Меню Рубрики

Написание значимых частей слова таких. Что такое морфемы? Значение, виды и правописание морфем

Морфемный разбор слова - один из самых сложных, а ведь от того, насколько правильно определена значащая часть слова, зависит ее корректное написание. Морфемы участвуют в образовании новых слов: их названиями обозначаются способы словообразования. Изучает части слова 5 класс, далее, в седьмом, они повторяются при изучении темы «Словообразование». Как видим, знание морфемики - один из кирпичиков, на котором строится язык. Правописание определяется положением относительно других морфем, ударением, лексическим значением и фонемами, входящими в состав. О том, что значит значимые части слова, какими они бывают, как пишутся, расскажем в данной статье.

Морфемика - наука о частях слова

Морфемика входит в состав науки о языке как дисциплина, изучающая значимые части слова по отдельности, а также состав лексемы. Морфема - значимая часть слова, которая определяет его значение. Корень и суффикс, окончание и приставка, основа - это все морфемы.

Делятся части слова по роли, которую играют в слове, а также по положению относительно друг друга. Корень - это самая главная значащая часть слова. Без него лексема существовать не может. Он есть всегда. Другие части слова называются аффиксами. В зависимости от положения, они подразделяются на префиксы (стоят перед корнем) и суффиксы (находятся после корня) и флексии. Различаются они ролью, которую играют.

Одни морфемы участвуют в образовании новых слов: суффикс, приставка. Другие (флексии) образуют грамматические формы.

Части слова? Ответ прост - они влияют на его значение, грамматическое или лексическое. Можно разделить слово на части, слоги или группы слогов. Но к понятию значимости они отношения иметь не будут.

Корень

Начнем с самой главной части, без которой не мыслится слово, - его корня. В нем заключено главное лексическое значение.

С понятием этой морфемы тесно связано другое - однокоренные слова. Это такие лексемы, у которых одинаковые корни. Из образуются гнезда, большие и маленькие. Так, у слова дрожжи всего одно однокоренное слово - дрожжевой. А у слова звезда гнездо гораздо больше: звездочка, звездный, межзвездный, созвездие и множество других.

Для выделения корня необходимо определиться с лексическим значением слова. Так, у схожих по звучанию слов могут быть разные корни: изморозь в значении легкий мороз и изморось в значении моросить. В первом случает корень -мороз-, во втором - -морос-. Как видим, правописание значимых частей слова, и прежде всего корней, во многом зависит от их определения и лексического значения.

Бывают и многозначные корни. Так, у корня -вод- как минимум два значения. Если мы говорим о словах водить, вывод, проводник, приводить , данный корень обозначает некое действие. В словах же вода, водный, подводник значение корня -вод- обозначает принадлежность к воде.

Орфограммы корня

Корень - значащая часть слова, к правописанию которой необходимо отнестись с вниманием. Ведь именно в нем заключено основное лексическое значение. Существует несколько орфограмм этой морфемы. Связаны они с чередованием звуков, гласных и согласных, а также с теми графемами, которые проверяются сильной позицией.

Корни с чередованием гласных необходимо запомнить. Правило можно условно разделить на несколько пунктов:

  1. Проверяются положением ударения. Так, в корнях -гар-/-гор- пишется буква а под ударением, во всех остальных случаях - о : гореть, загар. Такие же корни -зар-/-зор; -клан-/-клон-; -твар-/-твор-.
  2. Проверяются последующей буквой. Это корни -лаг-(а)/-лож-; -кас-(а)/-кос-; -раст-/-ращ-/-рос-, а также многочисленные корни с чередованием е/и: -бер-/-бир; -дер-/-дир-; -пер-/-пир- и другие. Примеры: полагать/положить; касаться/коснуться; растение/выращивать/заросли; беру/забираю.
  3. Проверяются ударением. Подбирается слово, чтобы звук стоял под ударением: побеждать - победа. Последнее - проверочное слово, в котором буква е стоит в ударной позиции.

Что касается то, чтобы проверить необходимую букву, нужно найти слово, чтобы необходимая группа хорошо слышалась: честный - честь. Второе слово - проверочное.

Окончание

Окончание - формообразующая часть слова. Она выражает его грамматическое значение (род, число, падеж). Оно может быть и нулевым.

Так как некоторые части речи не предполагают изменения грамматической формы - у них нет окончания. Ставить у таких нулевое окончание - грубая ошибка. Она показывает, что человек не понимает, что выражает эта значащая часть слова. Это такие части речи, как:

  • Наречие.
  • Деепричастие.
  • Небольшая группа неизменяемых прилагательных (беж).
  • Сравнительная степень прилагательных.
  • Небольшая группа притяжательных местоимений (ее, их).

Так, в слове "дом" - а в слове "навзничь" окончания нет, потому что это наречие - неизменяемая часть речи.

Чтобы правильно выделить окончание, необходимо изменить слово по падежам, лицам или числам. Та часть слова, которая при этом варьируется и будет окончанием: пел - пел-а, пел-и, пел-о или гор-а, гор-ы, гор-е.

Правописание окончаний

Корректность написания окончания проверяется у имен существительных следующим образом: нужно правильно определить склонение. Первое склонение в падежах дательном и предложном предполагает написание окончания -е: к стен-е, о стен-е. Это не касается существительных, оканчивающихся на -ия.

Второе склонение требует окончания -е только в предложном падеже: о дом-е, об облак-е. Исключение - слова, оканчивающиеся на -ий/-ие: о планетарии, о наследии.

Третье склонение требует окончания -и в падежах дательном, родительном и предложном: о дочери, о матери.

Что касается глагола, то требуется правильно определить спряжение: в I окончание содержит букву е или у(ю) (-ешь/-ете/-ут и др.). Примеры: паш-ешь, паш-ете, паш-ут.

Во II спряжении - буквы и , а(я) (-ишь/-ите/-ат и др.). Примеры: раст-ишь, раст-ите, раст-ят.

Приставка и суффикс

Какие значимые части слова участвуют в образовании новых? Это приставка и суффикс. Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Суффикс же стоит за ним. Так, от слова друг с помощью приставки не- образуем слово недруг , а если используем суффикс -ок, то получим слово дружок . Можно воспользоваться обеими морфемами, тогда получится слово содружество . Использованные способы словообразования называются соответственно приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.

Помимо словообразовательной функции, суффиксы могут иметь и формообразующую. Так, для образования глагола прошедшего времени используется суффикс -л- (пел, рассчитывал).

Правописание суффиксов глаголов

Орфограммы в суффиксе есть практически у каждой части речи. Разберем самые популярные.

У глаголов необходимо знать следующие правила:

  1. Суффиксы -ова-/-ева-; -ива/-ыва-. Правописание проверяют по слову в первом лице настоящего времени, стоящему в единственном числе. Если в этой форме употребляется -ую/-юю, то пишется суффикс -ова-/-ева-. В противном -ива-/-ыва-.
  2. форм - причастий - определяются по спряжению глагола, от которого образовано данное причастие. Первое спряжение предполагает -ущ-/-ющ-, второе -ащ-/-ящ-.

