Меню Рубрики

Учатся ли дети во вторую смену. Учеба во вторую смену: хорошо это или плохо? Свобода

В своем послании к Федеральному собранию, президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, дал поручение до 2025 г. Перевести обучение в школах, всех учащихся с 1 по 11 класс в первую смену. На местах происходит обратная ситуация, я многодетна мать, сейчас двое моих младших сыновей учатся в школе № 14 поселка Пятигорский, Ставропольского края. У нас очень хорошая школа, новая, 2008 г.

В школе 38 кабинетов, 2 компьютерных класса, спортзал, большая столовая, актовый зал. В этой школе учились и мои два старших сына, учились они в первую смену. С приходом нового директора, в школе дети начальных классов стали учиться во вторую смену. Вот уже несколько лет, уроки у 3-х классов проходят во вторую смену, в этом году директор принудительно, самолично, решила во вторую смену перевести учеников 2-х и 3-х классов, это восемь классов-комплектов.

На 2018/2019 учебный год в школе будет обучаться 629 учеников (со слов директора) это 34 класса-комплекта. Из разговора с директором, я узнала, что в школе на 2 класса-комплекта больше чем было ранее, на этом основании 8 классов комплектов будут обучаться во вторую смену (официального документа обосновывающего данное решение нет). Родителям не дали возможности высказать свое мнение, по поводу перевода наших детей во вторую смену, нас поставили перед фактом, мнение родителей руководство школы не учитывает. Из-за перевода наших детей во вторую смену, родители, а главное сами дети, постоянно находятся в состоянии непрерывного стресса, обучаясь во вторую смену в школе.

Психологи утверждают, что суточный биоритм психической активности человека выстроен таким образом, что первый его пик приходится на 8-12 часов утра, а спад на середину дня – 12-16 часов. СанПиН 2. 4. 2.

2821-10″ Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в главе X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса пункт 10. 7. Читаем:» Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил)».

В приложении 3 читаем:» Гигиенические рекомендации к расписанию уроков. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся 2 и 3 ступени образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках».

В связи с этим у нас, родителей, возникает вопрос: почему нашим детям, в возрасте от 7 до 10 лет, несмотря на все рекомендации специалистов, навязывается обучение во вторую смену? Почему там, где образовательная система даёт сбой, крайними оказываются самые беззащитные - дети? Итак, получается, что ребенок, обучающийся во вторую смену, трудится умственно в самые непродуктивные часы суток. Страшно представить к каким последствиям со стороны физического и психического здоровья детей приведут такие перегрузки, нарушение работы внутренних биологических «часов».

Как такие скачки в режиме обучения и в режиме дня в целом скажутся на здоровье и работоспособности наших детей? Также очень большая проблема для работающих родителей - обеспечить контроль за приготовлением ребенком, обучающимся во вторую смену, домашних заданий. В то время, как родители на работе, не ясно кто будет отвечать за соблюдение детьми, обучающимися во вторую смену, режима дня (первой его половины). Далеко не все родители готовы бесстрашно воспринимать тот факт, что ребенок обучающийся во вторую смену будет добираться до школы и возвращаться домой самостоятельно.

Дети обучающиеся во вторую смену, лишаются возможностей, которые есть у детей, обучающихся в первую смену. Придя со школы, обучающиеся в первую смену, как правило, после школы, успели совершить прогулку со сверстниками, сходить на кружки по интересам и спортивные секции, отдохнуть. В данной ситуации, очень беспокоит, что обучение детей во вторую смену, противоречит реализации статьи 31 Конвенции о правах ребенка. А именно: Статья 31.

