Меню Рубрики

Новая роль высшего образования в эпоху развития инновационной экономики, глобализации и депопуляции. Роль высшего образования в современном мире Варианты развития образования

Уважаемые коллеги, мне очень нравится название нашей конференции. Дело в том, что высшее образование принципиально отличается от других видов образования, скажем, от начального и от среднего. Высшее образование адресуется взрослым людям. Это особые требования ставит и к дидактике, и к воспитанию, и ко всему другому, что относится к педагогике.

Кроме того, высшее образование — это производительная отрасль экономики, в то время как начальное и среднее образование — это всетаки отрасли иждивенческие. То есть совершенно разные подходы должны быть и в экономическом плане.

Новая роль высшего образования. Я в своем сообщении попытаюсь поднять следующие темы. Какие именно мы видим новые роли?

Во-первых, развитие инновационной экономики — зависит от высшего образования. Во-вторых, увеличение человеческого капитала. В-третьих, положительная перестройка самого человека, в биологическом смысле, человека.

Надо сказать, что вся наша система высшего образования в России игнорирует человека. Человека мы не замечаем. Мы не замечаем того, кого мы учим. Мы его не изучаем, мы к нему не приспосабливаемся, а учим какую-то некую условную абстракцию, занимаемся ее образованием.

В то же время мы не можем не отмечать, что как раз в последние годы с человечеством происходят большие перемены. Несколько десятилетий назад начали замечать такое явление как акселерация человека, т. е. раннее созревание, укрупнение и т. д. Отмечается резкое увеличение средней продолжительности жизни людей. Причем все эти перемены происходят в развитой цивилизации. Мы называем цивилизацию развитой, потому что она состоит из, так называемых, развитых стран. Есть страны развивающиеся, есть страны развитые. Речь идет здесь о развитой цивилизации, к которой, кстати говоря, принадлежит и Россия тоже.

Объявление:

Замечено возрастание коэффициента интеллекта в странах развитой цивилизации. Причем довольно значительное. За последние 15 лет в среднем интеллект вырос примерно на 10%. Наблюдается в развитых странах демографический переход. Если раньше увеличивалась численность населения развитых стран, то сейчас благодаря демографическому переходу численность населения развитых стран начала сокращаться.

Существуют споры, почему происходят такие перемены в биологии человека. Питание, занятия физкультурой и т. д. Уверенно не согласились, не выбрали ученые какую-либо причину изменений самого человека.

Мы такую причину обнаружили. Это наша гипотеза. Пока кроме нас ее поддерживает еще Институт мозга под руководством Н. П. Бехтеревой в Санкт-Петербурге. Мы думаем, что спусковым механизмом для таких изменений является переход к массовому высшему образованию в развитых странах. Этот переход влияет на изменение самого человека.
Такая эпоха, как сказано в названии моего доклада,эпоха депопуляции. Да, Россия сейчас живет в эпоху депопуляции. Численность населения страны всегда выражается гиперболическим законом. Это доказал С. П. Капица. У него есть очень солидные исследования по этому поводу. По-видимому, все страны, он отводит на это 100-120 лет, совершат демографический переход, т. е. у них сменится гиперболический рост населения на гиперболическое падение населения.

Однако очень важно, на какой именно временной точке произойдет этот переход. Здесь мы нарисовали две кривые. Сначала они идут вместе — это развитые страны и развивающиеся. Но сначала в некоторой временной точке совершила переход развитая страна. То есть у них была равная численность населения. И у развитой страны начала численность населения уменьшаться. У развивающейся она продолжала увеличиваться по гиперболическому закону. И вот в некоторой точке, по времени позже, они тоже совершили демографический переход. Но заметим, что теперь численность у них стала совершенно различной. Численность населения была одинаковая, но благодаря разновременности демографического перехода стала различной.

Мы сделали расчеты. Сейчас развитые страны примерно составляют 1/6-1/5 всего населения земного шара. После того, как демографические переходы завершатся, они будут составлять по численности 1/25. То есть их значение, развитых стран, в т. ч. России, в будущей жизни населения Земли (я говорю о совсем недалеком будущем, речь идет об этом веке) резко осложнится.

Что с Россией? Будем считать так, факты свидетельствуют, что Россия уже проиграла соревнование по своей численности населения. Осталось только дать «последний бой», чтобы не потерять себя как этнос, — это «дать бой» по качеству этого населения, по количеству производимого им продукта высоких потребительских свойств.

Наиболее ценным является, так называемый, средний класс, в который входят и все вигоросы — люди с избыточным количеством биохимической энергии. Производство именно таких людей, размножение в этносе именно таких людей возвышает этнос и делает его лидером среди других этносов, населяющих земной шар. У нас дефицит, конечно, таких людей.

Правительство предпринимает меры, скажем, по увеличению населения. Даются деньги рожающим матерям. Но средний класс как раз, его деньгами для этого дела не соблазнишь. У него совершенно другие критерии, и жизненные критерии, и жизненные цели. Здесь я немного отвлекаюсь от темы своего доклада, но просто как гражданин я переживаю. Жизнь этноса зависит от совсем небольшого слоя людей — от молодых женщин репродуктивного возраста. Их сейчас в России всего 21 млн. Это в пять раз меньше электората, т.е. их голос не слышен, когда мы идем голосовать. Их в полтора раза меньше, чем пенсионеров. Если пенсионеры начинают выражать свои нужды, то мы их слышим гораздо яснее и лучше, чем этих женщин репродуктивного возраста.

Мне кажется, что здесь дело не в деньгах. Здесь дело, скорее, в отношении, в престиже таких женщин. Надо что-то делать! Мы произвели расчеты. Мы интересовались насчет наших будущих клиентов — студентов. Расчеты показывают ужасные совершенно цифры. Например, через 40 лет численность российского этноса должна сократиться до 60 млн., а число женщин репродуктивного возраста — до 9 млн. А через 100 лет, если мы взглянем, численность России будет 16 млн., а число женщин репродуктивного возраста — 2,5 млн. Через 100 лет, если мы сохраним тенденции сейчас существующие, если мы не будем делать ничего экстраординарного, все население России поместится в Москве, даже Санкт-Петербург не потребуется нам.

Как со снижающимся населением сохранить громадные территории, имеющиеся у России, — для меня это загадка. Мы очень много работаем сейчас на периферии. Мы дистанционный вуз, у нас множество учебных центров доступа к образованию, как мы их сейчас называем. Всюду сокращается население, всюду сокращается количество молодежи. В России убывает ежегодно 700 тысяч населения. Причем пенсионеры не убывают. Каждый год у нас выбывает 700 тысяч молодых людей. Половина из них женщины репродуктивного возраста. Я не знаю, что делать? Может быть, как у юношей есть воинская повинность, может быть, нам надо ввести «женскую повинность»? Роди двоих детей, а потом и существуй для своего удовольствия.
Во всяком случае, каждая женщина репродуктивного возраста драгоценна для нашего общества. Каждый год репродуктивного возраста драгоценен! И для женщины, и для нашего общества. К сожалению, мы этого не понимаем: мы не славим их ни в кинофильмах, мы не премируем, ни поднимаем на пьедестал почета и уважения всего общества тех
людей, от которых наш этнос зависит, зависит целиком. Он зависит не от правительства и не о армии, и не от ученых. Он зависит от молодых женщин. Мы этого просто не понимаем! До сих пор!

У меня недавно дочь рожала. Это ужас, что она рассказывает, какое унижение переживают молодые женщины в этих роддомах, в консультациях и т.д., какое плохое к ним отношение. Это я несколько отвлекся.

Теперь глобализация. Что глобализация несет нам в сферу образования? Во-первых, появляется у нас в России внутри международный рынок образовательных услуг. Раскрываются границы, и к нам приходят мощные западные вузы. Здесь есть вопрос: выдержим ли мы конкуренцию с мощными вузами развитых стран? Мы пока ориентируемся на МГУ. МГУ с 33 тысячами студентов считался бы на Западе очень средненьким, скорее даже слабеньким вузом. Я докладывал в Бразилии, в Рио-де-Жанейро на конференции и легонько дал цифры по нашим вузам. Они начали смеяться. В самой Бразилии городской университет, аналогичный МГУ, 95 тыс., в Сан-Пауло — 130 тыс. студентов, в НьюМехико — 270 тыс. студентов. Вот такие цифры и, соответственно, такие мощности, такие масштабы приняты сейчас в мире. В принципе у нас очень маленькие и слабенькие вузы.

Я думаю, чтобы выдержать конкуренцию мощных западных вузов, неизбежно нам надо объединяться, неизбежно нам надо допускать законодательно (к сожалению, Шудегов ушел, а я ему хотел это сказать) кооперацию вузов. Законом это не предусмотрено. Одновременно от вуза требуется лицензия и на здание, и на образовательные программы. Объединить два вуза: один дает образовательные программы, другой здание — это практически сейчас невозможно.

