Меню Рубрики

Летние опыты для детей с солнечным светом. Опыты для детей: создаем космос в домашних условиях

Материал: глобус, биты знаний с изображением планет Солнечной системы, цветные мелки, краски, карта-схема планет Солнечной системы, фломастеры, пластилин, цветные карандаши, зеркало, увеличительное стекло, тарелка, небольшой кусок газеты, стакан с водой, белый лист бумаги, картон, пластмассовая коробка, кубики, пластмассовые игрушки, стеклянная посуда, металлические предметы (9 обручей).

Предварительная работа: в течение нескольких дней во время прогулок проводится наблюдение за небом и солнцем, отмечается состояние погоды. (Погода солнечная, пасмурная. Солнце яркое, на которое нельзя смотреть невооруженным глазом - необходимы солнцезащитные очки или тонированные стеклышки. Солнце закрыто облаками, тучами. Небо лазурно-голубое, серое, грозовое. Чтение стихотворения В. Маяковского «Тучки».)

Ход занятия

Проводится на участке детского сада.

Воспитатель (В.). Ребята, охарактеризуйте, пожалуйста, состояние погоды сегодня.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака, плывущие по небу, скрывают на время Солнце от наших глаз.

В. Как вы думаете, что находится выше - Солнце или облака? Почему вы сделали такой вывод? (Ответы детей.) Правильно, если бы мы с вами отправились в путешествие к Солнцу на самолете, то долетели бы до него только через 36 лет, а над облаками мы поднимаемся на самолете через несколько минут после взлета и хорошо можем их рассмотреть через иллюминатор.

Ребята, давайте расскажем нашему гостю Незнайке, что вы знаете о Солнце. Он почему-то думает, что это маленький мячик желтого цвета, заброшенный высоко в небо, а почему он не падает, он не знает. (Дети смеются и рассказывают.) Солнце - это огромный огненный шар, похожий на мячик по форме, но состоит из расплавленных газов. Солнце — это огромная звезда, очень горячая, к ней нельзя подлететь, потому что сгоришь. Без Солнца было бы совсем плохо всем - и животным, и растениям, и людям, как в стихотворении К. Чуковского «Краденое Солнце». Без Солнца не наступал бы день, и не могли бы мы наблюдать смену весны и лета… (Воспитатель по мере необходимости уточняет рассуждения детей.) А разве зимой и осенью Солнца нет? Есть, но оно не так греет, как летом и весной. Потому что всю зиму лежит снег и не тает, зимой холодно, а весной Солнце согревает Землю и воздух, снег тает, просыпается природа…

Ребята, расскажите Незнайке, как можно проверить, действительно ли Солнце греет.

Опыт 1. (Дети проводят самостоятельно.)

Летом можно босиком ходить по траве, асфальту под открытыми солнечными лучами, ощущать тепло, походить в тени и ощутить прохладу. Предметы, которые находят дети и выкладывают на Солнце - кубики, пластмассовые игрушки, металлические предметы, стеклянную посуду с водой - нагреваются, а в тени остаются холодными.

Дети демонстрируют полученные на предыдущем занятии знания.

В. Правильно, ребята! Прямые солнечные лучи очень горячие, они быстро нагревают предметы, воду в реках, озерах, морях. Они даже могут вызвать ожог на теле человека, если долго загорать, а также могут стать причиной пожара в лесу, если долго не будет дождей. Хотите посмотреть, как это бывает?

Опыт 2. (Проводит воспитатель.)

«Солнечные спички»

На тарелке лежит скомканная газета, в руках у воспитателя - увеличительное стекло. Концентрируя солнечные лучи, направленные на газету, зажигаем ее.

В. Что произошло с газетой, вы видели? Почему она сгорела? Опасны ли такие опыты?

Воспитатель объясняет детям, что солнечные лучи могут быть очень опасными, так как огонь губит все живое. Поэтому с увеличительным стеклом нужно быть очень осторожным, нигде его не оставлять и хранить в местах, недоступных солнечным лучам.

С солнечными лучами можно играть при помощи зеркала, которое отражает солнечные лучи.

Игра «Солнечные зайчики»

Дети пробуют поймать своим зеркальцем солнечного зайчика, наблюдают его отражение на земле, веранде.

В. Как вы думаете, что такое солнечный зайчик?

Воспитатель подводит детей к понятию, что солнечный зайчик - это пятно солнечного света. Луч солнца отражается от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика.

В. Хотите посмотреть, как можно превратить луч солнца в разноцветный?

Опыт 3.

Цвета радуги в стакане воды.

Кладем белый лист бумаги на стол, освещенный солнцем. На бумагу ставим стакан с водой. Впереди стакана держим картон с разрезом. На белой бумаге получается изображение цветов радуги.

Опыт 4.

Не очень глубокая ванночка (пластмассовая коробка из-под торта) наполняется водой, ставится на стол, освещенный солнцем. В воду под углом опускается зеркало: половина в воде, вторая половина зеркала - над водой, опирается на край ванночки. Белый лист бумаги держать перед зеркалом. Изменять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на бумаге не появится разноцветная радуга.

Вывод: солнечный луч может «превращаться» в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.

Обратить внимание детей на то, что и в третьем, и в четвертом опытах вода и солнце «работают» вместе.

Предложить детям вспомнить, когда они видели такие цвета. (В радуге. Когда дождь еще не закончился, но уже светит солнце. Еще радугу можно увидеть в фонтане, для этого нужно стоять спиной к солнцу.)

