конфету

А больше нету.

(Сколько было конфет?)

Задача скороговорка

Шел Саша по шоссе

Нес сушки в мешке.

Сушку - Грише,

Сушку - Мише.

Есть сушки Проше,

Васюше и Антоше.

Еще две сушки

Нюше и Петрушке.

(Сколько сушек нес Саша?)

Приложение 4

Задачи с числом 7

Задача 1

Какое натурально число в 7 раз больше цифры его единиц? Ответ: число 35

Задача 2

Как 7 яблок разделить поровну между 12 мальчиками, не разрезая ни одного яблока больше, чем на 4 части?

Задача 3

Колхозница привезла на рынок для продажи корзину яиц. Продавала она их по одной и той же цене. После продажи яиц колхозница пожелала проверить, верно ли она получала деньги. Но вот беда: она забыла, сколько у неё было яиц. Вспомнила она только, что когда перекладывала яйца по 2, то оставалось одно яйцо. Одно яйцо оставалось также и при перекладывании яиц по 3, по 4, по 5, по 6. Когда же она перекладывала по 7, то не оставалось ни одного. Помогите колхознице сообразить, сколько в корзине было яиц. Ответ: 301 яйцо

Задача 4

Из 4 спичек сложено число VII (семь). Как можно переложить две спички так, чтобы получилось число 5?

Задача 5

Бидон, ёмкость которого 10л, наполнен керосином. Имеются ещё пустые сосуды в 7 и 2 л. Как разлить керосин в два сосуда по 5 л каждый?

Решение: Сначала из первого сосуда надо отлить во второй 7л, а затем из второго 2л в третий.

Задача 6

Какой цифрой оканчивается обычная запись числа? Ответ: 3

Задача 7

Между некоторыми цифрами расставь математические знаки и скобки, чтобы получились верные равенства.

7 7 7 7 7 7 7=6 Ответ: (7+7+7+7+7+7):7=6

7 7 7 7 7 7 7=7 (7·7-7·7+7·7):7=7

7 7 7 7 7 7 7=8 777:777+7=8

7 7 7 7 7 7 7=10 7:7+7:7+7:7+7=10

7 7 7 7 7 7 7=49 7+7+7+7+7+7+7=49

7 7 7 7 7 7 7=107 (777-77):7+7=107

7 7 7 7 7 7 7=140 ((7+7):7+7)·7+77=140

Задача 8.

Доказать, что числа вида aba делятся на 7, если a+b делится на 7.

Решение: запишем аbа = 100а + 10b +a = 101a +10b

По условию a+b =7k, где k N. Тогда aba = 91a + 10a + 10b = 91a + 10(a+b) = 91a + 10*7k = 7(13a + 10k), это число делится на 7.

Приложение 5

Как вычислить число человека

Для этого нужно сложить все числа входящие в дату рождения до однозначного числа! К примеру: 26.05.1961. 2+6+5+1+9+6+1=30. 3+0=3.

Теперь можно посмотреть трактовку счастливого числа:

1 - число лидеров, энергичных прямолинейных людей.

2 - число дипломатов. Эти люди мягки и тактичны.

3 - тройка наделяет людей талантом, острым умом, развитой интуицией.

4 - надежные, стойкие, честные люди.

5 - их характеризуют подвижность, свобода, любовь к приключениям и всему необычному.

6 - люди этого числа судьбы честны, откровенны, надежны, добры, жизнерадостны.

7 - они - прирожденные философы, не заинтересованные материальной стороной жизни.

8 - число руководителей, изобретателей, гуманных и сильных людей.

9 - люди этого числа судьбы умны, творчески одарены и обладают сильной волей.

Вот и все!

1 - Солнце

Сила, индивидуальность, созидание. Люди этого числа - прирожденные лидеры. "Единички" активны, агрессивны и амбициозны, всегда стремятся занять первые места, могут быть совершенно безжалостны и способны ради карьеры жертвовать всем, в том числе и отношениями с окружающими. Это число победителей, но и тиранов. Счастливый день недели для числа 1 - воскресенье.

Люди числа 2 как правило мягки, артистичны и обаятельны, могут легко приспосабливаются к обстоятельствам. Часто им свойственна пассивность и отстраненность. Им присущи изобретательность и интуиция, однако они не слишком часто преуспевают в осуществлении своих планов. Они более склонны к размышлениям, нежели к действиям. Эти люди бывают часто подвержены депрессиям. Очень хорошие отношения устанавливаются у них с людьми числа 1. Счастливый день недели для числа 2 - понедельник.

3 - Юпитер

Три - число троицы. Обычно люди этого числа - энергичны, талантливы, дисциплинированны, что почти всегда позволяет им добиваться больших успехов в избранных ими областях деятельности. Как правило, они никогда не удовлетворяются малым. По характеру они очень горды и независимы, им нравится контролировать ситуацию, командовать и приказывать. Чаще всего, наилучшие отношения у них складываются с теми, чье число составляет 3, 6 или 9. Счастливый день для этого числа 3 - четверг.

4 - число времен года, число сторон света, число стихий. Люди этого числа обычно смотрят на вещи со своей особой точки зрения, что позволяет им находить скрытые от остальных детали. Одновременно, это обычно и становится причиной их несогласия с большинством и стычек с окружающими. Они редко стремятся к материальному успеху, будучи не слишком дружелюбными, они часто бывают одиноки. Наилучшие отношения устанавливаются у них с людьми чисел 1, 2, 7 и 8. Счастливый день недели для числа 4 - воскресенье.

