Меню Рубрики

Манифест об освобождении крестьян. Манифест об освобождении крестьян В 1861 году был подписан манифест

В 1858 году образован Главный Комитет по крестьянскому делу.

На призыв государя к дворянству - заняться улучшением положения крестьян, первыми откликнулись дворяне западных губерний, которые через генерал-губернатора Назимова представили всеподданнейший адрес с выражением готовности отпустить крестьян на волю, но без наделения их землёй. На этот адрес император ответил рескриптом от 20 ноября 1857 года, положившем основание для всей дальнейшей реформы. В нем предлагалось открыть комитеты для разработки вопроса об освобождении крепостных и указывалось, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй, за которую помещики получат справедливое вознаграждение. Рескрипт был разостлан во все губернии, и скоро из многих мест стали поступать предложения дать крестьянам волю и проекты освобождения. Все эти материалы предавались в Главный Комитет для рассмотрения и выработки общих положений реформы. В октябре 1860 года проект освобождения крестьян был уже готов и поступил в Государственный Совет, заседание которого сам император открыл речью: «Я в праве требовать», - сказал государь членам Совета, - «от вас одного, чтобы вы, отложив все личные интересы, действовали как государственные сановники, облечённые моим доверием... Я надеюсь, что Бог нас не оставит и благословит кончить это дело для будущего благоденствия любезного нашего отечества...»

В Совете возникли разногласия, но государь принял сторону меньшинства членов, мнение которых совпадало с его предуказаниями, и этим положил конец разногласиям. Вопрос был решён бесповоротно.

19 февраля 1861 года, в день восшествия на престол, государственный секретарь Бутков доставил в Зимний дворец «Положение» об освобождении крестьян и манифест об этом, написанный московским митрополитом Филаретом. После горячей молитвы государь подписал оба документа, и 23 миллиона людей получили давно желанную свободу.

Совершив величайший в русской истории государственный акт, император почувствовал великую радость. - «Сегодня - лучший день в моей жизни!» - сказал он, целуя свою младшую дочь, великую княжну Марию Александровну.

5 марта состоялось обнародование манифеста. Всеобщее ликование было безгранично, и когда государь показался на улицах столицы, народ приветствовал его долго не смолкавшими кликами. По всей империи манифест был встречен как величайшее благо, о котором народ мечтал много лет. Слушая слова его: «Осени себя крестным знаменем, православный народ, и призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного» - толпы крестьян в сельских церквях плакали от умиления и радости.

Вскоре по обнародовании акта 19 февраля император стал объезжать Россию, и всюду благодарный народ встречал Царя-Освободителя с проявлениями безграничного восторга.

Личное освобождение

Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Правительство начало создавать органы местного самоуправления освобожденных крестьян.

Вместе с тем личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тормозили буржуазную эволюцию деревни.

Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.

Наделы

«Положения» регламентировали наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший -- больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший -- меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. Среди них были в основном защитники интересов дворян, однако некоторые прогрессивные общественные деятели (писатель Л.Н. Толстой, физиолог И.М. Сеченов, биолог К.А. Тимирязев и др.), став мировыми посредниками, отражали интересы крестьянства.

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот «излишек» отчуждался в пользу помещика. В черноземной полосе отрезали от 26 до 40% земли, в нечерноземной - 10%. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян. Традиционно считая эту землю своей, крестьяне боролись за ее возвращение вплоть до 1917 г.

При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставлявшая крестьянина арендовать помещичью землю, выплачивая ее стоимость или деньгами, или полевыми работами.

Выкуп

Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства.

У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20% крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, ониреальной рыночной стоимости земли в 1861 г. ^4^1

Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. она породила специфическое временно-обязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел, т. е. 20% от стоимости земли. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временно-обязанного положения крестьян.

Итак, аграрную реформу 1861 года можно считать состоявшейся только на бумаге, т.к. она не облегчила жизнь крестьянам и не обеспечила их гражданскими правами. Тем не менее, реформа дала возможность России встать на начало пути капиталистического развития.

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель -- привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

Александр II, подписавший Манифест об отмене крепостного права, был назван царём Освободителем. Он не был назван Великим, подобно Петру или Екатерине, но реформы его определены как великие. Вступив на престол в 1855 году, Александр II получил тяжёлое наследие. Поражение в Крымской войне показало очевидное военно-техническое отставание, ветхость всей хозяйственной системы. Общество, пережившее тридцатилетний застой, требовало решительных шагов по обновлению страны. Не будучи реформатором по призванию, молодой монарх стал им в ответ на вызовы времени. По свидетельству современников, с воцарением Александра II в общественно-политической жизни России наступила «оттепель».