У нас появляется и международный рынок труда, образованных людей. Нашим выпускникам придется конкурировать, выдержать международную конкуренцию выпускников. Готовы ли мы им сказать, что им придется выдерживать конкуренцию иностранцев? Здесь есть проблема «утечки мозгов». На «утечку мозгов» не надо жаловаться. «Утечка мозгов» означает существование международного рынка труда. Всюду: где «мозги утекают», где что. Посмотрю я, как играют наши футболисты, баскетболисты: значительная доля негров. Это уже «утечка мозгов», ног или рук, так сказать, с той стороны к нам. Это неизбежное условие существования нашей цивилизации. Надо быть к нему готовым, надо его выдерживать. Здесь у меня небольшой слайд по тому, что нам дают современные знания, новые технологии. Я не буду комментировать то, что вы и так прекрасно знаете. Хранение знаний, объемы увеличились в миллионы раз по сравнению с бумажными технологиями. Скорости передачи знаний, информации тоже: по сравнению в устной речью в миллионы раз, а по сравнению с чтением про себя в 300 тысяч раз. Новые технологии, конечно, нам должны диктовать новые методы работы.

Мы живем, об этом Шудегов сказал, в нарастающем потоке инноваций. Он сказал, что число смены циклов технологий за 100 лет. У нас сейчас 5 смен, 20 смен циклов смены технологий — порядка 5 лет, 3 года. Получается так, что если обучаем студента, то выпускник, что он учил на первом курсе — уже устарело. Настолько быстро происходит смена циклов знаний. Очень быстро ветвятся специальности, создаются новые специальности. По нашим подсчетам сейчас в мире уже существует более 100 тыс. специальностей, и их количество все возрастает и возрастает. В принципе, в пределе мы можем дойти до того, что каждый человек может иметь свою специальность.

К чему это ведет? Это неизбежно нам диктует непрерывность образования. Мы непрерывность часто путаем с преемственностью, т. е. школа, потом вуз, потом послевузовское. Но преемственность — это другое. Непрерывность — это значит, что надо все время повышать свою квалификацию, все время надо повышать уровень своего образования. Вот что такое непрерывность. Естественно, при этом нельзя применять кампусные методы образования, потому что нельзя всех людей переселить в кампусы навсегда. Люди должны получать образование на месте своего обитания, вне кампусов. Некоторые уже понимают это. Например, Питер Друкер, американский теоретик менеджмента, написал лет пять назад, что через 30 лет кампусы американских университетов превратятся в пустоши. Действительно, нет никакой необходимости проживать в кампусе, получая образование в каком-либо университете.

Очень больная тема, и всеми она муссируется: о качестве образования. Качество — это последний оплот ретроградов. Как что-нибудь затевается новое, естественное, современное, сразу: а качество? Как понимать качество образования? Мы воспользовались американскими исследованиями. В отличие от наших университетов там у них исследования ведутся. Получаются такие данные, что качество выпускника на 68% зависит от его генетических факторов. И только на 32% зависит от той образовательной среды, которую ему создает учебное заведение.
Таким образом, можно наметить два пути достижения высокого качества подготовки выпускников. Один путь — это использовать способности студентов, т. е. отбор. Не всех пускать, не всем давать, а давать образование только самым способным, а остальных отсеивать. Правда, это не вяжется с конституционным принципом (ст. 46 Конституции), по которому образование доступно для любого гражданина России.

Но отсеивая способных, устраивая высокий конкурс, конечно, можно добиться высокого качества выпускников. Одаренный человек — он и есть одаренный, учи его, не учи — сам научится. В частности, когда наш Президент В.В. Путин учился в Ленинградском университете, он имел свободный график, т.е. он не посещал лекций и вообще инфраструктурой Ленинградского университета он не пользовался, а он только приходил и сдавал экзамены. И прекрасно выучился. Как видим, способный, одаренный человек способен учиться даже и без вуза. Другой путь — это создавать образовательную среду, создавать настолько совершенную образовательную среду, в которой могли бы учиться и менее одаренные. Здесь сегодня профессор Давыдов давал цифры: в России 21% экономически активного населения уже сейчас имеют высшее образование. А на прошлой конференции я приводил наши исследования психологов: достаточно одаренных у нас 5,2% населения. Таким образом, получается, что 16% населения у нас средних способностей имеет высшее образование. Хорошо бы, конечно, с точки зрения радетелей качества их лишить дипломов и всех повыгонять. А с другой стороны, как же потом работать? Я думаю, что вывод здесь неизбежен. Наша система высшего образования должна приспособиться для обучения студентов средних способностей. А вообще отбор, на наш взгляд, вообще не конституционен, отбор наиболее одаренных. Они сами отберутся.

На этом слайде мы привели наше исследование по историческому возрастанию потребностей в высшем образовании. Еще раз скажу, мы сейчас находимся в постиндустриальном обществе, где примерно 20% населения должны иметь высшее образование. Профессор Давыдов передо мной называл цифру для инновационной экономики — 60%. Мы тоже подтверждаем эту цифру. Примерно 60% должно получить высшее образование в том обществе, к которому мы неизбежно идем.

Здесь мы попытались раскрыть эти 60%. У нас постиндустриальная экономика, инновационная экономика. Постиндустриальная — мы взяли на примере большой страны США и небольшой страны Нидерландов. В сельском хозяйстве занято 4% населения, в промышленности (включая транспорт и связь) — 15% населения и 81% в сфере услуг, из них примерно половина в сфере управления, финансов, культуры, образования, науки — там, где очень востребовано высшее образование.

Что же будет при инновационной экономике? В этой сфере услуг, доля ее немного возрастет с 81% до 85%, но как раз в этих областях больше 90% потребуется людей, имеющих высшее образование. Причем как мы смотрим на очень продвинутые экономики, например, Японии, на многих рабочих должностях требуется высшее образование. Все у нас озабочены: ПТУ, техникумы. В мире нет техникумов. Сразу есть начальное образование и высшее профессиональное. Почти никто не пользуется специалистами среднего звена. Мы привнесли наши методы из социалистической экономики и считаем их единственно правильными. Весь мир шагает не в ногу, одни мы шагаем в ногу. Так не бывает! Давайте посмотрим на те страны, которые имеют значительные достижения в построении инновационных экономик, с ними сравнимся: как у них там построено с системой образования. На наш взгляд, там нет техникумов, и нам не нужны техникумы.

В чем будущее образовательной системы России? Поскольку население сокращается, нужно ли нам сокращать наши вузы? По простой арифметической логике — нужно. Действительно, если нас останется всего 16 млн., то учить нам потребуется всего пару миллионов. Куда же нам такую армию преподавателей девать?

У нас другое мнение. Мы считаем, что будущее системы высшего образования в России находится не в России, а заключается оно в экспорте образовательных услуг. Мы имеем в этом деле значительный опыт. Наш вуз имеет около 30 тыс. студентов трансграничного образования, которых мы обучаем через спутниковые технологии на месте их проживания. Мы работаем в 10 странах. Потребности колоссальные! Вы посмотрите, если в России 20,6% экономически активного населения имеют высшее образование, мы взяли среднее по 15 развитым стран — 22%, в США — 31%. Мы знаем 60% — это в обществе знаниевых технологий, куда мы идем. Сейчас в развивающихся странах — 1-3%. Дефицит на высшее образование колоссален! Исчисляется десятками миллионов человек.

Не далее, как вчера мы проводили очень интересную конференцию в Президент-отеле «Россия, Турция, Азербайджан». Россияне, ни один человек не пришел, конечно, из Министерства образования. Правда, были оба посла: и Турции, и Азербайджана. Были очень солидные люди от них, министры были и т.д. Я вам даю данные по Турции. Свежих данных нет, это прошлого года. Было подано заявлений на поступление в вузы на первый курс — 1,5 млн. заявлений, а принято было 120 тыс. человек. Значит, 1 млн. 380 тыс. заявлений остались не удовлетворены. Там средняя цена (они живут немножко побогаче нас) высшего образования в год 3-4 тыс. долларов. Осталось неудовлетворенных заявлений, которые наши вузы могли бы удовлетворить, примерно на 3-4 млрд. долларов ежегодных. Ежегодных!

Если мы сравним потребности вот таких стран как: Турция, как Индонезия, Пакистан, Индия, Китай и т.д., и сумеем проникнуть в образовательное пространство этих стран, речь идет о заработках нашего высшего образования выше, чем зарабатывает газовая и нефтяная промышленность вместе взятые. Причем, что такое высшее образование? Мы экологически чистые, мы не выделяем углекислого газа, если и выделяем, то совсем немного. Коров у нас нет, у нас в основном одна профессура. Мы не портим дороги. Мы не занимаем пахотных угодий. Мы не истощаем недра. Наш заработок самый чистый, который только может быть в нанотехнологии.

