Меню Рубрики

План конспект занятия по звуковой культуре речи. Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук Ж"

Конспект занятия по звуковой культуре речи в

старшей группе «Волшебный мир звуков»

Цель: Упражнять детей в различении на слух знакомого звука в

Дифференциации звуков З-Ж

слух; Упражнять в отчетливом произнесении заданных звуков; продолжать

учить вычленять из текста слова содержащие тот или иной звук; упражнять в

отчетливом произнесении слов и фраз

Ход занятия:

Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где

бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня

отправимся в волшебный мир звуков, с помощью фантазия. - А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.). В волшебном мире звуков, так же как и в сказках много разных царств – государств, ведь звуков тоже много.

Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

2. Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

3. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

У меня смешные рожки,

Шея длинная и ножки.

Я по Африке хожу,

Свысока на всех гляжу. (Жираф)

Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово

Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком С, живет еще

один звук, а какой, угадайте.

2. Это что за зверь лесной


Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц) .

Молодцы, угадали. А вы знаете, с какого звука начинается слово Заяц?.

Правильно..

Вы уже догадались в царство каких звуков мы отправимся?

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

Царство звуков «З и Ж». Вот замок.

А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.

Ой, а где же хозяева? Что - то я не вижу ни кого.

Что же могло случиться?

Стук в дверь. Появляется маленький персонаж.

Воспитатель сообщает детям, что в персонаж принес письмо. Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте ребята. злая колдунья заколдовала замок и все звуки З и Ж пропали. Теперь эти звуки не звучат в царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда появятся снова в царстве пропавшие звуки и мы с вами увидим в каком замке живут эти звуки.

Ребята, а чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий.

Как вы думаете, справитесь?

1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это

песенка? (комара). Повторите.

А теперь послушайте, чья это песенка –Ж-Ж-Ж? (Жука). Повторите.

А теперь я закрою рот листом бумаги и буду называть звуки, а вы слушайте.

Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если

услышите песенку воды, открывайте кран.

Воспитатель произносит звуки: Ж-З-Ж-Ж-З-З. Дети выполняют задание.

Молодцы, вы расколдовали одну часть замка.

2. Теперь второе задание. Послушайте стихотворение. Нужно в

читает стихотворение

Не хочу ходить в упряжке,

Человеку не служу.

И с рождения в тельняшке

Я по Африке хожу.(4)

Ребята, а теперь послушайте стихотворение Зайчика. Надо посчитать слова

со звуком "З" (3)

Пошел спозаранку

Назар на базар.

Купил там козу

И корзинку Назар.(6)

3. Молодцы, вы расколдовали еще одну часть замка звуков. Ребята, вот жираф и заяц очень любят чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. А вам предлагаю поиграть. Я буду проговаривать чистоговорки, а вы будете повторять под музыку.(металофон)

ЗА - ЗА - ЗА - приближается гроза

ЖА - ЖА - ЖА - ползут два ужа.

Вот молодцы вы все задания выполнили правильно и расколдовали еще одну часть замка.

Давайте немного разомнемся. Физминутка под музыку.

4. А теперь послушайте следующее задание: А давайте сейчас поиграем в игры, и так –игра «Жуки и комары»

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением комара и жука.

Воспитатель: Ребята рассмотрите свои картинки, у кого нарисован комарик – 1 команда, у кого жуки – 2 команда.

Как жужжат жуки? (жжжж)

А комарики? (ззззз)

1-ая команда придумывает слова, начинающиеся со звука (З, а вторая – со звука (Ж) (дети называют по одному слову на заданный звук) Надо придумать слова, в


которых есть звук З или Ж.

Молодцы, ребята. Посмотрите, вы расколдовали еще одну часть замка и

наши герои уже повеселели. Но у нас еще не все колдовство исчезло. Вы

готовы продолжить?

5. Слушайте следующее задание: Следующая игра - «Найди слово»

Ребята, на столе лежат предметные картинки. Команда комарики выбирают картинки, где есть в слове звук З, а команда жуки выбирают картинки, где есть в слове звук Ж.

Воспитатель: Ну-ка, комарики, летите и все картинки, в названии которых есть звук З, соберите.

А вы, жуки, со звуком Ж. Приготовились, полетели!

А теперь проверим, какие картинки вы выбрали? (проверяют и исправляют)

Воспитатель: Ребята, ну как, понравились вам игры?

