Меню Рубрики

Тест на определение стрессоустойчивости личности киршева рябчикова. Тест на стрессоустойчивость

Усатов Иван Александрович,Студент 3 курса, направления подготовки 37.03.01 «Психология», ФГБОУ ВПО «Амурский Государственный Университет», г. Благовещенск[email protected]

Аннотация. Статья содержит авторскую методику на определение уровня стрессоустойчивости личности, приводится информация о стандартизации методики.Ключевые слова: психология, стрессоустойчивость, ресурсы стрессоустойчивости, авторская методика.

В современном мире проблема сохранения психического здоровья и формирования стрессоустойчивости у людей очень актуальна, ведь стрессоустойчивость позволяет поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности, а также психическое состояние в напряженных ситуациях.Анализируя диагностическиеметодикипо вопросу стрессоустойчивости,можносделать вывод о том, что на сегодняшний день не разработана комплексная методика, позволяющая всесторонне оценить стрессоустойчивость, как качество личности, они лишь позволяют диагностировать проблемные стороны, оценить компоненты (ресурсы, факторы) стрессоустойчивости. С этой целью была разработана авторская методика, позволяющая определить уровень стрессоустойчивости личности. Методика может применяться у респондентов старше 18 лет, иных ограничений в применении методики нет.В даннойметодике под стрессоустойчивостью понимается понимает интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы .Стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:А) психофизиологического (свойства, тип нервной системы),Б) эмоционального компонента эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,В) мотивационного (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может показывать разную степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его к активности. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),Г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,Д) информационного компонента профессиональной подготовленности, информированности и готовностиличности к выполнению тех или иных задач,Е) интеллектуального компонента оценка, прогноз, принятие решений о способах действий .Методика учитывает ресурсы (факторы) стрессоустойчивости, которыеобеспечивают способность эффективно справляться со стрессовым воздействием. Как считает Л.А. КитаевСмык, факторы, определяющие стрессоустойчивость, можно разделить на несколько групп:1. Биологические особенности:А) Врожденные особенности организма и ранний детский опыт. Согласно психогенетическим исследованиям , реакции людей на те или иные факторы среды на 30 40 % определяются генами, полученными от родителей, и на 60 70 % зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработки условных рефлексов таким образом, одни люди изначально более предрасположены к стрессу, а другие устойчивы к нему.Б) Тип высшей нервной деятельности человека. Тип высшей нервной деятельности человека отражает силу и динамику нервных процессов в мозге и мало подвержен какимлибо изменениям . В) Возрастные и половые особенности в проявлении стрессоустойчивости и стратегий совладания. Одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным .2.Личностные особенности:А) Склонность к гневу. Склонные к гневу, враждебности, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот .Б) Локус контроля. Локус контроля определяет, насколько эффективно человек может контролировать окружающую обстановку или владеть ею. Концепция локуса контроля разработана американским психологом Дж. Роттером .В) Тревожность. Это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий .Г) Самооценка. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяетее активность, отношение к себе и другим людям. Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности . Д) Направленность человека, его установки и ценности. В ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на личность действие, противоположное тревожности .3.Факторы социальной среды:А) Социальные условия и условия труда. Социальные условия и условия труда, то есть социальные перемены; повышенная ответственность за работу; значительное преобладание интеллектуального труда; постоянный дефицит времени; хроническая усталость; нарушение режима труда и отдыха; падение личного престижа; отсутствие элементов творчества в работе; длительные ожидания в процессе работы; ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей; нерациональное и сбалансированное питание; курение и систематическое употребление алкоголя) .Б) Ближнее социальное окружение. Семья имеет огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные межличностные отношения . 4.Когнитивные факторы:А) Уровень сензитивности. Сензитивность зависит от чувствительности рецепторов; типа высшей нервной деятельности; легкости образования условнорефлекторных (ассоциативных) связей в коре больших полушарий головного мозга; повышения или понижения чувствительности в процессе индивидуального опыта; наличия навыков сознательного повышения или понижения сензитивности путем тренировки .Б) Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды. Возможность реализовать тот или иной вид адаптации к стрессовой ситуации зависит не только от мотивов и целей, свойств личности, психического состояния, но и от того, какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек. Личность имеет возможность выбора в реагировании, деятельности, поведении, но степень свободы выбора ограничена особенностями стрессовой ситуации . Таким образом, методика учитываетвсе перечисленные компоненты.

«Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности»Инструкция: «Вам необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения характерны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится. Отметьте подходящий вариант по каждому утверждению в нужной графе. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа».Таблица 1 Стимульный материал методики№УтверждениеЧасто/ сильноРедко/ иногдаНет/никогда1Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем то угнетены.

2Я не терплю критики в свой адрес.

3Я переживаю за качество выполняемой мной работы.

4Я страдаю бессонницей.

5Я думаю, что люди меня недооценивают.

6Я раздражаюсь по пустякам.

7Я стараюсь быть первым во всем.

8Я настроен агрессивно.

9У меня недостаточно свободного времени.

10Я болезненно переживаю неприятности.

11У меня возникают конфликтные ситуации.

12Я занимаюсь любимым делом, посещаю выставки, концерты, музеи.

13Мысли о предстоящей работе не дают мне покоя.

14Я не могу сосредоточиться.

15Я смеюсь.

16Я чувствую себя беспомощным.

17Неожиданные события выводят меня из себя.

18Я испытываю внутреннее беспокойство.

19Я нервозен.

20Я встречаюсь с друзьями, знакомыми.

21Я ощущаю слабость во всем теле.

22Мне тяжело скрыть раздражение.

23Я принимаю близко к сердцу проблемы других людей.

24Я занимаюсь спортом.

25Я бываю вполне счастлив.

26Я планирую свою жизнь.

27Меня одолевают страхи.

28Я употребляю более 4 чашек кофе/чая в день.

29Бывает, что я говорю неправду.

30Я чувствую неуверенность в себе.

31Мне кажется, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть.

32Я завожу новые знакомства.

33Я собираю «волю в кулак», чтобы выполнить работу.

34Я испытываю головные боли.

35Я нерационально питаюсь.

36Я бываю доволен.

37Я позитивно смотрю в будущее.

38Я боюсь перемен.

Обработка данных.Перед обработкой результатов, подсчитывается количество набранных баллов по шкале лжи.Шкала лжи ответ «никогда/нет» на вопросы: 11, 15, 20, 26, 29. Каждое совпадение со шкалой лжи оценивается в 1 балл. Если по шкале лжи набрано более 3 баллов недостоверность результатов диагностики. Это свидетельствует о феномене социальной желательности, то есть на стремлении казаться несколько лучше в глазах окружающих людей и давать ответы, которые были бы более желательными с точки зрения норм, правил и ценностей общества.Следует провести повторное тестирование через некоторое время.

Дальнейшая обработка осуществляется в соответствии с ключом, подсчитывается общее количество баллов, набранных в тесте.Таблица 2«Ключ» к тесту на определение уровня стрессоустойчивости личности

№УтверждениеЧасто/ сильноРедко/ иногдаНет/никогда1Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем то угнетены.2102Я не терплю критики в свой адрес.2103Я переживаюза качество выполняемой мной работы.2104Я страдаю бессонницей.2105Я думаю, что люди меня недооценивают.2106Я раздражаюсь по пустякам.2107Я стараюсь быть первым во всем.0128Я настроен агрессивно.2109У меня недостаточно свободного времени.21010Я болезненно переживаю неприятности.21011У меня возникают конфликтные ситуации.21

12Я занимаюсь любимым делом, посещаю выставки, концерты, музеи.01213Мысли о предстоящей работе не дают мне покоя.21014Я не могу сосредоточиться.21015Я смеюсь.01

16Я чувствую себя беспомощным.21017Неожиданные события выводят меня из себя.21018Я испытываю внутреннее беспокойство.21019Я нервозен.21020Я встречаюсь с друзьями, знакомыми.01

