Меню Рубрики

Учимся правильно писать буквы. Учимся писать – как научиться писать

«Разница между письмом и печатанием в том, что в первом случае буквы полностью воссоздаются от начала до конца, а во втором - предлагается, нажав кнопку, всего лишь сделать выбор между готовыми буквами»,

И.Гольдберг.

Палочки прямые, палочки с наклоном, крючочки, завиточки, закругления – это обычный урок в обычной начальной школе. Вчерашние дошколята с усердием «пыхтят», выводя прямые и косые линии, склонившись над своими тетрадками, а родители мучительно думают, как удержать своё «чадо» над выполнением домашнего задания хотя бы на 5 минут. И задают себе вполне резонный вопрос – Не проще ли дать ему клавиатуру компьютера и научить, хотя бы одним пальцем, стучать по нужным буквам? Ведь это легче, быстрее и увлекательнее. А главное – не надо контролировать.


Это величайшее заблуждение. Ища лёгкие пути, мы позже сталкиваемся с неисправимыми проблемами. Дело в том, что младенца мы с детства учили владеть пальцами рук. Мелкая моторика, как воздух, нужна ребёнку для полноценного умственного развития. Ведь все родители видят своих чад в будущем умными и успешными людьми. Для этого и развивают их при помощи кубиков Никитина, пальчиковых лабиринтов, рамок Монтессори, чудесных многоразовых наклеек и так далее.

В раннем детстве некоторые родители не устанавливают чёткий режим своим детям, особенно тем, которые не посещали садик. Таким детям очень сложно переходить на железный школьный режим. Поэтому желая, якобы, добра ребёнку, с нашей точки зрения, не устанавливая ему режим, мы делаем его школьную жизнь в 10 раз тяжелее. Если же дети привыкли и в садике и дома к режиму: в определённое время отдыхать, гулять и заниматься, то в школе на уроках и дома, за выполнением домашнего задания, им будет намного комфортнее и проще, потому что они привыкли к этому с младенчества. Тем же, кто «нежил» своего ребёнка, школьные рамки покажутся Голгофой, и виноваты в этом, прежде всего, родители. Запомните, «добрыми намерениями вымощена дорога в ад». Ребёнку с молодых ногтей надо объяснять, что жить надо по принципу не «ХОЧУ», а по принципу «НАДО». И показывать это на примере мамы и папы. Папа ходит на службу, ремонтирует кран, дверные замки и т.д. Мама ходит на работу и стирает, гладит. Она это делает, потому что «НАДО», чтобы семья была ухоженной, а хочет она, может быть, книгу почитать в тишине или в кино сходить. А папа ремонтирует, чтобы воры не забрались, чтобы соседей не затопило и т.д. Не потому что он «ХОЧЕТ», (он хочет, может быть, на футбол сходить или с друзьями на рыбалку съездить), а потому что «НАДО». В каждом возрасте доступные объяснения. Дети умные, они с младенчества всё понимают. Главное разговаривать с ними чаще и помногу. Выслушивать их, объяснять, что непонятно, и говорить, говорить, говорить.


И ещё, зачем ребёнка учить писать? Запомните – пишут умом, а не пером. С появлением первых наскальных рисунков и до сегодняшнего дня, письменность была и остаётся краеугольным камнем развития человечества. С помощью письменности обобщаются и накапливаются знания людей, расширяются границы их взаимодействия. Письмо – это сложнейшая форма мозговой деятельности, многоуровневый процесс, в который вовлечены различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, общедвигательный, зрительный. Процесс, включающий в себя большое количество операций.

Сначала мотив, затем – побуждение и, наконец, задача: для какой цели, что именно, и в какой последовательности. Затем предложения делятся на отдельные слова, а слова на соответствующие звуки. Следующий процесс – соотнесение каждого звука из слога с определенным зрительным образом буквы. В завершении, с помощью движений руки, буквы изображаются на листе бумаги. При этом каждый процесс требует точной сформированности определенных функций. Необходимо разделить предложения на слова, соблюдать паузы между словами, и чтобы все окончания и предлоги были на своих местах. Сколько усилий! Сколько труда! Сколько требуется умений и энергии! Как активизируется мозг и организм в целом! А еще есть орфография, правила пунктуации и стилистика. Это Вам не технический редактор включить, а мозг отключить до полной деградации! В процессе письма формируется актуальное во все времена качество – умение грамотно формировать свою мысль, говорить без ошибок. Современному поколению, выросшему на СМСках, это даётся всё сложнее и сложнее.


