Меню Рубрики

История зарубежной социологии. Добреньков В., Кравченко А

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ

Москва

ИНФРА-М

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ТОМИ

ЭМПИРИЧЕСКАЯ

И ПРИКЛАДНАЯ

СОЦИОЛОГИЯ

Москва

ИНФРА-М

(К 316(075.8) Ж 60.5я73

Добреньков В.И., Кравченко А.И.

55 Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 2: Эмпирическая и прикладная социология. - М.: ИНФРА-М, 2004. - VI, 986 с.

ISBN 5-16-001796-8 (т. 2) ISBN 5-16-001547-7

Второй том 15-томного курса «Фундаментальная социология» посвящен ис­тории, методологии и методам эмпирической и прикладной социологии. Чита­тель познакомится с критериями разграничения фундаментальной и прикладной социологии, историей эмпирической социологии за рубежом и в России, исто­рией, показателями и методами статистики, теорией и методологией выборки, ви­дами социологического исследования, основами качественной и количественной социологии. Несомненно, ему будет интересно узнать о заводской социологии, социальном управлении, социальной работе, социальной инженерии и управлен­ческом консалтинге, история, методология и конкретные методы которых осве­щены в этом произведении. Завершает книгу анализ рынка социологических ус­луг, описание известных исследовательских центров мира, информация о фор­мах и способах трудоустройства выпускников социологических факультетов.

Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям социологических факультетов и кафедр, ученым-исследователям, а также всем, кто интересуется фундаментальными вопросами социологической науки.

УДК 316(075.8) ББК 60.5я73

IBN 5-16-001796-8 (т. 2) IBN 5-16-001547-7

© Добреньков В.И., 2004 © Кравченко А.И., 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ

Второй том 15-томного курса «Фундаментальная социология» посвящен эмпирической и прикладной социологии, которые, согласно предложенной авторами в первом томе концептуальной схеме, расположены на двух ниж­них этажах социологического здания. Три верхних этажа - научная картина мира, общая теория и частносоциологические теории - освещены в первом томе.

Цель эмпирического исследования - приращение научных знаний, откры­тие новых закономерностей и обнаружение неизвестных социальных тенден­ций, а цель прикладного - решение практической проблемы путем прило­жения знаний, добытых частной теорией и эмпирическими исследования­ми. На двух нижних этажах сконцентрированы почти все социологические силы. Большинство выпускников социологических факультетов как у нас в стране, так и за рубежом занимаются социологическими исследованиями, а не созданием теории или проведением теоретического анализа, не связанного с участием в полевом исследовании. В широком смысле слова все они поле­вики, а не кабинетные мыслители.

Именно о них и пойдет речь во втором томе. В нем собран такой обшир­ный материал, что он не уместился в стандартные объемы книги даже энцик­лопедического формата, в связи с чем было решено разбить второй том на две книги. Словарь и список литературы находятся в конце второй книги.

Первая книга второго тома начинается с изучения теории и методологии социологической науки. Фундаментальная (академическая) и прикладная социология, качественная и количественная методология, социальное и со­циологическое исследования - вот те понятия, которые студенты (если бы только они!) часто путают, недопонимают, употребляют не по назначению. Теоретическая мешанина пагубно отражается на практической деятельнос­ти: то допустил непростительную ошибку в публикации, на конференции или приватном разговоре в профессиональном кругу, то применил не тот метод, который следовало, или взялся за решение масштабной проблемы, когда надо было умело редуцировать ее к вполне конкретной и нужной заказчику. Без знания теории и методологии выборки, статистических показателей и коэф­фициентов вы и шагу ступить не сможете, особенно устраиваясь на работу в опросное агентство.

Далее речь пойдет об истории эмпирической социологии за рубежом и в России, истории статистики (включая земскую и социальную статистику), а также историческом очерке, повествующем о становлении основных направ­лений прикладной социологии: прежде всего это заводская социология, со­циальное планирование и управление, социальная инженерия, социальная работа и консалтинг.

Изучение истории необходимо - из нее мы узнаем о своих предшествен­никах, далеких и близких, создававших бессмертные (и не очень) произве­дения, тем самым внесших свой вклад в науку. История любой дисципли­ны, если она излагается в единстве с социально-экономическими условия­ми развития общества и логикой становления научной мысли, сразу же

перестает быть скучным нагромождением фактов: кто и когда жил, что и как изучал, какое признание получил и за что его критиковали. Историю науки, в том числе социологии, нужно любить, уважать и охранять потому, что каж­дый из нас, живущих сейчас, является ее строителем. Прямо или косвенно, персонально или в составе творческого коллектива он обязательно попадет на ее страницы.

Создавая нетленные шедевры или занимаясь будничной деятельностью, каждый из нас трудится над общим делом - приращением новых знаний, открытием непознанного и созданием более совершенных методов изучения социальной реальности. И каждый из нас в ответе за то, что он оставит по­томкам и каким словом они вспомнят нас. Ведь очень скоро - а время летит вперед с удвоенной скоростью - и мы станем частью научной истории.

Так что история, теория и методология вовсе не далекие от эмпиричес­кой и прикладной социологии темы научного дискурса. Они находятся в самом эпицентре наших интеллектуальных усилий. Глубокое знакомство с ними - обязательный элемент профессионального становления социолога, того самого, о котором пойдет речь в заключительном разделе второй кни­ги. Здесь вы познакомитесь с двумя реалиями наших дней - научными цен­трами, которые проводят исследования или накапливают эмпирические дан­ные, и рынком социологического труда, на который вы обязательно попа­дете (возможно, не один раз). Научная инфраструктура социологии - так называется заключительный раздел книги - представляет собой не только совокупность исследовательских центров и научных архивов, но также слож­но организованный рынок научного труда и социологических услуг. Что там происходит, какие страсти разыгрываются, с какими трудностями в будущем придется столкнуться молодому поколению - об этом вы прочтете в разде­ле. Поверьте людям, повидавшим многое на своем веку: лучше познакомиться с трудностями заранее, чем потом, расплачиваясь недополученными гоно­рарами.

Таким образом, завершающая тема второй книги звучит в унисон с зак­лючительным разделом первого тома, который, как вы уже знаете, был по­священ проблемам институциализации социологии. В нем читатель узнал о том, где он может обучаться и приобретать профессиональные знания. В новом разделе вы познакомитесь с тем, где эти знания можно применить на практике и как эффективнее трудоустроиться после завершения учебы на социологическом факультете.

Вот, собственно говоря, то, о чем авторам хотелось рассказать вам в крат­ком предисловии к первой книге. В следующий раз разговор пойдет о тех инструментах, при помощи которых социолог зарабатывает себе на хлеб, добывает новое знание и навеки остается в истории своей науки.

Раздел 6. Методическое обеспечение дисциплины

Литература

6.1. Основная учебная литература

    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов – М.:ИНФРА-М, 2009.

    Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. Социология: учебник. – М.:Гардарики¸ 2008.

6.2. Дополнительная учебная литература

    М Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: 2003.

    Анурин В.Ф. Динамическая социология. – М.: 2003.

    Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: 1993.

    Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М.: 1998.

    Артемьев А.И. Социология личности. – М.: 2003.

    Бабосов Е.М. Социология управления. – Минск, 2001.

    Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: 1999

    Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.: 2001.

    Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: 1994

    Гараджа В.И. Социология религии. – М.: 2005.

    Гидденс Э. Социология. – М.: 2005.

    Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: 1998.

    Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. – М.: 1995

    Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М.: 1991

    Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм
    трансформации. – М.: 2004

    Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: 1996.

    Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М.: 2000.

    Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: 2004.

    История социологии./ Под общ. Ред. А.Н. Елсукова и др. – Минск, 1997.

    Кукушкина Е.И. Русская социология Х1Х-начала ХХ веков. – М.: 1993.

    Левикова С.И. Молодежная культура. – М.: 2004.

    Миллс Ч. Социологическое воображение. – М.: 1998.

    Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире. – М.: 2003.

    Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. – Л.: 1989.

    Осипова –Дербас Л.В. Эволюция цивилизации. – СПб.: 2002.

    Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М.: 2003.

    Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М.: 2003.

    Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: 2000

    Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: 1997.

    Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: 1995.

    Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: 2005.

    Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М.: 1996.

    Руткевич М.Н. Социальная структура. – М.: 2004.

    Сергейчук А.В. Социология управления. – СПб.: 2002.

    Смелзер Н. Социология. – М.: 1994.

    Сорокин П. Социальная и культурная динамика. – СПб.: 2000.

    Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: 1992.

    Сорокин П. Система социологии. Т. 1-2. – М.: 1993.

    Социология семьи./ Под ред. А.И. Антонова, – М.: 2005.

    Спенсер Г. Основания социологии. – М.: 1998.

    Фролов С.С. Социология организаций. – М.: 2001.

    Черняк Е.М. Социология семьи. – М.: 2003.

    Шереги Ф.Э. Социология предпринимательства. Прикладные исследования. – М.: 2002.

    Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – М.: 2003

    Санталайнен Т.,Воутилайнен Э.,Поренне П.,Ниссинен Й. Управление по результатам. – М.: 1988.

    Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – М.: 1997.

    Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления. – М.: 2001.

    Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: 1990.

    Конфликтология / под ред. проф. В.П.Ратникова. – М.: 2004.

    Тощенко Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения. – М.: 2005.

    Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: 2004.

    Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. – Ростов-на-Дону, 2001.

    Сикевич З.В. Социологическое исследование. – СПб.: 2005.

    Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: 2003.

    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: 2006.

    Основы прикладной социологии /под ред. Шереги Ф.Э. и Горшкова М.К. – М.: 1995.

    Ноэль Э. Массовые опросы. – М.: 2003.

    Глядя на Запад: культурная глобализация и российские молодежные культуры. – Спб.: 2004.

    Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М.: 1998.

    Красовский Ю.Д. Организационное поведение. – М.: 2009.

    Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: 2001

    Тихонов А.В. Социология управления. - М.: Канон +, 2007.

    Тощенко Ж.Т. Социология труда, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

    Фролов С.С. Социология: учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2007.

6.3. Кафедральные издания и методические материалы

66. Социология: методическое пособие для семинарских занятий/ под ред. Акимовой И.А. – М.: МГТУ, 2008.

67. Кансузян Л.В., Панина Г.В. Методика и техника социологического исследования: методическое пособие. – М.: МГТУ, 2008.

68. Социология: курс лекций. Учебное пособие/под ред. И.А. Акимовой – М.:МГТУ,2010.

6.4. Электронные ресурсы (с указанием названия и полного электронного адреса).

/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»

/vsf. html - Институт Социологии РАН

/ - ИСПИ РАН

/ - Российская социологическая ассоциация

http://www ./ - сообщество профессиональных социологов

/ - журнал Российской социологической ассоциации

/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php - библиотека ГУМЕР Социология

/ - Социологический клуб ГОРОД

http://www.i-u.r u/biblio/ - библиотека РГИУ (Русского Гуманитарного Интернет-Университета)

    «Позитивный метод» анализа общественных явлений в социологии О. Конта.

    Специфика социологического познания Э. Дюркгейма.

    Элитаристская концепция в социологии В. Парето.

    «Понимающая социология» М. Вебера.

    Концепция эволюционизма Г.Спенсера.

    Этапы развития и основные направления русской социологической мысли.

    Сходство и различие теорий социального развития М. Ковалевского и Г. Спенсера.

    Развитие социологического знания в современной России.

    Основные тенденции развития современной западной социологии.

    Соотношение понятий общество, социальная система и социальная структура.

    Понятие «социальной стратификации» П. Сорокина.

    Критерии деления общества на страты Т. Парсонса.

    Социальная стратификация современного российского общества.

    Понятие социальной эволюции.

    Соотношение понятий «социальное изменение», «социальное развитие» и «социальный прогресс».

    Основные факторы социализации личности в современном обществе.

    Социоприродный феномен личности в концепциях П. Флоренского, В Вернадского и
    П. Тейяра. де Шардена.

    Глобальный экологический кризис современного общества и поведение человека.

    Индивид, группа, общность.

    Массовое сознание и массовые действия.

    Ценностные ориентации в структуре личности

    Соотношение понятий «личность», «модальная личность», «базовая личность».

    Природа девиантного поведения.

    Малые группы как объект социологического анализа.

    Причины социальных конфликтов и пути их разрешения.

    Структура и основные элементы программы социологического исследования.

    Методы, техника и процедуры социологического исследования.

    Математические методы в структуре прикладного социологического исследования.

    Типологизация эмпирических данных и построение научной гипотезы.

    Социальный эксперимент как метод проверки предварительной гипотезы.

    Экспертная оценка результатов социологического исследования.

    Сущность и принципы управления трудовым коллективом.

    Документальное обеспечение управления.

    Методы и стиль руководства.

    Роль лидера в управленческой деятельности.

    Формальное и неформальное лидерство в коллективе.

    Природа социального конфликта.

    Социальное управление и харизма.

    Движущие силы и мотивация конфликта.

    Ценностно-нормативные конфликты в коллективе.

    Организация социологического опроса в студенческой группе.

    Контркультура – форма протеста или социальный эпатаж?

    Лидерские стили в группе.

    Социальные характеристики аудитории СМК.

    Конфликты в группе.

    Проблема принятия решения в группе.

    Особенности российской бюрократии.

    Организационные патологии.

    Природа неформальной организации.

    Пути достижения организационной эффективности.

    Способы формирования организационной культуры.

    Цели и ценности новых общественных движений.

    Стратегии переговоров и выходов из конфликта.

    Виды социокультурных коммуникаций.

    Волновые процессы в социальном развитии.

    Фундаментализм и модернизм как тактики и стратегии социального развития.

    Проявления архаического сознания в современных социокультурных взаимодействиях.

    Общество и молодежный бунт.

    Явные и латентные функции социальных институтов.

    Условия стабильности брака и причины разводов.

    Традиционная и современная семья.

    Проблемы гендерной социологии.

    Специфика социальных организаций в современном обществе.

    Одномерный человек в концепции Г.Маркузе.

    Э.Берн о механизмах социальной регуляции поведения личности.

    Понятие и основные модели социальной аномии.

    Институты социального контроля и их функции.

    Эволюция форм социального контроля.

    Теория толпы Г.Тарда и Г.Лебона.

    Генезис и основные этапы эволюции массовых движений.

    Сравнительный анализ теоретических моделей конфликта Р.Дарендорфа и Л.Козера.

