Меню Рубрики

Какое значение для нашей страны имеет. Международные отношения россии и стран снг

Какое значение для нашей страны имеют моря Тихого океана? Какие отрасли хозяйства связаны с морской границей и освоением ресурсов морей?

Моря Тихого океана имеют большое транспортное значение. Благодаря рыбно-му промыслу пищевая промышленность занимает вторую строчку в списке отрас-лей специализации Дальнего Востока. Важное значение имеет добыча нефти и газа на Сахалине. Обслуживание обшир-ной морской границы требует развития судостроения и судоремонта.

Чем отличаются моря Дальнего Востока от арк-тических морей России?

Они в целом глубже, теплее, лучше ос-воены.

Моря Дальнего Востока вытянулись цепочкой с севера на юг. Меняются ли в зависимости от геогра-фического положения их природа и условия хозяй-ственного использования? Приведите примеры.

Закон широтной зональности проявля-ется не только на суше, но и в океане. С севера на юг меняется теплообеспеченность и природа морей. Вы можете за-метить это даже по перечислению харак-терных представителей животного мира. Например, Берингово море в северных частях похоже на Баренцево, для него ти-пичны птичьи базары и лежбища ластоно-гих. Этого не увидишь в Японском море, в котором добывают теплолюбивых анчо-усов, тунца, трепангов, устриц, морских гребешков.

Моря Тихого океана окаймлены многочис-ленными островами. Назовите их и покажите на карте.

Крупный остров в прилегающем к Рос-сии Тихом океане всего один — Сахалин. Среди мелких островов выделяются архи-пелаги: Командорские острова, Шантарские острова, Курильские, а также распо-ложенный восточнее Камчатки о. Карангинский.

Какие морепродукты тихоокеанских морей, являющиеся объектами промыслов, вам известны?

Основные богатства морей Тихого оке-ана перечислены в параграфе для каждо-го моря. Промысловое значение имеют лососевые (это так называемая красная рыба — горбуша, кета, чавыча, нерка, кижуч, голец), сельдь, сайра, камбала, минтай, треска, знаменитые камчатские крабы с размахом клешней около метра, креветки, устрицы, морские гребешки, кальмары, богатая иодом морская ка-пуста.

Подчеркните известные вам продукты, зайдите в рыбный магазин и обратите внимание на производителей рыбной про-дукции.

Морское побережье является рекреационной зоной. Какой участок какого моря по своим природ-ным особенностям наиболее благоприятен для от-дыха? Предложите пути развития Дальнего Востока как рекреационной зоны. Материал с сайта

Самый лучший район для отдыха — за-лив Петра Великого от Находки до южной границы России. Это наиболее теплое мес-то на Дальнем Востоке, где купаться мож-но почти все лето. Только портовые соору-жения Находки и Владивостока нару-шают девственный морской пейзаж с песчаными пляжами и скалистыми бере-гами. Рекреационные ресурсы этого райо-на пока мало используются, поскольку долгое время этот район был закрыт для посещения как военный объект. После открытия район мог бы стать аналогом Черноморского побережья Кавказа на Дальнем Востоке. Осложняют дело мус-сонные дожди и тайфуны, частые туманы в первой половине лета. Однако и на Фло-риде часто случаются ураганы, а большие пространства просто заболочены, тем не менее это один из самых привлекатель-ных курортных районов мира.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • Морское побережье является рекреационной зоной. какой участок какого моря по своим природным особенностям наиболее благоприятнен ляотдыха?
  • Чем отличаются моря дальнего востока от арктических морей России
  • Чем отличаются моря дальнего востока от арктических иорей россии
  • животные морей дальнего востока
  • тихий океан дальнего востока