Молодцы, вот вы и расколдовали замок.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами играли и выполняли задания на определение звуков З-Ж. А как вы думаете, почему мы вспоминали эти звуки?

Посмотрите на доску, в каком красивом замке живут наши звуки. это

потому, что вы очень хорошо работали и называли все звуки правильно,

колдовство исчезло, и все двери открылись. Но нам пора возвращаться.

Закройте глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Вот мы и вернулись свой детский сад.

Рефлексия.

Ребята скажите куда мы отправились сегодня в путешествие?

Молодцы ребята, вы сегодня активно работали, правильно отвечали, а теперь скажите:

Какие игры вам понравились больше всего?

Что нового узнали?

Звуковая культура речи: звуки т, п., к

Цель . Закрепление произношение звука т в словах и фразовой речи;

Задачи:

Обучающие - учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п. к;

Развивающие - упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.

Воспитательные - воспитывать активность и внимательность на занятии, положительное эмоциональное отношение к животным, желание говорить правильно и красиво, умение слушать друг друга.

Методы и приёмы:

Наглядный

Словесный

Материал : игрушки медвежонок и щенок, кусочки ваты для каждого ребенка, мультимедийная презентация, варежка «язычок», большие и маленькие часы.

Предварительная работа

Подготовить демонстрационный материал.

Подвижная игра «Поезд»

Малоподвижные игры «Большие ноги шли по дороге», «Часы»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята посмотрите, посмотрите я нашла письмо. Послушайте сто тут пишут: «здравствуйте ребята. Приезжайте к нам в гости в? . Тяпа и Топа. » интересно, а кто это Тяпа и Топа. Поедем? А на чем мы можем поехать? Здорово, давайте на поезде. Посмотрите, кто это нас встречает? Правильно щенок и медвежонок, а зовут их Тяпа и Топа. Давайте поздороваемся.

Воспитатель: У Медвежонок есть весенний ветерок. Давайте подуем на ладошку теплым, еле слышным ветерком. А теперь подул сильный, ветер. А теперь давайте посмотрим, как ветерок сдувает пылинки, положите на ладошку вату и подуйте сначала тихим ветерком, а теперь сильным. Давайте мы с вами расскажем нашу сказку про Язычок. Язычок очень любопытен, и поэтому то и дело выглядывает из домика (показ, а зубы иногда не позволяют непослушному Язычку выглядывать, образуют заборчик (показ: зубы сомкнуты, обнажены) .

"Я хочу посмотреть, – продолжает педагог, – умеют ли ваши зубы строить высокие заборчики". А мы с Топой посмотрим на ваши «заборчики». После выполнения упражнения он дает детям возможность отдохнуть. И Тяпа хочет посмотреть (предлагает еще раз сделать заборчики и разомкнуть зубы, позволив Язычку выглянуть) .

И вот однажды Язычок сидел в своем домике, и стало ему скучно. Он поднял хвостик и стал тихо, стучать хвостиком в верхнюю дверку: «Т-Т-Т-Т» - Покажите, как стучал Язычок. Это новая песенка, которую пел Язычок, сначала он пел ее тихо. Потом Язычок широко открыл свой домик – ротик и начал стучать громче: “Т-Т-Т! ”

Дети поют песенку все вместе и по одному (2–3 ребенка) .

Физкультминутка: Дидактические упражнения «Большие – маленькие ноги, часы»

Воспитатель обращает внимание на медвежонка Топа и щенка Тяпа, поясняет, что медведь ходит топ - топ - топ, топ - топ - топ, а щенок бежит топ, топ, топ, топ, топ, топ, уточняет у детей, как ходит медведь, щенок.

Воспитатель обращает внимание, на большие и маленькие часы, демонстрирует и поясняет, что большие часы ходят так-так-так, так-так-так, а маленькие часики бегут тик-тик-тик, тик-тик-тик, уточняет у детей, как ходят большие и маленькие часы.

Воспитатель: Ребята а вы помните как зовут наших друзей. Давайте вместе повторим. Как мы с ними сегодня поиграли? Какую сказку мы сегодня рассказали Тяпе и Топу? Наш язычок выучил новую песенку? Какую?

Звучит гудок паровоза.

Ребята наш поезд отправляется, и нам надо с вами успеть на него. Давайте попрощаемся и поедем назад в группу.

Тема: «СТРАНА ЗВУКОВ».

