Меню Рубрики

Интеллект среднего человека iq составляет. IQ не имеет смысла: Почему ум нельзя измерить

К выполнению сложной задачи - полезный инструмент для выбора лучшего кандидата. Собеседование дает часть информации, но ее не всегда можно проверить. Тестирование из множества задач и кейсов, проводимое с ограничением времени, в данной ситуации будет эффективнее. При этом доверять машине нужно с учетом погрешности. Тест может не учесть сильных и слабых сторон испытуемого, его эмоционального состояния и других особенностей. IQ нормального человека находится в диапазоне 90-120 баллов, но не гарантирует наличия выдающихся способностей.

История создания теста IQ

Тесты IQ были созданы в 1905 году французским психологом Альфредом Бине для определения психологического возраста умственно отсталых подростков. Уильям Штерн в 1912 адаптировал методику к определению интеллектуального возраста. В таком варианте результат тестирования назвали "коэффициентом интеллекта" или IQ. Вопрос о том, каким должен быть IQ у нормального человека, решился следующим образом. Итог тестирования сравнивается со средним баллом в рамках возрастной группы, определяя коэффициент соответствия среднестатистическим данным.

Суть методики

IQ нормального человека определяют задания, проверяющие способность оперировать образами и цифрами, логически мыслить и решать сложные, запутанные задачи. Пройти тест на более высокий балл помогает хорошая память и высокий уровень общих знаний. Тестом можно оценить скорость восприятия и обработки данных, визуально-пространственное мышление.

При этом оценивается прежде всего способность к обучению, познанию и пониманию. Люди с высоким IQ имеют ресурсы к решению сложных задач. Но наличие высокого IQ не гарантирует успех человека. Все выдающиеся люди имеют высокий уровень интеллекта, но далеко не все носители великолепного IQ добились хороших результатов. Многое зависит от самого человека, его мотивации, особенностей характера, талантов.

Возрастные особенности

Какое IQ у нормального человека, сильно зависит и от возраста. Считается, что пик развития приходится на 26 лет. Момент наивысшего развития интеллекта может варьироваться с 20 до 34 лет в зависимости от условий конкретного испытуемого. После 60 лет уровень интеллекта резко снижается только в том случае, если человек перестает ставить перед собой сложные задачи и никак не нагружает мышление, ограничиваясь стандартными ситуациями.

Принято, что уровень IQ - величина постоянная. Для детей приняты разные нормы развития интеллекта, приблизительно оценивающие нормальное развитие. Нормальным IQ человека 14 лет считается 70-80 баллов, но для взрослого это будет говорить об отклонении от нормы. Таким образом, уровень интеллектуального развития имеет постоянство по сравнению с группой (по возрасту), но при рассмотрении отдельного индивида IQ значительно изменяется с возрастом.

Расшифровка результатов

Уровень IQ нормального человека может быть разным в разное время. Даже один человек, проходя тестирование в разном эмоциональном, физическом и психическом состоянии, покажет разный результат. Влияние имеет и мотивация к прохождению тестирования.

Результаты исследования до 85 баллов интерпретируются как умственная отсталость разного уровня тяжести. Средний интеллект характеризуется баллами 85-114. Результат в 100 баллов указывает на верное решение половины заданий. Решение всех вопросов позволит получить 200 баллов, но такого результата еще никому не удалось достичь.

Области применения

Тестирование активно используется в психологии и кадровой работе. Психологи оценивают уровень развития детей, направляя при необходимости на коррекционные занятия. При работе с взрослыми тесты IQ тоже используются, показывая уровень развития процессов мышления. Часто тесты дополняются другими, более узконаправленными. Такой подход помогает получить более адекватный результат.

При выборе кандидатов на вакансию кадровая служба часто использует тесты IQ, но здесь нужно помнить, что при тренировке результат увеличивается на 20-30%. Таким образом, человек просто может иметь навык прохождения теста, что вовсе не говорит о высоком уровне интеллекта.

Последнее время в паре с тестом IQ идет EQ. Этот коэффициент характеризует развитие эмоционального интеллекта, который отвечает за наличие у человека коммуникабельности, интуиции, умения строить взаимоотношения с другими людьми. Два этих метода характеризуют работу разных полушарий мозга, поэтому далеко не всегда оба показывают результаты одного уровня. Данный факт объясняет ситуации, когда наличие высокого уровня IQ не помогает человеку добиться успеха.

Развитие IQ

Сколько IQ у нормального человека, зависит от наследственности на 60-80%. Остальные 20-40% зависят вовсе не от образования, а от образа жизни и мышления, особенно в раннем детстве. Имеют важное значение болезни, стрессы и травмы.

Самостоятельно можно развивать интеллектуальные способности, придерживаясь следующих рекомендаций:

  • Интеллектуальные игры (например, шахматы, судоку и др.). Начало освоения игр будет сложным, мозг не привык к решению таких задач. Постепенно будут вырабатываться навыки нестандартного стратегического мышления. Важно в данном случае не останавливаться на одной игре, продолжать двигаться дальше, ставя перед собой все новые сложные интеллектуальные задачи. Полезны логические игры на время, головоломки. Такое проведение свободного времени стимулирует развитие мыслительных процессов, положительно влияет на уровень интеллекта.

  • Постоянное обучение. Процесс изучения нового стимулирует внимание, память, мыслительные процессы. Новые виды деятельности стимулируют выработку гормона дофамина, уровень которого определяет количество нейронов. Таким образом, расширяя границы собственного опыта, человек повышает уровень IQ.
  • Физические нагрузки. Активный образ жизни поддерживает общее здоровое состояние организма, выводит токсины и способствует интеллектуальному развитию.
  • Здоровый образ жизни. Правильное питание и распорядок сна необходимы для гармоничной работы нервной системы. Сопровождение любой деятельности мотивацией к развитию увеличивает результат, даря чувство удовлетворения и силы двигаться дальше.