С каждым движением руки, с каждой новой написанной строчкой у маленького писателя образуется все больше связей между различными отделами головного мозга, что делает работу мозга эффективнее для выполнения в дальнейшем более сложных операций. Письменная речь – отличный тренажер для развития мышления в целом. Это бесценный, незаменимый опыт мыслительной деятельности.

Доктор психологических наук Дэвид Сортино из Гарвардского Университета, специализирующийся на психологии развития и клинической психологии, рекомендует письмо от руки в качестве метода стимулирования синхронизации работы полушарий головного мозга. Он говорит о том, что письмо от руки способствует развитию беглости речи.

Обучение письму – это еще воспитание усидчивости, силы воли, терпения, планирования своих действий – качеств, необходимых для лидера, успешного, востребованного в обществе человека. Да, учиться писать – это трудно, долго, не очень интересно. Да, процесс не обходится без ошибок, истерик, упрямства и нервных срывов у родителей. Как же помочь ребенку овладеть навыками письма, сделать так, чтобы все получилось?

1. Следить за своевременностью речевого развития малыша.


Правильное звукопроизношение, богатый словарный запас, грамотно оформленная устная речь – залог успешного обучения письму. На первых этапах ребенок обязательно проговаривает то, что он хочет написать. Трудности в произнесении могут стать серьезным препятствием для написания. Поэтому все дефекты речи необходимо исправить как можно раньше.
2. Развивать мелкую моторику рук.


Уроки чистописания, каллиграфии – это большая нагрузка для мышц руки. Поэтому начинать обучение письму необходимо, когда рука к этому готова. Этому могут способствовать пальчиковая гимнастика, рисование, лепка, работа с ножницами, аппликации.
3. Формировать пространственные представления.


Право, лево, верх, низ, повороты, положение предметов, деталей, элементов в пространстве относительно друг друга, ориентация на листе бумаги (правый верхний угол, начало строки, середина, конец) – знания и навыки, просто необходимые для того, чтобы не терялись, не путались, не скакали буквы по строчкам.
4. Организовать время для занятий.


Регулярность и систематичность выполнения упражнений вырабатывают у ребенка полезные привычки, когда трудное, нежеланное превращается сначала в привычное, а потом в легкое и интересное.
Хочешь узнать – учись. Хочешь дойти – иди. Делать то, что сложно, преодолевая трудности, преграды, самого себя – это единственный эффективный способ развития, обретения чего-то нового. Но гораздо легче и интереснее двигаться вперед, когда рядом близкий любимый человек, который точно знает, для чего это надо, и верит в то, что все обязательно получится.

Несколько месяцев назад мы с Сашей начали заниматься с шершавым алфавитом. Сначала пытались делать все как положено по методике. Но, этот вариант не очень подошел. Поэтому потихонечку у нас нарисовалась своя система (если это можно так назвать) занятий. Кому интересно, выглядит это так.
За одно занятие рассматриваем 2 буквы (одну новую и одну повторяем). Порядок букв значения не имеет. Нужно лишь обращать внимание, чтобы буквы не были похожими (нельзя вместе Е и З, или Л и М, ну и т. п.). Буквы, распечатанные на обычной бумаге я вешаю на доску, чтобы напоминали о себе. Дальше Саша обводит шершавые буквы пальчиками.

Потом делаем обводочки. На печатный вариант кладем лист тонкой бумаги и Саша обводит контур фломастером. Кстати, буквы на фото, Саша полностью обвела сама, без моей помощи вообще. Первые буквы, конечно, получались кривые и часто приходилось помогать. А к середине алфавита, как это заметно по фото, дочка "набила руку".