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Сложности с реализацией вышеперечисленных прав ребенка возникают в той связи, что секций и кружков, осуществляющих свою деятельность в первой половине дня, крайне мало. В результате, школьник, обучающийся во вторую смену, лишен права выбора и не имеет возможности развиваться творчески в тех направлениях, к которым имеет склонности, способности. Хочется отметить, так же тот факт, что обучение детей начальных классов в нашей школе, особенно возмущает, так как на территории школы есть двухэтажное здание, предназначенное для обучения детей. Однако вот уже 10 лет оно стоит без дела, окна разбиты, скоро начнется саморазрушение, это связано с тем, что руководство края до сих пор не выделило средства для завершения этого долгостроя и улучшения условий для обучения наших детей.

Вот так в конкретной школе выполняется поручение президента. Просим вас разобраться в ситуации сложившейся в нашей школе со второй сменой, помочь руководству школы составить расписание уроков так, чтобы все дети учились в первую смену. Провести проверку по факту выделения средств для окончания строительства учебного здания на территории школы, а так же осуществить контроль за использование денежных средств выделенных руководством края на завершение данного строительства. С уважение родители учеников школы № 14 поселка Пятигорский, Ставропольского края.

Советы юристов:

1. Нам нужно составить заявление директору школы о том, чтобы 10 класс перевести в первую смену т.к дети уже взрослые не удобно со второй смены.

1.1. Пишется в произвольной форме. Думаю Вам возможно будет отказано. В школе распределены заранее какие классы идут в первую смену какие во вторую смену. Вам необходимо вести переговоры с директором, может быть какой нибудь класс пойдет во вторую смену за место вашего класса.

2. Можно ли убрать вторую смену в школах?

2.1. Конечно можно, пишите путину он все может.

3. Можно ли устанавливать вторую смену в школе на весь год для учеников 10 класса?

3.1. Если ваша школа относится к учреждениям с углубленным изучением отдельных предметов, лицею и гимназии, то обучение во вторую смену незаконно. Это запрещено п.10.1 СанПИН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" , утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189.
Если же школа обычная, то запрет на обучение учеников 10 класса во вотрую смену на весь год обучения отсуствует.

4. Законна ли вторая смена в школе с углубленным изучением отдельных предметов?

4.1. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят в первую смену. Жалуйтесь в Роспотребнадзор.

5. Документ регламентирующий отмену второй смены в школах.

5.1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". ознакомьтесь с п. 10.4. Пока две смены не отменили. Но в три смены обучать не имеют права.
П. 10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

5.2. Нет единого документа на федеральном уровне, который регламентирует отмену второй смены в школах. Данный вопрос решается в каждом регионе и в каждом образовательном учреждении индивидуально.

5.3. Федеральное законодательство не предусматривает обязательных требований к сменам учебных учреждений, существует санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, которые носят рекомендательный характер, а правило сменности в школах утверждаются внутренними документами учебного учреждения.

6. Правомерно ли перевести обучение в школе во вторую смену.

6.1. Правомерно. Смотря в каком классе это обучение. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

7. Насколько правомерна вторая смена в школе?

7.1. правомерно допускается и разрешена. Вам нужно официциальные документы?

С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович.

8. Имеют ли право администрация школы отправлять детей 2 класса учится во вторую смену.

8.1. да, имеет право.

8.2. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Значит, 2 класс может заниматься во вторую смену.

9. Из-за нехватки кадров (уволилась учитель 1-го класса) наших детей 4-го класса, которые учились пол года в первую смену, директор школы решила перевести на вторую смену. Как нам не допустить перевод? Ведь с начала года все дополнительные занятия детей были организованы с учетом обучения их в определеннную смну, то есть в первую.

9.1. Только договариваться с директором. В одностороннем порядке родители в данном вопросе ничего не решают.
Желаю Вам удачи и всех благ!


10. Могут ли дети 3, 4 класса два года подряд учиться во вторую смену? Школа носит статус лицея.

10.1. Елена! Если лицей, то нет.

11. Проблема в школе, дети учаться второй календарный год подряд во вторую смену, 4 класс, законно ли это?

11.1. --- Здравствуйте, да это законно.

С уважением юрист Лигостаева А.В.

