Меню Рубрики

Детские стихи. Детские поэты

Меня попросили составить какой-нибудь рейтинг в моей профессиональной области. Если в чем-то я и могу себя чувствовать профессионалом, так это в чтении детям стихов, все-таки многодетный отец (у меня и документ есть, правда, слегка устаревший). В Детский канон вошли стихи, без которых я не представляю себе выращивания детей. Чтобы не растекаться мыслью, я задал себе несколько ограничений. Во-первых, это стихи, написанные на русском языке (чудесные переводные строчки были решительно отброшены). Во-вторых, это стихи авторские (пришлось пожертвовать бессмертным «Раз. Два. Три. Четыре. Пять. Вышел зайчик погулять...», ну и «Чижиком-Пыжиком» заодно), точнее говоря, известных авторов. В-третьих, от каждого автора в Детском каноне — только одно стихотворение. Проблема выбора одного стихотворения для некоторых авторов становится настоящей мукой, но об этом позже.

1. «Руслан и Людмила»

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Пойдет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит...

А.С. Пушкин

Начинать приходится с Пушкина. А куда деваться, если Александр Сергеевич писал для детей и, как обычно, гениально. Выбрать одно-единственное стихотворение невозможно. Есть еще «Три девицы под окном пряли поздно вечерком» или «Жил-был поп, толоконный лоб», ну и так далее. Остановился все-таки на начале поэмы «Руслан и Людмила» по одной простой причине. Это первые строчки, которые я выучил наизусть. Кажется, мне было три года, и я не вполне понимал, что значит «Там лесыдол видений полны, тамазаре прихлынут волны»...

2. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Крошка сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

— Что такое хорошо

и что такое плохо?..

В. В. Маяковский

Еще один взрослый классик в Детском каноне. Выбрать у него «одно-единственное» полегче. Есть, конечно, еще «Что ни страница — то слон, то львица» («Зверю холодно зимой. Зверик из Америки. Видел всех. Пора домой. До свиданья, зверики!»), но «Кроха» как-то фундаментальнее и философичнее. В конце концов, «Кроху» знают все.

Кстати, не всем гениям «взрослой поэзии» удавались детские стихи. Например, «Примус» или «Муху» Мандельштама не то что включать в канон, но и упоминать не буду.

3. «Иван Топорыжкин»

Иван Топорыжкин пошел на охоту,

С ним пудель пошел, перепрыгнув забор,

Иван, как бревно, провалился в болото,

А пудель в реке утонул, как топор...

Даниил Хармс

Даниилу Хармсу можно простить все. Даже фразу: «Травить детей — это жестоко. Но что-нибудь ведь надо же с ними делать!». Но вот представить себе, что после этой фразы еще можно писать прекрасные детские стихи, трудно. А ведь так и есть.

Очень хотел включить в Детский канон еще Евгения Шварца с его «Шел по дорожке хорошенький щенок. Нес в правой ножке песочный пирожок своей невесте, возлюбленной своей, чтоб с нею вместе сожрать его скорей». Но для Шварца детские стихи скорее случайность, да и знать их особо никто не знает. Короче, из этой плеяды ни Шварца, ни Олейникова, ни Введенского. Только Хармс.

4. «Телефон»

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Откуда?

— От верблюда?

— Что вам надо?

— Шоколада.

— Для кого?

— Для сына моего.

— А много ли прислать?

—Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!..

Корней Чуковский

Чуковский — безусловная вершина русской детской поэзии. И он, в отличие от предыдущих, в первую очередь именно детский поэт. Выбрать у него одно, так сказать, лучшее стихотворение невозможно. Есть еще «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр» и многое другое. Единственное, что с некоторой горечью приходится признать: некоторые строчки стали для сегодняшних детей не вполне понятными. Что такое «умывальников начальник и мочалок командир»?

Чуковский открывает плеяду советских детских поэтов. Их много, очень много, всех не назвать, но еще троих назову обязательно. Просто есть такой советский мини-канон: Чуковский, Маршак, Барто, Михалков.

