Меню Рубрики

Тарбагатай. Оплот допетровской Руси

Прежде всего, это, конечно, русские и буряты – коренные жители этих мест. Постепенно все, так или иначе, свыкаются с таким национальным разнообразием: буряты начинают чтить православного Николу Угодника, русские – уважительно навязывают на ветки деревьев ритуальные ленточки. Получается толерантность в действии и полноценный диалог культур.

Но и на Байкале есть те, кто столетиями сохраняет свою самобытность практически в первозданном виде. Если вы не чужды самодеятельной этнографии, тогда вам прямая дорога в уникальное село Тарбагатай, где живут семейские.

Тарбагатай – село в Бурятии, в 65 км к юго-западу от Улан-Удэ. Стоит на берегу притока Селенги – реки Куйтунка, а называется так по имени сурка-тарбагана, которых тут видимо-невидимо. Основано это поселение более трехсот лет назад. В конце 17 века плыл по Селенге в Даурию протопоп Аввакум. В том числе – и мимо слободы Паргабентей, которая впоследствии и стала селом Тарбагатай…

Село отличается от деревни тем, что в нем есть церковь. В 1744 году в слободе возвели православный храм, Зосимо-Савватеевскую церковь. А в 1765 году сюда стали прибывать первые старообрядцы, так называемые семейские. Откуда такое название? Его переселенные старообрядцы получили от местных жителей, потому что приходили они в Сибирь большими семьями, в отличие от одиноких каторжников.

Первые старообрядцы

История старообрядчества – отдельная страница длинной и непростой российской истории. Когда в Речи Посполитой произошел раскол, первые 40 тысяч человек были переселены из Ветки (сегодня это город на территории нынешней Белоруссии) в Восточную Сибирь и Забайкалье. Их переселение впоследствии получило название первого выгона.

Первые старообрядцы прибыли в Иркутск в декабре 1756 г. Об этом свидетельствует Иркутская летопись: «Сего 1756 года пришли в Иркутск польские старообрядцы для поселения их за Байкалом. Их сопровождал подполковник Иванов». В Иркутске они не задержались и уже в январе 1757 года были отправлены в Забайкалье, где их расселили по берегам Чикоя – притока Селенги.

Спустя тридцать лет, в 1765 году, случился второй выгон: 824 человека прибыли в Забайкалье, где их расселили недалеко от Верхнеудинска в селах Тарбагатай, Куйтун, Куналей, Десятниково и Бурнашево. Основная старообрядческая община обосновалась в Тарбагатае. А еще через тридцать лет произошел и третий выгон. К этому времени Тарбагатай уже был настоящим семейским селом со своими традициями и даже старообрядческой часовней.

Первые сведения о поселившихся в Забайкалье семейских сообщил в печати ученый академик П. С. Паллас, который в 1772 году объезжал Забайкалье с целью изучения естественных условий этого края. Побывал он и в тех местностях, где расселились старообрядцы. По его данным, в Тарбагатае к 1772 году было около сорока дворов и одна православная церковь. Из сорока дворов десять принадлежали старообрядцам.

Сохранилось интереснейшее и подробное описание семейского села, которое сделал в 1824 году инженер А.И. Мартос. Его описание – настоящий маршрутный лист для любителей этнографии, которые спустя 200 лет готовы повторить забайкальское путешествие в поисках этнографической экзотики.

«…Скоро показалось и селение, раскинутое в пространной долине, с двумя церквами. Несмотря на чувствительную стужу, люди стояли кружком у ворот; женщины, одетые в настоящем русском национальном платье, в повойниках, унизанных жемчугом, с покрытыми фатами; мужчины – в нарядных зимних кафтанах, в шапках набекрень...

Я спешил войти в дом; чистые сени привели меня в опрятную комнату. Мне это с первого взгляда очень понравилось.

«Чей это дом?» – спрашиваю женщину, которая пришла поздравить меня с приездом. «Крестьянина, сударь!» – отвечает мне. Мебель красного дерева, со вкусом выработанная, полы покрытые коврами, большие зеркала в нарядных рамах, в третьей комнате часы с музыкою заставили меня забыть ответ и снова повторить прежний спрос.

«Хозяин наш – крестьянин Верхнеудинского округа, – отвечает женщина, –и теперь его нет дома: он уехал в город, но сего дни ждем его».