    Истоки и причины социальных конфликтов.

    Типология конфликта.

    Основные этапы развития конфликтного взаимодействия.

    Конфликт в организации: причины и пути разрешения.

    Движущие силы и мотивация конфликтного взаимодействия.

    Конфликты и кризисы.

    Иерархия конфликтов: микро- и макроуровень.

    Классификация и характеристики молодежных субкультур.

    Специфика контркультурной ценностной ориентации.

    Современная социальная политика и молодежь.

    Социальные условия и факторы конкурентоспособности молодых технических специалистов.

    Социальное партнерство – феномен современных трудовых отношений.

Вопросы для повторения к зачету:

    Объект и предмет социологии. Понятие социального.

    Структура социологического знания.

    Типы социологических теорий.

    Место социологии в системе социогуманитарного знания.

    Исторические этапы развития социологического знания.

    Социологическая наука в России.

    Природа и общество, их взаимодействие.

    Типы социальных систем и социальных связей.

    Общество как система.

    Социальная структура общества и ее виды.

    Социальная группа как элемент социальной структуры, классификация социальных групп.

    Социальная мобильность и ее виды.

    Основные тенденции в развитии структуры современного общества.

    Понятие «социальный институт» и «институциональные отношения».

    Типология социальных институтов.

    Структура и функции социальных институтов.

    Социальный контроль, его функции, структура и механизм действия.

    Социальные организации и их структура.

    Функционирование социальных организаций.

    Типология социальных организаций.

    Социальная организация и управление.

    Структура и функции управления.

    Основные концепции социальных изменений.

    Структура и механизмы социальных изменений.

    Типы социальных изменений.

    Понятие «личность» в социологии.

    Социальная среда, активность и социализация личности.

    Ролевая и статусная концепция личности.

    Девиантное поведение и аномия.

    Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в современных условиях.

    Понятие «культура» в социологии.

    Базисные элементы культуры, их статика и динамика.

    Понятие социокультурных процессов.

    Социальный конфликт, его функции и типы.

    Основные черты доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества.

    Основные виды социологического исследования.

    Программа и этапы социологического исследования.

    Социологическое исследование как способ познания социальной реальности.

    Трансформация и модернизация общества.

    И менеджмент: Уч. пособие. ...Документ

    Рекомендуемая литература Основная Кравченко , А. И. Социология : Учебник для вузов / А. И. Кравченко , В. Ф. Анурин. - ... КДУ, 2008. - 240 с. Добреньков , В. И. Фундаментальная социология : В 15 т. / В. И. Добреньков , А. И. Кравченко . М. : Инфра-М, 2003 - ...

Добреньков В., Кравченко А.

История зарубежной социологии

Раздел 3. Тематические ареалы

Глава 3. Социология города

Социология города (Urban Sociology) представляет собой отрасль социологии, где ученые, опираясь на теоретические разработки и эмпирические исследования, изучают социальную структуру и стратификацию городского населения, формы и пути его миграции, проблемы занятости и безработицы в городе, бедности и неравенства, образ и стиль жизни горожан, типы городов и формирование территориальных общностей, "революция пригородов", городские субкультуры, роль общественного транспорта в социальной жизни города, проблема мигрантов из сельской местности, городские бунты и их причины, отклоняющееся поведение в городе, поведение людей в доме и микрорайоне, соседство и домашнее хозяйство, урбанизацию как глобальный исторический процесс и урбанизм как совокупность ценностных ориентаций и менталитет горожан, влияние городской среды на поведение и взаимоотношения людей, патологические процессы, вызываемые урбанизацией (отчуждение, переуплотненность, аномию и анонимность, бездомность, геттоизацию), городскую экологию, роль мегаполисов и метрополий в современном обществе, планирование городской среды и работу городских служб, качество жизни горожан и др.

^ Эмпирические исследования в Европе Х1Х века

Социологический интерес к изучению европейских городов в первой половине Х1Х века был стимулирован быстрым ростом их числа, неоднородностью городского населения в период индустриализации, поляризацию (расслоение на очень бедных и очень богатых) и пауперизацию (материальное и духовное падение людей) населения, увеличение преступности и всплеск классовой борьбы. Общественное мнение все более тревожил как постоянная потенциальная угроза устоям общества. В наиболее развитых странах Европы - в Англии и Франции - возник социальный заказ на эмпирическое изучение условий жизни, благосостояния и особенностей поведения различных категорий городского населения, в основном трудящихся и неимущих.

Одним из первых за новую область взялся английский статистик Джеймс Кей-Шаттлуорт, стоявший у истоков санитарной гигиены (моральной статистики) городов. Он создал централизованную сеть советов по районам города и через штатных инспекторов снабженных опросником, получал нужные данные. Вопросы касались состояния жилищ, количества проживающих, обстановки, состояния одежды, рода занятий, состояния здоровья и пр. Его фундаментальное исследование (1832) содержит информацию, которая и сегодня не потеряла своей актуальности.

В 19 в. в Европе сформировалось самостоятельное направление, получившее название социографии (школа Ле Пле)-монографическое описание территориальных и профессиональных общностей с опорой на статистику и наблюдение, результаты которых обычно используются для анализа динамического (исторического) состояния объекта в различное время. К социографии нередко относят, например, исследования, проведенные Б. и С. Вебб, а также Ф. Энгельсом (). Заметный след оставили так называемые монографические исследования рабочих семей Фредерика Ле Пле (1806-1882). В его шеститомном труде (1877-1879) дана исчерпывающая типология рабочих семей по образу жизни, профессиям и бюджету, информация о технико-экономическом развитии отраслей, профессиональном продвижении молодые рабочих, условиях жизни. Его техника поиска индикаторов для измерения и диагностики социальных отношений получила свое дальнейшее развитие в современной социологии. В ряду классиков социологии города в американских учебниках неизменно называют работу Ф.Энгельса (1845).

Во Франции к числу родоначальников эмпирической ветви социологии города можно отнести Луи Вилларме (1782-1863). Объехав множество городов и промышленных центров, он написал ряд работ, содержащих большое количество разнообразных фактов и наблюдений из жизни простых людей. Эти данные затем легли в основу его работ, посвященных пауперизации и положению рабочих классов в городе.

Немалую роль в изучении социальных проблем города сыграли работы французского врача Александра Паран-Дюшатле (1790-1836). Европейскую известность ему принес двухтомник "Проституция в Париже" (1834), для подготовки которого он использовал данные статистики, документы полиции, интервью и личные наблюдения. Его интересовали не только демографические характеристики проституток, их число в городе и его изменения во времени, но и черты, раскрывающие быт и психологию этого замкнутого мирка - социальное происхождение и место рождения проституток, их социальные характеристики, отношение к семье, браку, религии, а также причины, которые привели их к проституции.