Эти два упражнения составляют основную часть занятия. Т. е. если мы занимаемся буковками, то эти 2 вещи делаем всегда, а все остальное не обязательно, что захочется из предложенного.

Саша пишет буквы на крупе. Опять же на этом фото, исключительно Сашина работа. Что я ее просила написать, то она и написала. Я сама была немного в шоке. Конечно, далеко не со всеми буквами все так красиво получается. А к концу алфавита, дочка вообще перестала любить писать их на крупе. Теперь на доске выводит.

Так же Саша клеит буквы бусинками с помощью пинцета и пальчиков,

Находит печатные буквы в магнитной азбуке,

Ищет буквы в словах и вместе раскладываем слова по картинкам,

Слушает стихи из азбук,

И с электронного плаката,

Пишет печатные буквы по трафарету.

Есть еще у нас кубики с буквами, но Саше они не интересны. Я уже давно поняла, что конкретно моему ребенку совершенно не подойдет система Зайцева. Дочка никогда не проявляла интерес к кубикам. Самый большой прогресс - построить из них башню, все! Так же пытались мы лепить буквы, но и это не пошло. Точнее Саша лепит все, что угодно, только не буквы.

Я не ожидала, что Саше так понравятся эти занятия. Бывает подходит ко мне, когда я что-то делаю и так жалобно спрашивает: "Мааам! А мы буковками будем заниматься?". Ну, что тут скажешь, занимаемся понемногу:-)

Забыла еще про мультики! Хорошая серия про буквы Азбука - малютка. Уроки тетушки Совы. Когда буквами позанимались, вечерком смотрим короткие мультики о пройденных буквах.

Цель урока: научить учащихся правильно подписывать конверт и оформлять текст письма.

Задачи урока:

  • познакомить с образцами написания в художественной и публицистической литературе;
  • выявить лексические средства, позволяющие отнести текст к жанру письма;
  • формировать умения правильно оформлять конверт и текст письма в соответствии с личностью адресата.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютерная презентация , тетради, конверты для писем.

Ход урока

Организационный момент.

  • Взаимное приветствие.
  • Фиксация настроения.

2. Мотивационный этап, нацеливающий на урок.

  • Что у меня в руках? (Показывает письмо.)
  • Кто разносит письбма?
  • Получаете ли вы письма?
  • А пишите сами кому-нибудь?
  • Трудно ли писать письма? Наверное, нет. Сел и написал все, что душе угодно.
  • А о чем обычно пишут в письмах? (Ответы учащихся обсуждаются.)

Оказывается не все так просто.

Давайте прочитаем письмо, которое написал герой рассказа А.П.Чехова Ванька Жуков своему дедушке о нелегкой жизни в работниках (зачитывается отрывок из письма).

“Милый дедушка, Константин Макарыч!

И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождением и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца. Ни маменьки, только ты у меня один остался…

Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…

Приезжай милый дедушка, Христом-богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется… Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.

На деревню дедушке Константину Макарычу”

Но дедушка почему-то не забрал внука. Могли бы вы ответить, почему?

3. Постановка цели и задач урока.

Чтобы письмо дошло до адресата, нужно правильно подписать конверт. А чтобы адресату было приятно его читать, нужно верно его составить.

Сформулируйте цель нашего урока (учащиеся формулируют цель урока).

А чтобы добиться этой цели, я предлагаю вам:

  • познакомиться с образцами написания писем в литературе;
  • на их основе выявить те лексические средства, которые помогут вам написать письма, учитывая личность адресата и стиль письма;
  • познакомиться с образцом подписания конверта и потренироваться в его оформлении.

4. Создание учебных ситуаций.

УС-1. Как же должен был подписать конверт Ванька Жуков?

Какие условия необходимы, чтобы письмо дошло до адресата? (учащиеся формулируют условия, которые сравниваются с образцом)

От кого Васильева Ивана Сергеевича
Откуда Краснодарский край
г. Кропоткин
ул. Мира д.5
Индекс: 372456

Кому Васильевой Марии Никитичне
Куда Ставропольский край
Шпаковский район
г. Михайловск
ул. Гагарина д. 27
Индекс: 356245

Подпишите конверт для Ваньки Жукова (адреса придумайте сами).