То, что я вам сказал, подтверждается на этом слайде. 597 государственных вузов РФ имеют совокупно на методах академической мобильности, т. е. студенты приезжают и живут в наших кампусах, 68 тыс. студентов. А одна наша академия имеет 30 тысяч студентов, но мы собираемся это количество резко увеличить.

Как используется высшее образование? Приводились примеры, и в докладе Шудегова было сказано, в Татарии только 31% работает по специальности, а, стало быть, 69% работает не по специальности. Известно по педагогам. Только 15% оканчивающих педагогические вузы работают по специальности, полученной в вузе.

В мире существует два понятия: академическое образование и профессиональное образование. Мы, опираясь на нужды социалистической экономики, где каждый человек представляется винтиком экономиче

ской машины, делали упор на профессиональное образование. У нас даже закон называется: о высшем и полсевузовском профессиональном образовании. То есть академическое использование образования вообще не предусматривается. Мы в рот глядим работодателям, что нам скажут работодатели. А я вам должен сказать по опыту нашей академии: 14% наших выпускников самозанятые, они не нуждаются в работодателях, они сами работодатели. Значит, самоценно, что человек получает образование. Он поднимается на новый уровень человеческий или, если хотите, человеческого капитала. Вот что ценно! А мы все продолжаем слушать работодателей, которые дальше своего носа не видят. Мы их называем «свиньями под дубом»: желуди они видят, а откуда берутся желуди — это они не понимают. Для власть имущих сейчас главное — это слово вот этих бизнес-структур и работодателей, как будто они лучше, чем профессура понимают чему надо готовить. Все равно все придут к профессорам.

Мы провели анализ, как используется образование. По техническим направлениям — это средний квадратик. В среднем — 9 лет. Не более 18 лет. Человек учился в вузе, значит академическое использование. Он получил новое качество в этом вузе. Если взять другие специальности (военные, медицинские), еще меньше: в среднем 6,5, максимум — 13 лет. Всего лишь 12 человеко-лет из его полевузовской карьеры он использует свои знания для работы. В гуманитарных направлениях положение несколько лучше. В целом большинство людей, оканчивая вузы, получает новые качества и использует полученное образование академическим способом. Вот в чем мы хотели всех убедить.

Кстати говоря, ломать общество через колено и навязывать ему свою точку зрения, чем сейчас все занимаются, и Правительство, и все критики системы образования, бесполезно. Я поживший человек, надо мной сменилось пять государств различных, начиная со Сталина, потом Хрущева и т. д., а народ остался тот же самый. Государство меняется, а народ остается. Надо, прежде всего, подумать, что нужно обществу, социуму что нужно прежде, чем навязывать какие-то схемы.

Здесь очень интересен вопрос: что такое образование? Все мы говорим: образование. А что такое образование? Предположим, у нас есть лингвист и химик. И тот, и другой кончали вуз, они образованные люди. Но они друг друга не понимают, у них различный профессиональный сленг, у них различные системы знания, т. е. они разговаривать друг с другом в принципе не могут. Однако у них есть какие-то общие черты, благодаря которым общество их обоих считает образованными людьми. Мы попытались сформулировать критерии образованного человека. Во-первых, это обучение в вузе, т. е. общее у них то, что они в вузе обучались. Во-вторых, они оба имеют диплом о высшем образовании. Это их тоже объединяет. В-третьих, они владеют терминологией образованного человека, т. е. у них есть культурная речь, не доступная людям необразованным. В-четвертых, они общаются с образованными людьми. Вот таких людей мы называем образованными. Или можно сказать другими словами, что они получили и академически используют полученное ими образование, какое бы оно ни было: медицинское, военное, лингвистическое, химическое, техническое и т. д. Это то, примерно, о чем профессор Давыдов говорил, когда он это называл общим высшим образованием. Можно принять и такой термин, хотя в мире существует термин ничуть не хуже: академическое образование. Слово «академическое» вообще приятное слово.

Есть страшное опасение у радетелей сокращения числа получающих высшее образование: куда мы этих образованных людей денем? Куда девать необразованных, знают все. А вот куда девать образованных людей? Мы их сейчас напечем, создали кучу вузов, выпекаем юристов, экономистов никому не нужных, хотя они как раз оказываются нужными. Потом эти военные и техники переходят к менеджменту и к юридическому использованию своего образования. ВЦИОМ провел очень интересное исследование. Совсем недавно, в июне они опубликовали. Здесь показана занятость в рабочем возрасте, в зависимости от того, где проживают люди. Показаны города-миллионники, показаны города в 100-500 тыс. до 50 тыс. и села. Чем меньше поселение, тем выше занятость у людей с высшим образованием. Возьмем поселок. 54% в среднем и 76% в селах. То есть люди с высшим образованием гораздо более заняты, экономически более активны, чем люди, не имеющие высшего образования.

Очень интересен по профессиональной подготовке. Здесь мы показали годы после школьного обучения. 2 года — это техникум, а 5 лет — это вуз. Чем выше у человека образование, тем чаще он проходит профессиональную подготовку. Вот какая интересная зависимость. Хотя, казалось бы, должно было бы быть наоборот.

Влияние высшего образования на производительность труда, измеренную по количеству ВВП, создаваемого людьми. Мы сделали расчеты и на производстве получили с помощью системы уравнений, что производительность человека с высшим образованием в 15 раз выше, чем человека без высшего образования. Если взять вместе производительные отрасли и гуманитарные отрасли, то примерно в 7 раз выше. Сравнили с американскими данными. По их данным в пять раз выше. Но, в общем, это цифры одного порядка.

По оплате труда. В США оплачивается труд человека с высшим образованием в 2,5 раза выше. По данным ВЦИОМ — в 1,5. По нашим данным (мы проводили по своим студентам) — в два раза выше. Человек с высшим образованием получает в два раза больше человека без высшего образования. Вот вам и причина, по которой люди идут учиться. На поверхности лежит: у них в два раза увеличивается зарплата. Расчеты по 2004 году доказывают приведенные мною данные.

Существуют отраслевые интересы. В том числе и отрасли высшего образования. А существуют общенациональные интересы. Почему не проходят законы, о которых говорил Виктор Евграфович? Они кажутся достаточно очевидными, но тем не менее они никак не проталкиваются ни через Госдуму, ни через Правительство. Почему? Здесь могущественное лобби отрасли, образовательной отрасли.

Здесь мы не применительно к образовательной, но вообще смотрели расхождение отраслевых интересов и общенациональных интересов. Интерес у отрасли — сделать ее иждивенческой, т. е. бюджетной отраслью. А интерес общенациональный — надо сделать отрасль производительной. Интерес отраслевой — закрыть данные о деятельности отрасли, а общенациональный интерес — опубликовать все данные. Вот мы, например, данных об аккредитации никаких не можем получить у Рособранадзора. Интерес отраслевой — облагодетельствовать общество: они такие благодетели, что без них нельзя прожить. Интерес национальный — это чтобы были справедливые цены на товары и услуги. Интерес отраслевой — сделать дефицит услуг, а общенациональный — изобилие. Отраслевой интерес — иерархическое управление феодального типа, общенациональный — самоуправление. Там — монополизм, здесь — рыночная среда.

Мы понимаем, что поскольку расходятся интересы отрасли и общенациональные, но надо нам народу, общественности, научной общественности понимать, что наши руководители не отражают интересов общенациональных.

Мы сделали расчет экономического эффекта подготовки выпускника вузов. Это первый такой расчет. До сих пор он никогда и нигде не публиковался. Вообще никто не занимался этим чрезвычайно важным вопросом, поскольку все рядятся в белые одежды и благодетельствуют и из бюджета берет деньги. Только и слышишь: надо дать из бюджета больше денег. Я вам скажу, что та отрасль, где разбрасываются бюджетные деньги, никогда не процветает, если она не становится на собственные ноги.

Какой эффект получает национальная экономика от подготовки выпускника вуза? Во-первых, это произведенный капитал типа заводов, зданий и т.д. Во-вторых, человеческий капитал. В общенациональном богатстве общечеловеческий капитал занимает ведущую роль. Если почитать сейчас статьи экономистов по человеческому капиталу, средний мировой капитал занимает 65%, в развитых странах — 78%, по мнению академика Львова, ныне покойного, в России — 7%, всегонавсего. То есть мы на порядок отстаем от развитых стран. Мы с этим не совсем согласны. По нашим расчетам получается около 17%. Но все равно, в разы меньше, чем у развитых стран.