В. Можете нарисовать цвета радуги красками, фломастерами или карандашами, они нам пригодятся на следующем занятии.

Работа детей.

«Посмотрите, сейчас солнце находится высоко в небе. Оно всегда на одном месте?» - спрашивает Незнайка. «Да нет же, - отвечают дети, - утром солнце встает, оно низко над землей и поднимается выше и выше, днем - высоко, как сейчас, вечером опять опускается, а ночью спит».

Воспитатель вступает в беседу.

В. Вы знаете, ребята, сейчас наш гость Незнайка прав, но он еще об этом не знает. Пожалуйста, посмотрите на карту-схему Солнечной системы.

Воспитатель показывает детям схему Солнечной системы.

В. В центре карты-схемы Солнечной системы - Солнце. Посмотрите, я его обозначу пластиковым шариком оранжевого цвета. Вокруг Солнца движутся планеты Солнечной системы, их всего 9. У каждой планеты есть свое название.

Показ детям битов-знаний планет Солнечной системы, с чтением 1 ступени развития (удаленность от Солнца).

В. Наша планета Земля представлена глобусом. Остальные планеты Солнечной системы имеют такую же шарообразную форму, как наша Земля, только каждая из планет имеет свой цвет. Давайте вылепим из пластилина макеты 9 планет Солнечной системы.

Дети выбирают цвет пластилина, воспитатель называет, какой планете он соответствует.

В. В центре нашей Солнечной системы - Солнце (обозначено оранжевым шариком). А вот эти дорожки вокруг Солнца - это орбиты планет, по которым они движутся. Посчитайте, сколько их. (Девять.) А сколько планет Солнечной системы? (Девять.) Подумайте, раз орбит-дорожек девять и планет девять, что это значит? (Дети догадываются, что у каждой планеты своя дорожка-орбита.) Правильно! Но планеты разного цвета, а дорожки-орбиты планет обозначены графитным карандашом - все одинаковые. Чтобы их не перепутать, давайте цветными мелками обозначим их по цвету планет. Сделаем это правильно. Посмотрите еще раз на планеты и их названия и разместите их на орбитах в том порядке, в котором они вращаются вокруг Солнца. Все планеты Солнечной системы находятся на разном расстоянии. Смотрите и слушайте внимательно, размещая все планеты по порядку.

Показ битов знаний с изображением планет, чтение первой и второй ступеней развития (удаленность от Солнца, цвет).

В. Самая близкая к Солнцу планета Меркурий - темный шар, собственного света она не дает, сияет голубым светом за счет отражения солнечных лучей.

Дети обозначают на карте-схеме пластиковым шариком голубого цвета данную планету.

В. Вторая по удаленности от Солнца планета - Венера - белого цвета. Третья планета - Земля - голубого цвета. Четвертая планета - Марс - красного цвета. Пятая планета - Юпитер - коричнево-оранжевого цвета. Шестая планета - Сатурн -оранжево-желтого цвета. Седьмая планета - Уран - зеленовато-голубого цвета. Восьмая планета - Нептун - голубого цвета. Девятая планета - Плутон - сиреневого цвета.

А сейчас цветными мелками обозначьте орбиты каждой из планет таким же цветом, как сами планеты. Каждая планета Солнечной системы движется по своей орбите-дорожке и никогда не сбивается.

Дети выполняют задание.

В. А как вы думаете, раз планета Меркурий самая близкая к Солнцу, то на ней жарко или холодно, светло или темно? (Жарко и очень светло.) Какая из планет дальше всех расположена от Солнца? (Плутон.) Как вы думаете, какая там температура? (Самая низкая, на планете Плутон очень холодно, холоднее, чем на всех планетах, потому что она расположена очень далеко от Солнца, на ней совсем темно.)

В. Правильно, на планете Меркурий слишком горячо и светло, а на планете Плутон очень холодно и очень темно.

Посмотрите, Незнайка обратил внимание на то, что у всех планет есть орбиты-дорожки, а у Солнца нет? (Солнце никуда не движется, оно находится постоянно на одном месте, это все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Наша планета Земля делает полный круг вокруг Солнца за 1 год.)

Почему же тогда мы видим, как солнце встает и садится, то высоко в небе находится, то низко? Загадка? Давайте об этом спросим у своих родителей, знают ли они ответ на нее. А я вам на следующем занятии расскажу, как это бывает, что такое сутки и еще много интересного.

Игра «Ждут нас быстрые ракеты… »

На траве расположены 9 обручей с карточками, на которых написаны названия планет Солнечной системы. Воспитатель говорит:

Ждут нас быстрые ракеты Для полета на планеты,

На какую захотим. На такую полетим.

Дети имитируют полет ракеты в космос и находят желаемую планету. В конце игры - закрепление названий планет. Совместное чтение с детьми по карточкам планет, на которые они прилетели

Занятие по теме «Солнце» подготовила Скоролупова О.А.

Картотека опытов по экологии

Опыты с почвой и ветром

Опыт №1

Цель опыта: Показать, что в почве есть воздух.

Содержание опыта: Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Опыт №2

Цель опыта: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Содержание опыта : Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Опыт №3

Содержание опыта: Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» - там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».

Опыт № 4

Содержание опыта: Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.

Опыт № 5

Разровнять площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпать песок через сито. Погрузить без надавливали? в песок карандаш. Положить на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратить внимание на глубину следа, оставшегося на... песке от предмета. А теперь встряхнуть лоток. Проделать с ключом и карандашом аналогичные действия. В набранный песок, карандаш погрузиться примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливые на набросанном песке, чем на рассеянном.

Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

Опыт № 6

Опыт № 7

Опыт № 8

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра - движения воздуха. Для его проведения вам понадобится две свечи. Проводить исследование нужно в холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи (не забываете о безопасности!) Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда «наклоняется» пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате такой теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый (ведь он замерз), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он входит к нам в комнату - сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется теплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу - холодным (он ползет на встречу с нами). Получается, что «один» воздух, теплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

Опыт № 9

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра- движения воздуха. Прикрепите над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Выслушайте предположения детей, что будет с этими полосками, когда вы откроете форточку. Будут ли они двигаться? Пусть ребята потрогают батареи, чтобы удостовериться, что они теплые. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Мы уже знаем, что теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы (можно его позвать). Холодный воздух их форточки будет спускаться вниз (к батарее, чтобы погреться), а теплый, от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставляет двигаться полоски бумаги.

Опыт № 10

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра. Опустите парусные кораблики (хорошо, если паруса у них разноцветные) на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер*очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (все это дети могут продемонстрировать)

Опыт № 11

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра. Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Можно взять и настоящие веера, которые вы, например, приготовили для костюмированных танцев. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы во время опытов дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь вы уже обсуждали вопрос о том, откуда берется ветер)

Опыт № 12

Опыты с водой

Опыт №1

1 .Подвести детей к пониманию и значению для всего живого воды и воздуха.

2. Закрепление и обобщение знаний о воде, воздухе.

Взять глубокий лоток любой формы. Собрать детей вокруг стола и приготовить почву: песок, глина, перегнившие листья. Хорошо бы поместить туда дождевых червей. Затем посадить туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полить водой и поставить в теплое место. Вместе с детьми ухаживать за посевом, и через некоторое время появится росток.

Опыт №2

1. Показать детям, что вода не имеет формы. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Показать это детям, налив ее в сосуды разной формы. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.

Опыт №3

1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса. Вода не имеет вкуса. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой - сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Опыт № 4

1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета. Вода не имеет цвета.

Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Опыт № 5

1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет запаха. Вода не имеет запаха. Спросите у детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли).

Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Опыт № 6

1. Подвести детей к пониманию и значению животворное свойство воды. Животворное свойство воды. Заранее срежьте веточку быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно их важных свойств воды - давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время и они оживут.

Опыт № 7

1. Подвести детей к пониманию испарения воды. Вскипятите воду, накройте сосуд

крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Опыт № 8

Подвести детей к пониманию поверхностного натяжения. Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды, вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность немного изогнется.

Опыт № 9

1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах). Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды.

Опыт № 10

1. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла. Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.

Опыт № 11

Если опыт проводится зимой, предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Вспомните опыт по предыдущей теме. Возьмите одну большую сосульку (один большой кубик льда) и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее - большой или маленький.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда полностью растают за разные промежутки времени.

Таким же образом проследите за таянием снега. Вывод: лед, снег - это тоже вода.

Опыт № 12

Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем произойдет.

Опыт № 13

Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

Опыт № 14

Дайте детям два стаканчика: один - с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он... (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель... (ответ детей) густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт № 15

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Дети отмечали, что в этом случае он растворился бы воде и тогда на дно реки нельзя было бы встать.) Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Опыт № 16

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком - самая теплая (естественно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности). Если дети уже знакомы с принципом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках.

Можно продолжить предыдущий опыт (№ 8), сравнив температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Подчеркните, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой - и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали - теплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных - в теплых морях или в холодных? В холодных морях и реках живет меньше разных животных.

В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар. Как дети думают, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть - например, некоторые водоросли.

Важно, чтобы дошкольники поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Опыт № 17

Предложите детям рассмотреть кубик льда (напомните, что лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

Опыт № 18

1. Подвести детей к пониманию и значению воздуха Воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Берем стакан с водой, вставив соломинку и выдыхаем воздух. В стакане появляются пузырьки.

Опыт № 19

1. Подвести детей к пониманию и значению воздуха. Сделайте маленький парашют. Покажите, что, когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поддержав его, поэтому снижение происходит плавно.

Опыт № 20

Опыт № 21

Подвести детей кпониманию веса воздуха Воздух имеет вес. Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит

Опыт № 22

Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем, поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится так как воздух при охлаждении сжимается.

Опыты с магнитом и солнечным светом.

Опыт №1

1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: таз, до краев наполненный водой, зеркальце, установленное в воде под углом 25 градусов; источник света (солнце или настольная лампа)

В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25 градусов. Если зеркальце «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.

Этот опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получится в затемненном помещении.

Опыт №2

1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.

2. Оборудование: трехгранная прозрачная призма. Если рассматривать сквозь призму предметы белого цвета, они будут выглядеть цветными.

С помощью призмы можно получить изображение радуги на стене.

Опыт №3

1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: тарелка с водой, лак для ногтей, «удочка» для пленки. Капните в воду каплю лака. На поверхности воды образуется тонкая пленка. Ее нужно аккуратно снять при помощи специального приспособления - «удочки». Пленка лака будет играть всеми цветами, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на тонкую пленку, частично отражается от нее, а частично проходит вглубь, отражаясь от ее внутренней поверхности.

Опыт № 4

1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: лист бумаги, хрустальный бокал.

Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

Опыт № 5

1. Подвести детей к пониманию как образуется радуга. Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стенку. Поворачивайте зеркало до тех пор пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы разлагающей свет на его составляющее. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «ра-ду-га»? Какая она? Покажите Радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

Опыт № 6

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) - рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.

Опыт № 7

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Взрослый ставит перед детьми задачу: определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу. Предположения проверяют, поднося один магнит к другому, подвешенному на нитке (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся; магниты могут притянуться или оттолкнуться, в зависимости от того, какими полюсами подносить их друг к другу).

Опыт № 8

Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества. Взрослый предлагает выяснить, могут ли магнитные силы действовать на расстоянии, как проверить (медленно поднести магнит и наблюдать за предметом; действие магнита прекращается на большом расстоянии). Уточняют, могут ли магнитные силы проходить через разные материалы, что для этого надо сделать (положить с одной стороны предмет, с другой - магнит и перемещать его). Выбирают любой материал, проверяют действие магнитных сил через него; накрывают мелкие предметы чем-нибудь, подносят магнит, приподнимают его; насыпают мелкие предметы на исследуемый материал и снизу подносят магнит. Делают вывод: магнитные силы проходят через многие материалы. Взрослый предлагает детям подумать, как найти потерянные часы в песке на пляже, иголку на полу. Предположения детей проверяют: поместив в песок мелкие предметы, подносят к песку магнит.

Опыт № 9

Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту. Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом (не все; медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).

Опыт № 10

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать). Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).

Опыт № 11

Определить способность металлических предметов намагничиваться Взрослый предлагает детям поднести магнит к скрепке, рассказать, что с ней произошло (притянулась), почему (на нее действуют магнитные силы). Осторожно поднести скрепку к более мелким металлическим предметам, выяснить, что с ними происходит (они притянулись к скрепке), почему (скрепка стала «магнитной»). Осторожно отсоединяют первую скрепку от магнита, вторая держится, выясняют почему (скрепка намагнитилась). Дети составляют цепочку из мелких предметов, осторожно поднося их по одному к ранее намагниченному предмету.

Опыт № 12

Показать магнитное поле вокруг магнитов.Дети накрывают магниты картоном, подносят скрепки. Выясняют, как действует магнит: он приводит в движение скрепки, они двигаются под действием магнитных сил. Определяют расстояние, на котором скрепка начинает притягиваться к магниту, медленно, издалека подводя скрепку к магниту. С небольшой высоты медленно насыпают металлические опилки. Рассматривают полученные «магнитные» рисунки, которые располагаются больше у полюсов и расходятся посередине. Дети выясняют, что сочетанием нескольких магнитов можно «нарисовать» интересную «магнитную» картину.

Опыт № 13

Выявить действия магнитных сил Земли. Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное. Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту. Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.

Опыт № 14

Понимать, что полярное сияние проявление магнитных сил Земли Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги - частицы солнечного ветра, шар - Земля).

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Астрономия в воспитании ребенка абсолютно незаменима. Неудивительно, что детей куда больше интересует звездное небо, чем их родителей. Ведь взрослым постоянно некогда, они заняты, у них проблемы и заботы. Но дети задают массу самых неожиданных вопросов и на них нужно отвечать. Любознательных мальчишек и девчонок уже интересует не только Земля, Луна и Солнце, но и другие планеты, галактики, кометы. Обеспокоенные родители задумываются: «С какого возраста можно начать разговаривать с ребенком о такой интересной науке, как астрономия?». Некоторые детишки уже в два-три года мечтают слетать на Луну. А другие в четыре года просят маму перед сном читать не веселые сказки и забавные истории, а вполне серьезную книгу «Вселенная». Но мы отвлеклись. Сегодня в этой статье мы хотим познакомить родителей с несколькими увлекательными опытами, которые однозначно понравятся вашим детям. И, как знать, может, благодаря именно этим экспериментам, ваш ребенок станет великим астрономом и не только слетает на Луну, но и откроет новую неизведанную планету.

Опыт День-ночь

Основная задача этого опыта заключается в том, чтобы рассказать ребенку, почему на нашей планете бывает день и ночь.

Для опыта нам понадобится всего лишь фонарь и глобус.

Как провести эксперимент:

  1. Заведите ребенка в комнату с выключенным светом и направьте луч фонарика на глобус. Объясните ему, что условно вы будете считать фонарик – Солнцем, а глобус – Землей. В тех местах Земли, куда попадают солнечные лучи (свет от фонаря) – светло, там день. А куда они не доходят – ночь, ведь там темно.
  2. А теперь поверните глобус, солнечный свет будет освещать другие районы земли. Найдите на глобусе свой край или город и попросите ребенка сделать так, чтобы в вашем городе наступил день, а потом ночь. Поинтересуйтесь у ребенка, какое время суток на границе света и темноты. Дети очень быстро сориентируются и скажут: «Либо ранее утро, либо вечер». Объясните ребенку, что в нашей Вселенной все планеты и звезды находятся в постоянном движении. Но они движутся не хаотично, а по заданной траектории. И наша планета Земля вращается вокруг своей оси. Это можно легко продемонстрировать на примере глобуса. На глобусе прекрасно видно, что земная ось слегка наклонена. Именно благодаря этому, на нашей планете есть полярная ночь и полярный день. Дайте ребенку глобус, пусть он самостоятельно, вращая его, поиграет в день-ночь.
  3. Освещая то одну, то другую часть глобуса, он сможет убедиться, что один полюс всегда темный, а другой светлый. В ходе эксперимента можно рассказать ребенку, как живут люди в условиях полярной ночи. Поверьте, ребенку будет очень интересно.
  4. А еще можно нарисовать на обычном листе бумаги контуры Северной Америки и Австралии. Вырезать их и наклеить на воздушный шарик. Но наклеить их так, как они в действительности расположены на нашей планете. Затем нужно привязать свободно шарик и посвятить фонариком на одну его сторону. Отпустить веревочку и дать шарику упасть. Но упасть с той высоты, с которой вырезалась бумага. А теперь медленно повернуть его. Старайся держать шарик так, чтобы в Австралии была полночь, а в Северной Америке рассвет. Демонстрируя этот космоса можно проще объяснить ребенку, что наша планета находится в постоянном движении. Люди, живущие на той стороне, что в данный момент повернута к Солнцу, встречают рассвет, а люди с другой ее стороны любуются звездами и собираются ложиться спать.