УС-2. А теперь давайте посмотрим, какими бывают письма, о чем они нам говорят и чему мы можем научиться, читая их.

1. Милостивый государь Александр Сергеевич!

Я имел честь получить 13-го сего января пятьсот рублей по счету каретного мастера Эргарда, о чем имею честь, милостивый государь, вас уведомить.

2. Уважаемые читатели!

Наиболее полную информацию о готовящихся к выпуску книгах можно получить из ежегодных аннотированных тематических планов выпуска литературы.

3. Золотая моя Журавушка!

Знаешь ли ты, моя милая, что счастливей твоего Петьки нет человека на свете? Да мне теперь сам сатана – не страшен. Милая, родная, родненькая, спасибо тебе за Сережку, за то, что ты есть у меня, за твое сердце – за все, за все спасибо. Сейчас я сменился с дежурства у пулемета. Небо было ясное, звездное. Я облюбовал одну звезду, самую яркую, и назвал ее Журавушкой. Глядя на нее, я с тобой разговариваю, моя родная.

Обнимаю тебя крепко-крепко. До свидания – Петр. 30.12. 41г.

Анализ писем:

  • Кому адресованы письма? Как вы об этом узнали?
  • Какое из этих писем можно назвать:
    – личным? Почему?
    – информационным? Почему?
    – деловым? Почему?

УС-3. Таким образом, мы увидели, что в зависимости от определенных условий письма бывают разными.

Рассмотрим каждое из этих условий.

Речевая ситуация (анализ речевой ситуации по схеме).

С кем говорим?

  • С близким человеком
  • С незнакомым человеком

Где говорим?

  • В официальной обстановке
  • В неофициальной обстановке

С какой целью говорим?

  • Общение
  • Сообщение
  • Воздействие

Обращение (изучение правил включения обращений в устную и письменную речь).

Начиная письмо, помни об обращении:

Обращение – это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью

При обращении наблюдается особая интонация: на слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза. В предложении обращение может занимать любое место. Обращение выделяется запятыми на письме. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность, злость, недовольство и т.д.

Например: Здравствуйте, бабушка и дедушка!

Тренировочное задание: пунктуация при обращении.

Вставьте недостающие знаки препинания:

  • Я люблю тебя мама
  • Прощай родная моя
  • Напишите пожалуйста мне письмо
  • До свидания папа
  • Здорово браток

Этикетные слова (подбор этикетных слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности).

приветствия прощания просьбы благодарности
  • Здравствуй
  • Доброе утро
  • Мое почтение
  • Здорово
  • Я рад вам
  • Привет
  • Салют
  • Наше вам
  • Хеллоу
  • До свидания
  • Желаю удачи
  • Счастливого пути
  • До скорого
  • Прощай
  • Всего доброго
  • Не поминай лихом
  • Пожалуйста
  • Будьте добры
  • Будьте любезны
  • Не трудно ли вам
  • Будь другом
  • Разрешите
  • Позвольте
  • Спасибо
  • Благодарю вас
  • Премного благодарен
  • Глубоко признателен

5. Формирование умений.

Задание 1. Исправьте ошибки в тексте письма.

Салют мама

Имею честь приветствовать тебя из санатория “Лесные ключи”. В первых строках сия письма уведомляю тебя о своем хорошем расположении духа.

Ты просишь меня не купаться в озере, но нетушки, я не могу удержаться. Так что вынужден отказать тебе в этой просьбе.

Мне так хочется скорее увидеть тебя.

Приезжай!

Не поминай лихом! Люблю, целую.

Твой сын Вася.

Задание 2 (в группах). Напишите письмо, учитывая личность адресата:

  • 1-я группа – маме;
  • 2-я группа – другу;
  • 3-я группа – бабушке;
  • 4-я группа – младшему брату о том, что вы делали сегодня на уроке и о чем вы узнали.

Зачитываются письма, анализируются и корректируются.

6. Рефлексия.