Россия плодотворно сотрудничает со многими странами мира, и, прежде всего со своими ближайшими соседями – странами СНГ, с которыми она тесно связана благодаря историческим, культурным, научным, экономическим и транспортным связям. Разрыв связей между странами, составлявшими некогда одну страну – СССР, крайне негативно сказался на экономике этих государств и серьезно усугубил структурный кризис. По самым скромным оценкам, в России этот фактор повлиял на спад не менее 1/3 производства. Еще больший ущерб был нанесен нашим партнерам по СНГ, экономика которых, по сравнению с Россией, менее самодостаточна. Поэтому задача существования нового интеграционного механизма имеет большое значение. Серьезным стимулом для стран СНГ к интеграции является потребность сохранить свой рынок. Анализ структуры взаимного товарообмена дает веские основания для вывода о том, что отказ от подавляющей части его позиций, с учетом реальных возможностей переориентации на рынки «третьих» стран и импортозамещения неосуществим в ближайшей перспективе или экономически нецелесообразен. Значительный потенциал интеграции предопределен мощной и комплексной сырьевой базой, включая все виды стратегического сырья, географическая близость и наличие мощной инфраструктуры – прежде всего транспорта и связи. Начавшиеся интеграционные процессы основаны на развитом научно-техническом потенциале государств СНГ. Благодаря конструктивному взаимодействию партнеров по СНГ удалось заложить систему организации сотрудничества, приспособленную к обслуживанию их экономических отношений на рыночных принципах. Обязательным условием сотрудничества должно быть не нанесение ущерба интересам других стран СНГ.

Россия всегда стремилась к сохранению взаимовыгодных экономических отношений с республиками бывшего СССР. Это сотрудничество позволяет решать многие проблемы на взаимовыгодной основе. Одним из постоянных партнеров нашей страны является Республика Беларусь, плодотворное сотрудничество с которой идет в самых различных сферах. Это Единая энергетическая система России и Белоруссии, строительство белорусского участка газопровода Ямал - Западная Европа, совместная российско-белорусская программа развития автомобильной промышленности "Развитие дизельного автомобилестроения". Торговый оборот между нашими странами постоянно растет. Россия и Казахстан подписали соглашение о создании АО "УралТЭК" на базе российских энергетических предприятий Урала и Экибастузской ГРЭС-2 (Казахстан). Увеличена пропускная способность нефтепровода Атырау-Самара и повышена экспортная квота Казахстана на прокачку нефти по территории России с 6 до 9 млн. т в год.

Через территорию Белоруссии проходят важнейшие магистрали, соединяющие Россию со странами Европы, на Украине (в Севастополе) расположена база Черноморского военно-морского флота России, со многими странами продолжают развиваться экономические, культурные и научные связи. Во многом это возможно благодаря сохранению добрососедских отношений с бывшими союзными республиками и русскому языку – языку межнационального общения. При этом доля внешнеторгового оборота России со странами СНГ значительно уступает странам дальнего зарубежья, и, прежде всего странам Европы. Довольно тесные контакты между регионами стран можно рассматривать в качестве одного из инструментов долгосрочной политики России на этом пространстве. В этой связи следует непросто расширять границы доступа на рынки товаров, услуг и капиталов, но и, с учетом курса на инновационное развитие, способствовать созданию новых ниш для взаимодействия с другими государствами. И, прежде всего это касается совместного освоения природных богатств и общей инфраструктуры стран СНГ. В связи с тем, что кризис привел к сокращению импорта из стран дальнего зарубежья, то сейчас имеют место отличные возможности для экономического развития стран. Одним из ярких примеров экономической интеграции является Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии.

Несмотря на все это, существуют и определенные трудности во взаимоотношениях России со странами СНГ. Главным образом, это наличие непогашенных долговых обязательств за поставляемые Россией энергоносители. Так, например, в 1999 г. была прекращена подача электроэнергии в Грузию. Отсоединение Грузии от ЕЭС России лишает нашу страну возможности экспорта российской электроэнергии в Турцию.

Несмотря на определенные трудности экономического и политического характера, деятельность России в рамках СНГ показала нецелесообразность разрушения старых экономических связей. Страны СНГ обладали единой энергосистемой, системой транспорта и телекоммуникаций и производственных связей, сохранившихся со времен СССР. Таким образом, необходимо было искать новые формы развития. До настоящего времени деятельность СНГ являлась недостаточно эффективной, и поэтому не приносила желаемых результатов. Это связано, прежде всего, с тем, что страны СНГ до сих пор не выработали единой экономической стратегии - каждой из них приходится самостоятельно решать проблемы выхода на мировой рынок и выбора партнеров в мировом сообществе.

Помимо торговли, развиваются производственные связи, например, совместное строительство различных объектов. Россия и Туркменистан участвуют в строительстве новых автомобильных и железных дорог на восточном берегу Каспия, в создании новой паромной переправы и прокладке трубопроводов. Россия участвует в поиске, разведке и подготовке к эксплуатации газовых месторождений Туркмении

Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 г. Республика Беларусь, Российская Федерация и Украина подписали Соглашение о его создании.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы одиннадцати государств подписали Протокол к данному Соглашению. В нем зафиксировано, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Грузия стала членом СНГ в 1993 г. и вышла из его состава 18 августа 2009 г.