И так, Вы прошли тест и у Вас есть конкретный результат в баллах. Что теперь делать? Теперь Вам необходимо расшифровать эти цифры тестирования на IQ. Для этого мы предлагаем Вам ознакомиться со следующей информацией.


Сумма баллов до 50:

Вы спокойный и уравновешенный человек. Возможно, Вы стоите на пороге открытий. На данном этапе Вы не знаете многого, но Вы усердно к этому стремитесь. У Вас есть потенциал для наработки новых знаний. Хотя Вы пока и не знаете, как его применить, но в будущем Вы сможете преодолеть все преграды и стать самостоятельным и активным человеком. Вам мы рекомендуем побольше читать полезной литературы. Это могут быть известные классики и неизвестные фантасты. Главное для Вас это поиск необходимой Вам сферы деятельности. Найти себя в мире не так и просто. Но Вы уже сделали первый шаг. Возможно, следующий шаг приблизит Вас к мечте и возвысит намного.


Значение результатов от 50 до 65:

Вы активный человек. Но вместе с тем Вы не слишком торопите познать все прелести тайн. Для Вас нет ничего такого, что могло бы Вас выбить из колеи. Знания Вы получаете и могли бы их накопить больше, но есть одно «но», которое немного препятствует Вам. Это некоторое нежелание стать выше, чем Вы есть. Но это уже у Вас проходит, так как то, что Вы сейчас читаете эти строки, является подтверждением данной истины.


Результаты теста от 65 до 85 баллов:

Вы любознательный человек. И дело даже не в том, что Вы желаете всё знать. Дело в том, что Вы постоянно оказываетесь в центре событий. Где бы не появилась новая информация Вы сразу же оказываетесь в том месте. Вы активно ищете новые и новые источники знаний. Даже в период финансовой нестабильности Вы умудряетесь открыть такую информацию, которая приносит Вам не столь моральное удовлетворение, как финансовое. Многие Ваши знакомые и не догадываются, какой потенциал Вы скрываете. И Вы знаете, что сделав небольшие усилия, Вы способны стать великим человеком. И кто знает, может через время о Вас будут слогать поэмы...


Итоговый результат от 85 до 115 баллов:

Вы практически гений. Нет, есть конечно гораздо умнее люди, но Вам до них не так и много осталось. Какие – то мелкие шажочки и Вы на высоте! Вам всё легко даётся. С самых детских лет Вы отличались высокой скоростью запоминания. Вас хвалили учителя. И даже если Вы об этом не знали. То знайте, что это так и было. Просто иногда Вы не замечаете своей превосходности и уникальной гибкости своего ума. Но Вам есть ещё к чему стремиться. По сути, каждому человеку есть к чему стремиться. Даже самые великие умы сомневались в своём величии и постоянно развивались. Да это было поэтапно. Да это было не сразу. Но так и у Вас же полно времени. Даже если Вам 95 лет у Вас полно времени для освоения новой информации и для открытия новых граней возможного и невозможного. Подумайте над этим.


Значение результатов от 115 до 132 баллов:

Вы практически уникум. Все Ваши действия подтверждены чётким понимание всего происходящего вокруг Вас. Вы знаете всё. Что где нужно сказать. С кем как заговорить и как привлечь людей. Вы не боитесь перемен. Вы всегда активны и готовы в любой момент защитить свои интересы. Вам не чужды советы других, более умных и властных людей. Вы как губка впитывает е всю информацию. Это здорово Вам помогает при разрешении некоторых вопросов. Вам бы вот немного усилий и Вы практически бог разума. Не останавливайтесь на достигнутом. У Вас много открытий впереди.


(132 - это максимальная сумма оценки в нашем тесте!)

Описания значений, которые бывают на других сервисах.


Очки тестирования от 132 до 165:

Ну что можно сказать высокоразвитому человеку? У Вас всё складывается как в песне. Само по себе. Вам стоит только пожелать, и река знаний заполняет Ваш мозг. Но в лавине информационных потоков не стоит забывать о простом и человеческом. О тех, кто рядом с Вами. Но Вы, скорее всего это и сами знаете. Вы как магнит для нового и неизведанного. Как покоритель вершин. И каждая Ваша покорённая вершина это ещё один шаг. Это Вам огромный плюс. Но не останавливайтесь на достигнутом. У Вас огромный потенциал.


Сумма полученных очков от 165 до 195:

Вы родились и в 2-3 года легко разговаривали. Вы знали многое. Возможно, эти знания Вам переданы по наследственной линии. Никто не знает, как передаются знания вундеркиндам. Но также Вы ещё и обычный впечатлительный человек. Вас впечатляет даже то, что многие люди стоят далеко за Вами. Вам непонятно почему Вы знаете, а другим это не известно. Вам можно посоветовать обращать внимание на саморазвитие с другой стороны. То есть если Вы много знаете в сфере точных наук, то приоткройте занавес гуманитария. Это поможет Вам сконцентрировать энергию на саморазвитие. Вам есть ещё к чему стремиться.


Полученные очки от 195 до 235:

Многие психологи утверждают, что Ваш разум это как сосуд с ценным наполнением. Так ли это мы не можем утверждать. Мы знаем одно, что чем больше Вы открываете для себя, тем больше шансов у Вас приобщиться к самым умным людям. Да Ваш багаж знаний столь высок, что порой Вам кажется, что стремиться просто не к чему. Но это не так. Можно познать мир с обратной стороны. Для каждого человека эта обратная сторона своя. Простыми словами, чем меньше Вы в какой либо теме ориентируетесь, тем больше Вам необходимо её изучать. Не останавливайтесь никогда и ни за что.