Во время моих начальных расспросов выходит и хозяйка, приветствует меня с Новым годом, говорит, что она рада в день сей иметь гостя, и повторяет, что ее муж непременно скоро возвратится. Во время наших разговоров девушка, прекрасная собою, приносит мне чай: он был очень хорош; скоро приглашают обедать. Четыре блюда хорошо приготовленные, чистый прибор, чистая скатерть и салфетки, очень хорошо вычищенные серебреные ложки, придали мне и лучший аппетит.

Скоро смерклось – подали свечи. Хозяйка ко мне приходит и говорит: что как верно мне у них в Тарбагатае скучно, то для сокращения времени, не угодно ли мне прочесть журналы? Я снова удивился, увидя перед собою, в доме крестьянина, за 6500 верст от столицы, петербургские политические и литературные периодические издания…»

Неплохо для крестьянского дома в забайкальском селе недалеко от сурового озера-моря, не так ли? Не самое обычное, прямо скажем, село. И не самый обычный для села жизненный клад.

Вот как описывает А. И. Мартос само село:

«Селение Тарбагатай раскинуто верстах на двух; прямая улица составляет красу его. Здесь домов 110 и жителей 700... Село лежит при речках Тарбагатае и Куйтун, в коих ловятся омули, язи, сиги, налимы, щуки, хайрузы, ленки и таймени, а в Селенге, где обыватели имеют свои рыбные промыслы, осетры, только здесь невелики, сказывают мне, не больше трех пудов, а ниже к истокам реки у моря попадаются осетры и в пять пудов весом!

Пуд мяса здесь продается за два рубля; хлебопашество в высочайшей степени совершенства: многие оратаи засевают хлеба по сто десятин!.. Сверх того здешние жители, отважные и прилежнейшие охотники, бьют сохатых (лось), зубрей, диких коз, медведей, волков, лисиц и зайцев.

Крестьяне довольно зажиточные в домашнем обиходе, держат по сотне рогатого скота, от трех до пяти сот овец, по сотне лошадей, коими обрабатывают землю, – это относится к довольно зажиточным людям, но в сравнении их, есть еще и богаче… Настоящее поколение, родившееся за Байкалом, довольно своим настоящим…»

Село Тарбагатай было хорошо известно в России. Вплоть до того, что Н.А. Некрасов написал о нем поэму «Дедушка». Не многие сибирские села удостаивались подобной участи.

Обычаи семейских

С 1849 года в Тарбагатае начали устраивать ярмарку. Обычно она проводилась в первой половине января. И основными товарами здесь были мануфактура, бакалея, чугун и железо.

В 1877 году в Тарбагатае родился Амвросий Федотов, который впоследствии стал епископом Афанасием. Старообрядческий епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока Афанасий причислен в 2003 году к лику святых.

К началу 20 века в селе было две православные церкви и три старообрядческих молельни, церковно-приходская школа и тюрьма, водяная и паровая мельницы, целых шесть кузниц, 539 дворов (из них 465 старообрядческих) и 3391 житель. (К слову, спустя сто лет население Тарбагатая увеличилось примерно на тысячу человек и составляло, по данным переписи населения в 2010 году, около 4300 жителей.)

Во время гражданской войны Тарбагатай выступал на стороне красных. Известное историческое событие – бой за Омулевую сопку, который продолжался более пяти часов: атаки белых были отбиты, потому что на помощь партизанам пришли жители села.

Советская власть привнесла в Тарбагатай свой уклад, однако даже она не смогла разрушить старообрядческой самобытности. Семейские были и остались немного сами по себе. Это проявлялось во всем – от одежды, где главной отличительной чертой были украшения из бисера, до жилища – у изб делалось высокое крыльцо, богато украшались ворота и ставни. Принято было крупными стилизованными цветами расписывать стены, потолок и перегородки в доме.

Семейские строго соблюдали посты: по старообрядческой версии, в году 244 постных дня. При этом кухня славится разнообразием способов приготовления мяса. Чай у семейских пить не принято – вместо него просто кипяченая вода или отвары трав. Алкоголь и табак – под полным запретом. До сих пор в тарбагатайских домах можно увидеть на видном месте закупоренную бутылку водки – символ того, что хозяин не пьет.

Из других запретов – нельзя есть вместе с иноверцами. Нельзя вступать в брак с представителями другой веры и национальности. Семьи – исключительно патриархальные. Принято было жить всем поколениям одной семьи в одной усадьбе, состоящей из нескольких домов. Главное – чтобы все вместе.

Семейские славятся своей песенной культурой. По сей день сохранились традиционные свадебные песни, духовные стихи, плачи (голошения).