22 января 1993 г. был принят Устав Содружества. Его не подписали Туркменистан и Украина, которые тем самым де-юре не являются государствами - членами, а считаются государствами-участниками СНГ.

В соответствии с Уставом основными целями Содружества являются:

– осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

– всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

– обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;

– сотрудничество между государствами - членами в обеспечении международного мира и безопасности;

– содействие гражданам государств - членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

– взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

– мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Рабочий язык СНГ – русский.

Содружество Независимых Государств является самым крупным по составу участников региональным интеграционным объединением на постсоветском пространстве, авторитетной площадкой для равноправного диалога и углубления взаимодействия между государствами-участниками, а также платформой для формирования более продвинутых интеграционных объединений в евразийском регионе, таких как Евразийский экономический союз и Организация Договора о коллективной безопасности.

Важными документами, определяющими основные направления взаимодействия в рамках Содружества, являются Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации, принятые 5 октября 2007 г. Их главной задачей является повышение практической отдачи от интеграционного сотрудничества. В целях адаптации СНГ к современным реалиям в настоящее время ведется работа по актуализации Концепции и разработке нового Плана. Соответствующее решение было принято на заседании Совета глав государств СНГ в Сочи 11 октября 2017 года.

10 октября 2008 г. утверждено Положение о председательстве в Содружестве Независимых Государств, в котором зафиксирован принцип сквозного председательства страны в течение года в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономсовете, Комиссии по экономическим вопросам и Совете постоянных полномочных представителей на основании ротации в порядке русского алфавита названий государств.

С 1 января 2019 г. функции страны-председателя в СНГ осуществляет Туркменистан. Сопредседатели – Республика Таджикистан (предыдущее председательство) и Республика Узбекистан (следующее председательство). Среди заявленных в Концепции туркменского председательства приоритетов – сохранение и упрочение исторически сложившихся связей на пространстве Содружества, обеспечение безопасности и стабильности на региональном и межрегиональном уровнях, наращивание взаимодействия государств-участников Содружества в торгово-экономической сфере, а также социальной, военно-политической и культурно-гуманитарной областях, усиление политико-дипломатического сотрудничества в рамках Содружества.

Совместная работа в рамках СНГ осуществляется через уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею и Экономический суд, а также через систему органов отраслевого сотрудничества. Принятие решений в СНГ осуществляется на основании консенсуса, при этом государства-участники самостоятельно определяют степень своей вовлеченности в те или иные области сотрудничества.

Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ является Исполнительный комитет со штаб-квартирой в Минске и отделением в Москве. Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ утверждается Советом глав государств Содружества на трехлетний срок. С 1 января 2008 г. эту должность занимает Сергей Николаевич Лебедев. Согласно Положению об Исполкоме СНГ у Председателя может быть 4 заместителя (в настоящее время заняты 3 должности). В структуру Исполкома СНГ входят Аппарат Председателя, Управление делами, а также 7 департаментов, курирующих различные сферы взаимодействия в рамках СНГ.

В СНГ функционируют 66 органов отраслевого сотрудничества, в рамках которых осуществляется совместная деятельность в таких областях, как экономика и социальное развитие, культура, образование, борьба с организованной преступностью и терроризмом и т.д.

Создана сеть базовых организаций стран СНГ (77), занимающихся главным образом подготовкой и повышением квалификации кадров в различных отраслях.

С марта 1994 г. СНГ имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 г.). Каждые два года в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН принимается резолюция о сотрудничестве между ООН и СНГ. 26 ноября 2018 г. принята очередная резолюция по данному вопросу, внесенная таджикским председательством в СНГ.

Исполком СНГ поддерживает отношения с исполнительными структурами более 20 международных организаций, с 15 из которых заключены соглашения о сотрудничестве (Управление ООН по наркотикам и преступности, Отделение ООН в Женеве, секретариаты ЮНКТАД, ЕЭК ООН, ЮНЭЙДС, ОДКБ, ШОС, Генсекретариат Латиноамериканской ассоциации интеграции, Администрация МОМ, Евразийская экономическая комиссия и др.).