21Я ощущаю слабость во всем теле.21022Мне тяжело скрыть раздражение.21023Я принимаю близко к сердцу проблемы других людей.21024Я занимаюсь спортом.01225Я бываю вполне счастлив.01226Я планирую свою жизнь.01

27Меня одолевают страхи.21028Я употребляю более 4 чашек кофе/чая в день.21029Бывает, что я говорю неправду.21

30Я чувствую неуверенность в себе.21031Мне кажется, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть.21032Я завожу новые знакомства.01233Я собираю «волю в кулак», чтобы выполнить работу.21034Я испытываю головные боли.21035Я нерационально питаюсь.21036Я бываю доволен.01237Я позитивно смотрю в будущее.01238Я боюсь перемен.210Интерпретация результатов.Интерпретация результатов проводится в соответствиис набранным количеством баллов.Если вы набрали 0 11 баллов вы обладаете высоким уровнем стрессоустойчивости. Вы четко определяете цели и пути их достижения, умеете и стремитесь рационально распределять время, можете долгое время работать с большим напряжением сил. Неожиданности, как правило, не выбивают вас из колеи. Круг ваших интересов достаточно широк.Если вы набрали 12 23 балла ваш уровень стрессоустойчивости выше среднего. Вы уверены в себе, сильные потрясения воспринимаете как урок в жизни и включаете механизмы самооценки и значимости, умеете проявлять свои сильные стороны и быстро восстанавливать своё психическое состояние. Если вы набрали 24 44 балла вы обладаете средним уровнем стрессоустойчивости. Ваш уровень стрессоустойчивости соответствует в меру напряженной жизни активного человека. Ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь, и вы им не очень сильно сопротивляетесь. Стрессоустойчивость снижается с увеличениемстрессовых ситуацийв вашей жизни. Если вы набрали 45 56 баллов ваш уровень стрессоустойчивости ниже среднего. У вас проявляются цепные реакции физических и умственно психических нарушений, и Вы вынуждены часть своих ресурсов тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Вам следует скорее начать использовать в повседневной жизни упражнения по преодолению стресса.Если вы набрали более 57 баллов вы обладаете низким уровнем стрессоустойчивости. Вы очень уязвимы для стресса, очень чувствительны к нагрузкам, поэтому Вы вынуждены большую часть своих ресурсов тратить на борьбу со стрессом. Для вас характерно стремление к конкуренции, достижению цели, обычно вы не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинаете рваться к новой цели. Вы часто проявляете агрессивность, нетерпеливость, отстраненность. Вам следует предпринять какието целенаправленные действия против одолевающего вас стресса, чтобы вернуть себе спокойствие, уверенность, работоспособность.