Значение результата теста от 235 и выше:

Вы просто гений. И не удивительно. Что Вас очень часто люди боятся. Превосходный и гибкий разум может и привлекать и отталкивать. Но это не значит, что Вы уже всё познали. Можно познать весь мир и не узнать ничего. Эта фраза Вам для раздумий. Найдите то, что Вы мало изучили. Это есть и даже тот факт, что Вы сейчас читаете эти строки, подтверждает это. Каждый миг открывайте новое или же находите в изученном новое. Это можно понять углубившись в то, что как Вам кажется, Вы уже прошли.

Прочитайте, ко всему и это поможет разобраться в мелких тонкостях тестирования. После прохождения тестирования Вы можете оставить свои.

Что среднее значение коэффициента интеллекта в развитых странах (Великобритании, Дании, Норвегии, Австралии) вдруг начало падать, хотя стабильно росло последние 80 лет. Пока ученые пытаются выяснить, из-за чего это происходит, Look At Me разбирается, так ли уж важен показатель IQ и что он в действительности измеряет.

Эффект Флинна больше
не работает

НОВОЗЕЛАНДСКИЙ ПОЛИТОЛОГ ДЖЕЙМС ФЛИНН ПЕРВЫМ ЗАМЕТИЛ СВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ ЖИЗНИ И ПОКАЗАТЕЛЕМ IQ. Развитие науки и образования, новые изобретения, улучшение жилищных условий, здравоохранения, питания, снижение уровня преступности - среди факторов, которые влияют на интеллектуальное развитие.

Так называемый эффект Флинна подтверждают и практически все локальные исследования. Например, в Дании тест на IQ должны пройти все люди, готовящиеся стать военными, - и так уже более 60 лет, причем тест, адаптированный в середине прошлого века, обновили лишь несколько лет назад. Средний результат при этом рос с каждым годом: с теми баллами, которые в 1950-х годах считались нормой, сегодня вас могут не принять на службу. Рост продолжался до конца 90-х, в 2000-х цифры застыли, незначительно колеблясь то в одну, то в другую сторону, а теперь пошли вниз. И не только в Дании: о схожих результатах докладывают многие университеты и исследовательские центры по всему миру.

На первый взгляд этому нет никакого логического объяснения : согласно эффекту Флинна, рост должен только набирать обороты. Более того, учёные из Университета Отаго - именно того, в котором Флинн вёл свои исследования, - добавляют к факторам роста еще и информационный поток. Число газет и журналов в середине XX века выросло во много раз, тогда же появилось телевидение, и люди, постоянно пропуская через голову большие объемы данных, научились проще усваивать любую новую информацию. Падение показателей совпало с массовым распространением интернета, что ещё сильнее запутывает.

Два объяснения этому явлению есть у самого Флинна. Первая версия - по статистике в развитых странах обеспеченные и добившиеся относительных успехов пары всё чаще заводят одного ребенка, в то время как многие многодетные семьи живут у черты бедности. Родители там не получили должного образования и не могут позволить оплатить колледж или университет детям, а плохие жилищные условия, согласно всё тому же эффекту Флинна, ведут к падению интеллекта. Эта гипотеза, во-первых, требует дополнительных исследований, во-вторых, состоятельна только в том случае, если гены действительно влияют на уровень IQ.

ГЕНЫ И ПРАВДА ВЛИЯЮТ НА УРОВЕНЬ IQ, ПРИЧЕМ ЗНАЧИТЕЛЬНО , говорится в результатах исследования американского психолога Роберта Пломина. Но у этого предположения есть множество противников: якобы Пломин и его коллеги не привели убедительных доказательств в пользу того, что из хороших семей умные дети выходят именно из-за генетических связей, а не из-за окружающей их комфортной среды. Вторая версия Флинна: высокий уровень жизни давно уже стал нормой для большинства развитых стран, уровень этот сегодня растёт незначительно или не растёт вовсе, из-за чего и средний IQ больше не поднимается.


IQ не измеряет, насколько
вы «умный»

Тест, очень близкий к тому, что мы сегодня понимаем под тестом на IQ, в 1912 году разработал немецкий психолог Уильям Льюис Штерн. Он взял за основу разные задачи и головоломки XIX века и подвязал их под свою систему изучения детской психологии - результат частично напоминал параллельно разрабатываемый Альфредом Бине психологический тест. По сути, Штерн хотел создать методику оценки потенциала развития у детей, но все последующие IQ-тесты (в том числе и тест британца Ганса Юргена Айзенка, разработанный в 40-х годах и популяризовавший саму идею измерения IQ) предполагали вариации для взрослых.

Тест Айзенка по сегодняшним меркам - слишком устаревший и неточный . Но он так глубоко проник в университеты, исследовательские институты, а теперь уже и в интернет, что его не могут выветрить до сих пор. Если вы проходили тест на IQ в школе, это наверняка был тест Айзенка или одна из его многочисленных модификаций. При этом стандартизированный тест за 100 с лишним лет так и не появился: есть несколько десятков основных вариантов (Кеттела, Векслера и других психологов), а также несколько сотен их модификаций - и это если учитывать только тесты, которыми пользуются крупные учёные, и не брать в расчёт версии для разных возрастов.

Тест на IQ так или иначе проходили практически все, но многие затрудняются ответить, что же именно он измеряет. Самый популярный ответ - какой-то условный «ум». На деле средний тест на IQ определяет вашу способность анализировать новую информацию (как используя, так и не используя старую) относительно вашего возраста. При этом тесты специально разрабатывают таким образом, чтобы среднее значение было равно 100 очкам. Считается, что результат ниже 70 очков говорит о проблемах в умственном развитии, а вот так называемый «порог гениальности» сильно варьируется от версии к версии: где-то он начинается со 140 баллов, где-то - со 160.