Заключение Парижского мира в марте 1856 года - первое из его важнейших решений. В августе того же года он объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания 1830-1831 годов, приостановил на три года рекрутские наборы. По его решению был ликвидирован Высший цензурный комитет, а обсуждение государственных дел стало носить открытый характер. Наконец, сразу же после коронации новый монарх заявил о необходимости отмены крепостного права. «Существующий порядок владения душами не может остаться неизменным, - говорил он, обращаясь к представителям дворян Московской губернии. - Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно начнёт само собой уничтожаться снизу». В течение четырёх лет под председательством императора регулярно заседал особый Секретный комитет по крестьянскому делу. Ценой компромисса, путём преодоления целого ряда противоречий между представителями разных слоёв общества удалось создать основополагающие документы по крестьянской реформе.

19 февраля 1861 года они были подписаны Александром II в Петербурге, а два дня спустя - в торжественной обстановке обнародованы в Москве, в Успенском соборе Кремля. Новость, по свидетельству очевидцев, не произвела особого впечатления на простых людей - лишь в Большом театре публика после вечернего спектакля под возгласы «ура!» дважды исполнила национальный гимн «Боже, царя храни». «С приобретением в собственность определённого количества земли, - подчёркивалось в манифесте, - крестьяне освобождаются от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников». Одновременно они могли «производить свободную торговлю», «отлучаться от места жительства», «поступать на службу», «приобретать в собственность недвижимые и движимые имущества».

Крестьяне получали не только личную свободу, но и землю. За неё помещикам платило государство, ставшее, таким образом, кредитором огромного числа бывших крепостных. С государством же крестьяне должны были рассчитаться в течение 49 лет. Причём большинство из них, свыше 85%, выкупило землю уже через 20 лет. А в 1905 году правительство аннулировало остающийся долг.


Для рассмотрения жалоб крестьян на помещиков и разрешения споров между ними были учреждены «мировые посредники», назначаемые из местных дворян. Активно и увлечённо поработал в этой должности Лев Толстой - улаживая споры и конфликты, он вёл дело «самым хладнокровным и совестливым образом». Экономический рост, который переживала Россия после 1861 года, - главный результат крестьянской реформы. Это связано с тем, что обретённая личная свобода позволила огромной массе безземельных или малоземельных крестьян отправиться в города на заработки. Появление целой армии недорогой и усердной рабочей силы дало толчок индустриализации, которая существенно оздоровила экономику страны - рост валового национального продукта шёл небывалыми темпами.

Начав с освобождения 23 млн крепостных, Александр II, по существу, приступил к реформированию всей русской жизни. Одной из важнейших его реформ стало «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», изданное 1 января 1864 года. Органы местного самоуправления - земства - избирались всеми сословиями на трёхлетний срок и отвечали за образование, здравоохранение, поставки продовольствия, качество дорог, страхование, ветеринарную помощь. Огромную роль сыграла и судебная реформа 1864 года, благодаря которой третья, судебная, власть оказалась отделена от власти исполнительной и законодательной.

В гражданских и уголовных процессах введены принципы гласности и состязательности сторон. При рассмотрении уголовных дел определение виновности предоставлялось присяжным заседателям, избираемым из представителей всех сословий. На полтора десятка лет растянулась военная реформа, начатая Александром II в 1862 году. Были образованы военные округа, улучшен и обновлён офицерский корпус, создана система военного образования, осуществлено техническое перевооружение армии. В 1874 году Александр II утвердил закон о переходе к всеобщей воинской повинности. Все мужчины в возрасте 20 лет без различия сословий подлежали призыву в армию и на флот.

В истории России Александр II был одним из наиболее любимых народом монархов. Увы, именно это обстоятельство в большей степени стало причиной его гибели. Шансы поднять народ на революцию и прийти к власти сведутся к минимуму, считали социалисты и анархисты, если император доведёт свои реформы до конца. Вряд ли народ, получивший столь многое, захочет бунтовать. А поэтому партия «Народная воля» постоянно разрабатывала планы убийства императора. Чрезмерный, по мнению многих, либерализм Александра II мешал ему принимать против различных революционно настроенных элементов жёсткие меры - даже после того, как те начали откровенный террор: семь покушений только на его жизнь. Восьмое, роковое, произошло 1 марта 1881 года, когда террорист Игнатий Гриневицкий бросил бомбу под ноги императору. Смертельно раненного Александра II перенесли в Зимний дворец, где он скончался.