12. Имеет ли право школа ставить первую смену в сб (с 8 утра), после пятидневной недели со в опой смены?.. то есть в пт вторая смена заканчивается в 7 ом часу, в сб уроки с 8 утра!

12.1. , режим работы школы определяет ее директор на основании локальных актов.

13. Ребёнку положено бесплатное питание в школе. Он учиться во вторую смену. Он приходит в столовую на большой перемени 15:20 с талоном. Ему отказывают в обеде они говорят что обеды по талону выдаются до 14 часов. Хотя до этого месяц выдавали обед 15:20. Могут они ему отказывать?

13.1. Нет, не могут. Если ребенку положено бесплатное питание, то ему в течении учебного дня должны предоставить эту возможность. Каждый "бесплатный" талон оплачивается за счет бюджета и школе он оплачивается. Напишите жалобу на имя директора и/или прокуратуры.

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Директор школы предлагает настойчиво моему сыну сменить школу, учится сын хорошо, но был конфликт с одноклассником. Пришла просить директора отпускать сына 2 раза в неделю с 6-го урока (учимся со второй смены), т.к. он не успевает на тренировку (занимаемся боксом, занимаем первые места), принесла заявление и справку от тренера, а она начала на меня кричать, сказала менять школу, что я могу не писать заявление, она всё равно мне откажет. Что делать?

14.1. Для урегулирования вопроса обращайтесь в местный отдел образования.

15. Я работаю на 1 ставку учителем начальных классов, и есть возможность после школы во вторую смену работать логопедом, так как имею и логопедическое образование. Скажите, пожалуйста, имею ли я работать на 2 ставки.

Есть люди, которые просто не могут просыпаться с утра пораньше. Они согласны сидеть до поздней ночи, но только, чтобы не вставать, Таких людей называют "совами", и современное общество создано определенно не для них. Однако и для таких людей существует немного радости в этом мире - вторая смена в школе. Так что, следует рассмотреть ее основные аспекты.

Бывает ли такое?

Для некоторых родителей в новинку слышать о второй смене в школе. Обычно они удивленно изгибают брови и говорят, что такого быть не может. Но так ли это?

Действительно, в советские времена о второй смене практически никто не слышал. Ученики ходили в школу по утрам, а после занятий посещали кружки по интересам или попросту шли домой. Но времена меняются, меняются условия труда и, чего греха таить, демография регионов.

В основном вторую смену в школах вводят в двух случаях:

  • Слишком много учащихся. Согласно действующему законодательству муниципалитет должен обеспечить образованием всех, кто проживает на определенной территории. И если количество учеников превышает количество мест, специально создается вторая смена.
  • Слишком мало педагогов. Эта проблема касается небольших и отдаленных населенных пунктов. Зачастую именно там прослеживается острая нехватка педагогов. Поэтому бывают ситуации, когда школа нанимает учителя на полставки, который уже работает в другом учебном заведении. Чтобы он мог совмещать, специально создаются классы второй смены. Такое, конечно, случается крайне редко, но все же имеет место.

Как видим, учеба во второй половине дня - вынужденная мера, но законна ли вторая смена в школе?

Согласно закону

Рассматривая санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учебных заведениях, можно отметить, что вторая смена в школе вполне закона. Согласно акту в первой половине дня обязаны посещать школу только ученики 1-х, 5-х и выпускных классов, то есть 9-х и 11-х. Остальные школьники могут учиться во вторую смену.

Так что, если ребенок не является учащимся вышеперечисленных классов и учится во вторую смену, то это вполне законно и не нужно паниковать. Но, несмотря на наличие в школе первой и второй смены, занятия не должны начинаться раньше 8 часов утра. Непозволительны также и нулевые уроки.

Помимо этого, важно знать, что если общеобразовательное заведение является специализированным лицеем, гимназией или школой с углубленным изучением чего бы то ни было, то вторая смена здесь не предусмотрена. В таких учебных заведениях нагрузка на учащихся выше и количество изучаемых предметов больше. Если ввести в таких заведениях вторую смену, то нагрузка на учащихся будет слишком велика, более того, ученики второй смены не смогут максимально эффективно усваивать необходимый материал и выполнять домашние задания.