Особое значение в рамках СНГ придаётся выработке единых позиций по актуальным мировым проблемам и их продвижению на международной арене в целях повышения авторитета Организации. Эффективным механизмом внешнеполитической координации является принятие совместных заявлений глав государств и министров иностранных дел СНГ. В 2018-2019 гг. (по состоянию на июнь 2019 г.) были подписаны заявление глав государств-участников СНГ по случаю 70-летия со дня принятия Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, заявление министров иностранных дел государств-участников СНГ о недопущении размывания принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств и обращение министров иностранных дел государств-участников СНГ о необходимости сохранения и надлежащего ухода за воинскими захоронениями и воинскими памятниками Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тексты совместных заявлений распространяются в ООН, ОБСЕ и других международных организациях.

На торгово-экономическом направлении в рамках Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. продолжается работа по открытию рынков и созданию равных условий для осуществления хозяйственной деятельности экономических субъектов государств-участников Содружества, предпринимаются шаги по стимулированию взаимной торговли, гармонизации норм, стандартов СНГ и Евразийского экономического союза, устранению барьеров на пути движения товаров и услуг.

31 мая 2019 г. в Ашхабаде состоялось заседание Совета глав правительств СНГ. В ходе встречи особое внимание было уделено вопросам предания экономикам стран Содружества инновационного характера, борьбы с контрафактной продукцией, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, развития современных механизмов таможенного регулирования перемещения товаров. Подписаны соответствующие международные договоры в данных областях, принято решение о разработке проекта Межгосударственной программы инновационного сотрудничества на период до 2030 г.

Одним из востребованных направлений сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств остается взаимодействие на правоохранительном треке. Государства – участники СНГ рассматривают борьбу с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, коррупцией, киберугрозами, отмыванием финансовых средств, полученных преступным путем, как одну из важнейших задач обеспечения стабильного развития наших стран. Серьезное внимание уделяется взаимодействию между государствами Содружества в обеспечении безопасности наших внешних границ. Наращивается интенсивность многостороннего взаимодействия правоохранительных органов не только по борьбе с преступностью, но и по её предупреждению.

Активно задействуется потенциал соответствующих органов отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств: Совета руководителей органов безопасности и специальных служб, Совета министров внутренних дел, Совета командующих Пограничными войсками, Совета руководителей подразделений финансовой разведки, Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ, а также Антитеррористического центра СНГ, в том числе его отделения по Центрально-Азиатскому региону в Бишкеке, и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ.

Важное место во взаимодействии Российской Федерации со странами Содружества отводится ежегодным встречам секретарей советов безопасности государств – участников СНГ, которые проводятся начиная с 2013 года. Подобные, ставшие уже регулярными, мероприятия являются одной из востребованных площадок для обмена мнениями и выработки совместных действий по острым проблемам, касающимся обеспечения безопасности и противодействия терроризму.

Продолжает развиваться договорно-правовая база в правоохранительной сфере. Международными соглашениями, заключенными государствами-участниками СНГ, регулируются практически все основные направления борьбы с преступностью.

Для придания системности и согласованности этой деятельности компетентных органов государств Содружества разрабатываются и утверждаются целевые среднесрочные программы. В 2018 году Совет глав государств СНГ одобрил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с преступностью на 2019-2023 годы, впервые объединившую пять специализированных программ.

Государства-участники СНГ стали более активно сотрудничать в сфере противодействия распространению экстремистских идей с использованием информационных технологий. В этих целях в 2018 году было подписано Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступлениями в данной сфере.

Важной составляющей в противостоянии преступным действиям является подготовка высококвалифицированных кадров. Для реализации этой цели более десяти учебным заведениям государств-участников СНГ (Россия, Белоруссия, Казахстан) придан статус базовых организаций Содружества, в которых каждый год проходит обучение по различным направлениям несколько тысяч сотрудников правоохранительных органов.

Активно развивается военное сотрудничество в рамках Содружества, фундамент которого составляет деятельность Совета министров обороны СНГ и его рабочих органов. Основные усилия сконцентрированы на выполнении Концепции военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 года и других основополагающих документов, определяющих отношения стран в военной сфере. На заседании Совета министров обороны СНГ в Анапе 5 июня 2019 года были одобрены Концептуальные подходы к развитию военного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2025 года, которые будут положены в основу обновленной Концепции.