5. «Вот какой рассеянный»

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки —

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Самуил Маршак

Самуил Маршак — замечательный переводчик, в том числе и детских стихов («Шалтай-Болтай» и другие). Собственных же детских стихов такого уровня у него не слишком много. Кроме «Рассеянного», бесспорно, в вечности останется «Багаж» («Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку»), ну и «Почта» («Кто стучится в дверь ко мне. С толстой сумкой на ремне»). Остальное, пожалуй, спорно.

6. «Дядя Степа»

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча,

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан...

Сергей Михалков

Как ни относись к Сергею Михалкову (слышал, что его не все любят), без «Дяди Степы», «Песенки друзей («Мы едем, едем, едем в далекие края») и великолепного детского диалога про «А у нас в квартире газ, а у вас?» честного Детского канона не получится. А у нас все по-честному. В общем, вы, товарищ, «сядьте на пол, вам, товарищ, все равно».

7. «Болтунья»

Что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок — мне петь охота,

За кружок по рисованью

Агния Барто

У Агнии Барто есть несколько потрясающих стихотворений. Для самых маленьких «Игрушки» — короткие стихи про Таню, которая плачет, зайку, которого бросили, мишку, которому оторвали, бычка, который качается. Ну и вообще, она мастер звука и интонации. Кто не верит, прочтите вслух «Болтунью». Кстати, «Любочку» («Синенькая юбочка, ленточка в косе») спели «Маша и медведи». Значит, все еще современно.

8. «Пони»

Пони девочек катает,

Пони мальчиков катает,

Пони бегает по кругу

И в уме круги считает...

Юнна Мориц

Кроме официального советского канона существовал еще советский интеллигентский. Как правило, в него входили «взрослые поэты», как бы заодно пишущие для детей. Здесь надо назвать Бориса Заходера (в первую очередь великого переводчика), Генриха Сапгира, но в Детский канон я включил Юнну Мориц и Вадима Левина, известность которых поддержана еще и музыкой. Прежде всего вспоминаются песни на их стихи, которые пели Никитины. Замечательное стихотворение Сапгира все-таки процитирую: «Как-то раз на дне стакана Карлик встретил Великана. — Как же ты пролез в стакан? — удивился Великан».

9. «История о Джонатане Билле»

Джонатан Билл,

который убил

в Черном Бору,

Джонатан Билл,

который купил

в прошлом году

Джонатан Билл,

который уплыл

к тетушке Трот, —

этот самый Джонатан Билл

очень любил компот.

Вадим Левин

Удивительная книжка Вадима Левина «Глупая лошадь», которая стала, как я уже сказал, детской классикой для советской интеллигенции. Так уж сложилось, что английские стишки для русских детей и их интеллигентных родителей практически как родные. Постарались и Маршак, и Заходер, и другие переводчики. «Робин-Бобин» или «Крошка Вилли-Винки»— это ведь совсем наше, хоть и переводное. Левин пошел дальше и просто сочинил русские английские стишки. То есть если быть педантом и занудой, как бы английские. Или, как пишет сам Левин, «мои переводы старинных английских баллад, включенные в эту книгу, настолько новы, что англичане еще не успели написать их подлинники».

10. «Муха»

Тонет муха в сладости

В банке на окне.

И нету в этом радости

Ни мухе и ни мне.

Олег Григорьев

По-моему, замечательно, даже несмотря на то, что союз «и» перед «ни мне» явно лишний, по крайней мере с точки зрения лингвиста. Олег Григорьев — поэт, при жизни не признанный официально, но, как сейчас любят говорить, культовый. Он считается одним из создателей жанра «черных стишков»: «Я спросил электрика Петрова: Для чего ты намотал на шею провод? Ничего Петров не отвечает, только тихо ботами качает». И еще вот это: «Вот женщина красивая, в кустах лежит нагой, другой бы изнасиловал, а я лишь пнул ногой».

Забыл предупредить: последнее стихотворение ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не читайте детям. Могут правильно понять.

11. «Рыжий»

Если мальчик конопат,

Разве мальчик виноват,

Что родился рыжим, конопатым?