Как сделать солнечные часы – инструкция

Для создания солнечных часов приобретите:

  • Упаковку от CD.
  • Просвечивающийся компакт диск.
  • Клейкую бумагу.
  • Этикетки, предназначенные для CD.

Инструкция:

  1. На дно коробки, а точнее на ее внутреннюю поверхность, приклеить полукруг, на котором заранее отметить часовые пояса. При этом метка «0» должна располагаться четко горизонтально.
  2. Аккуратно вырезать серый сектор. Он находится на вставной части диска. Наклеить его на диск.
  3. Определить в коробке центр и просверлить в этом месте отверстие. Его диаметр должен быть приблизительно 2 мм.
  4. В отверстие закрепите гномон — небольшой гвоздик без шляпки. Подойдет и зубочистка. Закреплять по отношению к плоскости самого диска перпендикулярно. Гвоздик должен выступать на 20 мм в обе стороны.
  5. Затем компакт диск можно установить в держатель. Шкалу расположить под наклоном 90 градусов географической широты.
  6. Роль подставки может исполнять крышка от коробки. Ее нужно просто откинуть. Добиться нужного угла уклона можно, немного подрезав края коробки.
  7. Теперь солнечные часы необходимо сориентировать. Гвоздик направить на север. Естественно, верхняя часть шкалы будет направлена на южный полюс. Чтобы солнечные часы можно было использовать, нужно отметить на «карте» долготу своего города и эту метку совместить с номером часового пояса региона. Тень от гномона будет являться показателем поясного времени.

Как смоделировать затмение дома – эксперимент

Древние китайцы были уверены, что затмение – это результат того, что Дракон проглотил Солнце. В двадцать первом веке мы сами может устроить небольшое домашнее затмение. Чем мы хуже китайского Дракона.

Для этого эксперимента нам понадобятся: теннисный мячик, шарик для настольного тенниса и фонарик.

Инструкция:

  1. Теннисный мяч кладем на расстояние 60 см от фонарика, а между ними (посередине) положим шарик для настольного тенниса.
  2. Погасим в комнате свет.
  3. Включим фонарик и направим луч света на мяч, одновременно передвигая шарик вокруг мяча.
  4. А теперь представим, что теннисный мяч – это Земля, а теннисный шарик – это Луна. Естественно фонарик – это Солнце.
  5. Внимательно проследим, что будет происходить, когда шарик (Луна) будет проходить между фонариком и мячом, и когда он будет двигаться позади мяча (Земли).

Мы увидим модель настоящего затмения.

Микрокосмос в рюмке — опыт по астрономии

Для создания микрокосмоса в рюмке нам понадобятся : чистый медицинский спирт (водка не подойдет), рюмка 250 мм, вода, растительное масло любое, пипетка.

Инструкция:

  1. Наливаем 150 мм спирта в рюмку.
  2. В пипетку набираем масло и аккуратно капаем большую каплю в рюмку со спиртом.
  3. Капля масла сразу же опустится на дно рюмки.
  4. Посмотрите, как красиво выглядит капля – настоящий золотистый шар.
  5. В данном случае разные жидкости имеют разный удельный вес, именно поэтому они и не смешиваются.
  6. Почему масло выбрало форму шара? Просто потому, что это самая экономичная фигура. Спирт давит на масло со всех сторон, и масляный шар пребывает (в своего рода) невесомости.
  7. А теперь превратим наш шар не просто в лежащий на дне предмет, а в настоящую парящую планету. Для этого нам надо разбавить спирт водой. Но ее надо добавлять в рюмку постепенно крохотными порциями.
  8. Шар начнет отрываться от дна.
  9. Масло с водой и со спиртом не смешивается. Между ними всегда будет граница. А вот вода и спирт легко смешиваются. Жидкость в рюмке меняет свою плотность, и масляный шар начинает всплывать со дна.
  10. Результат этого будет просто потрясающим, если в воду заранее добавить пищевой краситель.
  11. А теперь можно дать ребенку пипетку и позволить самому добавить несколько «планет» в космическое пространство. Он может самостоятельно соединять несколько маленьких планет в одну большую, может разделять планету на несколько более мелких. Он может помешать палочкой в рюмке и создать новую планетарную систему.

Как сделать ракету из бутылки?

Этот опыт позволит смоделировать пневмогидравлическую модель ракеты, взлетающую под действием реактивной силы.

Для опыта понадобится обычная двухлитровая бутылка из пластика, насос, герметичная пробка, трубка для накачивания воздуха, ниппель, станина, крепление.