В каждом забайкальском старообрядческом селе существуют народные хоры и фольклорные коллективы. Например, Тарбагатайский семейский этнографический ансамбль «Судьбинушка», который был создан в 1990 году, стал лауреатом Премии имени Пятницкого и обладателем звания «Живые сокровища», присуждённого ЮНЕСКО в 2001 году.

Также в Тарбагатае создан Музей старообрядческой культуры , где можно подробно познакомиться с уникальной историей села.

Если вы окажетесь на восточном берегу Байкала, в Бурятии – обязательно посетите Тарбагатай. Туда вас приведет федеральная трасса «Байкал» (Р-258). Или же можно приехать по региональной дороге, которая идет из Улан-Удэ в Окино-Ключи. В старообрядческой усадьбе на территории села можно купить литературу о семейских, самобытные сувениры и рукоделье семейских мастериц. Также знатоки утверждают: местный самогон, который семейские делают на кедровых орехах, – лучший в Забайкалье и по качеству не уступает виски.

Байкальские старообрядцы – совершенно уникальная субкультура, сохранившаяся здесь в первозданном виде на протяжении веков. Они – те немногие, кто сумел прижиться на суровой байкальской земле, не растеряв своей самобытности.

Тарбагатай (Республика Бурятия, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

История России с человеческим лицом - так можно сказать о Тарбагатае, старообрядческой деревушке, расположенной в Забайкалье. Это одно из немногих мест в России, где время будто не властно над бытом и верованиями людей. Каждый двор и каждый ритуал дышит культурой старообрядчества, а жители открыты и дружелюбны с посетителями, желающими окунуться в незнакомый и давно ушедший в века мир староверов.

Поэт Н. А. Некрасов посвятил селу Тарбагатай несколько строф поэмы «Дедушка». Он описал процветающую, самодостаточную общину и ее народ «нравов суровых», который «трезво и честно живет».

Немного истории

Первые упоминания о селе Тарбагатай относятся к 18 веку, но история его жителей началась гораздо раньше - с расколом Русской церкви. После церковной реформы середины 17 века старообрядцы - люди, продолжавшие придерживаться прежнего уклада жизни, веры и религиозных обрядов, - были объявлены еретиками и подвергнуты гонениям. В середине 18 века по указу Екатерины II их семьи, жившие в Польше, Украине и Белоруссии, были насильно перемещены в Сибирь, на самую окраину империи, в край сурового климата и неплодородных земель. Тарбагатай стал одним из тех сел, где пришлые старообрядческие семьи мирно ужились с местными, сумев сохранить свое культурное наследие. К началу 20 века 4 из 5 семей деревни были староверческими.

Что посмотреть

Главной достопримечательностью деревни не без оснований считают радушие ее жителей. В Тарбагатае вас встретят вкуснейшей местной кухней, напитками старой рецептуры и национальными песнями. Внимание посетителей сразу же привлекают раскрашенные в яркие тона дома-избы: некоторые поновее, другие же видели праотцов нынешних староверов. «Семейские» - так прозвали пришлых за их семейность и привычку селиться патриархальными общинами. Бережно хранимые обряды и традиции - гордость тарбагатайцев: многие предметы старины и ценные экспонаты, иллюстрирующие эпизоды из истории деревни, можно увидеть в музее «Элементы семейской старины», открытом благодаря стараниям общины. В его коллекции более 1000 экспонатов, в том числе самовары, кувшины, старые плуги и мельницы, различные элементы одежды, отданные в дар самими тарбагатайцами, а также иконы и церковные облачения.

Жители села устраивают для гостей костюмированные представления и спектакли, основанные на их верованиях и обрядах. Любой может стать участником «Старообрядческой свадьбы» и попеть старорусские песни с местным фольклорным ансамблем.

Неподалеку от деревни расположена Лев-гора, похожая на львиную голову с пушистой гривой. С нее открывается захватывающий вид на долину реки Селенги и окружающие ее степи и пролески. На вершине горы есть еще одна достопримечательность, особо полюбившаяся местным жителям, - две естественные каменные чаши, образовавшиеся в горной породе после удара молнии. Тарбагатайцы верят, что если бросить монетку в одну из чаш, жизнь потечет спокойной рекой, а если в другую - понесется бурным потоком.

Практическая информация

Адрес: Республика Бурятия, село Тарбагатай. Координаты: 51° 28′ 50″ N, 107° 21′ 35″ E.

Добраться можно на личном авто - 50 км от Улан-Удэ в сторону границы с Монголией.