Но, однако, с малых лет

Пареньку прохода нет,

И кричат ехидные ребята:

— Рыжий! Рыжий! Конопатый!

Убил дедушку лопатой! —

А он дедушку не бил,

А он дедушку любил...

Э. Успенский

Эдуард Успенский — гений, титан, отец сегодняшней детской поэзии. Единственный детский поэт, по масштабу приближающийся к великому Корнею. За его тексты позднего советского периода (выбор «Рыжего» в качестве «лучшего» стихотворения, конечно же, условен) ему можно простить послеперестроечные метания в поисках актуальности и даже новый перевод «Карлсона». Just business, по-видимому.

12. «Вредные советы»

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять...

Григорий Остер

Григорий Остер, пожалуй, единственная общепризнанная вершина постсоветской детской поэзии (писал-то, конечно, и раньше, но печатали его не так много). Он повсюду, и, я знаю, кого-то это раздражает. Но раздражение уйдет, а вредные советы останутся. «Тормозите лучше в папу, папа мягкий, он простит».

13. «Семейная тайна»

Мама — зебра, папа — лось.

Как им это удалось?

Рената Муха

Снова муха (вдобавок к цокотухе и григорьевской), но на этот раз это фамилия. Рената Муха — автор, намного менее известный, чем перечисленные выше, хотя пишет давно и замечательно. Так что можно считать пункт 13 своего рода субъективным бонусом. Здесь могли бы оказаться строки Михаила Яснова, Марины Бородицкой, Тима Собакина или кого-то еще, но пришлось выбирать. Я выбрал Ренату Муху. Тем более что и взрослых ее строки наверняка заинтересуют.

Стихи для детей писали очень многие русские поэты, считая, что литература, в первую очередь, должна выполнять образовательную и воспитательную функции. Подобные произведения характеры для творчества Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, Даниила Хармса и Бориса Заходера, Самуила Маршака и Сергея Михалкова. Некоторые поэты, в числе которых — Агния Барто, Эмма Мошковская, Корней Чуковский, Эдуард Успенский и Григорий Остер, по праву считаются детскими авторами, так как их творчество, в первую очередь, адресовано подрастающему поколению.

Принято считать, что детская поэзия довольно примитивна по форме и содержанию. Однако этот литературный жанр является одним из самых сложных. Ведь до маленького читателя нужно не только донести смысл произведения, но и придать ему такую эмоциональную окраску, чтобы стихотворение стало не просто рифмованным повествованием, но и помогло найти ребенку ответы на интересующие его вопросы.

10 место. Например, все без исключения родители сталкиваются с проблемой кормления детей, которые отказываются есть полезную кашу, требуя вместо нее сладости. Чтобы убедить малышей в необходимости полноценного и здорового питания, поэт Лев Кузьмин написал стихотворение «Как добраться до небес?» . В нем он рассказывает о том, что сделать это довольно непросто, так как нужно обладать силой и ловкостью, чтобы сперва залезть на самое высокое дерево в лесу, а потом встать ногами на тучи и начать свое путешествие по бескрайним небесным просторам. Однако для этого, по мнению автора, сперва нужно сесть за стол и съесть тарелку манной каши, без которой подобной путешествие попросту невозможно.

«Как добраться до небес?» Л.Кузьмин

Что нyжно сделать, бpатцы,
Чтоб до небес добpаться?

За стол сначала нyжно сесть,
Таpелкy манной каши съесть,
Потом в зеленый лес пойти,
Большое деpево найти,
И ввеpх
По кpепким сyчьям
Подняться к белым тyчам.
А там — на тyчy встать ногой,
Шагнyть на pадyгy дpyгой.
И вот yже нас не достать,
И небеса все наши…
Но, повтоpяю, начинать
Hам нyжно с манной каши!