Правописание суффиксов прилагательных

Суффиксы прилагательных подчиняются правилам:

  1. Суффиксы -ев-/-ив- необходимо проверять ударением. В сильной позиции пишется буква и, в слабой - буква е. Например, красивый, боевой . Суффиксы -чив-/-лив- необходимо писать и в ударной, и в безударной позиции.
  2. Правописание н и нн в зависит от строения слова и от употребленного суффикса. Так, слово туманный образовано с помощью суффикса н от слова туман . Пишется нн , потому что нн находится на стыке двух морфем. Суффиксы прилагательных -онн-/-енн- всегда пишутся с нн : революционный, жизненный .

Правописание суффиксов существительных

Рекордсмен по наличию орфограмм в суффиксе - имя существительное. Правила следующие:

  1. Если речь идет о суффиксах, обозначающих профессии, то перед т, д, с, з, ж пишется -чик-. Например, летчик, перебежчик, асфальтоукладчик , но фонарщик, паромщик . Также следует помнить, что суффикс -тель- пишется исключительно с е: учитель, воспитатель .
  2. Большая группа суффиксов уменьшительно-ласкательных также требует применения правил. Связаны они как с ударением, так и с изменением формы слова. Суффиксы -ок-(-ек-), онок(-енок-) зависят от ударения. В сильной позиции всегда пишется о : галчонок, кушачок , но котеночек .
  3. Изменять и смотреть форму слова необходимо в следующих случаях: -ек- или -ик- проверяем следующим образом: ставим слово в форму родительного падежа. При выпадении буквы пишем -ек-, в противном - -ик-. К примеру: кармашек (нет кармашка), ключик (нет ключика) . Во втором случае буква и осталась, поэтому она сохраняется и в суффиксе. Суффикс -ец-/-иц- проверяем, определяя род. В мужском будет -ец-, женском и среднем - -иц-: братец , но водица, платьице .

Правописание приставок

В отличие от суффиксов, орфограммы в приставках одинаковы для всех частей речи.

  1. Часть приставок нужно запомнить, вариаций их написания в русском языке нет. Самые распространные: с-; об-; от-; до; под . Примеры: сделать, объехать, отбить, доползти, подкрасться.
  2. Вариативные приставки, оканчивающиеся на з/с необходимо проверять звуком, с которого начинается корень. Если со звонкого согласного или гласного - требуется писать з , в противном случае - с . Воззвать (з , с которого начинается корень, звонкий) или воспрянуть (корень начинается с п , глухого звука).
  3. Если корень начинается с и , то ее следует заменить на ы , в случае когда приставка оканчивается на согласный. Предыстория, розыгрыш, безыскусный .
  4. Особая группа приставок пре-/при-. Их написание зависит от лексического значения, которое данная морфема выражает. Так, если речь идет о неполноте, близости и приближении - будет писаться при-. К примеру, приморский (около моря), приоткрыть (не до конца открыть), приехать (приближение).

Текущая страница: 3 (всего у книги 21 страниц)

Графика. Орфография

Графика определяется во всех трех комплексах как наука, изучающая обозначение звучащей речи на письме.

Русская графика имеет специфические особенности, касающиеся обозначения мягкости согласных на письме, обозначения звука [й"] и употребления графических знаков (см. выше). Графика устанавливает правила написания для всех слов, определяет, как единицы языка передаются во всех словах и частях слов (в отличие от правил орфографии, которые устанавливают написания конкретных классов слов и их частей).

Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

Орфография состоит из нескольких разделов :

1) написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

Коротко охарактеризуем эти разделы.

Написание морфем (значимых частей слова)

Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами – фонематическим, традиционным, фонетическим.

Фонематический принцип является ведущим и регулирует более 90 % всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например позиции перед гласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название – фонематический, морфематический, морфологический.

Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека ), корней с чередованиями (слагать – сложить ), дифференцирующих написаний (ожёг – ожог ).

Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться реальное произношение, т. е. позиционные изменения звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в трех орфографических правилах – правописание приставок, заканчивающихся на з/с (разбить – распить ), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание – роспись ) и правописание корней, начинающихся на и , после приставок, заканчивающихся на согласный (история – предыстория ).

Слитное, раздельное и дефисное написание

Слитное, раздельное и дефисное написание регулируется традиционным принципом с учётом морфологической самостоятельности единиц. Отдельные слова пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределённых местоимений с предлогами (не с кем ) и некоторых наречий (в обнимку ), части слов – слитно или через дефис (ср.: по моему мнению и по-моему ).

Употребление прописных и строчных букв

Употребление прописных и строчных букв регулируется лексико-синтаксическим правилом: с прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный университет ), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы.

Правила переноса

Правила переноса слов с одной строки на другую основываются на следующих правилах: при переносе учитывается прежде всего слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на , раз-бить , а не *во-йна , *ра-збить . Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: кас-са .

Правила графических сокращений слов

Сокращение слов на письме также базируется на следующих правилах:

1) может опускаться только цельная, нерасчлененная часть в составе слова (лит-ра – литература, в/о – высшее образование );

2) при сокращении слова опускается не менее двух букв;

3) нельзя сократить слово выбрасыванием его начальной части;

4) сокращение не должно приходиться на гласную букву или буквы й, ъ, ь .

Получить информацию о правильном написании слова можно из орфографических словарей русского языка.

Фонетический разбор

1. Фонетический разбор слова осуществляется по следующей схеме :

2. Затранскрибировать слово, поставив ударение.

3. На транскрипции дефисами (или вертикальными линиями) обозначить слогораздел.

4. Определить количество слогов, указать ударный.

5. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.

6. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.

7. Указать количество букв и звуков.

Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:

· гласный: ударный / безударный;

· согласный: глухой / звонкий с указанием парности, твёрдый / мягкий с указанием парности.


Образец фонетического разбора:

его [й"и-вo] 2 слога, второй ударный


[й"] согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

е – [и] гласный, безударный

г – [в] согласный, звонкий парный, твёрдый парный

о – [́о] гласный, ударный


В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твёрдости / мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несёт фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию (в этом случае рядом с ним в транскрипционных скобках ставится прочерк), например:

Обратите внимание на то, что у согласных звуков парность указывается отдельно по признаку глухости / звонкости и по признаку твёрдости / мягкости, поскольку в русском языке представлены не только абсолютно непарные согласные ([й"], [ц], [ч"], [щ"]), но и согласные, непарные только по одному из этих признаков, например: [л] – звонкий непарный, твёрдый парный, [ж] – звонкий парный, твёрдый непарный.

Часть 2. Морфемика и словообразование

Морфемика – раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Словообразование – раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.

Предмет морфемики. Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах

В морфемике решаются два основных вопроса:

1) как классифицируются морфемы русского языка,

2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики – морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

В этом определении одинаково важны оба определения – минимальная и значимая; морфема – наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Минимальной единицей звукового потока является звук . Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута . Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.

В курсе лексикологии изучаются слова – грамматически оформленные значимые единицы, служащие для называния объектов действительности.

Словосочетания , как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол ).

Ещё одной значимой единицей является предложение . Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов – тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определённой части речи); от предложений – тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема – минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями – позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем:

Чередования гласных:

о / Ø (ноль звука, беглый гласный): сон – сна,

е / Ø: день – дня,

е / о : бреду – бродить,

о / а : смотреть – посматривать,

е / о / Ø / и : соберу – сбор – собрать – собирать,

о / у / ы : сох – сухой – высыхать.