Часы работы: свободный вход в светлое время суток. Посещение - бесплатное.

Тарбагатай – село в Бурятии, расположенное в 52 км юго-восточней от Улан-Удэ, на реке Куйтунка. В селе проживает около 5,3 тысяч человек. Тарбагатай был основан в начале первой половины XVIII ст. Первоначально село носило название слобода Паргабентей, однако немного позже местные жители решили присвоить ему другое название - Тарбагатай. В 1744 году в селе была построена православная Зосимо-Савватиевская церковь.

Начиная с середины XVIII ст. в Забайкалье стали жить старообрядцы – семейские, выходцы из Белоруссии. Семейским не только удалось успешно вести сельское хозяйство на бесплодной земле, но и принести с собой свои старообрядческие обычаи. Здесь обходились без священников, вместо церквей строили молельные дома и «беспоповские» часовни. В 1810 г. - возведена старообрядческая часовня. Барон А. Розен в своих «Записках» оставил небольшое описание Тарбагатая того времени.

В 1982 году в селе состоялось торжественное открытие Тарбагатайского народного музея «Элементы семейской старины», сохранилось здание, в котором в волостном правлении находился штаб партизан Тарбагатайского фронта, особняк С. Чебунина, где вела революционную работу большевистская организация и размещалась явочная квартира.

На сегодняшний день село Тарбагатай является туристическим местом. По всему селу стоит большое количество старообрядческих домов, раскрашенные в самые яркие цвета, с расписными ставнями и узорными заборами. Жители села Тарбагатай с радостью угощают гостей вкуснейшими местными пирогами и исполняют традиционные песни.

Тарбагатайн аймаг ) - административно-территориальная единица и муниципальное образование (муниципальный район) в составе Республики Бурятия Российской Федерации .

Административный центр - село Тарбагатай .

География

Район, площадью 3,3 тыс. км², расположен в центральной Бурятии. Граничит на северо-востоке с городским округом Улан-Удэ (Октябрьский район), на востоке - с Заиграевским , на юге - с Мухоршибирским , на западе - с Селенгинским , на северо-западе, по реке Селенге - с Иволгинским районами.

История

XIX век

В 1826 году в Тарбагатайской волости Верхнеудинского округа Иркутской губернии было: селений - 13, домов в селениях обывательских деревянных - 835, домов общественных деревянных - 6, церквей греко-российских деревянных - 2, мельниц водяных - 5, мельниц ветряных - 1, кузниц - 16, питейных домов - 3, магазинов хлебных с сельскими запасами - 13. Больших дорог 110 вёрст, 10 мостов, 1 перевоз (переправа) .

В Тарбагатайскую волость входили селения: Тарбагатай, Жирим, Бурнашево, Десятниково, Барское, Куналей, Пестерево, Надеино, Куйтун, Старая Брянь, Новая Брянь, Тальцы, Саянтуй .

В волость ссылались участники польских восстаний : Шимон Кржечковский (Тарбагатай), Антон Сулемирский (Куналей), Карл Тодинский (Пестерево), Феофил Бембновский (Пестерево), Филипп Гродницкнй (Пестерево), Леопольд Добрский, Мечислав Зарембский (Куналейская волость), Андрей Козьминскай (Барское) .

В ноябре 1868 года был построен Николаевский винокуренный завод № 21 (современный посёлок Николаевский). Завод принадлежал купцу 1-й гильдии И. Ф. Голдобину .

В 1878 году в Тарбагатайской волости проживало 15 635 человек .

В 1891 году на территории современного Тарбагатайского района находились волости Верхнеудинского округа Забайкальской области : Тарбагатайская, Ключевская, Куйтунская, Куналейская.

XX век

В 1903 году в Тарбагатайской волости работали Тарбагатайская одноклассная церковно-приходская школа, Пестеревское одноклассное училище, Десятниковское одноклассное училище, Бурнашевская школа грамоты, в которых обучалось 142 человека .

29 августа 1939 года из Тарбагатайского аймака во вновь образованный Иволгинский аймак переданы два населённых пункта .

1 февраля 1963 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР аймак был упразднён и передан во вновь образованный на базе трёх аймаков (Иволгинского , Тарбагатайского и Заиграевского) Улан-Удэнский аймак .

15 августа 1985 года в соответствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР Тарбагатайский район был восстановлен в прежних территориальных границах .