Но во всех остальных учебных заведениях первая и вторая смена в школе - нормальное явление. Главное, чтобы не было третьей смены, так как это противоречит всем писаным и неписаным законам.

Минусы обучения во вторую смену

Итак, вторая смена в школе - законная. Однако хорошо учится во второй половине дня или плохо? Здесь, как и в каждой ситуации есть свои плюсы и минусы. Если говорить о недостатках, то можно сказать, что учеба во второй половине дня несколько ущемляет учеников, хотя многое зависит от расписания второй смены в школе, но об этом потом.

Первый минус обучения, с которым сталкивается ученик второй смены, - это разделенный на части день. Вроде кажется, что времени предоставлено достаточно и до занятий, и после, но по факту ничего не успеваешь сделать. Эта проблема возникает из-за неумения подстроиться под новый режим, а также от неправильного распределения своего времени. Если рассуждать логически, то можно заметить, что некоторые школьники второй смены ведут вполне полноценную жизнь: успевают ходить на кружки, делать уроки и гулять с друзьями. В решении этой проблемы поможет правильно составленное расписание и режим дня.

Еще одна проблема состоит в том, что материал усваивается лучше в первой половине дня, когда организм отдохнувший, а мысли свежие. Этот общеизвестный факт сложно опровергнуть, хотя и с ним можно вполне успешно поспорить.

Третья проблема заключается в плотной загруженности второй половины дня. Если ребенок учится во вторую смену в школе, то ему придется забыть о долгих встречах с друзьями и прочих внешкольных развлечениях. Когда приходишь домой в 7-8 вечера, немногое успеваешь сделать: быстро поужинать, пересмотреть домашнее задание, выполнив самое сложное, ну и еще час-другой посмотреть телевизор или посидеть в Интернете. Однако не стоит полностью отказываться от привычных вещей, лучше сократить время развлечений или совместить прогулки и встречи с друзьями.

Положительные стороны

В школах со второй сменой можно найти и положительные стороны. Первое и самое важное - это никаких звонков будильника в беспросветную рань. В особенности это радостная новость так называемым «совам», у которых биологические часы не настроены на ранние подъемы. Хотя, чего греха таить, просыпаться тогда, когда выспался, а не под звонок будильника мечта для всех: и «сов», и «жаворонков».

Перед занятиями вполне достаточно времени, чтобы доделать уроки, посетить какой-то кружок и не спеша собраться.

Вторая смена не такая уж и плохая вещь, главное правильно подготовить ребенка к изменениям, составить грамотное расписание и научиться рационально распределять время. Тогда от учебы в школе во вторую смену останутся только положительные воспоминания.

Временные рамки

Родители нередко задаются вопросом о том, во сколько начинается вторая смена в школе. Трудно ответить однозначно. Здесь многое зависит от того, на сколько приходят учащиеся первой смены и как долго длятся перемены. Немаловажную роль играет факт: после какого класса занимают кабинет учащиеся второй смены. К примеру, у первоклассников 3 или 4 урока, так что вторая смена может приходить уже к 12 часам и занимать кабинет.

Намного проще будет рассмотреть на примере среднестатистического учебного заведения: во сколько вторая смена в школе начинается. Если предположить, что первая смена приходит к 8 часам утра, перемены между уроками не слишком длительные, у первой смены шесть уроков в день, то получим следующие данные:

Таким образом, получается 13:55, вот со скольки вторая смена в школе начинается чаще всего. В основном между первыми и вторыми сменами делают перерыв на 25 минут, чтобы учащиеся второй половины дня начинали заниматься ровно в 14:00. Если же в расписании учащихся первой смены предусмотрено 5 уроков в день, то начало второй смены смещается на час, то есть на 13:00.