9 место. Взаимоотношения с внешним миром являются одной из ключевых тем детской поэзии. Ребенок, познавая живую природу и свое окружение, нередко совершает непростительные ошибки, причиняя боль живым существам и даже не задумываясь о последствиях своих поступков. Чтобы уберечь малышей от подобного необдуманного поведения, поэт Саша Черный написал стихотворение «Что ты тискаешь утенка» , в котором пытается объяснить малышам, что детеныши домашних животных не относятся к разряду игрушек. Маленький утенок в руках дворового мальчишки испытывает панический ужас и пытается вырваться, хотя ребенку кажется, что он не делает ничего плохого. Чтобы понять, что испытывает в этот момент едва оперившийся птенец, поэт предлагает мальчишке представить, что его в качестве игрушки выбрал для себя неповоротливый бегемот. Одно его неуклюжее прикосновение может стоить человеческому детенышу жизни, равно как и попытки поиграть с утенком могут привести к гибели птенца.

«Что ты тискаешь утенка» С.Черный

Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку —
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притиснешь — и капут.

8 место. Не секрет, что большинство детей является очень впечатлительными и ранимыми. Обидеть ребенка довольно легко, и для этого порой достаточно одного неправильного слова или же брошенного исподлобья взгляда. Между тем, способность чутко улавливать настроение взрослых и царящую в доме атмосферу нередко заставляет детей страдать. Чтобы научиться преодолевать подобные чувства, которые во взрослой жизни способны доставить массу проблем, поэтесса Эмма Мошковская посвятила всем малышам очень поучительное стихотворение «Обида» . В нем она рассказывает о том, обидевшись на весь мир, ребенок перестает замечать то, что раньше доставляло ему огромное удовольствие, становится замкнутым и неразговорчивым. Однако такое поведение является для жизнерадостных малышей неестественным, оно зачастую продиктовано желанием обратить на себя внимание взрослых. Пройдя через это маленькое испытание, каждый ребенок рано или поздно понимает, что обида – не самое лучшее чувство, избавление от которого дарит настоящую радость и ощущение освобождения от тяжкого груза.

«Обида» Э.Мошковская

Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже
не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже
не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!

7 место. Одной из самых сложных задач для родителей является приучение ребенка к чистоте. Действительно, как можно вернуться домой с прогулки без грязи на одежде, если вокруг столько удивительно глубоких неизведанных луж? В качестве помощника для решения подобной задачи можно воспользоваться стихотворением Владимира Орлова под названием «Как узнать своего поросенка?» , которое наверняка заставит малышей задуматься о собственном поведении и не забывать о чистоте даже во время самых азартных дворовых игр.

«Как узнать своего поросенка?» В.Орлов

По лужам носились ребята,
Прошу извинить — поросята.
(А, впрочем, бывают ребята
Такие же, как поросята.)
Но вот появляются мамы —
Солидные, строгие дамы,
Бегом направляясь к ребятам,
Простите к своим поросятам.
— Скажите, пожалуйста, мамы,
У вас не случаются драмы?
Чужого нельзя поросёнка
Принять за родного ребёнка?
Красивы они и пригожи,
Но все абсолютно похожи!
-Простите! — ответили мамы. —
Мой хрюшечка чистенький самый.

6 место. Истины, которые являются прописными для взрослых, далеко не всегда понятны детям. Например, как объяснить малышу, что такое день и ночь, и почему они сменяют друг друга? Решить подобную задачу попыталась поэтесса Надежда Григорьева в своем стихотворении «Сутки» , которое поможет юным проказникам не только получить представление о времени, но и научиться его правильно планировать.

«Сутки» Н.Григорьева

Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
-Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.

В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.

Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам — вкусный ужин.

Ночью на небе — луна,
Очень строгая она:
Наблюдает — все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем — спокойной ночи!

От утра и до утра
Сутки знает детвора.

5 место. К слову, при помощи стихов детей легко можно обучить основам математики, так как очень многие русские поэты придумывали увлекательные и познавательные считалки для самых маленьких. В частности, одно из стихотворений-головоломок под названием «Два и три» принадлежит поэту Борису Заходеру , в котором он наглядно показал, какими нешуточными проблемами может обернуться для ребенка нежелание учиться правильно считать.