Значительный вклад в развитие социологии города внес Чарлз Бут (1840-1916). Вышедшее в 1889-1903 гг. 17-томное произведение отличалось тщательной проработкой методики и техники сбора и анализа данных. Ч. Бут известен тем, что он стоял у истоков течения, изучавшего экологию города, и социального картирования городских районов. Статистическое описание охватывало сравнительный анализ условий жизни различных слоев населения, связи бедности с занятостью, условиями труда и регулярностью доходов. Три года Бут жил в кварталах лондонской бедноты и провел тысячи интервью с работодателями, профсоюзными лидерами, рабочими. Исследование охватило весь Лондон и потребовало неимоверных усилий. Например, отчет Бута о состоянии религиозности в Лондоне основан на 1800 интервью. Город был поделен на 50 районов, которые были упорядочены по пяти разным критериям: проценту бедности, проценту скученности населения, уровню рождаемости, уровню смертности, проценту ранних браков. Была сделана попытка сопоставить эти критерии. Деление населения на, и классы также было соотнесено с 50 районами города. Для сравнения районов был разработан сводный индекс, полученный при подсчете среднего ранга по четырем указанным критериям.

Ч.Бут создал новую классификацию населения на три класса (низший, средний и высший), сравнил условия жизни и труда работников различных отраслей промышленности. Исследование показало, что на некоторых улицах центральной части Восточного Лондона живет до 58% лиц, отнесенных в первые четыре группы, а среднее число бедных во всем городе -30,7%. Среди методических находок Бута представляет интерес идея создания цветных социальных карт различных районов Лондона для того, чтобы наглядно видеть распределение всех групп населения в городе. Сегодня социальное картирование городом стало обязательным атрибутом урбанистики. Бут, по существу, был одним из предшественников, ставшей позднее основной темой чикагской социологической школы в США.

^ Европейские теоретики

В 1905 появилась работа Макса Вебер , которая служит фрагментом более крупного труда, посвященного анализу экономических систем. Он одним из первых показал, что необходимым последствием городского образа жизни выступает снижение вероятности личностных контактов одновременно с ростом частоты контактов вообще. Этот исторический процесс связан с ростом населения городов в капиталистическую эпоху.

Важнейшим экономическим признаком города у него выступает регулярный обмен между местным и пришлым населением, получение прибыли и удовлетворение потребностей жителей, т.е., наличие товарно-денежных отношений и рынка. По отношению к нему другие признаки выполняют второстепенную роль: крепостные стены, размещение в городе княжеской власти, собственного суда, объединений бюргеров и ремесленных гильдий.

Сравнивая между собой восточный и западный город, М.Вебер утверждает, что первый тяготеет скорее к организации поземельной общины, а второй - профессиональной корпорации. По той причине на востоке не могло зародиться гражданского общества. Его родиной служили античные города-полисы и средневековые города-коммуны.

Город в хозяйственном смысле он предлагает отличать от города в административно-политическом смысле. В первом правят бал рынок и деньги, во втором - крепость, гарнизон и наемная армия (она приходит на смену добровольной народной дружине). Предшественниками городских крепостей были сеньориальные бурги (herrschaftiche Burgen), которые почти везде, где имело место городское развитие, были тесно связаны с ним (в древнем Китае, Индии, в Египте и Месопотамии, в гомеровской Греции, у этрусков, кельтов и германцев). Город как особое политическое образование (politisches Sondergebilde) примыкал обычно к такому бургу, принадлежавшему королю. Бург, ойкос, полис, рынок, крепость - пожалуй, основные исторические категории, при помощи которых разворачивается социологический анализ города М.Вебера.

В экономическом отношении Вебер делит город на две основные группы: город потребителей (Konsumentenstadt) и город производителей (Produzentenstadt). Материальное процветание города во многом зависит от того, какие социальные слои являются крупными потребителями. В разных культурах и в разные исторические эпохи градообразующими группами-спонсорами выступали различные социальные группы, в частности, сеньоры со свитой из вассалов (средневековая Европа), чиновники (Китай), крупные землевладельцы-рантье, прожигающие в городах доходы со своих владений (Россия до 1861 г.), наконец, городские рантье, т.е. представители городской аристократии (раннекапиталистическая Европа).

Производительной основой города, также в разное время и в разных местах, выступали сельчане, привозившие свою продукцию в город, античные и средневековые ремесленники, изготовлявшие прямо в городе свои изделия и здесь их продававшие, наемные рабочие и служащие. Античные эргастерии, ремесленные цехи, мануфактуры, заводы и фабрики - все они представляют исторические типы Produzentenstadt.

Поскольку города часто возникали на пересечении морских или караванных путей, то торговая прослойка наряду с другими группами населения внесла значительный вклад в эволюцию города и явилась исключительно активным ферментом городской культуры. Для социолога, считает М.Вебер, не менее важно выяснить то, отчего зависит покупательная способность городского населения: определяется ли она присутствием вотчинников и рантье, тратящих в городе деньги, заработанные на селе, создающих рынок занятости для ремесленников и сервисных служб, или же она объясняется наличием развитого ремесла, реализующего свою продукцию и на местном рынке и в окрестностях. В конечном итоге, минимум существования для занятого населения города зависит от тех средств, которые перепадают ему от представителей знати в виде платы за товары или в виде заработка (в случае работы ремесленников на заказ). В такой ситуации ремесленник ближе к типу наемного рабочего, чем к типу предпринимателя. Специализация и профессиональное разделение труда в городе поднимается на более высокий, чем прежде, уровень: ремесленники одних цехов становятся покупателями товаров, произведенных другими. Капитализм поднимает Produzentenstadt города на максимальную высоту, поскольку мануфактура, фабрика и массовое производство превращают город в мощный промышленный узел.

Макс Вебер указал несколько принципиальных функций, которые отличали город от других населенных мест, - защита, управление, обмен (торговля), ремесленное производство, промышленность (в противовес сельскохозяйственному производству) и разделение труда, приводящее к повышению эффективности общественного производства.

Особенностью древневосточных городов (Древний Египет, Ближний Восток, Индия и Китай) М. Вебер считал необходимость проведения крупных общественных работ (ирригация, регулировании стока рек), которая определила возникновение особого слоя царской бюрократии. Вначале чиновники лишь руководили строительными работами, выступали своего рода прорабами. Но позже временная функция превратилась в постоянную, социальная практика переросла в социальный институт, а социальный слой стал мощным социальным классом. Поскольку чиновники не только определяли рабочий график стройки, но ведали распределением рабочей силы, а также снабжением больших масс людей и финансовым обеспечением работ, им были поручены и налоговые функции.

Так постепенно сложился превосходный государственный аппарат управления, взявший в свои руки военно-хозяйственное снабжение армии. Государственная (т.е. снабжаемая и снаряжаемая за счет государства) армия сделалась основой бюрократической машины. Из статуса добровольной народной дружины, собираемой по случаю боевых действий и обороны страны, египетская (впрочем, не только египетская) армия стала профессиональной, костяк которой составляли наемные солдаты, причем не обязательно выходцы из местных племен, но и иностранные наемники. Чиновники, на ранней стадии представлявшие чисто гражданское ведомство, через несколько столетий превратились в силовой блок, который не только распоряжался сырьевыми и человеческими ресурсами страны, но и диктовал свою волю - явно или неявно - правителю. Силовое ведомство опиралось на хорошо обученную вооруженную массу, а народ оказался совершенно безоружным. Ему оставалось лишь подчиняться.

Перед лицом мощной и планомерно организованной силы не могло возникнуть (в качестве противовеса власти государя) никакой самостоятельной гражданской общины. Такова эволюция восточного города. На Западе, в противоположность тому, в городах действовал принцип самоснабжения, самоснаряжения, что обеспечивало военную самостоятельность каждого ополченца.