Мы это все не берем. От выпускника вуза государство получает дополнительные доходы в виде увеличения налоговых поступлений. Мы сделали только по налоговым поступлениям расчет. Мы рассчитали, на сколько увеличивается НДС, на сколько прирастает налог на прибыль, на сколько увеличивается подоходный налог, поскольку человек с высшим образованием больше зарабатывает, и на сколько прирастает единый социальный налог (ЕСН) тоже потому, что он больше зарабатывает. Мы просуммировали это все за 9 лет — средний срок работы специалиста по полученной в вузе специальности. Получилось, что больше миллиона рублей в год по выпуску. Справедливая доля вузов, поскольку есть доля самого работника в виде генетических факторов, справедливая доля вузов, мы считаем, 30%.

Таким образом, по нашему расчету 310 тыс. рублей должен получать вуз за подготовленного выпускника. Можно, конечно, сделать более точный расчет по различным специальностям. И надо сделать. Но пока это общая цифра для всей России. 310 тыс. за выпускника нам должны, вузу, платить. Я не знаю, как другие вузы. Для себя мы сделали расчет. В этом году мы выпустили 27 тыс. выпускников. Дали налогов в приращении государству больше миллиарда долларов и 335 млн. долларов мы хотели бы от государства получить без всяких национальных проектов за счет приращения налогов, получаемых государством.

Все это приводит нас к мысли о создании в России вузов новых формаций. Какие же требования общества приводят к этой необходимости? Во-первых, нам необходимо обеспечить непрерывность образования. У нас инфраструктуры непрерывного образования в России вообще нет. Можно привести только отдельные примеры. Например, наш вуз подготовлен к непрерывному образованию . Чтобы перейти в технологии непрерывного образования, надо отказаться от кампусной структуры вузов.

Наконец, второе требование. Массовость высшего и сверхвысшего образования. «Сверхвысшее» нам нравится больше, чем после вузовское. Логичнее. Раз есть высшее, то следующее за ним — сверхвысшее.

Третье. Надо добиться образования на месте обитания, отказавшись опять от кампусных структур.

Четвертое. Международный характер образования. Общество хочет, чтобы наши дипломы котировались наравне с дипломами всех западных университетов. Это путь через Болонский процесс.

В ответ на эти вызовы необходимо создание вузов новой формации. Что это нам даст? Во-первых, развитие экономики. Во-вторых, развитие человеческого капитала. Наконец, в-третьих, развитие самого человека, увеличение продолжительности жизни человека, укрепление его здоровья, развитие IQ — интеллекта человека. Вот что это нам даст.

Здесь нарисована последовательность, как мы это понимаем, создания вуза новой формации. Отталкиваться надо от новой технологии обучения. Перейти надо затем к конструированию новой дидактики обучения. Далее на основе дидактики и технологии к новой организации учебного процесса. Например, индивидуальные учебные планы, опосредованные занятия и т. д. Наконец, уже после этого новое материальное воплощение вузов. А не так, как сейчас делается: есть у вуза здание — начинает вуз думать, как его приспособить для новых процессов.

План:

1. Сущность высшего образования и ее функции.
2. Кризис современного высшего образования.
3. Основные направления развития высшего образования в Украине.

– Фундаментализации высшего образования
– Гуманизация педагогического процесса
– Гуманитаризация высшего образования
– Междисциплинарный подход.

4. Философия образования.

Литература:

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / РАН, Ин-тут теории образов. и пед. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.

Левченко Т.І. Розвиток освіти та особистості в різних педагогічних системах: Моногр. – Вінниця: Нова книга, 2002. – 512 с.

Марушкевич А.А. Педагогіка вищої школи: ТЕОРІЯ ВИХОВАННЯ (Цикл лекцій) Навчальний посібник Київ. – 2005

На пути к «Повестке дня на XXI век» в области высшего образования : Проблемы и задачи грядущего XXI века в свете региональных конференции: Раб. док. // ЮНЕСКО Всемирная конф. по высш. образованию (Париж, 5-9 окт.). – Париж–ЮНЕСК.О. 1998. – 19 с.

Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С.И. Самыгин. – Сер. «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 544 с.

Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.

Педагогика: XXI век / Луган. Гос. пед. ун-т им. Т. Шевченко. Отв. ред.: В. С. Курило, С. Я. Харченко, Г. А. Петровская. – Луганск: Знание, 2002. – 182 с.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 304 с.

Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 224 с.

Под высшим образованием понимают «... уровень образования, который приобретается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основывается на полном общем среднем образовании и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации».

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Образование, особенно высшее, рассматривается как основной ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В середине 60-х гг. передовые страны пришли к выводу, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, между ними обнаруживается глубокое противоречие.

Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличения технического могущества, а также то обстоятельство, что будущее развитие все больше определяется уровнем культуры и мудрости человека.

Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию. "Ныне общепризнано, – говорится в одном из документов ЮНЕСКО (Доклад о положении дел в мировом образовании за 1991 г. Париж, 1991) , – что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентности в области освоения передовой технологии".

Основополагающей миссией высшего образования, отмечается в документах Всемирной конференции по проблемам высшего образования (5 – 9 октября 1998 г., Париж), является служение человеку и обществу. Учитывая это, можно сказать, что основная цель образования заключается в том, чтобы средствами различных форм и методов обучения и воспитания подготовить студентов к активному участию в социальной жизни; создать условия для развития личности, способной не только практически оценивать ситуацию и адаптироваться к социальным изменениям, но и оригинально мыслить, генерировать и реализовать идеи, продуцировать собственные, намечать пути позитивных преобразований, проявлять инициативу и творчество. Основными функциями высшего образования являются гуманистическая, аксиологическая, социокультурная, социально-адаптивная, социально-мобильная, инновационная, соцально-интегративная, прогностическая. Высшее образование способствует развитию, самореализации (гуманистическая функция); является ценностью мировой и национальной культур (аксиологическая функция); помогает человеку овладеть культурой своего народа на основе учета связей с национальными культурами других народов и мировой культуры в целом (социокультурная функция); способствует адаптации человека к динамичного социума, а также к профессиональной деятельности (социально-адаптивная функция); изменяет статусно-ролевые формы взаимодействия людей (социально-мобильная функция); обновляет арсенал знаний и способов деятельности человека, формирует базис ее научно-исследовательской деятельности (инновационная функция); втягивает людей в интегративную образовательно-научно-производственную деятельность, предоставляет опыт интеграции учебных, научных, практических знаний и умений, открывает значительные потенциальные возможности этого процесса (соцально-интегративная функция); раскрывает сущность будущей профессии, стабилизирует потребность человека в ее получении, способствует проявлению перспективы профессионального развития и личностного роста человека (прогностическая функция).

Но вместе с тем, сложившиеся образовательные системы не выполняют своей функции – формировать созидательные силы общества. В 1968 г. американский ученый и деятель образования Ф. Г. Кумбс, пожалуй, впервые дал анализ нерешенных проблем образования "в Зависимости от условий, сложившихся в различных странах, кризис проявляется в разной форме, сильнее или слабее. Но его внутренние пружины в одинаковой мере проступают во всех странах – развитых, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями или с великим трудом создающих их сейчас".

Современное развитие общества требует новой системы образования – "инновационного обучения", которое сформировало бы в учащихся способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее. В нашей стране кризис образования имеет двойную природу:

1. Она является проявлением глобального кризиса образования.

2. Она происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы.

Положительные "наработки" отечественной высшей школы:

Она способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства;

По масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире;

Отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам;

Традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой.

Недостатки отечественного высшего образования:

В современных условиях стране требуются такие специалисты, которые не только не "выпускаются" на сегодняшний день, но для обучения которых наша образовательная система еще не создала научно-методическую базу;

Бесплатная подготовка специалистов и невероятно низкая оплата их труда девальвировали ценность высшего образования, его элитарность;

Чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности;

Усредненный подход к личности, валовой выпуск "инженерной продукции", невостребованность десятилетиями интеллекта, таланта, нравственности, профессионализма привели к деградации нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижа высокообразованного человека;

Тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований подавляли инициативу и ответственность преподавательского корпуса;

Вследствие милитаризации общества, экономики и образования сформировались технократическое представление о социальной роли специалистов, неуважение к природе и человеку;

Изолированность от мирового сообщества, с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импортные закупки целых заводов и технологий, с другой, исказили главную функцию инженера - творческую разработку принципиально новой техники и технологии;

Экономический застой, кризис переходного периода повлекли за собой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения образования, высшего в частности.