Отмена крепостного права. В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Основной причиной данной реформы явился кризис крепостнической системы. Помимо этого, историки рассматривают в качестве причины неэффективность труда крепостных крестьян. К экономическим причинам относят также и назревшую революционную ситуацию как возможность перехода от бытового недовольства крестьянского сословия к крестьянской войне. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны , правительство, во главе с Александром II , пошло на отмену крепостного права

3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки.

Программа правительства предусматривала уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков ; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину , и со временем - права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). Юридическая зависимость ликвидировалась не сразу, а только по истечении переходного периода (12 лет).

В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения.

4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Основные положения новой программы были следующими:

получение крестьянами личной свободы

обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит )

утверждение переходного («срочнообязанного») состояния

19 февраля (3 марта ) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей » и , состоявшие из 17-и законодательных актов.

Манифест был обнародован в Москве 5 марта 1861 года, в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии ; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах ; в остальных местах - в течение марта того же года.

19 февраля (3 марта ) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости , состоявшие из 17 законодательных актов . Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Крестьянская реформа 1861 г. Император утвердил 19 февраля 1861 г. ряд законода­тельных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральное и местные положения, в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов. Их главными идеями были: крестьяне получают личную свободу и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в пользование крестьян.

Наделение землей осуществлялось по добровольному соглашению помещика и крестьянина: первый не мог давать земельный надел меньше нижней нормы, установленной местным положением, второй не мог требовать надела размером больше максимальной нормы, предусмотренной в том же положении. Вся земля в тридцати четырех губерниях делилась на три категории: нечерноземная, черноземная и степная.

Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола.

Спорные вопросы решались при посредстве мирового посредника. Помещик мог потребовать принудительного обмена крестьянских наделов, если на их территории обнаруживались полезные ископаемые или помещик собирался строить каналы, пристани, ирригационные сооружения. Возможен был перенос крестьянских усадеб и домов, если они находились в недопустимой близости к помещичьим строениям.

Собственность на землю сохранялась за помещиком вплоть до совершения выкупной сделки, крестьяне на этот период являлись только пользователями и " временнообязанными " . В этот пере­ходный период крестьяне освобождались от личной зависимости, для них отменялись натуральные налоги, снижались нормы барщины (тридцать - сорок дней в год) и денежного оброка.

Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечении девятилетнего срока с момента выпуска манифеста, когда крестьянин отказывался от надела. Для остальной массы крестьян это положение потеряло силу лишь в 1883 г., когда они были переведены в состояние собственников.

Выкупной договор между помещиком и крестьянской общиной утверждался мировым посредником. Усадьбу можно было выкупить в любой момент, полевой надел - с согласия помещика и всей общины. После утверждения договора все отношения (помещик-крестьянин) прекращались и крестьяне становились собственниками.

Субъектом собственности в большинстве регионов становилась община, в некоторых районах - крестьянский двор. В последнем случае крестьяне получали право наследственного распоряжения землей. Движимое имущество (и недвижимое, ранее приобретенное крестьянином на имя помещика) становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получали право вступать в обязательства и договоры, приобретая движимое и недвижимое имущество. Земли, предоставленные в пользование, не могли служить обеспечением договоров.

Крестьяне получали право заниматься торговлей, открывать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, поступать службу, отлучаться с места жительства.

В 1863 и 1866 гг. положения реформы были распространены на удельных и государственных крестьян.

Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы. Был установлен годовой шестипроцентный капитализированный оброк, равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика. Таким образом в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный критерий.

Крестьяне выплачивали двадцать пять процентов выкупной суммы наличными при совершении выкупной сделки, остальную сумму помещики получали из казны (деньгами и ценным бумагами), ее крестьяне должны были вместе с процентами выплачивать в течение сорока девяти лет.

Полицейский фискальный аппарат правительства должен был обеспечить своевременность этих выплат. Для кредитования реформы образованы Крестьянский и Дворянский банки.

В период "временнообязанности" крестьяне оставались обособленными в правовом отношении сословием. Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой: уйти из нее можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община. Можно было уйти "общества", найдя заместителя. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли. Сход разрешал семейные разделы земли.

Волостной сход решал квалифицированным большинством вопросы: о замене общинного землепользования участковым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины ее членов.

Староста являлся фактическим помощником помещика (в период временнообязанного существования), мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту.

Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал за незначительные проступки.