П.Уитли, рассматривая эволюцию форм городской культуры, обнаружил такие примеры, которые не подпадали под классификацию М.Вебера. расширив типологию городов, он выделил следующие исходные формы: ритуальный город, т.е. предназначенный для консервации социальных традиций; административный город - место нахождения центральной государственной власти и характерного для столиц империй; торговый город, т.е. такой, в котором формировался класс богатых купцов, оказывавших влияние на городские власти в стремлении заставить их своей политикой создать благоприятные условия для производства богатства и капитала; по мере перерастания торгового капитала в промышленный возникали промышленные центры, т.е. города превращались в центры капиталистического производства.

Немецкий социолог, Фердинанд Теннис для характеристики сельской поселенческой общности людей предложил концепцию гемайншафта - общины. Городская поселенческая общность - это не община, а скорее ассоциация людей - гезельшафт. Здесь в отличие от сельских поселений гораздо ниже степень социального контроля за поведением людей и выше - уровень разводов и подростковой преступности. В городах больше людей, страдающих психическими расстройствами, выше степень отчужденности друг от друга, ниже средняя продолжительность жизни. Согласно теории аномии, Эмиля Дюркгейма и Луиса Арта, города по своей природе враждебны человеческим отношениям. Город заставляет человека отдаляться от других, обезличенное общение постепенно входит в привычку. Первые исследования, приведшие к таким результатам, были проведены в Чикаго еще в 1930 г. Корреляционные связи показали, что уровень психических расстройств выше в тех районах, где не сбалансирован половой состав населения, в семьях, где не было радио.

Немалый вклад в развитие социологической теории города внесли идеи Георга Зиммеля, изложенные им в работах (1903), где он исследовал воздействие рационализации и монетаризации городской жизни на увеличение нервных стрессов, взаимосвязь денежной экономики и калькуляции с изменением ценностных ориентаций и стереотипов поведения людей, возникновением анонимной свободы, отчуждения и разрушения социальных связей.

^ Чикагская школа

Значительной вехой в формировании социологии города стала деятельность знаменитой Чикагской школы (Э. Берджес, Р. Парк, Л. Вирт) в 1920-30-е годы. Идейный вдохновитель и лидер Чикагской школы, президент Американской социологической ассоциации (1925), РобертПарк (1864-1944) исследовал социальную мобильность и сформулировать понятие маргинальной личности. Созданная им социальная экология послужила теоретическим основанием исследовательской программы по изучению локальных сообществ в Чикаго; ее прикладной вариант для социологии города был разработан Э. Берджесом и сохраняет свое значение до сих пор. Социально-экологическая теория Парка изложена в его работах, и др., а также в учебнике (совместно с Э. Берджесом). Большой популярностью пользовалась его работа "Город" (1925), где автором были проанализировано влияние социального окружения на человеческую жизнь, рассмотрены биологические и экономические факторы городской жизни.

Американский ученый, профессор Чикагского университета и сотрудник Роберта Парка и президент Американской социологической ассоциации (1947) Луис Вирт (1897-1952) первым ввел в научный оборот урбанизм как социологическую категорию. В своей урбанистической концепции Вирт доказывает, что городской образ жизни характерен ослаблением первичных связей, становящихся фрагментарными и поверхностными. В нем усиливается анонимность общения, уменьшается социальная роль семьи и соседской общины, преобладают вторичные, формально-ролевые, отношения, уменьшается роль традиций и ослабляется социальная солидарность.

В своей книге он характеризовал урбанизацию, исходя из размеров территории, плотности и гетерогенности городского населения. Основное значение он придавал двум факторам, а именно а) воздействию города на психологическое состояние жителей и б) влиянию города на социальную структуру населения. Согласно Вирту, экономические процессы способствуют фрагментации городской жизни на обособленные сферы, соответствующие различным видам деятельности. Этот процесс, названный дифференциацией, ослабляет социальные связи, в результате чего индивид чувствует себя все более одиноким в равнодушном мире.

В конце 30-х годов, проводя исследования в рамках гуманистической экологии - общей для всей Чикагской школы теоретико-методологической платформы, - Л.Вирт разрабатывает понятие городского образа жизни. Для этого он связал воедино характеристики пространственной и социальной организации крупного города (большая численность, высокая концентрация, социальная неоднородность населения) с характеристиками особого городского типа личности, который формируется в замкнутых городских пространствах. Городской образ жизни он противопоставлял традиционному укладу жизни сельской общины, что делал еще Ф.Теннис, прорабатывая знаменитую концепцию Gemeinschaft и Gesellschaft. Как и он, Л.Вирт считал, что общение горожан носит поверхностный, формальный, анонимный характер. Личные связи (семейные, соседские, дружеские) в городской среде распадаются, социальная сплоченность и социальный контроль ослабляются. Отсюда неустранимое следствие - рост социальной дезорганизации, с одной стороны, и сегментация личности - с другой.

С тех пор концепция городского образа жизни, выдвинутая Виртом, продолжает оставаться одной из наиболее авторитетных в западной социологии, хотя эмпирические исследования, проведенные в более позднее время, и не подтвердили его утверждение о распаде личных связей в крупном городе.

Серия: "высшее образование"

Книга представляет собой краткий вариант получившего широкую известность трёхтомного труда тех же авторов "Социология" . В книге освещаются теоретико-методологические вопросы, которые обязан знать будущий социолог-профессионал, и базовые темы отраслевых направлений социологии. Речь идет о прикладной и эмпирической "социологии" построении программы полевого исследования, социологических теориях классов, феномене среднего класса, бедности и неравенстве, социальной мобильности, фундаментальных институтах общества и социальном контроле. Для студентов социологических факультетов, отделений и кафедр, преподавателей "социологии" и аспирантов, а также научной общественности, интересующейся самой интересной и сложной наукой об обществе. Министерство образования РФ

Издательство: "Норма" (2013)

Формат: 218.00mm x 145.00mm x 27.00mm, 624 стр.

ISBN: 978-5-16-003522-2

Добреньков

Добреньков, Владимир Иванович

Биография

Действительный член Российской академии социальных наук (), действительный член Международной академии информатизации (1994), заслуженный профессор МГУ.

Общественная деятельность

После гибели дочери, убитой вместе со своим женихом , Добреньков активно выступал в поддержку отмены моратория на , обратился с открытым письмом к , выступил инициатором политического мероприятия в МГУ им. Ломоносова «Народ и власть о смертной казни», принял участие в сборниках «Преступление и наказание», «Нас убивают» (вышел под его редакцией в 2004) и специальном сборнике «Право на смертную казнь». По наблюдению социолога Александра Бикбова , прибегнув к доводам науки и родительского горя, Добреньков стал инициатором нового витка кампании за восстановление смертной казни, когда политические аргументы прежних сторонников казались исчерпанными.