Самый способный человек

Негласно человеком с самым высоким IQ в истории считается американец Уильям Сайдис, родившийся в 1898 году. Писатель, асексуал, политический активист, он в три года прочитал «Илиаду» в оригинале, знал к совершеннолетию несколько десятков языков и придумал один собственный, был невероятно способен в математике, выпустил несколько фантастических книг и монографий на разные темы. Точные данные о его показателе IQ не сохранились, но, по неподтвержденным данным, достигали коридора в 250–300 баллов. Тем не менее единственным его прагматичным изобретением, «вечным календарём» , сегодня никто не пользуется.

Проходя один и тот же тест с небольшими перерывами, вы можете получить разные результаты , потому что на концентрацию значительно влияет ваше физическое и психологическое состояние. Но даже в потенциально стерильных условиях IQ-тестам далеко до высокой точности. Например, в варианте теста Айзенка, долго использовавшемся в США для того, чтобы проверять дошкольников в возрасте от 3 до 5 лет, был вопрос, какого цвета яблоко. Правильный ответ - сказать, что цветов много, и назвать некоторые из них, но высока вероятность, что трехлетний ребенок мог видеть только красные или только зеленые яблоки, и это никак не влияет на его умственные способности.

Некоторые версии теста Рудольфа Амтхауэра вообще задают вопросы на эрудицию («что измеряют в джоулях?») - ответ можно за секунду узнать в интернете или справочнике, от чего вы не станете способнее. Психолог У. Джоэль Шнайдер в интервью изданию Scientific American также напоминает , что средний тест на IQ даёт не только очень приблизительное, но и очень усреднённое значение, потому что складывается из нескольких субтестов, каждый из которых проверяет разные типы мышления. Таким образом, человек с выдающимся абстрактным мышлением и слабым вербальным с большой вероятностью получит средний результат.

Исследовательские центры используют более совершенные системы , выдающие не только средний балл, но и очень подробную статистику. Одну из таких программ под названием Compositator разработал сам Шнайдер, хотя признаёт, что и она далека от нужной точности, а умный и успешный по всем видимым параметрам человек с заурядным или даже низким IQ - далеко не исключение. В своём блоге , во многом посвященном как раз измерению IQ, Шнайдер отмечает, что общественный интерес к тестам на коэффициент интеллекта и их результатам падает: их уже не воспринимают слишком серьезно. Это особенно заметно по американским работодателям: в 50-е годы, когда измерение IQ стало популярным, крупные компании хотели брать на работу только людей с высоким баллом и даже устраивали тесты прямо на собеседовании, но к 2000-м от такой практики почти полностью отказались.

Наконец, еще одна важная проблема тестов на IQ - строгая привязка ко времени. Известно, например, что Альберт Эйнштейн думал чрезвычайно медленно и не укладывался в отведённые сроки на экзаменах, но едва ли кто-то будет сомневаться в уровне его интеллектуальных способностей.


Люди с высоким IQ не правят миром

Есть несколько организаций, объединяющих людей с чрезвычайно высоким IQ. Mensa International примет тех, чей результат выше, чем у 98 % населения (то есть двух человек из ста). Хотя проходить вам всё равно нужно будет не стандартный IQ-тест, а специально переработанный. Prometheus Society гораздо строже: их тесты разработаны таким образом, чтобы их мог пройти лишь один человек из 30 тысяч. Организация растёт очень медленно: в 2013 году она насчитывала лишь около 130 членов.

Тест Mensa International

Сайт Mensa позволяет поучаствовать в интеллектуальном упражнении - пройти тест из 30 вопросов за час. Это не традиционный тест на IQ и не экзамен для приёма в Mensa. Вас предупреждают, что тест создан исключительно для развлекательных целей, но на основе тех вопросов и методик оценки интеллекта, что и настоящий Mensa-экзамен, которого в открытом доступе нет. Многие задания напоминают тест Айзенка, но в конце вам детально распишут методы решения вопросов и самые распространенные ошибки, допущенные вами.

каких-то особенных достижений у членов Mensa и Prometheus нет. 68-летняя американская журналистка Мэрилин вос Савант, член Prometheus и рекордсмен Книги рекордов Гиннесса по баллам IQ с 1986 по 1989 год, ведёт колонку в журнале Parade, решает логические парадоксы, выпустила несколько книг и написала несколько пьес. Но вы вряд ли слышали хоть о чём-то, где она приложила руку, хотя по результатам теста это самая выдающаяся женщина в истории. Последний рекордсмен книги Гиннесса, кореец Ким Ун Ён, быстро осваивал математику и иностранные языки, решал задачки на скорость в передачах местного телевидения, но к своему 51 году тоже не отметился ничем по-настоящему значимым. В 1990 году Книга рекордов Гиннесса вообще перестала включать IQ-чемпионов в свои издания, объяснив это тем, что тестов слишком много, все они дают разные результаты и определить победителя невозможно.