  • Что должно быть в тексте, чтобы оно стало письмом?
  • Что должно быть на конверте, чтобы письмо дошло до адресата?
  • Добились мы поставленной на уроке цели?

Дорогие ребята!

Желаю Вам удачи, успехов в изучении тонкостей русского языка и крепкого здоровья, чтобы Вы смогли с радостью преодолеть все препятствия на Вашем жизненном пути!

7. Подведение итогов урока.

  • Вам понравился урок?
  • Что нового вы узнали?
  • Изменилось ли ваше настроение после урока?

8. Домашнее задание: написать письмо, выбрав адресата, и подписать конверт.

Учителям начальных классов порой не хватает знаний в области литературоведения. Если мы хотим научить детей писать стихи, нам самим нужно сначала разобраться в этом вопросе. Материал взят с сайта «Дети-66.ру» .

Весь материал разбит на уроки.

ВОЛШЕБНИЦА - ПОЭЗИЯ

Урок 1: Ритм. Стопа.

Вот и осень пришла, безотрадная осень. Птицы смолкли, листва облетела в садах. Грустно хмурятся люди...

Здравствуйте, мои дорогие маленькие друзья! Старый учитель, доктор Нулин хандрит, но... пора на урок.

Начнём его с маленького фрагмента из осеннего стихотворения великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Это стихи не для детей. Для взрослых? Да. Но только ли? Разве дети, то есть, вы, не взгрустнёте вместе с поэтом, разве не восхититесь его волшебными строчками:

Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит;
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Ещё на ветке шелестит.

Перечитывая Тютчева и глядя на печальные обнаженные ветви берёз, я подумал: многие из вас – я это точно знаю – сами пробуют сочинять стихи. А это ведь очень непростое дело. И потому давайте поговорим о поэзии.

Почему поэзия – волшебница?

Отчего настоящий поэт, произнося те же самые, что и мы с вами, слова, добивается такого напевного, такого гармоничного звучания?

Впрочем, хочу вас сразу же предупредить: всех и, может быть, самых главных тайн поэзии открыть и объяснить не дано никому. Они открыты только Аполлону, древнегреческому богу солнечного света и вдохновения, да девяти его божественным служительницам Музам, из которых Муза лирической поэзии, звавшаяся Эвтерпой, осеняла Тютчева, Пушкина, да и нас с вами осеняет, коль скоро говорим мы о русской лирике. Даже сами эти великие поэты вряд ли сумели бы объяснить вам, как удалось им создать свои шедевры. Одно слово «вдохновение» заменяет в таких случаях любые объяснения, и мы согласно киваем головами и поднимаем глаза к небу, к солнцу, к Аполлону.

И всё же кое-что среди этих тайн и загадок объяснению поддаётся.

Прежде всего, ответьте, заметили ли вы, что самые первые строки этой моей беседы с вами отличаются от всех остальных? Заметили? Молодцы! Действительно, они построены так, чтобы всё в них, как говорили ребятишки в моём детстве, было в склад и в лад.

А что значит «в склад и в лад»?

Ну, это чтобы слова можно было... пропеть. Действительно, попробуйте, например, пропеть:

Есть короткая, но дивная пора в первоначальной осени...

Сложновато? А так:

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...

Уже легче. А если ещё и разбить одну длинную строчку на две:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора... –

то получится совсем уже легко. Складно, ладно и поётся. Это, в общем, и называется стихами, поэзией.

Она появилась очень-очень давно, во времена незапамятные. Во всяком случае, вряд ли намного позднее обычной, прозаической речи. А в художественной литературе – раньше. Почему? Да потому что в те времена люди ещё не умели писать. А сочинять уже умели. И вот для того, чтобы запомнить сочинённое, а также для того, чтобы порадовать слушателя необычной красивой речью, сочинять стали стихами, складными да ладными преимущественно недлинными фразами. И дыхание во время исполнения под какие-нибудь гусли или лиру можно перевести, и слушатель лучше запомнит.

А как же всё-таки добиваются поэты такого склада?

Ещё раз перечитайте сначала «Есть в первоначальной осени короткая, но дивная пора», а потом «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора»... Улавливаете разницу? Правильно: различие в расстановке слов. И только. Однако эта расстановка слов делается в определённой последовательности. В какой?