В мае 2009 года Добреньков обратился с открытым письмом Д. А. Медведеву, обращая его внимание на то, что выиграла у соцфака конкурс на разработку образовательных стандартов (предложив выполнить заказ государства за в 10 раз меньшую сумму, чем соцфак). Это вызвало у декана обеспокоенность возможными политическими последствями: «угроза состоит в том, что в связи с разработкой новых образовательных стандартов по социальным наукам предпринимается ряд управленческих шагов со стороны Министерства образования и науки, которые: могут вызвать резкую критику со стороны вузовской общественности и даже студентов, создать у них протестные настроения, что весьма нежелательно в нынешней ситуации в России; приводят к критическим диспропорциям в сторону зарубежного влияния на формирование стратегических принципов и содержательных векторов развития социальных наук; закладывают основы контроля за российской социальной динамикой, а также формируют инструменты реального манипуляционного управления нашим обществом (в особенности это касается социологии как одного из наиболее мощных инструментов управления общественным сознанием и социальными процессами); идейно выхолащивают курсы, которые призваны формировать патриотизм будущих поколений, а на практике будут воспитывать пренебрежительное отношение к Отечеству, традиционным российским духовно-нравственным ценностям и ориентацию на эгоистические потребительские ценности».

Экспертные оценки деятельности Добренькова

Оценка научного уровня факультета

После начала волнений на соцфаке, ректором МГУ Садовничим и Общественной палатой при президенте РФ были созданы комиссии, которые в целом подтвердили правоту обвинений студентов (см. ниже). В частности, экспертный анализ учебников, написанных Добреньковым, показал не только их низкий уровень, но и прямой и систематический в них .

В декабре 2007 г. Рабочая группа опубликовала экспертное заключение, в котором отметила «Уровень подготовки специалистов на факультете социологии МГУ не отвечает мировому уровню, потребностям рынка труда, запросам работодателей… ряд учебных пособий, прежде всего базовый учебник „Социология“ в трех томах, подготовленный деканом В. И. Добреньковым в соавторстве с А. И. Кравченко, совершенно неудовлетворителен, так как не учитывает современное состояние социологии в стране и за рубежом. Достоверно установлен факт заимствования чужих текстов без ссылок на источник, то есть плагиат… В числе выпускных сочинений студентов, рекомендованных кафедрами для ознакомления (…) имеются глубоко идеологизированные в духе нетерпимости к иным культурам, изоляционизма. Вопросы для выпускного экзамена не предполагают знание современного состояния дисциплины ни в области теории, ни в методологии. (…) преподаватели факультета не публикуют своих работ в ведущих отечественных журналах, равно как и в зарубежных, не участвуют в международных конференциях. Рабочая группа вынуждена фиксировать состояние самоизоляции факультета от контактов и с видными отечественными социологами, и с зарубежными, отсутствует практика приглашения с лекциями специалистов извне. Судя по ряду публичных высказываний проф. В. И. Добренькова, администрация планирует подготовку специалистов социологов в рамках так называемой православной социологии. Само по себе это не вызывало бы негативного отношения, если не учитывать, что речь идет о факультете лидирующего университета страны, выпускники которого должны быть конкурентоспособными на мировом рынке специалистов…» .

Обвинения в диктаторском стиле руководства и вытеснении неугодных

Уволенные с факультета преподаватели обвиняют Добренькова в создании режима личной диктатуры и изгнании всех нелояльных к нему, как преподавателей, так и студентов, в том числе незаконными методами Как отмечалось в заявлении недовольных студентов, за несколько лет с факультета было вытеснено 15 неугодных ученых, замененных «молодыми некомпетентными карьеристами» В самом первом материале, освящающем события на социологическом факультете МГУ, выпускник факультета и руководитель неформального семинара со студентами-социологами Александр Бикбов охарактеризовал факультет как «коммерческое предприятие с экстремистским комплексом» , перечислив его признаки: злоупотребления деканатом монопольной властью, ощутимый антиинтеллектуализм, навязываемые руководством ультраконсервативные политические взгляды, мелочный контроль за поведением учащихся и сотрудников, извлечение деканатом максимальной коммерческой выгоды из коррупционных отношений со студентами и сверхэксплуатации преподавателей.

Обвинения в развале работы на факультете

По мнению доктора философских наук Елены Кукушкиной, вынужденной покинуть факультет (по некоторым утверждениям, якобы потому, что она отказалась взять Добренькова в соавторы ), «на факультете методично, на протяжении многих лет разрушается учебный процесс и научная работа» .

По мнению профессора Андрея Здравомыслова, «в настоящее время преподавание социологии на соцфаке МГУ идет вне мирового социологического дискурса, ориентируясь на консервативный и изоляционистский подход». Прокламируемую Добреньковым ориентацию на «уваровскую триаду» (в редакции: «православие, государственность, народность») Здравомыслов назвал «мракобесием» .

По мнению директора Центра социальной политики и гендерных исследований Павла Романова, катастрофическая ситуация на социологическом факультете МГУ отразила деградацию всей российской социологии, которая отягощена «погружением в собственную исключительность, некритическим отношением к своим успехам и достижениям, жаждой ресурсов и власти, изоляционизмом по отношению к мировой науке» . Однако он согласился с редактором журнала «Логос», социологом Александром Бикбовым в том, что на социологическом факультете МГУ эти тенденции достигли крайней и вопиющей формы.

Обвинения в низком уровне учебников Добренькова

Сотрудники Центра независимых социальных исследований в открытом письме следующим образом охарактеризовали изданные Добреньковым учебники: «По мнению нашего профессионального сообщества, тексты В. И. Добренькова безусловно имеют право на существование, хотя, по правде говоря, они очень далеки от представлений о современной учебной литературе, поскольку базируются на постулатах научного коммунизма. То, что все студенты нашей страны получают представление о социологии из этих учебников, факт огорчительный» . Более твердую и нелицеприятную оценку качества учебников дала вневедомственная Рабочая группа при Общественной палате РФ, а также ряд независимых экспертиз, которые обнаружили в тексте учебников обширный (см. далее).

Экспертиза по вопросу о плагиате

Весной 2007 г. ОД-групп заказала независимым специалистам экспертизу трех факультетских учебников (два - авторства Добренькова и Кравченко и один - написанный Кравченко) на предмет плагиата. Экспертиза выявила масштабные, целыми страницами, заимствования в этих учебниках. 24 мая результаты экспертизы были распространены на заседании комиссии при Общественной палате . Экспертизе были подвергнуты следующие учебники:

  • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. Теория и методология. М.: ИНФРА-М, 2003 .
  • Кравченко А. И. История социологии: Учебник. М.: Издательство Проспект, 2006 .
  • Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. М.: Инфра-М, 2007

Во всех трех случаях выборочная проверка «показала масштаб заимствования авторами чужих текстов, в большинстве случаев без оформления соответствующих ссылок. Проверка показала активное использование авторами чужих текстов или их фрагментов, дословно или с помощью легкой перефразы, при отсутствии ссылок на использованные работы, что позволяет говорить о явном плагиате» . Кроме того, в первом случае указывается «на искажающие смысл цитирования, вырванные из контекста оригинальных работ» , во втором констатируется, что «большая часть данного учебника входила в разнообразные учебные пособия, а именно:
1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. История зарубежной социологии. (Серия: Классический университетский учебник) М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология Т.1. Теория и методология. М.: ИНФРА-М, 2003. »
, что по мнению экспертов показывает не только распространенность автоплагиата, но и заставляет задуматься над тем, не выполнены и эти учебные пособия аналогичными способами".