Хотя средний IQ и правда падает по всему развитому миру, это ни на что заметным образом не повлияло , говорит Томас Тидл, профессор университета в Копенгагене и тот самый учёный, заметивший снижение среднего IQ у датских военных. Количество научных публикаций растёт, всё больший процент людей получает высшее образование, темпы развития технологий повышаются с каждым годом, и не очень понятно, может ли вообще среднее значение IQ влиять на что-то, кроме статистики. Так что не следует придавать слишком большое значение каким-то условным цифрам.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Страх публичного выступления. Фильм «Коэффициент интеллекта»

    ✪ Как интеллект влияет на финансовый успех? // 16+

    ✪ Почему люди умнеют? Эффект Флинна, коэффициент интеллекта и IQ тесты

    ✪ ТЕСТ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

    ✪ Вся правда про IQ тесты айкью интеллект / как проверить айкью

    Субтитры

История

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный Вильгельм Штерн в 1912 году . Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста , как показателя в шкалах Бине . Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году (изначально Бине - в 1903 году ).

В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов чрезвычайно затруднительно, и само число IQ утратило информативную ценность.

Тесты

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов - в тесты обычно входят логические и арифметические задания, ориентировка в практических ситуациях - умение самостоятельно сопоставлять, обобщать известные факты (творческий подход, в том числе нестандартное мышление - допускается неоднозначный ответ, формулировка нескольких гипотез , разная аргументация), проверка оперативной памяти и т. п. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Наиболее известным тестом является тест Айзенка . Более точными являются тесты Д. Векслера , Дж. Равена , Р. Амтхауэра , Р. Б. Кеттелла . На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше и предусматривает максимальный уровень IQ 180 баллов.

Что влияет на IQ

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003) . До последнего времени наследственность в основном изучалась на детях. Разные исследования в США показали влияние на IQ наследственности в границах между 0,4 и 0,8. Это означает, что разница в IQ среди наблюдаемых детей зависит от генов на величину от 40 до 80 %. Остальное зависит от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 означает, что IQ в значительной степени является наследственным показателем .

Отдельные гены

За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов. Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта. Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложно положительными . Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения, так и среди детей.

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute ) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями . Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут ещё сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например, размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое. Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25 - 0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями.

В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же окружающие факторы.

Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ .

Другое исследование более 13 тысяч детей показало , что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования этих результатов, они были подвергнуты жесткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий , был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ , были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых, отмечена неуравновешенность («bias») испытуемых по языковому составу, подчёркнуты другие методологические проблемы, и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение .

Групповые различия

Пол

Изучив более 2000 статей и книг, опубликованных после 1966 года, авторы книги «Психология половых различий» (Maccoby and Jacklin, 1974) пришли к выводу, что большинство утверждений о различиях между полами необоснованны. В большинстве IQ-тестирований разница в результатах у мужчин и женщин либо отсутствует, либо является статистически незначимой. Единственное эмпирически подтвержденное различие существует в задачах на пространственное мышление, с которыми мужчины в среднем справляются лучше.

Раса и национальность

Исследования среди жителей США показали [ ] наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп. Так, согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев - 85, латиноамериканцев - 89, белых (европейского происхождения) - 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) - 106, евреев - 113.

Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования т. н. «научного расизма», однако по некоторым исследованиям разрыв постепенно сокращается.

Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растет во времени. В результате эффекта Флинна , средний IQ негроидов в 1995 соответствует среднему IQ европеоидов в 1945 . Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.

Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приемными родителями, имеют на ~10 % более высокий IQ, чем не белыми. В одном из исследований в трёх из четырёх тестов не было найдено статистически значимых расовых различий в IQ у малолетних (2-5 лет) воспитанников детских домов Великобритании, в одном тесте белые дети показали более низкие результаты

Разница в 10-15 баллов при оценке IQ наблюдалась при сравнении среднестатистических показателей угнетенных социальных групп (неприкасаемых в Индии, буракумин в Японии, маори в Новой Зеландии) и доминирующих социальных групп в этих странах. При этом разница исчезала при эмиграции в другую страну, например исследование среди детей японцев-иммигрантов в США не показало отличий показателей буракумин от остальных японцев. На этом основании была сформирована теория о ключевом влиянии социальной структуры общества и социальной идентификации при обучении и прохождении тестов. Подобная идентификация может приводить в том числе к тому, что дети афроамериканцев рассматривают хорошую учёбу и стремление получить высокостатусную работу как предательство своей идентичности .

Страна

Были обнаружены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований обнаружил связь между средним IQ страны и её экономическим развитием, ВВП (см., например, ), демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В развивающихся странах такие факторы окружающей среды как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

Здоровье и IQ

Ненадлежащее питание в детстве является критическим для умственного развития; плохое питание может уменьшить IQ.

Социальные последствия

Успеваемость в школе

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценками составляет около 0,5. Тесты IQ являются одним из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.

Успех в научной деятельности

Некоторые исследования обнаружили, что целеустремленность и оригинальность играют более высокую роль в достижении успехов в науке . Однако доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся ученых, на уровень ниже нобелевских лауреатов . Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 - максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137, хотя он мог бы быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 (от 128 до 194).

Производительность труда

Согласно Франку Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предсказателем будущей производительности являются общие интеллектуальные способности. При предсказании производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с мыслительными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследования, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. В основном, предсказательная сила IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что так как IQ объясняет только 29 % различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности и т. п., вероятно, имеют такую же или большую важность, но в данный момент не существует настолько же надежных инструментов их измерения, как тесты IQ.

Доход

Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больший IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррэй, соавтор книги «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve), обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, вне зависимости от семьи и социального класса , в которых человек вырос.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе.

IQ и преступность

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет −0,2 (обратная связь). Корреляция 0,20 означает, что объясненные различия в преступности составляют менее 4 %. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми, которые хорошо успевают.

В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсэн цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70-90 вне зависимости от расы чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала, причем пик преступности приходится на 80-90.