Информация о стандартизации методики.Стандартизация методики проводилась на 50 испытуемых: 28 женщин в возрасте 18 56 лет; 22 мужчины в возрасте 19 53 лет. Профессиональная и территориальная принадлежность испытуемых не учитывалась.Процедура исследования: испытуемым было необходимо ответить на все вопросы теста, затемподсчитать полученные результаты, а потом определить уровень стрессоустойчивости. Первое исследование проведено 11.11.2015, 2 исследование(ретест)проведено 3.12.2015, диагностика по методике «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» проведена 16.11.2015. Полученные результаты по данной методике не отличаются от нормального закона распределения (так как по критерию Колмогорова Смирнова Лиллиефорса K S = 0,08; р
это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.Гипотезы:Н0: Корреляционная связь между методиками статистически не значима.Н1: Корреляционная связь между методиками статистически значима.Полученные результаты: rs= 0,665, rкр (p ≤ 0.05) = 0,27, rкр (p ≤ 0.01) = 0,35.Так как rs rкр принимаем гипотезу Н1, корреляционная связь между методиками «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности»и«Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» есть, статистически значима, связь прямая и умеренная.Таким образом, полученные данные показывают, что разработанный тест измеряет ту же сферу, то же явление, что и эталонная методика. Это свидетельствуют о теоретической обоснованности методики, то есть «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» обладает конструктной валидностью.Для проверки надежности измерительного инструмента использовался метод ретестовой надежности. Испытуемым 3.12.2015, через 3 недели после первого исследования (11.11.2015), был предъявлен тот же самый тест в тех же самых условиях, что и первоначальный. Для установления корреляционной связи между данными был использован статистический метод коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Гипотезы:Н0: Корреляционной связи между 1 и 2 предъявлением методики нет.Н1: Корреляционная связь между 1 и 2 предъявлением методики есть.Полученные результаты: rs= 0,978, rкр (p ≤ 0.05) = 0,27, rкр (p ≤ 0.01) = 0,35.Так как rs rкр принимаем гипотезу Н1, корреляционная связь между первым и вторым предъявлением теста на определение уровня стрессоустойчивости личностиесть, она статистически значима, она прямая и очень тесная.Таким образом, полученные данные показывают, что разработанный тест обладает высокой надежностью, что свидетельствует о стабильности изучаемого признака.Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что разработанная методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» обладает достаточной валидностью, надежностью для использования в профессиональной деятельности, как для группового, так и для индивидуального использования с целью определения уровня стрессоустойчивости личности, и может использоваться как профессиональный диагностический инструмент наравне с другимиметодиками.

Ссылки на источники1.Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. 3е изд. РнД.: Феникс, 1999. 512 с. 2.Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 243246.3.КитаевСмык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. КитаевСмык. М.: Академический Проект, 2009. 943 с.4.Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. СПб.: Питер, 2006. 256 с.5.Мещеряков, Б.Г. Психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: Слово, 2002. С. 88 89.6.Милерян, Е.А. Обсуждение и теоретическое обобщение экспериментальных материалов / Е.А. Милерян // Психология труда. М.: МеркурийПресс,2000.

С. 15 54.7.Човдырова, Г.С. Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрессоустойчивости личности в условиях социальной изоляции / Г.С. Човдырова. Тюмень: Тюменская библиотека, 2005. 287 с.8.КитаевСмык, Л.А. Ук. соч.9.Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. Ук.соч.10.Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. М., 1984. 200 с.11.КитаевСмык, Л.А. Ук. соч.12.Сиротин, О.А. Эмоциональная устойчивость / О.А. Сиротин. М., 1972. 11 с.13.Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М.: Книга по требованию, 2012. 66 с.14.Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. Ук. соч.15.Куликов, Л.В. Психологическая устойчивость личности / Л.В. Куликов // Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. С. 87 115.

Инструкция.Вам предлагается бланк-опросник с утверждениями. Обведите кружком подходящий для Вас вариант по каждому утверждению. Чем искреннее будут Ваши ответы, тем более точный результат Вы получите.

Утверждение Редко Иногда Часто
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе 1
2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы
4. Я бываю настроен агрессивно
5. Я не терплю критики в свой адрес 1
6. Я бываю раздражителен
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно 3
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым
9. Я страдаю бессонницей
10. Своим недругам я могу дать отпор
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность
12. У меня не хватает времени на отдых
13. У меня возникают конфликтные ситуации
14. Мне не достает власти, чтобы реализовать
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом
16. Я все делаю быстро
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки

Определите, каков уровень Вашей стрессоустойчивости по таблице:

Чем меньше баллов Вы набрали, тем выше Ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у Вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то Вам необходимо кардинально менять свой образ жизни. Каждый человек способен научиться владеть своим эмоциональным состоянием и тем самым ослабить влияние стрессовой ситуации.

2. Тест Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость).

Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

Вопрос Всегда Часто Иногда Почти никогда Никогда
Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день
Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю
Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен
В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться
Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю
Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день Я не курю!!!
За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок крепких алкогольных напитков
Ваш вес соответствует Вашему росту Рост (см) - Вес (кг) =100 ± 10
Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности
Вас поддерживает Ваша вера
Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью
У Вас много друзей и знакомых
У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете
Вы здоровы
Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо
Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы
Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю или смеетесь три раза в неделю
Вы можете организовать Ваше время эффективно
За день Вы употребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков
У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня
«Цена» ответа (в баллах):
ИТОГ:

Теперь сложите результаты Ваших ответов, и из полученного числа отнимите 20 баллов. Итого______30_ _____________

Если Вы набрали меньше 10 баллов, то Вас можно обрадовать (в случае если Вы отвечали еще и честно): у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, Вашему здоровью ничто не угрожает.

Если ваша сумма составляет от 11 до 30 баллов - у Вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.

Если ваше итоговое число превысило 30 баллов, то задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь, и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Если Вы набрали более 50 баллов, то Вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни - не пора ли ее изменить и подумать о своем здоровье.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту, и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

Инструкция. Вам предлагается бланк-опросник с утверждениями. Обведите кружком подходящий для Вас вариант по каждому утверждению. Чем искреннее будут Ваши ответы, тем более точный результат Вы получите.

Утверждение Редко Иногда Часто
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе 1
2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы
4. Я бываю настроен агрессивно
5. Я не терплю критики в свой адрес 1
6. Я бываю раздражителен
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно 3
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым
9. Я страдаю бессонницей
10. Своим недругам я могу дать отпор
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность
12. У меня не хватает времени на отдых
13. У меня возникают конфликтные ситуации
14. Мне не достает власти, чтобы реализовать
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом
16. Я все делаю быстро
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки

Определите, каков уровень Вашей стрессоустойчивости по таблице:

Чем меньше баллов Вы набрали, тем выше Ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у Вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то Вам необходимо кардинально менять свой образ жизни. Каждый человек способен научиться владеть своим эмоциональным состоянием и тем самым ослабить влияние стрессовой ситуации.


2. Тест Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость).

Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

Вопрос Всегда Часто Иногда Почти никогда Никогда
Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день
Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю
Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен
В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться
Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю
Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день Я не курю!!!
За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок крепких алкогольных напитков
Ваш вес соответствует Вашему росту Рост (см) - Вес (кг) =100 ± 10
Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности
Вас поддерживает Ваша вера
Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью
У Вас много друзей и знакомых
У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете
Вы здоровы
Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо
Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы
Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю или смеетесь три раза в неделю
Вы можете организовать Ваше время эффективно
За день Вы употребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков
У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня
«Цена» ответа (в баллах):
ИТОГ:

Теперь сложите результаты Ваших ответов, и из полученного числа отнимите 20 баллов. Итого______30_ _____________



Если Вы набрали меньше 10 баллов, то Вас можно обрадовать (в случае если Вы отвечали еще и честно): у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, Вашему здоровью ничто не угрожает.



Если ваша сумма составляет от 11 до 30 баллов - у Вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.

Если ваше итоговое число превысило 30 баллов, то задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь, и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Если Вы набрали более 50 баллов, то Вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни - не пора ли ее изменить и подумать о своем здоровье.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту, и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.

Когда понадобится: опросник диагностирует стрессоустойчивость и социальную адаптацию.

Опросник Холмса и Раге

Инструкция

Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт. Далее укажите в соответствующем столбце количество раз, когда
ситуация имела место быть за последние два года.