Был предусмотрен широкий набор мер, применяемых к недоимщикам: отобрание доходов с недвижимости, отдача в работу или в опеку, принудительная продажа движимого и недвижимого имущества должника, отобрание части или всего надела.

Дворянский характер реформы проявился во многих чертах: в порядке исчисления выкупных платежей, в процедуре выкупной операции, в привилегиях при обмене земельных участков и пр. При выкупе в черноземных районах проявилась явная тенденция превратить крестьян в арендаторов их собственных наделов (земля там была дорогой), а в нечерноземных - фантастический рост цен за выкупаемую усадьбу.

При выкупе выявилась определенная картина: чем меньше был выкупаемый надел, тем больше за него приходилось платить. Здесь явно проявилась скрытая форма выкупа не земли, а личности крестьянина. Помещик хотел получить с него за его свободу. Вместе с тем, введение принципа обязательного выкупа было победой государственного интереса над интересом помещика.

Неблагоприятными последствиями реформы стали следующие: а) наделы крестьян уменьшились по сравнению с дореформенными, а платежи, в сравнении со старым оброком возросли; в) община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами; в) крестьяне оставались обособленным сословием.

Девятнадцатого февраля 1861 года русский император Александр Второй подписывает манифест о полной отмене крепостного права, а также утверждает «Положение о крестьянах…», получив за это в народе прозвище «Освободитель».

Хотя данный манифест давал крестьянам гражданские и личные свободы (например, право вступать в брак, вести торговлю или же обращаться в суд), но они были всё ещё ограничены в экономических правах и свободе передвижения. Кроме того, крестьяне продолжали оставаться единственным сословием, несущим рекрутскую повинность и подвергаемым физическим наказаниям.

При этом, земельный участок оставался в собственности помещика, а крестьяне получали только полевой надел и усадебную оседлость, за которые они обязаны были нести повинность, отдавая работой или деньгами. Согласно новому закону, крестьянам разрешалось выкупить усадьбу или надел. В таком случае они становились крестьянами-собственниками, обретая полную самостоятельность. Сумма выкупа равнялась годовой сумме оброка, умноженной на семнадцать.

Также, для помощи крестьянам, государство устроило особую «выкупную операцию», суть которой состояла в следующем. После установления надела правительство отдавало помещику 80% его стоимости, а остальные 20% приписывались крестьянину, обязующегося погасить его в течение 49 лет.

Крестьяне соединялись в так называемые сельские сообщества, которые объединялись, в свою очередь, в волости. Для осуществления выкупных платежей все крестьяне связывались круговой порукой, а пользование полевой землёй было общим.

Не пахавшие землю дворовые люди являлись временнообязанными на протяжении двух лет, после чего им разрешалось прописаться к городскому или сельскому обществу.

Соглашение между крестьянами и помещиками было изложено в «уставной грамоте», а для разбора различных споров была учреждена должность мирового посредника. В целом, руководство «прохождением» реформы возлагалось на присутствия по крестьянским делам, располагающиеся в губерниях.

Крестьянская реформа сформировала все условия для превращения в товар рабочей силы. Начали развиваться рыночные отношения, являющиеся показателем капиталистического государства. Последствием манифеста об отмене крепостничества стало появление новых социальных слоёв населения – буржуазии и пролетариата.

Время правления Александра Второго (1856-1881) вошло в историю как период «великих реформ». Во многом благодаря императору произошла отмена крепостного права в России в 1861 году - событие, которое, безусловно, является основным его достижением, сыгравшим большую роль в будущем развитии государства.

Предпосылки отмены крепостничества

В 1856-1857 годах ряд южных губерний потрясли крестьянские волнения, которые, впрочем, очень быстро затихли. Но, тем не менее они послужили напоминанием для правящей власти, что положение, в котором находится простой народ, в итоге может обернуться для нее тяжелыми последствиями.

Кроме того, действующее крепостное право существенно замедляло прогресс развития страны. Аксиома, что свободный труд эффективней подневольного проявлялась в полной мере: Россия существенно отставала от западных государств и в экономике, и в социально-политической сфере. Это грозило тем, что созданный ранее образ мощной державы мог попросту раствориться, и страна перешла бы в разряд второстепенной. Не говоря уже о том, что крепостничество очень походило на рабство.

К концу 50-х годов из 62-миллионного населения страны в полной зависимости от своих хозяев жило более трети. России срочно требовалась крестьянская реформа. 1861 должен был стать годом серьезных перемен, которые следовало провести так, чтобы они не смогли поколебать сложившиеся устои самодержавия, а дворянство сохранило господствующее положение. Поэтому процесс отмены крепостничества требовал тщательного анализа и проработки, а это из-за несовершенного государственного аппарата уже было проблематично.