Трудности, по мнению В. Андрущенко, Т. Левченко и других ученых, обусловлены недостаточным уровнем социального внимания к образованию; его низким финансированием; слабой социальной защитой участников учебно-воспитательного процесса; неудовлетворением базовых потребностей молодежи в нормальных материальных условиях жизни, в образовании, самоутверждении; медленным развитием социально-профессиональной ориентации; ориентацией на узкопрофессиональные знания. В последние годы произошли определенные положительные сдвиги в деле совершенствования национальной системы образования, в том числе высшего. Результативным был процесс упорядочения сети высших учебных заведений на центральном и региональном уровнях управления. Как отмечают ученые, выполнена значительная часть программы оптимизации сети высших учебных заведений І - II уровней аккредитации, ликвидированы мелкие и бесперспективные техникумы, училища, укрупненные однопрофильные учебные заведения, некоторые из них стали структурными подразделениями учреждений высших уровней аккредитации - институтов, академий, университетов.

В государственном секторе возросло количество высших заведений образования III - IV уровней аккредитации: за 1995-1998 гг. рост составил 22 %, а в течение 1998-1999 гг. к ним добавились еще десять. За этот период более чем на треть расширился студенческий контингент университетов, академий и институтов. Сегодня в высших учебных заведениях обучается свыше 1 млн. студентов. Научные истоки новой образовательной политики следует искать в трех сферах: философии образования, науках о человеке и обществе и "теории практики". Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества. Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и др.) нужны, чтобы иметь современное научное представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействия между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования с обществом. "Теория практики", включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент системы образования и др. даст возможность представить в совокупности новую систему образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления. Она же явится инструментом реформирования и адаптации системы образования к изменяющимся условиям жизни.

Направления развития предполагаемой парадигмы образования:

1. Гуманизм, так как в центре ее оказываются человек, его духовное развитие, система ценностей. Кроме того, новая методология, положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.

Гуманизация деятельности профессионалов предусматривает:

Во-первых, пересмотр содержания понятия фундаментализации образования, вкладывая в него новый смысл и включая в основную базу знаний науки о человеке и обществе;

Во-вторых, формирование системного мышления, единого видения мира без разделения на "физиков" и "лириков" потребует встречного движения и сближения сторон. Техническую деятельность необходимо гуманизировать. Но и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения общечеловеческих ценностей, накопленных в научно-технической сфере. Известный психолог В. Зинченко так определил опустошающее воздействие на человеческую культуру технократического мышления: "Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства". Обычно, говоря о гуманитаризации инженерного образования, имеют в виду только увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах вузов. При этом предлагают студентам различные искусствоведческие и другие гуманитарные дисциплины, что редко бывает непосредственно связано с будущей деятельностью инженера. Но это так называемая "внешняя гуманитаризация ".

Напомним еще раз, что сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Как показывают два прошедших десятилетия, главными чертами постиндустриального развития мирового сообщества и нового технологического способа производства являются:

Гуманизация техники, проявляющаяся как в структуре, так и в характере ее применения; увеличивается производство техники, удовлетворяющей потребностям человека, труду придается более творческий характер;

Повышение наукоемкости производства, приоритет высокотехнологичных, использующих достижения фундаментальной науки технических систем;

Миниатюризация техники, деконцентрация производства, запрограммированного на быструю реакцию в связи с меняющимися технологиями и спросом на продукцию;

Экологизация производства, жесткие экологические стандарты, использование безотходных и малоотходных технологий, комплексное использование природного сырья и замена его синтетическим;

Одновременная локализация и интернационализация производства на основе локальных технических систем, обмена готовой продукцией; усиление интеграционных связей между регионами и странами, ориентированных на удовлетворение спроса, что в свою очередь увеличивает подвижность населения и возможности работы специалистов в различных регионах и странах.

Все это вместе взятое диктует новые требования к системе образования, в том числе к усилению его гуманитарной и фундаментальной компоненты, увеличивается удельный вес процессов фундаментализации и гуманизации высшего профессионального образования, возрастает необходимость интеграции фундаментального, гуманитарного, специального знания, обеспечивающей всестороннее видение специалистом своей профессиональной деятельности в контексте грядущих технологических и социальных перемен. Главную задачу высшей школы уже невозможно выполнить без фундаментализации образования. Это объясняется тем, что научно-технический прогресс превратил фундаментальные науки в непосредственную, постоянно действующую и наиболее эффективную движущую силу производства, что относится не только к новейшим наукоемким технологиям, но и к любому современному производству.

1. Результаты фундаментальных исследований обеспечивают высокий темп развития производства, возникновение совершенно новых отраслей техники, насыщение производства средствами измерений, исследований, контроля, моделирования и автоматизации.

2. Все шире вовлекаются в производство, что когда-то считались очень далекими от практики достижения таких областей знаний, как релятивистская физика, квантовая механика, биология, лазерная и плазменная физика, физика элементарных частиц и т.д.

3. Конкурентоспособность наиболее процветающих фирм в значительной мере обеспечивается фундаментальными разработками в исследовательских лабораториях при фирмах, в университетах, в разнообразных научно-технических центрах.

4. Фундаментализация образования эффективно способствует формированию творческого инженерного мышления, ясного представления о месте своей профессии в системе общечеловеческих знаний и практики.

Поэтому в современном техническом вузе уже с первого курса должно культивироваться стремление студентов к глубокому освоению фундаментальных знаний.

Исходные теоретические положения фундаментализации образования:

1. Идея единства мира, проявляющаяся в общем взаимосвязи в сфере неживого, живого, духовного. Единство мира проявляется в единстве культурной, научной и практической сфер цивилизации и как следствие в органических связях естественнонаучных, гуманитарных, технических наук. Эти связи неизбежно должны быть отражены в моделях специалистов, учебных планах, программах, учебниках и организации учебного процесса.

2. Фундаментальные науки - это естественные науки (т. е. науки о природе во всех ее проявлениях) - физика, химия, биология, науки о космосе, земле, человеке и т.д., а также математика, информатика и философия, без которых невозможно глубокое осмысление знаний о природе. В учебном процессе каждой фундаментальной науке соответствует своя дисциплина, которая называется фундаментальной.

3. Фундаментальные знания - это знания о природе, содержащиеся в фундаментальных науках (и фундаментальных дисциплинах). Фундаментализация высшего образования - системное и всеобъемлющее обогащение учебного процесса фундаментальными знаниями и методами творческого мышления, выработанными фундаментальными науками.

В процесс фундаментализации должны быть вовлечены почти все дисциплины, изучаемые студентом на протяжении учебы в вузе. Аналогичная мысль справедлива и для гуманитаризации.

5. Фундаментализация высшего образования предполагает его постоянное обогащение достижениями фундаментальных наук. Тот факт, что прикладные науки возникают и развиваются на основе постоянного использования фундаментальных законов природы, делает общепрофессиональные и специальные дисциплины также носителями фундаментальных знаний. Следовательно, в процесс фундаментализации высшего образования должны быть вовлечены наряду с естественными общепрофессиональные и специальные дисциплины.

Такой подход обеспечит фундаментализацию обучения студента на всех этапах от первого до пятого курсов.

Под гуманизацией образования понимается процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности студента в пространстве современной культуры, создания в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ноосферного мышления, ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности

Гуманитаризация образования, особенно технического, предполагает расширение перечня гуманитарных дисциплин, углубление интеграции их содержания для получения системного знания. Оба эти процесса являются тождественными, дополняют друг друга и должны рассматриваться во взаимосвязи, интегрируясь с процессами фундаментализации образования. Основные положения концепции гуманизации и гуманитаризации:

Комплексный подход к проблемам гуманизации образования, который предполагает поворот к целостному человеку и к целостному человеческому бытию;

Гуманные технологии обучения и воспитания учащихся;

Обучение на границе гуманитарных и технических сфер (на границе живого и неживого, материального и духовного, биологии и техники, техники и экологии, технологии и живых организмов, технологии и общества, и т.д.);

Междисциплинарность в образовании; функционирование цикла социально-гуманитарных дисциплин в ВУЗЕ как фундаментального, исходного образовательного и системообучающего;

Преодоление стереотипов мышления, утверждение гуманитарной культуры.

Критерии гуманизации образования:

1. Овладение общечеловеческими ценностями и способами деятельности, содержащимися в гуманитарном знании и культуре.

2. Обязательное наличие углубленной языковой подготовки, при этом лингвистический модуль становится составной частью всего комплекса гуманитаризации.

3. Гуманитарные дисциплины в общем объеме изучаемых дисциплин должны составлять не менее 15-20 % для негуманитарных учебных заведений и процент их должен увеличиваться.

4. Устранение междисциплинарных разрывов как по вертикали, так и по горизонтали.

Основной направленностью в организации учебного процесса в университетах должна быть междисциплинарность в обучении, основу которой составляет междисциплинарная природа современного знания. Здесь преобладают два направления:

1) интенсивный ввод в сугубо технические вузы дисциплин гуманитарного цикла;

2) обогащение гуманитарных специальностей и дисциплин основами технического и естественнонаучного знания и наоборот.