Тестовое задание

Жизненные события Ответы
Кол-во раз
за год
1 Смерть супруга (супруги)
2 Развод
3 Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером
4 Тюремное заключение
5 Смерть близкого члена семьи
6 Травма или болезнь
7 Женитьба, свадьба
8 Увольнение с работы
9 Примирение супругов
10 Уход на пенсию
11 Изменение в состоянии здоровья членов семьи
12 Беременность партнерши
13 Межполовые проблемы
14 Появление нового члена семьи, рождение ребенка
15 Реорганизация на работе
16 Изменение финансового положения
17 Смерть близкого друга
18 Изменение профессиональной ориентации, смена места работы
19 Усиление конфликтности отношений с супругом
20 Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома)
21 Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги
22 Изменение должности, повышение служебной ответственности
23 Сын или дочь покидают дом
24 Проблемы с родственниками мужа (жены)
25 Выдающееся личное достижение, успех
26 Супруг бросает работу (или приступает к работе)
27 Начало или окончание обучения в учебном заведении
28 Изменение условий жизни
29 Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов
поведения
30 Проблемы с начальством, конфликты
31 Изменение условий или часов работы
32 Перемена места жительства
33 Смена места обучения
34 Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска
36 Изменение привычек, связанных с вероисповеданием
36 Изменение социальной активности
37 Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора)
38 Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна
39 Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера
и частоты встреч с другими членами семьи
40 Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой
пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.)
41 Отпуск
42 Рождество, встреча Нового года, день рождения
43 Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил
уличного движения)

Спасибо за ваши ответы!

Ключ к тесту на стрессоустойчивость Холмса и Раге

Описание

Методика Холмса и Раге диагностирует стрессоустойчивость и социальную адаптацию у сотрудников.

Под стрессоустойчивостью следует понимать способность выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики. Сложно поддается корректировке, если речь идет о реакции на стресс. А вот стрессор (источник стресса) и/или постстрессовое поведение корректировать можно.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, то есть такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы.

Адаптационный потенциал – степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой – накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация.

Доктора Томас Холмс и Ричард Райх (или Холмс и Раге, США) изучали зависимость заболеваний, в том числе инфекционных болезней и травм, от различных стрессогенных жизненных событий у более чем 5000 пациентов. Они пришли к выводу, что 151 психической и физической болезни обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Ключ к тесту

Оцениваемый в бланке с ситуацией отмечает события, которые с ним случились в течение последнего года. Необходимо посчитать баллы в соответствии с ниже приведенной таблицей. Если какая-либо ситуация возникала чаще одного раза, то количество баллов следует умножить на указанное испытуемым количество раз.

Баллы Баллы
1. 100 23. 29
2. 73 24. 29
3. 65 25. 28
4. 63 26. 26
5. 63 27. 26
6. 53 28. 25
7. 50 29. 24
8. 47 30. 23
9. 45 31. 20
10. 45 32. 20
11. 44 33. 20
12. 40 34. 19
13. 39 35. 19
14. 39 36. 18
15. 39 37. 17
16. 38 38. 16
17. 37 39. 15
18. 36 40. 15
19. 35 41. 13
20. 31 42. 12
21. 30 43. 11
22. 29

Интерпретация результата

Большая степень сопротивляемости стрессу.

Оцениваемый обладает очень высокой степенью стрессоустойчивости. Для него характерна минимальная степень стрессовой нагрузки. Любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет сильный стрессогенный характер. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.

Высокая степень сопротивляемости стрессу.

Оцениваемый обладает высокой степенью стрессоустойчивости. Его энергия и ресурсы не тратятся на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность оцениваемого, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет стрессогенный характер.

Пороговая (средняя) степень сопротивляемости стресса.

Оцениваемый обладает средней степенью стрессовой нагрузки. Его стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни. Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая в малой степени носит стрессогенный характер. Верующий человек, как правило, более стрессоустойчив благодаря своей внутренней способности к духовному самоограничению и смирению.

Низкая степень сопротивляемости стрессу.

Оцениваемый обладает низкой степенью стрессоустойчивости (ранимостью). Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.

Большое количество баллов (больше 300) – это сигнал тревоги, предупреждающий об опасности. Следовательно, необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс.

Если сумма баллов свыше 300, то оцениваемому грозит психосоматическое заболевание, поскольку он близок к фазе нервного истощения.

Тест на определение стрессоустойчивости личности

Ниже предлагается тест, который позволяет получить оценку вашего уровня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем более искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставиться балл).