Расписание

Таким образом, занятия второй смены заканчиваются около шести-семи вечера в зависимости от количества уроков. Если принимать во внимание тот факт, что уроки начинаются в 14:00 расписание второй смены в школе будет выглядеть следующим образом:

Естественно, шесть уроков второй смены заканчиваются поздно, поэтому школьная администрация пытается сдвинуть начало занятий на более раннее время. Например, чтобы освободить кабинет на час раньше, последним уроком для первой смены могут поставить физкультуру, иностранный язык или любой другой предмет, который проходит в специализированном кабинете.

Начальная школа

Что касается второй смены в начальной школе, естественно она начинается и заканчивается раньше. Чаще всего занятия начинаются в 12 часов дня, а заканчиваются в четыре. Хотя бывает и такое, что дети приходят на занятия и в два часа дня.

Как показывает практика, младшеклассникам труднее всего адаптироваться к новому расписанию. Конечно, заботливые родители всячески будут помогать своим детям. И рано или поздно, путем проб и ошибок будет разработан оптимальный режим дня. Ученые сходятся во мнении, что самым лучшим вариантом станет такое расписание:

  • 7:00 - подъем.
  • 7-00-7:30 - зарядка, водные процедуры.
  • 7:30-8:00 - завтрак.
  • 8:00-8:20 - короткая прогулка.
  • 8:20-10:00 - выполнение домашнего задания.
  • 10:00-11:30 - свободное время и второй завтрак.
  • 11:30-13:00 - прогулка, игры на свежем воздухе.
  • 13:00-13:30 - обед.
  • 13:30-14:00 - сборы и дорога школу.
  • 14:00-18:00 - уроки в школе.
  • 18:30-19:00 - спортивные игры на свежем воздухе.
  • 19:00-20:00 - ужин и свободное время.
  • 20:30-7:00 - сон.

Это один из наиболее оптимальных вариантов режима дня для школьников возрастом 7-8 лет. Естественно, занятия в школе могут начинаться в разное время, поэтому режим дня каждый должен менять под себя, а для этого нужно учитывать некоторые нюансы.

Приоритеты расписания

Прежде чем составлять расписание, необходимо учитывать, что ребенок - это не робот, который должен только учиться. У него могут быть свои потребности, интересы и, более того, свой биологический ритм, способности и наклонности. В первую очередь, при составлении расписания стоит обращать внимание на такие вещи, как:

  • Здоровое питание . В понимание этого входит не только разнообразие, и польза пищи, но и время для ее приема - не менее получаса в домашних условиях.
  • Сон и отдых . Время, отведенное для сна, нельзя сокращать в пользу уроков.
  • Прогулки на свежем воздухе . Ученые уже давно со всех сторон изучили влияние прогулок на улучшение запоминания материала. Родителям, дети которых учатся во вторую смену, важно следить за количеством времени, которое ученики проводят на свежем воздухе.
  • Учеба . В какую бы смену не учился ученик, не стоит нагружать его дополнительными занятиями сверх меры. Вне всяких сомнений, знания важны, но стоит усвоить одну беспрекословную истину - знания, полученные «из-под палки», никогда не принесут пользы. Они забудутся, как только станут ненужными (после контрольных или экзаменов).

Золотая середина

Если кто-то читал Аристотеля, он наверняка помнит «Принцип золотой середины». Его не стоит даже объяснять (он вполне очевиден), а вот применить к созданию оптимального распорядка дня для учащихся второй смены, очень даже полезно.

Нередко можно встретить ситуации, когда ученики либо вовсе не руководствуются каким бы то ни было распорядком, или их день расписан вплоть до последней минуты, проведенной в ванной.

В первом случае ребенок проявляет свою активность исключительно на уроках, так как они начинаются в определенное время. Выполнение домашних заданий при таком раскладе становится проблемой. Если руководствоваться исключительно обязанностями ученика, и страхом перед плохой оценкой домашнее задание нередко остается невыполненным. А если его и делают, то этот процесс затягивается на долгие 4-5 часов. Ведь у ребенка нет специально отведенного времени на выполнение уроков.