«Два и три» Б.Заходер

Пошел Сережа в первый класс.
С Сережкой не шути!
Считать
Умеет он у нас
Почти
До десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос!
Вот как-то за столом отцу
И задал он вопрос:
- Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь — на пари! —
Я доказать могу всегда,
Что их не два, а три!
Считаем вместе:
Вот ОДИН,
А вот и ДВА, смотри!
ОДИН да ДВА, — закончил сын, —
Как раз и будет ТРИ!
- Вот молодец! — сказал отец. —
И в самом деле три!
И потому
Я два возьму,
А третий ты бери!

4 место. Семья и школа являются главными составляющими жизни большинства детей. Поэтому неудивительно, что многие русские поэты посвятили этим важным аспектам формирования личности ребенка свои стихи. Самым волнующим днем в судьбе каждого малыша по праву считается 1 сентября, когда малышу впервые предстоит сесть за школьную парту. Его основная задача – хорошо учиться, о чем в своем стихотворении «В школу» напомнила всем детям поэтесса Зинаида Александрова .

«В школу» З.Александрова

Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
— Вы идете в первый раз
В первый класс учиться.

Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле…
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.

Дачный поезд отошел,
Мимо окон мчится…
— Обещали хорошо,
Лучше всех учиться!

3 место. Правда, со временем тяга к знаниям у детей заметно ослабевает, и это вполне естественно. Ведь жизнь так многогранна и разнообразна, а ее соблазны подчас бывают гораздо сильнее желания постигать азы наук в душном школьном классе. Тем не менее, без знаний в наши дни стать по-настоящему успешным человеком невозможно, о чем в своем поучительном стихотворении «Кот и лодыри» рассказал поэт Самуил Маршак .

«Кот и лодыри» С.Маршак

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.

Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

2 место. Безусловно, школа дает основы знаний, которые в будущем пригодятся каждому ребенку. Однако гораздо важнее то, какие именно навыки, традиции и принципы он вынесет из собственной семьи, когда придет время вступить во взрослую жизнь. Главная задача родителей заключается в том, чтобы научить своего малыша чуткости и вниманию к тем, кто его окружает. И в этом отношении весьма показательным является стихотворение Михаила Садовского «У кого мы учимся доброте?» . В нем автор рассказывает о том, что самыми первыми и самыми главными учителями детей являются их родители, и именно от них зависит, каким именно вырастет их ребенок.

«У кого мы учимся доброте?» М.Садовский

У кого мы учимся
Доброте?
У черники дымчатой
На кусте,
У скворца, летящего
С червяком,
У лугов, причёсанных
Ветерком,

У колосьев, зреющих
На полях,
У дождя, приплывшего
В облаках,
У шута, дарящего
Людям смех
И у солнца ласкового
Для всех,
У больших кивающих
Нам слонов
И у песни папиной,
Что без слов —
У всего открытого
Нам вокруг,
Но сперва — у маминых
Добрых рук.

1 место. Не менее важным воспитательным фактором является наличие в семье нескольких детей, что помогает старшим ребятам стать более ответственными, а также развивает в них чувство долга, стремление всегда придти на помощь близким. Достаточно прочесть стихотворение Елены Благининой «Научу обуваться и братца» , чтобы понять: дети – это весьма пластичные существа, которые очень часто копируют поведение взрослых и могут стать настоящими помощниками, если тягу к этому культивировать с первых лет их жизни.

«Научу обуваться и братца» Е.Благинина

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.

Стихи для детей мал мала меньше

Сегодня в интернете на детских сайтах можно без особого труда найти стихи мал мала меньше для самых маленьких детишек ,очень коротенькие и легкие для запоминания. Заучивание стихотворений на память в детском возрасте – не только обучающий момент, но и воспитательный. Родители и педагоги знают, что учить стихи – это очень важно. Это расширяет кругозор малыша, учит его воспринимать поэзию, развивает речь и формирует культуру маленького человека. Особенно, таким способом, развивается и тренируется память, то есть,маленький ребенок развивается ,запоминая простенькие стихи меньше мал мала,состоящие из двух-трёх коротких предложений.