Однако, на самом деле, использованные А. Дженсэном данные могут свидетельствовать лишь о большей частоте фиксации фактов совершения правонарушений с достоверно установленной связью «правонарушитель - правонарушение» в отношении людей с низкими значениями IQ. Другими словами: вполне возможно, что правонарушители с высоким IQ просто реже «попадаются». И, как следствие, совершенные ими правонарушения учитываются как совершённые неизвестными людьми (соответственно - с неизвестным уровнем IQ).

Прочее

Средний IQ населения страны связан с ВВП страны (см. Коэффициент интеллекта и богатство народов) и эффективностью государства.

Существует исследование, обнаружившее корреляцию 0,82 между фактором общего интеллекта и баллом SAT (российский аналог - ЕГЭ).

Критика

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена некорректно, либо авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

Я …решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается лишь угадать ответ - на логику опираться бессмысленно .

На это можно заметить, что задания на тесты IQ оценивают не только способности к логическому, дедуктивному мышлению, но и к индуктивному . Правила выполнения некоторых IQ-тестов заранее предупреждают, что в некоторых заданиях ответы не следуют однозначно из задания, и требуется выбрать наиболее разумный или простой ответ [ ] . Это соответствует многим реальным жизненным ситуациям, в которых однозначного ответа нет.

Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить… Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским.
Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает «правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усредненность .

Не имея целью критиковать тесты на IQ, советский психолог Лев Семёнович Выготский , тем не менее, в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития . В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития ».

См. также

  • Международное общество для философских исследований, ISPE
  • Мэрилин вос Савант - обладательница самого высокого IQ в мире по данным Книги рекордов Гиннесса

Примечания

  1. При этом, по результатам некоторых исследований, немцы в среднем обладают большим коэффициентом IQ, чем граждане других стран [ ] (недоступная ссылка с 26-04-2015 )
  2. Коэффициент интеллектуальности // Большая Советская энциклопедия (в 30 т.) / А. М. Прохоров (гл. ред.). - 3-е изд. - М: Сов. энциклопедия, 1973. - Т. XIII. - С. 306. - 608 с.
  3. Plomin et al. (2001, 2003)
  4. R. Plomin, N. L. Pedersen, P. Lichtenstein and G. E. McClearn (05 1994). “Variability and stability in cognitive abilities are largely genetic later in life” . Behavior Genetics . 24 (3): 207. DOI :10.1007/BF01067188 . Дата обращения 2006-08-06 . справка); Проверьте дату в |month= (справка на английском)
  5. Neisser et al.. Intelligence: Knowns and Unknowns (неопр.) . Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (August 7, ). Дата обращения 6 августа 2006. Архивировано 1 июня 2012 года.
  6. Bouchard TJ, Lykken DT, McGue M, Segal NL, Tellegen A (Oct 1990). . Science (journal) . 250 (4978): 223-8. PMID . Используется устаревший параметр |month= (справка)
  7. World Intelligence Network. IQ и генетика
  8. Gosso, MF (2006). “The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts”. Molecular Psychiatry . 11 (9): 878–886. DOI :10.1038/sj.mp.4001868 .
  9. Gosso MF, de Geus EJ, van Belzen MJ, Polderman TJ, Heutink P, Boomsma DI, Posthuma D. The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts
  10. Pietropaolo, S.; Crusio, W. E. (2010). “Genes and cognition”. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science . 2 (3): 345-352. DOI :10.1002/wcs.135 .
  11. Deary, I. J.; Johnson, W.; Houlihan, L. M. (2009). “Genetic foundations of human intelligence”. Human Genetics . 126 (1): 215-232. DOI :10.1007/s00439-009-0655-4 . PMID .
  12. C. F. Chabris, B. M. Hebert, D. J. Benjamin, J. P. Beauchamp, D. Cesarini, M. J. H. M. van der Loos, M. Johannesson, P. K. E. Magnusson, P. Lichtenstein, C. S. Atwood, J. Freese, T. S. Hauser, R. M. Hauser, N. A. Christakis and D. I. Laibson. (2011). Most reported genetic associations with general intelligence are probably false positives. Psychological Science
  13. Davies, G.; Tenesa, A.; Payton, A.; Yang, J.; Harris, S. E.; Liewald, D.; Ke, X.; Hellard, S. Le; Christoforou, A.; et al. (2011). “Genome-wide association studies establish that human intelligence is highly heritable and polygenic” . Mol Psychiatry . 16 : 996-1005. DOI :10.1038/mp.2011.85 . PMC . PMID .
  14. B. Benyamin, B. Pourcain, O. S. Davis, G. Davies, N. K. Hansell, M. J. Brion, R. M. Kirkpatrick, R. A. Cents, S. Franic, M. B. Miller, C. M. Haworth, E. Meaburn, T. S. Price, D. M. Evans, N. Timpson, J. Kemp, S. Ring, W. McArdle, S. E. Medland, J. Yang, S. E. Harris, D. C. Liewald, P. Scheet, X. Xiao, J. J. Hudziak, E. J. de Geus, C. Wellcome Trust Case Control, V. W. Jaddoe, J. M. Starr, F. C. Verhulst, C. Pennell, H. Tiemeier, W. G. Iacono, L. J. Palmer, G. W. Montgomery, N. G. Martin, D. I. Boomsma, D. Posthuma, M. McGue, M. J. Wright, G. Davey Smith, I. J. Deary, R. Plomin and P. M. Visscher. (2013). Childhood intelligence is heritable, highly polygenic and associated with FNBP1L. Mol Psychiatry

Многие из нас слышали о тесте на IQ, который показывает уровень интеллекта человека. Однако большинство практически ничего о нем не знают. Перед тем как приняться за прохождение теста, надо обязательно узнать, какой должен быть IQ у нормального человека.

