Меню Рубрики

К какому периоду правления относятся. Образцы заданий

1

«Поляне Кий

«Повесть временных лет»



Основные даты и события.

1240 – Невская битва

Ответ.

Билет 7. Вопрос 2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «реабилитация», «совнархоз», «освоение целины»? Объясните, какие характерные черты этого периода они отражали.

Перечисленные понятия относятся к периоду, вошедшему в историю как «оттепель».

Реабилитация - 1. восстановление в правах; 2. восстановление доброго имени, репутации.

Совнархоз – Совет народного хозяйства - название местного органа управления промышленностью и строительством (в 1957 - 1965 гг.).

Целина – земли, покрытые естественной растительностью, которые веками не распахивались. Массовое освоение целины в СССР (Казахская ССР, Сибирь, Урал, Поволжье и др. районы) проводилось в 1954-60. Распахано 41,8 млн. га.

Билет 8. Вопрос 2. Сравните периоды восстановления хозяйства России, СССР после Гражданской войны и после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Объясните, в чем заключались общие черты и различия.

Восстановление хозяйства России после Гражданской войны Восстановление хозяйства России после Великой Отечественной войны
См. Билет 16. Вопрос 1. (вторая часть – о новой экономической политике) После войны разрабатывались разные планы восстановления хозяйства страны. В том числе рассматривался и опыт НЭПа. Предполагалось как и тогда перейти к свободной торговле, разрешить частную торговлю наряду с государственной. Но Сталин отверг эти проекты. Произошло резкое ужесточение политического режима. Культ личности Сталина достиг вершины. Восстановление хозяйства проводилось в годы 4-й пятилетки. Несмотря на жесткие меры экономического принуждения к началу 50-х гг. экономика страны была полностью восстановлена.

Общие черты заключались в радикальном вмешательстве государства в экономическую жизнь. Только, в первом случае можно отметить значительную долю свободу в экономической сфере, а во втором случае, напротив, жесткий контроль за экономикой со стороны государства.



Билет 9. Вопрос 2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «гласность», «политический плюрализм», «парад суверенитетов»? Объясните, какие черты, процессы этого периода отражали названные понятия.

Перечисленные понятия относятся к периоду правления М.С.Горбачева и проводимой им перестройки.

Гласность – открытость, доступность информации для общественного ознакомления, обсуждения.

Политический плюрализм – характеристика демократической политической системы общества, при которой население страны имеет возможность для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).

Парад суверенитетов – процесс обретения независимости, начавшийся с приходом к власти в СССР М. С. Горбачёва и начатой им перестройки . Развал СССР повлёк за собой образование новых государств на постсоветском пространстве.

Перестройка - термин, вошедший в широкое употребление с сер. 80-х гг. 20 в. и обозначавший курс на реформирование тоталитарной системы в СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с М. С. Горбачевым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом (гласность, политический плюрализм, окончание «холодной войны» и др.). К кон. 80-х нач. 90-х гг. в результате противоречивости и непоследовательности в осуществлении перестройки произошло обострение кризиса во всех сферах жизни общества, что в конечном итоге привело к краху социалистической системы и распаду СССР.

Ключевые даты

1822-1823 гг. - разработка плана военного переворота: вооруженный захват власти без учас­тия народа по примеру успешного переворота в Испании в 1821 г. О Как вы думаете, могли ли дека­бристы реально рассчитывать на поддержку народа? От­вет обоснуйте.)

19 ноября 1825 г. - неожиданная смерть Александра I. Период междуцарствия. О Чем вы­зван? Ответ: отречением брата Александра I Константи­на от прав на престол.)

14 декабря 1825 г. - восстание на Сенатской площади. Необходимо кратко описать планы де­кабристов и причины их нереализованное™.

Июль 1826 г. - завершение судебного про­цесса над декабристами.

Причины поражения восстания:

Недостаточная подготовленность;

Нерешительная тактика;

Узость социальной базы (по словам В. И. Ле­нина, «страшно далеки они от народа»).