Население

Численность населения
1926 1939 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988
22 400 ↗ 26 000 ↘ 17 500 ↗ 17 700 ↗ 17 800 ↗ 17 900 ↗ 18 000 ↗ 18 100 ↗ 18 200 ↗ 18 300 → 18 300 ↗ 18 500
1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
↘ 18 300 ↘ 18 200 ↗ 18 300 ↘ 17 000 ↗ 17 100 ↗ 17 200 ↘ 17 100 ↘ 16 900 ↘ 16 800 ↘ 16 700 ↘ 16 600 → 16 600
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
↘ 16 400 ↘ 16 287 ↗ 16 300 ↗ 16 400 → 16 400 → 16 400 ↗ 16 600 → 16 600 ↗ 17 054 ↘ 16 476 ↘ 16 436 ↗ 16 657
2013 2014 2015 2016
↗ 17 069 ↗ 17 703 ↗ 18 401 ↗ 19 505

Население в основном русское, большая часть из них - старообрядцы.

Муниципально-территориальное устройство

В Тарбагатайском районе 23 населённых пункта в составе десяти сельских поселений:

Сельские поселения Административный центр Количество
населённых
пунктов
Население Площадь,
км 2
1 Сельское поселение «Барыкинское» село Барыкино 2 ↘ 470 326,90
2 Сельское поселение «Большекуналейское» село Большой Куналей 1 ↘ 1035 311,38
3 Сельское поселение «Верхнежиримское» село Верхний Жирим 3 ↘ 1283 376,53
4 Сельское поселение «Десятниковское» село Десятниково 2 ↗ 911 250,21
5 Сельское поселение «Заводское» посёлок Николаевский 2 ↗ 1633 500,02
6 Сельское поселение «Куйтунское» село Куйтун 2 ↘ 1061 596,25
7 Сельское поселение «Нижнежиримское» село Нижний Жирим 1 ↘ 442 262,70
8 Сельское поселение «Саянтуйское» село Нижний Саянтуй 4 ↗ 6820 252,45
9 Сельское поселение «Тарбагатайское» село Тарбагатай 2 ↗ 4727 318,31
10 Сельское поселение «Шалутское» село Солонцы 4 ↘ 1123 103,19

Список населённых пунктов района

Населённый пункт Тип Население Муниципальное образование
1 Барыкино село ↘ 368 Сельское поселение «Барыкинское»
2 Барыкино-Ключи село ↘ 162 Сельское поселение «Верхнежиримское»
3 Большой Куналей село ↘ 1035 Сельское поселение «Большекуналейское»
4 Бурнашево село ↘ 245 Сельское поселение «Десятниковское»
5 Верхний Жирим село ↘ 964 Сельское поселение «Верхнежиримское»
6 Верхний Саянтуй село ↘ 308 Сельское поселение «Саянтуйское»
7 Вознесеновка село ↗ 413 Сельское поселение «Саянтуйское»
8 Десятниково село ↘ 683 Сельское поселение «Десятниковское»
9 Кардон село ↘ 164 Сельское поселение «Шалутское»
10 Куйтун село ↘ 767 Сельское поселение «Куйтунское»
11 Лесной посёлок ↘ 6 Сельское поселение «Заводское»
12 Надеино село ↘ 361 Сельское поселение «Куйтунское»
13 Нижний Жирим село ↘ 442 Сельское поселение «Нижнежиримское»
14 Нижний Саянтуй село ↗ 2829 Сельское поселение «Саянтуйское»
15 Николаевский посёлок ↗ 1295 Сельское поселение «Заводское»
16 Пестерево село ↘ 448 Сельское поселение «Тарбагатайское»
17 Саратовка село ↘ 210 Сельское поселение «Шалутское»
18 Саянтуй железнодорожная станция ↘ 138 Сельское поселение «Саянтуйское»
19 Селенга село ↗ 99 Сельское поселение «Шалутское»
20 Солонцы село ↘ 642 Сельское поселение «Шалутское»
21 Тарбагатай село ↗ 4308 Сельское поселение «Тарбагатайское»
22 Хандагатай село ↘ 286 Сельское поселение «Верхнежиримское»
23 Харитоново село ↘ 168 Сельское поселение «Барыкинское»

Экономика

По объёму промышленного производства район занимает 20-е место в Бурятии. Развиты заготовка древесины и её обработка.

Сельскохозяйственные угодья составляют 20,9 % всех земель района, пашня - 10,6 %. Сельское хозяйство района специализируется на выращивании зерновых культур, картофеля, овощей. Развиты мясомолочное животноводство, овцеводство, коневодство.