Имеются и другие чередования гласных, но они менее распространены.

Чередования согласных:

парный твёрдый / парный мягкий: ру [к ]а – ру [к" ]е,

г / ж : нога – ножка,

к / ч : рука – ручка,

х / ш : муха – мушка,

д / ж : водить – вожу,

т / ч : крутить – кручу,

з / ж : возить – вожу,

с / ш : носить – ношу,

б / бл : любить – люблю,

п / пл : купить – куплю,

в / вл : ловить – ловлю,

ф / фл : графить – графлю,

м / мл : кормить – кормлю.

Кроме того, возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным :

а(я) / им : снять – снимать ,

а(я) / ин : жать пожинать,

и / ой : бить бой,

е / ой : петь пой.

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень – единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол ) и без окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду, очень , увы, многие собственные существительные, называющие географические названия.

Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик «маленький стол». Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определённой морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения – «детский праздник» – не выражен ни одной из морфем.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но , над, если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней всё же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий , ид-ти .

Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными . Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными , например: об-у-ть – раз-у-ть, агит-ирова-ть – агит-ациj-я.

По некоторым примерам художественной, публицистической литературы и разговорной речи может сложиться впечатление, что возможны слова, состоящие только из приставок или суффиксов, например: «Демократизмы, гуманизмы – идут и идут заизмами измы » (В. В. Маяковский). Но это не так: в подобных случаях суффикс превращается в корень и вместе с окончанием или без него образует имя существительное.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие – для образования форм слова.

В лингвистике существует несколько терминологических традиций. Наиболее распространённой является терминология, в которой все некорневые морфемы называются аффиксами. Далее аффиксы подразделяются в ней на словообразовательные аффиксы и флексии. Другая достаточно авторитетная традиция закрепляет термин аффиксы только за словообразующими морфемами.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка – словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький , при-морье, кое-где, пере-о-деть ).

Словообразовательный суффикс – словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть ).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс – словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо ).

Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы:

1) приставки могут иметь в многосложных словах побочное, более слабое ударение: ́ультрафиол́етовый ,

2) они не вызывают грамматических чередований в корне в отличие от суффиксов, которые могут вызывать подобные чередования: рук-а – руч-к-а ,

3) присоединением одной только приставки не может быть образовано слово другой части речи в отличие от суффиксов: присоединение суффикса может как не изменить частеречную принадлежность слова (дом – дом-ик ), так и образовать слово другой части речи (белый – бел-е-ть, бел-изн-а ),

4) приставки часто не связаны с определённой частью речи (недо-работка, недо-спать ), тогда как суффиксы обычно закреплены за определённой частью речи: -ник – служит для образования существительных, -лив – – прилагательных, -ива – – глаголов),

5) значение приставки обычно достаточно конкретно и лишь модифицирует значение исходной основы, в то время как значение суффикса может быть как очень конкретным (-ёнок – обозначает детёныша того, кто назван в корне), так и очень абстрактным (-н – обозначает признак предмета).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.

Формообразующие морфемы, как и другие виды морфем, обязательно имеют значение. Но это значения иного рода, чем у корней или словообразующих морфем: окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова – отвлечённые от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).

Окончания и формообразующие суффиксы различающиеся характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание нов-ый ученик ), управления (письмо брат-у я ид-у, ты ид-ешь ).

Окончание – формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик ), управления (письмо брат-у ) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь ).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот-Ø , диван -кровать-Ø , диван-а-кроват-и.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определённое грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание – это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несёт определённую информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несёт информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, – неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик – И. п., стол – И. / В. п.;

2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;

3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.

Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей – статей– . Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей – стать[й’-а] – стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j , без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.

Достаточно распространённой является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:

гений, гениj-я, гениj-ю – участков-ый, участков-ого, участков-ому

армиj-я, армиj-ей – столов-ая, столов-ой и т. д.

4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умён;

5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:


ед. число

И. п. син-ий лисий-Ø

Р. п. син-его лисьj-его

Д. п. син-ему лисьj-ему

В. п. =и. п. / в. п.

Т. п. син-им лисьj-им

П. п. син-ем лисьj-ем.


Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj – от существительных: мама → мам-ин-Ø, лиса → лис-ий-Ø. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий – реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;

6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л– (бы) – ср.: дела-л-а, дела-л-и;

7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и– , пиш-и-те;

8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-Ø.

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования форм слова.

В учебном комплексе 2 вводится понятие формообразующего суффикса, в комплексах 1 и 3 – нет, однако в них сказано, что «суффикс – это значимая часть слова, служащая обычно для образования новых слов»; в этом «обычно» и заключена мысль, что суффиксы могут служить не только для словообразования, но и для формообразования.

В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм (если рассматривать причастие и деепричастие как формы глагола, как это делают комплексы 1 и 3). Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

Исторически сложилось, что у большинства глаголов различаются две модификации основы – инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида – будущего). Кроме них можно говорить иногда и об основе прошедшего времени.

Поскольку в глагольное слово объединяются словоформы, имеющие одну и ту же (с точки зрения составляющих её морфем) основу, правильнее говорить, что у глагола может быть несколько видов основы, каждый из которых используется в определённом наборе словоформ. У других частей речи основа также может иметь разный вид в разных словоформах (например, сын – сыновья ), однако у них это скорее исключение, чем правило, в то время как у глаголов это правило, а не исключение. В связи с этим закрепилось не очень удачное словоупотребление, когда разные виды одной и той же основы называют разными основами.

Чтобы выделить основу инфинитива , нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива: писа-ть, грыз-ть, плес-ти, бере-чь (или беречь-Ø).

Чтобы выделить основу настоящего / простого будущего времени , нужно отделить от формы настоящего/простого будущего времени личное окончание; предпочтительнее использовать форму 3 лица множественного числа (так как сама эта основа в разных формах может иметь разный вид): пиш-ут, работаj-ут, леч-ат.

Чтобы выделить основу прошедшего времени , нужно отбросить от формы прошедшего времени формообразовательный суффикс прошедшего времени -л – или -Ø– и окончание; предпочтительнее использовать любую форму, кроме формы муж. рода ед. числа, так как именно в ней может быть представлен нулевой суффикс, что может затруднить анализ: нес-л-а, писа-л-а.

У большинства глаголов – два разных вида основы: одна – основа настоящего / простого будущего, и другая – основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj– и чита-, рисуj– и рисова-, бег– и бежа-, говор– и говори-. Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере-ть, тёр-л-а, тр-ут; мокну-ть, мок-л-а, мокн-ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес-ти, нес-л-а, нес-ут; вез-ти, вез-л-а, вез-ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределённой формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:

писа-ть – писа-л-Ø (бы) – писа-вш-ий

пиш-у – пиш-ущ-ий – пиш-и-Ø.

В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы :

1) инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть / -ти: чита-ть, нес-ти. У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе-чь или печь-Ø, где Ø – нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).

В 1 и 3 учебных комплексах показатель инфинитива описывается как окончание. Это связано с тем, что в этих комплексах, в отличие от комплекса 2, не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив – неизменяемую глагольную форму.