Этот путь обучения через междисциплинарный подход способствует формированию у студентов глобализации и нестандартности мышления, способности решать комплексные проблемы, возникающие на стыке различных областей, видеть взаимосвязь фундаментальных исследований, технологий и потребностей производства и общества, уметь оценить эффективность того или иного новшества, организовывать его практическую реализацию.

Позитивные преобразования, происходящие в высшем образовании нашей страны, не должны ограничиваться количественными и качественными изменениями в сети учреждений образования или контингенте студентов. Должны измениться установки относительно образования, в частности по следующим направлениям:

· от дегуманизации к гуманистически-личностной направленности образования;

· от знаний к их личностной значимости;

· от пассивного усвоения информации, предоставляемой, к ее активного продуцирования;

· от познавательно-информативного подхода к социально-культурной;

· от тотальной унификации и стандартизации учебного процесса к его гибкого моделирования с учетом индивидуальности субъекта обучения;

· от дезинтеграции к интеграции в мировое образовательное пространство.

К сожалению, эти процессы не достигли еще того уровня, при котором они бы существенно влияли на ситуацию в целом. Поэтому изменения, которые происходят, полностью не решают проблемы выхода из кризиса.

Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества. Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и др.) нужны, чтобы иметь современное научное представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействий между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования с обществом. "Теория практики", включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент системы образования и др. даст возможность представить в совокупности новую систему образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления. Она же явится инструментом реформирования и адаптации системы образования к условиям жизни, которые меняются.

Итак, обозначены фундаментальные основы развития образования. Какие же направления развития предполагаемой парадигмы образования? Предлагаемую методологию можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказываются человек, его духовное развитие, система ценностей. Кроме того, новая методология, установленная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.

В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманизации и гуманитаризации образования, которая при новой методологии приобретает гораздо более глубокое значение, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре. Значение в том, что необходимо гуманизировать деятельность профессионалов. А для этого необходимо:

Во-первых, пересмотреть значение понятия "фундаментализации образования", вложив в него новый смысл и включив в основную базу знаний науки о человеке и обществе. В России это далеко не простая проблема;

Во-вторых, формирование системного мышления, единое видение мира без разделения на "физиков" и "лириков" потребует встречного движения и сближения сторон.

Техническую деятельность необходимо гуманизировать. Но и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения общечеловеческих ценностей, накопленных в научно-технической сфере. Именно разрыв технической и гуманитарной подготовки привел к обеднению гуманитарного содержания учебно-воспитательного процесса, снижению творческого и культурного уровня специалиста, экономическому и правовому нигилизму, а в конечном счете - к снижению потенциала науки и производства.

Напомним еще раз, что сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван подготовить специалиста, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности.

Голубев Виктор Вадимович соискатель

начальник управления Рособрнадзор Е-mail: [email protected]

Высшее образование и некоторые проблемы современной цивилизации

Аннотация: Показано что современная система образования переживает глобальный системный кризис. Для выхода системы из кризиса требуется как практические шаги так и новые теоретические разработки. Предложена классификация системы образования выделяющая, шесть уровней образовательных систем: личностный, семейный, уровень образовательного учреждения, региональный, государственный, межгосударственный. Обоснована необходимость перехода методологии современной системы образования к эдукологическим принципам формирования теоретических основ.

Ключевые слова: Эдукология, уровень образования, кризис образования, личность,

образовательное учреждение, регион, государство.

В современном обществе образование является одной из обширных сфер человеческой деятельности (на первом месте считается, идёт производственная сфера). В современной системе образования на начало нового тысячелетия было занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Крайне высока социальная роль образования. От направленности и эффективности педагогических технологий сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В середине 60-х гг. передовые в промышленном отношении страны пришли к заключению, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности. Колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния, качество жизни сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.

Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества. Сегодня необходимо учитывать следующее обстоятельство - будущее развитие общества в целом и каждой страны в отдельности больше определяется уровнем культуры и мудрости человека, чем техническим прогрессом.

Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию. «Ныне общепризнано, - говорится в одном из документов ЮНЕСКО ещё в прошлом тысячелетии , - что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентности в области освоения передовой технологии».

Следует подчеркнуть, что практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные финансовые средства. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики, ибо государства стали осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие. В русле этой политики, прежде всего, решались вопросы, связанные с ростом контингента студентов и числа вузов. В этой связи так же говорится о качестве знаний, новых функциях высшей школы, количественном росте информации и распространением новых информационных технологий. Однако это большей частью декларации, нежели, методически обеспеченные поиски. В последние 10-15 лет в мире все настойчивее дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках количественных реформ. Становится ясным, что в рамках традиционных методических подходов невозможно перейти к новой парадигме образования. Сегодня все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не выполняют своей функции - формировать созидающую силу, созидательные силы общества. Ещё в 1968 г. американский ученый и деятель просвещения Ф. Г. Кумбс , (пожалуй, впервые) дал анализ нерешенных проблем образования: «В зависимости от условий, сложившихся в различных странах, кризис проявляется в разной форме, сильнее или слабее. Но его внутренние пружины в одинаковой мере проступают во всех странах -развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями или с великим трудом создающих их сейчас». Почти через 20 лет в новой книге «Взгляд из 80-х годов» он же делает вывод об обострении кризиса образования и о том, что общая ситуация в сфере образования стала еще тревожнее.

Сегодня констатация кризиса образования из научной литературы перешла в официальные документы и высказывания государственных деятелей.

Мрачную картину рисует доклад Национальной комиссии США по проблеме качества образования: «Мы совершили акт безумного образовательного разоружения. Мы растим поколение американцев, неграмотных в области науки и техники». Очень важно, что с тех пор так и не найдены новые подходы к решению назревших проблем. В этой связи небезынтересно мнение бывшего президента Франции Жискара Д Эстена: «Я думаю, что главная неудача Пятой республики состоит в том, что она оказалась неспособной удовлетворительно разрешить проблему образования и воспитания молодежи».

В отечественной науке вплоть до развала СССР отвергалось само понятие «мировой кризис образования». По мнению советских ученых, образовательный кризис казался возможным лишь за рубежом. Считалось, что речь может идти лишь о "трудностях роста" даже на рубеже веков . Сегодня наличие кризиса как зарубежной, так и отечественной системы образования уже никем не оспаривается. Напротив, обнаруживается тенденция к анализу и определению его симптомов и путей выхода из кризисной ситуации .

В настоящее время различные исследователи выделяют шесть уровней системы образования:

1) Личностный уровень или самообразование. Процесс самообразования начинается у человека в самом раннем детстве и продолжается на протяжении всей его жизни. Самообразование -это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Оно является средством самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний. Отдельно стоит отметить, что самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

2) Семейный уровень (домашнее хозяйство) образования. Как правило, под семейным уровнем образования подразумевается Семейное воспитание, которое представляет собой, систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая задача семейного воспитания - подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная - усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Цели и средства семейного воспитания обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры. Обычно оно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья, и неразрывно связано с самовоспитанием и самообразованием взрослых,

формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.

3) Уровень образовательного учреждения (ОУ). Когда говорят об образовании, чаще всего вспоминают об обучении на начальном, среднем, общем, специальном и высшем уровнях образования. И действительно, в техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому

4) Региональный уровень образования. Понятие “регионализация образования” -признанный научно-педагогический принцип развития мирового образования и не является отражением современной политической конъюнктуры. Актуальность идеи регионализации определяется общемировыми тенденциями социокультурного развития человечества, направленными на признание самоценности, уникальности национальных и региональных вариантов культур, их единства, целостности и значимости как неотъемлемой части общечеловеческой культуры.

Развитие региональных систем образования, адекватных особенностям образовательных потребностей и интересов учащихся и специфике региона представляет шаг вперед в развитии российского образования, его движения в направлении демократизации и модернизации. Образование, построенное на основе приоритета личностных образовательных интересов человека, функционирующее как система, оказывающая образовательные услуги, потребителем которых является конкретный человек, а не как система по подготовке кадров, где в качестве потребителя выступают производство, экономика, государство, не может ни реагировать на специфические особенности, в том числе региональные, интересов потребителя.

Эта специфика образовательных интересов и потребностей каждого человека является следствием различий не только его личных способностей, но и тех условий, в которых конкретная личность осуществляет свое индивидуальное образование.

Под региональным образовательным пространством понимается совокупность научных, образовательных, культурных и просветительских, экономических институтов (государственных и негосударственных, официальных и неофициальных), средств массовой коммуникации, ориентированных на образование, общественность, вовлеченную в решение проблем образования, а также социально-психологические стереотипы, регламентирующие поведение людей по отношению к образованию, функционирующие в конкретном регионе.