5 - Меркурий

5 - число чувств. И люди этого числа действительно крайне чувствительны. Обычно по натуре они очень живые, импульсивные, легкомысленные, склонны к риску, очень ценят удовольствия. Как правило, они легко возбудимы и часто бывают подвержены нервным расстройствам. В бизнесе люди числа 5 как правило преуспевают и очень быстро выправляются после неудач. Наилучшие отношения обычно складываются у них с обладателями того же числа. Удачный день недели для числа 5 - среда.

6 - Венера

6 - число, которое считается одним из наиболее счастливых, поскольку является суммой своих делителей: 6 = 1 + 2 + 3. Люди числа 6 - гармоничны и взвешены, располагают к доверию, хотя, иногда бывают слишком упрямы. Они чаще всего очень романтичны и влюбчивы, интересы их, как правило, сосредоточены на доме и семье. Им присущ хороший вкус, они очень располагают к себе, легко сходятся с другими людьми. Счастливый день недели для числа 6 - пятница.

7 - Нептун

Число семь - сивол удачи и оккультных знаний. Люди этого числа чаще всего становятся философами и мыслителями. Обычно они погружены в собственные мысли и потому несколько оторваны от окружающих. Им также свойственна любовь к разного рода путешествиям. Начинания этих людей чаще всего заканчиваются успешно. Счастливый день недели для числа 7 - понедельник.

8 - Сатурн

8 - самое странное и самое трудное число. С одной стороны его можно представить как сумму 4 + 4, что говорит о том, что характеру его людей вдвойне свойственны качества людей числа 4. С другой стороны, число 8 имеет и свои собственные свойства. Например, оно может означать горе, печаль и, одновременно, успех, иногда - мирового значения. Людей числа 8 отличает большая сила воли и резко выраженная индивидуальность, обычно в общении им свойственна внешняя холодность и отстраненность, хотя, на самом деле они способны на самые горячие чувства. Счастливый день недели для числа 8 - суббота.

Число 9 часто считается главным числом нумерологии, со специальным, иногда даже сакральным значением. Связано это с тем, что при умножении на любое число, девятка воспроизводит себя. К примеру, 9 х 4 = 36 => 3 + 6 = 9. Обычно люди числа 9 - прирожденные борцы, они активны, смелы и целеустремленны, за счет чего как правило и побеждают. Одновременно люди числа 9 часто попадают во всякого рода неприятные ситуации. Эти люди способны на самые лучшие чувства по отношению к близким. Счастливый день недели для числа 9 - вторник.

Под каждым заданием, для изучения цифры 7 вы найдете картинку, которую можно распечатать и использовать как дидактический материал для занятия с ребенком.

Задание 1. Написать в прописи цифру 7.


Задание 2. Найти на картинке все цифры 7 и обвести их в кружочки.


Задание 3. Соединить цифры по порядку и раскрасить получившуюся картинку. (цифры от 1 до 7)


Задание 4. Раскрасить фрагменты картинки с цифрой 7 синим карандашом. Что получилось.

Задание 5. Провести лягушку к болоту, следуя по цифрам 7.

Задание 7. Вписать в цифровые ряды недостающие цифры (от 1 до 7 и от 7 до 1)


— Рассмотреть кости домино и дописать на пустой половине количество точек, чтобы получилось 7. На их основе расписать состав числа в виде примеров на сложение.


— Заселить домик. (состав числа 7)


— Напротив каждого примера закрасить нужное количество клеток двумя разными цветами (Взять синий и красный карандаш. Напротив примера 6+1=7 — 6 красных клеток и без пропуска 1 синяя клетка.7+0=7, 6+1=7, 5+2=7, 4+3=7, 3+4=7, 2+5=7, 1+6=7, 0+7=7)


— Решить веселые примеры. Результат записать в квадратики. (примеры на сложение и вычитание одинаковых предметов, на основе состава числа 7)


— Раскрасить грибочки, сумма чисел на которых равна 7


— Решить задачи, используя счетный материал (результат должен равняться 7)

  • На яблоне сидело 5 птиц, к ним прилетели еще 2 сороки. Сколько птиц сидело на дереве?
  • Собака сгрызла 6 косточек, потом еще 1. Сколько косточек сгрызла белка?
  • У Даши было 7 шаров, 2 шара лопнуло. Сколько еще шаров осталось у Даши?

— Перечислить дни недели. Как называется седьмой день.
— Чего больше цветов или бабочек? (бабочек 7, цветов 6. Соединить линиями. Чего больше, меньше. Сколько не хватило цветов?)

— Раскрасить 7 бананов желтым цветом, а остальные – зеленым.


— Найти цифру 7 и раскрасить ее.


— Сосчитать количество животных в рамке. Вписать соответствующее число.

— В каждом ряду пронумеровать предметы по порядку, начиная с самого маленького.


— Решить пример и соединить белочку с соответствующим орешком. (на белочке написан пример, на орешке ответ)


— Сосчитать количество бананов, апельсинов, ананасов на рисунке. Результат записать в соответствующие окошки. Сравнить. (бананов 6, апельсинов 7, ананасов 8)


— Решить примеры на яблоках и грушах. Соединить линиями яблоки и груши, на которых получились одинаковые ответы.

Видео задания, «Пиши правильно цифру 7»