Меню Рубрики

Классный час "Внимание дорога!" классный час (2 класс) на тему. Классный час «Развиваем память и внимание Осторожно дети классный час

Форма проведения: игра с элементами викторины.

Возраст учащихся: 5 – 7 класс.
Объяснительная записка.

Цели:


  1. совершенствовать знания учащихся по правилам дорожного движения;

  2. воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:

  1. систематизировать знания учащимися правил дорожного движения;

  2. развивать навыки конструктивного взаимодействия, взаимопомощи, толерантности;

  3. воспитывать чувства взаимоуважения;

  4. развивать творческое, логическое мышление, коммуникативные навыки;

  5. профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;

  6. развивать познавательный интерес к изучению ПДД, творческие способности детей.

Актуальность.

В наше время дорожное движение стало наиболее интенсивным, увеличивается число ДТП с участием несовершеннолетних, основными причинами которых являются недисциплинированность учащихся, незнание ПДД, несоблюдение их, отсутствие культуры поведения на дороге. Поэтому передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, стало проблемой, требующей изучения не только элементарных правил дорожного движения, но и более разносторонних знаний, психологической подготовки всех участников движения: пешеходов, водителей, пассажиров.

По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:


  1. Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35-40%.

  2. Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25–30%.

  3. Неподчинение сигналам светофора 10–15%.

  4. Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара – 5–10%.
Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге?

Как не допустить рост ДТП с участием школьников?

В связи с этим большое значение приобретает изучение в школе дорожной грамоты. С тем, чтобы этот процесс был более интересным, увлекательным, зримым для учащихся, с одной стороны, и материал для учителя был систематизирован, с другой стороны, возникла идея разработать дидактический материал для классных часов по ПДД. Практически каждый учитель-предметник является и классным руководителем, поэтому классные часы и оперативки по ПДД – это неотъемлемая часть нашей педагогической и просветительской работы. Важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия. Таким и является данный классный час с презентацией, который составлен таким образом, что каждый классный руководитель может внести изменения или дополнить его актуальной на данный момент информацией (например, сводками ГИБДД по ДТП, совершёнными в городе за месяц). Занятия с учащимися рекомендуется проводить в кабинете, оборудованном интерактивной доской.

Описание.

Презентация состоит из 44 красочных анимированных слайда, которые будут прекрасными помощниками при проведении мероприятия по изучению правил дорожного движения. Работа предназначена для классных руководителей и учителей ОБЖ, работающих с учащимися 5-7 классов. Презентация охватывает большой объём программного материала по ПДД: виды транспортных средств, их классификация, история развития; понятие тормозного пути, причины, влияющие на его длину; причины ДТП; участники дорожного движения; сведения о дороге и её главных составных частях; правила передвижения на велосипеде; назначение дорожных знаков и указателей, их группы.

Для большей эффективности презентация построена с учётом возрастных особенностей, в неё включены занимательные вопросы, анимационные картинки. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с учащимися помогает добиться поставленных целей.

Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний школьников и спланировать дальнейшую работу.

Оборудование: презентация, показ вопросов в электронном виде.

Оформление: мультимедиа проектор, ноутбук, экран, столы для двух команд и стулья для зрителей-болельщиков.

Предварительная подготовка: объявление о мероприятии вывешивается заранее: в ожидании викторины ребята получают возможность просмотреть имеющуюся в библиотеке тематическую литературу. Это позволит им обогатить свои знания, а также активизирует внимание детей к теме безопасности на дороге. Содержание объявления может быть следующим:

Внимание! Если вы хотите, чтобы дорога стала вашим другом и помощником, чтобы она вела вас к новым открытиям и сама открывала вам свои секреты и тайны, если вы ещё не всё знаете о дороге (о её далёком прошлом, о её «жизни» в литературе, об истории её надёжного помощника светофора, о разных видах транспорта и правилах безопасного поведения участников движения), приходите на нашу викторину. А если вы знаете всё это, то можете стать участником команды .

Такое объявление очерчивает круг вопросов и позволяет готовиться целенаправленно, причём дети просмотрят гораздо больший материал, чем им пригодится для ответов на вопросы. В игре участвует две команды по 5-6 человек, вопросы задаются по очереди каждой команде.
Сценарный план.


  1. Организационный момент (вступительное слово учителя).

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Ход авто-викторины:

  1. «Разминка» (игра на активизацию внимания).

  2. «Ну-ка, зритель, помоги!».

  3. «Перекрёсток загадок для велосипедистов».

  4. «А ну-ка, обгони!».

  5. «Дорожные знаки».

  6. «Авто-тест».

  1. Подведение итогов.

Сценарий дела.

Вступительное слово учителя:

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву сравнить с Букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог,

Город даёт нам всё время урок.
Ребята, добро пожаловать в дорожную академию. Девиз, с которым мы с вами отправимся занимательное путешествие: “Дисциплина на улице - залог безопасности”.

Посмотрите, как красиво выглядят города с высоты птичьего полета. Огромное количество дорог, как паутина висит над городом. Дорога всегда манит, по ним движется транспорт. А по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий. И вы их должны знать.

Город Урюпинск отличается от крупных городов. Но и он имеет много дорог и перекрестков, поэтому нам тоже необходимо быть внимательными на улицах города.

История автомобиля.

Свыше 500 лeт тому назад один китайский богдыхан обратил внимание на цветок венчика ветреницы, который под воздействием ветра перекатывался по полю. Так появилось колесо. Первые деревянные, грубые повозки появились во 2-ом тысячелетии до н.э. Мусколоход, паровая тележки, одноместный экипаж, велосипед, самодвижущийся экипаж, телега ветер, трехколесный экипаж, самодвигающаяся коляска, карета, паровая машина, самокатка, педальний велосипед, электроцикл, бензиновый автомобиль, автомобили с дизельным топливом вот какой непростой и долгий процесс создания того автомобиля, который мы видим в настоящее время.

Виды транспортных средств.

В зависимости от места передвижения весь транспорт делится на 4 большие группы: воздушный, наземный, подземный, водный.

Причины ДТП.

Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посчитаем, сколько детей погибает на дорогах. Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей чьих-то самых лучших, самых любимых, чьих-то самых, самых... 24 тысячи получают ранения. И, – это не просто цифры. Это чьи-то невосполнимые потери, чьи-то страдания, боль, крушение чьих-то надежд. Если смотреть на эти цифры в сравнении с вселенной, то они ничтожно малы. Если рассматривать по количеству выплаканных слёз матерей, родственников, то это огромные цифры.

Кто виноват в их смерти?

Виноваты сами дети. Дети не уважали дорогу, а дорога “отплатила” им за это. Дорога не терпит не послушания и забирает жизни.