2) прошедшее время изъявительного наклонения образуется суффиксами -л– (дела-л–) и -Ø-: нёс-Ø– – ср.: нес-л-а.

3) эти же суффиксы представлены в условном наклонении : дела-л-Ø бы, нёс-Ø– бы.

4) повелительное наклонение образуется суффиксами -и- (пиш-и–) и -Ø– (делай-Ø-¤, сядь-Ø-¤).

Для пояснения того, что формы типа делай и сядь образуются нулевым формообразующим суффиксом, а не суффиксом *-й, *-дь , необходимо помнить о том, что форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени: пиш-у – пиш-и. В глаголах типа читать это не так очевидно, поскольку основы инфинитива и настоящего времени различаются лишь наличием в основе настоящего времени j в конце основы: читаj-ю – читай. Но грамматическое значение выражается морфемой, не входящей в основу. Эта морфема – нулевой формообразующий суффикс: читай-Ø-¤ (нулевое окончание при этом имеет значение единственного числа – ср.: читай-Ø-те).

5) причастие как особая форма глагола образуется суффиксами -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -им-, -ом– / -ем-, -нн-, -онн– / -енн-, -т-: бег-ущ-ий, взя-т-ый (в скобках указаны графические варианты суффиксов после мягких согласных, через косую черту – чередующиеся суффиксы).

6) деепричастие как особая форма глагола образуется суффиксами -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи): делаj-я, буд-учи.

7) простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов -е (выш-е), -её / -ей (быстр-ее), -ше (рань-ше), -же (глуб-же);

8) простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью формообразовательный суффиксов -ейш– / -айш– (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий).

Как мы видим, нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:

а) суффикс, образующий прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения у ряда глаголов, стоящих в мужском роде единственного числа (нёс-Ø-¤). В этих же глаголах при образовании форм женского или среднего рода единственного числа или множественного числа используется суффикс – (нес-л-а);

б) суффикс повелительного наклонения у ряда глаголов, о которых было сказано выше (делай-Ø-¤, вынь-Ø-¤).

В данной главе:

§1. Морфема

Морфема - это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

§2. Виды словообразовательных морфем

К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень - основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Запомни:

Слова без корня в русском языке невозможны.

В словах дом , дом ик , дом ище , дом овой , дом ушник , дом овод ство , дом остро ение есть корень дом . В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло , некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж , хаки .

Приставка - это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с бегать , при ехать , пере ос мыслить . Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес с мысленный , бес по мощный .

Запомни:

Слово не может состоять только из приставки.

Суффикс - морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечн ый , берегов ой . Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильств енн о , американ из ир ова нн ый .

Запомни:

Слово не может состоять только из суффикса.

Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс .
К интерфиксам в русском языке относят буквы о и е в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл о ход , пар о воз , сам о вар .

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание - это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю , слушаешь , слушает , слушаем , слушаете , слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача , дачи , даче , дачу , дачей , о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол - нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал - нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

Запомни:

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом, конь, мать, ночь
  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин, окон, солдат , армий
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров, рад, счастлив
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал, писал, считал
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши, читай, считай
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан, прочитан

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы - это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : читать , идти , суффикс прошедшего времени : ходил , повелительного наклонения : смотри , степени сравнения прилагательных и наречий :тише .


Обсуждаем проблему толкования.

Формообразующие суффиксы или окончания?

Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л - окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил - это одно и то же слово, различны лишь его формы.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное - быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что является минимальной значимой частью слова?

    • Морфема
  2. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?

  3. Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?

    • Словообразовательные
    • Формообразующие (словоизменительные)
  4. Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?

    • Корень
    • Приставка
    • Суффикс
  5. Может ли слово состоять только из приставки?

  6. Может ли слово состоять только из суффикса?

  7. Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?

    • Суффикс
    • Окончание
  8. Зачем нужны интерфиксы?

    • Для словообразования
    • Для передачи нового значения
    • Для формообразования
  9. Какая морфема служит для связи слов в предложении?

    • Корень
    • Суффикс
    • Окончание
  10. Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?

Правильные ответы:

  1. Морфема
  2. Словообразовательные
  3. Корень
  4. Окончание
  5. Для словообразования
  6. Окончание

Вконтакте

Правописание морфем

§ 6. Орфография

Урок 26. Разделы русской орфографии. Правописание морфем

Цели урока : 1) повторить и обобщить сведения о разделах русской орфографии; 2) тренировать в использовании принципа единообразного написания морфем на письме; в различении омофонов.

I . Словарный диктант с грамматическим заданием (проверка домашнего задания)

Предоставим возможность учащимся в течение минуты повторить написание слов, входящих в словосочетания орфографического минимума (упр. 201), а затем закрыть книги и записать эти словосочетания по диктовку учителя. Чтобы потренировать учеников в умении концентрировать внимание, продиктуем словосочетания для записи парами: первое словосочетание каждой пары записывает первый вариант, второе словосочетание – второй вариант.

Грамматическое задание может быть следующим.

Задание 1. Найдите словосочетания, соответствующие схемам: действительное причастие (главное слово) + существительное; страдательное причастие (главное слово) + существительное. Составьте с ними два предложения, в одном из которых словосочетание используется в роли обособленного распространённого определения, а в другом – необособленного распространённого определения.

Задание 2. Используя словосочетания из ряда записанных (на выбор) составьте и запишите предложение, осложнённое обращением, и предложение, осложнённое вводным словом.

II . Разделы русской орфографии и основные принципы написания (задания на с. 78)

В процессе обсуждения первого задания § 6 подведём учащихся к мысли о том, что знаки препинания помогают правильно и быстро понимать письменный текст: абзац (красная строка) выделяет композиционно-смысловые части текста; точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки отделяют высказывания друг от друга и помогают понять их цель, а также эмоциональную окраску. Отражая синтаксическое строение предложения и его интонационное оформление, запятые, точка с запятой, двоеточие помогают воспринимать высказывания в точном соответствии с замыслом их автора, а такие выделяющие знаки, как кавычки, скобки, а также тире и запятая при парном употреблении помогают создать смысловое выделение отдельных фрагментов высказывания. Ошибки в пунктуационном оформлении предложений затрудняют письменное общение, а их отсутствие делают такое общение невозможным.

Предложим семиклассникам устно сформулировать основные правила каждого раздела орфографии и в случае необходимости внесём дополнения в их ответы: «Морфемы пишутся одинаково, независимо от произношения. Морфемы в пределах слова пишутся слитно, реже через дефис; слова друг с другом пишутся раздельно. С прописной буквы пишутся собственные имена и наименования и первое слово предложения, остальные слова пишутся со строчной буквы. Слова переносятся по слогам с учётом их морфемного членения».

III . Правописание морфем. Различение омофонов в устной речи и на письме (упр. 204 – 206, 209)

Предоставим возможность всем желающим назвать соответствующие заданию упражнения 204 примеры слов и подведём учащихся к выводу о том, что один и тот же корень может быть представлен в двух и более вариантах, поскольку при изменении слова или при образовании новых слов в корне могут происходить чередования гласных и/или согласных.