Общая информация

Аббревиатура IQ расшифровывается как intelligence quotient, что можно перевести как «количество интеллекта». В русскоговорящей языковой среде чаще употребляется устоявшееся выражение «коэффициент интеллекта». Однако считается, что, для того чтобы результаты были максимально правдивыми, и им действительно можно было доверять, стоит брать во внимание не только результаты самого теста. Нужно учитывать еще такие факторы как возраст и пол.

Многие также считают, что результаты этого теста скорее показывают склонности человека к конкретному типу заданий, а не действительные интеллектуальные способности. Поэтому к нему можно подготовиться, решая задачки, которые напоминают представленные в заданиях.

История

Попытки изучения IQ нормального человека начались еще в 30-х годах прошлого века. Исследователи принимали ряд попыток, чтобы определить коэффициент интеллекта посредством различных экспериментов. Ученые пытались найти закономерность, которая бы связывала процессы центральной нервной системы, характеристики реакции и умственные способности, учитывали даже размер и вес головного мозга. Кроме этого, они изучали взаимосвязь коэффициента интеллекта родителей и детей, его отношение к социальному происхождению, возрасту и так далее.

IQ-тест сегодня

В настоящее время принято считать, что коэффициент умственного интеллекта зависит от множества факторов, по большей части от наследственности. Однако уровень IQ нормального человека можно увеличить, решая различные задачи и тесты. Кроме того, в современном мире не столько интеллект является источником успеха, сколько мотивация и настойчивость. Важную роль играют также индивидуальность, решительность и честолюбие. Тем не менее, именно высокий уровень интеллекта способен помочь при решении сложных жизненных обстоятельств и способствовать более выигрышным условиям.

Несмотря на то что первые тесты создавались исключительно с лексическими упражнениями, на сегодняшний день в них используется множество разнообразных заданий. Среди которых упражнения на счет, логические ряды, умение найти недостающую геометрическую фигуру, умение распознать фрагмент, запомнить факты, техчертежи и определить недостающую букву.

Сколько IQ у нормального человека

Средний уровень интеллекта человека колеблется в промежутке от 100 до 120 единиц, что составляет около половины верно решенных задач. Человек, который справится со всеми заданиями, получает 200 баллов. Кроме уровня интеллекта, тест определяет и другие показатели, он помогает выявить образ мышления человека, который его проходит. Определив категорию, в которой испытуемый обладает самым маленьким уровнем способностей, можно помочь ему выявить пробелы в его способностях, потренироваться с разными видами заданий и поднять коэффициент интеллекта.

Первые тесты

Впервые о коэффициенте интеллекта заговорил В. Штерн, который считал определение уровня умений по шкале Бине неверным, поскольку он обладал серьезным недостатком, касающимся возраста. Ученый предложил определять способности человека, деля умственный возраст на хронологический. IQ-тест нормального человека демонстрирует количественную оценку способностей индивида по отношению к среднестатистическому представителю того же возраста.

Средние показатели

По праву считается, что тест на IQ показывает не уровень эрудированности человека, а лишь оценку общих показателей. Они разработаны специально для того, чтобы получить распределение результатов со средним показателем. IQ нормального человека может варьироваться, однако существуют обычные показатели. Так, около половины людей, прошедших тест, показывают результат равный от 90 до 100 пунктов, четверть – ниже 90, а другая четверть – выше 110 единиц. Средний показатель выпускников американских вузов составляет 115 пунктов, отличников - от 135 до 140. Уровень IQ, который меньше 70 пунктов, обычно считается признаком умственной отсталости.

Вывод

IQ-тест показывают уровень развития способностей человека, но не следует считать, что они каким-либо образом показывают уровень эрудированности. Они лишь помогают понять, в какой области и в каком направлении человеку необходимо развиваться.

Считается, что уровень IQ нормального человека варьируется в пределах от 90 до 120 условных единиц. Чаще всего для определения коэффициента интеллекта используется тест Айзенка. Однако не стоит забывать, что самыми верными будут результаты, полученные при самом первом прохождении теста, а все последующие попытки будут лишь их искажать.

Под IQ человека понимается измеримая оценка человеческого интеллекта, выражаемая в баллах. Коэффициент интеллекта варьируется от человека к человеку, поэтому стоит разобраться, какой же его уровень можно считать нормальным.

Возраст

Статистически доказано, что с возрастом IQ меняется. Своего пика он достигает к 25 годам. В мире принято считать, что коэффициент интеллекта, равный 100 баллам, является средним. IQ пятилетнего

достигает 50-75 баллов, в 10 лет он колеблется от 70 до 80 баллов, в 15-20 лет он может достичь среднестатистического значения для взрослого человека в 100 баллов. Во многих странах мира (например, США и Японии) на основе тестов IQ-тестов отбирают одаренных

И они потом

проходят

обучение по усиленной и ускоренной системе. Это связано с тем, что дети с повышенным для своих лет IQ, как правило, учатся значительно лучше и быстрее своих сверстников.

Раса

Как бы это ни звучало странно, но IQ колеблется от расы к расе. Например, средний IQ для афроамериканцев составляет 86 баллов, для белых европейского происхождения он составляет 103 балла, а для евреев - 113 баллов. Все это говорит в пользу сторонников научного расизма. Однако из года в год данный разрыв сокращается.

Пол

Женщины и мужчины не имеют отличий друг от друга в интеллекте, но, согласно статистике, IQ между ними различается в зависимости от возраста. Мальчики в возрасте до 5 лет несколько умнее сверстниц, но, начиная с возраста 10-12 лет девочки опережают мальчиков в развитии. Этот разрыв сходит на нет к 18-20 годам.