Задачи: развивать слуховое внимание и фонематический слух; учить различать неречевые и речевые звуки; уточнить артикуляцию гласных звуков; , придумывать слова на заданный гласный звук; дифференцировать понятия «звук», «слово»; учить различать короткие и длинные слова; учить управлять голосом, менять его силу, громкость; воспитывать умение слушать других; воспитывать доброе отношение к окружающим.

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, вы хотите попасть в страну звуков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. Давайте вспомним, какие звуки можно услышать, сидя дома.

Дети вспоминают, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, поют птицы, лают собаки.

У.-д. Ребята, а ведь у каждого предмета свой «голос». Давайте с вами послушаем голоса различных предметов.

Игра «Внимательные ушки».

Педагог за ширмой производит шумы разными предметами, а дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.)

У.-д. А ведь у каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем.

Игра «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!».

У.-д. Все живые существа имеют свой голос и издают разные звуки,

У.-д. Ребята, а чем мы умеем издавать звуки? (Ногами.) Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко. А чем ещё умеем издавать звуки? (Руками.)

Давайте потрём ладошки и послушаем, какой звук получился… А теперь тихо похлопаем… А теперь громко… А ещё чем мы издаём звуки? (Ртами.)

Закройте рот и попробуйте сказать слово «здравствуйте». Ничего не получилось?

Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки.

В этот момент раздаётся шорох. Дети прислушиваются, идут на шорох и находят в сухих листьях маленького ёжика.

У.-д. Хотите, я расскажу вам историю про ёжика?

Дети располагаются на ковре, и педагог рассказывает историю, сопровождая её показом картинок-символов, вызывающих активное звукоподражание.

Однажды маленький ёжик отправился гулять один. Он топал по лесу - топ-топ-топ. Вдруг он увидел, что заблудился. Ёжик испугался и тихо заплакал, и слёзки закапали - кап-кап-кап. А тут ещё туча закрыла солнышко, и дождь забарабанил по сухим листьям - бам-бам-бам. А потом загудел сильный ветер -у-у-у; завыл - в-в-в. Ёжику стало совсем страшно, и он заплакал громко-громко, и слезы закапали сильнее - кап-кап-кап! Но вдруг зашуршали листья - ш-ш-ш. Из-под них выполз большой жук. Он сказал: «Не плачь, ёжик, я отведу тебя домой, а по дороге спою тебе песенку». И жук запел - ж-ж-ж. Потом они встретили комарика, который тоже согласился провести ёжика домой и при этом пел свою песенку - з-з-з. А потом им встретился весёлый ручеёк. Он сказал, что приведёт ёжика к самому дому. Они побежали вместе и пели песенку ручейка - с-с-с. Ручеёк привёл ёжика к самому дому, а там его уже ждала мама. Она согрела чай, и чайник радостно стучал крышкой - б-б-б. Мама поцеловала ёжика, а он сказал, что больше не будет гулять один, и радостно зафыркал - пфф-пфф-пфф.

У.-д. Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова. Если звуков мало, то слово получается короткое, а если звуков много, то слово получается длинное. Давайте поиграем в слова!

Игра «Длинные и короткие слова».

Дети садятся вокруг стола, на котором большой лист бумаги и два мелка: длинный зелёный и короткий красный. Педагог показываем детям картинки, вместе произносят слова и «прохлопывают». После чего выбирают длинный или короткий мелок. Один из детей ещё раз проговаривает слово и одновременно рисует дорожку. Длинные слова оставляют длинную дорожку, а короткие - короткую.

У.-д. А сейчас посмотрим, что у нас получилось. Запомните, что слова бывают длинными и короткими.

Какие короткие слова вы запомнили? (Кот, дом, шар, лук, сыр.)

А какие длинные слова запомнили? (Че-ре-па-ха, по-пу-гай, са-мо-лет, ма-треш-ка, со-ба-ка.)

А сейчас мы с вами попадём на улицу гласных звуков. Давайте вспомним, что умеют делать гласные звуки. (Петь, громко кричать, растягиваться.)

Игра «Испорченный телевизор».

Дети выстраиваются друг за другом. Педагог показывает первому ребёнку беззвучно артикуляцию любого гласного звука. Дети поворачиваются друг к другу и передают «изображение» звука. Последний ребёнок должен угадать, какой звук ему передали и громко его крикнуть.

Игра «Тянем звуки».