Основным результатом работы с упражнениями 205 и 206 должен стать вывод о том, что необходимо учитывать существующее в русском языке явление омонимии и использовать омофоны в устной речи в том контексте, который помогает понять их точное лексическое значение, и учитывать эти значения для правильного оформления омофонов на письме. Ученики ещё раз отметят, что омофоны являются разными словами, следовательно, имеют разные значения и разные однокоренные слова (изморозь – морозить, изморось – моросить ).

Работа с омофонами, схематически представленными в упражнении 209, обнаруживает сходство их морфемного состава: многие пары омофонов построены по единой словообразовательной модели.

Д. з.: 1) упр. 202; 2) по желанию – упр. 203; 3) индивидуальное задание – упр. 207 (см. примечание).

Примечание . Задание упражнения 207 распределим между двумя-тремя учениками.

www.compendium.su

Принципы русской орфографии

Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари.

Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией ученого-орфографиста В.В.Лопатина (М., 2000).

Русская орфография – это система правил написания слов.

Она состоит из пяти основных разделов:

1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
3) употребления прописных и строчных букв;
4) перенос части слова с одной строки на другую;
5) графические сокращения слов.


Разделы орфографии
– это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме. Каждый раздел орфографии характеризуется определёнными принципами, лежащими в основе орфографической системы..

Принципы русской орфографии

В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП , сущность которого в следующем:
морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание , хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.

Так, корень хлеб во всех родственных словах пишется одинаково, но произносится по-разному в зависимости от того, какое место в слове занимают гласный или согласный звуки, ср.: [хл’иэба], [хл’ьбавос] ; приставка под- в словах подпилить и подбить одна и та же, несмотря на разное произношение, ср.: [пътп’ил’ит’] [падб’ит’] ; прилагательные насмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив- ; безударное окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе — в книге, большого — великого, синего — моего и т.п.

Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы Морфема оказалась в сильной позиции (под ударением, перед р, л, м, н, j и т.д.), т.е. была бы четко обозначена.

Роль морфологического принципа в орфографии велика, если иметь в виду, что в русском языке широко развита система внутриморфемных чередований, обусловленных разными причинами.
Наряду с морфологическим действует и ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП , в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся .

Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через- ), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с , ср.: возразить — воскликнуть, избить — испить, низвергнуть — ниспослать и т.п.

Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок — ножичек, парчовый — кочевой, свечой — тучей и т.п.

Корневой гласный и после русских приставок на согласный переходит в ы и обозначается этой буквой тоже в соответствии с фонетическим принципом, т.е. пишется так, как слышится и произносится: предыстория, предыюльский, розыгрыш, разыгрывать и т.п.

Действует в нашей орфографии также ИСТОРИЧЕСКИЙ, или ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП , по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину .

Так, написание гласных и , а , у после шипящих — это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом.

Существует в современной орфографии и ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАПИСАНИЯ (смысловой принцип ), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения , ср.: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).

Кроме названных в правописании необходимо отметить и ПРИНЦИП СЛИТНОГО, ДЕФИСНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ : сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов — раздельно.

Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой — взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.

videotutor-rusyaz.ru

Золотое правило русской орфографии, или Морфемный принцип написания слов

Тема урока: Золотое правило русской орфографии, или морфемный принцип написания слов.

Цели урока:

1. Развитие умений и навыков учащихся по соблюдению норм литературного языка в речевой практике.
2. Знакомство учащихся с морфемным принципом как ведущим принципом русского правописания.
3. Совершенствование умений и навыков при создании и редактировании собственного текста.

Ход урока

I этап урока. Работа по культуре речи

1. Вступительное слово учителя. Анализ речевых ошибок, допущенных учащимися в сочинениях по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

2. Раздать фрагменты сочинений с допущенными речевыми ошибками.

3. Исправьте ошибки в построении предложений.

а) Круг людей Калинова – большой любитель интриг и сплетен.
б) Катерина, главный герой драмы, тоже выходец из купечества.
в) Очень крохотная надежда где-то сидела в ней – подальше уехать с Борисом и попрощаться навеки с «темным царством».
г) Самоубийство Катерины вызвало молниеносную реакцию семьи.

Ответы учащихся

а) Калиновцы (жители Калинова) – большие любители интриг и сплетен.

«Круг людей» – это книжное выражение, для пьес о провинциальном купечестве не подходит.

б) Катерина, главная героиня драмы, тоже вышла (родом) из купечества.

Катерина – женщина, поэтому приложение «герой» неуместно: оно должно быть женского рода. Существительное «выходец», употребленное в роли сказуемого, может быть соотнесено со словом мужского рода, поэтому заменяем на слово «вышла».

в) В ней еще теплилась слабая надежда – уехать с Борисом подальше и навеки оставить «темное царство».

«Очень крохотная» – речевое излишество, так как крохотная и есть очень маленькая. «Надежда сидела в ней» – лучше « в ней еще теплилась надежда» .

г) Самоубийство Катерины вызвало неожиданный протест в семье.

Молниеносная реакция – книжное выражение, несвойственное патриархальному купечеству .

II этап урока

1. Блиц-опрос по домашнему заданию

Учитель. Дома вы повторяли материал по теме «Морфемика». Отвечая на вопросы, пользуйтесь предложениями, которые вы сейчас записали в исправленном виде.

Что изучает морфемика?
Какая морфема содержит смысловое значение слова?
Расшифруйте морфемный ряд основы. (Основа включает.)
Найдите во втором предложении слова, образованные суффиксальным способом.
Найдите в третьем предложении слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
Каким способом образовано слово «самоубийство» в четвертом предложении?

2. Работа с текстом с экрана компьютера

У входа в Малый театр установлен памятник А.Н. Островскому. Он изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету В. Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокую думу, он каждый вечер встречает зрителей, предоставляя им несомненную возможность насладиться настоящим искусством.

Задание: разберите по составу слова: предоставляя несомненную. (Один ученик работает у доски, остальные – самостоятельно .)

Объясните, зачем нужно уметь разбирать слово по составу? Какой практически в этом смысл?
Покажите на примере этих слов, что без морфемного анализа можно допустить ошибки.

Предоставляя – (пред, предо) – неизменяемая приставка, которую мы выучиваем, (ставл) – корень с чередующейся согласной звонкой, (ставить – предоставлять) – значит, безударную корня можно проверить.

Несомненный приставка НЕ придает новое лексическое значение. Приставка СО – неизменяемая ЕНН – суффикс прилагательного.

Учитель. Мы убедились, что каждая значимая морфема пишется по своим законам. В этом и заключается главное «золотое» правило русской орфографии: пиши каждую морфему по ее законам. Не случайно русское правописание считают:

— фонетическим (шар – 3б., 3 зв);
— традиционным (многие слова запоминаем), но главное – морфемным.

III этап урока

1. Применяя «золотое правило» орфографии , проверьте безударную гласную корня и подчеркните ее, выделив графически корень. (Ученикам раздается заранее распечатанный материал .)