Значение:

Первое революционное выступление в исто­рии России;

Николай I воспринял восстание декабрис­тов как дворцовый переворот, направленный лично против него, что в дальнейшем наложило отпечаток на его внутриполитический курс.

Ключевые даты этого этапа

9 января - Кровавое воскресенье. Расстрел мирной демонстрации рабочих в Петербурге по­служил поводом к началу революции.

Февраль - март - массовые демонстрации и забастовки во всех регионах страны.

Май - июнь - стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Начало создания Советов рабочих депутатов как альтернативных органов власти.

14-24 июня - восстание на броненосце «По­темкин». Причина - злоупотребления офице­ров. Показало правительству, что на вооружен­ные силы в полной мере рассчитывать нельзя, и вызвало первые уступки с его стороны.

Август - проект закона о Булыгинской думе (по фамилии министра внутренних дел А. Г. Булыгина - главного разработчика этого проекта.) - попытка создания законосове­щательной Думы. Это была явно запоздалая ус­тупка, которая не удовлетворила ни одну общест­венную силу, кроме монархистов.

7-17 октября - Всероссийская октябрьская стачка, кульминация революции. Участвовало более 2 млн человек. Парализовала экономиче­скую жизнь, вынудила правительство пойти на серьезные уступки.

17 октября !!! - манифест «Об усовершенст­вовании государственного порядка». Дарованы демократические права и свободы, объявлено о проведении выборов в законодательный парла­мент - Государственную думу и о создании Сове­та министров (первый председатель - С. Ю. Вит­те, он же - инициатор издания Манифеста 17 октября и избирательного закона).

11-15 ноября - восстание моряков Черно­морского флота, солдат Севастопольского гарни­зона и рабочих порта и Морского завода под руко­водством лейтенанта П. П. Шмидта. Подавлено.

9-19 декабря - Московское вооруженное восстание. В ходе боев на Пресне большевики попытались поднять всеобщее вооруженное восста­ние. Окончилось неудачей.

Второй этап (1906 - 3 июня 1907 г.) ха­рактеризуется спадом вооруженной борьбы, пе­реходом ее в русло парламентской борьбы в I и II Государственной думе. Все это происходило на фоне активизации крестьянских выступлений и ответных карательных акций правительства, политической борьбы различных партий.

Ключевые даты этого этапа

Март - апрель 1906 г. - проведение выбо­ров в I Государственную думу.

23 апреля 1906 г. - издание новой редакции Основных законов Российской империи: Россия юридически перестала быть абсолютной монар­хией.

27 апреля - 8 июля 1906 г. - I Государст­венная дума. Основным вопросом в Думе стал аграрный: «про­ект 42-х» кадетов и «проект 104-х» трудовиков. Дума досрочно распущена по обвинению в негативном влиянии на общество.

20 февраля - 2 июня 1907 г. - II Государ­ственная дума. По составу оказалась радикаль­нее предыдущей: первое место у трудовиков, вто­рое - у кадетов. Основной вопрос - аграрный.

3 июня 1907 г. - государственный перево­рот: роспуск II Думы. Николай II своим указом изменил избирательный закон без санкции Ду­мы, что являлось нарушением Основных законов1906 г. Это событием стало окончанием револю­ции.

Итоги революции:

Главный итог - изменение формы правле­ния в России. Она стала конституционной (огра­ниченной) монархией;

Правительство было вынуждено приступить к проведению аграрной реформы и отменить вы­купные платежи;

Несколько улучшилось положение рабочих (повышение заработной платы, сокращение рабо­чего дня до 9-10 часов, введение пособий по бо­лезни, но, правда, не на всех предприятиях).

Вывод: в целом революция носила незавер­шенный характер. Стоявшие перед страной про­блемы она решила только наполовину.

К 10 июля фашисты, продвигаясь в трех стратеги­ческих направлениях (московском, ленинградском щ киевском), захватили Прибалтику, значительную часть Белоруссии, Молдавии, Украины.