Травматизм на дорогах – самая распространённая причина гибели людей во всём мире. Привитие с детства этики поведения на дорогах спасёт громадное количество жизней в будущем! Наша гимназия находится на одной из самых центральных и оживленных улиц города. Жизнь проходит в ритме, в суете и с бешеными скоростями, и не зря прерывает всё - случайность!

Правила дорожного движения должен знать каждый человек. Они очень важны.
Ведь эти правила помогают нам сохранить самое главное – жизнь!

Учитель.

В школе вы – ученики,

А в театре – зрители,

А в музее, в зоопарке –

Все мы посетители.

А коль на улицу ты вышел,

Знай, приятель, наперед:

Всех названий стал ты выше,

Стал ты сразу…

Дети: ПЕШЕХОД.
Авто-викторина


  1. Разминка. (Игра на активизацию внимания)

  1. Дорогу можно переходить только на? (3)

  1. красный мигающий свет светофора

  2. зелёный мигающий свет

  3. зелёный свет

  4. жёлтый свет

  1. Какие машины могут ехать на красный свет? (3)

  1. папина и мамина

  2. такси

  3. пожарная, скорая, спецмашины.

  4. гончая

  1. На какой дороге машины лучше тормозят? (4)

  1. на мокрой

  2. на обледенелой

  3. с ямками

  4. на сухой

  1. По какой стороне тротуара можно двигаться пешеходам? (3)

  1. по любой

  2. по бордюрам

  3. по правой стороне

  4. по левой

  1. Для чего постовому нужен жезл? (4)

  1. приветствовать знакомых

  2. отгонять мух

  3. для красоты

  4. регулировать движение

  1. Когда загорелся зелёный свет светофора, что ты будешь делать? (3)

  1. побежишь со всех ног

  2. останешься стоять на месте

  3. посмотришь, нет ли по близости быстро идущего транспорта, и пройдешь дорогу.

  1. Задача: Ване 9 лет и 5 месяцев. Через какое время мальчику можно сесть на переднее сиденье? (через 2 года 7 месяцев)

  1. Ну-ка, зритель, помоги!

  1. Чем должен руководствоваться пешеход, если жест регулировщика противоречит сигналу светофора? (1)

  1. жестом регулировщика

  2. сигналом светофора

  3. действовать по своему усмотрению

  1. Где разрешается кататься на лыжах и санках? (3)

  1. по дороге, предназначенной для пешеходов

  2. по правой стороне проезжей части

  3. в парках, скверах, стадионах, т.е. там, где нет опасности выезда на проезжую часть

  1. Какие требования правил дорожного движения должен соблюдать пешеход,
    переходя дорогу? (2)

  1. переходить под прямым углом

  2. не останавливаться на дороге без надобности

  3. не есть мороженого

  1. Опасно ли ходить по краю тротуара?

  1. не опасно, т.к. тротуар предназначен для пешеходов

  2. не опасно, т.к. транспорт не должен ездить близко к тротуару

  3. опасно, т.к. можно быть задетым близко идущим транспортом

  1. Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах (по вине пешеходов) (игроки каждой команды произносят по очереди, пока кто-то не остановится, затем открываются ответы)

  1. Переход дороги в неположенном месте

  2. Неподчинение сигналам регулирования

  3. Игра на проезжей части

  4. Ходьба по проезжей части по направлению движения транспорта

  5. Неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зелёных насаждений

  1. Перекрёсток загадок для велосипедистов.

  1. С какого возраста можно ездить на велосипеде на проезжую часть? (С 14 лет)

  2. Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой на велосипеде? (Тормоза)

  3. На каком расстоянии от обочины можно ехать на велосипеде по проезжей части?(1м)

  4. Можно ли перевозить на велосипеде пассажира? (Только маленьких детей до 7 лет, при наличии специального дополнительного сиденья).

  5. Какой знак запрещает движение велосипеда?

  6. Должен ли велосипедист останавливаться у знака “Проезд без остановки запрещён”? (Да)

  7. Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота направо? (Вытянутой правой рукой или согнутой в локте левой)

  8. Должен ли велосипедист остановиться на перекрёстке на красные свет, если нет транспортных средств, и он не создаёт аварийную ситуацию? (Да)

  9. Относится ли велосипед к гужевому транспорту? (Нет)

  10. Как необходимо передвигаться в тёмное время суток на велосипеде? (Нельзя ездить в тёмное время суток без фонаря, даже на велосипеде).

  1. А ну-ка, обгони!

  1. Форма предупреждающего знака. (Треугольник)

  2. Чудо лестница. (Эскалатор)

  3. Транспорт без кондуктора. (Такси)

  4. Человек «безлошадный». (Пешеход)

  5. Дорога для пешеходов. (Тротуар)

  6. Ситуация на дороге в час-пик. (Пробка)

  7. «Зал ожидания» на дороге. (Остановка)

  8. Транспорт, которому не нужна дорога. (Воздушный)

  9. Следствие неправильного перехода проезжей части. (Травма)

  10. Водитель повозки. (Кучер)

  11. Разрешающий свет светофора. (Зеленый)

  12. Музыкальный инструмент постового. (Свисток)

  13. Атмосферное явление, затрудняющее движение транспорта. (Туман)

  14. Организация, стоящая на страже безопасности движения. (ГИБДД)

  15. Автоматический жезл на железнодорожном переезде. (Шлагбаум)

  16. Крупный населенный пункт. (Город)

  17. Документ пассажира. (Билет)

  18. Не пассажир и не пешеход. (Водитель)

  19. Наказание для зайцев. (Штраф)

  20. Каток на дороге. (Гололед)

  21. Форма запрещающего знака. (Круг)

  22. Лентяй в автомобиле. (Пассажир)

  23. Устройство для остановки машины. (Тормоз)

  24. Официальное имя «зебры». (Пешеходный переход)

  25. То, что всегда просят инспекторы. (Права)

  26. Транспорт на поводке. (Троллейбус)

  27. Палка, которую боятся водители. (Жезл)

  28. Излучатель света в темном царстве. (Фара)

  29. Круглая дырка в дороге. (Люк)

  30. Твердое покрытие дороги. (Асфальт)

  31. Переезд через реку. (Мост)

  32. Волшебный фонарь. (Светофор)

  33. Процесс перемещения транспорта и пешеходов. (Движение)

  34. Дирижер на дороге. (Регулировщик)

  35. Путь следования. (Дорога)

  36. Нелюбимый сигнал светофора. (Красный)

  37. Группа знака «Телефон». (Сервис)

  38. Животное, живущее на дороге. (Зебра)

  39. Край дороги. (Обочина)

  40. Азбука безопасности поведения на дороге. (Правила)

  1. Дорожные знаки.
Чтобы изучать правила дорожного движения нужно знать дорожные знаки. Число знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года.

Что такое дорожный знак? дорожный знак – табличка со схематическим рисунком, помогающим регулировать движение.