Театральный деятель, обличать пороки, освещать проблему , создавать образы, обитатели Калинова, защищать старые порядки, быть ханжой, незаслуженно обижать , деспотизм самодуров, разрядить обстановку , социальное потрясение, объединенные конфликтом, на протяжении пьесы, покаяние Катерины, умалять достоинства , представление о мире, проявление прав, раздражать Дикого, покориться полностью, смягчить нравы, повиновение матери, нравственное очищение.

Что называется омонимами?
Подберите к выделенным сочетаниям омонимичные пары.
Приведите свои примеры омонимов.
Сделайте вывод: от чего зависит написание безударной гласной корня в омонимах?

2. Лексико-орфографическая работа. Освоение новых понятий

Запишем на доске, выделив орфограммы:

репертуар –
фойе –
партер –
амфитеатр –
бельэтаж –
балкон –

Можно ли проверить корневые гласные в этих словах родственным словом?
Почему нельзя? (Это слова заимствованные .)
Из какого языка?
Какая конструкция простого предложения понадобится нам, если мы хотим объяснить значение этих слов?

Запишем значение первого слова. Почему мы поставили тире перед сказуемым?
Кто знает значение остальных слов?
Объясните их значение с помощью предложений по заданной модели (устно ).
Дома запишите значение этих слов в тетрадь.

Учитель. Итак, ребята, изучая творчество драматурга А.Н. Островского, мы обратились к лексико-орфографической работе по теме «Театр» для того, чтобы вы, придя в театр, чувствовали себя культурными зрителями.

3. Работа с текстом

За свою долгую творческую жизнь А.Н. Островский написал более 50 оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам И.А. Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. «Картина эта – «Тысячелетний памятник России». Одним концом она упирается в доисторическое время («Снегурочка»), другим – останавливается у первой станции железной дороги. »

«Зачем лгут, что Островский «устарел», – писал в начале нашего столетия А.Р. Кугель. – Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу».

Задание:

Приведите из текста примеры слов, в которых корневая гласная:

а) не проверяется (оригинальных, национальный, картина );
б) проверяется (останавливается, устарел, освежающий, усложненного ).

Покажите, как работает морфемный принцип написания слов на примере «освежающий» .

Освежающий:

о – неизменяемая приставка;

свеж – корень (свежий);

а – глагольный суффикс;

ющ – суффикс причастия (действительное, настоящее время);

Объясните знаки предложения в тексте (работа в группах ).

IV этап урока. Создание собственного текста

Задание: напишите сочинение-миниатюру «Мое слово об Островском».

По завершении работы учащиеся читают свои сочинения и обмениваются мнениями.

V этап урока. Домашнее задание

1) Отредактируйте сочинение, пользуясь планом.

  1. Раскрыта ли тема и основная мысль?
  2. Имеет ли сочинение стройную композицию?
  3. Какие фрагменты сочинения получились более образными? Какими средствами художественной выразительности была достигнута эта образность?
  4. Соблюдены ли в сочинении нормы русского языка? Исправьте орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки.
  5. Отличается ли смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения?

2) Приведите из сочинения примеры слов, в которых корневая гласная проверяется ударением (не проверяется ударением).

3) Покажите, как работает морфемный принцип написания слов на 2–3-х примерах.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Принципы русской орфографии, орфограмма

58. Принципы русской орфографии, орфограмма

ОРФОГРАФИЯ — система правил правописания. Основные разделы орфографии:

  • написание морфем в различных частях речи,
  • слитное, раздельное и дефисное написание слов,
  • употребление прописных и строчных букв,
  • перенос слов.

Принципы русской орфографии. Ведущий принцип русской орфографии — морфологический принцип, сущность которого состоит в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют единое начертание на письме, а в речи они могут изменяться в зависимости от фонетических условий. Этот принцип применяется для всех морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний.

Также на основе морфологического принципа оформляется единообразное написание слов, относящихся к определенной грамматической форме. Например, ь (мягкий знак) формальный признак инфинитива.

Вторым принципом русской орфографии является фонетическое написание, т.е. слова пишутся также, как слышатся. Примером может служить правописание приставок на з-с (бездарный — беспокойный) или изменение в корне начальной и на ы после приставок, оканчивающихся на согласную (разыграть).

Существует также дифференцирующее написание (ср.: ожог (сущ.) — ожёг (глаг.)) и традиционное написание (буква и после букв ж, ш, ц — жить, шить).

Орфограмма — это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее правилам орфографии.

Орфографическое правило — это правило правописания руссхога языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.

Билет №17. (1 вопрос) Орфография как раздел науки о языке. Понятие об орфографии. Разделы русской орфографии

Орфография – совокупность правил написания слов. Орфографические правила являются общепринятыми и строго обязательными для всех пишущих по – русски. Они обеспечивают грамотное, т.е. соответствующее единым нормам, письмо, которое облегчает восприятие текста при чтении. Без правил правописания процесс письменного общения был бы значительно затруднен. В орфографии выделяются 4 основных раздела : 1) написание значимых частей слова, корней, приставок, суффиксов, окончаний; 2) раздельные, слитные и полуслитные (дефисные) написания слов и их частей; 3) способы переноса слов;4) употребление прописных букв;5) способ сокращения; Основой орфографической единицей является орфограмма – то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (буквами, дефисом..), но из них только один принят как правильный (Баранов М.Т.). Например: перетянуть – в слове из 10 букв – 4 орфограммы. Обычно текст на 1/3 и даже наполовину состоит из орфограмм для гласных. Рассмотрим разделы орфографии:1. Написание значимых частей слова (, корень, ^, £) соответствует принципам русской орфографии: 1. Морфологический (фонематический) заключается в том, что написание морфем (, корень, ^, £) одинаково, независимо от произношения, т. к. буквой обозначается звук в сильной позиции, а не его звуковой вариант. Различают три группы морфологических написаний: 1) опорные , когда буквой обозначается звук всильной позиции. Они называются проверочными: во ды, низ ок, дубо вый, в реке . 2) косвенно проверяемые , т.е. написания, проверяемые опорными случаями: во да – воды, низ кий – низок, липо вый – дубовый, на дороге – на реке 3)беспроверочные морфологические написания, когда орфограммы нельзя проверить опорными случаями. Их называют традиционными: а пе льсин, вок зал. Этот принцип был провозглашен в 1755г. М.В. Ломоносовым. Принцип имел огромное значение, т.к. при разнообразии русских говоров формировался единый литературный национальный язык. В русском языке есть написания, нарушающие основной принцип, т к. соответствуют следующим условиям.II. Фонетический принцип отражает на письме изменения в произношении звука («как слышу и произношу, так и пишу»):

1) приставки на З и С (не путать с приставкой С): без брежный, бес пощадный;

2) а в приставке рас- (раз-) – старославянский вариант (роз-, рос- русский вариант остался только под ударением): например: розвальни – рус., развалить – старославянизм;

3) И переходит в Ы после русской приставки, оканчивающейся на твердый согласный: безы мянный, преды дущий;.

4) некоторые корни с чередованием: кос – кас, рос – раст, зор – зар, лезу – лестница;

5) в некоторых случаях о, е, ё после шипящих и Ц : кольцо м – пальце м (сравни: столом — домом).