Нормальный IQ

Коэффициент интеллекта взрослого человека зависит от множества факторов - генетика, воспитание, окружающая среда, раса и т.д. Хотя средний IQ составляет порядка 100 баллов, он меняется от 80 баллов до 180. Такой предельный уровень IQ заложен в классическом тесте на IQ, разработанный английским психологом Гансом Айзенком в 1994 году. Для того чтобы получить адекватные данные по данному тесту, его надо пройти 1 раз в жизни в зрелом возрасте. Повторное прохождение искажает и завышает результаты.

Если коэффициент интеллекта ниже 80 баллов, то это говорит о физических и умственных девиациях человека. Если же IQ превышает 180 баллов, то это говорит о гениальности обладателя таких баллов. Но эти зависимости весьма условны. Например, великий физик Альберт Эйнштейн был самым отстающим в классе по успеваемости, что не помешало ему в будущем разработать теорию относительности. И с другой стороны, согласно книге рекордов Гиннеса, самый большой IQ в 228 баллов был зафиксирован в 1989 году у десятилетней американки Мэрилин Во Саван. На этом личные достижения для нее заканчиваются.

IQ - коэффициент интеллекта, который в основном определяется наследственностью. Но его, все же, можно изменить в лучшую сторону. Для этого необходимо выполнять некоторые упражнения, и вскоре вы не узнаете свой IQ!

Вам понадобится

  • кроссворды;
  • судоку;
  • режим питания;
  • здоровый образ жизни.

Для начала попробуйте научиться концентрировать внимание на нескольких источниках информации. К примеру, читайте книгу и слушайте телевизор. Это «умение»

не сразу. Сначала возможны головные боли от перенапряжения и усталость. Но через некоторое время вы уже будете свободно делать несколько дел одновременно.

Старайтесь решать как можно больше логических задач,

Повышающих IQ, кроссвордов, судоку и т.д. Ваш мозг должен работать. Если сразу не получается - не расстраивайтесь и не бросайте

Посмотрите ответ краем

Так вы его

запомните

Сделаете логические выводы и без труда решите

Расширяйте свой кругозор. Читайте как можно больше газет, журналов, книг; смотрите

и слушайте радио. Так вы всегда будете в курсе всех событий и интересным собеседником для окружающих.

Учитесь анализировать. Пусть это будет не умело и временами глупо, но только так ваш мозг научится анализу. К примеру, представьте себе две совершенно разные вещи: кошку и кирпич. Смешно, но

эффективно

Попытайтесь найти между ними как можно больше общего. Старайтесь представлять всевозможные ситуации, развивая образное мышление.

Медики советуют

употреблять

пищу небольшими порциями, но 4-5 раз в день. Так вы сохраните приток крови к мозгу. Если же вы будете есть большими порциями 1-2 раза в день, то энергия организма

на переваривание этой пищи, а для мозга останется мало.

Не зря говорят, что чрезмерное курение вредит здоровью. Если вы планируете повысить

уровень

IQ - откажитесь от

или сократите количество выкуриваемых сигарет. Табачный дым способствует сокращению потребления кислорода мозгом, а, следовательно, ухудшению мозговой деятельности.

Полезный совет

Во время мыслительной деятельности старайтесь глубоко дышать через нос. Так ваш мозг насытится кислородом, и сразу появятся новые неожиданные решения задач!

Не существует определенных возрастных границ для развития интеллектуальных способностей человека. Современные издательства выпускают массу книг, необходимых для развития уровня IQ.

Книги для развития мышления

Л. Хаббард в своей книге «Теория обучения» говорит о том, что способность индивида получать знания зависит от его готовности самостоятельно выделять главные моменты в тексте. Научиться учиться – главная задача педагогического процесса. Если человек умеет искать знания, значит он сумеет их обновлять в течение всей жизни.

Аналитическое мышление помогут развить произведения, написанные именитыми философами, такими как И. Кант, Платон, Сократ, Ф. Ницше, Гегель и т.д. Их сочинения помогут понять основные законы развития человеческого мышления, виды и формы сознания.

Не менее значимой является чтение художественной литературы. Рассматривая поведение персонажей в определенных ситуациях, человек вырабатывает для себя новые формы поведения. Произведения, основанные на психологии, философии, истории, помогают расширить сознание и развить воображение. К классическим произведениям, которые требуют обязательного прочтения, можно отнести книги Ф. Достоевского «Преступление и наказание», М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Л. Толстого «Исповедь», А. Камю «Бунтующий человек», Сартр «Тошнота», М. Пришвин «Незабудки».

Книги для развития памяти

В книге О.А. Андреева «Техника развития памяти. Самоучитель» представлены упражнения для тренировки всех видов памяти. Автор предлагает читателю распределить выполнение заданий определенных техник так, чтобы добиться максимального эффекта. Сложные упражнения помогут усовершенствовать те функции вашего мозга, которые запоминают и хранят информацию.

Книга «Карты памяти. Готовимся к экзаменам» Т. Бьюзен представляет собой набор специфических методов по запоминанию информации. Автор дает практические рекомендации, которые помогают справиться со стрессом во время выполнения сложных заданий.

Зак Белмор в книге «Основы механического запоминания» представляет читателю упражнения, которые помогут выработать умение запоминать огромный текст за короткие промежутки времени. В произведении говорится о том, как повысить мозговую активность, сделать процесс запоминания произвольным. Книга состоит из нескольких глав, каждая из которых посвящена определенному возрастному периоду.

В книге Э. Бонго «Самоучитель по развитию мышления» читателю будет предоставлена методика из пяти этапов. Последовательное прохождение каждого шага приведет к высокому уровню развития памяти.

  • Какие книги надо читать, чтобы повысить интеллект

Распечатать

Какой уровень iq считается нормальным