Какие виды знаков вы знаете?


  • запрещающие

  • предписывающие

  • предупреждающие

  • знаки приоритета

  • знаки сервиса и дополнительной информации
Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие – круглые с красной каймой (Ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие - треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. - голубые круглые. Информационно - указательные знаки - они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, 6-угольные.

Для чего необходимы дорожные знаки? Знание дорожных знаков так же важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может. Дорожные знаки регулируют движение транспорта и пешеходов, в сложной дорожной обстановке.

Говорящие знаки:


  1. Если ты спешишь в пути через улицу пройти, там иди, где весь народ, там, где знак… (пешеходный переход)

  2. Знак висит у ……..: беззаботности нет места. Тут шлагбаум не положен, буду очень осторожен. (У переезда)

  3. А под этим знаком ни за что на свете не катайтесь дети… (на велосипеде)

  4. Затихают все моторы и внимательны шофёры, если знаки говорят: … «Близко школа! Детский сад!»

  5. Чудо-конь – велосипед. Можно ехать или нет? Странный этот синий знак. Не понять его никак! (разрешающий езду на велосипеде)

  6. Форма странная у знака. Больше нет таких, ребята! Не квадрат он и не круг, а машины встали вдруг. (Стоп)

  1. Авто-тест.

  1. Что означает понятие «Пассажир»?
«Пассажир» – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

  1. Что означает понятие «Пешеход»?
«Пешеход» – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

  1. Что означает понятие «участники дорожного движения»?
«Участники дорожного движения» – пешеход, шофер, пассажир - люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети. Участники дорожного движения на улице имеют каждый свое место. А именно пешеходы – тротуар, а водители - дорогу.

  1. Что означает понятие дорога?
«Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

  1. Что означает понятие «ДТП»?
«Дорожно-транспортное происшествие» - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

  1. Назовите виды ДТП?

  1. Столкновения – движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

  2. Опрокидывание – механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось.

  3. Наезд на препятствие – механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет.

  4. Наезд на пешехода – механическое транспортное средство наехало на человека или оп сам натолкнулся на него, получив травму.

  5. Наезд на велосипедиста – механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде или он сам натолкнулся на него,получив травму.

  6. Наезд на стоящее транспортное средство – механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое средство.

  7. Наезд на гужевой транспорт – механическое транспортное средство наехало на упряжных или вьючных животных.

  8. Наезд на животных – механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных.

  9. Прочие происшествия – происшествия не относящиеся к выше перечисленным.

  1. Что означает понятие «тормозной путь»?
Тормозной путь – Нет. Потому что транспорт находиться на скорости, пока водитель жмёт на тормоз, автомобиль продолжает двигаться.

  1. Для чего водитель и пассажир должны пристегиваться ремнями безопасности?
Для сохранения здоровья и жизни. Люди, которые не пристегиваются ремнем безопасности, могут быть выброшены из автомобиля с силой, в 30 раз превышающей их собственный вес. В настоящее время не пристегиваться ремнями безопасности имеют право только две категории водителей - инструкторы, обучающие вождению, а также водители и пассажиры автомобилей оперативных служб, имеющих специальную цветографическую окраску.

  1. Какие меры предосторожности должен предпринять пассажир легкового автомобиля, пред тем как открыть его дверь?
Посмотреть, не едет ли транспорт.

Итог урока. Учитель: Вы показали неплохие знания по ПДД, проявили свою фантазию, взаимовыручку. Осталось лишь подвести итоги.

Вывод: Таким образом, чтобы безопасно чувствовать себя на дорогах, надо:


  1. знать – ПДД;

  2. уметь – предвидеть, распознавать опасность, избегать её;

  3. действовать - грамотно, без паники;

  4. хотеть – совершенствовать свои знания по ПДД
А что будет наградой для команд? (знание ПДД и ваша сохранённая жизнь)

В наше время, каждый час

На дорогах погибает очень много ребят.

Закон для улиц и дорог

Один на всей земле,

Он всем необходим.

Всегда ты правила учи,

Будьте осторожны!

Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать Правила дорожного движения, потому что правильное поведение на дорогах - показатель культуры человека. Желаю всем безопасных дорог. Будьте воспитаны. Спасибо всем за активное участие. Берегите себя и окружающих! Будьте здоровы! До новых встреч!
Список использованной литературы


  1. Информационный портал ГАИ РУ(www.gai.ru)

  2. Правила дорожного движения 2009

  3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 2001

  4. Методическое пособие для педагогов и сотрудников пропаганды БДД по обучению школьников умению и навыкам безопасного поведения на дороге «Вместе за порядок на дороге». – Пермь,2008.

  5. Уроки по правилам дорожного движения в 5-9 классах. – Учебное пособие. – Екатеринбург: Калан, 2000.

  6. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение, 2002

Классный час в 1 классе на тему «Внимание, дети!»

Цели: закрепить названия дорожных знаков; вспомнить, как правильно переходить дорогу; развивать память, мышление; расширять кругозор учащихся о правилах дорожного движения, об обеспечении безопасности жизни.

Оборудование : дорожные знаки, модель светофора. Ученики заранее учат стихи.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель.

Долгожданный дан звонок –

Это начался урок.

А урок расскажет всем,

Как без обид и без проблем,

Рано утром, не спеша,

Прийти в школу малышам.

Сегодня наш классный час посвящен правилам дорожного движения. Мы познакомимся со знаками и правилами дорожного движения.

Кто из вас, идя в школу, переходит улицу? Кто уже это делает один, без взрослых? Расскажите, как вы переходите улицу. (Выслушиваются ответы детей.)

А для чего необходимо знать правила дорожного движения? (Выслушиваются ответы детей.)

Делаем ребятам предостережение:

Выучите срочно правила движения!

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулем водители.

Знакомство со светофором

Учитель. А знаете ли вы, кого называют «Волшебник-постовой»? Отгадайте загадку.

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе могу помочь!

Ученики. Это светофор.

(Учитель показывает макет светофора.)

Расскажите, что вы знаете про цвета светофора.

Ученики.

Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Желтый свет - предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

Зеленый свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут.

Игра "Красный, желтый, зеленый"

Учитель.

Внимание! Глядит в упор

На вас трехглазый светофор.

Зеленый, желтый, красный глаз –

Он каждому дает указ!

На красный свет все стоят молча, на желтый - хлопают, на зеленый - шагают на месте. Итак, начали.

Есть сигналы светофора!

Подчиняйся им без спора!

Светофор

Стоп, машина! Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!

Красный глаз глядит в упор –

Это строгий Светофор.

Вид он грозный напускает,

Обождал шофер немножко,

Снова выглянул в окошко.

Светофор на этот раз

Показал зеленый глаз,

Подмигнул и говорит:

«Ехать можно, путь открыт».