Заучивать стихотворение нужно выразительно. Так уж устроен ребенок. Если все это делать без чувств и эмоций, малышу стишок покажется бессмыслицей. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах не особенно заботятся о выразительном чтении. Детей, ведь, в группе много. Коллективное заучивание превращается в монотонное звучание. Это неверный подход.

От него толку будет мало. Учить стихи нужно индивидуально. Если ребенок с детства не проникнется поэтической красотой, то, повзрослев, он вряд ли будет интересоваться поэзией. Мы подготовили для ваших маленьких деток очень коротенькие и простые стихи мал мала меньше ,характеризующие те или иные свойства объектов и в доступной форме описывающие правила поведения,необходимые для развития ребёнка.

Стихотворный мотив воспринимается с младенчества, поэтому начинать заниматься с детьми нужно как можно раньше. Детки с превеликим удовольствием слушают стихи . Они воспринимаются ими гораздо легче, чем проза.

Большинство детских авторов пишут свои произведения именно в стихах. В отличие от прозы стихи не утомляют и откладываются в подсознании. Так как стихи запоминаются детьми очень легко, родители должны это взять на вооружение. Стихи улучшают память, а значит, и повышают общий уровень обучаемости ребенка. Хорошая память поможет в школе легче усваивать пройденный материал. Чем раньше вы с ребенком начнете учить стихи, тем легче ему будет запоминать на школьных уроках формулы.

Чтобы стишок легче запоминался
, он должен соответствовать возрасту малыша. Не стоит заставлять маленького ребенка учить стихи для взрослых. Гораздо лучше будет воспользоваться детскими классическими произведениями, написанными Михалковым, Барто, Чуковским.

Нужно обратить внимание и на темперамент ребенка. Подвижным детям лучше подбирать стихи ритмичные, веселые , а спокойным, медлительным детям – плавные. Конечно, в школе уже таких разграничений не будет, но пока, в начале, стоит действовать именно так. Разные варианты коротеньких стихов для детей мал мала меньше вы найдете в конце статьи.

Лучше будет учить стихи не просто так, а для кого-нибудь из родных и близких. Например, в качестве подарка для мамы, папы, бабушки, дедушки. И только в семь-восемь лет ребенку нужно постепенно втолковывать, что стихи нужно учить и для себя.

Лучшие стихи деткам мал мала меньше для заучивания. Следите за тем,чтобы малыш старался читать стихи с выражением.
Следующая статья:

Стихи не только веселят деток, но и помогают им в развитии речи и жестикуляции, вызывают у них массу положительных эмоций. Поэтому каждая мама однажды начинает учить с ребенком его первые стихи. Бесспорно, здесь вне конкуренции стоит цикл “Игрушки” А.Барто. Мы предлагаем несколько других коротеньких стишков, которые также легко ложатся на слух малыша и хороши для восприятия.

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.

Зайку бросила хозяйка –
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

✔КОЗЛЕНОК

У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.

✔ЛОШАДКА

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

✔САМОЛЕТ

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажег.

✔КОРАБЛИК

Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
– Прокати, капитан!

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

✔ГРУЗОВИК

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.

✔Мой пёс

Чудеса! – сказала Люба.-
Шуба длинная была,
В сундуке лежала шуба,
Стала шуба мне мала.

✔Заигра ла музыка

Заигра ла музыка,
Карусели кружатся,
Закружились карусели,
На коней мальчишки сели.
Кони мчатся
Круг за кругом,
Гривы шелковисты,
Полетели друг за другом
В бой кавалеристы.
Заигра ла музыка,
Карусели кружатся,
Закружились карусели,
На коней девчонки сели.
Друг за другом,
Круг за кругом –
Что нам торопиться!
Не в поход спешить подругам –
Сели прокатиться!

✔Резиновейшая Зина

Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзинке принесли.
Она была разиней,
Резиновейшая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновейшая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин.