В настоящее время функционирует ряд совместных систем военного назначения стран СНГ (противовоздушной обороны, контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки, совместная система связи и автоматизации и др.). Ключевым элементом взаимодействия является проведение совместных мероприятий. Содержание военного сотрудничества во многом определяется характером взаимных интересов государств Содружества, постоянно обогащается и дополняется.

Активно развивается сотрудничество на пространстве СНГ в культурно-гуманитарной сфере. На заседании Совета глав государств (СГГ) СНГ в Казани 26 августа 2005 г. заключено Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников СНГ, которое охватывает вопросы науки, культуры, образования, информации, туризма, спорта, включая принципы и формы взаимодействия в этих областях на перспективу.

На заседании СГГ СНГ в Минске 28 ноября 2006 г. подписано Соглашение о создании Совета по гуманитарному сотрудничеству государств-участников СНГ (СГС). Совет ведет работу по координации деятельности СНГ в гуманитарной сфере.

На заседании Совета глав правительств СНГ 25 мая 2006 г. в Душанбе подписан Договор о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС). Его участниками являются Азербайджан (с июня 2008 г.), Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия (с июля 2014 г.), Россия, Таджикистан и Узбекистан.

При поддержке СГС и МФГС проводятся крупные культурные и общественные мероприятия, реализуются совместные издательские, молодежные и образовательные проекты.

Положительно зарекомендовала себя практика объявления в Содружестве тематических годов в гуманитарной сфере. На заседании Совета глав государств СНГ 11 октября 2017 г. в Сочи принято решение об объявлении 2019 года Годом книги, 2020 года – Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. На заседании Совета глав государств СНГ 28 сентября 2018 г. в Душанбе принято Решение об объявлении в СНГ 2021 г. Годом архитектуры и градостроительства.

Важным механизмом укрепления взаимодействия являются организуемые на ежегодной основе форумы творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ. XIV Форум прошел 15-16 мая 2019 г. в Ашхабаде.

В культурной сфере между государствами – участниками СНГ действуют соглашения: о сотрудничестве в области культуры (15 мая 1992 г.); о сотрудничестве в области кинематографии (10 февраля 1995 г.); о сотрудничестве в области книгоиздания, книгораспространения и полиграфии (16 апреля 2004 г.).

26 мая 1995 г. было подписано Соглашение о создании Совета по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ.

Продолжается работа в рамках Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества». На заседании СГГ СНГ 11 октября 2017 г. в Сочи было утверждено решение «О реализации Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в 2018 году в Республике Армения (г. Горис), в 2019 году – в Республике Беларусь (г. Брест), в 2020 году – в Республике Казахстан (г. Шымкент)». На заседании СГГ СНГ 28 сентября 2018 г. (г. Душанбе) принято Решение о реализации межгоспрограммы в 2021 г. в Таджикистане, объявив Культурной столицей Содружества в 2021 г. Душанбе.

В научно-техническом сотрудничестве особая роль отводится развитию взаимодействия в сфере инноваций. Координацией этого направления работы занимается приступивший к практической деятельности в 2010 г. Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. 19 мая 2011 г. учрежден Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств-участников СНГ.

Продолжается реализация Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г.

Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. определило вектор развития многостороннего взаимодействия в этой сфере, особо акцентировав стремление государств-подписантов к осуществлению согласованной образовательной политики. В качестве инструмента реализации достигнутых договоренностей в 1997 г. был учрежден отраслевой Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ.

Соглашение о формировании единого (общего) образовательного пространства Содружества подписано в Москве 17 января 1997 г. Оно предусматривает создание механизма координации деятельности в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров; разработку необходимой правовой базы по вопросам взаимодействия в области образования, установления требований к документам об образовании и механизма взаимного признания эквивалентности дипломов, ученых степеней и званий.

Важным элементом взаимодействия в сфере образования является институт базовых организаций по подготовке специалистов в различных областях. Всего на 1 апреля 2019 г. в рамках СНГ действует 76 базовых организаций в различных областях и направлениях сотрудничества, в том числе 31 базовая организация в гуманитарной сфере.

Перспективным проектом на образовательном треке стало инициированное РУДН в 2008 г. создание Сетевого университета СНГ (СУ) в форме консорциума ведущих вузов стран Содружества.

Важную роль в формировании единого информационного пространства в Содружестве играют отраслевые органы СНГ – Совет руководителей информационных агентств, Совет руководителей государственных и общественных телерадиоорганизаций государств-участников СНГ, Межгосударственный совет по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, Межгосударственный совет по научно-технической информации.