Красный, желтый и зеленый,

Он на всех глядит в упор.

Перекресток оживленный,

Неспокоен светофор.

Старики идут и дети –

Не бегут и не спешат.

Светофор для всех на свете

Настоящий друг и брат.

По сигналу светофора

Через улицу идем.

И кивают нам шоферы:

«Проходите, подождем».

На красный свет - дороги нет,

На желтый - подожди.

Когда горит зеленый свет,

Счастливого пути!

Знакомство с правилами перехода дороги

Учитель. Что делать, если красный сигнал вспыхнул, а вы уже начали переход? (Выслушиваются предположения детей.)

Правильный ответ - вернуться назад, на тротуар, если вы только начали переходить дорогу. Если вы оказались на середине проезжей части, надо дожидаться зеленого сигнала, стоя на «островке безопасности» или на осевой линии, но нельзя пятиться назад или метаться перед движущимися автомобилями.

Желтый сигнал - предупредительный. При желтом сигнале начинать переход нельзя .

Пересекать дорогу можно лишь при зеленом сигнале светофора. Вы, конечно, видели на дорогах светофоры, у которых нет желтого сигнала. Это светофоры пешеходные, их сигналы обязательны только для пешеходов.

Физкультминутка

Постовой стоит упрямый,

(Шагаем на месте.)

Людям машет: не ходи!

(Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.)

Здесь машины едут прямо,

(Руки перед собой.)

Пешеход, ты погоди!

(Руки в стороны.)

Посмотрите: улыбнулся,

(Руки на пояс.)

Приглашает нас идти.

(Шагаем на месте.)

Вы, машины, не спешите,

(Хлопки руками.)

Пешеходов пропустите!

(Прыжки на месте.)

Знакомство со знаками

(Выходят дети со знаками.)

Только я для пешехода –

Знак на месте перехода.

В голубом иду квадрате –

Переходоуказатель.

Знак «Пешеходный переход»

Есть еще один знак пешеходного перехода. Отгадайте, в каком еще месте можно перейти улицу.

Полосатая лошадка.

Ее зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке,

По ней люди все идут.

Ученики. Это пешеходная дорожка, место, где можно переходить дорогу.

Учитель. А кто из вас внимательный, кто заметил - около школы есть такой знак? Где он висит? А еще какие знаки вы видели около школы?

(Дети рассказывают и показывают эти знаки, объясняют их значение.)

Если ты поставил ногу

На проезжую дорогу,

Обрати вниманье, друг:

Знак дорожный - красный круг,

Человек, идущий в черном,

Красной черточкой зачеркнут.

И дорога вроде, но

Здесь ходить запрещено!

Ни проехать, ни пройти:

Знак дорожный на пути.

Знак «Пешеходное движение запрещено»

Учитель. Ребята, а всегда ли вы, переходя дорогу, смотрите по сторонам?

Ученики.

Прежде чем на дорогу шагнуть,

Всегда осмотритесь: не опасен ли путь?

Налево сначала ты посмотри,

Направо потом, в середине пути.

Тренинговые упражнения

(Дети у доски показывают, как следует правильно переходить дорогу.)

Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

Знает кто, что красный свет

Означает: хода нет?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает взрослым место?

Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой?

Кто из вас летит так скоро,

Что не видит светофора?

Памятка соблюдения правил дорожного движения

Переходи улицу только у перекрестков или там, где есть знак «Переход» и широкие поперечные полосы на мостовой. И только тогда, когда на светофоре загорится зеленый свет.

Если светофора здесь нет, то, выходя на проезжую часть, посмотри сперва налево - приближается ли какая-нибудь машина. А как дойдешь до середины улицы, посмотри направо - не идет ли машина оттуда. А если идет, остановись и подожди, пока пройдет.

Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Подожди, пока пройдет.

Если на перекрестке есть светофор, переходи улицу только на зеленый свет или когда загорится сигнал «Идите».

Стоящий на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, не идет ли за ним другая машина, шофер которой тебя не видит. Но еще лучше подождать, когда они уедут, и тебе станет видна вся улица.

Если бы

Идет по улице один

Довольный странный гражданин.

Ему дают благой совет:

На светофоре красный свет,

Для перехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!

Мне наплевать на красный свет! –

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

Где захочу, там перейду!

Шофер, гляди во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза:

Разиню пощади!

А вдруг бы заявил шофер:

Мне наплевать на светофор! –

И как попало ездить стал?

Ушел бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал как хотел?

Ходил бы каждый как умел?..

Тогда б на улице,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг!

Сигналы, крики то и знай:

Машина едет на трамвай,

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину –

Все понеслось и вкривь, и вкось...

Прохожим скрыться в дом пришлось.

Ты у окна сидишь тоскуя,

Из дома выйти не рискуя.

И в школу лезешь по карнизу,

Чтоб только не спускаться книзу,

А в магазин идешь по крыше –

Здесь безопаснее и тише...

Но нет,

Стоит на мостовой

Регулировщик-постовой,

Висит трехглазый светофор.

И знает правила шофер.

О. Бодарев

Игра

(Ребята хором отвечают на вопросы «да» или «нет».)

Быстрая в городе езда? -Да!

Правила знаешь движения? -Да!

Вот в светофоре горит красный свет

Можно идти через улицу? - Нет!

Ну а зеленый горит, вот тогда

Можно идти через улицу? -Да!

Сел в трамвай, но не взял билет.

Так поступать полагается? - Нет!

Старушка, преклонные очень года,

Ты место в трамвае уступишь ей? - Да!

Лентяю ты подсказал ответ,

Что ж, ты помог ему этим? - Нет!

Учитель.

Молодцы, ребята, запомним,

Что «нет» и что «да»,

И делать, как нужно,

Старайтесь всегда.

Викторина

1. Какие сигналы светофора вы знаете?

2. Где должны ходить пешеходы?

3. Где должны ездить автомашины?

4. Как обозначается пешеходный переход?

5. Можно ли играть на улице. Почему?

6. Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?

7. Как нужно переходить улицу, если нет светофора?

8. Для чего служат дорожные знаки?

9. Где можно кататься на велосипедах?

10. Почему нельзя играть на мостовой?

11. В каких местах можно переходить улицу?

12. Когда надо начинать переход улицы?

Упражнения

Цель: учить учащихся быстро определять правую и левую стороны.

1. Учащиеся строятся. Учитель, показывая, подает команду: поднять правую руку, поднять левую руку; повернуться на 180° и повторить упражнение.

2. Учащиеся становятся парами и поворачиваются лицом к лицу. По команде учителя показывают правую и левую руку партнера.

3. Поднимают правую и левую руку без показа учителя.

4. Учитель спрашивает, с какой стороны находятся окна (дверь) в классе. Учащиеся отвечают. Затем он подает команду, чтобы учащиеся повернулись на 180°, и снова спрашивает: «А теперь, с какой стороны находятся окна?»