Утверждения

редко

иногда

часто

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе

2. Я стараюсь работать, учиться, даже если бываю не совсем здоров

3. Я переживаю за качество своей работы

4. Я бываю, настроен агрессивно

5. Я не терплю критики в свой адрес

6. Я бываю раздражителен

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым

9. Я страдаю бессонницей

10. Своим недругам я могу дать отпор

11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность

12. У меня не хватает времени на отдых

13. У меня возникают конфликтные ситуации

14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя

15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом

16. Я все делаю быстро

17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт

18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки.

Суммарное число баллов

Уровень вашей стрессоустойчивости

1 - очень низкий

2 - низкий

3 - ниже среднего

4 - чуть ниже среднего

5 - средний

6 - чуть выше среднего

7 - выше среднего

8 - высокий

9 - очень высокий

Чем меньше (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот.

Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.

Источник:

Психология личности» Сост. Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. - М., Геликон, 1995

Профиль кризиса

Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие. - МН.: Харвест, 2005.- 640 с.

1. Я страдаю от головных болей, недомогания или чувствую себя плохо.

2. Я стал рассеянным.

3. Меня не покидает чувство тревоги, которая окрашивает мои суждения и чувства.

4. Временами у меня возникают мысли, что нет смысла продолжать жить как прежде.

5. Я избегаю думать или говорить о своей неудаче (несчастье).

6. Временами мое сердце бьется учащенно.

7. Мне кажется, что я утратил способность реально оценивать события и воспринимать их отчетливо.

8. Я рассержен на весь свет за то, что это случилось со мной.

9. Я ощущаю физическую усталость, апатию, вялость чувств.

10. Мысли о случившемся беспрестанно крутятся у меня в голове, и я не могу остановить их.

11. Временами я не могу нормально дышать.

12. Временами я затрудняюсь четко формулировать свои мысли.

13. После случившегося я не плачу и не скорблю так, как это обычно должно быть.

14. Все окружавшие меня кажутся чужими, холодными и безнадежными.

15. Я совсем не могу работать как прежде, у меня все валится из рук.

16. Запоры (поносы) меня беспокоят чаще, чем обычно.

17. Я стал забывчивым и пропускаю некоторые обязательные мероприятия.

18. Временами я плачу или близок к слезам.

19. Я не получаю удовольствия от приятных и радостных событий, как прежде.

20. Мне хочется забыться и бежать куда глаза глядят.

21. У меня имеются трудности с засыпанием.

22. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

23. Почти все время я испытываю необъяснимую тревогу.

24. Временами я ненавижу себя.

25. Временами мысли о случившемся лишают меня сна.

26. Мой пульс учащен (замедлен), кровяное давление повышено (понижено).

27. Мое восприятие окружающего сужено и ограничено моей проблемой и всем, что ее касается.

28. Мне стыдно за себя и за все, что со мной произошло.

29. Временами все кажется мне бессмысленным.

30. Я не в состоянии выполнять свои профессиональные и домашние обязанности как прежде.

31. У меня неустойчивый сердечный ритм (замедленный, учащенный).

32. Мне кажется, что ряд моих решений, принятых в настоящее время, непродуман, скоропалителен и скорее даже импульсивен.

33. Временами меня охватывает состояние полной нечувствительности, как если бы ничего не случилось.

34. Мое Я так изменилось, что временами я не узнаю сам себя.

35. Я стал уделять гораздо больше времени работе (службе) и в этом нахожу выход из создавшегося положения.

36. У меня часто бывает сухость во рту.

37. Мне сложно запомнить информацию, которую раньше я запоминал без особого напряжения.

38. Зачастую у меня возникает желание рассказать о своих душевных переживаниях даже малознакомым людям.

39. Подавленное, угнетенное настроение у меня длится долго.

40. Время от времени у меня непроизвольно (в виде своеобразной вспышки) оживляются наиболее травматические воспоминания о случившемся.

41. Часто у меня возникает субъективное ощущение нехватки воздуха и даже ощущение остановки дыхания.

42. Я не могу должным образом сосредоточиться при исполнении своих служебных обязанностей.