Все вы, наверное, помните, как трудно и неуверенно вы читали на первых порах: складывали буквы в слоги, а слоги в слова. В словах, если они были не такие родные и знакомые, как «ма – ма», «па – па», «ба – ба» и «де – да» вы с трудом подыскивали главные, ударные, слоги, подыскивали, пока не вспоминали, пока не узнавали этих слов, слышанных раньше.

УДАРЕНИЕ – очень важная вещь, и особенно – в поэзии, потому что именно правильное чередование ударных и неударных слогов и составляет её основу – РИТМ.

Теперь ясно, что поэтическая строка отличается от обыкновенной ритмом. И, значит, слова для неё подбираются так, чтобы составляющие их ударные и безударные слоги чередовались в определённой строгой последовательности. Самый простой пример:

МА – ма МЫ – ла РА – му.

Здесь три слова. Каждое состоит из двух слогов. Ударные слоги выделены крупным шрифтом. Мы видим, что каждый первый из двух составляющих каждое слово слогов – ударный, а каждый второй, наоборот, безударный. Значит, приведённая строчка – поэтическая. Возьмём пример посложнее.

Люблю грозу в начале мая...

Это – начальная строка стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза». Попробуем разобраться, почему эта строка поэтическая?

Люб – ЛЮ гро – ЗУ в на – ЧА – ле МА – я...

Здесь наоборот, ударный слог – каждый второй. Однако, подчёркиваю, это, КАЖДЫЙ второй.

Есть ли разница между образцами первым и вторым? Конечно. Во-первых, разница художественная, во-вторых, разница в принципе чередования ударных слогов. Оставим пока художественность, продолжим о чередовании.

По принципу чередования ударных и безударных слогов измеряется ритм стихотворения, или его метр. Такое сочетание ударного и безударного слогов называется СТОПОЙ . Стопа совсем не обязательно должна составлять слово.

Вот в словах «люблю» и «грозу» в тютчевской строке действительно по одной стопе, но уже в слове «начале» – не одна, а полторы стопы, потому что в нём три слога – безударный, ударный и снова безударный. А Тютчев составляет строку, как мы уже говорили, строго чередуя безударный и ударный слоги, через раз. И получается, что в последнем слове строки «мая» ударение падает на первый слог, но в стопе он как раз второй, то есть именно такой, какой нужно, чтобы ритм стихотворения сохранился.

Такая стопа, как в приведенной строке Тютчева, или в строке «Мама мыла раму», называется двусложной, потому что состоит из двух слогов. А размеры стихотворений, написанных с помощью двусложной стопы, называются ХОРЕЕМ и ЯМБОМ .

Хорей – это двусложный размер, в котором ударение падает на каждый первый, или нечётный, слог.

Ямб – это двусложный размер, в котором ударение падает на второй, или чётный слог.

Таким образом, получается, что «мама мыла раму» – это хорей, а «есть в осени первоначальной» – ямб. Но это ещё далеко не всё...

Наверное, вы уже немножко устали. Что ж, тогда будем считать: на этом первый урок закончен. Домашнее задание? Попробуйте посчитать, подумать и ответить всего на четыре вопроса. Вот они:
Почему ваш доктор Нулин сказал, что поэзия пришла в художественную литературу раньше, чем проза?
Что такое стопа; есть ли разница между стопой и словом; если есть, то какая?
Как вы думаете, откуда пришли к нам эти слова, понятия и стихотворные размеры – «хорей» и «ямб» ?
Каким размером написаны следующие стихи:

«Весь лес стоит как бы хрустальный...» (Ф. Тютчев)
«Старший – умный был детина...» (П. Ершов)

Да, чуть не забыл... Задание для отличников: отыщите, пожалуйста, и прочитайте полностью то стихотворение Ф.И. Тютчева, фрагмент из которого мы только что прочитали вместе, и напишите маленькое сочинение о нём. Что вам в этом стихотворении особенно понравилось, что вы не смогли понять и вам не объяснили учителя и родители? Вообще, напишите о ваших впечатлениях об осени, которую изобразил поэт, и об осени, которую вы видите своими глазами. А если вы что-нибудь знаете о самом Фёдоре Ивановиче Тютчеве, то напишите и о нём.