Необходимые шаги для грядущих перемен

Отмена крепостного права в России в 1861 году должна была серьезно повлиять на жизненные устои огромной страны.

Однако если в государствах, живущих по конституции, прежде чем провести какие-то преобразования, идет их проработка в министерствах и обсуждение в правительстве, после чего готовые проекты реформ отдаются в парламент, выносящий окончательный вердикт, то в России ни министерств, ни представительного органа не существовало. А крепостное право было узаконено на государственном уровне. Отменить его единолично Александр II не мог, так как это нарушило бы права дворянства, являющегося основой самодержавия.

Поэтому в стране для продвижения реформы предстояло заведомо создать целый аппарат, специально занимающийся отменой крепостничества. Предполагалось, что он будет состоять из учреждений, организованных на местах, чьи предложения должны подаваться и обрабатываться в центральном комитете, который, в свою очередь, контролировался бы монархом.

Так как в свете предстоящих изменений больше всего теряли именно помещики, то для Александра II лучшим выходом было бы, если бы инициатива по освобождению крестьян шла именно от дворян. Вскоре такой момент подвернулся.

«Рескрипт Назимову»

В середине осени 1857 года в Петербург приехал генерал Владимир Иванович Назимов - губернатор из Литвы, который привез с собой прошение о предоставлении права ему и губернаторам Ковенской и Гродненской губерний дать вольную своим крепостным, но без предоставления им земли.

В ответ Александр II отправляет на имя Назимова рескрипт (личное императорское письмо), в котором поручает местным помещикам организовать губернские комитеты. Их задача заключалась в разработке собственных вариантов будущей крестьянской реформы. При этом в послании царь давал и свои рекомендации:

  • Предоставление полной свободы крепостным.
  • Все земельные наделы должны остаться за помещиками, с сохранением права собственности.
  • Предоставление возможности освобожденным крестьянам получать земельные наделы при условии выплаты оброка либо отработки барщины.
  • Дать возможность крестьянам выкупать свои усадьбы.

Вскоре рескрипт появился в печати, что дало толчок ко всеобщему обсуждению вопроса крепостничества.

Создание комитетов

Еще в самом начале 1857 года император, следуя своему плану, создал секретный комитет по крестьянскому вопросу, который тайно занимался разработкой реформы по отмене крепостничества. Но лишь после того, как «рескрипт Назимову» стал достоянием общественности, учреждение заработало в полную силу. В феврале 1958-го с него снимают всю секретность, переименовав в Главный комитет по крестьянскому делу, возглавил который князь А.Ф. Орлов.

При нем создавались Редакционные комиссии, которые рассматривали проекты, подаваемые губернскими комитетами, и уже на основе собранных данных создавался общероссийский вариант будущей реформы.

Председателем этих комиссий был назначен член Госсовета генерал Я.И. Ростовцев, который полностью поддерживал идею отмены крепостничества.

Противоречия и проделанная работа

В ходе работы над проектом между Главным комитетом и большинством губернских землевладельцев не обошлось без серьезных противоречий. Так, помещики настаивали на том, чтобы освобождение крестьян ограничивалось только предоставлением свободы, а земля могла за ними закрепляться лишь на правах аренды без выкупа. Комитет же хотел дать возможность бывшим крепостным приобрести землю, став полноправными собственниками.

В 1860 году Ростовцев умирает, в связи с чем главой Редакционных комиссий Александр II назначает графа В.Н. Панина, который, кстати, считался противником отмены крепостничества. Будучи беспрекословным исполнителем царской воли, он был вынужден довести до конца проект реформы.

В октябре работа Редакционных комиссий была завершена. Всего губернские комитеты предоставили для рассмотрения 82 проекта отмены крепостничества, занявшие по объему 32 печатных тома. Результат был передан для рассмотрения в Госсовет, и после его принятия представлен для заверения царю. После ознакомления им был подписан соответствующий Манифест и Положение. 19 февраля 1861 года стал официальным днем отмены крепостничества.