10 июля -.10 сентября - Смоленское сражение, по­теря города, окружение соединений Красной армии, продвижение фашистов к Москве.

11 июля - 19 сентября - оборона Киева, потеря го­рода, окружение четырех армий Юго-Западного фронта.

5 декабря 1941 г. - 8 января 1942 г. - контрнаступ­ление Красной армии под Москвой, немцы отброше­ны на 120-250 км. Стратегия молниеносной войны про­валилась.

9 января - апрель - наступление Красной армии, освобождены Московская и Тульская области, районы Калининской, Смоленской, Рязанской, Орловской областей.

17 июля - 18 ноября - оборонительный этап Ста­линградской битвы, сорваны планы германского ко­мандования по молниеносному захвату города.

5 июля - 23 августа - битва на Курской дуге (12 июля- танковое сражение под Прохоровкой), окончательный переход стратегической инициативы к Красной армии.

25 августа - 23 декабря - битва за Днепр, освобож­дение Левобережной Украины, Донбасса, Киева (6 но­ября).

13 января - 25 апреля - Восточно-Прусская опера­ция, взят Кенигсберг, главный укрепленный плацдарм Восточной Пруссии.

16 апреля - 8 мая - Берлинская операция, взятие Берлина (2 мая), капитуляция Германии (8 мая).

Билет 20. Вопрос 2. С какими событиями отечественной истории связаны понятия «выкупные платежи», «отрезки», «уставные грамоты», «временнообязанные крестьяне»? Объясните, как они характеризуют эти события.

Перечисленные понятия относятся к реформе Александра II – отмена крепостного права в России.

19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостного права и «Положение 19 февраля», в котором разъяснялись условия освобождения. Крестьяне получили личную свободу и ряд граж­данских прав, а также надел земли.

Временнообязанные крестьяне: крестьянин продолжал платить оброк и нести другие повинности, пока не накопит 20- 25% выкупной суммы;

Выкупные платежи: 75- 80% выкупа помещикам сразу выплачивала каз­на, 20-25% платил крестьянин. Сумма выку­па, уплаченного государством, взыскивалась с крестьянина в течение 49 лет с процентами.

Размер выкупа определялся на основе принципа капитализации оброка из расчета 6% годовых, т. е. нужно было внести такой капитал, который, будучи положен в банк, приносил бы помещику в качестве 6% годовых сумму, равную прежнему годовому оброку.

УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ фиксировали отношения помещика с временнообязанными крестьянами по Положениям 19 февраля 1861, устанавливали размер надела и повинности за пользование им.

ОТРЕЗКИ - часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 в пользу помещиков. Отрезки в основном производились, если надел превышал высшую норму, установленную «Положениями» 19 февраля 1861.

Билет 1. Вопрос 2. К какому периоду истории России относятся названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На какие две группы их можно разделить? Объясните, чем отличались эти группы.

Названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры относятся к началу ХХ века, а именно к периоду появления политических партий в России. (Официальное формирование политических партий в России связано с подписанием Николаем II Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»)

РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия (1898 г., лидер – В.И.Ленин (большевики), Г.В.Плеханов (меньшевики)

Кадеты – Конституционно-демократическая партия (октябрь 1905 г., лидер – П.Н.Милюков)

Эсеры – Партия социалистов-революционеров (1902 г., лидер – В.М.Чернов)

1. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как он назывался. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И были три брата: один по имени Кий , другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев . Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».

«Повесть временных лет» (общерусский летописный свод, составлен в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. Нестором. Текст включает летописные своды 11 в. и другие источники. История Руси в «Повести временных лет» связана со всемирной историей и историей славянства. Положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.) Вывод сделан на основании того, что в документе описывается легенда об основании Киева тремя братьями.

Билет № 2. Вопрос 1. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII в.

Основные даты и события.