III. Традиционный (исторический) принцип отражает на письме прежнее (устаревшее) написание , несмотря на изменения в произношении («пишу так, как писали раньше»):

1) жи - ши (до ХIII века [ж] и [ш] были мягкими, сравни: [ж’ из н ], [ш’ ил] – прежнее произношение; [жызн’ ], [шыл] – современное произношение, написание осталось прежним: жи знь - ши ло;

2) ь в сущ. ж. р. после шипящих на конце: рожь , мышь , дочь;

3) окончания -ого, -его в прилаг., прич. . в род. и вин. п. ед.ч.]: красивого , синего (сравни призношение [краснъв ъ ]);

4) корни с чередованием лаг-лож, дер - дир …: взять — взимать;

5) некоторые словарные слова ; ко рабль, ка пуста, печаль, песок, хозяин, винегрет, фонарь., мятеж, чабан, щавель, язык . В школе они изучаются как словарные.

IV. Дифференцирующий принцип рассматривает случаи, когда разное на­писание позволяет различать лексическое значение или грамматические формы слов, которые произносятся одинаково (их мало ≈ 4%):

1) слова с парными согласными буквами на конце , которые обозначаются одним звуком: лук – луг , пруд – прут .

2) пре – при : приемник – преемник ;

3) различные значения слов: ко мпания – общество, ка мпания – совместное действие, туш – музык. произвед., тушь – краска.

4) разграничение частей речи: ожо г – сущ., ожё г – глаг.

5) прописная и строчная буква в нарицательных и собственных именах, совпадающих по звучанию: л юбовь – чувство, Л юбовь – имя…

2. Раздельные, слитные и полуслитные написания основываются на следующем принципе: все слова (и самостоятельные, и служебные) пишутся раздельно друг от друга, а все части слов – слитно: два дня, без письма, двухдневный.

Полуслитные (дефисные) написания наблюдаются, в основном, в сложных словах: юго – запад, бледно – желтый .

В наречиях: во – первых, по – товарищески .

Нормы правописания иногда отстают от процессов, происходящих в русском языке. Поэтому при возникновении затруднений нужно обращаться к орфографическому словарю.

3.Способ переноса слова зависит от деления его на слоги , а также от состава слова. Поэтому при переносе:

1) Основной принцип правил переноса слова -фонетический , когда слово членится в cоответствии со слогоделением : во-рота, воро-та. Запрещается оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога (например, нельзя переносить ст-рах, мо-ст). Нельзя также отделять согласную от следующей за ней гласной: дя-денъка или дядень- ка, лю-бовь, па-стух или пас-тух (а не дяд-енъка, люб- овь, паст-ух).

При стечении нескольких согласных между гласными допускается вариативность переноса, т. е. слогоделения: де-рзкий, дер-зкий, дерз-кий.

2) Морфематический принцип правил переноса: при переносе членение должно проходить между морфемами:

— двумя приставками: без-возвратно (не бе-звозвратно);

между приставкой и корнем: под-битъ, при-слатъ, со-жжённый (не по-дбитъ, прис-лать)

— между значимыми частями сложных слов: пяти-граммовый, спец- одежда,(пятиг-раммовый, спе-цодежда),

Есть и другие ограничения переноса. Например, русские слова не могут начинаться буквами ы, ъ, ь, й , поэтому переносить часть слова, начинающуюся с этих букв, не разрешается: ра-зыскатъ, боль-ной, подъ-езд, май-op (не раз-ыскатъ, бол-ьной, под-ъезд,ма-йор). Нельзя оставлять в конце строки одну букву, перенося остальную часть на другую строку.

4. Употребление прописных и строчных букв . С прописной буквы пишется:

Первое слово в самостоятельном предложении.Все имена собственные .

3. Названия высших международных организаций, должностей и званий – с прописной: Организация Объединенных наций, Верховный Суд Российской Федерации.

4. В географических и астрономических названиях, названиях важнейших исторических cобытий с прописных букв пишутся все слова, кроме родовых обозначений типа океан, остров, война, созвездие и т.п.: Северный Ледовитый океан, Великая Отечественная война. 5. В названиях произведений и документов с прописной буквы пишется первое слово, имена собственные: Ветхий завет, Первый концерт Рахманинова . Заглавия книг, названия газет, журналов, кинофильмов, картин, спектаклей, продукции, торговых марок нужно заключать в кавычки: «Ромео и Джульетта» Шекспира, журнал «Караван истории», ирис «Золотой ключик». 6. Названия праздников и знаменательных дат с прописной буквы пишется, как правило, только первое слово: Новый год, Восьмое марта, День строителя , но День Победы (второе слово с особым значением). Если дата в названии праздника обозначена цифрой, то следующее слово – с прописной: 1 Мая – Первое мая. 5. Способы графических сокращений. Сокращения слов бывают двух типов: Неграфические (в устной и письменной речи): сложносокращенные слова и аббревиатуры (профком, зарплата; НЛО, СНГ, вуз); графические свойствен­ные лишь письменной речи (с. - страница , з-д - завод, к/т - кинотеатр). Графические сокращения используют­ся для экономии места и времени при письме.Принципы сокращения слов следующие:1) не может быть опущена начальная часть слова; напри­мер, слово фабрика нельзя сокращать так: «брика», «рика»;2) опускаются минимум две буквы . Недопустимо сокра­щение «фабрик.», «фабр-ка». Исключение ю.- юг объясня­ется аналогией: с. - север, в. - восток, з. - запад; 3) часть слова, предшествующая опускаемой, не может состоять из сочетания букв с последней гласной , а также и, ь, ъ. Правильно: к., кар., карельск. (карельский), ф-ка (фабрика); неправильно: «ка.», «каре.», «карель.», «фа-ка»;4) обычно опускается одна линейно последовательная часть букв. Нельзя сокращать «фбрка», так как при этом опускают­ся не следующие непосредственно друг за другом буквы а, и. Из этого принципа есть исключения типа млн - миллион, млрд - миллиард, стлб. - столбец, пн. - понедельник и ряд других. В зависимости от приемов образования выделяются шесть типов графических сокращений:1) т о ч е ч н ы е сокращения образуются путем опу­щения правой части слова (реже - середины) и поста­новки точки после оставшейся части: г. - год, с. - стра­ница, напр. - например, сб. - суббота. Удвоение первой согласной буквы при опущении остальной части слова обозначает множественное число: вв. - века, пп. - пункты; 2) д е ф и с н ы е сокращения - такие, у которых вместо опущенной средней части слова ставится дефис: р-н - рай­он, з-д - завод, ин-т - институт; 3) к о с о л и н е й н ы е сокращения употребляются при сокращении словосочетаний или сложных слов. Вместо опу­щенной первой части ставится косая линия: п/о - почтовое отделение, б/у - бывший в употреблении, х/б - хлопчатобумажный; 4) к у р с и в н ы е сокращения выделяются особым шрифтом - курсивом: г - грамм, л - литр, дм - деци­метр; 5) н у л е в ы е сокращения графически не выделены, они графически не отличаются от несокращенных слов: с - секунда, м - метр, кг - килограмм; 6) к о м б и н и р о в а н н ы е сокращения - результат применения нескольких приемов сокращения: ж.-д. - же­лезнодорожный, об./мин - оборотов в минуту, ц/га - цент­нер на гектар.