Структура промышленной продукции:

  • производство пищевой продукции (кондитерские изделия, хлеб, полуфабрикаты);
  • лесозаготовительная деятельность (деловая древесина);
  • лесоперерабатывающая промышленность (пиломатериал, погонажные изделия);
  • производство мебели.

Люди, связанные с районом

  • Гусляков, Георгий Иванович (1922-1998) - Герой Российской Федерации (1994). Участник Великой Отечественной войны, представлен к званию Героя Советского Союза (1944). Родился в селе Большой Куналей.
  • Мордвинов, Георгий Иванович (1896-1966) - советский разведчик. Родился в селе Бурнашево.
  • Радикальцев, Пётр Капитонович (1912-1977) - Полный кавалер Ордена Славы, участник Великой Отечественной войны. Родился в селе Пестерево.

Достопримечательности

  • Гора Омулёвая (Омулёвка, «Спящий лев»).
  • Минералогический музей в местности Жарчиха.
  • Русская древлеправославная церковь в Тарбагатае.
  • Музей истории старообрядческой культуры в Тарбагатае.

Напишите отзыв о статье "Тарбагатайский район (Бурятия)"

Примечания

  1. www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. НАРБ. Ф.207. Оп.1. Д.1599. Л.24об.
  3. НАРБ. Ф.207. Оп.1. Д.87. Л.1об., 6.
  4. Прибайкалье (исторический очерк) // Прибайкальский календарь на 1922 год. Верхнеудинск. Книгоиздательство Объединённого Прибайкальского Союза Кооперативов. стр. 68-69.
  5. Сообщение конторы Николаевского винокуренного завода купца И. Ф. Голдобина // НАРБ. Ф.207. Оп.1. Д.1201. Л.13-13об.
  6. Из ведомости о числе жителей в Тарбагатайской волости за 1878 г. // НАРБ. Ф.337. Оп.1. Д.891. Л.31-31об.
  7. Ведомость о числе учебных заведений в Тарбагатайской волости // НАРБ. Ф.337. Оп.1. Д.234. Л.3об.-4.
  8. К. Ивайловский Братья-герои.// Свет над Байкалом, №3, май-июнь 1957 года, стр.124-128
  9. . Проверено 25 февраля 2015. .
  10. std.gmcrosstata.ru/webapi/opendatabase?id=vpn2002 Всероссийская перепись населения 2002 года
  11. . Проверено 2 января 2014. .
  12. . Проверено 14 ноября 2013. .
  13. . Проверено 18 июня 2014. .
  14. . Проверено 31 мая 2014. .
  15. . Проверено 16 ноября 2013. .
  16. . Проверено 6 августа 2015. .
  17. Тарбагатайского района Городские округа Районы Статьи

    Отрывок, характеризующий Тарбагатайский район (Бурятия)

    – Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
    – Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.
    – Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
    – Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
    Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
    – Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
    – Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
    Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

    В гостиной продолжался разговор.
    – Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
    – Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
    – Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
    – Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
    – Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
    – Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
    Графиня прослезилась и молча соображала что то.
    – Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
    – Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
    – Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
    И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.
    – Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына.
    – Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет.