✔Дождь в лесу

Мы ходили по грибы,
Забирались под дубы.
Вдруг-дождь! Да какой!..
Стала просека рекой!
Я гляжу из-под плаща,
Как, треща и трепеща,
Гнутся ветки на весу.
Дождь в лесу! Дождь в лесу!
Нету больше тишины.
Мы стоим оглушены:
Ливень с ветром пополам
Бьёт по веткам, по стволам!
Ветер, ветер захлестал,
Листья все перелистал.
Дождь в лесу! Дождь в лесу!
Не грибы домой несу –
Одни дождинки на носу.

✔Дикарка

Утро. На солнышке жарко.
Кошка стоит у ручья.
Чья это кошка?
Ничья!
Смотрит на всех, как дикарка.
Мы объясняли дикарке:
– Ты же не тигр в зоопарке,
Ты же обычная кошка!
Ну, помурлычь хоть немножко!
Кошка опять, как тигрица,
Выгнула спину и злится.
Кошка крадётся по следу…
Зря мы вели с ней беседу.

✔Шуточка про Шурочку

Агния Барто

Листопад, листопад,
Все звено примчалось в сад,
Прибежала Шурочка.

Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка…

Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка…

Три листочка подмела,
Подошла к учителю:
-Хорошо идут дела!
(Я тружусь, учтите, мол,
Похвалите Шурочку,
Шурочку, Шурочку…)

Как функционирует звено,
Это Шуре все равно,
Только бы отметили,
В классе ли, в газете ли,
Шурочку, Шурочку…

Как учить стихи с детьми 2-3 лет

Мама с сыном разучивает стихи, читает первую строчку: “Уронили мишку на пол”. Ребенок повторяет: “Уронили мишку на пол”. Мама счастлива – её сын учит первое в жизни стихотворение…

Мама читает вторую строчку: “Оторвали мишке лапу”. Ребенок, чувствуя одобрение, повторяет и эту фразу. Мама читает третью строчку, сын повторяет её и т. д. В результате – общая радость: все выучили!

Только вот малыш не читает все стихотворение самостоятельно. Никакие просьбы “Прочти про мишку!” не действуют. Но только мама прочтет первую строчку, ребенок тут же повторяет. Опять мама рада: “Умеет! Знает!” – и ждет чтения дальше. Ребенок молчит. Опять и опять он повторяет только после чтения матери. Теперь подсказка ускоряется: как только сын читает последние слова первой строчки “на пол”, мама в роли суфлера быстро начитывает следующую. Теперь уже чтение звучит быстрее, веселее. Малыша хвалят. А навык неправильного разучивания уже закреплен!

Ребенок пришел в ясли или в детский сад. Ему нравятся музыкальные занятия, он хочет петь. Прослушав и запомнив первую фразу песни, он начинает петь её каноном. Теперь музыкальный руководитель и воспитатели должны исправлять ошибку родителей, исправлять терпеливо и умело.

Одной из причин сложностей в обучении пению является неправильное разучивание стихов с детьми.

Стихи для детей от 2 до 3 лет подбираются с учетом того, где, как и когда они прозвучат: на праздничном утреннике, зимой или летом, в какой игре, на музыкальном занятии или занятии-развлечении. На празднике могут быть прочитаны 2 или 3 стихотворения. Читают дети с хорошей речью, дикцией и, самое главное, охотно и свободно, с психологической готовностью к выступлению.

Стихи должны быть небольшие, интересные, образные, ясные, понятные. Чем лучше ребенок понял содержание стихотворения, тем больше самостоятельности, творчества и выразительности он проявит при чтении.

Первоначально ребенку необходимо выразительно прочитать от начала до конца все стихотворение. Если ребенок им заинтересовался, спросить: “Почитать еще?” Получив утвердительный ответ, прочитать во второй раз.