Билет №18. Словосочетание как лексико-синтаксическая единица. Строение словосочетаний. Подчинительные словосочетания. Главное и зависимое слово в словосочетании. Классификация словосочетаний по характеру главного слова. Значение знаний о словосочетании для обучения детей грамматике и орфографии.

Словосочета́ние - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.). Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения. Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания - сочетания однородных членов предложения.Типы связи слов в словосочетании. Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении. В подчинительном словосочетании непредикативная связь , т. е. одно слово главное , а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании: Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоименным прилагательным.Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе. Управление - вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа.Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к родине. Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами в роли второстепенных членов и необособленными деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, ее портрет, мальчик постарше. Другое определение связи «Примыкание»: связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент - неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола.Классификация словосочетаний по главному слову. По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:1.Глагольные Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя. 2.Именные:а) с существительным в роли главного слова. Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике;б) с прилагательным в роли главного слова Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь; в) с именем числительным в роли главного слова. Примеры: два карандаша, второй из претендентов.Местоименные (с местоимением в роли главного слова) Примеры: кто-то из учеников, нечто новое .Наречные Примеры: крайне важно, вдали от дороги. Классификация словосочетаний по составу (по структуре) Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов. Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек). Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний. Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге. Средства связи слов в словосочетании: 1)всеслова в словосочетании прежде всего связаны по смыслу; 2) грамматически: с помощью окончания зависимого слова (при согласовании, управлении); 3)с помощью предлогов (иногда при управлении).

Не всякое соединений слов образует словосочетание, а только такое, которое подобно слову служит строительным материалом для предложения.

Не являются словосочетаниями:

1. Подлежащее и сказуемое : Птицалетит .

2. Однородные члены : близкий и далекий.

3. Синтаксически неделимые сочетания (несколько слов являются одним членом предложения):

1) составное сказуемое: Хочет поиграть с друзьями.

2) количественно-именное сочетание: Две березы стояли у дороги.

3) фразеологизмы: Он любит делать из мухи слона (преувеличивать).

4. Сложные формы:

1) будущего времени : буду смотреть;

2) повелительного наклонения: давай петь;

3) превосходной и сравнительной степени: самый красивый, менее приятный, более интересный;

5. Предложно-падежные сочетания существительных: в течение дня, около леса

6. Сочетания обособленных членов с главным (определяемым) словом: дождь, освежающий землю; шел, не замечая ничего.

Все на свете из чего-то состоит: человеческое тело - из клеток, облака - из водяных капель, лес - из деревьев. Человеческая речь складывается из слов. И наверняка вам будет интересно заглянуть в святая святых - ту "мастерскую", где происходит их образование. Слова формируются из особого материала, которому и посвящена данная статья. Мы разберем, что такое морфемы и какое они имеют значение.

Значение понятия, пример

Термин греческого происхождения дословно переводится как "форма". Его авторство принадлежит американцу Леонарду Блумфилду (1933 г.).

Что такое смысловые части, из которых складываются слова. Предлагаем познакомиться с их основными признаками, представленными на картинке.

Выделим из данной информации две основополагающие мысли:

  1. Это самая мелкая частица слова, которая не дробится на какие-либо иные смысловые единицы.
  2. Она имеет особое значение для словообразования.

Корень, приставка, окончание, суффикс, постфикс (возвратная частица -ся или -сь) - это и есть морфемы, из которых складывается слово. Все они имеют разное обозначение на письме, представленное чуть ниже.

Рассмотрим пример: слово "переменка". В нем следующие смысловые части:

  • пере-;
  • -мен-;

Разберем значение каждой:

  • пере- — это приставка, означающая повторное действие;
  • -мен- — корень, лексическое значение которого связано с обозначением смены действия (сравните: менять, подмена, меняла, сменщик);
  • -к — суффикс, указывающий на уменьшительный смысл слова.
  • -а — окончание, указывающее на то, что перед нами существительное единственного числа, женского рода.

Корень слова

Если смысл слова складывается из значений его частей, то главной морфемой можно смело считать корень. Именно он несет основную лексическую нагрузку, и на его основе происходит словообразование. Попробуем это проиллюстрировать. Построим новые слов от существительного "вода" с сохранением корня -вод-.

Значение морфем разнится, поэтому принято выделять корневые и аффиксальные. О первых - подробнее, чуть ниже.

Пишем правильно

Важным моментом является правописание морфем. В указанном примере видно, что в корне могут наблюдаться чередования букв, которые нужно отслеживать. Более сложные из них — -лаг-/-лож- (предлагать, предложение). Следует разбирать также следующие орфограммы:

  • Безударные проверяемые и непроверяемые гласные (наводнить — водный; диалог).
  • Переход буквы "и" в "ы" после приставок, оканчивающихся на согласную (проиграл, подыграл).
  • Правописание "е" вместо "э" в заимствованных словах (проект, шинель).
  • "О" и "е" после шипящих."Е" пишется под ударением, если можно подобрать однокоренное слово с чередованием "е - е": черствый — черстветь, пшенка —пшено.
  • Парные глухие и звонкие согласные требуют проверочного слова (шаг — шаги, звук — звуки).
  • Непроизносимые согласные также нуждаются в подборе однокоренных слов (местность — место).
  • Двойные согласные. Для этой орфограммы действует несколько правил, поэтому необходимо сверяться со словарем (вожжи, дрожжи, ссора).

Окончания

Лучше понять, что такое морфемы, можно, посмотрев на следующее предложение:

  • "Наступил... утр..., и дет... поспешил... в школ...".

У окончания очень важная роль - оно устанавливает связь между словами в предложении. Никак не влияя на лексическое значение конкретного существительного или прилагательного, например, оно не входит в так называемую основу. Вместе с тем, окончание играет огромную роль, указывая на род, число и падеж. Вставим пропущенные окончания и прочитаем:

  • Наступило утро, и дети поспешили в школу.

Суффиксы

Данная морфема входит в основу и отвечает за слово- и формообразование. Пример образования новых слов:

  • гриб — гриб-ник;
  • серебро — серебр-ист-ый;
  • заяц — зайч-онок.

Пример образования новых форм:

  • склонять — склоня-ем-ый;
  • теплый — тепл-ейш-ий;
  • весело — весел-ее.

Суффикс -ищ способен увеличить предмет: город — городище. А -ик, наоборот, уменьшить: стол — столик.

Между прочим, в русском языке есть слова, в которых встречается два и даже три суффикса. Примеры последних:

  • родственнички;
  • преподавательница;
  • водянистость.

Приставки

Стоящие впереди корня приставки являются словообразующими частицами. Именно на их примере становится понятно, что такое морфемы. Так, они способны сделать незавершенное действие законченным: читать — прочитать. У каждой приставки есть свое назначение:

  • Без-/бес- — означает отсутствие чего-либо (безголосый, беспорядок).
  • Вы- — демонстрирует направленность движение наружу (вылезти, выпрыгнуть).
  • До- — показывает доведение действия до конца (добежать, доработка).
  • Не- — означает отрицание того, что выражает само слово (неправда, некрасивая).
  • Недо- — применительно к глаголам показывает недостаточность действий (недосолил, недобежал) и т. д.

Разобрав, что такое морфема в русском языке, следует помнить: использование смысловых частей слова требует знания орфографии.