Основные положения манифеста 19 февраля 1861 года

Основные положения документа были следующими:

  • Крепостные крестьяне империи получали полную личную независимость, теперь их называли «свободными сельскими обывателями».
  • Отныне (то есть с 19 февраля 1861) крепостные считались полноценными гражданами страны с соответствующими правами.
  • Все движимое крестьянское имущество, а также дома и постройки признавались их собственностью.
  • За помещиками сохранялись права на свои земли, но при этом они должны были предоставлять крестьянам приусадебные, а также полевые наделы.
  • За пользование земельными участками крестьянам надлежало заплатить выкуп как непосредственно хозяину территории, так и государству.

Необходимый компромисс реформы

Новые изменения не могли удовлетворить желания всех заинтересованных. Недовольны были сами крестьяне. В первую очередь тем, на каких условиях им предоставлялась земля, которая, по сути, являлась основным средством существования. Поэтому реформы Александра II, вернее, некоторые их положения, носят неоднозначный характер.

Так, согласно Манифесту, на всей территории России устанавливались наибольшие и наименьшие размеры земельных наделов на одну душу населения, зависящие от природных и экономических особенностей регионов.

Предполагалось, что если крестьянский надел имел меньшие размеры, чем устанавливалось документом, то это обязывало помещика добавить недостающую площадь. Если же - большие, то, наоборот, отрезать лишнюю и, как правило, лучшую часть надела.

Нормы предоставляемых наделов

Манифест 19 февраля 1861 года разбил европейскую часть страны на три доли: степную, черноземную и нечерноземную.

  • Норма земельных наделов для степной части - от шести с половиной и до двенадцати десятин.
  • Норма для черноземной полосы составляла от трех до четырех с половиной десятин.
  • Для нечерноземной полосы - от трех с четвертью до восьми десятин.

В целом по стране площадь надела стала меньше, чем была до перемен, таким образом, крестьянская реформа 1861 года лишила «освобожденных» более 20% площади возделываемых земель.

Условия передачи земли в собственность

Согласно реформе от 1861 года, земля крестьянам предоставлялась не в собственность, а только в пользование. Но у них имелась возможность выкупить ее у хозяина, то есть заключить так называемую выкупную сделку. До того же момента они считались временнообязанными, и за пользование землей должны были отработать барщину, которая составляла не более 40 дней в году для мужчин, и 30 - для женщин. Либо же заплатить оброк, сумма которого за высший надел составляла от 8-12 рублей, причем при назначении налога обязательно учитывалось плодородие земель. При этом временнообязанные не имели права просто отказаться от предоставляемого надела, то есть барщину все равно приходилось бы отрабатывать.

После же совершения выкупной сделки крестьянин становился полноправным собственником земельного участка.

И государство не осталось внакладе

С 19 февраля 1861 года, благодаря Манифесту, у государства появилась возможность пополнить казну. Такая статья дохода открылась из-за формулы, по которой рассчитывался размер выкупного платежа.

Сумма, которую крестьянин должен был внести за землю, приравнивался к так называемому условному капиталу, который положен в Госбанк под 6% годовых. А эти проценты приравнивались к тому доходу, который ранее получал помещик от оброка.

То есть если землевладелец имел с одной души в год 10 рублей оброка, то расчет производился по формуле: 10 рублей делились на 6 (проценты с капитала), а потом умножались на 100 (общее количество процентов) - (10/6) х 100 = 166,7.

Таким образом, итоговая сумма оброка составляла 166 рублей 70 копеек - деньги «неподъемные» для бывшего крепостного. Но тут вступало в сделку государство: крестьянин должен был заплатить помещику единовременно только 20% от расчетной цены. Оставшиеся же 80% вносило государство, но не просто так, а предоставляя долгосрочный кредит со сроком погашения 49 лет и 5 месяцев.

Теперь крестьянин должен был выплачивать Госбанку ежегодно 6% от суммы выкупного платежа. Получалось что сумма, которую бывший крепостной должен был внести в казну, превышала заем троекратно. По сути, 19 февраля 1861 года стало датой, когда бывший крепостной крестьянин, выбравшись из одной кабалы, попадал в другую. И это притом, что размер самой суммы выкупа превышал рыночную стоимость надела.

Итоги перемен

Реформа, принятая 19 февраля 1861 (отмена крепостного права), несмотря на недостатки, дала основательный толчок развитию страны. Свободу получили 23 миллиона человек, что привело к серьезной трансформации в социальной структуре российского общества, а в дальнейшем выявило необходимость в преобразовании всей политической системы страны.

Своевременно вышедший Манифест 19 февраля 1861 года, предпосылки которого могли привести к серьезному регрессу, стал стимулирующим фактором для развития капитализма в Российском государстве. Таким образом, искоренение крепостничества, безусловно, является одним из центральных событий в истории страны.