    – Mon cher Boris, [Дорогой Борис,] – сказала княгиня Анна Михайловна сыну, когда карета графини Ростовой, в которой они сидели, проехала по устланной соломой улице и въехала на широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухого. – Mon cher Boris, – сказала мать, выпрастывая руку из под старого салопа и робким и ласковым движением кладя ее на руку сына, – будь ласков, будь внимателен. Граф Кирилл Владимирович всё таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба. Помни это, mon cher, будь мил, как ты умеешь быть…
    – Ежели бы я знал, что из этого выйдет что нибудь, кроме унижения… – отвечал сын холодно. – Но я обещал вам и делаю это для вас.
    Несмотря на то, что чья то карета стояла у подъезда, швейцар, оглядев мать с сыном (которые, не приказывая докладывать о себе, прямо вошли в стеклянные сени между двумя рядами статуй в нишах), значительно посмотрев на старенький салоп, спросил, кого им угодно, княжен или графа, и, узнав, что графа, сказал, что их сиятельству нынче хуже и их сиятельство никого не принимают.
    – Мы можем уехать, – сказал сын по французски.
    – Mon ami! [Друг мой!] – сказала мать умоляющим голосом, опять дотрогиваясь до руки сына, как будто это прикосновение могло успокоивать или возбуждать его.
    Борис замолчал и, не снимая шинели, вопросительно смотрел на мать.
    – Голубчик, – нежным голоском сказала Анна Михайловна, обращаясь к швейцару, – я знаю, что граф Кирилл Владимирович очень болен… я затем и приехала… я родственница… Я не буду беспокоить, голубчик… А мне бы только надо увидать князя Василия Сергеевича: ведь он здесь стоит. Доложи, пожалуйста.
    Швейцар угрюмо дернул снурок наверх и отвернулся.
    – Княгиня Друбецкая к князю Василию Сергеевичу, – крикнул он сбежавшему сверху и из под выступа лестницы выглядывавшему официанту в чулках, башмаках и фраке.
    Мать расправила складки своего крашеного шелкового платья, посмотрелась в цельное венецианское зеркало в стене и бодро в своих стоптанных башмаках пошла вверх по ковру лестницы.
    – Mon cher, voue m"avez promis, [Мой друг, ты мне обещал,] – обратилась она опять к Сыну, прикосновением руки возбуждая его.
    Сын, опустив глаза, спокойно шел за нею.
    Они вошли в залу, из которой одна дверь вела в покои, отведенные князю Василью.
    В то время как мать с сыном, выйдя на середину комнаты, намеревались спросить дорогу у вскочившего при их входе старого официанта, у одной из дверей повернулась бронзовая ручка и князь Василий в бархатной шубке, с одною звездой, по домашнему, вышел, провожая красивого черноволосого мужчину. Мужчина этот был знаменитый петербургский доктор Lorrain.
    – C"est donc positif? [Итак, это верно?] – говорил князь.
    – Mon prince, «errare humanum est», mais… [Князь, человеку ошибаться свойственно.] – отвечал доктор, грассируя и произнося латинские слова французским выговором.
    – C"est bien, c"est bien… [Хорошо, хорошо…]
    Заметив Анну Михайловну с сыном, князь Василий поклоном отпустил доктора и молча, но с вопросительным видом, подошел к ним. Сын заметил, как вдруг глубокая горесть выразилась в глазах его матери, и слегка улыбнулся.
    – Да, в каких грустных обстоятельствах пришлось нам видеться, князь… Ну, что наш дорогой больной? – сказала она, как будто не замечая холодного, оскорбительного, устремленного на нее взгляда.
    Князь Василий вопросительно, до недоумения, посмотрел на нее, потом на Бориса. Борис учтиво поклонился. Князь Василий, не отвечая на поклон, отвернулся к Анне Михайловне и на ее вопрос отвечал движением головы и губ, которое означало самую плохую надежду для больного.
    – Неужели? – воскликнула Анна Михайловна. – Ах, это ужасно! Страшно подумать… Это мой сын, – прибавила она, указывая на Бориса. – Он сам хотел благодарить вас.
    Борис еще раз учтиво поклонился.
    – Верьте, князь, что сердце матери никогда не забудет того, что вы сделали для нас.
    – Я рад, что мог сделать вам приятное, любезная моя Анна Михайловна, – сказал князь Василий, оправляя жабо и в жесте и голосе проявляя здесь, в Москве, перед покровительствуемою Анною Михайловной еще гораздо большую важность, чем в Петербурге, на вечере у Annette Шерер.
    – Старайтесь служить хорошо и быть достойным, – прибавил он, строго обращаясь к Борису. – Я рад… Вы здесь в отпуску? – продиктовал он своим бесстрастным тоном.
    – Жду приказа, ваше сиятельство, чтоб отправиться по новому назначению, – отвечал Борис, не выказывая ни досады за резкий тон князя, ни желания вступить в разговор, но так спокойно и почтительно, что князь пристально поглядел на него.
    – Вы живете с матушкой?
    – Я живу у графини Ростовой, – сказал Борис, опять прибавив: – ваше сиятельство.
    – Это тот Илья Ростов, который женился на Nathalie Шиншиной, – сказала Анна Михайловна.
    – Знаю, знаю, – сказал князь Василий своим монотонным голосом. – Je n"ai jamais pu concevoir, comment Nathalieie s"est decidee a epouser cet ours mal – leche l Un personnage completement stupide et ridicule.Et joueur a ce qu"on dit. [Я никогда не мог понять, как Натали решилась выйти замуж за этого грязного медведя. Совершенно глупая и смешная особа. К тому же игрок, говорят.]
    – Mais tres brave homme, mon prince, [Но добрый человек, князь,] – заметила Анна Михайловна, трогательно улыбаясь, как будто и она знала, что граф Ростов заслуживал такого мнения, но просила пожалеть бедного старика. – Что говорят доктора? – спросила княгиня, помолчав немного и опять выражая большую печаль на своем исплаканном лице.
    – Мало надежды, – сказал князь.
    – А мне так хотелось еще раз поблагодарить дядю за все его благодеяния и мне и Боре. C"est son filleuil, [Это его крестник,] – прибавила она таким тоном, как будто это известие должно было крайне обрадовать князя Василия.
    Князь Василий задумался и поморщился. Анна Михайловна поняла, что он боялся найти в ней соперницу по завещанию графа Безухого. Она поспешила успокоить его.
    – Ежели бы не моя истинная любовь и преданность дяде, – сказала она, с особенною уверенностию и небрежностию выговаривая это слово: – я знаю его характер, благородный, прямой, но ведь одни княжны при нем…Они еще молоды… – Она наклонила голову и прибавила шопотом: – исполнил ли он последний долг, князь? Как драгоценны эти последние минуты! Ведь хуже быть не может; его необходимо приготовить ежели он так плох. Мы, женщины, князь, – она нежно улыбнулась, – всегда знаем, как говорить эти вещи. Необходимо видеть его. Как бы тяжело это ни было для меня, но я привыкла уже страдать.
    Князь, видимо, понял, и понял, как и на вечере у Annette Шерер, что от Анны Михайловны трудно отделаться.
    – Не было бы тяжело ему это свидание, chere Анна Михайловна, – сказал он. – Подождем до вечера, доктора обещали кризис.
    – Но нельзя ждать, князь, в эти минуты. Pensez, il у va du salut de son ame… Ah! c"est terrible, les devoirs d"un chretien… [Подумайте, дело идет о спасения его души! Ах! это ужасно, долг христианина…]
    Из внутренних комнат отворилась дверь, и вошла одна из княжен племянниц графа, с угрюмым и холодным лицом и поразительно несоразмерною по ногам длинною талией.
    Князь Василий обернулся к ней.
    – Ну, что он?
    – Всё то же. И как вы хотите, этот шум… – сказала княжна, оглядывая Анну Михайловну, как незнакомую.
    – Ah, chere, je ne vous reconnaissais pas, [Ах, милая, я не узнала вас,] – с счастливою улыбкой сказала Анна Михайловна, легкою иноходью подходя к племяннице графа. – Je viens d"arriver et je suis a vous pour vous aider a soigner mon oncle . J`imagine, combien vous avez souffert, [Я приехала помогать вам ходить за дядюшкой. Воображаю, как вы настрадались,] – прибавила она, с участием закатывая глаза.