В случае со строгим распорядком дня, который расписан по минутам, на ребенка оказывается слишком высокое давление, что впоследствии может привести к неврозам. Как же тогда быть?

Распорядок дня нужно составлять таким образом, чтобы были обозначены основные, конкретные дела, которые нужно выполнить. К примеру, возьмем такие простые пункты, как сделать уроки, полить цветы и вынести мусор. Если ученик учится во вторую смену, то вполне логично, что часть уроков он будет делать утром, поэтому домашние дела можно перенести на вечер. Проще говоря, нужно обозначить не временные рамки (с 10:30 до 10:40 поливать), а период, когда это нужно сделать (утром или вечером). Таким образом, можно снизить давление на ученика, упорядочить график и сделать обучение во вторую смену даже приятным.

Как учиться?

Еще один вопрос, который стоит рассмотреть, - это время, когда лучше всего делать уроки учащимся второй смены. Бытует мнение, что не стоит делать домашние уроки, вернувшись со второй смены. Вот только задание заданию рознь. В особенности это касается учеников средней и старшей школы. Например, учить стихотворения наизусть лучше вечером, также в это время нужно делать все самые сложные задания или хотя бы часть из них.

Наутро лучше оставить письменные упражнения, переводы и повторение пройденного материала. Такие задания намного проще, они не требуют больших умственных и энергетических затрат. Кроме того, небольшая мозговая активность с утра поможет настроиться на рабочий лад. Если же перед началом занятий загрузить ребенка всеми невыученными материалами, то когда придет время уроков, он уже будет слишком уставшим, чтобы запоминать новый материал.

Поэтому для учеников второй смены намного лучше делать вечером сложные задания, оставляя на утро только самые простые упражнения. В крайнем случае, с вечера необходимо подготовиться к выполнению заданий: найти материалы или подготовить черновые варианты решенных упражнений.

Вторая смена в школе, учиться после обеда - это еще не конец света. Хотя, если послушать отзывы родителей, то учеба во второй половине дня представляется для них настоящей катастрофой. Действительно, в этом мире большинство организаций играют по правилам «жаворонков», невольным «совам» второй смены приходится несколько ущемлять свои потребности. Но так ли это на самом деле? Неважно, в какой смене учится ученик: первой или второй, и у тех, и у других в сутках 24 часа, главное - научится правильно ими пользоваться. Поэтому очень важно составить хороший распорядок дня и следовать ему.

А слухи о том, что ученики второй смены лишены возможности посещать кружки - сплошная нелепость. Подобное говорят только те, кто никогда не искал соответствующих внешкольных заведений. Вторая смена - это вовсе не преграда на пути к получению хорошего образования, а скорее препятствие, которое некоторым даже нравится. Так что, при правильном подходе учеба во вторую смену легко может превратиться в самые приятные воспоминания о школьной жизни.

В российских школах учится около 13 млн детей. По прогнозам экспертов, через десять лет эта цифра увеличится на 3 миллиона 600 тысяч человек. Минобрнауки подготовило программу содействия строительству новых мест в школах. Новая программа предусматривает, что к 2018 году все школы смогут отказаться от третьей смены, к 2021 году вся началка и выпускные классы перейдут исключительно на первую смену, а к 2025 году во всех школах страны исчезнет и вторая смена.

По данным министра Дмитрия Ливанова, 25 процентов школ работают в две смены. А в некоторых регионах, таких как Чечня, Дагестан, Ингушетия, ученики занимаются даже в третью. Всего на Северном Кавказе более 30 школ с трехсменкой. Еще в семи регионах, включая Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Тыву, Северную Осетию, Иркутскую и Тюменскую области, школы работают на пределе своих возможностей и, если не принять мер, вторая смена там неизбежно увеличится, а кое-где появится и третья. В такой ситуации новые стандарты становятся почти невыполнимыми, так как внеурочной работой негде и некогда заниматься. А на нее отводится 10 часов!