Разные варианты игры: дети берутся за руки и, произнося гласные звуки, растягивают свой круг; дети присаживаются, как маленькие грибочки, произносят гласные звуки и «растут» вместе с ними. И т.д.

Игра «Хоровод гласных звуков».

Дети бегают друг за другом по кругу, если слышат гласные звуки, которые произносит педагог. А когда услышат согласный звук, который нельзя произносить протяжно, останавливаются.

У.-д. Ребята, на улицу гласных звуков пускают только тех, кто с ними знаком. Каждый из вас назовёт любой гласный звук и получит красный билетик.

Дети называют гласные звуки: а, о, у, и, ы, э.

В это время волшебная дорожка, ведущая на улицу гласных звуков, превращается в звуковую дорожку, на которой нарисованы символы гласных звуков. Дети идут по дорожке, пропевая гласные звуки. Дорожка ведёт к домикам, на которых тоже символы гласных звуков.

У.-д. Ребята, в этих домиках живут мальчики и девочки. Давайте угадывать их имена!

Аня, Алла, Алёнка, Андрей, Алёша.

Ульяна.

Оля.

Ира, Инна, Игорь, Ильюша.

А ещё в этих домиках живут картинки. Но они вышли погулять и забыли, кто где живёт. Поможем им найти домики?

Игра «Где чей домик?»

Дети по очереди переворачивают картинки, лежащие на ковре, громко называют слово, протяжно произнося первый звук, называют его и решают, в каком из домиков живёт эта картинка.

У.-д. Вот и закончилась наша игра со звуками. Вы немножко устали. Смотрите-ка, а ведь наш ёжик тоже устал. Давайте споем ему колыбельную песенку, а петь будем нежно и ласково.

Дети по очереди берут на руки ёжика, качают его, нежно напевая на мотив колыбельной: а-а-а-а-а-а-а; у-у-у-у-у-у-у; о-о-о-о-о-о-о; и-и-и-и-и-и-и; ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы; э-э-э-э-э-э-э.

Ёжик уснул. Скажем «тс-с-с» и выйдем из группы и будем вести себя тихо, не будем издавать громких звуков, чтобы не разбудить ёжика.

И. Лебедева

Линиза Мамбетова
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [З]-[З’]»

Конспект занятия по звуковой культуре речи.

Тема: Звук З-Зь

Цель: Знакомство со звуком З. Формирование правильной артикуляции звука З. Развитие мышц речевого аппарата по средствам артикуляционной гимнастики. Учить произносить звук «з» твердо и мягко, громко и тихо. Развитие речевого дыхания и целенаправленной воздушной струи. Развитие фонематического слуха. Правильное произношение звука з-зь в чистоговорках.

Задачи:

обучающие: Упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко громко и тихо; различать слова с этим звуком.

развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.

воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Методические приёмы: Дидактическая игра малой подвижности «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?» беседа.

Материал: Картинки - комарик. Картинки на заданный звук. Комарик на ниточке. Большой и маленький комарик. Бубен. Картинки – символы артикуляционных упражнений. Две одинаковые пары картинок.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть на вас и узнать, какие вы умные и послушные. Давайте покажем им, что мы с вами умеем. На занятиях мы учимся говорить. А разговаривать нам помогают губы, зубы и язык. Поэтому давайте, сначала сделаем гимнастику для языка. А помогут нам в этом наши друзья».

Воспитатель достает картинки – символы.

Артикуляционная гимнастика: Бегемотик, улыбочка, заборчик, трубочка, хомячок, лошадка, вкусное варенье.

2. Основная часть.

Воспитатель: «Ребята, послушайте, кажется здесь еще кто – то есть. Кто это звенит: «ЗЗЗЗЗ».

Достает коробку с комариком. А хотите, я научу наш язычок петь звонкую песенку комара?

Предлагает детям позвенеть вместе с комариком. Озвучивает движения. Объясняет артикуляцию: когда поем песенку комарика, язычок внизу, за нижними зубами, горлышко звенит.

Воспитатель: Давайте все вместе выпустим своих комариков и споём: «З - з - з». Давайте сейчас послушаем, как поют песню комариков мальчики. А у девочек получится так же звонко? Теперь следите за моей палочкой. Когда я подниму палочку, вы звонко запоёте песенку комара, когда опущу – песенку комара запоёте тихо.