Значительную роль в информационном поле Содружества играет работа Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» (МТРК «Мир»). На заседании Совета глав правительств СНГ 28 сентября 2012 г. в Ялте была утверждена Концепция информационного телеканала «Мир 24», который с 1 января 2013 г. перешел из тестового режима на полноформатное вещание.

На заседании Совета глав правительств СНГ 25 ноября 2005 г. в Москве подписано Соглашение государств-участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью. Создан и функционирует Совет по делам молодежи государств-участников СНГ. В рамках заседания СГП СНГ 1 июня 2018 г. в Душанбе был принят Международный молодежный проект «100 идей для СНГ», который нацелен на расширение участия молодежи в интеграционных процессах.

Россия - наша Родина, страна, где мы с вами родились, где жили наши предки и где, вероятнее всего, будут жить ваши дети. Любовь к Родине - это естественное чувство каждого нормального человека, гражданина этой страны. Любовь к Родине прежде всего воспитывается в каждом человеке как любовь к матери, любовь к родному дому, любовь к городу, населенному пункту, где протекают ранние годы жизни, как любовь к нашей стране, к ее людям, культуре, обычаям. Все это вызывает стремление внести свой вклад в то, чтобы страна наша стала прекраснее, а жизнь в ней лучше.

Эти потребности человека определяют его нравственность. Нравственность можно также определить как стремление найти пути и обеспечить сохранение человечества как вида на Земле, уменьшив влияние факторов на жизнедеятельность, способствующих самоуничтожению человека.

Чтобы любить свою Родину и быть патриотом своей страны, необходимо хорошо знать, что представляет наше государство и каково его место в мировом сообществе.

В настоящее время Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. По размерам своей территории Россия занимает первое место в мире, она расположена на востоке Европы и севере Азии и имеет площадь 17,1 млн км 2 (для сравнения: Китай - 9,3 млн км 2 , Канада и США -9,2 млн км 2).

Рис. 1. Сравнительная диаграмма площадей территорий четырех самых крупных стран мира

На территории нашей страны можно встретить практически все ландшафты умеренного пояса Земли - от полярных пустынь до субтропиков.

Россия - одна из богатейших стран мира, в которой есть важнейшие стратегические ресурсы: многочисленное и образованное население (более 140 млн жителей), передовые технологии. Важнейшими среди них являются ядерные технологии, которые позволяют создавать не только самое мощное ядерное оружие, но и уникальные энергетические установки (от гигантских блоков атомных электростанций до миниатюрных ядерных установок на космических объектах). Важное значение имеют ракетно-космические технологии, являющиеся передовыми в мире в целях обеспечения безопасности страны и освоения космического пространства. Не уступает Россия в мире и по уровню развития авиационных технологий.

Для обеспечения ядерной энергетики, ракетостроения и авиации в России созданы и действуют самые современные металлургические и химические технологии.

В России имеются крупные залежи полезных ископаемых (до 40% мировых запасов), необъятная территория и огромный резерв нетронутых экосистем. Россия занимает первое место в мире по площади неосвоенных земель. Они располагаются более чем на половине ее территории. Это важнейшие экономические, «туристические» и экологические ресурсы нашей страны. В России, безусловно, есть все необходимое для того, чтобы стать одной из самых развитых стран на Земле.

Место России в мировом сообществе определяется расположением ее по отношению к другим государствам, военным и политическим союзам, источникам сырья, рынкам сбыта продукции, мировым торговым путям. Оно может быть выгодным и невыгодным и зависит от многих факторов, внешних и внутренних условий и от политики, которую проводит Правительство Российской Федерации внутри страны и в отношении других государств.

Российская Федерация (Россия) была провозглашена как независимое суверенное государство 12 июня 1991 г. В этот день была принята «Декларация о государственном суверенитете РСФСР». Этот день является днем образования Российской Федерации (России).

Согласно статье 1 Конституции Российской Федерации, наша страна является демократическим федеральным правовым государством с республиканской формой правления.

В настоящее время, несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, Россия в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе все больше обозначается широкая интеграция России в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

В настоящее время важнейшим аспектом, определяющим внешнеполитические подходы России к сотрудничеству и установлению связей с другими странами мира, являются равноправные взаимовыгодные отношения.