СанПиНы, к слову, запрещают учебу в три смены. Началка по правилам должна заниматься только в первую смену, но в России есть школы, где второклашки учатся с обеда. И если в расписании стоит пять уроков, то приходят они домой только после шести часов вечера. Третья смена в школах заканчивается около восьми часов. Недовольны все - дети, родители и учителя.

Что конкретно предлагает новая программа? Прежде всего будут ремонтироваться старые здания школ. Таких, требующих капитального ремонта, включая оборудование столовых, туалетов, душевых, спортивных залов, примерно 13 тысяч. Еще 633 здания находятся в аварийном состоянии и будут закрыты. Почти 20 тысяч школ имеют уровень износа от 50 процентов и выше. Постепенно они тоже будут выводиться из эксплуатации. Взамен регионам помогут построить новые современные корпуса школ. Продолжится сетевое взаимодействие школ, когда их ресурсы - помещения для кружков, кадры, могут быть объединены.

Если еще несколько лет назад многие эксперты и директора школ активно выступали за индивидуальные и, разумеется, дорогие проекты школ от 15 -18 млн рублей за проект. Сейчас программа четко разъясняет: планируется построить новые образовательные организации с использованием типовых проектов. Надо сказать, почти все школы в свое время строились по типовым проектам, которых не так много - около 15. И, по мнению экспертов, начинать модернизацию школ надо с подготовки документации и проектов реконструкции.

Самый распространенный - "самолетик" - в виде буквы Н. Таких школ полно в любом крупном городе. Но сегодня слово "типовые" совсем не значит "одинаковые". Новых проектов будет гораздо больше. Все помещения новых школ должны быть "функционально гибкими": спортзалы легко превращаются в залы для танцев, а столовые или буфеты, скажем, в кинозалы или помещения для изостудий. Если программа будет принята, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства разработает типовые проекты для разных климатических зон страны и внесет их в реестр, которым смогут пользоваться регионы. Деньги на строительство даст федеральный бюджет.

13 млн детей учится сейчас в российских школах

О массовом проектировании вспомнили не случайно. Оно поможет не только сэкономить, но еще и избежать лишней бумажной волокиты. По словам сотрудников градостроительных институтов, чтобы собрать согласования для одного объекта, нужно принести 22 тома бумаг. Для того чтобы начать проектирование, потребуется 30 разрешительных документов.

В некоторых регионах, таких как Москва, уже есть свои базы данных рекомендованных типовых проектов школ и детских садов. Судя по ним, школы будущего не выше трех этажей: соединенные друг с другом отдельные небольшие корпуса с отдельными входами и рассчитанные только на одну смену! Это не случайно. Ведь школы в перспективе будут не только местом учебы, но и своеобразными культурными центрами, в том числе и для взрослых.

Еще один путь расширения школ - пристройки к зданиям. Недавно на одном из архитектурных конкурсов в Москве было представлено семь вариантов таких пристроек. Архитекторы соблюдали несколько важных правил: время строительства - полгода, цена - до 30 млн рублей, площадь - 900 кв. метров.

Регионам рекомендуется активнее использовать для учебных целей возможности центров творчества и других организаций дополнительного образования, профессионального и высшего образования. Иными словами, если в школе нет спортзала, а рядом находится вуз, где этот зал есть, почему бы не проводить уроки физкультуры в университете?