Региональное образовательное пространство представляет собой разновидность сложноорганизованной социальной системы, развивающейся согласно собственным закономерностям, имеющим как субъективный, так и объективный характер. В каждом регионе Российской Федерации функционирует образовательное пространство, своеобразно отражающее особенности и специфику конкретного региона, его традиции, культуру, национальный и религиозный состав населения, уровень экономического развития и т.д. Единство федерального образовательного пространства определяется теми общими элементами, которые присущи всему образовательному пространству страны, имеют место в каждом из региональных образовательных пространств.

Исследователи отмечают, что перспективна система образования, ориентирующаяся не на сиюминутный спрос на рынке труда, а на образовательные потребности граждан региона. Эти потребности определяют расположение сети образовательных учреждений, предпочтительные образовательные программы, соотношение государственных и негосударственных образовательных учреждений, типы и виды школ и учебных заведений и т.д. вплоть до приемлемого уровня качества образовательной подготовки. Экономическое развитие региона, его финансовое положение, уровень доходов, национальный и религиозный состав населения, культурные традиции и предпочтения, климатические и географические условия - эти факторы образовательного пространства в значительной мере регулируют образовательные потребности конкретной личности. Выбор будущей профессии, направления повышения квалификации, переподготовки, уровня образования зависит не только от способностей и интересов личности, но также и от тех возможностей профессиональной и личностной социализации, которые существуют в конкретном регионе.

Например, представляется маловероятным, что учащийся, испытывающий интерес и обладающий необходимыми способностями в области ботаники, но проживающий в крупном городе изберет агрономию в качестве будущей профессии. Скорее это будет иной способ реализации интересов и способностей. В то же время, человек, проживающий в сельской местности, малом городе, сельскохозяйственном регионе с большей долей вероятности, выберет именно агрономию, как направление своей будущей профессиональной деятельности и реализации личных интересов и способностей.

5) Образовательная система на уровне государства. Говоря о государственном уровне образования, необходимо упомянуть об образовательном пространстве. Под ним понимается вся совокупность образовательных учреждений разного типа и взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а также идущих образовательных и учебновоспитательных процессов в отдельно взятой стране. Все вместе они создают среду социализации человека, превращения его в личность, обеспечивают определенный уровень образованности, интеллекта и культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных, военных, этических и всех других отношений.

Образовательное пространство многомерно. Оно включает в себя среду обитания, среду пребывания, образовательно-развивающее производство и другие показатели. При этом гармоничное развитие обитателей этого пространства может происходить только во взаимосвязи с состоянием окружающей социальной и природной среды, с условиями жизни в семье, на улице. Ведущим фактором общественного бытия в этом пространстве является культура, которая выступает организующим и регулирующим началом уклада жизни, обеспечивает сохранение и воспроизводство человеческих ресурсов, культуры здоровья и культуры здорового образа жизни, культуры осознания и разрешения противоречий бытия.

Образовательное пространство формирует единую нацию с общим названием, единым государственным языком, с общностью культуры, с единым пониманием происходящего, с общими целями и общими действиями по их достижению. В нем зарождается дух государственности, формируются национальные ценности, национальные интересы и национальные ориентиры, закладываются навыки самоорганизации и самоуправления народа, уклада его жизни, а также осуществляется связь поколений и генерируются новые результаты жизнедеятельности.

6) Образовательная система на межгосударственном уровне. При глобализации экономики конкурентные преимущества любой стране обеспечиваются развитием образования и науки. В Декларации Пятой международной конференции ЮНЕСКО (1997г.) было подчеркнуто, что в современных условиях необходима такая образовательная политика, реализация которой позволит в XXI веке “учиться познавать и делать, учиться быть”. В настоящее время в мировых интеграционных процессах важнейшей стратегической задачей становится создание общего образовательного пространства на основе согласованной системы признания документов об образовании (от начального до высшего и послевузовского), позволяющей беспрепятственно получать образование в учебных заведениях государств-партнеров. Единое образовательное пространство может быть создано только при общности принципов государственной политики в сфере образования, только при условии обеспечения равных возможностей и прав граждан на получение образования и единых подходов к разработке государственных образовательных стандартов и программ. Его создание, вместе с тем, должно ускорить процессы становления общего научно-технологического, экономического и информационного пространства, расширить возможности подготовки квалифицированных специалистов для различных отраслей экономики, науки, культуры, образования и социальной сферы, создать условия для совершенствования отношений межнационального и межгосударственного общения.

Начиная с уровня образовательного учреждения и заканчивая межгосударственным уровнем можно выделить следующие основные элементы:

■ ресурсы (экономика);

■ кадры (персонология);

■ процесс (эдукология).

Экономическая составляющая образования может быть охарактеризована как подготовка молодёжи к будущей профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе с определённым уровнем квалификации. При этом экономическая эффективность образования определяется в зависимости от степени удовлетворения этого спроса, а также средств, затраченных на эти цели. Можно выделить следующие тенденции, связанные с экономическим аспектом образовательного процесса:

Увеличение вливаний в экономику;

Государственное обеспечение (бесплатность);

Благотворительность;

Платное образование;

Теневые деньги;

Национальные проекты;

Система государственного образовательного кредитования;

Изменение системы оплаты труда преподавателей;

Стимулирование соучредительства;

Усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования

Разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего образования.

В последние годы экономическая составляющая образовательного процесса являлась доминирующей. В этих условиях была утерян из виду ключевые аспект образовательного процесса -кадры и непосредственно сам образовательный процесс.

Говоря о кадрах, необходимо упомянуть о сложившихся в последние годы тенденциях связанных не только с преподавательским составом, но и непосредственно с самими учащимися:

Гендерность (изменение количества мужчин и женщин);

Цикличность (для учеников)

Репетиторство;

Ротационность (обновляемость);

Повышение профессионализма педагогических кадров;

Цивилизационность (уровень освоения информационных технологий);

Повышение статуса педагогического работника;

Слабая мотивированность молодежи к выбору педагогической профессии;

Недостаточная связь системы высшего образования с изменяющемся рынком труда;

Несоответствие большинства подготавливаемых специалистов с потребностями предприятий;

Низкий процент трудоустройства выпускников по профилю подготовки.

В последнее время, говоря о тенденциях, связанных с образовательным процессом, исследователи все чаще упоминают термин «эдукология». Эдукология - одна из наук об образовании, изучающая общие закономерности организации, функционирования и развития сферы образования.

Эдукология (от лат. educo - обучаю + logos - учение, наука) - это наука, которая стремится осмыслить закономерности функционирования и развития сферы образования в целом. Она находится в стадии становления и пока еще не имеет общепризнанного статуса, как, впрочем, и

устоявшегося, четко детерминированного и признанного всеми учеными предмета. Известный аргентинский ученый Карлос Оливера предлагает практически интегрировать в нее все науки об образовании . Другие ученые, в частности, литовские, шведские рассматривают ее также как интеграционную науку, но скорее исследующую процесс и обучения, и формирования человека на протяжении всей его жизни. В их интерпретации эдукология тяготеет скорее к социологическо-философскому осмыслению процесса обучения человека. Большинство же ученых (австралийских, хорватских, а также ряд отечественных, например, ГА. Бордовский и В.А. Извозчиков ) отводят эдукологии роль научной дисциплины, исследующей закономерности организации, функционирования и развития всей сферы образования.

Геннадий Бордовский и Дмитрий Медведев на Открытии Года Учителя в России

Так ежё К.Э. Оливер в прошлом веке предлагал сделать термин «эдукология» общепринятым, поскольку он вносит в науку об образовании ясность и точность, охватывая все знания об обществе, о человеке, об образовании, словом, всю отрасль образования, в которой каждый элемент исследования имеет свое место. При таком подходе эдукология предполагает и разработку современных информационных технологий обучения в их теоретическом, прикладном и практическом аспектах.

Как комплекс наук, эдукология включает в себя: собственно изучение вопросов образования -философию образования, историю образования, сравнительную педагогику; цикл прикладных научных дисциплин - антропологию, психологию, социологию, экономику, географию, политику, управление; цикл образовательных наук - теорию образования, структуру, планирование, цели, содержание, изучение пользователей и персонала систем, методику, проблемы консультирования, ресурсов и финансирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовский Г. А., Управление качеством образовательного процесса: монография

/СПб.:Изд. РГПУ им. Герцена, 2001.

2. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. 1993. № 5.

3. Доклад о положении дел в мировом образовании за 1991 г. Париж, 1991

4. Извозчиков В.А. Инфоноосферная эдукология: Новые информационные технологии обучения. СПб.: РГПУ, 1991.