Воспитатель: «Комарик хочет поиграть с вами. Давайте мы с вами будем ловить комаров».

Дети вместе с воспитателем поют песенку комарика, а затем «ловят» воображаемого комара ладонями (хлопают).

Воспитатель: «А теперь вы сами превратитесь в комариков, позвените и полетайте. Но как услышите звук бубна, сразу же садитесь на стульчики».

Игра: «Прилетели комарики, сели на шарики».

Воспитатель: «Ребята, комарик на своей спинке принес вам картинки. На картинках нарисованы предметы, названия которых начинаются на звук З».

Воспитатель выставляет картинки на магнитной доске. Дети самостоятельно или с помощью педагога называют слова. Воспитатель уточняет, что все эти слова начинаются на звук З.

Воспитатель «А теперь давайте подуем на комариков, и они полетят».

Дыхательное упражнение: «Комарик на ниточке».

Игра для развития фонематического слуха «Какой комар звенит?»

Воспитатель показывает две картинки: большой комар и маленький комар. Большой комар звенит очень сердито, зло – ззззззз. А маленький комарик звенит ласково, мягко зьзьзьзьзь.

Воспитатель говорит звуки з и зь по очереди вразбивку. А дети делают сердитое выражение лица, если слышат звук з – «песню большого сердитого комара». И улыбаются, если слышат песню маленького комарика.

(Можно дать в руки ребенка картинки двух комаров и попросить поднять нужную картинку, когда услышишь песенку этого комара.)

Комарики устали пусть отдохнут, а мы свами поиграем.

«Один – много».

Я назову один предмет, а ты – много.

Один зонт – много зонтов.

Один зайка – много заек.

Один завод – много? Заводов.

Одна мозаика – много -? Мозаек…

Воспитатель: Молодцы! В музыкальной комариной школе малыши- комары (их ещё можно назвать иначе: вы ребята, а они. (комарята) ,вы ребятишки,а они (комаришки)

Исполняют сложные песенки.

(Чистоговорки:)

За – за – за – идёт коза.

Зу – зу – зу - я пасу козу.

За – за– за – ест траву коза

Зе-зе-зе - дай воды козе.

За-за-за, зя – зя – зя – шалить нельзя.

Зю- зю -зю, зу- зу -зу – не дрозните козу.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Зоя ведет козлят и? … козу!

Зой-зой-зой, зой-зой-зой. Козлята идут вместе с? …Козой!

Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?», послушайте правила игры.

1. Разделить все картинки на две одинаковые парные группы. Одну группу картинок положить стопкой на стол рисунками вниз. Другую такую же группу картинок раздать детям.

2. Один ребенок берет картинку из стопки и показывает всем. Называет ее: «У меня гнездо». Другой ребенок, имеющий такую же картинку, говорит: «И у меня гнездо». Оба ребенка кладут свои парные картинки на стол.

3. Заключение.

Молодцы! Давайте ещё раз вспомним и расскажем а, комарик за ваши правильные, ответы, будет подниматься выше и выше слушая вас,

с каким новым звуком мы сегодня познакомились?

(звуком з)

Воспитатель: Как мы ещё назвали этот звук?

(Песенкой комара).

Воспитатель: Как звучит песенка комара?

Воспитатель: «Молодцы ребята. Но наше занятие подошло к концу и комарику пора улетать. Попрощайтесь с ним».

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Ч]» Коммуникация. (Развитие речи) Звуковая культура речи: звук «Ч» Показываю изображение цифры 4. Как вы думаете, что это? Дети называют.

Конспект интегрированного занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Семья» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по звуковой культуре речи «Семья» Цель: Закреплять у детей знание с согласного.

Конспект по звуковой культуре речи Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №132» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.

Конспект занятия по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте «Веселые звуки» Программные задачи: Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в первой младшей группе «Звуки [т]-[д]» Программное содержание. Образовательные задачи. Упражнять детей в отчетливом произношении изолированных согласных звуков «т» «д». Формировать.

Занятие по звуковой культуре речи; .