Россия - евразийское государство. Поэтому она не только поддерживает связи с другими европейскими странами, но и сотрудничает с ними, являясь равноправным членом многих европейских организаций. Наиболее значимой среди европейских политических и экономических организаций считается Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Цели и задачи ОБСЕ - поддержать мир и безопасность в Европе. Другая важная организация - Европейский союз (ЕС). Наша страна пока в силу ряда обстоятельств не является членом Европейского союза, но ее сотрудничество с государствами ЕС, особенно с Германией, Италией и Францией, постоянно расширяется. Эта организация является главным экономическим партнером России.

В качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность России, рассматриваются Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН. Россия понимает, что снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений означает, что в перспективе это будет способствовать созданию угрозы интересам России.

Очень важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств.

Исторические факты

    Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в конце 1991 г. после распада Советского Союза. Постепенно в него вошли почти все государства - бывшие советские республики (кроме стран Балтии).

Отношения с Содружеством Независимых Государств (СНГ) являются для России важнейшим направлением внешней политики.

Главные цели и задачи СНГ - развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего СССР.

Для нашей страны участие в СНГ имеет принципиальное значение. Россия стремится сохранить свое влияние в этих государствах и рассматривает обеспечение безопасности и неприкосновенности границ стран СНГ в качестве приоритета своего военного планирования. Тесное сотрудничество с этими странами важно еще и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн русского и русскоязычного населения.

Россия постоянно расширяет сотрудничество с США в политической и экономической сферах и поддерживает усилия по борьбе с международным терроризмом в рамках антитеррористической коалиции. В отношениях с США Россия руководствуется необходимостью строгого соблюдения норм международного права и собственными национальными интересами. Наша страна исходит из того, что, несмотря на отдельные различия во взглядах на региональные проблемы, компромиссное решение должно быть найдено на базе уважения норм международного права и взаимного уважения национальных интересов.

В заключение отметим, что Россия - одна из богатейших стран мира и имеет все возможности стать одной из ведущих мировых держав, но это будет во многом зависеть от поведения и отношения молодого подрастающего поколения России к настоящему и будущему своей страны. Молодому поколению необходимо научиться с уважением и ответственно относиться ко всему богатству России, к ее истории, традициям и культуре, сохранять и приумножить его.

Каждый человек - гражданин России должен беречь и приумножать ее национальное достояние, должен глубоко понимать, в чем заключаются национальные интересы государства, и делать все от него зависящее для их сохранения.

Россиянам необходим динамичный коллективный разум и высокий уровень ответственности за благополучие и безопасность своей страны - Российской Федерации. Это особенно актуально для молодого поколения.

Вопросы

  1. Что представляет собой наша Родина - Россия в мировом сообществе?
  2. На каких основах формируется у человека любовь к Родине?
  3. С какими странами и организациями в мире Россия успешно сотрудничает?
  4. Какое значение для нашей страны имеет сотрудничество со странами СНГ?

Задание

Коротко объясните, в чем роль и значение молодого поколения граждан России для развития нашей страны.

Как уже было выше отмечено, отношения со странами СНГ являются приоритетными для России. Во-первых, потому что Российская Федерация заинтересована в безопасности на границах своих территорий. Во-вторых, даже после распада СССР на территориях бывших советских республик осталось общее хозяйство, которое целесообразно и дальше развивать совместно.

Поскольку Россия заинтересована в безопасности на границах своих территорий, необходимо, чтобы соседями были установлены дружеские, дипломатические и стабильные взаимоотношения. Помимо всего этого для России необходимо упрочить свое лидерство на пространстве СНГ, для этого создается плавная и безболезненная модель перехода от планового типа экономики социального устройства к полноценному рынку и демократии.

Исходя из общего прошлого и накопленного опыта, для стран СНГ торгово-экономическое сотрудничество является одним из наиболее необходимым условием для успешного развития. В первую очередь здесь необходимо учитывать опыт многолетнего существования в качестве единого государства, ведь уже налажено много хозяйственных структур, которые необходимо лишь модернизировать и вывести на новый уровень развития. В итоге желаемый результат - это создание единой экономической системы, позволяющей эффективно развиваться каждому участнику.

Благодаря созданию СНГ, бывшие союзные республики в основном разошлись мирным путем, хотя в последствие все же возникали вооруженные конфликты. Важное значение в рамках СНГ принимает проблема сохранения гуманного общества.

Рассмотрим отношения России с отдельными странами, входящими в СНГ.