В качестве одного из примеров плагиата приводилась фраза учебника, где Добреньков сообщает о себе:

Обвинения со стороны студентов

Среди студентов соцфак МГУ называют «Самым зелёным факультетом» (по цвету долларов) и «ПТУ при МГУ» ; распространена также поговорка: «Одни идут поступать в Московский университет, а другие - на социологию » .

Обширный список обвинения был выдвинут в отношении Добренькова и установленных им порядков на кафедрой студенческой инициативной группой (OD group) весной 2007 г. В заявлении студентов утверждалось:

«Учиться невыносимо скучно, а учить хорошо невозможно »; «образование на факультете - только фикция»; «Жизнь в стенах факультета - это казарма ».

Студенты обвиняли Дорбенькова в том, что он изгоняет с факультета признанных учёных, заменяя их молодыми некомпетентными карьеристами; студентов не знакомят с современным состоянием науки, скрывают от них информацию о выступлениях международных учёных и блокируют студенческий обмен с зарубежными вузами; деньги по грантам, получаемым факультетам, передаются не тем, кто выполняет работы, а посторонним лицам, отчего у преподавателей исчезает стимул к работе; преподавателей заставляют читать курсы по «бессодержательным учебникам», написанным лично Добреньковым; насаждается доносительство; наконец, Добреньков распространяет на факультете националистические брошюры и сгоняет студентов на лекции их авторов. В качестве примера последних приводилась брошюра «Почему зачищают Землю Русскую?», в которой «развязывание мировых войн и инициатива создания атомной бомбы» приписывается масонам, утверждается, что «сионистское лобби … определяет политику США и Великобритании; держит в своих руках мировую финансовую систему (в частности - выпуск долларов), практически контролирует все крупнейшие СМИ, средства коммуникации и связи», Россия называется «Страной-Праведником», а Америка - «Страной-Зверем», на полном серьёзе в качестве достоверного источника цитируются «Протоколы сионских мудрецов».

Конфликт со студентами

С марта 2007 г. ряд студентов социологического факультета, вместе с которыми выступали также студенты других факультетов и активисты политических организаций (OD group), требовал отставки Добренькова; утверждалось, что уровень преподавания на факультете падает и идеологизировался; события вызвали значительный общественный резонанс (подробнее см. в статье ). В частности, были выдвинуты обвинения, касающиеся и лично Добренькова. Конфликт начался с вопроса о высоких ценах в студенческой столовой, принадлежащей сыну Добренькова; по словам студентов, когда они пожаловались декану на то, что в столовой обед стоит 400 рублей, тот ответил, что «бедные на факультете не учатся». 28 февраля 2007 г. вызванная Добреньковым милиция арестовала студентов, раздававших листовки с протестом против цен в столовой. Этот случай радикализировал студентов: при участии активистов либерально-правозащитных и левых молодежных организаций была создана студенческая инициативная группа (OD-Group ), выдвинувшая ряд требований по улучшению качества образования и прекращению мелочного контроля за студентами и преподавателями (см. выше) .

Требования студентов были поддержаны социологическим сообществом, давно уже недовольным положением на факультете. Открытые письма в поддержку студентов написали декан факультета социологии Государственного университета гуманитарных наук, бывший директор Института социологии РАН, профессор Владимир Ядов, академик РАН, декан факультета «Московская школа социальных и экономических наук» АНХ при Правительстве РФ Татьяна Заславская, профессор Андрей Здравомыслов, социологи Центра независимых социологических исследований, Санкт-Петербургская ассоциация социологов .

Сам Добреньков утверждал, что студенческие волнения - провокация и «рейдерский наезд», организованные его конкурентами по выборам на должность декана и «прозападными» социологами, недовольным его «патриотической» позицией. Кроме того, он предъявлял протестантам политические обвинения и направил президенту Путину и депутатам Государственной думы письмо, в котором заявлял, что OD-Group проплачена «определёнными политическими силами прозападной ориентации», использует «технологию цветной студенческой революции для захвата власти», их деятельность носит «экстремистский характер» и нацелена на то, чтобы «сформировать протестные настроения и направить их против существующего порядка страны».

Скандал с телеграммой М. Вивьёрки

1 июня 2009 г., при праздновании 20-летнего юбилея социологического факультета на его сайте среди поздравлений, подписанных премьер-министром России В. В. Путиным, французским философом А. де Бенуа и др. лицами, появился текст приветственного адреса президента Международной социологической ассоциации Мишеля Вивьёрка . Через несколько дней ректору МГУ от М. Вивьёрка поступило письмо, в котором в весьма резких выражениях это приветственное письмо было названо подложным. Факт публикации такового назван «грязными и неправомерными действиями»; кроме того, М. Вивьёрка заявил, что в 2007 г. «горячо поддерживал тех российских студентов-социологов, которые протестовали против коррупции и презрения к реальной социологии» на факультете и заявлял:

В ответ на это заявление факультет опубликовал факсимиле письма М. Вивьёрка, подписанного за несколько месяцев до того (в октябре 2008 г.) во время его пребывания в Москве на III Международном социологическом конгрессе , а через несколько дней - открытое письмо-обращение коллектива факультета . В свою очередь Вивьёрка ответил, что действительно по просьбе доцентов МГУ И. К. Масалкова и И. Н. Чудновской из вежливости написал несколько поздравительных строк, однако ему не пришло в голову связать этот эпизод с официальным поздравлением, так как он выступал от своего имени, а не как президент международной социологической ассоциации. «Я признаюсь, что ошибся, говоря о фальсификации. Скорее, речь идет о манипуляции» - заявил Вивёрка .

Следует отметить, что Вивьёрка начал свое выступление на III Социологическом конгрессе с благожелательных слов о солидарности протестовавших студентов , что было воспринято присутствовавшими как замаскированный выпад против Добренькова и Садовничего .

Обвинения в поддержке лжеучёных на почве гомофобии

В июне 2008 г. Добреньков пригласил в МГУ американского исследователя Пола Камерона и устроил с его участием круглый стол «Социальные нормы и перспективы развития общества», на котором Камерон прочел доклад «Гомосексуализм и демографические проблемы» .

Сам Добреньков заявил в своем выступлении, что «мир погружается во мрак невежества и разврата». «Ну, о каких еще правах гомосексуалистов и лесбиянок можно говорить при этом?! Все эти попытки проведения гей-парадов, введения полового воспитания - это растление нашей молодежи, которой наше общество должно сказать чёткое и ясное „нет!“, в противном случае мы потеряем Россию». Поэтому, по его словам, «наша миссия сегодня заключается в том, чтобы (…) заставить общество прислушаться к голосу учёных и трезвых людей» .

Между тем, как отмечает профессор Андреас Умланд, «доктор Камерон имеет репутацию псевдоучёного, прославившегося своими предвзятыми статьями о гомосексуалистах. Качество публикаций Камерона было настолько низким, что в ответ на его статьи последовал ряд реакций научных организаций США, одной из которых было высказывание Американской социологической ассоциации в 1986 году о том, что „Пол Камерон - не социолог“». Лидеры российского -движения обвинили Добренькова в , отметив, что Камерон был официально осуждён социологическим и психологическим сообществами США и Канады за систематическую подтасовку и искажения в своих исследованиях и исключён из Американской психологической ассоциации за нарушение этических принципов. Отмечалось также, что правозащитники причисляют основанный Камероном «Институт исследования семьи» к «группам, разжигающим ненависть» .