Инструкция:

  1. На станину (подставку из дерева) строго вертикально закрепляем трубку из пластика.
  2. Заполняем на 1/3 водой обычную пластиковую бутыль.
  3. Бутыль герметично устанавливаем на трубку.
  4. Заранее на низ трубки устанавливаем ниппель. Можно использовать велосипедный ниппель.
  5. Насосом, используя ниппель, в бутыль накачиваем Н2О.
  6. Благодаря воздуху, в верхней части бутыли создается давление.
  7. Н2О начинает выталкивать жидкость.
  8. Бутыль срывается со станины.
  9. Поток воды устремляется вниз, создавая при этом реактивную тягу. Именно она и поднимает бутыль вверх (в космос – шутка).

Смех, смехом, но ракета, изготовленная из бутыли, способно подниматься на высоту девятиэтажного дома. А сколько болельщиков соберется понаблюдать за запуском ракеты – сложно себе даже представить.

Канадец Стивен Ликок в свое время сказал, что астрономия учит нас беречь и правильно пользоваться не только Солнцем, но и всеми другими планетами.

А учиться любить, беречь и восхищаться нашей Вселенной нужно с самого раннего детства.

Сначала нужно просто сказать малышу, что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца, и это очень важно. Если вдруг она остановилась бы, то жизнь на ней прекратилась бы: в одном полушарии станет невыносимо жарко, а в другом все заледенеет, поскольку Солнце останется только с одной стороны. В природе заложена спасительная закономерность – суточный 24-часовой цикл вращения вокруг своей оси. Ночью планета успевает немного остыть, а днем прогревается. Поэтому животные, растения и люди могут спокойно жить и радоваться.

Попробуем воспроизвести суточный цикл в домашних условиях, с помощью опыта для детей. Нам понадобится мандарин, длинная палочка и свечка. Время проведения опыта – не ранее 21.00, чтобы сгустились сумерки и было интереснее.

Опыты для детей: мандариновая планета Земля

1. Берем мандарин, он будет исполнять роль нашей планеты. По форме он даже немного похож на Землю, как бы сплюснутую у полюсов, то есть имеющую форму эллипса. Рисуем на кожице мандарина человечка. Он будет условно обозначать место, где находится ребенок.

2. Выключаем свет и зажигаем свечу – наше «Солнце». Ставим свечу на стол – устойчиво, желательно в подсвечнике или специальной подставке.

3. Протыкаем длинной палочкой мандарин, стараясь не повредить дольки. Палочка – это воображаемая земная ось.

4. Подносим мандарин к свечке. Пламя освещает только одну половинку фрукта? Так и Солнце освещает одно полушарие. Можно слегка наклонить палочку – земная ось ведь тоже наклонена. На нарисованного человечка падает свет. А там, где темно, ночь.

5. А теперь поворачиваем палочку с мандарином, чтобы другая половина осветилась пламенем. Так и Земля поворачивается вокруг своей оси, и день сменяется ночью. А теперь пусть малыш, если захочет, повторит опыт с начала до конца самостоятельно.

Объяснение эксперимента для детей

Земля постоянно вертится вокруг своей оси (как мы поворачивали наш мандарин). Поэтому на планету либо падает солнечный свет, либо нет. Мандарин поворачивался вокруг своей «оси», и свет от пламени на него падал избирательно: сначала была освещена одна половинка, потом другая. Все, как в природе.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Изучение природных явлений, процессов, а также свойств веществ требует освоения учащимися опытно-экспериментальной деятельности. Оборудование для проведения опытов продумано так, что не требует сложных приборов, материалов или химической посуды. Используются баллоны из-под напитков, пластиковые стаканчики, вертушки из бумаги или фольги, воздушные шарики, воздушный и водный термометр, морозильная камера холодильника, батарея отопления и другие доступные каждому предметы.

Для формирования понятия температура провели проблемный опыт предложенный в тетради для 3 класса. (слайд 2)

Выполняя этот простой эксперимент, ученики осознают относительность ощущений человеком холода и тепла и приходят к выводу о необходимости объективного измерения температуры воздуха, воды, различных тел специальным прибором – термометром.

Достаточно большое число опытов приходится на тему «Путешествие в мир веществ». На первом уроке в этой теме учитель обращает внимание учеников на аппарат ориентировки (подсказки) в учебнике. На заставке (шмуце) перед изучением темы «Путешествие в мир веществ» есть бордюры из маленьких рисунков, иллюстрации, которые подсказывают учащимся, что и как они будут изучать. (слайд 3)

При изучении темы «Строение вещества» демонстрируется простой опыт: в стакан с водой добавляется несколько капель краски (слайд 4). Ученики наблюдают за окрашиванием воды и пробуют объяснить, что происходит.

Для поиска ответа на этот вопрос задаются дополнительные вопросы:

– Возможно ли окрашивание воды, если бы она была сплошной? (Нет. Вода окрашивается потому, что состоит из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.)

– Почему маленькой капельки краски достаточно, чтобы окрасить всю воду? (Значит, в маленькой капле чернил очень много частиц.)

– О чём говорит распространение окрашивания в разные стороны? (Частицы двигаются в разных направлениях)

Каждый ученик многократно наблюдал данный факт, который является доказательством того, что тела (в этом случае – капелька краски и вода в стакане) состоят из мельчайших движущихся частиц, между которыми есть промежутки. Молекулы краски, растворяясь в воде, проникают в промежутки между молекулами воды и окрашивают её.