Безусловно, самая перспективная страна для развития устойчивых добрососедских, торгово-экономических и культурных отношений - это Беларусь. Россия и Беларусь плодотворно работают над улучшением своих взаимоотношений, уже достигнут наиболее высокий в СНГ уровень политической и экономической интеграции. Помимо этого обеспечивается тесное взаимодействие в области обороны и безопасности, в гуманитарной и культурной сферах .

Следующая страна, которую стоит отметить это - Казахстан. Если Беларусь важный партнер на Западе, то Казахстан играет ключевую роль дл России в Центрально-Азиатском регионе. Этому способствуют исторически предопределенные экономические, военно-политические и гуманитарные интересы сторон, взаимное стремление противостоять угрозам и вызовам региональной и международной безопасности. Кроме того, не стоит забывать, что на территории Казахстана находится космическая станция Байконур, которую Россия арендует после распада СССР до тех пор, пока не будет закончено строительство космодрома Восточный.

Еще одна важная страна для сотрудничества - Молдавия. Самый главный аспект взаимоотношений - безопасность. Поскольку Приднестровье, некогда часть Молдавии, объявила о своем самовольном выходе из состава государства. Однако, Молдавия до сих пор не признает независимость Приднестровской Молдавской республики (ПМР). Россия, оставаясь приверженной политическому урегулированию приднестровского конфликта при соблюдении территориальной целостности Молдавии и на основе выработки особого, надежно гарантированного статуса Приднестровья, выступает в переговорном процессе за сохранение механизмов обеспечения стабильности в регионе, включая действующую миротворческую операцию, а также бережное отношение ко всему фонду идей урегулирования.

Азербайджан и Армения. Отношения с этими странами имеют долгосрочную перспективу и несут союзнический характер. Хорошо развиты торгово-экономические взаимоотношения и военно-технические отношения. Армения является важным союзником России в Закавказье. С Азербайджаном же иной раз возникают некоторые расхождения во внешней политике, но они успешно регулируются. Не стоит забывать, что Россия является посредником в урегулировании Карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном. Именно благодаря сотрудничеству Российской Федерации был подписан договор о прекращении огня на территории Нагорного Карабаха. Однако, вопрос о принадлежности Карабаха к какой-либо стране остается открытым .

С Узбекистаном отношения развиваются постепенно с положительным успехом, в стратегически важных аспектах: политической, экономической, военно-технической, гуманитарной и других областях.

С Киргизией отношения развиваются в традиционно дружественном, носят многоплановый характер. Ведется военно-техническое сотрудничество, проводится работа по обустройству военной российской военной базы на территории Киргизии.

В отношениях с Таджикистаном достигнут определенный прогресс в области гидроэнергетики, состоялось перекрытие реки Вахш плотиной для строящейся при помощи РФ Сангтудинской ГЭС - этим сделан важный шаг в возведении электростанции, которая должна решить проблему обеспечения Республики электроэнергией.

Туркменистан - страна, с которой Россия пытается наладить отношения, основная работа направлена развитие тесного сотрудничества в различных областях.

И, наконец, последняя страна - Украина. Неслучайно она оказалась в этом списке последней. Во-первых, это связано с тем, что Украина намерена покинуть Содружеств независимых государств, а во-вторых, за последние годы отношения между странами СНГ и Украиной сильно ухудшились. И совершенно особняком стоят взаимоотношения между Россией и Украиной. На данный момент самый главный вопрос - это вопрос безопасности между двумя государствами. Помимо этого остается неразрешенным вопрос по поводу республики Крым, которая большинством стран мира до сих пор считается территорией Украины.

Таким образом, поводя итог, можно отметить изменения в российской политике по отношению к странам СНГ. После развала Советского Союза Росси оказалась в несколько непривычной для себя ситуации, территории бывших союзных республик она все также воспринимала, как единое государство своей страны. Однако, все эти страны уже были независимыми и пытались жить своими силами. Впрочем, бывшим республикам тоже оказалось на первых порах тяжело, ибо централизованный центр раньше был в России, а тут приходилось начинать все с нуля. Поэтому было целесообразно создать единое постсоветское пространство, что и было сделано, появилось Содружество Независимых Государств. При помощи этой международной политической организации были найдены пути успешного сотрудничества и совместного развития, с учетом предыдущих ошибок, был сделан упор на двусторонние отношения, что позволило в полной мере реализоваться каждому участнику Содружества.