Что и когда

2018 год - ликвидируется третья смена

2021 год - начальная школа и 10 - 11 классы будут учиться только в первую смену

2025 год - все ученики будут учиться в одну смену

Родительская общественность обращается к Вам, Владимир Владимирович, с просьбой обратить своё особое внимание на проблему обучения детей во вторую смену в школах России. Дело в том, что родители, а главное сами дети постоянно находятся в состоянии непрерывного стресса, обучаясь во вторую смену в школе либо пребывают в перманентном ожидании перспективы обучения во вторую смену. В Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в положении 10.4. находим: В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. В реальности это выглядит следующим образом. Первоклассники обучаются в первую смену, адаптируются, у них налаживается режим, первая половина дня закрепляется как наиболее продуктивная в плане обучения часть дня. Далее на 2-м, 3-м, 4-м годах обучения администрация школы на свое усмотрение может перевести ученика на обучение с первой во вторую смену. В пятом классе ребенок вновь вынужден будет перестраиваться на иной режим активности, обучения. И так далее. Психологи утверждают, что суточный биоритм психической активности человека выстроен таким образом, что первый его пик приходится на 8-12 часов утра, а спад на середину дня – 12-16 часов. Поразительно, что в тех же СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в главе X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса пункт 10.7. читаем: 10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил). В приложении 3 читаем: Гигиенические рекомендации к расписанию уроков Современными научными исследованиями установлено, что биоритмический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся 2 и 3 ступени образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках. В связи с этим у нас, родителей, возникает вопрос: почему нашим детям, несмотря на все рекомендации специалистов, навязывается обучение во вторую смену? По какой причине чиновники вместо того, чтобы регулярно проводить мониторинг ситуации по школам относительно достаточного количества школ, кабинетов, учителей и многого другого и устранять причины возникновения классов, обучающихся во вторую смену вынуждают школьников приспосабливаться и учиться во вторую смену? Почему там, где образовательная система даёт сбой крайними оказываются самые беззащитные - дети? Итак, получается, что ребенок, обучающийся во вторую смену трудится умственно в самые непродуктивные часы суток. Страшно представить к каким последствиям со стороны физического и психического здоровья школьников приведут такие перегрузки, нарушение работы внутренних биологических «часов». Как такие скачки в режиме обучения и в режиме дня в целом скажутся на здоровье и работоспособности наших детей? Будет ли в будущем, войдя во взрослую жизнь, человек, системно обучавшийся во вторую смену эффективно работать в первой половине дня? Также очень большая проблема для работающих родителей - обеспечить контроль за приготовлением ребенком, обучающимся во вторую смену, домашних заданий. В то время как родители на работе не ясно кто будет отвечать за соблюдение детьми, обучающимися во вторую смену, режима дня (первой его половины). Далеко не все родители готовы бесстрашно воспринимать тот факт, что ребенок обучающийся во вторую смену будет добираться до школы самостоятельно, а возвращаться домой из школы в темное время суток (особенно это касается зимнего периода). Ведь вторая смена заканчивается в 17.00,18.00, 19.00, а в некоторых школах и в 20.00. В то время как дети, обучающиеся в первую смену, в это время уже несколько часов как дома и, как правило, успели совершить прогулку со сверстниками, сходить на кружки по интересам и спортивные секции, отдохнуть. Очень беспокоит родителей школьников, обучающихся во вторую смену реализация статьи 31 Конвенции о правах ребенка. А именно:Статья 31 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха. Сложности с реализацией вышеперечисленных прав ребенка возникают в той связи, что секций и кружков, осуществляющих свою деятельность в первой половине дня, крайне мало, а в некоторых населенных пунктах секций и кружков, работающих в утренние часы, не существует в принципе. В результате, школьник, обучающийся во вторую смену, лишен права выбора и не имеет возможности развиваться творчески в тех направлениях, к которым имеет склонности,способности. Стоит особо отметить, что настоящим испытанием для семей, где есть два и более школьников, становится обучение детей в разные смены. Наличие обучения во вторую смену в школах России свидетельствует лишь о недостаточной работе соответствующих должностных лиц в направлении преодоления такой исключительной меры, как обучение во вторую смену. Мы, дети и родители, надеемся, что в 21-м веке у нашего правительства есть все необходимые механизмы для создания таких условий, при которых школьники России будут обучаться только в первую смену. Владимир Владимирович! Просим Вас с вниманием отнестись к проблеме обучения школьников во вторую смену и отменить такую форму обучения.

Адресовано Президенту России Путину В.В.