Профессор Калифорнийского университета писал по этому поводу:

  • Возьмите одного американского гомофобного активиста, который случайно получил степень доктора философии в области психологии и был осужден крупными профессиональными объединениями психологов и социологов, на родине и в Канаде.
  • Добавьте один факультет русского университета, где обучение некачественное, преподаватели не публикуются в академических журналах, декан был обвинен в плагиате, а в студенческих работах поощряется ксенофобия.
  • Приправьте это сезоном, когда сомнительные результаты исследований были опубликованы в малопрестижном академическом журнале.

Вот рецепт недавнего визита Пола Камерона на социологический факультет Московского государственного университета.

Труды

  • Неофрейдизм в поисках истины. (Иллюзия и заблуждения Э.Фромма). М. Мысль., 1974;
  • Классическая социология 19-20 веков. 2 тт. М. 1997 (отв. ред., автор предисловия);
  • Социология. М., Гардарики, 2000;
  • Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, В. А. Шаповалов. Социология молодежи. Для студентов вузов. 2001
  • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Социология. Краткий курс. 2001
  • Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 тт: Т. 1: Методология и история, Т. 2: Социальная структура и стратификация, Т. 3: Социальные институты и процессы (2001)
  • Добреньков В. И., Костюченко Л. Г. Примерная программа дисциплины `Социология` федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. 2001
  • В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев. Общество и образование (2003)
  • Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология. В 15 томах. Том 1. Теория и методология. 2003
  • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Фундаментальная социология. В 15 томах. Том 2. Эмпирическая и прикладная социология
  • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Фундаментальная социология. В 15 томах. Том 3. Методика и техника исследования
  • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Фундаментальная социология. В 15 томах. Том 4. Общество: статика и динамика (2004)
  • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Фундаментальная социология. В 15 томах. Том 5. Социальная структура. (2004)
  • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Фундаментальная социология. В 15 томах. Том 6. Социальные деформации (2005)
  • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Фундаментальная социология. В 15 томах. Том 7. Человек. Индивид. Личность (2007)
  • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Фундаментальная социология. В 15 томах. Том 9. Возрасты человеческой жизни (2005)
  • Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. Социология (2006)
  • В. И. Добреньков. Психоаналитическая социология Эриха Фромма (2006)
  • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Социология (2008)
  • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Социальная антропология (2008)

Примечания

  1. Интеллектуалы имеют значение
  2. Эрудированный неофашистский публицист д-р Андреас Умланд. «Консервативная революция»: имя собственное или родовое понятие? //Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры (русское издание), 2006, № 1 Автор - историк, преподаватель в университетах Йены и Киева , член редколлегии журнала. Журнал издается кафедрой Новейшей истории Центральной и Восточной Европы Католического университета г. Айхштетт (ФРГ) совместно с Институтом Восточноевропейских исследований,
  3. Борис Ковалев. Кристаллнахт-2008. Свои и чужие фашисты Автор - доктор исторических наук, профессор Новгородского государственного университета
  4. Anton Shekhovtsov. The Palingenetic Thrust of Russian Neo-Eurasianism: Ideas of Rebirth in Aleksandr Dugin’s Worldview // Totalitarian Movements and Political Religions, Published By: Routledge , 9/4 (2008), pp. 491-506.
  5. Владимир Добреньков: Не хочу и не могу молчать
  6. Личное дело декана?
  7. http://www.socio.msu.ru/documents/welcome/pismo1.pdf
  8. Заключение о преподавательском составе и учебных материалах отдельных кафедр факультета социологии МГУ им. М. В. Ломоносова

Социальная антропология : Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2009. - 688 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003638-0 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/192568 читать

978-5-16-003638-0

Добреньков Владимир Иванович

Социология : учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 624 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/923502 читать

978-5-16-003522-2

Добреньков Владимир Иванович

: учебник / В.И. Доб-реньков, А.И. Кравченко. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 768 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/1008978 читать

978-5-16-014888-5

В учебнике рассматриваются методология, методики и техники социологического исследования. Особое внимание уделено видам социологического исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования, форме представления данных и их анализу. Описаны виды и формы работы социологов, их место и роль в современном мире. Большое внимание уделяется формированию социологических анкет, проблемам их создания. Важное место уделено опросным методам. Безусловный интерес представляет глава, посвященная методам политических исследований. Большой раздел посвящен неопросным методам. Отдельно рассматривается применение тестов в прикладной социологии. Завершает книгу глава, в которой описаны наиболее известные в мире социологические исследовательские центры. Книга адресована прежде всего студентам и аспирантам, а также преподавателям социологических факультетов. Она интересна не только ученым-исследователям, но и всем, кто интересуется социологической наукой.

Добреньков Владимир Иванович

Социальная антропология : Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2008. - 688 с.: 60x90 1/16. - (Классический университетский учебник). (п) ISBN 978-5-16-002219-2 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/143012 читать

978-5-16-002219-2

Добреньков Владимир Иванович

Методы социологического исследования : Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 768 с.: 60x90 1/16. - (Классический университетский учебник). (п) ISBN 978-5-16-002113-3 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/136303 читать

978-5-16-002113-3

Добреньков Владимир Иванович

Методы социологического исследования : Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2009. - 768 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003457-7 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/171299 читать

978-5-16-003457-7

Добреньков Владимир Иванович

Общество и образование / В.И. Добреньков, В.Я. Нечаев. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 381 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 5-16-001504-3 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/63119 читать

Добреньков Владимир Иванович

Социология : Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-003522-2 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/390404 читать

978-5-16-003522-2

Добреньков Владимир Иванович

Социология : Учебник / Добреньков В.И., Кравченко А.И. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 624 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-003522-2 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/553436 читать

978-5-16-003522-2

Книга представляет собой краткий вариант получившего широкую известность трехтомного труда тех же авторов «Социология». В книге освещаются теоретико-методологические вопросы, которые обязан знать будущий социолог-профессионал, и базовые темы отраслевых направлений социологии. Речь идет о прикладной и эмпирической социологии, построении программы полевого исследования, социологических теориях классов, феномене среднего класса, бедности и неравенстве, социальной мобильности, фундаментальных институтах общества и социальном контроле. Для студентов социологических факультетов, отделений и кафедр, преподавателей социологии и аспирантов, а также научной общественности, интересующейся самой интересной и сложной наукой об обществе.

Добреньков Владимир Иванович

Социология : учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - Москва: ИНФРА-М, 2019. - 624 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст: электронный. - URL: http://сайт/catalog/product/1007975 читать

978-5-16-003522-2

Книга представляет собой краткий вариант получившего широкую известность трехтомного труда «Социология» тех же авторов. В книге освещаются теоретико-методологические вопросы, которые обязан знать будущий социолог-профессионал, и базовые темы отраслевых направлений социологии. Речь идет о прикладной и эмпирической социологии, построении программы полевого исследования, социологических теориях классов, феномене среднего класса, бедности и неравенстве, социальной мобильности, фундаментальных институтах общества и социальном контроле. Для студентов социологических факультетов, отделений и кафедр, преподавателей социологии и аспирантов, а также научной общественности, интересующейся самой интересной и сложной наукой об обществе.