На другой день можно поучить стихотворение. Но сначала надо прочесть от начала до конца 2 раза, а затем только первые 2 строчки вместе с ребенком (2-3 раза). Потом надо прочитать третью и четвертую строчки стихотворения и заучить их, повторяя вместе с ребенком. Такое разучивание должно длиться не более 2-х – 3-х минут. Не надо при этом просить детей повторять текст стихотворения самостоятельно. Для музыкального руководителя очень важно, чтобы

Первый сайт детских стихов для детей всех возрастов и на все случаи жизни. Здесь вы найдете детские стихи про детей, про маму, про папу, про семью, про бабушку, про весну, про лето, про осень и про зиму. Новогодние детские стихи про деда мороза, про снегурочку, про ёлочку, про снеговика и про новый год. Стихи для самых меленьких детей, стихи для школьников и дошколят, праздничные детские стихи, стихи про профессии и про животных, стихи знаменитых детских поэтов и малоизвестных детских авторов.

Самая известная и широко читаемая русская советская детская поэтесса, писательница, киносценарист, радиоведущая. Большинство стихов написано для дошкольников и детей младших классов. Стихи отличаются простотой чтения и запоминания.

Русский писатель, поэт, переводчик, литературный и театральный критик. Многие произведения поэта стали хрестоматийными и считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов

Советский и российский детский прозаик, поэт, переводчик, сценарист. Популяризатор мировой детской классики. Наибольшую известность в СССР принесли его переводы и пересказы классических произведений зарубежной детской литературы.


русский писатель и переводчик, поэт-лирик. Мемуарист, пушкинист, исследователь. Писал для взрослых и детей. Член Союза писателей СССР. В 2000 году в Калужской области утверждена литературная премия им. В. Д. Берестова для писателей и поэтов региона

19.07.1893 — 14.04.1930 Русский советский поэт. Один из крупнейших поэтов XX века. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».

Советский детский поэт и драматург. Первые его стихи привёз в Москву С. Я. Маршак. Многие стихи, вошедшие в первые книжки, давно уже стали классикой детской литературы, и порой их знают, но не зная фамилии автора.

Сначала писал басни, юмористические и сатирические стихи для взрослых. А в 1951 г. вышла книжка стихов для детей «Маленькие мастера». Окончил Высшие литературные курсы при Ленинградском институте им. М. Горького. С 1958 г. — член Союза писателей.

Известная русская поэтесса из Москвы. Одна из ярчайших представителей современной детской поэзии.

Русский, советский писатель и поэт. Прославившийся своими забавными и необычными произведениями. Писал легко и играючи. Считается создателем особого стихотворного стиля, способного развивать фантазию и воображение.

Широко известная русская советская поэтесса и переводчица. С 1933 года была постоянным автором, а позже редактор детских журналов «Мурзилка» и «Затейник». В 1936 году вышли её первые книги для детей - «Осень» и «Садко».

Русская советская поэтесса и переводчица. Автор около семидесяти детских поэтических произведений. Детские произведения автора неоднократно переиздавались и вошли в хрестоматии. Многие стихи поэтессы положены на музыку и стали песнями.

Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Поэт современник. Автор стихов и сказок для детей, выпускница Санкт-Петербургского государственного университета по специальности филолог-германист, волонтер благотворительного фонда «АдВита»

Поэт современник. Выпускник Киевского военного института управления и связи. Основное поэтическое направление — литературные произведения для детей дошкольного и младшего возраста.

Русский поэт-символист один из ярчайших представителей русской поэзии Серебряного века. Автор автобиографической прозы, филологических трактатов, исторических исследований. В 1923-м был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Награжден Орденами Ленина и Трудового красного знамени. Являлся самым издаваемым в России автором детской литературы.

Советский и узбекский поэт, писатель, драматург, журналист, переводчик и художник. Автор более 50 книг. Его произведения были включены в учебные программы школ и высших учебных заведений Узбекистана.

Русский советский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист. Автор популярных детских книг. Именем Самуила Маршака названы улицы в Москве, Воронеже, Чебоксарах, Киеве, Донецке, Краматорске и Ялте, проспект в Санкт-Петербурге.


Советский русский писатель, поэт, драматург и публицист, военный корреспондент, сценарист, баснописец, общественный деятель. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.

Популярный детский писатель и композитор. Автор более 30 книг детских стихов и около ста детских песен на свои слова и музыку. Стала одним из авторов – сценаристов телепередачи «Спокойной ночи, малыши» и одноименного журнала для детей.