Шутливые иллюстрации (слайд 5) помогают детям вообразить, как много молекул в твёрдом, жидком и газообразном веществе. Как они непрерывно передвигаются, колеблются, носятся с большими скоростями, сталкиваются и разлетаются в разные стороны.

Пусть группы ребят изобразят движение молекул в веществах, находящихся в разных состояниях.

Перед проведением опытов ребята учатся ставить экспериментальную задачу. Например, выполняя задание тетради (61, слайд 6), учитель спрашивает:

– Какую экспериментальную задачу поставил автор учебника, предлагая нам проделать эти опыты? (Исследовать свойства воздуха.)

Ребята уже знают, что воздух занимает весь предоставленный ему объём, а теперь надо проверить, можно ли изменить объём воздуха.

Для этого нам потребуется воздух в определённом объёме. Это могут быть воздушный шарик и стакан. В стакане ученики изобразят точками молекулы воздуха, которые не дают воде подняться выше – сопротивляются (хотя воде и удаётся немного сжать воздух, потеснить его молекулы.)

Чтобы изменить объём воздуха в шарике, положите на него небольшую книгу. Воздух сопротивляется сжатию (он упругий) и даже восстановит форму шарика после снятия нагрузки.

Так на опыте ребята узнают об упругости воздуха.

Опыт 3 ребята могут провести и дома. (Воздушный шарик надевают на сосуд и ставят в горячую воду. Можно ещё добавить из чайника горячую воду, наблюдая, как шарик поднимается и надувается (слайд 7). Но если сосуд убираем из горячей воды, то шарик опять сдувается.

Вывод учащиеся проговаривают сами. (При нагревании упругость воздуха увеличивается, при охлаждении – уменьшается.

Дома самостоятельно учащимся доступно исследование превращения воды (слайды 8-10)

По результатам опытов фиксируются выводы: вода замерзает при 0 градусов, лёд легче воды (это было видно, как он плавал на поверхности воды), лёд занимает больший объём, чем вода . Водяной пар не видим.

Опыт по конденсации водяного пара можно продемонстрировать в классе (слайд 11) и обсудить, что происходит с водой. (Здесь в опыте сковорода с кубиками льда играет ту же роль, что и холодный воздух при образовании облаков и дождя. Вода испаряется, пар поднимается и в холодном воздухе превращается в маленькие капельки. Маленькие капельки собираются в большие и выпадают из облаков дождём. Так ученики знакомятся с процессами испарения и конденсации.

За опытами следует вывод: Вода в облаках над морями пресная; соль не испаряется вместе с водой, поэтому испарившаяся вода является пресной.

Самостоятельно проводятся исследования свойств снега и льда (слайды 12-13). Полные стакан со снегом и другой с кубиками льда ставятся в тёплое место, и ребята наблюдают, что растает быстрее (снег или лёд) и в каком стакане окажется больше воды.

Второй опыт позволяет увидеть, что снег и лёд легче воды.

Снеговой покров.

В теме растения зимой проводится опыт (слайд 14), в котором моделируется замерзание древесного сока , содержащего минеральные соли и сахар. Ребята делают вывод: раствор соли и сахара замерзает позже, чем чистая вода. Отсюда следует, что древесные соки могут замерзать только при очень низких температурах. Опыт 2 (слайд 14) позволит ученикам убедиться в том, что хвоинки у ели и сосны даже в сильные морозы не промерзают (не леденеют, остаются гибкими), потому что древесный сок в них содержит много минеральных солей и органических веществ, придающих хвоинкам кисловато-терпкий вкус. Опыт 3 (слайд 14) раскроет ученикам тепловые свойства коры – она плохо проводит тепло и холод, защищает дерево в зимние холода и в жаркое время года. (Зная это свойство, некоторые хозяйки держат на крышках пробку, как своего рода прихватку. Она оберегает их от ожога.)

В теме «Развитие растения» (слайды 15-16) продолжаем развивать умения учащихся наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования, воспитываем интерес к исследовательской работе, желание самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.

Понаблюдав за прорастанием семени фасоли, ученики смогут увидеть, как движется, изгибается корешок, как он упрямо ищет почву, чтобы побыстрее погрузиться в неё. Ученики убедятся в том, что, независимо от положения семян, появившиеся из них корешки растут вниз. Разглядывая под лупой кончик корня, ученики могут увидеть корневой чехлик, защищающий корень от повреждений при проникновении в почву, и в корневые волоски.

По заданию 23 (слайд 17) ученики дома определят с помощью линейки глубину проникновения корней (картофель – 50 см, горох – 105 см, корень свёклы может достигать – 165см, полыни – 225 см)

Как видим, достаточно простые опыты позволяют учащимся определять физические свойства веществ и делать выводы по их результатам.

При изучении окружающего мира большое внимание уделяется и наблюдениям. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и услышал.

Пути развития наблюдательности разнообразны: использование различных средств наглядности, организация наблюдений дома к уроку и на уроке, организация наблюдений при проведении опытов, практических работ, ведение дневников наблюдений, настенных календарей природы, организация наблюдений на экскурсиях и после экскурсий.

Традиционно под наблюдением понималось в основном наблюдения в природе. Однако современный предмет «окружающий мир» наряду с естесствознанием включает и обществознание. Следовательно, наблюдения в природе сочетаются с наблюдением за социальным окружением (как одеваются люди, как ведут себя взрослые и дети а автобусе и др. общественных местах) Интересное наблюдение – наблюдения с целью сравнения поведения человека и животных (чем дома кормят кошку, что ты ешь сам, напоминает ли поведение животных поведение людей и т.п.)