До новых встреч, будьте здоровы, послушны и любознательны. Много читайте, много гуляйте и обязательно пробуйте сочинять. Ваш доктор Нулин

Урок 2: Виды стоп

Добрый день, мои дорогие маленькие друзья! Старый доктор Нулин спешит поздравить вас с началом второй четверти и продолжить разговор о том, как рождается волшебство поэзии.

В прошлый раз мы познакомились с двумя поэтическими размерами – ямбом и хореем. Это, как вы помните, размеры двусложные, то есть такие, в которых стопа (метрическая единица с определенным устойчивым чередованием ударных и безударных слогов) состоит из двух слогов. Хорей – это когда в стопе на первом месте стоит ударный, а на втором - безударный слог. Ямб – наоборот.

Но, скажете вы, «Мама мыла раму» – хорей и «Буря мглою небо кроет» – тоже хорей. А какая разница!.. Совершенно верно. Во-первых, «Мама мыла раму» – просто стихотворная строчка, а «Буря мглою...» – великая поэзия. Почему так – нам ещё долго предстоит выяснять. А во-вторых, между этими строчками есть ещё и совершенно формальное различие, а именно: пушкинская строчка длиннее. Давайте снова разобьём обе строки на слоги и стопы и посчитаем.

МА-ма/ МЫ-ла/ РА-му/

Здесь три ударных + три безударных слога, они составляют в последовательном хореическом сочетании три стопы. Такой хорей называется трёхстопным.

БУ-ря/ МГЛО-ю/ НЕ-бо/ КРО-ет/

Здесь четыре ударных + четыре безударных слога, т.е. четыре хореических стопы. Это – четырёхстопный хорей.

То же самое можно определить и относительно ямба. Попробуйте сами разобрать следующие примеры:

Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой;
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой.

(А.С. Пушкин)

Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте
(У. Шекспир, перевод Б.Л. Пастернака)

Однако, помимо написанных ямбами и хореями, в русской поэзии есть и совсем другие стихи. Вот, например:

Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум,
Буря на море и думы,
Много мучительных дум
(А.А. Фет)

или:

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.

(Н.А. Некрасов)

Замечательные стихи, но, не правда ли, совершенно непохожие на те, которые мы уже разбирали? В чем же тут дело? Еще раз займёмся арифметикой.

БУря на НЕбе веЧЕРнем,
МОря серДИтого ШУМ...

Я выделил большими буквами ударные слоги. Сколько их во второй строчке? Три. А сколько безударных? Четыре. На хорей что-то не похоже. Странно?.. Попробуем проследить их чередование.

Первым стоит ударный слог «МО»; затем подряд два безударных «ря», «сер»; потом снова ударный «ДИ», за ним вновь два безударных «то», «го»; наконец ударный «ШУМ». Теперь становится понятно: дело в иной последовательности ударных и безударных слогов. Если в хорее и ямбе ударные слоги чередуются через раз, то здесь – через два слога. А если ударных – три, значит, мы имеем дело с размером трёхстопным.

То же самое и во втором примере, только там строчка более длинная, а значит, и стоп будет больше. Считаем:

СЛАВ-на-я/ О-сень! Здо/ РО-вый, яд/ РЁ-ный
ВОЗ-дух ус/ ТА-лы-е/ СИ-лы бод/ РИТ...
Ударных слогов в каждой строчке – по четыре, значит размер четырёхстопный. А называется он – дактиль.

Итак, запомним: кроме двусложных размеров в русских стихах есть ещё и трёхсложные. И один из них, тот, в котором ударный слог стоит на первом месте, – дактиль. А сколько всего может быть трёхсложных стихов? Догадались? Ну, конечно же, три. Если в дактиле ударный слог – первый, то в амфибрахии – второй, а в анапесте – третий. Приведём примеры.