1223 – первое столкновение русских войск с монголо-татарскими войсками на реке Калка (русские потерпели поражение)

1236 – разгром монголо-татарами Волжской Булгарии

1237 – 1238 – I поход Батыя на Русь

1239 – 1242 – II поход Батыя на Русь

1240 – Невская битва

1242 – Ледовое побоище на Чудском озере

1252 – 1263 – годы правления Александра Невского

Для ответов на задания этой части (31-35) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

«В разгар петербургской всеобщей стачки Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю пе­тиции о нуждах рабочих. Петиция начиналась словами: «Государь! Воззри на наши страдания!», а кончалась требованиями созыва Учредительного собрания. Воскресным утром 9 января, когда ра­бочие с жёнами и детьми направились к Зимнему дворцу, полиция и войска открыли по ним огонь, было много убитых, воскресенье было названо «кровавым».

Весть о событиях в столице разнеслась мгновенно, в разных кон­цах страны начались грандиозные забастовки. В мае 1905 г. нача­лась всеобщая стачка иваново-вознесенских ткачей, в ходе которой возник Совет уполномоченных. Весной резко увеличилось число выступлений крестьян. Волнения и открытые вооружённые выступ­ления вспыхивали в армии и на флоте. Крупным событием револю­ции стало вооружённое восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический». После неудачной попытки привлечь на свою сторону экипажи кораблей эскадры, присланной для подавления восстания, броненосец ушёл в Румынию и сдался властям. Высший подъём ре­волюционного движения приходится на осень и зиму. Забастовки охватили всю страну и переросли во Всероссийскую Октябрьскую политическую стачку: бастовало свыше 2 млн человек. Правитель­ство уже теряло контроль над ситуацией. Дело шло к свержению монархии, когда С.Ю. Витте и великий князь Николай Николаевич уговорили царя пойти на уступки.

17 октября 1905 г. царским Манифестом России были дарованы «незыблемые основы гражданской свободы»: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов, законодательная Государственная дума. Манифест внёс раскол в революционное движение. Либералы, получившие возможность легально создавать политические партии, призывали прекратить революционную борьбу и действовать через Думу законными мето­дами. Большая часть рабочих и интеллигенции также считали, что борьбу надо прекратить. Многие эсеры и меньшевики считали, что надо отказаться от насилия. Но большевики призывали к продолже­нию вооружённой борьбы с царизмом. В результате революционное движение стало терять свою широту и массовость. Одновременно активизировались реакционные монархические силы».

Укажите имя императора, правившего Россией в период вре­мени, о котором идёт речь в тексте. Укажите год, события ко­торого описаны в тексте. В каком году завершилась револю­ция в России, описание событий которой дано в тексте.

Показать ответ

В ответе должны быть указаны:

1) Николай Второй;

В третьем абзаце текста найдите и запишите предложение, где описаны права, даруемые Манифестом российскому народу. Выпишите из текста не менее двух событий, которые застави­ли императора пойти на уступки народу. Назовите одно по­следствие публикации Манифеста.

Показать ответ

В ответе должно быть указано предложение:

«17 октября 1905 г. высочайшим Манифестом России были дарованы «незыблемые основы гражданской свободы»: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов, законодательная Государ­ственная дума».

Могут быть указаны следующие события:

1) «кровавое воскресенье»; 2) стачка в Иваново-Вознесенске; 3) восста­ние на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»; 4) Всероссий­ская октябрьская политическая стачка.

Может быть названо последствие:

1) либералы призывали прекратить революционную борьбу;

2) большевики призывали к продолжению вооружённой борьбы с цариз­мом;

3) революционное движение стало терять свою широту и массовость;

4) активизировались монархисты.

В период правления Алексея Михайловича в Москве про­изошёл Соляной бунт. Это было одно из наиболее крупных городских восстаний середины XVII века в России: массовое выступление низших и средних слоёв населения посадов, го­родов.

1) Назовите год, когда был бунт.

2) Укажите одну причину бунта.

3) Назовите одно последствие народного выступления.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) Значительно выросли налоги; соль была основным консервантом для продуктов, а цены на неё выросли многократно.