Загадки

А ребятам для разрядки

Загадаем-ка загадки.

Странная зебра: не ест и не пьет,

Но без питья и еды не умрет. (Пешеходный переход.)

Эй, не стойте на дороге!

Мчит машина по тревоге.

А зачем ей так спешить? Как зачем?

Пожар тушить! (Пожарная машина.)

По асфальту едет дом,

И народу много в нем,

А под крышей дома - вожжи,

Ехать он без них не может. (Троллейбус.)

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нем!

Ноги, обувь - из резины

И питается бензином. (Автобус.)

Сам не едет, не идет.

Не поддержишь - упадет,

А педали пустишь в ход -

Он помчит тебя вперед. (Велосипед.)

Подведение итогов

Учитель. Давайте подведем итог стихотворением «Запрещается - разрешается».

И проспекты, и бульвары –

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с правой стороны.

Тут шалить, мешать народу

За-пре-ща-ет-ся! (Хором.)

Быть примерным пешеходом

Раз-ре-ша-ет-ся! (Хором.)

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперед.

Ехать зайцем, как известно,

За-пре-ща-ет-ся! (Хором.)

Уступить старушке место –

Раз-ре-ша-ет-ся! (Хором.)

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди.

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Переход при красном свете –

За-пре-ща-ет-ся! (Хором.)

При зеленом даже детям

Раз-ре-ша-ет-ся! (Хором.)

Дополнительный материал

Частушки о ПДД

Как шофер ни тормозит,

А машина все скользит,

На колесах, как на лыжах –

Ближе, ближе, ближе, ближе!

Для спасенья есть возможность:

Лучший тормоз - осторожность.

Жизнь свою побереги,

Перед машиной не беги!

Мы подруженьки-подружки,

Есть глаза у нас и ушки,

По дороге мы идем,

Все читаем и поем.

Дорогие вы подружки,

Наш последний вам совет:

Ведь дорога не читальня

И не место для бесед.

Мы хорошие спортсмены,

Любим мы играть в футбол,

Мостовую превратили

В наше поле-стадион.

Мне, бесспорно, вывод ясен,

Что для жизни пас опасен,

Не дороги, а дворы –

Место для такой игры.

Это должен знать каждый

1. Нельзя ходить по проезжей части, а можно только по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2. Переходите улицу шагом в местах, обозначенных указателями.

3. На регулируемых перекрестках ожидайте появления зеленого сигнала светофора или соответствующего знака регулировщика и переходите улицу тогда, когда поперечный поток транспорта не прекратится; при этом внимательно наблюдайте за транспортом, совершающим поворот.

4. Прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть улицы, убедитесь в полной безопасности, сначала посмотрите налево, а дойдя до середины улицы, направо; идущий транспорт пропустите.

5. Ожидайте трамвай, троллейбус, автобус только на специально обозначенных посадочных площадках, не мешая движению транспорта, а где их нет, - на тротуаре, не создавая помех движению пешеходов.

6. Не играйте на проезжей части улицы, не катайтесь на коньках, санках, самокатах на мостовой и тротуарах, не цепляйтесь за движущийся транспорт.

Изучать и знать правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Просто так правил не бывает. у каждого правила есть свой смысл: почему так, а не наоборот. Широкая мостовая нужна машинам - они сами большие, да и скорость у них гораздо больше, чем у нас с тобой. А нам, пешеходам, вполне хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности. Опытный пешеход никогда не будет расхаживать по мостовой. Даже не сойдет с тротуара: опасно, и водителям помеха. А для тех, у кого плохая память, кто не очень твердо знает правила, в опасных местах ставят прочные железные ограждения. Иногда их красят в яркие цвета - чтобы было заметнее. Такие барьеры еще раз напоминают: ни шага с тротуара!

Правил дорожных

На свете немало.

Все бы их выучить

Нам не мешало,

Но основное из правил движения

Знать как таблицу

Должны умноженья.

На мостовой - не играть,

Не кататься,

Если здоровым ты хочешь остаться!

Бурлит в движении мостовая:

Бегут авто, спешат трамваи.

Все будьте правилу верны –

Держитесь правой стороны.

Объяснить надо запросто,

Будь ты юн или стар:

Мостовая - для транспорта,

Для тебя - тротуар!

Иди через улицу там, пешеход,

Где знаком указан тебе переход!

Где улицу надо тебе перейти

О правиле помни простом:

С вниманием налево сперва погляди

И направо взгляни потом.

Правила поведения на улице

Знай основные правила движения общественного и личного транспорта.

Не забывай, как надо переходить дорогу перед трамваем и троллейбусом.

Дорогу переходи только по пешеходному переходу.

Помни цвета светофора: красный - стой, зеленый - иди.

Переходя дорогу, не разговаривай с друзьями, а посмотри сначала налево, потом направо.

Не играй в мяч или в подвижные игры в местах, где неожиданно может появиться транспорт.

В гололед или туман будь особенно внимателен на улице!

Переходи дорогу сам правильно и учи этому младших, а старшим, если это необходимо, помоги перейти улицу.

Невеселая история

Все произошло в какую-то долю секунды. Коля выбежал на мостовую за мячом. Неожиданно из-за поворота на улицу выехала машина. Коля испугался, решил перебежать через трамвайную линию...

Через три месяца Коля выписался из больницы. Он неуверенно ковылял на костылях.

Сколько несвершенных желаний осталось у Коли! И все это случилось в одну короткую долю секунды. А ведь несчастья могло и не произойти. Сколько раз Коля слышал и читал об осторожности на улице! Но он думал, что все это ненужные разговоры и его это не касается.

Совет инспектора ГИБДД

Я надеюсь, что основные правила дорожного движения ребята, которые учатся в школе, знают. Им не надо объяснять, что означают цвета светофора, как обходить автобус, а как трамвай. Никто из них не станет играть на проезжей части, даже если в это время нет машин. Мне бы хотелось только посоветовать быть особенно внимательными на улицах с интенсивным движением, остерегаться недисциплинированных водителей.

Не стремитесь переходить улицу, как только зажегся зеленый свет, подождите пару секунд и убедитесь, что все машины остановились. Не бегите через дорогу, когда зеленый сигнал уже начал мигать и вот-вот переключится на желтый. Потому что иногда нетерпеливые водители срываются с места раньше времени. Соблюдайте правила дорожного движения, даже если кто-то рядом их нарушает.

Будьте особенно внимательны в вечернее время. В сумерки, как и в тумане, на дороге ухудшается обзор. Если неподалеку есть подземный переход, лучше воспользуйтесь им, чем наземным. И если вы идете с кем-то из малышей, крепко держите его за руку.