43. Временами у меня возникает ощущение, что все внутри сжалось в комок.

44. У меня обострилось критическое отношение к себе и своим поступкам.

45. Я устаю даже от выполнения своих обычных обязанностей.

46. У меня ухудшился аппетит, временами появляется тошнота.

47. Иногда мне кажется, что все происходящее нереально.

48. С каждым днем мне все чаще приходит мысль о том,

что я не сделал все возможное для того, чтобы избежать такого развития событий.

49. Мое настроение стало крайне неустойчивым.

50. Я стал пить больше, чем следует.

51. Я стал чрезмерно потливым.

52. Когда ко мне обращаются, я зачастую отвечаю с задержкой.

53. Меня охватило состояние безразличия к окружающему, ничто не волнует, не беспокоит, не интересует.

54. Я никого не хочу видеть и стараюсь быть один.

55. Большую часть времени я продолжаю размышлять о случившемся, хотя это и мучительно.

56. Мой сон стал беспокойным, и иногда прерывается кошмарами.

57. Я стал замечать, что зачастую не могу вспомнить информацию, которую всегда помнил.

58. Я настолько поглощен своими чувствами, что из-за этого становится только хуже.

59. У меня часто бывает ворчливое настроение, я стал раздражительным, угрюмым, агрессивным по отношению к родным и близким.

60. Я стараюсь избегать трудностей как в мыслях, так и в действиях.

Обработка результатов: каждый утвердительный ответ оценивается в один балл. Подсчитайте баллы в соответствии с ключом, затем сумму умножьте на соответствующий данной шкале множитель (если он есть).

1. ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ: (1).

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

а) нарушения функционирования вегетативной системы (26, 36, 51 х 4)

б) нарушения сердечной деятельности (6, 31 х 6)

в) нарушения дыхания (11, 41 х 6)

г) нарушения функционирования желудочно-кишечного тракта (16, 46 х 6)

д) проблемы со сном (21, 56 х 6)

2. ОСЛОЖНЕНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

а) осложнения функционирования внимания (2, 22, 42 х 4)

б) осложнения функционирования восприятия (7, 27, 47 х 4)

в) осложнения функционирования мышления (12, 32, 52 х 4)

г) осложнения функционирования памяти (17, 37, 57 х 4)

3. НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ

а) тревога (3, 23, 43 х 4)

б) генерализованные эмоциональные реакции (гнев, стыд, вина) (8, 28, 48 х 4

в) эмоциональная тупость (13, 33, 53 х 4)

е) слабодушие, повышенная эмоциональность (18, 38, 58 х 4)

4. ДЕПРЕССИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ (4, 9, 14, 19, 24, 29,

34, 39, 44, 49, 54, 59)

5. ПЕРЕМЕНЫ В ПОВЕДЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

а) попытки уйти от проблемы (5, 20, 35, 50 х 3),

б) поглощенность проблемой (10, 25, 40, 55 х 3)

в) проблемы с исполнением служебных и домашних обязанностей (15, 30, 45, 60 х 3).

Определение индивидуального профиля переживания кризиса производится по ключевой таблице, где отражаются набранные баллы по приведенным 17 позициям.

Строится график: по горизонтали шкала состояний 17 позиций, а по вертикали от 0 до 12 баллы по каждому состоянию.

Уровень стресса

Уважаемые коллеги, ответьте на утверждения, данные ниже:

1 балл согласен

2 балла не очень согласен

3 балла скорее не согласен

4 балла полностью не согласен

1. Пожалуй, я человек нервный

2. Я очень беспокоюсь о своей работе

3. Я часто ощущаю нервное напряжение

4. Повседневная деятельность вызывает у меня большое напряжение

5. Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение

6. К концу дня я совершенно истощен физически и психически

7. В моей семье часто возникают напряженные отношения

Уровень стресса

Рассчитайте средний балл

3 балла - низкий уровень стресса

2-2,99 - средний уровень стресса

1-1,99 - высокий уровень стресса