3) Было принято решение установить новые законы; было принято Со­борное уложение.

После Бородинской битвы М.И. Кутузов взял на себя ответ­ственность сдать Москву французам, чтобы сохранить ар­мию. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих, что эти действия были правильными.

Показать ответ

Могут быть приведены следующие факты:

2. Нашествие Батыя.

2.1. разорение Северо-Восточной Руси 1237 - 1238 гг.;

2.2. битва на реке Сить, 1238 г.;

2.3. оборона Козельска;

2.4. разорение южных и юго-западных княжеств.

3. Признание зависимости от монгольских ханов, 1243 г.

4. Формы зависимости.

4.1. ярлыки;

4.2. дань - ордынский выход;

4.3. перепись населения, 1257 г.

5. Борьба с владычеством Золотой орды: Куликовская битва, 1380 г., сожжение Москвы Тохтамышем, 1382 г.

6. Иван III. Стояние на Угре - обретение независимости.

При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Начало научно-технической революции в СССР относится к периоду

1) второй половины 1940-х гг.

2) середины 1950-х гг.

3) конца 1960-х гг.

4) середины 1980-х гг.

А2. Денежные реформы в СССР были проведены в

1) 1947, 1961 гг.

2) 1953, 1965 гг.

3) 1964, 1982 гг.

4) 1956, 1985 гг.

А3. В 1968 г. произошло событие

1) начало освоения целинных земель в Казахстане

2) введение советских войск в Чехословакию

3) принятие «брежневской» Конституции

4) Карибский кризис

А4. Застой в развитии экономики называется

1) инфляция

2) девальвация

3) стагнация

4) эмиссия

А5. Взаимоотношения СССР и стран Запада первой половины 1970-х гг. получили название

1) «разрядка напряженности»

2) «холодная война»

3) «новое мышление»

4) «еврокоммунизм»

А6. Территориальные органы управления экономикой, созданные во второй половине 1950-х гг., получили название

1) отраслевые министерства

2) научно-производственные объединения

3) государственные комитеты

4) совнархозы

А7. Проведение политики перестройки предполагало

1) укрепление руководящей роли партийной номенклатуры

2) прекращение критики политики Советского государства

3) обязательное проведение приватизации собственности

4) отказ от цензуры средств массовой информации

А8. Какие из перечисленных мер относятся к реформам 1965 г. в области сельского хозяйства?

А) увеличение финансирования сельского хозяйства

Б) ликвидация МТС

В) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию

Г) преобразование колхозов в совхозы

Д) принятие программы химизации и мелиорации

Е) установление пенсий колхозникам

Укажите верный ответ.

А9. Стремление советского руководства к достижению военно-стратегического паритета с США привело к

1) росту уровня жизни советских граждан

2) демилитаризации промышленности

3) прекращению гонки вооружений

4) возрастанию роли ВПК

А10. Экономическая политика, проводимая в период руководства М. С. Горбачева, привела к

1) росту темпов промышленного развития

2) формированию частного сектора в экономике

3) отказу от закупок продовольствия за границей



4) широкому внедрению наукоемких производств

А11. Что было причиной обострения межнациональных отношений в конце 1980-х – начале 1990-х гг.?

1) несостоятельность национальной политики руководства СССР

2) отсутствие в республиках собственных органов власти и управления

3) принятие новой Конституции СССР

4) стремление руководства республик войти в состав других государств

А12. Прочтите относящийся к 1960-м гг. отрывок из воспоминаний советского экономиста, академика Е. С. Варги и укажите, какой слой людей имел в виду автор.

«Ход рассуждения… примерно таков: Мы – избранная часть общества, лучшая, самая умная. Мы ответственны за Советское государство… Мы должны все спланировать, все предписать, все проконтролировать: что и когда возделывать крестьянам, когда им снимать урожай, сколько поставить государству… Мы должны планировать промышленное производство… установленный нами план является законом. Мы призваны планировать развитие науки и предписывать ученым, как они должны вести свои исследования… Мы обязаны предписывать писателям и художникам, как и что им творить, чтобы принести пользу народу и служить социализму».