Классный час в 4 классе

Тема «Добрая дорога детства»

Цель: 1.Довести до сознания детей, что их поведение на дороге должно соответствовать всем требованиям дорожной ситуации. 2.Сформировать у учащихся представление о том, что тормозной и остановочный путь автомобиля складывается из большого числа составляющих (реакции водителя, условий на дороге, работы тормозов и т.д.) проследить взаимосвязь между условиями на дороге и длиной тормозного пути 3. Формировать информационную грамотность учащихся по ПДД путём обзора детских периодических изданий «Добрая дорога детства», «Путешествие на зелёный свет». (Конкретно издания, рассказывающие о поведении на дорогах в зимнее время, об особенностях тормозного пути автотранспорта.)

4. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и уважение к правилам поведения на дороге в зимний период.

Задачи:

Формирование знаний о дороге, правилах перехода проезжей части в условиях недостаточной видимости, зимой.

- рассмотреть и проанализировать причины ДТП по вине пешеходов: -игры вблизи дороги, - переход дороги перед близко идущим транспортом; - особенности тормозного пути автотранспорта в разных климатических условиях; Оборудование: мультимедийная установка, выставка периодических изданий «Добрая дорога детства». «путешествие на зелёный свет»

Ход урока.

1.Мотивация. Как вы думаете, почему тема сегодняшнего классного часа называется «Добрая дорога детства»? Когда для детей дорога бывает доброй? (Когда на ней не происходит ничего плохого). А что необходимо знать, чтобы ваша дорога всегда была доброй? (Правила дорожного движения) 2. Актуализация знаний. Какие советы вы можете дать по ПДД? (Советы в четверостишиях читают учащиеся) 2. Целеполагание Предлагаю рассмотреть проблемную ситуацию , которая возникла на одной из дорог. Стихотворение « Гололёд» (слайд 1) Февраль был тёплый, как апрель, Внезапно подморозило, А тут ещё снежку метель На тротуар набросила. Скользит автобус голубой. Не зря шофер волнуется – Ребята – школьники гурьбой Перебегают улицу. Один упал, упал другой, Поспешность не помощница: Один затылок трет рукой, Другой - от боли морщится. Шофер отвел от них беду (Так не всегда случается…) На мостовой шалить на льду, Конечно, воспрещается. Учитель - Почему так волновался водитель, завидев детей? Почему автор к словам : Шофер отвел от них беду добавил (Так не всегда случается…) Что могло произойти в таком случае? Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Об опасностях на дороге в зимнее время, о скользких дорогах, о тормозном пути и т.д.) Учитель -А почему именно сейчас возникла необходимость провести такую беседу? (Предположения детей) Учитель - Зимой много опасностей на проезжей части. Синоптики в конце января обещают похолодание. Да и сейчас по утрам бывает мороз. А так как в нашем крае в дневное время снег тает, а в ночное- температура понижается, возникает неблагоприятная ситуация на дорогах - гололёд. Хотя, детям часто это природное явление доставляет радость. Где ещё в посёлке можно найти лучший каток, как не на скользкой дороге? Вы ведь любите кататься на льду? Где можно этим заниматься? (Ответы детей) Важно запомнить: Ни одно даже самое важное дело не стоит вашей жизни. К сожалению, не все дети это понимают. И катание по скользкой проезжей части нередко заканчивается печально. Запомни! Ошибку в тетради можно легко исправить, а дорога ошибок не прощает. Задача взрослых - предостеречь детей от беды. Вы каждое утро выходите на улицу и становитесь пешеходами. Интенсивность дорожного ежедневно движения увеличивается даже на дорогах посёлка. Анализ данных о количестве ДТП в крае свидетельствует о том, что очень часто жертвами становятся пешеходы, в том числе и дети. Для предотвращения происшествий на дорогах мы с вами проводим беседы, инспектора ГИБДД выезжают в школы для встречи с учениками, периодические издания призывают ребят беречь свою жизнь. Каждый год в школах края первоклассникам дарят светоотражатели. Они сейчас так кстати, ведь зимой по утрам темно. Всё делается для того, чтобы наши дети были живы, здоровы и счастливы! Давайте подробнее рассмотрим, какие же опасности поджидают нас в зимнее время на проезжей части? (Предположения детей) Учитель- Сегодня разобраться в поставленном вопросе нам помогут детские периодические издания. Мы уже рассматривали некоторые из них. Это-журнал «Путешествие на зелёный свет» и газета «Добрая дорога детства» (Сообщения учащихся о ситуациях на дорогах и правилах поведения у проезжей части, взятые из названных периодических изданий) 1. Лыжи, санки и коньки. Где безопасно на них кататься. 2. Об особенностях тормозного пути и о встречающихся опасностях при переходе проезжей части. 3. О пользе светоотражателей. (Беседа по содержанию сообщений учащихся) Предлагаю подробнее рассмотреть особенности тормозного пути. Учитель - Так что же такое тормозной путь? Всё ли мы знаем о нём? Давайте вспомним определение (слайд)

Участок, который проходит машина с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки - тормозной путь.

Формирование представлений о тормозном пути Учитель - Все мы учим правила дорожного движения, чтобы движение на улице было безопасным. И водитель каждой машины заботится об этом же. Самое главное для него – хорошее техническое состояние машины. Водитель всегда следит, чтобы его автомобиль был в порядке. Но самое главное для него – надежная работа тормозов. Они спасут его в том случае, если на дорогу внезапно выбежит пешеход. Подумайте, может ли автомобиль остановиться сразу? Почему? (Работа в парах) Задание . Разложите карточки в верном порядке для ситуации, когда водитель заметил пешехода и останавливает автомобиль: Водитель заметил пешехода Решил затормозить Нажал на педаль Автомобиль останавливается Тормозной путь Вы видите, что ни одна машина не может остановиться сразу. Думаю, надо вспомнить составляющие остановочного пути.

Все расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения опасности до полной остановки- остановочный путь автомобиля.

Остановочный путь состоит из двух частей :

расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя и тормозного пути.

Время реакции водителя.

Время реакции водителя колеблется от 0,5 с до 1,2 с.

- А на время реакции водителя влияют его личные качества: физическое состояние водителя, его возраст, водительский опыт.

Поэтому, кроме всех других причин, тормозное расстояние и остановочный путь зависят ещё и от реакции водителя. - Сравните тормозной путь в летнее и зимнее время. - Сколько метров проезжает автомобиль по сухому асфальту после торможения при скорости 60 км/ч? (40 м) Для этого автомобилю потребуется целых 3 секунды. - А вот при гололёде автомобиль проезжает 155 метров и ему уже потребуется целых 10 секунд. - Какую роль играют эти секунды на дороге? - Что произойдет с тормозным путем, если автомобиль будет двигаться с большей, чем 60 км/ч скоростью? - Какие ещё условия могут повлиять на длину тормозного пути? Запомните!