Звук - «С» (в основе. - тема - «посуда)

Программные задачи: 1,звукопроизношение

Продолжать работу над автоматизацией правильного

произношения звука «С » детей группы

2. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

СЛОВ

Закрепить у детей умениеподбирать слова на за­данный звук - Совершенствовать навык вьделения заданного

звука из слова 3. РАЗВИТИЕ грамотического СТРОЯ

РЕЧИ: - Совфшенспвовать навык словообразования при

помощи суффикса

Работать над формирование умения правильно пользоваться предлогами на в за с в речи

Развивать согласование прилагательных и су-

ществительных

Упражнять в использовании в речи детей раз-

личных типов простых и сложных педложений

4. ЛЕКСИКА

Уточнить и расширить представления детей о

посуде и ее назначении

Ввести в активный словарь:

существительных« посуаза », « каст-

рюляя » э « сковорода », « солонка».

« самовар.», « масленка » э «сахар­ница. .», « соусник », « селедочница», .прилагательные « блестящий», « чистый » э « красивый ».

глаголы « накрывать», « сервиро-

5. ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: - Упражнятьдетей в умении синтеза, со­ставлении целого из отделыяых частей:

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети входят в игровую комнату; садятся на ковер,

логопед: Дети; сейчас вы послушаете небольшой отрывок из сказки и должны

будете угадать название этого произведения. Слушайте внимательно!

(Г|юслушивание аудиокассеты э ответы детей - « Федорино горе ») ЛОГОПЕД: Правильно, а кто назовет. какая посуда сбежала от Федоры. ответы детей: « Кас^фюли, сковородки», « ложки », « ножи », « самовар » и др. ЛОГОПЕД: А сейчас я буцу называть слова, а вы послупшите... (Происходит называние слов с четким наделением звука «с»: кастрюля, сковорода» стжан). ЛОГОПВД: Кжой звук я вщцелила? ответы детей:: звук (С).

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ,

логопед: Сегодня мы с вами поработаем и поиграем со звуком (С). Довейте произнесет! звук (С) все вместе громко.,., а теперь тихо.: Посмотрите дети к нем пришла бабушка. Федора» и принесла с собой свою битую посуду.

Назовите посуду в название которой есть.звук (С).

ответ детей: Сковородки, Самовар, Стакан, Солонка.

ЛОГОПЕД: А почему вы не назвали другие предметы?

ответы детей: потому что в их название нет звука (С).

логопед: Окажите, а почему от Федоры посуда убежала?

отвег детей: Она её не мыла, не ухаживала за ней, не чистила, была грязнулей.

логопед: А какая теперь стала посуда у Федоры?

ответ детей: чистая, блестящая, красивая, вымытая.

ЛОГОПВД: Сейчас поиграем в игру «Что, где лежит?»

Мама принесла из магазина много разных продуктов. Нужно помочь ей все разложить по местам. Куда нужно поставить сахар"?

ответ детей: (В сахарницу)

логопед: Полина, найди за ширмой сахарницу. повтори, что это?

Полина: Сахарница

По аналогии: СЬль - солонка

масло -масленка

Сухари. - Сухарница

Селедку - селедочницу ЛОГОПЕД: Саша, с кем ты делая зарядку? Саша: Со слоном, Озр0еш?зь каждого ребенка, логопед В названии ваших игрушек я слышу звук (С).

А кто у меня в руках? ответ детей: бабушка Федора!

логопед:А вы слышите звук (С) в слюве Федора?

ответ детей: нет,

логопед: Деле, куда бы вы хотели посадить свою игрушку?

Каждый ребенок должен ответить полным поедлеоюзшем

: - я хочу посадить свою собачку за стол,

В самосвал; на скамейку и т.д. ребёнок игрушку и сажает за стол

ЛОГОПЕД- Ребята бабушка Федора для каждого из вас принеош конверт. Давайте посмотрим, что же в конвертах.

(В конвертах нарезаны картинки с изображением посуды) логопед: Это битая посуда, давайте поможем: Федоре и склеим посуду. (Игра, «Составь целое из частей»)

Дети соспшвляют картину и четко произносят, что на ней нарисовано (самовар, солонка, кастрюля, стакан и т.д.) Дети меняются картинками. логопед : Дети, бабушка Федора очень благодарна вам и хочет угостить вас сладостями. Помогите мне накрыть и сервировать стол

Что нужно постелить на стол? ответ детей: скатерть.

А что мы поставим в центре стола? ответ детей: Самовар.

Что мы поставим ещё?

ответ детей: Сахарницу; сухарницу; сладости

логопед: Ребята с каким звуком мы с вами сегодня играем и произносим чаще

ответ детей: со звуком (С)

логопед: Приглашайте наших гостей к сладкому столу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение в звуковом...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц - ч»...