1) интеллигенцию

2) бюрократию

3) рабочих

4) сельское население

А13. Прочтите отрывок из письма к Всесоюзному съезду Союза советских писателей и укажите автора.

«Литература, которая не есть воздух современного ей общества, которая не смеет передать обществу свою боль и тревогу… не заслуживает даже названия литературы.

Уже три года ведется против меня, всю войну провоевавшего командиром батареи… безответственная клевета: что я срок отбывал как уголовник или сдался в плен, “изменил Родине”, “служил у немцев”. Так истолковываются 11 лет моих лагерей и ссылки, куда я попал за критику Сталина».

1) М. Булгаков

2) Б. Пастернак

3) В. Астафьев

4) А. Солженицын

Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

В1. Прочтите отрывок из воспоминаний военного историка и напишите пропущенную в тексте фамилию.

«…Главнокомандующий Объединенными силами Варшавского Договора Маршал Советского Союза И. С. Конев… поставил боевую задачу: “ликвидировать контрреволюционный мятеж в Будапеште”. Для этого корпус усилился танками, артиллерией и воздушно-десантными войсками. Боевая операция проводилась по указанию нашего высшего партийного и государственного руководства во главе с ____________________».

Ответ: Хрущев.

В2. Прочтите отрывок из заявления Генерального секретаря ЦК КПСС и напишите фамилию автора.

«…Правительства СССР и Республики Афганистан договорились установить конкретную дату начала вывода войск в течение 10 месяцев. Дата эта установлена, исходя из того, что подписание соглашений об урегулировании состоится не позже 15 марта 1988 г.»

Ответ: Горбачев.

В3. Установите соответствие между экономическими мерами, проводимыми в СССР в 1940-1980-е гг., и инициаторами их проведения – политическими деятелями.

Ответ: 3421.

В4. Установите соответствие между названиями периодов советской истории и их датами.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: 3541.

В5. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями, процессами произошедшими с их участием.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: 3425.

В6. Установите соответствие между международными событиями, в которых участвовали СССР, РФ, и их датами.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: 3421.

В7. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) создание танка Т-34

Б) первый полет человека в космос

В) запуск первой атомной электростанции в СССР

Г) авария на Чернобыльской атомной электростанции

Ответ: АВБГ.

Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) создание СЭВ

Б) создание ООН

В) создание Лиги Наций

Г) создание ОБСЕ

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: ВБАГ.

В9. Какие три из перечисленных ниже события произошли в период правления И. В. Сталина? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) запуск первого космического корабля с человеком на борту

2) репрессии против различных народов СССР

3) строительство Днепрогэса

4) Великая Отечественная война

5) Х съезд ВКП(б)

6) «кукурузная эпопея»

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: 234.

В10. Какие три из перечисленных ниже деятеля культуры относятся к послевоенному периоду ХХ в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Д. Шостакович и М. Ростропович

2) К. Малевич и В. Кандинский

3) И. Павлов и Н. Вавилов

4) В. Распутин и В. Астафьев

5) М. Щусев и Ф. Шехтель

6) Г. Свиридов и А. Шнитке

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: 146.

Для ответов на задания части 3 (С) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (C4), рассмотрение исторических версий и оценок (C5), анализ исторической ситуации (C6), сравнение (C7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

С4. Назовите основные последствия решений ХХ съезда КПСС.

С5. Охарактеризуйте сущность политики разрядки международной напряженности.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

К середине 1970-х гг. между СССР и США установился военно-стратегический паритет.

Охарактеризуйте условия появления и содержание понятия «военно-стратегический паритет».

Какое значение имело достижение паритета как для международных отношений в целом, так и для внешней политики СССР?

С7. Сравните социальную политику в СССР в 1945–1953 гг. и в 1953–1964 гг.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).