Даже самый опытный водитель не может мгновенно остановить транспорт, особенно на мокрой или скользкой дороге.

- Как вы думаете, что произойдет с тормозным путем, если автомобиль будет двигаться с большей, чем 60 км/ч скоростью? Давайте рассмотрим таблицу, показывающую зависимость тормозного пути от скорости автомобиля.

Скорость движения автомобиля

(слайд)

Памятка учащимся

Запомни!

Не перебегай улиц и дорог перед близко движущимся транспортом – это очень опасно для жизни”.

(Дети зачитывают памятки)

Будь внимателен при неблагоприятных погодных условиях:

1.Во время гололеда

После теплых дней наступило похолодание. Дорога покрылась ледяной коркой. Стало скользко. В этих условиях появляться перед близко идущим транспортом очень опасно: по скользкой дороге автомобиль остановить трудно. Поэтому по пути домой будьте осторожны. Не спешите, так как можно неожиданно упасть и оказаться под колесами.

Каток на тротуаре, пешеходной дорожке и особенно проезжей части может привести к серьезной травме. Ледяные горки рядом с дорогой очень опасны. Возрастает вероятность заноса автомобиля на скользкой дороге, его тормозной путь увеличивается, а пешеходу труднее остановиться мгновенно. Наиболее опасен буксующий транспорт; из-под него камни летят, и вырваться из плена он может в любую сторону.

2. В дождливый день

На улице дождь. Дорога скользкая. Стекла машины покрываются водой. Видимость ухудшается. В таких условиях водителям трудно работать. Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой дороге увеличивается. Поэтому, возвращаясь из школы, не спешите перебегать улицу. Посмотрите внимательно вокруг себя, пропустите приближающийся транспорт и, только убедившись в полной безопасности, начинайте переход.

3. При тумане.

На улице туман. Видимость очень плохая. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по ней не движется автомобиль. В тумане надо быть особенно осторожным, так как расстояние до предмета воспринимается дальше, а скорость транспорта кажется меньше, чем на самом деле.

4.В морозную погоду

На улице холодно. Стекла автомобилей покрывают изморозью, и водителям очень трудно наблюдать за дорогой. Переход улицы перед близко идущим автомобилем всегда опасен, в мороз же, когда видимость у водителя ограничена, а сугробы сужают проезжую часть и затрудняют движение, тем более следует быть осторожным. И чтобы с вами не случилось беды, не торопитесь, подождите, пока пройдет весь транспорт. Только после этого можно переходить проезжую часть.

Учитель - Думаю, ещё один фактор может привести к ДТП.

Как вы понимаете слова?

«Умей не только видеть, но и слышать улицу»

(Высказывания детей)

Учитель - Подростки часто ходят по дорогам с наушниками, в которых звучит громкая музыка. И это очень мешает восприятию окружающей действительности. Поэтому важно запомнить ещё одно правило:

Старайся не ходить в наушниках по проезжей части. Обращай внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза)

(Самостоятельная работа. Взаимопроверка.) Проверь себя. 1.Почему улицу надо переходить только по пешеходному переходу? 2.Почему опасно пересекать проезжую часть бегом даже по пешеходному переходу? 4.Может ли водитель мгновенно остановить автомобиль? 5.Почему недостаточно один раз посмотреть на проезжую часть дороги при переходе? 8.Почему нельзя шагать с тротуара на проезжую часть, не останавливаясь? 10. Можно ли играть на дороге? III. Итог занятия. Рефлексия. 4. Домашнее задание. Запомни: Ошибку в тетради можно легко исправить, а дорога ошибок не прощает. Сделай свою дорогу –доброй дорогой детства!

Классный час на тему» Поведение учащихся на дороге, во дворе, в транспорте»

Цели:

1) формировать представления школьников о безопасности дорожного движения;

2) повторить правила движения пешеходов по улице и дороге;

3) развивать у детей умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы;

4) воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.

Оборудование: карточки с правилами, «светофор», рисунки детей, кроссворд.

^ Ход классного часа

I. Оргмомент

Долгожданный дан звонок –
Это начался урок.
А урок расскажет всем
Как без бед и без проблем,
Рано утром, не спеша,
Прийти в школу малышам.

^ II. Сообщение темы и целей

Почти каждое утро вы выходите из дома и идёте в школу. Сегодня на уроке мы с вами повторим правила движения школьников по улице и дороге, выясним, какой путь от дома до школы наиболее безопасный.

Работа по теме

^ 1. Повторение правил дорожного движения

Все люди, как только выходят на улицу, становятся пешеходами. Настоящий пешеход ведёт себя на улице уверенно, и шофёры относятся к нему с уважением. Машины ездят по строгим правилам. Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом.

1-й ученик.

Движенья полон город!
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно
За улицей следи.
И только там, где можно,
Её переходи!

2-й ученик.

Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения,
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулём водители.

3-й ученик.

Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основные из правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья.

Сегодня каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. Давайте повторим эти правила.

- Правило 1: пешеходы должны ходить только по … тротуару. И идти по нему нужно, придерживаясь правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными людьми.

- Правило 2: если дорога небольшая, пешеходы по обочинам идут … навстречу транспорту.

- Правило 3: при переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала … налево, а потом направо.

- Правило 4: где попало и как попало дорогу переходить нельзя! А где можно переходить улицу?... по пешеходным переходам.

- Правило 5: правильно переходить дорогу на перекрёстке помогает «трёхглазый командир улицы» … светофор.

4-й ученик.

Пешеход, пешеход!
Помни ты про ПЕРЕХОД!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только ПЕРЕХОД
От машин тебя спасёт!

5-й ученик.

Красный, жёлтый и зелёный,
Он на всех глядит в упор.
Перекрёсток оживлённый,
Неспокоен светофор.
Старики идут и дети –
Не бегут и не спешат.
Светофор для всех на свете
Настоящий друг и брат.

6-й ученик.

По сигналу светофора
Через улицу идём.
И кивают нам шофёры:
«Проходите, подождём».

7-й ученик.

На красный свет – дороги нет,
На жёлтый – подожди
Когда горит зелёный свет,
Счастливого пути!

^ IV. Физкультминутка

Мы повторили основные правила дорожного движения, а теперь отдохнём. Я буду вам показывать разные сигналы светофора, а вы должны выполнять следующее:

    красный – стоять на месте

    жёлтый – хлопать в ладоши

    зелёный – шагать на месте.


^ 2. Безопасный путь от дома до школы.

Расскажите об особенностях месторасположения нашей школы.

Дома вы выполняли рисунки «Мой безопасный путь до школы», расскажите нам о самом безопасном маршруте.

(рассказы детей о безопасном пути до школы)

А сейчас выполните следующее задание – проведите по карте микрорайона наиболее безопасные пути до нашей школы.