Наблюдение выступает и как метод исследования, и как метод обучения.

Посредством наблюдений в природе у школьников формируются представления по многим программным понятиям: о временах года, формах рельефа, воде, погодных явлениях, почвах, растениях, животных, деятельности человека в природе и т.п.

Чаще всего непосредственные наблюдения в природе должны предшествовать изучению той или иной темы в классе. Именно на материале предварительных наблюдений в природе строится изучение сезонных изменений (работа по заданиям дневников наблюдений, наблюдения на экскурсиях). Однако в ряде случаев наблюдения в природе полезно осуществлять в процессе изучения соответствующей темы, поскольку углубление знаний идет путем чередования наблюдений и анализа. Не исключены наблюдения и на заключительных этапах изучения темы, например на обобщающих экскурсиях.

Работу по проведению наблюдения мы стараемся превратить в учебно-исследовательскую деятельность, что включает в себя:

  • подведение школьников к осознанию цели наблюдений, выясняем, что и для чего мы будем наблюдать
  • выдвигаем гипотезу;
  • составляем программу наблюдений;
  • учимся пользоваться измерительными инструментами
  • фиксировать результы наблюдения в таблицу или на график и т.п.
  • и анализировать результаты наблюдений

Результаты наблюдений за погодой фиксируются в дневниках наблюдений, в классном календаре природы, где школьники делают короткие записи, зарисовки, составляют числовые таблицы. На экскурсиях практикуются зарисовки, фотографии, записи в тетрадях.

Остановимся подробнее на организации работы с календарём наблюдений.

В традиционной программе ведение календаря природы – практически у каждого учителя вызывала определённые сложности. Учащиеся быстро утрачивали к ней интерес, забывали делать регулярные записи,

В программе Гармония дети начинают вести дневник наблюдений в 3 классе и продолжают в 4 классе (слайд 18) . Но дневники эти существенно отличаются. В 3 классе это таблица, включающая следующие столбцы: число месяца, облачность, температуру воздуха, силу ветра, осадки. В 4 классе дети через дневник наблюдений получают первые понятия о графике и диаграмме. В дневнике мы работаем в основном коллективно, в те дни, когда проводится урок окружающего мира, т.к. количество дней соответствует количеству уроков в месяц. Но дети, которые любят эту работу делают такой же календарь, но на целый месяц. На графике дети отмечают дни по горизонтали (ось Х) , по вертикали температуру воздуха (по оси У), а на диаграмме количество ясных и пасмурных дней, количество дней с выпадением осадков и сильным ветром. Обращаем внимание на солнышко в Дневнике наблюдений (слайд 19) . В сентябре оно высоко, затем оно становится ниже, глазки его закрываются, природа засыпает и солнышко не греет, оно спит. В январе оно становится активнее и глазки его открываются.

Этап урока, на котором работаем с дневником наблюдений, мы называем «Минуткой календаря». Здесь проверяется правильность заполнения календарей природы, обсуждаются, какие изменения в природе, жизни человека произошли за этот период. Чаще всего эта работа проводится в самом начале урока, но может быть организована и в процессе изучения нового материала, если содержание урока связано с сезонными наблюдениями. Состояние облачности (облачно, ясно, переменно), осадки фиксируются по результатам наблюдений за вчерашний день. Наблюдения за температурой, направлением ветра осуществляются всегда в одно и то же время, например, и до начала занятий – для учащихся второй смены.

Чтобы работать с диаграммой в классе, мы ведём календарь природы. Он представляет собой таблицу по месяцам, включающую те же столбцы: число месяца, облачность, температуру воздуха, наличие и силу ветра, осадки (слайд 20) . Рядом, с таблицей прикрепляются кармашки с надписями: «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Жизнь человека», в которые дети периодически вкладывают соответствующую информацию (записи на листочках, рисунки, фотографии). Особое место отводится фиксированию результатов наблюдений за продолжительностью дня и ночи (отмечаем по отрывному календарю), а также за изменением фаз Луны (слайд 21) .

По окончании месяца на диаграмме фактически получается сводная таблица

погоды за месяц: количество ясных, пасмурных дней, дней с переменной облачностью, дней с осадками, высчитываем среднюю температура воздуха за месяц, самую низкую и самую высокую температу, выясняем продолжительность дня и ночи. По окончании сезона проводится сравнение по месяцам, а затем сравнение сезонов. По графику это легко отследить.

Выясняем:

  1. когда началась и когда закончилась, например, зима в этом году (признаки начала зимы: установление постоянного снежного покрова, замерзание водоемов; признаки начала весны: появление проталин, прилет грачей), какова
    продолжительность зимы;
  2. какой из зимних месяцев был самый пасмурный, снежный, морозный;
  3. когда были самые короткие дни, обращения внимания на то, что все перечисленные признаки зимы повторяются ежегодно;
  4. сравнения зимы этого года с зимами прошлых лет (по собственному опыту детей (сравнение 3 класса с 4), учителя, по прошлогоднему календарю природы, на основе климатических данных ближайшей метеостанции, данных многолетних фенологических наблюдений).

Таким образом, если работа по проведению фенологических наблюдений и физических опытов была хорошо организована, она даёт значительный эффект в плане приобщения детей к непосредственному изучению природы, жизни человека, способствуeт развитию наблюдательности, формированию представлений о динамике природных явлений, установлению природных и природно-антропогенных связей (слайд 22) .