История Тарбагатая

В 1764 году царский генерал-майор Маслов выселил...

Читать всё

Находится на расстоянии 52 км от города Улан-Удэ. Перед поселком на перевале находится автозаправочная станция и пост ГАИ. Недалеко от перевала находится природная достопримечательность - скала «Гребешок», бывшая в древние времена сакральным местом. Это место известно также тем, что во время гражданской войны здесь находились позиции семейских партизан, которые не имея оружия, одной решимостью остановили войска атамана Семенова. В поселке находится центр культуры старообрядцев, в котором есть музей и фольклорный ансамбль «Судьбинушка». Центр организует встречи, экскурсии с демонстрацией жилищ и старинных обрядов. Работают магазины, кафе, почта, библиотека, автозаправочная станция.

История Тарбагатая

В 1764 году царский генерал-майор Маслов выселил из пределов Польши и направил в Сибирь партию старообрядцев. Группа в составе 824 человек, была поселена недалеко от Верхнеудинска в селе Тарбагатай.

На юг от столицы нашей республики г. Улан-Удэ раскинулось редкой красоты земля: высокие горы и хребты, вековые сосновые боры, дремучая тайга, песчаные распадки и заливные луга в речных долинах. Здесь расположено село Тарбагатай. Большая часть пути из Улан-Удэ в село Тарбагатай идет мимо голых высоких гор, отчасти приспособленных под пашню. Только справа среди зеленых берегов блистает на солнце Селенга с ее бесчисленными островами, заросшими сочными разнотравьем, ивняком да черемухой, поистине черемуховый край.

Известно, что, Н.А. Некрасов в поэме «Дедушка» дал восторженное описание Тарбагатая – одного из крупных сел в Забайкалье. В отрывке посвященном названному селу, дана высокая оценка сосланных староверов.

Горсточку русских сослали

В страшную глушь за раскол,

Землю да волю им дали;