Физкультминутка.

Ты налево повернись –
Что нет автомобиля - убедись.
А теперь направо поворот –
Будь внимательней пешеход!
Переходим дорогу скоро,
Соблюдая знаки или сигнал светофора.

^ V. Закрепление изученного

Разгадаем кроссворд и вспомним основные понятия дорожной азбуки:

1) Полосатая лошадка,
Её зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке –
По ней люди все идут. (ПЕРЕХОД)

2) По дорожке во дворе
Мчится Коля на коне.
Не машина, не мопед,
А простой. ( ВЕЛОСИПЕД )

3) Из края города в другой
Ходит домик под дугой. (ТРАМВАЙ)

4) Неживая, а идёт.
Неподвижна, а ведёт. (ДОРОГА )

5) В дороге всем ребятам
Мы светим с давних пор,
Мы три родные брата
Наш домик - (СВЕТОФОР)

6) Дом по улице идёт,
На работу нас везёт.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (АВТОБУС )

7) Чтоб дорогу перешёл ты
на зелёный свет,
Слушай наш совет:
- Жди! И увидишь перед ним ты
…............свет. (ЖЁЛТЫЙ)

8) По обочине дороги
Как солдатики, стоят.
Все мы с вами выполняем
Всё, что они нам велят. ( ЗНАКИ )

9) Мчат по улицам машины,
Там хозяйничают шины.
Мы спустились в переход,
Там хозяин… ( ПЕШЕХОД )

10) Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный.
Горит день и ночь
Зелёный, жёлтый, … (КРАСНЫЙ )

11)Ожидаешь ты посадки
На отведённой площадке,
Не нужна тебе сноровка,
Это место … (ОСТАНОВКА)

12)Не летает, не жужжит -
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Это дал завод ему:
И огни глядеть во тьму,
И колёса, и мотор,
Мчаться чтоб во весь опор. (АВТОМОБИЛЬ)

VI. Подведение итогов

Какое ключевое слово разгадали? ОСТОРОЖНОСТЬ

Как это слово связано с темой урока?

Какой должен быть ваш путь от дома к школе?

Сценарий классного часа для 7 класса

«Береги свою жизнь! (опасности на дорогах)»

Подготовила:

Челик Е.Т., учитель физики и информатики

Раздольненской ОШ I - III ступеней, Старобешевского района.

Цели и задачи:

Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения

Повторить правила движения пешеходов по дороге и улице

Развивать у школьников умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы

Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения, чувство гражданской ответственности за поведение на дороге.

Подготовка : плакаты с элементами улиц и дорог, картины с участниками дорожного движения, фишки, карточки с заданиями.

Ход урока

1.Введение (вступительное слово классного руководителя).

Соблюдение ПДД - закон сохранения жизни. С этим нельзя не согласиться. Однако статистика гласит: примерно три четверти всех ДТП происходит с участием детей. Давайте подумаем, какие это могут быть причины.

Наиболее частыми являются:

Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.

Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.

Неподчинение сигналам светофора.

Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуар.

Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге? Как не допустить рост ДТП с участием школьников? Для этого необходимо уделять теме безопасности огромное значение. И мы сегодня поговорим об этом.

2. Основная часть (Беседа с классом).

Представьте, что в нашем городе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть? (Обсуждение вопроса).

С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.

Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами - основа безопасного движения на улице.

Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса обучающимися).

Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей. Оказывается, пешеходам не хватает терпения дождаться подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».

Полосатая дорожка («зебра») лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили, что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам.

Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам - велосипеда.

Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.

На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.

3. Закрепление изученного (в игровой форме (викторина)).

Викторина

Класс делится на 3 команды (в зависимости от числа учащихся).

С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, происходящих как в городах, так и в сельской местности. Во многих таких происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения и умеете ли вы применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге.

Капитаны команд, подойдите и выберите свою эмблему команды.

Конкурс “Знаете ли вы?”

Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ - 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.

Вопросы:

1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)

2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).

3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)

4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)

5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)

6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)

7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)

8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)

9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)

10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)

11.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)

12.Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)

13.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)

14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).

15. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры). 16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).

17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).

18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).

19. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).

20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).

21. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).

22. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).

23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).

24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).

25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).

26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).

27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).

28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).

29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).

30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).

2.Конкурс капитанов

Вопросы:

1. Какие специальные светофоры вы знаете? (Железнодорожный, двухцветный (красный и зеленый), пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, светофоры с указанием направления движения.)

2. Как должен поступить пешеход, если он не успел закончить переход на разрешающий сигнал светофора? (Дойти до середины проезжей части и оставаться там, продолжить движение только тогда, когда загорится зеленый сигнал светофора.)

3. Почему опасно пересекать улицу бегом? (Бегущему человеку труднее наблюдать за происходящим. Он может не заметить едущее транспортное средство.)

3. Конкурс “Найди нарушения”

Командам раздают картинку с нарушениями. Ребята должны их найти.

4. Конкурс “Угадай знаки”

Как называется и что означает этот дорожный знак? Показываются дорожные знаки:

велосипедное движение запрещено;

дорожные работы;

телефон;

пешеходная дорожка;

движение запрещено;

опасный поворот;

обгон запрещен;

дети.

5. Конкурс “Дорожная ситуация”

Командам предлагаются карточки с ситуациями, которые наиболее часто встречаются на дорогах. После трехминутной подготовки учащиеся должны представить план своих действий, исходя из конкретной ситуации.

Ситуации:

1. Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?

2. Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?

3. При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримете?

4. Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете?

6. Загадки

Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Милиционер)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед. )

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(троллейбус)

По обочине дороги
Как солдатики стоят,
Все мы с вами выполняем
То, что нам они велят
(Знаки)

Не живая, а идет
Неподвижна, а ведет.
(Дорога)

Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?
(подземный переход!)

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь -
Зеленый, желтый, красный
(Светофор)

Полосатые лошадки
Поперёк дорог легли-
Все авто остановились
Если здесь проходим мы.
(Переход-зебра)

Дом по улице идет,
На работу нас везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)

7. Задачки

1. Представьте себе, что ты - водитель троллейбуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек. На второй остановке вошли двое и один сошел, на третьей - поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю троллейбуса ? (столько лет, сколько тому, к кому обращён этот вопрос)

2. Мальчик ехал на велосипеде в город. Навстречу ему ехала автомашина, в которой сидело 5 женщин. Каждая из них везла по одной курице и паре валенок. Сколько живых существ ехало в город ? (1 - мальчик)

3.На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км. Сколько километров проехал велосипед? (5 км)

В конце подводятся итоги конкурсов. Победившие получают грамоты.

Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этим транспортным средством на дорогах и во дворах нашего города; вспомнили и закрепили основные правила дорожного движения. Поняли главное - не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным на дороге - это не трусость, а умный расчет.