Амфибрахий:

ОдНАЖды/ в студЁНу/ ю ЗИМню/ ю Пору
Я ИЗ ле/ су ВЫшел;/ был СИЛЬный/ моРОЗ.

(Н.А. Некрасов)

Ах, ЧУДно/е НЕбо,/ей БОгу,/над Этим/класСИчес/ким РИмом,/
Под Эта/ким НЕбом/ неВОЛЬно/ хуДОЖни/ком СТАнешь./

(А.Н. Майков)

Анапест:

Я теБЕ/ ничеГО/ не скаЖУ,/
Я теБЯ/ не встреВО/жу ниЧУТЬ,/
И о ТОМ,/ что я МОЛ/ ча тверЖУ,/
Не реШУСЬ/ ни за ЧТО/ намекНУТЬ./

(А.А. Фет)

НачиНА/ют охО/ту леТУ/чие ЛЁГ/кие МЫши,/
На ночНУ/ю своБО/ду меНЯ/я черДАЧ/ные НИши,/
И вонЗА/ются в НЕ/бо с отЧА/яньем ПО/луптенЦОВ,/
ОттоГО/ что ГосПОДЬ/ не отДАЛ/ им горТА/ней певЦОВ./

(В.С. Светлосанов)

Если вы потренируетесь, поищете в книжках разных поэтов примеры на все известные уже вам пять главных стихотворных размеров, то в дальнейшем легко сможете определять эти размеры просто на слух.

Есть еще одна вещь, которую необходимо сказать в завершение этого урока. Мы уже усвоили, что в стихотворной строчке всё определяют стопы и их количество. А в стопе всё решают количество и чередование слогов. Но вот – дактиль Некрасова:

СЛАВ-на-я/ О-сень! Здо/ РО-вый, яд/ РЁ-ный...

Здесь в первой, второй и третьей стопе точно по три слога, а в четвертой – только два. А дактиль всё равно считается четырёхстопным. Как же так? А дело в том, что стопа, завершающая строку, часто бывает усечённой, однако если в ней есть ударный слог, то даже такая неполная стопа считается полной. Последний слог как бы прочитывается, пропевается молча, паузой. Как, например, если певец уже закончил песню, а музыка еще тихо-тихо продолжает звучать...

Вот и всё на сегодня. А в перерыве между нашими уроками попробуйте поискать примеры всех известных вам стихотворных размеров и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Сколько стоп в этом пушкинском ямбе?

Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой...


2. Сколько стоп в амфибрахии Некрасова?

Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз..

.
3. Сколько стоп в анапесте Фета?

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

И ещё одно задание: попробуйте отыскать усеченные стопы в этих примерах. Отличники могут и должны, конечно, открыть книги стихотворений любимых поэтов и самостоятельно проделать те же вычисления на примерах любимых стихов.

А теперь, до свидания, друзья, до новых встреч. Ваш доктор НУЛИН

Еще: УЧЕБНИК СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.

«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо? И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.

Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.

Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.

И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.

План урока:

Основные составляющие каллиграфического успеха

Развитая мелкая моторика

Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.

Для этого подходят такие задания-развлечения как:

  • рисование и раскрашивание карандашами;
  • лепка из пластилина;
  • конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
  • бисероплетение;
  • оригами;
  • работа с ножницами;
  • перебирание круп и т.п.

Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.

Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.

Крепкая спинка

Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.

А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.

Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена , обязательно почитайте.

Правильная ручка

Ручки бывают разные:

  • гелевые и шариковые;
  • тоненькие и толстенькие;
  • гладенькие и шершавенькие;
  • красивые и не очень.

Какую же выбрать для младшего школьника?

В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.

Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.

Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.

Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.

Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.

Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.

Правильный захват ручки

Если ребенок держит ручку вот так

или вот так

Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.

А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.

Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.

К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.

Способ «Пинцет»

Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.

Способ «Контрольная точка»

Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.

Способ «Резиночка»

Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.

Способ «Салфетка»

Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.

Способ «Ручка-самоучка»

Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.

Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.

Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?

Тренировки

Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.

Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.

Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать .

Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.

Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.

До новых встреч, в новых интересных статьях!

Всегда ваша, Евгения Климкович