5. Киринюк А.А. Кирсанов К. А. Глобальные проблемы образования. В 2-х т. -Национальный институт бизнеса. 2005.

6. Киринюк А. А., Кирсанов К.А. Трудности роста // Высшее образование в России. 1999. №1. - стр. 37 - 42

7. Кумбс, Г Филипп. Кризис образования в современном мире: Системный анализ/ Ф. Г

Кумбс; пер. с англ. С. Л. Володиной, В. А. Кузнецова, С. П. Романовой; под ред. Г Е. Скорова;

послесл. В. А. Жамина. - Москва: Прогресс, 1970. - 261 с.:

8. Оливер К.Э. К теории сравнительной педагогики // Перспективы. Вопросы образования. 1989. № 2 (66).

В педагогике под образованием обычно понимают процесс и результат усвоения определённой системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядоченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование человека проявляется в результатах его деятельности, творческом развитии способностей, формах общения и поведения. Образованный человек - это человек культурный, владеющий не только профессиональной компетентностью, но и многими другими формами культуры.

Высшее образование выполняет в обществе два вида взаимосвязанных функций:

а) функцию воспроизводства , направленную на воспроизводство культуры, общественного опыта и способов деятельности в новых поколениях людей; б) функцию развития , направленную на развитие как личности человека, так

и общества в целом.

- Образование – это один из способов вхождения человека в мир культуры. - Образование – это средство социализации, становления и развития человека как личности.

- Образование -это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс её профессионализации и самоутверждения.

- Образование- это фактор воспроизводства социально- профессиональной структуры общества и социального прогресса.

Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования для решения не только локальных , но и глобальных проблем человечества:

1. Интерсоциальные проблемы - сдерживание распространения ядерных вооружений и предотвращение новой мировой войны, гармонизация экономических отношений между развитыми и отстающими странами, борьба с терроризмом и т. п.

2. Проблемы, порождаемые взаимодействием общества и приро ды - предотвращение деградации природной среды, обеспечение продовольствием стремительно растущего населения планеты и т. п.

3. Проблемы взаимоотношений человека и общества – преодоление кризиса здравоохранения, обусловленного как экономическими, так и социокультурными факторами (наркомания, алкоголизм, стрессы);снижение роста количества физически и психически неполноценных людей, создающих угрозу генофонду человечества.



Причиной перечисленных проблем является прежде всего сам человек с его недостаточным уровнем образования, с его неразвитыми способностями ориентироваться в современных проблемах. А также ответственно включаться в их разрешение.

Нормальное существование любого общества невозможно без полноценного функционирования и развития системы высшего образования. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.

Происходящая сейчас информатизация мирового сообщества является научным и реальным фактом. Наиболее глубоко возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепции информационного общества, становлении информационной цивилизации. Информация, знание становятся тем «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. То, что знание занимает ключевые позиции в экономическом развитии, превращаясь в основной источник стоимости в постиндустриальном, информационном обществе, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношении таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, потребность в их перманентном обновлении и развитии становится фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию.

Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества. Образовательная деятельность становиться важной компонентой экономического развития. Личность в информационном обществе получает новые возможности для самореализации и развития, но для использования этих возможностей необходима активная деятельность по образованию граждан. В общественной структуре постиндустриального общества сфера образования тесно переплетается со всеми элементами этой структуры, и от состояния этой сферы во многом зависит ход общественного развития.

Социальную значимость образования многие определют также следующими факторами:

· Понимание все большей частью общества того, что сегодня высшее образование становится как бы базовым, минимально необходимым для творческой деятельности, приносящей человеку наибольшее удовлетворение;

· Повышение в глазах многих людей ценности образования для саморазвития, обретения чувства собственного достоинства и самоуважения, расширения круга человеческого общения за счет понимания людей другого культурного менталитета.

В последние годы роль высшего образования меняется, оно становится более доступным для широкого круга людей, и количество владельцев дипломов непрерывно растет увеличение предложения квалифицированной рабочей силы и ее избыток дают возможность работодателю выбирать из огромной массы специалистов, а, значит, и повышать претензии к уровню подготовки работника.

Образование - важная составная часть воспроизводства рабочей силы. Увеличиваются пропорции активного населения, занятого в сфере услуг, образования, исследований, коммуникации, социальной работы и других видов деятельности, где процент выпускников вузов выше, чем, например, в сельском хозяйстве и в традиционных отраслях промышленности. Поэтому роль высшего образования возрастает потому, что спрос стал больше. Высшее образование призвано передавать знания, умения и формировать качества, которые позволят выпускникам изучить различные профессиональные ситуации и адаптироваться к неожиданным поворотам в ходе изменений в технологических процессах, в организации труда и структуре профессии. Высшее образование играет большую роль на любом факультете вуза, так как оно выполняет важную социальную задачу: оно является одним из средств осуществления социальной справедливости в обществе. Получение высшего образования без отрыва от работы открывает дорогу к знаниям, профессиональному и культурному росту большого числа людей, не, имеющих возможности подучить образование на дневных отделениях. Причины эти бывают самые разные, часто они не зависят от личностных особенностей человека (семейное положение, материальные условия, отдаленность педвуза от места жительства и т.д.).

Формирование и эффективное функционирование системы высшего образования играет важную роль, так как оно выполняет важнейшее условие социально-экономического развития страны, всестороннего развития личности, а это одна из основных направлений высшего образования. Высшее образование играет большую роль, и особенно университетское, выступает одновременно и в роли новатора, способствуя процессу приращения знаний в результате проводимой исследовательской деятельности, и в роли консерватора, в том, что касается образовательной деятельности.

Сегодня уже многие понимают, что получить определенный набор знаний - еще не значит получить в будущем отличную карьеру. Осознанность этого факта связана, прежде всего, с тем, что необходимо учиться применять полученные знания. Человек-энциклопедия в жизни может ничего не добиться лишь потому, что он не знает где и как применять имеющиеся у него знания. Умение организовывать себя, грамотное распределение своего времени (тайм-менеджмент), умение управлять коллективом и ставить правильные задачи, а также знать, каким образом воплотить их в жизнь - вот залог того, что Вас назовут образованным.

На сегодняшний день одной из важнейших потребностей людей является потребность в высшем образовании. Это не обязательно означает желание стать Президентом, но всегда подразумевает желание быть образованными, уважаемыми и вызывающими восхищение окружающих людей. В современном мире высшее образование становится главной сферой человеческой деятельности, в решающей степени определяющей иные стороны и аспекты жизни общества, лицо цивилизации. Роль высшего образования - это сущность образования для каждого человека, его ценности, взгляды, интересы, и самый массовый вид современной деятельности людей, в котором занято одновременно большое количество людей.

Человеческий капитал, особенно его интеллектуальный ресурс, оказывает решающее влияние на темпы экономического роста и уровня национального богатства. В этих теориях реальной движущей силой прогресса является человек, а рост - это прежде всего функция развития возможностей, заложенных и раскрытых в человеке. Роль высшего образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

В последние годы роль высшего образования меняется? оно становится более доступным для широкого круга людей, и количество владельцев дипломов непрерывно растет увеличение предложения квалифицированной рабочей силы и ее избыток дают возможность работодателю выбирать из огромной массы специалистов, а, значит, и повышать претензии к уровню подготовки работника. Образование - важная составная часть воспроизводства рабочей силы.

Увеличиваются пропорции активного населения, занятого в сфере услуг, образования, исследований, коммуникации, социальной работы и других видов деятельности, где процент выпускников вузов выше, чем, например, в сельском хозяйстве и в традиционных отраслях промышленности. Поэтому роль высшего образования возрастает потому, что спрос стал больше. Высшее образование призвано передавать знания, умения и формировать качества, которые позволят выпускникам изучить различные профессиональные ситуации и адаптироваться к неожиданным поворотам в ходе изменений в технологических процессах, в организации труда и структуре профессии. Высшее образование играет большую роль на любом факультете вуза, так как оно выполняет важную социальную задачу: оно является одним из средств осуществления социальной справедливости в обществе. Получение высшего образования без отрыва от работы открывает дорогу к знаниям, профессиональному и культурному росту большого числа людей, не, имеющих возможности подучить образование на дневных отделениях. Причины эти бывают самые разные, часто они не зависят от личностных особенностей человека (семейное положение, материальные условия, отдаленность педвуза от места жительства и т. п.).

Формирование и эффективное функционирование системы высшего образования граждан России играет важную роль, так как оно выполняет важнейшее условие социально-экономического развития страны, всестороннего развития личности, а это одна из основных направлений высшего образования. Высшее образование играет большую роль, и особенно университетское, выступает одновременно и в роли новатора, способствуя процессу приращения знаний в результате проводимой исследовательской деятельности, и в роли консерватора, в том что касается образовательной деятельности.